Канон Поликлета
Самое знаменитое произведение Поликлета — «Дорифор» (Копьеносец) (450—440 до н. э.). В древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.
Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой.
В своем «Каноне»
Поликлет уделял большое внимание
пифагорейской теории золотого деления.
(вся длина так относится к большей части,
как большая к меньшей). При этом Поликлет
отказывался от золотого деления, если
оно противоречило естественным параметрам
человеческого тела.
В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» — ранний пример приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.
Поликлет родился около 480 года до нашей эры и работал, по сообщениям древних авторов, от 460 до 420-х годов до нашей эры. Умер в конце V века до нашей эры.
Трудно назвать точно родину мастера. Одни называют Сикион, другие — Аргос, которые являлись крупными художественными центрами Пелопоннеса того времени. Учителем Поликлета был известный скульптор Агелад, из мастерской которого вышел и Мирон. Поликлет, в отличие от Мирона, стремится создать идеальный образ, и характерное для возвышенного искусства высокой классики тяготение к совершенству является лейтмотивом его творчества. Герои Поликлета более сдержанны в движениях и спокойны, чем подвижные, деятельные герои Мирона.
В ранние годы
Поликлета привлекают образы атлетов —
победителей на состязаниях. Киниск,
юноша из Мантинеи, одержавший победу в
464 или 460 годах, одна из самых ранних
статуй скульптора, сохранившаяся в
римской копии. Из сочинений древних
авторов можно узнать также, что в эти
годы Поликлет работал над статуями
Геракла и Гермеса.
Поликлет был Пифагором скульптуры, искавшим божественной математики соразмерности и формы. Он полагал, что размеры каждой части совершенного тела должны относиться в заданной пропорции к размерам любой другой его части, скажем, указательного пальца. Поликлетов канон требовал округлой головы, широких плеч, коренастого торса, крепких бедер и коротких ног, что в целом накладывало на фигуру отпечаток скорее силы, чем изящества. Скульптор так дорожил своим каноном, что для его изложения написал трактат, а для наглядного подкрепления изваял статую. Вероятно, то был Дорифор.
«Дорифор» — статуя
юноши, победившего в метании копья, был
создан скульптором между 450 и 440 годами
до нашей эры. Изображение копьеносца
встречалось и раньше. Но в отличие от
архаических, застывших, со скованными
движениями фигур статуя Поликлета
представляет совершенное воплощение
естественного движения.
Мастер стремился
к созданию пропорциональной фигуры,
стараясь показать ее не удлиненной и
не коренастой. Этого же принципа Поликлет
придерживался при изображении каждой
детали статуи. Хиазм (перекрестное
расположение частей тела) не был впервые
введен Поликлетом. Но мастер особенно
отчетливо и ясно выразил хиазм в своих
статуях и сделал его нормой в изображении
человеческой фигуры. В статуе «Дорифора»
в движении участвуют не только ноги и
плечи, но и руки, и торс. Для гармонии
скульптор придал легкий изгиб телу. Это
вызвало изменение в положении плеч и
бедер, сообщило жизненность и убедительность
фигуре копьеносца, естественно
существующей в пространстве, органически
с ним связанной. Важно заметить, что в
греческих подлинниках обработанная
поверхность бронзы имела блики, оживляющие
впечатление и смягчающие массивность,
появившуюся в поздних римских мраморных
копиях с бронзовых оригиналов.
После создания «Дорифора» Поликлет переехал работать из родного города в Афины — центр художественной жизни Греции, привлекавший многих талантливых художников, скульпторов и архитекторов.
К этому периоду творчества художника относится «Раненая амазонка». Это произведение по стилю мало отличается от «Дорифора». «Амазонка» кажется родной сестрой копьеносца: узкие бедра, широкие плечи и мускулистые ноги придают ей мужественный вид.
Новые особенности творчества заметны в «Диадумене» — статуе юноши, красивым движением рук повязывающего лентой победителя свою голову. Прекрасное лицо Диадумена, образ которого уже не так многогранен, как образ Дорифора, воплощавшего качества атлета, воина и гражданина, не так спокойно.
«Поликлет прославился
в Аргосе около 422 года как архитектор
здешнего храма Геры и как автор статуи
богини, которая во мнении эпохи уступала
только колоссам Фидия, — пишет Дюрант.
— В Эфесе он вступил в состязание с
Фидием, Кресилаем и Фрадмоном, чтобы
создать статую Амазонки для храма
Артемиды. Судить о работе соперников
должны были сами художники. Предание
гласит, что каждый назвал лучшим свое
произведение, а второе место отвел
работе Поликлета; таким образом, награда
была вручена ему».
Поликлету, создавшему свою школу в греческом искусстве, стремились подражать многие скульпторы и в более поздние века. Лисипп называл Поликлета своим учителем.
Поликлет и его канон | Журнал Ярмарки Мастеров
Garry Nikopol
Поликлет Старший — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в Аргосе в 5-м веке до нашей эры. Его самая знаменитая работа Дорифор (копьеносец), называющаяся еще «каноном Поликлета». В основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела, так называемый хиазм или иначе называют контрапост. Хиазм в скульптуре — это поза, при которой, например, при переносе тяжести тела на правую ногу правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру — правое опущенное плечо. Возникает перекрестная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой — наоборот.
По легенде статуя была сделана в честь победителя на олимпиаде. В то время было правило, по которому честь преподнести статую победителю разыгрывалась между несколькими скульпторами. К определенному моменту скульпторы ваяли статую, а потом среди себя же путем голосования выбирали победителя. Как правило, себе писали первое место, тем, кто понравится кроме себя — второе, победителя таким образом выбирали из того, кто больше всех получил вторых мест. Проигравшие должны были свои статую расколотить вдребезги. Так вот Поликлету с его Дорифором каждый присудил первое место, настолько было круто. Правда оригинал был в бронзе, хотя с другой стороны, прежде чем отливать на конкурс могли и каменные представлять, всяко камня было я думаю достаточно, а пластилина не знали, и гипс, наверное, для скульптур не использовали. Скульптура действительно крута и восхитительна, к сожалению в оригинале утрачена, сохранены множественные копии разной степени древности.
Другой знаменитой скульптурой Поликлета была «Раненая амазонка», занявшая первое место в конкурсе для храма Артемиды Эфесской, до наших дней тоже не сохранилась. Вообще все дошло только в копиях или описаниях современников, как и трактаты Поликлета, которые в оригинале до нас тоже не дошли.
Дорифор (копия). В бронзовом оригинале подпорки под правую ногу не было, появилась в поздних каменных копиях
Дорифор. Реконструкция
Раненная амазонка. Копия
Диадумен (юноша, повязывающий повязку победителя (диадему) — еще одна знаменитая статуя Поликлета. Реконструкция.
Более поздняя статуя Поликлета, считается более сложной и утонченной в своем исполнении, стояла вероятнее всего в Олимпии в Дельфах.
При копировании данной статьи в неизменном виде указывайте источник. Фотографии из поисковиков
Рейтинг
☆
☆
☆
☆
☆
0.0 (0 голосов)
Garry Nikopol
Россия, Москва
Магазин
Блог (112)
Следите за творчеством мастера
Публикации по теме
Ключевые слова
- Ключевые слова
- античность
- скульптура
- бронза
Рубрики публикаций
Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
Организация мастерской
История рукоделия
Занимательные истории
Интервью
Хитрости и советы / Lifehack
Канон Поликлита и идея Симметрии
АРТ Курсы | АРТ 209 Главная | АРТ 209 Задания
Поликлитов Канон и идея Симметрия
Дорифор Поликлита, римская копия из мрамора бронзового оригинала,
в.
Первым датируемым профессиональным трактатом о скульптуре был Canon .
Поликлита, написанного, вероятно, в третьей четверти V в.
ДО Н.Э. Canon был самым известным древним трактатом по искусству, и достаточно
информация о нем сохранилась в дошедших до нас древних текстах, что позволяет нам
составить некоторое представление о его содержании. Цель Canon , не была
просто для объяснения статуи, но и для достижения до kallos , »
красивый и от до eu (совершенный или хороший) в нем. Секрет
достижения до kallos и до ес заключались в овладении симметрия ,
совершенная «соизмеримость» всех частей статуи с одной
другому и целому.
В комментариях на мнение философа-стоика Хрисиппа, что здоровье в теле был результатом гармонии составляющих его элементов, врач Гален (второй век н.э.) добавляет следующее интересное дополнение:
Красавица Хрисипп
чувствует, пребывает не в соизмеримости ( symmetria ) составляющих
(т.![]() |
Поликлита
идея symmetria и преследование к kallos и к
eu , вероятно, возник под влиянием идей Пифагора Самосского.
(действовал в конце шестого века до нашей эры) и его последователей. пифагорейцы
были озабочены поиском какой-то закономерности в зрительных явлениях.
Их увлечение числом было напрямую связано с верой в то, что в
число может быть ключом к физическим телам, но также и к абстрактным качествам
как правосудие. В качестве демонстрации этого принципа они исследовали музыкальные
гармонии и отметил, как интервалы, необходимые для создания гармонических аккордов на
струна лиры выражалась в ограниченной группе целых чисел ( 2:1,
3:2, 4:3 и др.). Это побудило Пифагора искать эти закономерности в других
визуальное явление, такое как движение планет и отношения
звезд. Он считал, что эти лежащие в основе гармонические пропорции могут
встречаться во всей природе. Эти узоры продемонстрировали греческую концепцию
природы как космос .
Пифагорейцы
также видел реальность как имеющую образец оппозиций. Аристотель представляет
следующий список этих двоичных файлов:
Аристотель, Метафизика , I.5.986a22: «Члены этой школы [пифагорейцы] говорят, что есть десять принципов, которые они располагают в две колонки родственные, таким образом: ограниченный
и без ограничений |
Современные ученые
видели в работах Поликлита подобный баланс противоположностей. Три из них
в дорфоре легко обнаруживаются пары: правое/левое, покой/движение и
прямые/изогнутые. Ученые отметили то, что они называют хиастик
принцип в составе фигуры Дорифора. Термин
происходит от греческой буквы хи , состоящей из двух пересекающихся линий.
наклонно, но ход, нисходящий справа налево, прямой, а другой
похож на перевернутую букву S, изогнутую с обоих концов. Таким образом, верхняя кривая слева
соответствует зеркальной кривой справа внизу и двум прямым половинам
лицом друг к другу через извилистую пропасть. Следующая иллюстрация накладывает
буква чи на фигуру Дорифор:
На фигуру
обратите внимание, как две стороны фигуры противопоставлены левой стороне, как
в
прямая сторона (прямая рука и нога), а правая сторона — согнутая сторона
(согнутая рука и нога). Затем эти оппозиции уравновешиваются контрастом
между
активные и пассивные части тела: нога слева от нас активна (занята)
и повторяется по всей фигуре с рукой, поддерживающей копье. нога
справа от нас пассивен (свободная нога) и вторит расслабленной левой руке
или пассивный. Уравновешенность фигуры еще больше проявляется в груди.
повернулся
вправо, а голова поворачивается влево. Опущенный левый
плечо уравновешивается опущенным правым бедром, а поднятое правое плечо
уравновешивается поднятым левым бедром. Таким образом, произведение можно рассматривать как гармонию
противоположностей, очень похожих на космос видели в пифагорейской мысли.
Алкмайон Кротонский (ок. 500-450) пишет о здоровье тела:
Здоровье сохраняет равенство ( исономия ) сил — влажных, сухих, горячих, холодных, сладких и т. д. четвертое — тогда как господство ( монархия ) любого из них порождает болезнь; ибо правило единственного противоположного разрушительно. Активной причиной болезни является избыток тепла или холода, причиной ее является избыток или недостаток пищи, место ее возникновения — кровь, костный мозг или головной мозг.![]() |
Обратите внимание, что эта идея одинаково применима к здоровью, политике и искусству.
Для обзора Дорифора на 360 градусов.
Художественный бюллетень обзор Поликлета, Дорифора и Традиции .
Как видно
из этого типа анализа Doryphoros — очень интеллектуальная работа.
На нашу оценку произведения также влияет то, что мы знаем о произведении только
через более поздние копии. Оригинал, как и другие крупные произведения того периода,
была бронза, но из-за внутренней ценности бронзы работа была
давно сгнил. Эффект оригинала Дорифор возможно
отражены в паре отдельно стоящих бронзовых фигур, обнаруженных в 1972 г. побережье южной Италии недалеко от города Риаче. Эти так называемые Воины Риаче
были датированы учеными примерно временем Дорифора:
Риаче Воин А
| Риаче Воин Б |
Головка воина Риаче A
Древнегреческий канон пропорций
Поликлит, Дискофор , около 420 г. до н.э. Как истинный ориентир, он может касаться эстетического, духовного или интеллектуального. В скульптуре, рисунке или живописи он до сих пор используется как инструмент для представления реалистичных и гармоничных пропорций. Но какие правила управляли этим эстетическим поиском совершенства в Древней Греции? Artsper приглашает вас открыть для себя основы и тонкости канона пропорций в греческой скульптуре!Поликлит, изобретатель канона пропорций
Хотя правила пропорций уже существовали, Поликлит был первым, кто теоретизировал эстетику тела и обнаженной натуры. В V веке до нашей эры он написал договор идеальных пропорций, названный «каноном». Он произвел революцию в нашем отношении к человеческому телу, придав красоте количественную и числовую ценность. Его канон основан на фундаментальном правиле: баланс и соотношение пропорций между различными частями тела. Таким образом, красота основана на гармонии между различными частями тела и его целым. Другими словами, каждая часть тела должна иметь определенный размер по отношению к общей высоте тела. Стопа должна составлять определенный процент всего тела, а также голова или палец. Это стало новым представлением о красоте, основанным на строгом математическом и эстетическом законе.
Точные правила канона пропорций Поликлита
Таким образом, канон Поликлита представляет собой набор правил, используемых для создания совершенства красоты человеческого тела. Можно найти очень точные принципы пропорции. Сначала голова входит 7 раз в высоту туловища. Тогда ноги и туловище имеют одинаковую высоту, в три раза больше головы. Колени и ступни в два раза превышают высоту головы, как и ширина плеч. Это касается и высоты туловища. Наконец, таз составляет две трети высоты туловища, а бедра — две трети высоты ног.
Цель этого договора конкретна: Поликлит задумал, чтобы канон использовался всеми для служения искусству и представлениям прекрасного. Как практик, так и теоретик, Поликлит создал скульптуру, в которой применялись правила, изложенные в его трактате. Дорифор, до сих пор считается одной из самых известных и классических скульптур.
Поликлит, Дорифор , ок. 420 г. до н.э., фото © Claude GauthierКаноны красоты у Лисиппа и Леонардо да Винчи
Спустя столетие после Поликлита Лисипп пересматривает этот канон. По аналогичному принципу тело становится стройнее, силуэт стройнее и стройнее. Тело в восемь раз превышает высоту головы против семи в каноне Поликлета. Позже Леонардо да Винчи использовал логику канона пропорций для создания Витрувианского человека. Он также применил золотое сечение, чтобы запечатлеть свой собственный канон идеальных, божественных пропорций.
Но будь то Лисипп или Леонардо да Винчи, принцип остается тем же: гармония между частями и целым. Вырабатывая собственный канон пропорций, эти скульпторы фактически материализуют свое представление о мире, основанное на математическом идеале. Они демонстрируют, что человеческое тело встроено в гораздо большую систему функций, в систему законов природы. Человек занимает такое же место, как и любая другая форма жизни, присутствующая в природе. Он обладает универсальной красотой, происхождение которой одновременно божественно, математическо и совершенно.
Леонард де Винчи, Витрувианский человек , 1490Является ли канон пропорций редуктивным?
Но можем ли мы на самом деле измерять, математизировать и соизмерять красоту? Если многие художники пытались установить правила абсолютной красоты, реальность выглядит совсем по-другому.