Карл Маркс — биография, основные труды, тезисы Капитала — Тюлягин
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В данной статье речь пойдет об одном из величайших философов и экономистов — Карле Марксе. Здесь изложена его краткая биография и публикации, которые внесли существенный вклад в развитие экономических систем. Его работы, в том числе Капитал, до сих пор оказывают сильное влияние и дискуссии среди современных экономистов, политиков, социологов, руководящей и научной элиты. Далее изложены основные тезисы его работ и его взгляды на экономику. Об этом и многом другом далее в статье.
Содержание статьи:
- Кем был Карл Маркс?
- Вдохновение Маркса
- Социально-экономические системы Маркса
- Исторический материализм Маркса
- Использование Маркса как основы
- Ранняя жизнь Маркса
- Личная жизнь Маркса
- Известные публикации
- Современное влияние
- Трудовая теория стоимости
- К социальной трансформации
Кем был Карл Маркс
Карл Маркс (1818–1883) был философом, писателем, социальным теоретиком и экономистом. Он известен своими теориями о капитализме и коммунизме. Маркс совместно с Фридрихом Энгельсом опубликовал в 1848 году «Коммунистический манифест», позже он написал «Капитал» (первый том был опубликован в Берлине в 1867 году, второй и третий тома были опубликованы посмертно в 1885 и 1894 годах, соответственно), в которых обсуждалась трудовая теория стоимости.
Вдохновение Маркса
Маркс был вдохновлен классическими политическими экономистами, такими как Адам Смит и Давид Рикардо, в то время как его собственная отрасль экономики, марксистская экономика, не пользуется одобрением среди современного мейнстрима. Тем не менее идеи Маркса оказали огромное влияние на общества, особенно в коммунистических странах, таких как СССР, Китай и Куба. Среди современных мыслителей Маркс по-прежнему очень влиятелен в области социологии, политической экономии и различных направлений неортодоксальной экономики.
Социально-экономические системы Маркса
Хотя многие приравнивают Карла Маркса к социализму, его работа по пониманию капитализма как социальной и экономической системы остается обоснованной критикой в современную эпоху. В Das Kapital («Капитал») Маркс утверждает, что общество состоит из двух основных классов: капиталисты — это владельцы бизнеса, которые организуют процесс производства и владеют средствами производства, такими как фабрики, инструменты и сырье, и которые также имеют право на получение любой прибыли.
Другой, гораздо более крупный класс состоит из рабочих (которых Маркс называл «пролетариатом»). Рабочие не владеют и не претендуют на средства производства, готовую продукцию, над которой они работают, или какую-либо прибыль, полученную от продажи этой продукции. Скорее, труд работает только за денежную плату. Маркс утверждал, что из-за этой неравномерности капиталисты эксплуатируют рабочих.
Исторический материализм Маркса
Другая важная теория, разработанная Марксом, известна как исторический материализм. Эта теория утверждает, что общество в любой момент времени упорядочено по типу технологий, используемых в процессе производства. При индустриальном капитализме в обществе капиталисты организуют труд на фабриках или в офисах, где они работают за заработную плату. До капитализма Маркс предполагал, что феодализм существовал как определенный набор социальных отношений между классами лордов и крестьян, связанных с преобладающими в то время средствами производства, приводимыми в действие руками или животными.
Использование Маркса как основы
Работа Маркса заложила основы будущих коммунистических лидеров, таких как Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Исходя из того, что капитализм содержит семена собственного разрушения, его идеи легли в основу марксизма и послужили теоретической базой для коммунизма. Почти все, что писал Маркс, рассматривалось через призму простого рабочего. От Маркса исходит идея, что капиталистическая прибыль возможна, потому что стоимость «украдена» у рабочих и передана работодателям. Без сомнения, он был одним из самых важных и революционных мыслителей своего времени.
Ранняя жизнь Карла Маркса
Маркс родился 5 мая 1818 года в Трире, Пруссия (ныне Германия). Он был сыном успешного еврейского юриста, который обратился в лютеранство еще до рождения Маркса. Маркс изучал право в Бонне и Берлине, а в Берлине познакомился с философией Г.В.Ф. Гегеля. Он стал вовлечен в радикализм в молодом возрасте через младогегельянцев, группу студентов, критиковавших политические и религиозные учреждения того времени. Маркс получил докторскую степень в Йенском университете в 1841 году. Его радикальные убеждения помешали ему получить место преподавателя, поэтому вместо этого он устроился на работу журналистом, а позже стал редактором Rheinische Zeitung, либеральной газеты в Кельне.
Личная жизнь Карла Маркса
Прожив в Пруссии, Маркс некоторое время жил во Франции, и там он встретил своего давнего друга Фридриха Энгельса. Он был выслан из Франции, а затем некоторое время жил в Бельгии, а затем переехал в Лондон, где провел остаток своей жизни со своей женой. Маркс умер от бронхита и плеврита в Лондоне 14 марта 1883 года. Похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне. Его первоначальная могила была невзрачной, но в 1954 году Коммунистическая партия Великобритании открыла большую надгробную плиту с бюстом Маркса и надписью «Рабочие всех земель, объединяйтесь», англизированной интерпретацией знаменитой фразы из «Коммунистического манифеста»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Известные публикации
Коммунистический манифест обобщает теории Маркса и Энгельса о природе общества и политики и представляет собой попытку объяснить цели марксизма, а затем и социализма. При написании «Коммунистического манифеста» Маркс и Энгельс объяснили, почему, по их мнению, капитализм неустойчив и как капиталистическое общество, существовавшее на момент написания, в конечном итоге будет заменено социалистическим.
«Капитал» (полное название: « Капитал: критика политической экономии» ) был критикой капитализма. Гораздо более академическая работа, она излагает теории Маркса о товарах, рынках труда, разделении труда и базовое понимание нормы прибыли для владельцев капитала. Точное происхождение термина «капитализм» в английском языке неясно, похоже, что Карл Маркс не был первым, кто использовал слово «капитализм» в английском языке, хотя он, безусловно, способствовал росту его использования.
Согласно Оксфордскому словарю английского языка, английское слово «капитализм» впервые было использовано автором Уильямом Теккереем в 1854 году в его романе «Новички», который имел в виду, что оно означает чувство беспокойства по поводу личного имущества и денег в целом. Хотя неясно, знали ли Теккерей или Маркс о работе друг друга, оба мужчины имели в виду уничижительное отношение.
Современное влияние
В настоящее время у марксистских идей в чистом виде очень мало прямых приверженцев; действительно, очень немногие западные мыслители приняли марксизм после 1898 года, когда книга экономиста Ойгена фон Бём-Баверка «Карл Маркс и завершение его системы» была впервые переведена на английский язык. В своем осуждающем упреке Бём-Баверк показал, что Маркс не смог включить в свой анализ рынки капитала или субъективные ценности, что свело на нет большинство его более явных выводов. Тем не менее, есть некоторые уроки, которые даже современные экономические мыслители могут извлечь из Маркса.
Хотя он был самым резким критиком капиталистической системы, Маркс понимал, что она была намного более продуктивной, чем предыдущие или альтернативные экономические системы. В Das Kapital он писал о «капиталистическом производстве», которое объединяет «вместе различные процессы в социальное целое», включая разработку новых технологий.
Он считал, что все страны должны стать капиталистическими и развивать этот производственный потенциал, и тогда рабочие естественным образом восстанут против коммунизма. Но, подобно Адаму Смиту и Давиду Рикардо до него, Маркс предсказал, что из-за неустанного стремления капитализма к прибыли посредством конкуренции и технического прогресса с целью снижения издержек производства, норма прибыли в экономике всегда будет падать с течением времени.
Трудовая теория стоимости
Как и другие экономисты-классики, Карл Маркс верил в трудовую теорию стоимости для объяснения относительных различий в рыночных ценах. Эта теория утверждала, что стоимость произведенного экономического блага может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для его производства. Другими словами, если на изготовление стола уходит в два раза больше времени, чем на стул, то этот стол следует считать вдвое более ценным.
Маркс понимал теорию труда лучше, чем его предшественники (даже лучше Адама Смита) и современники, и бросил разрушительный интеллектуальный вызов экономистам laissez-faire (принципа невмешательства) в своем Das Kapital: если товары и услуги имеют тенденцию продаваться по их истинной объективной трудовой стоимости, измеренной в труде часов, как капиталисты получают прибыль? Это должно означать, заключил Маркс, что капиталисты недоплачивают или перегружают рабочих и тем самым эксплуатируют их, чтобы снизить издержки производства.
Хотя ответ Маркса в конечном итоге оказался неверным, и позже экономисты приняли субъективную теорию стоимости, его простого утверждения было достаточно, чтобы показать слабость логики и допущений трудовой теории. Маркс непреднамеренно способствовал революции в экономическом мышлении.
Экономические перемены к социальной трансформации
Доктор Джеймс Брэдфорд «Брэд» ДеЛонг, профессор экономики в Калифорнийском университете в Беркли, писал в 2011 году, что «основной вклад» Маркса в экономическую науку на самом деле вошел в 10-абзацный отрывок из «Коммунистического Манифеста», в котором он описывает, как экономический рост вызывает сдвиги между социальными классами, часто ведущие к борьбе за политическую власть.
Это лежит в основе часто недооцениваемого аспекта экономики: эмоций и политической активности вовлеченных субъектов. Следствие этого аргумента было позже сделано французским экономистом Томасом Пикетти, который предположил, что, хотя с экономической точки зрения в неравенстве доходов нет ничего плохого, оно может нанести удар по капитализму среди людей. Таким образом, существует моральное и антропологическое рассмотрение любой экономической системы. Идея о том, что социальная структура и трансформации от одного порядка к другому могут быть результатом технологических изменений в том, как производятся вещи в экономике, известна как исторический материализм.
А на этом сегодня все про Карла Маркса. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Карл Маркс 200 лет спустя: время прочтения
К 200-летию со дня рождения Карла Маркса мы представляем подборку его произведений, а также труды современных философов и публицистов, посвящённые изучению творчества Карла Генриховича. Читайте книги, читайте Маркса и участвуйте в нашем проекте #такговорилКарл.
…Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным. Карл Маркс
В подборке, которую вы сейчас смотрите, соединены три разных типа книг: непосредственно произведения Маркса, его жизнь и идеи в интерпретациях других авторов, а также труды последователей и активных марксистов. Рассмотрим каждый тип по отдельности.
Про сами работы Карла Маркса говорить бессмысленно: их надо читать. Однако стоит отметить пару изданий этого года: первый том «Капитала», вышедший в «Пальмире», и «Капитал», изданный «Азбукой».
«Том 1: Критика политической экономии» издан в сокращении и переводе Скворцова-Степанова, который считают одним из классических. Изюминку составляет 55-страничное предисловие Алексея Цветкова. Пожалуй, именно ради него и стоит приобрести это издание. Хотя стоит оно, прямо скажем, недешево. Подробности о подготовке данного издания вы можете узнать на странице автора в Facebook-е.
«Капитал» выпущенный в серии «Азбука-Классика» представляет собой обработку каноничного труда, выполненную немецким историком и экономистом Юлианом Борхардтом. Книга составлена из фрагментов трех томов «Капитала»: задача Борхардта, по его словам, заключалась в том, «чтобы предоставить говорить самому Марксу» и дать возможность любому читателю понять суть диалектико-материалистического подхода. В данном случае цена невелика, однако для знакомства со всей теорией этого слишком мало, а для просто любопытствующих — слишком много.
Ну а тем, кто хочет познакомиться с Марксом быстро и после этого принять участие в проекте #такговорилКарл, рекомендую «100 и 1 цитату», изданную в «Оригинал-макете». Хотя все эти цитаты несложно найти в интернете в открытом доступе.
Теперь перейдем к изучению жизни и идей философа, изменившего мир. Тут есть целая обойма крайне интересных и познавательных книг, главной особенностью которых является наглядность и краткость изложения. Это безусловно важно в современном мире, когда тратить время на прочтение всех книг Маркса могут себе позволит только по-настоящему богатые люди. Начнем с графической биографии «Маркс», изданной в «МИФе». Тандем двух женщин (Корин Майер, экономист и автор текста, и Анна Симон, иллюстратор) создал поистине прекрасную книгу! Помимо точной передачи фактов биографии, они раскрывают и жизнь Маркса как отца, мужа и друга.
А вкрапления об умерших от пневмонии и голода и холода его детях заставляют даже взрослые и огрубевшие сердца биться чаще. Настоятельно рекомендую для первого знакомства с личностью Маркса детям начиная лет с двенадцати и взрослым. Именно благодаря этому изданию лично я совершенно по-новому увидел Маркса как человека, и удалось связать его идеи с реальными жизненными ситуациями, в которые он попадал. Слева: «Маркс. Графическая биография». Справа: «Манифест Коммунистической партии»Еще одна графическая история еще одного французского тандема, правда, теперь уже мужского, Декалана и Мари, «Призрак Карла Маркса», издана в Ad Marginem Press. Суть «Капитала» и классовой борьбы, а также события, которые наблюдал Карл, удачно адаптированы для детей: иллюстрации и текст от лица Маркса объясняют, что именно привело Карла к таким выводам, что такое деньги и товар, эксплуатация и неравенство… Я бы рекомендовал ее как раз после прочтения графической биографии. Она поможет плавно перейти от комиксов и коротких фраз к более сложным понятиям, не потеряв уровень изложения и внимания юных читателей.
Следующая книга — графическая адаптация «Манифеста Коммунистической партии», сделанная маститым английским комиксистом и писателем Мартином Роусоном и изданная в «Иностранке». «Манифест Союза коммунистов», разработанный в соавторстве с Энгельсом, излагает теорию классовой борьбы. Сам Манифест вышел в 1848 году, когда по Европе через Францию, Германию и Венгрию катилась череда капиталистических и рабочих революций. Жестокость, с которой была подавлена Парижская коммуна, а также серость и беспросветность жизни угнетенных масс, о которой писали основатели научного коммунизма, блестяще передана Роусоном! Темные черно-серые и кроваво-алые иллюстрации демонстрируют всю драматичность момента и книги. Иллюстрации в стиле Босха (не в плане техники, а в плане передачи уродств, страданий и мучений) выше всяких похвал: капиталистические мясорубки и унитазы, превращающие людей в биомассу, концлагеря для мыслей и виселицы для человеческих понятий, «Капиталист комеди клаб» и даже Че на баррикадах в конце книги.
.. Текст по сути является выжимкой основных тезисов. Его можно читать отдельно (для тех, кто хочет быстро ознакомиться с самой работой), а можно и вместе с рисунками. В общем, с помощью этой книги (которая уже совсем не детская) вы за сутки можете легко освоить одну из программных работ марксизма.Логичным продолжением (и историческим, и научным) является «Капитал Маркса в комиксах» Дэвида Смита и Фила Эванса, опубликованный в 1982 году и только сейчас переведенный на русский язык издательством «Бомбора». Авторы предлагают собственный маршрут прочтения капитального труда, делая остановки на основных понятиях и терминах. В конце книги даны краткая историческая справка о распространении марксизма в мире и «Эпилог», дописанный авторами в 2014 году, после всех мировых процессов разделивших 1982 и 2014 год громадной пропастью. Уникальность книги состоит в том, что она может легко читаться именно как книга-комикс, где картинки дополняют текст и придают ему больший смысл. В этом состоит огромная заслуга Фила Эванса, который, кстати сказать, перед данной работой уже успел нарисовать книгу «Троцкий для начинающих».
Отдельно в данном блоке рассмотрим биографии. Первая, «Маркс. Инструкция по применению», написана марксистом. В ней вас встретит весёлый и необычный Маркс, нарисованный Даниэлем Бенсаидом, художником из Charlie Hebdo. Первая часть книги — жизнь Маркса в бедности и сигарном чаду, в изгнании и пороховом дыму революций. Вторая — сжатый «минимум» идей Маркса. Читается легко, быстро, рекомендуется людям с хорошим чувством юмора.
Вторая, за авторством Жака Аттали, не марксистская. Классическое издание, выходящее в «Молодой гвардии» в серии «ЖЗЛ», сейчас переиздано в серии Next. Аттали мастерски обходит некоторые неудобные ему моменты, нарочито вытаскивает напоказ темы, незаслуживающие такого пристального внимания, и делает максимум, чтобы представить Маркса предтечей либерализма и демократии. Но несмотря на явный крен исследования в сторону западных читателей, эта книга является, пожалуй, наиболее полной, интересной и систематичной.
Третья, «Любовь и капитал», изданная в «АСТ», является образцом лирического взгляда на Маркса. В отличие от предыдущих биографий, эта рассказывает именно о человеческом, а не общественно-политическом Марксе. Друзья, события, эмоции, дети, жена… Интересно и важно её читать тем, кто за философией и социологией Маркса хочет увидеть реальную жизнь человека, полную взлётов и падений, мечт и рухнувших планов, дружбы и зависти.
Заключительную часть подборки составляют книги последователей Маркса, так или иначе опиравшихся на его учение. Среди уже ставших «программными» текстов Тома Пикетти, Фредрика Джеймисона и Рауля Ванейгема хотелось бы выделить книгу Терри Иглтона, профессора Ланкастерского университета, «Почему Маркс был прав». В десяти главах, из которых состоит книга, Иглтон последовательно развенчивает основные заблуждения и мифы, окружающие марксизм. Каждая глава отвечает на свой вопрос, среди которых такие: «Закончился ли марксизм?», «Марксизм это путь к диктатуре и тоталитаризму?», «Является ли марксизм формой детерминизма?», «Марксизм это ограничение свободы личности?», «Классовая идея это атавизм?», «Будет ли у капитализма конец и что придет ему на смену?».
Книга очень современна и, будучи остроумной и достаточно ясной, проста в чтении и понимании.И завершим обзор «Капитализмом в комиксах», изданным «Эксмо». Несмотря на подзаголовок «История экономики от Смита до Фукуямы», разбор Маркса и обращения к политэкономической теории занимают не менее половины всего объема. Да, это не глубокое исследование, однако же достаточное для того, чтобы через день вы начали блистать в разговорах фамилиями и понятиями, могли их объяснять или сравнивать. Несмотря на соблюдение исторической последовательности появления терминов, ученые разных эпох на страницах книги встречаются, спорят и шутят друг с другом. Вполне достаточное издание для первичного погружения в экономику и капитализм.
Карл Маркс в 5 важных произведениях
Карл Маркс однажды заявил, что «ни один пророк не может надеяться на успех без бороды».
Экономические и философские рукописи 1844 года , также известные как Парижские рукописи или 1844 Рукописи , представляют собой серию из девяти тетрадей, выпущенных Марксом летом 1844 года. отвлекся и переключился на другие проекты. 1844 Рукописи были окончательно отредактированы и опубликованы в 1932 году.
Хотя рукописи служат отправной точкой для Марксовой критики политической экономии, они фрагментарны и не особенно хорошо связаны. Они состоят из выдержек и цитат из политических экономистов, которых он читал в то время. Но они также полны его размышлений и критического анализа. Среди этих существенных идей — марксова концепция отчуждения.
Карл Маркс считал, что именно артистизм и творчество делают нас людьми. С другой стороны, капиталистическая форма труда сильно ограничивает и в конечном итоге уничтожает рабочего. Для Маркса система фабрично-заводского труда отчуждает рабочих от их труда и делает их простыми винтиками в машине.
Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейДля Маркса отчуждение рабочего от своего труда является неизменным фактом капитализма. В капиталистическом способе производства «труд», он утверждает, «является внешним по отношению к рабочему» и, таким образом, отчуждает рабочего от природы, от самого себя и от других. Люди, по Марксу, являются творческими существами — творческий труд занимает центральное место в их «видовом бытии».
Маркс утверждает, что при капиталистическом способе производства человек «не утверждает себя, а отрицает себя, чувствует себя не довольным, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и умственную энергию, а умерщвляет свое тело и губит свою душу». Отчужденные от своего вида, люди низведены до уровня животных, работающих только для производства товара и вынужденных удовлетворять свои физические потребности.
Введение к Критике гегелевской философии права было опубликовано в 1844 году в радикальной парижской газете Карла Маркса и Арнольда Руге, Deutsch-Franzosische Jahrbücher . Подобно 1844 Рукописям , это короткое эссе предлагает всестороннюю критику буржуазного общества. Критически важно, что это эссе, в котором Маркс изложил свой ныне известный анализ религии.
Вступительное эссе Маркса в Jahrbücher было одним из серии его работ, посвященных вопросу религии. Однако в «К критике гегелевской философии права» содержится его самая известная цитата на эту тему, что «религия есть опиум для народа».
Тем не менее, цитирование одной только этой знаменитой фразы означает искажение того, что на самом деле говорил Маркс. Во-первых, в 1843 году опиум был лекарством, утешителем и болеутоляющим средством. Это был не уличный наркотик, который мы сегодня ассоциируем с термином «опиат». В этом смысле известное остроумие Маркса признавало социальная функция опиума — и, таким образом, религия как законное социальное явление.
До того, как Маркс написал, что религия есть «опиум для народа», он утверждал, что « религия есть вздох угнетенного существа, сердце бессердечного мира и душа бездушных состояний». Таким образом, он не отвергал религию с ходу. Он также не говорил, что религиозные люди сродни придуркам. Он говорил, что для того, чтобы понять религию, нужно понять социальные условия, породившие ее.
Карл Маркс считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога. Поэтому его критика религии была критикой мира и его социальных проблем. Для Маркса ближайшей задачей истории было соединить призывы к религиозной эмансипации и политической эмансипации в движение с целью человеческой эмансипации.
Das Kapital: Kritik der politischen Oekonomie был впервые опубликован в 1867 году. Это был единственный крупный теоретический труд, опубликованный при жизни Маркса. В этой книге, более известной на английском языке как Capital, Volume I, , много говорится о капитализме. Тем не менее, он не описывает, как капитализм работает в повседневной жизни. Вместо этого он предлагает абстрактное исследование «законов движения» капитализма.
Карл Маркс был великим литературным деятелем, а Capital изобилует отсылками к «Аду» Данте, Бальзаку и Шекспиру. В книге говорится о вампирах и оборотнях, высмеиваются важные фигуры того времени и блестяще демонстрируется диалектический метод Маркса. Тем не менее, структура книги несколько сложна для понимания.
Сам Маркс признал в предисловии к французскому изданию, что первые несколько глав книги бросят вызов даже самому преданному читателю. Тем не менее, для Маркса Das Kapital представлял собой новую науку политической экономии. Обосновывая свой метод, он писал, что «нет царской дороги в науку, и лишь тот, кто не страшится утомительного подъема по ее крутым тропам, имеет шанс покорить ее светоносные вершины».
Метод Маркса весьма оригинален. Сначала он предлагает наземные наблюдения, а затем переходит на уровень абстракции и строит фундаментальные концептуальные идеи на основе своих наблюдений. Затем Маркс выводит эти абстрактные идеи на поверхностный уровень, чтобы объяснить реальность так, как он ее видит на местах.
Основная цель книги — показать, как на самом деле работает капиталистический способ производства. Маркс стремился раскрыть основные законы движения, управляющие развитием капиталистического способа производства. На практике это означало, что капиталистический способ производства рассматривался как абстракция в чистом виде.
Капитал, том I — это проявление силы . Он охватывает целый ряд предметов, от товаров, обмена и денег до процесса труда и производства «прибавочной стоимости», до рабочего дня, логики «накопления капитала» и тайны «первоначального накопления». . Das Kapital — величайшее произведение Карла Маркса.
«Манифест Коммунистической партии» был написан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в ожидании грядущей революции. Небольшая короткая брошюра, впервые опубликованная в 1848 году, «Коммунистический манифест » — классический текст для понимания ориентированной на действие политической мысли Маркса. Книга радикальная, спорная и короткая. Прежде всего, Манифест — политический текст.
Суть марксистской теории представлена читателю «Манифеста» в ясной связной прозе. Буржуазия (капиталистический класс) и пролетариат (обыденный и рабочий классы) выступают как четкие и противоборствующие силы. Критически Маркс показывает, что капитализм по самой своей природе и логике должен постоянно расширяться по всему миру, чтобы вовлекать в свою орбиту материальные ресурсы и труд и обеспечивать их воспроизводство.
Кроме того, Манифест подчеркивает, что капиталистическое общество одушевлено двумя фундаментальными противоречиями. С одной стороны, рабочий класс производит богатство, а класс капиталистов присваивает его. А с другой, огромный рост объема богатства, производимого рабочим классом, коррелирует с ускоряющимся его обнищанием. Проще говоря, богатые богатеют, а бедные беднеют.
Маркс и Энгельс детализируют «революционная роль в истории» буржуазии. Они утверждают, что колоссальные силы капиталистического производства намного превосходят чудеса «египетских пирамид, римских акведуков и готических соборов». Манифест утверждает, что буржуазия однозначно продемонстрировала, на что способна человеческая деятельность. Однако видение Маркса и Энгельса состоит в том, что пролетариат тоже станет революционным классом.
В связи с этим центральный иск Манифест заключается в том, что буржуазия фактически «производит своих собственных могильщиков» . Чем больше сближаются пролетарские рабочие — путем концентрации и роста промышленности, — тем больше их способность к революционному единству. «Рабочие всего мира», утверждает Маркс, «нечего терять, кроме своих цепей». В то же время «им предстоит завоевать целый мир».
Несмотря на важность Манифеста , Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта является самой важной политической работой Маркса, но также и одной из наименее читаемых. «Брюмер» относится к календарной дате: 2 декабря 1851 года. Дата, когда «смехотворный и вульгарный» Луи Бонапарт захватил диктаторскую власть и стал первым президентом Франции, Наполеоном III.
Книга-рассказ о революции и контрреволюции. Работа по политической истории Франции, но также и работа по политическому анализу. Текст сам по себе является великим литературным произведением, переполненным театральными метафорами, пародиями и язвительным остроумием. Знаменитый отчет о высокой драме политической сцены, Восемнадцатое брюмера содержит некоторые из самых умных наблюдений Карла Маркса.
В частности, известное мнение о том, что «мужчины сами делают свою историю. Но они делают это не так, как им нравится; они делают это не при выбранных ими самими обстоятельствах, а при уже существующих обстоятельствах». На этом основании Маркс утверждал, что «традиция всех мертвых поколений давит, как кошмар, на мозг живых».
Восемнадцатое брюмера советует грядущей социальной революции выработать свой собственный политический язык, а не полагаться на «поэзию прошлого». Таким образом, книга представляет собой заявление о революционных перспективах, а также изложение исторического метода. В лучшем случае текст обсуждает, как объективные структуры капитала и класса борются в политике, а классовые интересы представляются через символику и язык.
Критически, Восемнадцатое брюмера показывает, что в действительности великая борьба между буржуазией и пролетариатом никогда не проявляется в действительности в обнаженной, чистой форме. Этот текст является одним из самых важных у Маркса, потому что он демонстрирует, что если нужно понять повседневную политику, нужно заглянуть под поверхность и выявить классовые силы, которые структурируют политическую реальность.
Карл Маркс: Краткий биографический очерк с изложением марксизма В.И. Ленина | 11 |
Энгельс В.И. Ленин | 15 |
Три истока и три составные части марксизма В.И. Ленин | 23 |
Тезисы о Фейербахе Карла Маркса | 28 |
Манифест Коммунистической партии | 31 |
Предисловие к немецкому изданию 1872 г. | 31 |
Из предисловия к немецкому изданию 1890 г. | 32 |
Манифест Коммунистической партии | |
I. Буржуа и пролетарии | 35 |
II. Пролетарии и коммунисты | 46 |
III. Социалистическая и коммунистическая литература | 53 |
1. Реакционный социализм | 53 |
А. Феодальный социализм | 53 |
Б. Мелкобуржуазный социализм | 55 |
C. Немецкий или «истинный» социализм | 56 |
2. Консервативный или буржуазный социализм | 58 |
3. Критически-утопический социализм и коммунизм | 59 |
IV. Позиция коммунистов по отношению к Различные существующие оппозиционные партии | 62 |
Наемный труд и капитал Карла Маркса | 64 |
Введение Энгельса | 64 |
Наемный труд и капитал | 72 |
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта Карла Маркса | 95 |
Предисловие к третьему немецкому изданию Энгельса | 95 |
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта | |
I. | 97 |
II. | 105 |
III. | 115 |
IV. | 127 |
В. | 136 |
VI. | 152 |
VII. | 168 |
Предисловие к «Критике политической экономии» Карла Маркса | 181 |
Заработная плата, цена и прибыль по Карлу Марксу | 186 |
[Предварительный] | 186 |
I. [Производство и заработная плата] | 186 |
II. [Производство, заработная плата, прибыль] | 188 |
III. [Зарплата и валюта] | 195 |
IV. [Спрос и предложение] | 198 |
V. [Заработная плата и цены] | 200 |
VI. [Стоимость и труд] | 202 |
VII. Рабочая сила | 209 |
VIII. Производство прибавочной стоимости | 211 |
IX. Стоимость труда | 213 |
X. Прибыль получается за счет продажи товара по его стоимости | 214 |
XI. Различные части, на которые разлагается прибавочная стоимость | 215 |
XII. Общее отношение прибыли, заработной платы и цен | 217 |
XIII. Основные случаи попыток повышения заработной платы или противодействия ее падению | 219 |
XIV. Борьба между капиталом и трудом и ее результаты | 224 |
Предисловие к первому немецкому изданию «Капитала» Карла Маркса | 230 |
Историческая тенденция капиталистического накопления Маркса, Capital Ch XXXII, Vol. я | 235 |
Предисловие к Крестьянской войне в Германии | 238 |
Дополнение к предисловию 1870 г. к третьему изданию 1875 г. | 238 |
Гражданская война во Франции Маркса | 252 |
Введение Энгельса | 252 |
Первое обращение Генерального Совета Интернационала | 263 |
Второе обращение Генерального Совета Интернационала | 267 |
Гражданская война во Франции. Адрес Генерального Совета Интернационала | |
I. [Франция капитулирует и правительство Тьера] | 274 |
II. Парижская рабочая революция и реакционная резня Тьера] | 282 |
III. [Парижская коммуна] | 288 |
IV. [Падение Парижа] | 301 |
Примечания. | 311 |
По поводу политического действия рабочего класса Энгельса | 314 |
Критика Готской программы Карла Маркса | 315 |
Часть I. | 319 |
Часть II. | 328 |
Часть III. | 329 |
Часть IV. | 330 |
Письмо А. Бебелю Энгельса | 336 |
Введение в диалектику природы Энгельса | 342 |
Роль труда в переходе от обезьяны к человеку Энгельс | 358 |
Карл Маркс Энгельса | 369 |
Социализм: утопический и научный Энгельса | 379 |
Специальное введение к английскому изданию 1892 г. | 379 |
Социализм: утопический и научный | |
Часть I: [Утопический социализм] | 399 |
Часть II: [Диалектика] | 410 |
Часть III: [Исторический материализм] | 417 |
Речь Энгельса на могиле Карла Маркса | 435 |
К истории Союза коммунистов Энгельса | 437 |
Происхождение семьи, частной собственности и государства Энгельса | 455 |
Предисловие к первому изданию 1884 | 455 |
Предисловие к четвертому изданию 1891 | 457 |
Происхождение семьи, частной собственности и государства | |
Этапы доисторической культуры | 468 |
Семья | 473 |
Род ирокезов | 518 |
Греческий род [Расцвет частной собственности] | 530 |
Возникновение Афинского государства | 537 |
Род и государство в Риме | 546 |
Род кельтов и германцев | 555 |
Государственное образование у немцев | 567 |
Варварство и цивилизация | 576 |
Приложение: недавно обнаруженный случай группового брака | |
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии | 594 |
Предисловие | 594 |
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии | |
Часть 1: Гегель | 596 |
Часть 2: Материализм | 603 |
Часть 3: Фейербах | 611 |
Часть 4: Маркс | 618 |
Крестьянский вопрос во Франции и Германии | 633 |
Введение в книгу Маркса «Классовая борьба во Франции, 1848–1850 гг. » | 651 |
Письма | 669 |
Маркс Анненкову П. В., 28 декабря 1846 г. | 669 |
Маркс Дж. Вейдемейеру, 5 марта 1852 г. | 679 |
Маркс Л. Кугельману, 12 апреля 1871 г. | 679 |
Маркс Л. Кугельману, 17 апреля 1871 | 681 |
Маркс Ф. Болте, 23 ноября 1871 г. | 681 |
Энгельс А. Бебелю, 20 июня 1873 | 684 |
Маркс В. Блосу, 10 ноября 1877 г. | 687 |
Энгельс К. Каутсли, 12 сентября 1882 г. | 688 |
Энгельс К. Шмидту, 5 августа 1890 | 688 |
Энгельс Отто фон Бенигку, 21 августа 1890 | 690 |
Энгельс И. Блоху, 21 сентября 1890 | 692 |
Энгельс К. |