Какая змея укусила вещего олега: Какая гадюка укусила Вещего Олега

Содержание

Какая гадюка укусила Вещего Олега

 

КАКАЯ ГАДЮКА УКУСИЛА ВЕЩЕГО ОЛЕГА?

 

История смерти древнерусского князя Олега — преемника Рюрика, хорошо известна всем в стихотворном изложении А.С. Пушкина. Этот сюжет не выдумка поэта, он был почерпнут им из русских летописей. Вот как это событие пересказывает историк Н.М. Карамзин (1818): «Волхвы – так и говорит Летописец – предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года, а в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами, захотел видеть его кости, стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя и Герой скончался»…Можем верить или не верить, что Олег в самом деле был ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей древности».
О.В. Творогов (1994) указывает, что Летописец предлагает две версии: согласно одной, Олег умер от укуса змеи и был похоронен в Киеве, согласно другой — змея ужалила его, когда он собирался уехать (или идти походом) «за море»; похоронен он в Ладоге (ныне Старая Ладога). Подвергая сомнению правдоподобность легенды и места захоронения Олега, Б.А. Рыбаков (1987) приходит к следующему выводу: Олег базировался в Ладоге, но на короткий срок овладел киевским престолом. После похода на Византию он исчез с горизонта русских людей, умер и похоронен неизвестно где.
Таким образом отвергать версию того, что князь Олег погиб от змеиного укуса (или его последствий) нет оснований. В таком случае можно попробовать разобраться, что же за «змея» укусила князя и отчего он мог погибнуть. Если избрать местом пребывания Олега Киев, то пострадать он мог только от укусов трех видов гадюк – обыкновенной (Vipera berus), лесостепной (Vipera nikolskii) или степной (Vipera ursine). Никаких других ядовитых змей в окружающей территории нет. Князь вспомнил о предсказании волхвов только через 5 лет, конь к тому времени давно умер, но кости его еще сохранились. А.С. Пушкин говорит о том, что Олег приказал держать коня до старости, вероятно, так оно и было, тогда лошадь, по всей видимости, содержалась на каком-то степном выгоне, где и находились ее останки. Обыкновенная и степная гадюки в лесостепной зоне хорошо отличаются по предпочитаемым местообитаниям. Обыкновенная гадюка обитает во влажных, лесных урочищах, а степная наоборот, на сухих, открытых участках – в степи, на пастбищах и т.п. В тоже время лесостепная или гадюка Никольского, предпочитает как раз промежуточные местообитания. Таким образом, можно с большей степенью вероятности предполагать, что укус князь Олег получил именно от степной гадюки. Однако, современная граница распространения этой змеи на Украине значительно не доходит до Киева. В тоже время, примерно на этом месте проходит южная граница обитания обыкновенной гадюки и полностью находится ареал лесостепной гадюки. И все же, наиболее вероятно, что виновницей гибели могла бы быть именно степная гадюка.
С зоогеографической точки зрения наши построения могут быть интересны в плане попытки восстановления ареала исчезающего вида — степной гадюки, хотя и не выходят за рамки предположений. В целом, период IX-XII вв. был сухой и теплый, в летописных записях часто упоминаются засухи, недороды из-за недостатка осадков, степные пожары. Перечитывая все сохранившееся в ту пору, кроме упоминаний о дубах, борах, «диком поле», лесах на севере, в землях древлян, кривичей, вятичей и «ковыля», нельзя найти упоминаний о другой растительности (Турманина, 1987). Вполне вероятно, что 1000 лет назад северная граница распространения этой змеи проходила значительно севернее. Такое показано для многих видов степных млекопитающих и птиц (Кириков, 1959). В частности под Киевом обитали степные сурки, а северная граница ареала степной гадюки практически совпадает с сурчиной. К тому же, степная гадюка при благоприятных климатических условиях за относительно короткий срок может значительно увеличить область своего распространения (Барабаш-Никифоров, 1958).
Теперь что касается времени, событие это если и произошло, то случилось осенью. В этот период гадюки часто выползают на открытые места чтобы погреться на солнце перед уходом на зимовку. Обыкновенная гадюка уходит на зимовку в сентябре-октябре, степная на севере ареала в сентябре-ноябре.
В осенний период чтобы получить укус змеи в ногу, а именно так получил Олег порцию яда, нужно было ходить или без обуви или в очень простой, полуоткрытой обуви. Сомнительно, что властитель Древней Руси пришел посмотреть на коня босиком или в шлепанцах. Согласно археологическим данным, княжеской обувью в те времена (IX в.) были богато украшенные и расшитые сапоги. У гадюк, особенно у степной не такие крепкие и длинные зубы, чтобы прокусить ногу через сапог. «Не по плечу такой подвиг стандартной русской гадюке, в буквальном смысле – не по зубам» (Бушков, 1997). Но, если все таки предположить роковое стечение обстоятельств, то последствия змеиного укуса не могли бы быть столь роковыми, — болезненными, но не смертельными. Скорее всего, к трагическим последствиям привело лечение укуса. Однако, все выше сказанное справедливо только в том случае если легенда о вещем Олеге содержит не вымышленные факты.
В противном случае, причину смерти вещего Олега историкам, по всей видимости, следует искать в другом. Ведь князь принял регентство над Игорем по причине его малолетства, а правил Русью 33 года, хотя прав на престолонаследие не имел. Может быть по этой причине и не известна его могила?

Что за змея подколодная погубила вещего князя Олега?: Оригинальная гипотеза | История

Кончина князя Олега, прозванного Вещим, описана в «Повести временных лет» и в Новгородской первой летописи приблизительно одинаково. Единственное, в чем авторы этих источников не сошлись во мнениях — место происшествия: Киев или Ладога. Это позволило историку Николаю Карамзину пересказать ход событий как доподлинно известный.

Волхвы предсказали князю смерть от любимого коня. Животное немедленно было удалено от потенциальной жертвы и вскоре пало. Спустя несколько лет после смерти любимца Олег захотел увидеть его прах. Попирая ногой череп коня, князь потревожил обитавшую в нем змею. Гадина ползучая укусила владыку, и он умер от ее яда.

Эпично и правдоподобно. Или нет?

Затевать спор о том, как угадали таинственные волхвы ход событий, не так интересно, как подвергнуть сомнениям сам факт смерти Олега от змеиного яда.

Опровержение легенды

Змеи не живут в черепах. Старинные изображения, сочетающие эти два символа смерти — не более, чем красивая композиция и философская аллегория. Костяная коробка способна заинтересовать пресмыкающихся только как удобное возвышение для согревания под солнцем. Мстить за попранный ногой дом змея не станет.
В. М. Васнецов, «Иллюстрация к „Песни о вещем Олеге“ А. С. Пушкина», 1899 г.
Фото: artchive.ru

Если верить летописцам, произошла трагедия осенью. В северных широтах в это время года змеи вялы и не богаты на яд. Однако даже малая доза природной отравы способна отправить к праотцам аллергика.

На II Международном симпозиуме «Степи Северной Евразии: Стратегия сохранения природного разнообразия и степного природопользования в ХХI веке» в 2000 году биолог Андрей Власов представил список ядовитых змей, которые обитают на территориях Руси времен Олега.

  • Все три вида гадюк, включая самого вероятного подозреваемого — степную гадюку, что могли повстречаться князю, имеют относительно короткие зубы, а их яд не смертелен для взрослого мужчины.

В любой инструкции для туристов можно найти рекомендации не бродить по местам обитания змей босиком или в открытой обуви. Сапоги, а средневековая знать предпочитала именно эту обувь, обеспечивают полную защиту от укусов местных ядовитых змей.
Восточная степная гадюка
Фото: Одинець Сергій, ru.wikipedia.org

Новые легенды

Если змеиного укуса и смерти от яда из пасти пресмыкающегося не было, открыт прием версий относительно того, что на самом деле свело в могилу еще не старого и относительно здорового князя. Благо, представления о Средневековье в народе бытуют любопытные, а сказочниками наша земля издревле славилась.

Современный народный эпос назначил убийцами волхвов. Они отравили владыку, а потом придумали историю про змею, подтвердив свое умение предсказывать грядущее. Дороговато им обошлась рекламная кампания — Олег вел победоносные войны, пользовался услугами предсказателей, делясь с ними добычей…

Допустим, мотив убийц — дворцовый переворот. Заговорщиками должны быть все приближенные князя. В мире, где дикая природа подступает к стенам городов, как выглядит змеиный укус, видел каждый, отсутствие полевой медицины делает каждого воина обязанным знать хоть что-то о здоровье человека, аристократия боится ядов — единодушия в установлении липового посмертного диагноза в такой ситуации добиться сложно.

Дело было осенью. Князь запросто мог подхватить простуду. Лечили бы его все те же волхвы. Смертность от осложнений гриппа в Средневековье была высокой, отравителю куда проще было дождаться момента, когда князь сам попросит у него лекарство. Однако порожденный фантазией зловещий бородач не умел ждать и любит приврать о змеях.
Обыкновенная гадюка
Фото: Benny Trapp, ru.wikipedia.org

Вероятная причина смерти князя Олега

Чтобы симптоматика соответствовала укусу змеи, нужен след от этого самого укуса. Представив себе подворье средневекового замка, легко найти на земле предметы, которые с легкостью пробьют кожаную подошву кавалерийского сапога. Спрыгнув с коня после путешествия к останкам прежнего боевого друга, Олег мог напороться на валяющийся гвоздь. Заметил это повреждение князь только вечером, разуваясь, когда уже были покраснение и боль. Вот тут наш герой и вспомнил о встрече со змеей.

О том, что яд гадюки смертельно опасен только детям, знали все. Естественно, за медицинской помощью Олег не обратился. О риске развития сепсиса он ничего не знал, как и о том, что бактерии быстрее всего справляются с теми, чье здоровье подорвано обильными возлияниями.

Возможно ли было спасти нашего пациента, если бы сообразное эпохе лечение было начато немедленно после получения им травмы? Если инфекция попала в рану не с предмета, который пробил кожу, а позже, то вероятность исцеления была бы высока. Промывание травяными отварами, в состав которых гарантированно входит кипяченая вода, и чистая повязка изменили бы ход событий.


Ф. А. Бруни, «Кончина Олега», 1839 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Спустя несколько суток после странного происшествия князь скончался. Выводы, которые сделали его придворные, включая волхвов, очевидны.

  • Симптомы сепсиса никак не принять за последствия отравления, хотя последнее в те времена подозревали зачастую беспричинно. Предположить существование змеи с какими-то уникальными возможностями гораздо проще, чем допустить вероятность смерти от невидимых бактерий под ногами.

Я дополнил коллекцию гипотез своей оригинальной версией. К сожалению, подтвердить или опровергнуть ее не удастся — захоронение Вещего Олега утеряно, а если и будет найдено, то следов, которые ее бы подтвердили или опровергли, на костях не будет.

Коварные враги-отравители имеются не у каждого, гробовая змея предпочтет бегство нападению, а вот ржавый гвоздь никуда из-под пятки беспечного гражданина не денется. Будьте внимательны. Берегите себя и своих близких.

Теги: Вещий Олег, ядовитые змеи, Русь, гадюка

Укус ядовитой змеи: варианты лечения в прошлом, настоящем и будущем

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт.

5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Обзор

. 1992 г., июль-август; 5(4):399-405.

Дж. Р. Блэкман 1 , С. Диллон

Принадлежности

принадлежность

  • 1 Резиденция семейной практики Айдахо, Бойсе 83704.
  • PMID: 1496896

Обзор

JR Blackman et al. J Am Board Fam Pract. 1992 июль-август.

. 1992 июля-августа; 5 (4): 399-405.

Авторы

Дж. Р. Блэкман 1 , С. Диллон

принадлежность

  • 1 Резиденция семейной практики Айдахо, Бойсе 83704.
  • PMID: 1496896

Абстрактный

Фон: Укусы ядовитых змей по-прежнему вызывают серьезные осложнения, а варианты лечения сбивают с толку лечащего врача. В Соединенных Штатах ежегодно происходит около 45 000 укусов змей, из которых около 8 000 приходится на 20 видов ядовитых змей.

Методы: Информация о ядовитых змеях и лечении змеиных укусов была получена из библиотек Медицинского общества дикой природы и Центра медицины дикой природы Скалистых гор в Бойсе, штат Айдахо (при совместной поддержке Университета штата Бойсе и Резиденции семейной медицины Айдахо), а также из текущих литературных файлов врачей, практикующих медицину дикой природы.

Результаты и выводы: На три рода ядовитых змей приходится большинство отравлений ядовитыми змеями в этой стране. Большинство госпитализированных жертв кусают либо гремучие змеи, либо медноголовые змеи, либо неизвестные змеи. Большинство этих укусов происходят в летние месяцы и обнаруживаются на конечностях. В полевом лечении основное внимание уделяется наложению вакуум-экстрактора и транспортировке в ближайшее медицинское учреждение. Хотя использование стягивающей повязки может быть полезным, противопоказаны жгуты, разрез и отсасывание, а также терапия льдом. Электрошоковая терапия бесполезна и может привести к серьезным травмам. Руководство больницы фокусируется на быстрой клинической оценке и лабораторных тестах для установления степени интоксикации и выявления нарушений свертывания крови. Если отравление произошло и является реактивным, следует ввести поливалентный противоядие в соответствии со степенью отравления.

Ошибки в диагностике и лечении приводят к увеличению заболеваемости и подвергают лечащих врачей риску судебных разбирательств. Профилактика остается наиболее успешным подходом к борьбе со змеиными укусами.

Похожие статьи

  • Укусы ядовитых змей.

    Адукаускене Д., Варанаускене Э., Адукаускайте А. Adukauskienė D, et al. Медицина (Каунас). 2011;47(8):461-7. Epub 2011 18 ноября. Медицина (Каунас). 2011. PMID: 22123554

  • Укусы ядовитых змей в США.

    Kurecki BA 3rd, Brownlee HJ Jr. Курецкий Б.А. 3-й, с соавт. Дж. Фам Практ. 1987 окт; 25 (4): 386-92. Дж. Фам Практ. 1987. PMID: 3655676

  • Лечение укуса змеи.

    Джонсон, Калифорния. Джонсон КА. Ам семейный врач. 1991 г., июль; 44 (1): 174–80. Ам семейный врач. 1991. PMID: 2058530 Обзор.

  • Укусы ядовитых змей. Современные концепции диагностики, лечения и управления.

    Золото БС, Бариш Р.А. Голд Б.С. и др. Emerg Med Clin North Am. 1992 г., май; 10 (2): 249–67. Emerg Med Clin North Am. 1992. PMID: 1559468 Обзор.

  • Укусы ядовитых змей в Соединенных Штатах: обзор руководства и обновленная информация.

    Джакетт Дж., Хэнкокс Дж.Г. Джакетт Г. и соавт. Ам семейный врач. 1 апреля 2002 г .; 65 (7): 1367-74. Ам семейный врач. 2002. PMID: 11996419Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Знания медицинских работников о выявлении, ведении и лечении случаев укусов змей в сельских районах Малави: описательное исследование.

    Арон М.Б., Качиманга С., Крюэлс Б., Майлоси Б., Самбани С., Матанье Б.Л., Блессманн Дж., Чунга М., Момба Г., Ндарама Э., Камбаламе Д.М., Коннолли Э., Розенталь А., Муньянеза Ф. Арон М.Б. и др. PLoS Negl Trop Dis. 2022 21 ноября; 16 (11): e0010841. doi: 10.1371/journal.pntd.0010841. электронная коллекция 2022 нояб. PLoS Negl Trop Dis. 2022. PMID: 36409666 Бесплатная статья ЧВК.

  • Получение и оценка лошадиной антисыворотки против яда морской змеи Hydrophis curtus из Хайнаня, Китай.

    Ван Б., Лю Г., Луо М., Чжан С., Ван Ц., Цзоу С., Чжан Ф., Джин С., Чжан Л. Ван Б. и др. Токсины (Базель). 2022 1 апреля; 14 (4): 253. doi: 10.3390/toxins14040253. Токсины (Базель). 2022. PMID: 35448862 Бесплатная статья ЧВК.

  • Эректильная дисфункция и постоянная арефлексия мочевого пузыря после укуса змеи Монтивипера Борнмюллери.

    Аль-Мусави М., Чанбур Х., Эль Масри Дж., Авад Р., Армаш К. Аль-Мусави М. и др. Куреус. 2021 14 сентября; 13 (9): e17968. doi: 10.7759/cureus.17968. электронная коллекция 2021 сент. Куреус. 2021. PMID: 34660153 Бесплатная статья ЧВК.

  • Новый алгоритм расчета средней летальной дозы (LD 50 ) и пятьдесят эффективных доз (ED 50 ) яда Micrarus fulvius и противоядия для мышей.

    Сагануван С.А. Сагануван С.А. Int J Vet Sci Med. 2016 29 ноября; 4(1):1-4. doi: 10.1016/j.ijvsm.2016.09.001. электронная коллекция 2016 июнь. Int J Vet Sci Med. 2016. PMID: 30255031 Бесплатная статья ЧВК.

  • Количество укусов змей в Кашане, Иран, за восьмилетний период (2004–2011 гг.).

    Дехгани Р. , Рабани Д., Панджех Шахи М., Джазайери М., Сабахи Бидголи М. Дегани Р. и соавт. Arch Trauma Res. 2012 Лето; 1(2):67-71. doi: 10.5812/atr.6445. Epub 2012 21 августа. Arch Trauma Res. 2012. PMID: 24396746 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

вещества

Процитируйте

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по номеру

15. Лекарство от укусов змей (Чис. 21:4-9)

Из серии: Моисей: важные события в жизни Моисея (Разъяснительные проповеди о ветхозаветных персонажах) ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА

Кто-нибудь здесь любит змей? Я нет, это точно. Многие думают, что в Африке полно змей, но правда в том, что за все мои поездки в Африку я ни разу не видел там ни одной. В 2009 году я был в Лусаке, Замбия, в доме миссионеров из Канады. Когда я выходил из их дома, чтобы вернуться в свою комнату в миссионерском гостевом доме, они сказали: «Обязательно идите посередине дорожки, подальше от кустов по обеим сторонам. Несколько дней назад мы убили кобру у себя во дворе!» Это самая близкая мне змея в Африке.

Однажды я собирался возглавить группу нашей церкви в краткосрочной миссионерской поездке в Буркина-Фасо, Западная Африка. На одной из подготовительных встреч с командой один из вопросов, который пару раз задавали, был: «Есть ли там змеи?»

Несколько лет назад молодая женщина из нашей церкви столкнулась со змеей в своей квартире здесь, в Канаде. Она вышла из душа и обнаружила в своей спальне змею — это слишком близко для комфорта!

Итак, в нашем сегодняшнем переходе израильтяне также столкнулись со смертельными змеями. Тема нашего исследования: «Вера – лекарство от греха». Теологический принцип, который мы узнаём из этого отрывка, состоит в том, что спасение только по благодати Божией через веру в Иисуса Христа.

Рассмотрим на мгновение предысторию этой истории. Незадолго до того, как израильтяне собирались войти в землю обетованную, Аарон умер из-за своего восстания против Бога у вод Меривы (20:24), и израильтяне оплакивали его смерть в течение 30 дней. Затем они продолжили свой путь в Ханаан, и, как это случалось много раз до этого, «народ стал нетерпеливым из-за пути» (21:4) .

Нетерпение часто заставляет нас жаловаться на Бога. Жалобы на Бога есть выражение недовольства Богом. Иногда мы можем даже не осознавать, что делаем, но…

I. Недовольство есть грех против Бога (21:5)

Израильтяне часто выражали свое недовольство и жаловались на Бога. С человеческой точки зрения вы можете понять, почему. Что бы вы чувствовали, если бы 40 лет скитались в палящем зное по бесплодной пустыне, если бы день за днем ​​ели одну и ту же пищу, если бы ваши отцы, дяди и т. д. умерли в пути, а вы остались в полном одиночестве? столкнуться с неизвестным будущим, если вы не знали, откуда придет ваша следующая еда, если вы хотели пить, а воды не было в поле зрения, а теперь один из ваших любимых лидеров умер?

Но за все эти годы Бог доказал свою верность. Конечно, они уже знали, что он выведет их, что он позаботится о них и защитит их. Несмотря на то, что это поколение не видело чуда на Красном море, оно видело Божью верность изо дня в день, по крайней мере, в течение последних 20 лет. Сколько еще доказательств им нужно? Почему они до сих пор не доверяют ему? Я думаю, что ответ из-за недовольства и разочарования.

Итак, еще раз народ выступил против Бога и против Моисея. «Зачем ты привел нас из Египта на смерть в пустыне? Нет ни хлеба, ни воды, а мы ненавидим эту убогую пищу!» (21:5) . Похоже, это стало их «припевом в пустыне». Фактически, они использовали эти или подобные слова жалобы по крайней мере девять раз к настоящему времени. «Зачем ты вывел нас из Египта, чтобы умереть здесь? … Жаль, что мы не остались бы в Египте… Ни еды, ни воды… Мы ненавидим этот мерзкий хлеб — он ничего не стоит и презрен».

Это были прямые обвинения против милостивого обеспечения Бога все эти годы. Они бросили ему в лицо Божью благодать и доброту. На самом деле их жалоба была совершенно ложной, а их недовольство совершенно необоснованным. Они жаловались, что у них «нет воды», хотя на самом деле Бог давал им воду снова и снова. Они жаловались, что у них не было «нет хлеба», хотя на самом деле Бог верно давал пищу каждый день.

Их настоящая жалоба заключалась в том, что им не нравилась еда — «этот бесполезный хлеб» так они его описали. Они считали Божье обеспечение «бесполезным». Иногда я удивляюсь, как часто мы считаем, что Божье обеспечение для нас ничего не стоит. О, мы можем на самом деле не использовать это слово, но в нашем отношении и неблагодарности, разве это не то, что мы говорим Богу? Иногда я задаюсь вопросом, как часто наши жалобы являются невольными жалобами непосредственно на Бога. Возможно, вы не это имеете в виду, но, в конечном счете, вы жалуетесь именно на него, ибо «всякое доброе и совершенное дарование — свыше» (Иакова 1:17) . И все же часто мы не ценим то, что Бог дал нам, не так ли?

Подобно израильтянам, мы думаем, что должно быть лучше — не только хлеб, но и мясо со всеми принадлежностями; не просто вода, а хорошие, вкусные напитки; не просто дом с 3 спальнями в пригороде, а поместье за ​​городом; не просто работу среднего звена, а руководящую должность; не только в состоянии оплачивать ежемесячную арендную плату, но и в состоянии время от времени совершать экзотические поездки.

Так легко разочароваться в своей судьбе. Кажется, у нас очень короткая память, когда речь идет о Божьем обеспечении, защите и силе. Кажется, что мы действуем на таком коротком временном отрезке, что вскоре после одного проявления Божьего обеспечения или защиты мы ожидаем еще одного проявления Его силы. А если этого не происходит, мы впадаем в уныние и недовольство и начинаем думать о Боге плохо. Неизвестно, насколько критично мы можем относиться к Богу, когда наши сердца полны бунта и недовольства. А корень недовольства и бунта — неверие.

Критический дух распространяется, как гангрена, так что даже Божья благодать во Христе подвергается нападкам. Ничто не может удовлетворить человеческое сердце, пока вы не примиритесь с Богом, пока у вас не будет близких, спасительных отношений с Богом через Иисуса Христа. И даже тогда мы должны следить за своим сердцем. Негатив, разобщенность, жалобы и обвинения так легко и быстро исходят из наших сердец. Если вы позволите прорасти горькому корню (Евр. 12:15), он может погубить вас. Только Бог во Христе силой Святого Духа может полностью и навечно удовлетворить наши сердца. И тем не менее, так много людей жалуются и критикуют. Почему это? Из-за бунта, который коренится в эгоизме и, в конечном счете, в недоверии к Богу.

Если вы не поддерживаете близкие, живые отношения с Богом через Иисуса Христа, вы никогда не будете удовлетворены — вам всегда будет хотеться большего или чего-то другого. Как сказал святой Августин: «Наши сердца беспокойны, пока мы не найдем покой в ​​Тебе». Или, как заметил царь Соломон, все под солнцем тщетно без Бога. Он пытался найти удовлетворение в вине, женщинах, богатстве и музыке. «Всё, чего желали глаза мои, я им не отказывал… Когда я взвесил всё, что совершил и над чем потрудился, то нашёл всё тщетным и погоней за ветром. Ничего нельзя приобрести под солнцем» (Еккл. 2:10 и след.) Он продолжает: «Я наблюдал всю работу Бога и пришел к выводу, что человек не в состоянии обнаружить работу, которая делается под солнцем. Даже если человек усердно трудится, чтобы исследовать его, он не может его найти; даже если мудрый утверждает, что знает его, он не может обнаружить его» (Еккл. 8:17) . Какой же вывод сделал Соломон? 13 Когда все выслушано, вывод дела таков: бойтесь Бога и соблюдайте Его заповеди, потому что это для всего человечества. 14 Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо» (Еккл. 12:13-14) .

Только когда ваше сердце правильно пред Богом и вы живете с вечной перспективой, вы будете полностью удовлетворены. В предыдущих случаях, когда израильтяне жаловались, Бог отвечал милостью и давал им то, что они хотели. Но на этот раз Бог не дал им того, что они хотели. Хватит значит хватит. Пришло время наказания за их грех — их постоянные греховные слова, действия и отношения; их постоянные жалобы и недовольство.

Наступает время, когда…

II. В конце концов, Бог судит грех (21:6)

«Тогда Господь наслал на народ ядовитых змей, и они кусали их, так что многие израильтяне умерли» (21:6) . На этот раз Бог ответил на их жалобы не обеспечением пищей и водой, а немедленным наказанием в виде укусов ядовитых змей. Это наверняка привлечет ваше внимание, не так ли? Смертельные укусы змей.

Черная мамба — одна из самых смертоносных змей в мире. Это самый длинный вид ядовитых змей в Африке. Это вторая по длине ядовитая змея в мире после королевской кобры. Это также одна из самых быстрых змей на земле, если не самая быстрая. Яд черной мамбы — один из самых быстродействующих. В тяжелых случаях укус черной мамбы может убить взрослого человека всего за 20 минут. На самом деле черная мамба может убить слона.

Некоторое время назад мы с женой услышали рассказ миссионера о своей жизни. Он вырос ребенком-миссионером в отдаленной деревне Кот-д’Ивуара, где водятся смертельные змеи. Однажды, когда он и его маленькие друзья играли, одного из мальчиков укусила смертельная змея. Находясь в 100 милях от больницы, они ничего не могли сделать. Он рассказал, как держал на руках своего маленького семилетнего друга, как рука маленького мальчика, куда его укусили, так распухла, что кожа на руке лопнула. Боль была мучительной, и все, что он мог сказать своему маленькому другу, было: «Все в порядке. Скоро боль пройдет, и ты будешь на небесах с Иисусом». Он держал его, пока тот не умер, а затем ему и его друзьям пришлось похоронить его. Смертельный укус змеи, от которого не было лекарства.

Смерть — последний враг, от которого у нас нет лекарства. Но однажды даже смерть будет уничтожена Иисусом Христом. Когда он вернется в силе и славе, смерть будет поглощена победой.

Никто из нас не знает, когда мы умрем. Никто из пассажиров рейса Mh27 Malaysia Airlines, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года, не знал, что он будет сбит над востоком Украины и что в этот день погибнут все 283 пассажира и 15 членов экипажа. Никто из пассажиров рейса 222 авиакомпании TransAsia Airways, следовавшего из Тайваня на остров Пэнху 23 июля 2014 года, не знал, что самолет разобьется при заходе на посадку в плохую погоду в аэропорту Магун и что из 58 человек на борту только 10 выживет. Никто из пассажиров рейса 5017 Algerian Airlines, летевшего из Уагадугу, Буркина-Фасо, в Алжир, Алжир, 24 июля 2014 года, не знал, что он разобьется недалеко от Госси, Мали, и что все 110 пассажиров и 6 членов экипажа погибнут в тот день.

Никто из нас не знает, когда мы умрем, и никто из нас не хочет умирать, не так ли? Но все мы умрем в свое время, если Господь Иисус не придет в нашу жизнь. Это христианская надежда — пришествие Господа, пока мы живы. Сатана не хочет, чтобы мы имели надежду на Христа. Он не хочет, чтобы кто-либо доверился Христу для спасения. Он также не хочет, чтобы христиане имели радость своего спасения. Он хочет, чтобы мы отказались от нашей веры во Христа или, по крайней мере, лишили нас радости нашего спасения во Христе. И один из его основных методов сделать это через недовольство и разочарование.

Таким образом, укусы змей — это картина Божьего суда за грех. И единственный выход, когда мы признаем, что согрешили, — это покаяться и вверить себя милости Божией.

III. Покаяние — единственный способ избежать суда (21:7—9)

Как быстро израильтяне отреклись и исповедовали свой грех. Когда они осознали, что Бог судит их, как быстро они изменили свой настрой с ропота и недовольства на покаяние и исповедь. «Тогда люди подошли к Моисею и сказали: „Мы согрешили, говоря против Лорд и против вас. Заступись перед Господом , чтобы он отвел от нас змей» (21:7) . Израильтяне поняли, что это был Божий суд над ними за их греховные жалобы и недовольство. Перспектива умереть, безусловно, привлекла их внимание.

Суд Божий может быть смягчен только покаянием. Вот почему люди так отреагировали. Они знали, что согрешили и что им нужно примириться с Богом. Единственное лекарство от «змеиных укусов» — покаяние и исповедание греха, что и делали люди. Сказали «Мы согрешили», и назвали грех — «говоря против Господа и против тебя (Моисея) (21:7а) . И умоляли Моисея снова заступиться за них перед Богом, чтобы «удали от нас змей. И заступился Моисей за народ» (21:7б) . Мы не знаем, что сказал Моисей, но мы знаем, что…

И снова Бог ответил благодатью. Милостивый ответ Бога состоял в том, чтобы предоставить замену в виде медного змея на шесте. «И сказал Господь Моисею: „Сделай изображение змеи и поставь его на шесте. Когда укушенный посмотрит на него, он выздоровеет» (21:8) .

Зачем нужно было ставить на столб? Потому что это был знак для всех, и потому что он был доступен для всех. Все, что им нужно было сделать, это посмотреть на него, и они были бы исцелены. Тот, кто смотрел бы на это с пониманием и верой (в этом смысл), будет жить, а не умирать. «И сделал Моисей медного змея и водрузил его на шест. Всякий раз, когда кто-то был укушен, и он смотрел на медную змею, он выздоравливал» (21:9) .

Лекарство от «змеиных укусов» — это взгляд веры. Причина смерти становится источником жизни. Это не было какой-то ближневосточной магией или ритуалом. Это было испытанием веры. Готовы ли они посмотреть на символ причины своей смерти, чтобы получить исцеление, прощение и жизнь? Это мог быть только взгляд веры, потому что нужна вера, чтобы смотреть на медного змея в надежде, что он исцелится, не так ли? Так же, как принесение в жертву невинных животных в Ветхом Завете. было достаточно для жизни грешных людей, так и здесь те, кто умирал от укусов змей, могли быть возвращены к жизни, взглянув на изображение мертвой змеи. Единственным условием было то, что они должны идентифицировать себя с заместителем. В случае с невинным животным они отождествлялись с ним прикосновением веры — возложением руки на голову животного. Здесь они должны отождествиться с медным змеем взглядом веры.

Вопрос в том, как израильтяне отнеслись бы к этому средству? Как бы они это поняли? Связали бы они его интуитивно с Эдемским садом, где грех пришел через «укус» змея, а смерть через грех? Поймут ли они, что медный змей символизирует то, кем они были и чего заслуживали? Поймут ли они, что вместо того, чтобы убить их, взгляд веры на медного змея исцелит их? Поймут ли они, что, когда медный змей был поднят на шест, его активность была мертва, его укус был невозможен, его яд бессилен, и что они были свободны от его тирании?

Вопрос в том, увидят ли израильтяне в символе отражение реальности, на которую указывает символ? Что либо они умрут, либо их место должен занять заместитель, что то, что было причиной их смерти, само должно быть предано смерти, чтобы они могли жить, что смерть была следствием их греха — если только Бог не усмотрел способ спасения. Путь к спасению лежал через приготовленную Богом заместительную жертву, которая искупила их грех, и их принятие этой заместительной жертвы было обозначено взглядом веры, без которой они умрут.

Итак, евангелие Божьей благодати для них заключалось в том, что смерть их греха должна быть выставлена ​​на всеобщее обозрение, и они должны доверять Слову Божьему, что их взгляд веры даст им жизнь. Смотреть с верой на символ того, что стало причиной их смерти, — это «парадоксальный акт веры в Бога, который контролирует всю власть над жизнью и смертью» (Р. Деннис Коул, Числа, 350). Это, конечно, иллюстрация смерти Христа, посредством которой люди, умирающие духовно, могут быть спасены, исцелены смертью Заместителя на кресте. Этот медный змей с нетерпением ждет единственного жертвенного Заместителя в смерти Иисуса Христа.

Бог сказал, что «возмездие за грех — смерть» , но Бог также сказал, что «дар Божий — жизнь вечная во Иисусе Христе, Господе нашем» (Рим. 6:23) . Иисус взял на Себя наш грех и умер нашей смертью, чтобы удовлетворить святые требования Бога против нашего греха, чтобы по вере в Него мы не должны были умереть вечно, но обрели настоящее обладание вечной жизнью. На самом деле, говоря с Никодимом, сам Иисус ссылается на этот отрывок из Числ. 21 по аналогии с его собственной смертью. Он сказал, 14 Just as Moses lifted up the snake in the wilderness, so the Son of Man must be lifted up, 15 so that everyone who believes in он может иметь жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо Бог послал Своего Сына в мир не для того, чтобы осудить мир, но чтобы спасти мир через Него. 18 Верующий в Него не судится, а всякий неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Вот суд: свет пришел в мир, и люди возлюбили тьму больше, чем свет, потому что дела их были злы » (Ин. 3:14-19) .

Объясняя природу и необходимость нового рождения, Иисус напоминает Никодиму о Ветхом Завете. опыт медного змея. Аналогия следующая…

1. Грех подобен укусу ядовитой змеи — убьет. Он проходит через все ваше тело, так что ни одна его часть не избежит смертельного яда. Мы испорчены грехом в каждой части нашего существа. Конечно, аналогия с укусом змеи восходит еще дальше к Бытие 3, где грех был введен нашим прародителям сатаной через змея. И таким образом болезнь греха распространилась на весь род человеческий, т.е. грех навсегда развратил весь род человеческий; это навсегда запечатлелось в нашей духовной ДНК. Таким образом, подобно израильтянам, мы нуждаемся в исцелении от болезни греха. Как и в случае с укусом ядовитой змеи, нельзя терять время, чтобы спасти свою жизнь. Таким образом, Бог в нужное время уготовил Своего Сына стать нашим Спасителем, чтобы Его смертью мы могли жить.

Итак, во-первых, аналогия в том, что грех подобен укусу ядовитой змеи. Во-вторых, аналогия в том, что…

2. Грех требует Божьего наказания. Из-за того, что израильтяне согрешили, жалуясь на Бога, они были наказаны. Бог не упускает из виду, не извиняет и не смягчает грех. Грех есть грех, а Бог свят — он не может терпеть грех. Бог сказал: « Кто согрешит, тот умрет» (Иез. 18:20) . Грех — это бунт против Бога, непослушание. Грех ослепляет и связывает нас, так что мы не можем угодить Богу, не можем принять истину Божию о себе. Грех отделяет нас от Бога. Это было верно и для Никодима, который приблизился к Иисусу ночью — отражение тьмы его души. Ему нужно было новое рождение. Ему нужно было, чтобы его духовные глаза открылись.

Аналогия такова, во-первых, что грех подобен укусу ядовитой змеи; во-вторых, этот грех требует Божьего наказания. И третье…

3. Бог предусмотрел путь спасения. Вместо нас Бог предложил Своего Сына, единственную совершенную замену, безгрешного, Который умер за таких грешников, как мы. Взглянув на Христа с верой, мы можем очиститься от греха, точно так же, как израильтяне могли исцелиться, взглянув на медного змея. Иисус также сказал, «‘ 32 Что касается меня, то, если я поднимусь с земли, я притяну к себе всех людей». die ”(Ин.12:32-33) .

Помните наш тезис: Спасение дается только по благодати Божией через веру в Иисуса Христа. Наш грех был возложен на Иисуса. Он понес наши грехи Своим телом на крест. Он взял на Себя наше проклятие и вместо нас понес Божье наказание за наши грехи. Он умер нашей смертью, чтобы мы могли жить его жизнью. И отождествляясь с ним на кресте (т.е. аналогично глядя на медного змея на шесте), мы исцеляемся! Это невероятно хорошая новость.

И все же для некоторых это так трудно принять. Они спрашивают…

а) Как кто-то другой мог заплатить за мой грех?

б) Разве это не жестоко со стороны Бога возлагать на безгрешного человека ответственность за грехи других людей?

в) Как я могу довериться искупительной жертве Христа ради моего вечного спасения? Разве я не могу заслужить милость Бога для себя? Откуда я знаю, что это правда?

Вот ответы. ..

а) Наш заменитель должен был быть совершенно угоден Богу. Очевидно, Бог не мог допустить, чтобы грешник заменял других грешников — это было бы похоже на то, как убийца в камере смертников заменяет другого убийцу в камере смертников. Каждый должен заплатить свой штраф. Но был один человек, который подходил и был приемлем в качестве нашего заместителя – Иисус, святой, безгрешный Сын Божий.

б) Бог не возложил жестоко наши грехи на Иисуса. Наоборот, Иисус добровольно согласился взять их и заплатить за них наказание. Он и Его Отец были в вечном согласии относительно того, что Он займет наше место на кресте.

(в) Людям так трудно поверить в Божье обеспечение нашего спасения. Но такова природа веры — не слепой, бездумной веры, а веры в Бога, который открылся нам в творении, в нашей совести, в истории, в лице Своего Сына и в Своем Слове. Если принять во внимание все, что Бог открыл нам о себе, неужели так трудно ему доверять?

Заключительные замечания

Две вещи отличают это событие в нашем отрывке. Во-первых, очень быстрая реакция людей, безоговорочное раскаяние которых сопровождалось безоговорочной исповедью. Во-вторых, средства их спасения: (а) Это было простое средство — смотреть с верой, — что мог сделать любой человек любого возраста и состояния. б) Это имело немедленный эффект. (c) Это было полное лекарство — нечего добавить, никаких других условий, ничего больше делать, единственное и самодостаточное лекарство.

И так было, что «всякий раз, когда кто-нибудь был укушен, и он смотрел на медную змею, он выздоравливал (21:9) . Бог всегда держит свое слово. Бог делает то, что говорит. Если вы не взглянете на Христа с верой, вы умрете в вечной разлуке с Богом. Если вы взираете на Христа с верой, вы будете жить в вечном общении с Богом на небесах.

В этом событии мы видим картину нашего спасения, что в смерти Христа…

1. » Он стер долговую грамоту с ее обязательствами, которая была против нас и противная нам, и унес ее, пригвождая ко кресту» (Кол. 2:14).

2. «W то, что не мог сделать закон, так как он был ослаблен плотью, сделал Бог. Он осудил грех во плоти, послав Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех » (Рим. 8:3).

3. « (Бог) того, кто не знал греха, сделал для нас грехом, чтобы мы в Нем сделались праведностью Божией » (2 Кор. 5:21).

4. Он сам понес наши грехи в своем теле на дереве; дабы, умерев для грехов, мы могли жить для праведности. Его ранами вы исцелены » (1 Пет. 2:24).

Помните основной теологический принцип нашего исследования: Спасение дается только по благодати Божией только через веру в Иисуса Христа. И ваша вера может быть выражена в чем-то столь же простом и легком, как взгляд на Него. Ты сделаешь это сегодня? Как говорится в старинном гимне:

Есть жизнь для взгляда на Распятого,
Есть жизнь в этот миг для тебя;
Тогда взгляни, грешник, взгляни на Него и спасись,
На Того, Кто был пригвожден к дереву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *