Зачем Святослав хотел создать государство на Балканах
19 августа 2018
Кириллица
Князь Святослав Игоревич личность в русской истории легендарная. Этот князь-воитель своей отвагой и военным искусством расширил границы Руси и на долгие века прославил русское оружие. Особенно вспоминают его балканские походы и героизм под крепостью Доростол на Дунае.
Фото: КириллицаКириллица
Юность воина
Видео дня
Князь Святослав, рано осиротевший, до поры до времени находился по опекой княгини Ольги, жестоко отомстившей древлянам за смерть своего мужа. Именно в ходе свершения этой мести маленький Святослав впервые взял в руки оружие: считается, что перед решающим сражением именно малолетний княжич метнул копье, давая сигнал дружине. В 964 году возмужавший Святослав принял бразды правления у матери-регента. Князь тут же отправился в дальний поход против Булгара и Хазарского каганата, придав мечу волжские владения этих народов. Разграбив столицу хазар, Итиль, Святослав стал известен как талантливый военачальник не только на Руси, но и за её пределами. О русском князе, ходившем, «аки пардус», не возившим с собой в походах ни шатров, ни котлов и посылающем врагам гордое послание «иду на вы», уже тогда рассказывали легенды.
Союзник Византии
О подвигах «удачливого руса» узнали и в столице Византийской империи, Константинополе. Греки захотели нанять Святослава, чтобы тот помог расправиться с давним и очень сильным противником – Болгарским царством, беспокоящим северные границы империи. На тот момент мощь царства начала угасать вследствие внутренних распрей, и византийцы решили использовать благоприятную возможность повоевать чужими руками. Русский князь принял предложение императора Никифора Фоки и уже в 967 году появился на Дунае. С собой он привёл не только неизменную варяжскую дружину, но и воинов из разных славянских племен и городов. Болгарское царство не выдержало напора русских: в 968 году армия царя потерпела поражение у крепости Доростол. В плену у Святослава оказался сам болгарский царь с семьёй. Однако с победой въехав в столицу царства, Переяславец-на-Дунае, Святослав вовсе не думал возвращаться на родину, как того требовал договор с греками. Русскому князю полюбилась новая земля: здесь был благоприятный климат, а также соединялись торговые пути из разных земель. В ответ на упрёки матери и бояр, он отвечал: «Не любо мне жить в Киеве, хочу жить в Переяславце-на-Дунае, здесь середина моей земли, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки (шёлковые ткани), вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы». Возможно, кроме торговых интересов Святославом двигали также политические расчёты. Видя затруднения Византии на юге империи, он стремился использовать слабость хватки греков на севере, чтобы начать собирание мощного славянского государства. Хотя этнически болгарское царство не было родственно древнерусскому государству, Дунай мог стать неплохим «трамплином» для продвижения в славянские владения Византии.
Печенежская угроза
Как раз в тот момент, когда Святослав разместил свой княжеский двор в Переяславце, Киев, оказался под ударом орд печенегов. Дорогу в причерноморские степи кочевникам открыла победа русских над хазарами. Теперь печенеги стали орудием хитроумной византийской политики, целью которой стало выманить Святолава из Переяславца. Осаждённый печенегами Киев оказался в тяжёлом положении, и только подход воеводы Претича с другого берега Днепра спас горожан от неминуемой гибели. Печенежский хан принял дружину Претича за авангард Святослава и поспешил отступить, в знак примирения обменявшись с русским воеводой мечами. Ольга и бояре упрекали вернувшегося Святослава в том, что тот «ищет чужой земли, а своей пренебрегает». Действительно, за время короткого пребывания в Киеве, Святослав успел только разделить государство между сыновьями. Внутренней же политикой полностью занималась Ольга.
В бою за новые земли
Не успели сыновья Святослава узнать о решении отца, как он уже воевал вместе со своим новым союзником, болгарским царём, против Византии. В этот момент в столице империи произошел переворот. Власть взял талантливый и амбициозный полководец Иоанн Цимисхий (низкорослый). Новый император показал себя опасным противником: против Святослава он развернул лучшие силы, в том числе и тяжелую конницу катафрактариев из гвардии «Бессмертных». В решающем сражении под Аркадиополем в 970 году русско-болгарская армия потерпела сокрушительное поражение. Считается, что в кровавой бойне погибло не менее 20 тысяч воинов Святослава. Проиграв ещё одну битву под Преславой, русский князь занял с 10 тысячами человек оборону у крепости Доростол. Греки блокировали снабжение по Дунаю, используя свой флот, так что шансов выдержать осаду у русских не было. Тогда Святослав принял решение дать грекам бой и прорываться из крепости, пусть даже ценой собственной жизни. Князь напутствовал воинов легендарными словами: «Не посрамим же русской земли, но ляжем костьми, мёртвые бо сраму не имут!» В ходе сражения русским удалось потеснить византийцев, и даже самый знаменитый греческий богатырь Анемас, пал сраженный. Но в тот момент, когда, казалось, удача отвернулось от византийцев, русским в лицо подул сильный ветер с пылью. Русские пришли в замешательство, и тогда Иоанн Цимисхий ввёл в бой свою гвардию «Бессмертных». Попытка вырваться из окружения провалилась, раненый Святослав был унесён с поля боя.
Князю пришлось заключить мир с византийцами, и хотя русские получили очень большую дань и были отпущены домой, Святослав расценивал это как большой удар по своей чести. «Пойду на Русь, приведу больше дружины!», говорил он, возвращаясь в Киев. Однако честолюбивым замыслам князя, желавшего смыть позор поражения и вернуть полюбившийся Переяславец, не суждено было сбыться. Весной 972 года на днепровских порогах ослабленную дружину Святослава поджидал печенежский вождь Куря. В завязавшемся бою русские полегли до последнего воина. Как гласит легенда, из черепа князя Куря повелел сделать чашу, из которой пил вино и кумыс по самым торжественным поводам. Считалось, что таким образом, владелец чаши с напитком может приобрести силу, храбрость и мудрость жертвы.
Прочее,
В походах ходил, как барс / Созидатели
Во времена Святослава закладывалась психология русских воинов-победителей
Александр Самоваров
26.04.2006
С одной стороны, киевского князя Святослава вроде бы трудно отнести к созидателям, но с другой, его роль в создании мощной Киевской Руси весьма значительна. Многие историки видели в нем продолжателя деяний воинов-варягов, смысл жизни которых был в войне. Но все дело в том, что Святослав жил и действовал уже в иную эпоху. Он возглавлял не просто дружины авантюристов, которые были готовы на все ради наживы, а единое русское государство.
«Хочу на вас идти»
Многих вводит в заблуждение легкость побед Святослава. Вот если бы он всю жизнь посвятил войне с Хазарским каганатом, страшным противником для любого государства, тем более для такого молодого, как Русь, то тогда все сказали бы единодушно: да, это великий князь, благодаря его походам государство выжило и укрепилось. Но Святослав разгромил хазар, которым издавна часть славян платила дань.
Вот как об этом рассказывает летопись: «И пошел (Святослав) на Оку-реку и на Волгу, и, встретив вятичей, сказал им: «Кому дань платите?» Они же ответили: «Хазарам – по щелягу от рала даем». Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли навстречу со своим князем Каганом, и сошлись биться, и одолел Святослав хазар, и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов».
Иногда говорят о том, что государство хазар к этому времени было ослабленным и угасало. Но разве после развала Золотой Орды не были ослаблены и не угасали ее осколки: Казанское ханство и Крымское? Но сколько же горя хлебнули русские люди из-за их набегов. А Крымское ханство «угасало» аж до времен Екатерины Великой.
Другое обвинение в адрес Святослава такое. Он наносил противнику военное поражение, завоевывал его территорию, но и не думал создавать на землях побежденных административный аппарат для закрепления плодов своих побед. Но даже из тех скудных источников, какими мы обладаем, ясно, что для этого у Святослава не было ресурсов. Все что он совершал, делалось чрезвычайно малыми силами.
#comm#Говоря об этом киевском князе, не будем забывать, что во все времена мерилом силы государства и народа была сила военная. И люди это всегда понимали, вот почему во всех легендах и сказаниях воспевались герои, способные на воинские подвиги.#/comm#
Первая летописная запись в «Повести временных лет», в которой говорится о Святославе, уже связана с военным походом, хотя князь в это время был еще ребенком. Вот как летопись рассказывает о «Начале княжения Святослава сына Игорева»: «В год 6454 (946) Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копье в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал: последуем, дружина, за князем. И победили древлян».
Повзрослевшему воину Святославу в «Повести временных лет» дается замечательная характеристика: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус (барс), и много воевал. В походах же он не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
Надо сказать, что князь мог позволить себе комфортную жизнь даже в походах. Но, обладая фанатичным характером, Святослав был прирожденным воином. Он получал наслаждение не от роскоши и золота, а от походов и побед.
Война не самоцель
Именно в те времена закладывалась психология русских воинов-победителей. Читая летописные записи о Святославе, легко угадать «почерк» русских воинов во все последующие века, вплоть до наших дней. И здесь нет никакой натяжки. Психотип воина, заложенный тысячу лет назад, передавался из поколения в поколение. Беззаветность Святослава оживала то в Евпатии Коловрате и Александре Невском, то в Дмитрии Донском, то в князе Пожарском и гражданине Минине.
Рота десантников, геройски погибшая в Чечне – это тоже почерк Святослава. Они могли уйти и уступить, но не сделали этого. Почему? Для того чтобы понять, читаем «Повесть временных лет». Перед сражением, в котором враги имели десятикратное превосходство, Святослав обращается к своим воинам с такими словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали».
Но не следует думать, что Святославом двигало лишь одно желание – страсть к военным походам. Надо помнить, что вслед за русскими дружинниками следовали русские купцы. Хазары, оседлавшие выгодные торговые пути, были разгромлены. Но киевский князь стремился расширить державу и укрепить ее положение. Именно поэтому он оказался на Дунае.
Первоначально Святослав был приглашен византийским императором в качестве союзника в борьбе против болгар, но он не годился на роль простого исполнителя воли греков. Сокрушив болгар, захватив многие города, киевский князь повел себя как независимая сила. Он решил перенести столицу своего государства на Дунай.
Обычно историки следуют логике летописцев, которые намекали на то, что князь пренебрег интересами Руси. Но едва ли дело обстояло так. Киев был избран «родом русским», т.е. правящим слоем Руси в качестве столицы потому, что был географически расположен в очень выгодном месте. Святослав же решает расширить рамки государства, о чем откровенно и заявляет: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки. Вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск. Мед и рабы».
#comm#Удайся, как сейчас выражаются, этот проект, то границы Руси были бы не просто расширены. В сферу господства «рода русского» попала бы часть южных и западных славян. И мы бы имели совсем иную Русь, вполне возможно, не киевскую.#/comm#
Отсюда понятна ревность киевлян: «Послали киевляне Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Неужели тебе не жаль своей отчины, старой матери, детей своих?»
Замысел Святослава не удался не только потому, что против него, осознав силу русских, выступили греки, но прежде всего потому, что воинственный и удачливый князь был отрезан от русской земли, человеческие ресурсы его были весьма ограниченными.
С именем Святослава связано сказочное повествование о том, как побеждавшему греков князю греческие бояре устроили психологическое испытание. После того как Святослав нанес грекам серьезное поражение, вынужден был созвать «греческий царь бояр своих» и сказал: » Что нам делать: не можем ведь ему сопротивляться?»
Бояре послали к Святославу с дарами мудрого дипломата с наказом: «Следи за его (т.е. Святослава) видом, и лицом, и мыслями».
Когда русскому князю принесли золото, то он остался равнодушен и лишь приказал его «спрятать», то есть убрать. Тогда греки послали ему оружие. Оружие привело Святослава в восторг. И бояре сказали своему царю, что «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Плати ему дань. И послал к нему царь, говоря так: «Не ходи к столице. Возьми дань сколько хочешь».
За этим рассказом летописца стоит ясное понимание русскими, что греки были хитрыми дипломатами. Они, прежде чем определиться по отношению к тому или иному противнику, воевать с ним или подписать соглашение, стремились понять его психологию. Противостояние Святослава с византийцами ожесточилось потому, что в Греции происходит переворот. Убивают императора Никифора Фоку, императором становится Иоанн Цимисхий. Этот император, один из лучших военачальников своего времени, начинает решительные боевые действия против Святослава.
Святослав пытается закрепиться в устье Дуная, но Цимисхий атакует его. После ряда поражений русских против Святослава восстает Болгария. В итоге его небольшая армия держит оборону в городе Доростол. Греки окружили русских и с суши и с Дуная. Кажется, что положение безнадежно. Но в решающей схватке русские сражаются столь отчаянно, что только атака латной конницы спасла Цимисхия от поражения.
Греческая армия была очень хорошо подготовлена для ведения боевых действий против «варваров». Именно за счет этой подготовки греки не опасались численного преимущества противника. Но тут греки сами имели очень большое численное преимущество над русскими. Из чего следует простой вывод: степень воинского искусства самого Святослава и его воинов была очень высока. Современники отмечали, что русы «ведут бой стеной».
Только голод и потери заставили Святослава заключить мир в обмен на свободный пропуск русских ладей из блокированного Дуная.
Разные версии одной смерти
Летописец дальнейшие события трактует следующим образом. Святослав «Увидев же, как мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не погубили коварством и дружину мою и меня. Так как многие были убиты в боях. И сказал: «Пойду на Русь, приведу больше дружины». И послал послов к царю… говоря: «Хочу иметь с тобой твердый мир и любовь»
И здесь происходят не очень понятные события. Часть дружинников Святослава во главе с воеводой Свенельдом возвращается в Киев, а сам он гибнет. Вокруг его гибели историки до сих пор ломают копья. Долгое время считалось, что греки подкупили печенегов, те подкараулили у днепровских порогов обессиленных русских и уничтожили их. Свенельд же, по словам летописца, предупреждал князя: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги. И не послушал его (Святослав), и пошел в ладьях».
В этой версии, однако, не все так гладко, как кажется. Самым яростным ее критиком выступил Лев Гумилев. Он рассматривал деятельность Святослава через призму религиозной борьбы. По его мнению, варяги были норманнами, которые бежали от побеждавшего в Скандинавии христианства, в том числе и на Русь. Но и на Руси христианство набирало силу, только христианство не западное, а византийское. По мнению Гумилева, не Запад, а именно варяги были «наиболее мощными противниками византийского православия. Не славяно-россы, а норманны возглавили борьбу против нового мировоззрения и собирали вокруг себя противников Ольги. Во главе этих принципиальных язычников стоял наследник престола и победитель хазар Святослав».
Гумилев считал, что виновны в гибели Святослава не греки, а киевляне. Историк был убежден, что грекам не было смысла тратить золото на подкуп кочевников, ибо греческая эскадра из 300 кораблей с «огнеметами» и так могла сжечь деревянные ладьи израненных русов на пути от устья Дуная до Днепровского лимана. А вот у киевлян были причины бояться возвращения Святослава, поскольку князь в своих поражениях обвинил христиан и расправился с ними в своей дружине. Такая же расправа ждала и христиан Киева.
#comm#Именно они и подкупили печенегов. В результате чего, как кратко сообщает летопись: «С началом весны двинулся Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пил из него».#/comm#
Но все дело в том, что убедительная, на первый взгляд, версия Гумилева не выдерживает критики, поскольку основывается на домыслах. Святослав был великим князем, власть и военная сила были у него. Если бы он поставил себе целью борьбу с христианами Киева, то у него никаких особых проблем не возникло бы. Христианская община в городе не была большой. И даже сыну Святослава, Владимиру, понадобилось приложить значительные усилия, чтобы киевляне приняли христианство, не говоря уже об окрестных племенах и народах.
Не убедительны доводы Гумилева о том, что в смерти не виновны греки. Это как раз их почерк, разделаться с врагом чужими руками. Выше было сказано об угрозе Святослава восстановить свои силы и вернуться в Болгарию с большой дружиной. Надо думать, что и греки понимали, какую угрозу таит в себе повторное возвращение князя.
Нельзя исключать и того, что печенегов никто не подкупал. Святослав возвращался с богатой добычей и со слабой, изнуренной в боях дружиной. Почему бы не воспользоваться моментом?
Похоже, что мы никогда не узнаем, что случилось на самом деле. Но не это, в данном случае, главное. Походы Святослава показали соседям Руси ее возросшую мощь. Молодое государство оказалось способным на экспансию. Кроме того, государство русских имело все необходимое для внутреннего развития и могло обходиться без серьезных войн. Поэтому, хотя походы Святослава и были важны для самоутверждения государства, агрессивная внешняя политика могла не понадобиться его наследникам. Они займутся решением внутренних проблем. В отличие от нищей Европы, которая столетия будет тратить на свои крестовые походы на Ближний Восток, а затем замрет в стагнации вплоть до эпохи великих географических открытий, чтобы приступить уже к новым крестовым походам, Русь уже была самодостаточным государством. И способным постоять за себя.
Специально для Столетия
Украина: Колыбель России | Ричард Марш, бард-рассказчик
Ядром современной России был анклав восточных славян, населенный вторжением датских викингов в девятом веке, называемых русами (приблизительное произношение: «рус»), основанный Рюриком и сосредоточенный в Новгороде. На смертном одре в 879 году Рюрик поручил заботу о своем маленьком сыне Игоре своему родственнику Олегу, которого назвал своим преемником. Олег перенес столицу княжества в Киев, за что в народе стали называть Киевскую Русь.
Согласно Primary Chronicle , сборнику истории и легенд XII века, Олег спросил своих магов, как он умрет. Они сказали, что его смерть наступит через его жеребца. Тогда Олег велел увести коня и как следует присмотреть за ним. Много лет спустя он спросил, что стало с лошадью. Ему сказали, что он мертв. Он подошел к тому месту, где она умерла, посмотрел на останки скелета и рассмеялся: «Волшебники солгали. Лошадь мертва, но я все еще жив». Он насмешливо пнул лошадь по черепу. Ядовитая змея выскользнула из черепа и укусила его, и он умер.
В следующем, 913 году, Игорь стал князем. Он распространил власть Киевской Руси на свободную федерацию племен и княжеств, которые попеременно враждовали и вступали в союз друг с другом. Игорю приходилось неоднократно покорять своего ближайшего соседа на западе, Дереву, княжество с густыми лесами, где крупной промышленностью была добыча пушнины. В «Первой летописи » говорится, что древляне (название означает «лесные жители») «существовали по-скотски, и жили как скоты. Они убивали друг друга, ели всякую нечистоту, и не было между ними брака, а вместо этого они захватывали девиц». Русы насмешливо называли их «деревяшками», эквивалентом «деревенщины».
Древляне затянули с уплатой дани, которую взимал Олег, а позже удвоил Игорь. В 945 году Игорь пошел с войском и собрал его, быстро разбив их. На обратном пути в Киев ему пришла в голову мысль, что надо было опять удвоить дань. Самоуверенный после своей легкой победы, он вернулся в их столицу, Искоростень (современный Коростень), примерно в 80 милях (130 км) к северо-западу от Киева, с небольшой свитой и выдвинул свое требование. Поощряемые своим князем Малом «подняться и убить волка, намеревавшегося сожрать все их стадо», древляне убили его. Византийский летописец X века Лев Диакон сообщает, что годы спустя, когда сын Игоря, Святослав I «Храбрый», угрожал римлянам в конце своей короткой, но деятельной жизни — он умер в 30 лет, — они напоминали ему о «несчастных судьба» отца: «привязан к стволам деревьев и разорван надвое».
Мал отправил в Киев делегацию из 20 знатных граждан, чтобы сделать предложение вдове Игоря Ольге (890-969). Древляне прибыли на лодке и передали Ольге сообщение о цели своего визита. Она понимала, что намерение Мала состояло в том, чтобы аннексировать Киев, контролируя ее и тогдашнего трехлетнего Святослава, в интересах которого она исполняла обязанности регента. Она сказала им провести ночь в их лодке, и ее люди проявят свое уважение, отвезя их на лодке в ее дворец утром, где она сможет официально поприветствовать их. Затем она приказала вырыть глубокий ров во дворе своего дворца. Когда делегация прибыла утром, их сбросило в канаву, а лодка оказалась на них. Канаву засыпали, похоронив их заживо.
В «Первой летописи» сообщается: «Тогда Ольга послала к древлянам вести о том, что, если они действительно нуждаются в ее присутствии, они должны послать за ней своих знатных людей, чтобы она могла идти к их князю с должными почестями, ибо иначе ее люди в Киеве не отпустили бы ее». Когда прибыли «лучшие мужи, управлявшие землей Деревой», Ольга предложила освежиться в бане, прежде чем она их примет. Когда все посетители оказались внутри, киевляне закрыли и заперли двери и подожгли здание.
Тогда она отправила Дереве сообщение, что она едет в Искоростень, «так приготовьте много меда в городе, где вы убили моего мужа, чтобы я могла оплакать его могилу и устроить ему поминки ». Они так и сделали. Когда она прибыла с небольшим эскортом, она велела своим людям оставаться трезвыми и подать напиток деревлянам. Поминки шли полным ходом, прежде чем древляне сообразили осведомиться о местонахождении дворян, посланных ими в Киев сопровождать ее. Она заверила их, что они следуют за ней с телохранителем ее мужа. Когда древляне напились, она приказала своим людям убить их. Они убили пять тысяч человек.
Ольга вернулась в Киев и собрала войско для полномасштабного вторжения в Дереву. Ей удалось покорить сельскую местность и небольшие города и местечки, но Искоростень был слишком хорошо защищен, и она осадила его. Через год она прислала сообщение: «Почему ты упорно держишься? Все ваши города сдались мне и подчинились дани, так что жители теперь спокойно возделывают свои поля и свои земли». Они ответили, что с радостью подали бы дань, но боятся ее мести. Она сказала, что достаточно отомстила, и так как теперь они обеднели от осады, то она вернется в Киев, получив лишь символическую дань: по три воробья и по три голубя с каждого двора. Деревляне с радостью согласились на щедрое предложение и, радуясь, вернулись в город.
Ольга приказала своим солдатам прикрепить кусок трута, завернутый в ткань, к лапкам птиц. С наступлением темноты они зажгли трут и выпустили птиц, которые предсказуемо полетели в свои гнезда на карнизах домов и амбаров. Весь город был мгновенно охвачен пламенем. Многие из тех, кто не погиб в огне, были убиты при попытке к бегству. Некоторых Ольга взяла в рабство, а старейшинам оставила ровно столько, чтобы платить дань. Затем она прошла через Дереву, устанавливая торговые посты и назначая местных сборщиков налогов, чтобы никогда больше князю Киевской Руси не пришлось рисковать своей жизнью, собирая дань лично.
Ольга наверняка была знакома с историями о более ранних случаях, возможно, легендарных, когда огненосные птицы разрушали осажденный город. Одним из многих примеров было то, что датчанин по имени Фридлейф использовал тот же трюк, чтобы взять Дублин в неустановленную дату, как сообщает датский историк 13-14 веков Саксон Грамматик. Вероятно, наиболее известным является сожжение Сайренчестера саксами в 552 году (мотив ST K2351.1). См. главу «Птицы Сайренчестера». Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты разработали аналогичную схему сброса бомб летучих мышей на Японию, но от нее отказались в пользу атомной бомбы. Ходит любопытная ходячая молва или городская легенда о том, что недавно Коростень подал в суд на Киев с требованием компенсации за разрушение города Ольгой.
Сын Ольги и Игоря, Святослав, был занят расширением сферы господства Киевской Руси и находился вдали от Киева, когда печенеги вторглись в сердце Руси и осадили Киев по наущению византийцев, которые были обеспокоены усилением власти Руси. Ольга находилась в городе с внуками, в том числе с Владимиром, ставшим великим князем после смерти Святослава. Город, стоящий на Днепре и ныне разделенный им, был так плотно окружен, что небольшой отряд русских воинов, стоявший лагерем на другом берегу реки, не мог помочь, и никто не мог уйти из города. Горожане страдали от голода и жажды и были готовы сдаться. Молодой человек, свободно говоривший на печенежском языке, вызвался попытаться переправиться через реку, чтобы сообщить воинам о тяжелом положении.
Он выскользнул из города с уздечкой в руке и побежал среди печенегов, спрашивая, не видел ли кто-нибудь бродящую лошадь. Они предположили, что он был одним из них, и не понимали, что он задумал, пока он не сбросил одежду, не нырнул в реку и не начал переплывать ее. В него стреляли, но русские воины подобрали его невредимым на лодке. Когда он сказал им, что, если на следующий день не прибудет помощь, город сдастся, лидер Претич придумал смелый план.
Утром перед рассветом они отправились за реку, трубя в трубы, и люди в городе кричали от ликования, полагая, что Святослав прибыл со своим войском. То же самое подумали и печенежские солдаты, и начали разбегаться. Ольга с внуками вышли и сели в лодки. Вождь печенегов увидел это и подошел к Претичу и спросил, не князь ли он Святослав. Претич сказал ему, что он был предводителем авангарда, и что Святослав и его армия были близко позади него, поэтому предводитель печенегов формально снял осаду.
Возможно, почувствовав, как дует политический ветер, Ольга решила стать христианкой в 957 году. Она попросила императора Константина VII (905-959) стать ее крестным отцом, якобы для престижа, но и по другой уважительной причине. Она знала, что он влюблен в нее и хочет на ней жениться. Ей это было неинтересно, но отказываться от его предложения было бы нецелесообразно с политической точки зрения. Она отклонила его намеки, сказав, что сначала ей нужно креститься. После церемонии он сделал официальное предложение. Она указала, что теперь он ее отец в Боге, а христианский закон не позволяет отцу жениться на дочери. Константин восхищался ее сообразительностью и изящно воспринял отказ.
Ольга была причислена к лику святых Русской Православной Церкви в 1547 году с титулом isapóstolos , что означает «равноапостольная», одна из немногих святых, удостоенных такой чести.
Святослав отверг призывы Ольги стать христианином, но его сын Владимир Великий (ок. 958–1015), убежденный язычник в раннем возрасте, исследовал различные религии, прежде чем в конце концов выбрал восточное православие и сделал его государственной религией. Он признан святым в восточном православии и других конфессиях. Двумя его сыновьями были святой Борис и святой Глеб.
Владимир основал город Белгород в 991 году. Русы постоянно конфликтовали с печенегами, и в 997 году он отправился в Новгород, чтобы набрать подкрепление, чтобы помочь ему решить проблему. Печенеги обнаружили его отсутствие и осадили Белгород. Горожане были неподготовлены, у них было мало провизии, и вскоре они оказались на грани голодной смерти. Они собрали совет и решили сдаться. Хотя некоторые из них могли быть убиты, они чувствовали, что это лучше, чем все умереть от голода. У старика была идея получше.
Он велел им выкопать две ямы на две кадки, собрать овес, пшеницу и отруби, чтобы сварить кашу в одну кадку, а в другую налить разбавленный мед. Когда это было сделано, он велел им послать к печенегам в качестве заложников доброй воли десять гонцов и пригласить десять из них войти в город, чтобы посмотреть, что происходит.
Когда пришли печенеги, им сказали, что даже если они будут продолжать осаду в течение десяти лет, они никогда не смогут взять Белгород, потому что у людей никогда не кончатся продукты. В доказательство горожане вели печенегов к кадкам, где каша и мед как бы доставлялись готовыми прямо из земли. Они съели немного сами, чтобы показать, что это безопасно, и дали попробовать посетителям. Печенеги были поражены. Они отнесли миски с едой своим лидерам, которые увидели тщетность осады и разошлись по домам.
Из Мир обманщиков .
Нравится:
Нравится Загрузка…
Украина принимает свое еврейское меньшинство и признает свою травмирующую историю собираются возле места, известного как «Бабушкин овраг» или «Бабий Яр» на местном языке.

«У любого нормального человека будут сильные чувства в такой день», — сказал 82-летний Геннадий, инженер на пенсии, журналисту на обширной парковой территории мемориала Холокоста в Бабьем Яру в честь 80-летия самой кровавой бойни Второй мировой войны.
Несколькими мгновениями ранее на широкой дорожке, ведущей к главному советскому памятнику резне, православные священники в белых одеждах зажгли свечи и призвали к минуте молчания. Десятки пожилых украинцев, многие из которых держали в руках единственную красную розу на длинном стебле, затем взобрались по бетонным ступеням к массивной скульптуре, когда громкоговоритель нарушил тишину ясного утра старой советской песней о нацистских убийцах.
— Здесь, где убили столько невинных, — добавил Геннадий, — как тут не грустить и не злиться на тех, кто их убил?
2021 год обещает стать переломным для евреев Украины — расплатой с прошлым и запоздалым объятием многострадального меньшинства.
Эта грусть и гнев могут быть движущей силой планов по значительному расширению мемориала Бабий Яр и ряда других украинских инициатив, которые, кажется, наконец-то расстилают дорожку для евреев страны. Социально-политический ландшафт открывается перед ними уже некоторое время, но 2021 год обещает стать переломным для украинских евреев — расплатой с прошлым и запоздалым объятием многострадального меньшинства.
Считается, что евреи прибыли на территорию современной Украины в четвертом веке, поселившись в Крыму и на побережье Черного моря. Вскоре они начали мигрировать вглубь страны, даже преобразовав некоторые тюркские племена Хазарского каганата. После того, как князь Рюрикович Святослав отобрал Киев у хазар в середине X века, евреи начали селиться в новой столице Киевской Руси — родине русских, белорусов и украинцев. Многие двинулись на запад, в Галицию, где создали процветающую и быстрорастущую общину, а оставшиеся евреи образовали свой собственный район в Киеве XI века. Руководители Рюриковичей относились к ним благосклонно, назначая некоторых на ключевые административные и финансовые посты. Когда Ярослав Мудрый, внук Святослава и, возможно, величайший из династии Рюриковичей, около тысячелетия назад построил три укрепленных входа в Киев, он назвал один из них Еврейскими воротами.
Темные дни наступили с восстанием Хмельницкого в середине 17-го века, когда казаки и крымские татары начали десятилетнюю кампанию насилия против евреев, а также католиков. В конце 18 века большая часть Украины была включена в черту оседлости Екатерины Великой — обширный, слаборазвитый регион, отведенный Российской империей для евреев.
Несмотря на несколько жестоких казачьих погромов в XIX веке, еврейская община Украины продолжала расти. К 1900 г. несколько крупных городов, в том числе Одесса, Днепр и Черновцы, были более чем на треть еврейскими. Но эти цифры начали снижаться по мере того, как волна за волной погромов сотрясали юг Российской империи в начале 20 века.
С 1917 по 1921 год, в период, предшествовавший русской революции, евреи в Украине пережили более 1000 погромов, в результате которых погибло до 30 000 человек. Два десятилетия спустя нацисты представили свое окончательное решение. В течение нескольких недель после резни в Бабьем Яру силы под командованием Германии убили еще 50 000 евреев в Одессе и ее окрестностях. В конце концов, ни один народ не пострадал во время Второй мировой войны больше, чем евреи Украины: целых 1,5 миллиона убитых, четверть всех погибших во время Холокоста. Окончание войны едва ли улучшило их судьбу. С самого начала Советский Союз изолировал евреев, лишив их синагог, школ и традиций. После Второй мировой войны Иосиф Сталин объявил войну «безродным космополитам», код еврейского народа. Евреи по всей Украине и за ее пределами потеряли работу, им было отказано в поступлении в колледжи и университеты.
С 2,7 миллиона человек в 1941 году еврейское население Украины сократилось до 840 000 к концу 1950-х и менее полумиллиона к распаду Советского Союза. Наконец четверть миллиона евреев покинули Украину в 1990-е годы, получив возможность уехать. Украинские эмигранты стали преобладать в диаспоре. Голда Меир, единственная женщина-премьер-министр Израиля, родилась в Киеве. Автор «Скрипача на крыше» Шолом-Алейхем вырос недалеко от столицы, прежде чем бежать в Нью-Йорк в 1905 году. Стивен Спилберг, Боб Дилан, Леонард Бернштейн, Ноам Хомский, Розанна Барр, Джон Стюарт, Карл Саган, Мел Брукс и многие другие, также имеют украинские корни.
Переход к тому, чтобы Украина чувствовала себя как дома, вероятно, начался с открытия в 2012 году центра «Менора» стоимостью 100 миллионов долларов в Днепре, который включает в себя музей Холокоста, синагогу, кошерные рестораны и еврейские исследовательские институты. Центр, имеющий форму еврейского канделябра и считающийся крупнейшим еврейским общинным центром в Европе, был построен еврейскими миллиардерами Геннадием Боголюбовым и Игорем Коломойским.
В 2015 году президент Украины принял участие в праздновании 70-летия освобождения Освенцима, а еврейский политик Владимир Гройсман был назначен спикером парламента. В следующем году Гройсман стал первым премьер-министром Украины евреем. Исследование Pew Research Center, проведенное в 2018 году, показало, что всего 5% украинцев предпочли бы не иметь евреев в качестве сограждан, что является самым низким показателем среди всех 18 опрошенных стран (Россия, 14%, Греция, 16%, Румыния, 22%). Исследование Pew, проведенное в следующем году, показало, что 83% украинцев положительно относятся к евреям, что снова лучше, чем в любой другой стране региона, и на 15% больше, чем в 2009 году.
Антисемитские нападения и акты вандализма неуклонно снижаются в Украине уже более десяти лет. Когда в 2019 году Зеленский объявил о своей кампании на пост президента, наибольший протест вызвали не православная церковь или украинские националисты, а собратья-евреи. Лидеры, такие как раввин Шмуэль Каминецкий, главный раввин Днепра, выразили опасения будущих погромов, если Зеленский пошатнется на своем посту. Но религия не играла роли в этой кампании, и через два года после его президентства Украина ускорилась в другом направлении.
В январе правительство утвердило планы строительства мемориала стоимостью 100 миллионов долларов, состоящего из двух музеев, в Бабьем Яру, который должен стать крупнейшим в мире храмом Холокоста площадью более 320 акров. В мае страна отметила свой первый День памяти украинцев, спасавших евреев во время Второй мировой войны, в тот же день, когда ее главный раввин открыл новую синагогу в Бабьем Яру. В июле украинский режиссер Сергей Лозница получил «Золотой глаз» за лучший документальный фильм на Каннском кинофестивале за фильм о Бабьем Яру и Холокосте в Украине.
Украина также является духовным центром хасидского иудаизма. Исраэль бен Элиэзер, или Баал-Шем-Тов, отец хасидизма, похоронен в Меджибоже, а раввин Нахман из Брацлава родился в Меджибоже и похоронен в Умани. После резкого, вызванного пандемией, сокращения числа паломников, посещающих могилу Нахмана на Рош ха-Шана в прошлом году, в этом году в Умани было почти рекордное количество посетителей: в начале сентября их посетило около 30 000 хашидов.
Вскоре после этого Верховная Рада Украины приняла закон о запрете антисемитизма. По состоянию на начало октября закон ожидал окончательного одобрения Зеленского, потерявшего членов семьи во время Холокоста.
Сложите все это, и украинские евреи станут свидетелями беспрецедентных объятий. «Сегодня евреи более приняты в Украине, чем когда-либо в ее истории», — сказал Дэвид Фишман, профессор Еврейской теологической семинарии Америки, который преподает в Киеве и пишет об украинских евреях. Оговорка заключается в том, что меньшее количество евреев в Украине означает, что они менее заметны, и что, учитывая недавние политические события, украинцы теперь склонны винить во многих своих проблемах Россию.
Кроме того, по словам Фишман, хотя нападения на евреев случаются редко, антисемитские настроения и стереотипы сохраняются. С ним согласен Артем Рыжиков, отмеченный наградами киевский художник и кинематографист, который был среди тех, кто прогуливался по территории Бабьего Яра на 80-летие. «Идите на рынок и спрашивайте людей: «Что вы думаете о евреях?» — посоветовал он. «Они будут рассказывать вам грязные анекдоты о евреях и деньгах».
Тем не менее, война с Россией на востоке Украины, похоже, вызвала сдвиг в национальной идентичности, от акцента на украинской этнической принадлежности к акценту на украинском гражданстве. «Благодаря Путину теперь есть украинские евреи», — так выразился главный раввин Киева в 2016 году. их чувство патриотизма. Не считая всплеска в 2014 году, когда конфликт привел к увеличению еврейской эмиграции, отъезд сократился до 2–3 000 человек в год. Тем временем евреи из Израиля и США все чаще заказывают поездки в Украину в рамках «корневого туризма».
Сегодня в Украине проживает от 80 000 до 350 000 евреев, в зависимости от того, кто считает, и все большее их число, кажется, рассматривает ее как еще одну родину за пределами Святой Земли. «Уехав во многие страны на долгие годы, еврейские общины здесь вспоминают и признают свои корни, свои семейные корни, свои традиционные корни в Украине», — сказал Игорь Щупак, глава Украинского института изучения Холокоста.
Следующим большим препятствием является мемориал Бабий Яр, строительство которого планируется завершить в 2025 году, но вокруг него разгорелись споры. Многие украинцы опасаются, что значительная финансовая поддержка проекта украинскими еврейскими олигархами может способствовать российскому влиянию. Двое из миллиардеров, планирующих финансировать мемориал, Михаил Фридман и Герман Хан, фигурируют в списке олигархов Министерства финансов США, близких к президенту России Владимиру Путину.
Фишман считает подобные опасения беспочвенными, указывая на то, что председатель мемориального комитета — Натан Щаранский, бывший житель советского ГУЛАГа и бывший вице-премьер Израиля — вряд ли будет помыкать собой. Кроме того, в прошлом месяце украинский парламент принял закон об ограничении влияния олигархов, что предполагает бдительность правительства в этом вопросе. Настоящая проблема, по словам Фишмана, заключается в желании украинцев не признавать, что некоторые украинцы сотрудничали с нацистами, в том числе в Бабьем Яру. «Любого, кто упоминает об этом печальном и досадном факте, клеймят как орудие российского влияния», — сказал он.
В своей глубоко исследовательской книге «Стирание: исчезающие следы еврейской Галиции в современной Украине» профессор истории Университета Брауна Омер Бартов подробно описывает, как евреи Галиции на западе Украины были сначала убиты и изгнаны нацистами.