Кантемир князь: Князь тишины: Дмитрий Кантемир и его роль в истории России | Статьи

Князь и учёный. Дмитрий Кантемир лишился власти, но прославился в веках | История | Общество

26 октября 1673 года родился политик и учёный, которому суждено было прославить две страны — Молдавию и Россию.

Сын господаря и заложник

История знает не так много примеров, когда один человек мог успешно совмещать талант государственного деятеля с талантом учёного. Дмитрий Константинович Кантемир был редким исключением, хотя в науке ему, возможно, помогла реализоваться его самая крупная политическая неудача.

Дмитрий Кантемир родился 26 октября 1673 года в семье молдавского господаря Константина Кантемира Старого.

Положение господаря Молдавии в этот период было шатким: страна находилась в вассальной зависимости от Османской империи, и турецкие властители регулярно смещали неугодных либо чересчур независимых князей. Нередко это заканчивалось и смертной казнью опальных господарей.

Среди молдавской элиты при этом шла отчаянная борьба за расположение турецкого султана. Всё это очень напоминало внутренние конфликты русских князей в борьбе за ярлык на великое княжение в период зависимости Руси от Золотой Орды.

Отец Дмитрия, Константин Кантемир, оказался одним из немногих господарей, которые умерли своей смертью, не лишившись власти. Правда, для достижения этой цели Константину пришлось постоянно подтверждать свою верность султану.

Дмитрия это коснулось напрямую — в 1687 году 14-летний подросток был отправлен в Константинополь в качестве заложника. Предполагалось, что в случае неверности отца своим обязательствам перед султаном Дмитрия попросту казнят.

Подобная практика заложников для того времени не была чем-то уникальным, однако вряд ли от этого Дмитрию Кантемиру было спокойнее. Возможно, именно тогда у него и выработалось блестящее умение скрывать свои настоящие мысли и планы, которое потом неоднократно подчёркивали современники.

Жажда знаний

Дмитрий Кантемир с юных лет тянулся к наукам, чем являл полную противоположность своему отцу: Константин Кантемир был неграмотен.

Оказавшись в Константинополе заложником, Дмитрий не скорбел о своей доле, а продолжил обучение. Благо положение заложника такого ранга позволяло ему жить достаточно свободно. Он изучал древнегреческий, новогреческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, богословию и философии, встречался с учёными патриаршей Греко-латинской академии, а также посещал Академию Падишаха — учебное заведение при дворе султана для иностранцев или османских подданных-христиан. 

Талант молодого человека отметили при дворе султана, однако место господаря Молдавии после смерти отца он не занял. Несмотря на то, что Константин Кантемир прямо указал на Дмитрия как на наследника, в результате придворных интриг султан его не утвердил.

После того как место господаря занял старший брат Дмитрия Антиох, он стал посланником господаря при дворе султана.

Время, проведённое в Константинополе, очень много дало Кантемиру как учёному — там он начал собирать материалы для своих научных работ. Кантемира интересовала всеобщая история, история Османской империи, нравы и обычаи этой страны.

В Константинополе Кантемир познакомился и довольно близко сошёлся с российским посланником Петром Андреевичем Толстым. Возможно, именно тогда у него и зародились планы, к осуществлению которых он перешёл десять лет спустя.

Союз с Россией

В 1710 году султан Османской империи назначил Дмитрия Кантемира господарем Молдавии. Шаг этот был вынужденным — предстояла война с Россией, и на этом посту нужен был человек деятельный и способный, такой, как Кантемир.

Султан не учёл лишь одного — умения политика скрывать свои планы. Дмитрий Кантемир задумал вывести Молдавию из вассальной зависимости от Османской империи. Для реализации подобных планов необходим был мощный союзник, которого Кантемир увидел в лице России.

К тому времени Россия во главе с царём Петром I отвоевала у турков крепость Азов, а затем в ходе русско-шведской войны разгромила войска считавшегося непобедимым Карла XII под Полтавой.

Шведский король укрылся в Османской империи, и это стало для амбициозного Петра одним из поводов для развёртывания новой военной кампании против турков. Русские войска, по замыслу царя, должны были поднять на восстание христианские народы, жившие под турецким игом. Пётр I рассчитывал, что в результате удастся отколоть огромные территории от Османской империи.

Дмитрий Кантемир, которому, по велению султана, надлежало строить мосты через Дунай для похода турецких войск на Россию, намеревался сделать обратное — вместе с русскими войсками начать войну против султана.

В апреле 1711 года Пётр I и Дмитрий Кантемир заключили Луцкий договор. По нему после победы в войне Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежние обычаи внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров.

Намерения Кантемира вызвали поддержку большинства населения Молдавии и элиты страны, которые считали, что сближение с Россией лучше, чем положение вассала Османской империи.

Слово Петра

Однако Прутский поход, как называют эту военную кампанию Петра I историки, закончился печально. К югу от Ясс 38-тысячное русское войско было прижато к реке Прут союзными 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. Положение русских было почти безнадёжным, однако их яростное сопротивление охладило пыл наступающих. Помня об итогах Полтавского сражения, турки предпочли завершить дело миром. Причём его условия оказались даже легче, чем ожидал Пётр I: русским пришлось вернуть Азов и срыть ряд новых укреплений на Азовском море, а также сделать ещё ряд мелких уступок.

Карл XII, узнав об успехе турок, примчался к месту событий уже после заключения договора, возмущался, требовал войско, чтобы разбить Петра окончательно. Однако ехидные турки заметили, что своё сражение с русскими шведский король уже проиграл под Полтавой, и если хочет, то может преследовать Петра I со своими людьми (которых у Карла было очень мало), а другой армии он не получит.

Если Пётр I, что называется, сумел выкрутиться, то для Дмитрия Кантемира всё обстояло крайне печально — турки требовали выдать его, чтобы казнить за измену.

Однако русский царь, несмотря на трудное положение, проявил твёрдость: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружие возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести — то же, что не быть государем».

Так Дмитрий Кантемир с 1000 молдавских бояр, над которыми он сохранил право жизни и смерти, отправился в Россию.

Здесь он получил от Петра I титул князя, огромные земли под Харьковом, поместье под Москвой, а также немалые денежные средства.

Прусский академик и русский сенатор

Несмотря на всё это, другой политик, потерявший государство, возможно, впал бы в отчаяние. Но с Дмитрием Кантемиром оставался его научный талант. И в России он написал свои главные труды, принёсшие ему славу большого европейского учёного. Кантемир, имевший блестящие способности к языкам, помимо тех, которые уже знал, освоил русский, немецкий и французский.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

На латыни им был написан выдающийся труд «История возвышения и упадка Османского двора». Работа Кантемира более века считалась самой фундаментальной из тех, что были посвящены Турции. Вслед за этим последовало «Описание Молдавии», «Жизнь Константина Кантемира», «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии», а также другие работы.

Трудами Кантемира восхищались его современники, а Прусская Академия наук избрала его своим членом. Дмитрий Кантемир стал первым учёным Молдавии и России, который был избран членом Академии другого государства. Помимо этого, Кантемир активно способствовал созданию Петербургской Академии наук.

После смерти первой жены Дмитрий Кантемир женился на княжне Настасье Ивановне Трубецкой и переехал в Петербург. Знания и ум Кантермира высоко ценил Пётр, который сделал его советником по делам Востока, а затем назначил членом Правительствующего Сената и возвёл в чин тайного советника.

С этого момента Дмитрий Кантемир стал членом ближнего круга Петра Великого.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

В 1722 году во время Персидского похода Петра Кантемир заведовал походной канцелярией. Он изготовил арабский наборный шрифт, организовал специальную типографию и напечатал на татарском, турецком и персидском языках сочинённый и переведённый им Манифест Петра I к народам Кавказа и Персии.

В переговорах Петра I c властителями прикаспийских территорий Дмитрий Кантемир выступал в качестве переводчика. При этом он оставил литературные заметки о походе, а также описал древний город Дербент и ряд уникальных археологических памятников Кавказа.

Но Персидский поход окончательно подорвал здоровье Дмитрия Кантемира. Осенью 1722 года с разрешения царя он уехал к себе в имение из-за обострения диабета. Дмитрий Константинович Кантемир умер 21 августа 1723 года в 7 часов 20 минут пополудни в своём поместье Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии.

Молдавский след в русской истории

Мало кто знает, но потомки Дмитрия Кантемира могли взойти на русский престол. Дочь молдавского господаря Мария Кантемир была любовницей Петра Великого и даже была беременна от него. Император всерьёз подумывал заменить Марией свою впавшую в опалу жену

Екатерину, однако эти планы не осуществились — ребёнок не выжил, и Екатерине удалось избежать участи Евдокии Лопухиной.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

Один из сыновей Дмитрия Кантемира, Антиох Кантемир, был известным дипломатом, посланником России сначала в Англии, а затем во Франции. Антиох Кантемир известен также как крупнейший русский поэт так называемой силлабической эпохи отечественного стихосложения, которая завершилась после работ Михаила Ломоносова и Василия Тредиаковского, введших в русское стихосложение силлабо-тонический стих.

Имя Дмитрия Кантемира связано и с событиями Великой Отечественной войны. На землях, которыми в России владел молдавский господарь, появились сначала слобода, а затем посёлок, названные в его честь Кантемировкой.

В 1942 году под Кантемировкой развернулись ожесточённые бои с фашистами, в которых приняла боевое крещение сформированная под Воронежем 4-я танковая дивизия. После освобождения Кантемировки в декабре 1942 года, дивизия стала гвардейской, получив почётное наименование Кантемировская.

Ныне Кантемировская танковая дивизия является одним из элитных подразделений Вооружённых сил России. В свою очередь, в честь дивизии была названа Кантемировская улица в Москве.

Дмитрий Константинович Кантемир был похоронен в Москве, в Новогреческом монастыре, рядом со своей первой женой Кассандрой.

В 1935 году, по договорённости правительства Румынии с Советским Союзом, останки великого политика и учёного были перенесены в молдавский город Яссы и перезахоронены в церкви Трёх Святителей.

какую роль в отношениях России и Молдавии сыграл Дмитрий Кантемир — РТ на русском

26 октября 1673 года родился Дмитрий Кантемир — господарь Молдавского княжества и российский сенатор. Сын правителя Молдавии, находившейся в то время под властью Османской империи, видел будущее своей страны в тесном союзе с Россией. Однако Кантемиру и его покровителю царю Петру I не удалось освободить восточноевропейское государство из-под турецкого господства — произошло это только через 100 лет. Тем не менее историки отмечают, что личность Кантемира стала символом цивилизационной общности России и Молдавии и важным элементом исторической памяти обоих народов.

Происхождение румынского и молдавского этносов на сегодняшний день изучено недостаточно глубоко. Большинство историков склоняются к тому, что их предки — романизованные иллирийцы, — заручившись поддержкой Сербии и Венгрии, в XIII веке заселили территорию Румынии. А когда в XIV столетии монголы были вытеснены из междуречья Прута и Днепра, выходцы с Балкан заняли и земли современной Молдавии, смешавшись с жившими по соседству славянами.

Во второй половине XIV века было образовано Молдавское княжество. Местные феодалы сначала попытались обратить его жителей в католицизм, но потерпели неудачу. Народ сделал выбор в пользу православия. Вскоре молдавские князья сумели подчинить себе часть территории развалившегося Галицко-Волынского княжества и распространили свою власть на освобождённый от татар Буджак — будущую Южную Бессарабию.

Расцвет суверенного Молдавского княжества длился недолго. В середине XV века оно вынуждено было признать свою зависимость от Османской империи, быстро лишилось большей части автономных прав и превратилось в поле битвы между соседними странами. Правителей Молдавии — господарей — стали назначать из Стамбула.

Молдавский господарь

26 октября 1673 года в молдавском селе Силиштень (в настоящее время это территория Румынии) в семье влиятельного полководца Константина Кантемира родился сын Дмитрий.

Константин, по мнению большинства историков, происходил из богатого татарского рода, принявшего христианство. В молодости он поступил на службу к польскому королю, однако затем вернулся в зависимые от турок земли — сначала в Валахию, а затем в Молдавию. В год рождения сына Дмитрия Константин в бою спас от захвата поляками султанский гарем, после чего его политический вес значительно вырос. В 1685 году, в возрасте 73 лет, Константин был назначен молдавским господарем и оставался на этой должности восемь лет — до конца своей жизни.

  • Константин и Антиох Кантемир
  • © Wikimedia

Будучи неграмотным, правитель Молдавии постарался дать своим детям самое лучшее образование, пригласив для них учителей из Греции. Когда сыновья подросли, Константин вынужден был по османской традиции отправить их в качестве заложников в Стамбул. Там Дмитрий продолжил обучение, став знатоком восточной философии, турецкого, арабского и персидского языков, музыки и литературы. После смерти отца в 1693 году Кантемир-младший был назначен новым господарем, но из-за интриг валашского правителя Константина Брынковяну вскоре был смещён.

Дмитрий переехал в Турцию и на протяжении следующих 17 лет занимался там научной деятельностью.

Вернулся на должность господаря Кантемир только в 1710 году. Османы хотели, чтобы Дмитрий поднял Молдавию на войну с Россией, но их расчёты не оправдались.

«Ещё во время своего пребывания в Стамбуле Кантемир, мечтая об освобождении Молдавии от османского господства, наладил через русское посольство отношения с Россией», — рассказал в интервью RT доктор исторических наук, профессор Владислав Гросул, главный научный сотрудник Института российской истории РАН.

Став господарем, Кантемир нашёл поддержку у части молдавских бояр. 13 апреля 1711 года Дмитрий Кантемир подписал с царём Петром I Луцкий договор, согласно которому Молдавия переходила под власть России, сохраняя свои обычаи и получая широкую автономию.

«По сравнению с теми условиями, в которых Молдавия находилась, будучи под властью Османской империи, это было чрезвычайно привлекательно: по сути, даже не присоединение, а уния. Кроме того, с точки зрения Кантемира и поддержавших его бояр, важную роль играла религиозная, культурная и этническая близость молдаван и русских», — отметил в беседе с RT эксперт РИСИ Денис Мальцев.

Прутский поход

«Победой в Полтавской битве Россия заявила о себе как о состоявшейся великой державе. Пётр I посчитал, что у него хватит сил продолжать войну со шведами и одновременно вступить в противоборство с Османской империей. Он рассчитывал на восстание находившихся под турецким господством православных народов и поэтому оказался в плену иллюзий относительно того, что добиться создания независимых от турок и ориентированных на Россию княжеств на Дунае можно будет победой в одном или нескольких сражениях», — рассказал в интервью RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов.

Впрочем, турецкий султан Ахмед III, подпав под влияние бежавшего от русских шведского короля Карла XII, ещё 20 ноября 1710 года сам объявил России войну, по итогам которой османы хотели вернуть себе крепость Азов и прилегающее к ней морское побережье.

Также по теме

«Без такого помощника Пётр не стал бы Великим»: какую роль в истории России сыграл Александр Меншиков

290 лет назад был отправлен в сибирскую ссылку Александр Меншиков, один из наиболее влиятельных государственных деятелей Петровской…

Помимо Кантемира, Пётр I рассчитывал на валашского господаря Константина Брынковяну, который ещё за два года до описываемых событий по собственной инициативе обещал царю выставить под его знамёна 30-тысячную армию и снабдить российское войско провиантом. Однако в решающий момент Брынковяну побоялся поддерживать Петра. Сербские и черногорские повстанцы развернули партизанские действия в тылу у турок, но их сил было недостаточно.

Кантемир привёл на воссоединение с русскими шеститысячную армию, состоявшую из лёгкой кавалерии. Под командованием Петра на момент выступления в поход было около 80 тыс. солдат и офицеров: шесть дивизий и семь отдельных полков — пехота, драгуны, артиллерия и гвардия.

Кроме того, на помощь российской регулярной армии пришли около 10 тыс. запорожских казаков. Но часть войск была оставлена в гарнизонах ещё при переходе из Лифляндии на границу с Молдавией.

В ходе марша с Днестра на Прут российская армия столкнулась с острой нехваткой провизии, воды и фуража. Солдаты гибли от истощения и болезней. Когда в начале июля войска Петра переправились на западный берег Прута, в составе регулярных российских частей остались только около 47 тыс. военнослужащих. Им противостояли почти 200 тыс. турок и татар.

18 июля 1711 года российский авангард дал бой турецкой кавалерии. 20 июля турки напали на российский обоз, после чего отборные части янычар пошли в атаку на основные силы российской армии, однако встречный огонь заставил их отступить. Российские войска потеряли в этот день убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 2,6 тыс. человек, а турецкие — порядка 8 тыс.

  • Прутский поход Петра Первого
  • © histrf. ru

Российская армия оказалась в окружении и без достаточного количества боеприпасов. Её положение становилось отчаянным. Пётр I предложил турецкому командованию мирные переговоры. Визирь Балтаджи Мехмед-паша сначала не пожелал даже рассматривать такой вариант, однако янычары, получившие мощный отпор со стороны русских, взбунтовались и отказались идти в атаку, тем более что российское командование дало туркам понять, что в случае отказа от переговоров готово дать генеральную баталию.

Также по теме

«Российский путь модернизации»: что привёз Пётр I из Великого посольства

320 лет назад, завершив свою миссию в Западной Европе, Великое посольство, в состав которого инкогнито входил сам царь Пётр I,…

Пётр отправил к османам посольство, уполномочив его обещать визирю возвращение Турции Азова и прочих отбитых у неё земель, а также передачу шведам Лифляндии и других потерянных ими территорий, за исключением Ингрии. Кроме того, послы получили крупную сумму денег на подкуп османского командования. Российские дипломаты добились успеха: турки ограничились удовлетворением территориальных претензий Стамбула и взяткой. Шведскими вопросами они заниматься не стали.

«Османы были очень сильно разгневаны на Кантемира и требовали его выдачи. Они доверяли господарю и теперь хотели с ним расправиться. Но Пётр ответил, что скорее отдаст полцарства, чем Кантемира. В результате господарь покинул Молдавию под видом российского гренадёра. Вслед за ним в Россию ушли около 4 тыс. его сторонников. От них произошли многие известные российские дворянские роды», — отметил Гросул.

Карл XII, прибывший на берега Прута уже после отхода российской армии, был вне себя от бешенства и требовал дать ему войско, чтобы догнать Петра. Но турки напомнили королю, что он ранее уже успел «показать себя» под Полтавой, и помогать не стали. Впоследствии шведский король смог за это отомстить турецкому визирю, который из-за присутствия Карла побоялся даже забрать отправленные ему Петром деньги, а вскоре из-за жалобы короля был смещён султаном и казнён.

Российский вельможа

После переселения в Россию Кантемир стал одним из советников Петра I и пользовался полным доверием монарха. За верность российской короне ему было выделено несколько имений, в том числе Чёрная Грязь — будущее Царицыно. В 1721 году Дмитрий Кантемир был назначен на высокую должность сенатора.

«Сын Дмитрия Антиох стал фактически одним из основателей русской классической литературы, а дочь Мария, по ряду свидетельств, была возлюбленной Петра I и носила от него ребёнка», — рассказал Гросул.

Однако ребёнок, который потенциально мог стать наследником престола, погиб при преждевременных родах.

«Если бы остался жив сын Петра и внук Дмитрия Кантемира, это могло бы очень сильно изменить ход истории», — отметил Кротов.

  • Мария Кантемир
  • © Wikimedia

В России Кантемир продолжил свои научные изыскания. Сегодня его даже называют первым российским востоковедом. Дмитрия Кантемира рассматривали как кандидата на пост президента Российской академии наук, но до этого бывший молдавский господарь не дожил. Он скончался в возрасте 46 лет после Персидского похода Петра, в котором принимал участие в качестве начальника царской канцелярии.

Также по теме

«Молдаван считали своими»: как Бессарабия стала частью России

200 лет назад был принят Устав об образовании Бессарабской области в составе Российской империи. Документ даровал недавно…

Похоронили Дмитрия Кантемира в московском Николо-Греческом монастыре. В 1930-е годы обитель была снесена, а останки Кантемира (хотя некоторые историки сомневаются в их подлинности) были переданы властям Румынии и перезахоронены в притворе кафедрального собора в Яссах.

Дмитрий Кантемир оставил после себя целый ряд фундаментальных произведений в области философии, религиоведения, географии и истории. Отметив его научные заслуги, Берлинская академия наук признала бывшего молдавского господаря своим членом.

«В Молдавии XVIII века на Кантемира реагировали по-разному. Среди жителей Молдавии были и такие, кто выступал на стороне Турции, и им деятельность господаря, конечно, не нравилась. Другие люди оценивали его положительно», — отметил Владислав Гросул.

По словам Дениса Мальцева, сегодня Дмитрий Кантемир является героем сразу для нескольких стран и народов.

«Несмотря на деятельность Кантемира на стороне России, даже представители русофобских сил в Молдавии пока не трогают эту фигуру — ведь он боролся за независимость своей страны от Турции. Кроме того, личность Кантемира положительно оценивают румынские власти, считающие его «своим» историческим деятелем», — отметил эксперт.

По мнению учёного, личность молдавского господаря и сегодня имеет важное символическое значение.

«Учитывая его деятельность, Дмитрий Кантемир может выступать как символ цивилизационной общности молдавского и русского народов», — заключил Мальцев.

Константин Кантемир — Википедия

Imaginea lui Constantin Cantemir pe o marcă poștală din Republica Moldova

Константин Кантемир (n. , , Lusilișișișișiși 9001 [1] 9001 ș, Румыния [1]  – д. , Яссы, Молдова [2] ) а фост Домнул Молдовей (25 июня 1685-13 марта 1693). Fost tatăl lui Antioh Cantemir și Dimitrie Cantemir.

Cantemirestii, согласно chiar opiniei lui Dimitrie Cantemir, erau „coborâtori din vechiul neam al Cantemirestilor… de la Crâm”. Această idee este preluată de Alexandru D. Xenopol: «Cantemirestii sunt de origine tătari, după cum arată chiar numele lor: Han Temir». «Кан» и «темир» в лимбиле турецкий, в том числе в татаре, нсеамна «сангэ», соответственно «фиер». Конформировать Acestei Minkii, Teodor Este Primul Reprezentant Al Familiei, Care în timpul domniei lui ștefan cel mare ar fi trecut în serviciul țțrii moldovei, fiind miluit de către domn cu o slujbă și moși în sudiul. Ulterior, după ce tătarii cuceresc pământurile, соответственно, Teodor primeşte trei sate în ținutul Fălciu și administrarea ținutului Codru. Pretinsul privilegiu de danie al lui Ștefan cel Mare, dat lui Teodor Cantemir, înaintașul lui Dimitrie Cantemir din veacul al XV-lea, «publicat» в Descrierea Moldovei este de la prima vedere un fals, izvorât din pioase sentru strămoși. (Vezi referința 2 de la secțiunea Note )

Соответствует истории Николае Стойческу, происхождению tătărească a Cantemirilor este o ipoteză fantezistă. [5] Tatăl lui Constantin Cantemir and fost Teodor Cantemir, care a murit в 1627 году, in lupte cu tătarii. (Sever Zotta, Neamul Cantemireștilor , ссылка 4 в разделе Note). Константин К. Джуреску, возможно, на базе информации прелуата И. Некулче, считает, что он был дома «Константин Кантемир, эра dintr-un neam скромный де răzeşi, din satul Silișteni, în județul Fălciului». Штефан С. Горовей Эсте де пэрере кэ К. Кантемир Эсте Нэскут într-o familie de boiernași дин Шара де Жос, ип стрэмоц аль карейя, Пэтру Силиштяну, Эсте Менционат Ицелькэ в документеле де пе Тимпулефлуи Шт. [6]

Cariera militară i-a adus recunoașterea și respectul dușmanilor, boierilor locali, dar și al suzeranului. A deśinut cu precădere mai multe dregătorii: «Mai întâi vornic de Bârlad (1664–1668), apoi armaș (1668–1672), serdar (1672–1681) и mare clucer (1681–1684)». Mică Ce ню да dreptul ла Шедереа на диване. De la 1672 și până la urcarea pe scaun în 1685, el cumpără de la răzeși părți din nouă sate în ținutul Fălciu…Ajunge în cele din urmă, înainte de moarte, stăneăzepân uncepân ea ce constituia o avere фрумоаса. Moșiile urmau să treacă în stăpânirea fiului său mai mare, Antioh vodă. [7] Cu toate căera fidel Porții, în domeniul politicii interne s-a manifestat contra domniilor fanariote. Faptul a fost unul din mainele argumentse pentru Řerban Cantacuzino, domnul Țării Românesti, de al susține pe Cantemir la domnie. Dar au existsat și alte argumentse. Эпоха Кантемира ип бул милитар și această calitate putea fi folosită де coliția Крутата в creștinătății, dorită де Шербан Cantacuzino. De altfel эра în vârstă și nu mai avea mult de trait, dar prin intermediul lui, cu o reputație înaltă la Poartă, se putea scăpa de domniile fanariote.

Viitorul domn al Țării Moldovei s-a născut la 8 noiembrie 1612 în localitatea Silișteni. Rămând fără părinți cu moţiile pustiite de tătari, tânărul Cantemir se înrolează ca mercenar în armata polonă unde s-a aflat în serviciu la doi regi – Vladislav și Jan Cazimir „…A servit armata timp de onă, ajungând „rotmistru” , sau căpitan de cavalerie». S-a evidențiat în bătăliile cu suedezii. În Polonia a făcut cunoștință cu Langlois François (gravor francez), care l-a găzduit pe Cantemir la Paris в период 1643 – январь 1647. [6]

A juns pe tronul Moldovei la vârsta de 73 de ani. Ca domn și-a luat numele де Константин водэ. A fost ales de boierii mari ca domn pentru că întrunea toate calitățile cerute unui tool docil al oligarhiei boieresti: эра bătrân, fără carte, fără avere și moșii, fără sprijin la rude de neam mare. [8] Cronicaru Ion Neculce, în Letopisețul tsării Moldovei, se exprimă astfel despre alegerea ca domn a lui Constantin vodă de către boieri: «Au socotit cu toții pre Constantin Cantemir cliuceriul, fiind om de bătrân, fiind om de bătrân я ом prost, mai de gios, că nice carte nu știa, socotind boierii că l-or purta pre cum le va fi voia lor. Și де ва фи rău, încă ню ва trăi mult, că эра bătrân. Că alții mai de cinste și mai de neam nu priimia să fie domn». A fost viteaz, dar incult. A participat la luptele dintre polonezi, austrieci și turci, ducând o politică oportunistă. Era de partea turcilor, dar le comunica regelui Jan Sobieski și austriecilor, planurile acestor.Dușman al partidei poloneze din Moldova, face marea greţeală de a-i ucide pe logofătul Miron Costin și pe fratele său hatmanul Velicico Costin, bănuiți că au participat la un complot împotriva maincroniar domnului. avut posibilitatea să-și dovedească nevinovăția în fața domnului: luat din satul său Bărboși (jud. Neamț), în drum spre Iasi a fost execut la Roman (1691). Fiindu-i în primejdie tronul, din cauza intrigilor lui Constantin Brâncoveanu al Țării Românesti, sesolve să susțină politica turcească. Se îngrijește să dea или educație bună fiilor săi Antioh Cantemir și Dimitrie Cantemir. Acesta din urmă a scris chiar o carte apologetică în limba latină « Vita Constantini Cantemyri », де-фапт или пробная де-эксплика decizia де ал-люцид пе cărturarul Мирон Костин.

Petre P. Panaitescu arăta că „ În împrejurările speciale în care a scris Dimitrie Cantemir viata tatălui său, el nu putea face operă de cronicar obiectiv, chiar sensientele firești ale unui fiu p fațăău eau să înfrumusețeze, să înnobileze figura Мораль Луи Константина Водэ ». В timpul domniei lui, Moldova a suferit o invazie a tătarilor și polonezilor, dar și biruri grele. Despre el, cronicarul Ioan Neculce scrie astfel: „ Carte nu știè, ce numai iscalitura învățasă de o făcè. Practică bună avè la voroavă, age sănătos, mânca bine și bebine «. [9]

Биография Луи Константина Кантемира, ученого Дмитрия в лимбе Vita90 i Cantemriy ,9 e în traducerea românească a Луи Николае Йорга, 19 лет24 [10] La sfârșitul acestei scrieri, N.Iorga prezintă un citat din cronica atribuită lui Nicolae Costin, care descrie moartea lui Constantin Cantemir:

Iară Când au fost Veleatul 7201 (1693) în Luna Martie în 17 Zile, Au murit și Cantemir-Vodă, După Ce Au Domnit Opt Ani, Fără Trei Luni, și l-astrucat а луи Штефан- водэ чел булочка, унде Эсте храм Сфынтулуй Николае, în gropnița ce și-au făcut Antonie vodă…Iară, dacă au venit la Domnie fiul său Antioh-vodă, mutatu-i-au oasele la a lor sfântăstire ce-i făcută de Cantemir-vodă, pre anume Mira, ce este pe apa Milcovului, la ținutul Putnei. «Mănăstirea Mira (astăzi localitatea se numește Mera) (Putna) a avut drept ctitori pe Moțoc și soția Ursa (din secolul al XVI-lea), iar în refacere, pe Constantin Cantemir și fiul său Antioh. Pictura murală din biserica Mera îlis înfățiţează pe Константин Кантемир înconjurat де copyiii сай.

Константин Кантемир и avut trei soții:

  • Анастасия Кантемир (род. Гика; 1605-1645), fiica lui Gheorghe Ghica
  • Мария Кантемир , cu care a avut o fiică, 9 Север Зотта, Депре неамул Кантемирештилор .Яссы, Виаца Романяска, 1931
    • Кантемир, Дмитрий ( ), Viaţa lui Constantin Cantemir , Бухарест: Издательство государственной литературы и искусства TEM NS
    • 1 (1673-1723)
      СТАТЬИ

      ( автор НАМИК СИНАН ТУРАН )

      Димитрие Кантемир родился в 1673 году в Силистень, в семье Константина Кантемира, наместника Молдавии, которая в османской административной системе считалась привилегированным государством. Когда его отец, выходец из скромной деревенской семьи, был избран молдавскими боярами наместником, в жизни Кантемира наступил новый период. Изучив греческий и латынь у монаха Еремие Какавеласа, молодой Кантемир изучил философию и литературу и вошел в интеллигенцию того периода. Когда его первая политическая деятельность закончилась неудачей (как и последняя), он приехал в Стамбул, где ему предстояло провести большую часть своей жизни.

      В этом городе, где он жил до 1710 года, он продолжил свое образование в Османском дворце, а также в греческом патриархате. Кантемир явно приобрел широкий круг знакомых за это время, и из учителей, у которых он учился, одними из первых, кто приходит на ум, являются философ и географ Мелетий из Арты, его арабский учитель Нефиоглу и его учитель математики и турецкого языка Эсад Эфенди из Янина. Он был известен как очень талантливый в языке, а изучая восточные языки, он также научился тонкостям восточной музыки у Кемани Ахмета Эфенди.

      Таким образом, Кантемир вскоре стал востребованной личностью и обязательным условием в артистических кругах Стамбула. Участвуя с молдавскими отрядами османских войск в войне Зента, Кантемир был назначен губернатором Молдавии после войны с русскими, начавшейся в 1710 году.

      Во время своего еще не созрел, он пошел на сотрудничество с русскими в 1710 году. Угасание этой мечты в Пруссии в 1711 году подготовило почву для драматического последнего периода его жизни. Он умер 21 августа 1723 г., человек известный не только своей политической личностью, сложившейся в своеобразных условиях того времени, но и как человек культуры.

      Но что больше всего отличает его в историческом плане, так это то, что он записал множество музыкальных произведений, тем самым способствуя познанию Востока в Европе. Сочинения Кантемира о Востоке достигли второй по величине читательской аудитории после работ Поля Рико по истории Османской империи, опубликованных в Лондоне в 1668 году. Его работа, написанная на средневековой латыни, была первым систематическим трактатом об Османском государстве. В своей работе Incrementa atque decrementa Aulae ot homanicaet он привнес новый подход к философии истории и обратил внимание на тот факт, что подъем и падение государств следовали естественным путем, параллельным пути живых существ. Таким образом, он утверждал, что государства переживают периоды подъема и упадка.

      В результате вклада князя Кантемира как востоковеда в реестре его членства в Берлинской академии наук от 11 июня 1714 г. значилось: «Проживая в Стамбуле двадцать лет, он изучил восточные языки, писал стихи на турецкий стиль, сочинял музыку и завоевал любовь султана, визиря и других высокопоставленных лиц».

      Другим аспектом историка Кантемира, вдохновившим его как деятеля культуры, была его страсть к восточной музыке и созданные им произведения на эту тему. В музыкальном словаре Historisch-biographische der Tonkünstler, изданном в 179 г.0 Эрнеста Гербера, он упоминается по имени, что свидетельствует о важности его произведений о музыке. Музыкальный талант он унаследовал от своего отца Константина, который в свободное время играл на флейте молдавские народные песни. Подобную любовь к музыке Дмитрий передал и своим детям. Его старшая дочь Мария играла на клавесине, а сын Антиох был певцом в Москве и сочинил несколько произведений.

      Согласно тому, что мы знаем сегодня, первым мастером, у которого он научился основным понятиям музыки, был критянин Какавелас, который также был композитором. Его музыкальный талант не был замечен только его учителями; он не избегал внимания никого, с кем встречался. Поэтому, когда его посетил польский посол Рафаэль Лещинский, который посетил Иаса, он заметил музыкальный талант молодого Кантемира. Тот факт, что в Стамбуле он изучал восточную музыку в течение пятнадцати лет у Кемани Ахмета, ясно указывает на уровень его интереса к предмету.

      В то же время он брал уроки у известного композитора и танбури Анжелики.

      Кантемир сочинил тридцать шесть произведений, в том числе два песрева, одиннадцать саз семаев, два аксак семаи и одно бесте. Когда султан Ахмед II назначил его наместником Молдавии, он составил семай в макаме Нева, посвященном султану, и получил в награду различные подарки. Среди произведений, приписываемых Кантемиру, есть Мевлеви айн, который был исполнен дервишами Галата Мевлеви и в свое время стал предметом многочисленных споров. Монах Тодерини утверждает, что это произведение было написано Кантемиром под влиянием старой турецкой литературы, по образцу образцов, находящихся в распоряжении французского посла М. Ферриоля, в европейской системе обозначений. Другой музыковед, который считал, что айн принадлежит Кантемиру, Жорж Брезауль, пришел к такому выводу на основании произведений, которые, как он определил, были из разных частей Молдавии. По словам того же писателя, Мевлеви айн повлиял на музыку одного из балетов оперы Моцарта «Похищение из сераля». «Похоже, что Моцарт познакомился с Mevlevi ayin от Ф. Дж. Зульцера, который записал этот ритуал в историю. Эту точку зрения разделяют и другие румынские историки. Однако де Ферриол считает, что эта музыка принадлежит сьеру Шаберу, который был мастером музыки и кто заложил основы этого искусства». На самом деле это утверждение было не так уж несостоятельно, поскольку Де Ферриол, известный своим интересом к восточной культуре, попросил музыканта Шабера записать этот дервишский айн. Точно так же он попросил художника Ванмура написать его картину, которая сейчас выставлена ​​​​в Национальном музее Амстердама. Возможно, что Кантемир, знавший Де Ферриоля, имевший связи с французским посольством в Стамбуле и в то же время глубоко интересовавшийся восточной музыкой, помогал Шаберу.

      Принимая во внимание то, как сложилась традиция «мастер-ученик» в Османской империи, принятие Кантемира в качестве учителя музыки, выходящего за рамки теории, имеет большое значение. Среди его учеников были главный казначей Империи Давут Исмаил Эфенди и казначей Латиф Челеби. Среди других были талантливые молодые люди, такие как греческий дворянин Ралаки Евпрагиот и турки Ташиоглу, Синик Мехмет и Бардакчи Мехмет Челеби. Очевидно, не интересуясь западной музыкой, Кантемир утверждал, что размер и пропорции слов в турецкой музыке более совершенны, чем в европейской музыке. Вдохновленный этой мыслью и, вероятно, по указанию своих близких друзей, он написал книгу по теории турецкой музыки.

      Написанная в 1700 году и известная как Кантемироглу Эдвари, полное название книги, посвященной султану Ахмету II, звучит как Kitabü Ilmi’l musiki ala vechi’l hurufat. Работа состояла из двух основных томов. Первый том содержал техническую информацию о макамах, интервалах и усуле. Второй том содержал запись 316 песревов, около 40 саз семаев и нескольких бестов, составленных в XVI и XVII веках в 48 макамах.

      Взяв за основу танбур, считающийся стандартным инструментом в турецкой музыке, книга обобщает теоретические принципы через основную гамму, а к полученной таким образом теоретической структуре добавляются новые основные теоретические принципы. При таком подходе книга стала поворотным моментом в турецкой теории. Теория Кантемира, основанная на экспериментальном методе кавл-и цедид или кавл-и хакир, противоречила традиционной теории. По мнению Попеску-Юдетца, новая теория противостояла абстрактной старой теории, систематизированной музыкальными авторитетами Средневековья. Работа, которая обращалась к своим предметам в соответствии с логической классификацией как конкретно, так и в целом, использовала двустороннее сравнение в качестве своего подхода. Сравнивая, с одной стороны, элементы музыки с элементами языка посредством лингвистического сравнения, она также проводила сравнение, расчленяя свой предмет на части в порядке медицинской науки.

      С таким подходом Кантемир отошел от более ранних исследователей теории, включая Махмуда б. Абдулазиз, Сейди и Бедр-и Дилсад. Его предшественники оценивали османскую музыку как продолжение исламской музыкальной традиции и строили свои теории на этом понимании. Однако в своей книге Кантемир склонен рассматривать османскую музыку как самостоятельную школу. Кроме того, написав большое количество произведений в нотации, которую он сам придумал, он предотвратил потерю этих произведений из-за разрушительного действия времени.

      Понятно, что Kitabü Ilmi’l musiki ala vechi’l hurufat вызвала интерес в османских музыкальных кругах. Известно также, что его нотная система была популярна среди композиторов. Хотя он говорит, что я слышал, что моя работа остается популярной среди турок, которые хотят изучать музыку, монах Джан Баттиста Тодерини пишет в своей работе Letteratura turchesca, что во время его пребывания в Стамбуле было чрезвычайно трудно найти экземпляр его книги. По словам того же писателя, из-за того, что турецкая теория была сложной, турки не использовали нотацию Кантемира и продолжали сочинять со старыми усулами.

      Однако известно, что были музыканты, которые не согласились. Например, Абдулбаки Деде, шейх дервишей Галата Мевлеви, написавший такие произведения, как Тахкик ве Теткик, Тахририйе, использовал тридцать восемь символов, которые отличались от букв, используемых Кантемиром, однако значения, которые он использовал, были идентичны значениям, присвоенным буквам. письма молдавского князя. Если оставить в стороне многочисленные споры по поводу заявлений Чоранеско в его всестороннем исследовании этого предмета, «Кантемир внес важный вклад в теорию длительности и интервалов, с которой боролись музыканты его времени; которая нашла свое решение в шкале, разработанной Веркмайстер в 169 г.1 и открытием Бахом хорошо темперированного клавикорда, что подтвердило правоту Веркмейстера»12. Это было причиной того большого внимания, которое было обращено на него в период после его творчества. однако оставался активным в музыке до конца своей жизни.Согласно исторической хронике, написанной в 1743 году крымчанином Моллой Хаджи Абдулгаффаром, гений, укрывшись в России после поражения Пруссии, сыграл одну из своих лучших сегях и плакал. В период, проведенный на службе у царя Петра, Кантемир продолжал свою музыкальную деятельность.Петр, увлеченный музыкой и любивший петь церковные песнопения, брал с собой в путешествия хор, состоящий почти из двадцати человек.Он часто отправлял учеников за границу для получения опыта. и получить хорошее образование.В этот момент он сыграл важную роль в том, что Кантемир, обладавший широким знанием славянского языка и владением греческим языком и музыкой, переводил византийские литургии для Русской Православной Церкви. В дополнение к этому он разработал инструмент, который напоминал «микьяс-и савта» (монохорд), разработанный турецкими музыкальными теоретиками, чтобы давать правильные интервалы тона.

      Согласно некоторым источникам, в этот период он написал еще одно турецкое музыкальное произведение, которое было потеряно в результате кораблекрушения в Каспийском море; однако нет надежных исторических свидетельств, подтверждающих это утверждение.

      *Доктор, Экономический факультет Стамбульского университета, кафедра политологии и международных отношений
      1 Кантемир, впервые приехавший в Стамбул в 1688 г. , жил здесь до 1691 г. Второй раз он приехал после 1693 г.
      1 Для информации о его жизнь см. Михай Максим, «Харациул молдовенещ в опере Луи Димитрия Кантемира», Analele Universitatii Bucuresti. Философия истории Дреп, XXII, Бухарест 1974, с.70-77, а также «Димитрие Кантемир», мкр. DIA., Istanbul 2001, c.24, s.320-322
      1 Defterdar Sari Mehmet Pasa, Zubde-i Vekaiyât, haz. Абдулакадир Озджан, ТТК. Яй., Анкара, 1995, с.41
      1 Димитрие Кантемир, Османли Импараторлугунун Юкселис ве Чокюс Тарихи, Джумхуриет Яй., Стамбул, 2000, с. I-II
      1 Konuyla ilgili bir degerlendirme için bkz. Türkkaya Ataöv, «Osmanli Tarihçisi Dimitrie Cantemir 1673-1723», SBFD., Ankara 1973, c.28, no.1-2, s.205-208
      1 Georges Cioranesco, «Dimitrie Kantemir’in Dogubilim Arastirmalarina Katkisi», чев . Зеки Арикан, Ulusal Kültür, Анкара 1979, д.3, с. 19
      1 Чоранеско, возраст., с.21-22
      1 Исмаил Баха Сурелсан, «Cantemiroglu ve Türk Musikisi», Димитрие Кантемир, Юнеско Турецкие Милли Комитеси, Анкара, 1975, с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *