РУССКИЙ ХАЛИФАТ – Огонек № 8 (4887) от 27.02.2005
4K 9 мин. …
Считается, что Россия в XXI веке оказалась в эпицентре глобального конфликта цивилизаций Запада и Востока. А что было бы, если бы в X веке вместо православия сама Россия приняла ислам? Ничего хорошего, показывает наше исследование
Классическая версия Крещения Руси известна по «Повести временных лет» монаха Нестора.

Согласно летописям, впервые со славянскими дружинами Византия столкнулась еще в конце VIII — начале IX века — войско русов напало на византийские города Амастриду и Сурож в Крыму. В 864 году скандинавский конунг Аскольд, набрав воинов в племенах древлян и вятичей, пошел на Царьград — Константинополь. Впрочем, до столицы Византии они тогда не дошли, но страху на греков нагнали — в византийских летописях сказано, что только молитвы василевса и патриарха Богородице заставили варваров повернуть обратно. Через два года Аскольд и конунг Дир снова идут в поход и берут с Царьграда богатую дань. Третий поход организовал в 907 году конунг Олег, прозванный Вещим. Император Лев VI Мудрый, не рискнув воевать с варягами, откупился от Олега золотом и тканями. Кроме того, был заключен договор, по которому киевские купцы получали право беспошлинной торговли и равные юридические права с гражданами империи.
Естественно, византийские монархи не могли бездеятельно наблюдать, как агрессивные русские бросают вызов их политической гегемонии. Однако, не имея возможности военной силой покорить славян, византийцы решили нанимать их к себе на службу и обратить в свою веру. Еще в конце IX века в Моравию были направлены миссионеры Кирилл и Мефодий, которые по образцу греческого письма составили славянскую азбуку и перевели на нее библейские тексты. Позже на Русь прибыли два епископа германского короля Оттона — монахи Адальберт и Брут, построившие в Киеве и Новгороде первые христианские храмы. Вскоре русские дружины в составе легионов Византии идут в поход на мусульман в Малой Азии, покоряют побережье Каспия, громят арабов на Крите и в Болгарии. Князья Рюриковичи становятся желанными гостями в Константинополе. Так, например, княгине Ольге император Константин Багрянородный оказал почести, как равной себе, а внук Ольги — князь Владимир Святославович — женился на сестре василевса Анне. Правда, брак состоялся с одним условием: Владимир должен был принять христианство.
Cтать мусульманской Русь могла бы только в одном случае — если бы сама Византия или кто-то еще из ближайших и могущественных соседей исповедовали ислам. И в истории был такой момент — двумя веками раньше вся Европа едва не оказалась под игом арабских халифов.
РазвилкаИслам покоряет Европу
Произошло это в начале VIII века, когда арабские войска прошли через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где впоследствии основали Кордовский эмират. В 732 году эмир Абдаррахман I решил завоевать территорию современной Франции. Покорение франков было для эмира второстепенной задачей. Конечная цель — Византия: именно туда должны были повернуть мусульмане после разгрома европейских варваров.
Однако на пути эмира встал майордом франков (от лат. majоr domus — старший по двору) Карл, правивший от имени малолетнего короля Теодорика Меровинга. Он собрал ополчение, встал в глухую оборону в долине между реками Клен и Вьенна близ города Пуатье и там разгромил арабов.
Но как бы сложилась история, если бы Карл проиграл битву? Тогда мусульмане вторглись бы на Апеннинский полуостров и без особого труда взяли незащищенный Рим. Другая часть арабов покорила бы Византию, переименовав Константинополь в Стамбул.
А что же Русь? Наша страна была в то время варварской в полной мере. На месте Киева стоял маленький родовой городок, основанный полянином Кием, такие же родовые поселения располагались в новгородских, двинских и прочих необъятных лесах. Завоевывать эту дикость цивилизованным арабам не имело никакого смысла, поэтому никаких перемен в истории Руси до десятого века, скорее всего, не произошло. А потом, как водится, русские варяги пошли бы грабить Стамбул. И арабам пришлось бы вести ту же политику по отношению к северным соседям, какую проводили греки — обращать в свою веру. И вот из Стамбула в Киев прибывают отряды муфтиев-миссионеров, которые учат славян совершать намаз и осваивать витиеватое арабское письмо. Владимир Красное Солнышко обменивается женами с эмиром и устраивает государство по арабскому образцу. Появляется Русский халифат.
— Как это ни покажется оскорбительным ортодоксальному евроцентристу, но именно арабы были в то время представителями самой высокой культуры, впитавшей достижения многих народов, — говорит писатель-историк Владимир Лещенко. — В арабском мире уже существует развитая система образования, основанная на эллинской философии, индийской математике и практических достижениях китайской цивилизации.
На месте убогих крепостей-городков возникают величественные мегаполисы, подобные Гранаде, Каиру и Багдаду. Развивается сельское хозяйство — вместо традиционного подсечно-огневого земледелия арабы привносят новые агротехнологии, новые высокоурожайные сорта и культуры. Солидную статью доходов русских купцов составляет продажа древесины, которая является дефицитом на Востоке.
Интенсивно обращаются в ислам и жители Европы, где усилиями арабов-завоевателей христианская церковь превратилась в малочисленную катакомбную секту — как, например, зороастризм в Иране. Скоро мусульманская Европа, не разделенная более религиозными противоречиями, становится одним из наиболее процветающих регионов тогдашней ойкумены. И даже если бы в XII веке появилась угроза вторжения монголотатарских завоевателей, то армии Киевского и Римского халифов без особого труда дали бы отпор агрессорам.
Однако процветание «однополярного» исламского мира было бы недолгим. Мы видим два варианта будущего для такого сверхгосударства.
Вероятность перваяТысячелетний джихад
— Скорее всего, в России возник бы совсем другой ислам, — считает писатель-историк Владимир Лещенко. — Религия, принесенная арабами, довольно скоро приобрела бы значительные отличия от классической версии ислама, как это в свое время произошло, например, в Иране или Африке. Не исключено, что русские исповедовали бы не суннизм или шиизм, а какое-нибудь третье крупное ответвление этой веры.
О том, каким бы был «русский ислам», можно догадаться на примере развития христианства на Руси, крещение которой проходило не менее жестокими методами, чем, скажем, обращение в ислам тех же берберов или бедуинов.
— Не будучи в силах достичь действительного превращения славян в христиан, видя тщетность убеждений, что языческих богов не существует в действительности, а есть лишь один Господь, греческие священники пошли на уступки: они признали реальность существования всех бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, и стали строить православные храмы на месте языческих капищ, — говорит востоковед Николай Никольский, автор книги «История русской церкви».
Вероятно, и в мусульманском пантеоне Русского халифата существовал бы целый ряд святых и джиннов-покровителей. Что, естественно, вызвало бы недовольство приверженцев чистой веры — ведь многобожие является самым тяжким грехом ислама. Именно против многобожия и была направлена проповедь шейха Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, основателя ваххабизма.
|
Вечное Средневековье
Но что могло бы произойти с нашей страной, если бы джихада не было, а русский ислам стал бы респектабельной ветвью этой мировой религии? Полагаем, что в этом случае мир перестал бы развиваться и замер на технологическом уровне XIV столетия. И вот почему.
Известно, что своими достижениями древние арабские ученые обязаны индийским и греческим авторам, чьи произведения попали в руки кочевников из библиотек Вавилона и других доисламских культурных центров. Конечно, арабы не просто восприняли древние знания, но и творчески переработали их, благодаря чему на свет появился труд аль-Хорезми «Аль Джебр», давший название алгебре, медицинский «Канон» Ибн Сины, математические работы Омара Хайяма и многое другое.
— Тем не менее, — считает профессор истории из Ирана Абдол-Хосейн Зарринкуб, — с начала XIV века исламский мир, подобно богатырю, силы которого истощились в ходе длительного сражения, впадает в состояние глубокого сна и бездействия. Книги забыты, наука заброшена.
Как считают историки, именно традиционный ислам отчасти и стал причиной деградации арабской культуры.
— Вера в скорое наступление конца света и в Судный день является основой ислама, — говорит ученый-теолог Эльмир Кулиев. — О приближении конца света свидетельствует исполнение многих пророчеств Посланника Аллаха, который предупредил своих последователей.
Например, одним из признаков конца света является то, что «пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке высоких домов». Другой признак: расширение торговли, третий — «появление знаний».
— Очевидно, — говорит Эльмир Кулиев, — что здесь речь идет о распространении книг и развитии наук, которые не связаны с Кораном и Сунной.
Словом, все науки были разделены на две категории — в одну вошли все, относящиеся к Корану, в другую — светские и «бесполезные», а следовательно, вредные. Вскоре древние научные центры были закрыты, многие книги сожжены. Общественная жизнь исламской цивилизации словно бы замерла на пятьсот лет.
— Новые веяния в самосознании мусульман начались лишь тогда, когда Наполеон Бонапарт пересек границу исламского мира, — говорит Абдол-Хосейн Зарринкуб. — И мусульмане увидели превосходство христиан в развитии науки и культуры.
А теперь представим себе, что из мусульманской Евразии никто не пришел — просто потому, что некому приходить и показывать «превосходство христиан». Итак, на дворе начало XXI века (вернее, конец XIV века Хиджры) — на базарах Москвы по-прежнему шумят дервиши, а вы, читатель, седлаете своего верного мула и жалуетесь соседу на слишком высокие цены на сено…
Владимир ТИХОМИРОВ
В материале использованы фотографии: FOTOBANK/TOPFOTO, EAST NEWS/AGE
Крещение Руси
К 1020-летию русского христианства
Киевская Русь стала христианской августовским днем 988 года. Внутренне, духовно, всей своей сутью она была готова к принятию Православия, и семя христианства упало на благодатную почву. Русские люди со страхом и верой погружались в священные воды Крещатика, Почайны и Днепра, чтобы принять святое крещение.
1 августа 2008 года исполняется 1020 лет со дня крещения Киевской Руси, сделавшей сознательный и окончательный выбор веры, перейдя от язычества к христианству.
Первые просветители
Язычество – дохристианская религия, многобожие, политеизм, когда люди поклонялись идолам.
Уже в первом веке н.э. восточные славяне (поляне, древляне, дреговичи, бужане, словены, уличи, вятичи, тиверцы) постепенно стали осознавать необходимость выбора христианства как истинной веры, которая начала проникать на территорию будущей Руси. По преданию, в начале І века н.э. восточных славян посетил и положил здесь начала христианства святой апостол Андрей Первозванный. Для своей боготворческой деятельности он, по жребию апостолов в Иерусалиме, получил Скифию – территорию к северу от Черного моря и до Балтики. Придя в Херсонес (греческая колония в Крыму, в IV-X веках зависела от Византии), апостол Андрей основал здесь первую христианскую общину и построил храм.
По свидетельству древнегреческих летописей, из Херсонеса апостол Андрей пришел к устью Днепра и поднялся в Среднее Приднепровье. У подножия Киевских гор, где было тогда несколько поселений полян, он пророчески сказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий…» «И взойдя на горы эти – повествует летописец, – он благословил их и поставил здесь крест…и, сойдя с горы этой, где впоследствии возник Киев, отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где ныне Новгород, и увидел живших там людей…»
Как свидетельствуют новейшие исторические исследования, из Новгорода по реке Волхов апостол Андрей доплыл до Ладожского озера, а потом до Валаама. Он благословил там горы каменным крестом и обратил в истинную веру обитавших на острове язычников. Об этом упоминается в древнейшей рукописи «Отповедь», хранившейся в библиотеке Валаамского монастыря, и в другом памятнике древности «Вселетник» киевского митрополита Иллариона (1051 г.).
Продолжателем благовестнических трудов апостола Андрея в Причерноморье был священномученик Климент, епископ Римский. Сосланный римским императором Трояном в Херсонес, он в течение трех лет (99-101) духовно окормлял здесь более двух тысяч крымских христиан. Проповедническую деятельность проводил и святитель Иоанн Златоуст, отбывавший ссылку в одном из городов Абхазии в V веке. Вся их деятельность служила постепенному распространению православия по Крыму, Кавказу и всему Причерноморью.
В крещении Руси приняли участие и первые просветители славян святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Они составили славянскую письменность (точную дату создания братьями славянской азбуки и основ письменности называет авторитетный источник «О письменах» Черноризца Храбра – 855 г.), перевели на славянский язык Священное писание и церковные книги. В 861 г. братья прибыли в Херсонес Таврический и крестили здесь сразу двести человек. Они посетили также древнюю территорию нынешнего Закарпатья, где крестили русинов, а святой Мефодий даже некоторое время проживал в здешнем монастыре в поселении Грушево.
Аскольд и Дир
Вся история принятия христианства на Руси была непосредственно связана с процессом становления самой Православной Церкви, завершенным только в 842 г. учреждением на Поместном Константинопольском Соборе в Византии особого празднества – Торжества Православия.
Согласно греческим источникам, первыми крестились в древней Руси и приняли православие в 867 г. киевские князья Аскольд и Дир. Они пришли в Киев с боевыми дружинами в середине IХ в. с севера, где племена славян (словене и кривичи совместно с финскими племенами) чудью и весью создали прочное государственное образование с центром в городе Ладоге, расположенном в устье реки Волхов, впадающей в Ладожское озеро. Это образование возникло после нашествия хазар на Южную и Среднюю Русь (наиболее вероятная дата вторжения хазар в Киев – около 825 г.).
Крещение киевских князей описывается следующим образом. По свидетельству Константинопольского патриарха Фотия, в июне 860 г. двести русских кораблей, предводимых Аскольдом и Диром, напали на Константинополь, который «едва не был поднят на копьё, и что «руссам легко было взять его, а жителям невозможно защищать». Но произошло невероятное: нападавшие неожиданно стали удаляться, город был спасен от разорения. Причиной отступления была внезапно поднявшаяся буря, которая разметала атакующий флот. Это стихийное лихо было воспринято руссами как проявление божественной христианской силы, что породило желание приобщиться к православной вере.
После происшедшего Византийский император Македонянин заключил с руссами мирный договор и «устроил так, что они приняли епископа Михаила, который был направлен на Русь Константинопольским патриархом Фотием для распространения православной веры». Боготворческая деятельность епископа Михаила дала свои результаты – князья Аскольд и Дир с «болярами», старейшинами и частью народа в Киеве принимают крещение. Патриарх Фотий по этому поводу писал: «А в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей, вместо грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго».
Так совершилось первое массовое крещение на Руси. Первый общерусский князь – христианин Аскольд получил имя Николай, на честь святителя Николая чудотворца. В 867 г. на Руси появилась первая христианская община, возглавляемая епископом.
Распространение христианства на Руси уже в IX в. подтверждено и арабскими источниками. В «Книге путей и стран» выдающегося географа Ибн Хардадвеха со ссылкой на данные 880 годов, сказано: «Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян… Они утверждают, что они христиане…» Вместе с тем, приобщение древнерусских людей к христианству не было в то время широким и прочным. Действительное крещение Руси совершилось только через столетие с лишним.
Олег и Игорь
Во второй половине IX в. значительная часть восточных славян (поляне, родимичи, кривичи, северяне, дреговичи, новгородские словене) были объединены под властью князя Олега из Ладоги (княжил около 879 г. – нач. Х в.). Он пришел со своей дружиной из Новгорода (новгородцы еще в 862 г., объединив северо-восточные славянские племена, изгнали варягов за море «и не даши им дани, и почаше сами в собе володети»), захватил Киев (около 882 г. ) и убил княживших там Аскольда и Дира. Объединив Новгород с Киевом, князь Олег положил начало Киевской Руси и продолжил освобождение юго-восточных племен от хазарского каганата.
Время его княжения было периодом дальнейшего распространения и укрепления христианства. Из летописи известно, что именно при Олеге была создана особая русская епархия в ведении греческого патриарха, и уже вскоре христианское епископство на Руси переросло в митрополию. В конце IX – начале Х вв. Русская епархия уже числится в списках греческих епископий.
Когда в 907 г. войско Олега совершило успешный поход на Константинополь, Византия вынуждена была подписать выгодный для Древнерусского государства мирный договор. Согласно летописи, Византийский император пригласил в Константинополь послов Олега, «приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства, уча их вере своей и показывая истинную веру». По возвращению послов в Киев население города присягало на верность договору так: язычники принимали клятву у идола Перуна, а христиане – «в церкви святого Илии, что стоит над Ручьем».
В начале Х в. киевским князем становится племянник Олега Игорь (княжил нач. Х в. – 945 г.). Борясь за упрочение Черноморского торгового пути, он совершил новые походы на Константинополь в 941 и 944 г.г. Летописные источники свидетельствуют, что при Игоре на Руси уже было значительное количество христиан. Так, если в договоре Олега с Византией «христианами» названы только византийцы, то в договоре Игоря русские делятся на два «разряда»: те, кто принял крещение, и те, которые не крещены, поклоняются Перуну – «пусть клянутся наши русские христиане по их вере, а нехристиане по закону своему».
Когда в 944 г. заключался мирный договор Константинополя с князем Игорем, то очевидно у власти в Киеве стояли люди, сознававшие историческую необходимость приобщения Руси к православной культуре. Однако сам князь Игорь не сумел преодолеть привязанности к язычеству и договор скрепил по языческому обычаю – клятвой на мечах. В переговорах с греками в 944 г. помимо руссов-язычников участвовали и руссы-христиане. Составленный опытными византийскими дипломатами, этот договор предусматривал взаимопомощь и возможность принятия христианства князьями, остававшимися во время переговоров в Киеве. Заключительная формула гласила: «А иже преступит се от страны нашея ли князь, ли ин кто, ли крещен ли некрещен, да не имут помощи от Бога…», преступивший договор «да будет клят от Бога и от Перуна». Однако надежды Византии на близкое крещение Руси не оправдались. Принятие христианства оказалось для руссов делом более длительным.
Княгиня Ольга
В 945 г. князь Игорь был убит восставшими язычниками в Древлянской земле, и бремя государственного служения возложила на себя вдова Игоря – великая княгиня Ольга (княжила 945 – 969 г.г.). Вопреки искусственной версии «норманистов» о её норманнском происхождении и сегодняшних «оранжистов» о её украинском «походженнi», княгиня Ольга – уроженка села Лыбуты Псковской земли, дочь паромщика через реку Великую. Была женщиной умной и замечательной правительницей, достойной продолжательницей дела русских князей, заслужившей признание и любовь народа, назвавшего её мудрой.
Княгиня Ольга была первой из киевских князей, которая приняла православие непосредственно в Константинополе. Согласно летописи, во второй половине 50-х годов Х в. «отправилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду». Ей в то время должно было быть от 28 до 32 лет. Когда Ольга встретилась с Византийским императором Константином, то он, увидев, «что она очень красива и лицом и разумом», сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей! Ольга, поняв смысл этого предложения, ответила императору: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам, иначе не крещусь».
Политический поединок начался между Ольгой и Константином еще до их личной встречи. Княгиня добивалась признания высокой престижности Русского государства и своей лично как правительницы его. Она больше месяца жила в гавани Константинополя прежде чем состоялся её прием во дворце: шли долгие переговоры о том, как, с какими церемониями должна быть принята русская княгиня. Мудрая Ольга решила принять крещение в Константинополе и от самого патриарха, чтобы добиться широкого признания Руси в мире могущественных христианских государств и обеспечить духовную поддержку Вселенского Патриарха своей собственной апостольской миссии на русской земле. И княгиня достигла чрезвычайно важных результатов. Она была с почестями крещена в столице Византии, в храме святой Софии – главном соборном храме Вселенской церкви того времени. При крещении Ольга получила имя Елены (в честь матери Константина Великого) и благословение на апостольскую миссию в своей стране.
После крещения император Константин 18 октября 957 г. опять встретился с Ольгой и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». На что она ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». Константин вынужден был ответить: «Перехитрила ты меня, Ольга, и дал ей многие дары… отпустил её, назвав дочерью».
Императорский титул «дочери», как показывают современные исследования, ставил Русь в самый высокий ранг дипломатической иерархии государств (после самой Византии, разумеется, так как быть с ней равными никто не мог). Титул совпадал с христианским положением Ольги-Елены как крестной дочери Византийского императора.
Вернувшись домой, княгиня Ольга отмечает: «Да будет воля Божия; если захочет Бог миловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». Она уговаривала и сына своего Святослава принять христианство, но он не согласился и остался язычником.
Княгиня Ольга не только молилась за сына и за людей «всякую нощь и день», но проповедовала христианство, сокрушала идолов в своих вотчинах, строила храмы. В Киеве была освящена церковь во имя святой Софии, а на месте будущего Пскова она организовала строительство храма Святой Троицы. Из Константинополя княжна привезла многие христианские святыни, в частности, восьмиконечный крест, сделанный целиком из древа Животворящего Креста Господня. Эти святыни помогали в великом деле просвещения народа Киевской Руси.
После кончины равноапостольной Ольги в 969 г. её сын Святослав (княжил до 972) хотя сам не крестился, но «если кто собирался креститься, то не запрещал». После гибели Святослава в 972 г. его сын Ярополк (княжил 972 – 978) также не был крещен, но имел жену христианку. Согласно Иоакимовской и Никоновской летописям, Ярополк «любяше христианы, а ще сам не крестися народа ради, но никому не претяше», и христианам даде волю велику».
Выбор Веры
Завершил крещение Киевской Руси младший сын Святослава, внук княгини Ольги князь Владимир Святославович (княжил 980 – 1015 г.г.).
Владимир завершил в конце Х века разгром хазарского каганата и укрепил части огромного древнерусского государства. Именно при нем Русь достигла того могущества, которое исключало самую возможность её поражения в борьбе с какой-либо силой тогдашнего мира. Арабские источники свидетельствуют о «руссах» конца Х – начала ХI веков: «…У них независимый царь Буладмир (Владимир)…Они люди сильнейшие и очень могучие; они отправляются пешими в далекие страны для набега, плавают также на судах по Хазарскому (Каспийскому) морю…и плавают к Константинополю по Понтийскому (Черному) морю… Их храбрость и могущество известны, ибо один из них равен некоторому числу людей из другого народа…»
Первые годы своего княжения Владимир был язычником, хотя его мать Милуша была православной веры, приняв крещение вместе с Ольгой. Но укрепляя государственность, князь решил укрепить и духовную основу страны. Так как формы славянского язычества пришли в противоречие с крепнувшей государственностью, он стал думать о другой, лучшей вере.
По сообщению летописи, Владимир в 986 г. обращается к «изучению» основных религий Европы и Западной Азии, ставя цель «избрать» наиболее соответствующую духовным устремлениям своей страны. Узнав об этом, «пришли болгары (волжские) магометанской веры… потом пришли иноземцы из Рима, …хазарские евреи, затем пришли греки к Владимиру», и все проповедовали свою религию». Владимиру более всего понравились проповеди греческого посланника, который изложил историю Православия и его сущность. Всем остальным проповедникам был дан решительный отказ. В том числе – «иноземцам из Рима». На их предложение принять католичество, Владимир ответил: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
В 987 г. Владимир собрал бояр и советчиков для обсуждения разных вер. По их совету князь отправил десять «мужей добрых и смысленных» во многие страны Европы для изучения вер. Когда они прибыли в Константинополь, то императоры Василий и Константин (они правили вместе) и Константинопольский патриарх, зная о важности этого посольства, с большим уважением отнеслись к русским. Сам патриарх в присутствии киевских послов с большой торжественностью отслужил Божественную литургию в Софийском соборе. Великолепие храма, патриаршая служба, величественное пение окончательно убедило киевских посланников в превосходстве греческой веры.
Вернувшись в Киев, докладывали князю: «Не знали, на небе или а земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать тебе об этом; знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Бояре к этому добавили: «Если бы нехорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков».
После такого детального изучения вер было принято историческое решение об отказе от язычества и принятии греческого православия.
Владимир и Анна
Надо подчеркнуть, что принятие христианства совершилось не в силу воздействия со стороны Византии (как было во многих землях), а по собственной воле Руси. К этому времени внутренне, духовно она была готова к принятию новой, прогрессивной веры. Крещение Руси явилось результатом активного стремления правящих слоев древнерусского общества найти в византийском христианском мировосприятии те ценности, принятие которых поможет решать нелегкие вопросы, волнующие людей.
Киевская Русь приняла христианство в особых исторических условиях. Несмотря на все величие Византийской империи, древнерусское государство, являвшее собою мощную силу, покровительствовало ей, а не наоборот. Византия в то время оказалась в очень трудных условиях. В августе 986 г. её войско было разгромлено болгарами, а в начале 987 г. византийский полководец Варда Склир поднял мятеж и вместе с арабами вошел в пределы империи. На борьбу с ним был послан другой военачальник Варда Фока, который в свою очередь поднял мятеж и провозгласил себя императором. Овладев Малой Азией, а затем осадив Авидос и Хрисополь, он намеревался создать блокаду Константинополя.
Император Василий II обратился к могущественному князю Владимиру с просьбой о помощи, которая была предусмотрена договором 944 г. князя Игоря с Византией. Владимир решил оказать помощь византийцам, но на определенных условиях: при подписании договора о военной помощи руссы выдвинули требование о выдаче сестры Василия II и Константина Анны замуж за князя. До этого греки имели твердое намерение не родниться с «варварскими народами», о чем свидетельствует закон Константина Багрянородного: «С ними, северными народами – хазарами, турками, руссами – неприлично дому императорскому обязываться браком». Однако в этот раз византийцы вынуждены были согласиться, спасая империю. Взамен они потребовали, чтобы Владимир стал христианином. Князь принял это условие.
Вскоре шеститысячное войско Киевской Руси прибыло в Византию, в двух крупных сражениях разгромило восставших и спасла Византию. Однако императоры не спешили выполнять условия договора и отказали в выдаче своей сестры Анны замуж за вождя руссов. Тогда Владимир пошел на Херсонес, осадил его и вскоре овладел городом. А потом направил в Константинополь ультиматум: «Если не отдадите её (Анну) за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». Константинополь принял ультиматум и отправил Анну к Владимиру.
Летом 988 г. Владимир Святославович крестился в Херсонесе. При крещении был наречен Василием в честь св. Василия Великого. Вместе с князем крестилась и его дружина.
После крещения Владимира состоялось его бракосочетание с Анной, в результате чего Византия присвоила киевскому князю титул «цесарь». Трудно представить себе более мудрое соединение крещения князя с величайшей духовно-политической выгодой для Руси – династическим браком, породнением с византийскими императорами. Это было небывалым возвышением иерархического ранга государства.
После того как состоялось крещение, отмечается в древнерусской летописи, князь Владимир «взял сосуды церковные и иконы на благословения себе» и в сопровождении дружины, бояр и духовенства направился в Киев. Сюда же прибыли посланные из Византии митрополит Михаил и шесть епископов.
По возвращении в Киев Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей в источнике, получившем название Крещатика. Одновременно с ними крестились и бояре.
И стеклось людей без числа…
Массовое крещение киевлян Владимир назначил на 1 августа 988 г. По городу был оглашен указ: «Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – противен мне да будет!»
Услышав это, – отмечает летописец, – с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не добро это было (то есть крещение и вера), то не принял бы этого наш князь и бояре». К тому месту, где река Почайна впадает в Днепр, стеклось «людей без числа». Вошли в воду и стояли один по шею, другие до груди, некоторые держали младенцев, а крещеные и учившие новопосвящаемых бродили между ними. Так свершился небывалый, единственный в своем роде на Руси всеобщий акт крещения. Священники читали молитвы и крестили в водах Днепра и Почайны бесчисленное множество киевлян.
Одновременно Владимир «повелел опрокинуть идолов – одних изрубить, а других сжечь…» Пантеон языческих кумиров на княжеском дворе был снесен с лица земли. Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано привязать к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем сопроводить до порогов, чтобы никто не мог вернуть его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Так кануло в воду древнерусское язычество.
Христианская вера стала быстро распространяться по всей Руси. Вначале – в городах вокруг Киева: Переяславле, Чернигове, Белгороде, Владимире, по Десне, Востри, Трубеже, по Суле и Стугане. «И наче ставити по градам церкви, – говорится в летописи, – и попы, и люди на крещение приводити по всем градам и селам». Князь сам принимал деятельное участие в распространении православья. Он приказал «рубить», то есть строить деревянные церкви особенно на известных людям местах. Так, деревянная церковь святого Василия Великого была поставлена на холме, где недавно стоял Перун.
В 989 г. Владимир начал строить первую величественную каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Князь украсил церковь иконами и богатой утварью, взятой в Херсонесе и поставил служить в храме Анастаса Корсунянина и других священников, пришедших из Херсонеса. Он приказал отчислять десятую часть всех расходов в стране в пользу этой церкви, после чего она получила название Десятинной. В конце Х – начале ХI вв. эта церковь стала духовным центром Киева и всей новопросвещенной Руси. В этот храм Владимир перенес и прах своей бабки – равноапостольной княгини Ольги.
Распространение христианства шло мирно, сопротивление было оказано лишь в Новгороде и Ростове в лице активных волхвов. Но в 990 г. в Новгород прибыл митрополит Михаил с епископами в сопровождении Добрыни, дяди Владимира. Добрыня сокрушил идола Перуна (им же самим ранее и поставленного) и сбросил его в реку Волхов, где собрался народ для крещения. Затем митрополит и епископы отправились в Ростов, где также осуществили крещение, назначили пресвитеров и воздвигли храм. Быстрота, с которой было сломлено сопротивление язычников, свидетельствует о том, что, несмотря на всю приверженность к древним обычаям, русский народ не поддержал волхвов, а пошел за новой, христианской верой.
В 992 г. Владимир и два епископа прибыли в Суздальскую землю. Суздальцы охотно крестились, и князь, обрадованный этим, на берегу Клязьмы заложил город своего имени, который был построен в 1008 г. Дети Владимира также заботились о распространении христианства в подвластных им уделах: Пскове, Муроме, Турове, Полоцке, Смоленске, Луцке, Тмутаракани (древнерусское княжество на Кубани) и в земле Древлянской. Были открыты епархии: Новгородская, Владимиро-Волынская, Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская, во главе которых стоял митрополит, поставленный Константинопольским Патриархом. При князе Владимире митрополитами были: Михаил (991), Феофилакт (991 – 997), Леонт (997 – 1008), Иоан I (1008 – 1037).
Вера, общество, государство
Православная вера оказала самое благоприятное воздействие на нравы, быт и жизнь славян. И сам Владимир стал больше руководствоваться евангельскими заповедями, христианскими принципами любви и милосердия. Летописец отмечает, что князь «повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу – питье и яденье» и деньги. В праздники он раздавал нищим до 300 гривен. Повелевал снаряжать воза и телеги с хлебом, мясом, рыбой, овощами, одеждой и развозить по городу и наделять больных и нуждающихся. Он также заботился об устроении богаделен и больниц для нищих. Народ любил своего князя как человека безграничного милосердия, за что и прозвал его «Красным солнышком».0 При этом Владимир продолжал оставаться полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства.
Князь Владимир личным примером содействовал окончательному утверждению на Руси моногамного брака. Он создал Церковный устав. При нем стали действовать княжеский и церковный суды (от архиерея до низкого служителя судил церковный суд, но и некоторые гражданские люди подлежали церковному суду за совершение безнравственных поступков).
При Владимире были заложены основы народного образования, стали основываться школы для обучения детей грамоте. Летопись сообщает, что Владимир «посылал… собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Шла подготовка и священнослужителей. Был организован перевод богослужебных и святоотеческих книг с греческого на славянский и их размножение. Уже к середине ХI в. был создан поистине великий образец христианской литературы «Слово о законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона – древнейшее из дошедших до нас творений отечественной письменности. Отмечается небывалый рост грамотности особенно городского населения.
Больших успехов достигло церковное строительство. Во Владимире из дубового леса был построен Успенский собор. В Киеве был построен подобный Константинопольскому собор святой Софии, вслед которому поднялась София Новгородская. Зарождалась Киево-Печерская лавра – светоч новой веры, уже в ХI в. давший таких людей, как преподобные Антоний, Феодосий, Никон Великий, Нестор и др.
Принятие христианства как строго монотеистической религии восточных славян, явилось одним из важных завершающих шагов в процессе формирования общества и государства. За великий подвиг просвещения земли нашей православной верой Русская Церковь причислила Владимира к лику святых и нарекла его равноапостольным.
Крещение Руси было прогрессивным явлением. Оно способствовало объединению разрозненных славянских племен в единое государство, его укреплению и духовному расцвету. Установление христианства как истинной веры содействовало упрочению власти великих князей, расширению международных связей древнерусского государства и утверждению мира во взаимоотношениях с соседними державами. Русь получила большую возможность познакомиться с высокой византийской культурой, воспринять наследие античности и мировой цивилизации.
А.П. Литвинов, кандидат исторических наук,
член Закарпатского областного общества русской культуры «Русь»
Религия большинства в России | Религиозные праздники и праздники
Вы находитесь здесь
Последнее обновление:
02. 02.2021
Одна из самых важных составляющих путешествия — знакомство с местной культурой, будь то чтение о подлинном наследии или времяпрепровождение в местный ресторан. Религия также тесно переплетена с местной культурой, что делает ее важным фактором для знакомства во время тура по России.
Самая популярная религия в России
Такая большая страна, как Россия, является домом для множества культур и различных религий. Основная религия России — православие; однако исповедуются и другие религии, такие как католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм, буддизм и даже шаманизм.
Вторая русская религия по процентному соотношению населения – ислам, за ним следуют католицизм и иудаизм. Несмотря на то, что подавляющее большинство исповедует ту или иную веру, довольно большая группа людей не исповедует никакой религии.
Молитвенные дома
Поскольку православие является преобладающей религией в России, существует множество внушающих благоговейный трепет русских храмов и церквей, в которых люди могут исповедовать свою веру. , Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, также известный как Ватикан России.
Кроме того, есть потрясающие храмы других религий, такие как буддийский храм Иволгинский дацан в Бурятии, Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге, а также Московская хоральная синагога или мечеть Кул Шариф. в единственной в своем роде Казани.
Обязательные к посещению религиозные объекты в России:
- Собор Святой Троицы. Сергиева Лавра;
- Мечеть Кул Шариф;
- Иволгинский дацан;
- Успенский собор;
- Свято-Серафимо-Дивеевский монастырь;
- Спасо-Яковлевский мужской монастырь;
- Свято-Троицкий собор в Пскове;
- Воскресенский Новоиерусалимский монастырь;
- Собор Василия Блаженного;
- Казанский собор в Санкт-Петербурге;
- Софийский собор в Новгороде;
- Храм Спаса-на-Крови;
- Морской Никольский собор;
Религиозные праздники и праздники
Россияне ежегодно отмечают многочисленные религиозные праздники. Некоторые из них могут похвастаться давними традициями и даже языческим происхождением, другие следуют русскому православному календарю. У местных жителей есть такие известные праздники, как Пасха и Рождество; однако праздники выпадают на другой день, чем в большинстве стран мира — по русскому православному календарю Рождество празднуется 7 января.
Другим важным событием в России являются Святки, также известные как Святки — период от православного Рождества 7 января до Богоявления 19 числа. Это когда люди вспоминают старые традиции и ритуалы, такие как гадание, пение и даже купание в ледяной воде реки. Русская Масленица также является очень популярным праздником, наполненным играми, костюмами и аутентичными церемониями, доставляющими большое удовольствие всей семье.
Говоря о праздновании в России, нельзя не упомянуть русский Новый год; на самом деле это один из самых больших праздников в стране! Новый год отмечается в кругу семьи и друзей, принимая участие в многочисленных аутентичных мероприятиях, таких как украшение елки, ожидание визита Деда Мороза (Дед Мороз), дарение подарков и прослушивание колоколов Кремлевского куранта. до полуночи. Считается, что традиция произносить тост за окружающих вас людей в полночь удерживает их рядом с вами в следующем году.
Спланируйте свою поездку в Россию и посетите чудесные церкви, а также религиозные объекты, имеющие большое значение, чтобы совершить уникальное путешествие по многогранному направлению. Хотите знать, как посетить несколько сайтов за одну поездку? Выбирайте путешествие на поезде и наслаждайтесь безопасным и быстрым путешествием на российских поездах.
Как Русская православная церковь помогает путинской войне
Для Владимира Путина православие — это инструмент отстаивания прав Москвы на суверенную Украину. В своем февральском телеобращении, в котором он объявил о недавнем вторжении в Украину, он утверждал, что жители этой «древнерусской земли» с незапамятных времен были православными и теперь столкнулись с преследованиями со стороны нелегитимного режима в Киеве.
Русская Православная Церковь, возглавляемая Патриархом Кириллом, является одним из наиболее ощутимых культурных уз между Россией и Украиной. Позолоченные купола Киево-Печерского монастыря и Софийского собора уже почти тысячу лет манят паломников со всех концов земли.
С помощью религиозной риторики Путин обращается к давней традиции, согласно которой Великая Россия простирается на территории современных Украины и Белоруссии на объединенной территории, известной как Святая Русь. Ностальгируя по империи, он видит в духовном единстве трех народов ключ к земной мощи России как исключительной цивилизации. Воодушевленные «спецоперацией» Путина, русские православные националисты взволнованно вспоминают пророчество святого двадцатого века из Чернигова, ныне одного из осажденных городов Украины. «Как Единый Господь Бог есть нераздельная Святая Троица Отца, Сына и Святого Духа, — предсказал этот монах, — так и Россия, Украина и Белоруссия вместе — Святая Русь и неразделимы».
Путин не первый современный московский правитель, который применяет эту идею в стремлении консолидировать светскую власть. В самые мрачные часы Второй мировой войны Сталин восстановил Русскую православную церковь — почти полностью опустошив ее — и заменил коммунистический Интернационал новым национальным гимном. В его текстах утверждалось, что Советский Союз был «нерушим, навеки спаян Великой Русью».
Примерно в 2007 году Кремль продвинул союзническую концепцию Русский мир , или Русский мир, первоначально проект мягкой силы, направленный на продвижение русской культуры во всем мире и сравнимый Патриархом Кириллом с Британским Содружеством. Однако Путин, обеспокоенный массовыми протестами против своего авторитарного режима в 2011–2012 годах, а также протестами, свергнувшими его вассала на Украине в 2013–2014 годах, с тех пор искажает и Святую Русь, и Русский мир, чтобы служить более насильственным целям.
Большое внимание теперь уделяется русской традиции святых воинов. Путин сказал тысячам размахивающих флагами сторонников на недавнем митинге на московском стадионе по удивительному совпадению, что военная операция в Украине началась в день рождения святого Феодора Ушакова, русского флотоводца восемнадцатого века, прославившегося тем, что он не проиграл ни одного сражения. . «Однажды он сказал: «Эта угроза послужит прославлению России», — с энтузиазмом сказал Путин. «Так было тогда, так есть сейчас и будет всегда!»
Отброшена альтернативная христианская святая традиция демонстративного пассивного сопротивления, примером которой являются первые канонизированные святые средневековой Руси, киевские князья Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть от руки своего брата. «Они сдались без боя», — с отвращением заметил однажды Путин. «Это не может быть примером для нас». С нападением на нынешнего правителя Киева подавляются даже небольшие акты христианского пацифизма со стороны русских. Священника из отдаленной деревни оштрафовали на сотни долларов за то, что он публично отказался поддержать войну и, таким образом, «называть черное — белым, зло — добром». Молодую женщину задержали возле главного православного собора Москвы за то, что она держала простую табличку с библейской заповедью «Не убий».
Подробнее: Российские проблемы гораздо глубже, чем проблемы Путина
В этом Путин может рассчитывать на поддержку группы шовинистических мнений, доминирующих сейчас в церковной иерархии. Патриарх Кирилл в сопровождении награжденного медалями министра обороны Шойгу на церемонии освящения огромного черно-зеленого военного собора в 2020 году молился о том, чтобы российские вооруженные силы никогда не потерпели поражения. В марте этого года, на том самом месте, где десять лет назад Pussy Riot устроили печально известную акцию протеста против уютных церковно-кремлевских связей, Патриарх преподнес икону главе российской Национальной гвардии — того же подразделения, которое, как сообщается, сейчас несет тяжелые потери на Украине — в в надежде, что это «вдохновит новобранцев принять присягу».
Кирилл не исключение в своей поддержке войны, так как ни один высокопоставленный священнослужитель в России не выразил несогласия. «Все, что делает президент, правильно», — сказал один архиепископ местному информационному агентству Regnum в конце марта. «Говоря как монархист, я лично возложил бы корону на голову Путина, если бы Бог дал возможность». Такое же рвение наблюдается и у уважаемых московских приходских священников. «Российские миротворцы проводят спецоперацию, чтобы провести Нюрнбергский процесс против всей Европы», — проповедовал один из них во время недавней проповеди, опровергая сообщения о жертвах среди гражданского населения. «Что может произвести Запад? Только ИГИЛ и неофашизм».
Крест и купол разрушенной обстрелом русской армией православной церкви в отвоеванном украинской армией городе Хостомель Киевской области, Украина, 06 апреля 2022 г. что Казахстан, Молдова и Грузия воссоединятся с Россией в дополнение к Украине. Но если Путин хочет отполировать свое наследие собирателя исторических русских земель, возникает проблема. Жители Украины не заинтересованы в том, чтобы быть «освобожденными» благодаря его операции по «денацификации» их страны. «Русский мир наступил!» — саркастически выкрикнула одна женщина, снимая войска вторжения, сражающиеся с толпой разгневанных местных жителей всего в 20 милях от восточной границы Украины с Россией. «Мы тебя не ждем, так что убирайся отсюда!» Через несколько часов после первых ракетных ударов 24 февраля даже Православная Церковь на Украине, находящаяся под властью Московского патриарха, с негодованием обратилась к Путину. «Мы просим вас немедленно прекратить эту братоубийственную войну», — умолял митрополит Онуфрий. «Такая война не имеет оправдания ни перед Богом, ни перед людьми».
Таким образом, путинская авантюра не только военная, но и духовная. Подобно развороту Сталина в низшей точке Второй мировой войны, его опора на православную церковь в последнее десятилетие попахивает отчаянием. Вряд ли это связано с личной приверженностью вере: хотя Путин с самого начала своего президентства позиционировался как верующий, более десяти лет Путин в значительной степени отвергал политические цели Церкви, такие как обязательные занятия по православию в государственных школах, пока ему не понадобилось самодержавное символизм преобладал после его возвращения на пост президента в 2011-2012 годах. На протяжении всего своего правления он постоянно говорил и вел себя вразрез с нормативным поведением православных христиан, например, заявляя, что выбор веры не имеет значения, поскольку все религиозные категории являются человеческим изобретением, или когда неловко приветствовал патриарха Кирилла жестами, зарезервированными для поклонения священной реликвии. или значок.
Воинственная риторика православных священнослужителей находит отклик у некоторых набожных россиян, но это узкая часть населения. В то время как общенациональный опрос 2019 года показал, что более 60 процентов россиян старше 25 лет считают себя православными, тех, кто внимательно относится к институциональной церковной жизни — например, посещая пасхальные богослужения, — всего несколько процентов. Тот же опрос показал резкое сокращение числа тех, кто идентифицирует себя как православных, среди возрастной группы 18-24 лет — всего 23 процента.
Это резко контрастирует с Украиной, где четверть населения посещает пасхальные службы и большинство 18-24-летних определяют себя как верующих. Быстрое и тотальное отчуждение миллионов украинских православных — это колоссальная цена, которую Патриарх Кирилл заплатил за лояльность Путину, ведь в Украине находится треть его приходов и монастырей. Международный авторитет Патриарха также подорван, поскольку православные за границей, не заткнутые новым запретом Кремля на критику российских вооруженных сил, осудили войну, в том числе собственные епископы Кирилла в Эстонии и Литве, а также Папа Франциск и архиепископ Кентерберийский.