Когда была первая русская революция: Первая русская революция — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Русская православная церковь во время Революции 1905–1907 годов — VATNIKSTAN

Пер­вая рус­ская рево­лю­ция 1905–1907 годов ста­ла про­вер­кой на проч­ность для всех госу­дар­ствен­ных инсти­ту­тов Рос­сий­ской импе­рии. Одним из них явля­лась Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь. Духо­вен­ство не оста­лось в сто­роне от круп­ных поли­ти­че­ских собы­тий и наста­и­ва­ло на пере­смот­ре отно­ше­ний с госу­дар­ством и обще­ством. При­чём еди­но­го мне­ния у свя­щен­ни­ков не было: раз­ные идей­ные тече­ния при­вле­ка­ли слу­жи­те­лей церк­ви так же, как и обыч­ных людей.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, как пове­ла себя РПЦ во вре­мя Пер­вой рус­ской рево­лю­ции, с каки­ми вызо­ва­ми столк­ну­лась и как к ней отно­си­лись восставшие.


Что­бы предот­вра­тить вол­не­ния, пра­ви­тель­ство пыта­лось взять под кон­троль раз­рос­ше­е­ся до неви­дан­ных преж­де раз­ме­ров рабо­чее дви­же­ние. Под патро­на­том жан­дар­ме­рии созда­ва­лись орга­ни­за­ции, кото­рые вели рели­ги­оз­но-монар­хи­че­скую про­па­ган­ду сре­ди про­ле­та­ри­а­та и не допус­ка­ли пере­хо­да от тре­бо­ва­ний улуч­шить усло­вия тру­да к поли­ти­че­ской борьбе.

Одной из таких струк­тур ста­ло обра­зо­ван­ное в нача­ле 1904 года «Собра­ние рус­ских фаб­рич­но-завод­ских рабо­чих горо­да Санкт-Петер­бур­га», воз­глав­ля­е­мое свя­щен­ни­ком Геор­ги­ем Гапо­ном. Будучи вна­ча­ле мало­чис­лен­ной, орга­ни­за­ция с осе­ни 1904 года быст­ро раз­рас­та­лась и к зиме насчи­ты­ва­ла десять тысяч чело­век. Дея­тель­ность обще­ства ско­ро вышла из-под кон­тро­ля его создателей.

В декаб­ре 1904 года уволь­не­ние несколь­ких рабо­чих, состо­яв­ших в гапо­нов­ской орга­ни­за­ции, с Пути­лов­ско­го заво­да ста­ло при­чи­ной заба­стов­ки, кото­рая рас­про­стра­ни­лась на все петер­бург­ские предприятия.

Имен­но тогда появи­лась идея орга­ни­зо­вать встре­чу оби­жен­но­го наро­да с импе­ра­то­ром. Кому она при­над­ле­жа­ла — често­лю­би­во­му Гапо­ну или чле­нам обще­ства, — неиз­вест­но. Пети­ция, кото­рую пред­по­ла­га­лось вру­чить Нико­лаю II, была про­ник­ну­та наив­но-монар­хи­че­ским духом, верой в доб­ро­го и спра­вед­ли­во­го царя. Но под вли­я­ни­ем соци­ал-демо­кра­ти­че­ской про­па­ган­ды туда вклю­чи­ли и поли­ти­че­ские тре­бо­ва­ния: созыв Учре­ди­тель­но­го собра­ния, сво­бо­да сло­ва, печа­ти и дру­гие. В неко­то­рых вари­ан­тах обра­ще­ния к царю гово­ри­лось об отде­ле­нии церк­ви от госу­дар­ства, сво­бо­де «в деле религии».

Акцию не одоб­ри­ли ни свет­ские, ни духов­ные вла­сти, но Гапон не под­чи­нил­ся ни тем, ни дру­гим. 7 янва­ря его вызвал к себе мит­ро­по­лит, но свя­щен­ник про­игно­ри­ро­вал при­каз. Собы­тия, про­изо­шед­шие 9 янва­ря, извест­ны: это день вошёл в исто­рию как Кро­ва­вое вос­кре­се­нье и стал нача­лом Пер­вой рус­ской революции.

15 янва­ря Синод обра­тил­ся с воз­зва­ни­ем к «воз­люб­лен­ным чадам пра­во­слав­ной церк­ви». 9 янва­ря, разъ­яс­ня­лось в обра­ще­нии, в сто­ли­це попы­та­лись «ско­пом и наси­ли­ем доби­вать­ся сво­их буд­то бы попран­ных прав». Винов­ни­ка­ми бес­по­ряд­ков назна­чи­ли «зло­на­ме­рен­ных эле­мен­тов», в том чис­ле и нахо­див­ше­го­ся сре­ди них «недо­стой­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля». При­чи­на­ми слу­чив­ше­го­ся назва­ли под­ку­пы «со сто­ро­ны вра­гов Рос­сии, кото­рые потра­ти­ли на это зна­чи­тель­ные сред­ства». Архи­ереи писа­ли, что зачин­щи­кам вол­не­ний «нуж­но рас­ша­тать твер­ды­ни наши — веру пра­во­слав­ную и само­дер­жав­ную власть цар­скую. Ими Рос­сия жива, на них воз­рос­ла и окреп­ла и без них погибнет».

Далее Синод при­зы­вал паст­ву чтить царя и пови­но­вать­ся вла­стям. После 15 янва­ря уси­ли­лась борь­ба духо­вен­ства имен­но с рево­лю­ци­он­ным дви­же­ни­ем, про­ти­во­дей­ствие рас­коль­ни­кам и сек­тан­там посте­пен­но ушло на зад­ний план. Но не все слу­жи­те­ли церк­ви огра­ни­чи­ва­лись при­зы­ва­ми к миру и поряд­ку. Часть из них под­тал­ки­ва­ла при­хо­жан к воору­жён­но­му про­ти­во­сто­я­нию с революционерами.


Черносотенцы. Консерваторы-радикалы

Во вре­мя октябрь­ской стач­ки 1905 года в Москве объ­еди­ни­лись цер­ков­ные и свет­ские пра­вые, чер­но­со­тен­цы. «Союз рус­ских людей» при­звал созда­вать при­ход­ские «коми­те­ты поряд­ка» для подав­ле­ния рево­лю­ции. В одних церк­вах эти орга­ни­за­ции появи­лись, в дру­гих свя­щен­ни­ки высту­пи­ли против.

Мит­ро­по­лит Вла­ди­мир и Сер­пу­хов­ской епи­скоп Никон разо­сла­ли по мос­ков­ским хра­мам «поуче­ние», кото­рое тре­бо­ва­лось огла­сить на литур­гии 16 октяб­ря. В нём рево­лю­ци­о­не­ры име­но­ва­лись «извер­га­ми» рода чело­ве­че­ско­го«. При­хо­жан при­зы­ва­ли «очнуть­ся, проснуть­ся» и быть гото­вы­ми «уме­реть за царя и Русь». Пони­мая опас­ность такой аги­та­ции в нака­лён­ной до пре­де­ла обста­нов­ке, часть свя­щен­ни­ков зачи­та­ла текст с сокра­ще­ни­я­ми, часть — не огла­си­ла вооб­ще. 76 свя­щен­но­слу­жи­те­лей заяви­ли о пол­ном несо­гла­сии. Но в неко­то­рых хра­мах, где «поуче­ние» озву­чи­ли, нача­лись столк­но­ве­ния, кото­рые затем пере­рос­ли в погро­мы на город­ских улицах.

Мит­ро­по­лит Владимир

Выступ­ле­ния не огра­ни­чи­лись Моск­вой. 20 октяб­ря про­изо­шёл инци­дент в Том­ске. После молеб­на и обра­ще­ния к пастве епи­ско­па Мака­рия чер­но­со­тен­цы подо­жгли театр, в кото­ром собра­лись на митинг око­ло трёх тысяч рабо­чих. Анти­ре­во­лю­ци­он­ные при­зы­вы сара­тов­ско­го архи­ерея Гер­мо­ге­на были столь ради­каль­ны, что губер­на­тор запре­тил выпуск несколь­ких номе­ров изда­вав­шей­ся при под­держ­ке иерар­ха газе­ты. В ито­ге даже Синод решил оста­но­вить не в меру воин­ствен­ных архиереев.

В поста­нов­ле­нии от 22 октяб­ря осуж­да­лось мос­ков­ское поуче­ние, хотя его авто­ров не назы­ва­ли по име­нам. Архи­епи­скоп Хер­сон­ский Димит­рий рас­кри­ти­ко­вал одес­ский погром, назвав его про­яв­ле­ни­ем «сму­ты». Епи­скоп Подоль­ский Пар­фе­ний при­звал под­чи­нён­ное ему духо­вен­ство в слу­чае «воз­ник­но­ве­ния бес­по­ряд­ков антие­в­рей­ских или подоб­ных им» выхо­дить с кре­стом и в епи­тра­хи­ли и «силою убеж­де­ния укро­щать буй­ству­ю­щую толпу».

Одна­ко часть свя­щен­но­слу­жи­те­лей по-преж­не­му актив­но под­дер­жи­ва­ла чер­но­со­тен­цев, всту­па­ла в созда­ва­е­мые ими пар­тии. Волын­ский епи­скоп Анто­ний дру­жил с одним из осно­ва­те­лей «Сою­за рус­ско­го наро­да» Бори­сом Николь­ским. В пись­ме епи­скоп давал поли­ти­ку сле­ду­ю­щие советы:

«Част­ная ини­ци­а­ти­ва не долж­на огра­ни­чи­вать­ся орга­ни­за­ци­ей дум­ских выбо­ров, а долж­на начи­нать­ся с запа­са ору­жи­ем и с наме­че­ния себе тоже лин­че­ва­ния пер­во­класс­ных арти­стов революции».

При этом епи­скоп под­чёр­ки­вал, что, как духов­ное лицо, он не может при­нять уча­стие во «внут­рен­ней войне».

4 нояб­ря с Сино­дом встре­тил­ся Нико­лай II. Он сказал:

«Креп­ко наде­юсь, что всё духо­вен­ство, осо­бен­но сель­ское, при­ло­жит искрен­нее и вполне хри­сти­ан­ское ста­ра­ние к водво­ре­нию сре­ди сво­ей паст­вы мира и тиши­ны и к испол­не­нию каж­дым лежа­щих на нём обязанностей».

Глав­ный акцент, есте­ствен­но, был на про­по­ве­ди сре­ди про­сто­го наро­да, кото­рый соста­вил боль­шин­ство вос­став­ших, а не «про­фес­си­о­наль­ных революционеров».

В про­по­ве­дях, адре­со­ван­ных кре­стья­нам, свя­щен­ни­ки при­зна­ва­ли и мало­зе­ме­лье, и при­тес­не­ния поме­щи­ков. Одна­ко при­зы­ва­ли не верить рево­лю­ци­он­ным аги­та­то­рам, кото­рых назы­ва­ли «лас­ка­те­ля­ми наро­да», лже­учи­те­ля­ми» и тому подоб­ны­ми словами.

Что каса­ет­ся рабо­чих, «фаб­рич­ных», то их мно­гие свя­щен­но­слу­жи­те­ли счи­та­ли «отпе­тым наро­дом». У духо­вен­ства была мало опы­та вза­и­мо­дей­ствия с про­ле­та­ри­а­том, поэто­му оно воз­дей­ство­ва­ло на уме­рен­ных его пред­ста­ви­те­лей, чтоб не допу­стить их вовле­че­ния в рево­лю­цию. Одним из аргу­мен­тов про­тив пере­во­ро­та был при­зыв дове­рить­ся пер­вой Госу­дар­ствен­ной думе:

«Верь­те, что нуж­ды ваши близ­ки серд­цу царё­ву, — убеж­дал Синод. — Ваши нуж­ды будут постав­ле­ны в первую оче­редь и в буду­щей Госу­дар­ствен­ной думе».

После того как пер­вая Дума, кото­рая, по сло­вам Нико­лая II, не успо­ка­и­ва­ла народ, а толь­ко раз­жи­га­ла стра­сти, была рас­пу­ще­на, ситу­а­ция в стране вновь ста­ла взры­во­опас­ной. 9 сен­тяб­ря 1906 года Синод опуб­ли­ко­вал цир­ку­ляр­ное пись­мо гла­вам епар­хий, в кото­ром мит­ро­по­лит Петер­бург­ский Анто­ний при­звал архи­ере­ев изо всех сил пре­пят­ство­вать рас­про­стра­не­нию «пагуб­ных уче­ний», побуж­да­ю­щих «к вос­ста­нию про­тив закон­ных вла­стей и госу­дар­ствен­но­го порядка».

В то же вре­мя цер­ковь зна­чи­тель­но уси­ли­ла рабо­ту сре­ди народ­ных масс. Теперь уст­ное сло­во гораз­до актив­нее, чем ранее, допол­ня­лось печат­ным. И цен­траль­ная и мест­ная цер­ков­ная прес­са регу­ляр­но пуб­ли­ко­ва­ла мате­ри­а­лы в фор­ме про­по­ве­дей. А неко­то­рые епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти в каче­стве при­ло­же­ний выпус­ка­ли лист­ки для народ­но­го чте­ния. С 1 сен­тяб­ря 1906 года выхо­ди­ла еже­днев­ная газе­та Поча­ев­ской лав­ры «Поча­ев­ские изве­стия». Кни­ги для народ­но­го чте­ния изда­ва­ла Тро­и­це-Сер­ги­е­ва Лав­ра. Рели­ги­оз­но-монар­хи­че­скую лите­ра­ту­ру постав­ля­ли так­же свя­зан­ные с цер­ко­вью част­ные изда­тель­ства. Одно из них, нахо­див­ше­е­ся в Москве «Вер­ность», опуб­ли­ко­ва­ло серию контр­ре­во­лю­ци­он­ных бро­шюр, про­да­ва­е­мых за неболь­шую цену.

В 1906–1907 годах цер­ковь зна­чи­тель­но уси­ли­ла про­па­ган­ду про­тив соци­а­лиз­ма. «Цер­ков­ные ведо­мо­сти» и ведо­мо­сти епар­хий посто­ян­но пуб­ли­ко­ва­ли ста­тьи, объ­яс­ня­ю­щие «пагу­бу» соци­а­ли­сти­че­ско­го уче­ния. Они пред­на­зна­ча­лись, преж­де все­го, рабо­чим, сре­ди кото­рых цер­ковь ста­ла дей­ство­вать актив­нее, но не доби­лась зна­чи­тель­ных успе­хов. Редак­ция «Цер­ков­ных ведо­мо­стей» отме­ча­ла зача­стую низ­кое каче­ство такой лите­ра­ту­ры, выпус­ка­е­мой дру­ги­ми изда­ни­я­ми. В одном из ком­мен­та­ри­ев ука­зы­ва­лось, что про­па­ган­да про­тив соци­а­лиз­ма неред­ко сво­дит­ся к «апо­фе­о­зу суще­ству­ю­ще­го поли­ти­ко-эко­но­ми­че­ско­го строя» и встре­ча­ют­ся даже столь «тен­ден­ци­оз­ные утвер­жде­ния, что Хри­стос прит­чею о талан­тах уза­ко­ня­ет проценты».

Вполне есте­ствен­но, что, явля­ясь одним из зве­ньев госу­дар­ствен­но­го меха­низ­ма, цер­ковь сама ста­ла объ­ек­том агрес­сии. Её, наравне со свет­ской вла­стью, обви­ня­ли во всех неуря­ди­цах рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти. Свя­щен­ни­ков выго­ня­ли из при­хо­дов, гро­ми­ли их дома. Были и слу­чаи убий­ства свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Бун­тов­щи­ки раз­ру­ша­ли хра­мы, уни­что­жа­ли ико­ны и дру­гие пра­во­слав­ные свя­ты­ни. Будучи сара­тов­ским губер­на­то­ром, Пётр Сто­лы­пин в одном из писем жене сооб­щал, что «повсю­ду доно­сят, что мужи­ки не про­сто сжи­га­ют поме­щи­чьи усадь­бы, но и осквер­ня­ют самым гнус­ным обра­зом церк­ви, отвра­ти­тель­ным обра­зом. Огром­ная нена­висть к церк­ви в про­стом народе».

Пыта­ясь усми­рить рево­лю­ци­он­ную сти­хию, РПЦ сама столк­ну­лась с труд­но­стя­ми. После янва­ря 1905 года сре­ди её слу­жи­те­лей появи­лись не толь­ко ради­каль­ные кон­сер­ва­то­ры, но и либе­ра­лы − обнов­лен­цы, сто­рон­ни­ки реформ — и даже рево­лю­ци­о­не­ры − социалисты.


Обновленцы. Церковники-либералы

В самом нача­ле XX века сре­ди свя­щен­но­слу­жи­те­лей появи­лись те, кто счи­тал, что цер­ковь не долж­на быть частью госу­дар­ствен­ной маши­ны. Еди­но­мыш­лен­ни­ки заго­во­ри­ли о созы­ве цер­ков­но­го собо­ра и вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства. Если до нача­ла Пер­вой рус­ской рево­лю­ции они не выска­зы­ва­ли свои идеи откры­то, то с её нача­лом реши­ли, что их вре­мя пришло.

В мар­те 1905 года груп­па из 32 петер­бург­ских свя­щен­ни­ков во гла­ве с Анто­ни­ем Вад­ков­ским напе­ча­та­ла в «Цер­ков­ном вест­ни­ке» про­грамм­ный доку­мент — ста­тью «О необ­хо­ди­мо­сти пере­мен в цер­ков­ном управ­ле­нии». На сле­ду­ю­щий день её опуб­ли­ко­ва­ла либе­раль­ная газе­та «Рус­ское сло­во» — одна из самых попу­ляр­ных в России.

Мит­ро­по­лит Антоний

Глав­ной мыс­лью мани­фе­ста обнов­лен­цев было немед­лен­ное воз­вра­ще­ние кано­нов пра­во­сла­вия и осво­бож­де­ние церк­ви от опе­ки госу­дар­ства. Пред­ла­га­лось регу­ляр­но созы­вать помест­ные собо­ры, изби­рать на собо­рах Синод, пре­кра­тить еже­год­но пере­во­дить архи­ере­ев из одной епар­хии в дру­гую, уве­ли­чить чис­ло епар­хий, создать мит­ро­по­ли­чьи окру­га с раз­де­ле­ни­ем на несколь­ко епар­хий каж­дый, учре­дить выбо­ры глав епар­хий духо­вен­ством и миря­на­ми. Груп­па 32‑х так­же высту­па­ли за широ­кую авто­но­мию для при­хо­дов в хозяй­ствен­ных и адми­ни­стра­тив­ных делах, за вклю­че­ние пред­ста­ви­те­лей церк­ви во все струк­ту­ры вла­сти, в том чис­ле и в Коми­тет мини­стров, а для нача­ла пре­об­ра­зо­ва­ний тре­бо­ва­ла немед­лен­но созвать Все­рос­сий­ский помест­ный собор.

«Необ­хо­ди­мо, насто­я­тель­но необ­хо­ди­мо, ─ утвер­жда­ли авто­ры ста­тьи, ─ что­бы цер­ковь воз­вра­ти­ла себе всю силу пло­до­твор­но­го вли­я­ния на все сто­ро­ны жиз­ни чело­ве­че­ской и всю мощь сво­е­му голосу».

Осе­нью 1905 года «Груп­па 32» пре­об­ра­зо­ва­лась в «Союз рев­ни­те­лей цер­ков­но­го обнов­ле­ния». В него вошло 60 чело­век — как духо­вен­ства, так и мирян. Неболь­шие объ­еди­не­ния обнов­лен­цев дей­ство­ва­ли так­же в Москве, Харь­ко­ве, Ялте и дру­гих городах.

19 октяб­ря 1905 года общим собра­ни­ем сою­за утвер­ди­ли «Про­ект цер­ков­ных реформ». Глав­ные его тези­сы были следующими:

1) «Каж­дый при­ход во гла­ве с пред­сто­я­те­лем состав­ля­ет сво­бод­ное брат­ство, юри­ди­че­ски само­сто­я­тель­ную общи­ну, кото­рая сооб­ща управ­ля­ет сво­им цер­ков­ным иму­ще­ством и зани­ма­ет­ся делом при­ход­ской благотворительности».

2) Мона­сты­ри осво­бож­да­ют­ся «от бес­кон­троль­но­го гос­под­ства их насто­я­те­лей» и орга­ни­зу­ют­ся в сво­бод­ные общи­ны или брат­ства глав­ным обра­зом для бла­го­тво­ри­тель­ных целей.

3) «Каж­дая цер­ков­ная или цер­ков­но-обще­ствен­ная долж­ность счи­та­ет­ся выбор­ной». В буду­щем пред­по­ла­га­лось «пол­ное и живое еди­не­ние меж­ду все­ми хри­сти­ан­ски­ми церк­ва­ми». Так­же про­ект при­зы­вал к «обнов­ле­нию всех сто­рон жиз­ни посред­ством дости­же­ний нау­ки и искусства».

Всё же глав­ный упор чле­ны сою­за дела­ли на поло­же­ние церк­ви в госу­дар­стве и внут­рен­них цер­ков­ных рефор­мах. Обще­ствен­ных про­блем они каса­лись ред­ко. Но в свя­зи с выбо­ра­ми в Думу, рев­ни­те­ли цер­ков­но­го обнов­ле­ния вспом­ни­ли и о них.

В мар­те 1906 года союз опуб­ли­ко­вал подроб­ную запис­ку, в кото­рой заявил, что Цар­ство Божие долж­но быть не толь­ко «во внут­рен­нем мире отдель­ной хри­сти­ан­ской лич­но­сти», но и во «внеш­них фор­мах дей­стви­тель­но­сти». Поэто­му, счи­та­ли обнов­лен­цы, «мы обя­за­ны под­дер­жи­вать в наро­де веру в луч­шее и более свет­лое буду­щее, тре­буя от него, оста­вив вся­кое наси­лие, идти путём мира, доб­ро­го согла­ше­ния, вза­им­ной уступ­чи­во­сти и ува­же­ния друг к другу».

Авто­ры запис­ки под­чёр­ки­ва­ли, что защи­та «неиму­щих и угне­тён­ных пред­ста­ви­те­лей тру­да» вхо­дит в том чис­ле и в обя­зан­но­сти церк­ви. «Вся­кий тру­дя­щий­ся и от сво­е­го тру­да живу­щий име­ет пра­во на достой­ное чело­ве­ка суще­ство­ва­ние» ─ тако­во было глав­ное поло­же­ние запис­ки. Так­же в ней при­зна­ва­лось пра­во тру­дя­ще­го­ся чело­ве­ка на отдых и «на неко­то­рый досуг». Что каса­ет­ся столь важ­но­го в то вре­мя вопро­са о про­дол­жи­тель­но­сти рабо­че­го дня, то в запис­ке гово­ри­лось, что «про­дол­жи­тель­ность рабо­че­го вре­ме­ни долж­на быть уре­гу­ли­ро­ва­на без­обид­но, без при­ни­жа­ю­щих стес­не­ний для пред­ста­ви­те­лей труда».

Кон­крет­ное реше­ние дан­ной про­бле­мы обнов­лен­цы остав­ля­ли «соци­аль­ным нау­кам, зако­но­да­тель­ству и прак­ти­ке». Они счи­та­ли, что для пол­но­цен­но­го уча­стия церк­ви в обще­ствен­ных вопро­сах одной бла­го­тво­ри­тель­но­сти недостаточно:

«В насто­я­щее вре­мя обостре­ния клас­со­вой борь­бы цер­ковь может выпол­нить свою зада­чу толь­ко при помо­щи слож­ной соци­аль­ной тех­ни­ки ─ рабо­чих орга­ни­за­ций, коопе­ра­тив­но­го дви­же­ния и прочее».

Наи­мень­шее вни­ма­ние в запис­ке уде­ли­ли аграр­но­му вопро­су. Веро­ят­но, это свя­за­но с недо­ста­точ­ной осве­дом­лён­но­стью город­ских свя­щен­ни­ков о про­бле­мах сель­ских жите­лей. В запис­ке гово­ри­лось лишь о предо­став­ле­нии кре­стья­нам «земель­ных и куль­тур­но-про­све­ти­тель­ных средств для достой­но­го существования».

Поли­ти­че­ски запис­ка была близ­ка к про­грам­ме Кон­сти­ту­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ской пар­тии — опло­та рос­сий­ско­го либе­раль­но­го дви­же­ния. После подав­ле­ния рево­лю­ции в рели­ги­оз­ных вер­хах и сре­ди духо­вен­ства в целом пре­об­ла­да­ли кон­сер­ва­то­ры, либе­раль­ное цер­ков­ное дви­же­ние пошло на спад. Воору­жён­ную борь­бу, как и подо­ба­ет либе­ра­лам, обнов­лен­цы не под­дер­жа­ли. Их глав­ный печат­ный орган, «Цер­ков­ный вест­ник», неод­но­крат­но писал, что «пря­мая обя­зан­ность каж­до­го рус­ско­го чело­ве­ка ─ все­ми закон­ны­ми сред­ства­ми помо­гать пра­ви­тель­ству в его ста­ра­ни­ях водво­рить в стране поря­док и вос­ста­но­вить силу закона».


Церковные социалисты

В Рос­сии, как и во мно­гих стра­нах Евро­пы, хри­сти­ан­ский соци­а­лизм появил­ся ещё в кон­це XIX века. Его сто­рон­ни­ки пыта­лись соеди­нить рели­ги­оз­ную эти­ку с левы­ми иде­а­ла­ми. Тогда не толь­ко свет­ские фило­со­фы обра­ща­лись к рели­гии, но и свя­щен­ни­ки увле­ка­лись фило­со­фи­ей, в том чис­ле и соци­а­ли­сти­че­ски­ми док­три­на­ми. При­чём сре­ди них были как уме­рен­ные, так и ради­каль­но настро­ен­ные дея­те­ли, кото­рые зва­ли народ «к топору».

В 1905 году свя­щен­ник Иона Брих­ни­чёв изда­вал в Тифли­се ради­каль­ный жур­нал лево­го тол­ка «Встань, спя­щий». Архи­манд­рит Миха­ил (Семё­нов), про­фес­сор Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии, во вре­мя рево­лю­ции назвал себя «народ­ным соци­а­ли­стом», хотя и не состо­ял в какой-либо пар­тии. В кон­це 1906 года его сосла­ли в мона­стырь, затем он при­мкнул к ста­ро­ве­рам, даже стал у них епи­ско­пом, но и насто­я­щим ста­ро­ве­ром тоже не стал, так как не при­да­вал зна­че­ния обрядам.

«Раз­рушь злую запо­ведь тер­пе­ния, ─ настав­лял отец Миха­ил, ─ пото­му что эта анти­хри­сто­ва запо­ведь есть два­жды душе­губ­ство: по отно­ше­нию к тем, кто слиш­ком тер­пе­лив, пото­му что их души сги­ба­ют­ся вме­сте с согну­ты­ми шея­ми, и по отно­ше­нию к тем, чьё зло тер­пят. Их застав­ля­ют быть убий­ца­ми и хищниками».

Иона Брих­ни­чёв

Круж­ки ради­каль­но­го направ­ле­ния хри­сти­ан­ских соци­а­ли­стов дей­ство­ва­ли в Сим­бир­ске, Тифли­се, Цари­цыне и дру­гих горо­дах. К нему так­же при­мы­ка­ли миряне, в част­но­сти создан­ное жур­на­ли­стом Вален­ти­ном Свен­циц­ким в 1905 году «Хри­сти­ан­ское обще­ство борьбы».

Во вре­мя бес­по­ряд­ков неко­то­рые пред­ста­ви­те­ли духо­вен­ства откры­то пере­хо­ди­ли на сто­ро­ну вос­став­ших. В Вят­ской губер­нии свя­щен­ник Дили­ген­ский под вли­я­ни­ем поли­ти­че­ских ссыль­ных стал зани­мать­ся анти­го­су­дар­ствен­ной про­па­ган­дой. Было и несколь­ко дру­гих подоб­ных слу­ча­ев. В Боб­ров­ской воло­сти Кашин­ско­го уез­да Твер­ской губер­нии свя­щен­ник Голи­ков участ­во­вал в созда­нии кре­стьян­ско­го союза.

Осе­нью и зимой 1905 года про­шёл ряд заба­сто­вок семи­на­ри­стов. В кон­це того же года руко­вод­ство церк­ви нача­ло борь­бу с ина­ко­мыс­ли­ем сре­ди духо­вен­ства. 20 декаб­ря Синод при­нял опре­де­ле­ние «О предо­су­ди­тель­ном пове­де­нии неко­то­рых свя­щен­ни­ков во вре­мя народ­ных вол­не­ний». Винов­ных пред­пи­сы­ва­лось запре­щать в слу­же­нии и отда­вать под след­ствие. При этом Синод отме­чал, что слу­чаи про­ти­во­за­кон­ных дей­ствий духов­ных лиц носят еди­нич­ный характер.

Под­верг­лись нака­за­ни­ям выше­упо­мя­ну­тые Дили­ген­ский и Голи­ков. Пер­во­го при­влек­ли к дозна­нию, вто­ро­го отпра­ви­ли в мона­стырь. Бежав­ше­го за гра­ни­цу Гапон лиши­ли сана. Изгна­ли из духов­но­го сосло­вия и неко­то­рых обнов­лен­цев, в част­но­сти про­сла­вив­ше­го­ся про­по­ве­дя­ми на стра­ни­цах газе­ты «Рус­ское сло­во» свя­щен­ни­ка Гри­го­рия Петрова.

8–25 нояб­ря 1906 года Синод утвер­дил «Пра­ви­ла, опре­де­ля­ю­щие отно­ше­ния цер­ков­ной вла­сти к обще­ствам и сою­зам, воз­ни­ка­ю­щим в нед­рах пра­во­слав­ной церк­ви и вне её, и к обще­ствен­но-поли­ти­че­ской и лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти цер­ков­ных долж­ност­ных лиц». Соглас­но это­му доку­мен­ту, гла­ва епар­хии, архи­епи­скоп или мит­ро­по­лит, кон­тро­ли­ро­вал все цер­ков­ные обще­ства и круж­ки и мог в любой момент их лик­ви­ди­ро­вать. Выпуск цер­ков­но-обще­ствен­ной прес­сы раз­ре­шал­ся лишь с согла­сия архи­ерея и под его наблю­де­ни­ем. Духов­ные лица, гла­си­ли пра­ви­ла, не долж­ны при­ни­мать уча­стия в «про­ти­во­го­су­дар­ствен­ных и про­ти­во­цер­ков­ных пар­ти­ях». Нару­ши­те­лей ждал цер­ков­ный суд.

Так­же были при­ня­ты меры для того, что­бы пре­кра­тить обсуж­де­ние цер­ков­ной рефор­мы на епар­хи­аль­ных съез­дах. Так, «Орлов­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти» рас­кри­ти­ко­ва­ли про­грам­му гото­вив­ше­го­ся съез­да. В ито­ге собра­ние поста­но­ви­ло рас­смат­ри­вать толь­ко вопро­сы, «свя­зан­ные с теку­щей дея­тель­но­стью духовенства».

Несмот­ря на все уси­лия, руко­вод­ству церк­ви не уда­лось вос­ста­но­вить един­ство в рядах свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Ни либе­ра­лы, ни соци­а­ли­сты, ни сто­рон­ни­ки чер­но­со­тен­цев не отка­за­лись от сво­их пози­ций. Уже в 1914 году сара­тов­ский и казан­ский губер­на­то­ры сооб­ща­ли, что мест­ное духо­вен­ство при­дер­жи­ва­ет­ся левой идео­ло­гии. Ради­ка­лы-кон­сер­ва­то­ры дей­ство­ва­ли вплоть до Фев­ра­ля 1917 года. Обнов­лен­цы, напро­тив, под­ня­ли голо­вы сра­зу после свер­же­ния монархии.

За вре­мя Пер­вой рус­ской рево­лю­ции цер­ковь не изме­ни­ла свою соци­аль­ную и идео­ло­ги­че­скую док­три­ну. Неболь­шие пере­ста­нов­ки в выс­шей иерар­хии, назна­че­ние гла­вой Сино­да вме­сто кон­сер­ва­то­ра Побе­до­нос­це­ва либе­ра­ла Обо­лен­ско­го не повли­я­ли на ситу­а­цию. Созыв Помест­но­го собо­ра на фоне воору­жён­но­го вос­ста­ния импе­ра­тор посчи­тал преж­де­вре­мен­ным и даже опасным.

Цер­ковь не смог­ла укре­пить своё поло­же­ние в рус­ском обще­стве. Наобо­рот, под­держ­ка вла­стей, уча­стие неко­то­рых свя­щен­ни­ков в выступ­ле­ни­ях чер­но­со­тен­цев оттолк­ну­ли от церк­ви ещё боль­ше людей, чем до рево­лю­ции. Подроб­нее отно­ше­ния церк­ви с госу­дар­ством и обще­ством в нача­ле ХХ века рас­смот­рим в сле­ду­ю­щих статьях.


Рекомендуемая литература
  • Вла­ди­слав Аксё­нов. Рус­ский мир и клир. Поче­му к 1917 году рос­си­яне разо­ча­ро­ва­лись в церкви.
  • Рус­ское пра­во­сла­вие. Вехи исто­рии. Москва, Изда­тель­ство поли­ти­че­ской лите­ра­ту­ры, 1989.
  • Миха­ил Шка­ров­ский. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в XX веке.
  • Еле­на Ледов­ских. Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь и госу­дар­ство в нача­ле XX века.

Читай­те так­же «„Сажай и власт­вуй“: сати­ри­че­ские жур­на­лы Пер­вой рус­ской рево­лю­ции». 

Поделиться

Первая русская революция — 1905, 1907, причины, события, итоги, политические партии, этапы, значение

Содержание

  • Причины и предпосылки восстания
  • Начало восстания
  • Лидеры революции и цели переворота
  • Основные события периода
  • Причины поражения Первой русской революции
  • Россия после 1907 года — итоги и последствия
  • Значение в истории

Первая русская революция — так принято называть ряд исторических событий, происходивших в России на отрезке между 1905 и 1907 годами.

О том, что им предшествовало и что стало причиной, об участниках и их целях, а также о результатах и последствиях — в материале 24СМИ.

Причины и предпосылки восстания

В 1905 году в Российской империи сформировался пик напряжения. Из-за экономического кризиса 1900–1905 годов возросли социальные волнения. Страна переходила в числе последних среди мировых держав к индустриальному обществу. По этой причине сложилась крайняя экономическая нестабильность, затронувшая все общественные классы.

Обострился ряд вопросов, которые считаются главными предпосылками к тому, что началась Первая русская революция. Крестьянский вопрос был связан с тем, что крестьянам хотелось получить землю путем ее «черного передела». Рабочий класс требовал ввести новое рабочее законодательство, по которому они смогли бы трудиться в приемлемых условиях по нормированному графику, а также получать страховки и пенсии. Наконец, немаловажным оставался и национальный вопрос — люди стремились к равноправию независимо от этнической принадлежности, а также к культурной автономии.

Развитие государственной экономики шло неравномерно, в результате не было шансов решить социальные проблемы. Отдельные слои населения, например, буржуазия и пролетариат, в социальном и политическом плане игнорировались. Буржуазия не имела никаких политических прав, а зарплата рабочих зависела от таких параметров, как возраст или пол, при этом они часто получали суммы меньше прожиточного минимума.

В обществе все сильнее шло расслоение — увеличивалась пропасть между бедняками и богачами. А среднего класса практически не существовало. А ведь чем больше его присутствие, с точки зрения социологов и политологов, тем крепче общество. Но в тот период оно оказалось предельно неустойчивым.

Плюс ко всему масла в огонь добавило поражение в Русско-японской войне. Стало очевидно: царская власть оказалась несостоятельной как во внешнеполитической, так и в военной сфере. При этом сама же и спровоцировала внутриполитический кризис.

Начало восстания

Первая русская революция получила сильный толчок в виде массовых выступлений в 1905 году.

На Путиловском заводе в Санкт-Петербурге 3 января случилась стачка рабочих. Она началась потому, что четверых из них уволили. Они входили в организацию под названием «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», созданную священнослужителем Георгием Гапоном.

Большинство путиловцев и работников иных предприятий поддержали забастовку, и та приобрела всеобщий характер — в сумме участвовало до 150 тыс. человек. На стачке сформировали петицию, которую решили подать Николаю II 9 января. В ней говорилось о том, что у народа бесправное положение, предлагалось ввести народное правительство — собрать Учредительное собрание.

Дата 9 января вошла в историю под названием «Кровавое воскресенье». Состоялась мирная демонстрация под предводительством священника Гапона, которая направилась к Зимнему дворцу. Но по приказу властей народное выступление подавили силовым способом, открыв огонь. В итоге погибли и были ранены сотни человек. Весть о расправе мгновенно разлетелась и привела к волне массовых выступлений.

18 февраля император составил рескрипт, адресованный Булыгину, министру внутренних дел. Царь говорил о том, что намерен усовершенствовать государственные порядки. Для этого хотел наладить совместную работу правительства с силами общественности, а также думал привлечь представителей населения, чтобы совместно разработать законодательные положения. Но страна от этого не успокоилась, вспышки только разрастались. В итоге правительство шло лишь на небольшие уступки, а реформ не делало, держась за власть.

После «Кровавого воскресенья» по стране покатились восстания, главным лозунгом которых стал «Долой самодержавие!». Звучали призывы к свержению династии Романовых.

Среди прочего в июне того же 1905 года произошло еще одно из знаковых событий — восстали матросы на броненосце «Потемкин». Это был первый случай, когда мятежниками оказались члены целой воинской части. Как известно, моряки корабля, стоя рядом с Одессой, уже успели накопить революционные настроения. А поводом для бунта стало поданное им гнилое червивое мясо.

Броненосец «Потемкин» / Фото: Wikimedia.org

Лидеры революции и цели переворота

В начале XX века капитализм развивался столь бурно, что возникла необходимость в реформах. По этой причине к числу первоочередных целей восстания была смена общественно-политического строя. Хотели перейти к капитализму от феодализма. Чтобы этого достичь, следовало решить ряд задач:

  • разобраться с аграрным вопросом;
  • установить вместо самодержавия демократический режим;
  • ввести новые гражданские права и свободы;
  • решить проблемы рабочего класса.

Что касается национального вопроса, прежде всего было необходимо установить равное существование народов страны — малых и больших. При этом стоило обеспечить им национальное самоопределение и беспрепятственное развитие.

Все участники революции ставили перед собой задачу как можно скорее реализовать поставленные цели. Только правящий класс не был в этом заинтересован.

Движение не шло спонтанно. Каждый слой возглавляли те или иные оппозиционные партии и конкретные люди. Одни движущие силы стояли во главе крестьянства, другие вели за собой пролетариат, третьи — интеллигенцию и пр.:

  • Евно Азеф — лидер партии социал-революционеров, или эсеров, которые еще до 1905 года успели провести ряд результативных терактов: покушения на Плеве, Богдановича, Сипягина и пр.;
  • Леонид Красин и партия РСДРП поставляли оружие, готовили боевые группы для участия в беспорядках;
  • у анархистов действовала собственная политическая партия под названием «Хлеб и воля»;
  • Армянская националистическая партия тоже провела ряд терактов, а также организовала армяно-азербайджанскую резню.

Кроме того, протесты раскачивали социалисты в Белоруссии, национал-демократы в Грузии, соцпартии из Польши и Литвы, а также ряд иных радикально настроенных объединений. Например, в Курляндской губернии орудовали «лесные братья» — латышское сообщество.

Основные события периода

Анализируя события 1905–1907 годов, исследователи выделяют 3 этапа. Каждый из них охватывает ряд моментов, от которых зависело направление дальнейших шагов революционеров и властей.

Первый этап

Здесь речь идет о временном отрезке между январем и сентябрем 1905 года. Для периода характерно нарастание революционных движений, масштабные забастовки. Сюда же входят «Кровавое воскресенье», а также последовавшие за ним события.

Прокатились забастовки по Петербургу, затем они охватили и остальную страну. Такова была главная форма выражения протеста со стороны рабочих. Пока шли стачки, сформировались первые Советы народных депутатов. Сначала они представляли собой руководящие стачечные органы, а впоследствии стали органами народной власти.

Наконец, к восстаниям подключились армия и флот, что окончательно подтолкнуло царскую власть к незамедлительным ответным действиям.

Второй этап

Промежуток между октябрем и декабрем того же года признан периодом подъема Первой русской революции. В октябре прошла Всероссийская политическая стачка. Она началась в Москве, но вскоре распространилась в остальные регионы России, приобретя угрожающий для царя характер.

Пиком второго этапа стало Декабрьское восстание в той же Москве. Это было наиболее многочисленное и кровопролитное событие за весь неспокойный период. Его организовали большевики. Больше всего жертв полегло в Хамовниках, Пресне, Сокольниках. Но у рабочих не было шансов на успешное завершение восстания — в конце месяца его жестко подавили.

В ходе событий император выпустил первый манифест, но революционеры его не одобрили, поскольку он не давал права голоса большинству масс населения. Затем последовал второй царский манифест, и он уже привлек политические силы, поскольку подразумевал отмену неограниченной монархической власти.

Читайте такжеКрестьянская война 1667–1671 годов — восстание Степана Разина: причины, этапы, итоги

Третий этап

С января 1906 и до июня 1907 года шел непрерывный спад революции, бунтующие постепенно отступали. Это происходило по двум причинам:

  • подавленное московское восстание;
  • надежды на Думу.

Важно понимать, что революционное движение сходило на нет среди рабочих. А вот крестьяне, напротив, стали еще активнее, поскольку земли так и не получили.

В апреле 1906 года прошли выборы в Первую Думу. Тогда победили конституционные демократы, они же кадеты. А также туда вошли эсеры. Эти партии хотели добиться передачи земли государства и помещиков в распоряжение крестьян. Но царя такая Дума не устроила — уже в июле ее разогнали.

В ноябре 1906 года вышел указ, отменяющий обязательные выкупные платежи на земли. Автором текста указа выступил Петр Столыпин, таким образом начав свою аграрную реформу. Крестьянское положение слегка улучшилось, ведь отныне они стали собственниками своих наделов. Правда, эти наделы оказались небольшими — прокормить семью с их помощью было невозможно.

В феврале 1907 года состоялись выборы во Вторую Государственную думу. Вопреки надеждам императора, она оказалась еще больше революционно настроена , чем Первая. Вновь победили эсеры с кадетами, но теперь рядом с ними заседали еще и большевики с меньшевиками. В июне царь распустил Думу, но вдобавок принял новый закон, по которому впредь допустимое выборное количество депутатов из крестьян и рабочих было гораздо меньше. По сути, это означало, что Первая русская революция окончилась поражением.

Причины поражения Первой русской революции

К числу первостепенных причин поражения историки относят тот факт, что армия в большинстве оставалась лояльной правительству Николая II. Офицеры и солдаты сохраняли верность присяге и царю, они выполняли его приказы по подавлению бунтов. Но также называют и ряд иных причин провала:

  • несмотря на то, что революция не была стихийной, ее организованность все-таки хромала, действия рабочего класса не были согласованными, поскольку РСДРП раскололась на 2 направления с различными тактиками;
  • крестьянское движение было как раз стихийным, их выходы отставали от подъемов рабочих движений, а в крестьянской партии тоже случился раскол;
  • партии революционно-демократического кластера не согласовали действия, особенно ситуацию расшатывали большевики, анархисты-коммунисты и максималисты, проявляя резкое нежелание действовать сообща;
  • революционеры не нашли общего языка с либералами: первые считали это недопустимым с идеологической точки зрения, а вторым была присуща нерешительность и готовность сотрудничать с царем в пиковые моменты;
  • западноевропейская буржуазия тоже приложила руку — она поддержала царизм материально и морально;
  • самодержавие оказалось сильнее революционеров как с политической, так и с экономической позиции, его поддерживали, помимо армии с флотом, иные классовые силы из костяка правительственного лагеря.

Первая русская революция проиграла. Впрочем, у нее были важные последствия.

Николай II / Фото: wikimedia.org

Россия после 1907 года — итоги и последствия

Главным последствием революции стали глобальные перемены в общественном сознании, «революция в умах». Отныне общество перестало быть аполитичным, уже не смотрело на самодержавие как на единственно возможную форму государственного управления. Стало понятно, что доступен и выбор режима. Классовое сознание стало формироваться не только среди рабочих, но и в крестьянстве.

В государстве прекратилось политическое размежевание, начали формироваться партии. События наглядно показали, что мощнейшая политическая сила — это пролетариат.

Впервые в стране появилось учреждение, в котором присутствовали избранные представители трудящихся. Дума стала первым шагом к переделу режима в буржуазную монархию. В принципе, зародилось начало парламентаризма.

Царизм хоть пока и победил, но пошел на уступки:

  • сократился рабочий день;
  • снизились штрафы;
  • стали легальными профсоюзы;
  • в ряде отраслей поднялись зарплаты;
  • крестьян освободили от выкупных платежей.

Концепция либеральной парламентской революции была убита. Возможность мирным путем добиться конституционной демократии разбилась о близость либералов к правительству. Либеральная прослойка дискредитировала себя в глазах народа.

Значение в истории

Крестьянство и рабочие Российской империи благодаря событиям 1905–1907 годов прошли суровую школу политической борьбы. После этого миллионные массы трудящихся страны приобщились к политической жизни, люди стали понимать принципы взаимоотношений между социальными классами.

У людей накопился опыт использования массовых стачек и вооруженных восстаний, с помощью которых стоило отстаивать идеалы и дальше. Появились Советы рабочих депутатов, так в рабочем классе возникли зачатки диктатуры пролетариата.

Приобретенный опыт помог пролетариату победить позже — в 1917 году. А Первая русская революция выглядит в этом контексте как некая репетиция.

Читайте такжеОктябрьская революция 1917 года в России: причины, события, итоги

События имеют и важное международное значение. Революция в России состоялась через 35 лет после того, как подавили Парижскую коммуну. Это происходило в период империализма. Дело шло к тому, что революционные силы сближались и объединялись против царизма.

Первая русская революция среди прочего повлияла на возникшую политическую борьбу в иных местах. Например, в Австрии, во Франции, а также в ряде азиатских государств: в Турции, Китае, Персии.

Русская революция Определение и значение

  • Основные определения
  • Викторина
  • Примеры
  • Британский
  • Культурный

Сохранить это слово!


сущ.

Также называется Февральской революцией. восстание в России в марте 1917 г. (февральское по старому стилю), в ходе которого царское правительство рухнуло и было создано временное правительство.

Также называется Октябрьской революцией. свержение этого временного правительства в результате государственного переворота 7 ноября 19 г.17 октября (25 октября по старому стилю) об установлении Советской власти.

ВИКТОРИНА

ТЫ ПРОШЕШЬ ИЛИ НАТЯНУСЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПО ГРАММАТИКЕ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Слова рядом Русская Революция

Российская Империя, Российская Федерация, Русизация, Русская олива, Русская Православная Церковь, Русская Революция, Русская рулетка, Русский салат, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Русский чертополох

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать «Русскую революцию» в предложении

  • То, что было самым большим достоянием революции в мягкой обложке, — отмечает Рабинович, — стало для нее самой большой опасностью.

    Как криминальное чтиво спасло литературу|Венди Смит|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Потом появилась Бесс Майерсон, дочь русско-еврейских иммигрантов, выросшая в доме Шолом-Алейхема в Бронксе.

    Почему Бесс Майерсон была первой и последней еврейской Мисс Америка?|Эмили Шайр|7 января 2015|DAILY BEAST

  • Это не первый раз, когда режиссер попадается на удочку российской пропаганды.

    Последняя подстава диктатора Оливера Стоуна|Джеймс Кирчик|5 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Это подвергает опасности узкое представление о российской власти, понимаемое глазами ее диктаторского лидера.

    Последняя подлиза диктатора Оливера Стоуна|Джеймс Кирчик|5 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • В отличие от Советского Союза в определенный исторический период, российская экономика не идет ни в подметки экономике Соединенных Штатов.

    Последний подлец диктатора Оливера Стоуна|Джеймс Кирчик|5 января 2015 г. |DAILY BEAST

  • Во всем мире справедливые требования организованного рабочего класса смешиваются с подпольным заговором социальной революции.

    Неразгаданная загадка социальной справедливости|Стивен Ликок

  • Он расскажет вам об успехе, которого он добился в Америке; это вполне компенсирует поражение британской армии в революции.

    Уверенность|Генри Джеймс

  • Он вступил в армию в начале революции и оставался в ней до ее расформирования.

    Книга истории и хронологии на каждый день|Джоэл Манселл

  • Это можно назвать первым днем ​​революции, хотя целью встречи было предотвращение такой катастрофы.

    Книга истории и хронологии на каждый день|Джоэл Манселл

  • Среди среднего класса была сильная партия, принявшая доктрины Французской революции.

    Маршалы Наполеона|Р. П. Данн-Паттисон

Определения Британского словаря для русской революции

Русская революция


существительное

Также называется (рассчитывается по юлианскому календарю): Февральская революция восстание в России 19 марта17, во время которой царь отрекся от престола и было создано временное правительство

Также называется (по юлианскому календарю): Октябрьская революция захват власти большевиками под руководством Ленина в ноябре 1917 года, превративший восстание в социалистическую революцию.

За этим последовал период гражданской войны против контрреволюционных армий (1918–1922 гг.), которая закончилась окончательной победой большевиков. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Издательства 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Культурные определения русской революции

Русская революция


Революция в России 1917-1918 гг. привел к власти большевиков, коммунистическую партию во главе с Лениным. Революцию подтолкнули неудачи России в Первой мировой войне.

Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Исторический контекст русской революции · Русская революция в современном мнении · Экспонаты

Октябрьский манифест царя Николая, объявляющий о создании Думы, национального парламента, члены которого избираются всенародным голосованием

«Кровавое воскресенье» «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Январь 1905 года царские войска открыли огонь и убили сотни человек. Это событие глубоко подорвало доверие к царскому правительству и привело к закрытию университетов, забастовкам и гражданским беспорядкам.

В Октябрьском манифесте царь Николай II обещал «установить нерушимым правилом, что ни один закон не имеет силы без утверждения Государственной Думой и что избранным представителям народа гарантируется возможность участвовать в надзоре за законность действий наших назначенных должностных лиц». Государственная Дума имела ограниченную политическую власть; период до начала Первой мировой войны известен как противоречиями формирующегося «гражданского общества», так и расцветом радикальных политических групп, бедностью и насилием.

Объявление в газете Izvestiia, 28 февраля 1917 г.

Национальные похороны жертв, погибшие за свободу, 23 марта 1917 г.

с февраля по 1917 г.

. уволились с работы в Петрограде и присоединились к уже забастовавшим толпам. Эти демонстрации, вызванные нехваткой хлеба, переросли в насилие. Царским войскам снова было приказано стрелять по толпе, и многие были убиты; на следующий день солдаты перешли на сторону демонстрантов. Похороны погибших прошли в Петрограде. Большевик Александра Коллонтай написала по этому поводу в «Правде»: «Сегодня торжественный день радости и скорби. Сегодня взоры угнетенных и обездоленных всего мира обращены на Россию, на этот город, где героическое мужество рабочих и забитого русского крестьянства сбросило ярмо царского самодержавия. . . . Первый шаг, самый трудный шаг революции сделан. Царское самодержавие, гниющий труп на троне, предано земле» (19).17, 3).

Манифест Николая II

Открытка, отпечатанная фабрикой А. Ф. Постнова, Москва

Сатирическая брошюра

Открытка, датированная периодом непопулярности Февральской революции. Он гласит: «Так вот как выглядит императорский трон. Так мы дрожали перед чучелом? Почему мы накормили эту проклятую стаю Воронов своей кровью? Вороны представляют различных царских чиновников, а царская мантия покрывает марионеточное чучело. Столкнувшись с забастовками и демонстрациями, 19 февраля17 января царь Николай II отрекся от престола в пользу своего младшего брата, великого князя Михаила, который отказался принять его. (После захвата власти большевиками в 1917 г., в марте 1918 г. семья была переведена в Екатеринбург, где в июле 1918 г. расстреляна большевиками по приказу Уральского Совета рабочих депутатов.) 300 лет Российской монархии. пришел к концу. В Петрограде возникла новая институциональная структура, известная как «двоевластие». Эта двойная структура состояла из Временного правительства во главе с юристом-социалистом Александром Керенским и Петроградского Совета, сформированного из рабочих, солдат и матросов.

Конституция России, принятая 10 июля 1918

Портрет Ленина по первым шести пунктам Конституции 1918 года, Смоликов, 1922

Октябрьская революция с оккупацией

9 правительственных учреждений, телеграфов и железнодорожных вокзалов большевиками и завершился захватом ими Зимнего дворца, что «было менее героическим событием, чем предполагают более поздние советские отчеты» (Fitzpatrick 2001, 64).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *