Лекция №2. Древнейшая стадия истории человечества
Лекция № 2
Древнейшая стадия истории человечества.
1. Периодизация первобытной истории
2. Происхождение человека. Антропогенез.
3. Присваивающее и производящее хозяйство.
4. Общественные отношения в первобытном обществе.
5. Религия первобытного общества
Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытнообщинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.
1. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.
2. Геологическая периодизация. История Земли делится на 4 эры. История Земли делится на четыре эры. Последняя эра — кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн. лет назад), четвертичный (начался 1 млн. лет назад) и современный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и ледниковая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха).
Происхождение человека (антропогенез). В современной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория происхождения человека, сформулированная Ф.
Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, связывается с началом производства орудий труда.Процесс антропогенеза (происхождения человека) в своем развитии прошел три стадии: 1) появление антропоидных предков человека; 2) появление древнейших и древних людей; 3) появление человека современного типа. Антропогенезу предшествовала интенсивная эволюция высших обезьян в разных направлениях. В результате эволюции возникло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопитеки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи останки найдены в Африке.
Австралопитеки отличались относительно большим объемом мозга (550—600 куб. см), хождением на задних конечностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и занимались охотой на мелких животных. Как и другие антропоморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австралопитеки жили 4 — 2 млн. лет назад.
Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обезьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синантропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изготовляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантропов был около 900 куб. см, а у синантропов — поздней формы питекантропа — 1050 куб. см. Питекантропы сохранили некоторые черты обезьян — низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древнейшие люди жили 750—200 тыс. лет назад.
Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандертальца — от 1200 до 1600 куб. см. — приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отличие от современного человека, строение мозга было примитивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неандертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатические зоны. Жили они 250—40 тыс. лет назад. Ученые считают, что предками современного человека были не все неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития.
Человек современного физического типа — кроманьонец — появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высокого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 — 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы.
На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез — формирование трех человеческих рас. Европеоидная, монголоидная и негроидная расы могут служить примером приспособления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования продолжился и в дальнейшем.
Умение изготовлять орудие труда было главным отличием человека от животных.
Присваивающее хозяйство. Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвоения продуктов природы, является древнейшим типом хозяйства. В качестве двух основных занятий людей древности можно выделить охоту и собирательство» Их соотношение было неодинаковым на разных этапах развития человеческого общества и в разных природно-климатических условиях. Постепенно человек осваивает новые сложные формы охоты — загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) — рубила, скребла, остроконечники. Использовались также и орудия из дерева — палки-копалки, дубины и копья.
В период раннеродовой общины увеличивается число орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь человек научился откалывать тонкие и легкие пластины, которые затем с помощью сколов и отжимной ретуши — способа вторичной обработки камня — доводились до нужной формы. Новые технологии требовали меньше кремня, что способствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.
Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий — скребков, ножей, резцов, небольших наконечников метательных копий. Широко применяются кость и рог. Появляются копья, дротики, каменные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболовство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки — дощечки с упором, позволяющей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины — собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.
В конце позднего палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных широко использовались загонные способы, позволяющие за короткое время убить большое количество зверей. Они обеспечивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совершает сезонные кочевки — летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой — в лесную зону. Охотясь на оленей, люди одновременно осваивали новые земли.
С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающему леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника.
Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел — мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен бумеранг — изогнутая метательная палица. В эпоху мезолита человек приручил первое животное — собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыболовство становится основной отраслью хозяйства. Отступление ледника и потепление климата приводят к повышению роли собирательства.
Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались временные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.
Производящее хозяйство. Производящее хозяйство возникло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии — шлифования, пиления и сверления камня. Орудия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяется такое орудие, как топор.
Одним из важнейших изобретений неолита стала керамика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посуды позволили человеку облегчить процедуры приготовления и хранения пищи. Человек научился производить материал, не встречающийся в природе — обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и ткачества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорастущих растений, позднее — из шерсти овцы.
В эпоху неолита происходит одно из самых значительных событий в истории человечества — возникновение животноводства и земледелия. Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству получил наименование неолитической революции. Отношения человека и природы становятся принципиально иными. Теперь человек мог самостоятельно производить все необходимое для жизни и стал меньше зависеть от окружающей среды.
Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего урожая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкладышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было женским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобретено женщиной. По поводу места возникновения земледелия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.
Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезолита, но постоянные передвижения мешали охотничьим племенам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земледелие способствовало большей оседлости человеческой популяции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания животных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых животных, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало мужской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требовалась прочная кормовая база; оно тоже появилось в нескольких очагах, независимых друг от друга.
Общественные отношения. Первобытные люди в целях выживания были вынуждены объединяться в стада. Эти стада были небольшими (20 – 40 человек). Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были разбросаны по обширным территориям и почти не контактировали друг с другом. Археологически первобытное стадо соответствует нижнему и среднему палеолиту. Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил и появлением экзогамии. Экзогамия – это запрет вступать в брак внутри своей группы. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась. Родовую общину объединяли не только брачные отношения, но и производственные. В ранней родовой общине управление осуществлялось собранием всех взрослых сородичей. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаем и, как правило, избирались руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета. Все люди в общине делились на 3 половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин и детей. Переход в группу взрослых назывался инициацией. Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовой общины сохранялась родовая собственность на землю. Однако повышение производительности труда постепенно приводило к тому, что появился регулярный избыточный продукт, который общинник мог оставить себе.
Религия первобытного общества. Религия возникла еще в первобытном обществе. Здесь она приобрела свою первоначальную форму, которую сохраняла — в ее важнейших признаках — до конца существования первобытнообщинной формации. В первобытном обществе религия была в основном – следствием бессилия человека в борьбе с природой из-за низкого уровня производства и медленных темпов его развития. Естественно, что в религии и олицетворялась в первую очередь природная среда. Ф. Энгельс подчеркивал, что в начале истории объектами религиозного отражения «являются, прежде всего, силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения». Несмотря на то, что олицетворение природной стихии в различных первобытных культах не было тождественным, поскольку не была одинакова сама природа в различных местах Земного шара, олицетворение природной среды — общее и характерное свойство всех этих культов.
Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеком и тотемом.
Магия – вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.
Анимизм – вера в существование души и духов.
Различные представления первобытных религий были взаимосвязаны между собой и оказывали одно на другое определенное воздействие.
Религиозные системы, свойственные первоначальному этапу общественного развития, не имели сколько-нибудь обширной области распространения. Они были ограниченны пределами племени или группы родственных по происхождению племен. Эта узость религиозной сферы соответствовала ограниченным и замкнутым формам существования первобытных коллективов, в фантастической форме отражала реально, свойственную первобытному обществу разобщенность его отдельных групп.
Литература:
1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История».— М.: Высш. шк., 1990.— 351 с: ил.
2. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
3. Шнирельман В. А. Происхождение производящего хозяйства. М., 1989.
4. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.
5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. . Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
6. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / сост. И.А. Химик. СПб., 1994
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Назовите основные периодизации первобытного общества.
2. Охарактеризуйте основные этапы эволюции человека.
3. Какие причины привели к переходу к присваивающему хозяйству.
4. Объясните термин «неолитическая революция»
5. Какую роль в первобытном обществе играла религия?
Периоды развития истории человечества
Для удобства понимания истории, ученые придумали периодизацию: разделение на определенные этапы. Каждый такой период имеет свои характерные политические, социальные и экономические характеристики и особенности.
Классическая периодизация
Школьная программа, а также большинство учебников по истории, а также книг, в которых используется длительное повествование, используют классическую периодизацию. Согласно ей история человечества состоит из пяти этапов.
Первобытный
Самое начало человечества: от появления человекоподобного существа – архантропа до его эволюции в Homo sapiens. В этот период также входит каменный, меднокаменный и бронзовый века.
Каменный век состоит из трех этапов:
- Палеолит.
- Мезолит.
- Неолит.
Переходным от каменного века к эпохе металлов считается меднокаменный век или энеолит. Именно медь — первый металл, обрабатываемый человеком.
В это период человек осваивает первые орудия труда, затем переходит к земледелию, а вместе с ним — к оседлому способу жизни. Возникают города, государства и первые цивилизации. В энеолите и бронзовом веке прошли второй и третий разделения труда: появилось ремесло, а затем и торговля. Закрытые отдаленные общества вступили в контакты: от войны до торговли.
Именно в первобытный период появились первые формы искусства и религии, а также появилась письменность.
Древний мир
Начало древнего мира – расцвет цивилизаций в Египте и Месопотамии (3-2 тысячелетия до нашей эры). Именно на этом этапе формируют первые развитые государства Европы: полисы Греции, империи Александра Македонского и Древнего Рима. Завоевания Александра и вовсе породили первое глобальное проникновение культур – эллинизм. На этом этапе были заложены основы политического устройства, правовой системы, социальных отношений, появились первые религии, впоследствии ставшие мировыми (буддизм и христианство). Конец этому периоду положили варвары и Великое переселение народов.
Средние века (с V по XV века)
Формируются государства варваров, а затем феодальная социально-экономическая система. Латынь становится языком Западной Европы, а у восточных славян развивается свое письмо на основе кириллицы. Христианство раскалывается на католицизм и православие. Появляется третья мировая религия – ислам. Папа Римский объявляет Крестовые походы, инквизиция – борьбу с еретиками. Падение Византии от рук турок-османов и начало Великих географических открытий считается концом Средневековья.
Новое время (от XVI и до конца XVIII века)
Формирование абсолютных монархий, развитие новых технологий (книгопечатание, гравюра), религиозные войны. Начало колониализма. Формирование национальных государств. Вместе с тем монархическая власть создает привилегированную элиту, а та в ответ славит своего короля.
Великие географические открытия стимулировали развитие торговли. С одной стороны это подтолкнуло империи к созданию колоний, с другой – хозяйства стали носить товарный, а не натуральный характер. Все поняли, что с помощью земли или предприятия можно заработать. После появления протестантизма, церковь перестала быть препятствием к заработку денег. В селах возникают фермы, а в городах на смену цехам приходят мануфактуры. В культуре эпоха Ренессанса доказывает, что человек и изображение его качеств в культуре – это нормально.
Конец этому этапу положили две революции: в США и Франции. Это начало падения «старого режима».
Новейшее время (1789 по 1945 или 1991)
Революции в США и Франции установили новые республиканские режимы и объявили, что источник власти — нации. Народы, не имевшие своих держав, начали войны за независимость. Началось антиколониальное движение. Наличие большого количества проблем и противоречий подтолкнуло общественных деятелей на формирование идеологий, призванных решить эти проблемы: национализм, либерализм, консерватизм и социализм. Примечательно, что страны, дольше всех сохранявшие «старый порядок» (Россия, Австрия, Османская империя) распались после Первой мировой в результате революций.
Промышленная революция создает экономические и социальные предпосылки формирования нового типа общества и государства.
Новейшее время обычно разделяют на два этапа:
- «Долгий 19 век» — от 1789 до 1914.
- «Короткий 20 век» — от 1914 и до 1991.
Несправедливость итогов Первой мировой войны подтолкнуло некоторые страны к ультраправым и ультралевым идеологиям. Началась Вторая мировая война. Окончательно новая эпоха наступает после 1991 года, когда распался СССР и закончилась Холодная война.
Последние 50 лет не считаются историей. Нужно время для осмысления и анализа прошлого. Именно поэтому сегодня историки пытаются дать понятие периоду, в котором мы живём.
Так как это универсальная схема периодизации, в различных регионах она имеет свои особенности. Кроме того, многие историки не согласны с таким разделом на периоды. Именно поэтому существуют другие варианты периодизации.
Альтернативные периодизации
- Формационный. Его ввели Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Согласно этому подходу, история разделяется на такие формации: первобытнообщинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Этой периодизации придерживались во времена СССР.
- Модернизации. В основе – идея во всеобщий прогресс. В этой концепции есть несколько вариаций: Морган вводит периоды «дикость-варварство-цивилизация», а футуролог Тоффлер три стадии обществ в процессе модернизации (аграрное-промышленное-информационное).
- Цивилизационный подход. Его основателями считаются О.Шпенглер и А.Тойнби. Согласно этой теории, мировая история – эта смена цивилизаций, доминирующих на том или ином историческом этапе. Выделяют египетскую, греческую, римскую, китайскую, европейскую Кроме того, этот подход не исключает существование локальных цивилизаций, использующих свой исторический путь.
Вариант периодизации зависит от выбранных критериев. Некоторые устаревают, другие – получают второе дыхание из-за изменения социально-политической обстановки.
Добавить комментарий
Некоторые размышления о периодизации и изучении изменения климата в древности — Лаборатория PPEH
Когда я начал исследовать тему изменения климата в историческом древнем Средиземноморье (традиционно датируемом примерно между 800 г. и после средневековья), я приступил к сбору как можно большего количества научных данных о климате Средиземноморья, пытаясь понять некоторые из более широких тенденций последних нескольких тысячелетий. Я быстро обнаружил, что одно из наиболее важных различий в палеоклиматологии Европы и Ближнего Востока заключается в том, что между инструментальными данными, полученными за последние 500 или около того лет (названными так потому, что они были получены с помощью инструментов, измеряющих основные метеорологические явления), и косвенными данными. данные (так называемые, потому что они получены из косвенных индикаторов прошлого климата), на которые ученые должны полагаться по большей части в отсутствие инструментальных данных, хотя они часто являются лишь плохой заменой инструментальных данных примерно до 1500 г. н.э. Таким образом, поначалу казалось, что все ученые досовременного европейского и ближневосточного мира, интересующиеся климатом, будут находиться примерно в равных условиях, имея дело с данными, полученными в результате анализа косвенных признаков, таких как годичные кольца деревьев, наслоение озерных отложений и рост сталагмитов и сталактитов. Но со временем я пришел к осознанию четкой закономерности: подробные палеоклиматологические графики косвенных данных, если они действительно восходят к древнему миру, почти всегда восходят к 2000 годам назад и редко дальше. Этот факт, вероятно, не вызвал бы большого беспокойства у ученых-климатологов, но для историков древности он имеет серьезные последствия.
Причина продления на 2000 лет ясна: это отмечает разделение до н.э./н.э. или до н.э./н.э., которое остается самым сильным хронологическим разделением в западной истории и удовлетворительным разделением между эпохами. Эта хронологическая схема сосредоточена, конечно, на предполагаемой дате рождения Иисуса Христа, отсюда и название «до Христа» и «anno domini» («в год нашего господина» на латыни). Эта система была изобретена в начале 6 века н.э., когда монах, известный как Дионисий Эксигуус, решил установить дату рождения Иисуса, чтобы облегчить правильный расчет Пасхи (Mosshammer 2008). (Строго говоря, в этот момент было изобретено только обозначение н. э. — годы до н.э. вообще не обозначались гораздо позже; отсюда неуклюжая смесь английского и латыни в BC/AD.) Несмотря на простоту по сравнению с другими современными датировками, однако эта система не получила широкого распространения до 17 века, в основном потому, что многие ученые оспаривали фактическую дату рождения Иисуса и поэтому считали ее ошибочной. Действительно, когда другой гораздо более поздний Дионисий, по прозвищу Петавиус, выступал за использование системы до н.э./н.э. в своей работе 1627 г. Opus de Doctrina Temporum, он сделал это, отметив, что рождение Христа представляет собой просто полезную, хотя и произвольную дату, вокруг которой сформировался консенсус, а не фактическую дату исторической фигуры, которая чаще всего приходилась на место c. 6-4 г. до н.э.
Дионисий Экзигий, VI в. CE изобретатель системы датирования до нашей эры / нашей эры.
Дионисий Петавиус, который в своей работе 1627 года Opus de Doctrina Temporum выступал за стандартизированное использование системы датирования до н. э./н.э.
В то время как значение христианской хронологии в последующие века уменьшилось, и эта схема была в двадцатом веке внешне изменена на более нейтральные в культурном отношении термины до н.э./н.э. Как уже отмечалось, система до нашей эры и нашей эры, наряду с гораздо более ранним признанием века и десятилетия в качестве значимых аналитических категорий, оказала большое влияние на то, как мы думаем о времени и истории (Wilcox 1987; Zerubavel 2003). В частности, в популярном мышлении он имеет особое значение как удобный маркер древности: достаточно посмотреть программу History Channel о древнем мире или прочитать о новом археологическом открытии в газете, чтобы понять, что любая дата в пределах полутора тысячелетие по обе стороны от 1 года нашей эры обычно округляется до «2000 лет назад».
В научных областях, изучающих прошлое, также была предпринята благородная попытка полностью отказаться от системы BCE/CE, вместо этого полагаясь на даты BP («до настоящего») с центром в 1950 году (так что 1 BCE — это 1950 BP). Несмотря на это, разделение до нашей эры и нашей эры продолжает господствовать над палеоклиматологами. Отчасти это связано с тем, что во многих случаях при работе с данными за последние несколько тысячелетий даты все равно конвертируются в BCE / CE, чтобы сделать диаграммы более доступными для широкого круга читателей. Но еще одним очевидным влиянием является тот факт, что стержень до нашей эры / н.э. также примерно совпадает с тем, что считается началом Римской империи при Августе после того, как он стал единоличным правителем Рима (его правление в качестве императора традиционно датируется между 31 г. до н.э. и 14 г. н.э.). Римская империя как крупнейшее и наиболее известное государство древнего западного мира также естественным образом привлекала внимание историков, интересующихся долговременными связями между изменениями в обществе и климатом. Так называемый имперский период римской истории (чаще всего датируемый 31 г. до н. э. – 324 г. н. э.) был периодом исключительных взаимосвязей в Европе, Средиземноморье и на Ближнем Востоке, когда наблюдались заметные крупномасштабные воздействия на мир природы, что становится все более ясно. Например, загрязнение атмосферы свинцом в Северном полушарии достигло своего пика доиндустриальной революции в I в. н.э. во многом благодаря промышленной деятельности римлян (Hong et al 1994). Таким образом, важность этого произвольного хронологического деления, в свою очередь, была подтверждена многими палеоклиматологами, интересующимися влиянием климата на досовременную Европу, которые затем продолжают использовать его в качестве удобной конечной точки для своих данных.
«Произвольный хронологический стержень, удобный способ, придуманный для расчета даты Пасхи около 15 веков назад, оказал очень реальное влияние на современные исследования изменения климата в древнем мире.
Сосредоточенность на римском имперском периоде имела вполне реальные последствия. Когда историк Древней Греции, интересующийся столетиями до н. «Экологические, экономические и социальные последствия изменения климата в Греции», неизбежно обнаруживается, что графики включают либо данные с высоким разрешением, охватывающие период до 2000 лет, либо данные с низким разрешением, визуализированные на геологических временных шкалах в десятки или сотни тысяч лет. . Для историка, интересующегося относительно краткосрочными тенденциями в годовом или десятилетнем масштабе, разница в качестве часто сродни разнице между HD-видео и слайд-шоу. Таким образом, для всех, кто интересуется анализом того, как изменение климата повлияло, например, на Афинскую империю V в. до н.э., или империи Александра Македонского и его преемников в 4-1 вв. до н.э. данных достаточного качества зачастую просто нет; слишком часто они мучительно лежат за краем графика.
Типичный пример окончания 0 CE. Рис. 2 из Moberg, A. et al. 2005. «Сильноизменчивые температуры в северном полушарии, реконструированные на основе косвенных данных с низким и высоким разрешением». Природа 433 (2005): 613-17.
Типичный пример палеоклиматических данных, визуализированных в геологической шкале времени. Обратите внимание, что ka = «тысячи лет до настоящего времени». Рис. 5 из Ehrmann, W. et al. 2007. «Глинистые минералы в позднеледниковых и голоценовых отложениях северной и южной части Эгейского моря». Палеогеография, палеоклиматология, палеоэкология 249 (2007): 36–57.
Таким образом, произвольный хронологический стержень, удобное средство, придуманное для расчета даты Пасхи около 15 веков назад, оказало весьма реальное влияние на современные исследования влияния изменения климата в древнем мире. Ситуация начинает меняться по мере того, как ученые-климатологи отодвигают свои исследования назад в хронологическом порядке — почти всегда хорошо округленными блоками по 500 лет — но на данный момент ученые доимперского римского средиземноморского мира не могут не быть разочарованы стойкостью подразделение BC/AD. Это явление является напоминанием о сохраняющейся способности остаточных следов древнего мира влиять на собственное изучение даже в такой строго научной области, как палеоклиматология.
Избранная библиография
Hong, S. et al. 1994. «Лед Гренландии — свидетельство загрязнения полушария свинцом два тысячелетия назад греческой и римской цивилизациями». Science 265, 5180 (1994): 1841-3. Моссхаммер, А.А. 2008. Пасхальные вычисления и истоки христианской эры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Нет автора. 2011. Экологические, экономические и социальные последствия изменения климата в Греции . Афины: Банк Греции.
Стокер, Томас Ф. и др. 2013. Изменение климата, 2013 г.: Основы физических наук. Вклад рабочей группы I в Пятый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2013.
Уилкокс, Д.Дж. 1987. Меры прошлых времен: доньютоновские хронологии и риторика относительного времени . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Зерубавель, Э. 2003. Карты времени: коллективная память и социальная форма прошлого. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Периодизация и исторические закономерности в истории Китая: подходы к развитию навыков исторического мышления в AP World History
Загрузить PDF
история явно появляется в CF для каждого периода, охватываемого курсом. Всеобъемлющим навыком исторического мышления является хронологическое мышление, и в этой статье исследуются два подмножества: анализ закономерностей преемственности и изменений во времени и периодизация. Навык анализа изменений и преемственности во времени был основной частью курса APWH с момента его создания в 2001–2002 гг., но периодизация является одним из новых подмножеств навыков исторического мышления, которые в настоящее время внедряются во все курсы истории AP для учебной программы и национальный экзамен AP, проведенный в мае.
В этом новом акценте на навыках исторического мышления в курсе AP World History навык периодизации требует от студентов «анализа и оценки конкурирующих моделей периодизации всемирной истории». 1 Обсуждение периодизации также важно для студентов APWH, чтобы лучше понять историю регионов или стран. Тем не менее, структура AP World History представляет историю Китая с использованием династической модели, которая полезна для целей ознакомления студентов с хронологией китайской истории, но, возможно, не лучший подход для общего изучения мировой истории. Самое главное, когда эти разные модели помещаются рядом (см. таблицу), учащиеся могут самостоятельно проанализировать сильные и слабые стороны каждой периодизации и оценить их полезность для понимания имперской истории Китая.
. . . периодизация является одним из новых подмножеств навыков исторического мышления, которые в настоящее время внедряются во все курсы истории AP для учебной программы и национального экзамена AP, проводимого в мае.
Династическая модель, наиболее часто используемая и признанная для изучения истории Китая, внедрена в практику преподавания всемирной истории AP по всей стране. Многие учителя используют «Песню китайской династии», которую поют на детскую мелодию Фрера Жака:
Шан, Чжоу, Цинь, Хань
Шан, Чжоу, Цинь, Хань
Суй, Тан, Сун
Суй, Тан, Сун
Юань, Мин, Цин, Республика
Юань, Мин, Цин, Республика
Мао Цзэдун
Мао Цзэдун 2
Эта небольшая песенка стала краеугольным камнем деятельности для AP World History и преподавателей всемирной истории. Поищите в Интернете «Песню китайской династии», и вы найдете длинный список видео, которые учителя разместили, где их классы исполняют эту песню в унисон или по кругу. Он настолько популярен, что даже широко подписавшийся онлайн-курс edX, ChinaX из Гарвардского университета, включает в себя профессоров Уильяма Кирби и Питера К. Бола, предлагающих песню «Как запомнить главные династии Китая» на видео на YouTube. 3 Мне нравится использовать эту запоминающуюся мелодию в классе старшей школы в качестве веселого перерыва в классе или быстрого повторения. Студенты никогда не забывают порядок китайских династий, даже годы спустя. Однако это проблематично, если учитель или профессор просто заканчивает изучение китайской истории студентами упрощенным пониманием китайского династического порядка. Эта деятельность не дает основы для хронологических рассуждений и не помогает учащимся в плане анализа и оценки «конкурирующих моделей периодизации всемирной истории», а также не помогает учащимся в распознавании, анализе или оценке «динамики исторической преемственности или изменения». в течение времени различной продолжительности». 4 Другим недостатком простого изучения династического подхода является то, что он предлагает только модель, которая может рассматриваться как благоприятная для политической элиты, в отличие от более сбалансированного освещения мировой истории с точки зрения экономики, социальной и/или культурная история. Изменения в каждой династии обычно были связаны со сменой правящей семьи, но из этого не обязательно следует, что экономическая структура, социальная структура или культура также изменились.
Одна из критических замечаний по поводу этого традиционного династического подхода первоначально исходила от уважаемого китайского историка Джона К. Фэйрбэнка, который писал, что «концепция династического цикла… . . был серьезным препятствием для понимания фундаментальной динамики китайской истории». 5 Кроме того, профессор Пол Халсолл представил аналогичную критику на веб-сайте китайских культурных исследований, когда он преподавал в Бруклинском колледже. Согласно Халсоллу, система периодизации проблематична, потому что «династическая хронология, по-видимому, предполагает, что изменения в жизни китайцев происходили в периоды, когда изменения не были очевидны на широкой основе», но, с другой стороны, «предполагает определенную степень преемственности, которая также не присутствовал». 6 Халсолл основывается на двух других хорошо известных работах по истории Китая: «9» Жака Герне.0005 История китайской цивилизации и Марка Элвина Модель китайского прошлого . Халсолл дает краткий обзор двух историков, которые предлагают и определяют другую китайскую историческую периодизацию.
Во-первых, Гернет рассматривает политические структуры Китая и определяет их с точки зрения политических моделей, а не династических правящих семей. В этой модели четко осознаются и определяются политическая преемственность и основные сдвиги, такие как «дворцовая цивилизация» или «система аристократических городов». Эти ярлыки, как видно на прилагаемой диаграмме, обычно несколько близко следуют традиционной династической модели, но дают учащимся возможность распознать преемственность в политической структуре, которой нет в династической модели. 7 Опять же, эта модель имеет те же недостатки, что и династическая модель, в том смысле, что она предлагает только понимание, специфичное для Китая, и не помогает связать историю Китая с более широкими глобальными событиями, за исключением идентификации «некитайской империи». это соответствует нахождению у власти династии Юань. Эта классификация не дает достаточного представления даже о политической структуре, существовавшей при иностранном правлении.
Модель Элвина рассматривает историю Китая с экономической точки зрения, что более эффективно для изучения мировой истории, поскольку признает более широкий спектр изменений и преемственности в Китае, что более согласуется с изучением более крупных тем мировой истории, такие как Тема 4: Создание, расширение и взаимодействие экономических систем.
Не в масштабе, но дает общее представление о различиях периодизации китайской истории. Таблица и вопросы разработаны Анджелой А. Ли. См. онлайн-приложения к этому выпуску для удобной диаграммы в классе.Вопросы для обсуждения:
- Какие проблемы с традиционным династическим подходом?
- Предлагает изменения в китайской жизни, когда изменения не очевидны (только политические)
- Предполагает степень преемственности, которая не всегда присутствует (обратная сторона медали) Подчеркивает историю политической элиты
- Упускает из виду экономическую и сельскохозяйственную жизнь (которая затронула гораздо больший процент населения на протяжении всей истории Китая)
- У модели Гернет есть те же проблемы? Что еще он предлагает?
- У модели Элвина такие же проблемы? Что еще он предлагает?
- Есть ли у марксистской модели те же проблемы? Что еще он предлагает?
Обобщающие вопросы:
- Следует ли рассматривать каждую китайскую династию как «отдельную» империю? Или китайские династии следует считать ОДНОЙ непрерывной империей?
- Сравните традиционную династическую модель с Марком Элвином, который задает вопрос: «Почему Китайская империя осталась целой, когда Римская империя и все остальные империи древности или средневековья в конечном итоге рухнули?»
- Как эти различные модели помогают углубить наше понимание истории Китая?
- Могут ли эти различные типы моделей быть применены к другим империям в мировой истории?
Подход к китайской истории с точки зрения более чем традиционной династической модели позволяет учащимся анализировать китайскую имперскую историю скорее как континуум, чем как отдельные политические системы.
Хотя сам по себе взгляд через призму экономики недостаточен для более глубокого понимания истории Китая, эта модель предлагает более глобальную перспективу. Вторая периодизация, которую предлагает Элвин, — это «постоянное земледелие», охватывающее три династии. Эта модель на первый взгляд кажется слишком широкой, но может помочь учащимся понять преемственность жизни простых крестьян, которая не менялась на протяжении этих примерно 1200 лет. Эта более широкая перспектива согласуется с преемственностью многих других ранних обществ по всему миру в то же время, что делает эту модель полезной для более глобального подхода к изучению мировой истории.
Наряду с тремя вышеупомянутыми моделями я также добавил две дополнительные схемы периодизации для студентов AP World History, чтобы они могли их учитывать при изучении истории Китая. Один основан на марксистской мысли, а второй основан на историографии китайской истории начала двадцатого века. Доступны десятки марксистских моделей, но я выбрал официальную периодизацию китайской истории Китайской Народной Республики. 8 Эта модель немного сложна для понимания учащимися, тем более что мы не изучали марксизм на этом этапе учебной программы. Однако, взглянув на диаграмму, они могут увидеть, что марксистская периодизация истории сильно отличается от трех других моделей в категоризации пяти периодов китайской истории, которые соответствуют марксистской историографии. Студенты могут различить, что марксистский подход в первую очередь экономический, поэтому он больше похож на модель Элвина.
Окончательная модель периодизации предлагает другую интерпретацию и принадлежит японскому историку Найто Тораджиро (Конан), синологу и основателю Киотской школы историографии. Найто также помог изменить западный взгляд на Китай в двадцатом веке. Хотя он писал в начале двадцатого века, его исследования и переопределение китайской периодизации предлагают удивительно простую, но всемирно-историческую перспективу в рассмотрении китайской хронологии и истории. В короткой записи, найденной в Энциклопедия историков и исторических писателей, Найто приписывают:
Его периодизация китайской истории в эквивалентах древней, средневековой и современной. Эта схема уже очевидна в его «Шинароне» («О Китае») 1914 года, в котором граница между средневековьем и современностью устанавливается ок. 800–1000 гг. н.э., переход «Тан-Сун», говоря современным языком. Это было более новым, чем можно было бы себе представить: до него представление о «золотом веке» китайской древности, за которым последовал долгий упадок, было широко распространено в Восточной Азии и было с удвоенной силой воспринято жителями Запада, которые увидели свое собственное пришествие. в Китае как стимул, который выведет эту страну из полного оцепенения. 9
Модель Наито представляет собой конкурирующую модель, которая становится основой для анализа учащимися по сравнению с традиционным династическим подходом. Наито, который использует европейскую классификацию «древнего», «средневекового» и «раннего нового времени», переопределяет то, что в значительной степени было европоцентричным определением. С некоторой подсказкой обычно только один или два ученика в каждом классе понимают значение модели Найто. К этому времени в учебной программе учащиеся привыкли думать в более глобальном контексте, размышляя о различных моделях периодизации всемирной истории, и этот шаг, направленный на то, чтобы сосредоточить внимание на изучении Китая, объединяет все это для них. Даже если только один или два ученика могут сформулировать значение модели Найто или марксистской модели с точки зрения понимания мировой истории, это становится ключевым моментом урока, который выходит за рамки простого изучения китайской династической истории. Модель Найто выдвигает аргумент, который бросает вызов западному и европоцентристскому подходу к изучению истории, но также может быть настолько упрощенным, что не дает смысла учащимся, если они уже не имеют четкого представления об истории Китая.
Подход к китайской истории с точки зрения более чем традиционной династической модели позволяет учащимся анализировать китайскую имперскую историю скорее как континуум, чем как отдельные политические системы. Большинство студентов могут понять, насколько ограничены и проблематичны пять представленных моделей, если они используют схему анализа изменений и/или преемственности во времени. Говард Сподек, автор «Всемирной истории», поднял вопрос в своем учебнике о том, что во время раннего установления имперской политической структуры «Китай создал политические и культурные формы, которые просуществуют еще 1000 лет, а возможно, даже и по сей день». 10 Это смелое заявление, в основном игнорируемое как учениками, так и учителями, дает студентам хорошую возможность проанализировать закономерности преемственности в истории Китая. В курсе AP World History учащимся сложно понять концепцию преемственности. Предоставляя различные модели, студенты получают возможность более глубоко задуматься о том, какие аспекты китайского общества изменились или сохранились за пределами основного политического определения. Учителя могут помочь учащимся обобщить это упражнение, спросив, следует ли считать каждую династию отдельной империей. В моих беседах со студентами аргументы в пользу рассмотрения каждой династии в отдельности включали утверждение о том, что некоторые династии подходили к своему правлению совсем иначе, чем их предшественники. Аргументы в пользу того, чтобы рассматривать имперский Китай как одну непрерывную империю, могут быть убедительными, если изучить китайскую политико-бюрократическую структуру, установленную Цинь Шихуанди, которая поддерживалась и укреплялась при династии Хань, а также была принята иностранными правителями, такими как монголы в Юань.
Рассмотрение различных моделей периодизации для одного места или ограниченного периода времени помогает учащимся понять историю через более сложную призму.
Итак, почему этот уровень аналитической детализации важен для понимания студентами AP World History? Это, безусловно, выходит за рамки необходимого уровня историографии, который требуется от студентов AP World History или даже от студентов, изучающих историю. Рассмотрение различных моделей периодизации для одного места или ограниченного периода времени помогает учащимся понять историю через более сложную призму. Это побуждает их опираться на свое понимание глобальных процессов периодов, которые они изучают. Династическая хронология Китая является идеальной темой, поскольку она уже широко освещается в классах AP World History, а студенты и преподаватели всемирной истории знакомы с традиционной династической моделью. Эти различные модели предоставляют учащимся еще одну отправную точку для понимания мировой истории в более глобальном контексте, а также для того, чтобы учащиеся увидели, что проблема периодизации — это не просто академический дискурс и дебаты среди историков, но может иметь важные последствия для их общего понимания истории. история.
БИБЛИОГРАФИЯ
Barrett, TH Encyclopedia of Historians and Historical Writing, Vol. 2. Под редакцией Келли Бойд. Чикаго: Издательство Фицрой Дирборн, 1999. https://books.google.com/books.
Совет колледжа. «AP Навыки исторического мышления». Достижения в AP. По состоянию на 30 марта 2016 г. http://tinyurl.com/hmkhntd.
Колумбийский университет. «Хронология китайской истории и династий». Азия для преподавателей. По состоянию на 30 марта 2016 г. http://tinyurl.com/z72cx9т.
Дирлик, Арлиф. Революция и история: истоки марксистской историографии в Китае, 1919–1937 гг. Беркли, Калифорния: University of CA Press, 1989. Электронная книга в формате PDF. http://tinyurl.com/zlnbjb6.
Фэрбэнк, Джон К. и Эдвин О. Райшауэр. Восточная Азия: Великая традиция . Бостон: Houghton Mifflin, 1960.
Гернет, Жак. История китайской цивилизации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1972. Перепечатано в 1989 году издательством Кембриджского университета.
Халсолл, Пол. «Хронология китайской истории». Китайская культура, Core 9. Последнее изменение: 2 июня 1999 г. По состоянию на 30 марта 2016 г. http://tinyurl.com/88wt3w2.
«Как запомнить главные династии Китая». Видео на YouTube, 1:00. Из презентации президента и научных сотрудников Гарвардских колледжей. Опубликовано China X. 3 ноября 2013 г. http://tinyurl.com/je47cf6.
Пердью, Питер. «Евразия в мировой истории: размышления о времени и пространстве». Всемирная история на связи . По состоянию на 30 марта 2016 г. http://tinyurl.com/zsvojxl
Сподек, Ховард. Всемирная история: Сводный том. 4-е изд. Boston: Prentice Hall, 2010.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. «Навыки исторического мышления AP», Advances in AP, , по состоянию на 30 марта 2016 г., http://tinyurl.com/jyfqhvw.
2. «Хронология китайской истории и династий», Asia for Educators , по состоянию на 30 марта 2016 г., http://tinyurl.com/z6zn6y5.
3. «Как запоминать главные династии Китая», видео на YouTube, 1:00, из презентации президента и научных сотрудников Гарвардских колледжей, опубликовано China X, 3 ноября 2013 г., http://tinyurl.com/ je47cf6.
4. «AP History Thinking Skills», Advances in AP, , по состоянию на 30 марта 2016 г., http://tinyurl.com/jyfqhvw.
5. Цитируется по Питеру Пердью, «Евразия в мировой истории: размышления о времени и пространстве», World History Connected, , по состоянию на 30 марта 2016 г.