Биография игорь старый: Князь Игорь биография кратко – самое важное о правлении на Руси, внешняя и внутренняя политика

Содержание

биография, семья, годы правления, походы. Киевский князь Игорь Рюрикович :: SYL.ru

В летописных сводах X-XI веков сын легендарного князя Рюрика, Игорь, упоминается с добавлением слова Старый. Происходит это потому, что именно к нему возводят они начало династии русских князей Рюриковичей. Подобное наименование вошло в обиход, и широко использовалось историками более поздних времён. Не будем и мы отступать от установившейся традиции.

Краткое предисловие

Прежде чем начать разговор, следует отметить крайне важную деталь – обо всех событиях, в которых, так или иначе, принимал участие Игорь Старый, сегодня известно из ряда письменных памятников, часто противоречащих друг другу. Поэтому, ведя разговор о тех давно ушедших временах, принято следовать наиболее распространённой и общепринятой версии, и не следует удивляться, если она не во всём соответствует данным из каких-либо второстепенных источников.

Регент и попечитель юного князя

Как свидетельствует составитель «Повести временных лет» – летописец Нестор, после смерти легендарного князя Рюрика, последовавшей в 879 году, остался его малолетний сын и наследник Игорь, родившийся годом ранее. Поскольку по малолетству он ещё не мог приступить к княжению, то до его возмужания правление осуществлял родственник почившего правителя – князь Олег – тот самый, который вошёл в нашу историю с титулом Вещий. Он же был и ближайшим попечителем отрока.

Вскоре после обретения власти Олег подчиняет себе вольный, до той поры, Смоленск, а затем подступает со своей дружиной к Киеву. Летописец рассказывает, что киевских князей Аскольда и Дира он хитростью выманивает из укреплённого города, и убивает. Захватив таким образом власть, и желая придать ей легитимность, Олег указывает киевлянам на малолетнего Игоря как на законного наследника власти, себе же отводит роль некоего регента. В действительности же это было лукавством, поскольку власть он не выпустил из рук до самой смерти.

Женитьба князя Игоря

О том, как прошла юность князя Игоря ничего не известно, и в следующем отрывке летописец являет его читателю уже возмужавшим, однако, всё ещё не вышедшим из-под опеки Олега. Именно он приводит молодому князю невесту – совсем юную тринадцатилетнюю (а по некоторым источникам, вообще, десятилетнюю) псковитянку с необычайно поэтическим старославянским именем Прекраса.

Далее, Игорь Старый (которому тогда едва исполнилось 23 года), воспылав любовью, женится на юной красавице, но почему-то даёт своей невесте новое имя – Ольга. Объяснений этому его поступку может быть два – или это следствие сиюминутного каприза, или причина более серьёзная.

Вероятная родственница Вещего Олега

Дело в том, что Ольга – это скандинавское имя, являющееся производной формой от мужского имени Олег. Поэтому бытует предположение, что попечитель и временщик попросту сосватал наследнику свою родственницу, желая укрепить влияние на повзрослевшего юношу.

Так или иначе, но в историю России эта женщина вошла под именем княгини Ольги – первой русской христианки, причисленной к лику святых. Она же является бабкой крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. Плодом её брака с князем Игорем стал сын Святослав Игоревич, унаследовавший власть, и ставший в отличие от своей матери жестоким гонителем христиан. Кроме Ольги у князя было много и других жён, но она всегда оставалась самой любимой.

Под бременем власти

В 912 году после неожиданной смерти своего опекуна, которую так поэтично воспел А. С. Пушкин, Игорь Старый обрёл, наконец, всю полноту власти. До этого времени он являлся самостоятельным правителем Киева лишь в 907 году, когда Олег оставлял его своим наместником во время похода в Византию, в ходе которого он овладел Царьградом и прибил на его вратах свой знаменитый щит.

Власть, ставшая достоянием ещё неопытного в правлении Игоря, принесла с собой немало забот. В частности, узнав о смерти Олега, взбунтовались и отказались платить ранее установленную дань племена древлян – восточнославянских народов, населявших в те годы территорию нынешнего украинского Полесья.

В результате князь Игорь Старый был вынужден, собрав дружину, идти усмирять бунтовщиков, что он и сделал в 913 году, а чтобы впредь было неповадно вольничать, обложил их данью, вдвое превышающей прежнюю.

Азиатское коварство и честолюбивые мечты

Следующим по хронологии военный поход был совершён князем против печенегов, впервые появившихся на Руси в 915 году. Направляясь в Византию для помощи ей в отражении нападения болгар, эти степные жители не имели в отношении подвластных Игорю земель агрессивных намерений, и князь согласился пропустить их. Однако, исполненный коварства, он ударил с тыла по их арьергарду, и в результате одержал довольно лёгкую победу, овладев имуществом и провиантом.

Это был успех, но разве он мог сравниться с той славой, которой покрыл себя его предшественник и опекун – Вещий Олег? Мысли об этом не покидали сознание честолюбивого и завистливого Игоря. Чтобы обессмертить своё имя, ему требовалось нечто, способное затмить прежние победы. Мечты о собственном щите на вратах Царьграда наполняли его жизнь. И в 941 году начинаются походы Игоря Старого на Византию. Их было два, каждый из которых по-своему интересен.

Морской поход на Византию

Первый поход князь осуществил морским путём, посадив на ладьи всё своё многочисленное войско. Сколько потребовалось этих небольших и весьма примитивных кораблей, чтобы двигаясь вдоль морского побережья от устья Днепра до Константинополя, перевести весьма значительное количество людей, доподлинно неизвестно. Нестор Летописец сообщает о 10 тыс. судов, европейские же источники говорят лишь о тысяче.

В любом случае это была достаточно внушительная флотилия. На подходах к византийской столице ей удалось одержать ряд незначительных побед, но затем случилось непредвиденное. Защитниками города было применено против них совершенно неизвестное на Руси оружие, вошедшее в историю под названием греческого огня.

Молния, сошедшая с неба

Судя по оставшимся описаниям, это было некое подобие современного огнемёта. Суть его состояла в том, что при помощи специальных сифонов в направлении противника под давлением выбрасывалась струя горящей смеси, не гаснущей даже при попадании в воду. Из чего она состояла точно неизвестно, но ряд сохранившихся записей, а также лабораторные эксперименты дают основание полагать, что её компонентами были негашёная известь, сера и нефть.

Эффект от применения этого оружия был колоссальный. Мало того, что с его помощью отправилась на дно добрая половина княжеской флотилии, но и на оставшихся в живых вид летящего огня произвёл неизгладимое впечатление. Известно, что они в панике бежали, а вернувшись на родину, рассказывали о некоем чуде – молнии, сошедшей с неба и истребившей их воинство. Таким образом, первый византийский блин вышел у Игоря большим кровавым комом.

Армия мародёров

Значительно удачней сложился второй поход, который Игорь Старый предпринял в 944 году. Он принёс если не воинскую славу, то, во всяком случае, изрядную добычу. За год до этого у князя родился сын – Святослав Игоревич, и на время отсутствия отца он номинально считался правителем, хотя, разумеется, за него эти функции выполняла мать – княгиня Ольга.

В этот раз княжеское воинство было разделено на две части, одна из которых двигалась по суше, а другая, как и в прошлый раз, разместилась на ладьях. Чтобы достичь, наконец, желаемого триумфа, Игорь собрал под свои знамёна огромное количество ратников, в число которых входили представители всех племён, с которыми у него были налажены контакты. Желание безнаказанно пограбить и обогатиться за чужой счёт соединило в его рядах русичей, варягов, печенегов, кривичей, половцев и многих-многих других искателей лёгкой наживы.

Синица в клетке

Двигаясь вдоль побережья Чёрного моря по направлению к Византии, эта орда оставляла после себя мёртвую выжженную землю, и весть о творимых ею бесчинствах разносилась далеко по окрестным землям. Когда эти слухи достигли византийского императора Романа I Локапина, он пришёл в ужас, и счёл благоразумным попытаться как-то отвести беду от своего государства, тем более что иноземцы достигли уже к тому времени берегов Дуная.

С этой целью он выслал навстречу войску послов с дарами столь богатыми, что, посовещавшись, ратники решили не продолжать поход. В этом был свой резон – идти вперёд, и рисковать головой, чтобы умножить и без того богатую добычу, никто не хотел. В результате, вспомнив лишний раз, что лучше синица в клетке, чем журавль в небе, все повернули назад. К тому же синица им досталась хоть и не овеянная славой победы, но весьма тучная.

Поход к древлянам за данью

Возвратившись из похода, князь не подозревал, что жизни его уже подходит конец, и виной тому не старость, хотя ему минуло к тому времени 67 лет, а жадность, которая всегда составляла неотъемлемую часть его натуры. Однажды она его и погубила.

Дело в том, что правление Игоря Старого держалось исключительно на силе его дружины, служившей ему опорой в борьбе с иными претендентами на власть, которых, как всегда, было немало. Поэтому для него являлось крайне важно поддерживать должные отношения с ратниками. И вот однажды среди них поднялось недовольство тем, что в дружине князя Свенельда – игорева воеводы, воины богаче одеты и лучше вооружены, чем они.

Не желая самому нести расходы, и в то же время, стараясь успокоить недовольных, он решил нагрянуть вместе с ними к древлянам и путём грабежа, совершаемого под видом сбора дани, решить проблему. Дружинники его охотно поддержали, и многочисленный отряд во главе с князем отправился к инородцам.

Гибель Игоря Старого

Поначалу всё шло именно так, как и было задумано. Дань собрали превеликую, и в предвкушении дележа отправились домой. Но тут в сердце князя зашевелилась змея, да пострашнее той, что ужалила когда-то Вещего Олега. Зовётся она жадностью, и сгубили её укусы несметное количество людей. Вот и Игорю запало на душу, что если вернуться с малым числом людей, да ещё пограбить, то и куш выйдет пожирнее, и делить его придётся на меньшее число ртов.

Не учёл он лишь того, что обязан знать каждый правитель – нельзя даже самых покорных людей доводить до крайности, иначе беда. Так и произошло, увидев князя, возвращающегося с малыми силами, и поняв его намерения, древляне взбунтовались. Перебив охрану, они предали князя лютой смерти – привязав за ноги к двум склонённым друг к другу елям, разорвали пополам. Так бесславно окончил свою жизнь киевский князь Игорь Старый, биография которого, почерпнутая из древних летописных сводов, легла в основу нашего рассказа.

Заключение

В завершение отметим одну любопытную деталь – в «Повести временных лет» этот правитель дважды назван «князем-волком». Несомненно, что столь выразительный и очень меткий образ во многом передаёт его истинную сущность. Как внешняя, так и внутренняя политика Игоря Старого всегда преследовала цель собственного обогащения и прославления, и не была направлена на интересы государства. Характерно, что существительное волк, кроме своего прямого значения, в древности употреблялось для выражений таких понятий, как грабитель, вор и разбойник, каковым, по сути, и являлся Игорь Старый. Смерть стала достойным воздаянием за его дела.

Ильинский Игорь Владимирович — биография актера, личная жизнь, фото, фильмы, спектакли. Артист театра и кино

Персона

Годы жизни:

24 июля 1901 — 13 января 1987

Страна рождения:

Российская империя

Сфера деятельности:

Актер кино

,

Режиссер

Выдающийся русский актер Игорь Владимирович Ильинский — выпускник знаменитых театральных режиссеров-новаторов, звезда немого кино, звезда звукового кино, постановщик гениальных спектаклей на сцене Малого театра, любимец зрителей во все времена.

Он родился 24 июля 1901 года в интеллигентной московской семье. Как писал Игорь Владимирович в своей книге «Сам о себе»: «Мне посчастливилось в жизни в том, что меня любили и лелеяли сначала мои родители и близкие, а в дальнейшем любили и лелеяли первые мои учителя, которые любовно и терпеливо пестовали меня, убеждали и возвращали к вере в себя, легонько и нежно подталкивали меня, увлекая новыми возможностями и открывая передо мной, может быть, еще неясные и недоступные мне, но прекрасные и великолепные дали и горизонты в искусстве».

Театром Ильинский был увлечен с детства. Поэтому никто не удивился, когда в 1917 году он поступил в студию театра, которым руководил Федор Комиссаржевский. 21 февраля 1918 года он дебютировал в роли старика в спектакле «Лисистрата» по Аристофану. 14 лет Игорь Ильинский проработал со знаменитым Всеволодом Мейерхольдом. И творческое сотрудничество с этим режиссером впоследствии он назвал «замечательным и трудным». Он восхищался им, учился у него. В то же время не все методы Мейерхольда были ему близки, случались и разногласия. Но тем не менее многое из того, что он усвоил в те годы, пригодилось ему потом и для собственных режиссерских опытов.

В 1923 году в жизнь Игоря Ильинского вошел кинематограф. Режиссер Яков Протазанов пригласил его на роль Кравцова в свою «Аэлиту». В 20-е годы Ильинский был звездой немого кино, огромную популярность ему принесли фильмы «Папиросница от Моссельпрома», «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Мисс Менд», «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Праздник святого Йоргена». Афиши в разных городах гласили: «Завтра — единственная гастроль знаменитого киноартиста, живого Игоря Ильинского!», «К нам едет король экрана! Нас посетит закройщик из Торжка, похититель трех миллионов, личный друг Мисс Менд и возлюбленный Аэлиты — Игорь Ильинский!»

Кадр из фильма «Закройщик из Торжка» (1925)

Кадр из фильма «Возвращение на круги своя» (1979)

Кадр из фильма «Безумный день» (1956)

Для многих звезд Великого немого появление звука в кино стало трагедией. Они не смогли освоить новый стиль игры, и голоса их, как выяснилось, были не столь приятными и совсем не совпадали с создаваемыми ими образами. Все эти печали совсем не коснулись Игоря Ильинского, в звуковом кино он был также естественен и органичен, как и в немом. Пример тому — его Бывалов в «Волге-Волге» Григория Александрова. Сатирическая роль недалекого чиновника сыграна им виртуозно и гомерически смешно.

Молодой режиссер Эльдар Рязанов, конечно, очень робел, когда пригласил на роль Огурцова в свой дебютный фильм «Карнавальная ночь» маститого актера Ильинского. Но все опасения были напрасны. Как писал Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги»: «Работа с Ильинским доставляла только удовольствие. У нас не случилось ни одного конфликта, мы всегда находили общий язык. Ильинский, который работал с крупнейшими мастерами режиссуры, был воспитан в почтении к режиссерской профессии. Я со своей стороны с абсолютным доверием относился ко всем его актерским предложениям. Во время производства «Карнавальной ночи» именно Игорь Владимирович задал тон уважительного отношения ко мне».

Второй раз на съемочной площадке Рязанов и Ильинский встретились на фильме «Гусарская баллада», где актер блестяще сыграл Кутузова. Правда, не сразу режиссеру разрешили взять Игоря Ильинского на эту роль. Киночиновники считали, что комедийный актер не может играть великого полководца, так как зрители, увидев его, сразу начнут смеяться и светлый образ будет скомпрометирован.

Спектакль «Лес» (1975)

Спектакль «Ярмарка тщеславия» (1976)

Спектакль «Вишневый сад» (1983)

Эти чиновники явно не видели Ильинского на сцене Малого театра, где он прослужил с 1938 года до конца жизни. В Малом Игорь Владимирович сыграл целую череду разнообразных ролей, и далеко не все они были комедийными. Ильинский был из породы тех уникальных артистов, которым одинаково были подвластны и комедия, и трагедия. Стоит вспомнить хотя бы его Фирса из «Вишневого сада», Акима из «Власти тьмы», или же Льва Толстого из спектакля «Возвращение на круги своя». Сам Игорь Владимирович поставил на сцене Малого несколько изумительных спектаклей: «Ревизор», «Лес», «Ярмарка тщеславия», «Вишневый сад», «На всякого мудреца довольно простоты», «Человек, который смеется». На сцену выходил, будучи уже почти совсем слепым. За кулисами ему специально светили яркими фонарями, чтобы он шел на свет, и не упал. И он шел и играл гениально, и зрители в зале даже не догадывались, как нелегко сейчас на самом деле веселому и жизнерадостному Аркашке Счастливцеву в «Лесе».

Игоря Владимировича Ильинского не стало под старый Новый год, 13 января 1987 года. По телевизору в этот день традиционно показывали «Карнавальную ночь», а в Малом театре шел поставленный им спектакль «Вишневый сад», где он много лет играл Фирса.

Теги:

Артисты театраСоветские режиссерыАктерыСоветские актерыРежиссерыАктер киноРежиссер

Ещё

В публикациях

Фильмы

Спектакли

Игорь Стравинский | Биография

Есть композиторы, которых легче насвистывать, чем Стравинского, но немногие лучше цитируют. Его мышление было остроумным, наводящим на размышления, иногда намеренно уклончивым и, в лучшем случае, глубоким. «Проблема с оценкой музыки в целом, — сказал он, — заключается в том, что людей учат слишком уважать музыку; вместо этого их нужно научить любить».13), которая, как известно, спровоцировала бунт на своем первом представлении в Париже. Но на протяжении своей долгой карьеры Стравинский сочинял удивительно разнообразную музыку. Его стили включали неоклассицизм Пульчинеллы, 12-нотный сериализм Трени, постсериалистскую сатиру «Потоп» и цвета неоренессанса «Монументум про Джезуальдо ди Веноза». В ряде произведений, таких как его опера 1951 года «Похождения повесы», используется сочетание стилизации и оригинальных техник. И все же голос Стравинского — один из самых узнаваемых среди всех композиторов. Игорь Фёдорович Стравинский родился в семье потомков русской и польской знати. Его отец был выдающимся солистом Мариинского театра, известным своим мощным басом и интеллигентностью своих интерпретаций. Его мать была опытной певицей и пианисткой. Римский-Корсаков, Бородин и Мусоргский были частыми гостями в квартире семьи, расположенной рядом с Мариинским. Именно у Римского-Корсакова Стравинский впервые начал серьезно заниматься музыкой в ​​1903, как прогульщик своего юридического образования, вскоре после смерти его отца. В ранних произведениях, таких как «Фантастическое скерцо» (1907–1908) и «Соната для фортепиано фа-диез» (1903–1904), Стравинский разработал стиль такого мерцающего блеска, который стали замечать более прогрессивные уши, чем у Римского-Корсакова. Решающий момент наступил в 1909 году, когда импресарио Сергей Дягилев решил, что ему нужно что-то ультрасовременное для сезона Русских балетов в Париже. Результатом стала «Жар-птица», премьера которой состоялась в Опере 19 июня.10 почти в одночасье принесли 30-летнему композитору международную известность. Резкое звучание The Firebird застало некоторых врасплох. Однако следующая работа Стравинского, «Петрушка» (1910–1911), стала еще более смелым заявлением о его зрелом стиле, с его пьянящей смесью наглых оркестровых деталей и ритмического драйва. К 1913 году и премьере «Весны священной» оба аспекта музыкальной личности Стравинского получили дальнейшее развитие. Он использовал двухтональные диссонансы и маниакальную ритмическую конструкцию, управляемую безжалостно повторяющимися паттернами, хотя буйство, возможно, было реакцией на сексуально заряженную хореографию Нижинского, а не на музыку. К этому времени имя Стравинского стало нарицательным. Среди своих друзей он считал Дебюсси, Пруста и Жида. На фотографиях того периода изображена щеголеватая фигура, чьи угловатые черты ощетиниваются глубоко укоренившейся уверенностью в себе. С революцией и народными волнениями в России Стравинский, его жена Катя, на которой он женился в 1906, а их четверо детей переехали из Санкт-Петербурга в Швейцарию. Здесь композитор в основном занимался более мелкими проектами, такими как «История солдата» (1918) и «Свадебка» (1921–23). Он также углубил свой интерес к русским и европейским народным традициям. Проведя 10 лет в Швейцарии, Стравинский переехал во Францию, пожив сначала у модельера Коко Шанель. О его возвращении было объявлено премьерой «Пульчинеллы» в мае 1920 года. Смелая переработка неаполитанской клавишной музыки 18-го века и пастырских арий была создана художником Пабло Пикассо, с которым Стравинский познакомился в Риме тремя годами ранее. Благодаря совместным усилиям Стравинского и Пикассо эффект Пульчинеллы был почти таким же поразительным и влиятельным, как и у Обряда. Хотя ни в одном из других неоклассических произведений Стравинского нет такой обнаженной, нагло прерванной стилизации, композитор продолжал исследовать эту жилку на протяжении 30 лет. Однако даже в рамках неоклассицизма ему удалось добиться огромного разнообразия. Среди его разнообразных произведений этого периода — «опера-оратория по Софоклу» «Царь Эдип» (1927), хоровой «Симфонии псалмов» (1930) и гибрида балета-кантаты «Персефона». Вместе они демонстрируют разнообразие звука, оркестровки и эстетики, что полностью развеивает идею неоклассицизма как общего стиля. В 1939 году, после смерти дочери Людмилы, Стравинский переехал в Америку. Он поселился в Голливуде, где жил с русской художницей Верой Судейкиной, его любовницей с 1921 года и женой с 1940 года. Толчком к переезду стало приглашение прочитать цикл лекций в Гарвардском университете. Позже они были опубликованы на французском языке как Poétique Musicale (1942), а на английском языке — «Поэтика музыки» (1947). Начавшаяся Вторая мировая война сделала решение остаться в США легким. Именно в Голливуде Стравинский ближе соприкоснулся с музыкой Шенберга и Веберна. Он исследовал это влияние в течение 1950-х годов в работах, в том числе в балетных партитурах « Агон» (1955) и « Авраам и Исаак» (1957). С помощью своего друга и помощника Роберта Крафта он достиг высокого положения в американском обществе. Он присутствовал на обеде в Белом доме по приглашению Джона Ф. Кеннеди в 1919 г. 62. После убийства Кеннеди он сочинил «Элегию» на слова У. Х. Одена. Последним шедевром Стравинского стали «Песни-реквиемы», написанные в 1966 году в возрасте 84 лет. Произведение примечательно сочетанием ярких красок и ритуального аспекта его ранних русских произведений с угловатым и фрагментарным стилем его более поздних работ. В 1969 году он переехал в Нью-Йорк, где после кратковременного восстановления своих творческих сил умер в апреле 1971 года. По указанию Веры его тело было перевезено в Венецию, где он был похоронен рядом с могилой Дягилева на острове Сан-Микеле. . Стравинский был одним из самых выдающихся композиторов 20-го века. Широкий спектр влияний и традиций, у которых его музыка просит, заимствует и крадет, вызывает критику. Рубеж века дал нам более ровную перспективу. Мы можем лучше восхищаться достижениями человека, который пересекся со многими крупными деятелями искусства своего времени. Для тех, кто когда-то утверждал, что музыка Стравинского танцует на памятниках истории, а не участвует в ее развитии, история доказала их неправоту.

Игорь Грабарь — Биография, живопись, жизнь

Игорь Грабарь (13 (25) марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский художник-постимпрессионист, издатель , реставратор и искусствовед. Немалых успехов он добился сразу в нескольких областях – музейной, реставрационной, научной и, конечно же, живописной.

Особенности творчества Игоря Грабаря: яркая насыщенная цветовая палитра, увлечение импрессионизмом и дивизионизмом, их индивидуальная интерпретация. Писал преимущественно пейзажи (его «фишкой» стали многочисленные изображения инея и зимних пейзажей), портреты и натюрморты.

Известные картины Грабаря: «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь», «Роскошный иней».

Детство и юность Игоря Грабаря

Когда Грабарь после окончания вуза менял паспорт, подвыпивший сотрудник паспортной службы запутался в данных и сделал местом своего рождения Петербург.

Помощник наотрез отказался исправлять ошибку. С тех пор Грабарь фигурирует в документах как уроженец Санкт-Петербурга (и его вариаций, из-за того, что сам город назывался Петроградом, а потом стал Ленинградом, а переименовать обратно в Петербург не успели) .

Справедливости ради, будущий художник Игорь Грабарь родился в Будапеште. Он переехал в Россию, когда ему было всего девять лет. Однако он рано впитал в себя русский дух. Его дед по материнской линии, Адольф Добрянский, был активным участником движения славянофилов и установил в своем доме русские обычаи. Его отец, член будапештского парламента, будучи также активным борцом с мадьяризацией славян, был вынужден в 1876 году бежать в Россию, где зарегистрировался под конспирологической фамилией Храбров (впоследствии так подписывал свои ранние произведения Игорь) . К отцу в Егорьевск (Рязанская губерния) семья приехала только в 1880 году, но надолго не задержалась. Вскоре отец должен был уехать в Измаил, и мальчик продолжил обучение в Егорьевске.

Он начал рисовать в раннем детстве, «изводя бездну бумаги».

Впервые прикоснувшись к масляным краскам, вдохнув их запах в мастерской своего учителя живописи, Игорь Грабарь был очарован навсегда: «Я думал, что не смогу устоять перед счастьем, наполнившим мою грудь, особенно когда я почувствовал сладкий чудесный запах свежей краски».

В 1882 году поступил в Императорский лицей цесаревича Николая в Москве. Наверное, самое лучшее в той части биографии Игоря Грабаря то, что этот период закончился. Грабарь сильно выделялся среди окружавших его богатых мальчишек; он учился в лицее на «стипендиата», и одноклассники не упускали возможности заняться его бедностью. Впрочем, место для хороших впечатлений все же нашлось. В Москве в это время проходила грандиозная всероссийская художественно-промышленная выставка, и Грабарь проводил долгие часы в художественном отделе, разглядывая картины Репина, Крамского, Куинджи и Перова. Стремясь лучше понять мир по ту сторону холста, Грабарь все выходные проводил в Третьяковской галерее, стремясь познакомиться с людьми в области искусства, а после этого стал посещать уроки рисования в Московское общество любителей художеств.

Игорь окончил лицей с золотой медалью, а затем в 1889 году поступил на юридический факультет Петербургского университета., где уже учился его старший брат Владимир (ставший впоследствии блестящим юристом). Петербург очаровал его с первого взгляда и оставался для художника самым красивым городом Европы на протяжении всей жизни.

«У него палец в каждом пироге» или образование Грабаря.

С самого детства Игорь Грабарь полагался только на себя, и такая привычка сослужила ему хорошую службу в Петербурге. Он сразу же погрузился в жизнь города, а также вел активную деятельность сразу в нескольких направлениях: научном, литературном и художественном. Он также получил историко-филологическое образование, много учился, писал критические обзоры и рецензии на выставки, составлял биографии художников, и все это происходило во время изучения права. У него остались самые радостные воспоминания о студенческой поре, в отличие от учебы в лицее. Тогда же он добился своего первого успеха.

Работа «Крыша под снегом», написанная им в 1889 году., был высоко оценен его коллегами-художниками, а также студентами Академии художеств. Говоря об Академии, Игорь Грабарь уже посещал академическую мастерскую известного педагога Павла Чистякова с 1892 года, который учил Репина, Серова и Врубеля. Естественно, после университета путь Грабаря был определен. Ему следовало поступить в Академию художеств, и этот выбор понимали и он, и его товарищи. Но, по совету своего друга, художника Щербинского, Грабарь решил немного повременить с поступлением в Академию, в которой происходил процесс серьезной реорганизации, и, в конце концов, поступил только в 189 г.4.

Уже в следующем году состоялась его первая европейская поездка, в которую вошли Германия, Италия и Франция. Итальянская культура оказала огромное влияние на художника. В частности, его поразила венецианская живопись. Что же касается Парижа, столицы импрессионизма, то этот город мог очаровать его раз и навсегда. Посещение магазина Амбруаза Воллара стало одним из поворотных моментов. Оказалось, что на свете существовали Ван Гог, Гоген, Сезанн! По возвращении Грабарю становилось все труднее убеждать себя в необходимости продолжения академического образования – после того, как он увидел, что происходит «на передовой». Он перешел в мастерскую Репина, которая пользовалась большой популярностью, но и там продержался недолго. Ему казалось, что учеба в Академии лишила его свежего взгляда на вещи и кисти естественности. В поисках других учителей Грабарь снова отправился в Европу, на этот раз в мюнхенскую школу Антона Ажбе, которая была очень популярна среди русских художников. Грабарь нашел там свое место, и директор школы, оценивший его талант, даже предложил ему возглавить группу и вести занятия для начинающих. Позже Игорь Грабарь возглавил одно из двух отделений школы.

Хронологические рамки мюнхенского периода в биографии художника Грабаря простирались с 1896 по 1901 год. В это время он не только рисовал и преподавал, но и изучал историю живописи, скульптуры и архитектуры. Через год Грабарь снова побывал в Париже, и это путешествие позволило ему создать «синтез Мюнхена и Парижа», а также осознать, насколько он близок импрессионистскому стилю. И самое главное, впитав в себя новые веяния, он смог потом понять, как их трансформировать в свой собственный стиль живописи.

Грабарь – художник и Грабарь – искусствовед в дореволюционной России

Exposition Universelle 1900 года, более известная на английском языке как Парижская выставка 1900 года, стала для Игоря Грабаря, прежде всего, эстетическим потрясением, а главное — явным указанием на то, что художник должен был быть сосредоточен на изображении собственных реалий: « благодаря этой выставке мне пришла в голову отличная идея – мысль о том, что художник должен сидеть дома и изображать свою, близкую и родную ему жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали свою реальность лучше, чем чужую, и потому, что любили ее больше, чем чужую».

Вернувшись в Россию, Грабарь примкнул к сторонникам движения «Мир искусства». Собственно, еще в Мюнхене уже началось его сотрудничество с одноименным журналом и Сергеем Дягилевым. Его обзоры выставок и критические заметки были уже в то время очень популярны, а данные им рецензии поражали своей тонкостью и точностью. На момент своего возвращения он был известен среди художников мира как критик и волновался, примут ли его как художника. Его заботы и тревоги оказались напрасными — в 1902 на выставке «Мир искусства» Грабарь выставил десять картин, и все они были приняты благосклонно, показателем чего стало первое приобретение Третьяковской галереи — картина «Луч солнца» (1901).

«Мир искусства» призвал участников российского культурного процесса исследовать свои корни. Это был один из стимулов, побудивших Грабаря углубиться в историю искусства. Его предшественником можно назвать Александра Бенуа. Кстати, Грабарь высоко ценил Бенуа. По воспоминаниям художника, Бенуа «сразу понравился ему больше, чем кто-либо другой», и это впечатление Игорь Грабарь сохранил на всю жизнь.

Александр Бенуа написал «Историю живописи XIX в.век». Грабарь, в свою очередь, работал над «Историей русского искусства» (сначала для издательства Иосифа Кнебеля) с начала 1900-х до конца жизни. Работа над «Историей» стала к тому времени одним из главных его достижений. В этот период Грабарь стал крупным русским искусствоведом и непревзойденным специалистом в области атрибуции русской живописи.

Были времена, когда художник чувствовал, что научная работа мешает развитию его живописных способностей. «Хотел бы я просто отбросить все архивы, рассказы, исследования и все организационные вещи, которые меня так глубоко увязли во всем этом, и убрать это из живописи. Но возможно только одно: либо искусство, либо наука об искусстве, — с грустью признал Грабарь. Однако ему еще предстояло научиться сочетать искусство и науку о нем. В 1909 состоялась большая выставка его картин в Союзе художников России, после чего Грабарь погрузился в научную и архитектурную деятельность и пять лет подряд не прикасался к кисти.

По просьбе вдовы известного врача Григория Захарьина Игорь Грабарь начал проектировать мемориальный больничный комплекс в честь погибшего сына Захарьиных. Результат ясно указывал на большое увлечение автора итальянским архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио. Однако ему пришлось отказаться от этой страсти, чтобы продолжить работу над «Историей русского искусства». Компенсацией этого стал написанный им раздел о русской архитектуре XIV и XIX веков. В 1914 января вышло уже пять томов серии «История русского искусства». Грабарь также написал ряд монографий о крупных русских художниках. В революционное время работа над изданием прекратилась, но Грабарь никогда о ней не забывал. Уже в советское время он смог вернуться к теме: по его инициативе с 1954 по 1962 год вышло многотомное издание «История русского искусства».

В 1902 году Третьяковская галерея приобрела первое произведение Грабаря. , а уже в 1913, он стал попечителем музея. Фактически это соответствовало должности исполнительного директора, которую он занимал до 1925 года.

Именно Грабарь способствовал глобальному превращению Третьяковской галереи из частной коллекции в музей общественного значения. Грабарь придумал идею и в итоге воплотил ее в жизнь. Он осуществил кардинальные изменения в размещении картин. Интересная деталь: благодаря перевеске картина Сурикова «Боярыня Морозова» впервые оказалась расположена так, что ее было видно издалека, сквозь анфиладу залов. Это оказалось настолько удачным решением, что, по их словам, Суриков, войдя в обновленную галерею, поклонился Грабарю в землю. Помимо энтузиазма и благодарности, ему пришлось столкнуться с солидным противодействием. Противники нововведений во главе с бывшим попечителем галереи Ильей Остроуховым настаивали на необходимости сохранения порядков, которые были при Павле Третьякове. Грабарь выиграл спор, но ему было нелегко. Также на его совести (в хорошем смысле) было полностью составление каталога и полной описи галереи. Этот урок занял много времени, но он был одним из главных искушений, заставивших Грабаря взять на себя управление галереей. «Это не услуга, не тягость, даже не работа, а удовольствие, сплошная радость», — говорил он о работе по атрибуции картин, происхождение которых какое-то время было под вопросом.

Игорь Грабарь – певец снега и инея

После распада «Мира искусства» Грабарь переехал из Петербурга в имение Титово Тульской губернии, принадлежавшее его тете. Именно там он нашел предмет, впоследствии ставший одним из его символов, — иней.
«Алмазное кружево на бирюзовой эмали неба» Грабаря хорошо известно нам по многочисленным картинам «в инее» (1, 2, 3, 4, 5).

Знакомство и дружба с богатым хлебосольным художником Николаем Мещериным привели к тому, что Игорь Грабарь провел (наездами) в его имении Дугино более двадцати пяти лет. Однако в Дугино в полной мере проявился другой знаковый для его картин сюжет — снег. Сам художник говорил, что самым интересным для него пейзажем был зимний (1, 2, 3). Там он нашел себе жену. Валентина Мещерина была племянницей Николая Мещерина. У Грабаря было двое детей — Ольга и Мстислав.

Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР

После Октябрьской революции неоценимую работу по сохранению произведений искусства взял на себя Игорь Грабарь. Он безоговорочно признал новую власть и сразу стал с ней сотрудничать. Свое предназначение он видел в сохранении и реставрации картин. Грабарь принимал активное участие в создании государственного музейного фонда, национализации и дальнейшем распределении художественных коллекций (что во многих случаях означало просто спасение этих произведений от уничтожения). Кроме того, он работал в Академии истории материальной культуры, руководил художественной постановкой Малого театра и читал уникальный для того времени курс лекций по научной реставрации в Московском университете. Возглавлял Третьяковскую галерею, он же организовывал там интересные выставки. Его высочайший профессионализм ценился не только на родине, но и пользовался большим спросом за границей. В 20-30-е годы Грабарь много путешествовал по миру в качестве известного искусствоведа. В 1928 января в СССР было введено звание «Заслуженный деятель искусств», и первым лауреатом стал Игорь Грабарь.

Поняв, что не может посвятить себя всем направлениям, он принял решение сосредоточиться на реставрационных работах, которые в то время были для него наиболее интересны. Пришлось пожертвовать должностью исполнительного директора Третьяковской галереи и преподаванием в МГУ. И пресловутое «Уйду на пенсию, а потом…!» в случае с Игорем Грабарем означало возвращение к живописи, что он и сделал в 1930. Ведь, как он со вздохом признался, «художник более чувствителен и гибок, чем искусствовед, его глаза не так безнадежно завязаны шорами и его мозг не так предательски загружен историей, теорией и всякими предубеждения». Однако ни с искусствоведением, ни с активной деятельностью после получения именной пенсии Грабарь не распрощался, просто позволил себе больше рисовать. Предыдущее десятилетие он тоже не забывал о кисти, а в 1923 году даже посетил Америку с большой выставкой, в которую вошли двадцать его картин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *