Образ и характеристика Кнурова в пьесе «Бесприданница», описание в цитатах
Лариса Огудалова. Художник А. А. Парамонов |
Господин Кнуров — один из ярких второстепенных персонажей знаменитой драмы «Бесприданница».
В этой статье представлен образ и характеристика Кнурова в пьесе «Бесприданница» Островского: описание в цитатах.
Смотрите: Все материалы по пьесе «Бесприданница»
Господин Кнуров — пожилой, очень богатый человек:
«Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.»
«Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы!»
Кнуров — сильный, влиятельный человек:
«Теплое участие сильного, богатого человека…»
«В таких случаях доброго друга, солидного, прочного, иметь необходимо.«
Кнуров — известный, почетный человек:
«Приглашает обедать известных людей…»
«И ведь это не разбойники, это почетные люди…»
Кнуров — строгий человек:
«Мокий Парменыч строг…»
Кнуров любит гулять пешком перед обедом, чтобы «нагулять» аппетит:
«Он каждое утро бульвар‑то меряет взад и вперед, точно по обещанию.»
«Брожу ведь я много пешком перед обедом‑то, ну, вот и зашел.»
Кнуров привык к высшему обществу и мало с кем общается в провинции. Основное время Кнуров проводит в Москве, Петербурге или за границей:
«С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела.А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее.»
Кнуров читает французские газеты:
«…садится к столу, вынимает из кармана французскую газету и читает.»
Старику Кнурову очень нравится молодая красавица Лариса Огудалова:
«Приятно с ней одной почаще видеться – без помехи.»
Кнуров женат и не может жениться на Ларисе, поэтому он надеется, что однажды девушка станет его любовницей:
«Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат.»
Кнуров надеется, что Лариса, выйдя замуж, бросит мужа и станет его любовницей:
«Хорошо, если она догадается поскорее бросить мужа и вернуться к вам.»
Кнуров якобы жалеет Ларису в ее тяжелой ситуации, но в конце концов он преследует только свои интересы и мало думает о счастье Ларисы:
«Так посудите, каково ей, бедной!»
После ночи на пароходе господин Паратов бросает Ларису. Кнуров и Вожеватов решают воспользоваться случаем. Теперь, когда честь Ларисы потеряна, ей лишь остается стать чьей-нибудь любовницей. Кнуров и Вожеватов бросают жребий. Согласно жребию, Кнуров получает «право» быть с Ларисой:
«Да вот, лучше всего. (Вынимает из кармана монету и кладет под руку.) Орел или решетка?»
К сожалению, этот жребий показывает, что ни Кнуров, ни Вожеватов не уважает Ларису и что оба относятся к ней как к вещи:
«…Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку – и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь.»
Выиграв жребий, Кнуров предлагает Ларисе ехать с ним в Париж, стать его любовницей и содержанкой:
«Я только желаю вам добра и счастия, чего вы вполне заслуживаете.Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку? <…> И полное обеспечение на всю жизнь?»
«Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.»
Кнуров обещает Ларисе роскошную жизнь, если она станет его любовницей. Он обещает, что никто не будет говорить о ней плохо, так как он сделает ее очень богатой:
«Если вам будет угодно благосклонно принять мое предложение, известите меня; и с той минуты я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были. Для меня невозможного мало.»
Оказавшись в безвыходной ситуации, Лариса соглашается ехать с Кнуровым в Париж и стать его любовницей:
«Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой.Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.»
Однако Кнуров не успевает увезти Ларису в Париж. Жених Ларисы, господин Карандышев, убивает ее в ту же ночь:
«Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)»
Это был образ и характеристика Кнурова в пьесе «Бесприданница» Островского: описание в цитатах.
Смотрите: Все материалы по пьесе «Бесприданница»
Характеристика Кнурова в пьесе Бесприданница кратко, образ героя Островского с цитатами Мокия для сочинения в таблице
Одним из значимых героев второго плана в пьесе Александра Островского «Бесприданница» является Мокий Парменыч Кнуров – очень богатый и влиятельный купец, представитель высшего городского общества, хотя и не благородного происхождения. Будучи одним из поклонников Ларисы Огудаловой, оказывает большое влияние на её судьбу. Характеристика Кнурова позволяет лучше понять обречённость и трагизм участи Ларисы. Он соблазняет её своим богатством и высоким положением. Когда Лариса понимает, что является лишь игрушкой в руках людей, она решает стать содержанкой Кнурова.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бесприданница.
Полное имя — Мокий Парменыч Кнуров.
Возраст — точно не указан, пожилой мужчина.
Род занятий — купец, крупный делец.
Семья — женат.
Социальное положение — купец.
Происхождение — родом из богатого купеческого семейства.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — традиционное для его сословия.
Внешность — пожилой мужчина солидной наружности.
Характер — умный, прагматичный, самоуверенный, безнравственный, бездушный, надменный, строгий, замкнутый, щедрый, с чувством собственного достоинства, солидный, брезгливый, высокомерный.
Положительные черты — умный, с чувством собственного достоинства, деликатный, щедрый.
Отрицательные черты — безнравственный, надменный, бездушный, меркантильный, высокомерный.
Произведение — «Бесприданница».
Автор — Александр Николаевич Островский.
Цитатная характеристика
Описание образа Кнурова с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Кнурова основан на том, что он является крупным дельцом, успешным купцом.
«Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени…»
Источник: Лица
Кнуров очень богатый человек.
«…с громадным состоянием».
Источник: Лица
«…коли у него миллионы!»
Источник: Действие первое, явление 1
«Кнуров. Да, с деньгами можно дела делать, можно. (С улыбкой.) Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много.
Источник: Действие первое, явление 2
Вожеватов. Дурное ли дело! Вы сами, Мокий Парменыч, это лучше всякого знаете.
Кнуров. Знаю, Василий Данилыч, знаю».
Кнуров – сильный, влиятельный и всеми уважаемый человек.
«Теплое участие сильного, богатого человека…»
Источник: Действие второе, явление 2
«…доброго друга, солидного, прочного иметь необходимо».
Источник: Действие второе, явление 2
«И ведь это не разбойники, это почетные люди…»
Источник: Действие третье, явление 14
Мокий Парменыч – женатый человек.
«Жениться! Не всякому можно, да не всякий и захочет; вот я, например, женатый».
Источник: Действие первое, явление 2
Кнуров – птица высокого полёта. Он привык жить и совершать сделки в Москве и Петербурге, за границей. Он лишь изредка приезжает в город Бряхимов по делам.
«Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее».
Внешность
Портретная характеристика Кнурова основана на том, что он является пожилым мужчиной.
«…пожилой человек…»
Источник: Лица
Черты характера и поступки
Мокий Парменыч привык общаться исключительно с людьми своего круга, которых он уважает. Он считает для себя недостойным разговаривать с теми, кто стоит ниже его на социальной лестнице.
«Иван. Отчего это он все молчит?
Источник: Действие первое, явление 1
Гаврило. “Молчит”! Чудак ты. Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее».
«Да неловко; много у них всякого сброду бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут! Вот, например, Карандышев – ну что за знакомство для меня!»
Источник: Действие первое, явление 2
Кнуров не считает обслуживающий персонал за людей и не считает нужным обращать на них внимание.
«Слева выходит Кнуров и, не обращая внимания на поклоны Гаврилы и Ивана, садится к столу…»
Источник: Действие первое, явление 1
Кнуров имеет привычку подолгу прогуливаться перед обедом.
«Иван. Он каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию. И для чего это он себя так утруждает?
Источник: Действие первое, явление 1
Гаврило. Для моциону.
Иван. А моцион-то для чего?
Гаврило. Для аппетиту. А аппетит нужен ему для обеду».
«Брожу ведь я много пешком перед обедом-то».
Источник: Действие второе, явление 2
Кнуров большой любитель вкусно и изысканно поесть. Он не притронется к дурно приготовленной пище и не будет питаться в неподходящей компании или месте. Обед у Карандышева является для него мучением, так как он ничего не может там есть.
«Какие обеды-то у него! Разве без моциону такой обед съешь?»
Источник: Действие первое, явление 1
«Карандышев (переходит к Кнурову). Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?
Источник: Действие первое, явление 3
Кнуров (с удивлением оглядывает его). У вас?»
«Кнуров. Я, господа, в клуб обедать поеду, я не ел ничего.
Источник: Действие третье, явление 4
Паратов. Подождите, Мокий Парменыч!
Кнуров. Со мной в первый раз в жизни такой случай. Приглашают обедать известных людей, а есть нечего…»
«Карандышев (Кнурову). Не прикажете ли?
Источник: Действие третье, явление 6
Кнуров. Не хочу я ваших сигар – свои курю».
Для Кнурова имеет значение общественное мнение. Он не готов на людях пить шампанское утром.
«Нет, что хорошего; люди посмотрят, скажут: ни свет ни заря – шампанское пьют».
Источник: Действие первое, явление 2
Мокий Парменыч неравнодушен к Ларисе Огудаловой, и её общество доставляет ему большое удовольствие.
«Вожеватов… бывать у них в доме – большое удовольствие.
Источник: Действие первое, явление 2
Кнуров. Действительно удовольствие – это в правду говорите».
«Вожеватов. Да, у них в доме на базар похоже.
Источник: Действие первое, явление 2
Кнуров. Ну, что хорошего! Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями, так и жужжат, не дают с ней слово сказать. Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи».
Кнуров без особого уважения относится к Харите Огудаловой, матери Ларисы. При её виде он даже не удосуживается встать для приветствия.
«Кнуров, молча и не вставая с места, подает руку Огудаловой…»
Источник: Действие первое, явление 3
Благодаря богатству и влиянию Кнуров является одним из самых желанных гостей в доме Огудаловых.
«Будьте уверены, Мокий Парменыч, что мы за особенное счастье поставляем ваш визит; ни с чем этого сравнить нельзя».
Источник: Действие второе, явление 2
«Это все приятели Хариты Игнатьевны».
Источник: Действие третье, явление 14
Кнуров заинтересован в том, чтобы Лариса стала его содержанкой в случае неудачного брака с Карандышевым.
«Вы можете мне сказать, что она еще и замуж-то не вышла, что еще очень далеко то время, когда она может разойтись с мужем. Да, пожалуй, может быть, что и очень далеко, а ведь может быть, что и очень близко. Так лучше предупредить вас, чтобы вы еще не сделали какой-нибудь ошибки, чтоб знали, что я для Ларисы Дмитриевны ничего не пожалею».
Источник: Действие второе, явление 2
Кнуров пытается подкупить Хариту Огудалову своей щедростью по отношению к Ларисе.
«Кнуров… Вам нужно сделать для Ларисы Дмитриевны хороший гардероб, то есть мало сказать хороший – очень хороший. Подвенечное платье, ну, и все там, что следует.
Источник: Действие второе, явление 2
Огудалова. Да, да, Мокий Парменыч.
Кнуров. Обидно будет видеть, если ее оденут кой-как. Так вы закажите все это в лучшем магазине, да не рассчитывайте, не копейничайте! А счеты пришлите ко мне, я заплачу».
Кнуров лицемерно жалеет Ларису, обманутую Паратовым. Он прекрасно понимает, что это отличный шанс сделать её своей содержанкой.
«Кнуров. Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет.
Источник: Действие четвертое, явление 5
Вожеватов. Еще бы! что за расчет!
Кнуров. Так посудите, каково ей, бедной!»
«Кнуров. Я все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе.
Источник: Действие четвертое, явление 6
Вожеватов. То есть вы хотите сказать, что теперь представляется удобный случай взять ее с собой в Париж?
Кнуров. Да, пожалуй, если угодно: это одно и то же».
Кнуров – глубоко безнравственный человек, который решает разыграть Ларису, словно ценный приз. Желая расчистить себе дорогу и устранить конкуренцию, он предлагает Вожеватову разыграть право обладания Ларисой при помощи монетки.
«Кнуров. Вы мне мешаете, а я вам. Может быть, вы не боитесь соперничества? Я тоже не очень опасаюсь; а все-таки неловко, беспокойно; гораздо лучше, когда поле чисто.
Источник: Действие четвертое, явление 6
Вожеватов. Отступного я не возьму, Мокий Парменыч.
Кнуров. Зачем отступное? Можно иначе как-нибудь.
Вожеватов. Да вот, лучше всего, (Вынимает из кармана монету и кладет под руку.) Орел или решетка?
Кнуров (в раздумье). Если скажу: орел, так проиграю; орел, конечно, вы. (Решительно.) Решетка..»
«Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку – и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь.
Ну, если вы вещь, – это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может».
Источник: Действие четвертое, явление 11
Воспитание
Кнуров – образованный человек, который свободно владеет французским языком.
«…вынимает из кармана французскую газету и читает».
Источник: Действие первое, явление 1
Характеристика Кнурова другими героями
Карандышев
Карандышев видит, что Кнуров при всём своём высоком положении в обществе является обычным подлецом, который безнравственно кидает жребий на право обладания Ларисой.
«Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку – и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь.
Ну, если вы вещь, – это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может».
Источник: Действие четвертое, явление 11
«И ведь это не разбойники, это почетные люди… Это все приятели Хариты Игнатьевны».
Источник: Действие третье, явление 14
Подробная характеристика Карандышева.
Харита Огудалова
Огудалова, будучи глубоко меркантильной женщиной, видит в Кнурове большой денежный мешок и потому относится к нему с особенным уважением и заискиванием.
«Будьте уверены, Мокий Парменыч, что мы за особенное счастье поставляем ваш визит; ни с чем этого сравнить нельзя».
Источник: Действие второе, явление 2
Подробная характеристика Хариты Игнатьевны.
Вожеватов
Кнуров знает, что Вожеватов – очень богатый, успешный купец.
«Кнуров.
Источник: Действие первое, явление 2 Да, с деньгами можно дела делать, можно. (С улыбкой.) Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много.
Вожеватов. Дурное ли дело! Вы сами, Мокий Парменыч, это лучше всякого знаете.
Кнуров. Знаю, Василий Данилыч, знаю».
Подробная характеристика Вожеватова.
Гаврило
Буфетчик Гаврило относит Кнурова к «чистой» публике, то есть к людям самого высокого ранга.
«Теперь чистая публика гуляет: вон Мокий Парменыч Кнуров проминает себя».
Источник: Действие первое, явление 1
Гаврило знает привычку Кнурова прогуливаться по улице «для моциону», чтобы нагулять отменный аппетит перед обедом.
«Иван. Он каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию. И для чего это он себя так утруждает?
Источник: Действие первое, явление 1
Гаврило. Для моциону.
Иван. А моцион-то для чего?
Гаврило. Для аппетиту. А аппетит нужен ему для обеду. Какие обеды-то у него! Разве без моциону такой обед съешь?»
Гаврило знает, что Кнуров – важный человек с очень высоким мнением о себе. Он будет разговаривать лишь с равными себе. Остальных людей Кнуров игнорирует.
«Иван. Отчего это он все молчит?
Источник: Действие первое, явление 1
Гаврило. “Молчит”! Чудак ты. Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Кнурова вместе!
Биография
Мокий Парменыч Кнуров – пожилой мужчина, очень богатый и влиятельный купец, представитель «элиты» города Бряхимова.
Кнуров – человек деятельный, купец большого полёта и по своим делам часто выезжает в Москву, Петербург и за границу. Образован, владеет французским языком.
Кнуров давно женат, но своё супружество считает досадной обузой. Возможно, у него есть взрослые дети.
Будучи большим ценителем прекрасного, Кнуров увлекается юной Ларисой Огудаловой, считая её настоящим бриллиантом, который нуждается в дорогой оправе. Являясь одним из самых почётных гостей в доме Огудаловых, он постепенно входит в расположение и становится лучшим другом семьи.
Кнуров понимает, что предстоящий брак Ларисы и Карандышева – это глупость, недоразумение. Когда Лариса убегает от жениха и проводит ночь с Паратовым, Кнуров тотчас смекает, что его час настал и он сможет сделать из Ларисы свою содержанку. Чтобы избежать возможной конкуренции, он даже соглашается на предложение Вожеватова кинуть жребий и тем самым подтвердить, кому из них достанется девушка.
Фортуна улыбается Кнурову, однако ему так и не суждено стать любовником Ларисы: её убивает обезумевший от ревности Карандышев.
Образ Кнурова
В пьесе Островского Кнуров представляет собой образ консервативного, прочно стоящего на ногах богатого купца. Это делец с большой буквы, который всю свою жизнь провёл в решении серьёзных финансовых вопросов и поисках прибыли. На любое событие в своей жизни Кнуров реагирует с позиции “а принесёт ли это мне выгоду?”.
Кнуров очень прагматичен не только в финансовых вопросах, но и в отношениях с людьми. Он чётко делит их на две категории: на тех, кто достоин его внимания, и тех, с которыми он даже не разговаривает. И к первой категории относится лишь узкий круг избранных – таких же богатых и влиятельных, как и сам Кнуров. Находясь в провинции, Мокий Парменыч предпочитает молчать, поскольку считает ниже своего достоинства разговаривать с простыми людьми.
Холодный и расчётливый, Кнуров в то же время открыт прекрасному. Он любит посещать выставки, музеи, тонко чувствует музыку, неравнодушен искусству. Именно поэтому он увлекается Ларисой – девушкой не только красивой, но и утончённой, изящной, чуткой, музыкально одарённой.
Однако в увлечении Кнурова нет ничего общего с настоящим глубоким чувством. Понимая, что не сможет сделать Ларису своей законной супругой, он отводит ей роль роскошной любовницы, с которой можно было бы блистать в обществе. Такая девушка, как Лариса, стала бы предметом зависти, настоящим украшением на светских раутах. Кнурову не интересны чувства и переживания Ларисы, для него она лишь красивая, искусно сделанная кукла, которой можно было бы похвастать в обществе.
Кнуров настолько аморален и безнравственен, что способен разыгрывать судьбу Ларисы при помощи монетки. Его интересует лишь одно – удовлетворение собственных желаний и прихотей, и душевные переживания других людей ему попросту неинтересны.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
В пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Мокий Парменыч Кнуров является представителем бездушных и расчётливых дельцов, властителей мира, для которых на первом месте всегда стояли деньги и собственная выгода. Отношение к герою меняется на протяжении всего произведения. Заботясь о собственной репутации, Кнуров пытается создать положительное мнение о себе, однако на деле является циничным и холодным человеком.
Роль героя автор видит в том, чтобы показать, к чему в итоге может привести сосредоточенность на деньгах и собственной персоне: Кнуров одинок и не способен на настоящие сильные чувства, его удел – покупать любовь красивых юных девушек. Характеристика Кнурова позволит лучше подготовиться к уроку литературы, составить доклад или написать сочинение.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Путеводитель по театру Москвы — Без приданого
Дмитрий Крымов:
«В основе истории настоящая «Русская Кармен», но она не окружена романтическими тореро и нарушающими воинские уставы солдатами, а строго иерархична и жестока команда деловых людей со странными, вымышленными именами, например — Мокий Парменыч и Харит Игнатьевна. Это позволяет смотреть на них как на персонажей русской черной комедии дель арте, а на Островского как на основоположника особого жанра в русской драматургии».0004
В Бряхимове, «большом городе на берегу реки Волги», после тяжелого, отчаянного года и опустошенной внезапным (и необъяснимым) концом ее романа с богатым человеком (Паратов), в которого она была влюблена и почти обожаемая, Лариса решает выйти замуж за первого попавшегося к ней мужчину. Карандышев человек глупый, неприятный и тщеславный, но Ларису это мало волнует, она хочет только уйти от всего этого и жить в деревне. Неожиданно появляется Паратов и вызывает переполох как в местном сообществе, так и в сердце девушки. Оказывается, он собирается жениться на богатой женщине и теперь наслаждается своим последним холостяцким весельем, продавая принадлежащие ему корабли, чтобы заработать деньги на сжигание. Он узнает, что Лариса все еще любит его, и понимает, что его собственные чувства к ней также все еще сильны.
Карандышев, просто чтобы покрасоваться, устраивает вечеринку, пригласив среди прочих молодого человека Вожеватова (друга детства Ларисы), местного миллионера Кнурова (который ранее сказал матери Ларисы, что готов стать «спонсором» ее дочери и возьми ее в Париж, если ей захочется; мать вполне благосклонна к этому предложению) и самого Паратова. Паратов, чтобы наказать Карандышева за невежливость и заставить Ларису увидеть его таким, какой он есть, инсценирует своего рода розыгрыш. Используя умение пить своего друга-алкоголика, он заставляет молодого человека напиться и выставить себя дураком, вызывая смех и насмешки со стороны других гостей. Оставив Карандышева позади, Паратов, Кнуров и Вожеватов берут Ларису на импровизированный ночной пикник.
По окончании вечеринки Лариса подходит к Паратову и предлагает выйти за него замуж. Она получает прямой ответ: нет, он на ней все-таки не женится, потому что он обручен с той другой женщиной. Лариса чувствует себя униженной, преданной и скомпрометированной. Чувствуя себя не в состоянии вернуться домой и встретиться лицом к лицу со своим женихом, которого она теперь ненавидит, она подумывает о самоубийстве. Кнуров и Вожеватов обсуждают ее позицию и между собой; в конце концов они подбрасывают монету, чтобы решить, кому из них посчастливится взять ее с собой в романтическую поездку в Париж. Выигрывает старший мужчина, но Лариса отклоняет его предложение. Появляется пьяный Карандышев, размахивая одним из турецких пистолетов из своей коллекции, и умоляет Ларису вернуться домой. Полная презрения, она отказывается. В порыве отчаяния он достает пистолет и стреляет в нее. Смертельно раненная, она тянется к пистолету, пытаясь сделать вид, будто застрелилась, и даже благодарит своего убийцу. «Вы все… хорошие люди и… я вас всех люблю», — ее последние слова.
Русский театральный режиссер Лев Эренбург выкладывается на полную катушку в спектакле «Без приданого»
Джон Фридман
Полина Лазарева и Алексей Фатеев играют Ларису и ее бывшего любовника Паратова в постановке классической пьесы Александра Островского «Без приданого». Евгения Бабская
Парадоксально, но режиссер Лев Эренбург довольно тихо выдвинулся в первый ряд театральных режиссёров России. Его смелые, динамичные шоу совсем не спокойные.
И тем не менее, путешествие Эренбурга было преднамеренным, даже медленным. В 1999 году он основал Малый драматический театр в Санкт-Петербурге и вскоре после этого начал гастролировать в Москве. Он оказал большое влияние в так называемых провинциях благодаря гастролям и постановкам. Его бурная постановка «Гроза» Александра Островского для Магнитогорского драматического театра была отмечена премией «Золотая маска» в 2008 году.
Дебютировал в Москве в МХТ им. сейчас возвращается в российскую столицу с спектаклем Островского «Без приданого» в Театре Маяковского.
Эренбург принадлежит к богатой традиции российских режиссеров, которые основывают свою работу на психологии, глубокой детализации и сильном желании воссоздать известное в неожиданном окружении.
В «Без приданого», многолетнем фаворите Островского, о волевой бедной юной Ларисе, отданной на милость старательной матери и городу, полному недобросовестных женихов, Эренбург довел дело до конца. Он вырезал некоторые сцены, передвигал другие, время от времени беря диалоги у одного персонажа и передавая их другим. Он развил оставшиеся сцены так, как никто не мог предсказать.
Возьмем, к примеру, неряшливого жениха Моки Кнурова, которого играет Юрий Лахин. Его привычки в еде — привередливые до одержимости — делают его человеком, которого любой хотел бы избегать.
Взгляните на огромного, резинового, волнистого осетра, которого бывший любовник Ларисы Паратов, которого играет Алексей Фатеев, приносит на вечеринку в честь своей помолвки с скромным Карандышевым — актером Алексеем Дякиным. Очевидный фаллический символ постоянно мешает, вынуждая всех реагировать таким образом, чтобы добавить комедийный фарс к относительно простым драматическим сценам.
Или, в одном из самых ярких повторяющихся мотивов этого спектакля, мы видим, как персонажи постоянно попадают в ловушку, когда меньше всего этого ожидают. Это может быть гвоздь, торчащий из двери, который не дает Паратову уйти с миром, так как его фалды продолжают цепляться за него. Это может быть ожерелье Паратова, которое все время запутывается в волосах Ларисы, когда он пытается уйти от нее. Но смысл ясен: иногда самые нелепые мелочи говорят нам о реальности, лежащей за поверхностью, больше, чем любые слова могли бы надеяться.
Всё это не продиктовано текстом Островского, но всё это в руках Эренбурга сидит как влитое.
Лариса, как это часто бывает в великих пьесах Островского, одновременно и полнокровный персонаж, и символ обреченной чистоты. Она однажды отдалась Паратову и уже никогда не сможет отдаться другому, как бы ни старалась.
В исполнении Полины Лазаревой эта Лариса очень хотела бы помириться со своим женихом Карандышевым. Она готова не обращать внимания на его неуклюжий характер и недальновидные взгляды, но готовность и способность — две разные вещи. Когда Паратов снова появляется у ее порога, ее судьба решена — она последует за ним, даже если это убьет ее. Она остается верной себе до конца.
В пьесе Островского заложен огромный потенциал для социальных деклараций — зависимость бедных, беспринципность богатых, суровые неписаные законы, позволяющие привилегированным пожирать тех, у кого их нет.