Анализ стихотворения «Демон» (А.С. Пушкин)
Автор Дарина Донецкая На чтение 5 мин Просмотров 768 Обновлено
А.С. Пушкин написал стихотворение «Демон» во время своей ссылки на юг, поэтому анализ данного произведения раскрывает чувства и переживания поэта в непростой период его жизни. В данный отрезок времени автор отдавал свое предпочтение религиозной тематике, так же ему было близко творчество Иоганна Гёте. Возможно, именно это и повлияло на появление искусителя в русской литературе и его творчестве.
Содержание
- Темы и проблемы
- Жанр произведения и его размер
- Что хотел донести автор данным стихотворением?
- Образы и символы
- Смысл произведения
Молодость. Тема молодости раскрыта в стихотворении при помощи описания майской ночи, пения соловья. Всего того, что ассоциируется с юностью и беззаботностью.
Сомнение. Сомнение же представлено в образе демона, который отрицает любовь и веру, тем самым способного погубить чистую, и светлую душу.
Искушение. Демон так же подстрекает отказаться от целей, просто сдаться. Ведь слабый духом человек не способен противиться подобному соблазну.
Борьба темного и светлого начал. В данном произведении поднята извечная проблема борьбы света и тьмы, только показано это все на примере человеческой души.
Жанр произведения и его размер
«Демон» — это произведение, наполненное лирикой и философией. Благодаря весьма печальным рассуждениям героя, где он анализирует темную сторону личности, а также пытается найти способы, чтобы бороться с ней, это произведение можно отнести к жанру элегии. Написано оно четырехстопным ямбом, что приближает его к разговорной речи, и несет в себе некий характер исповеди. Сомнения и искушения – основная тема данного произведения. Ведь без них невозможно становление личности.
Произведение делится на две части, которые несут в себе различную смысловую нагрузку. Первая часть – это описание того момента жизни лирического героя, где он наслаждался жизнью, любовался женщинами и природой, любил искусство. Был полон надежд и умел мечтать.
«Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь»
Во второй же части произведения юношу начал посещать злобный гений, который благодаря своим насмешкам, клевете и скептицизму начинает отравлять душу героя. Злой гений не знает и не верит в любовь и светлые чувства.
«Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.»
Основную мысль объясняет сам автор – он считает, что цель стихотворения является нравственное воспитание. В юности мы верим в прекрасное, но с возрастом начинает посещать сомнение, которое уничтожает все прекрасные порывы.
Первая часть стихотворения идет в противовес второй. Основным приёмом композиции стихотворения является антитеза. Все эпитеты в первой части произведения несут в себе положительный характер, что резко пропадает во второй части стихотворения. Там, наоборот, эпитеты представлены в более мрачной форме. Тропы в первой и второй части несут разную смысловую нагрузку и тем самым делают произведение более контрастным.
Главное – это правильно воспринять образ демона, но, чтобы понять его, нужно иметь сильный и стойкий характер. Это произведение говорит о невероятной силе воли, стойкости и упорстве. В тот момент, когда демон приходит к жертве, у человека есть возможность подумать о прошлом, переосмыслить его, учесть все ошибки и выбрать верный путь. «Демон» Пушкина учит нас твердо стоять на своем, иметь силу духа, чтобы не поддаться соблазнам, а так же правильно взвешивать свои действия и ошибки.
В самом начале поэт начинает обращаться к образам, а именно: юную, мечтающую душу лирического героя он представляет пением соловья, женским взором. Именно это в его понимании и характеризует чистоту и романтизм того мира, который окружает молодого героя.
«Злобный гений» же показывает скептицизм, отрицание и гнев. Поскольку демону не известна радость и вера в лучшее, он и свою жертву призывает отказаться от всего этого. Все в его образе излучает негатив, отвержение любви и оптимизма. В нем отсутствует все то, что дает силу жить и творить.
«Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал»
Смысл произведения
Первым названием данного произведения, под которым оно и было опубликовано, было «Мой демон». Уже позже название приобрело окончательный вид и стало называться «Демон».
Достаточное количество знакомых поэта считали, что близкий товарищ Пушкина Александр Николаевич Раевский является реальным отражением главного героя. Поскольку именно в тот период Александр Сергеевич был влюблён в жену губернатора, и именно благодаря Раевскому губернатор узнал об этом. Поэт тут же был выслан в Михайловское. Но Александр Сергеевич отрицал любое возможное сходство, и даже собирался дать заметку в газету, подписавшись другим именем, в которой объяснить реальный смысл «Демона». Это единственный раз, когда автор собирался самостоятельно объяснить смысл своего произведения.
В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин наглядно показал ситуацию, в которой был каждый из нас. Когда человека настигают сомнения, кажется, что все идет не так и самым простым решением является все бросить и просто сдаться. Главной мыслью является то, что такое состояние появляется благодаря «злому духу», который вселяет сомнения и нерешительность. Именно из-за демона пропадают мечты, а цели кажутся недостижимыми.
Этот дух приходит к отчаявшимся людям, полным разочарования и тоски, надежды которых оказались неоправданными.
Возможно, в момент написания Александр Сергеевич сам испытывал подобные чувства, и именно это и вдохновило его на написание этого произведения. Поэтому основная идея произведения – это показать человеку то, что никогда не стоит отчаиваться или сдаваться, даже когда все идет не так, как нужно!
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Бытует мнение, что в каждом человеке есть светлая и темная сторона, ангел и демон. Не один поэт пытался воссоздать эти образы. Демонической теме посвятили свои стихотворения А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. В их творениях есть как общие, так и отличительные черты.
А.С. Пушкин был человеком со сложным характером. Будучи лицеистом, он часто влюблялся, считая такую забаву не грехом, а даром высших сил. В молодости Александр Сергеевич часто предавался земным утехам, но по мере того, как жизненные невзгоды оставляли отпечаток на судьбе, поэт осознавал бренность человеческого бытия. Его романтические мысли разбивались о скепсис.
Мрачные будни быстро одолели Пушкина: к 24 годам он узнал, что такое разочарование в любви, власть денег и бессилие пред ними светлых чувств. Все, что творилось в его жизни, молодой человек попытался объяснить потусторонним влиянием. Так в 1823 году появилось стихотворение «Демон». Его ключевой образ – лирический герой, размышляющий о своем прошлом и будущем. Он вспоминает, как некогда его волновало все: «взоры дев», «шум дубров». Особое же наслаждение приносили чувства славы, любви и свободы.
Но в какой-то миг все изменилось. В сладкие «впечатленья бытия» ворвался «какой-то злобный гений». Он язвительно говорил о прекрасном, утверждал, что все это лишь мечта. Гений не верил тому, без чего не бывает человека – любви и свободе. Своими речами он гасил огонь и в сердце лирического героя. Пушкинский демон отличается от мифологического образа: он не искушает человека, а убивает в нем душевные порывы не только к духовному, но и к земному. Интересно, что в образе демона современники поэта увидели Александра Раевского. С этим язвительным и дерзким мужчиной Александр Сергеевич познакомился в южной ссылке. Сам же поэт вскоре опроверг такое предположение о прототипе демона.
М.Ю. Лермонтов с ранних лет увлекался демонизмом. Его очень впечатлило стихотворение А. Пушкина «Демон» Оно и стало толчком к созданию 15-летним Лермонтовым стиха «Мой демон». Литературоведы утверждают, что это эскиз поэмы «Демон».
М. Лермонтов, в отличие от А. Пушкина, не говорит о влиянии демона на его жизнь. Но в стихе отчетливо видно, что поэт восхищается олицетворением зла, а точнее его могуществом. Это легко объясняется независимым, бунтарским характером молодого поэта. Демон Лермонтова мрачен и уныл. Подобно Пушкинскому «злому гению» он отвергает любовь и моления, вселяет в человеческие души равнодушие. Даже муза боится «неземных очей».
Образы демонов в обеих стихах созданы при помощи художественных средств. Поэты используют метафоры, которые помогают проникнуть в души лирических героев и продемонстрировать все коварство злой силы. Идейное звучание усиливается при помощи эпитетов.
Стихотворения похожи по композиции. Они построены, как целостный монолог лирических героев, неразделенный на строфы.
Стихотворение А. Пушкина написано четырехстопным ямбом, а М. Лермонтова – трехстопным амфибрахием.Понравилось сочинение? А вот еще:
Бесенок, Федор Сологуб
Сразу бросается в глаза сравнение с Гоголем. Есть похожий черный юмор и такой же цинизм, но это сходство в основном поверхностное. В то время как у Гоголя в качестве персонажей были более чем живые архетипы (жалкий бюрократ, одержимый игрок, скряга), персонажи Сологуба решительно малы и детализированы. Едва ли им удается обозначить что-либо, кроме собственной ничтожности. Маленький Демон был написан в 1907, но в нем нет ничего от грядущих русских футуристов (хотя в его поэзии, конечно, есть), ни силы предчувствия Мы Евгения Замятина, ни современности чувства Петербурга Андрея Белого. Он более местничен, чем Горький. Маленький Демон страдает клаустрофобией адского видения маленькой деревни, за пределы которой никто никогда не выходит.
Герой Передонов — мерзкий человечек, грубый школьный учитель, мечтающий стать инспектором школ благодаря связям своей невесты Варвары. К сожалению, Варвара, напуганная тем, что Передонов бросит ее ради менее отталкивающей женщины, вступила в союз со старой девой Грушиной и сфабриковала ее связи. Грушина подделывает письма петербургской княжны Передонову. Варвара поддерживает фарс со все более невероятными выходками, пока Передонов не женится на ней, после чего Передонов становится довольно параноиком, и отчасти не без оснований, поскольку большинство людей вокруг него действительно ненавидят его и сплетничают о его грешках. Но под конец он совсем сошел с ума, не желая верить в то, что всем известно — что письма фальшивые, — и вместо этого гоняется за сфабрикованными сюжетами, поджигает бальные залы и, в конце концов, набрасывается на своего тупого друга Володина и перерезает ему горло, все время подстрекаемый «мелким демоном» из названия, который насмехается над ним и подстрекает его. Галлюцинации и нереальность подобны гоголевским «Дневникам сумасшедшего», но нет ни искупления, ни мгновения ясности, только забывчивая тьма.
В контексте лишенного дворянства окружения Передонов занимает в своем окружении роль, аналогичную роли Печорина в лермонтовском « Герой нашего времени », написанном в 1840 г., как бы в отпор более романтическому пушкинскому взгляду на мир. Россия. Печорин был циничным, дерзким оппортунистом, который был не более нравственным, чем окружающие его напыщенные дворяне, но невероятно успешно их эксплуатировал. Лермонтов подразумевал, что логическим завершением мышления Печорина был отягощенный скукой фатализм, но у Сологуба, кажется, был другой ответ: паранойя и навязчивые интриги могут возникнуть так же легко, когда окружающие слишком глупы, чтобы даже действовать предсказуемо в своих собственных интересах. .
Сологуб заполняет книгу другими гротескно-плутовскими анекдотами, которые не так шокируют, как могли бы быть, потому что персонажи такие плоские. Три ворчливые сестры, напыщенный болтун-директор, череда все более унылых чиновников. Но одна история стоит особняком и почти занимает всю книгу, хотя она лишь косвенно связана с повестью Передонова, — это история Людмилы и Саши. Саша — молодая преследуемая студентка, которую Передонов в очередной непонятной схеме продвижения и славы пытается представить девушкой, а Людмила — мелкой, противной женщиной, которая влюбляется в него, движимая мечтами стать королевой дворца. полный парней, бьющих друг друга. Людмила переодевает его в девичью одежду, щиплет, склоняет к поклонению ногам и, в конце концов, соблазняет. В отличие от Передонова, Людмиле удается полностью скрыть роман, когда об этом узнает его тетя, а Саша отлично подыгрывает.
Материал нервирует, если не шокирует; она настолько низменна, что по сравнению с ней безумие Передонова кажется нечетким. И Сологуб, похоже, наслаждается этим больше, чем остальным сюжетом, уделяя все больше времени подробностям их встреч. (Это, а также общее женоненавистничество, человеконенавистничество и похотливость говорят о том, что Сологуб был нехорошим человеком. ) Людмила даже подхватывает некоторые языческие отговорки, которыми она первоначально оправдывала свои извращения по отношению к Саше. Это может быть трэш, но Сологуб оправдывает это тем, что изображает их в оппозиции к Передонову. В то время как Передонов выходит из себя, Саша и Людмила поддерживают (или даже, в случае Саши, устанавливают) свою общественную порядочность, прибегая к тайному пороку. Подразумевается, что Передонов потерпел неудачу, потому что его пристрастие было общественным достижением. Саша и Людмила, несомненно, тоже обречены, но обречены так же, как МакТиг был обречен: если их терпеть, если не уважать, они будут жить, пока их личная жизнь не разрушит их общественную жизнь. В конце концов Мактиг бросает свою стоматологическую практику из-за обещания золота, но Сологуб немного легче, чем Норрис. Сологуб доставляет своим персонажам их личное удовольствие, в то время как в McTeague есть сжатые зубы страдания, высвобождаемые только тогда, когда маленький мальчик мочится на публике и унижает всю свою семью, выражая невероятно подавленную (и подавленную) ярость.
Нельзя сказать, что Сологуб сангвиник, но два основных сюжета Передонова и Саши/Людмилы усиливают друг друга. Передонов был бы просто сумасшедшим среди тупиц, а Саша и Людмила были бы просто извращенными карикатурами, но каждый является реакцией на другого, как неудачи Шарля Бовари углубляют тщетные мечты Эммы. Я не буду вдаваться в подробности о том, как эти два аспекта, один публичный и ненормальный, другой частный и коварный, усиливают друг друга и как это может быть применимо к прошлой и будущей истории России, но я бы сказал, что что-то в этом есть.
Евгений Онегин, написанный Александром Пушкиным (1799-1837)
Я не литературовед, но мне нравится играть на грани. Итак, в духе игры на грани, я представляю следующее на ваше рассмотрение.
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Елизавету за знакомство с Александром Пушкиным и этот восхитительный роман в стихах Евгений Онегин. О Пушкине я, конечно, слышал, но никогда его не читал. Итак, это был приятный сюрприз.
Когда я читал, Евгений Онегин , я услышал отголоски По и Шекспира. Конечно, в работе были десятки других литературных ссылок, подробно описанных в приложении. Я вспомнил По, Ворона и шекспировского Гамлета. Хотя размер был совершенно другим, были сходства, такие как обильное использование аллитерации, схема рифмовки и рифмование некоторых одинаковых слов. По и Пушкин были современниками, и я не мог не задаться вопросом, могли ли их пути пересечься или один повлиял на другого. Итак, я немного покопался и нашел несколько интересных ссылок.
Рассказ о По и Пушкине упоминается в романе советского писателя Валентина Катаева « Время, вперед ». Американский персонаж романа Рэй Руп говорит: «Некоторые стихи Пушкина имели родство с рассказами Эдгара По, что, конечно, парадоксально, но вполне объяснимо. Еще юношей Эдгар По путешествовал в Петербург на лодке. Говорят, что в одном из трактиров там он познакомился с Пушкиным. Они проговорили всю ночь за бутылкой вина, и великий американский поэт подарил сюжет, Человек Толпа , Пушкину». Так что, думаю, я был не единственным, кто это себе представлял.
«Ворон» Эдгара Аллена По имеет внутреннюю рифму и общую схему рифмовки ABCB BB. Метр — это хореический октаметр, который представляет собой один ударный слог, за которым следует один безударный или Дум-да, Дум-да, Дум-да.
Евгений Онегин состоит из 366 14-строчных строф, которые более или менее соответствуют определению сонета, но служат абзацами в стихотворном романе. Всего более 5000 стихотворных строк. Размер – четырехстопный ямб. Ямб — это доля в стихотворной строке, в которой за одним безударным слогом следует ударный слог, который звучит примерно так: ДУ-ДУ, ДУ-ДУ, ДУ-ДУ, ДУ-ДУ со схемой рифмовки АБАБ; ПЗДД; ЭФФЭГГ
Вот несколько примеров сходства и отсылок к По и Шекспиру:
Пушкин: «Взять бы я взаймы – томная печаль» (глава 3 Станца 30)
По: «Напрасно я искал взаймы из своих книг прекращение печали».
Письмо Татьяны Онегину: «Больше никого я не обожаю. Небеса выбрали мое предназначение и сделали меня твоей навеки».
«Моя жизнь до сих пор была залогом встречи с тобой, мой друг, и в будущем Бог сказал.
В конце концов, ты будешь моим опекуном.
По: «Nevermore» используется во всем «Вороне». «Этого Бога мы оба обожаем», «Не оставляй черного плюмажа в знак лжи, которую сказала твоя душа».
Пушкин (Глава 5 Станца 11):
И какой сон страшный
Ей снится
Идет она по долине солнечной
Все вокруг нее тускло светится.
По: «Всё похоже на демона, который спит».
Пушкин: (Глава 7 Станца 15)
«…Рыбаков тускло светили
Татьяна шла, одна и мечтая»,
Пушкин: (Глава 8, строфа 20).
«Не та ли это Таня, которую он когда-то ругал
В том заброшенном далеком месте?»
По: «Клянусь тем небом, что склонилось над нами — клянусь тем Богом, которого мы оба обожаем —
Скажите этой душе, обремененной печалью, если в далеком Эйдене» плоский и несвежий». (Глава 1, строфа 45)
Шекспир: «Мир устал, затхлый, плоский и невыгодный». («Гамлет», действие 1, сцена 2)
Пушкин: «Бедный Йорик!» (Глава 2, строфа 37)
Шекспир: «Бедный Йорик!» (Гамлет, акт 5, сцена 1)
В первой главе я убедился, что у Пушкина у меня был фетиш ног:
«Я люблю их ноги — хотя вы найдете
Что вся Россия едва ли насчитывает
Три пары стройных ног… И все же,
Как долго я забыл
Две специальные ножки. И в моих снах
Они все еще нападают на остывшую душу
И в моем сердце сохраняют свою власть. (Глава 1, строфа 30)
Мне также показалось весьма интересным, что Пушкин предвещал свою смерть в описании дуэли с Ленским. Это было немного прохладно!
В общем, очень интересно читать! Еще раз спасибо за этот чудесный вызов!
pingback: https://wordpress.com/read/blogs/82358410/posts/967
Нравится:
Нравится Загрузка.