Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 179Следующая ⇒ Князь Игорь (? — 945) был сыном князя Рюрика. Малолетнего Игоря князь Олег брал с собой в военные походы. В 912 г. после кончины своего опекуна князь Игорь вступил в правление. В 945 г. князь был убит Древлянами за то, что хотел вторично собрать с них дань. Семейство великого князя Игоря I Рюриковича: Супруга: Ольга, поселянка Псковской области (по некоторым данным, внучка Изборского князя Гостомысла). Сын: Святослав. «Вдруг словно мятеж усмиряется шумный И чинно дорогу дает, Когда поседелый в добре и разумный Боярин[16] на вече[17] идет; — Толпы расступились — и стал среди схода С гуслями в руках Славянин. Кто он? Он не князь и не княжеский сын, Не старец, советник народа, Не славный дружин* воевода*, Не славный соратник дружин; Но все его знают, он людям знаком Красой вдохновенного гласа… Он стал среди схода, — молчанье кругом, И звучная песнь раздалася. Он пел, как премудр и как мужествен был Правитель полночной державы; Как первый он громом войны огласил Древлян вековые дубравы; Как дружно сбирались в далекий поход Народы по слову Олега; Как шли чрез пороги, под грохотом вод, По высям Днепровского брега; Как по морю бурному ветер носил Проворные Русские челны[18]; Летела, шумела станица ветрил[19] И прыгали челны чрез волны. Как после водима любимым вождем Сражалась, гуляла дружина По градам и селам, с мечем и огнем До града царя Константина; Как там победитель к воротам прибил Свой щит знаменитый во брани, И как он дружину свою оделил Богатствами Греческой дани. Умолк он — и радостным криком похвал Народ отзывался несметный; И братски Бояна сам князь обнимал, В стакан золотой и заветный Он мед наливал искрометный, И с ласковым словом ему подавал И вновь наполняемый медом Из рук молодого владыки Славян С конца до конца меж народом Ходил золотой и заветный стакан». Олег управлял государством тридцать три года: добрый Игорь не хотел напоминать ему, что уже может княжить, и стал Русским государем только тогда, когда умер Олег. Игорь, как и все Русские князья, был храбр, но не так счастлив, как Олег: при нем в первый раз явились на Русскую землю Печенеги[20] — народ, ставший потом страшным врагом наших предков. Печенеги поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись их стада. Они не строили домов, а делали подвижные шатры или шалаши. Когда их стада больше не находили корма на лугах, они переносили свои шалаши на другое место и оставались там, пока была трава. Они сами и их лошади бегали очень быстро; по рекам же умели плавать почти как рыбы. Это очень помогало им нападать на своих соседей, уводить в плен бедных жителей и спасаться от погони. Злые Печенеги даже нанимались на службу к таким народам, которые вели с кем-нибудь войну, и тогда-то злодействовали, сколько им хотелось. Игорь, хоть и наложил на них дань Самым несчастливым был поход Игоря на Древлян, которые жили там, где у нас теперь Волынские земли. Древляне также были Славянского племени; их покорил Олег. Игорь ездил к ним для того, чтобы взять больше дани, чем они платили всегда. Древлянам показалось это так обидно, что они забыли все почтение, с каким нужно относиться к своему государю, и совершили ужасный грех: убили Игоря! Эти жалкие люди не знали Бога и не понимали, какое страшное злодеяние совершили. ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ Читайте также: Где возникла философия и почему? Относительная высота сжатой зоны бетона Сущность проекции Гаусса-Крюгера и использование ее в геодезии Тарифы на перевозку пассажиров |
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.011 с.) |
Загадки летописания. Игорь, Ольга и Святослав.
Одной из важнейших проблем генеалогии Русского рода и истории Руси 10 века является датировка рождения и жизни родоначальников Киевского Дома русских князей или точнее князей полян-руси – Великого князя Игоря и его сына Святослава. Проблема эта усложняется еще и тем обстоятельством, что как для Игоря, так и для Святослава имеется ряд серьезных доказательств и для классических датировок, и для альтернативных.
Классическая версия гласит, что Игорь был сыном варяжского князя Рюрика, приглашенного в 862 году на новгородский престол, что родился он незадолго до смерти отца (879 год), а потому княжение перешло к его опекуну Олегу Вещему, который и принес Игоря в Киев, где княжил еще 31 год и лишь после его загадочной смерти престол перешел к сыну Рюрика. Соотвественно у Игоря и его супруги Ольги, которых поженил в 903 году в 942 году, незадолго до смерти Игоря в 945м, родился единственный сын Святослав. Это каноническая версия русской генеалогии, которая остается неизменной во всех без исключения источниках, которые вообще упоминают о происхождении Игоря: Рюрик родил Игоря – Игорь родил Святослава. Меняются хронология, статус и происхождение других участников сопутствующих событий (Дира и Аскольда, Олега Вещего, которые в летописях предстают в самом разнообразном качестве, а иной раз, как Олег и вовсе могут исчезнуть!), но эта формула остается неизменной, что всерьез заставляет усомниться в ее вымышленности! Она присутствует и в классических текстах ПВЛ и НПЛ и в «еретических» Иоакимовской, Никоновской, всех поздних летописях, у Длугоша и Рейтенфельса! Относительно Игоря несколько меняется хронология и его дееспособность и роль в приходе в Киев. Так, в ПВЛ, где рождение Игоря недатировано, но в описании захвата Олегом Киева в 882м он изображен младенцем, которого носят на руках, хотя исходя из того, что Рюрик умер в 879 году, его сыну должно быть не менее 3х лет. Воскресенская летопись датирует рождение Игоря 866, а Никоновская – 865 годом, следовательно в Киев он должен был прибыть уже в 16-17летнем возрасте! НПЛ младшего извода относит приход Игоря в Киев к 920 году и изображен он естественно уже взрослым и самостоятельным правителем, при котором Олег играет роль лишь воеводы. Такая генеалогия (крайне сомнительная сама по себе) еще более смущает, если мы согласимся с датировкой ПВЛ рождения Святослава в 942 году! Выходит, что первенец родился у Игоря как минимум в 63хлетнем возрасте! Не менее проблематичным выглядит и его рождение у Рюрика, который скорее всего является ободритским князем, старшем сыном князя Вагрии Годлава, убитого в 808 году датчанами. Реальное его прибытие в Приильменье следует отнести к 856 году – датировка этой части летописи отступает от реальной на 6 лет (поход русов на Царьград 860 года датирован 866 годом). Следовательно, сам Рюрик родился не позднее 806 года, а в 879 ему должно было быть уже не менее 73 лет! Если связывать происхождение Игоря с Рюриком, то приходится признать, что здесь не хватает как минимум одного звена! Все это заставляет сомневаться в истинности «рюриковой» генеалогии Игоря и «Рюриковичей», а также подталкивает к тому, чтобы передвинуть рождение Игоря, как и Ольги в первую четверть 10 века, тем более, что и в 940-950х они ведут себя совсем не как старые люди.
Относительно Святослава также не все благополучно в источниках. В договоре 944 года Святослав представлен собственным послом наравне с отцом, матерью (при этом в списке он стоит выше ее, как наследник престола!) и прочими многочисленными родственниками – «боярами». Спустя 4 года Константин Багрянородный упоминает, что Святослав правит в «Немогарде». Если «самостоятельное» княжение в 8 лет еще можно предположить, то упоминание 2хлетнего младенца в международном договоре крайне сомнительно. Еще больше сомнений вызывает корпус летописных известий о рождении Святослава в год смерти Симеона Великого, царя Болгарии – в 927 году! В невероятной форме это отразилось даже в ПВЛ, в Ипатьевском списке которой под 942 годом (классическая дата рождения Святослава) записано известие о смерти Симеона во время похода на хорватов! Что характерно, именно в этой части летописи в хронологии царит невероятная путаница. Наряду с достоверными датами византийской истории вставлены известия о деятельности Симеона, при этом он продолжает действовать и в 929м и в 942 году! Что характерно, если передвинуть на необходимые 15 лет (942-927) назад известие 929 года, то получим 914 год – реальную дату болгаро-византийской войны, отмеченную, между прочим, той же ПВЛ в тех же самых выражениях! Следовательно, жизнь Симеона была искусственно растянута, так как с ним увязывалось рождение Святослава! Такая датировка объясняет и участие посла Святослава в заключение международных договоров (в 944 году ему было в этом случае 17 лет!) и самостоятельное княжение в «Немогарде».
Сторонники классической датировки противопоставляют этим рассуждением предание о мести Ольги древлянам под 945 годом, где Святослав изображен ребенком, едва способным держать дротик – сулицу, долгое правление Ольги, как регента при маленьком сыне, то что Святослав начинает бурную активность только в 960е, что объясняется летописцем, что Святослав вырос (хотя ему даже по классической версии было уже 20 лет!), а также то, что его сыновьям – Ярополку, Олегу и Владимиру — в 969 году, когда он посадил их в Киеве, Овруче и Новгороде было вероятно лет по 15-17 (они были неженаты и не имели сыновей). На эти возражения можно ответить следуещее:
- Предание о мести Ольги вполне могло быть отредактировано, как и описание захвата Олегом Киева с младенцем Игорем на руках, вполне возможно, что Святослав по каким-то причинам вообще мог не принимать участия в древлянском погроме, наконец, вся совокупность источников позволяет заключить что Игорь умер много позже летописной даты (Константин знает его в 948 году!), в 950х, а в это время Святославу было уже более 8ми лет!
- Регентство Ольги затянулось в любом случае, что позволяет заключить, что она никогда не была опекуном Святослава, который уже на момент смерти отца мог занять престол, а была признанной главой государства, что подтверждают зарубежные источники, знающие именно ее, правительницу Руси – «королеву ругов», «архонтиссу России»!
- Относительно возраста Святославичей у нас нет достоверных данных, но их предположительный возраст на 969 год (15-17 лет) и соответственно приблизительная дата рождения в 952-954 гг. , когда Святославу было 25-27 лет, вовсе не противоречит возрасту Святослава – история знает примеры, когда у правителей рождались наследники и в более позднем возрасте по разным причинам, к примеру практически все римские императоры умирали без наследников, Александра Македонского практически заставили жениться и зачать наследников, у юного короля Франции Генриха I Капетинга, супруга Анны Ярославны, перед этим последним удачным браком умерли две жены, не оставившие наследников – причины были самые разные!
Кроме того, есть все основания полагать, что незаконнорожденный Владимир был несколько старше своих братьев. Его возраст Переяславско-Суздальский летописец на момент смерти указывает как 73 года, то есть именно он должен был родиться в 942 году! Старшинство Владимира косвенно подтверждается и тем, что именно у него первого рождается первенец – Вышеслав. Конечно, дата 942 год для рождения будущего Крестителя тоже весьма проблематична. Уместнее всего относить его рождение к первой половине 950х гг. , вскоре после смерти Игоря, так как в судьбе Малуши и Владимира принимает участие только одна Ольга. Иоакимовская летопись сообщает, что младшим из трех Святославичей был Олег, из Богемских хроник известно, что накануне гибели он отправил в Чехию своего маленького сына (вероятно вместе с матерью, к ее родственникам, что позволяет сделать вывод о том, что ребенок мог быть младенцем и возможно даже ровесником Вышеслава, мать которого в ПВЛ названа также «чехиней», хотя по Иоакимовской летописи она была «варяжкой»), опасаясь Ярополка. Скорее всего, у Ярополка, как и у Генриха Капетинга, да и у Святослава скорее всего, были серьезные проблемы с невестой для равного брака, хотя в 969м он был достаточно взрослым для того, чтобы отец привез ему из Византии греческую красавицу-монашку в жены. В начале своего правления, как считают многие исследователи, Ярополк сватался к полоцкой княжне Рогнеде, хотя в летописи это событие отнесено уже к концу 970х, но соперник в сватовстве Владимир, оскорбленный отказом Рогнеды, взял ее силой, истребив ее семью и разорив Полоцк. В итоге, как можно судить по «Генеалогии Вельфов», невестой киевского короля стала родственница Оттона I, дочь швабского графа Куно Эннингена.
Кто была супруга Святослава и мать Ярополка и Олега, а м.б. и других его сыновей (из византийских хроник известно имя одного – Сфенга, «Сага о Бьерне» называет соперника Владимира Кальдимара, которого Никоновская летопись скорее всего знает как Володаря, сообщая, что у него еще был брат, убитый вместе с ним) остается неизвестным. Татищев сообщает, что это была венгерская княжна !), которую он отождествляет с Предславой из договора 944 года. Это сомнительно, так как полудикие кочевники, недалеко ушедшие от печенегов, какими в 10 веке были вожди венгров, едва ли были ровней наследнику русского престола, до браков русских князей со степнячками-половчанками оставалось еще больше ста лет!
Итак, наиболее вероятной датой рождения Святослава является 927 год. Это в свою очередь служит отправной точкой для определения возраста его родителей и даты их брака. Святослав, несомненно, был первенцем киевской четы и их наследником. Логично предположить, что первенец родился вскоре после свадьбы родителей, а, следовательно, Ольга стала супругой Игоря Киевского примерно в 925-926 годах. Сама Ольга, скорее всего, имела дунайское происхождение. Источники, независимые от варягофильских редакций ПВЛ и церковно-житийной литературы, объявлявшие ее уроженкой северного Пскова, которого в те годы даже не существовало, выводят Ольгу из древней столицы болгарской Плиски. Другие источники уточняют, что матерью ее была варяжская княжна (согласно Иоакимовской летописи Ольга, как и Рюрик происходили из рода Гостомысла), а отец ее был русским, что Олег Вещий был ее двоюродным братом (Богемские хроники), а одна из летописей называет ее отцом «половецкого князя Тмуторокана»! С.Э. Цветков объяснил это путанное известие тем, что изначально имелся в виду князь дунайского двойника Тмуторакани Тутракана. Таким образом, можно сделать вывод, что Ольга принадлежала к роду дунайских князей русов, была близкой родственницей Олега Вещего, но жила в болгарской Плиске, вероятно как заложница, после того, как Симеон Великий аннексировал Дунайскую Русь после смерти Олега в 913м. Свадьба Ольги и Игоря в 925-926 гг. становится понятной, если мы обратимся к письму патриарха Николая Мистика Симеону, в котором он предупреждает болгарского царя о создании ромеями антиболгарской коалиции из русов, печенегов, венгров и алан в 924 году. Симеону для проведения его балканской политики было необходимо разбить эту коалицию и тем самым ликвидировать угрозу с севера. Для этого лучшим средством была свадьба Ольги и одного из авторитетнейших на тот момент русских вождей – Игоря. Вероятно, важную роль в этом соглашении сыграл наследник Вещего Олега – Светлый князь Олег Олегович (будущий последний правитель Моравии!), что отразилось в летописном предании о том, что Олег Вещий привел Ольгу Игорю еще в 903 году. Опираясь на это, мы можем датировать рождение Ольги примерно 908-910 гг., Игорь был, если отказаться от версии о варяжском его происхождении, несколько старше, может быть лет на пять.
Эта датировка не оставляет камня на камне от летописной варяжской легенды о происхождении Игоря от Рюрика, но не объясняет совершенно того странного единодушия источников, подчас не зависимых друг от друга, о том, что Игорь был сыном Рюрика. Отсюда следует вывод, что за летописным сказанием о связи Рюрика и Игоря была какая-то реальность, но в этой генеалогии не хватало как минимум одного звена. Здесь представляют интерес путаные известия Богемских хроник о русских беглецах в Чехии и Моравии:
- Еще в 1593 году известный чешско-польский писатель Бартоломей Папроцкий в своем сочинении «Zrdcadlo slawneho Margkrabstwij Morawskeho» изложил краткую историю появления в Моравии русского родоначальника Жеротинов (одного из местных знатных родов) — сына Колги (вероятно, Олега) Святославича, племянника русских князей Ярополка и Владимира. Этот князь был отправлен в Чехию к местным князьям своим отцом, который опасался угроз «сурового тирана» Ярополка, желавшего убить и своего брата, и его сына. Ярополк действительно собственноручно убил Колгу, но затем и сам стал жертвой гнева брата Владимира. Между тем сын Колги, посланный отцом в Чехию с большим запасом золота и серебра, привязался к новой родине, отказался от титула князя и принял достоинство рыцаря. Этот рассказ несомненно отражает хорошо известную из Повести временных лет историю борьбы Святославичей в 70-х годах X века. Однако Б. Папроцкий, связывая это повествование с «анналами русскими и польскими», датировал происходившие события почему-то 861 (6370) годом.
- Несколько иначе излагалась история русского беглеца в небольшом трактате по генеалогии рода Жеротинов — «De origine baronum a Zierotin», написанном Яном Амосом Коменским в 1618–1621 годах, когда он проживал в Моравии и был в числе приближенных одного из Жеротинов. Рукопись эта до нас не дошла, но содержащиеся в ней данные о Руси были использованы в вышедшем в свет в 1677 году труде моравского историка Томаша Пешины из Чехорода «Mars Moravicus». Согласно известиям Я. А. Коменского и Т. Пешины, беглеца из Руси звали Олегом (Olegus) и появился он не в Чехии, а в Моравии, и не 861 (6370) году, а в первой половине X века. Олег был племянником князя Ярополка, но Т. Пешина допускал, что он мог быть и братом Ольги, жены Ярополка (?), отца «Jori» (Игоря?).
- Еще позднее Ян Стржедовский включил сходные с имеющимися у Я. А. Коменского и Т. Пешины известия в свою книгу «Sacra Moraviae Historia sive Vita SS. Cyrilli et Methudii» (1710). Любопытно, что Я. Стржедовский был уверен в том, что русский беглец Олег являлся сыном Вещего Олега и родственником Игоря. Отметим, правда, что среди трудов, которыми пользовался Я. Стржедовский, были «Записки о Московии» Сигизмунда Герберштейна, посещавшего в начале XVI века Россию, в которых содержится рассказ о Вещем Олеге и Игоре, извлеченный из какой-то русской летописи. Поэтому мы можем допустить, что сообщение Я. Стржедовского о родстве Олегов — его предположение, весьма вероятное, но которое автору казалось историческим фактом, исходя из того, что и Игорь, и Олег Моравский жили в одно время.
- Согласно информации Т. Пешины и Я. Стржедовского, беглец Олег бежал в Моравию в 936 году. Обстановка здесь была сложная. В 936 году чешский князь Вацлав был избран моравскими вельможами своим князем, но вскоре он был убит старшим братом Болеславом, правившим в это время в Чехии. Болеслав хотел нераздельно править обоими государствами — и Моравией, и Чехией. Но он просчитался. Германский король, позднее император, Оттон I «вооружил» в 939 году мораван против Болеслава. Знатнейшие мораване избрали, при поддержке Оттона I, своим правителем русского беглеца — князя Олега. В 940-х годах Олег вел упорную, но безуспешную борьбу с венграми, вторгшимися в это время в Моравию. Отметим, что история этой борьбы описана с применением точных дат и весьма последовательно. В этой борьбе Олег пользовался помощью и поляков, и родственников из Руси, с которыми он помирился. Борьба завершилась полным разгромом сил Олега и захватом венграми всей Моравии. После этого, согласно информации Т. Пешины, незадачливый моравский правитель перебрался в Польшу. Я. Стржедовский продолжает его историю сообщением, что в дальнейшем знатный беглец переехал на Русь, где был с почетом принят Ольгой, которая тогда правила в Киеве. Вместе с Олегом в Польшу и на Русь бежало множество христиан из Моравии, которые и способствовали распространению христианства в этих странах. Именно мораване основали на Руси христианскую общину, а Олег убедил Ольгу креститься. Умер князь на Руси в 967 году.
Существует, как видим, три версии:
- Олег – племянник Ярополка или брат его жены Ольги. Ярополк – отец Jori – Игоря!
- Сын Колги. Колга — древлянский князь Олег Святославич, брат Ярополка и Владимира. Известия о судьбах князей Руси соотвествуют летописным, кроме дополнения о судьбе сына олега, который не назван по имени, что придает большего веса реальности.
- Реконструкция Стржедовского: Олег, избранный королем Моравии был сыном Вещего Олега.
Можно предположить, что в версии №1 смешались второе и третье известия о русских беглецах на Руси. Но генеалогия первой версии имеет некоторый интерес, если предположить, что «Ярополк» действительное имя неизвестного русского князя, отца Игоря. Сын Ярополка Игорь – Игорь Киевский, следовательно сестра Олега Ольга – жена не Ярополка, а именно Игоря. Такая генеалогия могла бы объяснить выбор Святославом имен для своих сыновей – старшего наследника он назвал в честь своего деда, а младшего – в честь русского героя Олега Вещего, имя Владимира, незаконнорожденного сына, могло быть дано в честь эпического Владимира Красно Солнышко. Таким образом, Ярополк, фигурирующий только как отец Игоря, мог быть тем самым недостающим звеном между Игорем и Рюриком, но ничем не прославившийся деятель, скрытый за титанической фигурой Олега Вещего мог быть забыт летописцами и сказителями.
Еще больший интерес представляют эти рассуждение с учетом сравнения Варяжской легенды с «Сагой о Хрольве Пешеходе.»
3.
Tags: Игорь, Киев, Олег Моравский, Ольга, Русская земля, Русский род, Рюрик, Святослав Храбрый, Святославичи, Ярополк Рюрикович, генеалогия, русы
Святой князь Игорь Черниговский Иконы и образы
Святой князь Игорь Черниговский был сыном князя Олега, правнуком Ярослава Мудрого. Середина XII века была для Руси временем скорби во время непрерывных междоусобиц за киевское княжение двух княжеских родов: Олеговичей и Мстиславичей. Святой Игорь, волею Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, должен был искупить мученическую кончину наследственного греха княжеских междоусобиц. Старший брат Игоря Всеволод Олегович, княживший в Киеве, решил передать город своему брату Игорю. Это стало поводом для разжигания ненависти к Игорю и ко всем Олеговичам. Так святой Игорь, невольно вовлечённый в самый центр событий, стал невинной жертвой растущей ненависти.
1 августа 1146 года умер князь Всеволод, а киевляне целовали крест Игоря как нового князя, а Игорь целовал крест киевлян — прави народом прави и охраняй его. Но, прервав крестное целование, киевские бояре тут же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошло сражение между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз прервав крестное целование, киевские войска в разгар боя перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Олегович скрывался в болотах под Киевом. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в отбивную. Это было 13 августа, все его правление длилось две недели.
В «поре» (это был холодный сруб, без окон и дверей, чтобы освободить из него человека, надо было «вырезать» его) многострадальный князь тяжело заболел . Они думали, что он умрет. В этих условиях противникам князя было позволено «вырезать» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. С помощью Божией князь выздоровел и, оставаясь монахом монастыря, проводил время в слезах и молитвах.
Продолжалась борьба за Киев. Возбужденные гордостью и ослепленные ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Олеговичей, а заодно и всем князьям, Киевское вече через год, в 1147 году, решило расправиться с князем-монахом.
Митрополит и духовенство пытались их образумить и остановить. Князь Изяслав Мстиславич, княживший в Киеве, и особенно брат его князь Владимир, пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности свирепой толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молящегося перед иконой Божией Матери Игоревки и потащили на расправу. У ворот монастыря толпу остановил князь Владимир. Ему удалось вытолкнуть Игоря во двор и закрыть ворота. Но люди взломали ворота и, увидев Игоря «в проходе», разбили балдахин, похитили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Толпа была так ожесточена, что мертвое тело страдальца избили и осмеяли, его с веревкой за ноги потащили в Десятинную церковь, бросили там на телегу, взяли и «поставили на продажу».
Так святой мученик отдал дух свой Господу «и облекся в одежды тленного человека, и облекся в нетленную и долготерпеливую одежду Христа». Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в храм св. Михаила, «Бог показал над ним знамение, в том храме все свечи были над ним». Наутро святого страдальца похоронили в Симеоновом монастыре на окраине Киева.
В 1150 году черниговский князь Святослав Олегович перенес мощи своего брата святого Игоря в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Чудотворная икона Божией Матери с именем Игоревская, перед которой молился мученик перед убиением, находилась в Велико-Успенском храме Киево-Печерской Лавры (празднование 5 июня).
Князь Игорь | Опера Шотландия
Князь Игорь
Князь Игорь- Композитор
- Александр Порфирьевич Бородин
- Либреттист
- Александр Порфирьевич Бородин
Гастроли по десятилетиям
1920-е — 1 тур
- 1928 — Эдинбургская Гранд Опера
- Полная постановка с оркестром
1960-е — 1 тур
- 1962 — Белградская опера
- Полная постановка с оркестром
1990-е — 1 тур
- 1990 — Словацкая национальная опера, Братислава
- Полная постановка с оркестром
2010-е — 1 тур
- 2014 — Метрополитен-опера
- Кинотеатр
Туры по местонахождению
Шотландия, Великобритания — 12 экскурсий
- 1928 — Эдинбургская Гранд Опера
- Эдинбург
- 1962 — Белградская опера
- Эдинбург
- 1990 — Словацкая национальная опера, Братислава
- Эдинбург
- 2014 — Метрополитен-опера
- Абердин
- 2014 — Метрополитен-опера
- Данди
- 2014 — Метрополитен-опера
- Данфермлин
- 2014 — Метрополитен-опера
- Эдинбург
- 2014 — Метрополитен-опера
- Фолкерк
- 2014 — Метрополитен-опера
- Галашилы
- 2014 — Метрополитен-опера
- Глазго
- 2014 — Метрополитен-опера
- Перт
- 2014 — Метрополитен-опера
- Сент-Эндрюс
Музыка
Бородин Александр Порфирьевич (род.
Текст
Композитор
Источник
Сценарий Владимира Стасова по мотивам былины «Слово о полку Игореве» (12 гг. в.).
Премьеры
Составители и редакторы Глазунов и Римский-Корсаков:
Премьера: Санкт-Петербург (Мариинский театр), 4 ноября 1890 года. ), 8 июня 1914.
Первое представление в Шотландии: Эдинбург (Королевский театр), 7 мая 1928 г.
Премьера шотландской оперы: нет данных.
Фон
Бородин, несомненно, является одним из величайших примеров успешного композитора-любителя. По образованию он был химиком и большую часть своей карьеры проработал профессором органической химии в Санкт-Петербурге. Как композитор он был по сути самоучкой, используя музыку как отдых на выходных и праздниках. В результате его музыкальная продукция неизбежно невелика, а несколько произведений, включая эту оперу, работали годами и остались незавершенными на момент его смерти.
Многие разделы существовали только в эскизном виде, а исполнительский вариант, подготовленный после его смерти, во многом несовершенен. Однако в нем много чудесного. Балетная музыка, известная как «Половецкие пляски», долгое время занимала отдельное место в концертных и балетных программах и исполнялась Русским балетом во время его гастролей по Шотландии в 1919 г.13.
Главные герои
IGOR, украинский принц (баритон)
Yaroslavna, вторая жена Игоря (Soprano)
Vladimir Igorevich, Igor’s’s’s’s (Tenor). Брат Ярославны (бас)Хан Кончак, предводитель половцев (бас)
Кончаковна, дочь Кончака (меццо-сопрано)
Овлур, половец-христианин (тенор)
Краткое изложение сюжета
В 1185 году Игорь и его сын ведут армию из Путивля на Украине против половцев, кочевого татарского племени, которое регулярно беспокоит местность. Шурин Игоря, Галицкий, остается регентом на время его отсутствия.