Русская православная церковь во время Революции 1905–1907 годов — VATNIKSTAN
Первая русская революция 1905–1907 годов стала проверкой на прочность для всех государственных институтов Российской империи. Одним из них являлась Русская православная церковь. Духовенство не осталось в стороне от крупных политических событий и настаивало на пересмотре отношений с государством и обществом. Причём единого мнения у священников не было: разные идейные течения привлекали служителей церкви так же, как и обычных людей.
VATNIKSTAN рассказывает, как повела себя РПЦ во время Первой русской революции, с какими вызовами столкнулась и как к ней относились восставшие.
Чтобы предотвратить волнения, правительство пыталось взять под контроль разросшееся до невиданных прежде размеров рабочее движение. Под патронатом жандармерии создавались организации, которые вели религиозно-монархическую пропаганду среди пролетариата и не допускали перехода от требований улучшить условия труда к политической борьбе.
Одной из таких структур стало образованное в начале 1904 года «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», возглавляемое священником Георгием Гапоном. Будучи вначале малочисленной, организация с осени 1904 года быстро разрасталась и к зиме насчитывала десять тысяч человек. Деятельность общества скоро вышла из-под контроля его создателей.
В декабре 1904 года увольнение нескольких рабочих, состоявших в гапоновской организации, с Путиловского завода стало причиной забастовки, которая распространилась на все петербургские предприятия.
Именно тогда появилась идея организовать встречу обиженного народа с императором. Кому она принадлежала — честолюбивому Гапону или членам общества, — неизвестно. Петиция, которую предполагалось вручить Николаю II, была проникнута наивно-монархическим духом, верой в доброго и справедливого царя. Но под влиянием социал-демократической пропаганды туда включили и политические требования: созыв Учредительного собрания, свобода слова, печати и другие. В некоторых вариантах обращения к царю говорилось об отделении церкви от государства, свободе «в деле религии».
Акцию не одобрили ни светские, ни духовные власти, но Гапон не подчинился ни тем, ни другим. 7 января его вызвал к себе митрополит, но священник проигнорировал приказ. События, произошедшие 9 января, известны: это день вошёл в историю как Кровавое воскресенье и стал началом Первой русской революции.
15 января Синод обратился с воззванием к «возлюбленным чадам православной церкви». 9 января, разъяснялось в обращении, в столице попытались «скопом и насилием добиваться своих будто бы попранных прав». Виновниками беспорядков назначили «злонамеренных элементов», в том числе и находившегося среди них «недостойного священнослужителя». Причинами случившегося назвали подкупы «со стороны врагов России, которые потратили на это значительные средства». Архиереи писали, что зачинщикам волнений «нужно расшатать твердыни наши — веру православную и самодержавную власть царскую. Ими Россия жива, на них возросла и окрепла и без них погибнет».
Далее Синод призывал паству чтить царя и повиноваться властям. После 15 января усилилась борьба духовенства именно с революционным движением, противодействие раскольникам и сектантам постепенно ушло на задний план. Но не все служители церкви ограничивались призывами к миру и порядку. Часть из них подталкивала прихожан к вооружённому противостоянию с революционерами.
Черносотенцы. Консерваторы-радикалы
Во время октябрьской стачки 1905 года в Москве объединились церковные и светские правые, черносотенцы. «Союз русских людей» призвал создавать приходские «комитеты порядка» для подавления революции. В одних церквах эти организации появились, в других священники выступили против.
Митрополит Владимир и Серпуховской епископ Никон разослали по московским храмам «поучение», которое требовалось огласить на литургии 16 октября. В нём революционеры именовались «извергами» рода человеческого«. Прихожан призывали «очнуться, проснуться» и быть готовыми «умереть за царя и Русь». Понимая опасность такой агитации в накалённой до предела обстановке, часть священников зачитала текст с сокращениями, часть — не огласила вообще. 76 священнослужителей заявили о полном несогласии. Но в некоторых храмах, где «поучение» озвучили, начались столкновения, которые затем переросли в погромы на городских улицах.
Митрополит ВладимирВыступления не ограничились Москвой. 20 октября произошёл инцидент в Томске. После молебна и обращения к пастве епископа Макария черносотенцы подожгли театр, в котором собрались на митинг около трёх тысяч рабочих. Антиреволюционные призывы саратовского архиерея Гермогена были столь радикальны, что губернатор запретил выпуск нескольких номеров издававшейся при поддержке иерарха газеты. В итоге даже Синод решил остановить не в меру воинственных архиереев.
В постановлении от 22 октября осуждалось московское поучение, хотя его авторов не называли по именам. Архиепископ Херсонский Димитрий раскритиковал одесский погром, назвав его проявлением «смуты». Епископ Подольский Парфений призвал подчинённое ему духовенство в случае «возникновения беспорядков антиеврейских или подобных им» выходить с крестом и в епитрахили и «силою убеждения укрощать буйствующую толпу».
Однако часть священнослужителей по-прежнему активно поддерживала черносотенцев, вступала в создаваемые ими партии. Волынский епископ Антоний дружил с одним из основателей «Союза русского народа» Борисом Никольским. В письме епископ давал политику следующие советы:
«Частная инициатива не должна ограничиваться организацией думских выборов, а должна начинаться с запаса оружием и с намечения себе тоже линчевания первоклассных артистов революции».
При этом епископ подчёркивал, что, как духовное лицо, он не может принять участие во «внутренней войне».
4 ноября с Синодом встретился Николай II. Он сказал:
«Крепко надеюсь, что всё духовенство, особенно сельское, приложит искреннее и вполне христианское старание к водворению среди своей паствы мира и тишины и к исполнению каждым лежащих на нём обязанностей».
Главный акцент, естественно, был на проповеди среди простого народа, который составил большинство восставших, а не «профессиональных революционеров».
В проповедях, адресованных крестьянам, священники признавали и малоземелье, и притеснения помещиков. Однако призывали не верить революционным агитаторам, которых называли «ласкателями народа», лжеучителями» и тому подобными словами.
Что касается рабочих, «фабричных», то их многие священнослужители считали «отпетым народом». У духовенства была мало опыта взаимодействия с пролетариатом, поэтому оно воздействовало на умеренных его представителей, чтоб не допустить их вовлечения в революцию. Одним из аргументов против переворота был призыв довериться первой Государственной думе:
«Верьте, что нужды ваши близки сердцу царёву, — убеждал Синод. — Ваши нужды будут поставлены в первую очередь и в будущей Государственной думе».
После того как первая Дума, которая, по словам Николая II, не успокаивала народ, а только разжигала страсти, была распущена, ситуация в стране вновь стала взрывоопасной. 9 сентября 1906 года Синод опубликовал циркулярное письмо главам епархий, в котором митрополит Петербургский Антоний призвал архиереев изо всех сил препятствовать распространению «пагубных учений», побуждающих «к восстанию против законных властей и государственного порядка».
В то же время церковь значительно усилила работу среди народных масс. Теперь устное слово гораздо активнее, чем ранее, дополнялось печатным. И центральная и местная церковная пресса регулярно публиковала материалы в форме проповедей. А некоторые епархиальные ведомости в качестве приложений выпускали листки для народного чтения. С 1 сентября 1906 года выходила ежедневная газета Почаевской лавры «Почаевские известия». Книги для народного чтения издавала Троице-Сергиева Лавра. Религиозно-монархическую литературу поставляли также связанные с церковью частные издательства. Одно из них, находившееся в Москве «Верность», опубликовало серию контрреволюционных брошюр, продаваемых за небольшую цену.
В 1906–1907 годах церковь значительно усилила пропаганду против социализма. «Церковные ведомости» и ведомости епархий постоянно публиковали статьи, объясняющие «пагубу» социалистического учения. Они предназначались, прежде всего, рабочим, среди которых церковь стала действовать активнее, но не добилась значительных успехов. Редакция «Церковных ведомостей» отмечала зачастую низкое качество такой литературы, выпускаемой другими изданиями. В одном из комментариев указывалось, что пропаганда против социализма нередко сводится к «апофеозу существующего политико-экономического строя» и встречаются даже столь «тенденциозные утверждения, что Христос притчею о талантах узаконяет проценты».
Вполне естественно, что, являясь одним из звеньев государственного механизма, церковь сама стала объектом агрессии. Её, наравне со светской властью, обвиняли во всех неурядицах российской действительности. Священников выгоняли из приходов, громили их дома. Были и случаи убийства священнослужителей. Бунтовщики разрушали храмы, уничтожали иконы и другие православные святыни. Будучи саратовским губернатором, Пётр Столыпин в одном из писем жене сообщал, что «повсюду доносят, что мужики не просто сжигают помещичьи усадьбы, но и оскверняют самым гнусным образом церкви, отвратительным образом. Огромная ненависть к церкви в простом народе».
Пытаясь усмирить революционную стихию, РПЦ сама столкнулась с трудностями. После января 1905 года среди её служителей появились не только радикальные консерваторы, но и либералы − обновленцы, сторонники реформ — и даже революционеры − социалисты.
Обновленцы. Церковники-либералы
В самом начале XX века среди священнослужителей появились те, кто считал, что церковь не должна быть частью государственной машины. Единомышленники заговорили о созыве церковного собора и восстановлении патриаршества. Если до начала Первой русской революции они не высказывали свои идеи открыто, то с её началом решили, что их время пришло.
В марте 1905 года группа из 32 петербургских священников во главе с Антонием Вадковским напечатала в «Церковном вестнике» программный документ — статью «О необходимости перемен в церковном управлении». На следующий день её опубликовала либеральная газета «Русское слово» — одна из самых популярных в России.
Митрополит АнтонийГлавной мыслью манифеста обновленцев было немедленное возвращение канонов православия и освобождение церкви от опеки государства. Предлагалось регулярно созывать поместные соборы, избирать на соборах Синод, прекратить ежегодно переводить архиереев из одной епархии в другую, увеличить число епархий, создать митрополичьи округа с разделением на несколько епархий каждый, учредить выборы глав епархий духовенством и мирянами. Группа 32‑х также выступали за широкую автономию для приходов в хозяйственных и административных делах, за включение представителей церкви во все структуры власти, в том числе и в Комитет министров, а для начала преобразований требовала немедленно созвать Всероссийский поместный собор.
«Необходимо, настоятельно необходимо, ─ утверждали авторы статьи, ─ чтобы церковь возвратила себе всю силу плодотворного влияния на все стороны жизни человеческой и всю мощь своему голосу».
Осенью 1905 года «Группа 32» преобразовалась в «Союз ревнителей церковного обновления». В него вошло 60 человек — как духовенства, так и мирян. Небольшие объединения обновленцев действовали также в Москве, Харькове, Ялте и других городах.
19 октября 1905 года общим собранием союза утвердили «Проект церковных реформ». Главные его тезисы были следующими:
1) «Каждый приход во главе с предстоятелем составляет свободное братство, юридически самостоятельную общину, которая сообща управляет своим церковным имуществом и занимается делом приходской благотворительности».
2) Монастыри освобождаются «от бесконтрольного господства их настоятелей» и организуются в свободные общины или братства главным образом для благотворительных целей.
3) «Каждая церковная или церковно-общественная должность считается выборной». В будущем предполагалось «полное и живое единение между всеми христианскими церквами». Также проект призывал к «обновлению всех сторон жизни посредством достижений науки и искусства».
Всё же главный упор члены союза делали на положение церкви в государстве и внутренних церковных реформах. Общественных проблем они касались редко. Но в связи с выборами в Думу, ревнители церковного обновления вспомнили и о них.
В марте 1906 года союз опубликовал подробную записку, в которой заявил, что Царство Божие должно быть не только «во внутреннем мире отдельной христианской личности», но и во «внешних формах действительности». Поэтому, считали обновленцы, «мы обязаны поддерживать в народе веру в лучшее и более светлое будущее, требуя от него, оставив всякое насилие, идти путём мира, доброго соглашения, взаимной уступчивости и уважения друг к другу».
Авторы записки подчёркивали, что защита «неимущих и угнетённых представителей труда» входит в том числе и в обязанности церкви. «Всякий трудящийся и от своего труда живущий имеет право на достойное человека существование» ─ таково было главное положение записки. Также в ней признавалось право трудящегося человека на отдых и «на некоторый досуг». Что касается столь важного в то время вопроса о продолжительности рабочего дня, то в записке говорилось, что «продолжительность рабочего времени должна быть урегулирована безобидно, без принижающих стеснений для представителей труда».
Конкретное решение данной проблемы обновленцы оставляли «социальным наукам, законодательству и практике». Они считали, что для полноценного участия церкви в общественных вопросах одной благотворительности недостаточно:
«В настоящее время обострения классовой борьбы церковь может выполнить свою задачу только при помощи сложной социальной техники ─ рабочих организаций, кооперативного движения и прочее».
Наименьшее внимание в записке уделили аграрному вопросу. Вероятно, это связано с недостаточной осведомлённостью городских священников о проблемах сельских жителей. В записке говорилось лишь о предоставлении крестьянам «земельных и культурно-просветительных средств для достойного существования».
Политически записка была близка к программе Конституционно-демократической партии — оплота российского либерального движения. После подавления революции в религиозных верхах и среди духовенства в целом преобладали консерваторы, либеральное церковное движение пошло на спад. Вооружённую борьбу, как и подобает либералам, обновленцы не поддержали. Их главный печатный орган, «Церковный вестник», неоднократно писал, что «прямая обязанность каждого русского человека ─ всеми законными средствами помогать правительству в его стараниях водворить в стране порядок и восстановить силу закона».
Церковные социалисты
В России, как и во многих странах Европы, христианский социализм появился ещё в конце XIX века. Его сторонники пытались соединить религиозную этику с левыми идеалами. Тогда не только светские философы обращались к религии, но и священники увлекались философией, в том числе и социалистическими доктринами. Причём среди них были как умеренные, так и радикально настроенные деятели, которые звали народ «к топору».
В 1905 году священник Иона Брихничёв издавал в Тифлисе радикальный журнал левого толка «Встань, спящий». Архимандрит Михаил (Семёнов), профессор Петербургской духовной академии, во время революции назвал себя «народным социалистом», хотя и не состоял в какой-либо партии. В конце 1906 года его сослали в монастырь, затем он примкнул к староверам, даже стал у них епископом, но и настоящим старовером тоже не стал, так как не придавал значения обрядам.
Иона Брихничёв«Разрушь злую заповедь терпения, ─ наставлял отец Михаил, ─ потому что эта антихристова заповедь есть дважды душегубство: по отношению к тем, кто слишком терпелив, потому что их души сгибаются вместе с согнутыми шеями, и по отношению к тем, чьё зло терпят. Их заставляют быть убийцами и хищниками».
Кружки радикального направления христианских социалистов действовали в Симбирске, Тифлисе, Царицыне и других городах. К нему также примыкали миряне, в частности созданное журналистом Валентином Свенцицким в 1905 году «Христианское общество борьбы».
Во время беспорядков некоторые представители духовенства открыто переходили на сторону восставших. В Вятской губернии священник Дилигенский под влиянием политических ссыльных стал заниматься антигосударственной пропагандой. Было и несколько других подобных случаев. В Бобровской волости Кашинского уезда Тверской губернии священник Голиков участвовал в создании крестьянского союза.
Осенью и зимой 1905 года прошёл ряд забастовок семинаристов. В конце того же года руководство церкви начало борьбу с инакомыслием среди духовенства. 20 декабря Синод принял определение «О предосудительном поведении некоторых священников во время народных волнений». Виновных предписывалось запрещать в служении и отдавать под следствие. При этом Синод отмечал, что случаи противозаконных действий духовных лиц носят единичный характер.
Подверглись наказаниям вышеупомянутые Дилигенский и Голиков. Первого привлекли к дознанию, второго отправили в монастырь. Бежавшего за границу Гапон лишили сана. Изгнали из духовного сословия и некоторых обновленцев, в частности прославившегося проповедями на страницах газеты «Русское слово» священника Григория Петрова.
8–25 ноября 1906 года Синод утвердил «Правила, определяющие отношения церковной власти к обществам и союзам, возникающим в недрах православной церкви и вне её, и к общественно-политической и литературной деятельности церковных должностных лиц». Согласно этому документу, глава епархии, архиепископ или митрополит, контролировал все церковные общества и кружки и мог в любой момент их ликвидировать. Выпуск церковно-общественной прессы разрешался лишь с согласия архиерея и под его наблюдением. Духовные лица, гласили правила, не должны принимать участия в «противогосударственных и противоцерковных партиях». Нарушителей ждал церковный суд.
Также были приняты меры для того, чтобы прекратить обсуждение церковной реформы на епархиальных съездах. Так, «Орловские епархиальные ведомости» раскритиковали программу готовившегося съезда. В итоге собрание постановило рассматривать только вопросы, «связанные с текущей деятельностью духовенства».
Несмотря на все усилия, руководству церкви не удалось восстановить единство в рядах священнослужителей. Ни либералы, ни социалисты, ни сторонники черносотенцев не отказались от своих позиций. Уже в 1914 году саратовский и казанский губернаторы сообщали, что местное духовенство придерживается левой идеологии. Радикалы-консерваторы действовали вплоть до Февраля 1917 года. Обновленцы, напротив, подняли головы сразу после свержения монархии.
За время Первой русской революции церковь не изменила свою социальную и идеологическую доктрину. Небольшие перестановки в высшей иерархии, назначение главой Синода вместо консерватора Победоносцева либерала Оболенского не повлияли на ситуацию. Созыв Поместного собора на фоне вооружённого восстания император посчитал преждевременным и даже опасным.
Церковь не смогла укрепить своё положение в русском обществе. Наоборот, поддержка властей, участие некоторых священников в выступлениях черносотенцев оттолкнули от церкви ещё больше людей, чем до революции. Подробнее отношения церкви с государством и обществом в начале ХХ века рассмотрим в следующих статьях.
Рекомендуемая литература
- Владислав Аксёнов. Русский мир и клир. Почему к 1917 году россияне разочаровались в церкви.
- Русское православие. Вехи истории. Москва, Издательство политической литературы, 1989.
- Михаил Шкаровский. Русская Православная Церковь в XX веке.
- Елена Ледовских. Русская православная церковь и государство в начале XX века.
Читайте также «„Сажай и властвуй“: сатирические журналы Первой русской революции».
Поделиться
Первая русская революция — 1905, 1907, причины, события, итоги, политические партии, этапы, значение
Содержание
- Причины и предпосылки восстания
- Начало восстания
- Лидеры революции и цели переворота
- Основные события периода
- Причины поражения Первой русской революции
- Россия после 1907 года — итоги и последствия
- Значение в истории
Первая русская революция — так принято называть ряд исторических событий, происходивших в России на отрезке между 1905 и 1907 годами.
Причины и предпосылки восстания
В 1905 году в Российской империи сформировался пик напряжения. Из-за экономического кризиса 1900–1905 годов возросли социальные волнения. Страна переходила в числе последних среди мировых держав к индустриальному обществу. По этой причине сложилась крайняя экономическая нестабильность, затронувшая все общественные классы.
Обострился ряд вопросов, которые считаются главными предпосылками к тому, что началась Первая русская революция. Крестьянский вопрос был связан с тем, что крестьянам хотелось получить землю путем ее «черного передела». Рабочий класс требовал ввести новое рабочее законодательство, по которому они смогли бы трудиться в приемлемых условиях по нормированному графику, а также получать страховки и пенсии. Наконец, немаловажным оставался и национальный вопрос — люди стремились к равноправию независимо от этнической принадлежности, а также к культурной автономии.
Развитие государственной экономики шло неравномерно, в результате не было шансов решить социальные проблемы. Отдельные слои населения, например, буржуазия и пролетариат, в социальном и политическом плане игнорировались. Буржуазия не имела никаких политических прав, а зарплата рабочих зависела от таких параметров, как возраст или пол, при этом они часто получали суммы меньше прожиточного минимума.
В обществе все сильнее шло расслоение — увеличивалась пропасть между бедняками и богачами. А среднего класса практически не существовало. А ведь чем больше его присутствие, с точки зрения социологов и политологов, тем крепче общество. Но в тот период оно оказалось предельно неустойчивым.
Плюс ко всему масла в огонь добавило поражение в Русско-японской войне. Стало очевидно: царская власть оказалась несостоятельной как во внешнеполитической, так и в военной сфере. При этом сама же и спровоцировала внутриполитический кризис.
Начало восстания
Первая русская революция получила сильный толчок в виде массовых выступлений в 1905 году.
На Путиловском заводе в Санкт-Петербурге 3 января случилась стачка рабочих. Она началась потому, что четверых из них уволили. Они входили в организацию под названием «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», созданную священнослужителем Георгием Гапоном.
Большинство путиловцев и работников иных предприятий поддержали забастовку, и та приобрела всеобщий характер — в сумме участвовало до 150 тыс. человек. На стачке сформировали петицию, которую решили подать Николаю II 9 января. В ней говорилось о том, что у народа бесправное положение, предлагалось ввести народное правительство — собрать Учредительное собрание.
Дата 9 января вошла в историю под названием «Кровавое воскресенье». Состоялась мирная демонстрация под предводительством священника Гапона, которая направилась к Зимнему дворцу. Но по приказу властей народное выступление подавили силовым способом, открыв огонь. В итоге погибли и были ранены сотни человек. Весть о расправе мгновенно разлетелась и привела к волне массовых выступлений.
18 февраля император составил рескрипт, адресованный Булыгину, министру внутренних дел. Царь говорил о том, что намерен усовершенствовать государственные порядки. Для этого хотел наладить совместную работу правительства с силами общественности, а также думал привлечь представителей населения, чтобы совместно разработать законодательные положения. Но страна от этого не успокоилась, вспышки только разрастались. В итоге правительство шло лишь на небольшие уступки, а реформ не делало, держась за власть.
После «Кровавого воскресенья» по стране покатились восстания, главным лозунгом которых стал «Долой самодержавие!». Звучали призывы к свержению династии Романовых.
Среди прочего в июне того же 1905 года произошло еще одно из знаковых событий — восстали матросы на броненосце «Потемкин». Это был первый случай, когда мятежниками оказались члены целой воинской части. Как известно, моряки корабля, стоя рядом с Одессой, уже успели накопить революционные настроения. А поводом для бунта стало поданное им гнилое червивое мясо.
Броненосец «Потемкин» / Фото: Wikimedia.orgЛидеры революции и цели переворота
В начале XX века капитализм развивался столь бурно, что возникла необходимость в реформах. По этой причине к числу первоочередных целей восстания была смена общественно-политического строя. Хотели перейти к капитализму от феодализма. Чтобы этого достичь, следовало решить ряд задач:
- разобраться с аграрным вопросом;
- установить вместо самодержавия демократический режим;
- ввести новые гражданские права и свободы;
- решить проблемы рабочего класса.
Что касается национального вопроса, прежде всего было необходимо установить равное существование народов страны — малых и больших. При этом стоило обеспечить им национальное самоопределение и беспрепятственное развитие.
Все участники революции ставили перед собой задачу как можно скорее реализовать поставленные цели. Только правящий класс не был в этом заинтересован.
Движение не шло спонтанно. Каждый слой возглавляли те или иные оппозиционные партии и конкретные люди. Одни движущие силы стояли во главе крестьянства, другие вели за собой пролетариат, третьи — интеллигенцию и пр.:
- Евно Азеф — лидер партии социал-революционеров, или эсеров, которые еще до 1905 года успели провести ряд результативных терактов: покушения на Плеве, Богдановича, Сипягина и пр.;
- Леонид Красин и партия РСДРП поставляли оружие, готовили боевые группы для участия в беспорядках;
- у анархистов действовала собственная политическая партия под названием «Хлеб и воля»;
- Армянская националистическая партия тоже провела ряд терактов, а также организовала армяно-азербайджанскую резню.
Кроме того, протесты раскачивали социалисты в Белоруссии, национал-демократы в Грузии, соцпартии из Польши и Литвы, а также ряд иных радикально настроенных объединений. Например, в Курляндской губернии орудовали «лесные братья» — латышское сообщество.
Основные события периода
Анализируя события 1905–1907 годов, исследователи выделяют 3 этапа. Каждый из них охватывает ряд моментов, от которых зависело направление дальнейших шагов революционеров и властей.
Первый этап
Здесь речь идет о временном отрезке между январем и сентябрем 1905 года. Для периода характерно нарастание революционных движений, масштабные забастовки. Сюда же входят «Кровавое воскресенье», а также последовавшие за ним события.
Прокатились забастовки по Петербургу, затем они охватили и остальную страну. Такова была главная форма выражения протеста со стороны рабочих. Пока шли стачки, сформировались первые Советы народных депутатов. Сначала они представляли собой руководящие стачечные органы, а впоследствии стали органами народной власти.
Наконец, к восстаниям подключились армия и флот, что окончательно подтолкнуло царскую власть к незамедлительным ответным действиям.
Второй этап
Промежуток между октябрем и декабрем того же года признан периодом подъема Первой русской революции. В октябре прошла Всероссийская политическая стачка. Она началась в Москве, но вскоре распространилась в остальные регионы России, приобретя угрожающий для царя характер.
Пиком второго этапа стало Декабрьское восстание в той же Москве. Это было наиболее многочисленное и кровопролитное событие за весь неспокойный период. Его организовали большевики. Больше всего жертв полегло в Хамовниках, Пресне, Сокольниках. Но у рабочих не было шансов на успешное завершение восстания — в конце месяца его жестко подавили.
В ходе событий император выпустил первый манифест, но революционеры его не одобрили, поскольку он не давал права голоса большинству масс населения. Затем последовал второй царский манифест, и он уже привлек политические силы, поскольку подразумевал отмену неограниченной монархической власти.
Читайте такжеКрестьянская война 1667–1671 годов — восстание Степана Разина: причины, этапы, итогиТретий этап
С января 1906 и до июня 1907 года шел непрерывный спад революции, бунтующие постепенно отступали. Это происходило по двум причинам:
- подавленное московское восстание;
- надежды на Думу.
Важно понимать, что революционное движение сходило на нет среди рабочих. А вот крестьяне, напротив, стали еще активнее, поскольку земли так и не получили.
В апреле 1906 года прошли выборы в Первую Думу. Тогда победили конституционные демократы, они же кадеты. А также туда вошли эсеры. Эти партии хотели добиться передачи земли государства и помещиков в распоряжение крестьян. Но царя такая Дума не устроила — уже в июле ее разогнали.
В ноябре 1906 года вышел указ, отменяющий обязательные выкупные платежи на земли. Автором текста указа выступил Петр Столыпин, таким образом начав свою аграрную реформу. Крестьянское положение слегка улучшилось, ведь отныне они стали собственниками своих наделов. Правда, эти наделы оказались небольшими — прокормить семью с их помощью было невозможно.
В феврале 1907 года состоялись выборы во Вторую Государственную думу. Вопреки надеждам императора, она оказалась еще больше революционно настроена , чем Первая. Вновь победили эсеры с кадетами, но теперь рядом с ними заседали еще и большевики с меньшевиками. В июне царь распустил Думу, но вдобавок принял новый закон, по которому впредь допустимое выборное количество депутатов из крестьян и рабочих было гораздо меньше. По сути, это означало, что Первая русская революция окончилась поражением.
Причины поражения Первой русской революции
К числу первостепенных причин поражения историки относят тот факт, что армия в большинстве оставалась лояльной правительству Николая II. Офицеры и солдаты сохраняли верность присяге и царю, они выполняли его приказы по подавлению бунтов. Но также называют и ряд иных причин провала:
- несмотря на то, что революция не была стихийной, ее организованность все-таки хромала, действия рабочего класса не были согласованными, поскольку РСДРП раскололась на 2 направления с различными тактиками;
- крестьянское движение было как раз стихийным, их выходы отставали от подъемов рабочих движений, а в крестьянской партии тоже случился раскол;
- партии революционно-демократического кластера не согласовали действия, особенно ситуацию расшатывали большевики, анархисты-коммунисты и максималисты, проявляя резкое нежелание действовать сообща;
- революционеры не нашли общего языка с либералами: первые считали это недопустимым с идеологической точки зрения, а вторым была присуща нерешительность и готовность сотрудничать с царем в пиковые моменты;
- западноевропейская буржуазия тоже приложила руку — она поддержала царизм материально и морально;
- самодержавие оказалось сильнее революционеров как с политической, так и с экономической позиции, его поддерживали, помимо армии с флотом, иные классовые силы из костяка правительственного лагеря.
Первая русская революция проиграла. Впрочем, у нее были важные последствия.
Николай II / Фото: wikimedia.orgРоссия после 1907 года — итоги и последствия
Главным последствием революции стали глобальные перемены в общественном сознании, «революция в умах». Отныне общество перестало быть аполитичным, уже не смотрело на самодержавие как на единственно возможную форму государственного управления. Стало понятно, что доступен и выбор режима. Классовое сознание стало формироваться не только среди рабочих, но и в крестьянстве.
В государстве прекратилось политическое размежевание, начали формироваться партии. События наглядно показали, что мощнейшая политическая сила — это пролетариат.
Впервые в стране появилось учреждение, в котором присутствовали избранные представители трудящихся. Дума стала первым шагом к переделу режима в буржуазную монархию. В принципе, зародилось начало парламентаризма.
Царизм хоть пока и победил, но пошел на уступки:
- сократился рабочий день;
- снизились штрафы;
- стали легальными профсоюзы;
- в ряде отраслей поднялись зарплаты;
- крестьян освободили от выкупных платежей.
Концепция либеральной парламентской революции была убита. Возможность мирным путем добиться конституционной демократии разбилась о близость либералов к правительству. Либеральная прослойка дискредитировала себя в глазах народа.
Значение в истории
Крестьянство и рабочие Российской империи благодаря событиям 1905–1907 годов прошли суровую школу политической борьбы. После этого миллионные массы трудящихся страны приобщились к политической жизни, люди стали понимать принципы взаимоотношений между социальными классами.
У людей накопился опыт использования массовых стачек и вооруженных восстаний, с помощью которых стоило отстаивать идеалы и дальше. Появились Советы рабочих депутатов, так в рабочем классе возникли зачатки диктатуры пролетариата.
Приобретенный опыт помог пролетариату победить позже — в 1917 году. А Первая русская революция выглядит в этом контексте как некая репетиция.
Читайте такжеОктябрьская революция 1917 года в России: причины, события, итогиСобытия имеют и важное международное значение. Революция в России состоялась через 35 лет после того, как подавили Парижскую коммуну. Это происходило в период империализма. Дело шло к тому, что революционные силы сближались и объединялись против царизма.
Первая русская революция среди прочего повлияла на возникшую политическую борьбу в иных местах. Например, в Австрии, во Франции, а также в ряде азиатских государств: в Турции, Китае, Персии.
Русская революция Определение и значение
- Основные определения
- Викторина
- Примеры
- Британский
- Культурный
Сохранить это слово!
сущ.
Также называется Февральской революцией. восстание в России в марте 1917 г. (февральское по старому стилю), в ходе которого царское правительство рухнуло и было создано временное правительство.
Также называется Октябрьской революцией. свержение этого временного правительства в результате государственного переворота 7 ноября 19 г.17 октября (25 октября по старому стилю) об установлении Советской власти.
ВИКТОРИНА
ТЫ ПРОШЕШЬ ИЛИ НАТЯНУСЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПО ГРАММАТИКЕ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Слова рядом Русская Революция
Российская Империя, Российская Федерация, Русизация, Русская олива, Русская Православная Церковь, Русская Революция, Русская рулетка, Русский салат, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Русский чертополох
Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Как использовать «Русскую революцию» в предложении
То, что было самым большим достоянием революции в мягкой обложке, — отмечает Рабинович, — стало для нее самой большой опасностью.
Как криминальное чтиво спасло литературу|Венди Смит|8 января 2015 г.|DAILY BEAST
Потом появилась Бесс Майерсон, дочь русско-еврейских иммигрантов, выросшая в доме Шолом-Алейхема в Бронксе.
Почему Бесс Майерсон была первой и последней еврейской Мисс Америка?|Эмили Шайр|7 января 2015|DAILY BEAST
Это не первый раз, когда режиссер попадается на удочку российской пропаганды.
Последняя подстава диктатора Оливера Стоуна|Джеймс Кирчик|5 января 2015 г.|DAILY BEAST
Это подвергает опасности узкое представление о российской власти, понимаемое глазами ее диктаторского лидера.
Последняя подлиза диктатора Оливера Стоуна|Джеймс Кирчик|5 января 2015 г.|DAILY BEAST
В отличие от Советского Союза в определенный исторический период, российская экономика не идет ни в подметки экономике Соединенных Штатов.
Последний подлец диктатора Оливера Стоуна|Джеймс Кирчик|5 января 2015 г. |DAILY BEAST
Во всем мире справедливые требования организованного рабочего класса смешиваются с подпольным заговором социальной революции.
Неразгаданная загадка социальной справедливости|Стивен Ликок
Он расскажет вам об успехе, которого он добился в Америке; это вполне компенсирует поражение британской армии в революции.
Уверенность|Генри Джеймс
Он вступил в армию в начале революции и оставался в ней до ее расформирования.
Книга истории и хронологии на каждый день|Джоэл Манселл
Это можно назвать первым днем революции, хотя целью встречи было предотвращение такой катастрофы.
Книга истории и хронологии на каждый день|Джоэл Манселл
Среди среднего класса была сильная партия, принявшая доктрины Французской революции.
Маршалы Наполеона|Р. П. Данн-Паттисон
Определения Британского словаря для русской революции
Русская революция
существительное
Также называется (рассчитывается по юлианскому календарю): Февральская революция восстание в России 19 марта17, во время которой царь отрекся от престола и было создано временное правительство
Также называется (по юлианскому календарю): Октябрьская революция захват власти большевиками под руководством Ленина в ноябре 1917 года, превративший восстание в социалистическую революцию.
За этим последовал период гражданской войны против контрреволюционных армий (1918–1922 гг.), которая закончилась окончательной победой большевиков. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Издательства 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012Культурные определения русской революции
Русская революция
Революция в России 1917-1918 гг. привел к власти большевиков, коммунистическую партию во главе с Лениным. Революцию подтолкнули неудачи России в Первой мировой войне.
Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Исторический контекст русской революции · Русская революция в современном мнении · Экспонаты
Октябрьский манифест царя Николая, объявляющий о создании Думы, национального парламента, члены которого избираются всенародным голосованием
«Кровавое воскресенье» «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Январь 1905 года царские войска открыли огонь и убили сотни человек. Это событие глубоко подорвало доверие к царскому правительству и привело к закрытию университетов, забастовкам и гражданским беспорядкам.
В Октябрьском манифесте царь Николай II обещал «установить нерушимым правилом, что ни один закон не имеет силы без утверждения Государственной Думой и что избранным представителям народа гарантируется возможность участвовать в надзоре за законность действий наших назначенных должностных лиц». Государственная Дума имела ограниченную политическую власть; период до начала Первой мировой войны известен как противоречиями формирующегося «гражданского общества», так и расцветом радикальных политических групп, бедностью и насилием.
Объявление в газете Izvestiia, 28 февраля 1917 г.
Национальные похороны жертв, погибшие за свободу, 23 марта 1917 г.
с февраля по 1917 г.
. уволились с работы в Петрограде и присоединились к уже забастовавшим толпам. Эти демонстрации, вызванные нехваткой хлеба, переросли в насилие. Царским войскам снова было приказано стрелять по толпе, и многие были убиты; на следующий день солдаты перешли на сторону демонстрантов. Похороны погибших прошли в Петрограде. Большевик Александра Коллонтай написала по этому поводу в «Правде»: «Сегодня торжественный день радости и скорби. Сегодня взоры угнетенных и обездоленных всего мира обращены на Россию, на этот город, где героическое мужество рабочих и забитого русского крестьянства сбросило ярмо царского самодержавия. . . . Первый шаг, самый трудный шаг революции сделан. Царское самодержавие, гниющий труп на троне, предано земле» (19).17, 3).
Манифест Николая II
Открытка, отпечатанная фабрикой А. Ф. Постнова, Москва
Сатирическая брошюра
Открытка, датированная периодом непопулярности Февральской революции. Он гласит: «Так вот как выглядит императорский трон. Так мы дрожали перед чучелом? Почему мы накормили эту проклятую стаю Воронов своей кровью? Вороны представляют различных царских чиновников, а царская мантия покрывает марионеточное чучело. Столкнувшись с забастовками и демонстрациями, 19 февраля17 января царь Николай II отрекся от престола в пользу своего младшего брата, великого князя Михаила, который отказался принять его. (После захвата власти большевиками в 1917 г., в марте 1918 г. семья была переведена в Екатеринбург, где в июле 1918 г. расстреляна большевиками по приказу Уральского Совета рабочих депутатов.) 300 лет Российской монархии. пришел к концу. В Петрограде возникла новая институциональная структура, известная как «двоевластие». Эта двойная структура состояла из Временного правительства во главе с юристом-социалистом Александром Керенским и Петроградского Совета, сформированного из рабочих, солдат и матросов.
Конституция России, принятая 10 июля 1918
Портрет Ленина по первым шести пунктам Конституции 1918 года, Смоликов, 1922
Октябрьская революция с оккупацией
9 правительственных учреждений, телеграфов и железнодорожных вокзалов большевиками и завершился захватом ими Зимнего дворца, что «было менее героическим событием, чем предполагают более поздние советские отчеты» (Fitzpatrick 2001, 64).