Русская культура в 16 веке [России] — искусство, образование, литература, архитектура, живопись, наука, вики — WikiWhat
Основные статьи: История культуры, Россия в 16 веке
Содержание (план)
1. Начало книгопечатания в России
2. Образование в 16 веке в России
3. Религия в 16 веке в России
4. Искусство в 16 веке в России
5. Картинки (фото, рисунки)
Русская культура в XVI веке развивалась в принципиально иных условиях, чем прежде. Исчезла гнетущая власть Орды. На смену ей пришло самодержавие. Оно стремилось возвеличить себя в памятниках культуры. Его новые идеи и военные победы воплощались в великолепных храмах, ярких литературных произведениях и иконах.
Политическая централизация сопровождалась быстрым ростом единообразия в области культуры. Менее заметными становятся местные творческие школы, смолкают голоса бесстрашных старцев-отшельников — обличителей жестокости и коварства правителей. В борьбе между государственной необходимостью и творческой свободой прочерчивались своеобразные контуры русской культуры XVI века.
Начало книгопечатания в России
В XV в. пергамент, на котором писали средневековые книги, был заменён бумагой. Под Москвой построили бумажную мельницу, но просуществовала она недолго. Распространение бумаги как основы для письма связано с книгопечатанием, которое возникло в Западной Европе уже на исходе Средних веков.
Все литературные произведения XVI столетия распространялись в виде рукописей. От руки переписывали и церковные книги. Однако для быстро растущего Московского государства требовалось всё больше и больше книг. При этом важно было добиться строгого единообразия в богослужебных текстах. Единственным способом решения обеих задач было книгопечатание. В Западной Европе оно началось в середине XV в.: в 1445 г. в Германии Иоганн Гуттенберг впервые стал печатать книги; в начале XVI в. в Вильно трудился печатник Франциск Скорина (ок. 1490 — ок. 1551), основатель восточнославянского книгопечатания. В России первые достоверные сведения о нём относятся к эпохе Ивана Грозного.
В 1564 г. при активном участии митрополита Макария и с его благословения в Москве начали печатать книги. В 1564 г. дьякон церкви Николы Гостунского в Московском Кремле и русский первопечатник Иван Фёдоров (ок. 1510-1583) напечатал первую книгу — «Апостол» (одна из частей Нового Завета). Заказчиком издания выступал сам царь. Книга отличалась тщательностью исполнения. Кроме «Апостола», была издана церковнослужебная книга, использовавшаяся для обучения грамоте. Она называлась «Часослов».
Однако обстоятельства не благоприятствовали развитию книгопечатного дела в Москве — недолго просуществовала первая типография в Москве. Противники Ивана Фёдорова сожгли её, объясняя, что он занимался «бесовским делом». Ему самому угрожали расправой. Это вынудило уже на другой год первопечатника Ивана Фёдорова и его помощника Петра Мстиславца бежать из Москвы в Литву. Он обосновался на территории современной Украины, во Львове, где и прожил остаток жизни, продолжая заниматься печатанием книг. По-видимому, против них было выдвинуто обвинение в ереси. Поводом могло послужить то, что при подготовке текста священной книги Иван Фёдоров делал некоторые необходимые поправки в тексте.
В Москве начинание Ивана Фёдорова продолжили другие мастера. Однако это были лишь редкие издания богослужебных книг. Широкое распространение книгопечатания происходит только в XVII столетии.
Образование в 16 веке в России
Государству требовались грамотные люди. Поэтому во времена Ивана Грозного большое внимание уделялось обучению грамоте. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение, чтобы в разных городах страны при церквях и монастырях обучали детей грамоте, счёту и письму. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Загрузка…
Религия в 16 веке в России
- Ересь жидовствующих.
- Московская идеология 16 века.
Искусство в 16 веке в России
- Русская литература 16 века.
- Русская архитектура 16 века.
- Русская живопись 16 века.
Картинки (фото, рисунки)
Категории:
Россия в XVI веке Культура Русского государства
Вопросы к этой статье:
Как развивалась культура России в XVI в.?
Когда в России появилась первая печатная книга?
Кто напечатал первую печатную книгу в Русском царстве?
Как связаны политическая история России XVI в. и развитие культуры?
Проявляется ли в России XVI в. воздействие культуры на политику?
Правильно ли утверждение: «Иван Фёдоров — первый европейский книгопечатник»?
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
культура 16 века
Русская культура 16- 17 веков.
Следует помнить. Что XVI и XVII века в истории русской культуры это 2 различных периода. В XVI веке культура еще полностью средневековая. В этот период еще тесно связан с предыдущим отмеченным борьбой за государственный суверенитет и объединение земель (оно завершается только при Иване Грозном). Культура XVII столетия, порожденная бурями смутного времени по сути своей уже переходная, направленная на формирование нового типа культуры, которая будет сформирована в эпоху петровских преобразований. По сути эти 2 века столь же значимы для русской культуры сколь Возрождение и реформация – в европейской.
Итак начнем с XVI века.
Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную Жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении.
В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.
Общественно-политическая мысль. События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т. д.
В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика.
В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим — Вечный город — погиб из-за ереси; Второй Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.
Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.
Летописание. В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя.
В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромны летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение). Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени.
Начало книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг.
Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.Архитектура. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.
Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.
Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому — покровителю данного ремесла.
В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (одни историки считают, что название произошло от слова «кита» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»). Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).
Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).
Иконопись (светская живопись еще не сформировалась).
Крупнейшим русским иконописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Авторскому стилю Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески. Именно он открывает новое направление в иконописном искусстве.
«16 век был временем перелома в русской иконописи… Смысл этого перелома определить нетрудно. Это был отрыв от иератического (священного) реализма в иконописи и увлечение декоративным символизмом, — вернее, аллегоризмом… Это решительное преобладание „символизма“ означало распад иконного письма. Икона становится слишком литературной, начинает изображать скорее идеи, чем лики; самая религиозная идея слишком часто тонет, теряется и расплывается в художественной хитрости и узорочьи форм».
( богослов Георгий Флоровский «Пути русского богословия» (гл. 1. Кризис русского византинизма).«Настороженно относясь к западным новшествам и к проникновению в иконопись реалистических элементов, русский художник свято оберегал до 16 века древнюю традицию. Для него икона должна была быть возвышенной по своему строю, должна была парить над чувственной действительностью, ее образы должны были воплощать высокие идеалы чистой и нравственной жизни» (Виктор Лазарев. Русская иконопись от истоков до начала 16 века. М., 1983. С. 23).
Вот что пишет по этому поводу религиозный философ 19 в. князь Евгений Трубецкой: «Внимание иконописца 15 века, как сказано, всецело устремлено на великий религиозный и художественный замысел. В 16 веке оно видимо начинает отвлекаться посторонними соображениями. Орнамент, красота одежды святых, роскошные украшения престола, на котором сидит Спаситель, вообще второстепенные подробности видимо начинают интересовать иконописца сами по себе, независимо от того духовного содержания, которое выражается здесь формами и красками.
Здесь. Рассуждая об эволюции русской иконописи мы плавно переходим к культуре XVII века.
По мнению искусствоведа Лазарева «когда в иконопись 17 века стали быстро просачиваться реалистические элементы, не встречавшие оппозиции при царском дворе, то у всех староверов, дороживших древними традициями, это вызвало величайшее возмущение. …И со своих позиций они были правы. Правы они были и в плане эстетической оценки произошедшего в иконописи 17 века сдвига, хотя чисто эстетические проблемы их мало волновали. Правы потому, что иконопись 17 века, встав на путь компромиссного развития, утратила ту классическую ясность выражения и ту высокую одухотворенность, которые были ее отличительными свойствами в эпоху расцвета» (Виктор Лазарев. Русская иконопись от истоков до начала 16 века. М., 1983. С. 23).
Есть, конечно, и другие мнения, например, крупнейший в 19 веке искусствовед, филолог и глубокий ценитель древней живописи Федор Иванович Буслаев полагал, что 17 век был вершиной иконописи.
Но для нас, впрочем, главное не искусствоведческая оценка. А сам факт глобальных изменений в столь консервативном виде искусства как иконописание.
Иконописное искусство как форма выражения религиозных представлений — свидетельство, следствие и выражение указанного настроя. В 16 веке начал заметно меняться человек. Не человек вообще, а русский человек, прежде всего в высших и средних слоях. А иконописные новации были следствием перемены человека. Как такого же рода следствиями были завершение формирования российского государства, создание собственной сословно-представительной монархии (венчание на царство и земские соборы), и учреждение патриаршества на Руси в 16 веке.
XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторжения иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Главным свидетельством этого процесса является проведение церковной реформы. Впрочем касалось это не только России Европе 16—17 века были в религиозном отношении переломными: Лютер и Кальвин, Варфоломеевская ночь, борьба между католиками и протестантами в Англии… революции в Нидерландах и Великобритании наполненные борьбой религиозных партий.
Весь христианский мир менялся до неузнаваемости. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.
В Русской культуре этот процесс чуть отставал от европейского, однако степень этого отставания была не значительной, иначе Петровские реформы рубежа XVII- XVIII вв. в сфере религии и культуры по-просту не могли бы воплотиться в жизнь.
Образование и просвещение. В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.
В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. — школа при Печатном дворе.
В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. — академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.
Литература. В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».
Симеон Полоцкий основал два новых жанра — поэзию и драматургию. Он — автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.
Одно из литературных течений того времени — народно-обличительное. Его представитель — протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.
Архитектура. Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.
В зодчестве 17 в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко — московское или нарышкинское барокко.
Характерные черты русской архитектуры этого периода — многоярусность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).
В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения — гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.
Живопись. Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.
Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.
Театр. Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием. Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты в различных московских заведениях, но и сочинил пьесу на библейский сюжет о Есфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса, получившая название «Артаксерксово действо», была написана на родном языке автора — немецком, однако решено было дать спектакль на русском языке.
Для этого собрали всех «толмачей» из Посольского приказа, а текст пьесы разделили на несколько неравнозначных частей и отдали разным переводчикам. Когда всё произведение было переведено, оказалось, что целостности в тексте нет. Начало «Эсфири» было выписано очень тщательно, причём, силлабическим размером стиха, а в середине текста пьеса вдруг сваливалась на прозу.
Возможно, далеко не все переводчики в совершенстве владели немецким языком, а потому текст передавали слишком приблизительно. Но не исключено, что отдельные переводчики перекладывали пьесу так, чтобы максимально приблизить немецкий текст к российским реалиям. Как бы там ни было, сам автор не очень-то настаивал на том, чтобы всё было переведено досконально. В конце концов, какая разница, если пьесу «заказал» сам царь. У него был свой прицел: царю очень хотелось улучшить отношения с Персией, а именно об этой стране шла речь в пьесе.
Сначала представление предполагалось в личном доме одного из царских вельмож, однако дело потребовало серьезного подхода, и вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском было построено настоящее театральное помещение.
17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем» (дословно — зрелищем). В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесён в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Труппа актеров тоже пополнилась».
Как рассказывает дальше в своей статье Юрий Москаленко, «до нас дошли сведения даже о гонораре Иоганна Грегори. За первый спектакль, так потешивший царя-батюшку, немецкий пастор получил „40 соболей во 100 рублев, да пару в восемь рублев“. А кроме того, царь пожелал посмотреть в глаза актерам, и все они предстали перед очи государя…», а сам «драматург» взялся за написание нового драматургического произведения:
Уже в следующем, 1673 году, окрыленный Грегори поставил второй спектакль. Он назывался «Комедия из книги Иудифь» или «Олоферново действо», где был уже другой, но все ещё библейский сюжет о еврейской женщине Юдифи, которая пробралась во вражеский стан и отрубила голову ассирийскому военачальнику Олоферну. Справедливости ради следует сказать, что он её потерял ещё до того, как холодное лезвие коснулось кожи. Вот какими словами пытается соблазнить красавицу суровый полководец: «Не зрише ли, прекрасная богиня, яко сила красоты твоея мя уже отчасти преодолевает? Смотрю на тя, но уже и видети не могу. Хощу же говорити, но языком больши прорещи не могу. Хощу, хощу, но не могу же, не тако от вина, яко от силы красоты твоея низпадаю!».[5])
Грегори умер в феврале 1675 года. Руководство придворным театром перешло к его помощнику Юрию Гивнеру, который за короткий период осуществил несколько постановок, в том числе спектакль на историческую тему «Темир-Аксаково действо». В конце 1675 года Гивнера сменил бывший преподаватель Киево-Братской коллегии Степан Чижинский, но его постановки уже не сопровождались прежним успехом. Окончательно театр закрылся со смертью царя Алексея Михайловича, случившейся 29 января 1676 года.
Наука и техника.
Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.
Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.
Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.
CEIP_CP95_FNL_for_PRNT2.indd
%PDF-1.6 % 26 0 объект > эндообъект 171 0 объект >поток PDF Polisher Pro SE 5.01 4102008-08-11T22:48:59-04:00Adobe InDesign CS2 (4.0.5)2008-08-25T17:39:01-04:002008-08-25T17:39:01-04:00приложение /pdf
A Краткая история конфликта на Украине
Российские войска в крымской области Украины. Reuters Photo
Это первая из двух статей о текущем кризисе в Украине и об истории конфликта в регионе. Во втором будут изложены возможные варианты политики для международного сообщества.
События последних трех недель выдвинули Украину на передний план политической повестки дня США, спровоцировав острый кризис доверия между Соединенными Штатами и Россией — худший с 1979.
Россия резко заявляет, что Крым должен иметь «право на возвращение» в состав России, а США ссылаются на озабоченность по поводу территориальной целостности и суверенитета государственных границ.
Европа и США почти наверняка не захотят воевать из-за Крыма, а Россия почти наверняка захочет.
В отличие от холодной войны, это не просто американо-российский вопрос. Наоборот, интересы США и России сходятся и сталкиваются по самым разным вопросам, начиная от космоса, Арктики, Тихого океана, Ирана и заканчивая энергетической безопасностью.
Что привело эту проблему к этому перекрестку, и каковы последствия для ближайшего будущего, а также долгосрочной перспективе?
История России, Украины и Крыма сложна; еще более сложной является роль демократии в так называемом «Борщном поясе» и способность гражданского общества создать прочную, устойчивую демократию с местным привкусом, которая позволяет нации с населением почти 50 миллионов человек, расположенной на перекрестке дорог Центральной Азии, Россия, Европа и Черное море, чтобы найти свой собственный автономный путь вперед в сложном соседстве.
Это комплекс, построенный на веках общей культуры и общей истории, а также на уникальных региональных чертах. К сожалению, ни США. ни у Европы нет времени на ускоренный курс восточноевропейской истории, но их рассмотрение вариантов должно быть основано на реалистичной оценке фактов и рычагов такими, какие они есть, а не такими, какими нам хотелось бы их видеть.
«Я живу на Востоке, а не на Западе»
Президент России Владимир Путин
Чтобы лучше понять последние пятнадцать лет истории России и то, как президент России Владимир Путин достиг своего положения в этом кризисе, нужно сначала понять, как Путин относится к России, своим непосредственным соседям, национальным интересам России и остальным мир.
«Я живу на Востоке, а не на Западе», — сказал он в 1999 году.
Путин, похоже, хорошо провел последнее десятилетие, определив национальные цели и политические приоритеты и приняв меры для поддержки и достижения своих целей.
В связи с этим суть проблемы в нынешнем крымском противостоянии заключается в том, что Украина желает быть свободной и очиститься от бывшего Советского Союза, в то время как Россия хочет пересмотреть распад Советского Союза и повторно оспорить границы, которые менялись с течением времени. веков.
Чтобы проиллюстрировать динамику, нам нужно быстро пройтись по истории.
Смена управления
Уже очень давно (по крайней мере, три столетия) Украина фактически управлялась как независимое и суверенное государство.
Этот регион был частью Речи Посполитой под властью Польши, начиная с середины 1500-х годов.
Поляки оккупировали Москву во время Смутного времени в России (smuta по-русски, что по-польски иронически означает «печаль») в начале 17 века, даже когда казаки бесчинствовали по Украине (кресы по-польски) и польско-литовской Содружество изо всех сил пыталось сохранить свой статус сверхдержавы.
Тогда растерянная Европа внесла неразбериху и хаос в Украине.
Восстание казаков во время восстания Хмельницкого подорвало польское правление (1648-1657 гг.), когда Западная Европа подписывала Вестфальский договор и оправлялась от двойного опустошения чумы и Тридцатилетней войны.
Австрия была частью разделенной на три страны Польши в конце 18-го века и в результате получила Галицию, регион, который охватывал большую часть сегодняшней Украины к западу от Киева.
Советское влияние
Украинское пшеничное поле в 2008 г.
Период после Первой мировой войны, когда рухнула царская Россия, а затем череда жестоких гражданских войн, а также война с Польшей (победили поляки, к большому огорчению молодого комиссара по имени Иосиф Сталин), означали, что Украина в Советском Союзе не была хозяйкой своей судьбы.
Пшеничные поля Украины были слишком ценны для Советского Союза, чтобы выпустить их из своей геополитической орбиты.
В ходе кампании коллективизации, оказавшей энергичное сопротивление, крестьяне и народы Украины были усмирены.
Это было продолжено двумя голодоморами и контркулацкой кампанией, которая привела к голодомору или Голодомору (по-украински «Голод-истребитель»), серийному голоданию Украины Советами. Оценки варьируются от 2,5 до 7,5 миллионов убитых — это упоминание вызывает у украинцев содрогание.
Во время Второй мировой войны Украина была театром боевых действий, ожесточенно оспариваемым. Одни украинцы воевали за немцев, другие за Советы, третьи (особенно в западных частях) за свою независимость.
Трудно получить точную статистику, но Украина, наряду с Польшей и Германией, определенно пережила больший процент смертей и разрушений, чем любой другой регион в войне.
На смену Сталину пришел Никита Хрущев, который родился в маленьком селе недалеко от границы с Украиной и набил зубы молодым аппаратчиком на Украине.
Пожилой украинец и его разрушенный дом, Черниговская область, Украина, 18 июня 1943 года. Фото К. Лишко, РМА из базы данных о Второй мировой войне
Он был причастен к преступлениям и политике Сталина, но во время Второй мировой войны пытался — с ограниченным успехом — облегчить страдания Украины.
По множеству причин СССР «отдал» Крым Украине в 1950-х годах сразу после «Секретной речи», осуждающей наследие Сталина и неумелых попыток Хрущева обратить вспять десятилетия пагубной советской политики.
Хрущев, однако, никогда не предполагал, что СССР распадется и что однажды Украина больше не будет сателлитом, а станет свободным и суверенным государством.
Сегодня центральной горячей точкой является не «только» Крым, а весь сложный постсоветский период борьбы с последствиями двух российских империй, рухнувших за 75 лет. Нельзя понять Украину и Крым без рассмотрения этого поворотного периода в российско-(советских)-украинских отношениях.
Постсоветский период
На Рождество 1991 года Михаил Горбачев ушел в отставку, заявив, что «распад Советского Союза был самым трагическим событием». К январю 199 г.2, Украина и 14 других бывших советских республик стали независимыми государствами.
Украина сдала все свое ядерное оружие, что привело к подписанию в 1994 году Будапештского меморандума о «заверениях» (сложный термин и документ в международном праве и дипломатии).
Народ Украины был награжден отравленным кандидатом Виктор Ющенко становится президентом — Виктор Янукович ушел, а новый динамичный премьер-министр Юлия Тимошенко также вошла в состав зарождающегося коалиционного правительства.
Виктор Ющенко, 5 апреля 2005 г. JFK Library Photo
Ситуация быстро изменилась в 2006 г., когда Янукович организовал возвращение и заменил Тимошенко на посту премьер-министра до 2007 г. проповедуя в западных столицах, далеких от ближнего зарубежья России, продолжал искать общее культурное и политическое взаимопонимание, которое могло бы эффективно вести за собой разные народы Украины.
Протестующие на Майдане. Киев, Украина. 12 декабря 2013 г.
Этот эксперимент продолжается сегодня с демонстрациями на Майдане и политическими последствиями.
Янукович пытался удержать хрупкий баланс между Россией и Европой. После того, как НАТО объявило на саммите в Бухаресте в 2008 году, что они не будут предлагать членство Украине или Грузии, отношения между «Европой», Россией, Украиной и Соединенными Штатами, казалось, улучшились, что позволило новому президенту объявить о «перезагрузке» отношений с Россией.
События показали, что, возможно, это было слишком оптимистично, поскольку Россия (хотя и спровоцированная, излюбленная российская тактика) вторглась в Грузию в 2008 г., а в 2009 г.-10 успешно оказали давление на Украину, чтобы она отменила военные учения с США и другими странами НАТО.
В то же время Украина на раннем этапе направила войска в Ирак, и хотя это могло вызвать симпатию к ним у США и НАТО, это точно не вызвало симпатии у путинской России.
Янукович пытался договориться с ЕС, но в то же время украинская казна была пуста (отчасти, возможно, потому, что он якобы припрятал миллиарды долларов, снятые с кассы за границей).
Когда Янукович резко развернулся лицом из Европы в сторону глубоких карманов Москвы, протестующие вышли на площадь.
Согласно большинству сообщений, протесты почти прекратились, пока правительство не направило хорошо вооруженные силы, чтобы очистить площадь, а во времена Instagram и других социальных сетей стратегическая ситуация изменилась за одну ночь, одновременно резко подняв ставки.
Что значит Крым для России
Художественная иллюстрация Крыма.
В Москве по-прежнему глубоко недовольны тем, как были проведены границы после 1991 года, и, пожалуй, нигде это не вызывает таких споров, как в Крыму.
Хотя большинство россиян исторически считали Украину неотъемлемой частью России (Солженицын, Толстой и др.), а Киевскую Русь родиной современной России, они еще больше привязаны к Крыму.
Картина Григория Шукаева «Осада Севастополя» 1856 года.
Крым занимает эмоциональное место в сердце многих россиян. Они сражались здесь в Крымской войне в 1853-1856 годах, были жестоко казнены князем Меншиковым, поставили Россию в неловкое положение по всей Европе, позволили Османской империи пошатнуться, а Австро-Венгерской империи расширить и установить еще больший контроль в регионе Черного моря.
Россияне возмущены потерей престижа и власти, и Крым вполне может быть для них алмазом в яйце Фаберже. Никого не должно удивлять, что возрождающаяся Россия будет стремиться «исправить» предполагаемые границы, но, если Крым сегодня, означает ли это завтра Нарву, Эстонию (с этническим населением примерно 90 процентов русского населения)?
Вопрос тогда и сейчас сводится к тому, в какой степени Украина и Запад готовы терпеть вмешательство России?
Что сейчас происходит
Изображение газопровода «Северный поток». Gazprom Image
Украина, как и многие бывшие советские республики, является страной «четвертого мира» в том смысле, что она должна сначала ликвидировать ущерб, нанесенный советской властью — разрушение доверия, консенсуса и гражданского общества, а также разрушающуюся инфраструктуру — до того, как она может восстановить.
Польша и другие сделали это, но не без значительной борьбы и помощи. Тогда возникает вопрос: может ли Украина сделать то же самое и сколько внешней помощи и гарантий ей нужно?
В 2000-х я однажды присутствовал на дипломатической дискуссии на высоком уровне в США о том, что Россия проводит ежегодное наступление по замедлению энергопотребления, чтобы сжать Украину, Польшу и большую часть Европы из-за ограниченных поставок энергоносителей и внезапных скачков цен. Один высокопоставленный лидер США заметил, что «Россия не усвоила урок, как делать это», и мудрецы, сидящие за столом, подобострастно закивали, за исключением меня. Я полагал, что на самом деле русские усвоили свои уроки — они могут энергетически дожать Украину, Польшу и Европу в любое время, когда захотят, и Европа или Соединенные Штаты ничего не могли и не хотели бы с этим делать.
Тем не менее, наличие только одного крана ограничивало стратегический выбор России и Путина, которые хотели более детальных вариантов.
Три новых проекта энергопровода позволяют России иметь симфонию энергетических вариантов, с помощью которых можно оптимизировать свою региональную энергетическую политику — «Голубой поток», «Южный поток» и «Северный поток».
Стоит отметить, что первоначальная идея ЕС была основана на угле и стали, потому что влажные и холодные европейские зимы требуют надежного источника энергии для обогрева домов, предприятий и общественных зданий. С обширными линиями электропередач советской эпохи, дополненными этими новыми проектами, Россия теперь имеет возможность увеличить поставки энергии (и снизить цены) в некоторые части Европы, одновременно ограничивая поставки (и повышая цены) в другие части Европы.
Используя энергетическое оружие, Россия может стать более могущественной в Европе, чем когда-либо за последние два века — с тех пор, как российские войска прошли по Елисейским полям, крича «бистро, бистро» (быстро, быстро) испуганным французским официанткам — и без произведен выстрел или мобилизован батальон.