Феодальной раздробленности на руси годы: Феодальная раздробленность на Руси – кратко причины начала периода и его последствия

Из истории Руси во времена феодальной раздробленности

Один из самых драматичных периодов в истории Руси – период феодальной раздробленности, иначе называемый «удельным». Он характеризовался междоусобными войнами, зависимостью от татаро-монгол и распадом Руси на отдельные княжества.

Веками периода феодальной раздробленности на Руси являются XII-XV век включительно. Он продолжался около 350 лет. К середине XII века в государстве существовало около 15 княжеств, а также земель. В XII-XIII веках их насчитывалось уже 50, а в XIV – целых 250. В каждом из них правил отдельный клан Рюриковичей.

Несколько замедлить этот процесс удалось Владимиру Мономаху, а затем и его сыну, Мстиславу Великому, который продолжал политику своего отца по сохранению достигнутого. Однако после ухода из жизни Мстислава начались междоусобные войны. Далее мы поговорим о Руси в период феодальной раздробленности кратко.

Причины раздробленности

Под периодом феодальной раздробленностью на Руси, годы которого указаны выше, исследователи понимают время, когда на территории, где ранее существовала Киевская Русь, образовались и действовали несколько сотен отдельных государств.

Такая раздробленность явилась закономерным итогом развития общества (экономического и политического) в предыдущий период – период раннефеодальной монархии. Поговорим о наиболее значительных причинах этого явления в жизни Древнерусского государства.

Среди экономических причин наступления периода феодальной раздробленности Древней Руси находятся:

  1. Успехи в обработке земли.
  2. Развитие ремесел (существовало более 60 специальностей) и торговли, рост городов как центров средоточия этих видов деятельности и как территориальных центров.
  3. Господство натуральной системы хозяйствования.

К политическим причинам относятся такие, как:

  1. Стремление передать богатства, «отчины», в руки своего сына, сделать его наследником.
  2. Желание военной элиты, превращающейся в бояр-землевладельцев, то есть феодалов, расширить свои владения и получить самостоятельность.
  3. Формирование иммунитетов путем передачи Киевским князем вассалам таких прав, как право суда и сбора налогов.
  4. Превращение дани в феодальную ренту. Если дань платилась князю за военную защиту, то рента выплачивается собственнику за пользование землей.
  5. Окончательное оформление дружины в аппарат власти.
  6. Рост могущества некоторых феодалов, не желающих подчиняться Киеву.
  7. Упадок Киевского княжества вследствие набегов половецких кочевников.

Особенности периода

Одной из важных особенностей Киевской Руси в период феодальной раздробленности была следующая. Подобные периоды переживали все крупные государства Западной Европы, но там двигателем процесса в основном была экономика. Тогда как на Руси в период феодальной раздробленности главной была политическая составляющая. Для получения материальной выгоды местным князьям и боярам было необходимо обрести политическую независимость, укрепиться на территории собственного удела, приобрести суверенитет. Основную силу процесса разъединения представляло боярство.

На первом этапе феодальной раздробленности она способствовала развитию земледелия по всей русской земле, расцвету ремесел, бурному развитию торгового дела, росту городских образований. Но в силу того, что на бескрайнем пространстве Восточно-Европейской равнины проживало большое количество племен, имевших и славянское, и неславянское происхождение, которые находились на различных стадиях развития, это способствовало децентрализации государственного устройства.

Удельный сепаратизм

Удельные князья, а также местная знать – бояре – с течением времени стали разрушать фундамент под государственным зданием своими сепаратистскими действиями. Хотя их стремление стать более независимыми от Великого князя понятно, ведь центр развивался за счет других районов государства, зачастую фактически игнорируя их насущные нужды. Однако негативной стороной такого стремления к независимости явилось невиданное проявление эгоизма с обеих сторон, приводившее в конечном итоге к анархическим настроениям. Никто не хотел поступаться своими интересами – ни Киевский князь, ни удельные князья.

Часто такие интересы носили характер конфронтационных, и средствами разрешения конфликтов становились прямые столкновения, заговоры, козни, интриги, жестокие войны, братоубийство. Это неизбежно приводило к дальнейшим междоусобицам, спорам за земли, торговые выгоды, княжеские титулы, наследства, города, дани – одним словом, за рычаги влияния и господства – властные и экономические.

Упадок центральной власти

Для того чтобы удержать от распада государственный организм, необходима была сильная власть. Однако, в силу указанных причин, Киевский князь уже не был способен полноценно руководить из центра политикой князей на местах. Все больше из них уходило из-под его власти. В 30-е годы XII века центром контролировалась лишь территория, прилегавшая к столице.

Удельные князья, чувствуя слабость центральной власти, уже не хотели делить с ней свои доходы, а местное боярство самым активным образом поддерживало их в этом. Кроме того, местным боярам требовались самостоятельные местные князья, что также помогало образованию собственных отдельных государственных структур и отмиранию центральной власти как института.

Ослабление перед лицом захватчиков

Однако со временем непрекращающиеся усобицы, наблюдавшиеся между князьями, явились причиной истощения сил русских земель, ослабления их обороноспособности перед лицом внешнего врага.

Постоянная вражда и разобщенность привели к тому, что многие княжества Руси в период феодальной раздробленности перестали существовать. Но самое главное, что это стало причиной небывалых народных страданий, вызванных монголо-татарским нашествием.

Три центра

Среди новых государств, которые сложились после Киевской Руси в период феодальной раздробленности, было три самых крупных, это два княжества – Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская республика.

Они явились политическими восприемниками Киева. То есть им выпала роль стать центрами притяжения общей русской жизни.

В каждой из указанных земель в период феодальной раздробленности Руси сформировалась своя оригинальная политическая традиция, каждой была присуща собственная политическая судьба. У каждой из земель в будущем времени существовала возможность превратиться в центр объединения всех остальных земель. Однако ситуация неимоверно осложнилась с нашествием Батыя на Русь в 1237-1240 годах, положившем начало монголо-татарскому игу.

Страдания народа

Несмотря на то что борьба против ига началась с самого момента его установления, оно имело для Руси в период феодальной раздробленности тяжелейшие последствия. В 1262 году во множестве русских городов произошли восстания против бессерменов – откупщиков ордынской дани. В итоге они были изгнаны, а дань стала собираться и отвозиться в Золотую Орду самими князьями.

Однако, несмотря на постоянные акты сопротивления, продолжались массовые убийства и пленения русских людей.

Огромный урон был нанесен городам, ремеслам, культуре, больше чем на столетие было прекращено каменное строительство. Кроме того, ордынские ханы создали целую систему ограбления завоеванной ими страны в виде взимания регулярной дани. Всего ими собиралось 14 видов «тягостей» и «даней», которые истощали экономику Руси, не давая ей отойти от опустошения. Постоянная утечка серебра, являвшегося основным денежным металлом на Руси, была препятствием на пути развития рыночных отношений.

Власть ордынских ханов над русскими землями приводила также и к усилению феодального гнета. Народ попал под удвоенную эксплуатацию – и со стороны местных, и со стороны монголо-татарских феодалов. Чтобы не позволить стране объединиться, ханы проводили политику разжигания феодальных усобиц.

Государство Руси периода феодальной раздробленности

Из сказанного видно, что феодальная раздробленность способствовала завоеванию Руси татаро-монголами, а это завоевание, в свою очередь, способствовало консервации на продолжительный период феодального характера экономики, усилению обособленности русских земель, ослаблению западных и южных княжеств. Как результат, они стали частью Великого княжества Литовского – раннефеодального государства, возникшего в XIII веке. Во времени картина вхождения выглядела следующим образом:

  • В конце XIII в. – Турово-Пинское и Полоцкое княжества.
  • В середине XIV в. – Волынское.
  • Во 2-й половине XIV в. – Черниговское и Киевское.
  • В начале XV в. – Смоленское.

В итоге русская государственность (находившаяся под сюзеренитетом Золотой Орды) сохранилась лишь на Владимиро-Суздальской земле, а еще в Муромской, Рязанской и Новгородской.

Именно Северо-Восток Руси, начиная приблизительно со 2-й половины XIV века, стал ядром образования Русского государства. Это положило начало отходу от старой политической структуры, характеризовавшейся наличием самостоятельных княжеств Руси в период феодальной раздробленности. Как уже было сказано, они управлялись различными представителями рода Рюриковичей, а в их состав входили вассальные, более мелкие княжества.

Право Руси в период феодальной раздробленности

После захвата русских земель монголо-татарами Русь стала одной из составных частей Золотой Орды. Господствовавшая там система доминирования над Русью (политическая и экономическая) рассматривается как золотоордынское иго. Все суверенные права были захвачены верховным правителем – ханом Золотой Орды, которого русские именовали царем.

Князья, как и раньше, властвовали над местным населением. Сохранился и прежний порядок наследования, но только если существовало согласие Орды. Князья стали ездить туда, чтобы получить ярлык на княжение. Власть князей встраивалась в систему, в соответствии с которой управлялась империя монголов, предполагавшая жестко фиксированное подчинение.

При этом князья удельные были в подчинении князей старших, те, в свою очередь, подчинялись Великому князю (хотя это и было лишь формальностью). А последний вполне реально зависел от ордынского хана, считаясь его «улусником».

Данная система способствовала упрочению авторитарных традиций, присущих Северо-Восточной Руси. Будучи абсолютно бесправными перед лицом хана, князья могли полностью распоряжаться своими подданными. Вече в качестве института власти потеряло свое значение, так как единственным источником власти теперь был ханский ярлык. Дружинники и бояре постепенно превращались в слуг, которые всецело зависели от милости князя.

Ярлык на княжение

В 1243 г. князь Ярослав Всеволодович, правивший во Владимире, получил специальную грамоту от Батыя. Она свидетельствовала о разрешении ему править на Руси от имени хана. Это разрешение получило форму так называемого ярлыка на великое княжение. Данное событие для последующей истории Руси имело очень большое значение. То, что князю впервые было дано право стать представителем интересов Золотой Орды в русских землях, означало признание полной зависимости от монголо-татар, а также включение Руси в состав империи монголов.

Когда Ярослав Всеволодович покидал ставку Батыя, он был вынужден оставить там своего сына Святослава в качестве заложника. Такая практика в великой монгольской империи имела широкое распространение. Во взаимоотношениях Руси и Золотой Орды она надолго станет нормой.

Культурный аспект

Культура Руси периода феодальной раздробленности имеет свои отличительные особенности. Это объясняется двойственностью ее истоков. Первым из них было языческое мировоззрение восточных славян, которое по своему составу являлось многокомпонентным. Ведь древнерусская народность формировалась при участии таких этносов, как балтский, тюркский, угро-финский, тюркский, нормандский, иранский.

Второй источник – это восточно-христианская патристика, представляющая собой совокупность богословских идей, доктрин и произведений церковной письменности.

Принятие Русью христианства как официальной идеологии способствовало вытеснению языческого видения мира на периферию сознания. При этом отечественная мысль впитывала и творчески перерабатывала установки, теоретические положения и концепции восточного христианства. Это делалось ею посредством усвоения византийской и южнославянской культур.

Как известно, Византия, хранительница античного наследия, была самой развитой из стран раннего Средневековья. От нее Русью было получено большое количество понятий, имен и образов, которые являлись для всей европейской культуры, вышедшей из эллинской цивилизации, основополагающими.

Однако восприняты они были не в чистом виде и не полностью, а лишь частично и через призму христианства. Это объяснялось тем, что владение греческим языком не было уделом многих, а существовавшие на тот момент переводы касались, прежде всего, массива литературы о святых отцах.

Источники античной мысли

Что касается сочинений античных философов, то они были известны по большей части фрагментарно, по пересказам и сборникам, иногда только по именам. Одним из таких был византийский сборник «Пчелы», включавший в себя изречения философского и религиозного характера. Его появление исследователи относят к XI-XII веку, а в качестве автора оригинального греческого издания они рассматривают Антония Мелиссу – греческого христианского монаха и духовного писателя. На Руси эта книга была издана в XIII веке.

Это был один из главных источников, дающих представление о философии древних греков и политической мысли Античности в Древней Руси. Среди выдержек, содержащихся в «Пчеле», есть строки из Священного Писания, принадлежащие перу таких авторов, как:

  • Иоанн Богослов.
  • Василий Великий.
  • Иоанн Златоуст.

Из античных авторов в сборнике представлены такие, как:

  • Аристотель.
  • Анаксагор.
  • Пифагор.
  • Демокрит.
  • Сократ.
  • Плутарх.
  • Софокл.
  • Еврипид.

Есть также и высказывания, авторами которых, по преданию, являются царские особы. Это:

  • Александр Македонский.
  • Филипп, его отец.
  • Агесилай и Леонид, цари Спарты.
  • Алкивиад, государственный деятель Афин.
  • Дарий, Артаксеркс, Кир, Крез, цари Востока.

В качестве одного из исключений можно привести сочинение древнегреческого философа Эпиктета «Энхидрион», которое носило подробный характер и было снабжено комментариями Максима Исповедника. Оно было переведено на Балканах и вышло под названием «Сотницы», под которым и было введено в обиход монахов в качестве аскетического наставления.

Культура Руси периода политической раздробленности

Период феодальной раздробленности является временем широкого каменного строительства во всех княжествах. В стольных городах создавались прекрасные архитектурные сооружения, и число их составляло более десяти. В архитектуре периода феодальной раздробленности появляются свои отличительные черты. Постройки XII — XIII вв. отличались от сооружений предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, простыми, но красивыми формами, простотой отделки. Типичной постройкой стал кубический храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы. Со второй половины XII в. византийское влияние в архитектуре ослабевает, что сказалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Русь в это время приобщается к общеевропейскому романскому стилю. Это приобщение не затрагивало основ древнерусской архитектуры — крестово-купольной конструкции храма, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.
Элементы романской архитектуры распространились в XII в. в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси. Архитектурные постройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишь по литературным описаниям и археологическим данным. В середине XIV в. галицко-волынские земли вошли в состав католических государств — Польши и Венгрии. Католическая церковь на протяжении многих веков уничтожала всякие следы русской культуры, поэтому восстановить подлинный облик храмов Западной Руси особенно трудно. Особенность архитектуры этой земли заключалась в соединении византийско-киевской композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранства. Зодчие Галича использовали белый камень — местный известняк, а также брусковый кирпич вместо киевской плинфы, из которых они возводили храмы самого разного плана: и четырех-, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане — ротонды. Круглые церкви — ротонды — свидетельство влияния западной раннеготической архитектуры. О высоком уровне галицкой архитектуры этого периода свидетельствует церковь Пантелеймона близ Галича (начало XIII в.) с ее перспективным порталом и резьбой капителей.

Общая демократизация новгородской жизни периода феодальной раздробленности сказалась и на новгородской архитектуре. В 1136 г. Новгород стал вечевой республикой, а князья превратились в наемных начальников дружины, охраняющей город с его владениями. Князь был выселен за пределы города — на Городище в 3 км от Новгорода. Там князья обосновываются и строят монастыри — крепости с храмами.Самый замечательный из княжеских храмов — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), построенный по заказу Всеволода Мстиславича. Храм имеет три ассиметрично расположенные главы, сдвинутые на запад, что нехарактерно для православных храмов. Здание построено в технике смешанной кладки, сочетавшей каменные блоки и кирпич. Собор фактически лишен декора, так как новгородский известняк рыхлый, перенасыщен раковинами и плохо поддается обработке. История не донесла до нас имена зодчих того периода, но имя зодчего Георгиевского собора сохранилось в новгородских летописях — «мастер Петр». Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца. В отличие от внутреннего убранства изначальный внешний облик собора практически полностью сохранился (в ходе реставраций 1931—1935 годы были убраны все его многочисленные пристройки, построенные в различное время).

Первая каменная церковь Параскевы Пятницы на Торгу (святая Параскева-Пятница считалась покровительницей торговли) была построена в 1207 году на месте деревянной, возведенной в 1156 году заморскими купцами. В документах сохранилось 15 известий о постигших храм пожарах и поновлениях. Современный облик храм приобрел в результате послевоенной реставрации, в процессе которой были выявлены многие древние формы.

Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII в. По праву считается церковь Спаса Преображения на Нередице. Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьяхНесмотря на сравнительно небольшие размеры она производит впечатление монументального сооружения. Объем церкви, увенчанный одним куполом, покоящимся на четырех столпах, разделен на 3 нефа и завершен с востока тремя алтарными апсидами. Характерную особенность ее композиции составляют резко пониженные боковые апсиды. Облик церкви по-новгородски сдержан и строг: ни одна деталь не нарушает  гармонии целого. ЕЕ единственное украшение – аркатурный пояс под куполом массивного барабана, прорезанного восемью узкими окнами, — усиливает впечатление простоты и величия.
Мировую известность церкви Спаса Преображение на Нередице принесли фрески, выполненные свободно и энергично в необычайно светлом колорите: сочетаниями желто-красных охр, нежно-зеленого и синего цветов. К сожалению, в годы Великой Отечественный войны церковь на Нередице была разрушена в результате обстрелов, почти полностью погибли и ее древние фрески. В восстановленном в 1956-1958 гг. здании сохранились лишь фрагменты росписи алтарной части и нижних участков других стен.

Со строительством церкви Рождества Богородицы в первой четверти XIII в. На месте языческого святилища в Перыни (по имени бога Перуна) создаётся новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV – XV вв. К высшим достижениям новгородских зодчих можно отнести церкви Спаса Преображения на Ковалеве (1345), Федора Стратилата на Ручью (1360-1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1406), Симеона Богоприимца в Зверином монастыре (1467).
Фасады всех новгородских храмов имеют обычно трехлопастное завершение, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от общевизантийского стиля определялось местными климатическими условиями – частыми холодными дождями, снегопадами. Новгородские храмы строили целиком из кирпича или разноцветного булыжника с вставками из плоского кирпича – плинфы, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.
Украшали храмы очень скромно: вставленными в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; «бровками» над окнами и типичным псковско-новгородским узором на барабане. Узор этот состоял из квадратов и треугольников. Выше орнаментального пояса, а иногда вместо него шла цепь кокошников — дуговых ступенчатых углублений. Алтарную апсиду оформляли вертикальными валиковыми разводами, соединенными поверху дугами. Особо следует сказать про свойственные только новгородским церквам так называемые голосники: горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены, в барабан купола, в «паруса» и своды и служившие своеобразными микрофонами.

В период раздробленности, с середины XII в., крупнейшим центром Руси становится Владимиро-Суздальское княжество. Окраинная область Киевской Руси, лежавшая в междуречье Оки и Волги, начинает свое бурное развитие. Широкомасштабное строительство новых городов развернулось во времена правления князя Андрея Боголюбского (1157-1174), сына Юрия Долгорукого. Помимо древних городов – Ростова, Суздаля и Ярославля – выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Кидекша, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства, многие из которых сохранились до наших дней.
Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно к этому времени относится создание общерусского типа храма, обладающего сложной динамичной композицией. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими с восточной стороны апсидами. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Успенский собор, возведенный в 1158-1160 гг., был расписан на следующий год. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году. 21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери, после чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом.До возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве. Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон. Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников. 

Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалеку от которой, на берегу реки Нерль, среди заливных лугов, в 1165 г. Был возведен белокаменный храм Покрова Богородицы. Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.Изящный четырехстолпный храм с членением наружных стен на 3 неравные прясла (часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками) венчала глава, поставленная  на четырехгранный пьедестал. Четкий ритм аркатурно-колончатого пояса на поверхности барабана, основном объеме и галереях, резные изображения составляют главное декоративное украшение храма. Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
В конце XII – начале XIII в. На владимиро-суздальских землях были возведены столь же прославленные архитектурные шедевры, такие как: Дмитриевский собор во Владимире (1190-е гг.), Рождественский собор в Суздале (1222-1225), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234).
Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. В стремлении выразить собственное отношение к миру, к красотам природы резчики по камню проявили подлинное мастерство. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор. Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса вплоть до самого купола, — главная примечательность собора, придающая ему особую легкость и изящество.  Фигуры Христа, пророков и апостолов, христианских мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями. Простенки между окнами украшены переплетенными медальонами с изображениями «горних» птиц.
Рельефы нигде не повторялись и располагались сверху вниз. Верхние изображения были крупнее нижних, что способствовало  их лучшему рассмотрению с земли. В целом скульптурное  убранство Дмитриевского собора – это одно из высших достижений владимирских резчиков, составляющее славу и особую гордость древнерусского искусства.

Распад Киевской  Руси имел  чрезвычайно важные положительные последствия.  Небольшими территориями было легче управлять. Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить. На новый качественный уровень поднимается экономика (ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговлитоварно-денежных отношений.   
Русь и   раньше   называли   «страной   городов».   Теперь  их становится  больше,  они  увеличиваются  в  размерах,  растет   их общественно-политическое  значение.  
Города играли на Руси огромную роль. Прежде всего, город — это средоточие власти: здесь находился князь или его наместник. В городах жили бояре и другие знатные люди, здесь находились их усадьбы. Велико также военное значение городов: в хорошо укрепленных крепостях находился военный гарнизон, а жители городов формировали свои ополчения — городовые полки. Город был религиозным центром окрестных земель, сюда назначался митрополит, которому подчинялись протопопы и приходские священники. В городах или рядом с ними возникали монастыри. Город являлся также центром культуры.

Древнерусские города чаще всего вырастали на возвышенностях, на месте слияния рек или реки и оврага. Реки в то время были основными торговыми путями, а их крутые берега — естественной защитой города. Сначала на возвышении возникала крепость (её также могли называть «детинец» или «кром», «кремль»), поселение обносилось укрепленной стеной для защиты от врагов, первоначально деревянной, в более позднее время — каменной. Внутри укреплений располагались княжеский дворец, храмы, административные учреждения, приказы, подворья, торг, дома жителей.
Приведем в качестве примера город Псков, где детинец, называвшийся Кромом, располагался на скалистом мысу при впадении реки Псковы в реку Великую и представлял собой грозную крепость, отрезанную от посада рвом. Во Пскове это был вечевой центр — сердце и страж всех городских «концов» (кварталов) и всей псковской земли. Суровая неприступность городского ядра адресовалась врагам. Для хозяев же Кром был надежным убежищем, хранителем их святынь, имущества и самих жизней. Нечто подобное можно видеть и в других древнерусских городах, где во время вражеских набегов жители посадов и пригородных сел затворялись в детинцах, а свои посадские дворы зачастую сжигали собственными руками.


Псковский Кремль

Если в IX-X вв. территория русских городов в основном вмещалась в пределы небольших крепостей — детинцев. (Внутренний замок — детинец — получил своё название от «детских», дружинников, составлявших его гарнизон. ) То к XII-XIIIв. города значительно выросли и вскоре перестали вмещаться в узкие пределы детинцев. Рядом с детинцем вырастали поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный). Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров даёт Киев. В летописных известиях явно выступают две части Киева — Гора и Подол. Посады впоследствии присоединялись к городу, и их окружали новой стеной. Она составляла внешний укреплённый пояс. В больших центрах в черту города постепенно включались городские предместья, окружённые лёгкими укреплениями в виде частокола, поставленного на невысоком валу. Такое укрепление называлось «острогом».

В местах пересечения улиц с оборонительными сооружениями строили башни с проездными воротам. Их количество зависело от размеров поселения. В Киеве было, по меньшей мере, 4 ворот, во Владимире-на-Клязьме — 4, в маленьких крепостях довольствовались одними воротами. Значение ворот для города подчеркивается тем, что термин «отворити ворота» обозначал сдачу города. В больших княжеских городах заметно стремление к выделению особых парадных ворот. В Киеве они получили название Золотых, в подражание Золотым воротам в Константинополе. В средневековой Руси над воротами всегда или сооружались церкви, или устанавливались в киотах иконы. Часто рядом с воротами ставились церкви и часовни — для их духовной защиты.
Исключительно большое значение для города имели монастыри, располагавшиеся как вдали от городов, так и в их центрах, и среди посадов, и на ближних и дальних подступах к городам, где они иногда становились «сторожами» — передовыми форпостами, говоря языком другой эпохи. Стены монастырей могли приобретать крепостной характер. Но монастыри имели и другое значение в жизни городов: именно в монастырях протекала культурная жизнь городов, здесь писались летописи и книги, создавались прекрасные произведения искусства.
В центре древнерусского города находились храм и княжеский дворец — символы двух властей, духовной и светской. В дохристианское время религиозным центром города было языческое капище, с приходом христианства на Русь в городах стали возводить православные церкви. Крупнейшие соборы домонгольской Руси были возведены в Киеве. Вторые по величине княжеские и епископские соборы появились в Новгороде, Чернигове, Полоцке, а несколько позднее — в Ростове, Суздале, Владимире-на-Клязьме, Владимире-Волынском, Галиче. Города меньшего значения, отдававшиеся во владение младшим князьям (или куда направлялись княжеские наместники), получали соответственно более скромные храмы. Например, собор Переяславля-Залесского получил такую величину, какую в великокняжеских столицах придавали лишь второстепенным посадским и дворцовым церквам.


Символом светской власти был княжеский дворец — «княж двор», который был центром политической и административной жизни города. Сюда вели на расправу воров, пойманных за ночь на месте преступления, здесь разбирались князем и его тиуном (управителем) тяжбы между горожанами, сюда сходилось городское ополчение перед выступлением в поход — одним словом, «княж двор» или заменявший его двор посадника в небольших городах был местом, вокруг которого сосредоточивалась городская жизнь. Из всех строений выделялся княжеский терем или хоромы. С жилищем князя соперничали сооружения для жилья бояр и других знатных людей. Отдельные части богатых домов высоко поднимались над бедными жилищами ремесленников и других горожан. Выдающейся частью боярских или княжеских хором был терем — высокая башня или вышка, с комнатами для женщин. На Руси известно было также слово «вежа», которым обозначались не только городские башни, но и вышки при домах. Княжеские или боярские дворы, огороженные высоким тыном, вмещали не только господские хоромы, но и подсобные помещения: медуши для хранения мёда, погреба, бани, даже темницы — порубы.

И все же основное население древнерусских городов составляли ремесленники и люди, связанные с различными промыслами и подённой работой. Они жили не в палатах и хоромах, а в простых домах — избах. Каждая изба, или клеть, была ли она просторной или тесной, надземной или полуподземной, находилась в особом дворе. Ограда («тын») из кольев, или плетень, отделяла один двор от другого. Дворы, огороженные плетнем и тыном, составляли пейзаж типичной городской улицы Древней Руси. Для обозначения городских районов в Древней Руси употреблялись слова «улица» и «конец». В ряде городов (например, в Москве) можно наблюдать, что направление улиц было тесно связано с направлением первоначальных дорог, сходившихся к городу-крепости.

Монголо-татарские нашествия внезапно прервали тот блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. Монголо-татарское иго нанесло огромный ущерб культуре русского народа, исчезли многие ремесла, надолго прекратилось строительство, огромное количество материальных ценностей было увезено в Орду. В огне пожаров гибли тысячи рукописных книг, сотни тысячи икон, произведений прикладного искусства, потеряны многие памятники зодчества.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]

Феодальная раздробленность — Wikiwand

  • Введение Феодальная раздробленность
  • Примечания Феодальная раздробленность [1] — этап в развитии определенных феодальных государств, в котором оно разделено на более мелкие региональные государственные структуры, каждая из которых характеризуется значительной автономией, если не полной независимостью, и управляется высокопоставленным дворянином, таким как князь или герцог.[2][3] Феодальная раздробленность обычно ассоциируется с европейской историей, особенно в средние века.[4]

    Феодальная раздробленность происходит после того, как смерть законного правителя не оставляет явных наследников, и правители различных подразделений исходного государства терпят неудачу при избрании или согласовании нового лидера для предыдущего, более крупного образования. В некоторых случаях (например, в Священной Римской империи) такой лидер может быть избран, но обладать гораздо меньшими полномочиями, чем его предшественник. Феодальная раздробленность связана с понятиями старшинства по мужской линии и принципата.[3]

    Фрагмент Польши между сыновьями Болеслава в 1138 году:

      Сеньоратское воеводство Владислава II

      Силезское воеводство Владислава II

      Мазовецкое воеводство Болеслав IV

      Великопольское воеводство Мешко III

      Сандомирская провинция Генриха


      Ленчицкая земля

      Поморские вассалы

    Это явление имело место в истории нескольких стран и регионов:

    • В истории Англии Гептархия
    • В истории Польши регионализация[5] или фрагментация Польши (польский: rozbicie dzielnicowe ) относится к периоду после завещания Болеслава III Кривоустого (1138 г.), которое привело к разделу Королевства Польского на несколько в основном независимых провинций, объединенных только Владиславом Коротким приблизительно два века спустя, в начале 14 века. век[2][3][6]
    • В истории Беларуси, России и Украины период раздробленности (рус. феодальная раздробленность), начавшийся примерно с 12 века. На восточных территориях она продолжалась до 1547 года, года восшествия Ивана IV на престол Великого княжества Московского[3][7][8]
    • В истории Болгарии конец XIV века, фрагментация Второго Болгарского царства[9][10]
    • В истории Сербии падение Сербской империи (1371–1395 гг.)
    • В истории Германии период, описанный как Kleinstaaterei , длился с 13 века (упадок династии Гогенштауфенов и возвышение Священной Римской империи) до 1871 года (объединение германских государств в Германскую империю)[ 3][11][12][13]
    • После исчезновения Бургундского герцогства часть его территории была поглощена французским Людовиком XI, а его территория в Нидерландах (Бургундские Нидерланды) стала Габсбургскими Нидерландами (также называемыми Семнадцатью провинциями), которые в свою очередь распались на Испанские Нидерланды и Голландская Республика[14]
    • В истории Франции период после падения династии Каролингов и смерти Карла Великого до ее объединения Людовиком XI[15][16][17]
    • В истории Италии период от вторжения в Италию лангобардов (которое произошло вскоре после того, как Италия была объединена Византийской империей в результате Готской войны) до объединения Италии[18]

    Согласно Самиру Амину , феодальная раздробленность была в основном европейским явлением и не случалась в истории Китая или исламских государств Ближнего Востока. ] В то же время термин феодальная раздробленность использовался в контексте истории Китая (период Сражающихся царств)[20] и истории Японии (период Сэнгоку)[21][22][23].

    «Феодальная раздробленность». учитель истории и обществознания

    Пояснительная записка

    Данный тест может быть использован как итоговое испытание после изучения первого тома учебника «История России» под редакцией Арсентьева Н.М. для 6 класса.

    Тест состоит из двух частей, в первой части в основном задания, с вариантами ответов, по принципу — выбери правильный, каждый правильный ответ дает один балл.

    Вторая часть теста состоит из двух заданий, где в первом нужно соотнести имя правителя — год восшествия его на княжеский престол — событие, произошедшее во время его правления, во втором, определите событие по картинке и опишите его ниже. Задания оцениваются в три балла каждое, однако в случае неполного ответа, но правильной формулировки позиции допустимо поставить за ответ один балл.

    Древняя Русь и феодальная раздробленность

    1. Как называется древнейшая русская летопись:

    «Повесть временных лет»

    «Слово о погибели земли русской»

    «Слово о полку Игореве»

    » Задонщина»

    2. Что относится к предпосылкам образования Древнерусского государства:

    Крещение Руси

    принятие «Русской Правды»

    великое переселение народов

    необходимость отпора внешним врагам

    3. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани произошло в результате:

    d деятельности княгини Ольги

    принятия «Русской Правды»

    деятельности князя Игоря

    походов князя Святослава

    4. Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси:

    Рядовичи

    стрельцы

    дружина

    5. В каком веке образовалось государство Древняя Русь?

    в девятом веке

    6. Бог был покровителем женщин и плодородия:

    Велес

    7. В 1097 году состоялся Любечский съезд. Какова была его цель:

    прекращение княжеских усобиц

    разделение Киевской Руси на самостоятельные княжества

    объединение раздробленной Руси

    8. Историки считают, что монголо-татары превратили Русь из «страны городов» в «страну деревень». Это можно объяснить тем, что:

    монголо-татары в первую очередь разрушили города

    торговля и ремесла пришли в упадок, так как мастера попали в плен

    городское население, бежав, покинуло города

    монголо-татары не тронули сел

    причины феодальной раздробленности:

    слабость экономических связей при господстве натурального хозяйства

    система обороны страны была создана, и бояре не нуждались во власти великого князя

    города и бояре стали приглашать на княжение князей

    все ответы верны

    10. В период феодальной раздробленности Боярская дума представляла совет при князе:

    с думными дворянами и дьяками

    с коварные и думные дворяне

    со старшими дружинниками и боярами

    11. В период феодальной раздробленности на Руси князья имели право:

    объявлять войну и заключать мир

    сбор налогов

    судья

    все ответы верны

    12. При Владимире Мономахе Россия решила одну из важнейших внешнеполитических задач. А именно:

    обезопасила себя от набегов кочевых половцев

    заключила мирный договор с Византией на выгодных для нее условиях

    отстояла свою независимость от немецко-шведских рыцарей

    13. Укажите причину, по которой Россия не смогла противостоять монголо-татарам:

    более низкий уровень развития

    численное превосходство войск и дисциплина монголо-татар

    феодальная раздробленность на Руси

    техническое оснащение монголо-татар

    14. Укажите, кто был основателем династии московских князей:

    Александр Невский

    Дмитрий Донской

    младший сын Александра Невского Даниил

    15. Русские князья неоднократно сражались с немецко-шведскими рыцарями. Определите, где происходили бои (выберите 2 правильных ответа):

    на реке Калке

    на реке Неве

    на реке Акне

    на Чудском озере

    на реке Воже

    историческое значение победы русских в битве при озере Чудское:

    сохранение единства России

    сохранение религиозного единства

    17. Походы военно-монашеских орденов на Русь преследовали следующие цели:

    насадить католическую веру на Руси

    захватить богатые земли Новгорода и Пскова

    защитить свои земли от монголо-татар, напавших на Русь

    18. Призвал к единению князей

    «Молитва Даниила Точилка»

    «Слова о полку Игореве»

    «Путешествие за три моря».

    19. Владимир Мономах, будучи четвертым сыном князя Изяслава, не имел права на престол, но именно он стал великим князем, потому что:

    старший брат умер, двое других не претендовали на престол

    захватил власть своей дружиной

    П подавил восстание в Киеве и захватил власть

    20. Крещение Руси произошло в:

    21. Первое единое Русское государство имело наименование:

    Новгородская Русь

    Киевская Русь

    Владимирская Русь

    Черниговская Русь

    22. Кого называли боярами:

    младших дружинников князя

    старшие воины князя

    духовенство

    народное ополчение

    23. Назовите славянское племя, которое не желало платить дани Киеву и постоянно восставало против князя Игоря.

    Древляне

    Дреговичи

    24. Полюдье это:

    сбор дани с вассалов

    выпрашивание милостыни с народа

    сбор народа на ярмарке.

    народное собрание

    25. Князь, почти всю жизнь участвовавший в военных походах и погибший от печенегов:

    Swyatoslav

    Vladimir

    26. Первая княжеская перегородка в Киевском Рус произошла после смерти:

    Swatoslav

    yaroslav

    27. 27. 27. 27. 27. 27. 27. 27. Святослав

    Владимир

    Ярослав Мудрый

    28. Титул главы Русской Православной Церкви в Древнерусском государстве:

    митрополит

    архиепископ

    29. Широкая безрукавка, расшитая драгоценными камнями, называлась?

    епанча

    1. Сопоставьте ЛИНЕЙКА — ГОД — СОБЫТИЕ, правильные ответы запишите в таблицу под заданием.

    Впишите правильные ответы в таблицу ниже.

    1,в,10;
    2,г,9
    3,а,7
    4,б,8
    5,г,6

    2. Внимательно изучите картинку и подробно опишите событие, которое на ней изображено.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. О каком событии говорит летописец? «И пошел «князь Александр» с братом своим Андреем и с новгородцами и суздальцами в немецкую землю с великою силою, чтобы немцы не хвастались, говоря: «унизим словенский язык». Великий князь поставил войско на Чудском озере, на Узмени, у Вороньего камня, и, приготовившись к битве, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было много и тех и других. Был день субботний, и на восходе солнца сошлись два войска. И сделалась немцам и чуди злая и великая резня, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов мечей, так что лед на замерзшем озере сломался, а льда не было видно, потому что он был в крови… И обратились немцы в бегство, и русские погнали их с боем как по воздуху… били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало 500 немцев, и бесчисленные чудеса , и 50 лучших германских воевод взяли в плен и привели в Новгород, а прочих немцев утопили в озере, потому что была весна…».

    2. Какое внешнеполитическое событие XIII века описано в следующем отрывке из Ипатьевской летописи? (указать дату) 2. Какое внешнеполитическое событие XIII в. описано в следующем отрывке из Ипатьевской летописи? (указать дату) _ «Первое нашествие их было на Рязанскую землю, и взяли город Рязань приступом, выманили князя Юрия обманом и привели его в Пронск, потому что княжна его была в это время в Пронске. Царевну обманули, и князя Юрия с царевной его убили, и всех жителей земли его перебили, детей не жалели, даже младенцев.

    3. Заполните поля Дата Событие y. 2. Первое упоминание о Москве 3. Всеволод Большое Гнездо, 6. Битва на реке Калке, 8. Сорвана попытка навязать России католицизм. 9. Победа Александра Невского над шведами d. 11. Расцвет «Золотой Орды»






    9. К последствиям татаро-монгольского нашествия нельзя отнести… 1) гибель значительной части населения страны; 2) замедление развития ремесел и торговли; 3) окончательный перенос политического центра русских земель из Киева во Владимир; 4) прекращение княжеских усобиц.


    1. Бояре 2. Вече 3. Баскаки 4. Ярлык 5. Посады 6. Боярская республика В. ханский устав, давший русским князьям право править в своих землях Е. совет, орган государственного самоуправления правительство в России Д. высший слой общества в России (наряду с великими и удельными князьями в X-XVII вв.). Занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении Г. представитель ордынского хана на Руси, который осуществлял контроль за действиями князей, ведал сбором дани А. с купцов и ремесленников, поселившихся вблизи крепости, перед Кремлем (крепостью) Б. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит и осуществляется богатой верхушкой.

    Ответы: 1. Невская битва 1. Невская битва 2. 1 поход Батыя на Рязань 2. 1 поход Батыя на Рязань княжение Юрия Долгорукого во Владимиро-Суздальском княжестве княжение Юрия Долгорукого во Владимире -Суздальское княжество г р основание республики в Новгороде 4. основание республики в Новгороде 5. Образование Галицко-Волынского княжества 5. Образование Галицко-Волынского княжества май 1223 г. май 1223 г. 7. Нашествие хана Батыя на Русь 7. Батый Ханское нашествие на Русь 8. Апрель 5 Апрель Июль 1240 Июль 1240 10. Александр Невский 10. Александр Невский хан Узбек хан Узбек д, 2-й, 3-д, 4-в, 5-а, 6-б 11 1-д, 2-й , 3-д, 4-в, 5-а, 6-б

    1 вариант.

    1. В каком году Русь распалась на отдельные княжества:

      1147 2) 1132 3) 1136 4) 1113

    «……ты сидишь высоко на своем золотокованом троне!

    Поддерживая венгерские горы железными полками

    Преграждая дорогу королю

    Закрывая Дунайские ворота

      Юрий Долгорукий 2) Андрей Боголюбский

    3) Всеволод Большое Гнездо 4) Ярослав Осмомысл.

    3. В каком веке первое упоминание о Москве?

    1) IX 2) X 3) XII 4) XIV

    4. Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо были князьями

    1) Москва 2) Киев 3) Владимир

    4) Галицко-Волынский

    5. Глава Республики в Новгороде:

    1) тысяцкий, 2) князь, 3) посадник 4) архиепископ

      постоянные набеги хазар

      нежелание бояр служить киевскому князю

    7. Сопоставьте имя принца и его прозвище:

    Название Prince

    Прозвище

    Yuri

    Yaroslav

    VSEVOLOD

    ANDREW

    BOGOLYUBSKY

    BIG NEST

    OSMOMMOLSKY

    BIG NEST

    . Княжеский съезд в Любече постановил, что

    A. каждый князь теперь будет править своей землей вместе с великим князем;

    Б. князья будут участвовать в борьбе за власть вместе с киевским князем;

    V. каждый князь теперь будет управлять своей землей самостоятельно, князья договорились воздерживаться от междоусобных войн;

    9. Какой киевский князь сдерживал феодальную раздробленность?

    А. Ярослав Мудрый;

    Б. Владимир Мономах;

    В. Александра Невского;

    10. Какая форма правления сложилась в Новгороде в 12 веке?

    А. Город

    Б. Монархия

    В. Республика

    Тема: «Раздробленность в России».

    Вариант 2.

    1. В каком году Москва впервые упоминается в летописях:

      1. 2) 1127 3)1137 4)1147

    «Можно Волгу веслами плескать

    Или Дон вычерпывать шлемами (своими дружинниками)»

    1) Юрий Долгорукий 2) Андрей Боголюбский

    3) Всеволод Большое Гнездо 4) Ярослав Осмомысл.

    3. К какому веку относится распад Руси на отдельные княжества?

    1) IX 2) X 3) XII 4) XIV

    4. Роман Мстиславич, Даниил Романович были князьями

    1) Москва 2) Киев 3) Владимир 4) Галицко-Волынская

    5. Фактическими владельцами в Новгороде были:

    1) ремесленники, 2) князья, 3) бояре 4) купцы

    6. Что из перечисленного является одной из причин раздробленности на Руси:

      слабость экономических связей Киева с другими городами

      переход из родоплеменной общины в соседнюю

      усиление власти киевского князя

      половецкий натиск

    7. Сопоставьте имя князя и княжества, в котором он правил:

    NAME OF THE PRINCE

    PRINCIPALITY

    Yury Dolgoruky

    Vsevolod Mstislavich

    Yaroslav the Wise

    Andrey Yurievich

    Kyiv

    Galician

    Vladimir-Suzdal

    Новгородская земля

    8. Кто первым из князей присвоил титул великого князя владимирского?

    А. Всеволод Большое Гнездо

    Б. Юрий Долгорукий

    В. Андрей Боголюбский

    9. Верховной, т. е. главной властью в Новгороде обладал (о)…

    А. Народное собрание

    Б. Вече

    Б. Дворянский совет

    10. Ярким литературным памятником конца XII в.0005

    А. «Слово Закона и Благодати»;

    Б. «Обучение детей»;

    В. «Слово о полку Игореве»;

    Место работы, должность: —

    МБУ лицей №51, учитель истории

    Регион: — Самарская область

    Реферативная характеристика:
    Уровни образования: – среднее (полное) общее образование

    Класс(ы): – 10 класс

    Предмет(ы): — История

    Целевая аудитория: – Студент (студент)
    Целевая аудитория: – Учитель (учитель)

    Ресурс для специализированной школы: – Ресурс для специализированной школы

    Тип ресурса: — тест

    Краткое описание ресурса:-

    Тест на феодальную раздробленность можно использовать на уроках истории в профильный уровень для самостоятельной работы и при подготовке к ЕГЭ.

    Феодальная раздробленность

  • Россия вступила в период политической раздробленности в
  • 2) 30-х гг. XII век;

    3) конец 13 века;

    4) начало XIV века.

    2. Кто из князей десять лет боролся за киевский престол, трижды был признан киевским князем?

    1) Юрий Долгорукий;

    2) Святослав Ольгович;

    3) Ярослав Осмомысл;

    4) Мстислав Владимирович.

    3. После распада Древней Руси на княжества и земли первым среди других княжеств считалось

    1) Чернигов;

    2) Полоцк;

    3) Киев;

    4) Суздаль.

    4. Падение роли Киева и подъем новых центров не были обусловлены

    1) Половецкие набеги;

    2) складной путь «из варяг в греки»;

    3) движение торговых путей;

    4) миграция населения на более охраняемые территории.

    5. Особая роль Новгорода в русской истории заключалась в том, что он

    1) подвергался постоянным набегам половцев;

    2) в нем размещалась резиденция митрополита;

    3) находился в центре важных торговых путей;

    4) был древнейшим русским городом.

    6. Укажите форму правления, установленную в Новгороде в XII в.

    1) абсолютная монархия;

    2) парламентская монархия;

    3) аристократическая республика;

    4) демократическая республика.

    7. Датой основания Москвы считать

    8. Установить соответствие между именами князей и их характеристиками.

    ИМЕНА КНЯЗЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    1) Юрий Долгорукий; А) боролся с братьями за сохранение престола,

    2) Андрей Боголюбский; унаследовано от отца;

    3) Всеволод Большое Гнездо; Б) основывал города в Суздальской земле, воевал за Киев

    4) Юрий Всеволодович. трон;

    С) считался самым могущественным князем

    России, его войско «могло зачерпнуть Дон касками»;

    Г) перенес столицу княжества в город

    Владимир-на-Клязьме и основал

    Церковь Покрова на Нерли

    9. Укажите причины возникновения Владимиро-Суздальской земли:

    А) близость к степи;

    Б) защита от внешних врагов густыми лесами;

    В) обилие пахотных плодородных земель;

    Г) выход к Балтийскому морю;

    Е) колонизация междуречья Волги и Оки.

    10. Установить соответствие между должностью в г. Новгороде и должностными обязанностями.

    ДОЛЖНОСТЬ ОБЯЗАННОСТИ

    1) посадник; А) занимался сбором налогов и

    г.

    2) тыс.; милиция;

    3) архиепископ; Б) возглавлял городскую администрацию;

    4) князь. Б) был командиром отряда;

    Г) занимался вопросами внешней политики, заведовал казной,

    председательствовал в церковном суде

    11. Установить соответствие между конкретными проявлениями последствий раздробленности России и их характеристиками.

    ПРОЯВЛЕНИЯ ПРИРОДА ПОСЛЕДСТВИЙ

    1) сохранение всех богатств в отдельных

    княжествах и землях; А) отрицательный

    2) ослабление обороноспособности; Б) положительный.

    3) рост межкняжеских усобиц;

    4) развитие местных книжных школ,

    архитектура, иконопись.

    12. Полному развалу России помешали следующие факторы:

    А) разница природных и хозяйственных условий на землях;

    В) образование торгового пути «из варяг в греки»;

    Г) единая общероссийская церковная организация;

    Е) договоры между князьями о совместной борьбе с половцами.

    13. Выделите три причины отделения русских земель от Киева:

    А) образование пути «из варяг в греки»;

    Б) рост вотчинной собственности на землю;

    В) движение по торговым путям;

    Г) градостроительство;

    Г) разложение родовой общности.

    14. Укажите особенности древнерусской культуры:

    А) влияние византийской культуры;

    Б) переплетение христианских и языческих традиций;

    В) решающее влияние степной культуры;

    Г) единство языка, быта, быта народа;

    Г) древнее наследие.

    1) АГД 2) ИОП 3) БВД 4) АБГ

    15. Установить соответствие между терминами и определениями.

    ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    1) эпический; А) жанр русских былинных песен — сказания о богатырях;

    2) хроника; Б) жизнеописания священнослужителей и светских лиц, канонизированных христианами

    3) жития святых; церковь;

    4) пешком. в) обучение детей;

    Г) погодная запись исторических событий;

    Г) жанр древнерусской литературы, представляющий собой

    путевых описаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *