Былина это в литературе: Былина | Литературный портал

Былина | Литературный портал

Былины — (стáрины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). 

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. 

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам». 

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий: 

1. Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, а в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Миллер, Афанасьев).

2.  Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин).

3.  Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович).

В итоге односторонние теории уступили место смешанной, допускающей в былинах присутствие элементов народного быта, истории, литературы, заимствований восточных и западных. Первоначально предполагали, что былины, которые группируются по месту действия на циклы — киевские и новгородские, главным образом, — южнорусского происхождения и только позже перенесены на север; позже было высказано мнение о том, что былины — явление местное (Халанский). В течение веков былины претерпевали различные изменения, причём постоянно подвергались книжному влиянию и многое заимствовали из средневековой русской литературы, а также устных сказаний Запада и Востока. Приверженцы мифологической теории делили богатырей русского эпоса на старших и младших, пока Халанским не было предложено деление на эпохи: дотатарскую, времён татарщины и послетатарскую.

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой — по три, в третьей — по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца. 

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,

Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:

Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля

Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной. 

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности — по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям других народов.  

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях: именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря. Таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся вокруг главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по нескольку вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются также единством изложения: они проникнуты элементами чудесного, чувством свободы и, (по замечанию Ореста Миллера), духом общины. Миллер не сомневается в том, что независимый дух былинного русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохранённой вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не бывшими под властью крепостного права. По взгляду этого же учёного, дух общины, воплощённый в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.

Кроме внутреннего, замечается ещё и внешнее единство былин, в стихе, слоге и языке: стих былины состоит или из хореев с дактилическим окончанием, или из смешанных размеров — сочетаний хорея с дактилем, или, наконец, из анапестов. Рифм нет совсем и всё основано на созвучиях и музыкальности стиха. Тем, что былины сложены стихами, они отличаются от «побывальщин», в которых уже давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былинах отличается богатством поэтических оборотов: он изобилует эпитетами, параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины сохраняют довольно большое количество архаизмов, особенно в типических частях. Гильфердинг каждую былину делил на две части: одну — изменяющуюся сообразно воле «сказателя»; другую — типическую, которую рассказчик должен передавать всегда с возможной точностью, не изменяя ни одного слова. Типическая часть заключает все существенное, что говорится про богатыря; остальное представляется только фоном для главного рисунка.

Источник: «Литературный энциклопедический словарь» под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева, М., «Советская энциклопедия», 1987 

Былина – определение в литературе, год появления термина

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 321.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 321.

О русских богатырях народ узнает из былин. Данная статья, которая поможет при подготовке к урокам литературы, подразумевает раскрытие определения былины, характеристику центральных персонажей и особенностей былины как жанра.

Понятие

Былина в литературе – это малый эпический жанр; это эпические песни о русских богатырях.

1839 год – год появления термина «былина».

Термин «былина» закрепился в литературоведении, ранее в народе их называли старинами или старинками, так как в их основе лежат события прошлого.

Центральные персонажи

В центре повествования в былинах всегда находятся богатыри: их жизнь, отличительные признаки и свойства, подвиги, эмоции и переживания, мысли и рассуждения.

Идеей былин было прославление подвигов богатырей.

Богатыри были олицетворением мужества, смелости, силы, любви к Родине и справедливости.

Рис. 1. Былинные богатыри.

Одна былина раскрывает один эпизод из жизни одного богатыря.

Все богатыри в былинах делились на «старших» и «младших». К первым относились Святогор, Дунай, Волх, Потыка, которые олицетворяли мифологические взгляды русского народа на жизнь. В «младшим» богатырям причисляются Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, которые имеют более реалистические черты.

Особенности жанра

Отличительной чертой былин является героический характер повествования.

Былины имеют в повествовании элементы фантастики, так как богатырские подвиги часто связаны с понятием чудесного.

Однако сказитель былины изображаемое трактует как реально существовавшее в прошлом действие, то есть былины всегда имеют установку на реальность.

В былинах отражается мировоззрение целого народа.

Сказители уделяли особое внимание не точности описываемого и не последовательности всех исторических событий, а народное отношение к этим событиям.

Что мы узнали?

Былина – это эпические песни о русских богатырях. Данный термин, появившийся в литературоведении в 1839 году, ранее заменялся названиями «старина», «старинка». В основе былинного повествования лежат события из жизни «старших» и «младших» богатырей. В былинах описывались качества, свойства и чувства богатырей, прославлялись их подвиги и положительные черты характера. Былины, отражающие мировоззрение русского народа, отличались героическим характером повествования, сочетанием реальности (изображаемое как реально существовавшее в прошлом) и фантастики (понятие чудесного).

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Татьяна Манацкова

    5/5

  • Сергей Симонов

    5/5

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 321.


А какая ваша оценка?

Былины | Encyclopedia.

com

буря

просмотров обновлено 29 мая 2018

Тип устной эпической песни.

Термин былина является научным нововведением XIX в., хотя в другом значении («истинно бывшее») встречается в «Слове о полку Игореве» и «Задонщина». Народные певцы обычно называли такие песни старина или старинка (песня старины). Известные сначала с XVII-XVIII вв., былины в основном собирались в XIX-первой половине ХХ-го. Они сохранились на окраинах Русского государства: на севере, Урале, в некоторых частях Сибири и среди казаков на юге. Поскольку настоящие былины в мировом фольклоре сравнительно немногочисленны, значителен русский репертуар. Он также отличается относительной краткостью (обычно несколько сотен строк) и местными сюжетами и героями.

Эпическое сочинение того или иного рода, вероятно, практиковалось в раннем средневековье, о чем свидетельствуют литературные размышления в «Слове о полку Игореве», «Задонщина», отрывках «Разорение Рязани», и сказании о Кожемяке в «Первой летописи». Первые два из них, по-видимому, указывают на то, что эпическое пение зародилось при княжеских дворах и исполнялось профессиональными бардами. А вот известные исследователям былины исполнялись крестьянскими сказителями, как мужчинами, так и женщинами. Большинство сохранившихся примеров происходят в Киевской Руси во времена князя Владимира (неясно какого), часто с героями, анахронически сражающимися с татарскими армиями, и это говорит о том, что песни возникли в более поздние века, когда Киев как столица был лишь смутным память и обстоятельства можно было спутать с татарским игом. Делались попытки связать некоторые подвиги с историческими событиями, но это остается сомнительным. Скорее, кажется, что былины — это вымыслы, отражающие исполнение желаний, широко распространенные в русском фольклоре; нечеловеческой силой и доблестью родные богатыри всегда побеждают степных врагов, переворачивая историю с ног на голову.

Будучи импровизационными, представления различаются в зависимости от талантов и вкусов исполнителей. Считается, что ранние практикующие были профессионалами, которые пели под аккомпанемент струнного инструмента, гуслей. В новое время былины часто произносили или пели (последние особенно казаки). Метрический принцип былины ударный: фиксированное количество сильных ударений (три или два) в строке, обычно с последним ударением на третьем от последнего слоге (обозначающим конец строки) и часто с первым ударением, приходящимся на третий слог строки. Количество слабых слогов между ударениями варьируется. Обычно дополнительные слоги и слова могут быть вставлены, чтобы получить желаемый интервал между ударениями.

Известно примерно сто сюжетов былины. Ученые классифицируют эпические песни либо по хронологическому принципу (старые и новые), либо по регионам (киевские и новгородские). Старшие богатыри (Волх, Святогор) называются так потому, что они, по-видимому, связаны с древними мифами. Характерными киевскими героями (богатырями) являются Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, а Дюк Степанович — франт-аристократ, Сухман — редкий трагический герой. Немногочисленные былины из Новгорода (Садко, Василий Буслаев) отражают торговые интересы этой северной купеческой республики.

К былинам как эпическим произведениям относятся так называемые исторические песни и песни духовные.

См. также: народная музыка; фольклор; исторические песни; сказание о полку Игореве; музыка; сказ; задонщина

Бейли, Джеймс, и Иванова, Татьяна, тр., изд. (1999). Антология русских народных былин. Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe.

Соколов Ю.М. (1971). Русский фольклор, тр. Кэтрин Рут Смит. Детройт: Folklore Associates.

Norman W. Ingham

Энциклопедия русской истории INGHAM, NORMAN W.

Подробнее Материал с encyclopedia.com

Фольклор Фольклор играет жизненно важную роль в жизни русского народа и оказывает значительное влияние на литературу , музыка, танец и прочее… Михаил Иванович Глинка, Глинка, Михаил ГЛИНКА, МИХАИЛ ГЛИНКА МИХАИЛ (1804–1857), первый из русских национальных композиторов. Одна из характерных черт европейского девятнадцатого века… Русский язык, русский язык, называемый также великорусским, входящий в восточнославянскую группу славянского подсемейства индоевропейской семьи языков (см. Сл… Александр Николаевич Островский, ОСТРОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1823–1886), драматург и защитник прав драматургов. Александр Николаевич Островский написал и соавтор с… Русские американцы, Подробнее о русской истории и культуре см. Том. 4: русские. Термин «русские американцы» несколько сбивает с толку, поскольку его можно использовать для… Алексей Константинович Толстой , Толстой, Алексей Константинович (1817–1875), писатель драмы, беллетристики и поэзии; считается самым значительным русским девятнадцатым веком его…

Об этой статье

Все источники

Обновлены августа 08 2016 г. О около Encyclopedia.com Содержание Печать

Вам также понравилось
Близкие термины

Byline

Byles,

,

Byline

,,

,

,

,

.
, Стивен Рэли 1970-

Устав Организации: Союз или Смерть

Быланы

Быкова Тамара (1958–)

Быкова Наталья (1958–)

Быков Василий Владимирович 1924-2003

Bykhov

BYK, EMIL

Byington, Spring (1886–1971)

Byggdin, Doug

Byers, William 1943–

Byers, Walter

Byers, Michael 1966–

Byers, Mahlater

, Michael 1966–

Byers, Walter

, Michael 1966–

. (1832–1912)

Byers, John A.

Byers, Гораций Роберт

Byers, A. Martin 1937-

Byerly, Carol R.

Byerley Turk

Byer, Kathryn Stripling 1944-

byer, Кэтрин Стриплинг 1944-

byer, Кэтрин Стриплинг

Byer, Heather

Byelorussian

Byliny

Bylsma, Anner

Bylund, Ingamay (1949–)

Byman, Jerememy 1944–

Byname

9000. и Amandanena

. и Amandana 9000. и на Amandane 9000.

Бинг, Джордж

Бинг, Джулиан Хедворт Джордж, 1-й виконт Бинг из Вими

Бинкершук, Корнелиус ван

Байно, Питер К. Б. 1951–

Байнум, Сара Шун-лиен

Bynum, Victoria E.

BYO

Byo.

BYOB

BYōdō

BYOG

BYON KYUNG-JA (1956–)

BYPLAY

BYR

BYRD

BYRD II, WILLIAM

BYRD, ADRIANNA

BYRD II, WILLIAM

BYRD, ADRIANNA

. , Чарли (на самом деле, Чарльз Л.)

Русский Былина — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 20 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *