КАЛМЫЦКОЕ ХАНСТВО • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. В. Цюрюмов
КАЛМЫ́ЦКОЕ ХА́НСТВО, автономное гос. образование в составе Рус. гос-ва, России и Рос. империи в 1630–50-е гг. – 1771.
В результате борьбы между разл. племенами ойратов племя торгутов и часть племени дэрбэтов откочевали из Джунгарии и появились у границ Рус. гос-ва в Зап. Сибири в кон. 16 – нач. 17 вв. В рус. источниках они назывались калмыками. В 1607, 1608, 1610, 1615, 1616 их правители Хо-Урлюк, Далай-Батыр и др. через своих представителей присягали рус. царю, принимая рус. подданство. Содержание шертей (присяг) свидетельствует о принятии обеими сторонами ряда обязательств. Рус. гос-во обязывалось защищать интересы калмыков, оказывать всяческую помощь, оборонять их от нападений монголов (под управлением Алтын-ханов), ногаев и казахов; в свою очередь, калм. правители брали обязательство уплачивать дань скотом и присылать заложников (аманатов) в качестве гарантии верности рус. царю. При этом калмыкам предоставлялось право кочевать на землях близ рек Камышлов, Ишим, Иртыш и Омь и беспошлинно торговать в районе Тары и Томска. Постепенно калмыки продвигались на запад, в Приуралье, где, стремясь захватить территорию быв. Сибирского ханства, подчинили улусы Ногайской Орды. В 1630-е гг. калмыки впервые появились в междуречье Яика и Волги. В 1630–40-е гг. они периодически совершали набеги на рус. города – Самару (1639) и Астрахань (1644). В 1640 Хо-Урлюк с сыновьями участвовал в т. н. Джунгарском съезде, принявшем «Их цааз» («Великое уложение») – кодекс законов, ставший правовой основой жизни для всех ойратов, в т. ч. и калмыков. В сер. 1650-х гг. царь Алексей Михайлович закрепил полупустующие степные пространства Поволжья в качестве кочевий калмыков. К 1658 завершилась начавшаяся в сер. 1640-х гг. борьба за власть внутри династии Хо-Урлюка, единовластным правителем над всеми волжскими калмыками и присоединёнными ногаями стал его старший сын Дайчин. Преемниками Дайчина были его сын Мончак (1661–69) и внук Аюка (1669–1724; в 1690 возведён в ханское достоинство от имени Далай-ламы V).
В шертях Дайчина (1655, 1657) и Мончака (1661) царю Алексею Михайловичу наиболее полно обозначена территория кочевий калмыков: на западе она доходила до придонских степей, на востоке – до р. Яик, на юге – до предгорий Сев. Кавказа; на севере ограничивалась линией Царицын – Саратов – Гурьев. Осн. обязательствами калмыков стали воен. служба рус. царю и отказ от контактов с Крымским ханством и его союзниками на Сев. Кавказе.
С 1657 калм. конница регулярно участвовала в воен. действиях в составе рус. войск. К. х. сыграло важную роль в охране юж. границ Рус. гос-ва, а впоследствии Рос. империи, и в расширении рос. владений на Сев. Кавказе. Активные наступательные действия калмыцкой конницы на крымском направлении позволили рус. правительству использовать осн. часть армии на зап. направлении, одновременно вынуждая крымских ханов держать крупные силы под Азовом и на Кубани. Калмыки принимали участие в рус.-польск. войне 1654–67. Они участвовали в подавлении ряда антиправительственных выступлений в Поволжье: их активные действия позволили локализовать территорию распространения Разина восстания 1670–71 (при этом часть калмыков принимала участие в нём на стороне повстанцев), а также подавить выступления башкир в 1662 и 1682–83. Уезжая за границу в составе «Великого посольства» 1697–98, царь Пётр I поручил Аюке охрану юж. границ России.
В нач. 18 в. К. х. стало одним из крупных этнополитич. образований в составе Рос. империи. В ханстве отсутствовал разветвлённый бюрократич. аппарат, но при хане существовал достаточно большой штат чиновников и служителей. Улусная система строилась по традиц. триадному принципу (улусы административно распределялись на центр и два крыла – левое и правое), осн. масса подвластного населения была сосредоточена во владениях хана и его наследников. Хан проводил достаточно самостоят. внешнюю политику, направленную на поддержание мирных отношений калмыков с Китаем и Джунгарским ханством.
После смерти Аюки (1724) рос. правительство установило практику прямого назначения правителя К. х. в статусе наместника. Первым наместником К. х. стал сын Аюки Церен-Дондук (1724–35, с 1731 хан). В 1732–34 население крупной группировки улусов, не подчинявшихся хану, откочевало на Кубань. Стремясь стабилизировать политич. положение в К. х. в преддверии рус.-тур. войны, рос. правительство назначило новым наместником внука Аюки и племянника Церен-Дондука Дондук-Омбо (правил до 1741, с 1737 хан), ставшего родоначальником рос. княжеского рода Дондуковых (см. в ст. Дондуковы-Корсаковы). Во время рус.-тур. войны 1735–39 40-тысячное калм. войско под предводительством Дондук-Омбо сыграло решающую роль на северокавказском театре воен. действий.
В 1741 после смерти Дондук-Омбо во главе К. х. был поставлен его двоюродный брат – наиболее лояльный рос. правительству нойон Дондук-Даши (правил до 1761, с 1757 хан). В период его правления калмыки приняли участие в рус.-швед. войне 1741–43 и Семилетней войне 1756–63. При Дондук-Даши институт наместника К. х. был включён в систему адм. управления Астраханской губ. Ключевые вопросы управления К. х. рассматривались и решались в Сенате и Коллегии иностр. дел, а непосредств. управление осуществляли губернатор Астраханской губ. и находившийся в ставке наместника рос. чиновник – руководитель «калмыцких дел». Последним наместником К. х. стал сын Дондук-Даши – Убаши (1761–71). При нём по плану Коллегии иностр. дел проведена реформа традиц. судебно-адм. органа – зарго (1762). Из органа, подчинявшегося непосредственно наместнику (хану), он превратился в орган, в котором были пропорционально представлены все крупные нойонские (владельческие) владения, часть из которых не входила в домен наместника. В итоге наместник потерял значит. объём судебной и политич. власти в К. х., получив равный ему по статусу представительный орган власти. Крупные контингенты калм. конницы (до 20 тыс. чел.) участвовали в рус.-тур. войне 1768–74. Необходимость привлечения больших людских ресурсов заставляла рос. правительство увеличить численность калм. конницы. Однако воен. походы уже не только не приносили калмыкам былую добычу, но и привели к сокращению поголовья лошадей. Христианизация калмыков и колонизация Калмыцкой степи негативно воспринимались нойонами. В результате б. ч. калмыков откочевала из России. По данным отчётов чиновников Астраханской губ. (вероятно, заниженным), представленных в Коллегию иностр. дел, в янв. 1771 Убаши направил на восток через казах. степи 30909 кибиток (11198 остались). В июле того же года, потеряв половину откочевавшего населения и весь скот, калмыки достигли Китая и подчинились местному воен. командованию. 19(30).10.1771 указом имп. Екатерины II К. х. было упразднено, а его территория на правах автономной адм. единицы под назв. Калмыцкая степь включена в состав Астраханской губернии.
Калмыкия — осколок Орды в российской короне
Новости 29.12.2022Умер композитор Эдуард Артемьев
Сборник
Александр Дюма
Новости 08. 12.2022В Москве после реконструкции откроется Музей криптографии
Новости 07.11.2022В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов
Перебравшись из Монголии в волго-донские степи, кочевые племена создали свою уникальную страну, вот уже более трёх веков входящую в состав Российского государства.
Ойраты: предки калмыков на службе у Чингисхана
Ойраты — западные монголы. (turkey-sea.ru)
К 13-му веку ойраты продвинулись в западную часть Орды, где после конфликта с монгольским сюзереном основали своё первое государство — Ойратское ханство, павшее в середине 15-го века под ударами восточных соседей — северокитайских Чингизидов. В середине 17-го века ойратский союз племён вновь объединился в Джунгарское ханство. Основу его экономики составляли кочевое скотоводство и контроль торговых путей. В обмен на мясо животных, шкуры и лошадей ойраты получали от Китая и других соседей шёлк, бумагу, хлеб и даже порох. Номинально оставаясь частью громадной монгольской империи, фактически же ойраты были самостоятельны.
Главная проблема Джунгарии крылась в особенности почти всех средневековых государств — феодализме. Князья дробили свои улусы между сыновьями, которые по примеру отцов наделяли своих отпрысков ещё более мелкими владениями. Ситуация ухудшалась постоянной борьбой с соседями, в том числе с Китаем.
Калмыцкая степь Астраханской губернии, 1864 год. Источник: Wikimedia CommonsМеждоусобицы и нехватка пригодных пастбищ заставили одну из групп ойратов продвинуться в Южную и Западную Сибирь. Там они столкнулись с русскими, активно осваивавшими сибирские земли. В ходе переговоров русские предложили ойратам перейти под протекторат Москвы. В феврале 1608 года послов от кочевников принял царь Василий Шуйский, который позволил ойратам войти в состав Российского царства. Стороны заключили военный союз и подписали торговые соглашения.
Кочевой друг оседлой России
Откочевав из Сибири в низовья Волги, ойраты получили новое имя — калмыки, что в переводе с тюркского означает «отделившийся» или «оставшийся». Сами волжские ойраты ещё долго усваивали это новое для них название и окончательно свыклись с ним лишь в конце 18-го века.
Переселение из Сибири было сопряжено с трудностями, связанными со стычками с казахами и башкирами, чьи земли ойратам требовалось пройти. Постепенно осев на малонаселённых землях юго-востока России, ойраты вторично заявили о желании служить Москве.
Царская власть стала активно примирять калмыков с их соседями: русскими, башкирами и другим народностями, угрожая карательными мерами в случае возникновения конфликтов с новоиспечёнными подданными.Москва получила новый рынок сбыта. Огромное степное пространство было освоено, в экономику внедрены скотоводство и животноводство. При этом обеспечивалась охрана южных рубежей от набегов татар. Кочевники взамен получили торговые льготы на рынках Царицына и Астрахани, а также возможность свободно кочевать вдоль нижнего течения Волги и Ахтубы вплоть до Самары. Калмыки были способны адаптироваться и поддерживать жизнь там, где её, казалось, быть не может.
Калмыки. (Pinterest)
В течение 17-го века калмыки неоднократно принимали участие в войнах России с соседями. В 1650-х гг. власть над кочевыми племенами сосредоточилась в руках тайши Дайчина, чей сын Аюка позже стал первым калмыцким ханом с благословения Далай-ламы. Время правления хана Аюки — пик могущества калмыцкого государства.
После смерти Аюки между его родственниками развернулась борьба за ханский трон. Внутренние смуты на южном форпосте империи вызывали беспокойство в Санкт-Петербурге. Тогда имперское правительство сделало ставку на одного из кандидатов и, в конечном счёте, возвело его на престол. С 1730-х гг. калмыцкого хана назначали уже из столицы империи. Одновременно с ослаблением роли хана началась активная колонизация этой части империи русскими: основывались новые деревни, что приводило к конфликтам с кочующими калмыками, лишившимися пастбищ.
Российские власти всё чаще вмешивались во внутренние дела ханства. С середины 18-го века члены высшего совета Калмыкии Зарго назначались уже только с одобрения Санкт-Петербурга. Усилились и попытки христианизации калмыков.
Ограничение автономии ханства, голод, падёж скота, постоянные мобилизации калмыков на войну в интересах империи и русская колонизация привели к тому, что в правящих кругах возник план откочёвки из Калмыкии обратно в Джунгарию, которая к тому времени пала под ударами Китая. Калмыки планировали возродить там ойратское государство, избавившись от влияния и опеки Российской империи.
Торгутский побег и ликвидация ханства
Массовый исход тщательно и тайно готовился почти четыре года. В 1771-м около двух третей всех калмыков во главе с последним ханом Убаши двинулись в сторону китайской провинции. Те, кто не хотел покидать волжские степи, предупредили астраханского губернатора о заговоре, но в Санкт-Петербурге не обратили на доносы должного внимания. Откочёвка проходила в большой спешке из-за опасения, что центральная власть предпримет насильственные действия по удержанию своих подданных.
Правительство успело отправить войска вслед за кочевниками и нанесло им значительный урон. Вдобавок караваны калмыков подвергались постоянным нападениям казахов. Из 30 тыс. откочевавших кибиток до Джунгарии добрались около 20 тыс. Оказавшись в Китае, хан Убаши был фактически лишён власти над подконтрольными ему калмыками. Китайский двор запретил им самостоятельно собирать налоги и формировать армию, одновременно переведя кочевую элиту в положение чиновников с жалованьем.
Калмыцкие женщины. (Pinterest)
В Российской империи остались около 13 тыс. калмыцких семей. Лишившись половины своего населения, верховной власти и попав под особый контроль столицы, ханство фактически потеряло всякий вес и возможность существования даже в вассальной по отношению Санкт-Петербургу форме. 19 октября 1771 года Екатерина II подписала указ о ликвидации Калмыцкого ханства, титула хана и его наместника; управление калмыками перешло к астраханскому губернатору. Калмыки лишились своей государственности.
Сборник: Орда
Одно из самых могущественных государств Средневековья распалось в 15-м веке. В последующие столетия земли бывшей Золотой Орды вошли в состав России.
- Статьи
- Европа
- XIV век
Золотой век Золотой Орды
Золотой век Золотой Орды
Узбек-хан — одна из самых ярких личностей в истории Золотой Орды.
- ЕГЭ
- Азия
- XIII-XV вв.
Орда
Орда
Что означает слово «орда»? Кому поклонялись кочевники? Что спасло Европу от нашествия монголов?
- Статьи
- Европа
- XV век
Астраханское ханство: государство на руинах Золотой Орды
В результате распада Золотой Орды в начале 15-го века на территории некогда могущественнейшей империи образовался целый ряд независимых государств.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Ногайская Орда — великая степная держава Средневековья
Ногайская Орда — великая степная держава Средневековья
Ногайская Орда существовала немногим меньше 200 лет.
- Статьи
- Азия
- XIV-XV вв.
Тохтамыш — опальный хан Золотой Орды
Тохтамыш — опальный хан Золотой Орды
В истории Золотой Орды этот потомок Джучи занял исключительное место: он положил конец Великой Замятне. Но долгая борьба с Тамерланом погубила его планы.
- Статьи
- Европа
- XIII век
5 русских князей, противостоявших Золотой Орде
5 русских князей, противостоявших Золотой Орде
В результате военных походов Батыя в середине 13-го века русские княжества попали в зависимость от захватчиков. Но не всех устраивала такая судьба.
- Статьи
- Азия
- XIII век
Хан Берке – мудрейший правитель Золотой Орды
Хан Берке – мудрейший правитель Золотой Орды
Судьба младшего брата хана Батыя всегда привлекала внимание историков: первый хан из рода Чингизидов, принявший ислам, стал выдающимся правителем Золотой Орды.
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Калмыкия — осколок Орды в российской короне
Калмыкия — осколок Орды в российской короне
Калмыцкое ханство появилось в середине 17-го века, став одним из продолжений развалившейся Монгольской империи.
- Статьи
- Азия
- XIII-XVI вв.
Рождение и смерть Золотой Орды
Рождение и смерть Золотой Орды
Отделившись от Монгольской империи, Золотая Орда стала ключевым государством Восточной Европы, однако погибла в результате внутренних неурядиц.
- Статьи
- Европа
- XIV век
Золотой век Золотой Орды
Узбек-хан — одна из самых ярких личностей в истории Золотой Орды.
- ЕГЭ
- Азия
- XIII-XV вв.
Орда
Что означает слово «орда»? Кому поклонялись кочевники? Что спасло Европу от нашествия монголов?
- Статьи
- Европа
- XV век
Астраханское ханство: государство на руинах Золотой Орды
В результате распада Золотой Орды в начале 15-го века на территории некогда могущественнейшей империи образовался целый ряд независимых государств.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Ногайская Орда — великая степная держава Средневековья
Ногайская Орда существовала немногим меньше 200 лет.
- Статьи
- Азия
- XIV-XV вв.
Тохтамыш — опальный хан Золотой Орды
В истории Золотой Орды этот потомок Джучи занял исключительное место: он положил конец Великой Замятне. Но долгая борьба с Тамерланом погубила его планы.
- Статьи
- Европа
- XIII век
5 русских князей, противостоявших Золотой Орде
В результате военных походов Батыя в середине 13-го века русские княжества попали в зависимость от захватчиков. Но не всех устраивала такая судьба.
- Статьи
- Азия
- XIII век
Хан Берке – мудрейший правитель Золотой Орды
Судьба младшего брата хана Батыя всегда привлекала внимание историков: первый хан из рода Чингизидов, принявший ислам, стал выдающимся правителем Золотой Орды.
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Калмыкия — осколок Орды в российской короне
Калмыцкое ханство появилось в середине 17-го века, став одним из продолжений развалившейся Монгольской империи.
- Статьи
- Азия
- XIII-XVI вв.
Рождение и смерть Золотой Орды
Отделившись от Монгольской империи, Золотая Орда стала ключевым государством Восточной Европы, однако погибла в результате внутренних неурядиц.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- III век до н.э.
Сын Геракла против греков
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Статьи
- Европа
- I век до н. э.
10 правил Цицерона
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
«Карта Ада» Боттичелли
- Статьи
- Африка
- XVIII-XIX вв.
Бельгийский геноцид Конго (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Эрнст Рём — наивный слуга Гитлера
- Статьи
- Азия
- XIV-XV вв.
Тьмы Тамерлана
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Геля Маркизова — девочка, с которой фотографировался Сталин
- Статьи
- Европа
- XVII век
Трапеза Людовика XIV
- Статьи
- Европа
- XIV-XXI вв.
Туалетная бумага: чем пользовались до неё?
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Статьи
- Европа
- V до н.э. -XIX вв.
5 самых известных распутниц
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- Статьи
- Европа
- XIV век
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
- Статьи
- Европа
- III век до н.э.
Сын Геракла против греков
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 132324
- 📚 Статьи
- 👀 132243
- 📚 Статьи
- 👀 129205
- 📚 Статьи
- 👀 125804
- 📚 Статьи
- 👀 125326
- 📚 Статьи
- 👀 121471
- 📚 Статьи
- 👀 121238
- 📚 Статьи
- 👀 120166
- 📚 Статьи
- 👀 119652
- 📚 Статьи
- 👀 117999
- 📚 Статьи
- 👀 268874
- 📚 Статьи
- 👀 259827
- 📚 Тесты
- 👀 252048
- 📚 Статьи
- 👀 217896
- 📚 Статьи
- 👀 215080
- 📚 Статьи
- 👀 198573
- 📚 Статьи
- 👀 160848
- 📚 Статьи
- 👀 137866
- 📚 Статьи
- 👀 132324
- 📚 Статьи
- 👀 132243
Jangar by — Мягкая обложка — University of California Press
О книге Из нашего блога об авторе Отзывы Оглавление Связанные книги
О книге
Первый английский перевод калмыцкого эпоса, почти затерявшегося в истории.
Это первый английский перевод Джангар , героического эпоса о калмыцких кочевниках, западных монголах средневековой империи Чингисхана в Европе. Сегодня Калмыкия расположена на территории бывшей Золотой Орды, основанной сыном Чингисхана Джучи. Хотя их знаменитые ханства и города давно исчезли в песках Великой евразийской степи, калмыки были свидетелями, запоминали и устно передавали некоторые из самых преобразующих событий, как победоносных, так и трагических, в истории цивилизаций. Дань уважения защитникам мифической страны Бумба, Жангар отражает надежды и чаяния калмыцкого народа, а также его многовековую борьбу за свое культурное существование.
Этот новый перевод на английский язык является не только данью уважения художественному творчеству и воображению калмыцкого народа, но и важным шагом в его борьбе за культурное выживание. Только после столетий устной передачи песни и истории, связанные с Джангар , были записаны. Когда наконец появился первый перевод на русский язык, Сталин приказал депортировать все калмыцкое население в Сибирь и приказал исключить их национальную литературу из печатного мира. Эта советская репрессия имела огромные последствия для мировой литературы, заставив замолчать голоса кочевников и скрыв их особый вклад. Делаем Жангар , доступный на английском языке, является знаковым событием, привлекающим внимание всего мира к утраченной классике и восстанавливающим голоса почти стертой традиции в самом сердце истории Евразии.
Из нашего блога
Об авторе
Саглар (Сага) Бугдаева родилась и выросла в Калмыкии. Центральное место в деятельности Бугдаевой как исследователя-евразийца занимает стремление к выявлению и сохранению кочевого устного и письменного наследия Великой Евразийской степи. Прежде чем получить степень доктора социологии в Йельском университете, Бугдаева изучала монголо-тибетско-мандаринское языкознание в Санкт-Петербургском государственном университете.
Отзывы
«Этот перевод открывает для англоязычной аудитории важное произведение, сохранившееся через устную передачу на протяжении веков и несмотря на подавление внешними имперскими державами. Наряду с другими традиционными эпосами, такими как Одиссея и Беовульф , Джангар , это уникальное работа устного воображения с потрясающими характеристиками, как фантастическими, так и сюрреалистическими, сама по себе». — Джером Ротенберг, почетный профессор визуальных искусств и литературы, Калифорнийский университет, Сан-ДиегоСоглашение о таблице
Содержание
Список иллюстраций
ВВЕДЕНИЕ
Джангар
Пролог
Цикл 1. Как Шаман Золотой Сердце объединилось Джангар Ханат
. Сражался с Могучим Героем Джилган-ханом
Цикл 4. Как Алый Лев Хонгор победил хана Железноголового Мангну
Цикл 5. Как Аля Монхля украла восемнадцать тысяч золотых паломино великого хана Джангара
Цикл 6. Как Миньян, лучший человек во Вселенной, украл десять тысяч пинто у
Тюрк-хана
Цикл 7. Как Миньян, лучший человек во Вселенной, захватил могучего Курмен-хана
Цикл 8. Как Серьезный Санал победил страну гигантов-полулюдей
Цикл 9. Как Савар Тяжёлая Рука победил Килган-хана
Цикл 10. Как три сына захватили могучего Бадмина Улана
Глоссарий
Родственные книги
Илиада
Гомер
How to Read Egyptian Hieroglyphs
Mark Collier, Bill Manley
Sappho
Sappho
Collected Ancient Greek Novels
B. P. Reardon
Thesaurus Linguae Graecae
Maria C. Pantelia
Поэмы Гесиода
Гесиод
Гомеровские гимны
Диана Дж. Райор
Позднеантичные сборники писем
Кристиана Соньо, Брэдли К. Сторин, Эдвард Дж. Уоттс
Греческие стихи богам
Барри Б. Пауэлл
Орестея
300lus Эши После более чем трехсотлетней одиссеи группа монгольских буддистов прибыла в Филадельфию и близлежащий Нью-Джерси, чтобы поселиться. Сами себя они называют мана халямик эмтн, «наш калмыцкий народ», но они приняли прозападные варианты, калмыцкий, калмыкский или калмыцкий. Предки калмыков пришли с пастбищ Джунгарии, между хребтами Алтая и Тянь-Шаня в западной части Внутренней Азии. Их ранняя история была переплетена с историей других тюрко-монгольских верховых народов, которые жили в круглых войлочных шатрах, пасли овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей и двугорбых верблюдов, вели свою родословную по самцам, подчинялись членам воинственной касты. дворян и исповедовали тибетский буддизм или придерживались веры Мухаммеда. Предки калмыков были известны как Ойрат Дорбэн Ойрат, «Четыре Ойрата». Это были западные монголы, возникшие как конфедерация после падения Монгольской империи в четырнадцатом веке, чтобы оспорить господство над Внутренней Азией с главными державами в этом районе — восточными монголами, которыми руководили потомки Чингисхана, и Китайцы эпохи Мин и последующих маньчжурских империй. Западные монголы добивались для себя императорской славы, которая когда-то принадлежала дому Чингисхана. Ойраты вместе с восточными монголами приняли тибетский буддизм в шестнадцатом веке. Их потомки с тех пор свято придерживаются этой веры. Ряд ойратских племен покинули внутреннеазиатские границы Китая и образовали новую коалицию на центрально- и юго-западноазиатской окраине России. Они постепенно заняли степи к северу от Каспийского моря между 1630 и 1770 годами. Таким образом, калмыки выделились как отдельный народ в период становления американской нации. Их ориентация на Россию стала окончательной в 1771 году. 5 января того критического года калмыки, ведущие кочевой образ жизни к востоку от Волги (почти половина их общего числа), бежали обратно в Джунгарию, чтобы избежать нависшей над ними угрозы со стороны России. жизни. После тяжелого похода, красноречиво воспетого Томасом ДеКуинси в « Бегство татарского племени , уничтоженная часть эмигрантов воссоединилась со своими родственниками-ойратами под эгидой теперь уже Маньчжурской империи. Народ, находившийся между Волгой и Доном на запад, остался позади. (Легенда гласит, что речной лед был слишком мягок, чтобы его могли пересечь люди и животные.) Эти люди стали собственно калмыками, подчиненным меньшинством в царской империи. Постепенно их образ жизни стал смесью аборигенных и русских образцов. Русское влияние, однако, имело различные последствия в калмыцком обществе. В результате возникли два основных культурных подразделения. Они стали известны как астраханская и донская группы. Более многочисленные астраханские калмыки, практиковавшие кочевничество в степях и полупустынях у Волги в Астраханской губернии, реже контактировали с русскими и менялись медленно до большевистской революции. С другой стороны, калмыки нижнего Дона испытали значительные изменения. Они официально вошли в состав Коначьего войска Дона, а к концу XIX века частично перешли к земледелию и поселились в станицах казачьего типа. Роман Михаила Шолохова «Казаки, 9».0132 И Тихий Дон , является хорошей иллюстрацией образа жизни донских казаков-калмыков, хотя они все еще сохранили свой монгольский язык и буддийскую религию. Несмотря на разную историю, общей реакцией на влияние России на обе группы было появление обрусевшей интеллигенции. Возникла небольшая группа учителей, ветеринаров, инженеров, юристов, ученых и музыкантов. Однако они старались сохранить калмыцкий язык и религию как излюбленные источники калмыцкой культурной идентичности, что бы ни менялось. В противном случае они стремились показать основному калмыцкому населению крестьян и кочевников лучшее из европейской культуры, какой они ее видели. Таким образом, были калмыки, усвоившие восточноевропейские обычаи, прежде чем кто-либо из них поселился в Европе. Сегодня различия между потомками донских калмыков и астраханских калмыков в США незначительны и в основном сентиментальны. Однако в течение поколения после русской революции некоторые члены этих двух групп жили в разных политических мирах. Когда Красная Армия разгромила наступление, начатое на юге России в начале 1920-х годов белогвардейской армией, в состав которой входили калмыцкие казачьи полки, несколько сотен донских казачьих семей и горстка буддийских священников бежали вместе с тысячами других русских эмигрантов через Стамбул. на Балканы. Эти донские калмыцкие эмигранты провели годы между мировыми войнами как лица без гражданства, имея при себе Лигу Наций, Нансен, паспорт и поселившись в зависимости от возможностей трудоустройства и относительной близости родственников, старых друзей и импровизированного буддийского храма. Более крупные калмыцкие группы располагались в Белграде и Софии. В Праге и различных городах Франции были небольшие колонии. Эмиграция в Восточную и Западную Европу, по-видимому, вызвала более заметные изменения в калмыках, чем их более позднее переселение из Европы в Соединенные Штаты. В Европе они приспособились от сельского к городскому образу жизни. В Америке они в значительной степени сохранили тот образ жизни, который они выработали в Европе после Первой мировой войны. Небольшая новая калмыцкая эмиграция из России произошла во время Великой Отечественной войны. Из калмыков, оставшихся в Советском Союзе, несколько сотен из Астраханской области и меньшее количество из Донской области прибыли в Центральную Европу после отступления Германии из-под Сталинграда в 1943 году. Как советские граждане они испытали совокупный стресс восстановления. от революции, коллективизации сельского хозяйства, политических арестов и подавления буддийской церкви. Они также ощутили преимущества общего повышения уровня здравоохранения, образования и технологий. По крайней мере, в случае с новыми эмигрантами недовольство перевешивало лояльность. Катастрофа поразила оставшихся советских калмыков. Наряду с шестью другими малочисленными национальностями советское калмыцкое население было депортировано человека в массовом порядке в 1943 году. Они потеряли гражданство, и в советских газетах, книгах и справочниках о калмыках больше не упоминалось. Теперь мы знаем, что депортированные работали в основном на лесозаготовках в Алтайском крае на юго-западе Сербии. Мрачная ирония в том, что они были расположены недалеко от региона Внутренней Азии, где они имели свои исторические корни. Калмыки Восточной Европы и советские калмыцкие эмигранты встретились в Западной зоне Германии в конце войны. В течение нескольких безрадостных лет они томились в лагерях для перемещенных лиц под Мюнхеном, пока их представители, действуя через Толстовский фонд, Всемирную церковную службу и Общество друзей, искали для них место для поселения. Их монгольское происхождение было против них, поскольку вызывало предвзятые стереотипы о монголах в частности и восточных людях в целом. В 1951, однако Генеральная прокуратура Соединенных Штатов была вынуждена признать их. Заявленной причиной акции было лингвистическое мнение о том, что монгольский язык является урало-алтайским языком, родственным таким западным языкам, как финский и мадьярский, и исторический факт, что калмыки населяли европейскую часть России в течение трехсот лет. Большая часть нынешней американской группы прибыла в период с декабря 1951 года по апрель 1952 года. Сегодня иммигрантов и их детей, родившихся в Америке, насчитывается около семисот. (Калмыков, оставшихся в Европе, насчитывается около пятисот восьмидесяти во Франции, сто пятьдесят в Германии и от двадцати пяти до тридцати в Бельгии.) Поселение калмыков в Пенсильвании и Нью-Джерси примерно соответствует историческому разделению донских и астраханских калмыков. Члены группы Дон, как правило, живут в северо-центральной части Филадельфии. Их можно найти в разрозненных одиночных семьях или небольших группах домашних хозяйств. Примерно в пятидесяти пяти милях отсюда, в полусельской местности Фривуд-Эйкерс, на американском шоссе 9, штат Нью-Джерси, проживает большинство астраханских калмыков. Есть также небольшая колония донских калмыков в Фривуд-Эйкерс и несколько меньших групп в близлежащих общинах Нью-Джерси. Участвуя во множестве некалмыцких культур – в царских, сербских, болгарских и советских разновидностях славянской традиции, в немецкой или французской, а теперь и в американской культуре – как калмыкам удалось остаться калмыками? Им, по-видимому, удавалось не ассимилироваться, устраиваясь определенным образом в одно время, а в другое время они гибко, предприимчиво и восприимчиво сохраняли открытыми свои каналы связи с некалмыцким миром. В отличие, например, от в значительной степени самоизолированной группы, такой как амиши, калмыки захвачены моделями и ритмом американского общества. Таким образом, нет четко выраженного калмыцкого образа жизни. Они работают в различных отраслях легкой промышленности, таких как торговля иглами, производство сигар и конфет, пищевая промышленность и производство пластмасс в Филадельфии, или в жилищном строительстве и (до недавней рецессии) на ковровой фабрике в Нью-Джерси. Небольшое, но растущее число молодых женщин, которым не помешали языковые проблемы, преследовавшие их родителей, устроились на конторскую работу или стали работать медсестрами и учителями. Калмыки много работают. Их трудолюбие позволяет им приобретать некоторые материальные ценности нашей культуры, такие как автомобили, телевизоры и домашняя утварь. Их материальный образ жизни в большинстве случаев существенно не отличается от малообеспеченного северо-восточного американского типа, за исключением наличия буддийского божьего кабинета в типичном калмыцком доме. Их диета также не сильно отличается, если не считать небольшого перечня таких продуктов, как «калмыцкий чай» (заваренный с маслом и, возможно, со специями)9.0132 борцак (во фритюре , скрученное тесто) и будан (суп, особенно из капусты и баранины). Они, подобно американским группам со средним и высоким доходом, считают образование в государственной школе для своих детей важным, а профессиональную или научную подготовку желательной, а не угрозой своим базовым ценностям. Культурными факторами, с помощью которых калмыки укрепляют свою самобытность, являются их западно-монгольский язык и выраженная в нем совокупность пословиц, загадок, песен, поэзии и ораторских традиций, а также гордая вера в то, что калмыко-монгольский язык является сложным и тонким Средняя; отдельные праздничные и романтические танцевальные формы, периодически исполняемые в национальных костюмах; их тибето-монгольская вера и обряды, которые иногда составляют их уникальную национальную религию, а иногда связывают их с буддийскими странами Азии; значение, которое они придают поддержанию отношений среди широкого круга родственников и старых друзей; и их вера в то, что, хотя они часто терпели внебрачные браки, на самом деле это угроза преемственности такой небольшой группы и, вероятно, принесет личное несчастье. Праздник, подобный тому, который отмечают донские калмыки, сфотографированный в мае 1959 года, приводит в действие все эти этноцентрические элементы. Мирянская община состоит из членов одного из трех буддийских храмов, служащих ритуальному благополучию калмыков. Однако священники представляют все три храма. На следующий день они повторят те же обряды для прихожан второго донско-калмыцкого храма, который находится в городе Фривуд-Эйкерс, штат Нью-Джерси. Важно учение Будды, а не его собрания. Празднующие проводят двойную церемонию под открытым небом, традиционно проводимую в последовательные дни, но теперь объединенную и проводимую, для удобства, в первые выходные после их календарной даты. Первое rie называется calle urus , что буквально означает «увеличение». Это добуддийская церемония роста и плодородия в сочетании с почитанием Мадера, более известного под своим санскритским именем Майтрейя, Будды, которому предстоит править следующим циклом Вселенной. Второй церемониал ова , «пирамида». Хотя груда камней не видна, смысл церемонии остается — умилостивить Хана Духов Дракона, чьи злобные миньоны приходят в начале лета, насылая несчастья и болезни на разумный мир. Чтобы быть вместе в этом символическом контексте, юбиляры буквально изолировали себя от американского общества. Они подошли к участку земли, корпоративно принадлежащему их благотворительному обществу, в сельской местности Нью-Джерси. Они надеялись построить там храм и небольшую общину вокруг него. Вокруг стола сидят жрецы в рясах, держащие в руках тибетские колокольчики, маленькие цимбалы или «молнии». Их молитвенное изложение, частично на тибетском, а частично на классическом ойратском, обращено к развитию, здоровью и плодовитости стад и людей, а также к спасению всех живых существ под руководством Мадера, будущего Будды. На мероприятии доминирует Мадер в виде большой тибетской картины, обрамленной разноцветными флагами и окруженной с обеих сторон ярусами зонтиков, символов королевской власти. Испускаемая Мадером сила отражается в шаровидном зеркале, поставленном в поддоне на столе перед жрецами. Подкрашенная шафраном вода, льющаяся на зеркало у изголовья храма из кувшина, увенчанного павлиньими перьями, поглощает эманации Мадера и становится благословленной. На низком столе перед изображением Мадера и вокруг него лежат продукты питания, такие как печенье, масло и чай, принесенные мирянами, чтобы впитать блаженство. В ритуале активно участвуют миряне. Два мальчика держат шесты, поддерживающие многоярусные зонтики. Детский хор, давным-давно учрежденный в Белграде, дополняет молитвенное чтение священников в определенных моментах. Когда священники закончили «умиротворение злонамеренных», как гласит их рефрен, трое мирян совершают возлияние молока, один из них держит чашу, а второй сбрасывает жертву с зеленого растения, а третий ведет молитвенное чтение. Во время церемоний urus и ova старшие члены конгрегации пересчитывают свои четки и передают друг другу молитвенный барабан. Другие стоят или сидят в благоговении. Священная часть дня заканчивается, когда люди подходят к алтарю перед Маде, кланяются, оставляют пожертвование и идут к священнику, чтобы получить благословение и получить освященную воду в свои руки, чтобы пить и втирать в волосы. Затем они попадают на пикник. Они сидят семейными группами в соответствии со своей старой территориальной принадлежностью в Донской области, но по мере того, как начинается еда и питье, происходит много движения, чтобы засвидетельствовать почтение и выпить с родственниками и старыми друзьями с других территорий. Это люди, к которым они придут в гости и принесут подарки в другие праздники и увидятся при любом другом удобном случае; кому они имеют или помогут покрыть расходы на свадьбу, пожертвовав приданое, если они родственники невесты, и деньги, если жениху; и кому они окажут моральную и материальную помощь в случае необходимости. Ведь калмыки любят быть друг с другом, скажут они вам, и поддерживают как можно более широкий круг отношений. Группа похожа на сеть взаимных обязательств, часто щедро выполняемых. Традиционные развлечения, сопровождающие фестивали Увеличения и Каирна, изменились по форме, но остались прежними. Давным-давно в степях молодые калмыки показывали свое мастерство в таких видах спорта, как скачки, стрельба из лука и борьба. Сегодня кто-то может организовать пешие бега и соревнования по борьбе для юношей, может развиться игра в волейбол или футбол. Пожилые люди могут разразиться потоком традиционных танцев. В конце концов, эти занятия заканчиваются, и люди возвращаются к простому выпивке и разговорам до конца дня. Человеческие отношения важны. Приобщение к общему языку, религия и сеть социальных связей — не единственные консолидирующие черты калмыцкой жизни в Америке. Эти люди также чувствительны к своей расовой принадлежности, и у них есть глубокое ощущение трагической истории. Несмотря на причастность калмыков к американским обычаям, все эти вещи работают достаточно долго, чтобы придать ценности самоидентификации калмыка. До сих пор калмыцкий быт успешно сохранился как составной. Хотя изменение, ослабление и утрата многих его характеристик вероятны, он слишком многозначителен, чтобы исчезнуть. Калмыцкое население, вероятно, оправится от истребления военных лет и увеличится. Прогноз опасен. Expedition Magazine — Penn Museum
Когда священники заканчивают, трое мирян совершают возлияние молока, один из них держит чашу, второй сбрасывает жертву с зеленого растения, а третий ведет молитвенное чтение.
Два высокопоставленных монаха, один (в центре) реинкарнация святого, другой (справа) ученый доктор тибетской медицины, разговаривают с прихожанами.
Священная часть дня закончилась, и семейные группы отправляются на пикник. По мере того, как еда и питье идут полным ходом, происходит много движения, чтобы отдать дань уважения и выпить с родственниками и старыми друзьями.