КОДЕКС ХАММУРАПИ — это… Что такое КОДЕКС ХАММУРАПИ?
КО́ДЕКС ХАММУРА́ПИ, древнейший из сохранившихся сборников законов, составленный в правление царя Вавилонии Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ). Кодекс Хаммурапи представляет собой фундаментальный свод законов различных областей права. Текст Кодекса сохранился на стеле из черного базальта (в настоящее время в Лувре, Париж). Можно предположить, что подобные стелы были установлены в городах Вавилонии для всеобщего обозрения. Существовали также списки законов на глиняных таблицах, фрагменты которых обнаружены при раскопках в Сузах (см. СУЗЫ) и Ниневии (см. НИНЕВИЯ).В Кодексе Хаммурапи были обобщены и систематизированы правовые нормы, которые действовали на землях образованной царем великой державы. Тем не менее, за пределами их текста остались многие неписаные нормы древнего права. Законы Хаммурапи сохранили многие древнейшие черты, главная из которых — суровость наказаний, предполагавшая смертную казнь не только за убийство, но и за кражу, клевету, измену воинскому долгу или укрывательство беглого раба. Согласно законам, вора, сделавшего пролом в стене, надлежало убить и закопать перед этим проломом; преступника, схваченного при попытке кражи на пожаре, следовало бросить в огонь. В ряде случаев Законы сохраняют древнюю традицию Божьего суда: оклеветанная перед мужем жена должна была броситься в реку — ее спасение служило доказательством ее невиновности. Подобным же образом надлежало очиститься человеку, на которого было возведено обвинение в чародействе.
Законы Хаммурапи утверждали сложившееся в обществе общественное неравенство. Все население Месопотамии они разделяли на полноправных граждан (авилум), людей, работавших в царском хозяйстве и находившихся под властью царя (мушкенум) и рабов (вардум), лишенных каких-либо прав. Их неравенство перед законом очевидно: в случае, если свободный человек наносил увечье равному себе, следовало наказание по принципу «око за око». Если был искалечен мушкенум, виновный выплачивал значительный штраф, призванный компенсировать государству содержание увечного работника; за травму, причиненную рабу, хозяин раба получал половину его цены. Особо оговаривали законы кару за оскорбление высшего по положению: свободному подобное преступление грозило бичеванием плетьми, рабу — потерей уха. Законы свидетельствуют о распространении долгового рабства, срок которого они, однако, ограничивают тремя годами.
Перечень устанавливаемых по закону штрафов или тарифов на определенные виды работ рисует многообразие форм хозяйственной жизни Вавилона. Из текста Законов можно было узнать, сколько требовалось денег, чтобы построить большой корабль или арендовать судно в зависимости от того, шло ли оно вверх или вниз по течению реки, сколько получал работник в сезон полевых работ, какая плата в день полагалась ремесленникам: кузнецу, портному, камнерезу, столяру или плотнику. Законы назначали штраф нерадивому пастуху, чье стадо вытоптало засеянное поле, и наказывали земледельца, по недосмотру которого вода прорвала плотину и затопила земли соседа. Мы можем уточнить, какой штраф следовал за срубленное в чужом саду дерево или за кражу кожаного ведра и мотыги. Месопотамские писцы продолжали переписывать и изучать законы Хаммурапи много веков спустя после падения созданной им великой державы. Хранившиеся в библиотеке ассирийских царей списки законов свидетельствуют об уважении, которое питали к этому памятнику последующие поколения.
лучшее правило управления рисками — The Idealist
Кодекс Хаммурапи является одним из самых старых переведённых документов. Он состоит из 282 законов, большинство из которых касается наказаний. Каждый закон учитывает статус преступника. Кодекс также включает в себя самые ранние из известных законов о строительстве, предназначенные для согласования желаний строителя и жильца и призванные обеспечить безопасность домов:
«229. Если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть домохозяину, то строителя должно предать смерти.
230. Если он причинит смерть сыну домохозяина, то должно предать смерти сына строителя.
231. Если он причинит смерть рабу домохозяина, то должно отдать домохозяину раба за раба.
232. Если он уничтожит имущество, то он обязан возместить все уничтоженное им, и за то, что построил дом непрочно, так что он обрушился, должен восстановить обвалившийся дом за свой счёт.
233. Если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что упадёт стена, то он обязан возвести стену за свой счёт».
Хаммурапи стал правителем Вавилона в 1792 году до нашей эры и занимал эту должность в течение 43 лет. В эпоху городов-государств Хаммурапи обеспечил рост своего скромного королевства (показатель где-то между 60 и 160 квадратных километров), завоевав несколько соседних государств. Удовлетворённый размером территории, которую он контролировал, Хаммурапи принялся совершенствовать управление своим народом.
«Оказывается, наш мир очень слабо защищен от угрожающей ему странной и
внезапной опасности».
— Артур Конан Дойл
Хаммурапи был справедливым правителем и заботился о благополучии своего народа. Он преобразовал территорию, заказав строительство оросительных канав для повышения производительности сельского хозяйства, а также снабдив города защитными стенами и крепостями. Хаммурапи также отремонтировал храмы и религиозные достопримечательности.
По сегодняшним меркам Хаммурапи был диктатором. Он, однако, не злоупотреблял своей властью, считал себя «пастухом» своего народа. Хотя вавилоняне держали рабов, у этих подневольных людей тоже были права. Рабы могли вступать в брак с другими людьми любого статуса, начинать бизнес и приобретать свою свободу, и они были защищены от жестокого обращения.
На первый взгляд может показаться, что мы мало чему можем научиться у Хаммурапи. Я имею в виду, зачем думать о древних вавилонянах? Они были просто фермерами-варварами, верно?
Но на самом деле мы не столь разные как кажется. Наши современные убеждения не отделены от тех, что были во времена Хаммурапи; они являются их продолжением. Ранние юридические кодексы являются предтечами тех, на которые мы опираемся сегодня.
Независимо от того, является ли страна диктатурой или демократией, одним из ключей к любой эффективной правовой системы является способность каждого понимать её законы. Мы понимаем несовершенство нашего закона, и одновременно можем оценить простоту Кодекса Хаммурапи в области практической справедливости без высоких принципов. Даже название «свод законов» вводит в заблуждение. У древних вавилонян не было эквивалентного термина.
В кодексе Хаммурапи подразумеваются три важных понятия: взаимность, подотчётность и стимулы.
У нас нет данных о том, как часто вавилонские дома рушились до и после внедрения Кодекса. Мы не знаем, сколько людей были казнены в результате несоблюдения строительных норм. Но нам известна сила человеческого инстинкта самосохранения, который лежит в основе нашего поведения. Желание избежать смерти — самый мощный стимул, который у нас есть. Если предположить, что люди чувствовали и думали так же 4000 лет назад, мы можем догадываться о влиянии Кодекса.
Представьте себя вавилонским строителем. Каждый раз, когда вы строите дом, существует риск, что он рухнет, если вы допустите какие-либо ошибки. И что делать? Предусмотреть максимально возможный запас прочности. Запланировать любые потенциальные риски. Вы не срезаете углы или не пытаетесь сэкономить немного денег. Независимо ни от чего, вы не собираетесь допускать каких-либо известных недостатков в строительстве. Это не стоит того. Вы хотите быть уверенным, что дом незыблем.
Теперь сравните это с убеждениями современных инженеров или строителей.
Самое худшее, с чем они могут столкнуться — штраф. Мы видели это во время урагана «Катрина» — погибло 1600 человек из-за наводнений, вызванных, в частности, плохим дизайном систем защиты от ураганов в Новом Орлеане. Анализ трагедии, что потоки, дамбы, насосы и ворота города были плохо разработаны и плохо обслуживались. Число погибших было больше, чем могло бы быть. И все же никто не был привлечён к ответственности.
Ураган «Катрина» считается катастрофой, которая была вызвана частично естественными причинами, а частично — искусственными. В последние месяцы, в Гренфелл-Тауэр в Лондоне, мы наблюдали последствия небрежного строительства. По меньшей мере 80 человек погибли в пламени, которое, как считается, загорелось случайно, но, согласно экспертным оценкам, возгорание стало сильнее из-за использования дешёвых строительных материалов, которые не прошли тесты безопасности.
Части Кодекса Хаммурапи, которые касаются законов о строительстве, крайне жестоки и иллюстрируют важную концепцию: запас прочности.
Вавилонскому строителю было недостаточно построить дом, который устоит перед естественными стрессорами. Непредвиденное событие — например, аномальная погода – могло обрушить строение и, в свою очередь, привести к смерти строителя, поэтому строители должны были обеспечить большой запас прочности. Чем больше, тем лучше. При ветре 59 миль в час мы не хотим находиться в доме, построенном, чтобы выдерживать 60.
Но наши текущие финансовые системы не стимулируют людей создавать широкие пределы безопасности. Вместо этого они обеспечивают обратное — способствуют опасному риску.
Нассим Талеб сослался на Кодекс Хаммурапи в эссе для «Нью-Йорк таймс», в котором описал способ предотвращения банкротства. Его решение? Прекратите предлагать бонусы за рискованное поведение людей, которые не будут платить, если результат плох. Талеб писал:
«… настало время для фундаментальной реформы: если любой человек, который работает в компании, независимо от его нынешнего финансового состояния, потребует финансовой помощи, финансируемой налогоплательщиком, то такая помощь не должна быть оказана. Фактически, вся оплата в системно важных финансовых учреждениях — крупных банках, а также некоторых страховых компаниях и даже огромных хедж-фондах — должна строго регулироваться».
Вопрос, по мнению Талеба, не является обычной жалобой на неравенство доходов. Вместо этого он рассматривает бонусы как асимметричные стимулы. Они вознаграждают риски, но не наказывают последующие ошибки, которые вызывают «скрытые риски в финансовой системе и становятся катализатором катастроф».
Бонусы поощряют банкиров игнорировать потенциал событий «Чёрного лебедя», причём финансовый кризис 2008 года является простым (или, скорее, субстандартным) примером. Вместо того, чтобы игнорировать эти события, банки должны стремиться минимизировать причинённый вред.
В некоторых областях карьеры есть строгая система стимулов и препятствий, как официальных, так и неофициальных. Врачи получают повышение и уважение, если они хорошо выполняют свою работу, и рискуют тяжёлыми штрафами за медицинскую халатность. За исключением экспериментов, в которых пациенты полностью информированы и согласны с этими рисками, врачи не получают бесплатный допуск для рисков, которые наносят вред пациентам.
То же самое касается военнослужащих и сотрудников службы безопасности. Как писал Талеб, «мы доверяем военным безопасности нашей жизни, но не даём им щедрых бонусов. Они получают вознаграждение и честь в случае хорошо выполненной работы, и серьёзное осуждение, если терпят неудачу».
Хаммурапи и его советники были безразличны к сложным законам и системам. Вместо этого они хотели, чтобы Кодекс давал результат и был понятен всем. И Хаммурапи понял, как работают стимулы — урок, полезный в том числе для нас.
Когда вы объединяете стимулы каждого как с положительным, так и с отрицательным результатом, вы создаёте систему, которая заботится о себе. Талеб описывает Закон 229 Кодекса Хаммурапи как «лучшее правило управления риском, созданное когда-либо». Несмотря на варварский на современный взгляд подход, он учитывал определённые трюизмы. Строители обычно знают больше о строительстве, чем их клиенты, и могут использовать неочевидные способы. После завершения строительства строитель может уйти с небольшой дополнительной прибылью, в то время как несчастный клиент неосознанно остаётся с небезопасным домом.
Небольшая дополнительная прибыль, которую строители могут генерировать, аналогична бонусной системе в некоторых современных отраслях. Он вознаграждает тех, кто принимает неразумные риски, обманывает своих клиентов и вредит другим людям ради собственной выгоды. Система Хаммурапи имела противоположный эффект; она объединяла интересы лица, получающего деньги, и человека, их платящего. Вместо того, чтобы строитель был мотивирован заработать как можно больше прибыли, а домовладелец — получить безопасный дом, они оба преследовали последнюю цель.
Кодекс иллюстрирует эффективность использования чувства самосохранения в качестве стимула. Мы чувствуем себя более безопасно в самолётах, которые управляются человеком, а не машиной, потому что, в частности, считаем, что пилоты хотят защитить свою собственную жизнь так же, как и нашу.
Когда нам не хватает стимула защищать себя, мы гораздо более подвержены риску безопасности других людей. Вот почему банкиры готовы пойти на вред своим клиентам, если это означает, что они получат существенные бонусы. И почему врачи-мужчины прописывали противозачаточные таблетки миллионам пациентов в 1960-х годах, не сообщая им о рисках (которые были в то время высокими). Вот почему компании, занимающиеся продажей вредных продуктов, таких как фаст-фуд и табак, довольны тем, что рискуют. Или почему британская инициатива по сокращению численности индийских кобр, с компенсациями тем, кто ловил змей, имела противоположный эффект. Или почему сотрудники Wells Fargo открывали миллионы поддельных счетов для достижения показателей продаж.
Стимулы возникают при отрицательных последствиях для тех, кто их эксплуатирует. Внешние стимулы основаны на внешней мотивации, которая легко идёт наперекосяк.
Когда у нас есть реальная заинтересованность в результате, то вы действуете так, как иначе не могли и представить. Мы действуем по-другому. Мы не торопимся. Мы используем мышление второго порядка и инверсию. Мы ищем доказательства или способ опровергнуть это.
Четыре тысячи лет назад вавилоняне понимали силу стимулов, но мы, похоже, с тех пор забываем о недостатках человеческой природы.
Оригинал: farnamstreetblog
ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ • Большая российская энциклопедия
В книжной версии
Том 33. Москва, 2017, стр. 740
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: В. В. Емельянов
ХАММУРА́ПИ ЗАКО́НЫ, законы царя I династии Вавилона Хаммурапи, составленные в 1750-е гг. до н. э. Базальтовая стела с Х. з. была установлена в Вавилоне на 35-м году правления Хаммурапи. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В прологе сообщается, что верховные боги Двуречья и бог Вавилона Мардук поручили Хаммурапи установить истину и справедливость в стране. В основном тексте законов всё население страны разделено на три социальных слоя: авилумы (коренные жители городов, имеющие земельные участки, переданные им по наследству), мушкенумы (воины и чиновники, получившие землю за службу и не имеющие своих наделов в общине) и вардумы (рабы). Статьи Х. з. группируются по предмету регулирования, связь между параграфами устанавливается по ассоциации. Статьи первого раздела законов предусматривают ответственность за лжесвидетельство и неправильное отправление правосудия. В следующем разделе защищаются здоровье и личная собственность авилумов, за нанесение им вреда полагается смертная казнь. Здоровье остальных слоёв общества оценивается разл. суммами денежного штрафа. В Х. з. предусмотрена индивидуальная ответственность за преступления, что обеспечивается различными видами талиона (зеркальный, символич. и компенсационный талионы). Особый раздел посвящён семейному праву. Согласно Х. з., брак невозможен без заключения брачного контракта, причём сумма приданого значительно больше суммы выкупа за невесту. Наиболее суровому наказанию (сожжению) подвергаются в законах участники инцестуальной связи. Особые разделы также предусмотрены для регулирования операций с движимым и недвижимым имуществом, а также торговли и кредитных отношений. Срок долгового рабства в доме кредитора не может превышать для несостоятельного должника или его родственников 3 лет. В эпилоге законов содержится развёрнутая формула проклятия любому правителю, который захочет стереть со стелы Х. з. и вместо них написать свои.
Х. з. являются также памятником аккадской литературы. В них содержится множество лит. формул и эпитетов, заимствованных из царских надписей и более ранних клинописных правовых сводов (Ур-Намму законы шумерские, Законы Липит-Иштара, Законы Эшнунны). Известно, что Х. з. копировались на школьные таблички с целью обучения классич. аккадскому языку. В то же время правовая эффективность Х. з. остаётся под вопросом. Дошедшие до нас протоколы судебных заседаний не содержат отсылок к писаному праву. Возможно, Х. з. носили декларативный характер.
Аудиогид МУЗЕЙ ЛУВРА — Стелла Хаммурапи Крыло Ришелье Зал 3 — Туристический Гид
Вы находитесь перед одним из наиболее интересных экспонатов Лувра: обелиском, на котором выгравирован так называемый Кодекс Хаммурапи или первый в истории человечества письменный свод законов.
Памятник был найден в начале ХХ века на территории Ирана. Стелла выполнена в виде базальтового блока высотой более двух метров. Блок был выгравирован в Вавилоне, на территории теперешнего Ирана, приблизительно в 1760 г. до н.э. Три тысячи лет спустя его привезли в иранский город в качестве военного трофея. Базальт является очень твердой вулканической породой, с которой невероятно трудно работать. Поэтому еще более поразительной видится точность, с какой был высечен этот каменный законодательный кодекс.
Во времена Хаммурапи Вавилон был превращен в самую богатую и славную столицу Месопотамии. Кроме того, это был первый правитель, который преобразовал передаваемые устно правила в письменный свод законов.
Стела делится на две части: верхнюю, на который вы видите две рельефные фигуры, и нижнюю с текстами закона. Стоящий человек — это сам Хаммурапи, получающий свод законов от бога-солнца ШАмаш, покровителя справедливости (что это бог, свидетельствует пламя за его плечами). Как видите, обе фигуры выглядят квадратными и жесткими, в них мало естественного. На этом примере можно понять, как в искусстве древнего Вавилона было принято изображать легко узнаваемые сцены и персонажей. Как видим, о правдоподобии изображения здесь особо не заботились.
Текст в нижней части выполнен клинописью, причем невероятно изящно. Он содержит 282 закона, разделенных на главы. Содержание охватывает различные области человеческого сосуществования и самые разные категории преступлений. Правило, которому следует большая часть законов, является так называемым «законом возмездия» или правом возместить в равной мере размер намеренно нанесенного ущерба. Короче говоря, «око за око, зуб за зуб!»
Размер наказания относился только к людям одного и того же социального уровня. Если вы убили сына представителя высшего класса одного с вами ранга, уязвленная сторона имела право убить в отместку вашего сына. Если же вы убили раба, то должны уплатить штраф.
ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: Любопытство: в кодексе Хаммурапи, так называемом «Законе возмездия» существовал даже закон о винах. Нечестных продавцов, продававших разбавленное вино, топили в реке. В общем, кто доливал воду в вино, в воде же и захлебывался.
Кодекс Хаммурапи. История Древнего Востока
Читайте также
Законы Хаммурапи
Законы Хаммурапи Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко
Держава Хаммурапи
Держава Хаммурапи В 1-й половине XVIII в. до н. э. неожиданно произошла новая территориальная интеграция Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничто этого не предвещало – Вавилонское царство было
Вавилония при наследниках Хаммурапи
Вавилония при наследниках Хаммурапи Держава Хаммурапи в установленных им границах просуществовала недолго. Уже при его преемнике Самсуилуне (1749–1712 гг. до н. э.) страну постигло тяжелое потрясение. В 1742 г. до н. э. на Месопотамию с северо-востока обрушились неведомые ей
Сравнение с законами Хаммурапи
Сравнение с законами Хаммурапи Однако Дарий считал, что, как великий законодатель, он достоин стоять в одном ряду с Хаммурапи. Судьба не была благосклонной. Пока откапывали табличку за табличкой с отрывками из книги прецедентов Хаммурапи, Свод хороших правил настолько
Великий Хаммурапи
Великий Хаммурапи Когда Хаммурапи (это имя означает «Бог Хамму» – западносемитский бог-целитель) вступил на престол Вавилона в 1792 г. до н. э., он унаследовал от своего отца, Син-мубаллита, крохотное царство, занимавшее 128 км в длину и 32 км в ширину, или чуть более 4000 кв. км.
ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ ХаммурапиЗа право называться колыбелью цивилизации с Египтом может поспорить территория между реками Тигр и Евфрат — Междуречье (по-гречески — Месопотамия). Представлявший собой еще в эпоху палеолита сплошное болото регион постепенно
Создание державы Хаммурапи
Создание державы Хаммурапи Первая половина XVIII в. до н. э. неожиданно ознаменовалась новой территориальной интеграцией Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничего не предвещало такого взлета:
Хаммурапи, справедливый государь
Хаммурапи, справедливый государь Хаммурапи считал достигнутое им объединение страны началом принципиально новой страницы месопотамской истории. До сих пор полагали, что власть в Двуречье переходит от города к городу по произволу богов; в «Плаче о гибели Ура» сам
Законы Хаммурапи
Законы Хаммурапи Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости на протяжении следующих полутора тысяч лет! Это было связано не только с новизной их содержания (некоторые законы сходной направленности,
Царствование Хаммурапи
Царствование Хаммурапи Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь созданное государство не играло
Законы Хаммурапи
Законы Хаммурапи Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице Древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во
Хаммурапи (Ум. в 1750 г. до н. э.)
Хаммурапи (Ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.). Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после
Хаммурапи (? – ум. в 1750 г. до н. э.)
Хаммурапи (? – ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.).Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после
Хаммурапи
Хаммурапи правил в 1793 до н. э. — 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов — Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон — это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного
Царь Хаммурапи и его законы[34]
Царь Хаммурапи и его законы[34] Там, где Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу, тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыта развалины самого большого города южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата
Anton Shvets: Кодекс Хаммурапи и Автодор.
Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
Параграф 229 Кодекса Хаммурапи, Древний Вавилон, 3770 лет назад
—
Как я всегда говорил, историю у нас преподают неправильно.
Потому что эта история не заставляет (будущих) граждан задумываться.
Вот этот текст начинается с одного из древнейших задокументированных принципов «зеркального талиона». Зеркальный талион (и талион вообще) это система разного рода симметричных правовых последствий, самая известная из которых отражена в Торе(и Библии) – «око за око, зуб за зуб». Если ты убил, то и тебя убьют.
Талион выглядит для нас не очень логичным. Например если в результате халатности строителя погиб сын того кому он строил дом, то надо убить сына строителя. Диковато, да? Сын-то причем? Зато если умрет раб или иное имущество, то уже можно компенсировать, причем раба рабом, а имущество имуществом и, естественно, горе-строитель должен отремонтировать развалившееся.
Конечно, применение методов зеркального талиона за несоблюдение ДБН кажется варварской мерой, но это, блд, было почти четыре тысячи лет назад. Да, да именно четыре тысячи, потому что Кодекс Хаммурапи это результат реформы ранее существовавших правовых отношений в Дрвней Месопотамии (это пятая итерация правовых реформ, если быть точным).
Причем, если речь не шла о каких-то критических разрушениях, то законы Хаммурапи являются актуальными прямо сейчас.
Вот, например, параграф 223.
Если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что упадет стена, то он обязан возвести стену за свой счет.
Смотрите, четыре тысячи лет назад немытые козопасы из Южной Месопотамии знали что делать, если подрядчик автодора положил асфальт осенью, а по весне асфальт слез или оставил ямы глубиной с Марианскую впадину. Применив Кодекс Хамураппи, мы бы могли потребовать от подрядчика за свой счет восстановить состояние дорожного полотна.
Но у нас более прогрессивные законы Украины и тендерная документация автодора и облдоров, потому мы все можем весной только пососать писос и пересчитывать позвоночником выбоины на дорогах. Так вышло и ничего с этим сделать почему-то нельзя.
Просто в Южной Месопотамии почти дорог не строили, а если и строили, то силами армии Хаммурапи(непосредственно ручками работали военнопленные в статусе рабов) и потому не было нужды как-то отдельно регулировать данный вопрос. Но если бы дороги там строили как дома в частном порядке, то вопрос был бы отрегулирован. В кодексах даже про черпаки для полива на полях есть, так что все бы было, не сомневайтесь.
Если бы нашим гражданам преподавали историю правильно, они могли бы задуматься и задать вопрос. А какого хера четыре тысячи лет назад подобные нюансы были урегулированы, а у нас тут какая-то дичь творится и бабки исчезают и растворяются в никуда каждый год?
Как так блд вышло? Мы что хуже козопасов и рабов в Вавилонии? Вроде нет.
Но граждане этот вопрос не задают, потому что учитель истории оттарабанивает материал, ученики его механически повторяют, максимум там вкладывается советская псевдоаналитика про закрепление рабовладельческого строя и прав вавилонской аристократии.
Конечно, всем насрать на рабовладельческий строй, равно как и на его укрепление четыре тысячи лет назад в тех местах где нынче рассекает на пикапах Тойота ИГИЛ. Плевать и потому никто не слушает курс истории Древней Месопотамии и выводов из него никаких не делает.
И вопросов никаких не задает.
А зря.
Кодекс Хаммурапи: как управлять рисками в современном мире
Принципы управления рисками и качеством были заложены еще 4000 лет назад. Первым их четко сформулировал Хаммурапи, правивший в Вавилоне (Древняя Месопотамия). При его правлении был создан свод законов, называемый Кодексом Хаммурапи.
Клинописные надписи, названные Кодексом Хаммурапи, обнаружены в 1901 году. Кодекс Хаммурапи включает 282 последовательно изложенных закона. В их числе и самые ранние из известных в мире законов о строительстве. Правила сформулированы таким образом, что регулируют отношения жильца и строителя, предвосхищая все возможные возражения и обеспечивая главное – безопасность домов.
Формулируя принципы ответственности за качество, царь делает акцент на наказаниях: «229. Если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть домохозяину, то строителя должно предать смерти».
Этому принципу может быть дана характеристика «око за око»:
- за смерть сына владельца – смерть сына строителя;
- если из-за обвала дома умрет раб домовладельца, то человек, строивший его, должен заменить раба своим;
- если будет уничтожено имущество, то строитель должен возместить ущерб в полном размере.
В любом случае провинившийся был обязан восстановить здание за свой счет.
Диктатор или провидец?
Взойдя на трон молодым, искусный политик и полководец Хаммурапи правил Вавилоном 43 года. Это была эпоха развития и порядка.
Возобновив войны с соседями и грамотно побеждая в них, он до предела расширил границы Вавилонского королевства. Был ли Хаммурапи диктатором? Да, но властью не злоупотреблял. Интересно, что у рабов Вавилона эпохи царя Хаммурапи был свод прав: они могли копить приданое, иметь мужа или жену любого социального и финансового статуса, начать свое дело и приобрести свободу. Что немаловажно, закон защищал их от жестокого обращения.
Почему такое внимание к той эпохе и своду законов, составленному «прорывным» вавилонским царем? Разве можем мы, современные люди, подчинившие себе небо, землю и моря, научиться чему-то у тех, кого считаем фермерами-варварами? Можем, ведь первые юридические кодексы, формулирующие правила последствий и наказаний за допущенные ошибки и безответственность, являются предтечами законов, на которые опирается современное человечество.
Сегодня мы постоянно спотыкаемся о многочисленные краеугольные камни несовершенства законодательной системы. И при этом не можем не отдавать должное предельной простоте Кодекса Хаммурапи, который является образцом практической справедливости, правда, жестокой и без высоких принципов.
Способность каждого человека, вне зависимости от уровня образования, понимать законы своей страны – один из главных факторов, приводящих к эффективной правовой системе.
Инстинкт самосохранения в управлении рисками
Взаимность, подотчетность и стимулы – вот три кита, на которых базируется Кодекс Хаммурапи.
Сегодня мы не обладаем данными, стали ли в Византии меньше рушиться дома после того, как был внедрен кодекс. Мы можем лишь гадать, сколько исполнителей казнили, потому что они не соблюдали строительные нормы. Были ли убиты по принципу «око за око» сыновья строителей… Но мы точно знаем: желание избежать смерти является во все времена самым мощным стимулом для живых существ. Это инстинкт самосохранения, заложенный на уровне подсознания.
Что же сегодня? Самое худшее наказание, с которым могут столкнуться современные строители, – это штраф. Высокий, разоряющий, но всего лишь штраф. Кратко рассмотрим примеры:
- Последствия урагана Катрина потрясли мир. Люди погибли, в том числе и потому, что система защиты от ураганов была продумана отвратительно, а последующий анализ случившейся беды обнаружил пробелы и провалы в обслуживании насосов и дамб. Наводнения унесли жизни 1600 человек. Был ли кто-то наказан? Нет.
- Гренфелл-Тауэр в Лондоне. По одной из версий, пожар случился из-за неисправного холодильника. Причем тут халатность строителей, которые возвели 24-этажное здание? Экспертные источники свидетельствуют, что возгорание распространилось широко, поскольку при строительстве использовались некачественные материалы, не прошедшие тесты пожарной безопасности. В пламени сгорели заживо 80 человек. Жертв, как и в случае с ураганом Катрина, могло быть намного меньше. Сэкономили.
Задумайтесь, что было бы в данной ситуации со строителями Древней Месопотамии? И пошли бы они на преступление: использовали бы дешевые и некачественные материалы или непродуманный проект, зная, что ошибка будет стоить им жизни?
А что бы вы выбрали на месте строителей? Каждый раз при возведении дома вы будете осознавать риск обрушения в случае ошибки и, как следствие, оценивать значение вашего неверного выбора.
Единственный выход, чтобы спать спокойно, – это предусмотреть такой запас прочности, который можно считать максимально возможным. То есть составить подробное описание потенциальных рисков, исключив экономию на всех этапах. Только в этом случае вы будете убеждены, что ваш дом незыблем.
Вы никогда не будете строить для себя здание, которое способно выдержать силу ветра 60 миль в час, зная, что завтра ветер поднимется до отметки в 59 миль. Разница в одну единицу не является гарантом безопасности. Запас прочности – фундамент всей последующей работы. Именно это прописано у Хаммурапи.
Риски и пределы безопасности в финансовой сфере
Современные финансовые системы построены таким образом, что вместо стимулирования человечества расширять пределы безопасности, они вызывают обратный процесс.
Американский экономист Нассим Талеб в одной из своих статей, посвященной способам предупреждения вероятного банкротства, отсылает к Хаммурапи. Он предлагает перестать стимулировать бонусами за рискованное поведение тех людей, которые не будут платить по счетам в случае, если что-то пойдет не так.
Бонусы, по версии Талеба, – это ассиметричные стимулы, которые:
- поощряют риски;
- не наказывают за вызываемые ошибки.
Именно они и вызывают скрытые риски и приводят к катастрофам в финансовой сфере.
Бонусы формируют систему, при которой банкиры игнорируют труднопрогнозируемые события, впоследствии приводящие к финансовому краху.
Яркий пример – финансовый кризис, случившийся в 2008 году. Банки обязаны не игнорировать возможность кризиса, а стремиться минимизировать причиненный вред.
Бонусы, которые сегодня существуют в определенных правовых отраслях, смело можно сравнить с нелегальной прибылью, которую получают строители при скрытой экономии на этапах проектирования или закупки материалов. Получается, что существующая система вознаграждает тех, кто рискует интересами клиентов и даже вредит им.
Чтобы система не буксовала, а работала, стимулы должны быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. И это противостояние должно быть равнозначным. Только в этом случае создается общая система правления, которая заботится сама о себе. И Хаммурапи это понимал.
Вот почему Талеб называет двести двадцать девятый Закон Кодекса Хаммурапи лучшим правилом управления риском, которое могли придумать. Человек не будет рисковать безопасностью других только в том случае, если при этом пострадает и он сам.
Когда мы действительно в чем-то заинтересованы, когда у нас есть стимул, мы действуем иначе – не спешим и подключаем глубокое мышление, применяем инверсию, занимаемся поиском опровержений и доказательств.
Законы Древнего мира заставляли людей ясно осознавать и применять силу стимулов. С тех пор прошло 4000 лет. Изменился мир, но сохранились человеческие недостатки. Мы забыли об этом. Может, зря?
Понравилась статья? Появились вопросы? Напишите нам!
| Чрезвычайно полезным источником для обсуждения месопотамского правительства и общества является вавилонский документ Кодекс Хаммурапи (около 1780 г. до н.э.).Текст, являющийся одной из самых влиятельных кодификаций права в древней истории, дает студентам конкретный пример расширения влияния централизованного правительства на личную и профессиональную жизнь населения в целом. Это также дает студентам четкое представление о том, как древние вавилоняне наделили божественную власть своим светским лидерам. Я очень успешно использовал этот текст в своем начальном курсе «Мировые цивилизации», включив его не только в разделы, посвященные вкладу цивилизаций Тигра-Евфрата, но и в контексте тематических дискуссий о влиянии патриархата и религии на правительственные структуры. . Подготовка студентов важна для твердого понимания того, как контекстуализировать этот источник. Мой подход состоит в том, чтобы провести вводную лекцию о социальных, политических и духовных ценностях месопотамцев, а также назначить чтения из учебника 1 , который предоставляет первичные доказательства в поддержку моей точки зрения. Поскольку я подхожу к источнику с позиции пола и сословия, я также назначил Герды Лернер «Создание патриархата» 2 вместе с источником.Эта книга предлагает гипотезу о том, как патриархальный контроль развивался в доисторических обществах, и использует Кодекс Хаммурапи в качестве подтверждающего доказательства возможной кодификации патриархальных ценностей в обширных бюрократических цивилизациях. Таким образом, к тому времени, когда мы подходим к обсуждению источника в классе, учащиеся знакомятся с несколькими ключевыми концепциями, касающимися текста, как теоретическими, так и исторически конкретными. Один из наиболее важных уроков, на которых следует сосредоточиться при подготовке к обсуждению Кодекса Хаммурапи, — это раздел о значении клинописи.Переход от пиктограмм и иероглифов к клинописи и его возможности для распространения бюрократии и грамотности — это то, что не сразу очевидно для студентов. Однако, когда они узнают об эффективности клинописи для распространения грамотности и последующего государственного регулирования и власти над все более грамотной публикой, они лучше понимают важность кодифицированных законов, таких как Кодекс Хаммурапи, для развития обширных цивилизаций. После представления вышеупомянутой контекстной информации я выступаю посредником в обсуждении в классе самого Кодекса Хаммурапи. Я начинаю с показа фотографии, на которой Хаммурапи получает власть от вавилонских божеств, взятую из копий памятников Кодекса. Я считаю, что это полезное упражнение, потому что оно дает визуальное представление о месопотамской вере в то, что правительственные чиновники получили свою власть от богов. Это важная концепция, которую должны понять студенты, потому что она придает огромное доверие к Хаммурапи в его способности обеспечивать соблюдение законов, которые он представляет в своем Кодексе.Кроме того, я провожу дискуссию со студентами о значении того, что правительства записывают законы для общественного потребления. Это обычно побуждает их задуматься об обязанностях общественности и их необходимости знать законы после их написания, а также о привилегиях правоприменения, которые кодификация дает тем, кто поддерживает закон и порядок. Наконец-то пришло время поговорить о самом источнике. Сидя со студентами в кругу, я веду обсуждение Кодекса, уделяя особое внимание отрывкам, иллюстрирующим различные наказания за преступления в зависимости от класса и пола.Студенты обычно шокированы тем, как Кодекс Хаммурапи устанавливает различные наказания за одни и те же преступления в зависимости от класса и / или пола жертв и преступников. Например, 8-й закон Кодекса гласит: «Если кто-то украл скот или овцу, или осла, или свинью, или козу, если это принадлежало богу или двору, вор должен заплатить в тридцать раз; если они принадлежали освобожденному царю, он должен заплатить десятикратно; если вор нечем заплатить, он должен быть предан смерти.На примере, подобном этому, учащиеся могут увидеть, как Кодекс работал над укреплением классовых различий, поскольку он также устанавливал особые карательные правила для социального порядка. Этот момент хорошо иллюстрируется законами 196-223. Эти законы, породившие клише «око за око и зуб за зуб», предусматривают постепенные наказания за нанесение телесных повреждений в зависимости от класса жертвы. Согласно этим отрывкам, нападавшие на рабов должны платить меньшую компенсацию, чем нападавшие на свободных мужчин и женщин.Этот раздел Кодекса особенно полезен для обсуждения в классе из-за явных различий между материальной ценностью жертв. С точки зрения пола Кодекс также ясно демонстрирует обширный характер патриархальной власти в вавилонской культуре. Например, 117-й закон Кодекса гласит: «Если кто-то не удовлетворяет иск о выплате долга и продает себя, свою жену, сына и дочь за деньги или отдаёт их на принудительные работы: они должны работать на троих. лет в доме человека, который купил их, или собственника, и в четвертый год они будут освобождены.В этом отрывке студенты могут понять, как Кодекс усиливает привилегии свободных мужчин, например, продажу членов семьи в рабство отцом для погашения его долга. Патриархат дополнительно проиллюстрирован множеством законов, защищающих женщин от патриархального насилия. Законы, устанавливающие ограничения на использование женского приданого, плату за невесту, выплачиваемую женщинам, и способ развода — все это указывает на признание государством того, что женщины нуждаются в определенной правовой защите со стороны мужских властей.Однако студенты обычно быстро понимают, что все эти меры защиты рассматривают женщин с точки зрения движимого имущества, как и рабов. Таким образом, это является еще одним примером того, как Кодекс отражает более серьезные проблемы социальной стратификации в вавилонском обществе. Наконец, студенты часто признают, что Кодекс демонстрирует способ, которым вавилонское государство пыталось регулировать мораль в стремлении поддерживать общественный порядок. Например, законы, регулирующие супружескую измену, инцест и брак, демонстрируют огромную власть, которой централизованное правительство могло обладать во времена Хаммурапи.Кодифицируя и последовательно применяя законы морали, правительство расширило свою власть над частной жизнью своего населения, а также их экономическими отношениями или религиозными убеждениями. Изучая Кодекс Хаммурапи, учащиеся получают конкретные доказательства широкого влияния древнего вавилонского правительства на жизнь его населения, а также несколько прекрасных примеров далеко идущих юридических различий класса и пола в обществе. Я обнаружил, что полезность этого конкретного источника выходит далеко за рамки понимания вавилонской истории.Учащиеся могут использовать этот Кодекс для сравнения с другими древними правовыми системами, такими как, например, в книге Левит; они могут сравнить отношение Хаммурапи к его божествам с более поздним европейским идеалом «Божественного права королей»; и они могут ссылаться на это как на систематизированный пример социального регулирования классовых и гендерных различий. ______________________ |
Хаммурапи — факты и информация
Правитель амореев Хаммурапи (неизвестен — 1750 г. до н.э.), коронованный царь Вавилона около 1792 г. до н.э., был одновременно заядлым воином и проницательным администратором, чтившим традиции Шумера. Аккад и другие земли, которые он подчинил своей власти. Он мог быть беспощадным к врагам, разрушая города, которые бросили ему вызов. Но он также обеспечил единство и стабильность своей империи, составив свод законов или юридических прецедентов, применимых ко всем его подданным.
Выписанный на камне памятник, изображающий благословение Хаммурапи богом солнца Шамашем, кодекс регулирует внутренние споры, а также преступления, совершаемые вне дома. Его цель, как он заявил, состоит в том, чтобы справедливость «взошла, как солнце, над людьми, и осветила землю».
Узнайте, как Месопотамия стала местом рождения первых в мире городов, достижений в области математики и естественных наук, а также правовой системы.
Кодекс Хаммурапи частично основывался на шумерских законах, но предусматривал более суровые наказания за некоторые правонарушения, включая смерть или нанесение увечий за преступления простолюдинов, повлекшие за собой телесные повреждения.Подобно древним израильтянам, амореи, возможно, когда-то применили принцип «око за око и зуб за зуб» к тем, кто причинял вред другим.
Кодекс определенно благоприятствовал людям богатым и высокопоставленным, от которых требовалось платить только штраф, если они причиняли вред простолюдинам. Кодекс также отдавал предпочтение мужчинам над женщинами. Супружеская измена может остаться безнаказанной, а неверная жена будет казнена.
Скульптура изображает вавилонского царя Хаммурапи и божество Шамаш.
Фотография ВИКТОРА Р.BOSWELL, JRПожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Несмотря на такое неравенство, законы, принятые Хаммурапи, предлагали некоторую защиту женщинам, простолюдинам и рабам. Например, жены, подвергшиеся насилию со стороны своих мужей, могли подать иск о разводе, и все обвиняемые были защищены от ложных показаний законом, предписывающим смертную казнь для свидетелей, давших лжесвидетельство. Изложение законов в письменной форме отбивало у судей желание выносить произвольные решения и продвигало идею справедливости как универсальной и устойчивой.Кодекс Хаммурапи не допускает личных актов мести; это само по себе было значительным вкладом в поддержание правопорядка в гражданском обществе.
Хаммурапи и другие древние завоеватели были не прочь отомстить. Не существовало правил, удерживающих королей или императоров от нападений друг на друга, даже если они заключали союзы и давали клятву вечной дружбы. Например, Хаммурапи обратился против своего давнего союзника царя Мари, правителя цветущего города в верховьях реки Евфрат.Хаммурапи разрушил дворец своего соперника вместе с храмом Шамаша. При этом он проигнорировал надпись, в которой проклинал любого, кто осквернил святыню, и умолял богов перерезать преступнику горло и уничтожить его потомство.
В раздираемой раздорами Месопотамии такие проклятия часто исполнялись. Династия Хаммурапи просуществовала всего несколько поколений, прежде чем она рухнула. Но его свод законов создал жизненно важный и прочный прецедент. Правители вплоть до Наполеона Бонапарта издали свои собственные кодексы, чтобы объединить царства, в которых содержались люди с самыми разными обычаями и концепциями справедливости, и чтобы они не захотели взять закон в свои руки.
Этот текст является отрывком из специального выпуска National Geographic Самые влиятельные фигуры древней истории .
Лучшее правило для управления рисками
Почти 4000 лет назад царь Вавилона Хаммурапи из Месопотамии издал один из первых сводов законов.
Кодекс Хаммурапи — одно из старейших сочинений, которые можно переводить. Он состоит из 282 законов, большинство из которых касается наказания. Каждый закон учитывает статус преступника. Кодекс также включает самые ранние известные строительные законы, разработанные для согласования стимулов строителя и жильцов, чтобы гарантировать, что строители создают безопасные дома:
- Если строитель строит дом для человека и не делает его прочным, и дом, который он построил, рушится и приводит к смерти хозяина дома, этот строитель должен быть предан смерти.
- Если это приведет к смерти сына хозяина дома, они должны убить сына того строителя.
- Если это приводит к смерти раба хозяина дома, он должен отдать хозяину дома раба равной ценности.
- Если он разрушит собственность, он должен восстановить все, что было разрушено, и поскольку он не сделал дом, который он строит, прочным, и он рухнул, он должен восстановить дом, который рухнул, за свой счет.
- Если строитель строит дом для человека и не делает его конструкцию отвечающей требованиям, и стена рушится, этот строитель должен укрепить стену за свой счет.
Хаммурапи стал правителем Вавилона в 1792 г. до н.э. и занимал этот пост 43 года. В эпоху городов-государств Хаммурапи вырастил свое скромное королевство (где-то от 60 до 160 квадратных километров), завоевав несколько соседних государств. Удовлетворенный размером контролируемой им территории, Хаммурапи стал править своим народом.
«Этот наш мир кажется отделенным небольшой и ненадежной безопасностью от самой необычной и неожиданной опасности.”
— Артур Конан Дойл
Хаммурапи был справедливым лидером (исходя из того немногого, что мы о нем знаем) и заботился о благополучии своего народа. Он преобразовал местность, приказав построить оросительные канавы для повышения продуктивности сельского хозяйства, а также снабдив города защитными стенами и крепостями. Хаммурапи также отремонтировал храмы и религиозные объекты.
По сегодняшним меркам Хаммурапи был диктатором. Однако он не злоупотреблял своей властью, а считал себя «пастырем» своего народа.Хотя вавилоняне держали рабов, у них тоже были права. Рабы могли выходить замуж за других людей с любым статусом, открывать бизнес и покупать свою свободу, и они были защищены от жестокого обращения.
На первый взгляд может показаться, что нам мало чему поучиться у Хаммурапи. Я имею в виду, зачем вообще учить древних вавилонян? Они были просто варварскими фермерами, верно?
Похоже, мы не такие разные, как кажется. Наши современные верования неотделимы от верований людей времен Хаммурапи; они их продолжение.Ранние правовые кодексы являются предками тех, в которые мы сейчас верим.
Независимо от того, является ли страна диктатурой или демократией, одним из ключей к любой эффективной правовой системе является способность любого человека понимать ее законы. У нас есть трещины, и мы можем извлечь уроки из простоты Кодекса Хаммурапи, который касается практической справедливости, а не высоких принципов. Даже называть это сводом законов неверно. У древних вавилонян, похоже, не было эквивалентного термина.
Кодекс Хаммурапи подразумевает три важных концепции: взаимность , подотчетность и стимулы.
У нас нет данных о том, как часто вавилонские дома падали до и после введения в действие Кодекса. Мы понятия не имеем, сколько (если таковые имеются) людей были казнены в результате несоблюдения строительных законов Хаммурапи. Но мы знаем, что человеческие инстинкты самосохранения сильны. Более чем сильные, они лежат в основе большей части нашего поведения.Желание избежать смерти — самый мощный стимул, который у нас есть. Если предположить, что люди чувствовали и думали так же 4000 лет назад, мы можем догадаться о влиянии Кодекса.
Представьте себя вавилонским строителем. Каждый раз, когда вы строите дом, есть риск, что он рухнет, если вы сделаете какие-либо ошибки. Ну так что ты делаешь? Вы учитываете максимально возможный запас прочности. Вы планируете любые потенциальные риски. Вы не срезаете углы и не пытаетесь сэкономить немного денег. Несмотря ни на что, вы не допустите никаких известных изъянов в конструкции.Это того не стоит. Вы хотите уйти с уверенностью, что дом прочный.
Теперь сравните это с современными инженерами или строителями.
В игре не так уж много шкуры. Худшее, с чем они столкнутся, если они станут причиной смерти, — это штраф. Мы видели это во время урагана «Катрина» — 1600 человек погибли из-за наводнения, частично вызванного плохой конструкцией систем защиты от ураганов в Новом Орлеане. Анализ задним числом показал, что городские защитные стены, дамбы, насосы и ворота были плохо спроектированы и содержались в плохом состоянии.Число погибших было хуже, чем могло бы быть в противном случае. И все же к ответственности никто не привлекался.
Ураган «Катрина» считается стихийным бедствием, частично вызванным действиями человека. В последние месяцы во время пожара на башне Гренфелл в Лондоне мы увидели последствия небрежного строительства. По меньшей мере 80 человек погибли в результате пожара, который, как полагают, возник случайно, но который, согласно экспертному анализу, был ускорен сознательным использованием дешевых строительных материалов, не прошедших испытания на безопасность.
Части Кодекса Хаммурапи, касающиеся строительных законов, сколь бы жесткими они ни были (и столь же неуверенными в их краткосрочных последствиях), иллюстрируют важную концепцию: запас прочности. Когда мы конструируем систему, недостаточно убедиться, что она может выдерживать ожидаемые давления.
Вавилонский строитель не удовлетворился бы постройкой дома, достаточно прочного, чтобы выдержать только ожидаемые стрессовые факторы. Единичное событие «Черный лебедь» — например, ненормальная погода — могло вызвать его обрушение и, в свою очередь, смерть самого строителя, поэтому строители должны были предусмотреть значительный запас прочности.Чем больше, тем лучше. При ветре со скоростью 59 миль в час мы не хотим находиться в доме, построенном так, чтобы выдерживать ветер со скоростью 60 миль в час.
Но наши нынешние финансовые системы не стимулируют людей создавать большие запасы прочности. Вместо этого они поступают наоборот — поощряют опасный риск.
Нассим Талеб сослался на Кодекс Хаммурапи в статье New York Times , в которой он описал способ предотвращения угрозы банкирам общественному благосостоянию. Его решение? Прекратите предлагать бонусы за рискованное поведение людей, которые не будут расплачиваться за плохой результат.Талеб писал:
… пришло время для фундаментальной реформы: любой человек, который работает в компании, которая, независимо от ее текущего финансового состояния, потребует финансовой помощи, финансируемой налогоплательщиками, в случае неудачи не должен получать премию. Фактически, все выплаты в системно значимых финансовых учреждениях — в крупных банках, а также в некоторых страховых компаниях и даже в крупных хедж-фондах — должны строго регулироваться.
Проблема, по мнению Талеба, не в обычных жалобах на неравенство доходов или переплату.Вместо этого он рассматривает бонусы как асимметричные стимулы. Они вознаграждают за риски, но не наказывают за последующие ошибки, которые вызывают «накопление скрытых рисков в финансовой системе и превращение их в катализатор катастрофы». Это случай «головы, я выигрываю; решки, вы проиграете ».
Бонусыпобуждают банкиров игнорировать потенциал событий «Черный лебедь», и финансовый кризис 2008 года является ярким примером (или, скорее, субстандартным). Вместо того чтобы игнорировать эти события, банки должны стремиться минимизировать причиненный ущерб.
В некоторых сферах карьеры существует строгая система стимулов и сдерживающих факторов, как официальных, так и неофициальных. Врачи получают повышение и уважение, если они хорошо выполняют свою работу, и рискуют получить серьезные штрафы за врачебную халатность. За исключением экспериментов, в которых пациенты полностью осведомлены о рисках и соглашаются с ними, врачи не получают бесплатного разрешения на принятие рисков, которые могут причинить пациентам вред.
То же самое и с военнослужащими и сотрудниками службы безопасности. Как писал Талеб, «мы доверяем свою жизнь военным и служащим национальной безопасности, но не даем им щедрых бонусов.Они получают повышение по службе и честь за хорошо выполненную работу, если они добиваются успеха, и суровое сдерживание стыда в случае неудачи ».
Хаммурапи и его советники не интересовались сложными законами и юридическим языком. Вместо этого они хотели, чтобы Кодекс приносил результаты и был понятен всем. И Хаммурапи понял, как работают стимулы, — урок, который мы должны усвоить.
Когда вы выравниваете стимулы всех как положительным, так и отрицательным образом, вы создаете систему, которая сама о себе позаботится.Талеб описывает Закон 229 Кодекса Хаммурапи как «лучшее правило управления рисками». Несмотря на то, что для современных глаз это было варварством, в нем учитывались определенные истины. Строители обычно знают о строительстве больше, чем их клиенты, и могут сократить путь неочевидными способами. После завершения строительства строитель может уйти с небольшой дополнительной прибылью, в то время как незадачливый клиент по незнанию остается с небезопасным домом.
Небольшая дополнительная прибыль, которую могут получить строители, аналогична системе бонусов в некоторых современных отраслях.Он вознаграждает тех, кто идет на неразумный риск, обманывает своих клиентов и причиняет вред другим людям ради собственной выгоды. Система Хаммурапи имела противоположный эффект; он объединил интересы получателя и плательщика. Вместо того, чтобы мотивировать застройщика зарабатывать как можно больше прибыли, а домовладельца — на получение убежища, они оба разделяли последнюю цель.
Кодекс демонстрирует эффективность использования самосохранения в качестве стимула. Мы чувствуем себя в большей безопасности в самолетах, которыми управляет человек, а не машина, потому что отчасти мы считаем, что пилоты хотят защитить свою жизнь вместе с нашей.
Когда у нас нет стимула защищать себя, мы с большей вероятностью рискуем безопасностью других людей. Вот почему банкиры готовы навредить своим клиентам, если это означает, что банкиры получают значительные бонусы. Вот почему компании, продающие вредные продукты, такие как фаст-фуд и табак, склонны преуменьшать риски. Или почему британская инициатива по сокращению популяции индийских кобр за счет компенсации тем, кто поймал змей, имела противоположный эффект. Или почему сотрудники Wells Fargo открыли миллионы фальшивых счетов для достижения целей продаж.
Стимулы дают обратный эффект, когда нет отрицательных последствий для тех, кто их использует. Внешние стимулы основаны на внешней мотивации, которая легко идет наперекосяк.
Когда у нас есть настоящая шкура в игре — когда у нас есть положительные и отрицательные стороны, — мы заботимся о результатах так, как иначе бы не заботились. Мы действуем по-другому. Мы не торопимся. Мы используем мышление второго порядка и инверсию. Мы ищем доказательства или способ опровергнуть это.
Четыре тысячи лет назад вавилоняне осознали силу стимулов, но, похоже, с тех пор мы забыли о недостатках человеческой природы, из-за которых трудно противостоять искушениям.
ресурсы для учителей истории / Кодекс Хаммурапи
Основной вопрос: Каковы основные принципы справедливости в кодексе Хаммурапи?
Темы на странице e
Король Хаммурапи
Код Хаммурапи
Принципы правосудия
Женщины и закон
1) Царь Хаммурапи
Царь Хаммурапи был шестым царем Вавилона, правившим с 1792 по 1750 год до нашей эры.Как правитель, он курировал большое расширение своего царства, вытеснив Вавилон из города-государства в Вавилонскую Империю, которая на момент смерти Хаммурапи контролировала всю Месопотамию.
- Король Хаммурапи наиболее известен тем, что создал один из первых сводов писаных законов в зарегистрированной истории . Более старый, но менее известный и хорошо известный писаный закон датируется примерно 2100 годом до нашей эры.
Шумерский свод законов: Кодекс Липит-Иштар (1868 г. до н.э.) предшествует Хаммурапи на столетие.
- В этом источнике также есть текст многих кодов Хаммурапи
«Кодекс Хаммурапи» — это серия постановлений и правил Вавилонской империи, начертанных на большом диоритовом столбе.
- Краткая история Вавилонской империи и наследия Хаммурапи.
2) Кодекс Хаммурапи и «око за око»
«Око за око» — это идея о том, что наказание должно быть приравнено к совершенному преступлению.Кодекс не распространялся одинаково на всех людей. Суровость наказания зависела от социальной значимости жертвы и нарушителя закона. Чем выше класс жертвы, тем больше было наказание. Латинская фраза для этого принципа — lex talionis.
Кодекс Хаммурапи содержит 282 закона, сгруппированных по различным категориям, включая торговлю, труд, собственность и семью. Полный текст здесь.
- Кодекс содержал законы об усыновлении детей, медицинской практике, найме фургонов или лодок и опасных животных.Кодекс, по сути, управлял людьми Вавилонии и помогал улаживать конфликты во всех сферах жизни, и поэтому является важным отражением вавилонского общества.
Немного истории открытия Кодекса в XIX веке и правления Хаммурапи.
Кодекс Хаммурапи в Лувре
Наиболее полную сохранившуюся форму Кодекса Хаммурапи можно найти в Лувре. Кодекс начертан на аккадском языке на диоритовой стеле примерно 7.5 футов высотой и вырезан клинописью.
См. Также видео Стела Свода законов короля Хаммурапи из Академии Хана.
- Щелкните здесь, чтобы просмотреть сопроводительную викторину.
Видео о Кодексе Хаммурапи и причинах необходимости писаного закона.
Стратегическая игра о распределении ресурсов, чтобы лучше понять основные идеи, лежащие в основе свода законов.
- Задание: После того, как студенты изучат Кодекс Хаммурапи, предложите им обсудить, были ли они справедливыми или нет.
- Задание: попросите учащихся составить список правил и кодов для класса на основе Кодекса Хаммурапи.
8 фактов, которые вы могли не знать о Кодексе Хаммурапи из History Channel.
3) Принципы правосудия
Человек, случайно нарушивший закон, был так же виновен, как и тот, кто намеревался нарушить закон. Людям, которые не всегда могли контролировать результат своей работы, например врачам, приходилось быть очень осторожными.«Если хирург проделал крупную операцию гражданину с помощью бронзового ланцета и стал причиной смерти этого гражданина … ему отрубают руку».
Информационный бюллетень об уголовном правосудии для США из NAACP (2017)
- Афроамериканцев заключают в тюрьмы более чем в 5 раз чаще, чем белых
Женщины и закон
Женщины в Вавилонии, на сайте womenintheancientworld.com, предлагает некоторый взгляд на жизнь женщин в соответствии с Кодексом Хаммурапи.
Каков был правовой и социальный статус женщин? from Before Islam: Mesopotamia, Teaching the Middle East, University of Chicago
См. также анализ того, что кодекс установил гендерный контроль мужчин над женщинами посредством того, что за одни и те же преступления назначались разные наказания. а также то, как назначались наказания лицам из разных социальных слоев.
Четыре факта о древних женщинах Месопотамии на YouTube
Перейти к основному содержанию ПоискПоиск
- Где угодно
Поиск Поиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальное продление
- Библиотекари
- Тарифы, полные платежи Чикагский пакет
- Полный охват и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатки
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- Агенты
- заказов, тарифы
- и платежи
- Полный пакет Chicago
- Полный охват и содержание
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы агента
- О нас
- Публикуйте у нас
- Новые журналы
- tners
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- СМИ
- Издательство Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление об издательской этике
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Медиа и рекламные запросы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
Глава 3: Сбалансированные и восстановительные исправительные учреждения для несовершеннолетнихИсторическая перспектива Сдерживание, наказание и ограничение дееспособности — это синонимы современной американской системы правосудия.Реабилитация правонарушителей, однако, остается важной темой, особенно в системе ювенальной юстиции, где признается, что молодежь не полностью развита и ее необходимо взращивать для достижения продуктивной, законопослушной зрелости. Однако эти убеждения не всегда считались неоспоримыми истинами. Раньше общества, наряду с некоторыми коренными народами сегодня, использовали другие средства для достижения «справедливости». С 1792 по 1750 год до нашей эры царь Хаммурапи правил Вавилоном, и за это время обширный письменный свод законов был высечен на камне.Называемый сегодня Кодексом Хаммурапи, он состоял из 282 судебных решений, которые использовались в реальных делах того времени. Принципы, лежащие в основе этого кодекса, включали «сильный не должен причинять вред слабому, и … наказание должно соответствовать преступлению». Эти законы часто предписывали «око за око, зуб за зуб» ( New Grolier Multimedia Encyclopedia, 1993). Согласно этим прецедентным законам, если кто-то причинил вред другому, требовалось возмещение (часто с процентами) или натуральное наказание (Klein, 1996). Многие другие правовые аспекты повлияли на действующие законы США, включая римское право, религиозные каноны и общее английское право. Король Вильгельм I, завоевавший Англию в 1066 году, наложил на суд королевскую власть, чтобы обеспечить верховную власть короля. Он постановил, что преступления являются нарушением «царского мира». Правонарушители несут ответственность перед королевским судом, а не перед своими жертвами и общинами. Эта система укрепила власть короля над своими подданными и увеличила его богатство, поскольку штрафы выплачивались суду, а не реституции жертвам (Quinn, 1996). Результатом является современная система правосудия, которая сосредоточена на символическом наказании со стороны государства, а не на ответственности правонарушителей перед своими жертвами (Pranis, 1998b). Американское правосудие превратилось в структуру, которая обычно контролируется государством и ориентирована на правонарушителя. Следовательно, развивающиеся системы уголовного правосудия и ювенальной юстиции ежегодно обрабатывают миллионы дел. Ежегодно все больше правонарушителей заключаются в тюрьмы, находятся под надзором и «проходят лечение». Однако несколько факторов указывают на необходимость переоценки и изменения того, как система правосудия ведет дела.Начиная с движений за права жертв и женщин в 1970-х годах, потребности потерпевших и общества получили большее признание. Подходы к восстановительному правосудию способствуют пониманию справедливости как заботы, подчеркивают важность понимания контекста каждой ситуации и укрепляют отношения и взаимность. Кроме того, осведомленность о различных культурных практиках и процессах правосудия в других культурах подчеркивает возможность иной концептуализации правосудия. Чистая стоимость нынешних систем уголовного правосудия и ювенальной юстиции и их неэффективность во многих случаях привели к необходимости внесения изменений (Pranis, 1998b). В настоящее время системы уголовного правосудия и ювенальной юстиции подвергаются пересмотру и перестройке. Высказываются по крайней мере три различных точки зрения:
Лидеры общественного и уголовного правосудия часто отстаивают и обсуждают достоинства этих различных подходов. Вероятно, что по мере того, как произойдут сдвиги, возникнет необходимость включить некоторые аспекты всех трех точек зрения. Однако приоритеты и общие концепции правосудия действительно могут измениться. В таблице 3: a дается краткое сравнение этих трех концепций справедливости.
|
Кодекс Хаммурапи — ЗАКОНЫ.com
Что такое Кодекс Хаммурапи?
Кодекс Хаммурапи известен как старейшее собрание кодифицированных законов из когда-либо существовавших. Кодекс, записанный примерно в 1780 г. до н. Э. был создан Хаммурапи, шестым царем Вавилона. Кодекс Хаммурапи распространяется на все аспекты права и включает области, касающиеся заработной платы; уголовное право; и права граждан, даже рабов и женщин.
Законы представляют собой первый настоящий кодекс цивилизованного общества.Законы помогали поддерживать порядок, обеспечивать последовательность в назначении наказаний и впервые позволяли гражданам знать, какие действия допустимы в обществе.
Кодекс Хаммурапи был обнаружен в 1901 году нашей эры французскими археологами, работавшими в Персии. Объект имеет форму базальтовой колонны, известной как стела, высотой около шести футов. На вершине стелы выгравировано изображение Хаммурапи, принимающего законы от вавилонского бога солнца Шамаша. Под гравюрой находятся 42 столбца, описывающие 282 «закона», которым граждане Вавилона должны были следовать, а также правила торговли и штрафы за нарушение законов.
Законы
Нет организованного применения законов, изложенных в Кодексе Хаммурапи. Кажется, что они разбросаны в произвольном порядке. Кодекс Хаммурапи — источник термина «око за око». Что касается уголовных дел, то законы были очень строгими, а наказания суровыми. В области торговли были установлены руководящие принципы, касающиеся того, как должна происходить торговля, и соответствующие цены, которые могут взиматься за определенные товары и услуги. Код можно разбить на 5 типов кодов, в том числе: «Судебная процедура», «Домашнее хозяйство», «Рабство», «Разное» и «Торговля».
ПРОЦЕДУРА
Из текста Кодекса Хаммурапи можно отметить, что в судебных разбирательствах использовалась жесткая форма вынесения приговора. В кодексе часто упоминаются свидетели, судьи и доказательства. Это, безусловно, первая настоящая форма судебной процедуры. Некоторые примеры, показывающие степень юридической процедуры в кодексе Хаммурапи, включают: казнь ложного обвинителя; идея о том, что человек должен доказать, что против него было совершено преступление; способность судьи приводить в исполнение денежные приговоры; наказания за определенные преступления; сроки представления доказательств и свидетелей; и, вероятно, наиболее прогрессивным является наложение штрафов и отстранение от должности судей, пренебрегающих своими обязанностями.
ДОМ
Законы под номерами 128–149 касаются исключительно мужа и жены. В отличие от правовых доктрин, появившихся намного позже Кодекса Хаммурапи, эти законы демонстрируют удивительное количество усилий, направленных на обеспечение равенства женщин. Например, закон 130 гласит: «Если мужчина насилует жену другого мужчины, который никогда не знал мужчину, но все еще живет в доме своего отца, спит с ней и удивлен, этот мужчина должен быть казнен, а жена невиновна.По сути, закон означает, что в случае изнасилования жены мужчины преступник должен быть казнен, но жена не несет ответственности. Это свидетельствует о том, что вавилонская цивилизация относилась к женщинам больше как к гражданам, чем даже к современным исламским странам. Согласно законам шариата, которые практикуются в качестве светского закона в ряде исламских стран, изнасилованная женщина считается преступницей и предается смерти.
РАБСТВО
Кодекс Хаммурапи содержит 10 законов, касающихся исключительно рабства.Их можно рассматривать как более строгую форму законов о беглых рабах, которые были приняты в Соединенных Штатах в различные периоды до гражданской войны. Большинство законов, касающихся рабства в Кодексе Хаммурапи, строго регламентируют возвращение и укрывательство сбежавших рабов. Наказанием за большинство преступлений, связанных с укрывательством рабов, является смерть, а за возвращение сбежавших рабов назначаются награды. 3 закона о рабстве также предполагают неуплату долгов. Закон 117 строго разрешает физическому лицу, имеющему задолженность, брать жену и / или детей должника в качестве рабов в качестве оплаты долга в течение 3 лет, по истечении которых долг будет прощен.
ТОРГОВЛЯ
Раздел о торговле — самый обширный из всех законов Кодекса Хаммурапи. Далее в законах объясняется поведение представителей всех профессий, включая строителей, судостроителей, врачей и парикмахеров. Этот раздел также помогает понять ценность, которую общество придавало различным классам людей. Законы 221 — 223 прекрасно это объясняют. Эти три закона определяют гонорары, которые должны выплачиваться врачу за восстановление сломанных костей человека с «больной мягкой частью».Если это гражданин, плата составляет 5 шекелей; свободный человек — 3 шекеля; а если это раб, плата составляет 2 шекеля. Торговая часть Кодекса Хаммурапи также придает значение менталитету «око за око», которым так известен Кодекс. Закон 229 гласит, что «если строитель построит для кого-то дом, но не построит его должным образом, а построенный им дом упадет и убьет своего хозяина, то этот строитель должен быть казнен». Этому совпадает закон 230, который гласит: «Если он убьет сына владельца, сын того строителя должен быть предан смерти.Еще один аспект торговых законов в Кодексе Хаммурапи состоит в том, что идея реституции превалирует. Когда профессионал, которому платят за свои услуги, действует небрежно и наносит ущерб собственности, тогда в законодательстве отмечается, что этот профессионал несет ответственность за возмещение убытков других.