Князья киева: Киевское княжество — урок. История, 6 класс.

Русские земли

Ярослав (в крещении — Иоанн) Изяславич, второй сын великого князя И. Мстиславича и немецкой принцессы Екатерины. По порядку престолонаследия — двадцать четвертый великий князь.

Дата и место рождения князя неизвестны; крестильное имя дано ему в честь святого Иоанна Предтечи (казнен 29 августа 32 г. от P. X.).

Впервые упоминается в летописи под 1146 г., когда отец сажает его на княжение в Туров.

Осенью 1148 г. посажен отцом на княжение в Великий Новгород. В феврале 1149 г. встречает своего отца, приехавшего к нему в Великий Новгород для подготовки войны с суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким; устраивает вместе с отцом обед для всех новгородцев «от мала и до велика».

Ярослав княжит в Великом Новгороде до марта 1154 г.; 26 марта изгнан новгородцами из города и уходит к отцу, который летом того же года сажает его на княжение во Владимир-Волынский.

В том же году умирает его отец, великий князь киевский Изяслав Мстиславич (в ночь с 13 на 14 ноября 1154 г.

). Ярослав оказывается втянут в военные действия, которые разворачиваются в Южной Руси. В 1155 г. старший брат Ярослава, Мстислав, оставляет его в Луцке, куда подступают союзники нового великого князя киевского Юрия Долгорукого (занял киевский престол 20 марта 1155 г.) — галицкий князь Ярослав Владимиркович Осмомысл и дядя Ярослава, князь Владимир Мстиславич. Ярослав успешно обороняется и вынуждает осаждающих отступить. В том же году смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу удается примирить своих родичей с Юрием Долгоруким; по приглашению последнего Ярослав вместе с дядей Владимиром Мстиславичем приезжает в Киев.

В том же году вместе с великим князем Юрием Долгоруким и другими князьями участвует в съезде с половцами в Каневе. После заключения великим князем мира с князем Изяславом Давыдовичем Черниговским возвращается в Луцк. 

После вступления на великокняжеский престол князя Изяслава Давыдовича (19 мая 1157 г.) действует совместно с великим князем; в том же году участвует в походе на Туров против князя Юрия Ярославича; в течение десяти недель князья осаждают Туров, однако, из-за начавшегося мора «в коних» отступают от города.

В 1158 г. разрывает союз с великим князем Изяславом Давыдовичем и вступает в коалицию с галицким князем Ярославом Владимирковичем Осмомыслом и другими князьями, направленную против великого князя. Тогда же вместе со своим старшим братом Мстиславом и двоюродным дядей Владимиром Андреевичем целует крест князю Ростиславу Мстиславичу Смоленскому в том, что будет добывать для него великое княжение. Осенью Ярослав, вместе с братом Мстиславом, двоюродным дядей Владимиром и галицким полком выступают к Киеву и занимают город 22 декабря 1158 г. Исполняя крестное целование, князья посылают в Смоленск за Ростиславом Мстиславичем, и после длительных переговоров с Мстиславом Изяславичем (по поводу кандидатуры киевского митрополита) 12 апреля 1159 г. Ростислав вступает на киевский престол.

В том же году князь Ярослав Изяславич вместе с Владимиром Андреевичем и галичанами разбивает половцев между городами Мунаревом и Ярополчем и отнимает у них полон. В том же году и также вместе с Владимиром Андреевичем и галичанами послан великим князем Ростиславом Мстиславичем на помощь Святославу Ольговичу и Рюрику Ростиславичу против князя Изяслава Давыдовича, подступившего к Чернигову.

Зимой 1159–60 гг. вместе с братьями Мстиславом и Ярополком и двоюродным дядей Владимиром Андреевичем в течение двух с половиной недель осаждает Туров, в котором затворился князь Юрий Ярославич. Не добившись успеха, князья возвращаются обратно.

После поражения великого князя Ростислава Мстиславича от Изяслава Давыдовича у Киева (8 февраля 1161 г.) оказывает помощь дяде и вместе с ним и своим братом Ярополком затворяется в Белгороде. В течение четырех недель князья выдерживают осаду, дожидаясь помощи от своих родичей. Известие о приближении к городу Мстислава Изяславича, Рюрика Ростиславича и других князей вынуждает Изяслава Давыдовича отступить. Князья, «

выидоша из города своими полки» и дождавшись подмоги, устремляются в погоню. В битве 6 марта на р. Желяни (ныне Унава, правый приток Ирпеня) войско Изяслава Давыдовича терпит сокрушительное поражение, а сам князь погибает.

В 1166 г. Ярослав женит своего сына Всеволода на Мальфриде, дочери туровского князя Юрия Ярославича. В том же году вместе с другими южнорусскими князьями, по повелению великого князя Ростислава Мстиславича, идет к Каневу, где князья встречают и сопровождают под охраной «

Гречникъ и Залозникъ».

По смерти великого князя Ростислава Мстиславича (14 марта 1167 г.) приглашение занять киевский престол получает брат Ярослава, Мстислав. Тому, однако, становится известно, что его родичи намереваются отобрать у него волости, в частности, брат Ярослав — Владимир-Волынский. Мстислав получает помощь от поляков и от князя Ярослава Владимирковича Осмомысла и, соединившись с черными клобуками, 15 мая того же года входит в город, после чего заключает «ряды» со своими родичами.

В начале весны 1168 г. Ярослав вместе со многими другими князьями принимает участие в большом походе против половцев, организованном его братом, великим князем киевским Мстиславом Изяславичем. Князья выступают из Киева 2 марта 1168 г. и за р. Угол (современная р. Орель, левый приток Днепра) одерживают полную победу, в результате которой в их руки попадает богатая добыча.

31 марта, на Пасху, князья возвращаются на Русь «с побѣдою и с радостью». Той же весной вместе с великим князем и другими князьями Ярослав выступает из Луцка к Каневу для защиты от половцев торговых караванов.

После изгнания Мстислава из Киева ратью 11-ти князей (12 марта 1169 г.) Ярослав соединяется с братом за р. Уновью (правым притоком Ирпеня), после чего уходит вместе с ним во Владимир-Волынский. В конце того же года братья разоряют г. Дорогобуж-Волынский — волость их двоюродного дяди Владимира Андреевича, ставшего союзником сыновей Юрия Долгорукого; занимают ряд его городов и, «многы повоевавъ и пожегь», возвращаются во Владимир-Волынский.

В феврале 1170 г. вместе с братом Мстиславом, полками других союзных князей, а также торками и берендеями, выступает из Владимира-Волынского в Киев. В конце февраля или начале марта Мстислав занимает город и заключает «ряды съ братьею», однако, из-за измены торков и берендеев (кочевые племена торков в составе черных клобуков), ухода галицкого и иных полков, а также ввиду приближения киевского князя Глеба Юрьевича с половцами вынужден вместе с братом покинуть Киев (13 апреля) и вернуться во Владимир.

В августе того же года смертельно больной Мстислав заключает договор с Ярославом «о дѣтехъ своихъ». Ярослав целует крест брату, «якоже ему не подозрѣти волости подъ дѣтми его». 19 августа 1170 г. Мстислав умирает во Владимире-Волынском, и Ярослав «с честью великою и съ пѣньи гласохвалными» хоронит его в соборной церкви Пресвятой Богородицы.

Вероятно, вскоре после этого Ярослав заключает договор со своим дядей Владимиром Мстиславичем, касающийся в том числе и судьбы его племянников, сыновей Мстислава Изяславича. Владимир, однако, нарушает договоренность с Ярославом и по приглашению князей Давыда и Мстислава Ростиславичей занимает Киев (15 февраля 1171 г.).

Враждебность в отношениях Ярослава с князьями-Ростиславичами сохраняется и после вступления в начале июля того же года на киевский престол (по прямому указанию Андрея Боголюбского) князя Романа Ростиславича. В ссоре Андрея Боголюбского с Ростиславичами Ярослав первоначально поддерживает Андрея. Узнав о выступлении огромной рати, собранной Андреем против Ростиславичей, и об осаде Вышгорода, в котором затворился князь Мстислав Ростиславич (сентябрь-октябрь 1173 г.), Ярослав «со всею Волынскою землею» также выступает к Киеву «на Ростиславичѣ же», при этом «ища собѣ старѣшиньства въ Олговичѣхъ» (старейшим среди князей, подступивших к Киеву по указанию Андрея Боголюбского, был князь Святослав Всеволодович, глава рода князей-Ольговичей). Князья, однако, не дали ему старейшинства и «

не ступишася ему Кыева», вследствие чего Ярослав начал переговоры с Ростиславичами и, получив от них согласие уступить ему Киев, двинулся на соединение с князем Рюриком Ростиславичем, находившимся в Белгороде (близ Киева). Известие о союзе Ярослава с Рюриком вызывает панику и бегство собравшегося у Вышгорода войска; Ярослав же вступает в Киев (ноябрь 1173 г., у В.Н. Татищева 20 декабря).

К этому времени относится изгнание из Киева Ярославом католических «аббатов, священников, монахов и всех латинян вообще». Это свидетельствует о реакции великого князя на вызывающее поведение поселившихся в Киеве католиков.

В начале 1174 г. к нему посылает князь Святослав Всеволодович с напоминаем об их прежнем договоре, по которому тот из них, кто займет великое княжение, должен наделить другого волостями. Не получив обещанного, Святослав внезапно («

изъѣздомъ») нападает ка Киев и вынуждает Ярослава бежать, бросив на произвол судьбы жену, младшего сына Мстислава и всю дружину, которые попадают в руки Святославу.

Пробыв в Киеве всего 12 дней, Святослав вместе с пленными, «поимавъ имѣние Ярославле бещисла», возвращается в Чернигов. Ярослав же, услыхав, «яко стоить Кыевъ князя, пограбленъ Олговичи», вновь вступает в город. Разгневанный князь обвиняет киевлян в измене и требует денег для выкупа жены и младшего сына; «и попрода всь Кыевъ», не щадя ни духовенства, ни монастырей. «Много зла створивъ Киеву», Ярослав выступает к Чернигову, против Святослава Всеволодовича, и заключает с ним мир.

В том же году в союзе с Олегом Святославичем и Ростиславичами вновь идет на Святослава Всеволодовича, сжигает города Лутаву и Моровийск, после чего заключает мир.

В конце весны 1174 г., несмотря на уговоры князей-Ростиславичей, уходит из Киева в Луцк, оставляя великое княжение Роману Ростиславичу.

В 1184 г. умирает; погребен в Киеве в монастыре Святого Феодора.

Князь Ярослав Изяславич был женат на неизвестной по имени дочери короля богемского Владислава II (из Пржемысловичей; умер 18 января 1175 г.). Его дети: Ингварь, Всеволод, Изяслав (умер в феврале (по В.Н. Татищеву, 10 февраля) 1196 г.) и Мстислав Немой.

Владимир Мономах — великий князь

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник Владимир Мономах — великий князь

     Восстание 1113 г. После 1111 г. донские половцы надолго потеряли способность к ведению активной войны против Руси, затихли и приднепровские половцы. Но нарастало внутреннее напряжение в русских землях, особенно в крупных городах, вызванное наступлением князей, бояр, дружинников, духовенства на крестьянские земли, на доходы смердов, ремесленников. Все больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство в сельской местности и в городах; они шли в кабалу к богатым, брали деньги, семена, орудия труда в долг. Потом не могли вернуть этот долг своим заимодавцам, задерживали выплату процентов. Особенно злодействовали ростовщики, которые ссужали нуждающихся людей деньгами, но под долг брали с них высокие проценты. Большим сребролюбцем и жестоким ростовщиком слыл и сам великий князь Святополк.


     Положение простого люда особенно ухудшилось со времени смуты с начала 90-х гг. XI в. Междукняжеские битвы сопровождались пожегом городов, разорением сел, поборами с крестьян и горожан. Порой насильно смердов, ремесленников, торговцев гнали на войну. Дело довершали и нескончаемые половецкие набеги. На сечи с половцами уходили народные силы и средства. Деньги для откупа брались все с тех же городов, все с тех же смердов.
     Ситуация обострилась, когда в Киеве 16 апреля 1113 г. неожиданно умер великий князь Святополк. Сразу начали борьбу за власть сторонники различных княжеских кланов. На власть мог претендовать старший из князей — Олег, но он был постоянно болен, его брат Давыд отошел от политических дел и ни на что не претендовал. Затем по старшинству шел Владимир Мономах. Были свои сторонники и у сыновей покойного Святополка.
     Киевский тысяцкий Путята начал уговаривать киевлян пригласить Олега, но против Святославичей сплотилась партия Мономаха. Ее представители поскакали в Переяславль звать Владимира на киевский престол. А в это время загудел торгово-ремесленный Подол. Там прошел слух, что ненавистный Путята сносится с Святославичами, что он держит сторону ростовщиков, среди которых было много евреев. Не исключено, что эти слухи разносили по городу сторонники Мономаха.
     Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы по адресу бояр, ростовщиков. Толпа разгромила двор Путяты, дворы ростовщиков, удар пришелся и по еврейским купцам и ростовщикам, которые заперлись в киевской синагоге. В Софийском соборе по зову митрополита Никифора сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Мономаха; только он, князь — воин и патриот, мог унять начавшееся выступление народа. Но поначалу переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в междоусобицу, если бы вдруг Святославичи, бывшие старше его в роду, опротестовали его решение. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.
     На следующее утро народ снова высыпал на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа бросилась в сторону Печерского и Выдубицкого монастырей. Мятеж нарастал, вовлекая в свой водоворот все новые и новые сотни людей; пробудились окрестные слободы и деревни, поднялись против своих господ смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с наиболее ненавистными заимодавцами, холопы вышли из повиновения господам.
     И вновь митрополит собрал верхушку города. Вновь было принято решение пригласить Мономаха в Киев. Гонец вез Мономаху письмо, в котором говорилось: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою (вдову Святополка), и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят монастыри». 20 апреля Владимир Мономах вместе с переяславской дружиной вступил в Киев.
      Владимир Мономах — великий киевский князь. Сторонники Мономаха разнесли весть, что теперь князь проведет правый суд и накажет мздоимцев. Это несколько успокоило людей. Но более всего на них произвело впечатление появление грозного князя во главе отборного войска. Мятеж в Киеве стал стихать.
     Через несколько дней после совещания с боярами Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую Правду», названную «Устав Владимира Всеволодича». Отныне расчеты за взятый долг были изменены. Если человек, взявший долг, заплатит в виде процентов его сумму, то он обязан был вернуть и сам долг, но если проценты в полтора раза превышали сумму долга, то он автоматически погашался. Отныне нельзя было брать более 20% годовых за предоставленный долг. Эти статьи освободили от долгов многих должников, ограничили произвол ростовщиков. «Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Все это на некоторое время сняло социальное напряжение в Обществе. По существу Мономах выступил в истории Руси как первый серьезный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающихся отношений. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрочены основы развивающегося общества.
     Незадолго перед этим Владимиру Мономаху исполнилось 60 лет. Для того времени это было немало. Он овладел верховной властью в таком возрасте, когда люди уже расстаются и с властью, и с жизнью. Впереди у него еще было 12 лет правления.
     За это время Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил подчиняться себе Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка — Ярослава, который правил на Волыни. В 1115 г. умер Олег Святославич, и с ним на время ослаб клан Святославичей, но уже поднимались к власти его дети — Ольговичи, которых тоже надо было держать в узде.
     В 1116 г. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству, где сидели потомки князя Всеслава. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае. На юг было направлено русское войско, но Византия поспешила прислать Мономаху богатые дары, греки предложили обручить внучку Мономаха, дочь Мстислава Добронегу с сыном византийского императора. Это была высокая честь. Русское войско было отозвано.
     Мономах проявил себя не только как видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин. Его «Устав» был направлен на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от мятежей, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.
     Много внимания он уделял строительству, развитию культуры. При нем был создан новый летописный свод, в котором были подчеркнуты все заслуги Всеволодова дома.
     На закате жизни Владимир Мономах создал свое знаменитое «Поучение», в котором не только рассказал о своей трудной, полной опасностей жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми, дал практические советы о том, как вести вотчинное хозяйство. Он писал, что рано или поздно зло будет наказано, а добро восторжествует: «Молод был и состарился,— писал он,— и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба». Отрокам он наказывал: «Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе; не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держать к низу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет». «Всего же более убогих не забывайте,— продолжал он,— но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его».
     Многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей, расходилось с этими заповедями, тем более удивительной была эта исповедь, высказанная человеком на склоне лет.
     Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73 году жизни на реке Альте, в небольшом доме, который был выстроен рядом с часовней на месте убийства святого Бориса. Один древний источник сохранил описание Владимира Мономаха: «Лицом был красен (т.е. красив), очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен».
     Мстислав Великий. После смерти Владимира Мономаха вопреки Ярославовой традиции старшинства в роду на престол вступил его старший сын Мстислав, хотя были еще живы его дяди, двоюродные братья, старше его по возрасту. В последние годы жизни Мономаха Мстислав, находясь постоянно около стареющего отца, по существу вел все управление государством. Черниговские князья, старейшие в роду, были недовольны, но на этот раз смолчали, так как велика была власть в руках Мстислава, могучими были его военные силы.
     Поначалу Мстислав урегулировал отношения в княжеской семье. Он сохранил за своими братьями их владения. Наиболее деятельные из них, Ярополк и Юрий Владимировичи, заняли соответственно престолы в Переяславле, который стал со времени пребывания там еще Владимира Мономаха по существу вторым по политическому значению городом на Руси, и в Ростове. Своего старшего сына Всеволода новый киевский князь «посадил» в Новгороде, другому сыну отдал Смоленск. Таким образом, «племя» Мономаха по существу продолжало владеть всей Русской землей. Лишь Полоцк да Чернигов непосредственно не входили в мономахову «отчину».
     С черниговскими князьями Мстислав заключил компромисс, оставив черниговский престол за Всеволодом Ольговичем. На Полоцк же вскоре было послано войско, которое овладело Полоцкой землей. В полоцкие города были направлены посадники Мстислава.
     Сын Мономаха продолжал проводить энергичную политику наступления на половецкую степь. Ударной силой здесь продолжало выступать Переяславское княжество, которое испытало немало бед от половецких нашествий.
     Все попытки половцев воспользоваться смертью Владимира Мономаха и вернуть утраченные позиции натолкнулись на мощь объединенных киевско-переяславских сил. Руководил русским войском, как правило, смелый и решительный полководец Ярополк Владимирович, очень напоминавший на поле брани своего отца Владимира Мономаха. Недаром современники говорили про него: «благоверного князя корень». Половецкое нашествие 1129 г. было отбито, а позднее Мстислав и Ярополк в ходе масштабных походов в степь сумели оттеснить половцев за Дон и Волгу, некоторые из них откочевали даже к реке Яик (Урал) и в Закавказье.
     Мстислав обезопасил и северо-западные границы Руси. Он предпринимал походы против чуди и литовских племен, которые не раз тревожили русские границы. По словам летописца, Мстислав «много пота утер за землю Русскую».
     Смерть Мстислава и начало новой смуты. В 1132 г. Мстислав Владимирович умер и на киевский престол взошел старший из Мономаховичей Ярополк, бывший до этого переяславским князем. На первый взгляд казалось, что все идет своим чередом, что могучее Киевское государство просто переживает очередную смену князя. Но, начиная с 1132 г., события на Руси стали приобретать такой характер, что становилось ясным: страна вступила в новый исторический этап, который готовился исподволь, в течение предшествовавших десятилетий и теперь лишь раскрылся полностью.
     Внешне поначалу это выразилось в том, что на Руси разгорелась очередная междукняжеская смута. Вначале произошла ссора между сыновьями и внуками Мономаха. Попытка великого киевского князя Ярополка отдать Переяславль своему племяннику Всеволоду Мстиславичу, как он пообещал Мстиславу перед его кончиной, встретила сопротивление Юрия Владимировича ростовского и Андрея Владимировича, который правил на Волыни. Переяславль в конце концов был отдан Юрию Долгорукому.
     Распрю среди Мономаховичей использовал Всеволод Ольгович черниговский, который, при поддержке половцев и имея за собой нейтралитет ростовского и волынского князей, атаковал Киев. Три дня стоял Всеволод под городом; половцы учинили в это время разгром поднепровских земель. Но взять город черниговскому князю не удалось, и он ушел восвояси.
     Наступление черниговского князя сплотило сыновей Мономаха — Ярополка, Юрия и Андрея, и теперь они начинают дружно выступать против Всеволода Ольговича, но тот заключает союз с внуками Мономаха, сыновьями Мстислава, которых их дядья активно начали оттирать в тень.
     В 1139 г. Ярополк умер. После его смерти престол в Киеве занял старший из оставшихся в живых детей Мономаха Вячеслав, но через несколько дней он был изгнан из города Всеволодом Ольговичем. Наконец-то черниговские князья реализовали свое право старшинства и заняли Киев. Ни у Юрия, ни у Андрея Владимировичей не было веских оснований вмешаться в борьбу: оба они были лишь младшими в большой семье правнуков Ярослава Мудрого.
     Но во княжение черниговского князя не покончило с междоусобицами, а лишь сделало их более упорными и масштабными. После смерти Всеволода Ольговича в 1146 г. киевский престол ненадолго перешел к его брату Игорю. Но вскоре вспыхнуло очередное восстание киевлян, и киевская верхушка послала ходоков в Переяславль, где княжил внук Мономаха Изяслав Мстиславич. Тот с войском подошел к Киеву, и киевляне радостно встретили его. Так династия Мономаха вновь вернула себе киевский престол. Но на этот раз племянник обошел своих дядей, и в первую очередь ростовского князя Юрия Долгорукого. Тот ответил войной.
     В ходе почти десятилетней междоусобной борьбы Киев несколько раз переходил из рук в руки. В нем правили то черниговские князья, то дети и внуки Мономаха. Активную роль в этой распре играл князь Юрий Долгорукий. Дважды в эти годы он воцарялся в Киеве. Но киевляне не благоволили к Юрию, считая его чужаком с севера.
     В мае 1157 г. Юрий Долгорукий внезапно умер. Еще утром он пировал на дворе у одного из киевских бояр, а в ночь занемог и через пять дней скончался. Современники предположили, что князь был отравлен. В день его похорон киевляне разгромили дворы ненавистного им князя, перебили суздальцев и разграбили их имущество. Киевский престол вновь перешел к представителям черниговского княжеского дома.
     В ходе этой ожесточенной борьбы за Киев князья-претенденты, занимая киевский престол, тем не менее сохраняли за собой и свои прежние владения. Так, Юрий Долгорукий, став великим киевским князем, продолжал жить на своем любимом северо-востоке. На Чернигов опирались Ольговичи, оставаясь прежде всего черниговскими князьями, а потом уже князьями киевскими.

???
1. Что вы думаете о деятельности Владимира Мономаха как киевского князя? Можно ли его считать продолжателем дела Владимира Святославича, Ярослава Мудрого?
2. Чем дополнения, внесенные Владимиром Мономахом в «Русскую Правду», отличаются от положений, вошедших в этот сборник законов ранее? О чем говорят эти дополнения, если помнить, что законы отражают реальную жизнь?
3. Современны ли «Поучения» Мономаха? Если да, то в чем?

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Чтение образа князя Владимира Святославича в XVII веке Киев — Думбартон-Оукс

Лекция Марии Грации Бартонлини о князе Владимире Святославиче и эволюции его образа с середины XVII до начала XVIII века

Плакат

Регистрация

Князь Владимир Святославич, обративший Русь в христианство в 988 году, является ключевой фигурой в истории русской и украинской православных культур. В единственном полнометражном исследовании, посвященном образу святого Владимира, Фрэнсис Батлер утверждает, что «князя лучше помнят в Украине, чем в России». В этой статье исследуется отношение к Святому Владимиру в Украине с середины семнадцатого века до начала восемнадцатого, показывая, как нынешние идеологии, местные властные структуры и меняющаяся аудитория могли повлиять на восприятие, а также на эволюцию его образа. Используя идею Пьера Делуза о святости как «продукте коллективного представления», отражающего потребности и ожидания верующих, я сосредоточусь на том, как святой Владимир использовался как средство формирования и согласования идентичностей различных институтов, местных групп, и физические лица. Я утверждаю, что в отсутствие сильной государственной организации Киевская православная церковь использовала фигуру Владимира для защиты своих прав по отношению к Московии и, что более важно, для создания мистики доброго христианского правителя с огромным потенциалом для появление «национальной» общности, разделявшей религиозные идеалы, воплощенные Владимиром. При этом я также пролью свет на способы выражения — то, что Дж. Г. А. Покок называет «концептуальной лексикой», — используемые киевскими православными элитами для описания своих идеалов царской власти, политического порядка и церковно-государственных отношений.

Мария Грация Бартолини — доцент кафедры средневековой славянской культуры Миланского университета. Ее исследования сосредоточены на пересечении проповеди и изобразительного искусства в Украине семнадцатого века, и она опубликовала различные статьи о религиозной культуре Украины раннего Нового времени. Бартолини является автором монографии «Пизнай самого себя» (Киев, 2017) о Григории Сковороде и христианском неоплатонизме, удостоенной Международной премии имени Ивана Франко в 2019 году.

Спонсоры и индоссанты: Дамбартон-Оукс | Принстонский университет | Государственный университет Бойсе | Художественная ассоциация университетского колледжа Тафтса (CAA) | Ассоциация византиноведов Северной Америки (BSANA) | Общество историков восточноевропейского, евразийского и русского искусства и архитектуры (ШЕРА) | Центр исследований Средневековья и раннего Нового времени, Кентский университет | Историки немецкого, скандинавского и центральноевропейского искусства (HGSCEA) | Британская ассоциация славянских и восточноевропейских исследований (BASEES) | Международный центр средневекового искусства (ICMA) | Общество Возрождения Америки (RSA)

БИБЛИОГРАФИЯ

Фрэнсис Батлер, просветитель Руси. Образ Владимира Святославича сквозь века (Блумингтон: Славика, 2002).

Людмила В. Чарыпова, «Петр Могила и святой Владимир: есть ли символическая связь?», Славянское и восточноевропейское обозрение 80, вып. 3 (июль 2002 г.): 439–458.

Пьер Делооз, «К социологическому исследованию канонизированной святости в католической церкви», в книге «Святые и их культы: исследования религиозной социологии, фольклора и истории», изд. Стивен Уилсон (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1983), 189–216.

Владимир Михайлович Ричка, Владимир Святой в исторической памяти (Киев: Скиф, 2012).

Лазарь Баранович, Трубы на дни Нарочитая (Киев, 1674 г.), гравюра, предшествующая проповеди на св. Владимира. Электронная библиотека историко-культурного наследия.

Статуя князя Ярослава Мудрого (Киев)

Подробные обзоры: порядок отзывов основан на описательности определенных пользователем тем, таких как чистота, атмосфера, общие советы и информация о местоположении.

4.0

63 reviews

Excellent

Very good

Average

Terrible

The World is My Oyster

Orlando, FL19,499 contributions

Neat Statue

Dec 2020 • Couples

Directly in front из церкви Золотые ворота, эта статуя довольно крутая с красивым архитектурным дизайном.

Написано 22 декабря 2020 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Нил К.

Ливерпуль, Великобритания614 044 публикации

Фантастическая статуя, отличное расположение.

Февраль 2020 • Друзья

Одной из самых примечательных достопримечательностей Киева являются Золотые ворота, а перед этим великолепным сооружением находится красивая статуя Ярослава Мудрого (978–1054).
Сын Владимира Великого и самый первый христианский князь киевский, первоначально Ярослав исполнял обязанности наместника Новгорода до момента смерти отца в 1015 году, произошла ожесточенная междоусобица и кровопролитие, когда был убит старший брат Ярослава Святополк I Киевлянин трое его братьев захватили власть в Киеве.
С помощью новгородцев и варяжских наемников Ярослав Мудрый победил Святополка I Киевского и стал великим князем Киевским в 1019 году, при нем (1019-1054) расцвет Киевской Руси.
Это красивая статуя, выглядит очень хорошо, особенно ночью, когда мы с моим братом-близнецом Стивеном посетили Золотые Ворота.
Красивая статуя, безусловно, стоит проверить, если вы находитесь в этом районе, и ее легко найти в Золотоворицком парке у Золотых ворот.

Написано 3 февраля 2020 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


CATTSAR

Провинстаун, Массачусетс 22 159 публикаций

Важная часть истории древнего Киева

Октябрь 2019

Ярослав I Великий князь Руси, он же Ярослав Мудрый. Он был ранним киевским правителем, который вместе со своим братом в конечном итоге приобрел и объединил окружающие земли, превратив Киев в грозную державу. Статуя находится рядом с Золотыми воротами и статуей Бронзового кота. Эти три достопримечательности легко объединяются. Отличное фото оп.

Написано 13 ноября 2019 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Payangan 1969

Город Окинава, Япония2,209 публикаций

идти ночью

октябрь 2019

ночью кажется, что в нем есть скрытая красота. Мне посчастливилось увидеть этот вид из моей комнаты, довольно много активности по вечерам, музыканты, играющие музыку, и люди, выгуливающие своих собак

Написано 13 октября 2019 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Jim H

Кишинев, Молдова3 096 публикаций

Исторический памятник

авг. 2019

Памятник расположен в парке Золотые ворота напротив Золотых ворот. Памятник популярен среди туристов для фотографий. Сын Владимира Великого, он стал великим князем Киевским в 1019 году..

Написано 21 августа 2019 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Steve_Grant1

Oldham, UK1510 публикаций

Историческая статуя

июнь 2019 г. • Пары

Историческая статуя, на которую стоит обратить внимание при посещении Золотых ворот. В прилегающем парке есть несколько кафе, так что в жаркий день можно выпить кофе или выпить пива.

Написано 25 июня 2019 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Кэрол Х

Де Пере, Висконсин 1074 публикации

Среднее произведение искусства.

Май 2018 • Пары

Да, Ярослав Великий (978-1054) — заслуженно заслуженный правитель. Во время своего правления великим князем он основал Золотые ворота и Софийский собор, а также как «законодатель». издал древнерусский свод законов («Русская Правда»).

Однако этот отзыв должен быть о СТАТУЕ, а не о человеке. Таким образом, эта статуя не лучше и не хуже любой другой статуи в мире, посвященной известному человеку. Таким образом, я оцениваю его как среднее произведение искусства. Послушайте историю от местного гида, сделайте снимок и двигайтесь дальше.

Написано 5 августа 2018 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


JenStAlbert

Эдмонтон, Канада188 публикаций

Интересный кусочек истории

Май 2018 • Пары

Статуя Ярослава Мудрого — важный исторический памятник. Нам понравилось слушать о нем и о том, что он сделал для Киева в 10 веке. Хорошая история в истории Украины. Это величественная статуя, на которой он держит в руках святую Софию. Это. Стоит прочитать о нем, прежде чем идти.

Написано 1 июля 2018 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Терри М

Гамильтон, Канада4 307 публикаций

ПРОСТАЯ СТАТУЯ НЕ ОТДАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТИ ВЕЛИКОМУ ПРАВИТЕЛЮ . Один из важнейших правителей Киевской Руси, он держит в своих руках Софийский собор, основанный им в 1011 году. Биография Ярослава Мудрого малоизвестна на Западе. Стоит почитать о нем. Это сделает ваш визит в Киев
больше полезного.

Написано 5 июня 2018 г.

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Jana C

Прага, Чехия4,651 публикация

Перед Золотыми Воротами

Апрель 2018 • Семья

Вы можете найти статую перед Золотыми Воротами. Ярослав жил в 10-11 веках и был похоронен в Софийском соборе, к сожалению его останки были утеряны или украдены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *