Семинар 17
Семинар 17Проблемы для обсуждения
- Возникновение государства у восточных славян. Норманнская теория
- Социально-экономическое и политическое устройство Древнерусского государства. Причины феодальной раздробленности.
- Древнерусский город и его роль в развитии государства.
Прочитать
- История России с древнейших времен до начала XVII века / под ред. Л.В. Милова – Глава 3. «Государственность восточных славян», Глава 5. «Общество и культура восточных славян в эпоху раннего Средневековья».
- Лукин П.В. Новгородское вече: старые концепции и новые данные (в сокращении).
Вопросы
1. Возникновение государства у восточных славян. Норманнская теория
- Покажите на карте территорию расселения восточнославянских племен.
- Кто такие «варяги»? Как выглядит процесс становления древнерусского государства с точки зрения норманнской теории?
- В чем вы видите сильные и слабые стороны норманнской теории?
- Какую роль норманны играли в истории древнерусского государства с точки зрения противников норманнской теории?
- Каким образом у восточных славян разрешился конфликт между родоплеменной знатью и военным вождем?
- О каких особенностях положения князя и его дружины в обществе свидетельствует план князя Святослава перенести столицу своего государства в Переяславец на Дунае?
2. Социально-экономическое и политическое устройство Древнерусского государства. Причины феодальной раздробленности
- Как было организовано государственное управление в Древнерусском государстве на начальном этапе его существования?
- В чем заключалось своеобразие роли дружины в государственном управлении в Древней Руси?
- В чем вы видите сходства и различия между княжескими дружинниками в Древней Руси и западноевропейскими феодалами?
- Какие изменения в организации государственной власти, произошедшие во времена правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, вы считаете наиболее важными? Почему?
- В чем вы видите причины феодальной раздробленности на Руси?
- Сравните устройство феодального государства в Западной Европе и на Руси в период раздробленности.
3. Древнерусский город и его роль в развитии государства
- Какую роль в жизни Древней Руси играли ремесло и торговля?
- Какими товарами торговали древнерусские купцы? Куда они их поставляли? Насколько важную роль в торговле играла продукция ремесленников?
- В чем состоит отличие между градом-крепостью и городом-поселением?
- Какой из этих двух типов поселений, по вашему мнению, был более типичным для Древней Руси в XI—XII веках?
- Какие из известных вам древнерусских городов были крупными торговыми центрами?
- Что Вы знаете о Ганзейском союзе? Какие средневековые торговые республики Вам известны?
- Являлось ли новгородское вече институтом политической власти?
- Можете ли вы найти ему аналог в истории европейских городов?
- С каким органом власти, известным вам из европейской истории, можно сравнить новгородский «совет господ»?
- Дайте сравнительную характеристику социально-политического устройства Новгородской республики и средневекового Любека.
- В чем вы видите отличия роли города в жизни средневековой Европы и Древней Руси? Чем вы можете их объяснить?
Видеоролики к семинару
1. «Откуда есть пошла русская земля… Ладога» (Россия, Балтик-видео, 2001), отрывок (возникновение Старой Ладоги).
Скачать видеоролик (представлен в учебных целях)
2. «История государства Российского» (Россия, Star Media, 2007). Серия 1 «Рюрик».
Скачать видеоролик (представлен в учебных целях)
Семинар № 2 «Возникновение и развитие налоговой системы древнерусского государства Киевская Русь. Период феодальной раздробленности Руси»
Вопросы:Возникновение и развитие налоговой системы древнерусского государства Киевская Русь.
Деньги и денежное обращение в Киевской Руси в IX–XII вв. Налоговая реформа княгини Ольги.
Татаро-монгольское нашествие. Система взимания налогов татарами.
Торговля, деньги и денежное обращение в период феодальной раздробленности.
Основная литература:
Брайчева Т.В. Государственные финансы России. – СПб.: Питер, 2002. – С. 14-17.
История экономического развития России: Учебное пособие для вузов / Под. ред. А.А. Борейко, А.В. Войц, И.А. Гараевской. – М.: Издательство «ПРИОР», 2000. – С. 7-17.
История финансов Москвы / Авт. Кол.: Большакова Е.Е., Высочина Е.И. и др. – М., 1998. – С. 10-14.
Спасский И.Г.Русская монетная система. – М.–Л., 1970. – С. 5-52.
Тимошина Т.М. Экономическая история России. Уч. пособие. – М.: «Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. – С. 11-37.
Щепетев В.И. История государственного управления в России: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 46-96.
Дополнительная литература:
Гусейнов Р.История экономики России: Уч. пособие – М., 1999.
Дэвид С. Кидуэлл, Ричард Л. Петерсон, Дэвид У. Блэкуэлл Финансовые институты, рынки и деньги. – СПб: Питер, 2000.
Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. – М., 1926.
История экономического развития России. Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. проф. А.К. Шуркалина. – М., 2000.
Карамзин Н.М. История Государства Российского. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник. / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Финансово-кредитный словарь. В 3-х томах. Т. 1. Статьи: «Дань», «Гривна»; Т. 2. Статьи: «Подушный налог», «Подворный налог», «Посошное обложение».
Интернет-сайты:
www.expert.ru– Официальный сайт журнала «Эксперт»
www.gov.ru– Официальный сайт Правительства Российской Федерации
www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
www.mediatext.ru – «Национальная служба информации: информационный сервер «Медиатекст», информационный сервер «Россия–нефть», информационный сервер «Строительство России».
www.cbr.ru– Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
www.iksagro.ru– Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
www.gks.ru– Официальный сайт Госкомстата России
www.rg.ru– Официальный сайт «Российской газеты»
www.mk.ru– Официальный сайт газеты «Московский комсомолец»
www.kp.ru– Официальный сайт газеты «Комсомольская правда»
www.commersant.ru– Официальный сайт журнала «Коммерсант»
www.bdm.ru– Официальный сайт журнала «Банковское дело Москвы»
www.akdi.ru– Официальный сайт журнала «Экономика и жизнь»
www.inst-econ.org.ru– Официальный сайт журнала «Вопросы экономики»
Древняя Русь в IX — сер. XIII вв.
Древняя Русь в IX — сер. XIII вв.Древняя Русь в IX — сер. XIII вв. Период образования древнерусского государства, традиционно ведущий отсчет от 862 г. — года призвания на княжение Рюрика — до монгольского нашествия на Русь в 1238 г. В эту эпоху было принято христианство, сложилась первая русская правящая династия — Рюриковичи, развивались градостроительство, военное дело, ремесло. История Древней Руси в Историческом музее представлена богатейшей коллекцией экспонатов.
Эпоха времени образования древнерусского государства представлена в зале №8. В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг – Остромирова Евангелия 1056 г. и «Изборника» Святослава 1073 г. На противоположной от входа стене – копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве.
Зал украшают две огромные картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 г. академиком живописи Г.И. Семирадским. Каждая из них представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русских князей. Сюжет картины «Похороны руса» взят из путевых записок, составленных в 922 г. главой багдадского посольства в Волжскую Болгарию Ахмедом ибн Фадланом. В этих записках содержится детальное описание обряда погребения богатого скандинава, которое ему удалось увидеть. В основе второй картины, «Ночные жертвоприношения», лежит рассказ византийского хрониста Льва Диакона о последнем эпизоде войны киевского князя Святослава Игоревича с Византией за обладание Дунаем.
В первом разделе экспозиции зала представлены памятники народов Восточной Европы, вошедших в состав Древнерусского государства, а также ближайших соседей Руси. В торце витрины 1 – полный набор украшений костюма женщины из племени мурома. В левой части витрины– многочисленные бронзовые украшения женского костюма из погребения балтов, среди них – подвески, парные плоские нагрудные пластины и крепившиеся к ним тонкие цепочки.
Славяне в IX–X вв. обосновались в Поднепровье и Подонье, в верховьях Оки, начали активно селиться вокруг озера Ильмень. В витринах 2–3 выставлены памятники поселений восточных славян VIII–X вв., раскопанные на территории Полтавской, Белгородской, Курской областей.
Особый интерес представляют легкие серебряные подвески, называющиеся «височными кольцами» – их прикрепляли к головному убору у висков. У каждого славянского племени женские височные кольца имели свою, ярко выраженную форму.
В витринах 4–5 экспонируются предметы, найденные при раскопках городища Супруты в Тульской области. В IX – начале X в. здесь стоял укрепленный поселок, построенный в важном стратегическом пункте, – на границе сфер влияния варяжских князей и Хазарии.
В витрине 6 выставлены древности Хазарского каганата IX–X вв. Это оружие и конское снаряжение, типичное для хорошо вооруженной конницы. Об особенностях верований населения этого могущественного государства напоминают многочисленные амулеты. В торцовой части витрины можно видеть белый камень с прочерченной надписью из Маяцкого городища на Дону, одной из пограничных хазарских крепостей. Здесь же находится копия ритуального серебряного ковша, найденного в Западной Сибири, на котором изображен широко распространенный сюжет – единоборство богатырей.
Витрины 7–8 посвящены одному из самых значительных событий древнерусской истории – принятию христианства. Рядом с витриной 8 помещена копия идола, найденного в середине XIX в. в реке Збруч (Западная Украина). Збручский идол позволяет восстановить картину мироздания восточных славян.
Разнообразные языческие амулеты из древнерусских погребений представлены в витрине 8. Здесь же находятся памятники с территорий провинций Византии.
Особый интерес представляют древнерусские книги, переводная богослужебная литература, оригинальные произведения. В турникете перед витринами размещен материал, дополняющий археологическую экспозицию зала. Особое место занимают фотографии памятников архитектуры XI–XII вв., сохранившихся до нашего времени в Киеве, Новгороде, Чернигове. Представлена графическая реконструкция первой каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинной) в Киеве, воздвигнутой князем Владимиром I в 988 г.
В витринах 9–10 размещены материалы из древнерусских погребений XI–XIII вв. – украшения, характерные для костюма восточнославянских женщин: смоленских кривичей, новгородских словен, северян и радимичей, вятичей и дреговичей Эти восточные славянские племена стали основой сложившейся древнерусской народности.
Богатейший материал происходит из мест сельских поселений X–XIII вв. Детали землеобрабатывающих и уборочных орудий представлены в экспозиции: Многочисленные находки свидетельствуют о развитии животноводства. В экспозиции представлены фрагменты шерстяных тканей и онучи – вязаные шерстяные обмотки. Встречаются и предметы, связанные с переработкой животноводческой продукции. Рыболовные крючки, грузила, наконечники охотничьих стрел специфической формы, кусочек воска напоминают о сохранившихся в Древней Руси промыслах – рыболовстве, охоте на пушного зверя, бортничестве. В этой же витрине представлены инструменты кузнецов, деревенских ювелиров и их изделия, шлаки, кусочки кричного железа, полученного в железоплавильных горнах.
Появление законодательных актов – важный показатель степени зрелости государства. Сборник XV в., в состав которого вошла «Русская Правда», – древнейший свод законов, записанный при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI в. (витрина 12).
Рядом экспонируется новгородская берестяная грамота XI в. В ее тексте встречается слово «Русь». Если в IX–X вв. русью называли княжескую дружину, а Русской землей – владения Киевских князей.
Ниже грамоты можно увидеть шестигранную подвеску с изображением трезубца. Трезубец – родовой знак княжеской династии Рюриковичей. На небольших полочках справа и слева – уникальный нумизматический материал, древнейшие русские монеты, златники и сребреники, которые начал чеканить в конце X в. В витрине 13 выставлены вещи из печенежского погребения. Миниатюра из Радзивилловской летописи иллюстрирует текст об отправке в 1015 г. киевским великим князем Владимиром своего сына Бориса с дружиной на оборону русских рубежей от печенегов.
В витринах 14–16 размещены предметы из крупнейшего в Восточной Европе дружинного кургана Черная могила в Чернигове. Самые интересные вещи – золотые византийские монеты-«солиды», обнаруженные в курганной насыпи на месте погребальной тризны. Украшением всего комплекса Черной могилы являются ритоны – сосуды для питья, сделанные из рогов дикого быка – тура.
Роль дружины в политическом объединении народов Восточной Европы освещают материалы витрины 17. Здесь можно увидеть оружие и детали конского снаряжения, украшения, предметы погребального ритуала. В витрине 18 выставлен найденный в Гнездове клад. В витрине 19 – вещи из женского погребения: хорошо сохранившиеся фрагменты шерстяных и льняных тканей белого и голубого цвета. В витрине 20 представлены предметы из типичного скандинавского дружинного погребения. В витрине 21 можно увидеть женские украшения самой разной племенной принадлежности. Обращают на себя внимание глиняные кольца и глиняные модели медвежьих лап, найденные во многих погребениях. Эти ритуальные предметы характерны для финнов, живших на Аландских островах Балтийского моря. Именно в этой культурной среде начали формироваться черты, которые лягут в основу древнерусской культуры.
О жизни древнерусских городов рассказывает экспозиция зала №9. В оформлении зала, первоначально названного Новгородским, использованы копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в 1199 г. Ценность этих копий особенно возросла после гибели храма в 1942 г. во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками.
Витрины 1–2 посвящены стольному граду Киеву. Особый интерес представляют клад ювелирных изделий киевских златокузнецов и их инструментарий, а также фрагмент бронзового паникадила, найденный у ограды Софийского собора. Большой раздел экспозиции посвящен Господину Великому Новгороду. Уникальные археологические памятники позволили глубоко исследовать многие важные стороны жизни этого древнерусского города. Новгородская коллекция огромна и разнообразна. В витрине 3 можно видеть самую первую берестяную грамоту, найденную в новгородской земле в 1951 г. Она датируется XIV в. и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка. К настоящему времени обнаружено около 1000 берестяных грамот, освещающих историю города с XI в. Городские ремесла, изучение которых происходит в основном на новгородских материалах, – деревообработка, кожевенное дело, ткачество (витрины 4–5). Между витринами – копия Магдебургских врат Новгородского Софийского собора, изготовленная специально для Исторического музея в XIX в. В витрине 6 представлены материалы по дендрохронологии. Это метод точного датирования археологических памятников по годичным кольцам деревьев. Интересна фотография разреза мостовой Неревского раскопа. 29 ярусов прекрасно сохранившихся деревянных настилов – так выглядит археологическая «летопись» древнего города.
Материалы в витрине 7 помогают представить быт древнерусского города. Новгородцы использовали слюду для «стекления» окон, город был оснащен дренажной системой с водоотстойниками, а широкие улицы вымощены деревянными плахами.
В витринах 8–9 представлены древности Смоленска – крупного регионального центра XI–XIII вв. Особое место в экспозиции занимают фрагменты поливного пола и деталь крепежа фрески церкви Петра и Павла. Основу планировки древнерусских городов составляла усадебная застройка, что хорошо видно на примере Смоленска. Здесь же показан один из основных видов городского производства – обработка металлов. В витрине можно видеть глиняное сопло горна для отжига металлической заготовки, крицы и металлургические шлаки, разнообразную продукцию городских кузнецов – от металлических орудий до деталей костюма.
В витринах 9–10 выставлены находки из Вщижа. В витрине 12 показан котел и ковш, предположительно, из княжеской поварни, а в витрине 11 – прекрасная гончарная посуда. Там же можно видеть реконструкцию гончарного горна, сделанную на основании проведенных раскопок.
Витрина 11 представляет Серенск – порубежный город-крепость, оборонявший границы Черниговского княжества. На примере серенских древностей можно получить представление об оружейном деле Древней Руси. Среди подлинных предметов вооружения можно видеть шлем, железную личину, которая защищала лицо воина во время битвы, ледоходный шип – такие шипы крепились к подковам коней в зимнее время. Рядом фрагменты оружия – навершие меча, кистень. Любеч также являлся княжеским замком-резиденцией великих киевских князей (витрина 12). В Любече найдены клад ювелирных изделий, дорогая поливная посуда, кабаньи клыки, напоминающие о княжеской охоте.
Экономическим и торговым связям Руси посвящена витрина 12, в которой представлены предметы древнего импорта и экспорта. О постоянных торговых контактах с Визанитией напоминают стеклянные изделия, популярные на Руси самшитовые гребни; скорлупу грецких орехов находят почти в каждом русском городе. Из Западной Европы привезены бронзовая пластина с латинской надписью, бронзовый подсвечник, изделия из янтаря.
Витрина 15 освещает тему городской культуры Древней Руси. Особое место занимают берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII в. Судя по характеру рисунков, ему было от 5 до 7 лет и он учился грамоте.
В витрине можно видеть реконструкцию струнных музыкальных инструментов, фрагменты которых были обнаружены в Новгороде. Это гудок и гусли, широкое распространенные в тогдашней Европе. Фигурки шахмат и шашки находят почти в каждом доме. Таким образом, исследования выявили высокий уровень культуры древнерусского города и ее вполне европейский облик.
Активный торговый обмен протекал и внутри Руси. Об интенсивности торговых связей говорят частые находки денежных кладов, представленные в витрине 16. В кладах X–XI вв. чаще встречаются западные серебряные денарии и восточные дирхемы. В XII–XIII вв. начинается безмонетный период, когда функцию денег выполняют серебряные слитки-гривны. В витрине можно видеть происходящий из Киева клад из 53 гривен. Рядом – комплекс предметов массового производства, которыми расплачивались при мелких торговых сделках. Среди них – шиферные пряслица, стеклянные браслеты. Известно, что стеклянными бусами новгородцы расплачивались с жителями Пермской земли за пушнину.
О внутренней и внешней политике Древней Руси периода феодальной раздробленности рассказывает экспозиция зала №10. На месте когда-то единого Древнерусского государства образовалось 15 независимых государств – княжеств и земель. Но несмотря на это, на всей территории Руси продолжали господствовать единый древнерусский язык, единые правовые нормы, единая культура. Сохранялась в народном сознании идея принадлежности к единой этнической общности.
Источником богатого убранства зала №10 послужили выдающиеся архитектурные памятники древнего Владимира. В основу живописного декора легли фрагменты росписи Успенского собора XII в. Стены украшают гипсовые слепки белокаменной резьбы Дмитриевского собора.
В первом разделе центральной витрины можно видеть карту Руси этого времени и фрагменты вооружения русского воина. Здесь же находится первое издание (1800 г.) «Слова о полку Игореве», написанного в 1180-е гг.
Далее представлены материалы политической истории Новгородской феодальной республики. Множество берестяных грамот свидетельствует о возрастающей экономической роли новгородского боярства, владевшего землей и финансовыми средствами. Особенности политической системы Великого Новгорода отражены в одном из наиболее массовых памятников – свинцовых вислых печатях. В витрине демонстрируются печати с именами новгородских князей и посадников.
В витрине 5 размещен уникальный комплекс археологических памятников из Новгорода и Смоленска – нос корабля, руль и весло.
Третий раздел знакомит с древностями крупнейшего в Северо-Восточной Руси Владимиро-Суздальского княжества, нового политического центра Руси. В витрине представлены вещи, связанные с именами князей, на правление которых приходится возвышение и расцвет государства. Из гробницы Андрея Боголюбского происходят фрагменты тканей. В этой же витрине можно увидеть еще один интересный памятник, змеевик – икону, резанную на яшме. Ученые считают, что она принадлежала Марии Шварновне, чешской княжне, супруге великого владимирского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Здесь же можно видеть специально изготовленную для Исторического музея к моменту его открытия гальванокопию шлема великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича. Шлем был случайно найден на месте печально знаменитой Липицкой битвы 1216 г.; противниками оказались родные братья.
Заключительный (четвертый) раздел посвящен внешней политике Руси периода раздробленности. Одним из главных ее направлений была постоянная борьба с ордами кочевников-половцев. В витрине представлены фрагменты русского и половецкого вооружения. При схожести многих элементов оборонительного доспеха, хорошо видно отличие в наступательном оружии – если у русских воинов это был меч, то половецкие воины сражались саблями.
В зале установлено каменное изваяние половецкого воина. Подобные изваяния, прозванные еще в древности «каменными бабами», ставились на возвышенных местах в память героев-предков.
|
|
|
Фрагментация и упадок Киевской Руси
Разделение земли
Хотя Ярослав, возможно, имел реальные сильные стороны при жизни, он не смог передать свое видение, когда умер. Вместо того, чтобы передать единую сильную нацию надежному наследнику, Ярослав разделил Киевскую Русь между своими сыновьями. Умоляя их ладить, он поставил их лидерами различных частей страны.Однако, назначив своего старшего сына правителем второго по значимости города в регионе, Новгорода, он создал борьбу за власть, в которой Киев столкнулся с Новгородом. Как вы понимаете, это не был рецепт мира.
Разделение веры
Как будто внутреннего давления, связанного с разделением территории, было недостаточно, христианство начало меняться так, что Ярослав не мог надеяться спасти.По ряду причин христианство раскололось между Римско-католической церковью , на Западе и Православной церковью , на Востоке. Это разделение стало особенно ясно в 1054 году, в год смерти Ярослава. Поскольку русы были традиционными союзниками православных византийцев, они встали на их сторону во время этого раскола. Однако это означало, что их не приветствовали в качестве торговых партнеров на Западе из-за того, что их считали ненастоящими христианами.
Cuman Intervention
Обычно это не имело бы большого значения — в конце концов, у русов все еще был легкий доступ к столице Византийской империи Константинополю, а это был один из самых богатых торговых центров в мире.Однако, начиная с 1061 года, новая группа пришла из Средней Азии. Эта тюркская группа, известная как половцев, , хотела поселиться прямо между Русьми и Византийцами. В то время византийцы были сильно ослаблены в борьбе с мусульманами и не могли помочь русу в борьбе с половцами. Поскольку со смертью Ярослава Русь также разделилась на несколько более мелких государств, они не смогли организовать скоординированную оборону. В течение нескольких лет половцы нарушили торговлю между Киевом и Константинополем, в результате чего оба стали слабее.
Краткое содержание урока
Для Киевской Руси трудно представить Ярослава Мудрого умирающим в худшее время. Спустя всего несколько недель после смерти Ярослава христианский мир раскололся на две половины, изолировав Киев от его западных соседей. Вынужденные полагаться исключительно на Константинополь в торговле, фрагментация, которая произошла в результате его смерти, означала, что половцы смогли захватить торговые пути между Киевом и Константинополем, эффективно ослабив оба государства.
13.4: Чтение: Князья Руси
Рюрик и основание Руси
Рюрик был варяжским вождем, основавшим первую в истории России правящую династию, называемую Династией Рюриковичей, в 862 году недалеко от Новгорода. Эта династия продолжила основание Киевской Руси.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Понимать ключевые аспекты прихода к власти Рюрика и установления Киевской Руси.
КЛЮЧЕВЫЕ ВХОДЫ
Ключевые моменты
- Рюрик и его последователи, вероятно, происходили из Скандинавии и были связаны со скандинавскими викингами.
- «Первичная летопись» — один из немногих доступных письменных документов, рассказывающих нам, как Рюрик пришел к власти.
- Местные руководители, скорее всего, пригласили Рюрика навести порядок в Приладожье около 862 года, положив начало могущественному наследию варяжских вождей.
- Столица Киевской Руси переместилась из Новгорода в Киев после того, как преемник Рюрика, Олег, захватил этот южный город.
Ключевые термины
- Первичная летопись : текст, написанный в 12 веке, который подробно описывает историю прихода Рюрика к власти.
- Варяги : норвежские викинги, которые установили торговые пути по всей Евразии и в конечном итоге основали могущественную династию в России.
- Династия Рюриковичей : Основатели Киевской Руси, которые оставались у власти до 1598 года и создали первое воплощение единой России.
Рюриковичей
Рюрик (также пишется Рюрик) был варяжским вождем, который прибыл в Приладожье на территории современной России в 862 году. Он построил поселение Холмгард = недалеко от Новгорода в 860-х годах и основал первую значительную династию в истории России, названную династией Рюриковичей.Рюрик и его наследники также основали важное географическое и политическое образование, известное как Киевская Русь, первое воплощение современной России. Правители Рюрика продолжали править Россией в 16 веке, и мифология, окружающая человека Рюрика, часто упоминается как официальное начало русской истории.
Первая летопись
Личность мифического лидера Рюрика остается неясной и неизвестной. Его первоначальное место рождения, семейная история и титулы окутаны тайной с очень немногими историческими подсказками.Некоторые ученые XIX века пытались идентифицировать его как Рорика из Дорестада (торговый форпост эпохи викингов, расположенный в северной части современной Германии). Однако никаких конкретных доказательств, подтверждающих эту конкретную историю происхождения, не существует.
Страница из Первичной летописи или Повести временных лет: Этот редкий письменный документ был создан в XII веке и дает наиболее многообещающие ключи к разгадке прихода Рюрика в Ладогу.
Споры также продолжаются относительно того, как Рюрик пришел к власти в Новгородской области.Тем не менее, некоторые подсказки доступны в хрониках обыденной истории P . Этот документ также известен как Повесть о былых годах rs и был составлен в Киеве около 1113 года монахом Нестором. Он рассказывает об истории Киевской Руси с 850 по 1110 год с различными обновлениями и правками, внесенными в XII веке учеными монахами. Трудно отделить легенду от фактов, но этот документ дает самые многообещающие подсказки относительно Рюрика. Первичная хроника утверждает, что варяги были группой викингов, скорее всего, из Швеции или северной Германии, которые контролировали торговые пути через север России и связывали воедино различные культуры по всей Евразии.
Памятник, посвященный тысячелетней годовщине прибытия Рюрика в Россию: Эта современная интерпретация Рюрика иллюстрирует его влиятельное место в русской истории и знаниях.
. Различные племенные группы, в том числе чуди, восточные славяне, мерии, весы и кривичи, на северных торговых путях возле Новгорода часто сотрудничали с вождями варяжской Руси. Но в конце 850-х годов они подняли восстание, согласно первичной хронике P .Однако вскоре после этого восстания местные племена близ Новгородской области начали испытывать внутренние беспорядки и конфликты. Эти события побудили местных племенных лидеров пригласить Рюрика и его варяжских лидеров обратно в регион в 862 году, чтобы восстановить мир и порядок. Этот момент в истории известен как Приглашение варягов
и обычно считается отправной точкой официальной русской истории.
Развитие Киевской Руси
По легенде, по призыву местных племенных вождей Рюрик вместе со своими братьями Трувором и Синеусом основал поселение Холмгард в Ладоге.Предполагается, что это поселение будет на месте современного Новгорода. Однако более новые археологические данные свидетельствуют о том, что Новгород не был регулярно заселен до 10-го века, что заставило некоторых предположить, что Холмгард относится к меньшему поселению к юго-востоку от города. Основание Холмгарда ознаменовало новую эру в истории России, и три брата стали известными основателями первой правящей династии Руси.
Киевская Русь в 1015: Расширение и смещение границ Киевской Руси становится очевидным при взгляде на эту карту, которая включает два центра силы в Новгороде и Киеве.
. Рюрик умер в 879 году, и его преемник Олег продолжил экспансию варяжской Руси в 882 году, взяв южный город Киев у хасаров и основав средневековое государство Киевская Русь. С этого момента столица официально переместилась в Киев. После этого перехода власти в Киевской Руси образовались две разные столицы: северная резиденция Новгорода и южная центральная часть Киева. По традиции Киевской Руси, наследник должен был присматривать за северной частью Новгорода, в то время как правящий царь Руси оставался в Киеве.В течение следующих 100 лет местные племена консолидировались и объединились под властью династии Рюриковичей, хотя местные разногласия и культурные различия продолжали играть значительную роль в попытках поддерживать порядок при варяжском правлении.
Владимир I и христианизация
Владимир I правил с 980 по 1015 год и был первым правителем Киевской Руси, официально утвердившим православие в качестве новой религии региона.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Обрисовать переход от языческой культуры к православному христианству при Владимире I
КЛЮЧЕВЫЕ ВХОДЫ
Ключевые моменты
- Владимир I стал правителем Киевской Руси после свержения своего брата Ярополка в 978 году.
- Владимир I заключил союз с Василием II Византийской империей и женился на своей сестре Анне в 988 году.
- После женитьбы Владимир I официально сменил государственную религию на православие и разрушил языческие храмы и иконы.
- Он построил первую каменную церковь в Киеве в 989 году, названную Десятинной церковью.
Ключевые термины
- Константинополь : столица Византийской империи.
- Перун : языческий бог грома, которому многие местные жители и, возможно, Владимир I поклонялись до христианизации.
- Василий II : Византийский император, который призвал Владимира принять христианство и предложил политический брачный союз со своей сестрой Анной.
Владимир I
Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 980 по 1015 год и прославился христианизацией этой территории во время своего правления.До вступления на престол в 980 году он был новгородским князем, в то время как его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления в качестве новгородского князя в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир претендовал на власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.
Ранние мифы христианизации
. Территория исконной Руси состояла из сотен небольших городов и регионов, каждый из которых имел свои верования и религиозные обычаи.Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первое упоминание о любых попытках принести христианство на Русь появляется около 860 года. Византийский патриарх Фотий написал письмо в 867 году, в котором описывается регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 года. По словам Фотия, народ жителей региона проявил энтузиазм по поводу новой религии и утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этот чиновник низкого ранга не смог успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли значительные изменения в религиозных обрядах.
Рассказы об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет официальных записей, подтверждающих заявления византийских патриархов. Любому местному жителю небольших деревень, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перемен со стороны своих соседей.
Владимир I и его приход к власти
Главным игроком в христианизации русского мира традиционно считается Владимир I. Он родился в 958 году, младший из трех сыновей русского царя Святослава.Он вступил в должность новгородского князя около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди своих трех сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и жестоко захватил Русь.
Владимир I: Христианское представление Владимира I, который был первым лидером Руси, официально принесшим христианство в регион.
Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, который правил Норвегией в то время. Вместе они собрали армию с намерением вернуть себе контроль над
Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя государственной измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.
Константинополь и преобразование
Владимир провел следующее десятилетие, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы от вторжений извне.
Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с множеством жен и наложниц и, скорее всего, продолжал продвигать поклонение богу грома Перуну. Однако в «Первичной летописи » (один из немногих письменных документов об этом времени) говорится, что в 987 году Владимир решил послать послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.
Согласно ограниченной документации того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщили, что праздники и присутствие
Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, что убедило Владимира в его будущей религии.
Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому нужен был военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. В любой версии событий Владимир соперничал за руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, как дань уважения своему будущему зятю.
Десятинная церковь 17-го века: Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12-м веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.
Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы.
Крещение Киева
По возвращении в 988 году Владимир крестил своих двенадцать сыновей и многих бояр в знак официального признания новой веры. Он также разослал всем киевлянам, как богатым, так и бедным, послание явиться на Днепр на следующий день. На следующий день явившиеся киевляне крестились в реке во время молитвы православных священников. Это событие стало известно как Крещение Киева.
Памятник Святому Владимиру в Киеве: Эта статуя находится недалеко от места первоначального крещения Киева.
г. Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси как минимум еще столетие. Многие местные жители резко отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и после его смерти в 1015 году части его тела были распределены по всей стране в качестве святых мощей. .
Ярослав Мудрый
Ярослав I, также известный как Ярослав Мудрый, разработал первые правовые кодексы, украсил Киевскую Русь и сформировал крупные политические союзы с Западом во время своего почти 40-летнего правления.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Обозначьте основные элементы правления Ярослава Мудрого и его культурное влияние
КЛЮЧЕВЫЕ ВХОДЫ
Ключевые моменты
- Ярослав I пришел к власти после кровопролитной гражданской войны между братьями.
- г. Он захватил Киевский престол из-за преданности его делу новгородских и варяжских войск.
- Великий князь Ярослав был первым киевским правителем, кодифицировавшим юридические обычаи в «Правде Ярославы».
- Он укрепил границы и поощрял политические союзы с другими крупными европейскими державами во время своего правления.
Ключевые термины
- первородство : политика, согласно которой старший сын становится наследником престола после смерти отца.
- Новгородская Республика : северный оплот Киевской Руси, где Ярослав рано получил поддержку своего дела.
Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый был великим князем Киевским с 1016 года до своей смерти в 1954 году.Он также был наместником Новгорода с 1010 по 1015 год до смерти своего отца Владимира Великого. Во время своего правления он был известен распространением христианства среди людей Руси, основанием первых монастырей в стране, поощрением иностранных союзов и переводом греческих текстов на церковнославянский язык. Он также создал некоторые из первых юридических кодексов Киевской Руси. Эти достижения во время его длительного правления дали ему титул Ярослава Мудрого в ранних летописях его жизни, и его наследие сохраняется как в политической, так и в религиозной истории России.
Молодежь и восхождение к власти
Ярослав был сыном варяжского великого князя Владимира Великого и, скорее всего, его вторым сыном от Рогнеды Полоцкого. Его молодость остается
окутанной тайной. Свидетельства из Первичной летописи и исследования его скелета позволяют предположить, что он один из младших сыновей Владимира и, возможно, сын от другой матери. Скорее всего, он родился около 978 года.
Реконструкция лица Ярослава I Михаилом Герасимовым
Он был поставлен наместником Новгорода в 1010 году, как и положено старшему наследнику престола.В это же время Владимир Великий пожаловал Киевский престол своему младшему сыну Борису. Отношения в этой семье были натянутыми. Ярослав отказался платить новгородскую дань Киеву в 1014 году, и только смерть Владимира в 1015 году предотвратила жестокую войну между этими двумя областями. Однако следующие несколько лет прошли в ожесточенной гражданской войне между братьями. Ярсолав боролся за место в Киеве против своего брата Святополка I, которого поддерживал князь Болеслав I Хробровский. В последовавшие годы кровавой бойни трое его братьев (Борис, Глеб и Святослав) были убиты.Ярослав выиграл первое сражение под Киевом против Святополка в 1016 году, и Святополк был вынужден бежать в Польшу.
После этого знаменательного триумфа началось восхождение Ярослава к величию, и он даровал свободы и привилегии Новгородской республике, которая в
г. помогла ему занять Киевский престол. Эти первые шаги также, скорее всего, привели к появлению первого правового кодекса Киевской Руси при Ярославе. Он был записан как Ярослав Мудрый в пересказах этих событий из-за его беспристрастного отношения к войнам, но весьма вероятно, что он был причастен к убийству своих братьев и другим ужасным военным действиям.
Мудрое царствование
Гражданская война не окончилась полностью в 1016 году. Святополк вернулся в 1018 году и отвоевал Киев. Однако варяжские и новгородские войска отбили
столицу, и Святополк бежал на Запад, чтобы никогда не вернуться. Другой братский конфликт возник в 1024 году, когда другой брат Ярослава, Мстислав Черниговский, попытался захватить Киев. После этого конфликта братья разделили владения Киевской Руси, и Мстислав стал править регионом слева от Днепра.
Ярослав Мудрый сыграл важную роль в защите границ и расширении владений Киевской Руси. Он защищал южные границы от кочевых племен, таких как печенеги, построив линию военных фортов. Он также успешно претендовал на Херсонес в Крыму и пришел к мирному соглашению с Византийской империей после многих лет конфликта и разногласий по поводу земельных владений.
Софийский собор в Киеве: Этот знаковый собор пришел в упадок и был почти разрушен в советское время, но был спасен и восстановлен в своей былой славе.
Ярослав Мудрый заслужил свою продуманную репутацию благодаря многолетнему пребыванию у власти. Он был правителем, любившим литературу, религию и письменность. Среди его многочисленных достижений:
- Строительство Софийского собора и первых монастырей в России, названных Святым Георгием и Ириной.
- Основание библиотеки и школы при Софийском соборе и содействие переводу греческих текстов на церковнославянский язык.
- Разработка более устоявшейся иерархии в Русской Православной Церкви, включая статут, определяющий права духовенства и учреждение Собора епископов.
- Украшение Киева элементами дизайна Византийской Империи, включая Золотые ворота Киева.
- Составление первой книги законов Киевской Руси, названной «Правда Ярослава». Этот первый сборник установил четкие законы, отражающие феодальный ландшафт 11 века.Этот первоначальный правовой кодекс будет жить и преобразован в Русскую правду в XII веке.
- Установление первородства, что означало, что его старший сын унаследует его как Великий князь над Новгородом и Киевом, надеясь, что будущий конфликт между его детьми будет предотвращен.
Золотые ворота Киева в 2016 году: Этот важный памятник был одним из величайших архитектурных достижений, созданных при Ярославе Мудром, и теперь на переднем плане находится памятник правителю.
Семья и смерть
Ярослав женился на Ингегерд Олофсдоттер, дочери шведского короля, в 1019 году. У него было много сыновей, и он поощрял их оставаться в хороших отношениях,
после всех лет войны и кровопролития с его собственными братьями. Он также женил трех своих дочерей на европейской королевской семье. Елизавета, Анна и Анастасия вышли замуж за Харальда III из Норвегии, Генриха I из Франции и Андрея I. Эти браки создавали мощные союзы с европейскими государствами.
Дочери Ярослава Мудрого: На этой фреске XI века в Софийском соборе изображены четыре дочери Ярослава, вероятно, Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.
Великий князь Ярослав I скончался в 1054 году и был похоронен в Софийском соборе. Его культурная экспансия и военная мощь, а также объединение Киевской Руси оказали сильное влияние на русскую историю. Многие города и памятники остаются посвященными этому лидеру.
Монгольская угроза
Монгольская империя расширила свои владения в 13 веке и установила свою власть над большинством крупных княжеств Киевской Руси после жестоких военных вторжений в течение многих лет.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Опишите нападения монголов на Русское княжество
КЛЮЧЕВЫЕ ВХОДЫ
Ключевые моменты
- Основные княжества Киевской Руси становились все более раздробленными и независимыми после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году.
- Первая попытка монголов захватить киевские земли произошла в 1223 году в битве на реке Калке.
- Монгольские войска начали тяжелый военный поход на Киевскую Русь в 1237 году под властью хана Батыя.
- Киев был разграблен и взят в 1240 году, что положило начало длительной эпохе монгольского владычества в этом регионе.
Ключевые термины
- Татарское иго : Название, данное годам монгольского владычества в Киевской Руси, означало высокие налоги и возможность местных вторжений в любое время.
- Золотая Орда : Западная часть Монгольской империи, которая включала Киевскую Русь и части Восточной Европы.
- Сарай : Новая столица Монгольской империи в южной части Киевской Руси.
Вторжение монголов
Монгольское нашествие на княжества Киевской Руси началось в 1223 году в битве на реке Калке. Однако после этой кровавой встречи монгольские армии в конечном итоге сосредоточили свою военную мощь на других регионах и вернулись только в 1237 году.В течение следующих трех лет монгольские войска захватили главные княжеские города Киевской Руси и, наконец, вынудили большинство княжеств подчиниться иностранному правлению и налогообложению. Русь стала частью так называемой Золотой Орды, западной части Монгольской империи, расположенной в восточно-славянском регионе. Некоторые из новых налогов и правовых норм действовали до 1480 года и оказали длительное влияние на форму и характер современной России.
Киевская Русь фрагментированная
После окончания объединительного правления Ярослава Мудрого Киевская Русь стала раздробленной, и власть сосредоточилась на более мелких государствах.Смерть великого правителя в 1054 году вызвала серьезную борьбу за власть между его сыновьями и князьями в отдаленных провинциях. К XII веку, после многих лет борьбы между князьями, власть сосредоточилась вокруг небольших княжеств. Эта неурегулированная тенденция оставила Киевскую Русь гораздо более раздробленной. Власть переходила к старейшим из представителей местной правящей династии, и города сами отвечали за оборону. Византийская империя также столкнулась с серьезными потрясениями, что означало ослабление центрального союзника России и торгового партнера, что, в свою очередь, ослабило силу и богатство Киевской Руси.
Княжества Киевской Руси в период ее расцвета, 1054-1132: Княжеские области были относительно объединены в XII веке, но постепенно разделялись и становились все более локализованными по мере продолжения борьбы за регионы и власти среди знати.
Вторжение монголов
И без того хрупкие союзы между меньшими княжествами Руси столкнулись с дальнейшим напряжением, когда кочевые захватчики, монголы, прибыли на сцену в эту раздробленную эпоху.Эти захватчики возникли в степях Центральной Азии и были объединены под предводительством печально известного воина и вождя Чингисхана
-хана. Монголы начали расширять свою власть по континенту. Сражение на реке Калке в 1223 году положило начало первой попытке монгольских войск захватить Киевскую Русь. Это было кровопролитное сражение, которое закончилось казнью Мстислава Киевского, казненного киевскими войсками сильно ослабевшими. Монголы превосходили в своей военной тактике и значительно растянули силы русов, однако после казни киевского князя войска вернулись в Азию, чтобы воссоединиться с Чингисханом.Однако угроза монголов была далека от завершения, и они вернулись в 1237 году.
Разграбление Суздаля в 1238 году Батыем-ханом: Это изображение монгольского нашествия 16-го века подчеркивает кровопролитие и военную мощь захватчиков.
В течение 1237 и 1238 годов монгольский вождь Батый-хан повел свои 35 000 конных лучников, чтобы сжечь Москву и Коломну. Затем он разделил свою армию на более мелкие отряды, которые взялись за княжеские государства по одному.Только Новгород и Псков избежали серьезных разрушений за это время. Беженцы из южных княжеств, где разрушения были повсеместными и разрушительными, были вынуждены бежать в суровые северные леса, где не хватало хорошей почвы и ресурсов. Окончательная победа хана Батыя пришла в декабре 1240 года, когда он штурмовал великую столицу Киев и одержал победу.
Татарское владычество и Золотая Орда
Монголы, также известные как татары, построили свою новую столицу Сарай на юге вдоль реки Волги.Все основные княжества, такие как Новгород, Смоленск и Псков, подчинялись монгольскому владычеству. Эпоху этого экономического и культурного правления часто называют татарским игом, но на протяжении 200 лет это было относительно мирное правление. Татары пошли по стопам Чингисхана и воздержались от заселения всего региона или принуждения местного населения к принятию определенных религиозных или культурных традиций. Однако русские княжества регулярно платили дань и налоги монгольским правителям под эгидой Золотой Орды (западная часть Монгольской империи).Около 1259 года эта дань была организована в виде переписи, которая проводилась местными жителями русскими князьями на регулярной основе, собиралась и отправлялась в столицу Сарай для монгольских лидеров.
Карта Монгольской империи в процессе ее расширения: На этой иллюстрации показано быстрое расширение Монгольской империи по мере ее продвижения на запад в то, что стало известно как Золотая Орда.
Последствия монгольского правления
Несмотря на то, что установившееся татарское правление было относительно мирным, высокие налоги и разрушения, вызванные годами вторжения, оставили многие крупные города в аварийном состоянии на десятилетия.На восстановление Киева и Пскова ушли годы. Однако Новгород продолжал процветать, и относительно новые городские центры Москва и Тверь начали процветать. Еще одним недостатком татарского присутствия была постоянная угроза вторжения и разрушения, которая время от времени происходила во время их присутствия. Каждое новое военное вторжение означало тяжелые потери для местного населения и годы восстановления.
В культурном отношении монгольское правление привело к серьезным изменениям в течение первого столетия их присутствия.Разветвленная система почтовых дорог, военная организация и могущественные династии были созданы татарскими союзами. Смертная казнь и пытки также получили более широкое распространение в годы татарского владычества. Некоторые дворяне также изменили свои имена и перешли на татарский язык, что привело к изменению эстетических, языковых и культурных связей в жизни России. Многие ученые также отмечают, что монгольское правление было основной причиной разделения восточнославянских народов на Руси на три различных современных народа: Россию, Украину и Беларусь.
Иван I и восстание Москвы
Небольшой торговый форпост Москвы на севере Руси превратился в богатый культурный центр в XIV веке под руководством Ивана I.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Обозначьте ключевые моменты, которые помогли Москве стать такой могущественной и как Иван I одержал эти важные победы.
КЛЮЧЕВЫЕ ВХОДЫ
Ключевые моменты
- Москва считалась небольшим торговым форпостом Владимиро-Суздальского княжества до 13 века.
- Борьба за власть и постоянные набеги на территорию Золотой Орды Монгольской империи вызвали финансовую и культурную борьбу с некогда могущественными городами, такими как Киев.
- Иван I использовал относительное спокойствие и безопасность северного города Москвы, чтобы побудить большее население и богатство переехать туда.
- Союзы между лидерами Золотой Орды и Иваном I спасли Москву от множества набегов и разрушений других центров, таких как Тверь.
Ключевые термины
- Тверь : город-соперник Москвы, который со временем потерял благосклонность Золотой Орды.
- Великий князь Владимирский : титул правителя этой северной провинции, где находилась Москва.
Возвышение Москвы
г. Москва была лишь небольшим торговым форпостом во Владимиро-Суздальском княжестве в Киевской Руси до нашествия монгольских войск в 13 веке. Однако из-за нестабильной обстановки в Золотой Орде и ловкого руководства Ивана I в критический период XIII века Москва стала убежищем процветания во время его правления.Он также стал новым центром власти Русской православной церкви.
Иван I
Иван I (также известный как Иван Калита) родился около 1288 года в семье московского князя Даниила Александровича. Он родился во время разрухи и потрясений на Руси. Киев был захвачен вторгшимися монгольскими войсками в 1240 году, а к тому времени, когда родился Иван, большинство княжеств Руси были поглощены Золотой Ордой Монгольской империи. Он взошел на престол московского князя после смерти своего отца, а затем смерти своего старшего брата Юрия.
Иван I: Он родился около 1288 года и умер либо в 1340, либо в 1341 году, все еще сохраняя титул великого князя Владимира.
Иван I вступил в роль, которую уже расширили его предшественники. И его старший брат, и его отец захватили близлежащие земли, в том числе Коломну и Можайск. Юрий также заключил успешный союз с монгольским вождем Узбек-ханом и женился на его сестре, обеспечив большую власть и преимущества в иерархии Золотой Орды.
Иван I продолжил семейную традицию и обратился к руководству Золотой Орды с просьбой занять место великого князя Владимира. Его трое других соперников, все тверские князья, ранее получали этот титул. Однако впоследствии все они были лишены титула, и все трое начинающих принцев также в конечном итоге были убиты. Иван I, с другой стороны, получил титул от хана Мухаммада Озбега в 1328 году. Этот новый титул, который он сохранял до своей смерти около 1340 года, означал, что он мог собирать налоги с русских земель в качестве правящего князя и позиционировать свой крошечный город как крупный игрок Владимирской области.
Подъем на Москву
В это время потрясений крошечный форпост в Москве имел множество преимуществ, которые изменили положение этого города и создали его для будущего процветания при Иване I. Три основных фактора помогли Ивану I перенести власть в этот район:
- Он был расположен между другими крупными княжествами на востоке и западе, поэтому часто был защищен от более разрушительных вторжений.
- Эта относительная безопасность, по сравнению, например, с Твери и Рязанью, начала привлекать налогоплательщиков, которые хотели иметь безопасное место, чтобы построить дом и зарабатывать себе на жизнь.
- Наконец, Москва была идеально расположена на торговом пути от Новгорода до Волги, что с самого начала давало ей экономическое преимущество.
Иван I также стимулировал рост Москвы, активно набирая людей для переезда в регион. Вдобавок он купил свободу людям, попавшим в плен во время обширных набегов монголов. Эти рекруты еще больше укрепили население Москвы. Наконец, он сосредоточил свое внимание на установлении мира и разгоне воров и совершающих набеги групп в регионе, создав безопасный и спокойный образный остров в шторме неурегулированных политических и военных потрясений.
Киевская Русь 1220-1240: Эта карта иллюстрирует динамику власти, действовавшую в 13 веке незадолго до рождения Ивана I. Сарай, столица Золотой Орды, находилась на юго-востоке, в то время как Москва (не видна на этой карте) была спрятана в северных лесах Владимиро-Суздаля.
Иван I знал, что мир в его крае зависит от сохранения союза с Золотой Ордой, что он делал добросовестно. Рост благосостояния Москвы в эту эпоху также позволил ему ссужать деньги соседним княжествам.Затем эти регионы оказались в долгу перед Москвой, что укрепило ее политическое и финансовое положение.
Кроме того, несколько соседних городов и деревень были включены в состав Москвы в 1320–1330-х годах, в том числе Углич, Белозеро и Галич. Эти сдвиги постепенно превратили крошечный торговый форпост в шумный центр города в северных лесах того места, где когда-то была Киевская Русь.
Русская Православная Церковь и Центр Москвы
Иван I вложил часть нового богатства Москвы в строительство великолепного центра города и создание культовой религиозной среды.Он построил каменные церкви в центре Москвы на свое недавно обретенное состояние. Иван I также соблазнил одного из важнейших религиозных деятелей Руси, православного митрополита Петра, в город Москву. До правления Золотой Орды первоначальная Русская Православная Церковь находилась в Киеве. После долгих лет разрухи митрополит Петр перенес власть в Москву, где процветал новый культурный ренессанс. Эта идеально своевременная трансформация Москвы совпала с десятилетиями опустошения Киева, фактически снова передав власть северу.
Петр Московский и сцены из его жизни, изображенные на иконе XV века: Этот религиозный лидер помог принести культурную мощь в Москву, перенеся туда резиденцию Русской православной церкви во время правления Ивана I.
Одним из самых значительных достижений Ивана I было обращение к хану, живущему в Сарае, с просьбой назначить его сына, который станет Симеоном Гордым, наследником титула великого князя Владимира. Это соглашение представляло собой линию преемственности, которая означала, что правящий глава Москвы почти всегда будет обладать властью над Владимирским княжеством, гарантируя, что Москва будет занимать влиятельное положение на десятилетия вперед.
В.В. Вахненко
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЕЖЬ И СПОРТ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
« ODESA ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ »
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (часть 2)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РУКОВОДСТВО
г. курс лекций на английском языке
для Студенты и аспиранты юридических факультетов
из Национальный университет «Одесская юридическая академия»
Одесса
2012
ПЛАН ТЕМЫ
№ | Тема | Лекции (часы) | Семинары (часы) | Дом работа (часы) |
1. | В государство и право Киевской Руси г. | 4 | 2 | 2 |
2. | Период феодальной раздробленности Киевской Руси г. | 2 | 2 | 2 |
3. | государство и право России в период централизации (XIV-XVI вв. веков) | 2 | 2 | 2 |
4. | государство и право в России государство в период становления абсолютизм (XVII — начало XX вв.) | 2 | 2 | 2 |
5. | Реформы, реакция и революция (1855–1917) | 4 | 2 | 2 |
Курс лекций
« ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН » (ЧАСТЬ 2)
Лекция 1. Государство и право Киевской Руси (4 часа)
1.Становление Киевской Руси. Нормандская теория становления государственности восточных славян. Финансово-административная реформа княгини Ольги.
В истоки первого русского государства, которое историки называют Киевским Русь, непонятны и давно стали предметом исторической дебаты. Проблема, по крайней мере для патриотически настроенных россиян, состоит в том, что основателями этого государства, вероятно, были иностранцы: воины-купцы из Скандинавии известны как варяги. Термин «Русь» скорее всего это отсылка к варягам, но тоже возможно что это относится к некоторым восточным славянам, которые жили в область за несколько веков до прихода варягов.
По в IX веке восточные славяне прочно обосновались на восточных Европейская часть Евразийской равнины. В основном это были фермеры и скотоводов, но они также основали около 300 города и занимались торговлей и самыми разными ремеслами. Их слабые очевидно, что это была политическая организация, по крайней мере, согласно русские, написавшие «Первичную русскую летопись», документ датируется XII веком, что является самым ранним известным источником на Русская история. В «Первой летописи» записано, что из-за непрекращающейся борьбы между восточнославянскими племенами, они обратились к Варягов со следующим приглашением: «Земля наша велика и богатый, но нет порядка в этом.Приходите править и царствовать над нами ». Согласно норманнской теории происхождения Киевской Руси создателями стетизма Киевской Руси были норманны. Теория Первыми их сторонниками были немецкие историки России XVIII века — Г. Байер, Герхард Фридрих Мюллер и А. Шлёцер.
В первый «антинорманистский» ответ был сформулирован Русский ученый XVIII века М. Ломоносов. Антинорманистские взгляды были выраженный в 19 веке декабристами и славянофилы, и ряд профессиональных историков (например, Дж.Эверс) положил теории о балтийско-славянском, литовском и готском происхождении Руси и его имя.
В Причины, по которым эта нормандская теория спорна, нетрудно различать. Это говорит о том, что непокорные славяне не могли управлять сами и пригласили скандинавов прийти и править ими. Наиболее историки не принимают это представление за чистую монету и утверждают, что скандинавы вторглись в славянские земли не из-за приглашение, но потому что им были нужны ресурсы (например, меха и драгоценные металлы) и стремились получить контроль над торговыми путями, ведущими на юг. в Константинополь и Ближний Восток через реки, такие как Днепр (которая впадала в Черное море) и Волга (впадала в Каспийское море).Отмечая, что Русская Первичная летопись была составлено спустя столетия после этих событий, некоторые полагают, что это могло быть основан на более ранних корыстных скандинавских легендах и полон противоречия и неточности, и поэтому склонны отклонять это история все вместе. Например, при подтверждении присутствия многие скандинавы в Киеве и его окрестностях в IX веке, Михайло Грушевский, самый известный историк Украины, утверждал, что «ранние история Украины остается неясной, «укоренившейся» в легендах и скудные описания иностранцев.»Показательным источником аргументов является происхождение термина рус. Грушевский утверждает, что это выводит от местных славян, живущих вокруг Киева, тогда как другие отмечают что это, вероятно, происходит от западно-финского слова, обозначающего шведов, Ruotsi. Но даже если первые правители Киевской Руси не были славянами, нет никаких сомнений в том, что, как отмечает Хроника, они стали Славяне (например, обратите внимание, как они приобретают славянские имена).
Будь то эта просьба когда-либо была спорна, и с такой же вероятностью что этот эпизод попал в Первую хронику, чтобы узаконить княжескую династию, утвердившуюся среди Восточные славяне в то время.
В во всяком случае оказалось, что в 862 г. группа варягов во главе с князем по имени Рюрик захватила власть в Новгород, торговый город на северо-западе у Балтийского моря. Двадцать лет спустя преемник Рюрика, Олег (ум. 913), завоевал большую расположен в центре города Киев, который затем стал столицей Киевская Русь. Олег подвел под свою власть и другие восточнославянские племена. контроль, и Киев стал центром рыхлой федерации укрепленные города-государства, управляемые князьями, простирались, поэтому сказал: «от варягов до греков», то есть от Балтика до Черного моря.Затем Олег использовал свою военную доблесть для победы. выгодный торговый договор с Византийской империей. От службы 911 г. Договор Олега позволил купцам Киевской Руси заниматься бизнесом. в Константинополе, византийской столице на берегу Черного моря и далеко самый большой и богатый город Европы.
Вдоль являясь важнейшим конечным пунктом для продуктов Киева Русь, Византийская империя оказали самое сильное культурное влияние на своего северного соседа. В 944 г. Преемник Олега Игорь (г.913-945), снова после военной кампании заключил еще один торговый договор с византийцами. Его жена Ольга (регент, 945–962), еще больше укрепил государственность Киевской Руси. Провела финансово-административную реформу. Ольга поменяла систему сбора дани ( поле ). С 945 по 947 год, после разгрома деревлян, Ольга основала административные центры по налогообложению, что устранило необходимость в сбор дани. Эти центры получили название погостов, .
« Она обложили их тяжелой данью, две части которой пошли в Киев, и третий — Ольге в Вышгороде; Ведь Вышгород был городом Ольги. Она затем прошел через землю Дерева, в сопровождении ее сына и ее свита, устанавливающая законы и дань. Ее торговые посты и сохранились охотничьи заказники. Затем она вернулась с сыном в Киев, ее город, в котором она пробыла один год. [947] Ольга пошла в Новгород, а вдоль Мсты она установила торговые посты и собрал дань.Она также собирала подати и подати вдоль Луга. Ее охотничьи угодья, пограничные заставы и торговые посты все еще есть по всей области, а ее сани стоят в Пскове. и по сей день. Ее охотничьи угодья сохранились до сих пор на Днепре и Десна, а ее деревня Ольжичи существует и сейчас »[1, 131]
В течение свое регентство она значительно расширила земельные владения Киевский великий княжеский дом.
.