О пьесе островского бесприданница: «Бесприданница» анализ произведения Островского – история создания, проблемы, смысл названия, суть пьесы

Содержание

«Бесприданница» краткое содержание пьесы Островского – читать пересказ онлайн

12 мин.

Александр Островский

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 11176.

Обновлено 26 Декабря, 2022

О произведении

Пьеса Островского «Бесприданница» была написана в 1874 – 1878 годах. Премьера спектакля состоялась осенью 1878 года. Пьеса является ярким примером психологического реализма в русской литературе. В «Бесприданнице» Островский вывел на первый план конфликт между материальным миром, миром денег (представленным Паратовым, Вожеватовым, Кнуровым, Огудаловой) и духовным, миром любви (отображенным в образе Ларисы Дмитриевны). Ведущей темой пьесы является тема «маленьких людей».

Предлагаем прочитать краткое содержание «Бесприданницы» по действиям, выполненное учителем русской литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

Действие пьесы происходит в 1870-х годах приволжском городке Бряхимове.

Главные герои

  • Лариса Дмитриевна – бесприданница, дочь Огудаловой, очень красивая молодая девушка, которая прекрасно поет и умеет играть на нескольких инструментах.
  • Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», расчетливый мужчина, которого безответно любила Лариса.
  • Юлий Капитоныч Карандышев – «молодой человек, небогатый чиновник», мужчина с болезненным чувством собственного достоинства, жених Ларисы, который в конце произведения застрелил девушку.

Другие персонажи

  • Василий Данилыч Вожеватов – «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы», для которого самым важным в жизни являются деньги, с малых лет знаком с Ларисой.
  • Мокий Парменыч Кнуров
    – «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием», женатый мужчина, который хочет стать «другом»-покровителем Ларисы.
  • Харита Игнатьевна Огудалова – «вдова средних лет», мать Ларисы, любит «пожить весело», нужные средства выпрашивает у женихов дочери.
  • Робинзон – актер, приехавший с Паратовым.
  • Гаврило – «содержатель кофейной на бульваре».
  • Иван – «слуга в кофейной».

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Действие первое

Явление 1

События пьесы происходят в большом городе Бряхимове на Волге. Действие начинается на Городском бульваре у кофейни.

Явление 2

Вожеватов рассказывает Кнурову, что собрался купить у Паратова пароход «Ласточку», но все не может дождаться Сергея Сергеича. Гаврило заверяет Василия Данилыча, что Паратов точно приедет, так как для него уже приготовлена лучшая в городе четверня.

Вожеватов распоряжается подать им шампанское в чайных приборах и «за чаем» рассказывает Кнурову, что известная в городе красавица-бесприданница Лариса Дмитриевна выходит замуж за Карандышева. Кнуров удивлен, ведь Карандышев девушке не пара. Вожеватов объяснил, что Лариса Дмитриевна согласилась на скромный брак после того, как она пережила прошлогоднее увлечение Паратовым, который, отбив всех ее женихов, неизвестно куда исчез. После него сватались «старик с подагрой», вечно пьяный управляющий какого-то князя и кассир, устроивший у них дома громкий скандал. Не выдержав, Лариса Дмитриевна сказала, что выйдет за первого же, кто посватается. Вот давно бывавший в их доме Карандышев «и тут как тут» с предложением и теперь «рад-то, сияет, как апельсин». Кнуров жалеет Ларису Дмитриевну, говоря, что она

«создана для роскоши» – «дорогой бриллиант дорогой и оправы требует».

Явление 3

К мужчинам присоединяются Карандышев и Лариса с матерью. За чаем Карандышев, важничая, на равных обращается к Кнурову и Вожеватову, приглашая их сегодня к себе на обед. Харита Игнатьевна объясняет, что этот обед устраивается для Ларисы.

Явление 4

Оставшись вдвоем с Ларисой Дмитриевной, Карандышев обвиняет девушку в чрезмерной вольности во время общения с Вожеватовым. Мужчина называет дом Огудаловых «цыганским табором», чем доводит девушку до слез.

Лариса говорит, что в их «таборе» были и благородные люди – такие как Сергей Сергеич Паратов. Карандышев, который относится к Паратову с неприязнью, спрашивает, чем он хуже Сергея Сергеича. Лариса Дмитриевна отвечает, что Паратов – это «идеал мужчины»

. Внезапно раздается пушечный выстрел (салют, которым встречали прибывшего Паратова). Лариса Дмитриевна пугается.

Явления 5 – 6

Паратова не было в городе целый год. Сергей Сергеич приехал в сопровождении Робинзона – провинциального актера Счастливцева Аркадия. Паратов как-то подобрал его с необитаемого острова, на который Аркадия с другом высадили после того как они устроили дебош на пароходе. Кнуров интересуется, не жаль ли Сергею Сергеичу «Ласточки». Паратов ответил: «что такое «жаль», этого я не знаю», «найду выгоду, так все продам, что угодно», и тут же рассказал, что скоро женится на очень богатой девушке, которой в приданое дают золотые прииски. А поэтому перед свадьбой хочет хорошо повеселиться.

Явление 7

Вожеватов договаривается с Гаврилой, чтобы тот вечером устроил им прогулку по Волге и пикник, но в последний момент вспоминает, что вечером их пригласил к себе Карандышев.

Действие второе

Явление 1

Дом Огудаловой, основная примета интерьера – фортепьяно, на котором лежит гитара.

Явление 2

К Огудаловой приезжает Кнуров. Мокий Парменыч, узнав, что Карандышев беден, высказывает свое возмущение по поводу предстоящего брака. По мнению Кнурова, в Ларисе нет «земного», «житейского», она создана «для блеска». Кнуров считает, что девушка быстро бросит мужа, и тогда ей понадобится солидный богатый «друг», а он для девушки ничего не пожалеет. Уходя, Кнуров распоряжается, чтобы Огудалова заказала дочери хороший подвенечный «гардероб», а счета отправила ему.

Явление 3

Лариса говорит матери, что хочет как можно быстрее уехать в деревню «пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем».

Девушка берет в руки гитару, напевая «Не искушай меня без нужды», но инструмент расстроен. Увидев из окна цыгана Илью, девушка зовет его в дом.

Явление 4

Илья сообщает, что приехал барин, которого ждали целый год.

Явление 5

Огудалова переживает, не «прозевали» ли они жениха, поторопившись со свадьбой. Лариса же отвечает, что с нее достаточно унижений.

Явление 6

К женщинам заходит Карандышев. Лариса спрашивает, когда они уедут в деревню, однако Юлий Капитоныч не хочет спешить, так как желает, как сказала Огудалова, «повеличаться».

Карандышев осуждает нравы общества, возмущаясь, что в городе только и слухов о том, что приехал барин – Сергей Сергеич Паратов. В испуге Лариса просит сейчас же уехать в деревню. В это время к Огудаловым приезжает сам Паратов.

Явление 7

Паратова принимает Огудалова, он ведет себя с ней шутливо-серьезно. Мужчина рассказывает, что год назад ему пришлось уехать, чтобы уладить дела с имуществом, а теперь он собирается жениться на невесте с приданым в полмиллиона.

По просьбе Паратова Огудалова зовет Ларису.

Явление 8

Паратов, упрекая Ларису в том, что она его не ждала, сводит это к женской ветрености: «женщины»«ничтожество вам имя». Обидевшись, девушка признается, что все еще любит Сергея Сергеевича, а выходить замуж ей приходится от безысходности. Удовлетворив свое самолюбие, Паратов говорит, что теперь «во всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся, как лучшие друзья».

Явление 9

К ним присоединяются Огудалова и Карандышев. Паратов всячески пытается обидеть жениха Ларисы, и они ссорятся. Огудалова просит извинения и заставляет будущего зятя пригласить Сергея Сергеича на обед.

Явление 10

К Огудаловой приезжают Вожеватов и Робинзон. Вожеватов выдает Робинзона за англичанина.

Явление 11

Паратов, которому Карандышев очень не понравился, собирается «потешиться» над ним во время обеда.

Действие третье

Явление 1

Кабинет Карандышева, меблированный «с претензиями, но без вкуса». На одной из стен «прибит ковер, на котором развешано оружие».

Явление 2

Огудалова и Лариса обсуждают вечер Карандышева. Женщины не знали, куда деться от стыда. Карандышев думает, что удивил всех роскошью, но гости специально – для забавы – его спаивают.

Явление 3

Тетка Карандышева жалуется женщинам на убытки от обеда, а после зовет их к себе. В кабинет заходят Паратов, Кнуров и Вожеватов.

Явления 4 – 5

Кнуров жалуется на ужасные блюда и вина («микстуру, которую он вином величает»). Мужчины смеются над глупостью хозяина, который первым из всех напился. Подпоить же его удалось благодаря помощи неразборчивого в выпивке Робинзона.

Явление 6

В кабинет входит Карандышев, предлагает им свои сигары. Он не замечает, что мужчины над ним смеются.

Явления 7 –8

Вошедшая Огудалова пытается сделать Карандышеву замечание, но он отвечает, что сегодня счастлив и торжествует. Паратов предлагает выпить на брудершафт и Юлий Капитоныч уходит за коньяком.

Явления 9 – 10

Паратов, Кнуров и Вожеватов собираются на прогулку на пароходе.

Явление 11

Паратов просит Ларису спеть что-нибудь. Карандышев пытается ей запретить, это возмущает девушку. Лариса с цыганом Ильей, который ей аккомпанирует, поют «Не искушай». Все восхищены пением девушки. Карандышев уходит за шампанским – выпить за здоровье Ларисы.

Явление 12

Наедине Паратов говорит Ларисе, что она сокровище и он виноват перед ней за то, что променял ее на другую. Сергей Сергеич уговаривает девушку поехать с компанией кататься по Волге. Лариса соглашается, назвав Паратова своим

«повелителем».

Явление 13

Все пьют шампанское за Ларису Дмитриевну. Карандышев произносит тост, называя самым важным достоинством девушки – умение «ценить и выбирать людей», ведь она выбрала среди всех поклонников именно его. Карандышева отправляют за вином. В это время мужчины собираются и, забрав с собой Ларису, уезжают.

Явление 14

Вернувшись, Карандышев удивлен, куда делась Лариса. Иван сообщает ему, что девушка уехала с господами за Волгу на пикник. Карандышев в отчаянье: «Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!» Грозясь отомстить, мужчина хватает со стола пистолет и убегает.

Действие четвертое

Явление 1 – 2

Карандышев с пистолетом приходит в кофейню, где в это время находится Робинзон и пытается узнать у актера, куда делись его товарищи. Однако Робинзон делает вид, что не знает их.

Явление 3 – 5

Вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов сочувствуют Ларисе: мужчины понимают, что Сергей Сергеич не откажется от выгодной женитьбы ради девушки, а после случившегося Лариса скомпрометирована.

Явление 6

Кнуров считает, что в сложившейся ситуации они обязаны принять участие в ее судьбе (мужчина хотел взять девушку с собой в Париж, теперь же представился удобный случай). Чтобы избежать соперничества мужчины подбрасывают монетку, и ехать с Ларисой Дмитриевной выпадает Кнурову.

Явление 7

Паратов благодарит Ларису за то, что она ездила с ними на пикник. Девушка просит ответить ей: теперь она жена его или нет? Сергей Сергеевич отвечает, что обручен и не может порвать с невестой. Мужчина заверяет девушку, что ее жених в любом случае примет ее обратно.

Явление 8

Паратов дает распоряжение Робинзону, чтобы тот отвез девушку домой и уходит в кафетерий. Лариса просит помощи у Вожеватова, но он уклоняется, оставляя девушку с Кнуровым. Мокий Парменыч предлагает Ларисе уехать с ним в Париж и полное обеспечение на всю жизнь. Лариса промолчала в ответ.

Явление 9

Оставшись одна, Лариса хочет броситься в реку, но не решается покончить с собой.

Явление 10 – 11

Робинзон приводит к Ларисе Карандышева, который считает, что должен быть защитником девушки. Лариса говорит Карандышеву, что его покровительство для нее – самое тяжкое оскорбление. Мужчина упрекает ее в невзыскательности, рассказывая, что Кнуров и Вожеватов разыграли ее «в орлянку» и вообще относятся к ней как к вещи. Лариса согласилась, что она вещь, но «слишком дорогая вещь» для Карандышева – «уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой».

Лариса просит позвать к ней Кнурова. Карандышев пытается ее уговорить уехать с ним, но девушка объясняет, что уже поздно и она никогда не будет его. Со словами «Так не доставайся ж ты никому» Карандышев стреляет в Ларису из пистолета. Со словами благодарности Лариса поднимает выпавший из рук Карандышева пистолет и кладет его на стол и сама медленно опускается на стул.

Явление 12

Прибежавшим на выстрел Лариса объяснила: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама». За сценой начинают петь цыгане, Паратов велит всем замолчать, но Лариса, умирая под цыганский хор, просит: «Пусть веселятся, кому весело <…> вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

И что в итоге?

Лариса Огудалова — застрелена Юлием Карандышевым; умирая, говорит, что никто в этом не виноват.

Юлий Карандышев — получив отказ от Ларисы, убивает её из пистолета.

Сергей Сергеевич Паратов — после совместного пикника с Ларисой отказывается расстаться с богатой невестой и жениться на Огудаловой.

Мокий Кнуров — предлагает Ларисе уехать с ним в Париж, получает в ответ молчание.

Заключение

В «Бесприданнице» Островский показал трагическую судьбу девушки, умеющей искренне любить, но оказавшейся в обществе, где деньги ставятся выше истинных чувств. Ни родная мать, ни будущий муж Карандышев, ни возлюбленный Ларисы Паратов не относились к ее чувствам серьезно: каждый из них хотел только воспользоваться девушкой. Смерть героини в конце произведения приносит нравственное очищение: несмотря на все случившееся, Лариса все равно всех любит.

Краткий пересказ произведения «Бесприданница» не до конца передает напряженный психологизм пьесы великого драматурга, поэтому советуем прочесть полный вариант драмы.

Тест по пьесе

После прочтения краткого содержания пьесы рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Якушкина

    13/15

  • Любовь Попова

    15/15

  • Лариса Ежова

    15/15

  • Sati Karayel

    10/15

  • Елена Кукушкина

    12/15

  • Ольга Порунова

    9/15

  • Лаура Удербаева

    15/15

  • Шахноза Атауллаева

    15/15

  • Нина Московская

    13/15

  • Диана Аллабердина

    15/15

Рейтинг пересказа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 11176.


А какую оценку поставите вы?

Анализ пьесы «Бесприданница» Островского | ReadCafe

Вы здесь

Главная

>

Блог

>

Анализ пьесы «Бесприданница» Островского

Пьеса «Бесприданница» относится к числу психологических драм, к которым Островский обратился в 1870-е годы. Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы. После того как мы проведем краткий анализ пьесы «Бесприданница», станут более явны те акценты, которые Островский расставил в произведении, а также будет ясна задумка автора.

Социально-психологическая проблематика пьесы «Бесприданница»

Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.

Начнем мы анализ пьесы «Бесприданница» именно с этой мысли. Они всё привыкли мерить деньгами. Примечательно, что на реплику Кнурова о том, как хорошо было бы «прокатиться» с Ларисой в Париж, да недолго в неё и влюбиться, Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть», «я… лишнего не передам». В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Этим определяется отношение людей друг к другу. Паратов вызывает всеобщее уважение тем, что сорит деньгами. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, привечает богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в доме у неё «базар», «табор». Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.

В этом мире всё продаётся и покупается. Проводя анализ пьесы «Бесприданница», отметьте это. Паратов рассказывает, что «женится на миллионе», совсем не испытывая чувств к невесте. В финале Лариса, узнав, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому она достанется, с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек».

Но в не менее важен и психологический конфликт. Он определяется противоречием между миром капитала, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла». Кнуров замечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, хитрить, заманивая женихов. Она верит в чувства Паратова, понимая только в конце, что он её обманул. Не сразу осознаёт, насколько мелок и ничтожен Карандышев. Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.

Анализ пьесы «Бесприданница» — система образов

Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу. Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов — «блестящий барин», человек широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать. Даже мать главной героини, Харита Игнатьевна, торгует дочерями, стараясь их выдать замуж. Но как видно из анализа пьесы «Бесприданница» им это счастья не приносит.

Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.

Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу. Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть. Поэтому выстрел Карандышева она называет «благодеянием».


В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы «Бесприданница» Островского. Посетите наш литературный блог, где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте по теме:

  • Краткое содержание «Бесприданница»
  • Биография Александра Островского

Теги: 

анализ

книги

Похожие статьи

Анализ рассказа «Злоумышленник» Чехова

Первоначально издателем рассказа «Злоумышленник» Чехова стала «Петербургская газета» — именно там летом 1885 года появилось это произведение. Данный рассказ стал продолжением линии миниатюр, известных тем, что побуждают читателя «смеяться сквозь…

Анализ романа «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» — один из самых загадочных романов в русской литературе. Он имеет как своих фанатов, так и ярых противников. Роман необычен не только своими героями, но и проблематикой и структурой. Поэтому проводить анализ романа «Мастер и…

Анализ повести «Сашка» Кондратьева

Есть целый ряд произведений в русской литературе, которые правдиво описывают страшные фронтовые будни Великой Отечественой Войны. К этим трудам можно смело отнести и повесть «Сашка», анализ которой мы хотим провести с помощью рассуждений в этой…

Без приданого и другие пьесы Александра Островского (электронная книга)

Эта игра будет выпущена .
Эта электронная книга больше не продается.
Эта электронная книга недоступна в вашей стране.

Об электронной книге

Современник Тургенева, Достоевского и Толстого и предшественник Чехова, он был проницательным социологическим обозревателем, часто разоблачавшим злоупотребления властью, снова и снова попадавшим в неприятности с цензорами. Он написал 47 оригинальных пьес и положил начало современной традиции актерского мастерства, связанной со Станиславским. Пьесы Островского были написаны с расчетом на исполнение и с мастерским использованием разговорного языка. И по сей день они составляют большую часть русского репертуара. В этом томе собраны четыре ключевые пьесы Островского, каждая из которых относится к разным десятилетиям: «Выгодное положение», «Горячее сердце», «Без приданого» и «Таланты и поклонники», а завершается введением переводчика, послесловием к каждой пьесе, обширным библиографию и полный список произведений Островского.

Показать больше

Показать больше


В прессе

Об авторе

  • Издатель:
  • Опубликовано: ; Авторские права:
  • ISBN:
  • Издание:
  • Заголовок:
  • Ряд:
  • Автор:
  • Выходные данные:
  • Язык:
  • Количество страниц: [отказ от ответственности] Указанное количество страниц является приблизительным, предоставленным издателем. Фактическое количество страниц зависит от различных факторов, таких как размер экрана вашего устройства и размер шрифта.

Скачать форматы файлов

Эта электронная книга доступна в следующих типах файлов:

Эта электронная книга доступна в:

После того, как вы купили эту электронную книгу, вы можете загрузить либо версию в формате PDF, либо версию в формате ePub, либо и то, и другое.

DRM Free

Издатель предоставил эту книгу в формате DRM Free с цифровыми водяными знаками.

Необходимое программное обеспечение

Вы можете читать эту книгу на любом устройстве, поддерживающем формат EPUB или PDF без DRM.

Управление цифровыми правами (DRM)

Издатель предоставил эту книгу в зашифрованном виде, что означает, что вам необходимо установить бесплатное программное обеспечение, чтобы разблокировать и прочитать ее.

Необходимое программное обеспечение

Чтобы читать эту электронную книгу на мобильном устройстве (телефоне или планшете), вам необходимо установить одно из следующих бесплатных приложений:

  • Ebook Reader (рекомендуется)
  • PocketBook (iOS/Android)
  • Bluefire Reader (платное приложение)

Чтобы загрузить и прочитать эту электронную книгу на ПК или Mac :

  • Adobe Digital Editions (это бесплатное приложение, специально разработанное для электронных книг. Это не то же самое, что Adobe Reader, который, вероятно, уже установлен на вашем компьютере. )
Ограничения на печать и копирование

Издатель установил ограничения на объем этой электронной книги, которую вы можете распечатать или скопировать. Смотрите подробности.

  • {{ format_drm_information. format_name }} без ограничений {{ format_drm_information.format_name }} {{format_drm_information.page_percent}}% страниц каждый день{{format_drm_information.interval}} дней {{ format_drm_information.format_name }} выкл.
Чтение вслух
  • {{ read_aloud_information.format_name }} на {{ read_aloud_information.format_name }} отключено

Заблудился в лесу | Культура

Русская неделя в лондонском театре. После Горького «Васса» (1909) в Альбери у нас теперь есть «Лес» Островского (1870) в Национальном. Обе пьесы предлагают яркий портрет поклоняющейся деньгам женщины-автократки, которая использует своих слуг в качестве шпионов. Но там, где «Васса» Говарда Дэвиса имеет ультратеатральное изобилие, постановка Энтони Пейджа «Лес» отягощена упорным натурализмом.

Страница начинается со многих преимуществ. Сама пьеса Островского, заново открытая РСК в 1981 году и представленная здесь в новой версии Аланом Эйкборном, — шутка: в ней жизнелюбивая бедность пары провинциальных актеров противопоставляется скупости духа богатых землевладельцев. Геннадий, романтический трагик, приезжает в загородную усадьбу своей скряги тетушки Раисы в компании Аркадия, коренастого водевиля. Вместе они разоблачают ложные ценности мира, в который они вторглись: в частности, безумное увлечение овдовевшей Раисы волжским оппортунистом и ее иссохшую подлость по отношению к влюбленной, лишенной приданого родственнице.

Эйкборн, писатель-распорядитель островских традиций, точно передает сатирическое отношение пьесы к денежным классам: Аркадий, описывая визит к своим родственникам-лавочникам, утверждает: «Как будто они умерли, и никто не сломал новость для них». А Майкл Фист и Майкл Уильямс превращают актеров в лохмотьях в классический двойной акт Беккета. Пир, чья речь напичкана цитатами из Гамлета и Лира, обладает удивительно точечным, флейтовым фальшивым величием. Уильямс с его коротко остриженными волосами цвета моркови и выплевыванием согласных — превосходный контраст: хитрый прагматик, который рассматривает богатых как источник грабежа.

Трудно не любить пьесу, которая в духе «Овсянки» или Николаса Никльби поддерживает театральные ценности, а не буржуазные; и, пока два Майкла вместе, часто приятно наблюдать. Но постановка Пейджа, кажется, ничему не научила недавние британские авантюры в русской драматургии. Версии Островского Деклана Доннеллана и Ричарда Джонса, «Иванов» Джонатана Кента и «Васса» Говарда Дэвиса — все они показали, что существует постоянная нить демонической диккенсовской сатиры на классы торговцев и землевладельцев. Их произведения наполнены лихорадочной жизненной силой карикатуры: Пейдж ошибочно выбирает трезвый постстаниславский натурализм.

Вы видите последствия странной неуверенности Фрэнсис де ла Тур в роли Раисы. У персонажа две четкие цели: деньги и секс. Она высекает свой лес, чтобы иметь деньги на руках: она также хочет затащить в постель жуткого молодого социального альпиниста Буланова. Но де ла Тур, в отличие от Барбары Ли-Хант в возрождении RSC Адриана Нобла, ничего не делает из фетишистской привязанности Раисы к своей копилке. Даже комедия свирепого плотского аппетита стареющего мальчугана не попадает в цель, поскольку де ла Тур — одна из самых сексуальных актрис Британии: такое ощущение, что каждый мужественный поволжец охотился бы за ней.

Пейдж также не принимает во внимание точку зрения Островского о том, что гражданские лица во многих отношениях более театральны, чем вторгшиеся актеры. Безумно влюбленная родственница Раисы, Аксюша, настолько зашкаливает в своем горе, что Геннадий хочет, чтобы она присоединилась к его компании: однако в исполнении Ниам Линехан ничто не намекает на дикий романтический эксцесс. А среди соседей и прихлебателей только Уиндзор Дэвис как глухой бывший кавалерист обладает той повышенной самобытностью, которой требует Островский.

Пьеса может иметь намеки на «Вишневый сад», но она гораздо более фарсовая: декорации Уильяма Дадли с их переполненными интерьерами и древесной точностью, тем не менее, разделяют бесстрастный реализм постановки. Даже радостный занавес с актерским составом, объединяющимся в веселом броске под музыку крестьянской скрипки, является грубой ошибкой после пьесы, которая представляет собой сатирическую атаку на бездельников-землевладельцев. В чудесном произведении Островского есть буйное безумие лучшей русской комедии: здесь, за ярким исключением двух Майклов, оно разбавлено до уровня Сомерсета Моэма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *