Картины пауль рубенс: Peter Paul Rubens — Biography of Flemish Artist, Famous Works, Baroque Art

картины с названиями и биография художника

Добавить комментарий
Картины известных художников — Яркие личности в искусстве
14.09.2022 16:22

Автопортрет с Изабеллой Брант

РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), –  великий фламандский художник и дипломат. Рубенс  как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.

Особенности творчества Рубенса

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно

Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие  творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу  Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность.
 Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

Факты биографии

 Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена.

А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).

 Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс и  Франс Снейдерс. Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.

 

Достижения Рубенса

  В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом. Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль. Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени…

 

Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.

Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. Что бы Рубенс ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира. «История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа», — писал о Рубенсе один из его биографов.

Союз Земли и Воды

Туалет Венеры 1612-1615

Суд Париса

Поклонение пастухов

Похищение дочерей Левкиппа

Симон и Перо

Drunken Silenus

Rubens. Marie de Medici. Queen of France

Rubens. Leda and the Swan.

Rubens. Lamentation of Christ.

Head Of Medusa

Head of a Franciscan Friar

Four Studies of the Head of a Negro

Duke of Lerma

Снятие с креста

Christoffel Plantin

Christ on the Cross. 1627

Boy with Bird

Assumption of the Virgin

Assumption of the Virgin

Персей и Андромеда

Пейзаж с руинами горы Палатин в Риме

Охота на крокодила и гиппопотама

Пьяный Силен

Распятие

Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми.

Шубка

Автопортрет в кругу друзей

Уверение Фомы

Четыре континента

Автопортрет Рубенса

Воздвижение креста

Суд Париса

 

 

Глава о творчестве Рубенса и книги: Дмитриева Н.
А. Краткая история искусств. М., 1975.

 

Фламандское искусство — это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все мыслятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса. XVII и XVIII века знали нескольких художников — баловней счастья и любимцев фортуны (по крайней мере такими они рисуются, судя по известным фактам их биографий). Они неизменно пожинали восторги, их окружала прижизненная слава и почет. Таков был в Италии Джованни Лоренцо Бернини, а позже — Тьеполо. Из этих редких процветающих счастливцев, вероятно, самым счастливым и процветающим был Рубенс. Его младший современник Веласкес был придворным живописцем испанского монарха, а Рубенс — всего лишь придворным живописцем испанских наместников во Фландрии; но Веласкес находился на положении скромного полуслуги, а Рубенс занимал высокие дипломатические посты, жил в собственном роскошном дворце, возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую, исполнявшую заказы европейских венценосцев и богатых католических орденов.

Он не знал неудач и потрясений, был счастлив в учениках, счастлив в семье, путешествовал, был богат. Можно заметить как некую закономерность, что «любимцами судьбы» оказывались художники хотя и замечательно талантливые, но не самые глубокие. И Рубенс не исключение. Он прекрасен как живописец, не очень глубок как художник. Золотую жилу своего искусства он разрабатывал усердно, но односторонне, и сама его плодовитость ныне ощущается как недостаток: может быть, Рубенс был бы более велик, если бы сделал меньше. Но, как бы то ни было, имя Рубенса — символ целой художественной эпохи. Эпохи, когда искусство, попадая в придворную золотую клетку и чуя угрозу внутреннего оскудения, оборонялось от него всеми своими внешними чарами. Оно с тем большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии доподлинной чувственности на холсте, чем более призрачной, «игровой» становилась его собственная роль в жизни общества.

 

Фландрия — южная часть Нидерландов (теперешняя Бельгия), которая после революционных событий конца XVI века осталась под протекторатом Испании и примкнула к католическому миру, в то время как Северные Нидерланды (Голландия) отделились и получили самостоятельность как буржуазная протестантская республика. Раскол Нидерландов означал раскол их художественных традиций. Условно говоря, во Фландрии победила итальянизирующая струя, в Голландии — традиции, идущие от ван Эйков и Брейгеля. Однако и та и другая линии очень видоизменились по сравнению с XVI веком, причем национальные нидерландские начала по-своему не менее сильно сказались и во фламандском барокко. Рубенс, закладывая основы новой фламандской живописи, отталкивался не от маломощных нидерландских романистов, а прямо от искусства Италии, где он прожил в молодости несколько лет, работая при дворе герцога Мантуанского. Его вдохновляли произведения венецианцев Высокого Возрождения — неизменных учителей лучших живописцев XVII столетия, а также произведения Мике-ланджело, отчасти и Караваджо. Собственно итальянское барокко для Рубенса не было образцом — вернувшись уже в 1608 году в Антверпен, он сам стал создавать фламандскую школу барокко параллельно итальянской, а не следом за ней. И как жаркий подмалевок на его картинах просвечивает сквозь прозрачные лессировки, так во фламандском барокко явственно просвечивает исконная нидерландская подоснова. Кажется, что общего у Рубенса и Питера Брейгеля? А между тем некоторые композиции Брейгеля определенно предвещают фламандское барокко: хотя бы рисунок «Жатва», где на первом плане крестьянин жадно пьет из огромного кувшина. Кажется, что нужно сделать лишь шаг, превратив этих брейгелевских крестьян в «божества полей и источников», — и перед нами будет композиция в духе Рубенса. Ни блестящее образование, ни светский лоск, ни жизнь в Италии не истребили в Рубенсе «мужицкого» начала. Этот изящный светский человек, умный дипломат оздоровил придворное искусство притоком свежей крови своей родины.

 Он привил искусству барокко относительную вольность нрава, простодушно-грубоватую чувственность, заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой. И все это у него удачно сплавилось с требованиями пышного декора, помпы, восхваления монархов и не вызывало ни малейшего протеста со стороны церкви. А меж тем религиозный дух незаметно ускользнул из фламандского искусства: если в итальянском барокко его немного, то во фламандском нет и вовсе.

 Рубенс с равной готовностью писал картины и на религиозные сюжеты и на сюжеты античной мифологии — и те и другие выглядят у него вполне «языческими». Однако орден иезуитов был главным и постоянным заказчиком Рубенса. Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий. «Смешались в кучу кони, люди» — так почти во всех больших заказных картинах Рубенса. Идет ли охота на кабана или вакхический пир, сражаются ли амазонки, мужчины ли преследуют женщин или женщина мужчину — всюду азарт борьбы, напряжение сил, то кипучее брожение материи, которое в отвлеченной форме выражает барочная архитектура. И даже в «Воздвижении креста» происходит напряженная схватка — схватка людей с тяжелым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих.

 В этих постоянно, снова и снова варьирующихся мотивах схваток есть много, на современный взгляд, утомительного и внешнего. За ними чудится призрак пустоты. Усилия не пропорциональны цели. Похищение дочерей Левкиппа — двух рыхлых нагих красавиц — не требует и не оправдывает такой яростно-динамической композиции с вздыбившимися конями, какую соорудил Рубенс на этот сюжет. Кстати сказать, такое несоответствие между действием и целью, между предельной мобилизацией сил и незначительностью препятствий вообще составляет одну из характеристических черт стиля барокко — стиля принципиально атектоничного, пренебрегающего понятием целесообразности. Барочные статуи с могучими телами помещаются в слишком узкие ниши, барочные конные памятники ставятся на узкие постаменты, пышные массивные здания иногда втискиваются в узкие переулки, под тяжеловесной роскошью костюмов прячутся тщедушные фигуры.

 Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены «примитивы» — произведения старинных мастеров. Вот почему Рубенс плохо смотрится в репродукциях, тогда как «примитивы» и в черно-белом воспроизведении сохраняют свое главное. Рубенса можно смотреть только в подлиннике: оценить Рубенса — значит оценить его действительно прекрасную, сочную, сияющую и сквозистую живопись, его теплый, как живое тело, колорит. У него нет глухих теней — все светится.

 Он накладывал краску в тенях жидким прозрачным слоем, так что сквозь нее просвечивал теплый красноватый подмалевок, а освещенные места писал пастозно, то есть более густо, но переходы между тенью и светом не резки: все артистически обобщено и приведено в свето-цвето-вую гармонию. Еще для Рубенса характерно письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазками: например, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти. В живописном почерке Рубенса так много свободного артистизма, что его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят легкими, исполненными своеобразной грации. Все это можно почувствовать перед «Персеем и Андромедой» в Эрмитаже. Женскую наготу Рубенс писал с особенной маэстрией. Нагота Андромеды, как вообще у Рубенса, далеко не классична: северные художники так никогда и не научились «античным» строгим и чистым линиям и пропорциям итальянских Венер.

 Они писали своих отечественных красавиц — пышных, широкобедрых и дебелых. Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно: он говорил, что не стоит раболепно подражать античным статуям, «ибо в наш век, полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное», и добавлял, что человеческие тела теперь, увы, сильно отличаются от античных, «так как большинство людей упражняют свои тела лишь в питье и обильной еде».

 Все же Андромеда Рубенса прекрасна. Ее нежное тело, кажется, излучает свет. Обычное для Рубенса насыщение золотистых тонов кожи красноватыми оттенками в тенях здесь еще усилено рефлексами от красного плаща Персея — картина напоена тонами румяной зари. В ней нет чрезмерного нагнетания движения, она относительно спокойна, даже лирична; подвижность вносят главным образом амуры, которые стягивают с Андромеды золотое покрывало, показывая ее Персею во всей прелести наготы, помогают Победе, венчающей Персея, заигрывают с его крылатым конем. Эти шаловливые амуры — «путти» — начиная с позднего Возрождения и особенно в XVII и XVIII веках неизменно населяют композиции на мифологические сюжеты, а иногда фигурируют и в роли ангелов, окружающих мадонну. Кажется, художники просто не могли обходиться без этих голеньких детей с крылышками, порхающих, играющих, кувыркающихся и во все вмешивающихся.

 «Путти», конечно, всегда покровительствуют любви: в другой эрмитажной картине Рубенса — «Венера и Адонис» — целомудренный Адонис убегает от Венеры, а амур удерживает его за ногу. Наивно-лукавые амуры хлопочут около действующих лиц, сочувствуют, иногда поддразнивают и позволяют себе различные проказы.

 Через них события получают оттенок игры, освещаются светом какого-то беспечно-легкого восприятия, отделяющего «радостное искусство» от «серьезной жизни».

 Рубенс привлекательнее всего в его позднем периоде, когда меньше пишет заказные аллегорические композиции и больше — природу и портреты своей молодой жены. Создавший на своем веку столько бурных «вакханалий» и «битв», Рубенс как личность вовсе не имел ничего вакхического и воинственного: он был человеком степенным, умеренным, примерным и любящим семьянином.

 Овдовев и не чувствуя себя, как он писал, «готовым к безбрачию», он в пятьдесят три года вторично женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен; судя по портретам, она очень напоминала его первую жену, Изабеллу Брандт, — тот же миловидный, кроткий ясноглазый облик, который у Рубенса появляется в картинах часто и задолго до второго брака. Похоже, что в юной Елене Фоурмен Рубенс нашел свой постоянный идеал женщины. Ее портреты принадлежат к лучшему, что он написал.

Tags:

  • барокко
  • биография рубенса
  • картины рубенса
  • питер пауль рубенс
  • рубенс
  • универсальный художник
  • фламандский художник
  • фламандское искусство
  • художник рубенс

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Питер Пауль Рубенс Картины биография Rubens Peter Paul

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens Peter Paul) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятил себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В 1600-1608 годах молодой художник побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.

Герцог Лерма, 1603, Музей Прадо, Мадрид, Испания

Маркиза Бригитта Спинола Дориа, 1606, Галерея искусства, Вашингтон

Святой Георгий и дракон, 1606-1607, Музей Прадо, Мадрид

Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.

Вместе с тем в этих картинах Питера Пауля Рубенса уже угадываются черты жизнеутверждающего, полнокровного реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.

Туалет Венеры, 1608, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Ромул и Рем с волчицей, 1616, Капитолийская пинакотека, Рим

Союз Земли и Воды, 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Суд Париса, 1605

Мария Паллавичино, 1606

Портрет с женой Изабеллой Брант

В 1612-1620 годах складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.

Со страстным “языческим” жизнелюбием фламандский живописец воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Филопемен и старая рабыня, 1610

Возвращение с войны, 1610-1612

Прометей прикованный, 1610-1612

Похищение Ганимеда, 1611-1612

Каледонская охота на кабана, 1612

Венера бесчувственная, 1613

Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Картины Рубенса Часть 1 ►

Картины Рубенса Часть 2 ►

Картины Рубенса Часть 3 ►

Творчество Питера Пауля Рубенса ►

картин Питера Пауля Рубенса

Тайная вечеря — Питер Пауль Рубенс
Адам и Ева — Питер Пауль Рубенс
Успение Девы Марии — Питер Пауль Рубенс
Осенний пейзаж с видом на Хет Стен — Питер Пауль Рубенс
Битва амазонок — Питер Пауль Рубенс
Последствия войны — Питер Пауль Рубенс
Снятие с креста — Питер Пауль Рубенс
Диана и Каллисто — Питер Пауль Рубенс
Фламандский Кермис — Питер Пауль Рубенс
Голова Медузы — Питер Пауль Рубенс
Жимолостная беседка — Питер Пауль Рубенс
Пейзаж с охотой Аталанты и Мелеагра — Питер Пауль Рубенс
Пейзаж со Святым Георгием и драконом — Питер Пауль Рубенс
Lion hHunt — Питер Пауль Рубенс
Мадонна в цветочном венке — Питер Пауль Рубенс
Мария Медичи, королева Франции — Питер Пауль Рубенс
Меркурий и Аргус — Питер Пауль Рубенс
Нептун успокаивает бурю — Питер Пауль Рубенс
Пан и сиринкс — Питер Пауль Рубенс
Мир и война — Питер Пауль Рубенс
Персей и Андромеда — Питер Пауль Рубенс
Персей, освобождающий Андромеду — Питер Пауль Рубенс
Портрет Марии Серра Паллавичино — Питер Пауль Рубенс
Прикованный Прометей — Питер Пауль Рубенс
Воздвижение креста — Питер Пауль Рубенс
Возвращение с полей — Питер Пауль Рубенс
Ромул и Рем — Питер Пауль Рубенс
Самсон и Далила — Питер Пауль Рубенс
Святой Себастьян — Питер Пауль Рубенс
Бурный пейзаж с Филимоном и Бавкидой — Питер Пауль Рубенс
Лето — Питер Пауль Рубенс
Похищение Ганимеда — Питер Пауль Рубенс
Вознесение Марии — Питер Пауль Рубенс
Битва при Ангиари — Питер Пауль Рубенс
Поражение Сеннахирима — Питер Пауль Рубенс
Смещение — Питер Пауль Рубенс
Открытие младенца Эрихтония — Питер Пауль Рубенс
Пир Ирода — Питер Пауль Рубенс
Пир Венеры — Питер Пауль Рубенс
Сад любви — Питер Пауль Рубенс
Охота на гиппопотама и крокодила — Питер Пауль Рубенс
Святое семейство со святой Анной — Питер Пауль Рубенс
Суд Париса — Питер Пауль Рубенс
Оплакивание — Питер Пауль Рубенс
Высадка Марии Медичи в Марселе — Питер Пауль Рубенс
Избиение невинных — Питер Пауль Рубенс
Встреча Марии Медичи и Генриха IV в Лионе — Питер Пауль Рубенс
Радужный пейзаж — Питер Пауль Рубенс
Похищение дочерей Левкиппа — Питер Пауль Рубенс
Три грации — Питер Пауль Рубенс
Триумф Юльеров — Питер Пауль Рубенс
Триумф Победы — Питер Пауль Рубенс
Победа евхаристической истины над ересью — Питер Пауль Рубенс
Венера и Адонис — Питер Пауль Рубенс
Венера, Амур, Вакх и Церера — Питер Пауль Рубенс
Охота на волков и лис — Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс Биография

Питер Пауль Рубенс (28 июня 1577 — 30 мая 1640) был самым известным североевропейским художником своего времени, а сейчас широко известен как один из выдающихся художников в истории западного искусства.

Завершив слияние реалистической традиции фламандской живописи со свободой воображения и классическими темами итальянской живописи эпохи Возрождения, он коренным образом оживил и переориентировал североевропейскую живопись.

Воспитание Рубенса отражало острую религиозную борьбу его возраста — факт, который имел решающее значение в его творческой карьере. Его отец, ярый антверпенский юрист-кальвинист, бежал в 1568 году в Германию, спасаясь от религиозных обрядов. преследований, но после его смерти (1587 г.) семья вернулась в Антверпен, где Петр Павел был воспитан католиком и получил раннее образование в качестве художника и придворного. К 21 году он был мастером живописи, чьи эстетические и религиозные взгляды заставили его смотреть на Италию как на место для завершения своего образования. По прибытии (1600 г.) в Венецию он попал под обаяние лучезарного колорита и величественных форм Тициана, творчество которого имело формообразующее влияние на зрелый стиль Рубенса. В течение 8 лет (1600-08) Рубенс в качестве придворного живописца герцога Мантуанского, он усвоил уроки других мастеров итальянского Возрождения и совершил (1603) путешествие в Испанию, имевшее глубокое значение. влияние на развитие искусства испанского барокко. Он также провел значительное количество времени в Риме, где расписывал запрестольные образы для церквей Санта-Кроче-ди-Джерусалемме (1602 г .; сейчас в Хопитал-дю-Пти-Пари, Грасс, Франция). и Chiesa Nuova (1607; сейчас находится в Musee de Peinture et Sculpture, Гренобль, Франция), его первые широко признанные шедевры. Укрепив свою репутацию, Рубенс вернулся (1608 г.) в Антверпен после смерти матери и быстро стал доминирующей артистической фигурой в испанских Нидерландах.

На зрелом этапе своей карьеры Рубенс либо лично выполнял, либо руководил выполнением огромного количества работ, охватывающих все области живописи и рисунка. Набожный католик, он проникся своими многочисленными религиозными убеждениями. картины с эмоциональным тенором Контрреформации. Эта агрессивная религиозная позиция, наряду с его глубокой вовлеченностью в общественные дела, придавала работам Рубенса консервативный и публичный оттенок, резко контрастирующий с более частные и светские картины его великого голландского современника Рембрандта. Но если его корни лежали в итальянском классическом искусстве и в римско-католической догме, Рубенс избегал бесплодного повторения академических форм, вводя в свои работы похотливое изобилие и почти неистовая энергия. Светящиеся цвета и свет, мерцающие на конечностях и драпировках, придают спиралевидным композициям, таким как «Снятие с креста» (1611 г., собор Антверпена), характерную барочное чувство движения и тактильная сила.

Любовь к монументальным формам и динамическим эффектам наиболее очевидна в обширных декоративных схемах, которые он выполнил в 1620-х годах, включая знаменитый цикл из 21 картины (1622-25; Лувр, Париж), рассказывающий о жизни Марии де Медичи, первоначально написанная для Люксембургского дворца. Чтобы выполнить эти огромные заказы, Рубенс создал студию по образцу мастерских итальянских художников, в которой квалифицированные художники исполняли картины из эскизы мастера. Личный вклад Рубенса в более чем 2000 работ, созданных этой студией, значительно варьировался от работы к работе. Среди его самых известных помощников были Энтони ван Дейк и Франс СНИДЕРС.

Феноменальная продуктивность Рубенса время от времени прерывалась дипломатическими обязанностями, данными ему его королевскими покровителями, эрцгерцогом Фердинандом и эрцгерцогиней Изабеллой, для которых он вел (1625 г.) переговоры, направленные на прекращение войны между Испанскими Нидерландами и Голландской республикой и способствовал заключению (1629-30) мирного договора между Англией и Испанией. Карл I Английский был настолько впечатлен усилиями Рубенса, что посвятил фламандского художника в рыцари и заказал свою единственную сохранившуюся потолочную роспись «Аллегория войны и мира» (1629 г.; Банкетный зал, дворец Уайтхолл, Лондон).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *