Когда было написано слово о полку игореве и кем: В каком году написано «Слово о полку Игореве»? (год написания, дата создания)

В каком году написано «Слово о полку Игореве»? (год написания, дата создания)

«Слово о полку Игореве».
Художник Н. Гончарова

«Слово о полку Игореве» — выдающий памятник древнерусской литературы, созданный неизвестным автором на рубеже XII-XIII веков.

Известен ли год написания «Слова о полку Игореве»? Какова предположительная дата создания «Слова»? 

Ниже представлено мнение исследователей о том, в каком году было написано «Слово о полку Игореве».

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

В каком году было написано «Слово о полку Игореве»?

Мнение Д. С. Лихачева:

«„Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий похода Игоря. Действительно, события, случившиеся в конце или после 1187 г., не отразились в „Слове“. В частности, „Слово“ в числе живых „князей наших“ называет умершего в 1187 г. Ярослава Осмомысла.

Но „Слово“ не могло быть написано и ранее 1187 г., так как оно заключается „славой“ „молодым“ князьям — в том числе и Владимиру Игоревичу, только в 1187 г. вернувшемуся из плена. Таким образом „Слово“ написано в 1187 г.«

(Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве»: (Историко-литературный очерк) // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — С. 229—290.)

Мнение А. А. Горского:

«Величайшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — не донесло до нас ни имени своего создателя, ни даты своего появления. В настоящее время не вызывает сомнений, что поэма была создана вскоре после описанных в ней событий. Всякий поиск более точной датировки в силу отсутствия прямых данных остается гипотетичным. <…>

В советской науке сейчас можно выделить 4 точки зрения относительно даты создания «Слова», изложенные с развернутой аргументацией: 1) 1185 г. ; 2) 1187 г.; 3) 1194—1196 гг.; 4) 1198—1199 гг. <…>

…существующие точки зрения на время написания «Слова» не представляются достаточно убедительно обоснованными. Нижней датой написания поэмы (в дошедшем до нас виде) можно считать время возвращения из плена Владимира Игоревича (август — сентябрь 1188 г.). Верхней датой представляется смерть Всеволода Святославича, которому в поэме провозглашается слава (май 1196 г.).

Дату эту можно снизить, исходя из того, что половцы во время написания «Слова» должны представлять значительную опасность, — нельзя не считаться с искренностью призыва автора к защите от них Русской земли. За 1194—1196 гг. сведений о военных действиях против половцев нет. Следовательно, «Слово» было,

скорее всего, написано между 1188—1193 гг. <…>

Таким образом, вряд ли есть основания видеть в дошедшем до нас тексте «Слова о полку Игореве» намеки на какие-либо события, происшедшие позже середины 1188 г., и относительно времени создания поэмы могут быть высказаны два предположения:
1) «Слово» было создано целиком осенью 1188 г. ;
2) «Слово» было создано в 1185 г., а в 1188 г., после возвращения из плена Владимира Игоревича и Всеволода Святославича, в него были включены диалог Кончака и Гзака и провозглашение «славы» молодым князьям.»

(Горский А. А. Проблема даты создания «Слова о полку Игореве» // Исследования «Слова о полку Игореве» / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 29—37.)

***

Таково мнение исследователей о том, в каком году было написано «Слово о полку Игореве», что известно о годе написания «Слова», его предположительной дате создания.  

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

Кто написал «Слово о полку Игореве»?

Год издания: 1957

Страна: СССР

В 1790-х годах по Москве пошла гулять сенсация: граф Алексей Мусин-Пушкин, известный собиратель всяческих редкостей, обнаружил древний русский эпос, не уступавший по величию «Илиаде» или «Песне о Нибелунгах». Граф рассказывал знакомым, что обнаружил список истории похода князя Игоря против половцев в сборнике летописей, который купил у настоятеля закрытого монастыря в Ярославле. Знающие собеседники посмеивались над этим рассказом: они подозревали, что служивший обер-прокурором Синода Мусин-Пушкин просто натолкнулся на сборник в архиве какого-то монастыря и присвоил его себе. Первое печатное сообщение о русском эпосе появилось, как ни странно, в Германии — в 1797 году анонимный корреспондент из России написал о находке в одном из гамбургских журналов. Специалисты считают, что автором заметки был Николай Карамзин.

Почти сразу после обнародования находки зазвучали сомнения в её подлинности. Голоса скептиков усилились после того, как был утерян единственный старинный список текста, уже получившего название «Слово о полку Игореве». По словам Мусина-Пушкина, когда он в сентябре 1812 года бежал из Москвы от наступавших французов, то забыл драгоценный сборник дома, и тот сгинул в пожаре. Дальнейшие исследователи могли знакомиться с текстом «Слова» только по сделанным копиям, которые, по всей видимости, грешили множеством ошибок.

Марка, изданная в серии «Писатели нашей родины». (личная коллекция автора)


Уже в первой половине XIX века «Слово о полку Игореве» подняли на щит патриоты-славянофилы. Доказывая подлинность древней поэмы, они самоутверждались, ставя Россию в один ряд со странами, имевшими свои эпосы, вроде французской «Песни о Роланде» или испанской «Песни о моём Сиде». Тех, кто позволял себе усомниться в подлинности текста, обвиняли в предательстве национальных интересов. Неудивительно, что печатные работы с критической оценкой «Слова» появлялись в основном за границей. Французские и немецкие авторы анализировали текст, находя в нём несоответствия историческим реалиям XII-XIII веков. Их, например, удивляло обилие языческих мотивов спустя 200 лет после принятия Русью христианства. Французские слависты считали, что «Слово» написано по мотивам несохранившейся летописи самим Мусиным-Пушкиным или Быковским, настоятелем монастыря в Ярославле.

Немецкие историки считали автором эпоса Николая Карамзина, который обладал для такой работы необходимым талантом и обширными познаниями в области русской истории и древних языков.

В советское время сомнения в подлинности «Слова о полку Игореве» считались чуть ли не преступлением. Работы отечественных ученых-скептиков были опубликованы только после падения коммунистического режима. До сих пор идут ожесточенные споры, кем же и когда был написан текст, которым мучили и мучают старшеклассников в школах России.


Сборник: Русские философы

В 20-м в. произошло разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья. Часть философов была выслана из страны.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Николай Бердяев: философ свободы и «классовый враг» в СССР

Николай Бердяев: философ свободы и «классовый враг» в СССР

Он прошел путь от марксизма до религиозной философии и познакомил Европу с православием, русской философией и даже коммунизмом.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Забытый медиевист «философского парохода»

Забытый медиевист «философского парохода»

В эмиграции Лев Платонович Карсавин сформировал своё учение, сблизился с евразийцами и преподавал в Литве, где оказался арестован в 1949 году.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Иван Ильин: идеолог Белого движения

Иван Ильин: идеолог Белого движения

Покинув родную страну, мыслитель стал сотрудничать с Русским общевоинским союзом — наиболее влиятельной эмигрантской организацией.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Философ «философского парохода»

Философ «философского парохода»

Изгнанный из Советской России мыслитель считал социализм исторически обречённой «ересью утопизма».

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

«Диалектика жизни» Алексея Лосева

«Диалектика жизни» Алексея Лосева

Выдающийся русский философ на протяжении всей жизни творил в России. Его научной работе не смогли помешать ни репрессии, ни война, ни острые проблемы со здоровьем.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Николай Бердяев: философ свободы и «классовый враг» в СССР

Он прошел путь от марксизма до религиозной философии и познакомил Европу с православием, русской философией и даже коммунизмом.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Забытый медиевист «философского парохода»

В эмиграции Лев Платонович Карсавин сформировал своё учение, сблизился с евразийцами и преподавал в Литве, где оказался арестован в 1949 году.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Иван Ильин: идеолог Белого движения

Покинув родную страну, мыслитель стал сотрудничать с Русским общевоинским союзом — наиболее влиятельной эмигрантской организацией.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Философ «философского парохода»

Изгнанный из Советской России мыслитель считал социализм исторически обречённой «ересью утопизма».

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

«Диалектика жизни» Алексея Лосева

Выдающийся русский философ на протяжении всей жизни творил в России. Его научной работе не смогли помешать ни репрессии, ни война, ни острые проблемы со здоровьем.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Нанкинская резня (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Тува — республика, поглощённая Россией

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

История любви: Генрих VIII и Анна Болейн

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дело лейтенанта Шмидта

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Зимний пейзаж после боя

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Нанкинская резня (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Европа
  • IV-V вв.

Роковая женщина Римской империи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Три мушкетёра»

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 685627
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 274446
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
  • 📚 Статьи
  • 👀 263412
Нацистская верхушка: семейные хроники
  • 📚 Статьи
  • 👀 257293
Нанкинская резня (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 219725
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
  • 📚 Статьи
  • 👀 175259
Тува — республика, поглощённая Россией
  • 📚 Статьи
  • 👀 151342
Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров
  • 📚 Статьи
  • 👀 145031
История любви: Генрих VIII и Анна Болейн
  • 📚 Статьи
  • 👀 68971
Дело лейтенанта Шмидта
  • 📚 Статьи
  • 👀 54364
Зимний пейзаж после боя
  • 📚 Статьи
  • 👀 685627
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 274446
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
  • 📚 Статьи
  • 👀 263412
Нацистская верхушка: семейные хроники
  • 📚 Статьи
  • 👀 257293
Нанкинская резня (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 232621
«Коктейль Молотова»
  • 📚 Статьи
  • 👀 228201
Роковая женщина Римской империи
  • 📚 Статьи
  • 👀 225892
Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб
  • 📚 Статьи
  • 👀 219725
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
  • 📚 Тесты
  • 👀 215903
«Три мушкетёра»
  • 📚 Статьи
  • 👀 200372
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

Какие «мосты» строил князь Игорь? (Из комментариев к «Слову о полку Игореве»)

Скачать:

ПДФ

Ключевые слова: «Слово о полку Игореве», образ князя Игоря, композиционный параллелизм, христианство, язычество, мифологическая символика, образ моста.
Для цитирования:

Кожевников В. А. Какие «мосты» строил князь Игорь? (Из комментариев к «Слову о полку Игореве»). Два века русской классики, 2020, т. 2, с. 2, № 1, стр. 6–15. (на русск.) DOI 10.22455/2686-7494-2020-2-1-06-15

Автор: Виктор А. Кожевников
Информация об авторе:

Кожевников Виктор Александрович, ORCID 0000-0001-5506-0711, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 121069, Москва, Поварская, 25а, ул.

Получено: 15 декабря 2019 г.
Опубликовано: 24 марта 2020 г.
Выпуск: 2020 Том 2 №1
Отдел: Русская литература XVIII и XIX вв.
страницы: 6-15
ДОИ: 10.22455/2686-7494-2020-2-1-06-15
УДК: 821.161.1.09″19″

Реферат В настоящее время принято считать, что словосочетание «строить мосты», встречающееся в «Слове о полку Игореве», означает сделать вельветовую или хворостную дорогу, т.е. сделать дорогу из хвороста по болотистой земле, бросая в болото драгоценные ткани и всякие другие богатые трофеи. Автор статьи, отвергая эту, неправильную, с авторской точки зрения, интерпретацию, заключает, что в данном случае речь идет о принесении вооруженной дружиной Игоря языческой жертвы, типичной для двоеверов, но, к таким людям, судя по тексту, принадлежал и Игорь Святославич, князь Новгород-Северский, главный герой «Слова о полку Игореве». В статье рассматривается не освещенный в научной литературе о «Слове о полку Игореве» вопрос о том, как именно Игорю, попавшему в плен, был указан Богом путь на Родину. Анализируя отдельные фрагменты литературного памятника Древней Руси, автор статьи приходит к выводу, что в нем присутствует еще один знак, образующий сложное совпадение с первым предзнаменованием Божиим, которое было дано князю перед его безрассудным походом на половцев.

Справочная информация

Гальковский К. М. Борьба христианства с остатками языка в Древней Руси . Т. 1, 2. [Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Том. 1, 2]. М.: Индрик, 2000.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. [Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.] СПб.: Диамант, 1996.

Лихачев Д. С. Вступительная статья, редакция текста, дословный и пояснительный перевод с древнерусского, примечания [Вступительная статья, редакция текста, дословный и пояснительный перевод с древнерусского, примечания] Слово о полку Игореве [Слово о полку Игореве]. Москва: Детская литература, 1970. 223 с.

Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга вторая [История Русской Церкви. Книга вторая]. Москва, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. 703 с.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. , под общей редакцией Н. И. Толстого. Москва: Международные отношения, 1995–2012.

Словарь-справочник «Слова о полку Игореве» [Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»], изд. Б. Л. Богородский, Д. С. Лихачев, О. В. Творогов. Вып. 6. Ленинград: Наука, 19.84. 278 с.

Слово о полку Игореве , подготовка текста, статья, перевод, комментарии Кожевникова В. А. М.: Древлехранилище, 2003. 220 с. (In Russ.)

Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам : в 3 т. [Материалы к Словарю древнерусского языка по письменным памятникам: в 3-х тт.]. Москва: Знак, 2003. 1861 ц. (на рус.)

Энциклопедия «Слова о полку Игореве» : в 5 т. [Энциклопедия «Слово о полку Игореве» в 5 тт.]. СПб.: Изд. Дмитрия Буланина, 1995.

Рецензия на книгу: «Чудовищный полк» Терри Пратчетта | Патрик Т Рирдон

Немного предыстории: 

Более четырех столетий назад, во время протестантской Реформации, шотландский реформатор Джон Нокс опубликовал, находясь в изгнании в Швейцарии, небольшую книгу из 20 000 слов, которая с тех пор сохранила его имя — Первый звук трубы против чудовищного полка женщин .

Это было нападение на женщин-монархов — таких в Шотландии и Англии в то время было по одному — утверждая, что, используя более современное написание, чудовищный режим женщин противоречил Библии и «противен природе». Вы можете сами прочитать это здесь.

Из-за этого, вы не удивитесь, у него возникли проблемы с Елизаветой I. Однако, в отличие от некоторых, кто ей перечил, Нокс никогда не терял головы. С другой стороны, ему так и не разрешили вернуться в Англию.

В течение последних 100 лет или около того писатели-феминистки иронически использовали вариации титула Нокс, чтобы рассказывать истории об наделенных властью женщинах, в том числе в 2003 году Терри Пратчетт с его романом «31 st Плоский мир» «Чудовищный полк ».

Ученые отмечают, что Нокс относился к женщинам не более предвзято, чем большинство мужчин его эпохи, и он не был первым, кто писал против женщин-правителей. И он писал не о военных вещах — «полк» — это ныне архаичный способ сказать «режим», который был другим способом сказать «правило».

Но это не помешало Пратчетту отправиться в том же направлении, чтобы рассказать о Полли, молодой женщине, которая в поисках своего брата проникает в армию Борогравии, притворяясь мужчиной, и обнаруживает, что она не такая одна, как она думала.

Скользкий капрал

С помощью удачно расположенных брючных носков Полли получает имя Оливер Перкс, хотя очень скользкий «политический» капрал по имени Страппи сразу же окрестил новобранца Частными Частями. Юк, юк.

Как я уже сказал, Страппи склизкий, и он становится еще более склизким позже и еще более склизким в конце романа. Он один из тех оловянных диктаторов, которые используют обзывания как метод контроля и доминирования. (Пожалуйста, не думайте ни о ком из современной американской политики.) Имена глупые и злые.

Пратчетт — наименее подлый писатель, которого вы найдете, но он по уши в глупостях.

Плоский мир наполнен множеством разных людей, т. е. оборотнями, вампирами, големами, зомби, ведьмами, гномами и так далее, даже людьми, такими как Полли. А отряд новобранцев размышляет с троллем по имени Карборунд среди призывников.

Полли хорошо относилась к троллям. Иногда она встречала их в лесу, сидящих среди деревьев или целеустремленно ковыляющих по тропинкам по пути к тому, чем занимались тролли. Они не были дружелюбны, они были… смиренными. В мире есть люди, живите с этим. Они не стоят расстройства желудка. Вы не можете убить их всех. Обойдите их. Наступление на них не работает в долгосрочной перспективе.

«Чудовищный полк»

Отряд новобранцев возглавляет закаленный в боях, но добросердечный ветеран сержант. Джек Джекрам, хотя на бумаге командует лейтенант Блуз, которого вы ожидаете от персонажа с таким именем.

Так или иначе, этот отряд захватывает нескольких злобенских солдат, в том числе довольно самодовольного сержанта. Возвышающийся. Блуз пытается допросить Тауэринга, но это неравный поединок:

Для Полли это было все равно что наблюдать, как ребенок блефует в покере против человека по имени Док.

Тауэринг говорит, что многие Злобенские подразделения пытаются найти горстку новобранцев Блауза, но лейтенант не может понять, кто и почему.

«Все знают о вас, лейтенант. Ты Чудовищный Полк, ты! Не в обиду, конечно. Говорят, у вас есть и тролль, и вампир, и Игорь, и оборотень. Говорят, вы… говорят, что вы одолели принца Генриха и его охрану, украли их сапоги и заставили его прыгать прочь!

Принц Генрих — правитель Злобении, и ему не нравилась история о его прогулке с голой задницей по сельской местности из-за кучки вражеских рекрутов. Он хотел, чтобы их захватили.

Это озадачивает Блуз, потому что человек, которого они поймали, сказал, что его зовут капитан Хоренц. Да! Как будто захваченный глава государства раскроет свою настоящую личность.

«Мясо-и-два-овоща»

И, как рассказывает Тауэринг, у Генриха есть еще одна причина отомстить рекрутам:

«Я слышал от одного из моих приятелей, что один из вас ударил его ногой в мясо-два-овоща».

На самом деле, когда это произошло, Полли, которая маскировалась под мальчика-солдата, маскировалась под девочку-барменшу (которой она была в своей довоенной жизни), а мужчина, которого она знала как капитана Хоренца, занимался рукоприкладством. ее, так сказать, и смеялся до тех пор, пока не «сжался, задыхаясь, когда ее колено коснулось его ящика для носков».

Глупый

«Чудовищный полк » — это во многом женская история, доказывающая на каждом шагу, что девочки могут быть такими же хорошими, как и мальчики. И, ну, так же плохо, также.

Смысл Пратчетта состоит не в том, чтобы сказать, что самка вида является лучшим из двух полов, а в том, что женщина или мужчина (или, если он напишет это чуть позже, небинарная особь), человеческое существо является человеческое существо, столь же склонное к недостаткам и достоинствам, как и следующий.

Но это лишь второстепенное замечание Пратчетта.

Его главная мысль заключается в том, что война плоха, потому что она разрушительна и делает жизнь большинства людей хуже и поддается уловкам демагогиков, подлых, жестоких, запугивающих и коррумпированных.

Война плоха, потому что глупа.

Глупость

Офицеры в армии Борогравии известны как «руперты», потому что это часто их имя, это или что-то вроде Сирила или Реджинальда. Как офицер Блуз оказывается не полным идиотом, но, прежде чем он увидит какое-либо действие, много болтает о славе и почете, которые ждут солдат в бою. сержант Джекрам видит болтовню такой, какая она есть:

«Руперт должен придерживаться сумм. Он думает, что он солдат. Никогда в жизни не ходил на поле боя. Вся эта ерунда, которую он дал твоему человеку, была чепухой на смерть или славу. И я скажу тебе, Перкс, я видел Смерть чаще, чем мне хочется помнить, но я никогда не видел Славу.

Позже в романе Полли резюмирует многие уроки, которые она усвоила:

«Сэр, день или два назад я бы спасла своего брата и ушла домой, и я бы подумала, что это работа сделана хорошо. Я просто хотел быть в безопасности. Но теперь я вижу, что нет никакой безопасности, пока есть вся эта… эта глупость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *