Князь в этой земле был вторичен по отношению к городу: 1) Города, находившиеся на территории Владимиро-Суздальского княжества. 1.Киев. 2. Рязань. 3. Чернигов. 4. Перяславль-Залесский. 5….

Содержание

Важно! Добрый день, даю много баллов, срочно помогите, пожалуйста, с историей: 1) Из представленных ниже утверждений выберите характеризующие Новгородскую землю и Новгородскую феодальную республику: 1. Эту землю называли Червоной 2. Период раздробленности в этой земле ознаменовался неоднократным перенесением столицы из одного в другой город. 3. Князь в этой земле был вторичен по отношению к городу. 4. Основателем местной княжеской династии являлся один из внуков Владимира Мономаха 7. Усобицы в этой земле нередко были связаны с вмешательством представителей иных государств, таких как Венгрия. 8. Высшим органом власти в этой земле было вече. 9. В управлении данной землей значительную роль играл местный архиепископ. 2) Укажите признаки, характеризующие центральное представительное учреждение в России XVI-XVII вв. Земский собор (1 или несколько вариантов) 1. законодательный орган 2. постоянный орган с определенной периодичностью созыва 3. учреждение, чьи участники брали на себя обязательство исполнить решение Собора, подписывая резолюцию или целуя крест (лица духовного) звания 4.

Учреждение, сочетавшая выборные и не выборные курии, последние из которых были представлены высшими иерархами церкви и Боярской думой 5. орган, не являвшийся постоянным, собиравшийся по мере необходимости 6. Учреждение, работавшее по куриям, каждая из которых выбиралась от определенного сословия 7. законосовещательный орган 8. исключительно светский орган, не предполагавший участие в своей работе духовенства, которому было запрещено подписывать какие-либо резолюции 3) Прочитайте следующие суждения. Отметьте, какие из них Вы считаете верными. 1. Просвещенный абсолютизм 2. Становление просвещенного абсолютизма в России связано с царствованием Екатерины II 3. Просвещенный абсолютизм – национальное российское явление. 4. просвещенный абсолютизм 5. Просвещенный абсолютизм характерен для целого ряда европейских государств. 6. Просвещенный абсолютизм стал наиболее ранней формой, в которой в России выразилось становление абсолютной монархической власти. — Знания.site
  • 1) Из представленных ниже утверждений выберите характеризующие Новгородскую землю и Новгородскую феодальную республику:

    1. Эту землю называли Червоной — Красной Русью.
    2. Период раздробленности в этой земле ознаменовался неоднократным перенесением столицы из одного в другой город.
    3. Князь в этой земле был вторичен по отношению к городу.
    4. Основателем местной княжеской династии являлся один из внуков Владимира Мономаха — Изяслав Мстиславич.
    5. Один из наиболее могущественных князей этой земли был убит в замке, построенном по его повелению, в результате дворцового переворота.
    6. За XII и XIII века на княжеском престоле в этой земле сменилось около 40 князей.
    7. Усобицы в этой земле нередко были связаны с вмешательством представителей иных государств, таких как Венгрия.

    8. Высшим органом власти в этой земле было вече.
    9. В управлении данной землей значительную роль играл местный архиепископ.

    2) Укажите признаки, характеризующие центральное представительное учреждение в России XVI-XVII вв. Земский собор (1 или несколько вариантов)

    1. законодательный орган
    2. постоянный орган с определенной периодичностью созыва
    3. учреждение, чьи участники брали на себя обязательство исполнить решение Собора, подписывая резолюцию или целуя крест (лица духовного) звания
    4. Учреждение, сочетавшая выборные и не выборные курии, последние из которых были представлены высшими иерархами церкви и Боярской думой
    5. орган, не являвшийся постоянным, собиравшийся по мере необходимости
    6. Учреждение, работавшее по куриям, каждая из которых выбиралась от определенного сословия
    7. законосовещательный орган

    8. исключительно светский орган, не предполагавший участие в своей работе духовенства, которому было запрещено подписывать какие-либо резолюции

    3) Прочитайте следующие суждения. Отметьте, какие из них Вы считаете верными.

    1. Просвещенный абсолютизм — политика светского государства с сильной центральной властью
    2. Становление просвещенного абсолютизма в России связано с царствованием Екатерины II
    3. Просвещенный абсолютизм – национальное российское явление.
    4. просвещенный абсолютизм — политика, провозглашающая своей целью достижение в государстве «общего блага»
    5. Просвещенный абсолютизм характерен для целого ряда европейских государств.
    6. Просвещенный абсолютизм стал наиболее ранней формой, в которой в России выразилось становление абсолютной монархической власти.

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

НОВГОРОДСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА В XII—XIII вв. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности. ..

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства…

Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному…

Интересное:

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все…

Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего…

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 41Следующая ⇒

Своеобразно развивалась Северо-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли. Псков первона­чально входил в состав Новгородской земли и только потом до­бился независимости. Поэтому историю их нужно рассматривать вместе.

Проникновение славян на территорию будущей Новгородской земли началось, очевидно, значительно раньше, чем в южные районы, и шло иным путем: из славянского прибалтийского По­морья. Здесь славяне встретились с местным угро-финским и балтским населением. Как полагают В. Л. Янин и М. X. Алеш-ковский, Новгород возник как объединение, или федерация, трех племенных поселков:

славянского, мерянского и чудского (меря и чудь — угро-финские племена).

Постепенно под властью Новгорода оказалась обширнейшая территория Северо-Западной Руси. Собственно Новгородская земля включала бассейны озера Ильмень и рек Волхова, Меты, Ловати, Шелони, Мологи. Вместе с тем Новгороду принадле-

жали земли, населенные карелами и другими народами — Вот­ская, Ижорская, Карельская, Кольский полуостров, Прионежье, Двина. Территория эта простиралась от Финского залива до Урала, от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги.

Более суровый, чем в Приднепровье и в Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем в остальных частях страны, хотя и оставалось основным занятием населения. Уро­жаи были неустойчивыми. В обычные годы своего хлеба хватало, а в неблагоприятные приходилось ввозить зерно из других кня­жеств Руси. Это обстоятельство не раз использовали князья Северо-Восточной Руси для политического давления на Новго­род. Вместе с тем здешние природные условия благоприятство­вали развитию животноводства. Скотоводством занимались не только жители сельской местности, но и горожане. Распростра­нены были огородничество и садоводство.

Особенности социально-политического строя Новгорода Вели­кого начали складываться еще в самые ранние времена. Князь в Новгороде всегда был вторичен по отношению к городу. Кня­жеской династии здесь не было. Резиденция князя не случайно находилась не в детинце (городской крепости), как в остальных землях, а вне крепости.

Первоначально она располагалась на Торговой стороне Новгорода, в то время как центр города и его городские укрепления находились на противоположной стороне Волхова — Софийской. Впоследствии в связи с дальнейшим рос­том Новгорода, когда территория так называемого Ярославова дворища вошла уже в состав города, князь оказался на новом месте — на Городище, за пределами города.

С самого начала для Новгорода было характерно призвание князя на престол. Не говоря уже о полулегендарном призвании Рюрика, можно отметить сообщение 970 г., когда новгородцы прислали к Святославу, «просяща князя собе». Они угрожали, что, если Святослав не даст им одного из своих сыновей, «нале­зем (т. е. найдем) князя собе». Подобные же сообщения можно встретить и под другими датами.

Князья недолго задерживались на новгородском столе. За 200 с небольшим лет, с 1095 по 1304 г., на новгородском пре­столе побывало около 40 человек из трех княжеских ветвей — суздальской, смоленской и черниговской. Некоторые князья за­нимали престол не по одному разу, и всего смена княжеской власти произошла за это время 58 раз.

Функции князя в Новгороде были многообразны и со време­нем менялись. Прежде всего князь был главчй боевой дружины, которую он приводил с собой. Однако было бы неверно считать его в первую очередь военачальником. Не говоря о том, что дру­жина была лишь меньшей частью новгородского войска, а основ­ную массу составляли ополченцы, на княжеском престоле не­редко оказывались и малолетние. Князь был владетелем домена,

он был звеном, связующим Новгород с Русью и порядками в остальных ее землях. Он также был адресатом той дани, кото­рая поступала Новгороду Великому; был высшей судебной ин­станцией. Наконец, не менее существенно, что князь играл роль звена цепи, связывающей отдельные части Новгорода, был сим­волом единства Новгородской земли и Новгорода.

Вместе с тем отношения Новгорода с князьями были далеки от идиллии. С одной стороны, новгородцы в лице веча могли прогнать неугодного князя, «указать путь» ему. Но с другой сто­роны, князья нередко пытались нарушать новгородские вольно­сти. Отсюда постепенное ограничение роли князя в Новгороде. С 1136 г., когда новгородцы прогнали князя Всеволода Мстисла-вича, пытавшегося бороться за свои собственные интересы при помощи новгородских войск, новгородцы сами приглашают к себе князя на определенных условиях. Среди них — запрет под­вергать новгородских «мужей» репрессиям без вины, вмешивать­ся во внутренние дела городского управления, сменять должно­стных лиц, приобретать собственность в новгородских «волос­тях», т. е. на окраинах Новгородской земли. Все эти условия со­держались в специальном договоре — «ряде», который заключал­ся с князем при его вступлении на престол.

Высшим органом власти в Новгороде было вече— народное собрание. Как показали последние исследования, вече отнюдь не было собранием всего новгородского мужского населения. На вече собирались владельцы городских усадеб в количестве не бо­лее 400—500 человек. Они составляли верхушку новгородского общества, были полновластными правителями Новгородской земли.

Высшим новгородским сословием было боярство. Оно, в отли­чие от боярства других земель Руси, было кастовым. Новгород­ским боярином нельзя было стать, им можно было только родить­ся. Новгородские бояре были, вероятно, потомками местной родоплеменной знати. Боярские семьи прочно держали в своих руках руководство политической жизнью Новгорода. Богатства новгородского боярства возникали из участия в дележе государ­ственных доходов. Кроме того, бояре эксплуатировали ремеслен­ников, живших на их городских усадьбах, занимались они и ростовщичеством. За счет этих неземледельческих доходов, со­брав в своих руках обширные богатства, бояре начинают с кон­ца XI в. приобретать земли у крестьянских общин. Некоторые вотчины они получают как пожалования у «Господина Великого Новгорода». Так в течение второй половины XI—XIII вв. складывается крупное боярское землевладение в Новгородской земле.

Наряду с боярами («мужами», «большими людьми») сущест­вовал обширный слой менее привилегированных землевладель­цев. В XII—XIII вв. их называли меньшими людьми, с XIV в. они же именуются «житьи люди». Это феодалы небоярского про-

исхождения, но входящие тем не менее в состав господствующего класса.

Новгород всегда был крупным центром торговли, как внутри-русской, так и внешней. Отсюда особую роль играли в Новгороде купцы, многие из которых также имели земельную собствен­ность.

Низший слой населения составляли черные люди. В городе — это ремесленники. Новгородские ремесленники жили, как пра­вило, на территории боярских усадеб, зависели от отдельных бояр, но вместе с тем сохраняли свою личную свободу. Черные люди новгородской деревни — это крестьяне-общинники, не по­павшие еще в зависимость от конкретного феодала. Особую ка­тегорию сельского населения составляли смерды, жившие в осо­бых поселениях и находившиеся в полурабском положении.

Сам Новгород делился на две стороны — Софийскую и Торго­вую. Каждая сторона в свою очередь делилась на концы. Концы были определенными административно-политическими организа­циями, они избирали кончанского старосту, в них проходили свои кончанские веча. Первоначально были известны — Славен-ский (на Торговой стороне), Неревский и Людин (на Софий­ской). Полагают, что названия двух последних концов происхо­дят от названия угро-финских племен и первоначально звучали Меревский и Чудин. В XIII в. упоминается уже Загородский конец (Софийская сторона), а с XIV в.— Плотницкий (Торговая сторона). Концы, в свою очередь, делились на улицы, возглав­лявшиеся уличанскими старостами.

На вече избирались и основные городские власти: посадник, тысяцкий, владыка (или архиепископ) и архимандрит новгород­ский. Посадником первоначально именовался княжеский намест­ник. Однако с начала XII в. посадника уже начинают выбирать. Посадник был фактически самой главной фигурой в новгород­ском управлении Он вместе с князем руководил военными похо­дами, участвовал в дипломатических переговорах, заключал со­глашения с князем. Избирали посадников из довольно узкого круга боярских семей.

Должность тысяцкого была связана с особой налоговой со­тенной организацией. Для сбора податей весь город делился на 10 сотен во главе с сотскими, которые в свою очередь подчиня­лись тысяцкому. Тысяцкие, как и посадники, первоначально на­значались князьями. С конца XII в. они стали выборными. Если посадник был боярином, то тысяцкий представлял в городском управлении небоярское население Новгорода, в первую очередь меньших людей и купцов. Он осуществлял контроль за налого­вой системой, участвовал в торговом суде, вел дела с иностран­цами. В более позднее время, во второй половине XIV в., тысяц­кие тоже стали боярами.

Глава новгородской церкви — владыка, т. е. епископ, а в по­следующее время архиепископ, также избирался на вече и толь-

ко потом утверждался митрополитом. Архиепископ участвовал в реальном управлении не только вотчины «святой Софии» — владением новгородского архиепископского дома, но и делами всей новгородской земли, подчас он бывал посредником между князем и посадником. Одной из его задач был контроль над эта­лонами мер и весов. Вместе с посадником и тысяцким он скреп­лял своей печатью международные соглашения. Должность вла­дыки, в отличие от остальных, в принципе была пожизненной. Изредка бывали случаи смещения владык. Так, например, архиепископа Арсения в 1228 г. «акы злодея пхающе за ворот, выгнаша. Мало ублюде бог от смерти».

Власть владыки была тоже ограниченной: с рубежа XII— XIII вв. на вече избирали особого новгородского архимандрита с постоянным пребыванием в Юрьеве монастыре. Он возглавлял все черное духовенство (т. е. монахов) и на деле был независим от владыки.

Итак, Новгородская феодальная республика была государст­вом, где власть фактически принадлежала феодалам (боя­рам и меньшим) и купцам. Выборные власти этой республики осуществляли политику защиты интересов господствующего класса.

Именно поэтому для Новгорода была всегда характерна ост­рая социальная борьба, для которой республиканский строй от­крывал большие возможности. Речь идет как о борьбе между собою боярских группировок, сторонников разных князей, кото­рая принимала подчас исключительно жесткие формы, в том числе и восстаний, так и о народных движениях. Зачастую труд­но провести грань между народным выступлением против грабе­жа и насилия со стороны власть имущих и участием рядовых новгородцев, «черных» людей во внутрифеодальной борьбе. Так, несомненно, элементы народного движения присутствовали в восстании 1136 г. против князя Всеволода Мстиславича: неда­ром в числе обвинений, предъявленных ему, было то, что он «не блюдет смерд». Восстание 1207 г. было направлено против бояр Мирошкиничей, которые восстановили против себя не толь­ко черный люд, но и боярскую верхушку, и князя Всеволода Большое Гнездо. В результате восстания были конфискованы и затем распроданы села Мирошкиничей, а их денежные богат­ства разделили «по всему граду». Мощные народные движения происходили в Новгороде в 1228—1230 гг. Народное недоволь­ство усугублялось серией неурожайных лет. За эти годы было сменено несколько князей, посадников и тысяцких, изгнан архи­епископ. Одним из «мужей» при архиепископе стал простой ре­месленник Микифор Щитник. Восставшие горожане были под­держаны смердами из новгородских волостей. Однако в период, когда феодализм находился еще на восходящей стадии своего развития, выступления масс были направлены не против фео­дального строя как такового, а только против отдельных, наи-

более ненавистных народу представителей класса феодалов. Эти выступления противоборствующие группировки умело использо­вали во внутрифеодальной борьбе, чтобы свести счеты со своими политическими противниками. Поэтому результатом таких выступлений зачастую бывало некоторое улучшение положе­ния народных масс, а в целом — лишь смена группировки у власти.

Новгородская феодальная республика играла очень важную роль в международных экономических и политических отношени­ях того времени. Торговля велась главным образом с Западной Европой: с немецкими купцами с принадлежавшего Швеции острова Готланд, с Данией, с немецким торговым городом Любе­ком. В Новгороде существовали торговые дворы и церкви ино­странных купцов, в свою очередь в зарубежных городах сущест­вовали аналогичные дворы новгородских купцов. В Новгород ввозили янтарь, сукна, украшения и другие предметы роскоши. В XIII в. ввозилось очень много соли, поскольку тогда еще не были разведаны ее запасы в самой Новгородской земле. Много товаров Новгород вывозил. Особенно большой размер приобрел экспорт пушнины и воска.

Сам Новгород был одним из крупнейших городов не только Руси, но и Европы, а возможно и мира. Здесь уже в 1044 г. были построены каменные укрепления детинца, а не позднее XII в. деревянными стенами на земляном валу был окружен весь город. Постоянно обновлявшиеся деревянные мостовые, сложная систе­ма дренажа, отводившего почвенные воды, характеризовали вы­сокий уровень городской культуры.

Новгородское ремесло достигло небывалого расцвета. Чрезвы­чайно разветвленной была специализация ремесленников. Мы знаем серебреников и котельников, щитников и гвоздочников, кузнецов и плотников, гончаров и ювелиров, стеклоделов и са­пожников…

Высокой для средневековья была степень грамотности нов­городцев. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты (их найдено уже около 800), особенно группа грамот, связанных со школьным обучением: рисунки мальчика Онфима вместе с тек­стом азбуки, шуточная запись школяра. Но еще важнее надписи на предметах быта, нумерация буквенной цифирью бревен сруба, применявшаяся плотниками, и т. д.

Новгород был одним из самых красивых городов тогдашней Европы. Софийский собор, собор Антонвева и Юрьева (Георгиев­ского) монастырей, церковь в монастыре Аркаж, церковь Спаса на Нередице с замечательными фресками и многие другие — памятники строгой, суровой и величественной новгородской архитектуры.

Не случайно именно Новгород оказался передовым форпостом Руси в борьбе с агрессией немецких и шведских феодалов.

§ 5. СРЕДНЯЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ В X— НАЧАЛЕ ХШ в.

В Закавказье и в Средней Азии в X — начале XIII в, не­смотря на отдельные попытки политического объединения, гос­подствовала феодальная раздробленность На ряд феодальных владений распадалась Армения В Грузии в 975 i на сьезде аз-наурской знати Картли, Кахетии и Гао-Кларджети (юго-запад­ная Грузия) царем всей Грузии бы/i избран Баграт III, прово­дивший политику объединения страны Но после его смерти сно­ва начались феодальные смуты, и страна разделилась на не­сколько княжеств По-прежнему оставался раздробленным Азербайджан

Раздробленностью прежде всего воспользовалась Византия, которой удалось подчинить себе Армению В 1045 г после герои­ческой обороны пал Ани, столица Анийского царства, последний оплот армянской независимости В присоединенных армянских землях появились византийские наместники, была установлена жесткая налоговая система, часть феодалов переселили в Дунай­скую Болгарию Грузия смогла сохранить под властью Визан­тии автономию

В середине XI в появилась новая опасность — турки-сель­джуки, одна из кочевых орд турок-огузов, названная по своему предводителю Сельджуки исповедовали ислам В конце X в они откочевали от основной орды и начали движение на соседние народы В 1048 г сельджуки совершили свой первый поход в За кавказье, обрушившись на Армению Сельджукское завоевание Закавказья продолжалось несколько десятков лет Походы сельджуков по своей жестокости и опустошениям превосходили все бедствия, ранее обрушивавшиеся на народы Закавказья Завоеватели сжигали города и деревни, вырезали и уводили в рабство мирных жителей, оставляя после себя пустую, выж­женную землю

В 1071 г в битве при Маназкерте сельджуки разгромили ви­зантийские войска Армения полностью перешла под их власть Настала очередь Грузии Первый поход сельджуков сюда со­стоялся в 1064 г , в 1080 г сельджуки заставили грузинского царя Георгия II заключить с ними мирный договор и признать свой вассалитет Грузия должна была платить большую дань, но оставалась автономной

В Армении же и Азербайджане сельджуки установили свою полную власть Только кое-где в неприступных горах сохрани­лись небольшие армянские княжества, население которых вело героическую борьбу против захватчиков Все земли Армении и Азербайджана были розданы сельджукской кочевой знати, превратившейся в оседлых феодалов Крестьяне должны были платить поземельный и подушный налоги и отбывать феодальные повинности Национальные и классовые противоречия тесно переплетались феодалы были иноземцами В Азербайджане 80

сельджукам удалось ассимилировать местное население, и тюрк­ский язык стал языком азербайджанцев. Ислам, который начал проникать в Азербайджан еще во времена Халифата, стал теперь господствующей религией Но Азербайджан тоже не покорился: здесь шла борьба против сельджукских властителей. Центром ее было оставшееся независимым княжество Ширван (в районе Баку и Шемахи) во главе с ширваншахами

Первой от сельджукского нашествия стала оправляться Гру­зия Наиболее успешную борьбу против иноземного ига вел царь Давид IV Строитель (1089—1125).Он объединил Грузию, с 1097 г. перестал платить дань сельджукам. Это был мудрый и дальновидный государственный деятель. Ему удалось провести важные реформы: было создано постоянное войско, города стали независимыми от феодалов, что способствовало развитию там ре­месел и торговли. Прозвание Строителя он получил за то, что при нем было построено много городов, дорог, мостов, храмов и монастырей. В городе Гелати он создал свой царский монас­тырь, где действовала академия. В Гелатской академии исследо­вали и изучали математику, философию, астрономию, право. Давид Строитель возглавил освободительную борьбу грузинского и армянского народов против сельджукских захватчиков. В 1122 г. его войска отвоевали у сельджуков Тбилиси; туда Да­вид перенес свою столицу Установив союз с армянской знатью, прежде всего с родом Захаридов, Давид в 1124 г взял столицу Армении Ани. В результате Грузия и Армения оказались свобод­ны от сельджуков и фактически объединились в одно госу­дарство.

Давиду Строителю и его наследникам пришлось вести борьбу с крупной феодальной знатью, недовольной централизацией, настроенной сепаратистски Из преемников Давида IV наиболее известна его правнучка царица Тамара (1184—1213).Умная и решительная правительница, Тамара подавляла сопротивление крупных феодалов и значительно укрепила царскую власть. При ней в состав Грузии, кроме Армении, входили часть Азербайджа­на, а также значительные территории в Малой Азии В период царствования Тамары развивались и русско-грузинские связи. Мужем царицы стал сын Андрея Боголюбского Юрий (Георгий), изгнанный из Руси своим дядей Всеволодом Большое Гнездо Со своей русской дружиной он вместе с грузинскими воинами участвовал в борьбе против сельджуков. Однако впоследствии Юрия пыталась использовать феодальная знать, Тамара разве­лась с ним и выслала его из пределов Грузии.

Рубеж XII—XIII вв. был временем быстрого социально-эко­номического развития, окончательного установления развитых феодальных отношений в Закавказье и мощного культурного подъема. В Грузии развивается историческая литература, а на рубеже XII—XIII вв. Шота Руставели создает одно из величай­ших произведений мировой литературы — поэму «Витязь в тигро-

вой шкуре». В Азербайджане в это же время работает великий поэт Низами Гянджеви (родом из города Гянджи). Энциклопе­дически образованный человек, Низами написал знаменитые поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун» и другие, лири­ческие стихотворения и т. д.

Средняя Азия в рассматриваемый период, как и Закавказье, продолжала испытывать постоянные давление и набеги кочев­ников. Государство Саманидов, несмотря на свою высокую централизацию, держалось главным образом на военной силе, и поэтому сравнительно легко пало под ударами кочевых племен карлуков во главе с Караханидами (конец X в. ).Не подчини­лось караханидам лишь Газневидское государство с центром в г. Газне в Северном Афганистане.

В XI в. на территории Средней Азии появляются сельджуки, и в конце XI в. они делают своими вассалами ханов Карахани-дов. Освободиться от сельджуков во второй половине XII в.уда­лось Хорезму во главе с Хорезмшахами. Им принадлежали весь Хорасан (район Мерва, Южной Туркмении и Северного Афга­нистана), а также Иран. Хорезмшахи стали фактическими вла­детелями всей Средней Азии.

Хотя власть в Средней Азии находилась в руках ханов из ко­чевнических династий, эти властители быстро ассимилировались жителями оазисов, где в основном шло культурное развитие. Часть населения смешалась с завоевателями и перешла на тюркский язык, но осталась земледельческим (узбеки и др.).

В оазисах Средней Азии в XI — начале XII в. бурно разви­ваются города, растет торговля, в первую очередь международ­ная. Возникли даже кредитные операции и безналичный расчет. Ремесленники работали, не столько выполняя индивидуальные заказы, сколько изготовляя массовую стандартную продукцию на рынок.

Огромного расцвета достигла культура. В XI в. творил уро­женец Хорезма великий ученый Аль-Бируни. Он был полиглотом, математиком, астрономом, географом, историком, минералогом, филологом… Бируни занимался тригонометрией, вычислил с уди­вительной точностью радиус земного шара и размер одного гра­дуса по меридиану. Еще до Коперника он высказал предположе­ние, что Земля вращается вокруг Солнца.

Современником Аль-Бируни был Ибн-Сина, известный в сред­невековой Европе как Авиценна, он работал в Бухаре и Ургенче. Ибн-Сина прославился прежде всего как медик. Его труды были основным пособием по медицине во всем мире, включая Запад­ную Европу, в течение всего средневековья. Он предугадал су­ществование микробов как переносчиков болезни, называя их «мельчайшими животными». Философ, близкий к материализму, Ибн-Сина выступал за социальную справедливость, против реакционного духовенства, а часто и государственной власти. Учение Ибн-Сины оказало большое влияние на взгляды западно-

европейских еретиков-вольнодумцев XIII в. На таджикском язы­ке писал великий поэт Фирдоуси, создавший на основе народных сказаний ирано-таджикский национальный эпос «Шах-Намэ» («Книга царей»).

Поступательное политическое, экономическое и культурное развитие Средней Азии и Закавказья было прервано в начале XIII в. нашествием полчищ Чингисхана.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…



Глава 3

 

Резюме

Новые княжества всегда доставляют князю проблемы. Люди готовы сменить правителя, чтобы улучшить свою судьбу, но вскоре обнаруживают, что все стало еще хуже, потому что новый правитель должен причинить вред тем, кого он завоевывает. Тогда у вас есть враги как те, кому вы навредили при захвате власти, так и те, кто поставил вас во власть, потому что вы никогда не сможете удовлетворить все их амбиции.

Если завоеванные территории, присоединенные к вашей, схожи по расположению и обычаям, их легко сохранить, особенно если это были наследственные княжества, не привыкшие к независимости. Пока вы не измените их образ жизни, вам нужно только уничтожить старую правящую семью, чтобы сохранить их.

Но если новые территории отличаются языком и обычаями, их трудно удержать. Наилучшие методы — отправиться и жить там самому, основать в них колонии, защитить соседние малые державы, ослабить сильные группировки внутри государства и остерегаться от иноземных держав. Важно решать возникающие политические проблемы на ранней стадии, а не ждать, пока не станет слишком поздно, потому что войн никогда нельзя избежать, их можно только отсрочить. Король Людовик не следовал этой политике в Италии и поэтому не смог сохранить свои территории. Он также ошибся, сделав церковь более могущественной, потому что делать могущественными других значит ослаблять себя.

Анализ

В этой длинной главе об аннексированных территориях Макиавелли делает несколько наблюдений, которые способствовали его репутации безжалостного человека. Во-первых, он отмечает, что правители-завоеватели неизбежно наносят ущерб тем, кого они завоевывают. Затем он советует завоевателям истребить старые правящие семьи, чтобы избежать угрозы их власти. Обсуждая колонии, он говорит, что они эффективны, потому что единственные, кому они вредят, — это несколько бедняков, которые теряют свои дома и земли, и эти люди не в состоянии причинить вред принцу. В этом контексте он делает известное заявление о том, что мужчин следует либо ласкать, либо уничтожать, имея в виду, что если вы должны причинить людям вред, причините им такой сильный вред, чтобы они не смогли вам отомстить.

Другие советы Макиавелли кажутся более гуманными. Он оправдывает колонии как эффективное средство контроля над новой территорией, потому что они наносят ущерб минимальному количеству людей, а новый правитель не может избежать причинения вреда своим подданным. Колонии определенно более желательны, чем оккупация армией, которая вредит всем в новом государстве и вызывает ненависть к новому правителю. Хотя он рассматривает насилие как неизбежную часть правления, он стремится к наиболее эффективному и контролируемому применению насилия. Однако читатели могут возразить, что Макиавелли советует государю поступать гуманно только тогда, когда это приносит ощутимую пользу, а не потому, что это этично. Советы Макиавелли государю всегда основаны на том, как лучше всего приобрести и увеличить власть, а не на соображениях правильного или неправильного. Власть изображается как скудный ресурс, который нужно энергично собирать и тщательно охранять, как в наблюдении Макиавелли о том, что передача власти другому лишает власти вас самих. Такой взгляд на острую конкуренцию исключает идеи сотрудничества или совместной ответственности. Большая часть этой главы посвящена подробному анализу примеров, приведенных римлянами в древние времена и королем Людовиком в более поздние времена. Вторжение Людовика стало началом неспокойного периода для Италии, и его последствия привлекают внимание Макиавелли позже в книге.

Глоссарий

Людовико Людовико Сфорца (1451-1508), герцог Миланский и сын Франческо Сфорца. (См. Список персонажей.)

Турки/Греция Войска Османской империи (турки) контролировали Грецию и большую часть Балканского полуострова в 15 веке и проводили политику заселения завоеванных территорий.

Этолийцы Этолийцы и ахейцы были соперничающими конфедерациями греческих государств. Примерно в 211 г. до н.э. этолийцы попросили римлян помочь им в борьбе с Филиппом V Македонским. Римляне победили Филиппа, а несколько лет спустя победили этолийцев и их нового союзника, Антиоха III из Сирии, фактически захватив Грецию.

Король Людовик Людовик XII (1462-1515), король Франции. (См. Список персонажей.)

Глава 17

 

Резюме

Каждый принц хочет, чтобы его считали милосердным, но милосердием нельзя злоупотреблять. Чезаре Борджиа своей жестокостью восстановил мир и порядок в Романье. Ни один принц не должен возражать против того, чтобы его называли жестоким за то, что он сохраняет мир и лояльность своих подданных. Лучше наказать немногих и таким образом предотвратить беспорядки, чем позволить развиваться проблемам, которые навредят многим. Новые правители не могут не показаться жестокими, потому что их государства небезопасны. Тем не менее, принц не должен быть слишком опрометчивым или слишком боязливым.

Если нельзя одновременно любить и бояться, то лучше бояться, чем любить. Мужчины обычно непостоянны, боятся опасности и жадны. Когда князь приносит им пользу, они сделают для принца все, но когда придет беда, они покинут принца. Люди разорвут узы любви, если это им выгодно, но страха перед наказанием они никогда не преступат. Правитель должен быть осторожен, чтобы не вызвать ненависть к себе, даже если его боятся; для этого он должен держать руки подальше от собственности своих подданных и их женщин. Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства. Однако, когда принц командует армией, он должен быть жестоким, чтобы управлять своими войсками.

В заключение, люди любят по своему желанию, но боятся по воле принца, поэтому мудрый правитель будет полагаться на то, что он может лучше всего контролировать.

Анализ

Продолжая обсуждение добродетелей, не являющихся добродетелями, Макиавелли рассматривает милосердие и жестокость. Как и в случае с щедростью и скупостью, он оказывается на стороне якобы дурного качества. Он основывает свое суждение на рассмотрении того, что приносит пользу большинству людей. Бесполезно быть милосердным, если тем самым государь позволяет беспорядку в своем государстве выйти из-под контроля. Контролируемая степень жестокости, от которой страдают немногие, может предотвратить широкое распространение насилия и беззакония, от которых страдают многие. Милосердие, позволяющее страдать большинству, нельзя назвать милосердием. Это очень старая идея в западной юриспруденции, и ее до сих пор можно услышать в качестве оправдания назначения наказания за преступления: неспособность наказать правонарушителей наказывает невиновных людей, которым могут быть причинены вред в результате будущих действий преступника. В качестве примера Макиавелли хвалит политику Чезаре Борджиа по подчинению беззаконного региона Романья, описанную в главе 8. Он также критикует флорентийское правительство за то, что оно не вмешалось, когда в Пистойе, флорентийском владении, вспыхнула гражданская война. Хотя флорентийцы послали Макиавелли для расследования ситуации, они ничего не сделали, и в результате многие граждане погибли в боях.

Макиавелли старается не защищать жестокость ради жестокости. Как и в главе 8, он предупреждает принца, чтобы он не причинял постоянно вреда своим подданным, потому что это сделает его ненавистным. Наоборот, он должен быть жестоким только тогда, когда это необходимо, чтобы избежать большего зла. Даже его утверждение о том, что командиры армий должны быть жестокими, основано на поддержании дисциплины, ибо недисциплинированные армии вредят невинным гражданам или даже самому правителю. Эта философия приводит его к логическому заключению, что если государь должен выбирать между тем, чтобы его любили и чтобы его боялись, бояться, по крайней мере, безопаснее как для правителя, так и для его подданных.

Типично мрачный взгляд Макиавелли на человеческую природу демонстрируется в этой главе, как видно из его предупреждения о тех, кто клянется, что любит вас в хорошие времена, но затем бросает вас в плохие времена. Самым циничным из утверждений Макиавелли в этой главе является его утверждение о том, что люди быстрее прощают смерть близкого человека, чем конфискацию их имущества, — не может быть более мрачной оценки грубого человеческого эгоизма. В окружении таких людей принцу действительно безопаснее, если он может контролировать их страхом, потому что любовь так быстротечна и ненадежна.

Глоссарий

Дидона основательница и королева Карфагена: в Энеиде она влюбляется в Энея и убивает себя, когда он покидает ее.

Ганнибал (247–183 гг. до н. э.) Карфагенский полководец: пересек Альпы и вторгся в Италию в 218 г. Потерпел поражение от Сципиона Африканского в 202 г. до н. э. Фабий Максим, более консервативный в своей тактике, чем Сципион, также сражался против Ганнибала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *