Каковы высшие достижения культуры древней руси: Каковы высшие достижения культуры Древней Руси?

Содержание

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси.

(IХ-первая треть ХIII вв.)

Понятие культура относится к числу наиболее фундаментальных в науках о человеке и обществе. Культура не существует вне человека, она образует его среду обитания и общения, она формируется человеческим обществом и в то же время формирует и развивает это общество. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов художественного творчества. Это не обособленная часть истории общества, а вся его история с точки зрения развития культуры.

1. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ,

ЕЕ СТРУКТУРА И ФОРМЫ

1.1. Понятие культура чрезвычайно многозначно. В настоящее время существует около тысячи его определений, отражающих различные концепции. Базисные элементы культуры существуют в двух видах — материальном и духовном.

1.1.1 Материальную культуру составляет совокупность материальных элементов, созданных трудом и гением человека.

1.1.2. Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру, включающую в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, религиозную и другие культуры.

1.1.3. Некоторые виды культуры невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая или эстетическая, пронизывают всю ее систему.

1.2. Синтез культур различных народов, населяющих нашу планету, составляет мировую культуру. Синтез культур различных социальных слоев и групп какого-либо национального общества образует национальную культуру.

1.3. Поскольку любое общество не однородно, а состоит из множества групп (национальных, возрастных, социальных, профессиональных и т.д.), возникают малые культурные миры — субкультуры (субкультура молодежи, профессиональная, городская, сельская и др. субкультуры).

1.4. Будучи социальным явлением, культура отражает проблемы и противоречия общества.

Марксистско-ленинская философия в соответствии с классовой теорией общества выделяла культуру господствующего класса (феодальную, буржуазную) и культуру угнетенных классов (народную).

Культура того или иного общества дифференцирована, но разделение проходит отнюдь не по линии защиты классовых интересов. В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее уровень, различают три ее формы — элитарную, народную и массовую.

1.4.1. Элитарная, или высокая, культура создается представителями наиболее образованных слоев общества или близкими им профессиональными творцами. Она отражает вкусы, интересы и представления таких слоев и создается прежде всего для их потребления.

Восприятие высокой культуры, как правило, требует определенного образовательного уровня, но широкие социальные слои также могут быть ее потребителями после достижения ими соответствующего уровня образования. Такая культура часто испытывает влияние элитарной культуры других стран, но, в то же время, имеет одним из своих источников народную культуру и может обладать своеобразным народным характером (произведения А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого и т.д.).

На развитие высокой культуры значительное влияние оказывает государство, пытающееся иногда регламентировать ее развитие в своих интересах, что почти невозможно в отношении народной культуры.

1.4.2. Народная культура (фольклор) демократична, она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, при участии всех желающих, опирается на традиции данной местности и отражает основные духовные ценности народа. Она включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы и т. п.

1.4.3. Народную культуру не следует путать с массовой. Продукция массовой культуры также предназначена для широких масс и учитывает некоторые их вкусы и запросы. Как и народная, массовая культура общедоступна, но в отличии от нее всегда является авторской. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная, так как призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей. В большинстве случаев создатели таких произведений преследуют лишь коммерческие или пропагандистские цели. Окончательное оформление массовой культуры состоялось в середине XX века и связано с развитием средств массовой информации.

2. Особенности древнерусской культуры

2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.

2.1.1. Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т.д.

2.1.3. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.

2.2. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.

2.3. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее

самобытности и самостоятельности.

2.4. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.

2.4.1. Основу этого синтеза составила языческая культура восточно-славянских племен.

2.4.2. Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом.

3. ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

3.1. Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

3.2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.

Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками глаголицей и кириллицей.

3.2.1. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет боле раннее происхождение. Вероятно именно она была создана Кириллом Философом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древнееврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком.

Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда наоборот.

3.2.2. В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась.

Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку.

3.3. О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т.д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий — граффити.

3.4. Первые школы. Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Более трехсот детей обучались в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте. Появились и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Князья и часть духовенства владели иностранными языками.

Монастыри и князья собирали значительные по тем временам библиотеки.

4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменности

4.1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины (старины), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал ласковый князь Владимир Красное Солнышко.

4.2. Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV века служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью (Остромирово Евангелие XI в. и Мстиславово Евангелие XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.

4.2.1. Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви на древнерусскую литературу: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов.

Переводились также исторические произведения и хроники.

4.2.2. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.

— Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные (по летам) записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.

Древнейшая русская летопись — Повесть временных лет, составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора и датируют 1113 г. Повесть временных лет дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них — Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения — единство и величие русской земли. С ХII в. расцвет получает летописание местных феодальных центров.

Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)

Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия — Слово о законе и благодати, которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.). Слово первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором — представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.

Яркий образец нравоучительного красноречия — Поучение Владимира Мономаха (1096 или 1117г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.

Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) — разновидность литературы путешествий. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра — Хожение игумена Даниила в Палестину.

— Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является Слово о полку Игореве, (конец ХII в.) призывающее к единству русских земель, выступающее против усобиц, противопоставляющее два состояния человечества — мира и войны. Своеобразие Слова о полку Игореве обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Наличие произведение, стоящих вне жанровых систем (Поучение Владимира Мономаха, Слово о полку Игореве), свидетельствует об интенсивном творческом поиске отечественных авторов.

5. АРХИТЕКТУРА

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

5.1. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

5.2. Каменное строительство начинается в конце X в.

5.2.1. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых сооружений и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм (см. схему) стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов, 2 на схеме) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (1). В восточной части здания (алтарной, 3)) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон — хоры (4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.

В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная структуре здания и символике его частей.

В начале XI в. византийскими и русскими строителями в одно время были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.), и Новгороде (1052 г.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г. ).

5.2.2. Светские постройки. Одновременно с храмами из камня строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. Выдающимся памятниками гражданского строительства стали Золотые ворота в Киеве (XI в.).

5.3. Особенности русской архитектуры. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность, башенность. Тенденции творческого переосмысления византийской системы храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места общественных собраний.

5.4. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.

5.4.1. Владимиро-Суздальское зодчество отличается ярко выраженными декоративными тенденциями, усилившимися к XIII в. Его отличительной особенностью является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, который современники сравнивали с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.

5.4.2. Отличительными чертами новгородского и псковского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова — Преображенский собор Мирожского монастыря.

5.4.3. В конце XII-начале XIII вв. наиболее интенсивным было строительство в Смоленска, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.

6. Изобразительное искусство

6.1. Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.

6.1.1. Фреска — живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изучение сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве, приводит к выводу о влиянии русских мастеров на своих византийских учителей. Основная тематика фресок — изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).

6.1.2. Мозаика (мерцающая живопись) как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в Х-ХI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры богоматери Оранты. В отличие от Византии, где мозаичные изображения заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения не получила. После ХII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.

6.1.3. Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI-XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добиваются русские мастера-иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и др., а в ХII в. складываются местные иконописные школы, отличающиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.

6.2. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее рукопись лицевая. Древнейшие русские миниатюры сохранились в Остромировом Евангелии, Изборнике Святослава.

Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с мозаикой, фреской и ювелирными изделиями.

6.3. Монументальная скульптура не получила значительного развития в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широкое распространение получила лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятники были воздвигнуты в России только в XVIII в.

8. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Выдающееся развитие в домонгольское время получило русское художественное ремесло. По подсчетам Б.А. Рыбакова, в русских городах работали ремесленники более 60 специальностей.

Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное развитие получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработка кожи и дерева.

Развитие народного прикладного искусства создавало основу для дальнейшего развития архитектуры, живописи.

9. МУЗЫКА.

В средневековой Руси получили развитие три музыкальных направления: народная музыка, богослужебное пение и светское пение.

9.1. Народная музыка. Большое распространение получил на Руси песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах. гуслях. В светской музыке еще не произошло выделение элитарных форм, чему способствовала любовь к народным играм и празднествам. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При многих княжеских дворах появились скоморохи — первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта. плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым песенным фольклором.

9.2. Богослужебное пение распространилось после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно в пении все ярче проявлялись отличительные свойства, присущие только древнерусским народам.

10. ИТОГИ

10.1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее развитию.

10.2. Несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII веку она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.

10.3. XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных стилей летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.

переход на главную

 

2. Особенности древнерусской культуры. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века

2. Особенности древнерусской культуры. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века

ВикиЧтение

Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века
Керов Валерий Всеволодович

Содержание

2.  Особенности древнерусской культуры

2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской цивилизации.

• Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени и т. д.

• Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.

2.2. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (финно-угорское, скандинавское, византийское, позже монголо-татарское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.

2.3. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.

• Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.

• Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, дав, таким образом, мощный импульс для развития культуры в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. Пласты древнерусской культуры

3. Пласты древнерусской культуры I Основы древнерусской культуры были заложены в эпоху древнеславянской истории. Почитание солнца и преклонение перед силами природы составляли сердцевину древнеславянской религии. Род с его культом был основной социальной и религиозной

1. Особенности формирования греческой культуры

1. Особенности формирования греческой культуры В V–IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей

1. Особенности эллинистической культуры

1. Особенности эллинистической культуры Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и

Особенности развития немецкой культуры

Особенности развития немецкой культуры Переходный характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и социальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких земель. Одним из мощнейших факторов влияния было

Особенности культуры

Особенности культуры В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские народы, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и

1. Особенности русской культуры

1.  Особенности русской культуры 1.1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности.• Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к

1. Особенности китайской культуры

1. Особенности китайской культуры Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тыс. до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен

1. Особенности индийской культуры

1. Особенности индийской культуры Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а также на Европу. Расцвет

1. Особенности античной культуры

1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе

1. Особенности японской культуры

1. Особенности японской культуры Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические

1. Особенности культуры арабских стран

1. Особенности культуры арабских стран География современного арабского мира удивительно разнообразна. Аравийский полуостров поделили между собой Саудовская Аравия, Йемен, Оман и другие государства. Ирак стал преемником цивилизаций Месопотамии; Сирия, Ливан и Иордания

1. Особенности культуры Возрождения

1. Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном

1. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В Древней Руси издавна существовало богатое устное народное творчество ? фольклор, уходивший своими корнями в далекое прошлое. Особое распространение на Руси получили праздничные и будничные песни, сказки, загадки,

1.

 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Борьба большевистской партии за передовую культуру. Зарождение пролетарской культуры. Созданная В. И. Лениным пролетарская партия подняла знамя последовательной борьбы не только против социального и национального угнетения, но и за

Особенности материальной культуры

Особенности материальной культуры Специфика материальной культуры — один из существенных признаков любого этноса. Однако, как было убедительно показано С. А. Токаревым [Токарев, 1970], материальная культура имеет различные функции, среди которых наряду с

Русская культура пития – от Древней Руси до современной России

Да, мы, русские, действительно любим выпить. Но гораздо интереснее наши питейные обычаи. У каждого спиртного должна быть своя схема потребления: сколько нужно выпить за один глоток, какие закуски следует жевать после и вообще, что является лучшим поводом и обстановкой для выпивки? Какие закуски и другие закуски предпочтительнее для застолья по-русски?

Давайте узнаем!

Содержание

  • 1 Истоки русской питейной традиции
    • 1.1 Алкоголь в Древней Руси
  • 2 Рождение русской водки
  • 3 Как пить водку правильно (по русской традиции)?
    • 3.1 Дух
    • 3.2 Тост
    • 3.3 Закуска
  • 4 Выпивка в новогоднюю ночь в России
  • 5 Не только водка. Алкоголь в жизни россиян сегодня

Истоки русской питейной традиции

Алкоголь в Древней Руси

Если спросить иностранцев, какое слово приходит им на ум первым, когда они слышат Россия? Их ответ — водка. Но исторически водка не была так популярна в России, как сейчас. Во времена Древней Руси большинство напитков были слабоалкогольными, в основном из меда. Самым известным из них был Медовуха. Это вино из меда, завезенного в Россию ее основателями-варягами и эволюционировавшего со временем. Это старинный напиток, который имеет свою форму и рецепт приготовления в каждом историческом регионе или даже городе — так же, как вина во Франции могут различаться в зависимости от региона и замка. У каждого великого княжества в Древней Руси был свой рецепт.

Древнерусский князь со свитой пьет в стане

В отличие от вина, медовуха не выдерживается из-за особенностей сырья – меда. Он содержит 5-25% алкоголя и по употреблению находится где-то между пивом и вином.
Однако, в отличие от водки, Медовуху в обычных магазинах России вы вряд ли найдете. Почему это так? Первая причина этого в том, что производить медовуху намного дороже, чем вино и другие спиртные напитки. Вторая причина заключается в том, что сегодня в России большинство старинных рецептов медовухи забыты, а традиции приготовления медовухи сохранились только в двух исторических городах – Суздале и Великом Новгороде.

В 14 веке купцы из Византии привезли виноградный спирт – виноматериалы. Однако на Руси виноград не выращивали – и поэтому он был дорогим праздничным напитком для старшеклассников – русских князей и их свиты (дружин). Все изменилось в 15 веке, когда был открыт секрет приготовления домашнего самогона из хлеба. Его производство было намного дешевле, чем вино и медовуха, и его мог сделать дома почти каждый.

Рождение русской водки

Медовуховый спирт

Царь Иван IV, также известный как «Иван Грозный», решил контролировать этот самогонный бизнес, запретив нелегальное производство, и приказал устроить местные трактиры – «Кабаки». Помимо продажи алкоголя, услуги этих кабаков также включали азартные игры, ссуды деньгами и зерном, а иногда и проституцию. Тяжело жилось в царской России простому народу — и многие мужчины шли в Кабаки, чтобы утопить свои повседневные заботы в алкоголе — крестьяне, скитальцы, солдаты, бандиты. Иногда даже монахи и обедневшие дворяне. Исторические очерки говорят, что в 18 веке, в зависимости от источника, от 40% до 75% всего мужского населения Российской империи были в долгу перед кабаками. Исследуйте современные московские кабаки после прогулки на свежем воздухе в Ночной Москве!

В середине 19 века водка была источником 40% государственных доходов. Уже многие писатели этого времени изображают пьянство в кабаках как порок. Но поймите правильно – они имели в виду не вред алкоголя для здоровья, а главным образом долги Кабака, бедственное положение, в которое он ставил людей.

Однако у всего есть свои плюсы и минусы. Из-за централизованного производства хлебный самогон стал более изысканным и вскоре превратился в напиток, который сегодня в мире ассоциируется с Россией – водку.

Русскую водку сегодня можно найти везде, даже далеко за пределами России. А вот Медовуха распространилась гораздо меньше. На самом деле мало кто за пределами России вообще знал, что такой напиток существует. Выбирая водку или сувенирную медовуху из России, не нужно быть скромным (скромность вообще не русская черта!).

Как правильно пить водку (по русской традиции)?

Нельзя просто налить себе водку, не сделав предварительно 3 фундаментальные вещи: Дух, Тост и Закуску.

Дух

Каждый национальный алкогольный напиток имеет свой способ употребления. Шотландский виски следует пить медленно, словно пробуя на вкус. Карибский ром — это напиток для вечеринок, который лучше всего сочетается с коктейлями и колой. Конечно, с водкой тоже можно смешивать коктейли, но лучшее описание истинно русского способа питья водки дал Антон Чехов , русский классик:

«А ты не пьешь водка сразу. Нет, сэр. Сначала вы делаете глубокий вдох, вытираете руки и смотрите в потолок, чтобы продемонстрировать свое равнодушие. Только тогда водку медленно подносишь к губам и вдруг: Искры! Они летят из твоего желудка в самые дальние уголки твоего тела!»  

Тост

Фото: russianstandard.com

По русской питейной традиции, прежде чем пить водку, следует произнести тост. Тосты невероятно важны в русской культуре. Мало того, что нельзя пить без тоста, так еще и свой тост всегда нужно начинать со слов «на здоровье», или «за здоровье», что дословно переводится на русский язык как «за хорошее здоровье».
Второй, следует пожелать благополучия ведущему мероприятия, а в случае, если нет одного или многих ведущих, то предлагается тост «за дружбу» («за дружбу!»).
После этого можете импровизировать как хотите, но помните – когда произносите тост; вы должны наливать водку в последнюю очередь. Тостеру невежливо пить первым.

Закуска

Перед тем, как начать пить, убедитесь, что у вас есть что-нибудь поесть или хотя бы понюхать. В России это называется «закуска» — буквально означает «закуска», но не все так просто. Его история восходит к традиционному русскому ритуалу встречи важных гостей «хлебом-солью» (большая булочка и щепотка соли) — и, в большинстве случаев, еще и спиртным напитком. Другая традиционная русская закуска — это соленья, салаты (самый известный из них — салат Оливье, который теперь прочно ассоциируется с празднованием Нового года), тосты по-русски и мясо на гриле (шашлык). Дело в том, что никогда нельзя пить водку, не съев сразу что-нибудь после.

Русские никогда не пьют без причины. Большинство россиян пьют только тогда, когда есть повод. День рождения, свадьба, похороны, национальный праздник – все это уместные поводы выпить водки. Однако это не должно быть таким претенциозным; всегда можно придумать вескую причину для пьянства. Но важно то, что он всегда должен быть у вас.

Распитие спиртных напитков за столом в кругу друзей и близких – распространенный русский способ празднования праздников. Называется «Застолье». Одна из самых громких застолий случилась в канун Нового года.

Распитие алкоголя в канун Нового года в России

Пик потребления алкоголя в России – канун Нового года. У россиян есть особая традиция празднования Нового года, которая сформировалась еще в советское время и очень сильна по сей день.

Для подготовки к встрече Нового года в русском стиле необходимо выполнить следующие действия:

  • Купить игристое вино (желательно – «Советское шампанское») и мандарины
  • Приготовьте салат Оливье, а по желанию – основные блюда и водку для продолжения праздника.
  • Украсьте елку и соберите за столом друзей и близких
  • Посмотрите фильм 1976 года «Ирония судьбы». Да, вы смотрели это в прошлом году и годом ранее. И в позапрошлом году. Но вы все равно должны смотреть это, потому что это традиция. Большинство семей в России так и делают.

За пять минут до 00:00 все основные каналы начнут транслировать новогоднее обращение Президента к народу. За 30 секунд до 00:00 адрес завершится, и по всем каналам появится изображение массивных часов на Спасской башне Московского Кремля, отсчитывающих всю Россию от старого года к новому. В 00:00 начнется исполнение Гимна России. Все должны встать с бокалом шампанского в руке, произнести тост «Чтобы новый год был лучше старого!» и чокнуться друг с другом. Затем выпейте до дна. После этого продолжайте празднование так, как вам нравится! Хотите сами увидеть эту башню с часами? Лучше всего это сделать в нашем туре по Московскому Кремлю, который доступен ежедневно, кроме четверга.

Не только водка.

Алкоголь в жизни россиян сегодня Армянский коньяк Арарат / фото: https://araratbrandy.com/

Хотя водка по-прежнему остается популярным продуктом в России и одним из основных экспортных товаров, сегодня россияне – и народ, и государство – пытается избавиться от репутации «самых известных в мире пьяниц». Пить водку для многих стало стыдно даже по праздникам. Кроме того, после распада Советского Союза Россия открыла миру свои рынки – и теперь есть много альтернатив водке, которая преобладает в России.

Русские среднего класса теперь предпочитают виски, ром и коньяк. Игристое вино, обычно маркируемое в России как «шампанское», также популярно, но в основном как праздничный напиток — на свадьбы, праздники и другие важные торжества. Водка, однако, в настоящее время имеет репутацию напитка для малообеспеченных людей, потому что она более доступна. Получите возможность открыть для себя питейную культуру современной России с нашим Ночным туром по Москве — поездкой по московскому горизонту, которая заканчивается в одном из лучших баров Москвы или в любом другом месте по вашему выбору!

Однако, несмотря на общественное колебание, по статистике водка по-прежнему остается самым популярным спиртным напитком в России, и есть некоторые сорта водки, которые можно найти только в России; просто зайдите в любой крупный супермаркет и удивитесь выбору!

Имперское высокомерие России уничтожает украинское культурное наследие

Мужчина идет по Мариуполю, Украина.

Мужчина идет по разрушенному историческому центру Мариуполя, Украина, 12 апреля. Максимилиан Кларк/LightRocket через Getty Images

Страна-404: отсылка к интернет-ошибке «Страница 404 не найдена» — так провоенные русские окрестили Украину. Омерзительная шутливость этого прозвища поразительно отражает более широкое убеждение российских политиков и пропагандистов в том, что Украина не имеет права на существование.

В своем заявлении по Украине от 21 февраля президент России Владимир Путин заявил, что Украина является нелегитимным государством, существующим на земле, которая исторически и по праву принадлежит России: «Украина фактически никогда не имела устойчивых традиций настоящей государственности», — заявил Путин. Такие комментарии основаны на эссе 2021 года, в котором Путин назвал Украину в ее юридически признанных границах «антироссийским проектом» и отрицал существование украинцев как независимого народа. Российские военные тут же включили это сочинение в список обязательных для изучения работ.

Несмотря на множество свидетельств обратного, некоторые аналитики по-прежнему считают, что мир может положить конец войне России с Украиной, согласившись на территориальные уступки или поправки к конституции. Это в лучшем случае наивно. Российские политические лидеры совершенно ясно дали понять, что их цель — разрушить саму идею Украины как независимого и суверенного субъекта со своей идентичностью. Вот почему они нацеливаются на важные культурные объекты, а также убивают ни в чем не повинных мирных жителей.

Мария Примаченко была любимой украинской народной артисткой 20-го века. Захватив 27 февраля город Иванков к северо-западу от Киева, столицы Украины, российские войска разрушили там музей, в котором хранились ее работы. Гораздо дальше на восток российская армия обстреляла многочисленные культурные объекты в Харькове, известном как университетский город Украины, поскольку в нем находится около 42 высших учебных заведений. Россияне сильно повредили Харьковский национальный академический театр оперы и балета и Харьковскую филармонию, расположенные на площади Свободы. Неподалеку российские ракеты выбили окна знаменитой Харьковской государственной научной библиотеки имени Короленко, одной из крупнейших в Европе, и повредили рояль, на котором когда-то играл русский композитор Сергей Рахманинов.

Центральная площадь Свободы в Харькове, Украина, была повреждена.
Центральная площадь Свободы в Харькове, Украина, сильно пострадала во время войны, включая историческое здание мэрии, показанное здесь 1 марта. СЕРГЕЙ БОБОК/АФП через Getty Images

Поврежден Центральный дом культуры.
Центральный дом культуры пострадал от обстрелов и пулевых ранений после российского вторжения в Ирпень, Украина, 16 мая. Christopher Furlong/Getty Images

Как следует из последнего анекдота, несколько парадоксально, что Россия должна нацеливаться на культурных икон в тех частях Украины, с которыми у нее так много общей культурной истории. Аргумент Путина о том, что украинцы не являются отдельным народом, основан на предпосылке, что и русские, и украинцы происходят от Киевской Руси и связаны историческим языком и православной верой. В своем эссе 2021 года Путин даже цитирует пророка Олега, называя Киев «матерью всех городов русских». Зачем тогда России разрушать то, что она считает колыбелью собственной цивилизации?

Кремль сравнительно мало колеблется в вопросе уничтожения украинских культурных ценностей, потому что среди российской элиты существует давняя имперская надменность, которая проявляется в чувстве собственности на другие культуры и в праве восстанавливать или реконструировать эти культуры по своему усмотрению. собственное изображение.

Путин неуклонно инвестировал в концепцию, уходящую корнями в прошлое на 2000 лет и более, в географию и культуру, которые представляют Россию единственной истинной наследницей классических цивилизаций Европы.

Это право собственности основано на обидчивом и мессианском понимании истории, которое завещало России моральное право защищать то, что она считает исторической правдой. Наиболее очевидный источник этой диспенсации, с российской точки зрения, проистекает из победы Советского Союза над нацизмом во Второй мировой войне, но он простирается гораздо дальше. Томас Баггер, высокопоставленный советник правительства Германии по внешней политике, так выразился в интервью газете New York Times : «Мы не понимали, что Путин вплел себя в историческую мифологию и мыслил категориями. 1000-летней империи».

Возможно, тысяча лет — это преуменьшение. Можно утверждать, что Путин неуклонно инвестировал в видение, уходящее в прошлое на 2000 лет и более, в области географии и культуры, в которой Россия позиционируется как единственная истинная наследница классических европейских цивилизаций. Нигде это так не бросается в глаза, как в Сирии, где среди руин прослеживается болезненная картина того, что ждет Украину.


Концерт ведет российский дирижер Валерий Гергиев.

Российский дирижер Валерий Гергиев ведет концерт в амфитеатре древнего города Пальмира, Сирия, 5 мая 2016 года. ВАСИЛИЙ МАКСИМОВ/AFP via Getty Images

Поскольку президент Сирии Башар аль-Асад не хочет или не может восстановить свою страну, а международное сообщество занято другими делами, Россия провозгласила себя спасителем Сирии. В некотором смысле эта позиция продолжает тесные советско-сирийские отношения 1980-х годов. Но текущая итерация имеет заметные отличия; например, правительство Путина сыграло активную и конкретную роль в установлении контроля над материальными культурными ценностями Сирии. Таким образом, Россия объявляет себя имперским хранителем примерно так же, как когда-то европейские колониальные державы вывезли тысячи экспонатов из Азии и Африки для сохранения в европейских музеях.

Российские культурологи настаивают на том, что разрушения в Сирии были настолько значительными, что древние постройки можно восстановить только за счет включения значительного количества новых материалов. Этот диагноз не оспаривается международным сообществом, как и российская цель восстановления.

Поскольку восстановление является основной (или единственной) повесткой дня послевоенной Сирии, российские официальные лица могут расчистить старые развалины, чтобы освободить место для новых. Большая часть этих обломков отправляется в Россию якобы для реставрации, но также и для демонстрации. Физическое присутствие колонн и скульптур предлагается как свидетельство того, что Россия является новой хранительницей греко-римского наследия. это современный spolia , или «портит», практика повторного использования архитектурных и декоративных материалов для новых построек. Русская сполия — это демонстрация захваченных сокровищ, которая может похвастаться военной и цивилизационной мощью и размахом страны.

Ярким примером является Пальмира, когда-то космополитический город на Евфрате, известный своим греко-римским искусством и архитектурой. Пальмира и прилегающий современный город Тадмур в Сирии понесли большие потери во время сирийской войны. Исламское государство повредило или уничтожило артефакты, которые оно считало еретическими. Российские и сирийские авиаудары принесли дополнительные разрушения. Российские официальные лица настаивали на том, что их авиаудары были нацелены на боевиков «Исламского государства», но местные жители рассказали о беспорядочных бомбардировках, в результате которых погибли мирные жители, были снесены больницы и школы и повреждены древние постройки.

Россия изобразила себя центральной фигурой в освобождении Пальмиры, забыв также рассказать своей аудитории дома и на Западе о том, как российские авиаудары сыграли ключевую роль в разрушении города.

В 2016 году Россия отпраздновала свою победу над «Исламским государством» в Тадмуре концертом классической музыки в древнем амфитеатре в Пальмире, на той же сцене, где в прошлом году боевики «Исламского государства» казнили сирийских солдат ужасным публичным представлением. Неудивительно, что Россия изображала себя центральной фигурой в освобождении города, забыв также рассказать своей аудитории дома и на Западе о том, что российские авиаудары сыграли ключевую роль в разрушении Пальмиры.

С тех пор Россия объявила себя ведущей фигурой в восстановлении Пальмиры, используя любую возможность, чтобы превозносить свое моральное превосходство и порицать Запад за неспособность внести свой вклад в эти усилия. Но некоторые сирийцы отмечают, что Россия просто восстанавливает то, что разрушила, и только малую часть этого.

В 2019 году Россия объявила о партнерстве с властями Сирии по восстановлению Пальмиры, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он создал блокбастерную выставку в Государственном Эрмитаже — крупнейшем и самом известном музее России, который находится в родном городе Путина. Выставка «Две Пальмиры» объединяет города Санкт-Петербург, Россию и Пальмиру в прошлое и настоящее, доказывая, что история Санкт-Петербурга тесно связана со славой классической Пальмиры.

Исторические аналогии вроде «Двух Пальмир» пронизывали освещение сирийского конфликта российскими государственными СМИ с самого начала, когда военная интервенция описывалась преимущественно в геополитических терминах. Государственное телевидение отметило военный успех в Сирии как свидетельство того, что Россия снова стала мировой державой, восстановив утраченный советский статус сверхдержавы. Российской аудитории неоднократно говорили, что Россия вернула себе место за главным столом, где она предлагает новое геополитическое видение, основанное на советской мягкой силе, но отдающее предпочтение традиционным ценностям, авторитарным моделям правления и так называемому суверенитету, а не коммунизму. .

Важность восстановления и защиты культуры для самовосхваления России объединяет ее поведение на Украине и в Сирии. Например, другой памятник Пальмирены, Триумфальная арка, продолжает привлекать значительный интерес россиян. На ранних этапах того, что Россия назвала своей «специальной военной операцией» на Украине, средства массовой информации отвлеклись от очевидной неудачи в взятии Киева за три дня, сосредоточившись на группе специалистов из Санкт-Петербурга, которые восстанавливали Триумфальную арку в Пальмире. . Это также отвлекло внимание от зверств русских в таких городах, как Мариуполь, Украина.


Фотограф держит свою фотографию Триумфальной арки.

Фотограф держит свою фотографию Триумфальной арки от 14 марта 2014 года перед остатками исторического памятника после его разрушения Исламским государством в древнем сирийском городе Пальмира 31 марта 2016 года. ДЖОЗЕФ ЭИД/ AFP via Getty Images

В конце марта основные российские новостные каналы в мельчайших и самодовольных подробностях освещали работу петербургской команды по возвращению «человечеству» утерянного символа арки, разрушенной Исламским государством. . Корреспонденты новостей подчеркнули пристальное внимание специалистов к деталям и неустанную работу, подчеркнув российскую доброжелательность в защите наследия для всего человечества. Однако Пальмира является не только отвлечением, но и образцом: позже российские власти объявили о побратиме Мариуполя и Санкт-Петербурга, заявив, что последний будет нести ответственность за реконструкцию того, что сейчас осталось от украинского портового города.

Российские государственные СМИ используют эти проекты, чтобы подчеркнуть моральную правильность России, но есть и явно шовинистический подтекст, поскольку ведущие говорят, что только Россия достаточно развита, чтобы обладать опытом и технологиями, необходимыми для выполнения работы, в отличие от Сирии и ее соседей. . В этой риторике есть параллели с языком, используемым музеями Великобритании и Европейского Союза, чтобы представить себя лучше, чем незападные музеи, для сохранения и демонстрации артефактов.

Такое освещение также вписывается в более широкий нарратив, где Россия является защитником прошлого. В этом бинарном взгляде на мир Россия является защитником наследия и культуры, а те, кто против нее, также и против истории — будь то террористы, Украина или Запад. Например, в Украине российские СМИ уже давно утверждают, что борются с теми, кто переписывает историю и желает, чтобы нацисты выиграли Вторую мировую войну. Существует давняя российская политическая одержимость тем, что другие пытаются фальсифицировать, уничтожить или пересмотреть историю. Такая озабоченность распространяется на высшие слои российской политической элиты, что отражено в правительственной доктрине. В кремлевской Стратегии национальной безопасности на период до 2021 года одни только история и память упоминаются почти 30 раз, подчеркивая экзистенциальное значение, придаваемое необходимости России контролировать исторические нарративы.

Во многих смыслах необходимость быть победителем, забирающим культурную добычу, или победителем, пишущим так называемые добрые истории, занимает центральное место в представлении Кремля о России и ее правах на сферу влияния — даже когда это влечет за собой вторжение и уничтожение других страны. Идеи и эмоции игнорировались как движущие силы поведения России в пользу дискуссий о расширении НАТО или невыполненных гарантиях безопасности. До войны на Украине эксперты даже объясняли интерес России к сирийским древностям стремлением Кремля нормализовать отношения с Западом.

Теперь мы знаем лучше. Россия не заинтересована в нормализации отношений с Западом. Он хочет обойти необходимость этих отношений и установить свою собственную историческую траекторию.

Это видение России задумано как разительный контраст с якобы аморальной и общей американизированной культурой, которая (якобы) взяла верх над моральным компасом и идентичностью современной Европы. С 2015 по 2016 год российские СМИ и политики изображали Запад лицемерным, тайно поддерживающим Исламское государство, подрывающим храбрых российских солдат и пренебрегающим своим моральным долгом перед христианами. Пальмира была центральной в этом споре, поскольку объект культурного наследия вплетен в повествование, сочетающее варварство Исламского государства, отсутствие Запада и культурное превосходство России.

Этот нарратив теперь ловко вплетается в войну России с Украиной. На фоне массовых убийств в Буче и Мариуполе эти претензии на историческое и моральное превосходство звучат непристойно для большинства иностранцев, но не для многих россиян внутри страны — и по нескольким причинам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *