Стихи некрасова гражданская лирика: Все стихи Некрасова по категориям: удобный поиск

Все стихи Некрасова по категориям: удобный поиск

  • Детям
    • Стихи для детей
    • Про детей
    • О детстве
    • О животных
    • Сказки
    • Дошкольникам
  • Школьникам
    • Легкие для изучения
    • По школьной программе
    • Короткие (4,8,10,12,15 строк)
    • 16 строк
    • 20 строк
    • 24, 25 строк
    • 30 строк
    • Длинные (от 31 строки)
  • По темам
    • О любви
    • О природе
    • О зиме
    • О временах года
    • О Родине и России
    • О матери
    • О народе
    • Гражданские
    • О поэзии
    • О женщинах
    • О войне
    • О жизни
    • О дружбе
    • О Ломоносове
    • Добролюбову
    • О Петербурге
    • О труде
    • О смерти
    • О душе
    • О старости
    • О неравном браке
    • О чиновниках
    • С матом
  • По типу
    • Лучшие стихи
    • Сатирические стихи
    • Грустные
    • Поэмы
    • Романсы и песни
    • Баллады
    • Посвящения
    • Экспромты
    • Эпитафии
    • Пьесы
    • Стихи в прозе

Лучшие стихи Некрасова:

  1. Железная дорога
  2. Крестьянские дети
  3. Не ветер бушует над бором… (Отрывок из «Мороз-красный нос»)
  4. Однажды, в студеную зимнюю пору… (отрывок из «Крестьянские дети»)
  5. В зимние сумерки…(Отрывок из «Саша»)
  6. Есть женщины в русских селеньях… (отрывок из «Мороз, красный нос»)
  7. Славная осень (отрывок из «Железная дорога»)
  8. Снежок
  9. В дороге
  10. Русь
  11. Кому на Руси жить хорошо
  12. Мать («Она была исполнена печали…»)
  13. Родина
  14. Школьник
  15. Нравственный человек
  16. Перед дождем
  17. И скучно, и грустно!
  18. Внимая ужасам войны…
  19. В полном разгаре страда деревенская…
  20. Автору «Анны Карениной»
  21. Забытая деревня
  22. Есть и Руси чем гордиться…
  23. Дедушка Мазай и Зайцы
  24. Генерал Топтыгин
  25. Тройка

Стихи Некрасова это история о жизни русского народа. Большая часть произведений автора посвящена именно этой теме: Родине, русской деревне, русским женщинам, матерям, природе. Гражданские произведения и стихи о чиновниках выражают общественную позицию автора по многим вопросам иногда в сатирической форме.

Не обошел автор и тему войны и смерти – всю грусть и боль событий поэт выразил в стихах.

Особую часть в творчестве Некрасова занимает тема любви и дружбы. В числе этих стихов произведения к Добролюбову и о Ломоносове. Несколько произведений автор посвятил своим знакомым, друзьям и известным личностям (экспромты и эпиграммы).

Здесь вы сможете найти стихи, подходящие для детей дошкольников (сказки, стихи о животных). А ученикам младших (1,2,3,4), средних (5,6,7,8,9) и старших (10,11) классов подойдут легкие, короткие стихи (4,8,12 строк) и произведения, распределенные по длине (16,20,24 и 30 строк).

Ценителям творчества понравятся лучшие и самые длинные произведения, а также романсы, песни, пьесы и баллады.

Гражданские стихи Некрасова: читать Гражданские стихотворения Некрасова

На данной странице представлены Гражданские стихи Некрасова. Если вы не смогли найти нужное произведение воспользуйтесь поиском или перейдите на страницу поэта. Мы сгруппировали для вас стихи по различным тематикам. Красивые стихотворения, которые берут за душу, вы сможете прочитать в данном разделе.

Список стихотворений:
  • Семьдесят лет бессознательно жил…
    Семьдесят лет бессознательно жил
    Чернский помещик Бобров Гавриил,
  • Рыцарь на час
    Если пасмурен день, если ночь не светла,
    Если ветер осенний бушует,
  • Что поделывает наша внутренняя гласность?
    Вместо предисловия
    Друзья мои! Мы много жили,
  • Соловьи
    Качая младшего сынка,
    Крестьянка старшим говорила:
  • Скоро стану добычею тленья…
    Скоро стану добычею тленья.
    Тяжело умирать, хорошо умереть;
  • Самодовольных болтунов…
    «Самодовольных болтунов,
    Охотников до споров модных,
  • Свобода
    Родина мать! по равнинам твоим
    Я не езжал еще с чувством таким!
  • Свадьба
    В сумерки в церковь вхожу. Малолюдно,
    Светят лампады печально и скудно,
  • Секрет (опыт современной баллады)
    1
    В счастливой Москве, на Неглинной,
  • Саша
    1
    Словно как мать над сыновней могилой,
  • Сцены из лирической комедии «медвежья охота»
    Действие первое
    Сцена третья
  • Так запой, о поэт! чтобы всем матерям…
    Так запой, о поэт! Чтобы всем матерям
    На Руси на святой, по глухим деревням,
  • Угомонись, моя муза задорная…
    Угомонись, моя муза задорная,
    Сил нет работать тебе.
  • Чего же вы хотели б от меня…
    Чего же вы хотели б от меня,
    Венчающие славой и позором
  • Финансовые соображения
    Голос из провинции
    Денег нет — перед деньгами.
  • Филантроп
    Частию по глупой честности,
    Частию по простоте,
  • Утро
    Ты грустна, ты страдаешь душою:
    Верю — здесь не страдать мудрено.

  • Элегия
    А.Н. Еракову
    Пускай нам говорит изменчивая мода,
  • Что ты, сердце мое, расходилося?..
    Что ты, сердце мое, расходилося?..
    Постыдись! Уж про нас не впервой
  • Чуть-чуть не говоря: ты сущая ничтожность…
    Чуть-чуть не говоря: «Ты сущая ничтожность!»,
    Стихов моих печатный судия
  • Чернильница
    Предмет, любопытный для взора:
    Огромный кусок Лабрадора,
  • Человек сороковых
    …Пришел я к крайнему пределу…
    Я добр, я честен; я служить
  • Чиновник
    Как человек разумной середины,
    Он многого в сей жизни не желал:
  • Русские женщины. Княгиня Трубецкая
    Часть первая
    Покоен, прочен и легок
  • Явно родственны с землей…
    Явно родственны с землей,
    В тайном браке с «Вестью»,
  • Эти не блещут особенным гением…
    Эти не блещут особенным гением,
    Но ведь не бог обжигает горшки, —
  • Я за то глубоко презираю себя…
    Я за то глубоко презираю себя,
    Что живу — день за днем бесполезно губя;
  • Экспромт на лекции И. И. Кауфмана («В стране, где нет ни злата ни сребра…»)
    В стране, где нет ни злата на сребра,
    Речь об изъятии бумажек
  • Экспромт при отъезде А. Д. Дмитриева из Ярославля в Киев (после речи А. С. Петровского)
    Милый, не брани его,
    Коли дурен спич:
  • Послание к Лонгинову
    Недавний гражданин дряхлеющей Москвы,
    О друг наш Лонгинов, покинувший — увы! —
  • Поэт и гражданин
    Гражданин
    (входит)
  • Притча
    Прислушайте, братцы! Жил царь в старину,
    Он царствовал бодро и смело.
  • Путешественник
    В городе волны по улицам бродят,
    Ловят детей, гувернанток и дам,
  • Недавнее время
    А.Н. Еракову
    1
  • Праздному юноше
    Что сидишь ты сложа руки?
    Ты окончил курс науки,
  • Последние элегии
    1
    Душа мрачна, мечты мои унылы,
  • Плохо, братцы, беда близко…
    Плохо, братцы, беда близко:
    Арестован наш Огрызко.
  • Портреты
    1
    Суд современный, грешный суд —
  • Пророк
    Не говори: «Забыл он осторожность!
    Он будет сам судьбы своей виной!..»
  • Разговор в журнальной конторе
    «Одна-то книжка — за две книжки?»
    (Кричит подписчик сгоряча)
  • Размышления у парадного подъезда
    Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
    Одержимый холопским недугом,
  • Первый шаг в Европу
    Как дядю моего, Ивана Ильича,
    Нечаянно сразил удар паралича,
  • Плач детей
    Равнодушно слушая проклятья
    В битве с жизнью гибнущих людей,
  • Притча о «киселе»
    Жил-был за тридевять земель,
    В каком-то царстве тридесятом,
  • Приметы
    Видно, вновь в какой нелепости
    Молодежь уличена, —
  • Отъезжающему
    Даже вполголоса мы не певали,
    Мы горемыки-певцы!
  • О, пошлость и рутина — два гиганта…
    О, пошлость и рутина — два гиганта,
    Единственно бессмертные на свете,
  • О, не склоняй победной головы…
    О, не склоняй победной головы
    В унынии, разумный сын отчизны.
  • Отрывки из путевых записок графа Гаранского
    Я путешествовал недурно: русский край
    Оригинальности имеет отпечаток;
  • Отрывок
    Родился я в губернии
    Далекой и степной
  • Отрадно видеть, что находит…
    Отрадно видеть, что находит
    Порой хандра и на глупца,
  • Нравственный человек
    1
    Живя согласно с строгой моралью,
  • Ночлеги
    1. На постоялом дворе
    Вступили кони под навес,
  • Новый год
    Что новый год, то новых дум,
    Желаний и надежд
  • На улице
    Вор
    Спеша на званый пир по улице прегрязной,
  • Наконец не горит уже лес…
    Наконец не горит уже лес,
    Снег прикрыл почернелые пенья,
  • Не знаю, как созданы люди другие…
    Не знаю, как созданы люди другие, —
    Мне любы и дороги блага земные.
  • Не за Якова Ростовцева…
    Не за Якова Ростовцева
    Ты молись, не за Милютина,
  • Наш век
    Свет похож на торг, где вечно,
    Надувать других любя,
  • На псарне
    Ты, старина, здесь живешь, как в аду,
    Воля придет — чай, бежишь без оглядки?
  • На Волге
    (Детство Валежникова)
    1
  • Легенда о некоем покаявшемся старце, или седина в бороду, а бес в ребро
    Посвящается редакции «Куриного эха»
    И журналов и газет.
  • Молодые лошади
    (Вчерашняя сцена)
    Лошади бойко по рельсам катили
  • Кто видит жизнь с одной карманной точки…
    Кто видит жизнь с одной карманной точки,
    Кто туп и зол, и холоден, как лед,
  • Литература с трескучими фразами…
    Литература с трескучими фразами,
    Полная духа античеловечного,
  • Ликует враг, молчит в недоуменье…
    Ликует враг, молчит в недоуменьи
    Вчерашний друг, качая головой,
  • Дома — лучше!
    В Европе удобно, но родины ласки
    Ни с чем несравнимы. Вернувшись домой,
  • Горе старого Наума
    Волжская быль
    1

Н.А. Некрасов, «Панаевский цикл»: список стихов

Николай Некрасов в первую очередь ассоциируется у большинства со стихами о России. Бескрайние поля, пыльные дороги, тяготы крестьянской жизни — все это отражено в его лирике, и в этом весь Некрасов. «Цикл Панаевского» — перечень стихов, выбивающихся из привычных для всех нас тем, это настоящая любовная лирика, каждая строчка которой посвящена жене поэта, пусть и гражданской, — Авдотье Панаевой. Их отношения были непростыми, но настолько захватывающими, что о них невозможно рассказать.

Введение

В 1842 году судьба свела на одном из светских вечеров молодых Николая и Авдотью Панаевых, в девичестве брянских. «Ты всегда несравненно хороша», — писал позднее поэт о новом знакомом. Это была любовь с первого взгляда, и неудивительно: Авдотья была молода, хороша собой, талантлива в литературе. Она прекрасно чувствовала себя в обществе, ее светский салон привлекал огромное количество самых маститых петербургских писателей. При этом Панаева, несмотря на огромное количество поклонников, была полностью предана своему мужу, хотя он, в свою очередь, не отличался возвышенностью и примерным поведением.

Даже под чарами Авдотьи даже Федор Достоевский попал в беду, а Панаева не дала развиваться отношениям. Конечно, воодушевленный Некрасов не мог не попытать счастья. И так же, как и многие до него, получил решительный отказ. Влюбленный лирик едва не сбил счеты с жизнью, однако его можно было остановить.

Вместе!

Но, видимо, сама судьба хотела, чтобы поэт и его муза были вместе. Через четыре года Некрасов снова признался в своих чувствах, но на этот раз Авдотья ответила ему тем же. Так началась любовная лирика Некрасова — «Панаевский цикл». Николай и Авдотья вступили в гражданский брак, но далеко не обычный – жили они в квартире Панаева, к тому же Иван Панаев был непосредственным участником их союза – того самого «Амура труа», который через полвека повторили Маяковский и семья Брик.

В 1849 году, то есть через три года, появился первенец Некрасова и Панаевой. К сожалению, мальчику не суждено было прожить долго. Но именно в это трудное время Некрасов создает «Панаевский цикл» — список стихотворений, отражающих всю его любовь к этой необычайно сильной женщине.

Современник

В 1848 году «Современник» — детище Александра Сергеевича Пушкина, перешедшее по причине его упадка во владение Некрасова, — переживал тяжелый кризис. Цензурный контроль не пропускал огромное количество материалов, просто нечем было привлечь читателя. Возрождением известного журнала вместе с поэтом занималась и Авдотья. Она помогала корректировать произведения, которые должны были поступить в издание, предлагала ряд своих рассказов для публикации. Вот уже по этому можно судить, что Некрасов посвятил ей «Панаевский цикл» (список стихов о любви) не случайно. Эта женщина заслужила такое обращение.

Непростые отношения

Любовная лирика Некрасова — «Цикл Панаевского» — это настоящая книга, рассказывающая всю историю любви поэта и его музы, от самого начала и до конца. Они словно были созданы друг для друга, но жить спокойно не могли. Постоянные ссоры и конфликты, вечные скандалы, смерть ребенка, серьезно пошатнувшая здоровье Некрасова, — все это вряд ли способствовало семейному счастью. Панаев и Некрасов постоянно расставались и снова сходились. В минуты одиночества поэт писал в свой музей все новые и новые стихи, среди которых, например, «Тяжелый крест «шел на ее долю» и многие другие. Потом вернулась Панаева, и снова начались недели, наполненные совместным творчеством и страстная любовь

Одна из самых серьезных ссор произошла в середине пятидесятых годов, но вскоре Авдотья уже уехала с поэтом в Европу, где искала способы лечения одного из своих недугов. «Глупые мы с вами люди», — писал лирик, не желая обидеть женщину, которую он действительно обожал и восхвалял в своих стихах.

Финал

«Давно тобой отвергнутый» — одно из заключительных стихотворений цикла. Первая часть истории Панаевой и Некрасова закончилась в самом начале шестидесятых — почти двадцать лет спустя. Конечно, их было много, но в последние годы поэт, страдающий болезнью горла, все чаще впадал в затяжные депрессии и проводил время за карточным столом. Авдотья потеряла детей и от первой жены, и от Некрасова, а вскоре умер и сам Иван Панаев, который долгое время был с ними. И невозможно так долго не меняться.

Тот, которому Николай Некрасов когда-то написал «Ты всегда хорош несравненно», теперь предстал в его лирике усталым и измученным, временами капризным-капризным. С каждой строчкой лирика становилась все более мрачной и пессимистичной, слова буквально сочились этим напряжением. Все закончилось в 1863 году, когда Авдотья Панаева окончательно и навсегда ушла от поэта.

Без нее

Через некоторое время Некрасов познакомился с француженкой, игравшей в русском Михайловском театре. Легкая и беззаботная, как бабочка, актриса вскружила голову сломленному поэту. Вероятно, именно поэтому ему было легче пережить расставание с Панаевой. Но и эти отношения не продлились слишком долго. Однажды актриса заявила, что не собирается переезжать в Россию, а поэт не хочет жить за границей.

После этого он познакомился с Веклой Анисимовной, простой деревенской девушкой, которая стала его Галатеей. Дав ей новое имя (Зинаида Ивановна), он обучил ее основам этикета, показал, как держаться за людей, брал с собой куда только можно, чтобы необразованная девушка поскорее привыкла к этому новому миру. Поэт был очень добр ко всем своим избранницам: помогал им материально, старался хоть как-то сохранить дружеские отношения. Но все же не стоит забывать, что стихотворение «Три элегии», столь символичное по названию, он посвятил именно Панаевой, а не кому-то другому.

Без него

После смерти первой жены и разрыва с поэтом Авдотья снова вышла замуж. Но, увы, счастья в этом союзе ей не суждено было обрести — новый избранник оказался таким же повесой, как и Панаев. В этом браке она родила дочь, целиком и полностью ушла на ее воспитание, а потом муж ушел в мир иной, оставив бывшего Панаеву без средств к существованию. Известно, что на кусок хлеба Авдотья зарабатывала написанием рассказов, но пережить ей пришлось очень и очень многое — роман с Некрасовым все же оставил темное пятно на ее репутации.

Подведение итогов

Очень трудно спорить, кто оказал на них наибольшее влияние. С другой стороны, стал бы Некрасов писать «Панаевский цикл» (список стихов, проникнутых любовью и обожанием) для другой женщины? Мог ли он реализоваться как поэт без постоянной поддержки столь же талантливого автора?

Из-за Авдотьи поссорился и с Тургеневым, имевшим какие-то тяжбы с Панаевым, и Толстым с Островским, хотя в последних двух случаях большую роль играет лирическая страсть к демократии, что в то время не приветствовалось . А вот стихотворение «Три элегии», символически демонстрирующее количество женщин, с которыми пытался построить отношения лирик, он посвятил именно Панаевой. Некоторые исследователи говорят, что Некрасов любил ее всю жизнь. Допустим, что «тяжелый крест ей пошел», но несли его вдвоем.

Научно-исследовательская работа на тему «Образ музы в лирике Некрасова». Образ музы в творчестве Некрасова (лирика) сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Муза»

1. Тема поэта и поэзии.
2. Образ музы.
3. «Вечер».
4. «Четки».
5. «белая стая». Музыка в пути…

Я, глядя ей вслед, молчал,
Я любил ее одну.
А на небе рассвет.
Как ворота в ее страну.
Ахматова А.А.

В дневнике Ахматовой А.А. обнаружена следующая запись: «Х. спросил меня, трудно или легко писать стихи. Я ответил: они или кто-то диктует, и тогда совсем легко, а когда он не диктует, просто невозможно. В стихотворении «Творчество», открывающем один из самых значительных для поэтессы циклов, «Тайны ремесла», говорится примерно о том же:

Но слова уже прозвучали
И легкие рифмы набатные —
Тогда я начинаю понимать
И просто надиктованные строчки
Ложись в белоснежную тетрадку.

Чем ближе, ближе, подробней знакомство с творчеством Ахматовой, тем яснее становится сакральный смысл следующих постоянно употребляемых поэтессой поэтических терминов: «настоящая строка», «одна из сотых интонаций», точность слова в строке; на своем месте, как будто он был там в течение тысячи лет. Это видно часто в тех работах, которых много. Которые явились не продиктованными той же божественной и чистой музой, а были созданы потом и кровью самой поэтессы. Часто изменениям, постоянным, повторяющимся подвергается даже не целая строфа, а отдельная строка, иногда даже слово. Столь сложный процесс создания стихов виден прежде всего по дневниковым записям, но есть и уже изданные книги с внесенными в них в последний момент исправлениями. Особенно это заметно на фоне стихов, написанных почти без исправлений, на одном дыхании. В таких текстах всегда особенно отчетливо чувствуется голос музы.

Откуда начался этот ритуал поклонения музе, где она родилась? Для Ахматовой большое значение имеет Царское Село. М. И. Цветаева называла саму поэтессу «царскосельской музой», и именно на его тенистых дорожках впервые появилась босоногая и легкокрылая девушка-муза.

Муза Ахматова не похожа на других своих сестер — ни на греческую, ни на современную. Оно особенное, индивидуальное и трансцендентное. Эта творческая грация воплощена в прекрасной оболочке женщины, пленительной, чарующей и кроткой. Поэтесса всегда узнает свою музу в лицо, какую бы маску она ни надела. Муза посещает ее, «слетает утешить», иногда все время, а иногда только спустя много лет; у нее особый нрав, сначала веселый и радостный, постепенно переходящий в грусть, для того, чтобы оставаться такой долгое время. В результате Муза Ахматова становится Музой плача.

С Музой, как с живым, обычным человеком, можно вступить в разговор, можно просить и ругаться, просить и умолять. И она, как живой человек, может ответить — лукаво или осторожно, мудро или неосторожно. А может и промолчать — и это самое страшное наказание для поэта. Ведь именно Муза претерпевает для поэта величайшую награду — дар «чистого слова», «священного глагола».

Впервые этот образ появляется в книге «Вечер», в произведении под названием «Муза». С первой строки небесная гостья «с ясным и светлым взором» именуется сестрой поэтессы: «Муза-сестра взглянула ей в лицо…». Сразу и так просто, естественно, как через несколько лет Б. Л. Пастернак назовет свою книгу «Сестра моя — жизнь». Однако в конце стихотворения возникают противоположные чувства, и не к лирической героине, а к самой себе «зеркала скажут, смеясь: «Взор твой не ясен, не светел…». Это потому, что муза в итоге обрекает ее на одиночество… Через год, в сборнике Розария, та же Муза снова смотрит на читателя, хоть и безымянную, но все же узнаваемую. И снова она невеста Ахматовой. Но она предстает в экстравагантном и загадочном облике двойника, заменителя поэтессы.

Муза Ахматовой всегда смуглая. Она как будто впервые предстала в образе кудрявого подростка-лицеиста, прогуливающегося по садам Лицея юного А. С. Пушкина.

Без проводника и маяка, едва сохраняя шаткое равновесие, Ахматова брела по пути своего творчества только благодаря поддержке тайной, но могучей силы. художественное творчество, единственное незыблемое основание среди зыбкой земли повседневности. В стихотворении 1914 года она написала:

И моя печальная Муза
Как слепая, она вела меня.

В сборнике «Белая стая» множество стихов, посвященных Музе как символу могущественной, неведомой и непреодолимой силы. Для Ахматовой эта сила чаще всего исцеляющая, выводящая человека из низких, грязных кругов повседневности в высокий и прекрасный мир настоящей, мудрой жизни. Единственное, что остается читателю, — это суметь найти дорогу к искусству, отдаться ему полностью, без остатка, добровольно отказавшись от подлого и дряблого образа жизни. И тогда откроется мир — чистый, ясный, подлинный. В связи с этим 1914 стихотворение «Одиночество» характерно:

Столько камней брошено в меня
Что ни один из них уже не страшен
И ловушкой стала стройная башня,
Высокая среди высоких башен.
Спасибо строителям
Пусть пройдут заботы и печали.
Отсюда я вижу рассвет раньше,
Здесь торжествует последний луч солнца.
И часто через окна моей комнаты
Ветры северных морей прилетают,
И голубь ест пшеницу из рук моих…
И незаконченная мною страница —
Божественно тихая и светлая,
Рука смуглая добавят муз.

Часть стихов цикла «Белая стая», посвященная роли и месту поэзии в жизни поэта, свидетельствует о том, что Ахматова размышляла над социальным аспектом своего творчества, над ролью и обязанностями художника перед человек:

Мы свежести слов и чувств простоты
Теряем не только то, что художник — зрение,
Или актер — голос и движение,
А для красивой женщины — красоту?
Но не пытайся удержать для себя
Дано тебе небом:
Осужден — и мы это знаем сами
Мы транжирим, а не копим.

Ахматова внесла своим появлением в русскую литературу тонкие крупицы неземного, чистого, удивительного. В сборниках ее стихов — «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini!» (1921) — удивительная свежесть и новаторство, удивительные даже для Серебряного века:

Иди один и исцели слепого
Знать в темный час сомненья
Злая насмешка учеников
И равнодушие толпы.

Эти строки в полной мере отражают отношение Ахматовой и к сестре-музе, и к поэзии вообще. В нем отразилось и преклонение поэтессы перед творческой силой, и сознание ответственности перед читателями и перед самой собой.

У Некрасова, представителя гражданской лирики, были непростые отношения со своей музой. Во многих стихотворениях она предстает перед ним, живет своей отдельной судьбой, измученная, изрезанная плетью, спутница всех бедняков и крестьян, поющая о несправедливости и страшной судьбе.

Муза Некрасова «научила меня чувствовать мои страдания, и благословила мир возвещать их…»

Детство Некрасова прошло в разъездах с отцом-тираном, который работал приставом — выбивал долги у крестьян. С детства Николай видел страшные картины голода, нищеты и смерти. Поэтому его поэзия так далека от «чистого искусства», потому что лиру он посвящал «своему народу». За это он был нещадно бичеван современниками, которые, будучи людьми состоятельными и привилегированными, не понимали и не желали увидеть страдания рабочих и крестьян.

Во многих стихах он говорит о своей музе — не поющей и прекрасной, а «грустной спутнице грустных бедняков». В стихотворении, написанном в 1852 году, четко прослеживаются периоды жизни поэта. Трудное детство, трудная юность, нищенское существование (отец лишил сына содержания, потому что нашел свое поле деятельности в литературном творчестве).

Жанр, направление, размер

Жанр произведения: Гражданско-философская лирика. Автор рассказывает о своей миссии — помогать простым людям, рассказывать именно их историю.

Направление: реализм. Поэт рассказывает о том, что происходит вокруг на самом деле: о голоде, нищете, несправедливости и бесправии человека, чей труд держит страну.

Размер стихотворения: ямб.

Образы и символы

Муза Некрасова – не эфемерная барышня, а молодая крестьянка. Такое его определение мы можем встретить в стихотворении «Вчера в шесть часов…». Это стихотворение датируется 1848 годом и считается первым упоминанием Некрасовым своей музы. «Там били плетью бабу, молодую крестьянку» — встречаемся в этом стихотворении. Нагайка – символ самодержавия в России, оказывается, ее, музу Некрасова, мучил господствующий в России режим.

Та Муза плачет, скорбит и болит,
Всегда жаждет, смиренно просит

Именно этот образ музы из одноименной поэмы проходит лейтмотивом через все творчество Некрасова. В ее лице мы видим черты всей России-матушки, страдающей от нищеты и унижений, от ужасных условий труда и самой жизни. В этом особенность музы крестьянского поэта.

Муза Некрасова перестает быть воплощением высокого творчества, она — вполне зримый персонаж, она — вся боль русского народа, она — муза мести и печали, она — та, что научила Некрасова чувствовать страдание крестьян в раннем детстве.

Темы и вопросы

Проблемы и темы произведения типичны для творчества Некрасова: это общественно-политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращалась к властям: почему крестьянству так тяжело живется? Как долго он должен терпеть угнетение и несправедливость?

  • Главной темой является цель поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русской письменности – поэту и поэзии. Некрасов делится со своими читателями трудностями общения с совершенно особенной музой, которая мучает поэта, вместо того, чтобы петь «сладкоголосые песни».
  • Проблема рабства и произвола. Если отождествить уродливую музу с русским народом, то мы увидим, что она, как и народ, «молчит под плетью» (строчка из «Вчера, в шесть часов»). Слепое повиновение есть тайна русского народа. Почему призывы к мести («мщение! И яростным языком // Гром Господень воззвал на головы врагов!») до сих пор заменяются склоненной головой, принимающей беззаконие и порабощение?

Основная идея

Как мы уже говорили, Некрасов далек от «чистого искусства» и не считает себя настоящим поэтом; во многих стихотворениях, посвященных музе, он как бы «оправдывает» себя за свой труд, говоря о виновнике своих страданий.

Муза Некрасова «недобрая и нелюбимая», в ней полно всего, что видел Николай в детстве и юности — бедных деревень и петербургских трущоб. Эти картины лишили поэта беззаботного отрочества, погрузив его во всю русскую тьму. Муза научила его ненавидеть и мстить всему русскому народу. В этом сообщении и заключается смысл произведения.

Одним из ключевых моментов стихотворения является строка: «Прости врагов твоих!». Это шепчет муза, а на самом деле шепчет весь народ. Почему это?! Почему крестьяне пресмыкаются перед горсткой помещиков и чиновников? Эта загадка будет мучить Некрасова до самой смерти. А после долгожданной отмены крепостного права поэт напишет: «Народ освободился, но счастлив ли народ?» Русские люди очень сложные и многогранные, порой сами не понимают, что для них будет лучше. Такова некрасовская муза. Основная идея поэта — показать не только боль, но и светлый нравственный образ людей, которые терзаются, но все же прощают обидчикам их недавно пролитые слезы. В этом красота и величие России.

средство выражения

Текст чрезвычайно богат эпитетами с негативным оттенком — недобрый, нелюбимый, грустный, плачущий, скорбящий, ноющий, все время жаждущий, смиренно умоляющий, убогий, согбенный…

Чтобы подчеркнуть грусти сложившейся ситуации автор использует повторение «грустного товарища грустного бедняка».

Частые инверсии «вдруг она заплакала» создают динамику, ощущение непрестанно страдающей музы. С этой же целью автор использует опущение подлежащего «она неистово играла с моей колыбелью», «научила меня чувствовать мое страдание».

В поэме много градаций: «расчеты мелкой и грязной суеты, ругательств, жалоб, бессильных угроз. Они создают пронзительную атмосферу стихотворения.

Пути Некрасова дополняют и окрашивают его мысли эмоциями, и хотя он сам скромно отказывался от звания поэта, мы видим, что его произведениям свойственна прелесть беллетристики.

Образ Музы, ее волшебной флейты, дарующей вдохновение, очень важен для любого поэта. Каждый творец представляет своего «помощника и мучителя» по-своему. Стихов, посвященных Музе, у Некрасова немного, но они достаточно подробны и объемны.

Например, стихотворение, которое называется «Муза». Начинается с отрицания, первое слово «нет». Николай Алексеевич противопоставляет свою всем прочим Музам. Другие ласковы, сладкоголосы, очаровательны… Они слетают с небес и поют сказочные колыбельные малышам-поэтам… А потом оставляют им свою флейту. И вот повзрослевший поэт услаждает слух людей своими стихами. Или бывает, что поэт рождается вместе с первой любовью, то есть это чувство дает ему вдохновение воспеть любимую. С Некрасовым все не так!

Над Некрасовым узы другого «мифического» существа: грустного, недоброго, скорбного, больного, униженного… И поэт для простоты называет его «Музой». Эта Муза пришла к нему из бедняков, она вместе с ними мечтает только о золоте, как голодный человек — о еде. С детства, сгорбившись от своих трудов, она пела Николаю о тяготах жизни. обычные люди. И плакали вместе… Бывало, Муза его пела лихо, но это было от безысходности, как орет пьяница в кабаке.

Сквозь юношеские сны Некрасов услышал проклятия своей Музы, которая грозила начать борьбу с врагами, призывала богов отомстить обидчикам людей. Но после крика она успокоилась и захотела простить обиды своим врагам… То есть образ ее тоже противоречив.

В финале Некрасов называет ее непонятной девицей, которая его беспокоит. Но, повзрослев, вступил в бой на ее стороне — за людей.

В другом стихотворении о Музе поэт кричит на нее с первых строк, чтобы она заткнулась. Он упрекает ее в том, что они слишком долго проклинали людей, тревожили их сон. Автор говорит, что все кончено, все ему противно — и ее песни, и собственные стоны. Его путь с ней был темным и бурным. Да, он звал ее раньше, но теперь он ее отпускает, потому что из-за ее ненависти он не узнал любви, которая так вдохновляет других поэтов.

Некрасов никогда не считал себя поэтом-эстетом, описывающим красоту, воспевающим любовь или воспевающим героев. И поэтому он не слышал прекрасных песен Музы, какие были, например, у Пушкина: милые, шутливые, радостные… Николай Некрасов чувствовал себя «глашатаем», задача которого — привлечь внимание общественности к проблемам, как-то исправить их. Я думаю, что это очень достойная цель, которую успешно реализовал поэт, при всем при этом его стихи еще и прекрасны.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Князь Серебряный Толстой (роман)
  • Среди множества праздников, отмечаемых в нашей стране, один стоит несколько особняком: его смысл и значение не всегда понятны молодежи, а для старшего поколения он особенно важен и памятен. Это праздник весны и труда — 1 мая!

  • Анализ произведения Флобера «Мадам Бовари» сочинение

    Знаменитое произведение Флобера «Мадам Бовари» относится к психологической драме, изображающей жизнь французской провинции 20 века. Сама идея написания такого романа

  • Основная основная мысль рассказа Человек на часах Лесков

    При чтении рассказа возникают мысли о правилах жизни. Они были созданы, чтобы облегчить жизнь людям. Но бывает, что может быть перебор с правилами. Таким образом, правило может стать важнее самого человека.

  • «Вишневый сад» драма или комедийная композиция

    Самое известное произведение Чехова «Вишневый сад» — комедия. Определить жанр произведения не так просто, ведь оно состоит из множества жанров. Исходя из всей истории, мы можем сделать вывод

Тема поэта и поэзии в литературе вечна. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор выражает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.

В середине 19 века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «любимцем свободы» и «другом лени». В своих стихах он воплощал кипящую «сердечную муку». Некрасов был строг к себе и своей музе. О своих стихах он говорит:

Но мне не льстит, что в памяти народа

Некоторые из них уцелели. ..

Нет в тебе свободной поэзии,

Мой суровый, корявый стих!

Поэт утверждает, что его стихи состоят из «живой крови», «мстительного чувства» и любви.

Любовь, прославляющая добро

Что метит злодея и дурака

И наделяет терновым венком

Беззащитного певца.

Некрасов пишет о сочинении стихов как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось много, мучительно работать ради заработка, а собственные стихи помогали, хотя бы на время, уйти от обязательной службы. Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был «литературным батраком». Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа изматывала поэта, отнимала у него силы и здоровье. Стихи Некрасова — «стихи суровые», в них заключена сила любви и ненависти к богатым, угнетающим народ.

На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение «Блажен нежный поэт. ..». В ней герой-поэт — «обличитель толпы», идущий по «тернистому пути», его не понимают и проклинают.

На новом этапе истории, во второй половине XIX века, Некрасов написал поэму «Пророк». Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка и человека из толпы. Пророк Некрасов готов на жертву:

Жить для себя можно только в мире,

Но можно и другим умереть.

Пророк уверен, что можно служить добру, если жертвовать собой, как Христос. Поэта послали напомнить людям о Боге. Самого Бога Некрасов называл «Богом гнева и печали».

В стихотворении «Поэт и гражданин» возникает чисто некрасовский образ «любви-ненависти», которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:

Клянусь, я честно ненавидел!

Клянусь, я искренне любил!

В отличие от своих великих предшественников у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт не титан и не потустороннее богоизбранное существо. «Враждебные слова отрицания» произносит поэт Некрасова во имя любви к людям. Некрасов отстоял право гражданской поэзии на обличение бунтов общественной жизни:

Кто живет без печали и гнева,

Родину не любит…

Новаторство Некрасова в том, что он переосмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении «Разговор книготорговца с поэтом» речь идет о творческой свободе, то у Некрасова о долге поэта перед обществом и его гражданами.

Поэма «Поэт и гражданин» говорит об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Гражданин, который приходит к тупому поэту, требует от него стихов на «работу и добро»:

Можно не быть поэтом

Но гражданином быть надо.

Вы можете выбрать путь «безобидного» поэта, а можете принести пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг водятся «стяжатели и воры» или «бездейственные мудрецы», разные безответственные болтуны. Это сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим «трудом». Поэт оправдывается и цитирует строки Пушкина: «Мы рождены для вдохновения, / Для сладких звуков и молитв». Но горожанин отвечает ему:

Нет, ты не Пушкин. Но пока

Солнца нигде не видно

С твоим талантом спать стыдно…

Сыну не глядеть спокойно

На гору матери…

В заключительной части стихотворение, Некрасов говорит о своем таланте, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который «стоит у дверей гроба», не в приближающейся смерти, а в том, что его покинула Муза, он потерял вдохновение. Некрасов представляет свою жизнь как трагический «роман» с Музой. Муза покинула поэта, потому что он не стал героем в борьбе с тиранией, он «сын больного века», недостойный ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал дарованного ему таланта.

Образ страдающей Музы представлен в стихотворении «Вчера в шесть часов…»:

Вчера в шесть часов

Я ходил в Сенную;

Женщину били кнутом,

Молодую крестьянку.

Ни звука из ее груди

Только кнут свистнул, играя. ..

И сказал я Музе: «Смотри!

Дорогая сестра! ..»

Муза Некрасова — не древнее существо, а простая девушка, которая подвергается позорному общественному наказанию. Она гордо несет его, призывая к мести.

Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда оправдана. Его гражданская лирика действительно была оружием, призванным бороться, вносила смятение в ряды врагов свободы.

Впервые в Некрасов этот парадоксальный образ появляется уже в 1846 году в стихотворении «Вчера в шесть часов я ходил на Сенную…» . «Сестрой» его Музы оказывается крестьянка — униженная, опозоренная, избитая плетью. Это прозвучало неожиданно и дико для русского читателя, дотоле знавшего Музу — «вакханку», «уездную барышню» «с печальной мыслью в глазах» — божественную вдохновительницу поэтов.

Кто еще из русских поэтов мог признаться, что его Муза — рабыня?! С того времени и до дней, когда поэт завершил «Последние песни», свой предсмертный сборник, образ Музы в его творчестве неизменен — несчастная, побежденная , Муза мести и печали, гордая, стойко переносящая свою судьбу, и в то же время падший, «смиренно просящий» — все это сливается в образе того, что Некрасов перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Музею приданы черты народного характера: его устами говорят люди — просят пощады, требуют справедливости. Лишая Музу ореола тайны, он (в прямом смысле слова) опускает ее с небес, с неприступного Олимпа на землю («Муза», 1852 г.). И показала ему «мрачные бездны насилия и зла, труда и голода» — перед художником была поставлена ​​задача возвестить миру о народных страданиях, о тех безднах, в которые падает человек.

Главной чертой сложного образа Музы всегда является одна и та же многострадальная мука, в которой в то же время слились страдания людей. («Я призван воспеть ваши страдания, поражающие терпением людей» ), а страдания самого автора — от неудовлетворенности, от страха смерти, от ощущения бесцельности дела, которому он посвятил его жизнь. Муза Некрасов — иногда злой, иногда терпеливый — вечный страдалец. И это касается не только основной темы его творчества, темы людей. Поэт не знает покоя ни в любви, ни в природе («Когда мятежной страстью томится. ..», «Здесь душа объята унынием», «Возвращение»). Для него слишком редки моменты душевного покоя, освобождения от боли. Поэтому поэзия — его вторая жизнь — тоже наполнена терзанием больной души.

Прежняя высокая цель служения искусству Некрасов заменен другим: подчинение искусства общественной необходимости. Такую цель могла вдохновить только Муза мести и печали. Муза — проводница в великом деле, служение которой приносило поэту не только чувство гражданского удовлетворения, но и муки отречения от свободы творчества (в обычном, пушкинском, понимании), неизменна в некрасовской лирике. Подчинив свой дар «сознательной необходимости» и утверждая эту цель как высшую, он убивал свой стих и страдал, чувствуя его.

И все-таки, несмотря ни на что, именно такая Муза — суровая, грустная — казалась Некрасову залогом его неразрывной связи с народом и с Родиной, ибо все ею одухотворенное, он делал для благо России. Грустно, но с неизбывной надеждой поэт прощается со своей музой в предсмертном стихотворении. («О Муза! Я у дверей гроба!», 1977)

Лирический герой:

Некрасовский лирический герой, обладающий многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей».

Если поэт сам был помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, человеческий. Если Некрасов считал, что он «к цели шел нерешительным шагом, Собою для нее не жертвовал», то лирический герой его стихов, задыхаясь с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли, призывает к буря.

Именно лирический герой рассказывает нам, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, сделал свою музу «музой мести и печали», какая в нем горела жажда борьбы, какой честностью, чистотой, требовательностью был этот человек!

В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить отдельные темы: изображение трудовой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных защитников», темы любовь, природа, цель поэта и поэзия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *