Когда князь олег совершил поход на киев: Походы князя Олега на Византию

Содержание

страна, которой не было [СИ]

Глава 3

Почему князь Олег смог так быстро захватить Киев, и кто такие Аскольд и Дир?

882 год! Год основания государства Киевская Русь! Первый шаг к великой империи Русь! Ведь Святослав когда начал свое движение к большим завоеваниям в 965 году опирался на созданную его предшественниками державу. Рюрик, Олег и Игорь уже проверили свою молодую армию в деле и обломали немало копий о шкуру византийского зверя.

Г.В. Вернадский в работе «Древняя Русь» так описывает захват поход Олега и захват им Киева:

«Олег продвигался с осторожностью, старясь обеспечить свой контроль над наиболее важными пунктами на днепровском речном пути, в каждом из которых он оставлял гарнизон своих солдат. «И занял он город (Смоленск) и оставил там гарнизон. Оттуда он пошел дальше и захватил Любеч, и там оставил гарнизон. Затем он пошел к киевским хломам». Согласно первой летописи, Олег захватил Киев хитростью. Он спрятал свои воска недалеко от берега реки, а затем отправил гонцов к Аскольду и Диру, чтобы известить о прибытии торгового каравана.

Вполне возможно что вестниками Олега были какие-то смоленские купцы, которые и раньше приезжали в Киев, так что их появление не вызвало подозрений у киевских правителей. Обман сработал: Аскольд и Дир отправились на кораблях без достаточной охраны и были убиты на месте воинами Олега».

«Захват Киева Олегом открывает новую страницу русской истории — период так называемого Киевского государства, или Киевской Руси…. Для Олега, однако, Киев был только первым, пусть и наиболее важным, пунктом на пути на Юг». (Цитаты по работе Г.В.Вернадского «Древняя Русь». Ч.8 «Киев в 970-е гг. и взятие его князем Олегом».).

Вернадский опирается на летопись. Ту самую «Повесть временных лет». Но в ней имеется множество нестыковок.

Судя по «Повести временных лет» Олег не просто убил Аскольда и Дира. Он обосновал свое право на это деяние и сказал правителям Киева:

«Вы не князья, ни княжеского рода, но я княжеского рода, и вот сын Рюриков». (Цитата по книге С.М. Соловьева «Чтения по истории России».

М.: Правда. 1989. — С.33.).

И только после этого Аскольда и Дира убили. А если они не князья, то чего их жалеть? С узурпаторами в династической истории вообще считались мало. А автор «Повести» Нестор был именно династическим историком Рюриковичей.

Про Аскольда и Дира он говорил:

«Рюрик один принял всю власть и раздал города приближенным к себе людям. Двое их них, Аскольд и Дир, которые не были ни родня Рюрику, ни бояре его, отпросились идти ко Царю-городу. Идучи вниз по Днепру, они увидали на горе городок и спросили: Чей городок?» Жители отвечали им: «были три брата: Кий, Щек и Хорив; они-то и построили этот город, да после изгибли, а мы вот платим дань козарам». Аскольд и Дир остались в Киеве, собрали много варягов и начали владеть полянами; в Рюрик княжил в Новгороде». (Цитата по книге С.М. Соловьева «Чтения по истории России». М.: Правда. 1989. — С.33.).

Иными словами Аскольд и Дир были не князья, и летописец это намеренно подчеркивает: «не были ни родня Рюрику, ни бояре его». То есть люди не великие и не знатные.

Но давайте, обратим внимание на даты.

Если Рюрик пришел в Новгород в 862 году, то эти князья могли совершить поход на Киев завладеть городом, и совершить свой поход на Византию в 866 году.

«В 866 году Пошли Аскольд и Дир на греков, при царе Михаиле. Царь в их время пошел войною на аравитян, но, получив весть, что Русь идет на Царьград возвратился». (Цитата по книге С.М. Соловьева «Чтения по истории России». М.: Правда. 1989. — С.34.).

Но Гумилев говорит о факте «переноса Нестором даты похода руссов под руководством Аскольда на Царьград на 47 лет (с 860 г. на 907 г.) и вообще приписание похода Олегу». (Цитата по книге Льва Гумилева «От Руси к России». М.: АСТ. 2002. — С. 47.).

Вот вам и первая нестыковка: дата похода на Константинополь или 860 год, или 866 год?

Если первая дата 860 года, то получается что князья Аскольд и Дир пришли в Киев не с Рюриком, который стал княжить в Новгороде в 862 году?

На путаницу в датировке обратил внимание еще академик Рыбаков. Он привел такие примеры в своей книге «Рождение Руси».

859 год.

Рюрик обосновался в Ладоге в, а спустя два года пришел в Новгород.

866 или 867 годы.

Поход Аскольда и Дира на Царьград.

Также Рыбаков приводит и иные даты из летописного списка «Повести временных лет»:

870 год.

Прибытие Рюрика в Новгород.

872 год.

Рюрик убивает Вадима Храброго и много его новгородских советников.

874 год.

Поход Аскольда и Дира на Царьград.

875 год.

Возвращение Аскольда и Дира из Царьграда.

То есть датировка не совпадает. И опираться на неё не стоит. Они приблизительна.

Теперь обратим внимание утверждение, что жители Киева платили дань хазарам. На мой взгляд, оно мало правдоподобно. А как же могущественный поднепровский суперсоюз племен? Какой это суперсоюз если они дань платили?

Даже если допустить что так и было, то получается, платили они дань хазарам и сидели тихонько. Но пришли к ним Аскольд и Дир с небольшой дружиной, и они пошли войной на Константинополь? Но Византия была много сильнее Хазарии. Что-то в этом снова не стыкуется. Ослабевшей Хазарии платили дань, а на сильную Византию нападали.

Да и многие историки говорили о сильном государстве, основанном Кием и его братьями. Русский историк Карамзин так передает летописный сказ о Кие:

«Братья Кий, Щек и Хорив с сестрой Лыбедью жили между полянами на трех горах, из которых две слывут, по имени двух младших братьев, Щековицею и Хоривцею: а старший жил там, где ныне (в Несторово время) Зборичев воз. Они были мужи знающие и разумные, ловили зверей в тогдашних лесах днепровских, построили город и назвали его именем брата старшего, то есть Киевом. Некоторые считали Кия перевозчиком, ибо в старину был на том месте перевоз и назывался он Киевом; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают на Константинополь и принял великую честь у царя греческого…» (Цитата по книге Н.М. Карамзина «Об истории государства Российского». М.: Просвещение. 1992. — С. 47.).

Ходил на Константинополь! И честь получил от императора! А это говорит о силе князя полянского.

А сейчас давайте посмотрим на дату основания Киева.

В Новгородской Первой летописи указан год построения Киева — 854. Но и это не соответствует действительности, ибо в распоряжении ученых есть свидетельства более раннего времени об основании Киева.

Академик Рыбаков сообщает, «что основание Киева, которое (как мы установили теперь), следует относить к концу V или к первой половине VI века нашей эры, некоторые летописцы ошибочно поместили под 854 годом, сделав Кия современником Рюрика и сплющив до нуля отрезок времени в 300–350 лет. Подобная ошибка равнозначна тому, как если бы мы представляли себе Маяковского современником Ивана Грозного». (Цит. по книге Б.А.Рыбакова «Рождение Руси». М.: АиФ Принт. 2004.).

Но тогда когда был основан Киев?

У армянских авторов VIII в. — Зеноба Глака и Ивана Мамиконяна в «Истории Тарона» есть пересказ о трех братьях — Куаре, Малтее и Хореване, что построили стране Палуни город. Здесь упоминается и о лесных угодьях, и о месте на горе, и о языческих капищах.

Арабский полководец Мерван в VIII веке сообщал, что воевал с хазарами, на Дону, и в своих воспоминаниях рассказал, что захватил в плен 20 тысяч славянских семей. Пленные были выведены в Закавказье. Вот так пересказ истории об основании Киева тремя братьями в конце VII — начале VIII веков попал к арабскому полководцу и был отмечен в источниках.

Украинский историк М.Ю.Брайчевский утверждает, что Кий с братьями и сестрой жил в конце VI века или вначале VII века. Именно к этому времени относятся упоминания византийских источников о Кие: во второй редакции «Чудес Дмитрия Солоунского, у Феофана Исповедника, у патриарха Никифора и у Ионны из Никии. (Сведения по книге Комрич Л.Г. Багацький В.В. «Історія України від найдавніших часів». Харків: «Одиссей». 2002. — С.69).

В VI веке союзы племен руссов (бассейн реки Рось) и союз племен полян (Киев и Чернигов) объединившись. Эти племена стали Руской землей.

Владимир Чивилихин говорит в книге «Память»: «В конце V — начале VI веков на среднем Поднепровье образовалось Киевское государство — княжество полян.

Князь Кий поставил также Киевец, городок на Дунае, плавал в Константинополь». (Цит. по книге В.Чивилихина «Память» Роман-газета, 1982. N15,N16 стр.2).

Во второй половине XX века археологи Милеев, Молчановский, Толочко обнаружили остатки городища, о котором говорилось в летописном своде. Это был «город Кия». Следовательно, была найдена историческая основа летописного свода, и деревня легенда превратилась в исторический факт. Все большие реки днепровского бассейна сходились в Киеве, и посему место было стратегически важное. В первую очередь для торговли. Ведь бассейны рек впадавших в Днепр охватили земли, где жили племена древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян.

Разобравшись с путаницей в датировках можно снова вернуться к Аскольду и Диру. Мы так и не выяснили, кто они были такие. Что говорят о них другие авторы:

Константин Рыжов в своей книге «Все монархи мира: Россия» сообщает, «что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре. И отправились они в Царьград со своим родом. Когда плыли они по Днепру, то увидели на горе город и спросили:

«Чей это город?»

Тамошние жители ответили:

«Было три брата — Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».

Аскольд и Дир остались в этом городке, собрали у себя многих варягов, и стали владеть землей полян». (Цит. по книге К.Рыжова «Все монархи мира. Россия». М.:Вече. 2001. стр.107. Статья-«Аскольд».).

Но это мнение взято Рыжовым из книги Карамзина, который в свою очередь опирался на Повесть временных лет» Нестора.

По сведениям украинских историков Аскольд и Дир были не воеводами Рюрика, а представителями древней династии древнерусских князей Киевичей, потомков князя Кия, основателя Киева. (Сведения по книге Багацький В.В. Комрич Л.Г. «Історія України від найдавніших часів». Харьків: «Одиссей» 2002, стор.71).

Но об этом говорили и ранее!

Академик Шахматов отрицал варяжское происхождение Аскольда и Дира. Он считал их потомками династии князя Кия.

Академик Рыбаков пишет в книге «Рождение Руси»:

«Польский историк Ян Длугош (умер в 1480 году), хорошо знавший русские летописи, писал об Аскольде и Дире:

«После смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум родным братьям Аскольду и Диру». (Цит. по книге Б.А.Рыбакова «Рождение Руси». М.: АиФ Принт. 2004.).

Некоторые называли их не князьями-соправителями, но князьями правившими в разное время. Сам Рыбаков говорил:

«Личность князя Дира нам неясна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, так как при описании совместных действий грамматичная форма дает нам единственное, а не двойственное или множественное число, как следовало бы при описании совместных действий двух лиц». (Цит. по книге Б.А.Рыбакова «Рождение Руси». М.: АиФ Принт. 2004.).

Из вышеизложенного можно сделать такой вывод, что в «Повести временных лет» Аскольд намеренно выведен был воеводой Рюрика, но не потомком законной княжеской династии. Именно Нестор «лишил» Аскольда и Дира княжеского происхождения!

Значит, Аскольд происходил из династии киевичей, и не был воеводой Рюрика? Это утверждают сейчас многие украинские историки. Но тогда возникает другой вопрос. Почему киевляне так легко сдали своих князей Олегу и дали ему совершить их убийство? И почему они так легко пошли под власть Олега? Если он убил из князей, потомков древней династии, значит, он был завоевателем. Таким же как Вильгельм Завоеватель, что покорил Англию и убил местного англо-санконского короля Гарольда. Но саксы не сразу признали власть завоевателей и долго сопротивлялись. Только спустя несколько столетий сформировалась новая нация — англичан. А киевляне так просто приняли завоевателей и покорились им?

Снова нестыковка. Тогда стоит снова вернуться к летописи, к «Повести временных лет». Если предположить, что там изложена истинная история, то кое-что становиться на свои места. Какая киевлянам разница один варяг или другой? Зачем им защищать Аскольда и Дира если они такие же пришельцы, как и Олег?

Значит, стоить все же довериться «Повести временных лет»?

Но есть еще один факт, о котором уже упоминалось. Это принятие князем Аскольдом христианства. Население города Киева тогда не приняло этой религии и осталось верно старым богам. Это могло привести к взаимному отчуждению между князем и горожанами. А Олег, или по скандинавски Хельги, как раз был приверженцем языческих богов и мог обещать киевлянам восстановление их старых культов. Может быть, этим и объясняется такое легко принятие киевлянами нового князя-захватчика с севера?

Да и не стоит забывать, что Олег продолжал политику завоевательной экспансии, что вполне устраивала военно-торговые корпорации. А Аскольд приняв крещение отказался от этой политики на государственном уровне. И это могло привести к тому, что Аскольда просто сдали его врагу.

Князь Олег Гориславич

Князь Олег Гориславич Одним из постоянных претендентов на киевское княжение считался знаменитый Олег Святославич, прозванный Гориславичем. Этот сын великого князя Святослава Ярославича сыграл особую и печальную роль в истории усобиц и распрей на Руси. Он прожил полную

Князь Олег Рязанский

Князь Олег Рязанский Принято считать Олега Рязанского чуть ли не изменником, который якобы был на стороне Мамая и в день битвы на Куликовом поле только случайно не успел прийти татарам на помощь. Так писал московский летописец после победы. В действительности все

В. Гончаров ОТ ДВИНСКА ДО ПСКОВА Почему Северо-Западный фронт не смог удержать оборону по Западной Двине и линии старой границы? (26 июня — 9 июля 1941 года)

В. Гончаров ОТ ДВИНСКА ДО ПСКОВА Почему Северо-Западный фронт не смог удержать оборону по Западной Двине и линии старой границы? (26 июня — 9 июля 1941 года) 16 июля 1941 г. вышло постановление Государственного Комитета Обороны СССР № ГОКО-169сс, в котором сообщалось о предании

Глава 2 КТО ТАКОЙ АСКОЛЬД И КТО ТАКИЕ РОССЫ?

Глава 2 КТО ТАКОЙ АСКОЛЬД И КТО ТАКИЕ РОССЫ? В лето 6370[1] от сотворения мира пошли кровавые свары у северных славян. «И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе — «Поищем себе князя, который бы владел нами

Глава XXVIII. Быстро, быстро, быстро

Глава XXVIII. Быстро, быстро, быстро День простоять да ночь продержаться Началось поздним вечером 11 февраля в русских и армянских селах Борчалу/ Лорети/Лори и Ахалкалаки. Одновременно, конечно, ожили и осетинские quemllos. К полудню следующего дня под контролем большевиков

Глава  3 КНЯЗЬ ОЛЕГ

Глава  3 КНЯЗЬ ОЛЕГ «Светлый князь»  В династической концепции «Повести временных лет» история княжения Аскольда и Дира выполняет роль некоего переходного периода, промежуточной ступени в государственном развитии княжества «полян». Венцом этого процесса рисуется

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ОЛЕГ

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ОЛЕГ 879-912Олег, молодой, пылкий, деятельный, недолго усидел на месте. Жажда ли деятельности, врожденная норманну, желание ли найти другое жилище, удобнее и веселее низменных северных болот, или распри со строптивыми новгородцами были причиной, но он вскоре

Фавориты Рюрика: Олег, Аскольд и Дир

Фавориты Рюрика: Олег, Аскольд и Дир История знает несколько версий происхождения киевских князей. Предпочтение отдается классической летописной истории о «призвании варягов». Согласно древним летописям варяги, скандинавские племенные вожди, были предводителями

Князь Олег (Вещий Олег)

Князь Олег (Вещий Олег) Строкой энциклопедии… Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, — это легендарный правитель Руси конца IX — начала X вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно

Глава 3.

«… ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»: АСКОЛЬД И ОЛЕГ

Глава 3. «… ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»: АСКОЛЬД И ОЛЕГ «В год 6390[6]. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз,

Поход князя Олега на Царьград

Причины, побудившие Олега атаковать Константинополь, нам уже известны по предыдущим набегам русов на столицу Византии: с одной стороны — это стремление нового владыки Днепровской Руси добиться от империи признания своего статуса и тем самым подтверждения и продления действия «русско»-византийского договора; с другой — нежелание имперских властей находиться в союзных отношениях с язычниками и предоставлять им торговые и какие-либо иные льготы. Непосредственным поводом к конфликту, если судить по тексту договора 911 г. , были какие-то стычки между русами и греками, в которых дело доходило до «удара мечом».

Поход Олега на Константинополь обстоятельно описан в «Повести временных лет». Разительным контрастом с осведомленностью летописца выглядит «заговор молчания», которым окружено это событие в византийской литературе. Впрочем, одно косвенное свидетельство все же имеется. У Льва Диакона находим известие, что император Иоанн Цимисхий грозил князю Святославу Игоревичу участью его отца, который «презрел клятвенный договор», — это, конечно, явный намек на предыдущее византийско-«русское» соглашение, нарушенное Игорем в 941 г.

К сожалению, подробность летописного рассказа отнюдь не гарантирует точности сообщаемых им сведений. Прежде всего это касается хронологии. «Повесть временных лет» датирует поход Олега на Царьград 907 г. К этому же времени она приурочивает проведение предварительных переговоров с греками, результаты которых получают юридическое оформление только в 911 г., когда второе, «расширенное» посольство князя Олега подписывает знаменитый договор. Причины этой дипломатической задержки оставлены без каких-либо объяснений. Образовавшийся временной разрыв летописец просто заполнил «пустыми годами». Трудно сказать, какие соображения двигали им в данном случае*. Но на самом деле оба события произошли в одном и том же году, свидетельство чему можно найти в самой же «Повести». В статье, помеченной 907 г., Олеговы послы ведут переговоры с «царьма грецкими», братьями «Леоном и Александром». Между тем это сообщение может быть верно только по отношению к 911 г., потому что именно в этом году император Лев VI Мудрый назначил Александра своим соправителем. Таким образом, стояние «руси» под стенами Константинополя, скорее всего, продолжалось весь август 911 г. и закончилось 2 сентября, в день подписания договора.

*Кажется, четырехлетний промежуток между походом и подписанием договора в «Повести» как-то связан с расчетами времени смерти Олега: «и пришедшю ему к Киеву, и пребысть 4 лета, на 5 лето помяну конь свой, от него же бяху рекли волхвы умрети Ольгови» (см. об этом: Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. С. 264 – 265; Никитин А. Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 183 – 184).

Не большей надежностью, чем выставленная дата, отличается и вся статья 907 г. Это и немудрено, ведь летописец, по сути, сложил гимн во славу вещего князя, в лице которого Русская земля восторжествовала над греками. Верить гимнам на слово было бы, разумеется, наивно. Читая повествование о заморских подвигах Олега, следует помнить, что соотношение между историей и поэзией здесь примерно таково, как между «Илиадой» и настоящей осадой Трои.

Эпическая грандиозность задуманного Олегом похода становится очевидной с первых же строк. Ему будто бы удается собрать огромный флот – 2000 «кораблей». Эта фантастическая цифра нужна летописцу, конечно, только для того, чтобы отправить вместе с Олегом всех его «толковинов» (союзников) — «множество варяг, и словен, и чюдь, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверцы» (причем последние четыре славянских племени, согласно самому же летописному повествованию, еще не «примучены» киевскими князьями под дань). Но даже эта армада «кораблей» не способна вместить всех Олеговых «воев», которых, заметим, уже набирается 80 000 (из расчета по 40 человек в ладье — число, указанное в летописи), поэтому другая их часть «поиде» к Царьграду сушей, «на конех», хотя конных дружин у русов и восточных славян тогда еще не существовало.

Мобилизовав под стяги Олега всю Русскую землю, летописец, однако, не сумел как следует распорядиться этим бесчисленным воинством. Оно тает буквально на наших глазах. Первой исчезает конная рать, поскольку договор Олега требует от греков дань только на «мужей» в «кораблях». А затем как сквозь землю проваливаются все варяго-финно-славянские «толковины», вместо которых внезапно появляется «русь», чьи интересы только и оказываются учтены на переговорах с «царями». Такой оборот дела убеждает в том, что на самом деле морская кампания 911 г. была проведена силами Олеговой дружины; ополчение восточнославянских племен в набеге не участвовало.

Однако в списке «толковинов» заслуживают внимания «словене», которые впоследствии фигурируют в анекдоте с парусами: «И рече Олег: «исшейте парусы паволочиты руси, а словеном кропиньныя», и бысть тако… И подняла русь парусы паволочиты, а словене кропиньные, и раздрал их ветр; и реша словени: «возьмем свои толстины [паруса из грубого холста], не даны суть словенам паруса паволочиты». Паволокой на Руси называлась дорогая ткань двух видов: шелковая и «бумажная» (хлопчатая). «Словенам» достались тоже «паволочитые» паруса, но из хлопчатобумажной ткани – легко рвущиеся («кропкие»). Смысл анекдота, видимо, тот же, что и в сказке о вершках и корешках: деля награбленные у греков дорогие «паволоки» — шелк и бумазею, — «словене» польстились на более роскошную и прочную на вид, чем шелк, но непригодную в мореходном деле ткань.

Здесь летописец явно пересказывает известное ему «русское» дружинное предание, запечатлевшие какой-то конфликт между «русью» и «словенами» по поводу дележа добычи или дружинной «чести». Причем «словене» оказались в числе «толковинов» только благодаря тому, что они являются действующими лицами этого анекдота, и лишь для того, чтобы дать летописцу возможность рассказать его (ничего другого летописец о «словенах» не знает). В устах киевского книжника XI в. история с парусами звучит как насмешка над новгородцами, соперниками «полян-руси». Поэтому «словене» вставлены в список «толковинов» сразу же после варягов, и, находясь на этом месте, они должны обозначать ильменских словен. Не обращая внимания на то, что летописец в данном случае шел от анекдота к истории, все комментаторы этого отрывка до сих пор называют «словен» новгородцами. Между тем славянский контингент «русского» войска, по всей видимости, был представлен моравскими и хорватскими дружинниками, быть может, возглавляемыми воеводой (мотив соперничества дружин князя и воеводы развит в «Повести» позднее, в сюжете о древлянской дани). Характерно, что в тексте договора «словене» не упоминаются. Это могло произойти только в том случае, если они входили в состав «руси» — обстоятельство, вполне естественное для хорватов и мораван, пришедших в Киев вместе с Олеговыми русинами, и совершенно невозможное для ильменских словен.

В свете сказанного десятикратно сокращенное количество «кораблей» Олега будет выглядеть наиболее вероятной цифрой. Кстати говоря, именно так и поступил недоверчивый редактор Комиссионного списка Новгородской I летописи.

Описание военных действий у стен Царьграда вновь ставит вопрос о действительном отношении всей летописной статьи 907 г. к «преданьям старины глубокой» и тем более к «воспоминаниям участников похода». Замечено, например, что рассказ о грабежах и разбоях «руси» в окрестностях Константинополя («и повоева около города, и много убийств створи грекам, и палаты многы разбиша, а церкви пожгоша; а их же имяху полонянникы, одних посекаху, другыя же мучаху, иныя же расстреляху, а другыя в море вметаша, и ина многа зла творяху русь грекам, елико же ратнии творят») составлен из сообщений двух византийских источников — Продолжателя хроники Георгия Амартола и Жития Василия Нового — о нападении на Константинополь князя Игоря в 941 г. (Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук СССР, IV. М.; Л., 1940. С. 54 – 57, 69 – 72). Это дало повод ряду исследователей утверждать, что договор 911 г. «не имеет никаких намеков на враждебные отношения между русскими и греками» (Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма. М., 1987. С. 30 – 31; Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. С. 109). В этих рассуждениях есть своя доля правды, однако полностью отрицать достоверность летописного сообщения о жестокостях русов было бы неверно. В средневековой и, в частности, древнерусской литературе существует множество описаний реальных событий с использованием (подчас дословным) античных, библейских и проч. «образцовых» текстов (Бибиков М. В. Византийская историческая проза. М., 1996. С. 30 – 31). Между тем текст Олегова договора сохранил явственные следы того, что мечи русов и на этот раз обагрились кровью мирного населения Византийской империи. Его «главы» открываются заявлением о прекращении насилия: «По первому слову да умиримся с вами, греки», а на предварительных переговорах императоры Лев и Александр потребовали от русов впредь не «творить пакости в селах и в стране нашей».

Но процитированные критические замечания верны в том отношении, что никакой «русско-византийской войны», то есть полномасштабных военных действий, в 911 г. действительно не было. Олег приплыл к Константинополю не для того, чтобы воевать с Византией; демонстрация военной силы должна была склонить греков к заключению мирного договора. Стратегический замысел Олега состоял в том, чтобы прорваться в бухту Золотого Рога (византийский флот в это время был задействован в морских операциях против арабов в Средиземноморье). Это уязвимое место византийской твердыни было известно русам еще с 860 г. Тогда им удалось застать город врасплох. Но теперь по каким-то причинам внезапного нападения не получилось, и вход в бухту был надежно перекрыт протянутой между обоими берегами цепью. И все же Олег осуществил маневр, благодаря которому 542 года спустя Мехмед II въехал победителем в храм святой Софии. В этом месте своего рассказа летописец опять прибегает к поэтизации истории: «И повеле Олег воям своим колеса изделати и поставити на колеса корабли, и при попутном ветре подняли парусы… и идяше к граду». Полуостров, отделяющий внутреннюю гавань Константинополя от моря, покрыт виноградниками, пашнями и довольно горист; чтобы заставить двигаться здесь поставленные на колеса ладьи, нужен ветер такой необыкновенной силы, который скорее сорвал бы все предприятие, нежели помог ему осуществиться. Но в самом факте переброски ладей по суше в бухту Золотого Рога нет ничего невероятного. Конечно, суда вряд ли были поставлены на колеса — скорее их уложили на круглые вальки и тянули волоком. Древесину в необходимом количестве можно было добыть без труда — фракийские леса подступали тогда к самому Константинополю.

Успех этого маневра ошеломил греков. Увидев вражеские суда плавающими посреди бухты, считавшейся недоступной, императоры-соправители согласились начать переговоры с Олегом. К этому шагу их вынудило также покаянное настроение, охватившее население столицы. Вдруг вспомнили, как за несколько лет перед тем, в 904 г., имперские власти отказались помочь Фессалоникам, подвергшимся осаде со стороны арабов. Жители Фессалоник были возмущены тем, что их бросили на произвол судьбы, и пророчили, что святой Димитрий, покровитель города, обязательно накажет Константинополь за это предательство. И вот теперь в столице на каждом углу слышалось: «Это не Олег, но сам святой Дмитрий послан на нас Богом». Противиться небесной каре было немыслимо. Дальнейшая неуступчивость правительства к требованиям варваров, которые стремились всего-навсего иметь выгодный торг на константинопольском рынке, грозила привести к открытому мятежу. Оба эти обстоятельства — захват Олегом территории Золотого Рога и напряженная обстановка внутри города — и обеспечили незабываемый дипломатический успех послам «от рода русского».

Договор Олега с греками

Подписанию долгосрочного мирного договора предшествовали переговоры о завершении военных действий. Олег желал получить «дань» — откупное для своих «воев». Это место в «Повести» вообще довольно темно. Летописец приводит двойное счисление дани: вначале Олег «заповеда» давать дань «на 2000 кораблей, по 12 гривен на человек, а в корабле по 40 муж»; но его послы, явившиеся в Константинополь, просят уже «дати воям на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ». Очевидное несоответствие между размерами этих двух даней историки объясняли по-разному. Но мало кто принимал при этом во внимание возможности имперской казны и соображения имперского престижа. Даже если, следуя Новгородской I летописи, оценить численность войска Олега в 8000 человек (200 ладей по 40 воинов в каждой), то требуемая на них дань составит 96 000 гривен или 2 304 000 золотников (гривна начала Х в. равнялась примерно трети фунта, то есть 24 византийским золотникам). Тут надо вспомнить, что в византийскую казну ежегодно поступало приблизительно 8 000 000 золотников и что император Маврикий насмерть разругался с аварским каганом Баяном из-за 100 000 золотников – суммы в 23 раза меньше той, которая получена нами в результате десятикратного сокращения количества воинов Олега! (По летописи же выходит, что Олег потребовал выплатить ему три годовых бюджета империи — еще одно свидетельство фантастичности летописного исчисления его войска.) А ведь международный статус аварского кагана намного превосходил достоинство «светлого князя русского».

Думается, что дань по 12 гривен на воина — создание разгоряченной фантазии древнерусских дружинников, попавшее в летопись из их «царьградских» преданий. Две системы исчисления дани отражают, вероятно, тот факт, что Олег, раззадоренный достигнутым успехом, поначалу запросил чересчур много, но затем, в ходе переговоров, согласился взять «по чину». Выражение «по 12 гривен на ключ» обыкновенно понимается как выплата на ключевое (рулевое) весло, то есть на одну ладью. Однако В. Даль в своем словаре (статья «Ключъ») указывает также, что у западных славян слово «ключ» означает поместье из нескольких сел и деревень с местечком, управляемое ключвойтом. «Ладейная сила Олега, — пишет он, — вероятно, делилась на ключи по волостям, откуда ладьи были выставлены, или по частным начальникам над ключами, отделами людей». Учитывая карпатское происхождение Олега, возможно, следует предпочесть именно эту трактовку размера полученной от греков дани. Еще какая-то часть дани была выдана драгоценными вещами и продуктами. Возвращаясь в Киев, Олег увозил с собой «злато, и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье».

Другим важным пунктом переговоров были «уклады», которые греки обязались «даяти на русские грады». Текст, непосредственно следующий за списком городов, регламентирует условия содержания «русских» послов и купцов: «да емлют месячину на 6 месяцев, хлеб и вино, и мясо, и рыбы, и овощ; и да творят им мовь [баню], елико [сколько] хотят; и поидуче же домой, в Русь, да емлют у царя нашего на путь брашно, и якори, и ужа [канаты], и парусы, и елико им надобе». При вторичном упоминании городов договор определяет порядок торговли для купцов-русов: «и да входят в град в одни ворота со царевым мужем, без оружья, по 50 мужей, и да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта [пошлин] ни в чем же». Таким образом, под «укладом» надо понимать торговый устав, оговаривающий правила торговли русов на константинопольском рынке. Как видим, Олег добился чрезвычайно выгодных условий для «русских» купцов: они получали содержание из императорской казны и освобождались от пошлин.

Договоренность была скреплена клятвой. Императоры Лев и Александр «целовавше сами крест, а Олга водивше на роту [присягу], и мужи его по русскому закону клящася оружьем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьем богом, и утвердиша мир». Имя Волоса вовсе не доказывает, что среди послов Олега находились представители славянской аристократии Киева. Это божество знали также западные славяне и, скорее всего, послы, клявшиеся Волосом, принадлежали к хорватам или мораванам.

2 сентября четырнадцать «мужей от рода русского» подписали письменный договор о «непревратной и непостыжной» любви между русами и греками. Его статьи могут быть разбиты на четыре основных раздела:

1. Порядок разбора и наказания уголовных преступлений, совершенных русами или греками друг против друга на территории Византийской империи. Убийство, как того требовало имперское законодательство, каралось смертью и конфискацией имущества, за исключением той части, которая полагалась жене убийцы. За нанесение телесных повреждений на виновного налагался штраф («пять литров серебра по закону русскому»), причем если он был «неимовит», то должен был снять с себя и «самые порты». С пойманного вора взыскивалось втрое против взятого; в случае оказания им сопротивления при поимке, хозяин украденного имущества мог безнаказанно убить его. Приговор выносился только на основании неоспоримых свидетельств; при малейшем подозрении на ложность свидетельских показаний противная сторона имела право отвергнуть их, поклявшись «по своей вере». За лжесвидетельство полагалась казнь. Стороны обязывались выдавать друг другу сбежавших преступников.

2. Оказание взаимопомощи на территории других государств. В случае кораблекрушения византийского торгового судна близ берегов какой-либо иной страны находящиеся поблизости «русские» купцы обязаны были взять корабль и экипаж под охрану и сопроводить груз в пределы империи или в безопасное место. Если беда настигала греков близ «земли Русской», то корабль препровождали в последнюю, товары продавались и вырученное русы должны были переправить в Константинополь с первым же посольством или торговым караваном. Насилия, убийства и грабежи, совершенные русами на корабле, карались вышеозначенным способом. О том, что «русские» купцы имели право требовать того же с греков, договор умалчивает. Вероятно, это обстоятельство связано с тем, что русы отправлялись в торговые экспедиции целыми флотилиями (по приблизительным подсчетам, один торговый караван, прибывавший из Киева в Константинополь в середине Х в. , насчитывал не менее тысячи человек — см. Константин Багрянородный. Об управлении империей. Прим. 63. С. 329). Многочисленность «русских» купцов отражена и в требовании греков об ограничении их доступа в Константинополь: они должны были входить в город через одни ворота по 50 человек. Понятно, что при таком размахе торговых предприятий русы не нуждались в посторонней помощи.

3. Выкуп «русских» и греческих невольников и военнопленных и поимка беглых рабов. Увидев на невольничьем рынке греческого пленника, «русский» купец должен был выкупить его; так же обязан был поступить греческий торговец по отношению к плененному русу. На родине невольника купец получал за него выкупную сумму или среднюю цену невольника по текущему курсу («20 златых»). На случай «рати» (войны) между «Русской землей» и Византией предусматривался выкуп военнопленных — опять же по средней цене невольника. Беглые или украденные «русские» рабы подлежали возврату хозяевам; последние могли искать их на территории империи, и тот грек, который противился обыску своего дома, считался виновным.

4. Условия найма русов на военную службу. При объявлении набора наемников в войско византийские императоры обязаны были брать на службу всех русов, которые этого пожелают, и на тот срок, какой будет устраивать самих наемников (русы добивались долгосрочного наемничества, вплоть до пожизненного). Имущество убитого или умершего наемника, при отсутствии завещания, переправлялось его ближним «в Русь».

Переговоры завершились торжественной церемонией, которая должна была явить варварам могущество империи и побудить Олега последовать примеру предыдущих «русских» князей, обратившихся в христианство. Послы русов были приглашены в храм Святой Софии для осмотра христианских святынь: «Царь же Леон послы рускыя почтив дарами, золотом и паволоками… и пристави к ним мужи свои, показати им церковную красоту, и полаты златыя, и в них сущее богатство: злато много, и паволоки, и каменье драгое, и страсти Господни, венец и гвоздье, и хламиду багряную, и мощи святых, учаще их к вере своей и показующе им истинную веру; и тако отпусти их в свою землю с честью великой». Но кажется, никто из русов не пожелал оставить языческие заблуждения.

Перед тем как покинуть свой стан, Олег еще раз подтвердил свое твердое намерение хранить с греками «любовь непревратну и непостыжну», приказав повесить на городских воротах свой щит, «показуя победу». Этот символический акт обыкновенно истолковывают в совершенно противоположном смысле — как знак победы русов над Византией. Однако слово «победа» в XI – XII вв. имело также значение «защита, покровительство» (ср. победница — «заступница, защитница» в Успенском сборнике). Равным образом и щит нигде и никогда не символизировал победу, но лишь защиту, мир, прекращение брани. Поднятие предводителем войска своего щита во время сражения означало призыв к началу мирных переговоров; в 1204 г. знатные крестоносцы вешали свои щиты на дверях занятых ими домов в Константинополе, чтобы предотвратить их разграбление другими рыцарями. Вещий князь оставлял грекам свой талисман, который должен был охранять город от вражеских нападений; он возвращался в свой карпатский «Джарваб» не победителем Византии, а ее союзником и защитником.

Сюжет 6 сезона «

викингов»: Где была Киевская Русь? Князь Олег нашел? | ТВ и радио | Шоу-бизнес и ТВ

Викинги, сеттинг 6 сезона: Где была Киевская Русь? Князь Олег нашел? | ТВ и радио | Шоу-бизнес и ТВ | Express.co.uk

Войти Зарегистрироваться

0°C

Шестой сезон «ВИКИНГОВ» начал транслироваться на History и Amazon Prime Video с новыми эпизодами исторической эпопеи. В этом сериале шоу расширяется на Россию, и, в частности, на территорию под названием Киевская Русь — но где именно это было?

Ссылка скопирована

Викинги: драматический тизер для «Призраков, богов и бегущих собак»

Неверный адрес электронной почты

Мы используем вашу регистрацию, чтобы предоставлять контент способами, на которые вы дали согласие, и чтобы лучше понять вас . Это может включать в себя рекламу от нас и третьих лиц, исходя из нашего понимания. Вы можете отписаться в любое время. Дополнительная информация

«Викинги» известны тем, что рассказывают об эпических сказках и разросшихся империях Средневековья, но в шестом выпуске они выходят за рамки этого. С появлением Олега Новгородца (которого играет Данила Козловский) шоу впервые расширилось до России. Вот все, что нужно знать зрителям о реальной истории этого места и о том, где оно находится на самом деле.

Новый сериал «Викинги» представил миру персонажа Олега Новгородского после того, как Ивар Бескостный (Алекс Хёг Андерсен) оказался среди Шелкового пути.

Это произошло после того, как он был свергнут с поста правителя Каттегата, когда его брат Бьорн (Александр Людвиг) занял трон.

Затем он отправился в Россию, чтобы попытаться процветать за пределами своего королевства, прежде чем он вступил в контакт с новым жестоким правителем по имени князь Олег.

В этой сюжетной линии он попадает в империю Киевской Руси, которую основал сам Олег.

ПОДРОБНЕЕ: 6 сезон «Викингов»: наконец-то раскрыто возвращение Рагнара Лотброка

Сеттинг 6 сезона «Викингов»: где была Киевская Русь? (Изображение: ИСТОРИЯ)

Викинги сезон 6: Насколько это правда? (Изображение: ИСТОРИЯ)

ПОДРОБНЕЕ

  • Викинги 6 сезон: Концовка Лагерты раскрыта, когда сценарист бросает подсказку?

Где была Киевская Русь в викингах?

Хотя викинги были родом из Скандинавии в Северной Европе, они распространились далеко за пределы этих границ.

Одним из завоеванных ими мест была область Восточной Европы и России, известная как Киевская Русь.

Он был основан в середине 9 века и просуществовал почти 400 лет.

Считается, что расширение произошло во время правления легендарного викинга Олега, которое длилось с 879 по 912 год.

Викинги 6 сезон: Бьорн — новый король Ивар сейчас в России (Изображение: HISTORY)

Киевская Русь считается свободной федерацией восточнославянских и финских народов, существовавшей с 9 до середины 13 века.

Территория охватывала современные страны Беларусь, Россию и Украину, а также место, откуда первые две получили свои названия.

До прихода армии Олега считалось, что эти районы были населены восточнославянскими племенами, но некоторые историки предполагают, что скандинавы также поселились в этом районе.

Однако его территория только начала расти, когда Олег захватил город Киев в 882 году и сделал его своей столицей.

НЕ ПРОПУСТИТЕ…
Роман Кемп уходит Следующим я знаменитость, поскольку новые улики решают его судьбу?  [INSIGHT]
Бен Шепард закрывает призывы Суинсона ко второму голосованию по Брекситу  [ВИДЕО]
Потоковое вещание Inside Edge Season 2: Как смотреть онлайн и скачать он постепенно увеличивал территорию, которую он охватывал, а также заключал торговые сделки с Византийской империей.

После его смерти в 912 году его преемники взяли на себя управление территорией до того, как в 12 веке ее влияние начало падать.

Киевская Русь позже рухнула под монгольским нашествием в 13 веке.

Это область, в которой Ивар оказывается во время последней серии Викингов, встречая жестокого Олега.

В тренде

    ПОДРОБНЕЕ

    • Vikings Valhalla: Кто появится в спин-оффе сериала?

    Говоря об этих отношениях и о том, как они будут развиваться в остальной части сериала, актер Алекс Хёг Андерсен поговорил с Entertainment Tonight Canada.

    Он сказал: «Эти русские ребята сумасшедшие! Он на самом деле как бы понимает и испытывает [это], когда попадает туда.

    «Он смотрит на Князя Олега, который такой: «Может быть, некоторые скажут, что он чуть более сумасшедший, чем он когда-либо был?»

    «Итак, он смотрит на это и видит свое отражение, и он такой: «Я что, сошел с ума? «Я думаю, что он действительно нуждался в этом».

    Шестой сезон «Викингов» теперь выходит еженедельно на Amazon Prime Video

    Самые читаемые на телевидении и радио

      Меган Маркл делится безумными сообщениями, которые она отправила отцу за несколько дней до свадьбы
      Гарри и Меган, эпизод 1: все подробности из Арчи разговаривает с парой на первом свидании
      Меган утверждает, что никогда не видела королевских традиций до романа с Гарри: «Что такое прогулка?»
      5 самых взрывных моментов из второго эпизода нового документального фильма о Гарри и Меган на Netflix
      Меган Маркл предупредила соседей из Торонто, что «они пытаются вас найти»
      Гарри предупредил Меган, что «вы не можете говорить», чтобы она надавила на опасения, что она «любит» новообретенную славу
      Зрители Netflix жалуются на минуты Гарри и Меган как принц «нападает» на королевскую семью
      Дориа Рэгланд рекламирует роман Меган Маркл и принца Гарри как «новинку»
      Зрители GMB «выключаются», так как принц Гарри и Меган Маркл доминируют в освещении
      Звезда «Танцев на льду» получает кошмарную травму всего за несколько недель до этого Запуск ИТВ
      Хозяин Homes Under The Hammer замечает серьезную структурную проблему с домом стоимостью 53 тысячи фунтов стерлингов
      Чарльз в состоянии боевой готовности, поскольку Гарри взрывает королевскую семью за то, что она говорит: «Почему Меган должна быть защищена?»
      Меган предсказала славу в записке учителю «Когда я стану богатой и знаменитой, я расскажу о тебе»
      Меган съеживается, когда принц Гарри подтверждает, как он действительно встретил свою жену «в Instagram» план на победу Кэт имеет неприятные последствия
      Нага Манчетти шутит Кэрол Кирквуд возвращается в прошлое в возрасте 9 лет0126
      Меган Маркл опасается, что «прямой конфликт» «никогда не прекратится» в новом тизере Netflix выход на работу в «Стране огня»
      Звезда фильма «Дель Бой» Дэвид Джейсон признается, что «ужасно» скучает по фильму «Только дураки и лошади»
      Терил Ротери из Virgin River делится сожалением по поводу ограниченного экранного времени с коллегой по сериалу «Мне нравится больше»
      Дик Стробридж рассказывает трогательную настоящую причину окончания фильма «Побег в замок»
      Поклонники морской полиции боятся смерти Гиббса, поскольку звезда CBS бросает подсказку «мешок для тела» кроссовера: «Пожалуйста, не Гиббс!»
      Джефферсон Уайт из Йеллоустона упускает из виду судьбу Джимми в пятом сезоне, пока фанаты ждут возвращения на ранчо Титульный лист: Кто такая звезда «Признаний Фрэнни Лэнгтон»?
      Хамза Яссин говорит о том, что отдает дань уважения своим «трем матерям» с помощью строгого режима
      Винни Дингл из Эммердейла вынужден жить с мамой Мэнди после жестокого нападения
      «Я не хочу слышать»: дочь Кейт Уинслет отвергла совет Голливудская мама
      Тайсон Фьюри хвастается ужасным синяком после боя с Дереком Чисорой: «Он действительно сильно меня ударил» Кайл Уокер
      Поглощение «Ливерпуля»: Насер Аль-Хелаифи из «ПСЖ» владеет ключом к катарским заявкам, поскольку Аль-Тани связал
      «Я паниковал, сходил с ума»: принц Гарри чуть не потерял Меган Маркл из-за своего «эго»

      Четверг, 8 декабря 2022 г.

      Смотрите сегодняшние первые и последние страницы, загружайте газету, заказывайте старые номера и пользуйтесь историческим архивом газеты Daily Express.

      IPSO Регулируется Copyright © 2022 Express Newspapers. «Дейли Экспресс» является зарегистрированной торговой маркой. Все права защищены.

      Аскольдова могила. | Библиотека Конгресса

      Об этом изделии

      Заголовок

      • Аскольдова могила.

      Резюме

      • Этот вид на Аскольдову могилу взят из альбома «Сувениры о Киеве» начала ХХ века, на котором показаны основные достопримечательности Киева, столицы Украины и в то время одного из важнейших городов Российской империи. Аскольдова могила является частью паркового комплекса на правом берегу Днепра. Согласно легенде, именно на этом месте в 882 году князь Олег убил князей Аскольда и Дира и, по некоторым данным, узурпировал престол Киевской Руси, государственного устройства региона с конца IX века до 1230-х годов. Аскольд был похоронен там, где был убит, и пользовался большим почетом у местных жителей. Есть сведения, что он крестился в Царьграде (славянское название Константинополя, современного Стамбула) в 860-х годах, приняв имя Николай, и пытался обратить Русь в христианство. Место гибели Аскольда было отмечено небольшой деревянной часовней. Архитектор Андрей Иванович Меленский спроектировал круглую каменную церковь Святого Николая, которая в 1810 году заменила старую деревянную. Территория, прилегающая к церкви, стала кладбищем для известных и знатных киевлян. 25 изображений в «Сувенире Киева» — это коллотипы, выполненные с использованием химического процесса печати, который широко применялся до изобретения офсетной литографии.

      Создано/опубликовано

      • [место издания не указано] : [издатель не указан], [с 1900 по 1920 год]

      Заголовки

      • — Украина—Киев
      • — с 1810 по 1920 год
      • — Аскольд, князь, умер в 882 г. — Гробница
      • — Кладбища
      • — Церкви
      • — Днепр
      • — Парки

      Заметки

      • — Название разработано на английском языке сотрудниками библиотеки.
      • — Объем оригинального ресурса: 1 фотомеханический отпечаток: коллотипия.
      • — Оригинальный ресурс: Национальная библиотека Украины имени Ярослава Мудрого.
      • — Контент на немецком, французском и русском языках.
      • — Описание основано на данных, извлеченных из Мировой цифровой библиотеки, которые могут быть получены из учреждений-партнеров.

      Середина

      • 1 сетевой ресурс.

      Исходная коллекция

      • Сувенир Киева

      Цифровой идентификатор

      • https://hdl.loc.gov/loc.wdl/wdl.8891

      Контрольный номер Библиотеки Конгресса

      • 2021669059

      Онлайн формат

      • сжатые данные
      • изображение

      Постоянная ссылка LCCN

      • https://lccn. loc.gov/2021669059

      Дополнительные форматы метаданных

      • MARCXML-запись
      • МОДС Запись
      • Дублинская основная запись

      Манифест презентации IIIF

      • Манифест (JSON/LD)

      Права и доступ

      Библиотеке Конгресса ничего не известно о каких-либо авторских правах или других ограничениях в коллекции Всемирной цифровой библиотеки. При отсутствии каких-либо таких ограничений эти материалы могут использоваться бесплатно и повторно. Исследователям рекомендуется ознакомиться с исходной информацией, прилагаемой к каждому пункту. Информацию о том, как связаться с организациями-партнерами WDL, см. в этом архивном списке партнеров 9.0003

      Библиотека просит исследователей подходить к материалам этой коллекции с уважением к культуре и чувствам людей, чья жизнь, идеи и творчество описаны здесь.

      Кредитная линия: [Ссылка на первоисточник], World Digital Library

      Подробнее об авторских правах и других ограничениях

      Для получения дополнительной информации и контактной информации многих партнерских организаций см. этот архивный снимок сайта World Digital Library от 2021 года.

      Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Citing Primary Sources.

      Процитировать этот товар

      Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как для удобства и может быть неполным или точным.

      Чикагский стиль цитирования:

      Аскольдова могила . Украина Киев, 1900 г. [Место издания не установлено: Издательство не установлено, до 1920 г.] Фотография. https://www.loc.gov/item/2021669059/.

      Стиль цитирования АПА:

      (1900) Аскольдова могила . Украина Киев, 1900 г. [Место публикации не указано: издатель не указан, до 1920 г.] [Фотография] Получено из Библиотеки Конгресса, https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *