Киевской руси иконы: Семь чудотворных икон Киевской Руси

Семь чудотворных икон Киевской Руси

27 июля исполнится тысяча лет с того дня, как почил святой князь Владимир

Сегодня, как и десять веков назад, Креститель Руси помогает славянским народам обрести свои цивилизационные основы: в день его преставления в Киев съедутся сразу семь чудотворных икон Божией Матери — уникальный случай в истории! Для кого-то это не более чем удачный политический ход, для кого-то — знак свыше. Есть ли место чуду в современном мире и как правильно к нему относиться? Это стало темой встречи в рамках Владимирских бесед.

Милость Богородицы

С самого Крещения Руси Богородица почиталась как особая заступница земли Русской. Духовно просвещённые люди утверждают: Она Сама, а не правители земные, выбирает место, где Ей необходимо пребывать в данный период истории. Потому Богородичный собор икон, собранных со всех областей страны усилиями Украинской православной церкви Московского патриархата, большинством верующих воспринимается как знак свыше: Заступница берёт под Свой покров исстрадавшуюся Украину. И происходит это в день прославления князя Владимира — святого покровителя Киева, «матери городов русских».

Параллели напрашиваются сами собой: знаменитый список с первой иконы Богородицы, написанной евангелистом Лукой при Её жизни и пришедшей на Русь в XII веке, получил название Владимирской. Когда Лука показал икону Самой Богородице, Она произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут». Прошли века, а слова эти по-прежнему являют свою достоверность.

«Обыкновенное чудо»

Каждый человек способен увидеть в своей жизни целую галерею необъяснимых человеческими законами явлений, которые мы часто не замечаем в суете и рутине будней. В этом убеждён сенатор Сергей Рябухин. Вместе с экс-главой Счётной палаты России Сергеем Степашиным он более десяти лет назад занялся восстановлением Спасо-Преображенского монастыря в Муроме. «Основан он был более тысячи лет назад святым князем Глебом, и за все века самые большие разрушения обители принесло нашествие не Мамая, не поляков, а… родная Советская армия: долгое время на территории монастыря располагалась военная часть. Когда к нам обратились за помощью и я увидел размеры бедствия, то сразу отказался: как строитель в прошлом, отлично понимал, что такой объём разрушений без серьёзнейшей поддержки, просчитанной на многие годы вперёд, поднять такой труд невозможно», — рассказал Сергей Рябухин.

После он поехал в паломничество на Святой Афон, где в монастыре Дохиар оказался у иконы Богородицы «Скоропослушница». «Я испытал перед ней тогда особое волнение, и когда, вернувшись в Россию, заехал в Муром, первое, что я увидел в Спасо-Преображенском монастыре, это была икона «Скоропослушницы»! И я взялся за, казалось бы, безнадёжный проект», — рассказал сенатор. С тех пор чудеса пошли одно за одним: по всем графикам и расчётам на восстановление монастырского объекта должно уйти полтора года, а он готов через три месяца, по другому нужен год — а он сдаётся через два месяца!.. И так — по всем 36 объектам! Сегодня этот монастырь, где покоятся мощи святого богатыря Ильи Муромца, является одной из духовных жемчужин России.

Между тем Сергей Рябухин, возглавляющий Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, предложил взглянуть на чудеса более масштабно: «После страшных 90-х годов мы наблюдаем процесс восстановления не только суверенитета страны, но и, казалось бы, полностью потерянного духа нашего народа. Это и есть главное чудо России сегодня». И подчеркнул, что одной из его ключевых составляющих стали действия команды Евгения Примакова и приход на пост Президента России Владимира Путина, который 27 июля отмечает день своих именин.

«Побеждает естества чин»

Между тем отношение к чуду в православии имеет свою специфику. В Евангелии прямо указывается, что «знамения» (то есть чудеса) ищет «род лукавый и прелюбодейный». Означает ли это, что христиане не должны просить Бога о чуде? Иеромонах Высоко-Петровского монастыря Лаврентий (Полешкевич) пояснил, что это не так. «Из Евангелия же мы знаем, что Спаситель никому не отказывал в чудесных исцелениях, даже в воскрешении мёртвых. Но надо понимать, что чудо — это не духовный фокус, а реальный акт взаимодействия человека с Богом, который отвечает на молитву, если чудо содействует спасению души человека. И, как правило, чудеса случаются с теми, кто не сам просит за себя, а за кого молятся другие», — отметил отец Лаврентий. Такой принцип отрицает то, что чудо является всего лишь плодом самовнушения человека — теория, популярная в современном светском мире. Как заметил отец Лаврентий, большинство чудес происходит с людьми не по их вере и убеждениям, а по вере тех, кто за них молится.

Ещё один распространённый аргумент противников икон звучит примерно так: «Нечего доске молиться». В этой связи эксперт Музея Андрея Рублева диакон Дмитрий Клыков уточнил, что иконы — это часть той мировоззренческой традиции, в которой отражением Небесного (невидимого) на земле является красота. «Даже неверующий человек сегодня при взгляде на Владимирскую икону Божией Матери, написанную ещё в XII веке, соглашается: этот образ есть почти абсолютная красота. Это удивительно потому, что мир изменился абсолютно. Но икона остаётся отражением Первообраза и тем самым сохраняет красоту».

А сотрудник Музея Андрея Рублева Жанна Белик подчеркнула, что суть любого чуда — это преображение личности человека. Именно это является главной причиной того, что и в наши дни чудеса не иссякают — бесплодные рожают, смертельно больные исцеляются, что массово происходило, например, после приезда в Россию Пояса Пресвятой Богородицы с Афона. А это значит, что и сегодня, как и десять веков назад, обращение к Богу может «побеждать естества чин».

Зимненская икона Божией Матери (на фото) — с ней связано главное чудо Крещения Руси: сияние, исходившее от неё, помогло вернуть зрение князю Владимиру, который ослеп во время завоевания Корсуни (Херсонеса) и прозрел только на выходе из крещальной купели.

Почаевская икона Божией Матери — в 1675 году чудотворный образ спас Почаевскую обитель от нашествия татар: во время пения акафиста над храмом явилась Пресвятая Богородица. Татары стреляли в неё, но стрелы возвращались и ранили атакующих.

Ахтырская икона Божией Матери — по преданию, в 1739 году её нашёл в поле священник. Известна исцелениями людей от лихорадки.

Касперовская икона Божией Матери — в 1854 году во время Крымской войны она защитила Одессу от наступления британского флота. Также зафиксированы случаи исцеления от неё больных параличом и эпилепсией.

Песчанская икона Божией Матери — молитвы именно перед этим образом остановили эпидемию холеры в Харьковской губернии в 1830 году. Приедет в Киев из Харькова.

Святогорская икона Божией Матери — в 1844 году её написал афонский старец. После возле образа стали исцеляться больные. Икона хранится в Успенском соборе Святогорской лавры, в Донецкой области.

Икона Божией Матери «Призри на смирение» — летом 1993 года икона оставила отпечаток на покрывавшем её, но не касавшемся её стекле. Научные исследования показали, что отпечаток этот имеет органическое происхождение и является нерукотворным отражением лика Богоматери и Младенца.

Иконы Киевской Руси — Академия журнала «Фома»

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Сейчас наш разговор будет о древнерусских иконах, которые появились еще во времена Киевской Руси – единства древнерусского государства, после того как в 988 году при Владимире Святом (он же Первый, он же Красное Солнышко) было принято христианство.

Вообще, первые иконы Владимир привез из своего первого корсунского похода, то есть похода на Херсонес. Кстати, оттуда он привез и первого священника, который будет служить в будущей Десятинной церкви – любимой церкви Владимира. Однако, к сожалению, от этих икон до нас ничего не дошло. Единственное, что мы знаем по археологическим раскопками и реставрационным работам историков искусств, то, что Десятинная церковь, построенная в X веке по приказу Владимира византийскими мастерами, была ими прекрасно украшена, прежде всего фресками, мозаиками и иконами. При первых раскопках в 1908 году фундамента этой церкви – погибла она в 1240 году, когда Киев был захвачен татаро-монголами – нашли осколки камушков, из которых складывались мозаики.

Однако, к счастью для нас, второй большой собор – собор Софии Киевской, построенный уже в великое княжение сына Владимира Красное Солнышко – Ярослава Мудрого, до нас дошел. Его тоже строили и украшали византийский мастера. Поэтому те мозаики и фрески, которые дошли до нас от этого собора, являются общими и для византийской культуры, и для древнерусской. Они как раз показывают истоки современной русской культуры, и древнерусской культуры в частности.

Софийский собор, с одной стороны, был явным подражанием Софийскому собору в Византии, а, с другой стороны, своеобразным противопоставлением молодого Русского государства, у которого есть храм, подобный центру Вселенской империи. Главный купол, барабан и алтарь этого собора были украшены мозаиками, а остальные стены собора – фресками. Причем, интересно, что на западной стене было даже изображено все семейство Ярослава Мудрого. Правда, эта фреска не очень хорошо сохранилась.

Что касается мозаик, поскольку они сложены из смальты и полированных мраморных камушков разного цвета, в общем-то они живут вечно, если с ними не происходит какого-то насильственного разрушения.

Самой главной мозаикой Святой Софии является изображение Христа Вседержителя, находящееся в куполе. По поводу происхождения этого образа надо сказать, что в христианской традиции каноническими считались только те изображения, которые могли адресоваться к какому-то эпизоду в Ветхом или Новом Завете. Образ Вседержителя – Христа Судьи напрямую связан с Новым Заветом, что было особенно важно для христиан.

Как Вседержитель и Судья Страшного Суда Христос дважды упоминается в Откровении Иоанна Богослова, или Апокалипсисе. Первый раз говорится: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». (Откр. 1,8). Во второй раз уже от лица Иоанна происходит такая фраза: «…свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8). И еще раз как Вседержитель Христос упоминается во Втором послании к Коринфянам апостола Павла: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 18). Поскольку есть прямая ссылка на моменты текста Нового Завета, этот образ был всегда центральным и в византийском искусстве, и в иконописи Древней Руси.

Христос изображен здесь в чисто византийской манере: золотой фон и особая деталь, которую позднее, в момент расцвета древнерусской иконописи в XIV – начале XVI века, русские иконописцы будут трактовать немного по-другому, – это закрытая книга в руках Вседержителя. Почему-то для византийских христиан было характерно подчеркивать, что мы не можем до конца понять замысел Божий. Закрытая книга как раз и символизировала этот момент.

В Византии также появился связанный с императором Мануилом, бывшим одновременно иконописцем, так называемый Мануилов Спас, Который держал книгу открытый, и там была какая-нибудь важная цитата из Евангелия, обращенная к людям. Именно такой тип впоследствии будет более популярен у русских иконописцев. И, например, Андрей Рублев, самый знаменитый из русских по происхождению богомазов, своему Пантократору будет давать в руки обязательно открытую книгу с какой-нибудь внушающей надежду цитатой из Библии. Из дошедших до нас Мануиловых Спасов Вседержителей также мозаика сицилийского собора Чефалу, где византийцами изображен Христос Вседержитель, но с открытой книгой.

Не менее знаменитым является изображение двенадцати апостолов в Святой Софии. Это очень важный момент, потому что здесь как бы заложена идея распространения двенадцатью апостолами христианства по всему миру. На сводах апсиды, алтаря изображена Богоматерь Оранта, то есть молящаяся, от латинского слова «орант», что значит «молиться». Это особый тип изображения Богоматери, Которая стоит, подняв руки и обратив их в сторону смотрящего.

Вообще такой тип моления с поднятыми руками восходит еще к ветхозаветной традиции. Когда евреи, покинувшие Египет, бились с преследующими их египетскими воинами, то пока Моисей держал руки поднятыми, они побеждали, когда он уставал и опускал руки, евреям не везло, их начинали побеждать. Но Моисей был великий пророк, он опять поднимал руки, молился, Бог слышал его, и в конце концов евреи получили свою победу.

Тип иконы Богоматери, молящейся с поднятыми руками, имеет второе название – Богоматерь Оранта Нерушимая Стена. Потому что в отличие от человека и пророка Моисея, который уставал, Богоматерь устать не может и Ее руки будут вечно подняты. Поэтому христианским подвижникам уготована помощь с Ее стороны в их жизненном пути и их подвигах.

Киевская Оранта Нерушимая Стена поражает вообще масштабами самой мозаики: высота ее пять метров сорок сантиметров, то есть это гигантская мозаика. Она произвела такое гигантское впечатление на русских христиан и появившихся русских иконописцев, которые были учениками византийцев, что видно, что потом за образец многих русских икон, изображавших молящуюся Богоматерь с поднятыми руками, была взята именно Киевская Оранта.

 

Киевская Русь – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

On By DavidОставить комментарий

Если начать исследовать иконы Марии под названием чудотворная — «чудотворная» — в Русской Православной Церкви (и в Греческом Православии тоже есть, но не так много), то быстро заметишь, что ряд из них сказал (с каменным лицом), что его нарисовал святой Лука. Да, святой Лука, также известный как евангелист Лука. На консервативных е. православных религиозных сайтах можно снова и снова увидеть это повторяющееся о таких иконах, как Владимирская Божия Матерь ( Владимирская) , который, как говорят, даже был нарисован Лукой на доске, взятой со стола, которым пользовался Иисус и его семья.

Ну, это просто неправда. Ни капли. Во-первых, мы не знаем, кто на самом деле написал Евангелие, приписываемое святому Луке. Эта атрибуция была добавлена ​​позже. Ни один автор в этом Евангелии нигде не идентифицирует себя. Ни один из апостольских отцов, цитируя Евангелие, не приписывает его названному автору, что вряд ли было бы так, если бы автор был известен в те далекие времена. Таким образом, мы можем предположить, что Евангелие под названием «от Луки» было анонимным в самых ранних рукописях (это относится и к остальным трем Евангелиям, а также к Деяниям Апостолов; по-видимому, атрибутивные названия были добавлены где-то ближе к концу 2-го века).

век).

Что мы знаем точно, так это то, что в Евангелии, приписываемом Луке, нет ни слова о написании или почитании икон. Нигде в Новом Завете, где упоминается «Лука», нет ни малейшего упоминания об этом, да и вообще в Новом Завете.

Ни одна из икон, приписываемых Луке, не написана в стиле, отдаленно связанном с I веком н.э. Все они намного, намного позже (и относятся к разным более поздним временам хронологически). И нет ни капли научного анализа, датирующего какую-либо из икон, приписываемых Луке, I веком.

Откуда же тогда взялось мнение, что Лука написал несколько икон Марии? Во-первых, оно исходит из желания позднейшей церкви — после того, как иконопись и иконопись вошли в устоявшуюся практику (которая была вне периода первых христиан) — задним числом внедрить более позднее учение об иконотворчестве и почитании в древнейшие христиане. Христианство, где от него действительно не осталось и следа.

Представление о том, что Лука написал икону Марии, по словам ученых, впервые появилось во время иконоборческой полемики в 9 в. 0009 8 век , созданный любителями иконопочитания. Самое раннее упоминание об иконах, написанных Лукой, встречается в сочинении под названием

«О почитании святых образов » Андрея Критского, умершего в первой половине VIII века — иконофилов, писавших в начале иконоборческой полемики. Часто цитируемое и предположительно более раннее упоминание в истории писателем VI века Феодором Анагностом иконы, написанной Лукой и отправленной из Иерусалима в Пульхерию (византийская императрица: умерла в 453 г.), встречается в исторических рукописях XIII века. Но в более ранних рукописях начала XI века его нет. Это очень сильное указание на то, что рассказ об иконе Марии, написанной Лукой, был добавлен к первоначальному тексту намного позже.  В очень хорошо проработанной книге — Иконы и сила: Богородица в Византии (Pennsylvania State University, 2006) Бессера В. Пенчева пишет: « Миф был придуман для того, чтобы поддержать легитимность иконопочитания во время иконоборческой полемики [8-й и 9-й века] .
Утверждая существование портрета Богородицы, написанного при ее жизни евангелистом Лукой, виновники этой выдумки сфабриковали доказательства апостольского происхождения и божественного одобрения Образов.
»

Во-вторых, можно предположить, что Лука был выбран в качестве прообраза первого иконописца христианских икон потому, что, согласно преданию, он был врачом — врачом («Лука, возлюбленный врач, и Димас, приветствуют вас». [ Колоссянам 4:14]) И ранние врачи использовали некоторые порошкообразные лекарства, которые также использовались в ранней и более поздней живописи — среди них особенно киноварь, которая давала яркий красно-оранжевый цвет, который мы видим на русских иконах.

Икона Луки Живопись иконы Марии                                             (Изображение из Википедии)

Дополнительным фактором является то, что Евангелие под названием «от Луки» уделяет Марии значительно больше внимания, чем остальные три.

Так нет, нет

икон, чудотворных и нет, написанных святителем Лукой. И, как мы можем судить по истории развития христианского искусства, таких икон никогда не было. Первые христиане просто не рисовали и не почитали иконы, как они известны позже в Восточной Православной Церкви, поэтому приписывание любой иконы Луке является очевидным анахронизмом, хорошо известным студентам истории искусства.

Несмотря на это, у православных греков есть легенда, что Лука написал три иконы Марии при ее жизни, и что она их лично одобрила; затем, после ее смерти, он, как говорят, нарисовал еще семьдесят!

Предполагаемые первые три иконы:

  1.   Икона Кикиотисса , которую русские называют Киккская, сейчас в Киккском монастыре на Кипре.
  2. Megalospilaiotissa или значок «Великая пещера» (также называемый Speliotissa
    ), ныне в монастыре Мегаспилион на Пелопоннесе, Греция.
  3. Икона Сумелиотисса , когда-то хранившаяся в монастыре Сумела в Турции, ныне в «монастыре» ХХ века (на самом деле Успенской церкви) в Греции (названном в честь турецкого памятника), в Кастании в Македонии.

Вот фреска из церкви Св. Афанасия в Вермио, Греция. На ней изображен Лука, рисующий икону Марии. Крылатый бык справа — его символ, а над нимбом — имя Λουκας — Лукас — «Лука».

А вот русская икона с изображением образца типа «Владимир» в центре, а по краям сцены из его легендарной истории: с Лукой, рисующим икону, а затем показывающим ее Марии для ее одобрения:

 

В качестве дополнения к знаменитой иконе «Владимир», изображенной на этой странице, интересно знать, что из всей картины только лицо ребенка (не остальная часть его головы) и лицо Марии остались от оригинальной картины вместе с парой других мелких и незначительных пятен. Остальное — а это большая часть иконы, которую мы видим сегодня — все позже, все переработано.

Когда я говорю об оригинальной иконе, я не имею в виду 1-й, 2-й, 3-й, 4-й или даже 5-й век н.э. Я говорю о 12 веке, когда оригинал иконы был написан неизвестным иконописцем в Византии. . Это самая известная якобы «луканская» икона, но на самом деле она не была написана до 1100-х годов, и большая часть того, что мы видим сегодня, была написана в разное более позднее время.

Но как так получилось, что мы думаем о ней как о русской иконе? И почему он назван в честь Владимира, места, которое когда-то было Киевской Русью? Это связано с тем, что икона была вывезена из Константинополя в Киевскую Русь в первой половине XII века. И в России он остался, чтобы быть скопированным бесчисленное количество раз за эти годы как

Владимирская Пресвятая Богородицу — «Владимирская Пресвятая Богородица». И, конечно же, ее популярность только увеличилась за счет всех рассказов о различных чудесах, которые стали ассоциироваться с иконой — более ранний эквивалент наших современных бульварных историй супермаркетов с заголовками, такими как «Лик Иисуса является на Тортилье».

 

*

Символы Киевская Русь — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *