Бытие 1 / Русский синодальный перевод (Протестантская редакция)
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Узнаем как Бог создал землю и мир
Согласно библейскому описанию, в третий день акта творения Бог создал землю. А за семь дней им был сотворен весь мир и человек. Этот акт представляет собой один из основополагающих догматов иудейской и христианской веры.
Повествование о том, как Бог создал землю и небеса, находится в первой книге Библии, которая называется «Бытие». Но трактовки его среди верующих и неверующих людей очень не похожи друг на друга. Об этом, а также подробно том, за сколько дней Бог создал землю, человека и окружающий мир, мы и поговорим далее в статье.
Об ошибке буквального прочтения
Тот, кто читает Священное Писание, сильно не вдумываясь в его суть, то есть пытаясь воспринимать его в буквальном смысле, может прийти в большое недоумение. Об этом писал еще Иоанн Златоуст. Об этом говорят и священнослужители сегодня.
Они предупреждают, что анализировать библейские тексты нужно с учетом того, что Библия не является учебником и не излагает научных истин. В ней присутствует религиозный взгляд, а также аллегорический аспект.
С учетом данных замечаний мы и постараемся рассмотреть 1 главу библейской книги «Бытие», в которой рассказано, за сколько Бог создал землю, небо, человека, растения и животных. Хотя по форме повествование довольно просто, его содержание не всегда является легким для понимания.
Творение: первые три дня
Первая глава «Бытия» начинается с того, что сначала Бог создал землю и небеса. И эта картина выглядела таким образом: Земля была пустой и безводной, над бездной была тьма, а над водой летал Дух Божий. Затем произошло следующее.
В 1-й день Бог пожелал, чтобы был свет, и он появился. Это понравилось Всевышнему, и он разделил свет и тьму. Свет он нарек днем, а тьму назвал ночью.
На 2-й день Бог повелел, чтобы посреди водного пространства образовалась твердь, и она отделила воду, которая над твердью, от той, которая находилась под ней. И твердь оказалась посреди воды, и была названа небом.
В повествовании о третьем дне творения сказано, как Бог создал землю. Вода, которая находилась под небесами, стеклась в одном месте, и появилась суша, которую Бог назвал землею. Тогда Создатель произнес повеление о том, чтобы земля произрастила всяческую зелень и траву, дающую семя по ее роду и подобию, а также плодовитые деревья. И все это случилось.
Сотворение светил и животных
На 4-й день Господь создал на тверди небесной светила, для того чтобы они освещали землю. А также чтобы отделяли день от ночи, производили знамения, отмечали времена, дни и годы.
В день пятый, по указанию Господа, вода произвела пресмыкающихся, птиц, полетевших над землей, вдоль небесной тверди. Затем Бог создал больших рыб и всяких животных.
Рассмотрев, что сказано в Писании о том, как Бог создал землю, небо, звезды и планеты, птиц и животных, перейдем к сотворению человека.
По образу и подобию
И решил Бог создать человека по собственному образу и подобию. И поставил его владыкой над морскими рыбами и над небесными птицами. А также над зверями, скотом, над всей землей и пресмыкающимися по ней гадами. И создал Всевышний мужчину и женщину и, благословив их, повелел, чтобы они плодились, размножались, наполняли землю и властвовали над миром животных.
По прошествии шести дней Всевышний оглядел все, созданное им, и решил, что это очень хорошо. В начале второй главы «Бытия» сказано, что на седьмой день Творец почил, то есть отдыхал от своих дел. Он благословил седьмой день, освятив его.
Изложив библейские события, повествующие о том, как Бог создал землю и окружающий ее мир, а также человека и животных, перейдем к вопросу о толковании акта творения.
Сотворение из ничего
При прочтении древнего повествования, в первом приближении может показаться, что оно противоречит современным представлениям, относящимся к научным. Но, как уже было упомянуто, Библия – это не учебник по какой-либо естественно-научной дисциплине. И в ней нет описания того, как Бог создал землю с точки зрения физической, научной.
Но, как отмечают отцы христианской церкви, в ней есть одна из важных религиозных истин, гласящих, что мир сотворил именно Бог и сделал он это из ничего. Понять эту истину человеческому сознанию, исходящему из своего жизненного опыта, очень трудно, ведь творение находится за пределами нашего опыта.
Еще среди древних философов существовали мнения о том, что Творец и его творение – одно и то же, а мир – это эманация Бога. Он «излился» в этот мир, образуя при этом физическую действительность. Таким образом, Бог находится повсюду – это мнение пантеистов.
Другие философы – дуалисты — считали, что Бог и материя существовали параллельно, а Создатель сотворил мир из вечной материи. Атеистами же существование Бога отрицается в принципе, они утверждают, что есть только материя.
Мы же рассмотрим пояснение сторонников первой из указанных выше версий.
1 день как 1000 лет
По рассказу Священного Писания, Бог создал землю, весь мир, Вселенную из ничего. Он сделал это посредством своего Слова, Всемогущей силы и Божественной воли. Акт творения не является одномоментным, однократным, он протекает во времени. Хотя в Библии речь идет о 7 днях творения, день здесь не равен 24 часам, нашим земным суткам. Тут говорится о других временных отрезках. Ведь, как сказано выше, светила появились только на четвертый день.
Во втором соборном послании апостола Петра сказано, что Слово Божие возвещает нам о том, что у Господа 1 день как 1000 лет, а 1000 лет как 1 день. То есть Бог находится вне нашего понимания времени, поэтому судить, как долго происходил акт творения, не представляется возможным.
Однако из библейских текстов понятно следующее. В Откровении Иоанна Богослова сам Господь говорит: «Се, творю все новое». То есть акт творения еще не закончен, он продолжается невидимым и непостижимым для нас образом. Бог поддерживает своей энергией устройство Вселенной в состоянии равновесия и жизнеспособности.
Бытие 1:1-25 В начале, когда Бог сотворил землю и небо, земля была безжизненной и ни для чего еще не пригодной. Глубокие воды покрыли землю, и тьма покрыла воду. Божий Дух двигался | Святая Библия: легкая для чтения версия (ERV)
В начале, когда Бог сотворил землю и небо, земля была безжизненной и еще ни для чего не пригодной. Глубокие воды покрыли землю, и тьма покрыла воду. Дух Божий несся над поверхностью воды, как буря. Тогда Бог сказал: «Да будет свет!» И свет начал светить. Он увидел свет и понял, что это хорошо. Затем он отделил свет от тьмы. Бог назвал свет «днем», а тьму — «ночью». Был вечер, а потом было утро. Это был первый день. Тогда Бог сказал: «Да будет место, чтобы разделить воду на две части!» Итак, Бог создал пространство и отделил воду. Часть воды была над ним, а часть воды была под ним. Бог назвал это пространство «небо». Был вечер, а потом было утро. Это был второй день. И сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, и явится суша». И это случилось. Бог назвал сушу «землей», а воду, собравшуюся вместе, — «морем». И увидел Бог, что это хорошо. Тогда Бог сказал: «Пусть земля произрастит траву, растения, приносящие зерно, и фруктовые деревья. Фруктовые деревья будут приносить плоды с семенами. И каждое растение произведет свой собственный вид семян. Пусть эти растения растут на земле».
ERV: Святая Библия: легкая для чтения версия
Прочитать главу полностью
Божья хорошая идея: работа
Дух был там: молитвы времен благодати
Бог, первый предприниматель
Вера и наука
Окунитесь в Ветхий Завет
Сила отречения
Имена Бога: Элохим
Гармония в вашем доме
Без слов III: Бытие
Большая история для работы
Сияй своим светом во тьме
Лучший робот побеждает
Творчество, стремящееся к вечности
Жизнь, полная щедрости
Я щедр
Три слова от Создателя
К. Свет
Божья валентинка: план вертикального поклонения
Имеет ли значение моя работа?
Великая страсть Бога к единству
Искусство молитвы
Ненадежность: враг Бога
КОГДА ТЫ СТРАДАЕШЬ
Возраст Земли
Креационизм и библейские генеологии
Майк Янссен
Интерпретация древних текстов — дело непростое, и чем неоднозначнее текст, тем труднее прийти к конкретной, общепринятой интерпретации. Таким образом, с рассказом о сотворении Бытия часто трудно иметь дело — является ли он достоверной историей в том виде, в каком она написана, или она двусмысленна и в нее трудно поверить? Споры ведутся даже внутри христианской общины. Библейские буквалисты придерживаются точки зрения, согласно которой Библию следует толковать буквально (за исключением некоторых поэтических отрывков). Те, кто придерживается такой точки зрения, интерпретируют повествование о сотворении мира в Книге Бытия как происходящее в течение шести буквальных 24-часовых дней. Кроме того, Библия содержит родословные, описывающие потомков Адама до еврейских патриархов и далее. Поэтому неудивительно, что библейские буквалисты предпринимали попытки использовать генеалогии, данные в Библии, для определения даты происхождения человечества. Затем, учитывая интерпретацию недели Творения (и ее продолжительности), можно назначить дату самого Творения. Две самые известные такие попытки (включая буквальную неделю как неделю Сотворения) были предприняты Джоном Лайтфутом и Джеймсом Ашером в 17 веке. Их работа известна как Календарь Ашера-Лайтфута.
Эпоха человечества
Чтобы использовать библейские генеалогии в качестве календаря, необходимо сделать фундаментальное предположение, что Адам и Ева были первыми людьми. Очевидно, что если это не так, то библейская генеалогическая запись неполна, и поэтому любые расчеты, сделанные с использованием ее генеалогий, будут ошибочными.
В 1642 г. Джон Лайтфут опубликовал «объемный» расчет точной даты сотворения Вселенной: 17 сентября 3928 г. до н.э. Эта дата была достигнута после анализа библейских генеалогий, найденных в Бытии, Исходе, 1 и 2 Царств, а также 1 и 2 Паралипоменон. Восемь лет спустя Джеймс Ашер пришел к выводу, что первый день творения начался с наступлением ночи накануне воскресенья, 3 октября 4004 г. до н.э. Согласно Россу (2004), последний раунд «академического спарринга» привел к тому, что Джон Лайтфут скорректировал дату Ашера, чтобы сделать вывод, что все творение произошло на неделе с 18 по 24 октября 4004 г. до н.э. Он пришел к выводу, что сотворение Адама произошло 23 октября в 9:00 утра Кроме того, Ашер установил конкретные даты «каждого исторического события, упомянутого в Библии» (Ross 2004). Методология, которую использовал Ашер, была аналогична методологии, используемой другими библеистами; таким образом, даты, которые они независимо установили, довольно совпадают. Среди других предположений и Лайтфут, и Ашер решили, что дни сотворения Бытия 1 были «шестью последовательными 24-часовыми периодами» (Росс 2004). К сожалению, эта генеалогическая хронология сотворения мира была включена в версию Библии короля Иакова, начиная с 18-го века, либо в виде примечаний на полях, либо даже в виде заголовков в тексте. Таким образом, было трудно отличить вдохновленную работу от комментария. По мере распространения протестантизма версия Библии короля Якова стала стандартным английским переводом. Таким образом, 4004 г. до н.э. Дата создания не подвергалась сомнению в течение многих лет. И все же, как была достигнута эта дата?
Методология Ашера была проста: используйте генеалогию, представленную в Библии, для построения временной шкалы. Барр (1984) выделяет три различных периода, с которыми приходилось иметь дело Ашеру: ранние времена (от Сотворения мира до правления царя Соломона), ранний век царей (от Соломона до разрушения храма) и поздний век царей ( Ездры и Неемии до рождения Христа). С ранними временами, вероятно, было легче всего иметь дело, поскольку Библия описывает непрерывную мужскую родословную от Адама до Соломона, включая возраст каждого отца при рождении его сына, следующего патриарха. Только в Книге Бытия приводится генеалогия от Адама до Иакова. Однако один и тот же возраст представлен не во всех версиях Библии. Например, Септуагинта (дохристианский греческий перевод Ветхого Завета) приводит значительно больший возраст, добавляя еще 1500 лет к дате Сотворения. Ашер избежал этой проблемы, полагаясь на еврейскую Библию (Мазоретскую).
С ранним возрастом королей немного сложнее иметь дело, так как родословная распадается; вместо этого в Библии записана продолжительность правления королей. Кроме того, дублирование и двусмысленность в тексте усложняют картину. Таким образом, Ашер полагался на перекрестные ссылки Библии с другими известными датами событий и людьми, чтобы создать эту часть временной шкалы.
Поздний век королей еще больше усложнил дело, так как в Библии не содержится никакой информации (относящейся к продолжительности времени). Таким образом, было необходимо использовать другие писания (из других культур), чтобы связать более поздние события с событиями времен Христа. При этом Ашер пришел к дате 4004 г. до н.э. После того, как была обнаружена ошибка Дионисия Эксигууса, создателя системы нумерации Anno Domini, Ашер скорректировал ее соответствующим образом, твердо поместив Сотворение в 4004 г. до н.э. (Википедия). Таким образом, дана эпоха сотворения человечества.
Таблица 1: Таблица патриархов
Из Stevens, 2003
Ключ | |
Ф: Возраст отцовства | Л: Срок службы |
B: Дата рождения (Anno mundi) | Д: Дата смерти (Anno mundi) |
Септуагинта | Самаритянин | Масоретский | |||||||||||
Возраст | Год | Возраст | Год | Возраст | Год | ||||||||
Патриарх | Ф | Л | Б | Д | Ф | Л | Б | Д | Ф | Л | Б | Д | |
Адам | 230 | 930 | 0 | 930 | 130 | 930 | 0 | 930 | 130 | 930 | 0 | 930 | |
Сет | 205 | 912 | 230 | 1142 | 105 | 912 | 130 | 1042 | 105 | 912 | 130 | 1042 | |
Енош | 190 | 905 | 435 | 1340 | 90 | 905 | 235 | 1140 | 90 | 905 | 235 | 1140 | |
Каинан | 170 | 910 | 625 | 1535 | 70 | 910 | 325 | 1235 | 70 | 910 | 325 | 1235 | |
Махалалель | 165 | 895 | 795 | 1690 | 65 | 395 | 1290 | 65 | 895 | 395 | 1290 | ||
Джаред | 162 | 962 | 960 | 1922 | 62 | 847 | 460 | 1307 | 162 | 962 | 460 | 1422 | |
Енох | 165 | 365 | 1122 | 1487 | 65 | 365 | 522 | 887 | 65 | 365 | 622 | 987 | |
Мафусаил | 187 | 969 | 1287 | 2256 | 67 | 720 | 587 | 1307 | 187 | 969 | 687 | 1656 | |
Ламех | 188 | 753 | 1474 | 2227 | 53 | 653 | 654 | 1307 | 182 | 777 | 874 | 1651 | |
Ной | 502 | 950 | 1662 | 2612 | 502 | 950 | 707 | 1657 | 502 | 950 | 1056 | 2006 | |
Наводнение | 2262 | 1307 | 1656 | ||||||||||
Схема | 100 | 600 | 2164 | 2764 | 100 | 600 | 1209 | 1809 | 600 | 1558 | 2158 | ||
Арфахшад | 135 | 615 | 2264 | 2879 | 135 | 438 | 1309 | 1747 | 35 | 438 | 1658 | 2096 | |
Каинан | 130 | 460 | 2399 | 2859 | |||||||||
Шелах | 130 | 460 | 2529 | 2989 | 130 | 433 | 1444 | 1877 | 30 | 433 | 1693 | 2126 | |
Эбер | 134 | 504 | 2659 | 3163 | 134 | 404 | 1574 | 1978 | 34 | 464 | 1723 | 2187 | |
Пелек | 130 | 339 | 2793 | 3132 | 130 | 239 | 1708 | 1947 | 30 | 239 | 1757 | 1996 | |
Реу | 132 | 339 | 2923 | 3262 | 132 | 239 | 1838 | 2077 | 32 | 239 | 1787 | 2026 | |
Серуг | 130 | 330 | 3055 | 3385 | 130 | 230 | 2200 | 30 | 230 | 1819 | 2049 | ||
Нахор | 79 | 208 | 3185 | 3393 | 79 | 148 | 2100 | 2248 | 29 | 148 | 1849 | 1997 | |
Фарра | 70 | 205 | 3264 | 3469 | 70 | 145 | 2179 | 2393 | 70 | 205 | 1878 | 2083 | |
Авраам | 100 | 175 | 3334 | 3509 | 100 | 175 | 2249 | 2424 | 100 | 175 | 1948 | 2123 | |
Исаак | 60 | 180 | 3434 | 3614 | 60 | 180 | 2349 | 2529 | 60 | 180 | 2048 | 2228 | |
Джейкоб | 147 | 3494 | 3641 | 147 | 2409 | 2556 | 147 | 2108 | 2255 |
Сотворение согласно Библии
Одним из ключевых вопросов при интерпретации библейского повествования о сотворении является толкование слова «день». В рассказе о сотворении Бытия Бог создал Землю, Вселенную и все, что в ней, за шесть «дней»; таким образом, разная продолжительность этих «дней» будет означать разный возраст Земли. Согласно Россу (2004), еврейское слово ym, переведенное как «день», означает конечный период времени; однако продолжительность такого времени не является фиксированной от использования к использованию. С другой стороны, Wise (2002) утверждает, что, поскольку ym переводится как буквальный 24-часовой день почти каждый раз, когда он встречается в Библии, он должен иметь такое же значение в повествовании о сотворении Бытия. Библейские буквалисты интерпретируют «день» как буквальный 24-часовой день.
Потенциальную поддержку интерпретации молодой земли дает Boyd (2005) в его анализе статистического распределения еврейских глаголов. Бойд начинает с указания на то, что есть три возможных способа прочтения библейского повествования о сотворении мира: 1) «расширенная поэтическая метафора, которая передает истину, но в прямом смысле слова не соответствует действительности»; 2) «рассказ, претендующий на истину, хотя на самом деле ошибочный»; 3) «повествование, точно отображающее реальность» (Бойд 2005). Бойд намеревается использовать распределение глаголов как средство, с помощью которого можно определить жанр рассказа о Творении. Он оценивает глаголы, присутствующие в различных частях Библии (например, в 3-й книге Царств или в 1-й Паралипоменон), в которых текст, несомненно, относится к повествовательному жанру, а затем сравнивает их с глаголами, присутствующими в библейской поэзии, например, в книга псалмов. Используя эти данные, рассказ о сотворении Бытия 1:1–2:3 представляет собой повествование с вероятностью от 0,9 до99942 и 0,999987 при доверительном уровне 99,5%. Поэтому «статистически необоснованно» утверждать, что текст является поэзией (Boyd 2005: 632). Таким образом, Бойд утверждает, что первым подходом (чтение текста как поэзии) можно смело пренебречь. Согласно Бойду (2005), текст следует читать как повествование. Как молодой креационист, Бойд считает, что это верно. Тем не менее, интерпретация повествования о сотворении в Книге Бытия с точки зрения молодой Земли — не единственный вариант. Теория разрыва, теория Дней-Эпохи и теистическая эволюция являются широко принятыми альтернативами.
Теория разрыва — это представление о том, что существует неопределенное количество времени (промежуток) между первыми двумя стихами Бытия. В Бытии 1:1 говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю». Далее следует промежуток, возможно, в миллионы лет. Затем в Бытие 1:2 говорится: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездной, и Дух Божий носился над поверхностью вод» (Томпсон). Такой пробел позволяет привести длинную геологическую летопись в соответствие с Библией. Теория «день-эпоха» заключается в том, что, хотя в Библии нет промежутка во времени, каждый «день» Творения был не буквальным днем, а эпохой — периодом в миллионы лет или более (Росс 2004). . Таким образом, возраст Земли, достигнутый этой теорией, может быть созвучен возрасту, установленному учеными: 4,5 миллиарда лет. Следует отметить, что теоретики эпохи Дней, такие как Хью Росс, обычно не включают эволюцию в свою теорию Творения. Эволюция обнаруживается в теистической интерпретации эволюции. Этот вариант принимает эволюцию как аксиому и утверждает, что Бог использовал эволюцию для создания. Таким образом, научная запись верна, а описание сотворения в Книге Бытия является в лучшем случае символическим.
Заключение
Теперь можно начать понимать, как можно использовать возраст человечества вместе с заданной продолжительностью недели Творения, чтобы определить возраст Земли. Это объединяет хронологию Ашера и Лайтфута с буквальной повествовательной интерпретацией Бытия и дает дату Сотворения 4004 г. до н.э. Однако методология Ашера по определению даты эпохи человечества требует фундаментальных допущений библейского буквальности и непогрешимости. Это не особенно легко принять, так как многие возрасты патриархов, указанные в разных версиях Библии (хотя они и противоречат друг другу), чрезвычайно велики (см. Таблицу 1) и кажутся совершенно нереальными по сегодняшним меркам. Кроме того, учитывая различия (как большие, так и малые) в разных версиях Ветхого Завета, мало доказательств того, что представленная генеалогическая информация является полной или точной. Наконец, стоит отметить, что разные толкования библейского описания недели Творения дадут разный возраст, даже в сочетании с 6000-летним возрастом человечества. Тем не менее, креационисты молодой Земли преимущественно приписывают интерпретацию человеческого календаря Ашера и шестидневной недели творения.
Источники:
- Барр, Джеймс. 1984-85 гг. «Почему мир был создан в 4004 г. до н.э.: архиепископ Ашер и библейская хронология», Бюллетень библиотеки Манчестерского университета Джона Райлендса, 67: 575-608.
- Бойд, Стивен В. 2005. Статистическое определение жанра в библейском иврите: свидетельство исторического прочтения Бытия 1:1-2:3. Глава 9 (стр. 631-734) в Л. Вардиман, А. А. Снеллинг и Э. Ф. Чаффин (ред.) Радиоизотопы и возраст Земли, Том II: Результаты креационистской исследовательской инициативы молодой Земли, Институт креационных исследований, Эль-Кахон, Калифорния, 818 стр.
- ChristianAnswers.net. «Что такое «теория разрыва»?» http://www.