Как вы думаете какую роль в истории нидерландов сыграл кальвинизм: 1)как вы думаете какую роль в истории нидерландов сыграл кальвинизм 2) в чем причина…

Содержание

Нидерланды в борьбе за свободу



Вопросы

1. Почему одной из форм национально-освободительного движения в Нидерландах на первом этапе стало иконоборчество?

Борьба в Нидерландах шла не за национальное освобождение. В XVI в. не было таких понятий. Они боролись за своё право исповедовать кальвинизм. Эта вера отрицает поклонение иконам и другими изображениями Господа и святых, считая их идолами. Кальвинизм вообще считает недопустимым и само поклонение святым, а не только их изображениям: почитать, по их мнению, следует лишь Господа. Именно поэтому борьба в Нидерландах началась с иконоборчества: она была религиозна по сути своей.

2. Какие слои населения Нидерландов участвовали в борьбе с Испанией? Кто из них, на ваш взгляд, сыграл решающую роль?

В борьбе участвовали, прежде всего, горожане и моряки. Они напрямую пострадали от войны с Англией, вернее, от прекращения торговли с этой страной.

Также восстание поддержали многие дворяне: в Нидерландах они уже тесно были связаны с торговлей. Кроме того, именно среди горожан и дворянства активнее всего распространялся протестантизм. Решающую роль, как мне кажется, сыграли дворяне, потому что они умели воевать, большинство ещё до революции имело боевой опыт.

3. Как вы думаете, какую роль в истории Нидерландской республики сыграл кальвинизм?

Кальвинизм сыграл в истории этой республики решающую роль. В Нидерландах преобладал протестантизм именно в форме кальвинизма, потому вся революция и создание республики было фактически борьбой кальвинизма за свои права. После обретения независимости кальвинизм был господствующей религией в республики, потому во многом определял её внутреннюю и внешнюю политику: у господствующих в государстве религий в то время, как правило, была такая роль.

4. В чём причины быстрого развития Голландии в начале XVII в.?

Причины:

— приток беженцев из южных провинций Нидерландов вместе с капиталами и секретами мастерства;

— благодаря благоприятному налоговому климату развивалась торговля, росли банки;

— в условиях войны с Испанией на море серьёзно развились мореплавание и кораблестроение, что потом позволило построить самый большой в Европе флот, как военный, так и торговый;

— господствовавший кальвинизм также помогал развитию предпринимательства;

— страна получила достаточные для целей своей торговли колонии.

Задания

1. В обращении герцога Альбы к жителям Нидерландов (1573) говорилось:

«Несмотря на ваши многократные преступления, его величество еще старается, как курица, сзывающая своих цыплят, собрать вас всех под родительское крыло. Этим король еще раз предостерегает вас, чтобы вы отдались в его королевские руки и не ждали его ярости, жестокости, бешенства и приближения его армии.

Но если вы презрите то предложение милосердия… мы вас предостерегаем, что нет строгости, нет жестокости, как бы они ни были велики, которых вам бы не следовало ожидать; мы внесем опустошение, голод и меч, так что нигде не останется и следа того, что теперь существует; его величество разорит и совершенно обезлюдит страну и заставит ее населиться снова иностранцами».

Как это обращение характеризует политику Испании в Нидерландах? Как вы думаете, были ли у такой политики шансы на успех?

По документу видно, что тем, кто продолжал сопротивляться, грозили полным уничтожением.

Эта политика могла бы иметь успех, если бы испанские войска только побеждали, если бы у гёзов не было совсем никаких успехов. Но пока у кальвинистов оставалась хоть малейшая надежда на победу, они не могли смириться перед такими требованиями.

2. Подумайте, какие аргументы могли бы привести испанцы для оправдания своих действий. Сравните их с аргументами восставших.

Испанцы считали, что все еретики после смерти попадут в ад, потому такими жестокими мерами они на само деле пытались спасти людей от вечного пламени. С другой стороны кальвинисты были убеждены, что именно католичество и ведёт в ад, а их вера – к спасению. Так происходило всегда в то время в спорах между разными конфессиями. Потому в многоконфессиональном государстве альтернативой гражданской войны была только политика веротерпимости (и даже она от гражданских распрей не всегда спасала).

§ 9. Нидерланды в борьбе за свободу. Всеобщая история. История Нового времени.

 7 класс

§ 9. Нидерланды в борьбе за свободу

Нидерланды под властью Испании. Страна, расположенная по нижнему течению рек Шельды, Мааса и Рейна, называлась «низовыми землями» – Нидерландами. Ее географическое положение было исключительно выгодным. По рекам жители Нидерландов торговали с Францией и Германий, а по морю плавали в Англию и страны Балтики. Эта страна считалась одной из самых богатых в Европе. На ее небольшой территории к XVI в. имелось около 300 городов и более 6500 деревень.

Издавна страна была центром высокоразвитого ремесла. Среди 17 провинций Нидерландов наиболее экономически развитыми были Фландрия и Брабант в центральной части страны, где выделялись города Антверпен, Брюссель и Гент, а также Голландия и Зеландия на северо-западе, где крупнейшим центром был Амстердам. Эти районы имели разные экономические интересы: Фландрия с Брабантом в хозяйственном отношении были связаны с Испанией, а Голландия – со странами Балтики.

В XVI в. в экономике страны произошли важные изменения, связанные с развитием капитализма.

Многие цехи пришли в упадок, на смену им выдвинулись мануфактуры. Крупнейший порт Нидерландов Антверпен стал центром складывавшегося мирового рынка. Здесь ежедневно разгружались корабли со всей Европы, обсуждали свои дела сотни купцов и финансистов самых разных национальностей.

Роттердамская биржа. Художник И. де Вор

Новые отношения проникали и в деревню. Дворяне часто не могли приспособиться к изменившимся экономическим условиям, беднели и попадали в долги, а их земли переходили в руки ростовщиков и состоятельных горожан. Зато фермеры и богатые крестьяне, использовавшие наемный труд и производившие продукцию на продажу, хозяйствовали успешно. В то же время многие крестьяне и ремесленники разорялись; одни из них становились наемными рабочими, другие – бродягами и нищими.

В первой половине XVI в. Нидерланды входили в состав державы Карла V. Отсюда он получал значительную часть своих доходов, отсюда удобно было вести военные действия против Франции и немецких протестантов.

Император управлял страной через своего наместника, но вынужден был считаться с представительными учреждениями – Генеральными штатами, а также вольностями отдельных провинций и городов.

Какие изменения произошли в XVI в. в экономике Нидерландов? Что препятствовало ее развитию?

В первой половине XVI в. в стране появилось множество лютеран, а затем кальвинистов. Карл V издал особые законы против сторонников Реформации и учредил трибунал инквизиции. Недовольство налогами и религиозными преследованиями усиливалось, но при Карле V все же редко перерастало в открытое неповиновение: в составе империи Карла V Нидерланды имели широкие возможности для торговли в Европе и в Новом Свете. Положение изменилось, когда в 1555 г. Нидерланды вместе с Испанией унаследовал Филипп II.

Начало освободительной борьбы. Политика Филиппа II по отношению к Нидерландам определялась исключительно интересами Испании. Так, нидерландские купцы были лишены торговых льгот в Испании и ее колониях. А начавшийся англо-испанский конфликт парализовал торговлю Нидерландов и Англии, что оставило без работы тысячи людей. Фанатичный католик Филипп II решил искоренить кальвинизм в Нидерландах и с этой целью усилил там власть церкви и инквизиции.

Все эти действия исходили от иноземного монарха и приобрели характер национального угнетения. Испанские власти лишились в стране всякой опоры. Всеобщее недовольство быстро нарастало.

Вильгельм Оранский

Среди недовольных оказались и многие дворяне, в том числе аристократы принц Вильгельм Оранский, графы Эгмонт и Горн. Взяв на себя роль посредников между волновавшимся народом и правительством, они добивались восстановления вольностей страны и прекращения религиозных гонений. Делегация дворян вручила свое обращение наместнице короля Маргарите Пармской. Их скромная одежда дала повод одному из вельмож свиты наместницы презрительно обозвать их «гёзами», то есть нищими, оборванцами. Это прозвище было подхвачено недовольными, и вскоре так стали называть всех патриотов и противников испанского режима.

Освободительное движение началось летом 1566 г. с массового восстания иконоборцев (т. е. противников икон). Вдохновленные кальвинистами толпы народа начали громить церкви, истребляя иконы, статуи святых и предметы католического богослужения. Погрому подверглись около 5500 церквей по всей территории страны. Вскоре выяснилось, что восставшие требуют не только религиозной реформы, но и раздела имущества богачей. Это отпугнуло от движения дворян и наиболее состоятельных людей, что позволило Маргарите Пармской расколоть силы восставших уступками, собрать войска и к весне 1567 г. подавить восстание. Несмотря на это, в Испании спешно готовили карательную армию.

Почему освободительное движение началось в правление Филиппа II, а не раньше, в эпоху Карла V?

Герцог Альба против «гёзов»

Летом 1567 г. испанская армия во главе с герцогом Альбой вступила в Нидерланды. Талантливый полководец, но посредственный политик, Альба начал методично выполнять порученное: ликвидировать привилегии страны, выжать из нее как можно больше денег, примерно наказать бунтовщиков. Испанцы вели себя в Нидерландах как в завоеванной стране. Был учрежден «Совет по делам о мятежах», прозванный «кровавым советом». Без всякой судебной процедуры он вынес смертные приговоры тысячам людей. В числе первых сложили головы на плахе графы Эгмонт и Горн. Вильгельм Оранский, как и многие другие, вынужден был бежать из страны.

Герцог Альба. Художник Тициан

Одновременно Альба увеличил налоги, собираясь затем ввести и огромный налог со всех торговых сделок. Для Нидерландов с их развитой торговлей это означало катастрофу.

Кровавый террор Альбы лишь укрепил волю народа к сопротивлению. Укрывшиеся в лесах отряды вооруженных патриотов – «лесных гёзов» – нападали на испанцев, расправлялись с их пособниками. Матросы и рыбаки повели борьбу на море. «Морские гёзы» захватывали и топили испанские суда, вели военные действия на побережье. В организации сопротивления испанцам большую роль сыграли организации кальвинистов. В то же время дворяне, бежавшие из Нидерландов, объединились вокруг Вильгельма Оранского. Первоначально, не считая гёзов серьезной силой, принц набирал для войны с испанцами отряды наемников, искал союзников среди врагов Филиппа II. Однако успехи гёзов и собственные неудачи со временем заставили его изменить свое отношение к народной борьбе и пойти на союз с ними.

Освободительное движение в Нидерландах

Найдите на карте границы республики Соединенных провинций и той части страны, где сохранилась власть Испании. Каким современным государствам примерно соответствуют эти территории?

В апреле 1572 г. корабли «морских гёзов» внезапно овладели портом Брилле. С этого события началось всеобщее восстание в северных провинциях. Осознав важность событий, принц вернулся в Голландию и занял должность статхаудера (правителя) Голландии и Зеландии. Вильгельм Оранский стал подлинным лидером освободительной борьбы. Он отличался честолюбием, острым умом и красноречием, но в то же время получил прозвище «Молчаливый» за умение скрывать свои замыслы. Мужественный патриот, он был расчетливым политиком, подчас медлительным в принятии решений, но зато упорным в их проведении в жизнь. Мастер лавирования и компромисса, он умел создавать все новые препятствия для своего грозного противника.

Испанские солдаты в захваченной нидерландской деревне

Тем временем Альба все силы обрушил на восставший север. Голландские города героически сопротивлялись, выдерживая многомесячные осады. Горожане Лейдена в ответ на предложение сдаться гордо ответили: «Знайте, что каждый из нас съест свою левую руку, чтобы правой защищать свою свободу». Когда силы защитников были исчерпаны, патриоты разрушили плотины на берегу моря, вынудив испанцев отступить. Война обходилась Филиппу II все дороже. Раздраженный неудачами, король отозвал герцога Альбу в Испанию.

Победа восстания на севере страны

После нескольких лет упорной борьбы в сравнительно отсталых южных провинциях возобладали сторонники соглашения с Филиппом II, заключившие в 1579 г. договор с испанским наместником в Нидерландах. В ответ на это северные провинции, а также некоторые города Фландрии и Брабанта в том же году заключили между собой в Утрехте унию (союз), фактически провозглашавшую независимость страны от Испании. В 1581 г. Филипп II был объявлен низложенным.

Дворик в голландском городе

Судьбы провинций, подписавших Утрехтскую унию, сложились по-разному. Брабант и Фландрия героически сопротивлялись наступлению испанцев. Однако здесь нашлось немало сторонников соглашения с Филиппом II. Раскол среди восставших способствовал поражению освободительного движения в этой части страны.

Северным провинциям удалось отстоять свою независимость. Однако их правящие круги долго не отваживались порвать с монархической формой правления. Престол предлагался и брату французского короля, и Елизавете Английской. Лишь убедившись, что никто из претендентов не склонен защищать интересы Нидерландов, Соединенные провинции объявили себя Республикой. Это произошло уже после смерти Вильгельма Оранского, убитого в 1584 г. испанским агентом.

Испания не признала новой Республики и воевала с ней до 1609 г., когда вынуждена была заключить перемирие на 12 лет и фактически согласиться с независимостью своих бывших подданных. Затем война возобновилась, однако своих целей испанцы так и не добились. В 1648 г. им пришлось официально признать независимость Республики Соединенных провинций.

Какая черта экономического развития Фландрии и Брабанта могла способствовать тому, что в этих провинциях возобладали сторонники соглашения с Испанией?

Расцвет Голландии

Победа над Испанией расчистила на севере путь для развития капитализма. Хозяйственная жизнь Республики быстро пошла в гору. Этому способствовал приток переселенцев с юга, не желавших оставаться под властью Испании. Они привозили с собой свои капиталы, секреты мастерства и быстро налаживали производство на новом месте. Росли капиталистические мануфактуры, создавались банки, процветала торговля. Морской флот Республики, самый большой в Европе, насчитывал до 4300 кораблей. Развитию капитализма способствовал утвердившийся в Соединенных провинциях кальвинизм с его оправданием стремления к обогащению.

Синдики гильдии суконщиков. Художник Рембрандт

Наиболее развитой провинцией Республики была Голландия, давшая неофициальное название всему государству. Амстердам стал центром мирового рынка, сменив отошедший на второй план Антверпен. На рубеже XVI–XVII вв. Голландия включилась в борьбу за колонии. Огромное влияние приобрела монопольная Ост-Индская компания, потеснившая португальцев в Индии и полностью вытеснившая их из Индонезии. Голландские колонии появились на юге Африки и в Америке.

Среди историков существует точка зрения, что долгая борьба Нидерландов против Испании за свою религиозную, экономическую и политическую свободу имела характер буржуазной революции и что в результате ее феодальные отношения, мешавшие развитию капитализма, потерпели поражение вместе с олицетворявшей их Испанией. Во всяком случае, капитализм в Голландии развивался теперь быстрее, чем в эпоху испанского владычества. Хотя его победа не была еще вполне прочной, но все же именно маленькая Голландия прокладывала пути другим европейским странам.

Подведем итоги

Освободительное движение Нидерландов против Испании было вызвано религиозными гонениями, экономическим гнетом, политическими притеснениями. В результате его победы на севере страны были устранены главные препятствия на пути развития капитализма. Голландия вступила в период быстрого развития капиталистических отношений.

Синдики старейшины цеха (гильдии) или главы купеческих союзов.

Буржуазная революция коренной переворот в феодальном обществе, в результате которого к власти приходит буржуазия и создаются условия для капиталистического развития.

• 1566–1648 Освободительная борьба Нидерландов против Испании.

«Мы умрем с голоду, если нас скоро не освободят, но голодная смерть лучше позорной смерти».

(Из речи бургомистра Лейдена, осажденного испанцами, перед населением города)

Вопросы

1. Почему одной из форм национально-освободительного движения в Нидерландах на первом этапе стало иконоборчество?

2. Какие слои населения Нидерландов участвовали в борьбе с Испанией? Кто из них, на ваш взгляд, сыграл решающую роль?

3.  Как вы думаете, какую роль в истории Нидерландской республики сыграл кальвинизм?

4. В чем причины быстрого развития Голландии в начале XVII в.?

Задания

1. В обращении герцога Альбы к жителям Нидерландов (1573) говорилось:

«Несмотря на ваши многократные преступления, его величество еще старается, как курица, сзывающая своих цыплят, собрать вас всех под родительское крыло. Этим король еще раз предостерегает вас, чтобы вы отдались в его королевские руки и не ждали его ярости, жестокости, бешенства и приближения его армии.

Но если вы презрите то предложение милосердия… мы вас предостерегаем, что нет строгости, нет жестокости, как бы они ни были велики, которых вам бы не следовало ожидать; мы внесем опустошение, голод и меч, так что нигде не останется и следа того, что теперь существует; его величество разорит и совершенно обезлюдит страну и заставит ее населиться снова иностранцами».

Как это обращение характеризует политику Испании в Нидерландах? Как вы думаете, были ли у такой политики шансы на успех?

2.  Подумайте, какие аргументы могли бы привести испанцы для оправдания своих действий. Сравните их с аргументами восставших.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Нидерланды

Нидерланды Вопрос 2.1Рассказывают, что, когда к замечательному нидерландскому живописцу Яну ван Эйку (ок. 1385/1390–1441) приезжали итальянские художники, они не только разглядывали его работы, но даже нюхали их.Нюхали-то зачем?Вопрос 2.2Для владельца гравюрной мастерской

Нидерланды

Нидерланды Ответ 2.1Ян ван Эйк первым стал смешивать краски с льняным и ореховым маслом. Вот итальянцы и вынюхивали, чтобы разгадать секрет масляной живописи.Ответ 2.2Чтобы обеспечить гравюре больший сбыт, Кок объявил автором рисунка Иеронима Босха. Ответ 2.3Ян Брейгель

Лекция № 12. Свободу не подарят, свободу нужно взять

Лекция № 12. Свободу не подарят, свободу нужно взять Россия досталась большевикам, как падаль достается стервятникам.Причем в этой ситуации невозможно сострадание, невозможно сочувствие, и невозможно определить, где добро, а где зло. В чем заключается больше добра, в

ГЛАВА LXX  Характер Петрарки и его венчание, — Трибун Риенци восстанавливает свободу Рима и его управление- — Его добродетели и пороки; его изгнание и смерть, — Возвращение пап из Авиньона — Великий западный раскол. — Объединение католической церкви, — Последняя борьба римлян за свободу — Римские ст

ГЛАВА LXX  Характер Петрарки и его венчание, — Трибун Риенци восстанавливает свободу Рима и его управление- — Его добродетели и пороки; его изгнание и смерть, — Возвращение пап из Авиньона — Великий западный раскол. — Объединение католической церкви, — Последняя борьба

Нидерланды к началу XVI в.

Нидерланды к началу XVI в. Нидерланды –область в низовьяхрек Мааса, Рейна и Шельды, вдоль побережья Северного моря. В XIV – XV вв. большинство расположенных на этой территории графств, герцогств и сеньорий, находившихся, как правило, в ленной зависимости от Священной Римской

НИДЕРЛАНДЫ В XVI ВЕКЕ

НИДЕРЛАНДЫ В XVI ВЕКЕ НИДЕРЛАНДЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА Верховная власть над Нидерландами с 1482 г. принадлежала государям из дома Габсбургов. В начале XVI в. правителем Нидерландов был Филипп Красивый (до 1506 г.), затем его сын Карл Габсбург (с 1519 г. император Карл

ИСПАНСКИЕ НИДЕРЛАНДЫ

ИСПАНСКИЕ НИДЕРЛАНДЫ Для Южных Нидерландов, остававшихся в течение всего XVII в. либо в орбите влияния Испанской монархии, либо непосредственно в ее составе, это столетие оказалось наполнено войнами с Соединенными провинциями и с Францией. Военные действия на территории

НИДЕРЛАНДЫ В XVI ВЕКЕ

НИДЕРЛАНДЫ В XVI ВЕКЕ Мотлей Д. История нидерландской революции и основания республики Соединенных провинций. СПб., 1865–1871. Т. 1–3.Пиренн А. Нидерландская революция. М., 1937.Чистозвонов А.Н. Гентское восстание 1539–1540 гг. М., 1957.Чистозвонов А.Н. Нидерландская буржуазная

ВИЛЬГЕЛЬМ ОРАНСКИЙ И НИДЕРЛАНДЫ

ВИЛЬГЕЛЬМ ОРАНСКИЙ И НИДЕРЛАНДЫ Никогда еще в истории габсбургских Нидерландов, а возможно, и всей Западной Европы, не было личности, более противоречивой чем Вильгельм Нассау, принц Оранский, которого его противник кардинал Гранвелла назвал в насмешку Вильгельмом

ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ЛЕГИОН «НИДЕРЛАНДЫ»

ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ЛЕГИОН «НИДЕРЛАНДЫ» Крупнейшим национал-социалистическим движением в Голландии было так называемое «National Socialistische Bewegung» (NSB) под руководством Антона Муссерта, давнего и страстного почитателя Адольфа Гитлера. Деятельность этого движения получила

Глава 7 Нидерланды и Бельгия

Глава 7 Нидерланды и Бельгия Приглашение28 декабря 1999 года на Яшин факс поступило из Москвы сообщение: Нидерландская Кампания «Ассамблея Б.В.» г/г. Маастрихт, Лимбург, специализирующаяся на организации конференций, симпозиумов, лекций и т. д. обратилась ко мне с просьбой

Нидерланды

Нидерланды Графство ФландрияФландрский дом864–879 – Балдуин I Железная Рука (маркграф района реки Шельда с 863/864)879–918 Балдуин II Толстый (сын)918–965 Арнульф I Великий (сын)958–962 Балдуин III (сын, соправитель)965–988 Арнульф II Младший (сын)988–1035 Балдуин IV Бородатый (сын)1035–1067 Балдуин

§ 9. Нидерланды в борьбе за свободу

§ 9. Нидерланды в борьбе за свободу Нидерланды под властью Испании. Страна, расположенная по нижнему течению рек Шельды, Мааса и Рейна, называлась «низовыми землями» – Нидерландами. Ее географическое положение было исключительно выгодным. По рекам жители Нидерландов

В БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ

В БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ Защищая свою Родину от внешних врагов, предки наши боролись также против угнетения, за правду и справедливость. Не раз приходилось трудящимся браться за оружие, чтобы противостоять эксплуататорам. Крестьянские войны, многочисленные восстания горожан

Наследие кальвинизма в голландской империи

На рубеже 1600-х годов горстка протестантских пасторов и капелланов в Амстердаме начала сопровождать корабли Объединенной Ост-Индской компании (VOC) в небольшие голландские торговые поселения в Юго-Восточной Азии. Эти служители-кальвинисты (также реформатские протестанты) отправились в дальние страны, чтобы уберечь сотрудников компании от ложных религий и обратить «язычников» и «мавров» (мусульман) в протестантское христианство. Таким образом, кальвинизм стал глобальным в 17 веке, и к тому времени, когда ЛОС закрыла свои двери в декабре 179 г.9 года Голландская реформатская церковь основала десятки церквей, открыла сотни школ и обратила в христианство тысячи коренных народов по всему миру.

Кальвинизм добился этих различий вопреки всему. Его деятельность началась через столетие после католических миссий; число ее служителей меркло по сравнению с легионами, посланными Римской церковью; а кальвинисты придерживались доктрины предопределения, которая учила, что Бог уже предопределил вечную судьбу каждого еще до того, как сотворил мир. В свете этих существенных недостатков, как голландские кальвинисты справились с этим? И что они узнали из своего опыта? Короткие ответы таковы: во-первых, они преуспели в организации школ и переводе языков, а во-вторых, глобальные перспективы дали им новый взгляд на религию и культуру в Европе.

С тех пор, как в Голландской республике и в Объединенной Ост-Индской компании кальвинизм стал глобальной религией, опутанной паутиной торговли и империи. Основанная в 1602 году VOC (Vereenigde Oost-Indische Compagnie) стала очень прибыльной и управляла азиатско-африканской коммерческой империей, простирающейся от Ост-Индии (Индонезия) до Цейлона (Шри-Ланка) до мыса Доброй Надежды (Южная Африка) и много сайтов между ними. Почти 20 лет спустя голландцы открыли еще одну корпорацию для торговли колониями в Атлантическом мире, известную как Вест-Индская компания (WIC).

Служители Голландской реформатской церкви, так называемые кальвинисты, потому что они следовали протестантскому учению Жана Кальвина, увидели руку провидения, лежащую в основе благополучия республики и компаний. Они верили, что Бог открывает дверь, чтобы донести весть истинного христианства до язычников и мавров на краю земли. Некоторые кальвинисты даже предположили, что проповедь подлинной библейской версии христианства, а не ложной религии католической церкви, приведет к всемирному обращению мусульман и иудеев, что затем спровоцирует второе пришествие Иисуса Христа. В результате этих обстоятельств около 1000 кальвинистских пасторов присоединились к торговым компаниям с 1605 по 179 гг.9 служить персоналом компании, но и пытаться превратить людей в разных странах Америки, Африки и Азии в настоящих, ходящих в церковь, ненавидящих идолов христиан-протестантов. Это усилие было самым ранним и наиболее устойчивым протестантским миссионерским усилием за пределами Европы. Тем не менее, поступая так, голландские министры одобряли работорговлю, соглашались с имперским насилием и страдали в далеких зарубежных странах. Кальвинистские миссии и их связь с империей раскрывают сложное взаимодействие культур и способствовали важному глобальному наследию по мере того, как мир переходил в индустриальную эпоху в XIX веке.век.

Глобальный охват кальвинизма в 1600-х и 1700-х годах ускользнул от внимания большинства историков и не впечатлил большинство голландских специалистов. Это отсутствие внимания отчасти связано с массовыми миссионерскими усилиями католической церкви, которые затмили гораздо более мелкие операции голландских кальвинистов. Религиозные ордена внутри католической церкви, такие как иезуиты, францисканцы и доминиканцы, отправили тысячи миссионеров на обширные земли, колонизированные испанской, португальской и французской империями. По сравнению с глобальным католицизмом, глобальный кальвинизм был гораздо меньше по своим масштабам и поэтому остался вне поля зрения большинства историков.

Также кажется нелогичным, что кальвинизм, который распространился на несколько реформатских протестантских деноминаций (например, пресвитериан, конгрегационалистов, англикан), будет иметь большое влияние за пределами европейских церквей и университетов из-за доктрины предопределения. Зачем рисковать жизнью и здоровьем, изнурять себя болезнями, тонуть, быть съеденным большой рыбой и подвергаться другим формам насильственной смерти, чтобы обратить людей, которые в большинстве случаев не оценили усилия, если Бог уже предрешил исход? Этот вопрос исходит из того, как мы думаем сегодня, а не как думали кальвинисты в 17 веке. Они верили, что проповедь слова Божьего из Библии была средством, с помощью которого спасенные откликнулись на Божье обетование о спасении. Они могли указать на многих персонажей Ветхого и Нового Завета, таких как Иона, пророки, Иоанн Креститель и апостолы, которые следовали Божьему повелению проповедовать, даже когда Бог знал, что большинство людей отвергнет весть. Итак, лишь совсем недавно историки начали более полно исследовать глобальную деятельность кальвинистов и их наследие.

Чем занимались кальвинисты за границей? Прежде всего, они насаждали церкви. Создание конгрегаций было основным способом, которым Голландская реформатская церковь распространяла свое послание и служение. Рукоположенные служители проповедовали Евангелие и совершали два таинства, признанные реформатскими протестантами: крещение и святое причастие (также Вечерю Господню). Старейшины-миряне руководили и в сотрудничестве со служителями вносили нравственное исправление, посещая прихожан и наказывая тех, кто не оправдал ожиданий Церкви. В записях этих взаимодействий церковных людей, которые чувствовали себя обиженными и обозленными, есть много пикантных историй! Появляются также обманывающие мужья, возмущенные жены, безнадежные пьяницы, разъяренные дебоширы, мелкие воришки, коварные сплетники и другие. Наряду со старейшинами дьяконы-миряне управляли формами социального обеспечения, раздавая милостыню, заботясь о сиротах и ​​наблюдая за больницами.

Поскольку священников было немного, не в каждой общине был рукоположенный служитель. Итак, кальвинисты организовали вспомогательные собрания в отдаленных районах, где местный прихожанин читал проповедь и возглавлял собрание в песнях и молитвах по воскресеньям. Каждые несколько месяцев служитель, иногда вместе со старейшиной или дьяконом, посещал эти общины, подобно разъездному гонщику, чтобы ознакомиться с делами, прочитать проповедь, крестить новообращенных, венчать пары и заниматься другими пастырскими делами.

Наиболее важной деятельностью с точки зрения распространения влияния кальвинизма было создание школ. Школы возникали почти везде, где обосновались голландцы. Губернатор Корнелис Мательеф основал первую голландскую школу за пределами Европы в Амбойне в Индонезии вскоре после того, как ЛОС пустила там корни в 1605 году. Ее первым учителем был Йоханнес Вогма, который давал уроки амбуанским детям голландского языка, письма, арифметики и научил их нескольким молитвам. Министры и капелланы открывают школы в отдаленных районах, не обслуживаемых священником-резидентом. Голландские кальвинисты организовали сотни школ на Молуккских островах, в Джакарте, Банде (Индонезия), Малакке (Малайзия), Формозе (Тайвань), Шри-Ланке, на Коромандельском и Малабарском побережьях Индии, на мысе Доброй Надежды в Южной Африке, Бразилия, Новые Нидерланды (Нью-Йорк), вдоль западноафриканского побережья и в Карибском море. Например, к 1633 году в 32 школах по всей Ост-Индии обучалось 1200 учеников, а это число выросло до 54 школ с 519 учениками.0 учеников к 1700 году. На Цейлоне в 1660-х годах действовало около 30 школ, в которых обучалось 18 000 учеников.

Школьные учителя из числа коренных народов представляли собой наибольшую надежду на успех глобального кальвинизма.

Создание школ и управление ими было совместным предприятием реформатских министров, региональных губернаторов, директоров компаний в Нидерландах и учителей из числа коренных народов в различных регионах. Компании заключали контракты, выплачивали заработную плату и вкладывали значительные средства в сотни богословских книг для служителей, учебники по грамматике для учителей, переведенные катехизисы, постили, отрывки из Библии и другие педагогические материалы. Хотя VOC и WIC осуществляли юрисдикцию над школами, духовенство, проживающее в более центральных районах, проводило посещения, чтобы проверить качество обучения и успеваемость учащихся в отдаленных районах. Эти посещения должны были происходить через равные промежутки времени, но часто откладывались или отменялись по разным причинам. Когда они посещали школы, служители проповедовали, осматривали учеников и учителей, крестили новообращенных, супружеские пары и проверяли перечень религиозных материалов. Затем пастырские инспекторы составили отчет о «состоянии родного христианского мира» в округе. Описание предлагало количественное обобщение и качественную оценку прогресса реформатской веры. Служители представили эти отчеты своим коллегам-служителям и колониальным властям, которые затем преобразовали их в ежегодные письма для церковных органов в Нидерландах.

Голландские министры и колониальные власти в значительной степени полагались на учителей из числа коренных народов, которые работали учителями в школах компаний. Компании наняли местных жителей со знанием языков, чтобы научить студентов читать, писать и понимать реформатскую веру. Таким образом, учителя из числа коренных народов несли огромную ответственность за распространение кальвинизма, обучая детей, ведя записи, проводя воскресные службы в районах, где не было священника, и переводя материалы на местные языки. Некоторые учителя в Джакарте работали частными катехизаторами. Зарубежное духовенство признало, что школьные учителя из числа коренных народов представляют собой лучшую надежду на успех глобального кальвинизма. Именно это признание побудило служителей и служителей церкви посвящать так много времени и энергии инспекционным обходам. Правильно это или нет, но инспекторы часто усматривали прямую связь между трудолюбием и набожностью школьного учителя и прогрессом учащихся в реформатской вере.

Власти компании попытались использовать смесь принуждения и компенсации, чтобы побудить родителей отправить своих детей в школы компании. Обычный школьный день для детей длился два часа утром и днем ​​с двухчасовым перерывом по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. Студенты посещали только утренние занятия по средам и субботам. Поскольку родители зависели от труда детей, потеря производительности, в дополнение к любой враждебности к голландскому правлению, действовала как сильный сдерживающий фактор для посещения школы. Чтобы преодолеть это препятствие, губернаторы пытались субсидировать посещение школ, предоставляя стипендии семьям, чьи дети посещали школу. Тысячи людей со всего мира посещали эти школы, где они учились читать и писать, иногда по-голландски, но обычно на местном наречии или на португальском языке, языке межнационального общения в Индийском океане. Но особенно учителя пытались обучать молодежь учению христианства в понимании кальвинистов.

Записи голландцев о школах и учителях показывают, что они не пользовались особой популярностью среди местного населения. Кальвинисты, склонные жаловаться практически на все, ворчали на образовательные способности местных жителей, поэтому иногда нам нужно принимать их негативные оценки с долей скептицизма. Тем не менее, как и дети во всем мире, мальчики и девочки предпочитали рыбалку, охоту и развлечения. Когда голландское духовенство пыталось покинуть Формозу перед вторжением китайских войск в 1661 году, администратор с горечью заметил, что местные дети «в восторге от того, что теперь они освобождены от посещения школ». Повсюду они уничтожили книги и утварь».

В рамках своей миссионерской программы служители-кальвинисты сотрудничали с местными лингвистами для перевода таких материалов, как катехизисы, книги по грамматике, проповеди и отрывки из Библии на местные языки и португальский язык. В течение многих лет голландские министры Мельхиор Лейдеккер и Петрус ван дер Ворм трудились над тем, чтобы перевести всю Библию на диалект малайского языка (предшественника индонезийского), и наконец в 1733 году свет увидело издание. Полные издания Библии также появился на тамильском языке в 1759 г.и на сингальском в 1813 году, языки на Цейлоне (Шри-Ланка). VOC и WIC стремились к тому, чтобы учителя и министры культивировали голландский язык в качестве языка поселений, но это не понравилось. Голландские министры рассудили, что это должно быть потому, что их родной язык был очень развитым и изощренным. Один фламандский теоретик языка, Йоханнес Горопиус Беканус, утверждал, что форма голландского языка была древнейшим языком в мире — настолько старым, что на нем говорили Адам и Ева в Эдемском саду!

Так как министры столкнулись с трудностями при привлечении внимания к голландскому языку, они выбрали местные наречия, к большому огорчению представителей компании. Служители, наряду с католическими миссионерами, играли важную роль с 1500-х по 1700-е годы в создании lingua francas, на котором сегодня говорят во многих частях мира. В Латинской Америке испанские миссионеры стандартизировали науатль, язык ацтеков, кечуа, родной язык инков, и гуарани, диалект Парагвая. Голландские миссионеры внесли значительный вклад в языковое развитие малайского, тамильского и сингальского языков. Одной из самых больших проблем в миссионерском предприятии является точное изложение неясных принципов (попробуйте Троицу, Воплощение и Воскресение) через языковые барьеры. Эта проблема еще более обострилась в 17-м и 18-м веках, поскольку диалекты оставались в основном устными и очень локальными. Затем миссионеры объединились с местными лингвистами, чтобы определить подходящий родной язык в регионе, кодифицировать его, наложить на него европейские грамматические правила, перевести на него материалы, а затем обучить ему как можно больше жителей региона.

Служители-кальвинисты, решившие служить за границей, сделали это по ряду причин. Большинство из них были вдохновлены, по крайней мере частично, миссионерским идеалом нести Евангелие «бедным, слепым, язычникам». Многие служители, такие как Роберт Юний на Формозе, Юстус Херниус в Джакарте и Амбоне и Филипп Бальдеус на Цейлоне, отличились как евангелисты, писатели, переводчики и организаторы. Другие, такие как Франсуа Валентейн в Амбойне и Якоб Кантер Вишер на Малабарском побережье в начале 1700-х годов, нашли в себе тягу к приключениям и писали о своих наблюдениях и подвигах. Валентин написал многотомный труд, Old and New East-India (1724-26), в которой он описал земли, народы, растения и обычаи Юго-Восточной Азии. Вишер писал письма своей матери в Харлинген (Фрисландия). В одном письме он рассказал о странном эпизоде, в котором умолял солдат роты поделиться частью их добычи из разграбленного ими храма. Он писал: «[Я] собрал [у солдат] множество языческих идолов, вынесенных из храма, которые я храню на память». на миссионерском поле обращать чужие народы. Примечательно, что дьявольские идолы, которых кальвинистские миссионеры регулярно и громко осуждали, стали для этого служителя сувенирами чужой культуры.

Это был дивный новый мир идолопоклонства и суеверий для этих суровых, ненавидящих идолов и библейских кальвинистов. Некоторые просто разваливались в незнакомой тропической среде вдали от дома. Йоханнес Антонисзоон Дуббельтрик в Амбоне был пьяницей и хулиганцем, а в 1625 году его жена ушла от него к другому мужчине. В 1633 году Йоханнес дю Пре заслужил презрение коллег-министров за свою обширную работорговлю. Авраам Рюто в 1638 году напился и забеременел от женщины, которая не была его женой. Согласно сообщениям в 1660-х годах, Йоханнес Натаниэль Донкер изнасиловал женщин, много пил и использовал ненормативную лексику. Конечно, большинство служителей были компетентными и честными, но когда пасторов было немного и они были далеко друг от друга, несколько плохих парней могли испортить миссионерский корпус.

Это был действительно дивный новый мир идолопоклонства и суеверий для этих суровых, ненавидящих идолов, трепещущих Библию кальвинистов из заболоченных низменностей Северной Европы. Они совершенно ненавидели религиозные образы, осуждая их как идолопоклонство и косо глядя на все обряды как на суеверия. Тем не менее, большинство людей во всем мире занимались какой-то ритуальной практикой и использовали амулеты, изображения, предметы и статуи, чтобы установить связь с божественным. Католики, как жаловались многие голландцы, имели несправедливое преимущество на миссионерском поле, поскольку они могли использовать свои изображения Девы Марии, святых, распятия и т. д. в качестве мостов к католицизму. В Кочине (на Малабарском побережье), например, Вишер, тот самый министр, который сбежал с «языческими идолами» от солдат ЛОС, в конце 1710-х годов ворчал, что шансы обратить индейцев весьма ограничены, потому что «римские священники манипулировали образы перед их глазами так долго, что согласовывалось с их языческими идолами.» Почти столетие спустя голландский этнограф Якоб Хаафнер повторил общее изречение о недостатках кальвинистских миссий, а именно, что язычники могли относиться к католицизму из-за внешнего характера их практики поклонения, с их набором обрядов, изображений и объектов.

Несмотря на то, что предпочли бы кальвинисты, у местных жителей были свои причины для крещения, посещения церкви, отправки детей в школу и участия на других уровнях. При этом коренные народы часто продолжали исповедовать свою традиционную религию, к большому ужасу краснолицых министров. Новообращенные могли получать церковную милостыню, жениться на христианке, получить должность учителя и выслужиться перед обществом. Голландские реформатские церкви предлагали материальные блага, но затем служители жаловались, что люди обращаются по мирским мотивам. Каспар Вильтенс, первый министр иностранных дел голландских кальвинистов, выразил это так:0003

В этом регионе неслыханно, чтобы мавр стал христианином, если только он не считает себя в большой нужде… У них всегда другие мотивы, а потом приходят и говорят, сделай меня христианином, не задаваясь вопросом, что значит быть христианином или что такое нужно верить или делать.

Эти противоречивые ожидания привели к пессимизму среди голландских кальвинистов относительно способности язычников и мавров к истинному христианству. Многие служители просто пришли к выводу, что языческая и мусульманская культуры были настолько заражены идолопоклонством и безудержной сексуальностью (кальвинистам было тяжело с полигамией), что они были слепы к истине. Конечно, всегда была надежда, что Божья благодать прорвет туман идолопоклонства и разврата, поэтому кальвинисты продолжали следовать призыву проповедовать и учить неверных.

Усилия кальвинистов по распространению христианства происходили в мрачных делах Голландской империи. Возможно, из-за того, что голландцы были так далеко от дома и окружены врагами, губернаторы VOC могли быть безжалостными, когда чувствовали угрозу. Когда в 1621 году генерал-губернатор Ян Питерсун Коэн узнал, что купцы Банда продавали гвоздику, мускатный орех и булаву англичанам в нарушение контракта с голландцами, он вторгся на острова Банда в 1621 году, убив или прогнав многих коренных жителей. Впоследствии он импортировал порабощенных людей для выращивания специй. Этот кровавый эпизод был одной из многих историй, которые ходили по Индийскому океану и Европе о голландцах. Это было частью сделки, которую кальвинисты заключили со строительством империи в начале 1600-х годов.

И кальвинизм внес огромный вклад в строительство голландской империи. Министры и старейшины играли решающую роль в формировании домашних хозяйств в голландских поселениях. Все европейские империи до 19 века зависели от супружеской семьи для поддержания порядка и стабильности. Суставы империи — матросы, солдаты, торговцы, администраторы и свободные рабочие — были, конечно, все мужчины, и большинство из них принадлежало к грубой и шумной группе, заинтересованной в основном в грабеже и хищничестве. Чтобы держать этих мужчин и их либидо под контролем, имперские администраторы работали над созданием семей. Голландцы сделали это, поощряя своих сотрудников жениться на местных женщинах. Поскольку брак заключался в рамках христианства, женам этих мужчин приходилось переходить в голландскую реформатскую церковь. Любой другой, кто хотел жениться на христианке, возможно, на дочери межрасовой пары, должен был соответствовать требованиям совета кальвинистской церкви. Служители и старейшины прилагали огромные усилия, чтобы следить за сексуальностью и сохранять целостность семей.

Кальвинисты также поддерживали империализм, используя миссионерскую деятельность как защиту от порабощения. Голландские писатели безжалостно критиковали своих врагов-католиков, испанцев и португальцев, за их холодное и жестокое отношение к рабству и работорговле в их американских колониях. Несмотря на яростную полемику о католической жестокости, кальвинисты мало что могли сказать о принципе порабощения. Но после того, как торговые компании захватили гвоздичные поля в Банде (1621 г.) и сахарные плантации в Бразилии (1630 г.), кальвинисты изменили свою позицию. Они противопоставили гуманное порабощение голландцев жестоким режимам католиков и мусульман. И VOC, и WIC вкладывали значительные средства в рабовладение и торговлю рабами. Заявляя о продвижении Евангелия, служители и богословы утверждали, что владельцы должны проповедовать Евангелие порабощенным людям, и, если они обращаются, порабощенный человек должен быть освобожден в какой-то момент жизни. Результаты были смешанными. Некоторые голландские поселенцы освобождали своих рабов, когда они уже не были здоровы и продуктивны, но другие просто отказывались крестить их. Даже бывший порабощенный человек из Ганы, который обратился в кальвинизм и стал рукоположенным священником, Якобус Капитейн, также известный как Джейкоб Элиза Йоханнес, написал диссертацию в защиту рабства и заявил, что владельцам не нужно освобождать своих подневольных рабочих. Некоторые министры потеряли интерес к обращению порабощенных, утверждая, что они обратились только для того, чтобы получить свободу. Столкнувшись с глубокими противоречиями, кальвинистские миссионерские усилия полностью поддержали порабощение в империи.

Язычники просветили многих протестантов об их страхе перед дьяволом и суевериях о колдовстве.

Кальвинистские священники отправились в мир, чтобы обращать нехристиан, но неверные также проникли в города Голландской Республики. Язычники и мусульмане, мужчины и женщины, которые обратились в кальвинизм, а затем отступили от него, заполняли пастырские отчеты, зачитываемые на церковных собраниях по всей Нидерландах. Индуистские и буддийские изображения, подобные тем, что собраны dominee Visscher, пробрался в антикварные кабинеты космополитической элиты; Бургомистр Амстердама Николаес Витсен владел 23 идолами. Виллем Конейн, министр на Цейлоне, который пересекался с Вишером в Южной Азии, отправил местные наброски Будды (и буддийских святынь) коллекционерам в Амстердаме, которые ошибочно идентифицировали фигуру как Адама. Как свидетельствуют эти случаи, у кальвинистов и других голландских протестантов были сложные отношения с язычниками и их идолами.

Какое влияние на кальвинизм оказал весь мир? Чему коренные народы учили кальвинистов? Это большие вопросы. Вот один эпизод, чтобы показать, какое образование язычники и мавры за годы своего взаимодействия с европейцами дали голландским кальвинистам, а затем и Европе.

Один важный урок: язычники просветили многих протестантов об их страхах перед дьяволом и суевериях о колдовстве. В 1691 году Бальтазар Беккер, священник-кальвинист, написал спорный трактат против колдовства, Очарованный мир ( De Betoverde Weereld ), в котором критиковал судебное преследование «ведьм». Преследование колдовства было правовой пандемией в Европе с 1500 года до времен Беккера, поскольку власти расследовали более 100 000 человек и казнили половину этого числа за выполнение дьявольской работы. Но Беккер утверждал, что так называемая «Империя дьявола» была иллюзией, поскольку обычаи, считавшиеся в Европе колдовством, были не чем иным, как глупыми языческими суевериями. Беккер призвал общества по всему миру в качестве свидетелей показать, что большинство народов верят в духов и проводят странные ритуалы, которые большинство европейцев считают странными, но безвредными. Его книга была чрезвычайно популярна (даже несмотря на то, что Голландская реформатская церковь исключила его). Кальвинисты считали, что дьявол и колдовство живы и здоровы. Будучи служителем в Амстердаме, Беккер использовал опыт, который записали и накопили его братья-кальвинисты, чтобы доказать, что колдовство, обычная валюта язычества, было не чем иным, как уловкой.

Что отличает Беккера и голландских кальвинистов, так это то, что глобальная перспектива предоставила новую точку зрения, с которой можно рассматривать общепринятые предположения и принятые практики в Европе. Внимание к мировым обществам выявило универсальность языческих обрядов и басен не только в Азии и Африке, но и в Европе. Поскольку амстердамская консистория, к которой принадлежал Беккер, переписывалась со всеми заморскими церквями, он был глубоко укоренен в информационных потоках о язычниках и маврах в Голландской империи. Беккер также много читал среди других миссионеров и этнографов, включая голландских кальвинистов Балдеуса и Авраама Рожериуса, которые опубликовали работы о «язычестве», основанные на их опыте в Южной Азии в середине 1600-х годов. Хотя Беккер подвергался остракизму, он был не одинок, поскольку опыт кальвинистских миссий и империй, а также отношения, сложившиеся в них с язычниками и маврами, научили некоторых европейцев принимать сравнительный и релятивистский взгляд на мировые религии.

Роль кальвинизма в Золотом веке Голландии

Главная | Провод | Роль кальвинизма в Золотом веке Голландии

Известный тезис Макса Вебера о тесной связи между кальвинизмом и капитализмом уже давно оспаривался западными учеными, но всегда находил своих сторонников. Французский историк идей и философ Анри Се написал в году «Истоки современного капитализма » (1926), что «Реформация, особенно в форме кальвинизма, в значительной степени способствовала росту капитализма». Ричард Генри Тоуни в своей работе «Религия и рост капитализма » (1926) приписывал необычайное процветание английских пуритан и голландских кальвинистов, имевшее место в то время, когда католические страны Испания, Италия и Португалия переживали экономический застой, строгий духовный пыл со стороны англичан и чувство судьбы, которым их наполняла их вера. В частности, кальвинисты, как писал Тоуни, по примеру сильно униженных, но сообразительных гугенотов, прославились своей бережливостью и чувством «призванности» к достижению мирского успеха. Это создало захватывающую мифологию, позже воплощенную в идеале бережливости и изобретательности янки на этих берегах — классический стереотип, не совсем надуманный.

Крупномасштабный капитализм впервые возник в Голландской республике; банковское дело или «банковское дело» было изобретено северными итальянцами: таково было классическое представление о происхождении современных рынков. Тем не менее, вопрос о том, насколько это явление было продуктом религиозной веры, то есть, насколько это было прямым следствием «протестантской этики» в действии или флорентийской католической благотворительности, превратившейся в программы спасения Папы, превратили международный кредитный бизнес в ? В случае с голландцами именно отход этой республики от диктата кальвинизма способствовал ее росту скорее , чем конкретное соблюдение определенных религиозных принципов, как будет показано ниже. Траектория этого развития от кальвинизма к капитализму между 16 и 17 веками захватывающая, достойная повторного знакомства для понимания истории возникновения современного капитализма.

Безусловно, работы Вебера оказали сильное влияние. В часто цитируемом отрывке он утверждает: «Характерно и в некотором смысле типично, что во французских гугенотских церквях монахи и бизнесмены (купцы, ремесленники) были особенно многочисленны среди прозелитов, особенно во время гонений. Даже испанцы знали, что ересь (т. е. голландский кальвинизм) способствует торговле, и это совпадает с мнением, которое высказал сэр Уильям Петти в своем обсуждении причин капиталистического развития Нидерландов. Гётейн справедливо называет кальвинистскую диаспору рассадником капиталистической экономики… Даже Австрия, не говоря уже о других странах, напрямую импортировала протестантских мастеров»… Затем Вебер расширяет свою точку зрения, охватывая весь протестантизм: «Монтескье говорит ( Esprit des Lois , Книга XX, гл. 7) об англичанах, что они «продвинулись вперед дальше всех народов мира в трех важных вещах: в благочестии, в торговле и в свободе». каким-то образом связаны с той репутацией благочестия, которую им приписывает Монтескье?

Тем не менее, частный случай параллельного подъема кальвинизма и капитализма всегда интересовал ученых, поскольку Голландская республика, как упоминалось выше, была первой страной, в которой современный капитализм развился в масштабах всей страны. Безусловно, большие качества бережливости, спартанского образа жизни, подозрения в спекуляциях были частью огненно-серного кредо этой религии. Однако, на первый взгляд, возникает противоречие: качества ума для дисциплины делания денег и их сохранения по сравнению с существующей социальной структурой и системой ценностей, которые позволяли накапливать богатство, прибыль и ссужать, были чем-то другим. . В классическом кальвинизме все имущество, приобретенное за пределами разумной формы существования, должно было быть отложено для бедных и на долгие годы.В церквях 0085-го -го века в Нидерландах было одно собрание для церкви и одно для бедных. Первоначально это противоречило бескомпромиссному отношению гугенотов — отмеченному, поскольку эта последняя группа была отмечена своим преследуемым статусом, — к вере этих «французских еретиков» в критическую важность накопления капитала.

Вместо этого оказывается, что религия не была фактором роста богатства великой Голландской республики. Один из самых интересных анализов этого вышел из-под пера Аминторе Фанфани в его великой девятке.0035 «Католицизм, протестантизм и капитализм» (1935), который утверждал, что причины быстрого роста Нидерландов были связаны именно со смещением торговых путей со Средиземноморья на Север в 17 -м веке. Капитализм в Голландской республике, как объясняет Фанфани, лучше всего виден на примере торговли с прибалтийскими странами, которая заложила основу голландской морской и торговой мощи в 17 -м веке («ясное указание на рост Балтийского моря, и когда в Нидерландах практически не было евреев, активно занимавшихся торговлей, и вообще не было протестантов», — писал Альберт Хайма в статье «Кальвинизм и капитализм в Нидерландах 1555–1700 гг., в Журнал современной истории , сентябрь 1938 г.).

В самом деле, во времена наибольшего процветания Голландской республики в целом провинции, в которых кальвинизм был наиболее силен, меньше всего участвовали в процессе капиталистического роста. «Кальвинизм в Нидерландах задержал развитие капитализма», — писал Хайма. «Кальвинизм никак не может нести ответственность за быстрый рост капитализма в Нидерландах». Этот аргумент, в свою очередь, подчеркивает факт необычайной траектории, по которой голландское представление о «накоплении капитала» прошло между 16–19 гг.0085-й -й и 17-й вв. То, что начиналось как религиозные принципы благотворительности, в конечном итоге позволило секуляризировать накопление богатства — и это по указу самой церкви.

В этом свете рост благосостояния голландцев во времена строгого культурного контроля кальвинизма поистине замечателен; действительно, удивительно, что экономическое развитие вообще произошло. Например, на провинциальном синоде Южной Голландии, созванном в Дордрехте в 1574 г., встал вопрос о том, следует ли допускать банкира к участию в религиозных праздниках и торжествах. Ответ был скорее отрицательным: «Нет, — был вердикт церковного суда, — потому что магистраты позволили ему управлять своим банком только из-за жестокосердия и зла человеческих сердец, а не из-за Бога». с волей. Сотни людей были бы возмущены допуском такого человека к причастию». Тем не менее, что подразумевалось под термином «банкир» в голландском языке в 1699 г.0085-й век был немного, скажем так, нюансирован. В период между 1500 и 1650 годами людей, ссужавших деньги под залог под высокие проценты, обычно называли «ломбардирами» отчасти потому, что многие из них мигрировали из Италии в Нидерланды, чтобы вести там дела, а отчасти потому, что банковский бизнес возникла в Италии. В религиозном трактате, изданном в Генте в 1545 году, уже фигурирует название «ломбардиры» или «ломбарды», и читатель предостерегается от таких лиц, как «ростовщики». В преобладающем кальвинизме того времени, реагирующем на рост этого иностранного влияния, возобладало старомодное отношение, согласно которому «никто не должен приобретать мирских благ больше, чем это абсолютно необходимо».

Тем не менее рост финансовых компаний и банков в Нидерландах был неудержим, наиболее важным отчетом о котором, как отмечает Хайман в своем эссе, был « Res Judicanda» Лейдена, опубликованный в 1658 г. , в котором наблюдалось постепенное ослабление религиозные ограничения против извлечения прибыли. В ряде городов провинций Голландии и Утрехта так называемые «ссудные банки» были учреждены либо самими магистратами, либо лицензированными муниципальными властями банкирами для проверки операций «ломбардиров», взимавших 32,5 процентная ставка. Как указано в Res Judicanda , «Хотя надо признать, что в этих банках не все так справедливо, как в Горах Милосердия [система займов, учрежденная Ватиканом для помощи бедным] и хотя прибыль не используется для помощи бедным с милостыней, тем не менее процентные платежи были уменьшены наполовину, и они предназначены для оплаты расходов правительства. Кроме того, поскольку обязанность каждого человека состоит в том, чтобы продолжать работать руками, чтобы улучшить свое финансовое положение и таким образом создать излишек для содержания нуждающихся, я заключаю, что магистраты, увеличивая общественные фонды, заботятся о что во времена депрессии бедным можно помочь ссудами и милостыней».

Как пишет Хейман, « Res Judicanda указывает, что к 1658 году официальная позиция духовенства среди ортодоксальных кальвинистов в Нидерландах окончательно подверглась влиянию духа новой эпохи, эпохи современного капитализма». Он указывает, что японцы с радостью приветствовали голландских купцов во второй половине 17 -го -го века, «потому что голландцы, которые были менее религиозны, чем португальцы, приезжали только для того, чтобы делать деньги, а не делать христиан». Отсутствие ограничений также сыграло важную роль в господстве голландцев в ранней Америке. «В отличие от Новой Англии, лица, ответственные за эксплуатацию ресурсов Новой Голландии [части современного Нью-Йорка, Нью-Джерси, Пенсильвании и Делавэра] были торговцами своей страны. Защищенные в своих амстердамских конторах, купцы захватили контроль над спасательным кругом колонии в Голландию и крепко держались. Прибыль от их предприятий текла в казну в Амстердаме, тем самым лишая Новую Голландию капитала и возможности развивать жизнеспособное колониальное торговое сообщество», — писал ученый Оливер А. Ринк в Holland на Гудзоне (1986). Хайма добавляет: «Там, где были великие центры промышленности и торговли, кальвинизм утратил свою первозданную чистоту».

Итак, совершив полный круг после решения Дордрехтского синода 1574 г. о том, что банкиры — зло, сословия Голландии заявили в 1658 г., «что впредь ни одна церковь не имеет права лишать какого-либо банкира участия в богослужении на том основании, что он банкиром», пока он удерживал процентные ставки на низком уровне и помогал общинам оказывать поддержку бедным. Со временем этому примеру последовали и другие провинции, первый банковский режим был введен в Северной Голландии, где расположен Амстердам.

Здесь располагались главные офисы крупных коммерческих компаний, и здесь капитализм впервые заставил остыть силу религии. По существу, это было противоположно процессу Макса Вебера. Справедливости ради следует отметить, что Кальвин действительно помог взрастить «дух» современного капитализма, но огромное богатство, приобретенное голландцами в 17 -м веке, было связано исключительно с предприимчивостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *