Когда канонизирован александр невский: Родился князь Александр Невский | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Александр Невский: только факты — Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

Александр Невский и Сартак в Орде. Москвитин Филипп. Александр Невский побратался с сыном хана Сартаком, который принял христианство

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Ледовое побоище. Миниатюра из «Жития Александра Невского», входящего в Лицевой летописный свод. «Лицевой» — в названии означает «нарисованный в лицах». Свод был создан для библиотеки Иоанна Грозного в середине XVI века в единственном экземпляре, в нем изображены события мировой и русской истории.

 Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью.

Александр Невский. Мозаика Собора Воскресения Христова (Спас-на-Крови, Санкт-Петербург) набрана по оригиналу Михаила Нестерова.
Это одна из двух сохранившихся до нашего времени икон. Вторая икона — Воскресения Христова. Остальные были изъяты в 1920 году и судьба их неизвестна. spas.spb.ru

Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

Борис и Глеб, святые князья-страстотерпцы; Россия. Тверь; XIII в.; Киевский национальный музей русского искусства; 104 x 154 см.; материал: дерево, золото (сусальное), металл серебро, пигменты натуральные; техника: тиснение (басма), золочение, темпера яичная. Источник: ruicon.ru

Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

Святой благоверный князь Александр Невский. Икона XVIII в.

На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

Фрагмент из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Песня «Вставайте люди, русские» написана на музыку Сергея Прокофьева. А знаменитые слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Александр Невский никогда не произносил, они были придуманы автором сценария Петром Павленко.

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году.

Михаил Нестеров. Кончина Александра Невского

Читать больше материалов об Александре Невском

Святой князь Александр Невский « Храм Святого благоверного князя Александра Невского

6 декабря — день празднования благоверного князя Александра Невского

Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов.  Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году.

Церковное почитание

Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками). Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).

Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. 11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).

Дни празднования святого Александра Невского:

23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых

30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — главный[13]

14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён

23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)

Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой

Князь Александр Невский — Имя России

28 декабря 2008 телеканал «Россия» в прямом эфире подвел итоги проекта по выбору символа страны.

Путем всенародного голосования победителем проекта «Имя Россия» выбран Святой князь Александр Невский, за которого проголосовали 524 575 человек. На втором месте оказался Петр Столыпин, отставший от лидера на 800 голосов — он набрал 523 766 голосов телезрителей. Замыкает тройку лидеров самая неоднозначная фигура рейтинга — Иосиф Сталин, за которого проголосовал 519 071 человек.

Александр Невский жил в 13-м веке. Ему приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». По крайней мере, слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых.

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Но впервые это имя встречается в источниках только с XIV в. Известно, что некоторые потомки князя также носили имя Невских, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Так или иначе, но сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.

Во время его погребения во владимирском монастыре Рождества Богородицы 23 ноября 1263 г. произошло событие, о котором в летописи сказано: «Чудо дивно и памяти достойно». Когда тело святого Александра положили в раку, эконом монастыря Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

Митрополит Кирилл об Александре Невском – имени России

5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории.

Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека…

Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов – представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода«.

По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. «А почему он не подымает борьбу с Ордой? – спрашивает митрополит. – Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код.

А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву».

Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было».

Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он «оторвал Золотую Орду от Великой Степи»*.

Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».

Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова? Какая сила!»

Митрополит Кирилл называет Александра Невского «былинным героем»: «Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере… Молодой, красивый парень!.. Смелый… сильный«. Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное – это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. «Боже ты мой! – восклицает митрополит Кирилл. – Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому – спасителю и устроителю России!»

Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Патриарх Кирилл: жизнь и мировоззрение»

 

Невская битва | История России

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Викторины

  • мировые войны

6 декабря — Святой Александр Невский

05.

12.2020

0 комментариев

 

Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесске. Его отец Ярослав II был кротким, добрым и приветливым князем и был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, брата святого князя Юрия Всеволодовича. Мать Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей женой Ярослава. Их старший сын, святой князь Феодор, отошел ко Господу в пятнадцать лет. Александр был их вторым сыном.

Детство его прошло в Переславле-Залесске, где его отец был князем. Княжеский постриг отрока Александра (посвящение в солдаты) совершил в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский, один из составителей Киево-Печерского патерика (Жития отцов). . От этого старца-святителя Александр получил первое благословение на воинскую службу во имя Божие, на защиту Русской Церкви и Русской Земли.

С ранних лет Александр ходил в походы отца. В 1235 году он участвовал в сражении на реке Эмайоги (в современной Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем году Ярослав отправился в Киев, «устроив» своего сына Александра, чтобы тот княжил в Новгороде самостоятельно. В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячеслава. Некоторые истории рассказывают, что день крещения принцессы был днем ​​именин ее святого супруга, и ее назвали Александрой. Его отец, Ярослав, благословил их при обручении святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. После этого Александр постоянно молился перед этой иконой. Позднее он был взят из Городецкого монастыря, где он умер, его братом Василием Костромским и перенесен в Кострому.

В русской истории началось очень смутное время: с востока шла монгольская орда, сметая все на своем пути; с запада шли силы тевтонских рыцарей, которые кощунственно и с благословения римского папы называли себя «крестоносцами» по ношению Креста Господня. В этот страшный час Промысл Божий воздвиг для спасения России святого князя Александра, великого воина, молитвенника, подвижника и защитника Земли Российской. «Без повеления Божия не было бы его князя».

Подстрекаемые нашествием Батыя, разорением русских городов, смятением и горем народа, истреблением лучших его сыновей и вождей, орда крестоносцев вторглась в пределы России. Первыми были шведы. «Царь римской веры из земли полуночи», Швеция, в 1240 г. собрал великое войско и отправил их к Неве на многих кораблях под командованием своего зятя, ярла (князя) Биргера. Надменный швед послал своих гонцов в Новгород сказать Александру: «Сражайся со мной, если у тебя есть мужество, ибо я уже здесь и беру в плен твою землю».

Александр, которому тогда еще не было и двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии Премудрости Божией. Он читал псалом Давида, говоря: «Суди, Господи, тех, кто причиняет мне вред, воюйте с теми, кто воюет против меня. Возьми щит и щит и встань на помощь мне» ( Псалом 35 ). Архиепископ Спиридон благословил святого князя и его войско на битву. Выйдя из церкви, Александр увещевал свое войско словами веры: «Сила Божия не в числах, а в истине». С меньшим отрядом, уповая на Святую Троицу, поспешил князь навстречу неприятелю ждать помощи от отца, не зная, нападет ли неприятель и когда.

Но было чудотворное знамение: на рассвете 15 июля воин Пелгуй увидел лодку, а на ней были Святые мученики Борис и Глеб, в царских пурпурных одеждах. Борис сказал: «Брат Глеб, давайте поможем нашему родному Александру». Когда Пельгуй сообщил о видении князю, святой Александр повелел никому не говорить о чуде. Ободренный этим, он призвал армию доблестно сражаться против шведов.

Когда наступило утро, на противоположном берегу реки Ижоры, куда войско Александра не могло продвинуться, было множество убитых неприятелей. За эту победу на Неве 15 июля 1240 года народ назвал святого Александром Невским.

Тевтонские рыцари оставались опасным противником. В молниеносном походе 1241 г. Александр отбил старинную русскую крепость Копоре, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враг хвастался, что «покорил весь славянский народ». Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков и весной 1242 года дал решающее сражение с Тевтонским орденом. На льду Чудского озера сошлись оба войска 5 апреля 1242 года. Подняв руки к небу, Александр молился: «Суди меня, Боже, и суди раздоры мои с народом хвастливым и подаждь мне, Боже, помощь, как Моисею древним против Амалика, и прадеду моему Ярославу Мудрому против окаянного Святополка».

По его молитве, с помощью Божией и военной мощью крестоносцы были полностью уничтожены. Была страшная резня, и был такой грохот ударяющих копий и мечей, что казалось, будто замерзшее озеро движется, а не твердый лед, так как он был покрыт кровью. Когда они обратились в бегство, армия Александра преследовала и рубила врага, «как будто они мчались по воздуху, и врагу некуда было бежать». Позже они повели за святым князем множество пленников, шедших с позором.

Западные рубежи Русской земли были надежно закреплены, и пришло время охранять Россию с Востока. В 1242 году святой Александр Невский и его отец Ярослав отправились в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на это новое служение многими тяготами: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в честных союзников, а для этого требовались «кротость ангельская и мудрость змеиная».

Господь увенчал успехом святую миссию защитников земли русской, но для этого потребовались годы лишений и жертв. Заключив союз с ханом Батыем, князь Ярослав был обязан отправиться в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было шатким, и он искал поддержки у русских князей, желающих порвать со своей Золотой Ордой из далекой Монголии. А там в свою очередь не доверяли ни Батыю, ни русским.

Так как отец завещал ему союз с Золотой Ордой, Александру Невскому было необходимо крепко держаться его, чтобы предотвратить новое опустошение Руси. Сартак, сын Батыя, принял христианство и ведал делами русских с Ордой. Он стал ему другом и как брат ему. Пообещав свою поддержку, Александр позволил Батыю начать поход на Монголию, стать главной державой во всех Великих степях и воздвигнуть на престол в Монголии татарского христианского лидера хана Мунке (большинство его татар-христиан были несторианами). .

Не все русские князья обладали мудростью Александра Невского. Многие надеялись на европейскую помощь в борьбе с монгольским игом. Некоторые вели переговоры с римским папой. Но Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и опустошенного крестоносцами в 1204 году. Собственный личный опыт научил его не доверять Западу. Союз Даниила Галицкого с папой, ничего ему не давший взамен, был изменой православию, унией с Римом. Александр не хотел, чтобы это случилось с его Церковью.

Когда в 1248 году явились послы римского папы, чтобы соблазнить и его, он в ответ писал, что русские верны Церкви Христовой и вере семи Вселенских соборов: не принимать твоего учения». Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, а уния означала отказ от православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предопределенного Богом исторического будущего и обрекание себя на духовную смерть.

В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига. Ситуация была очень рискованной. Снова возникла угроза самому существованию России. Александру пришлось еще раз отправиться в Орду, чтобы предотвратить карательное татарское нашествие на русские земли.

Александр стал правящим великим князем всея Руси: Владимира, Киева и Новгорода. На его плечи легла огромная ответственность перед Богом и историей. В 1253 г. он отразил новое нашествие немцев на Псков; в 1254 г. он заключил договор с Норвегией о границах мирного времени; в 1256 г. он отправился в поход на финляндскую землю. Летописец назвал его «черным походом», потому что русское войско шло сквозь полярную ночь, «идя по местам непроходимым, не видя ни дня, ни ночи». Во тьму язычества Александр внес свет евангельской проповеди и православной культуры. Вся прибрежная область была освещена и открыта русскими.

В 1256 году хан Батый умер, а вскоре был отравлен его сын Сартак, тот самый, что приходился Александру Невскому как брат. Святой князь в третий раз отправился в Сарай, чтобы утвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя и принял ислам, союз с православной Русью ему был необходим. В 1261 году усердными усилиями Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была основана епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, и Александр Невский пророчески рассуждал об историческом призвании Руси. Святой князь использовал любую возможность, чтобы возвысить родную землю и облегчить начертанный ей крест. В 1262 г. его указом во многих городах были прекращены татарские сборы дани и набор воинов. Они ждали татарской расправы. Но великий заступник народа вновь отправился в Орду и мудро направил событие совсем в другое русло. Уволенный за восстание русских, хан Берке перестал посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным образованием, сделав ее настоящим щитом Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов вызревало и укреплялось будущее многонациональное Российское государство. Позднее в пределах Русской Церкви было охвачено почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка Александра Невского в Сарай была его четвертой и последней. Будущее Руси спасено, долг его перед Богом исполнен. Но его власть была всецело отдана, а жизнь поставлена ​​на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды Александр смертельно заболел. Не имея возможности добраться до Владимира, в городецком монастыре князь-подвижник предал дух свой Господу 14 ноября 1263 года, завершив свой трудный земной путь получением монашеской схимы с именем Алексий. Его святое тело отвезли во Владимир, путь длился девять дней, и тело осталось нетленным.

Так прославил Бог святого воина-князя Александра Невского. Всеобщее церковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии в Московском соборе в 1547 году.

Тропарь
Христос явил тебя, блаженный Александр
, новым и славным чудотворцем.
Мужик и князь богоугодный
и божественное сокровище Русской земли.
Сегодня мы собираемся в вере и любви
чтобы прославить Господа радостным воспоминанием о вас.
Он даровал вам благодать исцеления,
посему молите Его укрепить ваших страдающих духовных чад,
и спасти всех православных христиан.

Кондак
Мы чтим тебя как светлейшую духовную звезду,
восходящую с востока, спускающуюся на западе.
Яко добрыми делами и чудесами русский народ обогатил еси,
так и ныне просвети нас, с верою поминающих тебя, блаженнейший Александр.
Сегодня, празднуя твое усыпление, просим тебя умолить Господа
, чтобы Он укрепил своих страждущих рабов и спас всех православных христиан.

Источник.

0 комментариев

    Архивы

    январь 2023 г.
    декабрь 2022 г.
    ноябрь 2022 г.
    октябрь 2022 г.
    сентябрь 2022 г.
    август 2022 г.
    июль 2022 г.
    июнь 2022 г.
    май 2022 г.
    апрель 2022 г.
    март 2022 г.
    Февраль 2022 г.
    январь 2022 г.
    декабрь 2021 г.
    ноябрь 2021 г.
    октябрь 2021 г.
    сентябрь 2021 г.
    август 2021 г.
    июль 2021 г.
    июнь 2021 г.
    мая 2021 г.
    апрель 2021 г.
    март 2021 г.
    Февраль 2021 г.
    января 2021 г.
    декабрь 2020 г.
    ноябрь 2020 г.
    октябрь 2020 г.
    сентябрь 2020 г.
    август 2020 г.
    июль 2020 г.
    июнь 2020 г.
    мая 2020 г.
    апрель 2020 г.
    март 2020 г.
    Февраль 2020 г.
    январь 2020 г.
    Декабрь 2019 г.
    ноябрь 2019 г.
    Октябрь 2019 г.
    сентябрь 2019 г.
    август 2019 г.
    июль 2019 г.
    июнь 2019 г.
    май 2019 г.
    апрель 2019 г.
    март 2019 г.
    Февраль 2019 г.

    Категории

    Все
    1 Коринфянам 1:10-18
    1-е Коринфянам 15:1-11
    1 Коринфянам 16:13-24
    1 Коринфянам 3:9-17
    1 Коринфянам 4:9-16
    1 Коринфянам 6:12-20
    1 Коринфянам 8:8-9:2
    1-е Коринфянам 9:2-12
    1 Тимофею 1:15-17
    1 Тимофею 4:9-15
    2 Коринфянам 11:21-12:9
    2 Коринфянам 11:31-12:9
    2 Коринфянам 1:21-2:4
    2 Коринфянам 4:6-15
    2 Коринфянам 6:1-10
    2 Коринфянам 6:16-7:1
    2 Коринфянам 9:6-11
    2 Тимофею 3:10-15
    2 Тимофею 4:5-8
    Ациндин
    Деяния 11:19 26 и 2930
    Деяния 11:19-26 и 29-30
    Деяния 1:1-8
    Деяния 16:16-34
    Деяния 20:16-18; 28-36
    Деяния 2:1-11
    Деяния 5:12-20
    Деяния 6:1-7
    Деяния 9:32-42
    Адриан
    Агапиос
    Аглая Римская
    Эйдан из Линдисфарна
    Британский Альбан
    Александр Невский
    Александр Комана
    Всех Святых
    Амвросий Миланский
    Андрей Командир
    Андрей Первозванный Апостол
    Анемподистус
    Анна
    Анна-пророчица
    Благовещение
    Антоний Киево-Печерский
    Антоний Великий
    Антоний Римлянин и игумен Новгородский
    Антонина Никейская
    Афтоний
    Аппия
    Архангел Гавриил
    Архангел Михаил
    Архипп
    Аристобул из семидесяти
    Афанасия Эгинская
    Афанасий Великий
    Автономия Италии
    Авксентий
    Варвара Новомученица
    Василисса
    Василий Московский Юродивый За Христа
    Василий Ратишвили Грузии
    Беда
    Бенедикт Нурсийский
    Бонифаций в Тарсе в Киликии
    Борис и Глеб
    Каллиник
    Харитина Амиса
    Харитон Исповедник
    Климент Папа Римский
    Колоссянам 1:12-18
    Колоссянам 3:12-16
    Колоссянам 3:4-11
    Зачатие Святого Иоанна
    Корнелий Центурион
    Косма и Дамиан
    Косма и Дамиан Месопотамские
    Кресценция
    Кирилл и Мефодий
    Кирилл Александрийский
    Кирилл Катанийский
    Сайрус и Джон
    Дэвид Уэльский
    Давид Король
    Деметриус
    Дионисий Ареопагит
    Успение Божией Матери
    Успение Праведной Анны
    Элесбаан Эфиопии
    Элайджа
    Елисей Пророк
    Новомученица Елизавета
    Эльпидефорус
    Эмилиан Кизикос
    Эмилиан Римский
    Иконы Богородицы Просветительницы Умов
    Вход Божией Матери во храм
    Ефесянам 2:14-22
    Ефесянам 2:4-10
    Ефесянам 4:1-6
    Ефесянам 4:7-13
    Ефесянам 5:8-19
    Ефесянам 6:10-17
    Ефрем Сирин
    Этельберт Кинг Кент
    Юджин
    Евлампия
    Евлампий
    Юфимия
    Евфросиния Московская
    Евфросиния Полоцкая
    Юстас Антиохийский
    Евстафий
    Евстратий
    Евстратий Киевский Припечерский
    Отцы Первого Вселенского Собора
    Отцы Первых Шести Вселенских Соборов
    Обретение главы святого Иоанна Крестителя
    Предки
    Галатам 1:11-19
    Галатам 2:16-20
    Галатам 6:11-18
    Гликерия
    Григорий Нисский
    Григорий Палама
    Григорий Богослов
    Аввакум
    Аггей
    Хараламбос Магнезии
    Евреям 1:10-2:3
    Евреям 11:24-12:2
    Евреям 11:24-40
    Евреям 11:33-12:2
    Евреям 11:9 10; 17 23; 32 40
    Евреям 11:9-10; 17-23; 32-40
    Евреям 13:17-21
    Евреям 2:11-18
    Евреям 4:14-5:6
    Евреям 6:13-20
    Евреям 9:11-14
    Ермоген Патриарх Московский
    Иерофей Афинский
    Иларион Великий
    Игнатий Антиохийский
    Игорь Киево-Черниговский
    Иннокентий Москвы и Америки
    Иоанникий Великий
    Ириней Лионский
    Исаак Далматос
    Исидор Пелузий
    Джеймс Бишоп Нисибис
    Джеймс Брат Господа
    Джеймс Дьякон
    Иоахим
    Иоанна Мироносица
    Иов Патриарх Московский
    Иов Многострадальный
    Иоанна 10:1-9
    Иоанна 1:1-17
    Иоанна 12:1-18
    Иоанна 1:43-51
    Иоанна 17:1-13
    Иоанна 20:19-31
    Иоанна 3:13-17
    Иоанна 4:5-42
    Иоанна 5:1-15
    Иоанна 7:37 52; 8:12
    Иоанна 7:37-52; 8:12
    Иоанна 9: 1-38
    Иоанн Златоуст
    Иоанн Новгородский
    Джон с лестницы
    Иоанн Креститель
    Иоанн Богослов
    Иоанн Многострадальный
    Иона Митрополит Московский
    Обручник Иосифа
    Иосиф Песнописец
    Юлиана Никомидийская
    Юлиан Тарсийский
    Каллиники
    Кевин Глендалох
    Лоуренс Юродивый для Христа
    Лазарь с горы Галезиус
    Лев Великий Папа Римский
    Левкис
    Луки 10:25-37
    Луки 10:38-42; 11:27-28
    Луки 12:16-21
    Луки 1:24-38
    Луки 13:10-17
    Луки 14:16-24
    Луки 15:11-32
    Луки 16:19-31
    Луки 17:12-19
    Луки 18:10-14
    Луки 18:18-27
    Луки 18:35-43
    Луки 19:1-10
    Луки 5:1-11
    Луки 6:17-23
    Луки 6:31-36
    Луки 7:11-16
    Луки 8:26-39
    Луки 8:41-56
    Луки 8:5-15
    Евангелист Лука
    Лидия Филиппова
    Маркиан и Мартирий Нотариусы Константинополя
    Мардарие из Либертивилля
    Мардариус
    Марка 10:32-45
    Марка 1:1-8
    Марка 15:43-16:8
    Марка 2:1-12
    Марка 8:34-9:1
    Марка 9:17-31
    Марк Епископ Аретусский
    Марк Евангелист
    Мартин Милосердный
    Мария Магдалина
    Мария Египетская
    Матфея 10:32 33; 10:37 38; 19:27 30
    Матфея 10:32-33; 10:37-38; 19:27-30
    Матфея 1:1-25
    Матфея 14:14-22
    Матфея 14:22-34
    Матфея 15:21-28
    Матфея 16:13-19
    Матфея 17:14-23
    Матфея 18:23-35
    Матфея 19:16-26
    Матфея 2:13-23
    Матфея 21:33-42
    Матфея 22:1-14
    Матфея 22:35-46
    Матфея 25:14-30
    Матфея 25:31-46
    Матфея 3:13-17
    Матфея 4:12-17
    Матфея 4:18-23
    Матфея 6:14-21
    Матфея 6:22-33
    Матфея 8:28-9:1
    Матфея 8:5-13
    Матфея 9:1-8
    Матфея 9:27-35
    Апостол Матфей и евангелист
    Матиас Апостол Семидесяти
    Морис
    Максим Сандович
    Михаил Первый Митрополит Киевский
    Модест
    Мирон Кизикский
    Жены-мироносицы
    Наталья
    Нектарий Кефалас
    Новомученики и исповедники Церкви Русской
    Николай Кавасила
    Николай Чудотворец
    Никифор Прокаженный
    Нонна
    Североамериканские Святые
    Нерукотворное
    Олаф Король Норвегии
    Ольга Киевская
    Онисим
    Онисим, апостол семидесяти
    Орест
    Паисий Величковский
    Вербное воскресенье
    Пантелеимон
    Параскева
    Параскева
    Параскева Римская
    Парфений Лампсакский на Геллеспонте
    Пасха
    Пасхальная проповедь
    Пол и его сестра Юлиана
    Павел Коринфский врач
    Пегас
    Пятидесятница
    Петр и Павел
    Филимон
    Филипп Апостол 70-ти
    Филиппийцам 2:5-11
    Филиппийцам 4:4-9
    Филипп Апостол
    Фотини
    Священномученик Пионий Смирнский
    Крестный ход
    Прокопий Кесарийский
    Пророк Исаия
    Пророк Захария
    Quadratus Апостол Семидесяти
    Рафаэль Бруклинский
    Римлянам 10:1-10
    Римлянам 12:6-14
    Римлянам 13:11-14:4
    Римлянам 15:1-7
    Римлянам 2:10-16
    Римлянам 5:1-10
    Римлянам 6:18-23
    Савватий Соловецкий
    Симеон Богоприимец
    Саймон Зилот
    Сисоэс Великий
    Стефан Пермский
    Стефан Первомученик и Архидиакон
    Стефан Новый с горы Святого Авксентия
    Воскресенье Православия
    Светлана
    Собор Божией Матери
    Табита
    Тамара Королева Грузии
    Феодора Императрица
    Феодор Ростово-Суздальский
    Теодор Студинский
    Феодосий Киево-Печерский
    Феодосий Великий
    Теописты
    Феопистос
    Фома Александрийский
    Тирсус
    Тихон Патриарх Московский
    Тимоти и Мора
    Титу 2:11-14; 3:4-7
    Трифон Лампсакский
    Вероника
    Витус
    Владимир Великий Князь Руси
    Ксения Петербургская
    Захария и Элизабет

    Архивы

    январь 2023 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *