Казаки звания и знаки различия: Казачьи звания, чины и погоны, повседневные и походные знаки отличия

Содержание

Казачьи чины и звания / Пензенский отдел Волжского ВВКО

Нижние чины:

Казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник.

Младшие чины:

Младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр.

Старшие чины:

Подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул.

Главные чины:

Есаул, войсковой старшина, полковник.

Высший чин:

Казачий генерал.

Для присвоения очередного чина устанавливаются следующие сроки выслуги:

  • От казака до младшего урядника — 6 месяцев.
  • От младшего урядника до урядника — 6 месяцев.
  • От урядника до старшего урядника — 6 месяцев.
  • От старшего урядника до младшего вахмистра — 6 месяцев.
  • От младшего вахмистра до вахмистра — 6 месяцев.
  • От вахмистра до старшего вахмистра — 3 года.
  • От подхорунжего до хорунжего — 1 год 6 месяцев
  • От хорунжего до сотника — 2 года.
  • От сотника до подъесаула — 2 года.
  • От подъесаула до есаула — 3 года.
  • От есаула до войскового старшины — 3 года.
  • От войскового старшины до казачьего полковника 4 года.

Чины соответствуют следующим должностям в казачьем обществе:

  • Атаман хуторского казачьего общества — до сотника (включительно)
  • Атаман станичного (городского) казачьего общества — до есаула (включительно)
  • Атаман окружного (отдельского) казачьего общества — до казачьего полковника
  • Атаман войскового казачьего общества до — казачьего генерала.

Заместителям указанных атаманов предельный чин присваивается на одну ступень ниже чина атамана соответствующего казачьего общества.

Высший представительный орган (Круг) определяет и утверждает структуру чинов, соответствующих другим должностям в казачьем обществе, согласно настоящему пункту и рекомендациям Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации.

Очередной чин присваивается члену казачьего общества в день истечения его службы в предыдущем чине если он занимает должность, для которой в установленном порядке предусмотрен чин, равный предыдущему чину члена казачьего общества или более высокий.

Очередной чин может быть присвоен досрочно, за особые личные заслуги но не выше предусмотренного в установленном порядке для занимаемой должности.

Лица, исключенные из казачьего общества согласно его Уставу, не в праве использовать соответствующие знаки различия по чинам и носить форму одежды, если иное решение не принято лицом, присвоившим данный чин.

Незаконное присвоение и использование чинов, а также ношение соответствующих им знаков различия и формы одежды влекут за собой ответственность в установленном порядке.

К вопросу о казачьих чинах и символике

Полковник Геннадий Тымкив, Начальник административно-строевой службы Союза казаков Украины «Войско Запорожское»

К вопросу о казачьих чинах и символике

Иногда возникают дискуссии с иными «знатоками от казачества» по вопросу казачьих чинов и символика (кокарды, звезды на погонах, пуговицы) «истинных» казаков. Темой дискуссии становятся принятые в Союзе казаков Украины «Войско Запорожское» некоторые чины: значковой, вистун и чотарь, изображение казака с мушкетом на кокарде и пуговицах, восьмиконечные звезды на погонах.

Давайте вместе разберемся, какие чины современные казаки могут иметь, и какую символику должны носить.

«Истинно казачьими» наши оппоненты считают чины, принятые в казачьих обществах Российской Федерации, а именно: казак, приказный, урядник, вахмистр, подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина, полковник, генерал.

Рассмотрим каждый из них.

Казак — чин, имеющийся во всех без исключения казачьих организациях и дискуссий не вызывает.

Приказный – мелкий чиновник, канцелярский служитель (устар. пренебр.), служащий управлений Московского государства XV-XVIII вв., Приказов (совр. Министерств). Чин утвержден в 1828 году при императоре Николае I с введением в казачьих войсках единой системы всех воинских званий (чинов).

Урядник (польск.urzednicy) должностное лицо (чиновник) в органах государственной власти (урядах) Королевства Польского и Великого княжества Литовского Чин утвержден в 1828 году при императоре Николае I с введением в казачьих войсках единой системы всех воинских званий (чинов).

В Российской империи в 1878-1917 гг. наряду с казаками данный чин имели также нижние чины уездной полиции, предназначенные в помощь становым приставам «для исполнения полицейских обязанностей пристава.

Историческая справка:

Первое письменное упоминание об Ахтырке относится к 1641 году. Ее строительство происходит под руководством урядника Речи Посполитой Кульчевского. Первым урядником Ахтырки был Якубовский.

Первый Русский Воинский Устав 1647 года определил первую законодательно закрепленную систему воинских чинов. Впервые в ней военнослужащие были разделены на категории: рядовые и урядники (нижнего ранга – капрал; среднего ранга – прапорщик, поручик, капитан (ротмистр), высокого ранга – полковой сторожеставец (майор), подполковник (большой полковой поручик) и полковник)

В марте 1697 г. из Москвы в Европу отправилось Великое посольство, в котором под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился молодой царь.

Вахмистр (также вахтмистр, нем. Wachtmeister) — воинское звание унтер-офицерского состава кавалерии и артиллерии в армиях некоторых европейских стран, а также в русской армии (кавалерия, казачьи войска, а также Отдельный корпус жандармов) до 1917 года.

Это звание, также, являлось специальным званием полиции в немецких государствах и примерно соответствовало в разные периоды армейскому унтер-вахмистру или унтер-офицеру (в некоторых землях ФРГ в настоящее время низшее полицейское звание, присваиваемое после окончания курса первоначальной подготовки).

В Вермахте фашистской Германии вахмистрами именовались фельдфебели в кавалерии и артиллерии. Унтер-фельдфебели в этих родах войск соответственно именовались унтер-вахмистрами, обер-фельдфебели обервахмистрами, а штабс-фельдфебели штабс-вахмистрами.

Подхорунжий (польск. podchorazy) — воинское звание в армиях некоторых стран восточной Европы, по статусу ниже хорунжего, и, в отличие от него, не является офицерским. Звание подхорунжий в казачьих войсках русской армии соответствовало званию армейского подпрапорщика. В 1880 -1903 гг. его также присваивали окончившим юнкерские казачьи училища (до получения офицерского чина). В 1826-1917 это самое старшее казачье унтер-офицерское звание. Аналогичным было назначение этого звания и в Польше с XVIII века.

Хорунжий (польск. chorazy), также (редко) хоружий — войсковая должность во многих странах восточной Европы, происходящая от польского слова choragiew «хоругвь», «знамя». Первоначально слово «хорунжий», собственно, и означало «знаменосец». С XIV века в Польше и соседних с ней государствах «хорунжим полка» назывался офицер, руководивший ополчением одного повета, которое называлось хоругвью (ополчение каждого повета было отдельной боевой единицей и поэтому имело своё знамя хоругвь). Хорунжий в Речи Посполитой подчинялся каштеляну, в его функции входила организация ополчения (посполитого рушения). Это был один из высших постов в земском правлении Речи Посполитой (следующий после сенатора, подкомория и городового старосты).

До 2004 года в Войске Польском оставался особый класс офицеров (между старшими подофицерами (унтер-офицерами) и младшими офицерами), называемый хорунжими.

В настоящее время, в связи с переходом польской армии на стандарты НАТО объединён с классом унтер-офицеров (сами звания старшего хорунжего, хорунжего и младшего хорунжего сохранены).

Сотник – сотенный голова командир подразделения («сотни») в русском войске с IX века до начала XVIII века. В казачьих войсках с 1798 по 1884 год — обер-офицерский чин XII класса, с 1884-го — X класса в Табели о рангах, соответствовавший чину поручика, мичмана, коллежского секретаря. Кроме того, сотник начальник административно-территориальной и военной диницы (сотни) на Украине в XVI—XVIII веках.

Подъесаул – чин, введенный в русской армии в 1884 году. Подъесаулы являлись помощниками или заместителями есаулов и в их отсутствие командовали сотнями.

Есаул — термину приписывается тюркское или даже монгольское происхождение, которое, возможно, связано с названиями «яса» (грамота, закон в Монгольской империи) и «ясак» (сбор дани согласно закону). Этим титулом иногда в летописях называется cын Чингизхана Чагатай (Джагатай): «еке ясаул» то есть «второй ясаул». Изначально наименование помощника военачальника, его заместителя.

Должность есаула для казаков впервые введена в 1576 г. в Войске Запорожском королем Речи Посполитой Стефаном Баторием. Позднее эта должность перекочевала в Донское и другие казачьи войска России.

Войсковой старшина — название чина произошло от старинного названия исполнительного органа власти у казаков. Во второй половине XVIII века это название в видоизмененной форме распространилось на лиц, командовавших отдельными отраслями управления казачьего войска. С 1754 г. в Российской армии звание войскового старшины приравнивалось к майору, а с упразднением этого звания в 1884 году к подполковнику.

Полковник (от слова полк возглавляющий полк, сродни тысячник) — должность, чин, воинское звание офицерского или командного (начальствующего) состава в вооружённых силах и других «силовых» ведомствах большинства стран мира.

Воеводы иногда именовались полковниками, от составных частей (полков) войска.

На Руси чин полковника впервые был введен в XVI веке Иваном Грозным. Это звание получали опытные военачальники, как правило, знатного сословия. Воинское звание (чин) полковника было установлено в России в 30-х годах XVII века для командиров полков «нового строя». После преобразования стрелецких приказов в 1681 году в полки командиры последних также стали именоваться полковниками (вместо чина «голова приказа»). Полковниками назывались также командиры полков в Украинском реестровом казачьем войске и Запорожской Сечи.

Генерал – у исторических казаков не было.

Историческая справка:

с 22 сентября 1796 г. в казачьих частях наименования чинов устанавливаются одинаковые с чинами армейской кавалерии и приравниваются к ним, хотя казачьи части числятся как иррегулярная кавалерия (не входящая в состав армии). До 1828 г. звания в казачьих частях были такими: рядовой, младший унтер-офицер, подпрапорщик, эстандарт-юнкер, вахмистр, корнет, поручик, штаб-ротмистр, ротмистр, майор, подполковник, полковник. В связи с тем, что казачьи части считались иррегулярными, звание генерал в казачьих частях не присваивалось;

с 1828 года армейским казакам даются чины, отличные от армейской кавалерии (в лейб-гвардии Казачьем и лейб-гвардии Атаманском полках звания остаются такими же, как у всей гвардейской кавалерии). Сами казачьи части переводятся из разряда иррегулярной конницы в состав армии, но полковник остается высшим званием.

в 1891 году в лейб-гвардии Казачьем и лейб-гвардии Атаманском полку устанавливаются казачьи звания (до этого времени в этих полках звания были общекавалерийские).

Что касаемо званий значковой, вистун и чотарь, то они появились в годы Гражданской войны 1918-1920 г.г.

Значковой — воинское звание в Вооруженных силах Украинской державы гетмана П.Скоропадского. Введено 26.06.1918 г. Соответствовало званию поручик (сотник) Русской императорской армии.

Вистун (укр.), вестовой (рус.) – должность в древнейших Войске Запорожском и Войске Донском. Назначались наиболее подготовленные и сообразительные казаки для особых поручений при атаманах всех уровней. Как воинское звание введено в армии Западно-Украинской Народной Республики 22.04.1919 г. Соответствовало званию младший унтер-офицер (младший урядник) Русской императорской армии (РИА).

Чотарь (от чота – взвод) – в армии УНР (Центральной Рады) звание соответствовало старшему унтер-офицеру (старшему уряднику) РИА; в Вооруженных Силах УНР (Директории) введено 9.04.1919 г. и соответствовало званию поручик (сотник) РИА; в армии ЗУНР соответствовало званию подпоручик (хорунжий) Русской императорской армии.

Проанализировав вышеизложенное, приходим к выводу, что истинно казачьими чинами можно признать чины казак и войсковой старшина. Все остальные чины происхождения либо немецкого, польского, монгольского, либо от чиновничьего сословия государства Московского. Поэтому, такие казачьи чины, как значковой, вистун и чотарь, использовавшиеся в Вооруженных силах УНР, ЗУНР и Украинской Державы гетмана П. Скоропадского, также имеют право быть.

Кстати говоря, в Украинской Державе гетмана П.Скоропадского 16 октября 1918 года законодательно восстановили казачество на Украине как сословие. Закон формально не отменен до настоящего времени.

К дискуссионным элементам казачьей символики также относятся кокарды, форма звезд на погонах, изображения на пуговицах.

Кокарда (фр. cocarde) — отличительный знак установленного образца, металлический или матерчатый, носимый в армии и флоте на головных уборах. Кокарда является национальной эмблемой или знаком государственной принадлежности, в которой должны отражаться цвета государственного (национального) флага или государственного герба.

В Российской Федерации за последние 20 лет казачья кокарда менялась несколько раз. Например, Указ Президента РФ от 24 апреля 1998 г. № 447, устанавливающий для казачьих генералов, офицеров и нижних чинов кокарды, повторяющие кокарды Российской Императорской Армии образца 1881 г. в 2010 г. отменен и Приказом Министерства регионального развития РФ от 22 апреля 2012 г. № 182 «Об утверждении Описания предметов формы одежды, знаков различия казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации» с изменениями (приказ № 229 от 23 мая 2011 г.) для казачьих обществ РФ пунктом установлены кокарды:

а) кокарда высших, главных и старших чинов металлическая, серебристого цвета, овальной формы. Боковая поверхность кокарды имеет 32 луча. Лучи двугранные, грани рифленые. Центральная часть кокарды плоская и состоит из концентрических эллипсовидных полосок. Первая (внешняя) и третья полоски серебристого цвета с зубчатым узором, вторая полоска и центр покрыты синей эмалью;

б) кокарда младших чинов металлическая, серебристого цвета, овальной формы. Боковая поверхность кокарды в виде многочисленных кружков, примыкающих друг к другу, имеет по краю ободок из 32 коротких лучей. Центральная часть кокарды плоская и состоит из концентрических эллипсовидных полосок. Первая (внешняя) и третья полоски покрыты белой эмалью, вторая полоска и центр покрыты синей эмалью;

в) кокарда нижних чинов металлическая, серебристого цвета, овальной формы. Боковая поверхность кокарды выпуклая, гладкая. Центральная часть кокарды плоская и состоит из концентрических эллипсовидных полосок. Первая (внешняя) и третья полоски покрыты белой эмалью, вторая полоска и центр покрыты синей эмалью.

Традиционные цвета кокард русской армии и казачьих войск (черно-оранжево-белые) в Российской Федерации отменены.

«Летопись Григория Грабянки», автор которой украинский «казацкий летописец» рассказывает, что в 1575 году польский король Стефан Баторий в числе различных клейнодов войсковых знаков отличия в казачьих войсках прислал казакам особую печать в знак признания их мужества, проявленного, в частности, в сражениях с татарами. На этой печати был изображен казак с мушкетом, вошедший в историю под названием «рыцарь-казак с самопалом». Но Баторий не придумывал изображение печати, а признал де-юре тот герб, который у запорожских казаков уже был.

Наиболее известная из древнейших печатей-клейнодов относится к 1595 году и принадлежит гетману Лободе. Начиная со времени Гаврилы Крутневича (1603 года), казак на ней изображался идущим, в полупрофиль, с саблею на боку и с мушкетом. Этот символ в 1622 году в поэтических строках на смерть гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного впервые назван «гербом низового Войска Запорожского».

На гетманских печатях Богдана Хмельницкого предводителя освободительной войны украинского народа в 1648-1654 годах также изображался казак с мушкетом. На какое-то время символ становится отличительным знаком Украины. С 1758 года его именуют «национальным гербом». На изданных тогда картах Украины помещался именно «казак с мушкетом». Поэтому вполне логично, что современные казаки Войска Запорожского носят кокарды с изображением древнего Герба казачьей державы – казак с мушкетом.

Что касается пуговиц, то тем же вышеуказанным приказом Министерства регионального развития РФ пунктом 47 пуговица форменная установлена: «…Верхняя лицевая часть выпуклая, с рельефным изображением малого герба войскового, окружного (отдельского) казачьего общества (у высших чинов двуглавого орла Государственного герба Российской Федерации)…»

В Союзе казаков Украины «Войско Запорожское» на пуговице рельефное изображение древнего Герба Войска Запорожского Низового- казак с мушкетом. Даная пуговица форменная, единая для всех категорий казаков от рядового состава до высшей старшины.

Определяя правильную форму звезд для погон необходимо прежде выяснить, откуда возникла традиция использования звезд как отличительного знака воинского звания.

В государственной военной символике пятиконечную звезду впервые начали употреблять солдаты французской армии во время Великой французской революции. Геральдисты республики при выборе новой символики обратились к античной мифологии, где пятиконечная звезда символизировала бога войны Марса, по преданию родившегося из лилии, бутон которой представляет собой пятиконечную звезду (так называемая «лилия мартагон», т.е. Марса родившая). Как «звезду Марса» революционная Франция сделала пятиконечную звезду отличительным знаком своих офицеров (ее наносили на эполеты, шарфы и пр.). В качестве «марсовой звезды» с сугубо военной семантикой она была перенята, в подражание французской военной форме, в некоторых других армиях мира. В 1827 году ее ввел и Николай I, предписав помещать пятиконечные звезды, по французскому примеру, на эполеты в русской армии. При введении в армии Российской империи погон пятиконечные звезды стали изображать и на них. Таким путем звезды Великой французской революции (с армией которой российские казаки воевали) попали и на казачьи погоны.

Ныне во многих армиях Европы и Америки, Азии и Африки пятиконечная звезда используется как отличительный знак воинского звания.

Запорожские казаки всегда были глубоко верующими христианами. Поэтому отличительным знаком войскового офицерского казачьего чина в Союзе казаков Украины «Войско Запорожское» принята восьмиконечная Вифлеемская звезда, являющаяся символом Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Во все времена понятие Войско включало в себя четкую структуру, единообразие в форме одежды, чинах, знаках различия, символике и наличие воинской дисциплины. Это тот фундамент, который отличает Войско от ситуативно собравшейся толпы вооруженных мужчин.

За почти двадцатилетнюю историю Союз казаков Украины «Войско Запорожское» выработал и четкую структуру, и форму одежды, единые чины и символику, несущие в себе историческую преемственность древнейшего казачьего Войска, обязательные для ношения всеми казаками СКУ-«ВЗ».

Дополнительно во вложении: Сравнительная таблица казачьих войсковых чинов и армейских военных званий; Знаки различия казачьих войсковых чинов (утверждены на VIII-м заседании Рады атаманов Украины 18 мая 2013 года)

 

казачьи чины – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Бредихин A.B.

старший научный сотрудник Центра политологических исследований ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве РФ, научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ФГБУН

«Национальный институт мировой экономики и международных отношений

им. Е.М. Примакова Российской академии наук»

Государственная политика в отношении российского казачества: казачьи чины

Институционализация казачьих сообществ в Российской Федерации в настоящее время находится на стадии завершения. В процессе самоорганизации и формирования казачьи общества приобрели названия «войсковые», в них утвердилась военная субординация, звания, чинопроизводство1.

Созданы 11 войсковых казачьих обществ (ВКО «Всеве-ликое войско Донское», ВКО «Центральное казачье войско», Волжское ВКО, Енисейское ВКО, Забайкальское ВКО, Иркутское ВКО, Кубанское ВКО, Оренбургское ВКО, Сибирское ВКО, Терское ВКО, Уссурийское ВКО), создается Крымское ВКО, а также сформировалась крупнейшая общественная организация «Союз казаков-воинов России и Зарубежья». Следующим этапом самоорганизации казачьих обществ выступает создание Всероссийского войскового казачьего общества, которое, согласно Плану мероприятий по реализации в 2017-2020 гг. Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 г. (далее — План мероприятий), будет организовано в 2018 г. Тогда же пройдут выборы атамана Всероссийского ВКО. К этому времени будут сформированы и международные векторы интеграции казачьих организаций, в первую очередь на евразийском пространстве2.

Одним из основных атрибутов современного казачества выступает форма одежды, утверждения приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. № 182 «Об утверждении описания предметов формы одежды, знаков различия членов казачьих обществ,

1 Герман О.Н. Российское казачество в конце XX века: особенности политической культуры: исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: теории и практики, 2011. № 5-3. С. 115-118.

2 Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Роль казачества в формировании евразийского пространства// Альманах «Казачество», 2016. № 18 (5). С. 7-16.

внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». Приказом определяется парадная, повседневная, зимняя и летняя виды форм, созданные специально для каждого войскового казачьего общества.

Однако, несмотря на наличие нормативно-правовых актов, в среде казачества актуальной проблемой остается вопрос присуждения чинов и соотношения их с воинскими званиями. Появление «казачьих генералов» не имеющих соответствующего Указа Президента Российской Федерации, присуждение чинов с нарушением порядка выслуги лет и очередности, вызывают опасения и беспокойство как у органов исполнительной власти, отвечающих за политику в отношении российского казачества, так и самих членов казачьих обществ.

Присуждение чинов членам казачьих обществ регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. № 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (далее — Указ № 169). Согласно нему, казачьи чины подразделяются на нижние (казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник, утверждаются атаманом окружного (отдельского) общества по представлению казачьей первичной организации), младшие (младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр, утверждаются атаманом ВКО по представлению атамана отдельского (окружного) общества), старшие (подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул, утверждаются атаманом ВКО по представлению атамана отдельского (окружного) общества), главные (есаул, войсковое старшина, казачий полковник, утверждаются Полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе), высший (казачий генерал, утверждается Президентом Российской Федерации). В Указе № 169 также прописывается срок выслуги лет для присвоения очередного чина и соответствие чинов должностям в казачьем обществе.

Несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу, в казачьих обществах, входящих в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, сложились свои традиции в процессе чинопроизводства. Присвоение офицерского казачьего чина происходило лишь при наличии у члена казачьего общества высшего (среднеспециального) образования. Например, в Положении о присвоении казачьих чинов

казакам Волжского войскового казачьего общества, утвержденном 17 декабря 2012 г. Указом атаманом ВВКО И.К. Мироновым, оговаривается, что для получения чина подхорунжий старшему вахмистру необходимо иметь среднеспециальное образование, а для получения чина хорунжий и выше необходимо наличие высшего образования.

Кроме того, предпринимались неоднократные попытки приведения казачьих чинов в соответствие с воинскими званиями. Так, отставной офицер, приходивший из Вооруженных сил Российской Федерации, органов ФСБ, ФСО, МВД, органов прокуратуры или государственный гражданский (муниципальный) служащий получал в казачьем обществе чин, соответствующий имеющемуся званию (классному чину), либо на порядок выше.

Подобная практика противоречит действующему законодательству. Казачьи чины являются специальными чинами и не относятся к чинам государственной гражданской и муниципальной службы. Статьей 6.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казачьи общества признаются некоммерческими организациями, в связи с чем является нецелесообразным приравнивание чинов членов казачьих обществ и воинских званий военнослужащих.

Согласно законодательству, специальные звания присваиваются гражданам Российской Федерации, находящимся на службе в органах внутренних дел, органах юстиции, таможенных органах, федеральной противопожарной службе, государственной гражданской и муниципальной службе. Несмотря на это, в Российской Федерации идет процесс инкорпорирования чинов казачьих обществ в государственную систему чинов и званий. Примером тому выступает Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. № 515 «О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации», который определяет присвоение главных чинов полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе. Его логичным продолжением выступает Указ № 169. Таким образом, чинопроизводство членов казачьих обществ уже сейчас выступает вопросом не только некоммерческой организации,

но и Администрации Президента Российской Федерации, что приводит к усилению значимости казачьих чинов и включает их в систему государственного чинопроизводства.

В тоже время, в рамках реализации Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», казачьи общества, в связи с созданием Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, проходят новый этап совершенствования государственной службы: они формируют территориальные роты обороны, пилотный проект которых запущен в ВКО «Всевеликое войско Донское» на территории Донецкого округа. В дальнейшем практика донских казаков будет распространена и на другие казачьи общества.

В соответствии с Планом мероприятий, ФСБ России при участии заинтересованных органов субъектов Российской Федерации, проводит работу по привлечению российского казачества к участию в защите государственной границы. Ряд пунктов Плана мероприятий обеспечивает участие казачьей молодежи в призыве и прохождении воинской службы в казачьих частях. Удостоверения казака членам казачьих обществ, входящих в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, выдаются при участии военных комиссаров. Таким образом вопрос выравнивания казачьих и воинских званий (чинов) получает новый этап актуализации и потребует пересмотра действующего законодательства.

На основании изложенного переходим к заключению.

Во-первых, казачьи общества, как показывает практика, не являются классическими некоммерческими организациями. Их отличает социально-экономическая, образовательная, этнокультурная, военная составляющие3. Все это подкрепляется наличием исторической преемственности с казачьими войсками и областями Российской империи. Учитывая наличие в ряде субъектов государственных бюджетных учреждений «Казаки Дона», «Казаки Кубани», «Казачий центр государственной службы» и других, носящих роль «штаба» ВКО, мы видим практическую реализацию государственной службы российского казачества.

Во-вторых, военизированность казачьих организаций присутствует в названиях ВКО, в их системе самоорганизации

3 Водолацкий В. П. Этническое и социальное в самоопределении казачества// Социально-гуманитарные знания, 2011. № 7. С. 5-12.

ввиду большого количества в казачьих обществах отставных офицеров. Вместе с тем, казачьи кадетские корпуса выступают учебными учреждениями, значительная часть выпускников которых, в дальнейшем, продолжает обучение в высших военных учебных заведениях. Есть и примеры передачи казачьих кадетских корпусов силовым структурам: Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса Министерству обороны Российской Федерации, а Московского казачьего кадетского корпуса (Московское президентское кадетское училище) им. М.А. Шолохова Министерству внутренних дел Российской Федерации4. Кроме того, члены казачьих обществ принимают участие в охране государственной границы, общественного порядка, формирование территориальных рот обороны, имеют перспективы на создание казачьих подразделений в составе Росгвардии.

В-третьих, сформирован социальный заказ членов казачьих обществ на совершенствование российского законодательства в вопросах государственной службы членов казачьих обществ и, как следствие, закрепление казачьих чинов в системе специальных званий и выравнивание их с воинскими званиями.

Список литературы:

1. Бредихин А.В. О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания в системе кадетских корпусов// Альманах «Казачество», 2016. № 17 (4). С. 12-19.

2. Водолацкий В.П. Этническое и социальное в самоопределении казачества// Социально-гуманитарные знания, 2011. № 7. С. 5-12.

3. Герман О.Н. Российское казачество в конце XX века: особенности политической культуры: исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: теории и практики, 2011. № 5-3. С. 115-118.

4. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Роль казачества в формировании евразийского пространства// Альманах «Казачество», 2016. № 18 (5). С. 7-16.

Bibliography

1. Bredihin A.V. A system of spiritual, moral and patriotic education in the system of the cadet corps // Almanac «The Cossacks», 2016. № 17 (4). p. 12-19.

2. Vodolatsky V.P. Ethnic and social self-determination of the Cossacks // Socially-humanitarian knowledge, 2011. № 7. p. 5-12.

3. Herman O. Russian Cossacks in the late XX century: the peculiarities of political culture: historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history: Theory and Practice, 2011. № 5-3. p. 115-118.

4. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Cossacks role in the formation of the Eurasian space // Almanac «The Cossacks», 2016. № 18 (5). p. 7-16.

4 Бредихин A.B. О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания в системе кадетских корпусов// Альманах «Казачество», 2016. № 17 (4). С. 12-19.

В Иркутской области около двух тысяч казаков займутся обеспечением правопорядка, охраной лесов и военно-патриотическим воспитанием молодежи

16.08.2020

Казаки Иркутской области будут участвовать в реализации Стратегии развития казачьего общества России, утвержденной Президентом РФ. Об этом заявил сегодня, 16 августа, врио Губернатора Иркутской области Игорь Кобзев во время проведения отчётно-выборного Круга Иркутского казачьего войскового общества. Глава региона обозначил основные направления деятельности представителей иркутского казачества.

– В Иркутской области казачьи общества действуют практически во всех муниципалитетах. Представители казачества есть в законодательных и исполнительных органах власти. Казаки участвуют во многих мероприятиях: парад Победы, форум «Земля Сибирская», Всероссийский фольклорный конкурс «Казачий круг», – отметил врио Губернатора.

По словам главы региона, от полутора до двух тысяч казаков области планируется привлечь к реализации положений Стратегии. Так, с 1 января 2021 года в ряде школ их силами будет осуществляться круглосуточная охрана. Кроме того, казаки будут дежурить в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной сферы. Свободные отряды потребуются для охраны лесов и профилактики лесных пожаров на территории региона. Большая роль отводится казачеству в военно-патриотическом воспитании молодёжи и подготовке призывников к службе в армии.
Как сообщил врио Губернатора, основные направления стратегии государственной политики в отношении иркутского казачества были разработаны совместно с атаманом Всероссийского казачьего общества Николаем Долуда, который принял участие в работе отчётно-выборного Круга.

Сегодня же новым атаманом Иркутского войскового казачьего общества избран Анатолий Никитин. Он родился в 1960 году в Читинской области. В 1982 окончил санитарно-технический факультет Иркутского политехнического института. Вся его трудовая деятельность связана с Приангарьем, работал на разных руководящих должностях, в том числе в исполнительной власти региона.
Указ о назначении Анатолия Никитина атаманом Иркутского войскового казачьего общества будет подписан Президентом Российской Федерации.

Советский период: от дискриминации к гражданскому равноправию | Российское агентство правовой и судебной информации

При провозглашенном равенстве всех выходцев из различных сословий на практике права казаков были ущемлены советской властью, которая еще долго припоминала этой категории лиц их преимущественное участие в Гражданской войне на стороне «белых». 

Однако выдающиеся воинские таланты казаков позволили им на время вернуть все свои права при Сталина. Как это произошло рассказывает в семнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


После окончания Гражданской войны казаки формально были приравнены в своих правах ко всем гражданам Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. 

В феврале 1920 года состоялся 1-й Всероссийский съезд трудовых казаков. Он принял резолюцию об упразднении казачества как особого сословия. Казачьи чины и звания ликвидировались, награды и знаки отличия упразднялись. Отдельные казачьи войска ликвидировались, и казаки сливались со всем народом России. 

В резолюции «О строительстве советской власти в казачьих областях» съезд «признал нецелесообразным существование отдельных казачьих органов власти», предусмотренных декретом Совнаркома от 1 июня 1918 года. В соответствии с этим решением казачьи области упразднялись, территории их перераспределялись между губерниями, а казачьи станицы и хутора входили в состав губерний, на территории которых находились. 

Наряду с этим, двадцатые, «нэповские» годы, это время неотвратимого «размывания» казачьего менталитета. Коммунистическими и комсомольскими ячейками третировались и ослаблялись казачьи обычаи и нравы, религиозное, военное и оборонное сознание казаков, традиции казачьей народной демократии, комбедами подрывалась и разрушалась трудовая казачья этика. Казаки тяжело переживали свое общественно-политическое бесправие. Они говорили: «что хотят, то и делают с казаком».

Самым болезненным из политики уравнения в правах для казаков явилось изъятие «излишков земли». Их особые земельные права были ликвидированы и известному казачьему многоземелью пришел конец. Лица неказачьего сословия – «иногородние» — могли теперь претендовать на наделение их земельными угодьями из резерва войск и станичных и хуторских наделов.

Одной из форм ограничения прав казаков явилась практика лишения их избирательных прав. При этом местные власти использовали статью 65 Конституции РСФСР, в которой говорилось: «Не избирают и не могут быть избранными: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход». 

Недостаточно лояльных, по мнению советских органов власти, казаков подводили под данную статью и лишали их политических гражданских прав. Защитить эти свои права даже вполне «трудовому» казаку было крайне трудно: во всех властных и судебных инстанциях к ним относились предвзято и тенденциозно.

Даже прежний казачий головной убор и штаны с лампасами были запрещены, и за их ношение привлекали к строгой ответственности, расценивая это как «контрреволюционный акт» и демонстрацию нелояльности к советской власти.

Так же, как и во всех других районах страны, на казачьих территориях была реализована политика коллективизации. Различие было только в том, что здесь, в относительно зажиточных казачьих селениях, процент «кулаков» оказался выше, чем в среднем по стране, поэтому и казачество больше других пострадало от «раскулачивания». Также защищать свои права казакам, необоснованно занесенным в списки «кулаков», было крайне затруднительно.

Другим ограничением прав казаков явилось то, что они, в прежние дореволюционные времена, являвшиеся особым военизированным сословием, были лишены права служить в Вооруженных силах. В Красную армию не призывались представители «эксплуататорских классов», в число которых были отнесены и казаки. Соответственно, выходцы из казачества не принимались в военные училища.

Довольно сложно было казачьей молодежи поступать и в гражданские высшие учебные заведения. Если это и удавалось сделать, то только скрыв свое настоящее происхождение и «записавшись» в рабочие или крестьяне.

Вообще до 1936 года термин «казачество» и «казаки» почти не употреблялся в правовых актах и официальных бумагах, так как ни дворянства, ни казачества формально не существовало. Все деления на сословия были упразднены еще в 1917 году. Из официальных документов исчезли указания на казачью принадлежность. В лучшем случае употреблялся термин «бывшее сословие», повсюду сохранялось предвзятое и настороженное отношение к казачеству. 

В 1936 году, с принятием новой Конституции, всем гражданам СССР были предоставлены избирательные и другие права без прежних ограничений. Это относилось и к «лишенцам» из казаков.

О казаках как о хороших природных воинах вспомнили в связи с обострением международного положения, фактически накануне начала Второй мировой войны. С учетом того, что среди казаков по-прежнему военная служба сохраняла свою высокую престижность, было решено включить их в состав Вооруженных сил.  

В 1936 году Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля был разрешен призыв казаков в Красную Армию. В 1939 году вообще были отменены ограничения на призыв по классовому принципу, но в военные училища казакам по-прежнему невозможно было поступить.

В руководящих кругах СССР при этом приняли в расчет и то, что жестокие и массовые репрессии среди казачества «выкосили» всех нелояльных Советской власти в их среде, и то, что призыву подлежали молодые люди, родившиеся в 1917 году и позднее, т.е. лица, никак не связанные с событиями Гражданской войны. 

Учитывалось и то, что в казачьих традициях по-прежнему сохранилось обучение юношей с подросткового возраста верховой езде и «джигитовке», т.е. эти юноши фактически проходили очень хорошую допризывную подготовку и уже были превосходными конниками. Ведь когда-то российские казаки считались лучшей кавалерией в мире.

В связи с этим решено было из казаков формировать исключительно кавалерийские соединения и части. Приказом Наркома обороны К. Ворошилова от 23 апреля 1936 года несколько кавалерийских дивизий получили статус казачьих. Так, появилась 10-я Терско-Ставропольская территориальная казачья дивизия, 12-я Кубанская территориальная дивизия, 4-я Донская казачья дивизия, 6-я Кубано-Терская казачья дивизия. На Дону была сформирована новая 13-я Донская территориальная казачья дивизия. 

Для молодых казаков, служивших в этих соединениях, была утверждена особая казачья форма, ношение которой было до этого строго запрещено. Впервые казачьи части после долгих лет дискриминации и государственного неприятия прошли военным парадом по Красной площади 1 мая 1937 года. 

Правда, особая казачья форма была отменена приказом Наркома обороны СССР № 005 от 1 февраля 1941 года. Однако на Параде Победы 24 июня 1945 года казаки вновь прошли в своей особой парадной форме образца 1936 года, только уже с погонами.

С началом войны до конца 1941 года на Дону, Кубани, Тереке и Ставрополье было сформировано 30 казачьих дивизий. В Уральском военном округе было сформировано более 10 кавалерийских дивизий, костяк которых составили уральские и оренбургские казаки. В казачьих районах Сибири, Забайкалья, Амура и Уссури из местных казаков создали 7 новых кавдивизий. В правовом отношении все порядки в казачьих частях регулировались обычными воинскими уставами Красной Армии.

Казачьи формирования блестяще себя показали в ходе тяжелых сражений и многие из них получили почетное звание гвардейских. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, а 262 человека стали Героями Советского Союза.

Но сразу после войны казачьи части были расформированы. Они разделили участь всех кавалерийский войск, время которых закончилось. После войны все казаки снова влились в число советских граждан и их права ничем не отличались от объема прав других советских граждан.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 24 марта

Обмундирование и вооружение полков

Обмундирование и вооружение оренбургских полков в Отечественной войне 1812 года.

Казаки

   В 1812 году рядовые и офицеры казачьих войск носили форму единого образца, одинаковую по цвету и фасону. Различия были только в нашивках, лычках и прочей атрибутике чинов и званий. Вооружение также было одинаковым для всех казаков.

Рядовой казак (соответствует рядовому пехоты)

Форма:
  Кафтан и полукафтан из тёмно-синего сукна, застёгивавшиеся на груди на крючки. Шаровары тёмно-синие. Шапка была из чёрной смушки с суконным шлыком, свисавшим на правую сторону. Погоны тёмно-синие с выпушкой полкового цвета. Цвет кушака не устанавливался, единственное требование, чтобы в полку кушаки были одного цвета. Султан белый, волосяной, носившийся с левой стороны. Этишкет белый, такой же формы как у регулярных войск. Сапоги короткие, без шпор. Портупея, лядунка и перевязи были из чёрной кожи. 
Вооружение: 
  Пика без флюгера с темляком в виде ремня из красной юфти с кистью на конце; сабля произвольной формы с темляком из красной юфти с красной кожаной кисточкой на конце; пистолет или ружьё. Конское снаряжение (казачьего образца, чепрак и подушка) было тёмно-синим с обкладкой, по краю, прикладного цвета, присвоенного полку.

Башкирский воин

 

Форма: Воин-башкир носил суконный сэкмен (кафтан) синего и белого цвета, широкие шаровары синего цвета с красными лампасами, белую остроконечную войлочную шапку, сапоги из конской кожи, ремённый пояс, кожаную портупею для сабли и подсумок. Под кафтан надевалась кольчуга.

 

Вооружение: Вооружение башкир состояло из ружья, пики или копья, сабли, лука и колчана со стрелами. Ружье и пистолет были у них редкостью, у некоторых имелись кольчуги. Наибольший интерес представляли луки со стрелами и пики. Они изготавливались самими башкирами. Боевой сложный лук склеивался из двух половинок – березовой и еловой – и обклеивался снаружи берестой. Тетива делалась из крепкой конопляной бечевки или сухожилий. Луки были примерно 1,5 м длиной и несколько выгнутые. Боевые стрелы состояли из железных наконечников широколопастной или ромбической формы и черенка. Задний конец древка стрелы всегда снабжался четырьмя перьями, имел глубокий вырез для тетивы лука. Помещались стрелы в колчанах по 15 – 30 штук в каждом.

Приказный казачьего войска (соответствует ефрейтору в пехоте).

  Форма и вооружение приказного соответствовали форме и вооружению рядового казака, отличаясь только тем, что на его погонах была одна лычка.

Младший урядник и старший урядник (соответствуют младшему унтер-офицеру, унтер-офицеру и старшему унтер-офицеру).

Форма:
  Урядники имели такое же обмундирование, как и казаки, но со следующими отличиями: по верхнему и боковому краям воротника и обшлагов шёл серебряный шнур; султан белый, верхняя часть чёрная; кисточки этишкета и темляка белого, оранжевого и чёрного цветов; сапоги с прибивными к каблукам шпорами. Количество лычек, было характерно для современного сержантского состава.
Вооружение:
  Вооружение урядников состояло из пары пистолетов и сабли.

Вахмистр (соответствует званию прапорщика).

Форма и вооружение вахмистра соответствовали форме и вооружению урядника, различаясь количеством лычек.

Офицеры казачьих войск

Форма:
  Офицеры носили такое же обмундирование, как и рядовые казаки, но со следующими отличиями. Шапка с серебряным этишкетом. Султан белый внизу с чёрным и оранжевым волосом. На кафтанах и полукафтанах носили на обоих плечах серебряные шнуры, свитые вдвое, наподобие жгута. Чиновникам войска, имевшим действительные офицерские чины, разрешалось иметь на воротнике и обшлагах вышитые серебряные петлицы, по одной с каждой стороны, в виде листьев и цветов. Темляк, на эфесе сабли, чёрный с прошивкой и серебряной кистью. Гайка темляка с примесью чёрного и оранжевого шёлка. Сапоги с привинченными шпорами. Портупеи, лядунки и перевязи были из чёрной кожи с серебряными бляхами и цепочками. 
Вооружение:
  Вооружение офицеров состояло из пары пистолетов и сабли.

Обер-офицерские чины – младшие офицерские чины (хорунжий, сотник):

  Хорунжий (соответствует подпоручику в пехоте и корнету в регулярной кавалерии). Особенности формы: хорунжий носил погоны с голубым просветом на серебряном поле с двумя звездочками. 
  Сотник (соответствует поручику в регулярной армии). Сотник носил погоны такого же оформления, но с тремя звездочками.

Высшие офицерские казачьи чины (войсковой старшина, полковник, генерал)

  Войсковой старшина (соответствует майору). Носил погоны с двумя голубыми просветами на серебряном поле и тремя большими звездами. 
  Полковник. Начиная с этого чина, служебная лестница унифицируется с общеармейской, так как сугубо казачьи названия чинов исчезают. Знаки отличия: погоны казачьего полковника такие же, как и у войскового старшины, но без звездочек. 
  Служебное положение казачьего генерала и знаки отличия полностью соответствует генеральским званиям Российской Армии.

Оренбургские драгуны

  Оренбургский драгунский полк был сформирован в 1784 году. В 1812 году действующие эскадроны полка находились в 1-й Западной армии в 3-м кавалерийском корпусе. Запасной эскадрон входил в состав 2-го резервного корпуса. 
  Правила о покрое драгунских мундиров были утверждены 17 марта 1802 года. Рядовые и офицеры драгунского полка, так же, как и казаки, носили одинаковую форму, различаясь лишь знаками принадлежности к тому, или иному званию.

Рядовые

Форма рядовых оренбургских драгун:
  Рядовые носили мундир из темно-зеленого сукна, фрачного типа, с погонами, обшлагами и высоким стоячим воротником (с апреля 1812 года было решено воротники делать ниже и с крючками для застегивания). Двубортный, с шестью металлическими пуговицами по борту, двумя на стыке отворотовфалд. По две пуговицы на каждом обшлаге, по одной на каждом плече для пристегивания погона, две сзади на талии — на них застегивались клапаны для удержания портупеи. Всего 22 пуговицы. Отвороты фалд красные во всех полках. Воротник, погоны, обшлага и пуговицы установленного (приборного) цвета в каждом полку.
  Шинель из серого сукна, однобортная, на шести мундирных пуговицах, с воротником и погонами как на мундире. На спине строились шесть складок. стянутых в талии двойным фигурным хлястиком на пуговице. Унтер-офицерские и музыкантские знаки отличия на шинель не нашивались.
  Панталоны из белого сукна, носились с высокими смазными сапогами из черной кожи. Вне строя и в походе носили серые суконные рейтузы с черной кожаной обшивкой в шагу и застежкой на 18 обтянутых тканью пуговиц по внешнему шву. С рейтузами носили укороченные сапоги.
  Китель из белой кирзы или сукна, однобортный, на шести обтянутых тканью пуговицах. Без погон, с воротником как на мундире, с круглыми обшлагами. Использовался в качестве рабочей формы одежды.
  Каска из черной лакированной пумповой кожи была строевым головным убором. Украшалась латунным налобником, чешуей на подбородочном ремне и ободком по краю козырька. На налобнике штамповалось изображение государственного герба. Вне строя носили фуражки с околышем приборного цвета и тульей зеленого сукна. По верхнему и нижнему швам тульи шла выточка эскадронного цвета. В Оренбургской области были приняты желтый и черный цвета. На околыше выкладывали шифровку эскадрона из желтого шнура. В строю также надевали белые замшевые перчатки с крагами. На шее носили черный суконный галстук с завязкой на тесемки.   На холодном оружии носили темляки из красной юфти с кистями так же эскадронных цветов.

Унтер-офицеры

  Унтер-офицеры носили мундир, как у рядовых, но с галунами цвета приборного металла по верхнему краю обшлагов и воротника. На холодном оружии носили темляк с кистью, сплетенной из белых, черных и оранжевых нитей.
  Фанен-юнкеры (знаменосцы и унтер-офицеры из дворян)
  При унтер-офицерских знаках отличия фанен-юнкеры носили галунн вдоль погон по центру и темляк офицерского образца на холодном оружии.
  Трубачи и штаб-трубачи Трубачи носили мундир рядовых с суконными крыльцами цвета мундира. По всем швам мундир расшивали белой тесьмой. Тесьму нашивали также пятью полосами на крыльцах, восемью углами на рукавах и двойными петлицами на груди. На касках трубачи носили плюмаж красного цвета.. Штаб-трубачи имели при этом унтер-офицерские знаки отличия.

Офицеры

Форма офицеров оренбургских драгун:
  Офицеры носили мундир, как у рядовых, но из лучшего сукна и с длинными фалдами. На фалдах имелись трехмысковые карманные клапаны с тремя пуговицами под каждым. Панталоны белого сукна. С ноября 1808 года драгунским офицерам было дозволено в будние дни носить зеленые панталоны. Вместо погон носили эполеты кавалерийского образца по цвету металлического прибора. Кроме эполет, как знак отличия своего звания, офицеры носили на талии шарф, серебряный, с полосками черного и оранжевого шелка, с кистями и черно-серебряный темляк на холодном оружии. Каска аналогична каскам нижних чинов, но герб на налобнике чаще накладной, а не штампованный. Шинель с воротником, как на мундире и с широкой пелериной, без эполет. В походе носили серые рейтузы с мундирными (металлическими) пуговицами вместо обтянутых тканью. Вне строя носилась фуражка, как у рядовых, но без шифровки и с черным кожаным козырьком или треуголка с белым плюмажем. Вне строя использовали сюртуки общеармейского образца. Указом от 29 ноября 1812 года для уменьшения издержек офицерам разрешалось иметь вместо золотого или серебряного бронзовый (желтый или белый) металлический прибор, а шарфы, темляки,галуны и отделку вальтрапов — белую или оранжевую соответственно прибору. Бальной одеждой при строевом мундире служили белые кюлоты с чулками и черными ботинками.

Лекари

  Лекари носили общемедицинскую форму — зеленый однобортный мундир офицерского типа. Сюртуки имели серые с зеленым воротником. Шинели офицерские, с серым воротником с зеленой выпушкой. На походе и при операциях дозволялись серые панталоны.

Нестроевые чины

  Нестроевые чины драгунских полков с декабря 1811 года носили форму по образцу нестроевых в армейской пехоте — однобортный мундир серого сукна с отделкой того же цвета с красной выпушкой на воротнике, обшлагах и отворотах фалд. Изначально мундир был без погон. С 10 февраля 1812 года вышел указ носить погоны, как у строевых чинов. Панталоны серые с красной выпушкой в 5 рядов по внешнему шву, образующих двойной лампас, с кожаной обшивкой в шагу, поверх сапог. Фуражки серые с красной выпушкой, с козырьком.

Денщики

  Денщики драгунских офицеров носили светло-зеленую ливрею с отложным воротником и круглыми обшлагами полкового цвета, отделкой фалд и подкладкой основного цвета. Однобортная, с длинными фалдами. Пуговицы обтянутые тканью, восемь по борту, две на талии и три по нижнему шву рукава. Панталоны и сапоги офицерского образца. Шляпа офицерского образца, но без султана, с пуговицей и петлицей по прибору. У генеральских и штаб-офицерских денщиков шляпа обшивалась широким гладким галуном по прибору. Шинель как у нижних чинов, но без погон.

ряженых казаков могут объявить вне закона — РТ на русском

В Госдуме разрабатывают законопроект, регулирующий ношение казачьей формы. Согласно документу, право носить знаки различия будут иметь только представители организаций, входящих в официальный реестр. Как и почему депутаты решили защитить честь казачьего мундира, разбирался RT.

Депутат Госдумы Валерий Рашкин готовит законопроект (есть в распоряжении RT), регулирующий правила ношения казачьей формы. В соответствии с документом права ношения формы, званий, оружия и знаков различия лишатся общественные организации, причисляющие себя к казачеству. Носить соответствующее обмундирование смогут только представители официальных структур, входящих в казачий реестр. По мнению парламентария, такие нормы позволят поднять статус российского казачества и исключить возможность злоупотреблений.

Инициативу пообещал рассмотреть председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Гаврилов.

В качестве примера Рашкин привёл так называемых казаков Санкт-Петербурга, которые присвоили американскому избранному президенту Дональду Трампу почётное звание и пригласили его посетить Россию. Ранее атаман казачьего общества «Ирбис» Андрей Поляков присвоил миллиардеру внеочередное звание — есаул (майор).

Рашкин считает, что «ряженые» уже стали поводом для шуток и спекуляций, от которых страдает настоящее реестровое казачество. Депутат уверен, что запрет на ношение формы всех 10 реестровых казачьих войск не нарушает права казаков, поскольку повседневная традиционная одежда без знаков различия может использоваться без каких-либо ограничений.

«Сегодня любой человек может надеть форму и совершать правонарушения, маскируясь под официальные структуры. Например, форму МВД человек просто так не наденет и не сможет в ней спокойно расхаживать по улицам. Все эти полулегальные рейды, полулегальные нападения на выставки привлекают внимание именно наличием в них «казаков» в форме, которые не числятся в официальном казачестве», — пояснил свою позицию депутат.

Всего в России 10 реестровых казачьих войск, куда входят самые крупные — Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско, Сибирское казачье войско — и ряд меньших по масштабу: Терское, Волжское, Оренбургское, Енисейское, Иркутское, Забайкальское, Уссурийское. По официальным оценкам, российское казачество насчитывает около 7 млн человек.

Реестровое казачество и общественники

В Российской Федерации существуют две категории казачьих организаций: реестровое казачество и объединения, не включённые в соответствующий госреестр. Последние — это так называемые общественники. Главное различие этих категорий заключается в желании первой группы нести государственную службу (куда входит на сегодняшний день охрана госучреждений, вспомогательная работа с МВД, МЧС и т.д.) и отказе общественников от такой службы.

Причины отказа различны — госслужба предполагает определённую занятость, а такая возможность существует не у всех. Кроме того, очень часто общественники отказываются регистрироваться в реестре из-за идеологических разногласий. Организаций, не входящих в государственный реестр, на сегодняшний день насчитывается больше тысячи. В основном это малочисленные объединения.

«Здесь сразу встаёт вопрос, — отметил Рашкин, — для чего создаются такие полувоенные организации? Чем они занимаются? Почему не хотят участвовать в государственных программах? Очень часто подобные общественные структуры участвуют в политических мероприятиях. Более того, известно об их участии в мероприятиях неонацистского характера. Это всё, конечно, бросает тень на доблестное российское казачество, честных патриотов, которые трудятся на благо великой России».

«Казаки» под свастикой

В начале октября сотрудники отдела СКР по Сергиево-Посадскому району возбудили уголовное дело против членов казачьего общественного движения, организовавших мероприятие «Казачий крестный ход» в 2014 году. Формальным поводом стали использованные в рамках мероприятия лозунги «Православие или смерть!», «Слава победе, смерть антихристу!». Как сообщают в СКР, в отношении двоих казаков возбуждено уголовное дело по статье «Экстремизм».

В социальных сетях преследование казаков за неоднозначно трактуемые лозунги вызвало возмущение. Но при просмотре видеокадров мероприятия, состоявшегося 8 октября 2014 года, сразу становится очевиден интерес следствия: казаки используют схожую с нацистской символику и вскидывают руки в так называемом римском приветствии. В ходе выступления атаман Турухин выкрикивал лозунги, которые можно трактовать как разжигающие межнациональную рознь.

Другим радикальным казачьим обществом, заинтересовавшим следствие, стало Псковское казачье войско. Его официальная страница в соцсети «ВКонтакте» изобилует неонацистскими призывами, чествованием гитлеровских преступников — атаманов Краснова и Шкуро, а на одного из организаторов казачьего общества, Георгия Павлова, заведено дело по уголовной статье «Разжигание межнациональной ненависти». Это далеко не единственный случай, когда люди в казачьей форме вместо прямых обязанностей вовлечены в преступную деятельность или пытаются набрать очки на политической арене за счёт статуса казака.

Запретить, но не обидеть

9 февраля 2010 года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, утвердил удостоверение, форму одежды и чины казаков, а также герб и знамёна войсковых казачьих обществ, входящих в реестр. Внереестровые общественные организации под действие указа не подпадают.

Член бюро президиума политической партии «Родина» Фёдор Бирюков, по собственному признанию — потомственный донской казак, пояснил RT, что, согласно его убеждениям, решать, кто и как может носить казачью форму, должны не депутаты, а сами казаки.

«Казачество — вольное сословие и не обязано плясать под дудку столичных бюрократов. При этом отмечу, что современное казачество слишком заполнено людьми, не имеющими к нему никакого отношения. Известен даже шутливый термин — «асфальтовые казаки». Развелось много абсолютно самозванческих псевдоказачьих организаций, манипулирующих традициями и символами исторических казаков. Это, конечно, неправильно. Но чистить свои ряды должны сами казаки — настоящие, потомственные, а не липово-асфальтовые. Не дело депутатам, особенно коммунистическим, указывать, кто казак, а кто нет. А самому казачьему сословию хорошо бы от «патриотических реконструкций» вернуться к своей естественной исторической работе — защите рубежей Отечества и вольному труду в мирное время», — подчеркнул Бирюков.

Игорь Молотов

Перейти к основному содержанию Поиск