В XI-XV вв. европейские государства принимали участие в крестовых походах против мусульман и языческих народов Европы. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что крестовые походы оказали значительное влияние на политическое развитие Руси и Священной Римской империи. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Аргумент для России:
В ходе военной кампании 1240-1242 гг. крестоносцы стремились захватить земли Новгорода и Пскова и подчинить их Римской католической церкви. В борьбе с крестоносцами возвысился Александр Невский, который смог разгромить крестоносцев, а затем опирался в своей политике на сотрудничество с монголами, установившими своё владычество на Руси, чтобы обеспечить себе тыл в борьбе против немецких рыцарей;
Аргумент для Священной Римской империи:
Во
время Третьего крестового похода (XII в.) германское войско понесло большие
потери, сам император, Фридрих I Барбаросса, погиб. Его смерть спровоцировала
новый этап борьбы за престол Священной Римской империи и междоусобные войны и
способствовала ослаблению центральной власти в империи.
Источник: Артасов И. А.: ЕГЭ 2022. История. 30 типовых экзаменационных вариантов
Аргументы для России:
— в ходе военной кампании 1240-1242 гг. и натиска крестоносцев на земли Пскова и Новгорода происходит возвышение князя Александра Ярославича (Невского). Победа над войском крестоносцев, в особенности в битве на Чудском озере, станет одной из причин возвышения власти Александра Невского в Северо-Восточной Руси. Подтверждающим фактом повышенного влияния Александра Невского вследствие его побед может служить во-первых, тот факт, что именно к нему были адресованы послания папы Римского, который будет искать союза с русскими землями против монгол, во-вторых, именно Александр Невский добьется получения ярлыка на великое княжение сначала в Киеве, а затем во Владимире в 1252 году.
—
Крестовые походы оказали значительное влияние на развитие Новгородской Руси,
после завоевания крестоносцами Прибалтики они стали представлять серьезную
угрозу для Псковских и Новгородских земель, что способствовало некоторым
изменениям в Новгородской политике. В частности, Новгород в 1230-х годах пошел
на сближение с Ярославом Всеволодовичем и его сыновьями, в частности
Александром Невским. Так как действенная защита Новгорода была возможна только
в условиях союза Новгорода с соседними княжествами и личным участием князей в
обороне Новгородских границ. Таким образом, угроза крестоносцев повлияла на
заключение тесных отношений между Новгородской республикой и Ярославичами, что
способствовало усилению влияния князя в Новгороде в 1230-е, 1240-е годы.
Аргументы для Священной Римской империи:
—
В конце XII века
император Фридрих I Барбаросса
отправляется в Третий крестовый поход, в котором в итоге погибает, оставляя
регентом в Священной Римской империи Генриха VI, против которого в скором
времени после отъезда Фридриха I в крестовый поход начинается
междоусобная война с саксонским герцогом Генрихом Львом. Особенно активно эта
борьба развернется уже после смерти Фридриха I в 1192 – 1194 гг. Тот факт,
что Генрих Лев, изгнанный при Фридрихе I возвращается и вновь начинает
феодальную войну в Священной Римской империи после отъезда Фридриха I
в крестовый
поход, свидетельствует о том, что крестовые оказали существенное влияние на
политическое развитие Священной Римской империи, спровоцировав серию конфликтов
внутри страны, которые завершились победой Генриха VI в 1194 г.
— К середине XII века силы крестоносцев в Малой Азии стали серьезно теснить, пала Эдесса, столица первого государства крестоносцев. В такой ситуации папа Римский обращается к европейским монархам с призывом организовать новый масштабный крестовый поход, к которому подключается и правитель Священной Римской империи – Конрад III. Этот крестовый поход и решение Конрада III присоединиться к нему значительно отразится на политическом развитии Священной Римской империи в XII веке. Так, один из германских князей Вельф IV начал войну против Штауфенов (династия Конрада III). По возвращению Конрада III из неудачного крестового похода война продолжилась. Конрад III так и не смог восстановить положение германской королевской власти в стране. Таким образом, отсутствие Конрада III и неудачи крестового похода способствовали ослаблению центральной власти в империи. Мир внутри Священной Римской империи сможет обеспечить только преемник Конрада III – Фридрих I Барбаросса.
Источник: История | ШКОЛКОВО
Аргументы для Руси:
— По
мнению ряда учёных, боевые действия Ливонского ордена против русских земель в XIII в. стоит рассматривать как крестовые походы с целью
распространения католичества на землях «православных еретиков». Новгородский
князь Александр Невский разбил войска крестоносцев в ходе Ледового побоища, чем
укрепил свой княжеский авторитет. Это привело к его укреплению власти в
Новгороде, а затем способствовало получению им великого княжения Владимирского.
— Успех первого крестового похода привёл к налаживанию торговых путей, связывавших Европу и Азию, через государства крестоносцев на Ближнем Востоке. По мнению многих историков, это обстоятельство привело к упадку торгового пути «из варяг в греки», а следовательно, и к упадку экономической роли Киева как важного пункта на этом торговом пути. В свою очередь этот упадок привёл к ослаблению политической роли Киевского княжества, которое со временем всё меньше рассматривалось русскими князьями как центр русских земель. Например, Андрей Боголюбский, захватив Киев, разграбил город, а не стал в нём княжить.
— Крестовые
походы в Прибалтику против местных языческих племён привели к консолидации
части из них вокруг Литовского княжества. На волне борьбы с крестоносцами оно
постепенно набирало силу и международный авторитет, что позволило Литве в XIV в. присоединить многие западные и южные русские княжества,
такие как Полоцкое, Киевское и другие
— Крестовые походы в Прибалтику, образование там Тевтонского ордена, привели к организации отпора этому государству со стороны Польши, Литвы и части русских земель. В битве при Грюнвальде в 1410 г. тевтонцы понесли сокрушительное поражение от польско-литовско-русского войска, что предопределило дальнейшее укрепление влияния Литвы на западно-русские земли как одного из региональных лидеров.
Аргументы для Священной Римской империи:
— В XII в. император Конрад III
присоединился ко 2 крестовому походу, который закончился неудачей. Этот поход
напрямую повлиял на политическое развитие Священной Римской империи, т.к. в
отсутствие Конрада III один из имперских князей (Вельф VI)
начал военные действия против династии императора. Таким образом, участие
Конрада III в 2 крестовом
походе привело к временному ослаблению центральной власти в Священной Римской
империи.
— В XIII в. во время пятого крестового похода император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен пообещал присоединиться к этому походу, однако своевременно не сделал этого. Это значительно ухудшило отношения императора и папы Римского, который был недоволен задержкой, что привело к началу многолетнего конфликта Папского престола и Фридриха II.
— Крестовые походы в Прибалтику, образование там Тевтонского ордена в основном выходцами из Германии, привели к росту противоречий между орденом и Польшей, что проявилось в нескольких войнах с участием этих стран. Эти войны были на руку Священной Римской империи, т.к. ослабляли или по крайней мере отвлекали традиционного противника императоров – короля Польши.
Источник: ЕГЭ близко. История
Детские крестовые походы » Детская энциклопедия (первое издание)
Феодальный город и ремесло
Инквизиция
Летом 1212 г. по дорогам Франции и Германии двигались небольшими группами и целыми толпами мальчики от 12 лет и старше, одетые по-летнему: в простых холщовых рубахах поверх коротких штанов, почти все на босу ногу и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе был нашит матерчатый крест красного, черного или зеленого цвета. Это были юные крестоносцы. Над процессиями реяли пестрые флаги; на одних было изображение Иисуса Христа, на других— богородицы Марии с младенцем на коленях. Звонкими голосами крестоносцы распевали религиозные гимны, прославлявшие бога. Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей?
Крестовые походы начались еще в конце XI в. В них участвовали рыцари, крупные феодалы, а затем и короли. Впервые призвал их к крестовым походам римский папа Урбан II. Это произошло поздней осенью 1095 г., вскоре после того, как в городе Клермоне (во Франции) закончился собор (съезд) церковников. Папа обратился к толпам рыцарей и крестьян, собравшихся на равнине близ города, с призывом начать священную войну против мусульман. На призыв папы откликнулись десятки тысяч французских рыцарей. Позже к ним присоединились и рыцари из некоторых других стран Западной Европы.
Улица средневекового города. Художник Н. К. Вечканов.
Все они в 1096 г. отправились в далекую Палестину воевать против сельджуков, которые незадолго до этого захватили город Иерусалим, считавшийся у христиан священным. По преданиям, там якобы находился гроб Иисуса Христа, мифического основателя христианской религии. Освобождение этой святыни и служило предлогом для крестовых походов. Рыцари прикрепляли к своим одеждам кресты из материи в знак того, что они идут на войну с религиозной целью — для изгнания иноверцев (мусульман) из Иерусалима и других священных мест для христиан в Палестине.
Действительные цели крестоносцев имели мало общего с теми, которые провозгласил папа.
К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора по обычаю мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов-рыцарей, не имевших земли, но жаждавших обзавестись ею любым путем. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые страны и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья и легкости их завоевания, которые распространяли пилигримы, побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Этим и воспользовались римские папы, бросив клич «На Восток!». В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.
Английская мануфактура XVI в. Художник Ф. Н. Бочков.
Первое время в крестовых походах участвовала и крестьянская беднота, жестоко страдавшая от притеснений феодалов, неурожаев и голодовок. Темные, задавленные нуждой земледельцы, большей частью крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все бедствия, которые они испытывают, ниспосылаются на них богом за какие-то неведомые грехи. Священники и монахи уверяли, что если крестоносцам удастся отвоевать у мусульман «гроб господень», то всемогущий бог сжалится над бедняками и облегчит их участь. Церковь обещала крестоносцам прощение грехов, а в случае гибели — место в раю. Крестьяне поверили этим обещаниям и вначале приняли участие в войнах против «неверных» на Востоке.
Уже во время первого крестового похода погибли десятки тысяч бедняков и лишь немногие из них добрались вместе с сильными рыцарскими ополчениями до Иерусалима. Когда в 1099 г. крестоносцы захватили этот город, а затем и другие прибрежные города Сирии и Палестины, все захваченные богатства достались только крупным феодалам и рыцарству. Прибрав к рукам плодородные земли и цветущие торговые города «святой земли», как европейцы называли тогда Палестину, «христовы воины» основали здесь свои государства. В дальнейшем все меньше крестьян участвовало в крестовых походах.
Штурм Константинополя крестоносцами в 1204 г. (с рис. XVI в. во Дворце дожей в Венеции).
В XII в. рыцарям пришлось много раз снаряжаться в походы под флагом креста, чтобы удержать захваченные территории. В 1147—1149 гг. состоялся второй крестовый поход, еще через 40 лет, в 1189—1192 гг. , — третий крестовый поход. К этому времени мусульмане уже сумели отнять у крестоносцев многие из их владений в Сирии и Палестине, в том числе и Иерусалим. Римским папам пришлось снова призывать к освобождению «гроба господня». Однако все эти крестовые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. французские, итальянские и немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на христианское государство — Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Константинополь и разграбили его.
Пастух Этьен призывает детей идти в крестовый поход.
Через восемь лет после этого позорного события состоялись детские крестовые походы. Средневековые монахи-летописцы так рассказывают о них. В мае 1212 г. в аббатство святого Дионисия, в Париже, пришел неведомо откуда двенадцатилетний мальчик, пастух Этьен. Он объявил, что послан самим богом возглавить поход детей против «неверных» в «святую земли». Затем этот мальчуган пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи перед толпами людей, призывая своих сверстников собираться в путь ко «гробу господню». Он говорил: «Взрослые крестоносцы — дурные люди, жадные и корыстолюбивые грешники. Сколько они ни воюют за Иерусалим, ничего у них не выходит: всесильный господь не желает даровать грешникам победы над «неверными». Милость бога, по словам Этьена, могут получить только непорочные дети. Безо всякого оружия им удастся освободить Иерусалим из-под власти султана: по велению божьему Средиземное море расступится перед ними и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных «святой гроб».
«Сам Иисус приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников», — заявлял пастушонок. Для большей убедительности он поднимал над головой какую-то грамоту. «Вот письмо, — утверждал Этьен, — которое дал мне спаситель, поручив предводительствовать вами в заморском походе во славу господа».
Тут же, прямо на виду у многочисленных слушателей, рассказывают хроники (летописи), Этьен совершал различные «чудеса»: он будто бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от их недугов одним прикосновением рук. Этьен приобрел широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев.
Крестоносец.
Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое удивительное религиозное рвение у детворы. Между тем причины были те же, которые в свое время побудили бедняков-крестьян выступить с первыми крестоносцами. И хотя движение крестоносцев в XIII в. уже шло на убыль, так как оно было опорочено грабительскими «подвигами» и крупными неудачами рыцарей, все же в народе не совсем угасла вера, что бог будет милостивее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим. Распространению подобных взглядов способствовали проповеди служителей церкви. Священники и монахи стремились погасить усиливавшееся недовольство и ропот крепостных против господ с помощью «богоугодного дела» — крестовых походов.
За юродивым (психически больным) пастушком Этьеном стояли ловкие церковники. Им было нетрудно подучить его творить заранее подстроенные «чудеса».
Крестоносная «лихорадка» охватила десятки тысяч бедняцкой детворы сначала во Франции, а затем и в Германии. Судьба юных крестоносцев оказалась очень плачевной. За пастухом Этьеном двинулось 30 тыс. детей. Они прошли Тур, Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III, зачинщик многих кровавых войн, предпринимавшихся под религиозным знаменем, ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход. Напротив, он заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за святую землю».
К детям в пути примкнуло немало взрослых — крестьян, бедных ремесленников, священников и монахов, а также воров и прочего преступного сброда. Нередко эти грабители отбирали у детей съестное и деньги, которые им подавали окрестные жители. Толпа крестоносцев, подобно катящейся лавине, увеличивалась в пути. Наконец, крестоносцы достигли Марселя. Они тотчас бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не расступилось. Зато нашлись два жадных торговца, которые предложили перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, ради успеха «дела божьего». Детей погрузили на семь больших кораблей. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Св. Петра, суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где бессовестные судовладельцы продали детей в рабство.
Участники детского крестового похода.
В одно время с французскими детьми в крестовый поход пустились 20 тыс. немецких ребят. Их увлек 10-летний малыш по имени Николай, наученный своим отцом говорить то же самое, что и Этьен. Толпы юных немецких крестоносцев из Кёльна двинулись вдоль Рейна на юг. С трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней две трети их погибло; остальные полуживыми добрались до итальянского морского порта Генуи. Правитель города, решив, что приход такого множества детей не иначе, как козни врагов республики, приказал крестоносцам немедленно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Только небольшая часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспротивились продолжению похода. Юным крестоносцам пришлось возвращаться домой. Большинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству очевидцев, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку на время, пока они достигнут совершеннолетия.
Страшную страницу истории — детские крестовые походы — некоторые ученые склонны считать вымыслом. На самом деле детские крестовые походы — быль, а не легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., составлявшие свои хроники независимо друг от друга.
Крестовые походы детей явились результатом бедствий трудового люда и пагубного влияния религиозного фанатизма, который всячески раздували в народе католические церковники. Они-то и были главными виновниками массовой гибели юных крестоносцев, павших жертвами религиозного исступления.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Феодальный город и ремесло
Инквизиция
Войска крестовых походов
Армии крестовых походов (11-15 вв. н.э.), в которых христиане и мусульмане боролись за контроль над территориями на Ближнем Востоке и в других местах, могли включать более 100 000 человек с каждой стороны, прибывших со всех концов по Европе для формирования христианских армий и со всей Западной Азии и Северной Африки для мусульманских. Христиане имели преимущество в виде дисциплинированных и хорошо вооруженных рыцарей, в то время как мусульмане часто использовали легкую кавалерию и лучников с большим успехом. Со временем обе стороны будут учиться друг у друга, применяя оружие и тактику в своих интересах. Огромные ресурсы были вложены в крестовые походы с обеих сторон, и, хотя христианские армии добились успеха в Иберии и на Балтике, на арене, которая имела наибольшее значение, на Святой земле, возможно, именно превосходная тактика и большее внимание к логистике обеспечили армии различные мусульманские государства в конце концов отбили христианскую угрозу.
Сцена битвы Второго крестового похода
Неизвестный художник (общественное достояние)
Европейские Армии
Европейские армии во время крестовых походов представляли собой смесь тяжелобронированных рыцарей, легкой кавалерии, лучников, арбалетчиков, пращников и обычной пехоты, вооруженной копьями, мечами, топорами, булавами и любым другим предпочтительным оружием. Большинство рыцарей присягали на верность одному конкретному лидеру, и, поскольку многие крестовые походы возглавлялись несколькими дворянами или даже королями и императорами, любая армия крестоносцев обычно представляла собой космополитическую смесь национальностей и языков. Хотя общий лидер обычно назначался перед кампанией, власть и богатство вовлеченной знати означали, что споры по поводу стратегии были частыми. За исключением первых двух крестовых походов (109 г.5-1102 н.э. и 1147-1149 н.э.), армии были почти полностью сформированы на феодальной основе — призывники из земель баронов — с добавлением значительной части наемников, обычно пехоты.
Удалить рекламу
Реклама
Рыцари военных орденов иногда проявляли слишком много энтузиазма на поле боя, но их доблесть и ценность для крестового похода неоспоримы.
Перевозку армий туда, где они были нужны, в основном обеспечивали корабли итальянских государств Генуя, Пиза и Венеция. Иногда эти города также предоставляли войска и корабли для активной службы в самой кампании. Естественно, для полевой армии, насчитывающей десятки тысяч воинов, требовалось большое количество нестроевого персонала, такого как грузчики, разнорабочие, плотники, повара и священники, а рыцари брали с собой своих личных оруженосцев и слуг.
Государства крестоносцев
Четыре государства крестоносцев на Ближнем Востоке: Антиохийское княжество, графство Эдесса, графство Триполи и Иерусалимское королевство. Ведомые (теоретически) последними, государства создавали собственные армии на основе феодальных арендаторов, свободных людей и наемников. Правители часто даровали дворянам поместья в обмен на фиксированную квоту воинов во время войны. Государства крестоносцев не могли полагаться на призыв местного населения, поскольку они были в основном мусульманами и в любом случае не имели подготовки. Таким образом, из-за небольшого западного населения государствам крестоносцев постоянно не хватало воинов — например, они могли собрать максимум 1500 рыцарей — и они стали сильно зависеть от военных заказов в регионе. Использование наемников, очевидно, зависело от имеющихся средств, но, по крайней мере, государства крестоносцев время от времени получали выплаты от европейских монархов. Эти правители предпочитали этот метод помощи, а не посылали настоящую армию, чтобы по-прежнему выполнять свой предполагаемый моральный долг христианских правителей защищать Святую Землю. Еще одна проблема заключалась в относительно равном статусе баронов и короля Иерусалимского королевства, что приводило к многочисленным ссорам и даже к случаям, когда одно или несколько государств крестоносцев временно выбирали нейтралитет, а не поддерживали общее дело защиты.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Военные приказы
Первоначально созданные для защиты и оказания медицинской помощи паломникам, путешествующим по Святой земле, военные ордена, такие как тамплиеры, рыцари-госпитальеры и тевтонские рыцари, вскоре зарекомендовали себя как бесценное военное присутствие в регионе. Рыцарям военных орденов, которые набирались со всей Европы и жили почти как монахи, часто давали самые опасные проходы и стратегически важные замки для гарнизона, и они предоставили несколько сотен рыцарей для большинства полевых армий Крестового похода. Обладая лучшей подготовкой и снаряжением, они были элитой крестоносцев, и их частые казни, если они когда-либо попадали в плен, являются свидетельством уважения, которое они имели со стороны своих противников — они были просто слишком опытными и фанатичными, чтобы их можно было снова допустить на любое поле битвы в будущем. Единственным недостатком орденов была их полная независимость, что иногда приводило к спорам с правителями государств крестоносцев и лидерами армий крестоносцев по поводу стратегии и союзов. Рыцари военных орденов иногда проявляли слишком много энтузиазма на поле боя и могли совершать необдуманные, ничем не подкрепленные атаки, но их доблесть и ценность для дела крестового похода неоспоримы. Вскоре в Европе появились и другие военные ордена, особенно на Пиренейском полуострове во время 9-го века.0033 Реконкиста против мусульманских мавров, и уже упомянутая большая тройка распространила свои щупальца власти по всей континентальной Европе. Тевтонские рыцари были особенно эффективны и создали свое собственное государство в Пруссии и за ее пределами во время Северных крестовых походов против европейских язычников.
Большой средневековый меч
Музей Метрополитен (авторское право)
Византийская империя
К 12 веку н.э. Византийская империя пришла в упадок, и ее армия, отражавшая эту ситуацию, состояла в основном из наемников. Тем не менее, во время Первого крестового похода византийский император Алексиос I Комнин (годы правления 1081–1118 гг. Н. Э.) При необходимости мог собрать армию численностью около 70 000 человек. В начале крестовых походов Империя действительно вносила свой вклад в армии крестоносцев (прежде чем сама стала жертвой Четвертого крестового похода, 1202-1204 гг. н.э.), предоставляя свои различные подразделения наемников, в том числе турецкую легкую кавалерию, варяжскую гвардию англо-саксонских и Потомки викингов, вооруженные огромными боевыми топорами, сербы, венгры и русская пехота. Все они были хорошо организованы и хорошо обучены, и особенно полезными были византийские инженеры, которые привнесли бесценный опыт в осадную войну.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Мусульманские армии — Турки-сельджуки
Мусульманские армии года в основном следовали той же схеме набора, что и европейские армии, и состояли из элитных телохранителей ( аскаров ), феодальных рекрутов из таких ключевых городов, как Мосул, Алеппо и Дамаск, союзных войск, добровольцев и наемников. В мусульманских армиях имелись подразделения кавалерии, в состав которых могли входить конные лучники, и пехота, вооруженная копьями, арбалетами или луками и защищенная чаще всего круглым щитом. Кавалерия сельджуков обычно носила ламеллярные доспехи, которые были сделаны из перекрывающихся рядов небольших железных или закаленных кожаных пластин.
Обычная тактика сельджуков заключалась в том, чтобы вступить в бой с врагом, выпустить смертоносный шквал стрел, а затем как можно быстрее отступить, чтобы минимизировать потери.
Сельджуки господствовали в Западной Азии с середины 11 века н.э., и их армии отличались большим контингентом высококвалифицированных конных лучников. Обычная тактика заключалась в том, чтобы вступить в бой с врагом, выпустить смертоносный шквал стрел, а затем как можно быстрее отступить, чтобы минимизировать потери. Если повезет, у врага также может возникнуть соблазн начать рискованную кавалерийскую атаку в погоне, когда лучники могут повернуть назад и атаковать снова или обстрелять врага из засады.
Удалить рекламу
Реклама
Фатимиды
Халифат Фатимидов (909-1171 гг. н.э.) базировался в Египте и в значительной степени полагался на наемные войска, но их огромное богатство гарантировало, что они могли выставить очень большие армии достаточно хорошо обученной и хорошо экипированной пехоты, включая контингенты суданских лучников. Кавалерия обычно состояла из арабов, вооруженных ятаганами, бедуинов и берберов. Армия Фатимидов, возможно, была лучшей в мусульманском мире того времени, но они несколько отставали от крестоносцев с точки зрения оружия, доспехов и тактики; однако их преемники Айюбиды вскоре догнали их.
Битва при Хаттине, 1187 г. н.э.
Неизвестный художник (общественное достояние)
Айюбиды
Династия Айюбидов (1171-1260 гг. н.э.) была основана великим мусульманским лидером Саладином, султаном Египта и Сирии (годы правления 1174-1193 гг. н.э.). Приняв на себя армию Фатимидов, Саладин значительно повысил эффективность и выбрал в качестве своей основной элитной силы около 1000 курдских воинов-мамлюков, которых обучали с детства и которые имели особенно прочные связи со своим наставником-командующим. Был также значительный контингент кыпчакских турецких воинов-рабов, взятых из русской степи. Остальная часть армии состояла из войск, набранных региональными губернаторами империи Айюбидов в Египте, Сирии и Джазире (северный Ирак). Пехота Саладина особенно отличалась своей дисциплиной, что в то время обычно ассоциировалось только с элитными кавалерийскими частями.
Мамлюки
Как уже отмечалось, мамлюки составляли жизненно важную часть армий Айюбидов, и они стали настолько опытными в военном деле, что свергли своих хозяев в середине 13 века н.э. и образовали мамлюкский султанат (1250-1517 н.э.). Они использовали наемников, таких как бедуины, турки, армяне и курды, в своих армиях, которые были настолько велики, что крестоносцы стали крайне опасаться прямых сражений. Мамлюкская кавалерия часто носила металлические шлемы с выгравированными стихами из Корана, носила кусок кольчуги на нижней половине лица и носила щит в форме воздушного змея. Еще одной интересной особенностью полевой армии мамлюков было несколько корпусов музыкантов, игравших на трубах и барабанах, что способствовало созданию паники среди врага, особенно среди его лошадей. Личная охрана султана имела собственный оркестр из 4 гобоев ( hautbois ) игроков, 20 трубачей и 44 барабанщика.
Удалить рекламу
Реклама
МАРФЫ
Мавры, которые контролировали большую часть южной половины Иберии и столкнулись с крестоносцами Реконкисты, предпочитали тактику «бей и беги», используя легковооруженную кавалерию, чьим предпочтительным оружием были пики и дротики. Даже пехотные части, обычно находившиеся на переднем крае отряда, имели метательные копья, в то время как остальные были вооружены длинными копьями. Берберы носили отличительный щит в форме сердца, адарга, в то время как мавританская кавалерия имела щит в форме воздушного змея, похожий на их европейских коллег.
Осада Дамиетты, 1218-19 гг. н.э.
Корнелис Клас ван Виринген (общественное достояние)
Османы
К концу 14 века н.э. новый враг был определен как законная цель крестового похода: турки-османы. У османов было два примечательных элитных подразделения. Янычарская гвардия представляла собой корпус пехотных лучников, сформированный из призывников-христиан, прошедших военную подготовку с детства. Во вторых элита сипахи был кавалерийским подразделением, членам которого было обещано право на поместья и налоговые поступления за любой успех на поле боя. Османы также использовали пороховое оружие с 15 века нашей эры. Некоторые из их пушек были огромными, 9 метров (30 футов) в длину и могли стрелять пулями весом 500 кг (1100 фунтов) на расстояние 1,5 км (1600 ярдов).
Организация и тактика
Армии крестоносцев были организованы в несколько дивизий, каждая из которых возглавлялась старшим командиром, который должен был следовать заранее составленному плану сражения и приказам главного полевого командира. Связь осуществлялась с помощью знамен (которые особенно использовались как точки сбора) или устных приказов, но в шуме, пыли и хаосе боя было безопаснее, если каждый избегал соблазна необдуманных атак без надлежащей поддержки. Не то чтобы этого всегда удавалось избежать, поскольку многие поражения во время крестовых походов были в значительной степени связаны с тем, что один элемент армии слишком рисковал в независимых действиях.
Удалить рекламу
Реклама
С точки зрения тактики, пехота обычно была вооружена копьями и арбалетами и защищена мягкой броней. В бою они были расположены таким образом, чтобы образовывать защитное кольцо из собственной тяжелой кавалерии рыцарей. Идея заключалась в том, что вражеские снаряды не могли повредить лошадям, если бы у них был защитный барьер из более расходных пехотинцев. Та же стратегия использовалась, когда армия крестоносцев находилась в походе. В бою пехота делилась на небольшие роты, а рыцари обычно действовали группами по 20-25 человек.
рыцаря были элитной частью армий крестоносцев. Защищенные цепями, а затем пластинчатыми доспехами и верхом на лошади с такой же защитой, они могли атаковать врага очень плотным строем с копьями и ломать вражеские порядки, рубя противников своими длинными мечами. Сержанты, ранг на один уровень ниже рыцаря, могли также формировать кавалерийские отряды, но они также использовались в качестве пехоты. Первоначально тяжелая кавалерия принесла европейцам значительные победы, но со временем мусульманские армии адаптировали и даже переняли некоторые из их тактик, например, Айюбиды выставили свои собственные части тяжелой кавалерии.
Осада Лиссабона, 1147 г. н.э.
Роке Гамейро (общественное достояние)
рыцарей составляли лишь около 10% любой армии крестоносцев, а тяжелой кавалерии для эффективной работы требовалась достаточно ровная и сухая земля. Следовательно, хорошо дисциплинированная и численно превосходящая пехота, вооруженная арбалетами, иногда могла выстоять против них в бою. Следует также помнить, что войны Крестовых походов чаще всего включали в себя осады городов-крепостей; полевые сражения были редкостью, и в них заключалась такая авантюра, что поражение в один день могло означать конец конкретной кампании. Кроме того, излюбленной тактикой мусульман было беспокоить врага с помощью легкой кавалерии и конных лучников, чтобы у рыцарей не было возможности провести дисциплинированную атаку против массированных линий врага. В общем, роль рыцарей в тяжелых доспехах не так сильно повлияла на победу, как нас уверяют литература и последующие легенды.
Как уже отмечалось, осады были основной частью боевых действий Крестового похода, и тогда рыцари должны были объединиться со всеми остальными и попытаться как можно быстрее разрушить город или укрепленный лагерь. И христианские, и мусульманские армии оказывались нападающими и защитниками на протяжении многих кампаний. Катапульты запускали в защитников огромные валуны и пылающие ракеты. Иногда по стенам летали снаряды более психологического характера, например, отрубленные головы. Были даже действительно недобросовестные командиры, санкционировавшие выстреливание в лоно врага трупами больных животных и людей. Осадные башни и тараны позволяли напрямую атаковать сами стены. Подрыв стен был тактикой, при которой специализированные инженеры рыли туннели и поджигали в них, чтобы обрушить фундамент башен. Тем временем защитники бросали в атакующих камни и горючие жидкости и отправляли вылазки тяжелой кавалерии, чтобы разрушить лагеря атакующих.
Логистика
Логистика всегда была важнейшим аспектом ведения войны, который может означать поражение или победу независимо от боевых навыков армии и знания стратегии командира. К несчастью для крестоносцев, средневековая Европа уже давно утратила навыки боевой логистики, которые исчезли после гибели римлян. Этим навыкам пришлось бы заново учиться на Ближнем Востоке, особенно с учетом часто сурового и засушливого климата и местности, где жизнь за пределами земли обычно была невозможна. Многие армии крестоносцев терпели поражение просто потому, что не могли найти достаточно еды и воды, а люди умирали от цинги или голода. Еще одним частым убийцей были бактериальные заболевания, особенно распространенные в грязных армейских лагерях осадных армий, где обычно не было надлежащих санитарных условий, чистой воды и ухода за мертвыми.
Отсутствие перспективного планирования также часто проявлялось в осадах крестоносцев без надлежащего осадного оборудования или по рекам без надежных лодок. Были исключения: король Англии Ричард I (1189-1199 гг. н.э.) был дотошным планировщиком и отправлял на Ближний Восток не только катапульты, но и огромные валуны, необходимые им в качестве боеприпасов. Армии государств крестоносцев были намного лучше в этом аспекте ведения войны, и колонны снабжения и цепочки баз снабжения иногда создавались, но снова и снова; когда европейские лидеры выходили на поле боя, они часто просто игнорировали особые трудности местности, на которой надеялись одержать победу. Напротив, мусульмане были намного лучше в этом отношении и поддерживали превосходные колонны снабжения, используя тысячи мулов и верблюдов, в том числе врачей и медицинское оборудование. Кроме того, мусульманские армии часто ухудшали положение крестоносцев, портя колодцы, собирая скот и уничтожая посевы. Наконец, особенностью мусульманского мира, которая часто оказывалась полезной во время крестовых походов, была хорошо налаженная система связи перевалочных пунктов, разбросанных по всему региону и связанных дрессированными голубями. С сообщениями, передаваемыми на крыле на расстояние 1500 км, можно было быстро сообщать о передвижениях противника, а также планировать и выполнять соответствующие ответные действия.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Крестовые походы (1095–1291) | Эссе | The Metropolitan Museum of Art
Первый крестовый поход
Большинство историков считают, что проповедь, произнесенная папой Урбаном II в Клермон-Ферране в ноябре 1095 года, послужила искрой, подпитавшей волну военных кампаний с целью вырвать Святую землю из-под контроля мусульман. . Считавшиеся в то время божественно санкционированными, эти кампании, часто включающие в себя безжалостные сражения, известны как крестовые походы. В их основе было желание получить доступ к святыням, связанным с жизнью и служением Иисуса, прежде всего к Гробу Господню, церкви в Иерусалиме, в которой, как говорят, находится гробница Христа (2005. 100.373.100). Отпущение грехов и вечная слава были обещаны крестоносцам, которые также надеялись получить земли и богатства на Востоке. Дворяне и крестьяне в большом количестве откликнулись на призыв и двинулись через Европу в Константинополь, столицу Византийской империи. При поддержке византийского императора рыцари, ведомые армянами-христианами (57.185.3), с трудом двинулись в Иерусалим через контролируемые сельджуками территории современной Турции и Сирии. В июне 109 г.9 крестоносцы начали пятинедельную осаду Иерусалима, которая пришлась на 15 июля 1099 г. (92.1.15). Свидетельства очевидцев свидетельствуют об ужасе битвы. Ральф Канский, наблюдая за городом с Елеонской горы, увидел «спешащих людей, укрепленные башни, поднятый гарнизон, мужчин, бросающихся к оружию, женщин в слезах, священников, обращенных к своим молитвам, улицы, оглашаемые криками. грохот, лязг и ржание».
Крестоносцы захватили многие города на побережье Средиземного моря и построили большое количество укрепленных замков по всей Святой Земле для защиты своих новых территорий (28. 99.1), а также основывать церкви, верные Риму. Для крестоносцев Купол Скалы был Храмом Соломона; мечеть Акса была преобразована в дворец и конюшни.
Латинское Иерусалимское королевство, основанное крестоносцами, насчитывало пятнадцать соборных церквей. Церковь Рождества Христова в Вифлееме, например, стала резиденцией западно-христианского епископа в 1110 году (1988.1174.9).
Художники разных традиций встретились в городе Иерусалиме, например, сирийские золотоделы справа от рынка возле Гроба Господня, а латинские золотоделы слева (Conder 1896). Действительно, изделия из металла этого периода иногда сочетают исламскую эстетику с христианской тематикой (1971.39a,b). На некоторых изделиях даже имеется надпись, указывающая на то, что они были изготовлены исламским ювелиром для христианина. Драгоценные произведения искусства, созданные для церквей Европы, прославляли свою связь со Святой Землей (2002.18; Лиможский реликварий Тулузского собора).
Второй и Третий крестовые походы
В 1147–1149 годах состоялся Второй крестовый поход, возглавляемый цистерцианским аббатом Бернаром Клервоским (1975. 1.70б), пытались взять Дамаск в Сирии. Кампания потерпела неудачу, потому что мусульмане перегруппировались. Во главе с Салах ад-Дином (Саладином) мусульманские силы продвинулись через Сирию и, наконец, вернули себе Иерусалим в октябре 1187 года. Саладин был уверен, что его личный секретарь позволил патриарху Иерусалима покинуть город с церковными сокровищами, объяснив: «Если мы оправдываться [чтобы конфисковать это богатство] они [франки] обвинят нас в предательстве… не будем заставлять их обвинять людей веры в нарушении их клятв. Отпусти их. Они будут говорить о нашей благотворительности» (Мохамед эль-Моктар, в Paul and Yaeger, 2012, стр. 209).).
Войдя в город, визирь Саладина подивился тому, как крестоносцы украсили Иерусалим: «заботы неверных превратили [его] в райский сад… окаянные копьем и мечом защищали этот город, который они отстроили с колоннами и мраморными плитами [2005.100.373.86], где они основали церкви и дворцы тамплиеров и госпитальеров… Со всех сторон видны дома, такие же приятные, как их сады, и яркие, с белым мрамором и колоннами, украшенными листьями, которые сделать их похожими на живые деревья» (цитируя Кади эль-Фадель в Hamilton, 1979).
К концу Третьего крестового похода (1189–1192 гг.) войска крестоносцев захватили Кипр и прибрежный город Акко. Саладин гарантировал доступ в Иерусалим европейским паломникам, а также приветствовал возвращение евреев в город.
Хроника испанца Ибн Джубайра, путешествовавшего в Мекку с 1183 по 1185 год, говорит о легкости торговли в Святой земле даже во времена военных действий: «мусульмане непрерывно путешествовали из Дамаска в Акру (через франкские территории), а также ни один из христианских торговцев не был остановлен и не препятствовал (на мусульманских территориях)… Солдаты занимаются своей войной, в то время как люди находятся в мире» (цитируется по Paul and Yaeger, 2012, стр. 34) .
Четвертый крестовый поход
С каждым крестовым походом отношения между византийцами и западными войсками становились все более отчужденными. Четвертый крестовый поход начался в 1202 году с целью Египта. Однако, выбрав сторону в династическом споре в Византии, крестоносцы начали осаду столицы Византии, Константинополя, чтобы собрать огромную сумму денег, обещанную за их поддержку. Город был разграблен в 1204 году, его богатые сокровища были поделены между венецианцами (львиная доля которых остается в сокровищнице Сан-Марко в Венеции), французами и другими крестоносцами. Латинская империя Константинополя была создана с Балдуином Фландрии в качестве императора. В 1261 году город вернули византийцы.
Поздние крестовые походы
На Святую Землю были начаты последовательные крестовые походы. Рыцарь Жан д’Алюйе путешествовал в Святую Землю около 1240 г., но обстоятельства его путешествия неизвестны (25.120.201).
Седьмой и Восьмой крестовые походы в 1248 (38.60) и 1270 годах были спонсированы Людовиком IX, умершим в Тунисе (54.1.2; 37.173.3). В 1271 году султан Байбарс захватил замок Монфор (28.99.1), а в 1291 году пал город крестоносцев Акко, положив конец эпохе латинских королевств крестоносцев. Призывы к новым крестовым походам в течение следующих столетий все больше игнорировались, несмотря на известность, которой крестоносцы и Святая Земля были в легендах. 93.65.4; 23.21.4; 25.120.528; 25.120.529; 54.1.1; Лист Belles Heures Heraclius, лист 156).
Цитата
Департамент средневекового искусства и монастырей. «Крестовые походы (1095–1291)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/crus/hd_crus.htm (первоначально опубликовано в октябре 2001 г., последняя редакция — в феврале 2014 г.)
Дополнительная литература
Бургойн, Майкл Гамильтон. Мамлюкский Иерусалим: архитектурный этюд . Лондон: Фонд фестиваля «Мир ислама», 1987.
.Кондер, Клод Р., пер. «Город Иерусалим». Текстовое общество палестинских паломников 6 (1896 г.).
Дендридж, Пит и Марк Выпыски. «Навершие меча и кинжала, связанное с крестовыми походами, часть II: техническое исследование». Журнал Метрополитен-музея 46 (2011), стр. 145–51.
Фолда, Ярослав. Искусство крестоносцев на Святой Земле, 1098–1187 гг. . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1995.
Фолда, Ярослав. Искусство крестоносцев на Святой Земле: от Третьего крестового похода до падения Акры, 1187–1291 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2005.
.Госс, Владимир П., изд. Встреча двух миров: культурный обмен между Востоком и Западом в период крестовых походов . Каламазу: Публикации Средневекового института, Университет Западного Мичигана, 1986.
Грабар, Олег и Бенджамин З. Кедар, ред. Там, где встречаются небо и земля: Священная эспланада Иерусалима . Иерусалим: Яд Бен-Цви Пресс, 2009.
.Гамильтон, Бернард. Монашеская реформа, катаризм и крестовые походы . Лондон: Valorium Reprints, 1979.
.Хилленбрандт, Кэрол. Крестовые походы: взгляды ислама . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1999.
. Ла Рокка, Дональд Дж. «Навершие меча и кинжала, связанное с крестовыми походами, часть I», Журнал Метрополитен-музея 46 (2012), стр. 133–44.
Пол, Николас и Сюзанна Йегер, ред. Вспоминая крестовые походы: миф, образ и личность . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 2012.
.Правер, Джошуа. История евреев в латинском Иерусалимском королевстве . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1988.
.Розенберг, Сильвия, изд. Рыцари Святой Земли: Иерусалимское королевство крестоносцев . Каталог выставки. Иерусалим: Музей Израиля, 1999.
Дополнительные очерки Департамента средневекового искусства и монастырей
- Департамент средневекового искусства и монастырей. «Искусство для христианской литургии в средние века». (октябрь 2001 г.)
- Департамент средневекового искусства и монастырей.