Философские идеи платона кратко: Философия Платона: основные идеи, учение кратко

Платон: основные идеи — Kratkoe.com

Личности

Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено

Философские идеи Платона, выдающего мыслителя античности и ученика Сократа, кратко изложенные в этой статье.

Все основные идеи Платона представлены в его философских трудах:

«Апология Сократа», «Менон», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы».

Основу философии античного мыслителя становила концепция идей. Она даже дала название направлению философии — учение об эйдосах, которое предполагает существование 2 миров: мира форм и вещей.

Эйдосы (идеи) считаются истоками вещей, их прообразами. Они составляют основу множества вещей, сформированных из бесформенной материи. Согласно Платону идеи – это абсолютный источник всего, ведь материя не способна ничего породить.

Мир эйдосов существует вне пространства и времени. Он имеет свою определенную иерархию: на вершине которого идея Блага, а все остальные идеи проистекают из нее. Само Благо отождествляется с абсолютной Красотой, являясь одновременно Началом всего и Творцом Вселенной.

Идея существа или любой вещи считается самым сокровенным, глубоким и существенным в нем. Роль идеи у человека исполняет его бессмертная душа. Эйдосы можно характеризовать следующими качествами: единство, постоянство, чистота, а вещи: множественность, искаженность и изменчивость.

Основные идеи Платона имеют еще одну сторону исследований — представление о душе.

Античный мыслитель представляет душу в интересном образе колесницы с двумя лошадьми, черной и белой, и всадником.

  • Колесница является символом разумного в человеке,
  • белый конь – благородности, высшего качества души,
  • черный конь – инстинктивного начала и желания.

Когда человек в ином мире, то он может созерцать вечные истины вместе с богами. Когда он рождается вновь в материальном мире, то все знания об истинах остаются в душе лишь воспоминаниями. Согласно философии Платона единственным способом постичь истину для человека является припоминание, свойство находить в простых вещах чувственные отблески идей. Если ему все же удастся увидеть следы идей через любовь, справедливые дела или красоту, то, крылья души, утерянные когда-то, начинают расти вновь.

Еще один аспект философии Платона – учение и Красоте. Ее необходимости искать в людях, природе, искусстве, устроенных законах. Ведь душа медленно переходит от созерцания физической красоты к красоте нравов, искусств, наук и обычаев. Это единственный способ подняться к миру идей.

Вторая сила, поднимавшая человека до мира богов, это Любовь. Любовь с философией рождают нечто прекрасное: вещи, законы и справедливые идеи.

В своем труде «Государство» Платон характеризует основные части человеческой души:

  • Разумная ее часть обладает мудростью,
  • страстное начало души обладает воздержанностью и умеренностью,
  • яростный дух обладает мужеством и способностью подчиняться разуму.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие были основные идеи философии Платона.

Философские взгляды Платона

В славной плеяде древнегреческих мыслителей имя Платона занимает достойное место. Платон – выходец из афинского аристократического рода. Как и все знатные афиняне, он в юности изучал грамматику, математику, занимался гимнастикой и музыкой, писал стихи. Его жизнь текла размеренно и неторопливо. Но этой безмятежности неожиданно пришел конец. В своем родном городе, в Афинах, Платон встретил Сократа. Эта встреча произвела на него огромное впечатление. Послушав Сократа, Платон решил посвятить себя философии. Рядом с Сократом он был до самой его смерти. После казни Сократа Платон покинул Афины. В свой родной город он вернулся, спустя несколько лет, и открыл собственную школу. Поскольку школа находилась в роще, названной в честь древнего героя Академа, ее стали называть академией, а учеников школы Платона – академиками. Академия открылась в 386 г. до н. э. и просуществовала до 529 г. н. э.. Примечательно, что Платон открыл свою школу в сорокалетнем возрасте. Для греков 40 лет – возраст акмэ – это время политического и творческого расцвета. Только по достижении этого возраста мужчина мог заниматься политической деятельностью.

Что же нового принес Платон в философию? Самое важное в учении Платона – это открытие мира идей. Платон обратил внимание на тот факт, что существуют не только вещи, но и идеи вещей. Так, есть вода, которую люди пьют в жаркий летний полдень и которой поливают оливы. Но есть и слово «вода», которым называют воду. Следовательно, наряду с водой как таковой существует и идея воды.

Вода и идея воды не одно и то же. Вода может испариться или замерзнуть, а идея воды не замерзнет и не испарится. Значит, делает вывод Платон, идея воды важнее самой воды. Придя к этой мысли, Платон попытался понять природу, своеобразие и назначение мира идей. В этом отношении его философия во многом интересна. Так, в частности, было обращено внимание на то, что идея вещи заключает в себе смысл вещи. Для того чтобы отличить одну вещь от другой, следует ответить на вопрос: что есть данная вещь? «Идея вещи как раз и является ответом на вопрос, что такое данная вещь”.

Идея вещи невещественна. Она обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием. Идеи принадлежат некому идеальному миру, который находится на небе. По Платону, идеальный мир вечен и неизменен. Идея не рождается и не умирает, она есть вечное образование. Идей столько же, сколько вещей и явлений.

Для Платона мир идей – это реальность, которую следует понять. Только познав мир идей, можно преобразовать мир вещей. Мыслитель полагал, что достаточно правильно созерцать идеи и последовательно воплощать их в жизнь, как сама жизнь изменится к лучшему. Показательна в этом отношении концепция «идеального государства». Согласно Платону, «идеальное государство» есть реализация правильных идей. Нужно найти правильные идеи и воплотить их в жизнь, и государство станет идеальным.

По мнению Платона, познание мира идей доступно лишь философам. Поэтому во главе государства он поставил философов. Платон писал: «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия… до тех пор… государствам не избавиться от зол».

Идеальный мир Платона противостоял земному миру не только как абстрактное – конкретному, но как благое – злому. Поэтому идеей всех идей у Платона выступала идея блага. Так, философ писал: «Идея блага – вот это самое важное знание, через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное». При этом идея блага выступала источником истины, гармонии и красоты. Можно сказать, что идея блага венчала собою пирамиду идей Платона.

Наряду с этой идеей у Платона важна идея упорядочения жизни человека. «Достоинство каждой вещи, – писал он, – это слаженность и упорядоченность… Значит и душа, в которой есть порядок, лучше беспорядочной… Но душа, в которой есть порядок, – это умеренная душа?. . А умеренная – это воздержанная?.. Значит, воздержанную душу надо считать хорошей…». Отсюда Платоном был сделан общий вывод о том, что «тот, кто желает быть счастливым, пусть приучает себя к воздержанности, пусть стремится к ней, а от разнузданности каждому из нас надо бежать со всех ног…». Данное положение «схватывает» суть проблемы. Ведь очевидно, что человек, идущий на поводу своих желаний, по существу, идет путем страсти. Страсть руководит человеком, берет его в полон. Он попадает в зависимость от нее. Чтобы стать господином самого себя, необходимо контролировать свои желания, как бы сепарировать их, оставляя разумные и отбрасывая неразумные. Упорядочение желаний – путь к благополучной жизни.

Сказанное позволяет сделать общий вывод: философия Платона стала новым словом в европейской мысли. Платон не только обратил свой взор к миру идей, сделав их предметом своего изучения, но и показал их роль в формировании своей жизни.

Резюме философии Платона

Содержание

  • 1 Мысль Платона: Философия разума
  • 2 Платонический диалог:
  • 3 Платон, диалектика, эссенции и добро:
  • 4 Плато 5 Платон, Воспоминания и майевтика:
  • 6 Платон, Мораль и политика:

Мысль Платона: философия разума

Платон был греческим философом, известным и признанным автором такой значительной философской работы.

Чувственный мир, по Платону , есть мир случайный, противоположный умопостигаемому миру, который содержит сущности или идеи, умопостигаемые формы, модели всех вещей, сохраняя явления и придавая им смысл.

На вершине Сущностей стоит идея Добра, которая превосходит достоинством и силой: высшее начало тождественно божественному.

Платонический диалог:

Платон часто представлял свое учение в особой форме диалога, в котором Сократ занимал более видное место, чем фактически мастер-философ, он олицетворял в некотором смысле «игрока».

Составляя свою работу с диалогом таким образом, Платон тем самым продемонстрировал важное измерение, присущее поиску истины: требуется два (или больше) и это опосредование способно только вывести нас за пределы частных взглядов, чтобы мы получили доступ к всеобщему .

Что такое диалог?

– Когда два человека встречаются лицом к лицу и противостоят двум типам убеждений в организованных дебатах, это обсуждение требует диалога.

– Но сам диалог является основным аспектом диалектики, которую мы должны определить и описать.

Платон, диалектика, сущность и благо :

Диалектика относится к процессу и маршруту, постепенному восхождению к истине, прочь от иллюзий и верований, чисто чувственных или воображаемых.

– Возникает мысль и воззрения (докса) …

► утверждение, не подкрепленное строгими рассуждениями

► смесь истины и заблуждения

► нечто среднее между абсолютным ничто и тем, что есть

– … К познанию умопостигаемого порядка и оправданному, потому что

Первая стадия рационального познания – ввод данных математики, но это так, даже за пределами этих математических истин, кульминация диалектики: Идеи или сущности и Хороший.

Для Платона чувственный мир есть, правда, видимость самих идей, объекты чистого мышления, умопостигаемые модели всех вещей, не воспринимаемые чувствами, но гораздо более реальные и более реальные, чем эмпирические объекты как таковые.

– Таким образом, идея стола – это идеальный стол, как мы его понимаем, думая, моделируя или парадигмируя, которые имитируют и воспроизводят конкретные столы.

– Подводя итог, Идея или Сущность (два термина, обслуживаемые ближним) являются «вещами» в их чистейшей форме, образцами мысли и размышления.

► Это диалектический и методически установленный путь, по которому концепции в концепции и предложения в предложения могут достичь этих идеальных сущностей, а также Добра, кульминации рационального подхода.

► Хотя средство и, в глазах Платона, Божество, которое есть, строго говоря, не понятие и не понятие, а высший принцип, высшее и бытие и сущность, избыток прочь в достоинстве и могуществе.

Хотя эта идея, из-за всего, что правильно и хорошо, сообщает его истину и жизнь всем познаваемым вещам.

Платон, Любовь и Красота:

Путь к Сущностям можно понимать как диалектику любви, как это метко описал Платон в «Пире».

– Действительно, импульс к любви к красоте является в глазах философа мощным инструментом доступа к истине.

– Интеллектуализированная и дисциплинированная, любовь смешивается с Диалектикой, воплощающей жизненную силу и жизнь.

Что, в самом деле, что за любовь?

– Это нехватка, нехватка, бедность, о которой мы сообщали о своей незавершенности и своей пустоте, тоска о том, что у нас нет стремления к самой красоте.

— Благодаря ему мы можем от телесной красоты и чувственного прогрессировать к красоте души, затем к профессии и законам.

Наконец, конечный шаг – это та самая идея Красоты, в ее чистоте и независимости, которая может достичь философа

Трудно дать определение этой идее Красоты.

– Составляя в себе единство, вне зарождения и тления, характеризуется абсолютной чистотой, трансцендентностью по отношению к чувственной и прочей «смертной чепухе»…

– … Красота есть предельная бестелесность, блеск и великолепие того, что выходит за пределы эмпирического и абсолютно конкретного.

Платон, Воспоминание и майевтика:

Диалектика идей и теория любви приводит к разговору о платоновском идеализме (в сильном смысле слова идеализм) как учении об Идеях или Сущностях, приписывающих существование в себе, независимость разума и отдельных вещей (NB: слово «идеализм» принадлежит не самому Платону).

Но спрашивается, какими аргументами Платон может таким образом развить эту теорию «идеалистической» Сущности.

– Представляется, что майевтика и воспоминание являются двумя основными элементами такого развития и учения.

Майевтика

– Это означает, что акушерские умы

► Искусство, с помощью которого Сократ вел своих собеседников открывать себя и осознавать свое скрытое богатство.

► Например, в диалоге Менона, игнорируя маленького раба, он сам обнаруживает, в силу собственного интеллекта, как построить двойной квадрат из данного квадрата.

– Если каждый из нас может посредством диалога и Сократа родиться самому себе и восстановить истины (скрытые), не потому ли, что он помнит, когда однажды созерцал истину?

► Это учение о воспоминании

Воспоминание:

– Мы в своих прошлых жизнях созерцали идеи, которые, следовательно, не являются воспоминаниями.

– Обучение – это запоминание однажды воспринятой истины.

– Всякое философское упражнение заключается в контроле и организации содержания тайного, скрытого, результата отдаленного созерцания.

Платон, Мораль и политика:

Таким образом, решение проблемы и формирование спекулятивной диалектики на основе воспоминаний позволяет Платону разрешить и морально-политическую проблему.

Софисты, эти мастера риторики и красноречия, подвергшиеся критике со стороны Платона, который видел в них лишь создателей лжи, ложных иллюзий и заблуждений (софистика определялась им как торговля и торговля речью), фактически подорвали веру в Абсолюте, допускающем нравственное назидание:

– Истина, как они считали, есть не что иное, как субъективность.

– Их релятивистская доктрина часто приводила к чистой безнравственности.

У Платона мораль становится, наоборот, возможной…

— Когда после созерцания идей философ спускается в «пещеру», он теперь способен строить морально-политические.

– Знаменитая «Аллегория пещеры» означает, по сути, повествование, которым Платон описывает наше состояние:

► Люди подобны узникам, которые творят тени перед собой на стене пещеры за истину.

► Заключенный на свободе и выход наружу символизирует доступ философа к Сущностям.

Добродетель в данном контексте относится к причастности к Сущностям и истинному знанию, науке о добре и зле, неотделимой от диалектики.

Платон и вообще во всей эллинской мысли добродетель и нравственность действительно принадлежат к порядку знания.

– Никто не является злом добровольно.

– Быть смелым значит владеть наукой о том, что удивительно?

– Быть честным – это доступ к познанию гармонии наших внутренних сил.

– Правосудие (индивидуальное) представляет собой право знать. В праведной душе разумная часть (разум) знает и управляет, овладевая:

► желание, дикое и безрассудное (похоть)

► Гнев, Частично безрассудство, которое иногда может стать союзником разума

– Справедливость означает, в этой перспективе, обеспечение своей функции в каждой части души.

В государстве справедливость – это гармония и равновесие:

– Ремесленники и рабочие по-разному подчиняются

– Воины защищают город

– Судьи, приказывающие подчиненным этим двум классам.

Индивидуальная справедливость — это равновесие здоровой души, в котором каждая сторона играет свою роль и следует своей функции. Между тем политическая справедливость относится к равновесию города, которым командует «философ-судья»:

— Каждый класс выполняет свою функцию

— На вершине иерархии стоит тот, кто «знает», кто созерцал Сущность, Добро: Философ.

Это решение, которое Платон предлагает политической проблеме «царь-философ». Таким образом, чтобы добиться справедливости в городе, необходимо, чтобы короли стали философами или философы стали королями.

Такова философия, которая так характерна для западного мышления, как в анализе любви и желания, так и в анализе спекулятивной диалектики.

Краткий обзор философии Платона:

Платон , умерший более 23 веков назад, проложил пути, которые продолжают очаровывать нашу цивилизацию и нашу культуру.

Таким образом, это приводит нас к воззрению (низшее знание, захват власти через вещи, которые плавают между небытием и абсолютным бытием) к науке (рациональное знание для достижения сущности истины) Направления, которые все еще преследуют наше время и которые многие до сих пор относятся мыслители и современные ученые.

We must remember Plato’s main works:

– Youth Dialogues:

► Hippias Major

► Protagoras

– Dialogues of the maturity

► Phaedo

► Banquet

► Phaedra

► Republic ( Аллегория пещеры)

– Диалоги старости

► Парменид

► Теэтет

► Софист

► Политика

► Филеб

6 ► Кем был Сократ? (the-philosophy.com)

Что Платон думал об образовании?

Хотя многие верования и знания прошлого устарели в пользу новых открытий, многие философы остаются актуальными со своими идеями, которые продолжают существовать и остаются верными в наши дни. Возьмем, к примеру, греческого философа Платона. Ученик Сократа, а затем учитель Аристотеля, он (наряду с Сократом и Аристотелем) позже будет назван одним из многих философов, заложивших основу западного мышления, включая религию, философию, политику и многое другое.

Но многие могут не осознавать, что собственные теории и философии образования Платона в настоящее время формируют систему образования большинства (если не всех) стран, а не только западных. Что именно Платон сделал или сказал, чтобы сформировать сегодняшнее образование от дошкольного до высшего образования? Мы объясняем в этой статье.

Теория образования Платона

Историки не могут найти никаких свидетельств раннего образования Платона в детстве, но, поскольку он принадлежал к влиятельной аристократической семье из Афин, предполагается, что он прошел афинскую форму образования, ориентированную к культуре, искусству, науке и интеллекту. Однако некоторые источники утверждают, что Платон был способным учеником, которому давали лучших учителей своего времени, в какой-то момент изучая философию у другого великого греческого философа Сократа.

Платон ценил образование и то, как оно меняет людей. Он был известен своими размышлениями об идеальном правительстве и обществе и считал, что для поддержания стабильного государства необходимо, чтобы все граждане были образованными. Платон был известен своими представлениями о совершенном государстве, и он считал, что образование является одним из ключей к искоренению зла и достижению этого. Потому что если бы люди были образованны и здоровы, то и необходимость в установлении законов была бы излишня; но если они были необразованны, то законы были бесполезны.

Для Платона образование было больше, чем просто запоминание фактов, сидя в классе от юности до зрелости. Вместо этого образование было процессом на протяжении всей жизни, и даже взрослые могли обучаться и получать образование, таким образом была создана система, в которой обучались даже взрослые.

Образование на протяжении всей жизни Фото Йоханнеса Пленио с Pixabay

В « Республике» Платона , Платон писал, что образование не ограничивается молодежью и что можно продолжать учиться даже после достижения зрелости. Обучение затрагивало не только ум, но и душу на разных стадиях роста. Таким образом, на разных этапах жизни люди наблюдали определенные способы обучения. Это начинается в младенчестве и детстве, когда персонаж тренируется с помощью эмоций. К подростковому возрасту люди могут начать понимать логические рассуждения, а также науку и философию. Молодые люди могут начать понимать более продвинутые физические и интеллектуальные концепции и искать свои собственные версии их истины (вы можете больше узнать об «Аллегории пещеры» Платона, чтобы лучше понять убеждения Платона об «истине»).

Но в то время как афинское образование было ограничено детьми мужского пола, Платон делает еще один шаг вперед и утверждает, что для истинно совершенного государства образование необходимо как мальчикам, так и девочкам. Платон не видел разницы между тем, на что способны мужчины и женщины, и их роль в идеальном обществе требовала образования от обоих полов.

Система образования Согласно Платону

Сегодня в большинстве стран образование рассматривается как право и существуют структурированные системы образования, согласно которым дети определенного возраста обязаны посещать школу. Это отражает убеждение Платона в том, что государство должно иметь структурированную систему, в которой дети обоих полов должны посещать школу. Это потому, что он считал, что каждый член общества, хотя каждый из них будет играть свою особую роль в обществе в более позднем возрасте, все должны иметь одинаковое образование в начале своего обучения.

Если посмотреть на это с определенной точки зрения, то это отражение той системы образования, которая у нас есть в настоящее время. Обязательное образование, которое посещают дети в возрасте от 6 до 18 лет в Соединенных Штатах, включает в себя все общие знания от базового до продвинутого уровня. Оттуда большой процент студентов начинает свой путь к рабочей силе после окончания средней школы и доказывает, что способен выполнять работу с навыками, которые они приобрели во время обучения. С другой стороны, у вас также есть люди, которые продолжают специализироваться в своих навыках и образовании через послесреднее образование, такое как программы сертификации, профессионально-технические школы, программы бакалавриата, вплоть до программ докторантуры.

На самом деле то, как Платон классифицирует этапы образования, в целом влияет на то, как мы классифицируем и распределяем учащихся по годам. Платон разделил систему образования на две части — начальное и высшее образование — и разделил классы по возрасту и классу.

На что не повлиял Платон Изображение Gianni Crestani с сайта Pixabay

Были некоторые части теорий и верований Платона, которые, хотя и могут быть замечены в идеях других людей, так и не стали общепризнанными в отношении того, каким должно быть образование поддержал.

Например, Платон считал, что для того, чтобы поддерживать утопическое общество, правительство (в частности, правитель или тот, кто был ответственным) должно было контролировать образование и информацию, которую получали его люди. Он считал, что это было средством для правителя сформировать убеждения своего народа и дать им патриотическую преданность своему государству и обязанностям, которые они должны были выполнять.

В то время как мы видим чувство национализма в том, как школы со всего мира формируют свою учебную программу, чтобы сосредоточиться на своей стране, убеждения Платона задают вопрос о том, что произойдет, если негодный правитель воспользуется властью контролировать то, что их народ учились для своей пользы. Регулируя то, что люди должны и должны изучать, коррумпированный правитель может легко повлиять на то, что люди думают в свою пользу, потому что у его людей не будет источника информации, который мог бы противоречить им.

А поскольку Платон выступал за то, чтобы правительства контролировали то, что люди узнают, неудивительно, что Платон также верил в цензуру литературы и искусства. Платон не верил, что люди могут отличить правильное от неправильного для себя и могут подвергнуться негативному влиянию неправильного типа литературы и искусства. И единственный человек, который имел право решать, что должно и не должно подвергаться цензуре? Линейка.

Естественно, идея тотальной цензуры и предоставления тотальной власти над знаниями и информацией тому, кто у власти, в наше время никуда не делась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *