Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года
20 декабря 1699 года издан указ Петра I о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января
Весенний или зимний?
На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.
В то же время в канун привычного нам зимнего Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из свинины – считалось, что так святой Василий Кесарийский обязательно увеличит поголовье скота в каждом хозяйстве и обеспечит безбедную жизнь. Для того, чтобы получить богатый урожай, в этот день совершали еще и обряд «посевания». Рано утром дети обходили дома и рассыпали там яровую пшеницу, которую затем тщательно собирали и хранили до весны – периода настоящего сева. За совершение обряда дети получали сладкие подарки и складывали их в самодельные разноцветные рукава.
Новый год в Государстве Российском
После Крещения Руси к нашим предкам пришел византийский календарь, согласно которому празднование Нового года приходилось на 1 сентября. В этом тоже была своя логика: когда сельскохозяйственные работы завершены и урожай собран, можно было начинать новую жизнь и готовиться к следующему сезону. Кроме того, считалось, что именно в первый сентябрьский день Бог сотворил мир. На протяжении нескольких столетий Новый год отмечали дважды: официально – осенью и по старым обычаям – весной. В XV веке, когда Русь освободилась от ордынской зависимости, Московский государь Иван III приказал установить единую дату, и празднование Нового года перенесли на сентябрь как для русской церкви, так и для мирян.
С 1495 года 1 сентября в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Царь и митрополит (затем – патриарх) возглавляли праздничное шествие, которое проходило под звон колоколов. В XVII веке эту традицию дополнили: теперь монарх, его свита и бояре выходили к народу в нарядных одеждах и поздравляли с праздником. После торжественной церковной службы в домах Новый год отмечали песнями, плясками и угощениями, но называли его тогда иначе – «Первый день в году».
Приказ веселиться и ставить ели
Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.
Предписания Петра Великого на этом не заканчивались. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века.
Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.
Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат Семеновского и Преображенского полков, наблюдая за процессией.
С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января. В начале двадцатого столетия у праздника появился еще один символ – Дед Мороз, «прообразом» которого считают то языческого колдуна по имени Трескун, то святого Николая Чудотворца. В годы Первой мировой войны Новый год отмечали уже не так пышно, как желал Петр I – многим не хотелось повторять традиции немцев. После Октябрьской революции новогодние празднества то запрещали, то разрешали вновь. Окончательное возрождение Нового года случилось в 1930-х: главный зимний праздник все же был реабилитирован, он вернулся ярким, шумным, волшебным. И таким остался до наших дней. А нерабочим днем 1 января объявили только в 1947 году.
Обложка: ruspekh.ru
Смотрите также:
Кошки, водка, башмаки: топ-5 необычных указов российских государей
«Оценили по достоинству»: самые необычные награды в истории России
Любимые детские игрушки: история от Древней Руси до Советского Союза
Призреть и обучить: как Петр Великий беспризорников спасал
Баня, ртуть и капустный сок: как лечились на Руси
320 лет назад Петр I приказал праздновать Новый год 1 января
320 лет назад Петр I приказал отныне праздновать Новый год 1 января и лично объяснил, как подданным следует украшать свои дома и улицы городов. Многих нововведение царя ввело в смятение, ведь они уже отметили наступление следующего, 7209-го года 1 сентября.
20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Своим указом царь повелел 1 января 1700 года украсить дома по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и новым столетием. На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. По мнению Петра I, календарное различие мешало сближению России с Европой, установке торговых и политических связей.
Изначально наступление очередного года отмечали 1 марта.
В древние времена на Руси вели отсчет «летам» с сотворения мира. Празднование Нового года весной соотносилось с языческими традициями, которые в значительной степени сохранились и после принятия христианства. Со временем роль церкви в государстве усилилась. Священнослужители стремились побороть остатки языческих верований. С 1492 года на Руси был введен «византийский» календарь, по которому следующий год отсчитывался с 1 сентября.
Новые правила приживались в народе не просто. Земледельцы продолжали ориентироваться на весеннее равноденствие и совершать привычные ритуалы, с недоверием относясь к предложенным властями новшествам. Но за три века страна все же привыкла праздновать смену года осенью. И когда все окончательно устаканилось, на авансцену выдвинулся энергичный самодержец Петр Алексеевич, перестраивавший свою державу на европейский манер. Если первым Романовым на русском престоле не было дела до праздника, именовавшегося тогда просто как «Первый день в году», то самый яркий представитель династии рассудил, что и этот аспект не может не входить в сферу его интересов.
Петр I принялся менять Россию после возвращения из Великого посольства
– своей знаменитой дипломатической миссии 1697-1698 годов, в ходе которой царь не только подписывал важные договоры и вступал в коалиции с монархами, но и знакомился с жизнью и порядками передовых стран Европы. Одним из первых вышел указ о введении налога на ношение бороды. Чтобы произвести психологический эффект, 26-летний Петр I взял в руки ножницы и лично принялся резать бороды пожилым боярам из достопочтенных княжеских родов. Далее эстафету принял царский шут.
Государь окружил себя иностранцами, которые оказывали на него определенное влияние. Как удалось обнаружить Петру, за рубежом уже давно никто не отращивает лопату от подбородка. Напротив, длинные бороды считались в цивилизованном мире архаизмом, если не проявлением варварства. В них видели уродство и антисанитарию. Стремление привести внешний облик своих подданных к европейскому не ограничивалось у Петра I только бородами. Его целью было переодеть сподвижников из русского национального костюма в западное платье.
Через полтора года после введения налога на ношение бороды по воле властителя России вышел указ №1736 «О праздновании Нового года». Петр I объяснил свое решение следующим образом: «не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира».
Царским подданным предстояло отпраздновать новый, 1700 год 1 января.
Такая перспектива ввергла многих в ступор, ведь совсем недавно, четырьмя месяцами ранее, они уже отметили наступление 7209-го года.
Кроме того, Петр I приказал взять за правило и прогрессивные европейские традиции — «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».
Празднества окончились только 6 января крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москва-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. Боярам и служилым людям было велено облачиться в венгерские кафтаны.
Многие старые обряды — веселые карнавалы, развлечения ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.
Со временем большая часть мира перешла на григорианский календарь, а русский Новый год стал на 11 дней опережать европейский. Крестьяне продолжали отмечать его в сентябре, новая дата ассоциировалась у них скорее со Святками и Рождеством. Важным составляющим праздника являлось съедание зажаренного «кесаретского поросенка». Это особое блюдо обязательно входило в ужин в Васильев вечер накануне Нового года. Свое название оно получило по имени святителя Василия Великого, или Кесарийского, день памяти которого приходился на 1 января по старому стилю. Святого Василия почитали как покровителя свинопасов, а «Кесарийский» в народе превратилось в «Кесаретский». Входили в трапезу и другие продукты, поедание которых должно было способствовать благополучию семьи в новом году.
Знать при Екатерине II начала проводить балы-маскарады. Отмечали Новый год и пальбой из пушек, которую позже отменил Павел I. Новогодняя ель окончательно вошла в обиход в период царствования Николая I. Произошло это благодаря супруге императора — прусской принцессе, принявшей православие под именем Александры Федоровны.
Елки украшали в дворянских домах по немецкому образцу:
на ветки вешали яблоки, символизирующие запретный плод, а венчала дерево Вифлеемская звезда. Впоследствии появились игрушки на рождественскую тематику.
Праздник становился все более народным. Ситуация изменилась в 1914 году: на волне вызванных Первой мировой войной антинемецких настроений Синод назвал елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».
4 Царствование Петра Великого | Российские идентичности: исторический обзор
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1919 гг. )45)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Рясановский, Николай В., «4 Царствование Петра Великого», Russian Identities: A Historical Survey (
New York, 2005; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2010 г.), https://doi. орг/10.1093/acprof:oso/9780195156508.003.0005, по состоянию на 5 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе обсуждается важное правление Петра Великого и его влияние на интеллектуальную жизнь и культуру России.
Ключевые слова: Петр Великий, Просвещение, Эпоха Разума, реорганизация Церкви, вестернизация, модернизация
Предмет
История России и Восточной ЕвропыНовая история (1700-1945 гг. )Социальная и культурная история
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Петр I (Югославия) | Encyclopedia.com
(1672–1725), известный как Петр Великий, царь и император России, 1682–1725 гг.
Царствование Петра I обычно считается водоразделом в истории России, в течение которого Россия расширилась на запад, стала ведущим игроком в европейских делах и претерпела крупные реформы своего правительства, экономики, религии и культуры. Петра считают «модернизатором» или «западником», который навязывал изменения своим часто сопротивляющимся подданным. В 1846 году русский историк Николай Погодин писал: «Россия сегодняшняя, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, торговая, промышленная, схоластическая, литературная — есть творение Петра Великого. встретиться с этой колоссальной фигурой, которая бросает длинную тень на все наше прошлое». Писатели до и после согласились с тем, что Петр оставил след в истории России, хотя всегда существовали разногласия по поводу того, было ли его влияние положительным или отрицательным.
детство и юность
Единственный сын от второго брака российского царя Алексея Михайловича (р. 1645–1676) с Натали Кирилловной Нарышкиной, Петр стал преемником своего сводного брата царя Федора Алексеевича (1676–1682) в мае 1682 года. В июне, после кровавого мятежа московских стрельцов, в ходе которого были убиты члены семьи его матери и правительственные чиновники, он был коронован вторым царем вместе со своим старшим, но сильно инвалидом, сводным братом Иваном V. Во время регентство его сводной сестры Софьи Алексеевны (р. 1682–1689), Петр преследовал личные интересы, которые позже вылились в его общественную деятельность; в их число входили встречи с иностранцами, обучение плаванию и формирование «игровых» отрядов под командованием иностранных офицеров, которые стали Преображенской и Семеновской гвардией. После смерти царя Ивана в 1696 г. Петр оказался единоличным правителем и одержал свою первую военную победу — взятие турецкой крепости на Азове, успеху, которому способствовал вновь созданный флот на реке Дон. С 1697 по 1698 год он совершил беспрецедентное путешествие по Западной Европе с Великим посольством, официальной целью которого было возрождение Священной лиги против османов, в которую Россия вступила в 1686 году. Петр путешествовал инкогнито, посвящая большую часть своего времени посещениям основные сайты и учреждения в его поисках знаний. Особое впечатление на него произвели Голландская республика и Англия, где он изучал кораблестроение. По возвращении он заставил своих бояр сбрить бороды и принять западную одежду. В 1700 году он отказался от старого византийского творческого календаря в пользу датировки лет по западному образцу от рождения Христа. Эти символические акты определяют повестку дня культурных изменений.
Великая северная война, 1700–1721
Заключив мир с Османской империей в 1700 году, Петр объявил войну Швеции с целью вернуть себе плацдарм на Балтике в союзе с Данией и королем Польши Августом II. После некоторых ранних поражений, особенно под Нарвой в 1700 году, и потери своих союзников Россия в конечном итоге одержала верх над шведами. После Нарвы король Карл XII отказался от своей русской кампании, чтобы преследовать Августа в Польше и Саксонии, позволив России продвинуться в Ингерманландии и Ливонии. Когда он в конце концов вторгся в Россию через Украину в 1707–1708 годах, Карл обнаружил, что его войска чрезмерно растянуты, недостаточно снабжены и противостоят значительно улучшенной русской армии. Победа под Полтавой на Украине в 1709 г.позволил Петру организовать успешный штурм восточно-балтийских портов Швеции, включая Выборг, Ригу и Ревель (Таллинн) в 1710 году. Поражение турок на реке Прут в 1711 году вынудило его вернуть Азов (ратифицировано в Адрианопольском договоре 1713 года) ) , но не помешало ему вести шведскую войну как за столом переговоров, так и в походе, например, в Финляндии в 1713–1714 годах и против оставшихся владений Швеции в северной Германии и на материковой части Швеции. По Ништадтскому мирному договору (1721 г.) русские ратифицировали Ливонию, Эстонию и Ингерманландию. Во время торжеств Сенат наградил Петра титулами Императора, Великого и Отца Отечества. В 1722–1723 годах Петр провел поход против Персии на Каспий, захватив порты Баку и Дербент. Военные успехи России были достигнуты главным образом за счет интенсивной вербовки, что позволило Петру держать армии в действии в течение нескольких десятилетий; обучение иностранных офицеров; отечественное производство оружия, особенно артиллерийского; и хорошо организованное обеспечение. Задача облегчалась наличием крепостного крестьянского населения и препятствиями, которые русский рельеф и климат
позировал вторгшимся шведам. Военно-морской флот, укомплектованный в основном иностранными офицерами как на самодельных, так и на купленных кораблях, обеспечивал вспомогательную силу на последних этапах Северной войны, хотя личное участие Петра в военно-морских делах заставило некоторых историков преувеличить значение флота. Особенно эффективен был галерный флот, примером которого является Ханго в 1714 году.
внутренние реформы
Многие историки утверждают, что требования войны были движущей силой всех реформ Петра. Он создал Сенат в 1711 году, например, чтобы править в его отсутствие во время турецкой кампании. Среди десяти новых правительственных департаментов, вдохновленных шведами, созданных между 1717 и 1720 годами и известных как коллегии или коллегиальные советы, Военная коллегия, Адмиралтейство и Иностранная коллегия потребляли основную часть государственных доходов, в то время как Горнодобывающая и мануфактурная коллегии концентрировались на производстве. для военных нужд, эксплуатации металлургических заводов и производства оружия, веревок, парусины, обмундирования, пороха и других продуктов. Государство оставалось главным производителем и заказчиком, но Петр пытался поощрять индивидуальное предпринимательство, предлагая субсидии и льготы. Однако свободной рабочей силы было мало, и в 1721 году промышленникам разрешили покупать крепостных для своих фабрик. Новые провинциальные учреждения, основанные на шведских моделях и созданные в рамках нескольких программ реструктуризации, особенно в 1708–1709 гг.и 1718–1719 гг., Были предназначены для рационализации набора и сбора налогов, но были одними из наименее успешных проектов Петра. По его словам, деньги были «артерией войны». Ряд разрозненных фискальных мер завершился в 1724 г. введением подушной подати (первоначально 74 копейки в год), заменившей прямое подворное обложение обложением отдельных мужчин. Петр также поощрял внешнюю торговлю и диверсифицировал косвенные налоги, которые были прикреплены к таким предметам и услугам, как официальные бумаги для контрактов, частные бани, дубовые гробы и бороды (налог на бороду 1705 г.). Пошлины с спиртных напитков, таможни и соли были прибыльными.
Табеля о рангах (1722 г.) объединила прежнее законодательство, разделив элиту службы — офицеров армии и флота, правительственных и судебных чиновников — на три столбца по четырнадцать рангов, каждый из которых содержит переменное количество должностей. Предполагалось, что никакой должности не будет предоставлено ни одному кандидату, не подходящему для соответствующих обязанностей, но рождение и брак по-прежнему давали привилегии при дворе. Таблица была предназначена для поощрения существующей знати к более эффективной работе, поддерживая при этом концепцию дворян как естественных лидеров общества: любой простолюдин, достигший самого низкого воинского звания — 14-го ранга — или гражданского 8-го ранга, получал дворянский статус, включая право чтобы передать его своим детям.
Образовательные реформы Петра также носили утилитарный характер, как и его издательская программа, посвященная таким темам, как кораблестроение, навигация, архитектура, военное дело, география и история. Он ввел новый упрощенный алфавит, так называемый гражданский шрифт, для печатания светских произведений. Наиболее известной и наиболее успешной из петровских технических школ была Московская школа математики и навигации (1701; с 1715 — Петербургская Морская академия), которой руководили английские преподаватели. Его выпускники направлялись преподавать в так называемые шифровальные или арифметические школы (1714 г.), но они не привлекали учеников. Священники и церковные школы продолжали оставаться основными поставщиками начального образования, а религиозные книги продолжали продаваться лучше, чем светские. Академия наук обычно считается главным достижением, хотя она открылась только в 1726 году и первоначально полностью укомплектована иностранцами. В России, как и везде, дети в сельских общинах, где детский труд был жизненно важен для экономики, оставались необразованными.
церковь
Желание использовать скудные ресурсы как можно рациональнее руководило обращением Петра с Православной Церковью. Он упразднил патриаршество, которое осталось вакантным после смерти последнего патриарха в 1700 г., и в 1721 г. заменил его Святейшим Синодом, который был основан на коллегиальном принципе и позднее находился под надзором светского чиновника, обер-прокурора. Обоснование и программа Синода были изложены в Духовном уставе (1721). Петр выкачивал церковные средства по мере необходимости, но не стал секуляризовать церковные земли. Он сократил духовенство, направив лишних священнослужителей на государственную службу и ограничив вход в монастыри, которые он считал убежищем для прогульщиков. Оставшиеся церковники накопили различные гражданские обязанности, такие как ведение реестров рождений и смертей, содержание школ и больниц и публикация постановлений правительства. Эти меры продолжили тенденцию XVII века к уменьшению самостоятельной власти церкви, но Петр пошел еще дальше, уменьшив ее роль в культурной жизни. Сам послушный православный христианин, регулярно посещавший церковь, он был рад, что Церковь взяла на себя ответственность за спасение человеческих душ, а не за то, чтобы она управляла их жизнями. Его реформы поддержали образованные церковники, привезенные из Украины.
ул. петербург и новая культура
Город Санкт-Петербург начинался как остров-крепость в устье реки Невы на земле, захваченной у шведов в 1703 году. Примерно с 1712 года он стал считаться столицей. В борьбе России за международное признание Санкт-Петербург был не просто полезной военно-морской базой и портом. Это был чистый лист, на котором Петр мог построить микрокосм своей Новой России. Западные проекты и убранство дворцов, правительственных зданий и церквей, построенных из камня наемными иностранными зодчими по рациональному плану, и европейские моды, которые вынуждены были носить все русские горожане, были рассчитаны на то, чтобы иностранцы чувствовали себя в Европе, а не в Азии. Город стал «великим окном, недавно открывшимся на севере, через которое Россия смотрит на Европу» (Франческо Альгаротти, 1739 г.). Петр часто называл его своим «раем», играя на ассоциациях со святым Петром, а также выражая свое личное восхищение городом, построенным на воде. В центральных общественных местах были такие удобства, как уличное освещение и мощение, а общественное благополучие контролировалось начальником полиции, хотя на закоулках условия были менее благоприятными. Дворяне возмущались, что их переселили из Москвы на эту прославленную строительную площадку. Дворянки не были исключением. Их вырвали из их ранее защищенной жизни в полууединенных женских кварталах или теремах и приказали отказаться от своих скромных, свободных мантий и вуалей в пользу западных платьев с глубоким вырезом и корсетов, а также общаться и пить с мужчинами. Некоторые историки ссылаются на «эмансипацию» женщин при Петре, но сомнительно, чтобы это было точкой зрения тех, кто причастен к этому.
Видение и методы Питера
Петр был абсолютным правителем, чей большой рост (шесть футов семь дюймов) и вспыльчивый характер, должно быть, пугали его близких. Его портреты, первые полностью вестернизированные русские изображения, написанные или вылепленные с натуры, были украшены имперскими римскими, аллегорическими, военными и морскими мотивами, чтобы подчеркнуть его могущество. Тем не менее он стремился отвлечь лояльность своих подданных от себя к государству, призывая их работать на общее благо. Скорее деятель, чем мыслитель, ему не хватало формального образования и терпения для теоретизирования. Советские историки отдавали предпочтение образу Царя-плотника, подчеркивая четырнадцать профессий, которыми овладел Петр, из которых его любимыми были кораблестроение и токарная обработка дерева. Он также иногда практиковал стоматологию и хирургию. По иронии судьбы, Петр часто вел себя так, что подтверждал иностранные предубеждения о том, что Россия — варварская страна. За границей он часто оскорблял хозяев своими отвратительными манерами, а западных гостей России недоумевал его двор, в котором фигурировали карлики, великаны и человеческие «чудовища» (из его Кунсткамеры), обязательные попойки, которым гостей препятствовала вооруженная охрана. мешая уйти, и странные церемонии, устроенные «всесумасшедшим, всешутливым, всепьяным собранием», которое во главе с принцем-папой пародировало религиозные ритуалы. На протяжении всей своей жизни у Петра был мнимый двор во главе с мнимым царем, известным как князь Цезарь, который возводил в чины «Петра Михайлова» или «Петра Алексеева», как любил называться Петр, продвигаясь по служебной лестнице и военно-морской.
Одной из функций фиктивных институтов Питера было высмеивание старых обычаев. Петр постоянно сетовал на нежелание своих подданных самосовершенствоваться по собственной инициативе. Как он писал в указе 1721 г. о замене серпов более эффективными косами: «Хоть что-то может быть и хорошо, но если оно ново, наш народ этого не сделает». Поэтому он прибег к силе. В России, где крепостное право было узаконено еще в 1649 г., идея холопского населения не была новой, но при Петре крепостное право было расширено и усилено. Армия и флот поглотили десятки тысяч человек. Государственных крестьян все чаще привлекали для работы на крупных объектах. Ранее свободные лица были переведены в статус крепостных при введении подушной подати. Петр также верил в силу правил, положений и уставов, придуманных «для того, чтобы каждый знал свои обязанности и чтобы никто не оправдывал себя неведением». В 1720 году, например, он издал Общий регламент, «положение о правилах» для нового государственного аппарата. Не только крестьяне, но и дворяне находили жизнь тягостной. Они были вынуждены служить всю жизнь и воспитывать своих сыновей для службы.
соратники и противники
Несмотря на его суровые методы, Петра поддержал ряд людей, набранных как из старой московской элиты, так и извне. Самыми видными из вновь прибывших были его фаворит, талантливый и продажный Александр Меншиков (1673–1729), которого он сделал князем, и Павел Ягужинский, ставший первым генерал-прокурором. Среди лучших представителей традиционной элиты были генерал Борис Шереметев, канцлер Гаврила Головкин, адмирал Федор Апраксин и князь Федор Ромодановский. Главным публицистом был украинский церковник Феофан Прокопович. Ошибочно мнение, что Петр полагался на иноземцев и простолюдинов.
Религиозные традиционалисты ненавидели Петра, называя его антихристом. Все несколько восстаний его правления включали некоторые элементы антагонизма по отношению к иностранцам и иностранным нововведениям, таким как бритье и западная одежда, наряду с более стандартными и существенными жалобами на посягательство центральной власти, высокие налоги, плохие условия службы и вознаграждение. Наиболее серьезными были стрелецкое восстание 1698 г., Астраханское восстание 1705 г. и восстание донского казака Ивана Булавина в 1707–1708 гг. Однако срыв, беспокоивший Питера больше всего, коснулся его ближайшего окружения. Петр был дважды женат: в 1689 г.дворянке Евдокии Лопухиной, которую он сослал в монастырь в 1699 г., а в 1712 г. — Екатерине, бывшей служанке из Ливонии, с которой он познакомился около 1703 г. Он ухаживал за оставшимся в живых сыном от первого брака Алексеем Петровичем (1690–1718) , как его преемник, но у них были сложные отношения. В 1716 году Алексей бежал за границу. Заманенный обратно в Россию в 1718 году, его судили и приговорили к смертной казни за измену на основании необоснованных обвинений в заговоре с целью убийства его отца. Многие сподвижники Алексея были казнены, а в симпатиях к нему подозревались лица из руководящих кругов. У Петра и Екатерины было по крайней мере десять детей (точное число неизвестно), но только две девочки достигли зрелости: Анна и Елизавета (правившая императрицей с 1741 по 1761 год). В 1722 г. Петр издал новый Закон о престолонаследии, по которому правящий монарх назначал своего преемника, но не зафиксировал свой выбор перед смертью (от инфекции мочевого пузыря) в феврале (январе по ст. ст.) 1725 г. Сразу после смерти Петра Меншиков и некоторые ведущие придворные при поддержке гвардии поддержали вдову Петра, правившую Екатериной I (1725–1727).
взгляды на Петра и его реформы
Официальная точка зрения в XVIII и большей части XIX века заключалась в том, что Петр «родил» Россию, превратив ее из «небытия» в «бытие». Поэты представляли его богоподобным. Этот человек и его методы легко вписались в дискурсы просвещенного абсолютизма конца восемнадцатого века. Однако даже при жизни Петра поднимались вопросы о высокой цене его планов и опасностях отказа от родной культуры и институтов. Как заметил в 1810 году русский историк Николай Карамзин: «Воистину, Санкт-Петербург основан на слезах и трупах». Он считал, что Петр сделал русских гражданами мира, но не позволил им быть русскими. Ненависть к Петербургу как символу чуждых традиций была важным элементом мироощущения славянофилов XIX века, считавших, что только крестьяне сохранили русские культурные ценности. Однако для их противников-западников петровские реформы, не дошедшие до западных свобод, не зашли достаточно далеко. В конце девятнадцатого века серьезные исследования Московии семнадцатого века поставили под сомнение революционный характер правления Петра, подчеркнув, что многие реформы и политика Петра, такие как наем иностранцев, реформирование армии и заимствование западной культуры, произошли от его предшественников. Последние цари, особенно Николай II, с ностальгией относились к допетровской России, но петровские ценности почитались императорским двором до самой его кончины.
Советские историки в целом придерживались двоякого взгляда на царствование Петра. С одной стороны, они считали, что Россия должна во что бы то ни стало догнать Запад; поэтому они считали институциональные и культурные реформы, новую армию, флот, фабрики и т. д. «прогрессивными». Было одобрено расширение территории. С другой стороны, советские историки были обязаны осуждать петровскую эксплуатацию крестьянства и восхвалять народных мятежников, таких как Булавин; более того, при Сталине к космополитизму Петра относились с подозрением. Историки культуры, в частности, делали упор на местные достижения, а не на иностранные заимствования. В 19В 80–1990-е годы некоторые стали относиться к ней еще более негативно, характеризуя Петра как «создателя административно-командной системы и истинного предка Сталина» (Анисимов, 1993). После распада СССР, отделения частей бывшей Империи и Союза, упадка вооруженных сил и флота многие люди вспоминали царствование Петра как время, когда Россия была сильна, а Петра как идеальный пример сильный лидер. Дискуссия продолжается.
См. также: Алексей Петрович; Екатерина I; Элизабет; федор алексеевич; Меньшиков, Александр Данилович; патриаршество; крестьянство; крепостное право; ул. Петербург; табель о рангах
библиография
Anderson, MS (1995). Петр Великий. Лондон: Лонгман.
Анисимов Е.В. (1993). Прогресс через принуждение: Реформы Петра Великого. Нью-Йорк: М. Э. Шарп.
Бушкович Павел. (2001). Петр Великий: борьба за власть, 1671–1725 гг. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Канадско-американские славистики. 8 (1974). Выпуск посвящен царствованию Петра.
Кракрафт, Джеймс. (1971). Церковная реформа Петра Великого. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Кракрафт, Джеймс. (1990). Петровский переворот в русской архитектуре. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Кракрафт, Джеймс. (1997). Петровская революция в русских образах. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Хьюз, Линдси. (1998). Россия в эпоху Петра Великого. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
Хьюз, Линдси, изд. (2000). Петр Великий и Запад: новые перспективы.