Кампанелла философ: Философия Томмазо Кампанелла

Кампанелла Томмазо

Кампанелла Томмазо (1568/1639) — итальянский поэт, философ и политический деятель. Его перу принадлежат многие сонеты, мадригалы и канцоны — поэтические формы эпохи Возрождения. Известен как создатель утопического коммунизма. В его произведении «Город Солнца», написанном в форме рассказа мореплавателя, представлена модель идеального общества, которым руководит учено-жреческая каста. В обществе, по представлению Кампанеллы, должна отсутствовать частная собственность, развиваться наука и просвещение, обязателен 4-часовой рабочий день. Кампанелла возглавил заговор против испанского владычества в 1598г., в результате чего 27 лет пробыл в заточении, где и написал большинство произведений по медицине, астрономии и философии.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 119.

+ + +

Другим  [наряду с Патрици

] последователем Телезио в области натурфилософии был Томмазо Кампанелла. В своей философии природы Кампанелла, вслед за Телезио, развивает мысль о противоречивых силах, воздействующих на пассивную материю. С другой стороны, он находится под влиянием псевдонаучных, мистических учений астрологии и каббалистики. Природа для него есть эманация божества. Всё в ней — лишь отображение вечного разума. Внутренней жизнью всех вещей является стремление вернуться к божественному началу. Натурфилософская фантазия Кампанеллы принимает грандиозные размеры. Земля — это большой зверь. Люди суть черви, копошащиеся в теле этого зверя, подобно тому, как мельчайшие существа копошатся в теле человека. В таких странных формах выражает Кампанелла мысль о единстве природы, наличии естественной аналогии между всеми её частями и, наконец, об отсутствии принципиальной разницы между органической и неорганической материей.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 142.

+ + +

В 1598 году народное движение в Южной Италии возглавил монах, ставший позднее знаменитым социалистом-утопистом, Томмазо Кампанелла (1568—1639гг. ). Задачу предстоящего восстания он видел в свержении испанского ига и освобождении Италии. Организаторы заговора стремились привлечь к нему крестьян, сельское духовенство, партизанские отряды с гор Калабрии. Они рассчитывали даже на поддержку со стороны враждебной Габсбургам Османской империи, флот которой должен был в назначенное время подойти к берегам Калабрии. Заговор был раскрыт, и Кампанелла арестован. 27 лет провел он в различных тюрьмах, но это многолетнее заключение и неоднократные пытки не сломили его. В заточении Кампанелла написал свои лучшие сочинения, в том числе социальную утопию «Город Солнца», которая обессмертила его имя.

Цитируется по изд.: Все войны мировой истории по Харперской энциклопедии военной истории Р.Э. Дюпюи и Т.Н. Дюпюи. Книга третья. 1500-1750 г. СПб, 2004, с. 118.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Итальянский философ (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Подопригора С. Я.,  Подопригора А. С. Социалист-утопист (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Итальянский гуманист эпохи Возрождения (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,

2001).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Представитель раннего утопического коммунизма (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Грицанов А.А. Философ, поэт, политический деятель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Чиколини Л.С. Стал участником заговора, имевшего целью создание в Калабрии свободного государства (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В. С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).

Штекли А.Э. Готовил восстание с целью свержения ига испанских Габсбургов (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА — КАРАКАС.

1965).

Володина А.И. В тюрьме начинает писать свое главное произведение — «Город Солнца» (Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).

Волынская Б.Н. Нарисовал утопическую картину будущего коммунистического общества (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).

Осуществление своей программы Кампанелла возлагал на европейских государей (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Кампанелла. Город Солнца (Статья Л. С. Чиколини о сочинении Т. Кампанеллы)

Замок Ангела в Риме. Здесь много лет провел в заключении Кампанелла.

Сочинения:

Le poesie, v. 1—2. Lanciano, 1913;

Del senso delle cose e della magia. Bari, 1925; Lettere. Bari, 1927;

La Citta del Sole, testo italiano e testo latino. Torino, 1941;

Opuscoli inediti. Firenze, 1951; Tutte le opere, v. I. Mil.. 1954;

Monarchia Messiae e Discorsi della liberta e della felice suggestione alio stato ecclesiastico. Torino, 1960; в рус. пер.: Город Солнца. М., 1954.

Литература:

Баткин Л. М. Парадокс Кампанеллы, —Вопросы философии, 1971, № 2.

Блюм А. В., Горфункель А. X. Запрещенная книга о Кампанелле. — В кн.: Памятники культуры. М., 1977.

Волгин В. П. Коммунистическая утопия Кампанеллы.— В кн.: Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. С древности до конца XVIII в. М„ 1975.

Горфункель А. X. Томмазо Кампанелла. М., 1954.

Клибанов А. И. Послание Кампанеллы московскому государю и православному духовенству.— В кн.: Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978.

Львов С. Я — Гражданин Города Солнца. Повесть о Томмазо Кампанелле. М., 1979.

Петровский Ф. А. Кампанелла: Биографический очерк.— В кн.: Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

Рутенбург В. И. Кампанелла. Л., 1956.

Чиколини Л. С. Социальная утопия в Италии, XVI — начало XVII в. М., 1980.

Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1966.

Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М., 1978.

Квачаш И. И. Фома Кампанелла. — «Журнал министерства народного просвещения», 1906, октябрь; 1907, январь, май, август, декабрь;

Рутенбург В. И. Кампанелла.

М., 1956;

Штеми Л. Э. Кампанелла, 3-е изд. М., 1966; Он же. «Город Солнца»: утопия и наука. М., 1978;

Горфункель Л. X. Томмазо Кампанелла. М. 1969;

Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 301—329;

Amabile L. Fra Tommaso Campanella, la sua congiura, i suoi processi e la sua pazzia, vol. 1—3. Napoli, 1882;

Idem. Fra Tommaso Campanella ne’castelli di Napoli. in Roma, ed in Parigi. Napoli, v. 1—2,1887;

FirpoL. Bibliografiadegli scritti di Tommaso Campanella. Torino, 1940;

Idem. Ricerche Campanelliane Firenze, 1947;

Idem. Campanella Tommaso — Dizionario biografico degli italiani. Roma, 1974, v. 17, p. 372-401.

 

 

 

Биография Томмазо Кампанелла – творчество и личная жизнь автора, читайте на Литрес

Об авторе

Томмазо Кампанелла – итальянский философ, поэт и политический деятель, автор трактата «Город Солнца», один из наиболее значительных мыслителей Позднего Возрождения, представитель утопического социализма.

Краткая информация

Томмазо Кампанелла родился 5 сентября 1568 года в городке Стило в семье сапожника. При крещении он получил имя Джованни Доменико. Мать мальчика рано умерла, но остальные члены семьи смогли выжить во время эпидемии чумы. О ранних годах жизни писателя известно мало: по легенде, он узнал азы алхимии и колдовства, к четырнадцати годам изучил основы логики и в 1582 году вступил в доминиканский орден. Именно в монастыре молодой человек в честь Фомы Аквинского принял имя Томмазо.

Но вскоре Кампанелла обнаружил свободомыслие в вопросах религии, чем навлек на себя ненависть болословов. Также, подобно другим деятелям эпохи Возрождения, Томмазо обожествлял природу, сравнивая Землю с «большим зверем», а людей – с паразитами. Опальный монах избегал гнева, пока в 1598 году не принял участие в заговоре против испанского короля, который одновременно был королем Обеих Сицилий. Вменяли ему и увлечение астрологией, то есть ересь. В 1599 году Кампанелла попал в тюрьму, где под пытками частично признал вину и решил имитировать безумие, чтобы избежать казни. К несчастью, тюремщики подслушали разговор философа с другими заключенными и подвергли Томмазо новым ужасным мучениям.

«Город Солнца»

Несмотря на то, что на стороне Кампанелло выступали кардинал Ришелье и король Людовик XIII, которому Томмазо успешно предсказал рождение сына, в итоге его приговорили к пожизненному заключению «безо всякой надежды на свободу». Философ провел в тюрьме двадцать семь лет, и за это время написал десятки книг, частично опубликованных в Германии. Среди них – знаменитый роман «Город Солнца», вдохновленный «Утопией» сэра Томаса Мора и «Государством» Платона, но обладающий и явным астрологическим подтекстом.

В этой книге описано общество равных людей, которые не обладают собственностью и не имеют семьи. Государство занимается воспитанием детей, а взрослые жители занимаются земледелием и скотоводством, работают всего четыре часа в день. Править городом должны были ученые, они же – жрецы Солнца.

Интересно, что роман «Город Солнца» не был просто теоретической работой. Описанную в нем общественную программу Кампанелла разработал во время подготовки восстания: он читал сообщникам проповеди об идеальной республике, которой собирался править сам. Томмазо рассчитал, что в 1600 году должно случиться великое преобразование мира, и верил, что это дата возникновения его идеального государства.

Философ вышел на свободу в 1626 году, а через три года был оправдан. Остаток жизни он провел во Франции, где получал пенсию от кардинала Ришелье. Томмазо Кампанелла умер 21 мая 1639 года в Париже, не дожив десять дней до предсказанной самому себе даты смерти.

Томмазо Кампанелла | Итальянский философ и поэт

Год рождения:
5 сентября 1568 г. Неаполитанское королевство
Умер:
21 мая 1639 г. (70 лет) Париж Франция
Известные работы:
«Город Солнца Кампанеллы» «Христианская монархия» «Dialogo politico contra Luterani, Calvinisti ed altri eretici» «Метафизика» «Философия чувственная демонстрация» «Сселта»
Предметы изучения:
Римский католицизм гуманизм метафизика прагматизм

См. весь связанный контент →

Томмазо Кампанелла , настоящее имя Джованни Доменико Кампанелла , (род. 5 сентября 1568 г., Стило, Неаполитанское королевство [Италия] — умер 21 мая 1639 г., Париж, Франция), итальянский философ и писатель, стремившийся примирить гуманизм эпохи Возрождения с римско-католическим богословием. Его лучше всего помнят за его социалистическую работу La città del sole (1602; «Город Солнца»), написанный, когда он был узником испанской короны (1599–1626).

Вступив в доминиканский орден в 1583 году, когда он принял имя Томмазо, он находился под влиянием работ итальянского философа Бернардино Телезио, противника схоластического аристотелизма. Без разрешения своего ордена Кампанелла отправился в 1589 году в Неаполь, где был опубликован его «

Philosophia sensibus demostrata » (1591; «Философия, демонстрируемая чувствами»). Отражая озабоченность Телезио эмпирическим подходом к философии, он подчеркивал необходимость человеческого опыта как основы философии. Работа привела к его аресту, суду и краткому тюремному заключению за ересь. После освобождения он отправился в Падую, где был арестован по обвинению в гомосексуализме (159 г.).3), оправдан, а затем обвинен в вовлечении еврея в дебаты по вопросам христианской веры. Посланный в Рим для суда, он в 1596 году отрекся от ереси, в которой его обвиняли.

Викторина «Британника»

Философия 101

Интерес Кампанеллы к прагматизму и политической реформе был очевиден уже в таких ранних работах, как De Monarchia Christianorum (1593; «О христианской монархии») и Dialogo politico contra Luterani, Calvinisti ed altri eretici (1595; «Политический диалог против лютеран, кальвинистов и других еретиков»), в котором он утверждал, что грешное человечество может быть возрождено через религиозную реформацию, основанную на создании универсальной церковной империи. Эти абстракции уступили место более ограниченному, хотя и все еще утопическому плану реформ после его возвращения в Стило в 1598 году, где бедственное положение народа глубоко тронуло его. В соответствии с этим планом Кампанелла стал в 1599 г. духовным лидером заговора с целью свержения испанского владычества в Калабрии. Заговор был раскрыт, и он был арестован и доставлен в Неаполь. Вынужденный под пытками признаться в своем лидерстве в заговоре, он симулировал безумие, чтобы избежать смерти, и был приговорен к пожизненному заключению.

В тюрьме Кампанелла вернулся к римско-католической ортодоксии и написал свой знаменитый утопический труд La città del sole. Его идеальным государством должны были управлять люди, просвещенные разумом, и работа каждого человека должна была быть направлена ​​на благо общества. Частная собственность, чрезмерное богатство и бедность не существовали бы, потому что никому не было бы позволено больше, чем ему нужно.

Во время 27-летнего тюремного заключения Кампанелла также писал лирические стихи, из которых сохранились лишь немногие — в Scelta (1622; «Отборы»). Сборник, который некоторые критики считают самой оригинальной поэзией в итальянской литературе того периода, включает мадригалы, сонеты, традиционные любовные стихи и метафизические гимны. Его Metafisica (1638) излагает его теорию метафизики, основанную на тринитарной структуре силы, мудрости и любви. В 30 книгах Theologia (1613–1614) он пересмотрел римско-католические доктрины в свете своей метафизической теории.

Через месяц после освобождения в 1626 году Кампанелла был заключен в тюрьму в Риме по обвинению в ереси. Он использовал лесть и свою репутацию астролога, чтобы добиться благосклонности папы Урбана VIII, и был освобожден в 1629 году. Неаполь в 1634 году заставил его бежать во Францию, где его приветствовали король Людовик XIII и кардинал де Ришелье.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Майклом Рэем.

Кампанелла, Томмазо (1568–1639) — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержимое

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    1

    Жизнь

  • содержимое заблокировано

    2

    Эпистемология

  • содержимое заблокировано

    3

    Метафизика

  • содержание заблокировано

    4

    Моральная и политическая философия

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Биографический

  • К
  • Хедли, Джон М.

DOI

10.4324/9780415249126-C009-1

DOI: 10.4324/9780415249126-C009-1
Версия: V1, опубликован в Интернете: 1998
. com/articles/biographical/campanella-tommaso-1568-1639/v-1


Томмазо Кампанелла был теологом Контрреформации, магом эпохи Возрождения, пророком, поэтом и астрологом, а также философом, чьи рассуждения приобрели энциклопедический размах. Как философ природы позднего Возрождения, Кампанелла известен своей ранней и постоянной оппозицией Аристотелю. Он отверг фундаментальный аристотелевский принцип гиломорфизма, а именно понимание всей физической субстанции с точки зрения формы и материи. На его место он присвоил понимание реальности Телезио в терминах диалектических принципов тепла и холода; и он принял форму эмпиризма, обнаруженную в работах Телезио, которая включала пансенсизм, доктрину о том, что все вещи в природе наделены смыслом. Особенно после 1602 года знакомство Кампанеллы с платонизмом эпохи Возрождения также вовлекло его в панпсихизм, представление о том, что вся реальность имеет ментальный аспект. Таким образом, его эмпиризм стал обнаруживать отчетливо метафизическое и спиритуалистическое измерение, которое изменило его философию. В то же время его эпистемология заключала в себе универсальное сомнение и акцент на индивидуальном самосознании, что наводит на мысли о взглядах Декарта.

Карьера Кампанеллы как религиозного диссидента, радикального реформатора и лидера апокалиптического движения представляет собой политический радикализм, который странным образом ассоциировался с более традиционными представлениями об универсальной монархии и необходимости теократии. Единственное из его многочисленных сочинений, которое сегодня привлекает внимание, «Читта дель Соле» («Город Солнца») (написано в 1602 г., но не опубликовано до 1623 г.), заняло видное место в литературе утопий, хотя сам Кампанелла кажется ожидать какой-то формы астрономической/апокалиптической реализации.

Натурализм Кампанеллы, особенно его пансенсизм и панпсихизм, пользовался некоторым распространением в Германии и Франции в 1620-х годах, но в последние пять лет его жизни он был категорически отвергнут интеллектуальными сообществами, возглавляемыми Мерсенном и Декартом, а также Галилеем. .

Поделиться

Загрузка содержимого

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Хедли, Джон М. Кампанелла, Томмазо (1568–1639)), 1998, doi:10.4324/9780415249126-C009-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/biographical/campanella-tommaso-1568-1639/v-1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *