28 марта 1462 года на престол Великого княжества Московского взошёл Иван III
- Информация о материале
- Опубликовано: 28 марта 2023
- Просмотров: 13151
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается государственная символика, а Россия фактически становится духовной наследницей Византийской империи.
Иван III родился в январе 1440 года в семье великого московского князя Василия II и его жены русской княжны Марии Ярославны. Это было время междоусобиц и раздробленности. Когда княжичу было пять лет, его отец попал в плен к татарам, а на престоле воцарился князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Однако вскоре Василий II был освобожден за большой выкуп и снова занял законный престол.
В начале правления Иван III получает в наследство Московское княжество с 16-ю городами и очень скоро начинает присоединение к нему соседних территорий: сажает своих «людей» на престолы соседних княжеств, а потом присоединяет их.
Так к Москве примкнули Ярославское, Дмитровское и Ростовское княжества. Исключением стал разве что свободолюбивый Новгород, который был присоединен силой.За время правления Ивана III – с 1462-го по 1505 год – территория государства увеличилась, по оценкам историков, почти втрое. Еще при жизни Иван III получил прозвище «Великий». А известный историк Н.М. Карамзин ставил его даже выше Петра I.
«Отселе история наша приемлет достоинство истинно государственной, описывая уже не бессмысленные драки княжеские, но деяния царства, приобретающего независимость и величие. Разновластие исчезает вместе с нашим подданством; образуется держава сильная, как бы новая для Европы и Азии, которые, видя оную с удивлением, предлагают ей знаменитое место в их системе политической. Уже союзы и войны наши имеют важную цель: каждое особенное предприятие есть следствие главной мысли, устремленной ко благу отечества. Народ еще коснеет в невежестве, в грубости; но правительство уже действует по законам ума просвещенного.
Устрояются лучшие воинства, призываются искусства, нужнейшие для успехов ратных и гражданских; посольства великокняжеские спешат ко всем дворам знаменитым; посольства иноземные одно за другим являются в нашей столице: император, папа, короли, республики, цари азиатские приветствуют монарха Российского, славного победами и завоеваниями от прадедов Литвы и Новагорода до Сибири. Вот содержание блестящей истории Иоанна III, который имел редкое счастие властвовать сорок три года и был достоин оного, властвуя для величия и славы россиян»,
– писал об Иване III Николай Михайлович Карамзин.
Именно при Иване III Русь была избавлена от татаро-монгольского ига. Он отказался платить дань Золотой Орде. При этом часть исследователей отмечает, что он сделал это отнюдь не демонстративно, без эффектных жестов, – о том, как князь топчет и рвет ханскую басму и убивает ханских послов, летописцы сочинят историю уже позже. На самом деле, вступив на престол в 1462 году, Иван III попросту ни разу не ездил в Орду и никогда не клялся хану в верности.
Знаменитое стояние на реке Угре, положившее конец игу, тоже было при нем. Не вступив в сражение, русские войска одержали, по сути, одну из главных побед в истории – опять же благодаря дальновидности Ивана III. Он сумел склонить на свою сторону Крымское ханство, которое регулярно совершало набеги на южные рубежи Литвы. Королю Казимиру, который должен был помочь хану Ахмату расправиться с русским войском, попросту было не до этого: он должен был защищать собственный земли. Не дождавшись поддержки, татарское войско вынуждено было развернуться.
Фрагмент диорамы «Великое стояние на Угре». Павел Рыженко
Впрочем, для объединения княжеств в одно государство мало было победить внешних врагов и договориться об управлении внутри страны – необходимо было создать единые законы, которые у всех были свои. Таким своеобразным «кодексом» стал Судебник 1497 года: он устанавливал одни и те же уголовные и гражданские нормы по всей стране. Объединенное государство обрело и свою символику – двуглавого орла, который и по прошествии веков остается государственным символом России.
Кроме того, женившись во второй раз на племяннице последнего императора Византии Константина XI Палеолога Софье, Иван III по сути утвердил будущие амбиции России как наследницы Византийской империи, Москву же станут называть Третьим Римом.
При Иване III в государстве начинается расцвет культуры: строятся монастыри, города, крепости. Именно при нем итальянскими зодчими был воздвигнут нынешний московский Кремль из красного кирпича. А на его территории появился знаменитый Успенский собор.
Заслуги Ивана III Васильевича не подвергаются сомнению – именно он превратил Великое княжество Московское в будущую Россию, создав то самое государство, в котором мы сейчас живем.
Текст: Вера Марунова
- День в истории
- 28 марта
Почему Ивана IV прозвали Грозным
При жизни Ивана IV прозвище Грозный принадлежало его деду — Ивану III. У этих двух правителей было много общего: оба Иваны Васильевичи, оба присоединили к Московскому государству новые территории и оба реформировали систему государственного управления.«Изумленная Европа, в начале царствования Ивана даже не подозревавшая о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи» — так Карл Маркс писал о правлении Ивана III, который покончил с ордынским игом, собрал исконно русские земли под крыло Москвы и фактически подчинил сопредельные ханства своей политике.
При Иване IV Казанское и Астраханское ханства окончательно вошли в состав России, и началось присоединение Сибирского ханства. Иван III, великий князь Московский, первым принял титул «князя всея Руси» и «самодержца». А Иван IV первым венчался на царство и официально стал царем всея Руси. Иван III издал общерусский свод законов — Судебник, а Иван IV составил новый Судебник и учредил сословно-представительный орган — Земский собор.
Сам факт перехода прозвища от деда к внуку говорит о том, что народ видел в Иване IV продолжателя дела Ивана III. Но значило слово «грозный» в то время совсем не то, что в наши дни.
«Установлено, что в приложении к царю эпитет «грозный» не имел отрицательного оттенка. Он связан не с идеей тирании, а с идеей величия. «Достоин царю грозну быти», — говорится в «Валаамской беседе» (памятник публицистики середины XVI века. — Прим. ред.), и эти слова нельзя толковать как призыв править круто и безжалостно. <…> Дело в контексте: эпитет «грозный» и существительное «гроза» появляются там, где речь идет о порядке в государстве, об обязанности монарха «исправляти и здержати» города и веси, «уставити» определенные правила поведения в монастырях и в миру».
Александр Панченко, Борис Успенский. «Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха», 1983
Во времена язычества гроза олицетворяла верховное божество. В XVI веке этот образ уже был тесно связан с православным «гневом Божиим» — не жесткостью, но справедливостью и неотвратимостью наказания.
Ивана IV начали звать «грозным» или «прегрозным» в народных песнях, самые ранние из которых датированы 2-й половиной XVI — началом XVII века. Так сам народ распространял этот эпитет, который позднее превратился в прозвище. Как и в публицистике, в фольклоре слово «грозный» встречалось там, где речь шла о справедливом царе, вершителе правосудия. Например, «грозный царь Иван Васильевич» освободил от наказания невинно осужденного:
«Случилося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возговорит царь Иван сударь Васильевич:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!
За что вы пытаете доброго молодца
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?»
В народном творчестве царь нередко представал хитрым и мудрым правителем:
«Старину я вам скажу стародавнюю
Про царя было про Ивана про Васильевича.
Уж он, наш белой царь, он хитер был, мудер,
Он хитер и мудер, мудрей в свете его нет».
Другая известная песня была посвящена тому, как один из сыновей царя задумал извести своего брата, — Иван IV описан так, как принято его представлять в наше время:
«Тут стемнел царь, как темна ночь,
Зревел царь, как лев да зверь:
«Сказывай, собака, про измену великую!»
Согласно одной из версий, прозвище Грозный стало трактоваться как свидетельство «лютости» и «бесчеловечности» под влиянием иностранцев, которые побывали в правление Ивана IV в Москве. Видимо, то, что московиты воспринимали как высшую справедливость, европейцам представлялось неоправданной жестокостью. При переводе на европейские языки прозвище Грозный полностью потеряло связь с грозой и гневом Господним и приобрело смысл «страшный», «ужасный»: Iwan der Schreckliche по-немецки, Ivan the Terrible по-английски, Ivan il Terribile по-итальянски, Ivan le Terrible по-французски.
«Известно, что в 1581 г. Стефан Баторий прислал государю «великой России» (то есть самому Ивану IV. — Прим. ред.) книги о жестокости Ивана Грозного — видимо, сочинения А. Гваньини, Г. Штадена, А. Шлихтинга, И. Таубе и Э. Крузе, памфлеты времени польского бескоролевья 1570-х гг., или германские «летучие листки». Стало быть, прозвище, которое с течением времени оказалось символом целой эпохи русской истории, возникло в иностранной литературе. Из произведений зарубежных авторов его мог заимствовать создатель первого научного труда о прошлом Российского государства».
Яков Солодкин «Когда и почему стали называть Грозным первого московского царя»
Николай Карамзин, издавший в 1818 году первые восемь томов «Истории государства Российского», писал: «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими… …а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы Царя-Завоевателя… отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным. ..» Такое толкование прозвища — «по темным слухам о жестокости» — и легло в основу его современного понимания.
«Собиратель земли русской» Иван III в исторических источниках Президентской библиотеки
22 января 2017 года исполняется 577 лет со дня рождения князя Московского Ивана III, которого впоследствии потомки назовут Великим. В Президентской библиотеке собрано большое количество электронных копий исторических документов и исследований, связанных с эпохой этого самодержца, анализом его деяний и их значением для становления и развития Российского государства.
Иван III родился в то время, когда государственный порядок на Руси еще носил название «доли — как части земли пожалованной или отданной в удел»: в XIII и XIV веках русская земля была поделена между многими правители-князья, управлявшие собственными удельными княжествами, или стриги. Один из признанных выше других князей именовался великим князем и оставался в главном городе, которым был в то время Владимир-на-Клязьме. «Князья все были в родстве друг с другом; это не мешает им постоянно ссориться и драться друг с другом. Ощущение единства родины и осознание своих общих интересов было сильно затемнено в сознании князей-крепостников из-за раздробленности Русской земли на множество отдельных княжеств, подчас слишком мелких и жалких», — так описывает О. Линд историческая ситуация в опубликованном в 1910 Книга «Иван III», электронная копия которой находится в фонде Президентской библиотеки.
Иван стал великим князем в 22 года. «Счастливый потомок ряда умных, трудолюбивых предков, Иоанн III взошел на московский престол, в то время как дело о собирании Северо-Восточной Руси можно было считать уже сделанным; старый истеблишмент был совершенно поколеблен в своих основаниях, и нужен был лишь последний, легкий толчок, чтобы покончить с ним» — читаем в цифровой копии работы С. М. Соловьева «История России с древнейших времен», доступна в электронном читальном зале.
Молодой монарх оказался достойным преемником: Н. М. Карамзин подчеркивает, что с начала его царствования «наша история заслужила достоинство настоящего государства, вместо бессмысленных княжеских драк, описывающих правление Царства». , обретение независимости и величия. Множественная власть исчезает вместе с нашим подчинением; рождается сильная и как бы новая для Европы и Азии сила, и эти, видя ее и весьма удивляясь, предлагают ей равное место в своей политической системе».
О самом великом князе известно не так много. С. М. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» пишет, что «благодаря заметкам одного венецианца, носившего фамилию Контарини, мы можем иметь некоторое представление о физических чертах Ивана: он был высокого роста, худощав , красавчик; прозвище Горбун, которое встречается в некоторых анналах, должно заключать, что при своем высоком росте он был слегка сутулым». Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», представленной на сайте Президентской библиотеки, отмечает: «Ему первому в России дано имя Грозный, но в благодатном значении: за страшных врагов и упорных бунтовщиков.
Однако, не будучи тираном, как его внук, Иван II Васильевич, он, без сомнения, был по натуре жесток, умеряя его в угоду здравому смыслу. <…> Имеются письменные свидетельства того, что чуткие женщины падали в обморок под гневным пылающим взглядом Ивана; что просители боялись идти на престол; что вельможи дрожали от страха и не смели шептать ни слова и даже пошевелиться на придворных пиршествах, когда государь, слишком утомленный шумными разговорами, часами дремал за обедом: все они пребывали в глубоком молчании, ожидая новый порядок его забавлять и веселить», – добавляет Н. М. Карамзин к портрету самодержца.Историк констатировал, что в лице Ивана III наблюдается поразительное сходство с другим русским монархом, также прозванным Великим, — Петром Великим. Действительно, оба внесли весомый вклад в развитие и укрепление Российского государства. Эпоха Ивана Великого стала переломным периодом в истории нашей страны. Помимо присоединения, русские земли также были освобождены от власти ордынских ханов.
Достижения великого князя не ограничивались территориальным вопросом. Важным шагом стала судебная реформа и принятие в 1497 г. национального свода законов — Судебника. Подробнее ознакомиться с этим документом можно на сайте Президентской библиотеки, где в открытом доступе находится электронная копия редкого издания Законов великого князя Ивана Васильевича 1878 года и Судебника царя и великого князя Ивана Васильевича. с дополнительными указами.
Следует отметить, что культурный подъем начался и при Иване III, в частности, велось масштабное строительство с участием иностранных специалистов, в Москве возводился Успенский собор.
Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» резюмирует следующее: «Россия при Иване III как бы вышла из тени сумерек, где страна не имеет ни твердого образа, ни полного состояния бытия. <…> Иван… дал себе мудрые правила во внешней и внутренней политике; силой или хитростью восстанавливая свободу и целостность Руси, разоряя царство Батыя, угнетая, раздирая Литву, сокрушая свободу Новгорода, захватывая уделы и доли, распространяя владения Москвы на сибирские пустыни и норвежскую Лапландию, изобретая разумные , основанный на дальновидной умеренной системе войны и мира для нас, которой должны последовательно следовать его преемники, чтобы утвердить величие государства».
Религиозное движение «Ересь жидовствующих» в России царя Ивана III, 1909 (холст, масло) Горелова Гавриила Никитича (1880-1966)
[]
Ваш текущий выбор
Актив(ы) Ресурсы
модальный-турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >
актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >
Религиозное движение «Ересь жидовствующих» в России царя Ивана III, 1909 (холст, масло) Горелова Гавриила Никитича (1880-1966)
{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}
{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»FIA3526017″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»in_copyright»,»item_category3″:»стандарт»,»item_category4″:»gorelov_gavriil_nikitich_1880_1966″,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results»,»item_name»:»религиозное_движение_оф_ереси_жидовствующих_в_царе_иване_iii_s_russia_1909_oil_on_canvas»,»item_variant»:»undefined»}]}}
Весь контентИзображенияВидео
Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.
Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложенным текстом могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие им детали.
Выберите свой цвет
Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию
Добавить цветовой блок
Фильтры
Добавьте ключевые слова для уточнения результатов
Введите ключевые слова и нажмите Enter
Поиск
Текст
Заголовок
Художник
Средний
Местонахождение произведения искусства
Права ТипСтандарт
Премиум
Золото
Год
до
Век
до
Отфильтровать регионВеликобританияГерманияФранцияИталияСША——————-АфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБеларусьБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияБосния и ее зеговинаБотсвана Остров БувеБразилияБританская территория в Индийском океанеБруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамбоджаКамерунКанадаКабо-ВердеКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (острова Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоКонго, Демократическая Республика Острова КукаКоста-РикаКот-Д’ИвуарХорватияКубаКипрЧехияДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГермания ГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-бисауГайанаГаитиОстров Херд и МакдональдсСвятой ПрестолГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИран, Исламская Республика ИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиЙорданияКазах станКенияКирибатиКорея, Народно-Демократическая РеспубликаКорея, Республика КувейтКыргызстанЛаосская Народная Демократическая РеспубликаЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейнЛитваЛюксембургМакаоМакедония, Бывшая Югославская РеспубликаМадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные Штаты Молдовы, Республика МонакоМонголияЧерногорияМонтсеррат МароккоМозамбикМьянмаНамибияНауруНепалНидерландыНидерландские Антильские островаНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерияНиуэ Остров НорфолкСеверные Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатар РеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСент-ХеленаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Пьер и МикелонСент-Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮг АфрикаЮжная Георгия и Южные Сандвичевы островаИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайваньТаджикистанТанзания, Объединенная Республика ТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТуркменистанТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияUni ted Штаты Малые отдаленные острова США УругвайУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя
Размер результатов306090
- Изображение число
- ФИА3526017
- Титул
- Религиозное движение «Ересь жидовствующих» в России царя Ивана III, 1909 г. (холст, масло)
- Художник
- Горелов, Гавриил Никитич (1880-1966) / Русский
- Местоположение
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
- Средний
- холст, масло
- Дата
- 1909 г.