Карл великий краткое сообщение: Краткая биография Карла Великого

Содержание

Краткая биография Карл Великий (жизнь и творчество)

Карл Великий – могущественный западноевропейский правитель, выделяющейся своей самобытностью, храбростью, самоуверенностью, и, конечно же, королевской мудростью. Этот человек совершил множество, как и великих, так и ужасных поступков, за которые его, как и поощряли, так и осуждали. Но без сомнения, эта великая личность заслужила своё место в мировой истории, так как он Карл привнёс множество различных идей в тот политический строй, совершил множество реформ, и также совершил множество военных походов, которые всегда заканчивались успехом.

Родился Карл Великий в 742 году, в небольшом родовом замке короля Пипина. Таким образом, родившись в аристократичной семье, Карл с самого детства изучал основы политики, дипломатии, и методики управления государством. Мальчик родился весьма смышлёным, бойким, умным, и довольно атлетически сложенным, что ставило его на порядок выше всех своих братьев.

Отец любил его больше, нежели других своих детей, и как следствие уделял ему большее внимание, что пошло на пользу мальчику. Часто ходя в военные походы вместе с отцом, он получил неоценимый опыт ведения боевых действий, что впоследствии ему очень помогло.

После смерти отца, права правления разделились между Карлом, и его братом, и хотя создавался некий вид раздвоенного, но совместного правления, но на самом же деле они были абсолютно отделены друг от друга. Враждуя и соперничая, таким образом, братья много раз чуть ли не доходили до военного столкновения, однако в последний момент их всегда что-то останавливало. Но вскоре произошло несчастье, и брат Карла умер, после чего права правления на всё государство досталось ему, чему Карл не мог не радоваться. Правя королевством он начал воздвигать новые постройки, улучшать промышленность в королевстве, делать свои наделы лучше,  и стремится к лучшему.

После некоторых мирных лет правления, король Карл решил начать череду кровопролитных войн, которые должны были пойти на благо государству, однако только подкосили его состояния, из-за чего Карл пришёл в ярость. Он разгневался, даже не признавая свою вину в разжигании войны. А сами войны Карл, кстати, всегда выигрывал, но его страна несла такие огромные потери, которые нельзя было бы восполнить даже за год. Так или иначе, Карл прожил поистине великую жизнь, за что впоследствии и получил имя Карл Великий. Совершив огромное количество реформ, он, получив признание народа, начал воздвигать памятники и алтари поклонения в свою честь, что также распространяло его известность на огромные расстояния. Умер данный великий правитель в 814 году, а причиной смерти стала смертельная болезнь.

Очень кратко

Карл Великий родился в семье придворного сановника в 742 году. И мать, и отец будущего монарха были властные и активные люди. Оба участвовали в политике, старались объединиться с соседними державами мирным путем. Уже в зрелом возрасте, Карл стал императором. В его характере сочетались жестокость к врагам, умение вести войны, реформы и трепетная и нежная любовь к близким людям.

В те времена завоевательные или оборонительные войны велись годами, скорее всего это был стиль жизни людей в того времени. В какой бы войне не участвовал, Карл преследовал свои цели. Укрепление власти, расширение своих владений.

Он жил в суровые времена, поэтому к нему до сих пор какое-то пренебрежение как к выходцу из диких племен. Зато люди намного были тогда порядочнее и добрее, чем в средневековье.

Карл Великий был женат несколько раз. Жен, которые стали неугодными, он отправлял подальше, а сам женился на другой избраннице. В то время было не принято убивать надоевших женщин. К разводу относились проще. Детей у императора было много. Дочерей и сыновей очень любил. Даже не позволял дочерям выходить замуж и никуда от себя не отпускал.

Будучи человеком грамотным, по тому времени, не лишенным здравого смысла он понимал, что без поддержки церкви, которая имела в то время огромное влияние на все сферы жизни ничего сделать невозможно. Поэтому поддерживал материально преданных ему священников. В свою очередь они зорко следили за народом в плане покорности властям.

Прославился Карл Великий не только победами в войнах, подавлением мятежей, но и как умный правитель, при котором далеко вперед шагнули научные и исторические исследования, просвещение. По сравнению с другими правителями, жившими позже, может быть, этого было не достаточно, но не каждому удалось стать героем исторического эпоса. К тому же всех императоров после его правления стали именовать король, которое образовалось от имени Карл. Не у каждого императора есть такая богатая биография.

Карл дожил до преклонных лет, даже по нашим цивилизованным меркам. Он до последнего интересовался окружающим, миром вел активный образ жизни. В возрасте 72 лет простудился на охоте, заболел и умер (814 год). Правда, перед этим успел передать дела наследнику.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Сергей Павлович Королев

    В январе 1907 года (12.01.1907) в Житомире в семье Королёвых родился сын Сергей Павлович Королёв. Родители мальчика работали учителями. Ему исполнилось три года, когда его родители оформили развод

  • Елена Исинбаева

    Елена Гаджиевна Исинбаева появилась на свет 3 июня 1982 года.

    Маленькой девочкой посещала спортивную секцию по спортивной гимнастике. Одновременно с физкультурной школой получает образование в лицее с техническим уклоном

  • Чайковский Петр Ильич

    Чайковский Петр Ильич родился в 25 апреля 1840 году в поселке Воткинск. Жил он в семье, где было много детей.

  • Николай Коперник

    Николай Коперник (1473-1543 гг.) является знаменитым польским астроном, автором системы о гелиоцентрическом создании мира, ставшую началом научных революционных изменений в понятии мироздания.

  • Осеева Валентина

    Валентина Александровна Осеева – великая писательница советского времени. Родилась в 1902 году в городе Киев. В семье, кроме Валентины, росли две старшие сестры.

Управление империей. Установление вассальных отношений. Распад империи Карла Великого | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Рождение средневековой Европы

Карл Великий.
Скульптурный портрет

Управление империей. Установление вассальных отношений. Управлять огромной империей было трудно, поэтому Карл разделил ее на 200 областей, во главе которых поставил своих управляющих — графов. Они собирали налоги, осуществляли суд, командовали местным ополчением. Чтобы графы не злоупотребляли властью, король рассылал по всей империи своих доверенных лиц, которые следили за порядком и соблюдением законов. Но лучшей гарантией послушания подданных Карл считал их личную преданность королю. Поэтому, раздавая земли графам и герцогам, он брал с них клятву верности — вассальную клятву. Тот, кто ее приносил, становился вассалом (слугой), а тот, кому ее давали, — сеньором (господином). Сеньор давал обещание защищать своего вассала. Взамен он требовал от него послушания и обещания по первому зову являться со своей дружиной. Карл считал, что этим он сможет упрочить свою власть в государстве и справиться со своеволием крупных магнатов.

Карл Великий — император
Принесение вассальной клятвы

Распад империи Карла Великого. Карл Великий впервые после гибели Западной Римской империи попытался объединить христианские народы Западной Европы в единое государство. Но народы его империи были слишком разными по языку, культуре и традициям. Единство государства поддерживалось лишь силой оружия. Не было согласия и среди наследников императора. Три его внука после долгой междоусобной борьбы разделили государство на три королевства, и в 843 году империя Карла Великого распалась

.

Но и эти королевства не были едиными. Каждое из них распалось на части, а позже те, в свою очередь, раздробились на еще более мелкие владения. Ослабевшая королевская власть уже не могла удержать в повиновении крупных магнатов. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Стремление народов, объединенных насильственным путем, к освобождению из-под власти завоевателей; рост могущества крупных землевладельцев и слабость центральной власти привели к распаду империи Карла Великого.

Управление государством при Карле Великом
На этой странице материал по темам:
  • Империя карла великого и его распад доклад

  • Краткое содержание варвары на римских землях

  • Различие в управления в византии и империи карла великого

  • Феодальная раздробленность италии причины

  • Отношения карла и вассалов

Вопросы по этому материалу:
  • Расскажите об управлении империей Карла Великого.

  • Назовите причины распада империи Карла Великого.

  • Кто такие сеньоры и вассалы?

  • Сравните Римскую империю и империю Карла Великого.

    В чем сходство и различие в управлении, территории, населении этих государств?

Дитер Хэгерманн — Карл Великий читать онлайн

Дитер Хэгерманн

Карл Великий

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ КАРЛА ВЕЛИКОГО — ЭТО ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ

Карл Великий — неотъемлемая часть европейской истории. По масштабности он сравним, пожалуй, с Александром Великим (Македонским), Ганнибалом, Цезарем и Наполеоном. Жизнь Карла Великого соткана из мифов и истины. Говоря словами Пьера Бурдьё, судьба Карла Великого — это «биографическая иллюзия». Поэтому новая биография Карла Великого не нуждается в особом перекраивании. Если верно утверждение, что каждое поколение отличается собственным взглядом на историю и, таким образом, всякий раз имеет место переосмысление предания, то это характеризует и Каролингский век, в центре которого уже в понимании средневековья оказался яркий представитель эпохи — Карл Великий.

Этот период истории, отразившийся в названии и в самой личности императора франков, отличается особым качеством.

Арно Борст более трех десятилетий назад охарактеризовал его следующим образом: «Карл Великий заложил основу истории, до сих пор вызывающей интерес специалистов, занимающихся современной Европой; речь идет о взаимопонимании европейских народов и национальных разделениях, о государственном устройстве и общественных структурах, о христианской нравственности и античном образовании, о неиссякающем предании и манящей свободе». В сущности, это незавершенный исторический процесс, живо напоминающий о себе многообразием и новизной форм. Соответственно меняется не только взгляд наблюдателя па каждый пройденный этап, но и оценка исходного исторического момента. «Живое воздействие и, стало быть, постоянная трансформация» в сознании ученого под влиянием господствующих тенденций своего века порождают нерасторжимое целое, элементами которого оказываются продиктованная источниками объективность, с одной стороны, и оторванная от реальности субъективность, с другой.

Европа, ныне стремящаяся обрести новый политический облик, несомненно, возвращается к своим корням, к межнациональной, многоуровневой структуре, сформированной личностью правителя и его семьи, которую мы за неимением соответствующих терминов обычно называем эпохой династии Каролингов или империей Карла Великого.

Европа во времена Гомера включала в себя части Пелопоннеса, затем эта целостность распространилась на западную часть Средиземноморья вплоть до Геркулесовых столбов. Потом во времена Цезаря и его преемников Европа в результате присоединения Галлии, Испании и Британии к Римской империи расширилась за счет огромных территорий североальпийского региона. Впоследствии настала очередь Скандинавии и балтийского побережья, и прежде всего Германии, страны по другую сторону Лимеса. Территории на северо-востоке представлялись средиземноморским народам местом обитания диких скифов. Они стали в будущем Россией. Но тогда это, по сути дела, была terra incognita[1].

По мнению историка, в век Каролингов Запад приобретает первые серьезные очертания в качестве imperium christianum[2] под началом франков. Imperium christianum отдаляется от Византии не в последнюю очередь в результате обновления Западной империи на Рождество 800 года и роста авторитета патриарха Запада, епископа Римского. Вследствие политико-богословского спора о почитании икон накануне второго Никейского собора 787 года под председательством императора подготавливается отделение Восточной греческой церкви от латинского христианства; этот процесс завершился в 1054 году расколом, продолжающимся и по сей день. Античное единство Средиземноморья было нарушено уже германскими поселениями на римских землях и окончательно перестало существовать с завоеванием Африки и Иберийского полуострова арабами.

В конце XII столетия Падерборнский эпос превозносит императора Карла как «вершину», «светоча» и «отца» Европы. Из него о Европе складывается пока весьма аморфное и даже противоречивое представление. Однако в нем явно присутствуют два элемента, а именно господство франков и христианства латинского толка на фоне по крайней мере косвенного забвения Византии и Восточной греческой церкви. Тогда и началось в общем-то принудительное для истории Запада и мировой истории разделение Европы на латинское западное христианство и греческую, православную церковь с оплотом в Восточном Средиземноморье и Малой Азии с последующим распространением в некоторых регионах Балкан и в России. Этот процесс имел непреходящее политическое значение, поскольку в посткаролингскую эпоху восточные страны (Польша, Богемия и Венгрия), территории которых были объектом латинской миссионерской деятельности, ощущали себя причастными к западной христианской традиции. Хотя в 800 году Эльба и юго-восточные марки, доходившие до Венского леса, представляли собой и «государственную» границу христианства, каролингское миссионерство на Севере, начиная с Людовика Благочестивого и императора Отгона на Востоке, переступило эту границу, хотя Скандинавия, Польша, Богемия да и Венгрия в состав империи включены не были. Лишь так называемая восточная колонизация XII–XIII веков вдоль прибалтийского побережья вновь подтверждает это сочетание миссионерства и сферы господства, что в широком масштабе с успехом реализовал Карл Великий в Саксонии.

Точно так же и западное христианство латинского толка оказалось не в состоянии долго противостоять расширению империи Карла Великого. Западные и восточные франки уже в X веке избрали собственный путь развития. Франция, впрочем, как и Англия, после норманнского завоевания сформировала национальное государство. А вот «немецкие земли» как существенная составная часть наднациональной «Священной Римской империи» под началом Оттона I в 962 году возродили империю всеобъемлющего надродового свойства, которая одновременно предусматривала плодотворный элемент противостояния с римским папством как высшей духовной инстанцией.

Такая постантичная, предсовременная Европа вызывает тень аналитичного идеального континента, его контуры Новалис определил ностальгически-смиренными предложениями, которыми начинается его известное сочинение 1799 года «Христианство или Европа». «То были блистательные времена, когда Европа являлась христианской страной, где христиане населяли эту очеловеченную часть мира. Огромный общественный интерес объединял самые далекие провинции этой необъятной духовной империи. Лишенный обширных светских владений, один глава управлял великими политическими силами и объединял их».

Столь же всеобъемлющей, но еще более тесно связанной с историческим контекстом представляется оценка Якоба Бурхарда в его произведении «Старая схема лекции об изучении истории» (1868): «Империя Карла несла в себе благословенное начало, внушавшее европейским народам идею культурной общности, которая с тех пор (исключая, пожалуй, Англию) воплощает преимущественное право в мире и которая уже в то время обеспечивала идеальный пандан к византинизму [именно так!] и исламу».

Читать дальше

Сочинение О Карле Великом – Telegraph


>>> ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ <<<

Сочинение О Карле Великом
В Интернете Я ндекс нашёл 5 млн ответов
Карл Великий, король франков, император Священной Римской империи, в течение четырех десятилетий вел почти постоянные войны и покорил большую часть Западной и Центральной Европы. Его по праву называли «светом Темных веков». 

Карл Великий, король франков, император Священной Римской империи, в течение четырех десятилетий вел почти постоянные войны и покорил большую часть Западной и Центральной Европы. Его по праву называли «светом Темных веков». 

Великий император и король. В историиникогда, так просто, и никому не присваивали прозвища, если этот человек не заслужил его. Карл был первым действующим императором на западе Европы, который занял королевский престол приблизительно 1200 лет назад. 

Карл Великий — правитель Франкского государства на протяжении 46 лет {с 768 по 814 год), император с 800 года. Карл Великий вел войны против лангобардов и саксов, ему удалось захватить большую часть Италии. При Карле Великом началось Каролингское возрождение… 

17 июля 13:04. Сочинение о карле великом по истории 6 класс. 
Карл Великий был королем франков. Особое внимание уделял развитию сельского хозяйства, наук и искусств в своем государстве. 

Карл Великий, король франков, император Священной Римской империи, в течение четырех десятилетий вел почти постоянные войны и покорил большую часть Западной и Центральной Европы. Его по праву называли «светом Темных веков». 

Карл Великий : основатель империи. Империя Карла Великого положила конец Тёмным векам. Почти каждый франкский воин побывал в военных походах, а в монастырях переписывали сочинения римских классиков. 

— 1) Герой «Жизнеописания Карла Великого » Эйнхарда (между 817-821 гг.). Карл Великий (742-814) — внук Карла Мартелла, основателя династии Каролингов, король франков с 768 г., римский император с 800 г. В биографии Эйнхарда, сочинении панегирического характера, К. В… 

Карл Великий — кратко. История средних веков знает немало великих людей. Они заложили основы тех государств, которые мы можем наблюдать сейчас. Сегодня речь пойдет о Карле Великом – живой легенде основателе империи франков. Кратко разберем биографию этого… 

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Сочинение о карле великом по истории 6 класс …» по предмету 📙 История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. 

Государство франков до Карла Великого . Детство и юность Карла. Расширение Франкского королевства. Провозглашение империи. 
Карл Великий – второй правитель из франкской династии Каролингов, получившей свое название по его имени. 

Карл Великий, король франков, император Священной Римской империи, в течение четырех десятилетий вел почти постоянные войны и покорил большую часть Западной и Центральной Европы. Его по праву называли «светом Темных веков». 

Карл Великий — один из наиболее известных персонажей европейской истории. В историю он вошел как создатель Каролингской 
Нам известны и другие источники: сохранились письма его приближенных и современников; о Карле I Великом известно из исторических сочинений… 

Размещение рекламы
+ 375 (17) 336-91-01

Хостинг: HOSTER.BY
Поиск реализован на основе Яндекс.XML

сочинение о карле великом по истории 6 класс — Школьные…
Доклад Карл Великий 6 класс кратко сообщение
Напишите небольшое историческое сочинение о Карле Великом .
Знаменитые императоры. Карл Великий . | Яндекс Дзен
Сочинение о карле великом по истории 6 класс
Реферат На Тему Орден Доминиканцев 6 Класс
Храм Покрова На Нерли Мини Сочинение
Жизнь И Творчество Крылова Реферат
Расширяющаяся Вселенная Реферат
Реферат По Истории Религия Древнего Египта

Образ и характеристика Карла Великого в Песне о Роланде сочинение

Одним из основных персонажей произведения является Карл Великий, представленный в образе французского короля, прототип реальной исторической личности.

Карл описывается в поэме как немолодой, седовласый и седобородый мужчина, отличающийся прекрасным станом и величавым лицом, обладающего мудростью лет и богатым опытом. Облик короля изображается в патриархальном стиле, типичном для произведений в виде народных сказаний.

Король характеризуется мудростью, рассудительностью, тщательным обдумыванием своих действий и поступков, не пренебрегая советам своих верных баронов, в числе которых Роланд, племянник Карла, считающийся правой рукой короля, граф Оливье и муж сестры короля Ганелон. 

Находясь на поле боя, Кард Великий отличается бесстрашием и отвагой, переживая и неустанно заботясь о своем войске.

Окружающие считают короля Карла справедливым правителем, который способен проявить в определенных обстоятельствам суровую твердость. Это выражается в казне предателя Ганелона, которой предшествует честное судебное разбирательство, закончившееся благородным воинским поединком.

Исключительной чертой Карла Великого является описанная в поэме его взаимосвязь с богом, ставящая его на уровень сверхчеловека, превознося над всеми остальными людьми. Исполняя всевышнюю волю, Карл приводит язычников к христианской вере и под пристальным руководством божественной силы осуществляет свои боевые походы, обладая способностью видеть во сне предсказания архангела Гавриила.

Божественный мир трепетно относится к просьбам земного правителя и часто выполняет мольбы Карла, творя чудеса, выражающиеся в продлении количества часов дня с целью разгрома войском Карла вражеской армии, которая должна быть подвергнуть каре небесной, поскольку не принимает веру в качестве истинного верного пути.

Образ Карла Великого представляется в героической поэме с использованием гиперболы, преувеличения с целью создания могучего духа эпохального произведения. Именно поэтому король наделяется в поэме народным автором самыми лучшими и положительными качествами, приравнивая своего героя к священномученикам, апостолам.

Сочинение Карл Великий

В знаменитой «Песне о Роланде» фигурирует такая историческая личность, как Карл Великий, который является королем Франции.

Образ этого могущественного правителя в произведении достаточно идеализирован и украшен. Карл Великий предстает перед читателями уже немолодым, с седыми волосами, испанцы даже уверены, что правителю больше двухсот лет, однако он все еще обладает «прекрасным станом и величавым лицом». Как и положено типичной фигуре эпических сказаний, Карл умен, рассудителен, осторожен в решениях, обладает чертами морального и физического превосходства.

Отличительная черта короля, превозносящая его над другими людьми и делающая его сверхчеловеком – это способность видеть вещие сны и  общаться с богами. Он обращает язычников в христианскую веру по велению Господа.

Образ короля в поэме является воплощением духа крестовых походов. Архангел Гавриил направляет Карла Великого в походы, руководя его действиями. В бою Карл бесстрашно и жестоко атакует своих врагов. Он всей душой ратует за своих воинов, доверяя каждому из них. Особенно король переживает за Роланда, своего племянника, который стал для него ближе и роднее всех.

Карл молится Всевышнему во время битвы, прося его о помощи. Он делает день длиннее, останавливая солнце, чтобы его войско имело возможность разгромить противников.

Особенно тяжело Карл Великий страдает не из-за огромных потерь, которые понесло его огромное войско, сражаясь с сарацинами, а из-за смерти Роланда и его приближенных, всегда верных пэров. Король обрушивается на головы врагов страшной, беспощадной местью, позабыв о новых потерях. Карл настолько сильно привязан к Роланду, что готов скакать впереди своего войска в поисках погибшего племянника.

Карл представлен в «Песне о Роланде» справедливым, но суровым правителем. Он вызывает на честный поединок предателя Ганелона, а после устраивает суд и жестокую казнь.

Стоит отметить сходство произведения с притчей о Христе в Евангелие. Двенадцать пэров, погибших на поле боя, можно сравнить с апостолами, предатель Ганелон уподобляется изменнику Иуде, а сам Карл Великий часто вынужден мученически повиноваться судьбе, например, как в тот момент, когда ему приснился вещий сон о том, что граф Ганелон предаст его и погубит своих людей.

Таким образом, Карл Великий является одной из центральных фигур «Песни о Роланде», его патриархальный образ весьма типичен для народных сказаний.

3 вариант

Одним из главных героев «Песни о Роланде» — жемчужины средневековой литературы – является король Карл Великий. Это не вымышленный художественный персонаж, а человек который реально существовал. Руководствуясь личными интересами, он в 778 году захотел вмешаться во внутренние дела испанских мавров и отправился с военным походом в Испанию. Разделив армию на две части, король завоевал Херону (Каталонию) и Пампелуну (Наварру). Недалеко от Сарагосы обе части его армии объединились. Весть о восстании саксов вынудила Карла принять решение о возвращение во Францию.

Вышеупомянутые непродолжительные исторические события в поэме превратились в широкую панораму семилетней войны французов-христиан с «неверными». А король Карл Великий, которому в ту пору не было и сорока, изображён в произведении немолодым. Враги даже считают, что ему около двухсот лет.

Карл – воплощает в себе идеал государственного деятеля. Он – символ демократичного правителя, наделённого мудростью, рассудительностью и справедливостью. Говоря о нём, автор часто использует эпитет «седобородый», желая подчеркнуть именно эти черты характера, а не его годы.

Король прекрасен и величественен. Несмотря на то, что его борода белее, чем снег, Карл предстаёт перед нами статным мужчиной с гордой осанкой и привлекательным лицом. Он сурово наказывает предателей, но заботится о своих воинах и нежно любит племянника Роланда. Готов мстить за собственных вассалов даже в жесточайшей битве. Например, король приказывает догнать мавров, уничтоживших арьергард франков в Ронсевальском ущелье, и убить их. После он собирается вернуться в Ронсеваль и похоронить с почестями тела погибших французов.

Ничто человеческое ему не чуждо. Он добрый, прямолинейный, благородный и умеет прислушиваться к мнению других людей. Немного наивен, потому, услышав сигнал рога Олифанта, внемлет совету Ганелона и не сразу спешит на помощь отряду Роланда. Но искренне горюет, узнав о гибели многих славных воинов, и укоряет себя, что не смог их спасти.

Кард думает не о славе, а о Франции и о том, как утвердить христианские идеи и имя Бога на всей земле. Невзирая на свой возрасти и социальное положение, не боится принимать участие в сражениях, не прячется за спинами подданных. Описание его боя с эмиром Балигантом, пожалуй, принадлежит к числу самых ярких моментов «Песни о Роланде».

Всевышний покровительствует королю, ведь цель Карла Великого – окрестить мавров. Он наделён способностью видеть вещие сны и побеждает неимоверно мощного противника потому, что на его стороне Бог, который даёт ему силу и решительность в трудные минуты.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Карла Великого в Песне о Роланде

Несколько интересных сочинений

Конспект по истории Средних веков, 6 класс.

Тема. Империя Карла Великого

Государственное общеобразовательное учреждение «Донецкая специальная школа интернат №19»

ТЕМА. Карл Великий

Цели.

Личностные:

· осмысление социально опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции к изучаемому материалу,· понимание культурного многообразия мира,

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать выводы при помощи учителя.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, контролировать внятность произношения

Программное содержание

Карл Великий. Империя Карла Великого. Распад империи Карла Великого.

Мировоззренческая идея

Любое государственное устройство, основанное лишь на силе, рано или поздно падет.

Ценностно-смысловые ориентиры

Воспитание ценностного отношения к историческим знаниям, личности человека.

План изучения учебного материала

1.Карл Великий: становление короля.

2.Войны Карла Великого. Создание империи.

3.Причины распада империи Карла Великого.

Основные понятия

Империя, король, баски, авары, титул, бенефиций, феод.

Основные даты

768-814гг. – даты правления Карла Великого,800г. – провозглашение Карл Великого императором, 843г. – Верденский договор о разделе империи Карла Великого.

Имена исторических деятелей

Пипин Короткий, Карл Великий, Карл Мартелл, Лотарь.

Географические объекты

Италия, Испания, Пиренейские горы, р. Эбро, р. Рейн, Р.Эльба.

Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Форма урока

Урок знакомства с новым учебным материалом.

Образовательная технология

Технология развития мышления.

Оснащение урока

учебник (Агибалова Е.В. История средних веков: Учеб. для 6 класс общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 254с.), раздаточный материал, контурная карта, атлас, компьютер, иллюстрированный материал

Имя:Карл Великий

Дата рождения: 2 апреля 742 г.

Знак зодиака: Овен

Возраст: 72 года

Дата смерти: 28 января 814 г.

Место рождения: Льеж, Бельгия

Деятельность: король франков и лангобардов

Теги: король

Семейное положение: был женат

Карл Великий: биография

В биографии Карла I Великого удивительным образом сочетаются завоевательные войны и образовательные реформы, жестокость по отношению к врагам и трепетная любовь к родным и близким. Не каждому правителю в мировой истории суждено было стать героем народного эпоса и получить почетное звание Великого.

Детство и юность

Будущий император родился вовсе не в монаршей семье, что было бы логично представить. Его отцом был придворный сановник майордом Пипин Короткий, наследник древнего рода Каролингов, которые также выступали майордомами при франкийском дворе. Мать Карла Бертрада, дочь влиятельного графа Ланского Калиберта, оказалась под стать амбициозному и властолюбивому супругу. Она активно участвовала в политике и была одержима идеей объединения с соседними державами.

Король Карл Великий

К тому времени власть правящей династии Меровингов настолько ослабла, что государственными делами распоряжался ближайший соратник короля майордом, а монарх ставил подпись и кивал головой на встречах с иноземными послами. В 751 году Пипин Короткий, заручившись поддержкой Папы Римского, окончательно лишил последнего из Меровингов трона и провозгласил себя первым каролингским правителем. Также на царство помазаны его сыновья Карл и Карломан. Лишенного власти монарха отправили в монастырь, а Папа в благодарность получил земли в центре Италии.

Великий завоеватель Карл Великий

Карл рос крепким, активным и любознательным мальчиком, проявлял недюжинные способности в учении и отличался спокойным покладистым характером. Эти качества сделали мальчика любимцем отца, уже с двенадцати лет Пипин брал его с собой в военные походы и приучал к совместному ведению государственных дел.

В 768 году Пипин неожиданно скончался от водянки и королевство, согласно завещанию, было поделено между сыновьями. Карлу достались северные и западные земли, а Карломану – центральная и юго-восточная часть. Сразу же после этого отношения между братьями испортились, да и недоброжелатели старались их поссорить. Дело шло к войне, и лишь старания матери не давали разгореться междоусобному конфликту.

Карл Великий на коне

Ситуация разрешилась сама собой: в 771 году Карломан внезапно умер. Карл отправил его вдову с детьми подальше в Италию и тут же присоединил земли брата к своим, провозгласив себя единовластным королем франков. Таким образом он стал самым могущественным правителем в Европе. Ему принадлежала большая часть современной территории Франции, Бельгия, почти вся Германия с входящей в нее Австрией и часть Нидерландов. Поэтому Карл тут же занялся укреплением своих владений, параллельно присоединяя к ним соседние территории.

Военные походы

Свое правление он начал с войны с саксами, которая, в общей сложности, продлилась 33 года. Саксы были язычниками и постоянно беспокоили франков своими жестокими коварными набегами. В 772 году Карл со своим войском захватил их крепость Эресбург и разрушил главную святыню — идола Ирминсула. После этого на время было заключено перемирие, а король двинулся в Италию, принадлежавшую тогда лангобардам и возглавляемую его тестем Дезидерием. Лангобарды постоянно покушались на папские земли и угрожали захватить Рим, поэтому папа попросил помощи у Карла.  

Карл Великий на коне

У короля-завоевателя в этой войне был и свой интерес, поэтому, разведясь с дочерью Дезидерия и отправив ее к отцу, он вступил в войну. Путь его войска лежал через Альпы, и, поняв, что лангобарды укрепили перевал, Карл неожиданно зашел к ним с тыла. Это посеяло панику в войсках Дезидерия, и он был вынужден отступить к столице лангобардов Павии, рассчитывая укрепить город и отсидеться в осаде. Через полгода столица пала, а Дезидерий сдался на милость победителя. Он был пленен и пострижен в монахи, а Карл объявил себя королем захваченных земель и ввел в них франкийское правление. В Риме победителя встретили с величайшими почестями, а папа Адриан I организовал ему торжественный прием.

Карл Великий и папа Адриан I

В 776 году папа еще раз обратился к Карлу за военной помощью. Сын Дезидерия вступил в сговор с византийцами и намерился занять трон. Вскоре восстание было подавлено, а мятежники покараны.

После итальянской кампании Карл снова принялся за Саксонию. Пока король сражался в Италии, саксы отбили Эресбург. Поэтому Карл решил воздвигнуть на границе с Саксонией мощный оборонительный рубеж и построил крепость Карлсбург, которая была призвана защищать франкийские земли от набегов врага. Параллельно шло активное обращение местного населения в христианскую веру, иногда сопровождающееся ожесточенным сопротивлением.

Коронация Карла Великого

В 777 году к Карлу прибыл с просьбою о помощи губернатор Сарагосы. Король уже давно планировал расширить свои южные границы, и, воспользовавшись поводом, отправился в Пиренеи. Этот поход оказался не очень удачным. В Ронсельванском ущелье баски организовали его воинам засаду и устроили кровавое побоище. В этой битве погиб племянник Карла Роланд. Этот эпизод лег в основу легендарного эпоса «Песнь о Роланде». Тем не менее, Карл все равно сумел отвоевать себе участок территории у подножия Пиренейских гор, который назвал Испанская марка.

Карл Великий и Роланд

По возвращении Карла ждали неприятные вести: коварные саксы забыли все свои обещания и вновь развязали войну. Поэтому свой новый поход в Саксонию король подготовил с особой тщательностью. Ему на время удалось усмирить врагов и поставить во главе административных округов верных ему людей, но через время в Саксонии снова вспыхнул мятеж.

В это же время он крестил своего четырехлетнего сына Пипина и объявил его королем лангобардов.

В 788 году Карл присоединил к себе Баварию, заставив своего кузена Тассилона отказаться от герцогства, обвинив его в заговоре и поместив в монастырь.

Войны Карла Великого

Вернувшись в Саксонию, король принялся за подавление восстания, организованного лидером языческого сопротивления Видукиндом. Он посвятил этому три года, безжалостно уничтожая непокорных и их жилища. Вскоре мятежники запросили пощады и сдались. Видукинд сам явился к королю и, покаявшись, принял христианство. Это стало переломным моментом в долгой и кровопролитной Саксонской войне.

Покорение аваров Карлом Великим

Одним из выдающихся достижений Карла на военном поприще считается покорение аваров, или, как их еще называли, гуннов. Эта война стала второй по продолжительности и кровопролитию после саксонской и длилась четырнадцать лет. Племя аваров, несколько веков терроризировавшее жителей востока Европы, было уничтожено, а их земли присоединены к франкийскому государству, получив название Восточная марка. Все богатства, награбленные аварами за время их существования, достались победителям.

Карта Франкской империи

В 799 году была успешно завершена затяжная война в Саксонии. Карл с сыновьями окончательно разгромил саксов, заселив завоеванные территории франками, а захваченных в плен саксов разбросал по территории франкийского государства.

Создание империи

В 799 году в результате заговора был свергнут папа Римский Лев III. Он обратился за покровительством к Карлу и вскоре был возвращен в Рим. Местной знати ничего не оставалось, как смириться с таким положением дел. Во время рождественской мессы папа в благодарность провозгласил Карла императором. Несмотря на недовольство византийских властителей, им пришлось признать новый титул правителя франков. Чтобы сравняться с ними, Карл предпринимает попытку заключить брак с византийской императрицей Ириной, но в том же году она лишилась власти в результате дворцового переворота.

Коронация Карла Великого

Образование империи стало важнейшим событием для Западной Европы, объединившим монаршую власть и церковь, укрепив влияние франкийского государства.

Карл I, будучи человеком умным, религиозным и образованным, не мог не понимать огромной роли церкви в развитии государства. Поэтому он всячески жаловал преданных священнослужителей, щедро наделяя их денежными и земельными вознаграждениями. В ответ они старательно приобщали завоеванные народы к христианской вере, следя за тщательным соблюдением покорности и законопослушания.

Корона Карла Великого

Эпоху Карла Великого называют «каролингским Возрождением». Он собрал при дворе самых образованных людей того времени, способствовал открытию школ, причем не только для знати, но и для среднего сословия. При нем стали собирать древние летописи, которые переписывались и систематизировались в специальных скрипториях при монастырях. Создавались библиотеки, была проведена реформа письма и системы обучения. При нем осваивались заброшенные земли, были построены новые города, мосты и дороги.

Слово «король» образовалось от имени Карла Великого

Империя, созданная Карлом Великим, была после его смерти унаследована сыном Людовиком и распалась в 843 году. Причиной распада послужила недостаточно авторитарная власть его наследников, которые не обладали столь выдающимися качествами, присущими их великому предшественнику.

Личная жизнь

У Карла I Великого было шесть жен, три наложницы и восемнадцать детей. Его первой женой стала дочь короля лангобардов Дезидерия. Он отправил ее к отцу перед началом первого итальянского похода и вскоре женился на девушке знатного происхождения Гильдегарде, которая родила ему трех сыновей (Пипина, Карла и Людовика) и трех дочерей. 

Карл Великий и его дети

Своих сыновей король с детства обучал охоте, верховой езде и обращению с мечом, а также приветствовал их занятия грамматикой и точными науками. Дочерей он обожал настолько, что все время старался держать их при себе и ни одну не выдал замуж. Да и в сыновьях Карл души не чаял, поэтому безвременная кончина Пипина и Карла стала для него настоящей трагедией.

Смерть

К концу жизни Карл превратился в больного дряхлого старика. Чувствуя скорую смерть, он короновал Людовика Благочестивого и прилюдно объявил наследником. 

Папа римский Адриан I коронует Людовика

Вскоре после этого он простудился на охоте и умер на семьдесят втором году жизни, на сорок седьмом году правления. Тело его было торжественно упокоено в главном соборе города Ахена.

Домашнее задание

Карл Орф: биография, интересные факты, творчество

Карл Орф

 

Этого знаменитого композитора называют великим баварским экспериментатором. Его музыка, поражающая своей самобытностью, действительно звучит немного непривычно. Обладающая редким качеством – изысканной простотой, она магической силой своего внушения покоряет аудитории во всех уголках земного шара. Имя этого выдающегося маэстро, чьё творчество стало особым явлением в культуре XX века — Карл Орф. Новаторство композитора заключалось в упорном стремлении сгладить грани между музыкой и театром. На самом деле в его творческом наследии нет произведений, которые бы соответствовали определению «чистая музыка». Помимо выдающихся заслуг Орфа, получивших всеобщее признание в музыкальном искусстве, неоценимым является вклад композитора в творческое развитие подрастающего поколения. Разработанную им педагогическую систему успешно применяют во многих странах мира.

Краткую биографию Карла Орфа, а также множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

 

Краткая биография Карла Орфа

10 июля 1895 года в Мюнхене на улице Майлингерштрассе в семье потомственного военного Генриха Орфа и его жены Паулы, урождённой Кёстлер, произошло радостное событие: на свет появился первенец, которого счастливые родители назвали Карлом Генрихом Марией. Малыша с первых дней его жизни окружала творческая атмосфера: в доме постоянно звучала музыка. Мать мальчика, в детстве и юности получившая хорошее образование, великолепно играла на фортепиано.

Уже с годовалого возраста маленького Карла привлекали музыкальные звуки, он любил сидеть под роялем и слушать, как музицирует Паула, а в двухлетнем возрасте малыш с истерикой выпрашивал, чтобы ему разрешали поиграть на рояле. Карла сажали к инструменту на высокий стульчик, он двумя руками нажимал на клавиши и при этом распевал песни на понятном только ему языке. В четыре года мальчик впервые увидел кукольный театр. Впечатление было настолько сильным, что после этого знакомства его самыми любимыми игрушками были куклы, сделанные из лоскутов. Видя такое увлечение сына, родители сами сконструировали и на Рождество подарили ему игрушечный театр. В пять лет Паула начала обучать Карла игре на фортепиано, однако скучные упражнения мальчику совсем не нравились, он больше любил наигрывать на инструменте то, что сочинял сам. А вот изучение нот малышу пришлось по душе, он быстро сообразил, что при помощи этих знаков можно записывать его музыкальные фантазии.

В шесть лет Карла отдали в школу, в которой ему совершенно не нравилось. Наученный матерью чтению и письму, он скучал на уроках, а приходя домой, с воодушевлением садился за сочинение стихов и рассказов. Уже в десять лет два рассказа Карла были напечатаны в детском журнале.

При всём многообразии различных занятий, увлечение мальчика кукольным театром не только продолжалось, но и всё более возрастало. К постановкам спектаклей, к которым он сочинял как тексты, так и музыку, привлекались школьные друзья, умеющие играть на музыкальных инструментах, а также младшая сестра.

Когда Карлу исполнилось четырнадцать лет родители впервые взяли его с собой в оперный театр.

«Летучий голландец» Вагнера произвёл на юношу такое впечатление, что он перестал ходить в гимназию и целыми днями, импровизируя, просиживал за роялем. Родственники были недовольны таким поведением Карла, но Паула, несмотря на укоры со стороны близких людей, приняла своё решение. Она подарила сыну клавир «Летучего голландца» и разрешила ходить на любой спектакль оперного театра. В шестнадцать лет поддерживаемый родителями Карл бросил гимназию и начал готовиться к поступлению в Музыкальную академию, к обучению в которой он приступил осенью 1912 года.

К сожалению, те надежды, которые молодой музыкант возлагал, когда поступал в учебное заведение, вновь себя не оправдали. Карл в то время, будучи вполне умелым музыкантом, хорошо знающим музыку, постоянно выискивал то, что считал для себя наиболее важным и интересным, так как программа, по которой велось обучение, его не устраивала. Изучая партитуры Клода Дебюсси, молодой человек даже решил уехать из Мюнхена в Париж и там продолжить обучение у знаменитого маэстро, и только родительская воля смогла остановить юного музыканта. После окончания Академии, в1914 году Карл устроился концертмейстером у вокалистов в оперный театр и при этом стал усердно заниматься на фортепиано, беря уроки у Германа Цильхера.

Наконец в 1916 году он занял место капельмейстера в драматическом театре «Каммершпиль». Эта работа очень увлекала молодого композитора: он сам писал музыку к спектаклям и с ней мог экспериментировать так, как ему хотелось. Всё планы Орфа рухнули в сентябре 1917 года, когда его призвали в армию и отправили на Восточный фронт. Получив тяжёлое ранение, Карл был контужен, и после решения комиссии о его непригодности к военной службе, он вновь приступил к театральной деятельности, сначала в театре Мангейма, а затем в придворном театре герцога в Дармштадте. Спустя время Орф вернулся в Мюнхен, где в 1920 году в его личной жизни произошли значительные изменения. Карл женился на начинающей оперной певице Алисе Сольшер, а через год стал счастливым отцом малышки Годелы.

В двадцатые годы Карла Орфа начинает привлекать педагогическая деятельность. Он занимается репетиторством, собирая вокруг себя молодых музыкантов готовящихся поступать в Музыкальную академию и тех, кто уже там учиться, но был недоволен методикой преподавания.   В 1923 году Карл познакомился с молодой гимнасткой Доротеей Гюнтер, а в следующем году помог ей открыть школу танца и музыки — «Гюнтершуле», в которой вскоре сам начал преподавать. Постоянное творческое общение с юным поколением так увлекало Орфа, что он разработал свою методику музыкального образования и в 1932 году издал её под заголовком «Шульверк». Во второй половине тридцатых годов Карл, серьёзно занявшись композицией, отошёл от педагогической деятельности.

В годы нацистского режима Орф вёл себя достаточно осторожно. Круг его друзей был весьма разнообразным: от представителей высшего партийного руководства гитлеровской Германии и до основателей движения Сопротивления. Опасаясь за свою жизнь, ведь он сам имел еврейские корни, Карл никогда не делал никаких заявлений против правящей партии и активно старался доказать свою благонадёжность. Например, Орф оказался единственным из композиторов кто принял предложение от бургомистра Франкфурта на сочинение музыки к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». В те времена произведения Мендельсона из-за еврейского происхождения композитора были строжайше запрещены. Хотя Орф и не считался «нацистским» композитором популярность его возрастала, ведь «Кармина Бурана» пришлась по душе не только Геббельсу, но и самому Гитлеру.

После окончания войны Карла Орфа за сотрудничество с гитлеровским режимом занесли в «чёрный список», однако ему удалось выкрутиться из этого положения. Он заявил, что состоял в группе Сопротивления, которой руководил его друг Курт Хубер. На самом деле этого не было, но данное заявление помогло Орфу избежать репрессий и вернуться не только к композиторской, но и педагогической деятельности. В 1955 году Карл поселился в прекрасном, располагающем к творчеству местечке — Диссене-на-Аммерзее, а в шестидесятых годах переехал в Зальцбург, где стал возглавлять институт, носящий его имя, и в котором преподавали основы его методики по творческому воспитанию детей. Своё последнее произведение Орф написал в 1975 году, а затем занялся разбором подготовкой к изданию материалов из своего архива. Композитор умер после тяжёлой, продолжительной болезни в Мюнхене в 1982 году 29 марта в возрасте 86 лет и согласно его пожеланию был захоронен в барочной церкви бенедиктинского монастыря Андекс , к юго-западу от Мюнхена.

 

 

Интересные факты

  • Орф свои творческие эксперименты с ударными инструментами начал проводить уже в двухлетнем возрасте. Карлу не нравился тихий звук, который издавал рояль, когда малыш своими слабенькими пальчиками прикасался к клавишам. Сообразив, что если удар будет сильнее, то и звук ярче, он стащил из кухни молоток для отбивания мяса. Роялю можно сказать повезло: ребёнка сразу обезоружили, как только он начал со всей силой бить колотушкой по клавишам инструмента. Сразу после этого случая родители купили сыну барабан.
  • Согласно биографии Орфа, когда Карлу исполнилось восемь лет родители впервые взяли его с собой на концерт симфонической музыки. Оркестр исполнял «Маленькую ночную серенаду» В. А.Моцарта и Симфонию №1 Л. В. Бетховена. Впечатление у мальчика от услышанной бетховенской симфонии было настолько велико, что он стал просить мать, чтобы она вместе с ним играла это произведение на рояле в четыре руки. Так продолжалось изо дня в день, и в результате вся симфония была выучена наизусть.
  • Отец Карла Орфа, продолживший династию военных, был музыкально одарённым человеком и довольно искусно играл на фортепиано, альте и контрабасе.
  • Карл Орф, в 1914 году завершивший своё образование в Музыкальной академии, настолько был недоволен процессом обучения, что даже не пошёл на выпускной вечер. Документ об окончании учебного заведения ему прислали по почте.
  • В 1916 году Карл Орф занял место капельмейстера в мюнхенском драматическом театре «Каммершпиль», однако он так увлекся театральной работой, что не только дирижировал оркестром, но и выполнял роли осветителя, суфлёра и даже рабочего сцены.
  • Личная жизнь Карла Орфа была довольно активной. Первый раз он женился в возрасте 25 лет на певице Алисе Зольшер. После пяти лет брака они расстались. С 1925 по 1939 год композитор был холостяком. Второй женой Орфа стала врач Гертруда Виллерт. Она была моложе Карла на девятнадцать лет, и может быть, поэтому их семейное счастье продлилось всего четыре года. В 1954 году композитор вновь женился, выбрав себе в спутницы жизни писательницу Луизу Ринзер. Четвёртый раз Орф женился в 65 лет на своей молоденькой секретарше Лизелотте Шмитц, которая и проводила его в последний путь.
  • Годела — единственная дочь композитора, родившаяся от первого брака, в дальнейшем выбрала себе профессию актрисы.
  • В биографии Карла Орфа много загадок и тайн, которые при своей жизни он не доверил никому. Например, как имея еврейские корни, он, по некоторым сведениям, стал членом нацистской партии? Как одновременно можно было быть другом Бальдуру Бенедикт фон Шираху– рейхсюгендфюреру, гауляйтеру Вены и обергруппенфюреру СА и Курту Хуберу – члену мюнхенской группы Сопротивления, казнённого гитлеровцами в 1943 году. Как являясь любимым композитором нацистской верхушки, и получая от власти дотации и награды, он сумел после крушения гитлеровской Германии не только «очиститься», но и стать личностью почитаемой во всём мире.

  • Заслуги Карла Орфа ещё при жизни были по достоинству оценены. Он был избран почётным членом Университета города Регенсбурга, Академии художеств Нюрнберга, Баварской академии искусств и Академии Санта-Чечилия в Риме. Звание почётного доктора Орф получил в Тюбингенском университете, а также в Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене.
  • Помимо этого он был награждён множеством наград, среди которых Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» и Баварский орден «За заслуги». Также в 1975году композитор стал почетныМ гражданином города Мюнхена, а 2001 году его именем назван астероид.
  • Сегодня немецкий город Зальцбург популярен среди туристов не только как город великого Моцарта, он также представляет большой интерес для почитателей поразительной педагогической работы Карла Орфа. Его система музыкального воспитания приобрела такую популярность, что в институте Орфа только за первое десятилетие прошли обучение представители более чем из сорока стран мира.

 

Творчество Карла Орфа

Из биографии Орфа мы знаем, что увлекаться композицией Карл начал довольно рано. В девять лет он написал музыку к спектаклям своего домашнего кукольного театра. Одним из первых его творений была импровизированная опера, которая имела название «В волшебном лесу». В шестнадцать лет, воодушевившись тем, что родители разрешили ему поступать в Музыкальную академию, Карл на стихи немецких поэтов сочинил более пятидесяти песен, из которых сохранилось всего лишь шесть. Орф в то время писал очень много, но все свои творения того времени он создавал без знания правил гармонии и контрапункта. Поступив в Музыкальную академию, Карл почти сразу начинает заниматься творческими экспериментами, но они все, к сожалению, оказываются безуспешными. В начале 20-х годов Орф увлёкся поэзией немецких экспрессионистов, одним из которых был Франц Верфель. Молодой композитор сочинил на стихи этого поэта несколько вокальных произведений, однако публика, услышав их на концерте, была в полном недоумении. Больше эти песни никогда не исполнялись. Неудача на композиторском поприще преследуют Орфа одна за другой, но он не сдаётся и продолжает свои изыскания новой музыки. В 1927 году Карл пишет две тетради хоров на поэтические тексты Бертольда Брехта, но и в них стиль композитора был охарактеризован как слишком оригинальный и весьма необычный.

В тридцатые годы Орф начал заниматься изучением фольклорного материала, который впоследствии лёг в основу его творчества. Так весной 1934 года подыскивая материалы в Центральной придворной библиотеке Мюнхена, он наткнулся на рукопись XIII века, найденную в одном из монастырей Баварии. Это был сборник стихом с названием «Carmina Burana», написанный голиардами – бродячими поэтами средневековья. Изучая тексты, Карл сразу представил, что это должно быть яркое театральное представление, в котором слово, музыка, вокал и хореография будут тесно взаимосвязаны. Уже через несколько недель, исполнив своё новое сочинение на рояле представителям издательства, он получил восторженный отзыв. Работа над партитурой произведения у Карла заняла два года и ещё год на подготовку премьеры, состоявшейся во Франкфурте-на-Майне 8 июня 1937 года. После успешной постановки, так называемых песнопений с картинами — «Carmina Burana», Орф, наконец-то уверившийся в себе, заявил своему издателю, что тот вправе уничтожить все произведения композитора, которые до сих пор были напечатаны и что именно с «Carmina Burana» начинается его собрание сочинений.

В 1943 году состоялся премьерное исполнение ещё одного нового произведения Орфа, мимического спектакля с пением «Catulli Carmina», сочинённого на стихи поэта Гай Валерия Катуллы, проживающего в первом веке до нашей эры. Объединив «Carmina Burana» и «Catulli Carmina» в сценический цикл, композитор понял, что не хватает заключительной части. В 1951 году композитор закончил и воссоздал на сцене третью часть триптиха — «сценический концерт» с декорациями и костюмами «Trionfo di Afrodite».  Весь цикл, впоследствии получивший название «Триумфы», уже даёт полное представление о сформировавшемся композиторском почерке Карла Орфа.

Однако говоря о творчестве Орфа, следует обязательно подчеркнуть, что оно тем или иным образом связано с театральным искусством, которому композитор посвятил около двадцати своих сочинений. Однако сочинения Орфа нельзя назвать не операми и не драматическими спектаклями. Это особое интересное явление, представляющее воссоединение элементов разных театральных форм. Композитор последовательно и принципиально отвергал традиционную оперную эстетику и создавал свой новый тип спектакля, сближая музыкальный и драматический театр. Так Орф, обращаясь к оперному жанру, свои сочинения в нём определяет по-новому, как «Маленький театр мира». Экспериментируя и наполняя новшествами, он создаёт поучительные музыкальные спектакли по произведениям сказочников братьев Гримм: «Луна» и «Умница». Также среди сочинений Орфа особо следует выделить разговорно-музыкальные драмы: – «Сон в летнюю ночь», «Бернауэрин» и «Хитрецы». Особого внимания заслуживают произведения композитора на античные сюжеты: «Антигона», «Царь Эдип» и «Прометей». Образовавшие своеобразную трилогию эти сочинения тоже не стеснены ни стилистическими, ни жанровыми традициями. Помимо этого большой интерес представляют мистерии Карла Орфа: «Мистерия воскресения Христа», «Чудо рождения младенца» и «Мистерия конца времени». Своё последнее произведение «Пьеса для чтеца, говорящего хора и ударных» по поэзии Б. Брехта композитор написал в 1975 году.

 

 

Система музыкального воспитания Карла Орфа

Новаторство Карла Орфа в области театрального искусства трудно переоценить, однако не менее ценным считается его вклад в музыкальную педагогику, а именно в творческое развитие подрастающего поколения. В основе разработанной им системы, которая в нынешнее время широко применяется во всём мире, лежит импровизация, то есть свободное музицирование. Такая оригинальная модель обучения детей музыке ставит своей целью не профессиональное музыкальное образование, а формирование гармонично развитой личности, способной не только воспринимать различную музыку, но и музицировать в самых разных формах.

Когда Доротея Гюнтер в 1924 году основала «Гюнтершуле» для обучения молодых девушек гимнастике, музыке и танцу, она предложила Орфу занять должность преподавателя. Карл, ещё в молодости охваченный мыслями создать иную методику творческого развития детей, с радостью откликнулся на это предложение, так как посчитал, что это идеальная площадка для его новых идей. Главный упор в своей педагогической работе он делал на развитии чувства ритма, так как считал его первоначальной основой музыкальных способностей, а также на воссоединении музыки с движением. Исходя из этого, поначалу в образовательном процессе Карла Орфа преобладающими были простые ударные инструменты: различные погремушки, бубенчики, трещотки, бубны и разнообразные барабаны. Однако затем к ним добавились звуковысотные ксилофоны и металлофоны, а немного позднее и блокфлейты. Ученикам предлагалось сочинять собственные композиции или импровизировать на какую-либо заданную тему. Основной целью такого обучения было создание хорового коллектива, участники которого умели бы красиво танцевать. Поставленная задача успешно решалась и уже через некоторое время выступления воспитанниц «Гюнтершуле» принимались весьма радушно. В тридцатом году было выпущено первое пособие под заголовком «Ритмико-мелодические упражнения», а через два года были напечатаны методические рекомендации — «Орф-Шульверк – практика элементарного музицирования». В конце Второй мировой войны «Гюнтершуле» была закрыта, а всё её имущество во время бомбёжек было уничтожено.

Несмотря на трудную ситуацию, сложившуюся после войны, многие граждане Германии были озабочены развитием детского воспитания. О педагогической теории Карла Орфа вспомнили в 1948 году и предложили ему сделать на радио несколько передач. Объединившись с бывшей воспитанницей, а затем и преподавателем «Гюнтершуле» Гунильд Кеетман он подготовил более десяти передач по музыкальному воспитанию, адресованных воспитателям, учителям и родителем. Успех радиопередач был настолько большим, что они продержались в эфире более пяти лет, а методика Орфа стала набирать популярность по всей Германии. В 1949 году при консерватории Зальцбурга «Моцартеум» были организованы классы, а затем в 1963 году открыт Орф – Институт, обучающий учителей и воспитателей методике композитора – новатора. С 1950 по 1954 год периодично выходили в свет пособия, которые впоследствии составили пятитомную антологию Шульверка. Вскоре музыкальная система Орфа стала активно распространяться, а Орф — общества возникать по всему миру.

 

Новаторство Карла Орфа в области музыкального театра трудно переоценить. В спектаклях его музыка, имеющая особую гипнотическую силу, играет особую роль. Всегда связанная с движениями артиста, она является важнейшим элементом действия, происходящего на сцене. В нынешнее время имя Карла Орфа популярно во всём мире, а его произведения с успехом ставятся на сценах театров многих стран.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Кармина Бурана» Карла Орфа