Когда началась древнерусская литература: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА • Большая российская энциклопедия

“Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины”

Древнерусская литература занимает семь веков (период XI-XVIIвв.), а это очень большой период.

Известно, что древнерусской книжностью интересовался Пётр I, он даже издал указ о собирании по монастырям и церквам различных рукописей на пергаменте и бумаге. По личному указанию царя была изготовлена копия Радзивиловской летописи. Сподвижник Петра I историк В.Н. Татищев продолжил собирание рукописей и летописей., далее — учёные Румянцев, Строев, Буслаев, Пынин, Орлов, Шахматов, Лихачёв и другие. Но они не только занимались изучением, они собирали рукописи, пытались изучать их и доводить до людей, писать и опубликовывать свои труды.

Русская литература X-XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. А книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений. До XVII века все произведения распространялись путём переписки; писцы переписывали, вносили свои поправки, изменения, сокращали рукописи или добавляли своё к написанному.

Познание, изучение прошлого – это очень ответственно, нам дороги героические страницы истории.

Вопрос возникновения древнерусской литературы

поможет узнать


  • исторические условия и причины её возникновения;

  • её жанровую систему;

  • о разнообразии жанров древнерусской литературы;

  • о периодизации истории, широком кругозоре писателей и читателей;

  • о сложных взаимоотношениях литературы с церковью;

  • о письменности, о славянской азбуке школах грамотности;

  • о героических страницах в литературе, об идеях, которые нашли своё выражение в описаниях героической борьбы русских людей с иноземными захватчиками;

  • о взглядах писателей того времени, об их мудрости и оптимизме;

  • о высоком мастерстве древнерусских писателей, об особенностях поэтики литературы.

 Без знания этого нельзя правильно оценить уровень литературы русского средневековья. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, церковные служители, герои-воины), а предметом изображения были действительные события (битвы, сражения).

Обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева – одного из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины — его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны:
“Древнерусская литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины”.

Возникновение древнерусской литературы.

В конце X века, возникла литература Древней Руси. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.

Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.

Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры.

На Русь были привезены богослужебные книги, жития святых, памятники красноречия, хроники, сборники изречений, исторические и историко-бытовые повести.

Хотя потребность в книгах у христианского государства была очень велика, возможности для удовлетворения этой потребности были очень ограничены: на Руси было мало умелых писцов, а сам процесс письма был очень длителен, а материал, на котором писались первые книги, — пергамент – был весьма дорогим. Поэтому книги писались только для богатых людей – князей, бояр и церкви.

До возникновения литературы существовали речевые жанры фольклора: эпические сказания, мифологические легенды, сказки, обрядовая поэзия, плачи, лирика. Большую роль в становлении национальной русской литературы сыграл фольклор. Известны легенды о сказочных героях, о богатырях, об основаниях древних столиц о Кие, Щеке, Хориве. Также существовала ораторская речь: князья выступали перед воинами, произносили речь на пирах.

Но литература началась не с записей фольклора, хотя он продолжал существовать и развиваться с литературой ещё долгое время. Для возникновения литературы нужны были особые причины.

Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятия христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для создания литературы. Литература должна была оставаться чисто церковной, культовой, тем более что светские жанры существовали в устной форме. Но на самом деле всё было иначе. Во-первых, библейские рассказы о сотворении мира содержали много научных сведений о земле, животном мире, устройстве человеческого тела, истории государства то есть не имели никакого отношения к христианской идеологии. Во-вторых, вне культовой литературы оказались летопись, бытовые повести, такие шедевры как “Слова о полку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника.

То есть функции литературы в момент её возникновения и в течение всей истории — различаются.

Принятие христианства способствовало быстрому развитию литературы только в течение двух столетий, в дальнейшем церковь всеми силами тормозит развитию литературы.

“Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни” — так в своей работе Д. Лихачёв сформулировал черты литературы древнейшего периода русской истории. [4.47]

Нет сомнений в том, что Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси 988год становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.

Периоды истории древней литературы.

История древнерусской литературы не может не рассматриваться в отрыве от истории самого русского народа и Русского государства. Семь столетий (XI-XVIIвв.), в течение которых развивалась древнерусская литература, насыщены значительными событиями в исторической жизни русского народа. Литература Древней Руси – свидетельство жизни. Сама история установило несколько периодов истории литературы.

Первый период – это литература древнерусского государства, период единства литературы. Он длится век (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы. Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севере Новгорода.

Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева, как культурного центра всей Русской земли. Киев является важнейшим экономическим звеном на мировом торговом пути. К этому периоду относится “Повести временных лет”.

Второй период, середина XII в. – первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разные жанры. Это период начало феодальной раздробленности.

Далее наступает короткий период монголо-татарского нашествия. В этот период создаются повести “Слова о погибели Русской земли”, “Житие Александра Невского”. В это период в литературе рассматривается одна тема, тема вторжения монголо-татарских войск на Русь. Этот период считается самым коротким, но и самым ярким.

Третий период, конец XIV в. и первая половина XV в., это период патриотического подъема в литературе, период летописания и исторического повествования. Этот век совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и после Куликовской битвы 1380г. В середине XV в. в литературе появляются новые явления: переводная литература, возникают “Повесть о Дракуле”, “Повесть о Басарге”. Все эти периоды, с XIII в. по XV в. можно объединить в один период и определить как период феодальной раздробленности и объединение Северо – Восточной Руси. Так как литература второго периода начинается с захвата Крестоносцами (1204 г.) Константинополя, и когда основная роль Киева уже закончилась и из единой древнерусской народности складывается три братских народа: русский, украинский и белорусский.

Четвертый период – это период литературы Русского централизованного государства XIV – XVII вв. Когда государство играет активную роль в международных отношениях своего времени, а также отражает дальнейший рост Русского централизованного государства. И с XVII в. начинается новый период русской истории.

3 урок.

Тематика, основные идеи и основные жанры древнерусской литературы.

Основные темы древнерусской литературы. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси, родины, «светло светлой и украсно украшенной» русской земли, которая «знаема» и «ведома» во всех концах мира,- одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство «велико и пространно», которое сияет «светло», «аки в небе солнце».

В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства.

Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, «добру и злу внимая равнодушно». Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.

Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким

потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.

Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе.

И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.

Но все же  тема Родины и тема нравственного совершенствования человека — важнейшие темы древнерусской литературы.

Жанры древнерусской литературы.

Книги создавались очень долго, читались медленно, читателей у этих книг было очень мало – в основном это были князья и монахи. Лишь в нескольких монастырях были школы. Оригинальные, не переводные русские книги появились на Руси только в 11 веке.

Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров: летописи, послания, хождения, жития, поучения, похвала.


ЖИТИЕ

повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым.

ЛЕТОПИСЬ

погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первоначально в монастырях)

ПОСЛАНИЕ

литературное произведение в форме авторского обращения философско-теоретического, дидактическо-публицистического или дружеского характера.

ПОУЧЕНИЕ

жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя.

ПОХВАЛА

лестный отзыв, одобрение.

4-7 уроки.

Древнерусская литература 11-первой трети 12 веков.

Русские летописи. Первые русские летописцы. Нестор. Древнейшая летопись “Повести временных лет”. “Поучение” Владимира Мономаха.

 Источником познания нашей истории является – летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись – погодное описание событий происходивших на Руси в течение нескольких веков.

Первая летопись была составлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Учёные считают что, до появления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные. Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествиях Ольги в Константинополь, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. К первой летописи можно отнести “Поучение детям” Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан Иларионом, который писал его под именем Никона.

Древнейшая из дошедших до нас летописей – “Повести временных лет”. Она была составлена на основе предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Неправильно представлять себе русского летописца стариком – отшельником, как пушкинский Пимен, записывающим из года в год только те события, современником которых он был. В “Повести временных лет” рассказывалось о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племён. О первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства до начала XII века.

Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам. и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далёких событий, что и как  происходило, ощутить аромат времени. В этом нам и помогают наши заботливые предки – летописцы, их огромный труд, тянущий нить истории из глубины веков в будущее.

Летописцы не только стояли в центре политической борьбы своего времени, но и были учёными –историками. Летописи написаны сжато, выразительно. Оживают под пером летописца события и люди далёких лет.

Поучения” Владимира Мономаха.

Владимир Мономах был выдающейся фигурой Древней Руси, виднейшим государственным деятелем, человеком “большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе и большое уважение у своих современников и в потомстве”.

В Ипатьевской летописи читаем: “Преставися благоверный князь, христолюбивый и великый князь всея Руси, Володимеръ Мономах…”

“Поучение” Владимира Мономаха обращено к его детям. Автор “выступает как умудренный большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время — это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах”.

“XI век. Половцы продолжают наступать на Русь. Русские князья ссорятся, превращая ссоры в разорительные войны… Умирает последний из сыновей Ярослава Мудрого — князь Всеволод. На престол вступает его сын Владимир Мономах. Он снискал преданную любовь к себе, уважение современников и потомков, им написано “Поучение” сыновьям. Из него мы узнаем, что князь Владимир совершил много походов.

По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым среди князей на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям. В знак особой любви назвали его Мономахом (т. е. достойнейшим из внуков).

В зрелых летах он был добрым государем в наследном владении своем, умным советником князя, сострадательным благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами, заключен с ними самый выгодный мир (этим Русь обязана Мономаху). Когда князь Святополк умер, жители Киева захотели видеть государем своим только Владимира Мономаха. Впоследствии он еще раз усмирил половцев, которые поселились на берегах Днепра и получили название каракалпаков, старался улучшать законы, окружил каменными стенами древние города, закладывал новые (г. Владимир), но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочитать его духовное завещание, наставление сыновьям…”

“Владимир Мономах учит защищать обездоленных, старых, немощных и даже к преступникам иметь снисхождение. В то же время он призывает детей к жизни деятельной, к постоянному труду и убеждает их не пребывать в лености” — вот итог разговора о “Поучении Владимира Мономаха”, виднейшего государственного деятеля, по преданиям, человека глубокого ума, оставившего важные гуманные советы молодому поколению.

Значение древнерусской литературы

Введение.

Я выбрала тему “Древнерусская литература, как выдающееся явление культуры”. Я нашла небольшое количество литературы об этом периоде. Но, просматривая информацию по древнерусской литературе, я узнала много нового для себя, а также внимание на то, что литературой этого периода интересовались многие известные люди, учёные, академики. Древнерусская литература занимает семь веков (период XI-XVIIIвв.), а это очень большой период. Есть еще небольшой период XI-начало XIII века, что древнерусской книжностью интересовался Пётр I, он даже издал указ о собирании по монастырям и церквам различных рукописей на пергаменте и бумаге. По личному указанию царя была изготовлена копия Радзивиловской летописи. Сподвижник Петра I историк В.Н. Татищев продолжил собирание рукописей и летописей. И есть многие другие учёные, которые свою жизнь посвятили изучению древнерусской литературы. Это такие учёные как: Румянцев, Строев, Буслаев, Пынин, Орлов, Шахматов, Лихачёв и другие. Но они не только занимались изучением, они собирали рукописи, пытались изучать их и доводить до людей, писать и опубликовывать свои труды. Русская литература X-XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. А книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений. До XVII века все произведения распространялись путём переписки. Писцы, которые переписывали, вносили свои поправки, изменения, сокращали рукописи, или добавляли своё к написанному.

Познание, изучение прошлого — это очень ответственно, нам дороги героические страницы истории.

В этом доклате рассматривается вопрос о возникновении древнерусской литературы, который поможет узнать исторические условия и причины её возникновения.

Зная это, я попытаюсь объяснить её жанровую систему, расскажу о сложных взаимоотношениях литературы с церковью. Немного коснусь письменности, расскажу о славянской азбуки и школах грамотности. Также на примере “Повесть временных лет” и “Слова о полку Игореве” расскажу о героических страницах в литературе, об идеях, которые нашли своё выражение в описаниях героической борьбы русских людей с иноземными захватчиками, о взглядах писателей того времени, об их мудрости и оптимизме. Расскажу о разнообразии жанров древнерусской литературы, о периодизации истории, широком кругозоре писателей и читателей. А также о высоком мастерстве древнерусских писателей, об особенностях поэтики литературы.

Без знания этого — нельзя правильно оценить уровень литературы русского средневековья. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, церковные служители, герои-воины), а предметом изображения были действительные события (битвы, сражения).

А в заключение своей работы опишу мир древнерусской литературы. Где выделена главная мысль, что литература была средством познания и средством воспитания человека. Литература — это искусство слова, она обогащает эстетический опыт человека, помогает человеку познать самого себя, раскрывает причины человеческих поступков и слов. На героических примерах этой литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, быть послушными, уважать старших.

На земле существовало и существует множество народов, каждый из которых обладает своей особой и неповторимой культурой.

Глава 1. Древнерусская литература, как часть культуры.

1.1 Возникновение древнерусской литературы.

В конце X века, возникла литература Древней Руси, литература, на основе которой развилась литература трёх братских народов — русская, украинская и белорусская. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства.

Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.

Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.

Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры.

Болгарским и византийским священникам, которые приехали на Русь, и их русским ученикам потребовалось переводить и переписывать книги, которые были необходимы для богослужения. А некоторые книги, привезённые из Болгарии, не переводились, читались на Руси без перевода, так как была близость древнерусского и древнеболгарского языков. На Русь были привезены богослужебные книги, жития святых, памятники красноречия, хроники, сборники изречений, исторические и историко-бытовые повести. Христианизация на Руси потребовала перестройки мировоззрения, книги об истории человеческого рода, о предках славян были отвергнуты, и русские книжники нуждались в сочинениях, которые излагали бы христианские представления о всемирной истории, о явлениях природы.

Хотя потребность в книгах у христианского государства была очень велика, возможности для удовлетворения этой потребности были очень ограничены: на Руси было мало умелых писцов, а сам процесс письма был очень длителен, а материал, на котором писались первые книги, — пергамент — был весьма дорогим. Поэтому книги писались только для богатых людей — князей, бояров и церкви.

Но до принятия христианства на Руси была известна славянская письменность. Она находила применение в дипломатических (грамоты, договора) и юридических документах, была также перепись между грамотными людьми.

До возникновения литературы существовали речевые жанры фольклора: эпические сказания, мифологические легенды, сказки, обрядовая поэзия, плачи, лирика. Большую роль в становлении национальной русской литературы сыграл фольклор. Известны легенды о сказочных героях, о богатырях, об основаниях древних столиц о Кие, Щеке, Хориве. Также существовала ораторская речь: князья выступали перед воинами, произносили речь на пирах.

Но литература началась не с записей фольклора, хотя он продолжал существовать и развиваться с литературой ещё долгое время. Для возникновения литературы нужны были особые причины.

Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятия христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для создания литературы. Литература должна была оставаться чисто церковной, культовой, тем более что светские жанры существовали в устной форме. Но на самом деле всё было иначе. Во-первых, библейские рассказы о сотворении мира содержали много научных сведений о земле, животном мире, устройстве человеческого тела, истории государства то есть не имели никакого отношения к христианской идеологии.

Во-вторых, вне культовой литературы оказались летопись, бытовые повести, такие шедевры как “Слова о полку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника.

То есть функции литературы в момент её возникновения и в течение всей истории — различаются.

Принятие христианства способствовало быстрому развитию литературы только в течение двух столетий, в дальнейшем церковь всеми силами тормозит развитию литературы.

И всё же литература Руси была посвящена мировоззренческим вопросам. Жанровая система отражала мировоззрение, типичное для христианских государств. “Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни” — так в своей работе Д. Лихачёв сформулировал черты литературы древнейшего периода русской истории. [4.47]

Нет сомнений в том, что Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном.

История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси 988год становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.

Начиная с Крещения Руси, русская культура то и дело становилась перед сложным, драматическим, трагическим выбором своего пути. С точки зрения культурологии важно не только датировать, но и документировать то или иное историческое событие.

1.2 Периоды истории древней литературы.

История древнерусской литературы не может не рассматриваться в отрыве от истории самого русского народа и Русского государства. Семь столетий (XI-XVIIIвв.), в течении которых развивалась древнерусская литература, насыщены значительными событиями в исторической жизни русского народа. Литература Древней Руси — свидетельство жизни. Сама история установило несколько периодов истории литературы.

Первый период — это литература древнерусского государства, период единства литературы. Он длится век (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы. Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севере Новгорода. Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева, как культурного центра всей Русской земли. Киев является важнейшим экономическим звеном на мировом торговом пути. К этому периоду относится “Повести временных лет”.

Второй период, середина XII в. — первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разные жанры. Это период начало феодальной раздробленности.

Далее наступает короткий период монголо-татарского нашествия. В этот период создаются повести “Слова о погибели Русской земли”, “Житие Александра Невского”. В это период в литературе рассматривается одна тема, тема вторжения монголо-татарских войск на Русь. Этот период считается самым коротким, но и самым ярким.

Следующий период, конец XIV в. и первая половина XV в., это период патриотического подъема в литературе, период летописания и исторического повествования. Этот век совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и после Куликовской битвы 1380г. В середине XV в. в литературе появляются новые явления: переводная литература, возникают “Повесть о Дракуле”, “Повесть о Басарге”. Все эти периоды, с XIII в. по XV в. можно объединить в один период и определить как период феодальной раздробленности и объединение Северо — Восточной Руси. Так как литература второго периода начинается с захвата Крестоносцами (1204 г.) Константинополя, и когда основная роль Киева уже закончилась и из единой древнерусской народности складывается три братских народа: русский, украинский и белорусский.

Третий период — это период литературы Русского централизованного государства XIV — XVII вв. Когда государство играет активную роль в международных отношениях своего времени, а также отражает дальнейший рост Русского централизованного государства. И с XVII в. начинается новый период русской истории. [6.186].

История теории и критики русской литературы

Мягкая обложка 60 долларов США

  • Амазонка
  • Барнс энд Ноубл
  • Книжный магазин
  • Пауэллс
  • Университет Питтсбурга Press

Запрос на экзамен или стол Копировать. Копия запроса на проверку

В этом томе собраны работы ведущих зарубежных ученых по всесторонней истории русской литературной теории и критики с 1917 года до постсоветского периода. Исследуя динамику литературной критики и теории в трех сферах — политической, интеллектуальной и институциональной, — авторы фиксируют развитие и структуру русской литературной критики, ее меняющиеся функции и дискурс.

Главы посвящены ранним движениям, таким как формализм, Бахтинский кружок, Пролетклут, футуризм, попутчики и Российская ассоциация пролетарских писателей. К культурной революции 1928 года литературная критика стала механизмом советской политики, синхронным с официальной идеологией. Главы следуют теории и критике 1930-х годов с изучением Союза советских писателей, семантической палеонтологии и социалистического реализма при Сталине. Более «гуманизированная» литературная критика появилась в опустошительные годы Второй мировой войны, но была вытеснена возвратом к партийной линии, советским героизмом и антисемитизмом в позднесталинский период. В годы хрущевской оттепели произошел заметный подъем либеральной литературы и критики, впоследствии опровергнутый националистическим движением «долгого» 19 века.70-е годы. С другой стороны, в то же десятилетие расцвет семиотики и структурализма. Постмодернизм и сильное возрождение академического литературоведения делили сцену с начала постсоветской эпохи.

Впервые в этом сборнике анализируются все важные теоретики и основные критические движения бурного идеологического периода русской истории, включая развитие теории и критики эмигрантского литературы.

Добренко Евгений — профессор и заведующий кафедрой русского и славистики Шеффилдского университета. Он является автором, редактором или соредактором двадцати книг, в том числе «Кембриджский справочник по русской литературе ХХ века» и «Советская культура и власть: история в документах, 1917–1953».

узнать более

Галин Тиханов — профессор сравнительного литературоведения им. Джорджа Штайнера Лондонского университета королевы Марии. Он является автором или редактором многочисленных книг, в том числе Господин и раб: Лукачи, Бахтин и идеи их времени и Просвещение Космополитизм.

узнать более

Кафедра славянских языков и литератур

Преподавание славянских языков и литературы в Гарварде берет свое начало с октября 1896 года, когда русско-еврейский переводчик и исследователь Лео Винер был нанят для преподавания русского, польского и старославянского языков. Возникновение Чехословакии после войны побудило его ввести «богему» в 1920. Его назначение преподавателем славянских языков было первым в своем роде в Соединенных Штатах. Винер, считающийся хорошо говорящим на тридцати языках, был эксцентричным персонажем, которого один коллега помнил как «бунтарь, сеющий свет и хаос». Он помог поколениям американских студентов, составив двухтомную «Антологию русской литературы» в английском переводе (1902–03) и переведя полное собрание сочинений Толстого (1904–05). Вышел на пенсию в 1930 году.

Винера сменил Сэмюэл Хаззард Кросс, его лучший ученик. Крест установил концентрацию в славянских языках и литературах в 1933, вводя сербско-хорватский язык в трехлетней ротации с польским и богемским (теперь «чешским»). В 1939 году он добавил украинский язык (называемый русинским). После начала Второй мировой войны Кросс начал нанимать восточноевропейских ученых, спасающихся от нацистов.

После безвременной смерти Кросса в 1946 году Ренато Поджоли, сам беженец из фашистской Италии, принял совместное назначение в области сравнительного литературоведения и славистики. Михаил Карпович, профессор истории России из Гарварда, согласился возглавить программу в 1919 году.48. Кафедра славянских языков и литератур была образована как отдельная кафедра университета при отделении современных языков и литератур решением факультета искусств и наук 4 января 1949 года. Профессор Михаил Карпович был назначен заведующим кафедрой. отделение. В том же году, благодаря преданности и щедрости однокашника профессора Кросса, г-на Курта Райзингера, была учреждена профессура славянских языков и литератур Сэмюэля Хаззарда, и Карпович убедил русского эмигранта Романа Якобсона, блестящего филолога и лингвиста, приехать в Гарвард и принять звание профессора. Якобсон привел с собой четырнадцать своих аспирантов Колумбийского университета вместе с основными преподавателями новой кафедры: Горация Г. Лунта (славянская лингвистика и филология), Сватава Пиркова-Якобсона (чешская литература, славянский фольклор) и Дмитрия Цижевского (средневековье и филология). сравнительно-славянская литература).

В 1954 году была учреждена профессура славянских языков и литератур им. Курта Хьюго Райзингера во главе с профессором Михаилом Карповичем.

К 1963 году на факультет славянского факультета Гарварда пополнились Альберт Лорд (южнославянские языки и литературы, устная эпическая традиция), Виктор Вайнтрауб (польская литература), Всеволод Сечкарев (современная русская проза) и Кирилл Тарановский (русская поэзия, метрика). . Делая акцент на структурной взаимозависимости языка и культуры, факультет славистики Гарварда готовил аспирантов-славистов, которые, в свою очередь, способствовали расцвету славистики в Америке. Уход Якобсона из Гарварда в 19 лет67 ознаменовал конец замечательного периода роста в этой области.

Профессорство польского языка и литературы им. Альфреда Юржиковского было открыто в 1971 году, и первым его занимал профессор Виктор Вайнтрауб. Кафедры украинской филологии и украинской литературы были созданы в 1973 году.

Российские литературоведы Дональд Фангер (1968) и Юрий Стридер (1977), назначенные совместно с кафедрой сравнительного литературоведения, и польский специалист Станислав Баранчак (1981) открыли новую эру славистики в Гарварде, занимаясь интеллектуальной культурой американского исследовательского университета далеко за пределами славянского факультета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *