Какими местными делами заведовали земские и городские органы самоуправления: Земская и городская избирательные системы (вторая половина XIX — начало XX вв.)

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — КиберПедия

1. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

2. Организация местной власти в советский период.

3. Особенности развития местного самоуправления в Российской

Федерации на современном этапе.

4. Муниципальные системы зарубежных стран.

Задания для студентов

Задание № 1

 

Назовите основные предпосылки реформ второй половины XIX в. и России. Какие преобразования были осуществлены на уровне сель­ской общины, уезда, губернии, города? В чем причины и сущность контрреформ 90-х гг.?

Заполните сравнительную таблицу:

 

Признаки для сравнения Земское самоуправле­ние с 1864 г. по 1918 г. Городское самоуправле­ние с 1870 г. по 1918 г. Местные органы влас­ти с 1936 по 1989 г. Местное самоуправ­ление с 1990 по 1995 г.
Нормативные основы        
Территориальные единицы        
Виды органов        
Порядок формирования представительных органов        
Порядок формирования ис­полнительных органов        
Взаимоотношения с орга­нами государственной власти        

 

Задание № 2

 

Каковы были особенности организации и деятельности местных Советов на разных этапах существования Советского Союза? Проил­люстрируйте их нормами Конституций СССР 1936 г.

и 1977 г. На­сколько выполнялись нормы этих Конституций?

 

 

Задание № 3

 

Проанализируйте содержание Указов Президента Российской Фе­дерации о местном самоуправлении, принятых в октябре — декабре 1993 г., и сопоставьте их с нормами Конституции РФ 1993 г.

 

Задание № 4

 

Перечислите основные задачи, которые призвано решать местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе. Под­твердите свои выводы конституционными нормами о местном самоуп­равлении, а также положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» от 2003г

Задание № 5

 

Назовите государства, относящиеся к англосаксонской, континен­тальной (французской) системам организации местного самоуправле­ния, а также государства со смешанным типом местного самоуправле­ния. Заполните сравнительную таблицу:

Признаки для сравнения Англосаксон­ская система местного само­управления Континентальная (французская) мо­дель местного само­управления Смешанный тип местного самоуправле­ния
Нормативные основы      
Территориальные единицы      
Виды органов местного самоуправления      
Порядок формирования ис­полнительных органов      
Основы компетенции мест­ных представительных орга­нон      
Основы компетенции мест­ных исполнительных органов      

Задание № 7

 

Проанализируйте преимущества и недостатки англосаксонской и континентальной (французской) модели местного самоуправления. Какая из названных моделей и почему, на ваш взгляд, более подходит для России?

 

 

1. Какие органы земского самоуправления создавались в уездах и губерниях России, какими органами осуществлялось городское само­управление?

2. Как избирались земские и городские органы?

3. Как строились взаимоотношения земских и городских учрежде­ний с государственной властью?

4. Какими местными делами заведовали земские и городские орга­ны самоуправления?

5. Какие изменения в положение земских и городских органов само­управления внесли контрреформы 90-х годов?

6. В чем сущность советской системы, существовавшей в нашем государстве с 1918 г. по 1990 г.? Можно ли считать местные Советы народных депутатов органами самоуправления народа?

7. Охарактеризуйте основные организационные модели местного самоуправления в англосаксонской, континентальной (французской), а также смешанной системах местного самоуправления. Какую из них вы бы порекомендовали для муниципального образования, в котором вы живете?

 

Тема 3

СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

1. Местное самоуправление в системе народовластия.

2. Основные теории о сущности и природе местного самоуправле­ния.

3. Принципы местного самоуправления.

4. Функции местного самоуправления.

5. Организационные формы осуществления местного самоуправле­нии (общая характеристика).

6. Ассоциации и союзы муниципальных образований, их виды, функ­ции, организация работы.

7. Государственная поддержка местного самоуправления, ее основные направления и формы.

 

Задания для студентов

Задание № 1

 

Раскройте содержание основных теорий о природе и сущности местного самоуправления, назовите их представителей. Заполните сравнительную таблицу:

 

Название теории Время появ­ления теории Представители дайной теории Основные достоинства Основные недостатки
Теория свободной общи­ны        
Общественно-хозяйственная теория        
Теория юридических лиц
       
Государственная теория        

Задание № 2

На основе анализа признаков местного самоуправления, закрепленных в Конституции РФ, а также в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определите, какие из перечисленных ниже утверждений яв­ляются верными:

а) местное самоуправление является одним из способов осущест­вления народом принадлежащей ему государственной власти;

б) местное самоуправление — это деятельность населения по само­стоятельному решению всех вопросов на территории муниципального образования;

в) органы местного самоуправления и органы государственной власти образуются на основе единых принципов, закрепленных феде­ральным законодательством;

г) местное самоуправление является одной из основ конституцион­ного строя России;

д) основным субъектом местного самоуправления являются пред­ставительные органы, избираемые населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании;

е) органы государственной власти не вправе вмешиваться в решение вопросов местного значения, отнесенных законодательством к ве­дению местного самоуправления;

ж) органы местного самоуправления несут ответственность за свою . деятельность только перед населением данного муниципального обра­зования;

з) население муниципального образования самостоятельно решает вопрос о видах органов местного самоуправления, их структуре, наиме­новании, компетенции.

Задание № 3

 

Назовите основные принципы местного самоуправления и обо­снуйте их ссылками на нормы Федерального закона «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции». Как реализуются эти принципы в практике местного самоуправ­ления России в настоящее время?

 

Задание № 4

 

На основе сравнительного анализа положений Европейской Хар­тии местного самоуправления и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» решите вопрос: соответствуют ли принципы местного само­управления, закрепленные российским законодательством, тем, что за­креплены в Европейской Хартии местного самоуправления?

 

Задание № 5

 

Перечислите основные функции местного самоуправления и раскройте их содержание. Сопоставьте их с функциями государственного управления.

Задание № 6

 

Назовите, что из перечисленного ниже относится к организацион­ной системе местного самоуправления:

1) администрация области;

2)городская налоговая инспекция;

3) городской муниципальный совет;

4) староста села;

5) городской фонд социальной поддержки малоимущих;

6) трудовой коллектив городского муниципального транспортного предприятия;

7) собрание (сход) граждан;

8) профсоюзная организация;

9) городской совет ветеранов Великой Отечественной войны;

10) глава муниципального образования;

11) митинг.

 

Задание № 7

 

Что понимается под объединениями муниципальных образований? Приведите примеры ассоциаций и союзов муниципальных образова­ний, заполнив следующую таблицу:

 

Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований Название Основные цели и задачи
Федеральные    
Межрегиональные    
Региональные    

Задание № 8

 

Назовите полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Классифицируйте данные полномочия по основани­ям, указанным в таблице:

 

  Виды полномочий Полномочия органов государственной власти РФ Полномочия органов государственной власти субъектов РФ
Нормативно-регулирующие    
Конкретно-регулирующие    
Обеспечивающие    
Контрольные    
Систематически совершаемые правомерные действия    

Задание № 9

 

Исходя из Основных положений государственной политики в об­ласти развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. и основы­ваясь на положениях Федеральной программы государственной под­держки местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. , назовите основные направления государственной поддержки местного самоуп­равления, а также наиболее важные задачи, решаемые в рамках каждого направления.

 

Задачи

Задача № 1

Губернатор области издал распоряжение «О чрезвычайных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в г. Прокопьев­ске», которым вводился особый режим управления в городе. Сущность особого режима заключалась в том, что персональная ответственность за выправление положения дел в городе возлагалась на руководителей департаментов, комитетов и управлений областной администрации, курирующих соответствующие отрасли экономики и социальной ин­фраструктуры.

Законно ли данное распоряжение губернатора области? Каким об­разом органы государственной власти субъектов РФ могут влиять на положение дел в муниципальных образованиях?

 

Задача № 2

Администрация области внесла на рассмотрение областной думы проект постановления «О совершенствовании структуры управления областью», которым предусматривалось упразднить представительный орган в городе — областном центре, а его функции передать областной думе. Обосновывалось это необходимостью сокращения расходов на содержание аппарата управления. Систему местного самоуправления в городе должны были представлять избираемый населением глава города, а также городская и районные (в районах города) администрации.

Может ли областная дума принять такое постановление? Какие органы в системе местного самоуправления являются обязательными?

 

Задача № 3

Губернатор края издал постановление «О создании ассоциации местного самоуправления края», в которую объединялись все муниципальные образования края. На первом собрании членов ассоциации созванном краевой администрацией, представителям местного самоуправления был предложен проект ее устава. В качестве основной задачи ассоциации было названо объединение усилий органов местного самоуправления края для реализации планов экономического и социального развития края, оказание помощи и поддержки органам государственной власти края. Председателем ассоциации по предложению губернатора был избран первый заместитель губернатора. Устав ассоциа­ции местного самоуправления поступил на регистрацию в управление юстиции края.

Может ли управление юстиции зарегистрировать данный устав? В каком порядке создаются союзы и ассоциации муниципальных образований?

 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите различные виды социального управления. В чем отли­чие самоуправления от других видов управления? Чем отличается местное самоуправление от иных видов самоуправления? В чем выго­ды и преимущества местного самоуправления?

2. Какое место занимает местное самоуправление в системе наро­довластия? Как характеризует местное самоуправление Конституция РФ?

3. Какие основные теории о природе и сущности местного самоуправления вы знаете? Что представляет собой концепция дуалистичес­кой природы местного самоуправления?

4. Для чего необходимо изучение принципов и функций местного самоуправления? Каким образом они воплощаются в практической деятельности органов местного самоуправления?

5. Какое значение для осуществления местного самоуправления имеют формы прямого волеизъявления граждан? Какие органы мест­ного самоуправления создаются в муниципальных образованиях?

6. Для чего необходима государственная поддержка местному само­управлению? Каким образом она осуществляется?

7. Для каких основных целей и задач создаются ассоциации и союзы муниципальных образований? Каков порядок их создания, формы де­ятельности?

 

Тема 4

 

К теме 1. Понятие и принципы местного самоуправления

Ответьте на вопросы

1. Какое местно занимает местное самоуправление в системе народовластия? Как характеризует местное самоуправление Конституция РФ? Перечислите статьи Конституции РФ, в которых признается и гарантируется местное самоуправление.

2. Какие из принципов местного самоуправления наиболее полно раскрывают общее и особенное в местном самоуправлении РФ?

3. Для чего необходима государственная поддержка местному самоуправлению. Каким образом она осуществляется?

Словарь: самоуправление, местное самоуправление, децентрализация, система местного самоуправления, местное сообщество.

Выполните задание. На основе сравнительного анализа положений Европейской Хартии местного самоуправления и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решите вопрос: соответствуют ли принципы местного самоуправления, закрепленные российским законодательством, тем, что закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления?

К теме 2. Муниципальное право как отрасль права (2 часа)

Ответьте на вопросы

1. Назовите и раскройте причины появления отрасли муниципального права.

2. Дайте понятие муниципального права как комплексной отрасли права.

3. Перечислите особенности предмета муниципального права.

4. В чем особенность метода правового регулирования муниципально-правовых отношений?

5. Что такое наука муниципального права? В чем ее отличие от отрасли муниципального права?

Словарь: муниципальное право, предмет муниципального права, метод муниципального права, муниципально-правовые нормы, институт муниципального права, устав муниципального образования; нормативно-правовые акты; муниципальные правовые акты.

К теме 3. История развития местного самоуправления в России и зарубежных странах

Ответьте на вопросы

1. Какие органы земского самоуправления создавались в уездах и губерниях России, Какими органами осуществлялось городское самоуправление?

2. Как избирались земские и городские органы?

3. Какими местными делами заведовали земские и городские органы самоуправления?

4. Перечислите модели местного самоуправления, сложившиеся в зарубежных странах.

Выполните задание

Назовите основные предпосылки российских реформ второй половины ХIХ века. Какие преобразования были осуществлены на уровне сельской общины, уезда, губернии, города?

Заполните сравнительную таблицу.

Сравнительные признаки

Самоуправление

Местное управление в советский период

Земское с 1864 по 1918 гг.

Городское с 1870 по 1918 гг.

Нормативные основы

Территориальные единицы

Виды органов

Порядок формирования органов самоуправления

Полномочия органов самоуправления

2. Каковы были особенности организации и деятельности местных Советов на разных этапах существования Советского Союза? Проиллюстрируйте их нормами Конституций СССР 1936 г. и 1977 г.

3.Во всех действовавших до 12 декабря 1993 года Конституциях России органами государственной власти на местах были провозглашены Советы народных депутатов. Вместе с тем все основные вопросы государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни предварительно рассматривались в соответствующих партийных органах, а принятые ими решения были обязательными для исполнения местными органами. По многим вопросам, входящим в компетенцию местных Советов, обязательные для их исполнения решения принимались вышестоящими органами государственной власти и управления. Дайте оценку сказанному. Являлись ли Советы народных депутатов самостоятельными органами местного самоуправления?

4.Назовите государства, относящиеся к англосаксонской, континентальной (французской) системам местного самоуправления, а также государства со смешанным типом местного самоуправления.

К теме 4. Территориальные основы местного самоуправления (2 часа)

Ответьте на вопросы

1. Перечислите принципы территориальной организации местного самоуправления.

2. Определите содержание категорий «образование», «объединение», «преобразование», «упразднение» муниципальных образований.

Словарь: муниципальное образование; сельское поселение, городское поселение; муниципальный район; городской округ; внутригородская территория города федерального значения, ЗАТО, наукоград, упразднение, преобразование; образование муниципального образования

Выполните задание

1.Дайте понятие муниципального образования и выделите его основные признаки. Назовите виды муниципальных образований и особенности, отличающие их друг от друга.

Союз земств и городов

Происхождение↑

Местные общественные органы↑

Всероссийский союз земств и Союз городов были основными элементами гражданской мобилизации для военных действий в России. Губернские и уездные земства и городские управы, или думы , были органами местного самоуправления, введенными в состав Российской империи в 1864 году императором России Александром II (1818-1881) для управления местным экономическим благосостоянием. В их состав входили депутаты, избранные местным населением, и работники профессиональной интеллигенции, такие как врачи, учителя, статистики и агрономы, которые стали известны как «третий элемент». В их юрисдикцию входили обеспечение продовольствием, оказание благотворительной помощи, развитие торговли и промышленности, участие в общественном образовании и здравоохранении, сотрудничество в предотвращении болезней крупного рогатого скота и уничтожении урожая, а также сбор налогов для расходов на содержание дорог и учреждения местного правосудия.

Правительственные законы, однако, ограничивали народное представительство и полномочия этих органов по принятию решений. Имущественный ценз, встроенный в систему голосования, дополненный в 1890 г. группировкой избирателей по сословию и лишением крестьян права избирать депутатов непосредственно в уездные собрания, обеспечивал господство дворянства среди представителей. В то время как некоторые местные дела были переданы в ведение земств , контроль над администрацией и полицией оставался в руках назначаемых губернаторов, подчиненных Министерству внутренних дел. Либеральные дворяне были разочарованы своим желанием создать подразделения ниже районного уровня, чтобы обеспечить основу для земство работает через повседневный контакт с деревенской жизнью и для всенародно избранной земства организации для координации их усилий. На практике, тем не менее, государственные институты могли расширить сферу своей компетенции, особенно во времена национального кризиса. Во время русско-японской войны 1904-05 представители земств создали общую организацию помощи больным и раненым воинам и провели первый Всероссийский съезд земств собрался в ноябре 1904 года, приняв обращение к царю о конституционной реформе, которое было подхвачено оппозиционными группами во время революции 1905 года.

Сплочение военного времени ↑

25 июля (7 августа) 1914 г., через шесть дней после объявления Германией войны России, экстренное заседание Московского губернского земства выразило свою энергию для военных действий и предложило общеимперское объединение земств организовать медицинскую помощь. Менее чем через неделю конференция делегатов от тридцати пяти губерний постановила создать Всероссийский союз земств под руководством князя Георгия Евгеньевича Львова (1861-1819).25), утвержденный Высочайшим указом от 15 августа (28 августа) 1914 года. Одновременно Московская городская дума образовала Союз городов как добровольное объединение муниципалитетов, занимающихся врачебной помощью. Весной 1915 года, когда поражения на Галицком фронте выявили масштабы кризиса в снабжении боеприпасами, для помощи в снабжении армии был создан объединенный Союз земств и городов, известный как Земгор . Профсоюзы собирали деньги на свою деятельность за счет взносов своих провинциальных организаций и пожертвований из частных источников по всей России. Однако эти средства стали значительно перевешивать суммы, выплаченные из государственной казны и платежи по госзаказам, поэтому союзы одновременно являлись органами самомобилизации и были тесно переплетены с государственными структурами.

Масштаб усилий ↑

Царь одобрил скромные инициативы городских и земских союзов. Их хватило на всю войну, чтобы под флагом полуофициального Красного Креста перевозить больных и раненых с железнодорожных узлов в тылу армии в госпитали по всей стране для лечения. Однако к 1916 году их деятельность значительно расширилась из-за масштаба стоящих перед ними задач, некомпетентности центрального правительства, двусмысленности полномочий профсоюзов и амбиций их персонала, пока они не стали нести ответственность за тысячи служащих и ежемесячные бюджеты в десятки миллионов рублей. Наличие 9Наличие 0007 земств в непосредственной близости от фронта означало, что профсоюзы вскоре начали сотрудничать с армией, чтобы справиться с потоками жертв в самой зоне боевых действий. Между тем требования по оснащению госпитальных поездов и зданий привлекали их к вопросам снабжения и производства.

Тот факт, что профсоюзы так и не были должным образом легализованы, поставил их в шаткое положение, но и освободил их от уставов, которые обычно ограничивали деятельность органов местного самоуправления. Их работой в городах и губерниях обычно руководили специальные комитеты, в состав которых входило не только земские и городские думные управы но и ряд специалистов-профессионалов. Регламенты Союза не предусматривали строгого контроля за деятельностью комитетов, а просто требовали, чтобы они проводились в соответствии с местными условиями. Это дало им возможность взять на себя ряд функций, недостаточно выполняемых государством, таких как оказание помощи семьям мобилизованных мужчин, военных сирот и беженцев, проведение программ вакцинации, помощь сельскохозяйственному производству и вмешательство в снабжение продовольствием и рабочей силой, а также обеспечение армии.

Однако центральное правительство неоднозначно отнеслось к этой независимой инициативе и выразило обеспокоенность по поводу политической окраски профессиональных работников профсоюзов. В течение 1916 года режим свернул профсоюзные собрания, многие рабочие вышли из комитетов, прекратились полевые работы. Члены профсоюзного руководства начали агитировать за правительство общественного доверия, предложенное Прогрессивным блоком в национальном парламенте, Государственной Думе, для решения проблем, стоящих перед страной. После Февральской революции 1917 глава Земского союза князь Львов стал премьер-министром нового Временного правительства, союзы были реорганизованы и земских управ стали официальными хранилищами государственной власти в губерниях, но они не смогли сдержать экономического развала. и социальной поляризации и не пережила захват власти большевиками в октябре 1917 г. и последовавшую за этим Гражданскую войну.

Достижения↑

Оценки союзов земств и городов различаются. Ранние отчеты, на которые повлияли воспоминания ведущих профсоюзных деятелей, представляли их как могущественные организации, пользующиеся доверием населения и армии, чья в значительной степени успешная работа во время войны была подорвана только финансовыми ограничениями и враждебностью правительства. Более поздние историки, такие как Майкл Хэмм и Уильям Глисон, начали указывать на неадекватность профсоюзных взносов, внутренние разногласия между политически радикальными работниками и консервативной элитой в местных комитетах и ​​безразличие среди массы населения. Историю профсоюзного лидерства временами смешивали с историей 9-го0007 Думы и относится к ним как к излишней осторожности со стороны неэффективных умеренных либералов России перед лицом нарастающих политических, социальных и экономических кризисов.

С конца 1970-х годов интерпретации стали более тонкими, подчеркивая неоднородность отношения внутри профсоюзов, правительства и населения к роли этих организаций и неоднозначным результатам их программ. Сотрудничество между правительством и профсоюзами стало возможным, и благодаря динамизму профсоюзного персонала было создано более 3000 больниц, существовала адекватная служба скорой помощи с фронта, были накормлены, одеты и зарегистрированы десятки тысяч беженцев, а тысячи сирот получили помощь. размещен. Они многого добились в снабжении армии мясом и распределении военнопленных и беженцев для восполнения нехватки сельскохозяйственных рабочих. Их вклад в обеспечение боеприпасами, однако, был менее значительным, и они усугубили организационный хаос, лежащий в основе кризиса снабжения продовольствием.

Тем временем бремя обслуживания военных сил подорвало способность местных органов удовлетворять растущий спрос гражданского населения на информацию, образование, медицинское обслуживание и смягчение стремительно растущей стоимости жизни. В конечном счете, структуры, связывающие общественные организации, государство и население, мобилизованное всеми участниками войны, недостаточно глубоко укоренились в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *