Служба Николая Ростова в романе Война и мир: описание карьеры
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Л. Н.
- Служба Николая Ростова в романе Война и мир
В образе Николая Ростова нет ничего особенного, он молод, волосы его кучерявились, был среднего роста, его выражение лица ничего не скрывало. Лицо, как у ребенка, милое. Черты его лица были необыкновенные, а в глазах сияла честность и доброта. Он обладает красивыми грациозными движениями, так же он необычайно строен. Кокетлив с прекрасным обаянием молодой человек.
Во времена произведения все стремились покрасоваться в военном мундире, на это не влиял статус человека, силен он или слаб, богат или беден, у всех была одна цель. В те времена можно было заняться статской работой в том случае если человек имел травму или был отстранен от службы. Николай имел отвращение к вне военной работе, но несмотря на это, родители Николая отправляют его в университет. В более сознательном возрасте на героя влияет война и его мировоззрение резко меняется.
Изначально знакомые Николая думают, что он следует за своим другом Борисом и пытается ему подражать. Борис является офицером. Но Николай утверждает всех в обратном и говорит, что чувствует свое призвание к службе.
Служба Ростова начинается с низов. Он не знает ничего о военном деле и не хочет сильно напрягаться, именно поэтому он пошел в гусары, думая что никакие трудности его не застанут, но не тут то было. Когда Николай пишет домой, он старается не рассказывать близким о трудностях, которые его постигли. Но не смотря на это, сердце его родственников не в покое и переживания о своем сыне дают о себе знать. Николай не жалеет о своем выборе и рад, что посвятил свою жизнь военному делу. Он не считает себя дипломатом или чиновником.
Любовь у подопечных он завоевал, не благодаря своей доброте и честности, а благодаря своей справедливости.
Прежде чем принимать решение, Николай сначала разберется в ситуации, и только потом будет действовать, полагаясь на свой здравый смысл.Первое ранение Николай получает во время сражения около деревни Шёнграбен. Ранение было в руку, как описывал сам Николай, руки он не чувствовал, она была как чужая. Этот момент в его жизни оставил большой след в его разуме и очень изменил его жизнь. С тех пор он понимал, что его жизнь не на шутку подвергнута угрозе, рано или поздно сражение в битве может закончиться для него летальным исходом. Николай ждал с нетерпением начало сражения и получал наслаждение от атаки. Он чуть ли не считал секунды до начала битвы и думал: «Поскорее бы». Но, как было сказано ранее, тот случай в битве изменил его мышление, и именно после этого случая Николай решает спасти себя и свою жизнь бегством.
Другие сочинения:Служба Николая Ростова в романе Война и мир
Несколько интересных сочинений
Николай Ростов в романе «Война и мир».
Анализ персонажаМеню статьи:
- Прототип Николая Ростова
- Биография Николая Ростова
- Внешность Николая Ростова
- Военная служба
- Отношение к другим членам семьи
- Личностные качества и характеристика
В романе Л.Н. Толстого множество действующих персонажей. Одни их них действуют лишь фрагментарно и кратковременно, другие на протяжении всего романа, однако все они находятся на своих местах – исключение хоть кого-либо из героев – губительно для всей эпопеи. Все персонажи взаимосвязаны – действие одних напрямую или косвенно влияют на жизнь и судьбу других героев. Одним из ключевых персонажей романа является образ Николая Ростова.
Для многих своих героев Толстой использовал прототипы. Некоторые персонажи были сформированы совокупностью качеств и привычек нескольких людей, другие имеют только одного прототипа.
Николай Ильич Ростов – не существовавший в реальной жизни персонаж, однако, отыскать человека, очень похожего на него, не составляет труда. Прототипом для этого героя стал отец Льва Николаевича Толстого – Николай Ильич Толстой.
Автор не полностью отобразил в романе своего отца, а взял за основу литературного образа лишь некоторые фрагменты жизни Николая Ильича. Подобно Толстому, его художественный образ наделен сангвистическим типом темперамента, он также искренний и добрый по отношению к другим. Жизнерадостная позиция, принципиальность и неотступность в своих взглядах – эти качества их также роднят.
Отец Льва Николаевича принимал участие в военных событиях 1812 года и показал себя доблестно и храбро.
Николай Ильич в свое время был влюблен в свою троюродную сестру, но в результате в жены взял себе Марию Болконскую. Их свадьба состоялась в 1822 году, как и у Николая Ростова и Марии Болконской.
Роднит Ростова и Толстого и умение вести хозяйство: оба очень щепетильные в этом вопросе они пытаются все делать с умом. Что правда, граф Толстой научен своими ошибками молодости ( в свое время он прилично проигрался), а Ростову урок преподал отец, спровоцировавший своими необдуманными действиями разорение семьи.
Воспоминания об отце и другие эпизоды ее биографии послужили материалом для окончательного формирования других образов, например, Пьера Безухова и Ильи Николаевича Ростова.
Биография Николая Ростова
Николай Ростов – богатый граф, молодой помещик. Старший сын и второй по старшинству ребенок в семье Ильи Андреевича и Натальи Ростовых.
На момент начала романа – он молодой студент 20 лет от роду и один из самых завидных женихов: его семья знатна и богата. Ростовы имеют множество связей и знакомств в кругах аристократии.
Личная жизнь Николая не лишена разочарований и трудностей. Долгое время Ростов находится в состоянии влюбленности по отношению к своей троюродной сестре – Соне. Ситуацию усугублял тот факт, что чувства эти были взаимны, а родители были не в восторге от такого развития событий. Особенно их пугало то, что Николай всерьез планировал жениться на девушке.
Перспектива улучшить материальное положение семьи с помощью выгодного брака выглядела для матери Николая более привлекательной, и , несмотря на то, что самому молодому человеку была чужда мысль жениться по расчету, она все же не лишала себя надежды на ее вариант развития событий.
Николаю близка военная служба, такое отношение не удивительно – его родители истинные патриоты, их отношение к Отечеству искренне, поэтому Николай, подобно всем детям Ростовых, тоже не лишен чувства патриотизма и долга.
Он принимал участие в боевых действие в войне в Наполеоном, после вернулся домой и женился на княжне Болконской. Этот поступок не был результатом только страстной любви – за княжну давали значительное приданое, которое могло бы улучшить плачевное состояние семьи. Графиня Ростова некоторое время уговаривала сына жениться на княжне Мари, но Николай был непоколебим. Узнав о том, что княжна в него влюблена, он постепенно начинает менять свои взгляды на брак с ней, так как сам испытывает к ней нежные чувства. Вскорее состоялась их свадьба.
Семейная жизнь Мари и Николая сложилась, как ни на есть лучшим образом. В их браке родились трое детей: два мальчика (Андре, Митя) и дочь Наталья. Семейство их в скором времени пополнится еще одним членом семьи – Марья – беременна, но об этом Толстой нам уже не рассказывает – его роман закончен, о дальнейшем ходе развития событий читателю остается только предугадывать.
Внешность Николая Ростова
Внешность человека говорит о многом. Дело здесь не только в том, в какой мере следит человек за состоянием своей внешности, а и в том, что все, возникающие у нас эмоции, чувства оставляют определенный след на внешнем виде человека. У одних появляются счастливые морщинки вокруг глаз, у вторых глубокая морщина на лбу после недовольных тяжелых дум.
Молодые люди редко имеют какое-либо необычное отличие, свидетельствующие об их характере и привычках, так как ни первое, ни второе практически еще не сформировались у них. Все они стремятся носить чистую, хорошую одежду и обувь, с восторгом воспринимают уделенное им внимание в обществе. В этом плане 20-летний Николай не исключение.
Николай Ильич – очень красивый человек. Он невысокого роста, у него светлые кучерявые волосы. Он обладает восторженным выражением лица, внешность его привлекательна и располагает к себе.
Лицо его кажется по-детски милым и открытым. В глазах застыло что-то доброе, искреннее. Они у него доброжелательные и честные. Улыбка у него тоже напоминает улыбку детей – чистая, милая.
С возрастом меняется его форма усов, на лице появляются мимические морщины, но в целом его образ все так же остается источником искренности, доброты и честности.
Военная служба
Военная служба всегда привлекала Ростова. Для его круга общения это не было чем – то необычным – многие находили такую карьеру отличным занятием. Это и верный ключ к улучшению своего материального положения, и ключ к сердцу практически любой женщины. Дамы с умилением наблюдают за военными, появившимися в обществе, их восхваляют, невзирая на их поступки и личностные качества.
С началом военных действий с Наполеоном, Николай оставляет учебу и отправляется на фронт. Он считает это своим призванием. Николай не стремится к чинам и званиям. Многие считают, что это от того, что его семья довольно обеспечена, ему чуждо понятие нехватки средств даже на самое необходимое. «Хорошо рассуждать о чести и отказываться от чинов, когда тебе их дому присылают постоянно круглую сумму» – думают его сослуживцы. После разорения Ростовых отношение Николая все равно не меняется, он также остается бескорыстным, что подтверждает ошибочность мнения.
Подопечные его любят, не потому что он им прощает и позволяет многие вольности, а потому, что он действует справедливо. Он всегда пытается разобраться в ситуации и действовать, руководствуясь здравым смыслом и человечностью.
Первое ранение Ростова вводит его в замешательство – на какое-то время мысль о том, что он, тот, которого все так любят, может умереть, ему чужда и дика. Со временем Ростов понимает, что руководствоваться исключительно страхом умереть, или же стремглав несясь напролом – нельзя. Губительно и первое, и второе. Нужно всегда принимать решение исходя из обстоятельств.
Отношение к другим членам семьи
Николай Ростов изображен в романе идеалом и офицера, и барина, и мужа, и сына, и брата. Кажется, что нет ничего в нем такого, что бы могло оттолкнуть или вызвать неприязнь у читателя. Он горячо любит своих родителей. Его отец и мать были добры с ним, и он тоже относится к ним с добротой и уважением даже в самые трудные периоды своей жизни и жизни его семьи в целом. После разорения, Николай не винит и не упрекает отца в случившимся – перспектива рассчитываться с долгами не вызывает у него восхищения, но он и не отказывается это делать.
По отношению к другим членам семьи он тоже действует учтиво – такое поведение – не залог общепринятых традиций и этикета – он искренне любит своих родных.
Николай пытается вести себя сдержанно и вежливо и с теми людьми, кто ему неприятен, как, например с Борисом Друбецким. Раньше молодые люди были очень дружны, но со временем их дружба пошла врозь. Борис стремился выбиться в люди, ему хотелось стать богатым и влиятельным.
Такое стремление противоречило принципам Ростова, но Николай старается не высказываться слишком резко на этот счет – вариант, при котором он будет меньше общаться с Борисом его абсолютно устраивает. Николай Ильич по своей сути человек не конфликтный и настроенный доброжелательно по отношению ко всем.
Личностные качества и характеристика
Николай Ильич Ростов – в очень многих моментах напоминает ребенка. Это касается не только внешних проявлений эмоций и впечатлений, но и поступков. Он переполнен добром и искренностью. Ростов не умеет врать и лукавить – он слишком порядочен и честен для его аристократического общества. Поэтому это резко бросается в глаза.
Особое место для Николая составляют чувства ответственности и благородства. Он не руководствуется принципом: «это благородно – и поэтому я так сделаю». Его поступки носят в себе неосознанный характер благородства, который в его случае, тесно связан обще моральными принципами. Он всегда думает, не причиняли ли дискомфорт и боль его поступки и высказывание окружающим.
«Он славный малый», его многие любят и уважают. Всеобщая любовь для него не становится поводом возгордиться собой, хотя она ему приятна и лестна. Его все заслуги сделаны не для того, чтобы кому-то понравиться или вызвать чувство уважения, привязанности либо угодить кому-либо, а по причине своих личных убеждений. Для него вполне естественно поступать по совести, даже если так поступают лишь некоторые – он умеет быть независимым от чьего либо мнения и позиции. Для того, чтобы переубедить Николая, нужны веские доказательства.
Ростов не отличается проницательностью, но со временем, в связи с жизненными ситуациями, он учится и этому.
Николай любит охоту и лошадей. После женитьбы он часто любил поохотиться, особенно после выполненных сезонных работ. Его страсть и к лошадям и к охоте была столь велика, что он готов был пропадать за этими занятиями все свое свободное время.
Он наделен талантами к танцам и музыке. Общество было в восторге от его грациозности в танцах, а родные часто просили его с Натальей спеть что-нибудь.
После окончание войны с Наполеоном Николай Ильич оставляет военную службу и занимается делами поместья и семьи. Он не желает, чтобы его дети оказались в столь затруднительном положении и никогда не знали тягости бедной жизни и поэтому очень скрупулезно и внимательно относится к делам. Его отношение к крепостным всегда находится на должном уровне – он придерживается все того же принципа отношения к другим – чтобы к тебе относились хорошо – относись хорошо к другим.
Подведем итог. Николай Ростов – один из немногих абсолютно положительных героев. Он добропорядочен и честен. Всегда думает, а лишь потом делает и никогда не рубит с плеча, несмотря на то, что обладает страстной натурой. Николай умеет сделать нужные выводы и не допуситить ошибок, сделанных другими людьми.
Страхи Николая
На первый взгляд кажется что у Ростова нет страхов, но это за не так, у героя некоторые фобии присутствуют сильно это видно в первом бою. Николай никак не умеет сопереживать как это делает Пьер Безухов, так же Ростов не настолько интеллектуально развит как Андрей Болконский. Ростов теряет коня, становиться в ступор и появляется сильный страх когда на Николая бежит армия Наполеоновских солдат. В этот момент Ростов понимает что солдаты хотят убить героя.
Опасаясь потерять собственную жизнь Ростов начинает взвешивать прожитую жизнь. Ростов кидает на бегущего солдата пистолет вместо того, чтобы начать стрелять и защищаться. Хоть финал этого боя печальный, но если проанализировать Ростов неоднократно совершал смелые поступки. Герой одаренный персонаж и выполнял как сложные, так и легкие жизненные задачи. Среди окружающих Герой добился уважения к себе, благодаря отзывчивости и милосердию.
Сочинение о Николае Ростове
Произведение “Война и мир” раскрыла судьбы и характеры героев, наполнена великими событиями в этой эпохе. Толстой открывает внутренний мир в этом романе. Произведение переворачивает мировоззрение читателя. В доме Ростовых царит веселье и добро где живет Николай – главный герой романа. Николай Ростов – честный молодой человек, с привлекательной внешностью и кудрявыми волосами. В одной деревне случаются события, Ростов состоит в гусарском Павлодарском полку.
В человеческих взаимоотношениях Николай опирается на три догмата – это достоинство, служебный долг и честь. Поэтому, факт лжи для Ростова становится невозможным. Герой на службе раскрывался в психологической и нравственной области. На Ростова характер повлияла Татьяна, мужчина понял что честь и амбиция ощутимо повыше собственной чести. Апогей становления характера персонажа приходится Шенграбенского сражение, когда Ростов осознает событийность происходящего вокруг. Убийство и смерть – это окончание жизни, вот что понимает герой. «Не может быть, чтобы они хотели убить меня», — рассуждает Ростов, убегая от французов.
Страх овладевает героем и не стреляя бросает ружье в солдата. Болконский недаром заметил в Ростове недалекость гусарского офицера. Толстой замечает что Николай Ростов “простодушный” человек и эта черта выражает внутренний мир персонажа. Когда Николай женился, стал образцовым семьянином и хозяином. Образ Ростова стал фундаментальным для других персонажей романа.
Автор: Виктория Давыдова
Новости о «Войне и мире» (от Бетани)
Прочитано страниц: 325 из 1455 имеет фамилию, которая упоминается только раз в триста страниц или около того (но когда она упоминается, вы должны сразу знать, к кому она относится), имя и отчество (например, «Петр Кирилович» или «Анна Михайловна» ), которое большую часть времени функционирует как формальное полное имя, а затем множество прозвищ, некоторые из которых на французском языке. мой экземпляр Война и мир содержит список ключевых семей романа — Безуховых, Курагиных, Болконских, Ростовых, Друбецких — и я часто на него ссылаюсь. В этом издании, однако, отсутствует аналогичная шпаргалка для описания военных персонажей, а часть вторая, действие которой происходит исключительно на поле боя, заставила меня пожелать этого.
Я прочитал Книгу 1, часть 1 (о которой я писал здесь) и закончил ее, думая, что у меня есть четкое представление о том, кто есть кто и каковы центральные конфликты в романе. Но тогда только ДВА главных персонажа из первой части появляются во второй части (там также появляются несколько второстепенных персонажей). Это Николай Ростов — молодой человек лет двадцати, который впервые переживает войну и изрядно портит все дело, — и князь Андрей. В первой части я не уловил, насколько придурком является князь Андрей, но поле боя, кажется, выявляет его злобность больше, чем тыл (в третьей части мы проводим некоторое серьезное качественное время с князем Андреем). глубоко неблагополучная семья, которая хорошо ладила бы с Хитклифами в Грозовой перевал , и, возможно, мы обретем толику симпатии к князю Андрею, которому пришлось вырасти среди всего этого безумия – не знаю. Решение об Андрее еще не принято.)
В первой части Николай лишь ненадолго появляется как старший сын графа и графини Ростовых. По возрасту он близок к Борису, чья надоедливая мать провела первые пятьдесят или около того страниц романа, изводя людей, пока они не дали Борису место в гвардии, где он, вероятно, будет в большей безопасности, чем если бы он был пехотинцем. Среди молодых солдат в этом романе этот вопрос, служить ли в гвардии, в гусарах или в пехоте, является важным и занимает много времени в диалогах. Николай поступает на войну курсантом на службу к капитану Денисову, у которого проблемы с речью, и он занимает много времени на страницах, говоря что-то вроде: «Нам даже выпить не дают! Они весь день тянут полк туда-сюда! (183). Николай абсолютно отчаянно хочет увидеть какое-то действие. Когда неприятель начинает стрелять, Николай «имеет восторженный вид школьника, вызванного перед большой аудиторией на экзамен, на котором он уверен, что отличится…, оглядывая всех светлым, безмятежным выражением, как бы прося их заметьте, как он был спокоен под огнем» (185). Другими словами, для Николая война — это все о Николае (что, кстати, было бы и для меня, если бы я пошел на войну).
У Николая односторонний роман с царем. В части третьей, главе восьмой, 80 000 солдат готовятся к инспекции царем и императором Австрии. Эта сцена замечательна как тем, что она показывает, сколько людей участвовало в этих битвах. Представьте себе – восемьдесят тысяч солдат из двух стран, выстроившихся в очередь на смотр одновременно. («Не только генералы в парадных мундирах, с толстыми или тонкими талиями, до предела подтянутыми, с красными шеями, зажатыми в тугие воротники, в чулках и со всеми орденами, не только эти напомаженные офицеры в полных регалиях, но и всякий солдат с только что вымытым и выбритым лицом, со своим вычищенным и начищенным до блеска снаряжением, и каждая лошадь, вычищенная до блеска атласной шерсти и гладкой мокрой гривы, чувствовала, что происходящее не следует воспринимать легкомысленно, а дело большой важности и важности.Каждый полководец и солдат чувствовал свою ничтожность [ Примечание редактора: За исключением Николая ], сознавал себя песчинкой в этом море людей и в то же время чувствовал свою собственную мощь, сознавая себя частью этого великого целого» [301]). В то же время эта сцена прекрасно передает осмотр с точки зрения Николая, которого ничего не заботит, кроме возможности того, что царь может чихнуть, а некоторые из его имперских бактерий могут попасть в ноздри Николая. Когда в поле зрения Николая попадает царь (который потом извиняется, что плачет и блеет, потому что не выносит вида раненых солдат), «[Николай] испытал такое чувство умиления и восторга, каких он никогда прежде не знал. Все в царе — каждая черта, каждый жест казались ему чарующими» (303).
Я с сарказмом, я знаю, но я полагаю, что это поклонение героям достаточно правдоподобно, и, конечно, оно существует сегодня в разных формах. Но если вам когда-нибудь понадобится напоминание о том, что мы живем в глубоко циничные времена, прочтите «Война и мир » — первую половину третьей части, если быть точным.
Тем временем в Москве браки устраиваются всевозможными подлыми, закулисными и жестокими способами. Князь Василий особенно спешит женить своих детей. Что касается его дочери Эллен, он нацелился на Пьера, незаконнорожденного сына графа, который неожиданно унаследовал титул своего отца и внезапно стал гораздо более завидным холостяком, чем был раньше. Суетливая назойливая Анна Павловна снова появляется, чтобы участвовать в сватовстве, и разные люди отчитывают Пьера за то, что он мало что делает для того, чтобы подтолкнуть обсуждение брака между ним и Эллен к его завершению. Большинство действий этих глав (книга первая, часть третья, главы 1-2) происходят в голове Пьера, где он переходит от нахождения Эллен глупой и легкомысленной к нахождению ее привлекательной к признанию того, что брак с ней неизбежен. В этих выводах нет реального логического развития, но они кажутся мне подлинными. Наш мозг иногда пропускает ключевые шаги при принятии решений.
Хорошо, что Пьер делает предложение, потому что у князя Василия есть еще один ребенок, которого нужно выдать замуж. Кроме Елены у него есть два сына Анатолий и Ипполит. Ипполит был вдохновителем инцидента с привязкой полицейского к медведю и сбросом их в реку из Книги Один; Заявление Анны Павловны о неисправимости Ипполита — одно из первых событий романа. Анатолий не обязательно совсем неисправимый, но и не святой. Князь Василий решает, что Анатолий должен жениться на княгине Марье, младшей сестре князя Андрея. Когда Андрей ушел на войну, дом Болконских состоит из ужасного отца Андрея, князя Николая, а также беременной жены Андрея Лизы, княгини Марьи и мадам Бурьен, одной из тех «компаньонов», которые всегда появляются в девятнадцатом веке. литература века, жить с богатыми людьми и не быть прислугой, но и не быть семьей или друзьями. Князь Николай — первоклассный мудак, который грубо расправляется с эмоциями всех, кого встречает на своем пути. Принцесса Лиза уединяется в своей комнате, опасаясь, что контакт с принцем Николаем навредит ее будущему ребенку. Но главной целью князя Николая является княгиня Марья, глубоко застенчивая и, кажется, неспособная думать о браке с кем бы то ни было, не говоря уже о красивом, почти неисправимом князе Анатолии (который сразу же, войдя в дом Болконских, влюбляется в мадамуазель Бурьен) .
Главы, подробно описывающие этот эпизод (Книга первая, часть третья, главы 3-7), представляют собой настоящую демонстрацию женской патологии. Во-первых, княжна Марья, подверженная таким ядовитым мыслям: «Воображение вызвало у нее мужа, сильного, властного человека, существо непостижимо-привлекательное, которое вдруг унесло ее в совсем другой, ее собственный счастливый мир. Она представила себе ребенка, своего собственного, такого же младенца, которого она видела накануне на руках у своей няньки, — представила его у своей груди, и мужа, стоящего рядом, ласково смотрящего на нее и ребенка. «Да нет, этого не может быть, я слишком некрасива», — подумала она» (273). Тем временем ее глубоко несчастная невестка Лиза роится вокруг, следя за тем, чтобы Марья чувствовала себя как можно более неуверенно из-за своих волос. Толстой ловко подхватывает: «Ее принялись одевать по доброй воле и по наивному и твердому убеждению женщин, что платье может сделать лицо красивым» (272). Тогда князь Николай отчитывает Марью перед всеми, в том числе и перед Анатолием, за перемену прически, заявляя, что «незачем ей менять прическу — она и так безобразна» (278). Позже глубоко растерянная Марья застает Анатоля за поцелуем с мадемуазель Бурьен и все еще удается возбудить себя перспективой выйти за него замуж. Ее отец продолжает разрушать ее дух: «Великолепно! Он возьмет вас с вашим приданым и вдобавок прихватит мадемуазель Бурьен. Она будет женой, а ты…» (285). Затем он меняет курс и начинает хныкать о том, как сильно он любит Марию, как она является центром его существования. Если бы царь был там, он извинился бы, чтобы плакать и блевать.
Вот где мы. Пока этот роман не складывается у меня в голове — я не знаю, во что сложатся все части. Конечно, у меня впереди более 1100 страниц, так что времени на то, чтобы во всем разобраться, будет предостаточно. я наслаждаюсь «Война и мир », и я официально впечатляю всех на работе, нося ее с собой и перечитывая в свободное время. Вот для чего, я думаю, «Война и мир ».
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эта запись была размещена в Авторы, Художественная литература — общая, Художественная литература — Историческая, Художественная литература, Лев Толстой, ПАТ КОНРОЙ МЕСЯЦ!, Рецензии Бетани. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Война и мир Сводка | Шмуп
Том 1
Сейчас 18:05. Мы встречаем много людей на вечеринке в Петербурге (он же Санкт-Петербург, Россия). Вот Пьер, один из внебрачных детей графа Безухова. Пьер неуклюжий и странный, но он любимый ребенок своего отца, а отец старый и богатый, так что это ему по плечу. Есть еще хороший друг Пьера Андрей Болконский, который слишком умен для своего же блага. Андрей женат на Лизе, светской бабочке, которую он как бы ненавидит. А еще есть семья Курагиных, вообще кучка мерзавцев, которые заботятся только о себе.
Пьер любит напиться и прокатиться по дамам, но его друг Андрей хочет, чтобы он выпрямился и летал правильно. Пьер хочет прекратить плохое поведение, но его втягивает в это Анатоль Курагин. Есть одна особенно плохая вечеринка, из-за которой многие приятели Анатоля высылаются из Петербурга. Затем у отца Пьера случилась серия инсультов, и он умер. Из-за завещания идет борьба, но с некоторой помощью Пьер побеждает и наследует все огромное богатство и поместья своего отца.
Хорошо, теперь в Москву. Толстой описывает его как более русский и менее европеизированный и аффектированный, чем Петербург. Здесь мы встречаем Ростовых, совершенно потрясающую, любящую семью. Граф и графиня любят друг друга, но плохо обращаются с деньгами. Затем есть 13-летняя Наташа Ростова (любящая Бориса), Николай Ростов (любящий свою кузину Соню), странная роботизированная Вера Ростова (обрученная с Бергом) и маленький Петя Ростов, которому всего 8 лет. мальчики хотят идти в армию, тем более что война, похоже, вот-вот разразится.
Андрей считает общество отстойным и тоже решает пойти на войну. Он оставляет беременную Лизу с семьей в Лысых Горах и уходит адъютантом к генералу Кутузову. Лиза застряла в ужасной, неблагополучной семье Болконских. Сумасшедший, матерный и вообще неприятный князь Болконский, отец Андрея. А еще есть невзрачная сестра Андрея Марья, супер-пупер религиозная. Отец всегда плохо обращался с Марией.
Далее мы получаем множество описаний подготовки к грядущей войне между Францией и Россией. Николай Ростов теперь гусар (по сути, кавалерийский офицер) и очень хочет принять участие в битве при Шенграберне. Ну, он взволнован до тех пор, пока на самом деле не увидит драку — тогда он напуган до потери сознания. После этого он встречает Андрея, который командует, и отчитывает его. Николай влюблен в российского императора Александра, которого он немного видит в армейском смотре. Николай также дружит со своим командиром Денисовым и полным психом Долоховым, лишившимся звания из-за пьяной выходки с Пьером Безуховым, из-за которой их всех выгнали из Петербурга.
Том 2
Сейчас 1806 год. Николай возвращается домой в отпуск с Денисовым и обнаруживает, что его родители вот-вот разорятся. Его мама настаивает на том, чтобы Николай женился на богатой девушке, чтобы сохранить семью. Николай обижается на это и клянется, что женится на бедной двоюродной сестре Соне. Тем временем Денисов влюбляется в симпатичную Наташу, которой 14 лет. (Гм, мало ли что?) Денисов делает ей предложение, но получает отказ.
Теперь у Пьера есть все его деньги, и он внезапно превратился из полного неудачника в короля бала. Ну, по крайней мере, так с ним обращаются. Его соблазняет действительно горячая, но внутренне супергрубая Элен Курагина. Он делает ей предложение (вроде), и она соглашается. Насколько она груба? Ходят слухи, что она и ее брат Анатолий помирились. Фу.
У Элен роман с Долоховым, и когда Пьер узнает об этом, он вызывает Долохова на дуэль. Не самый умный ход, так как Долохов — хладнокровный убийца. Но поразительно, но Пьер ранит Долохова и сам остается невредимым. Он приходит домой и уже собирается избить Элен, когда берет себя в руки. Вместо этого он просто выгоняет ее из дома.
Совершенно сбитый с толку и подавленный, Пьер присоединяется к масонам. Он пытается стать лучше и глубоко размышляет о том, что это может означать. Он пытается улучшить жизнь своих крепостных, которые работают в его имении, но он слишком не вовлечен в свое имение, чтобы сделать что-либо, кроме как быть обманутым управляющим имением.
Тем временем, вернувшись на войну, Андрей возглавляет устрашающую атаку в битве при Аустерлице. Он серьезно ранен и находится на грани смерти, что приводит его к пониманию того, что амбиции — совершенно бессмысленная вещь. Пока он ранен, сам Наполеон спасает его с поля боя.
Поправившись, Андрей приходит домой как раз вовремя, чтобы увидеть, как Лиза родит… и умрет. Он поглощен чувством вины, потому что был для нее таким паршивым мужем. Он решает, что единственное, что у него осталось, это его новорожденный сын Николенька. Он не возвращается в армию, а вместо этого просто работает в своем имении, весь мрачный и подавленный. Он начинает писать свод военных правил, чтобы решить проблемы с армией. Пьер заходит в гости и рассказывает о своих новых мыслях о духовности.
Вернувшись в Петербург, Элен умоляет Пьера вернуть ее. После какого-то странного, эротического масонского сна он это делает. Несмотря на то, что она немного тупая, Хелен открывает действительно влиятельный салон (своеобразное регулярное собрание интеллектуалов). Это может иметь какое-то отношение ко всему, что она-чрезвычайно-горячая штука.
Андрей приезжает в Петербург, чтобы сдать свою работу, но потом понимает, что он идиот, полагающий, что он собирается каким-то образом попасть к императору и убедить его в том, как починить военных. Он встречает Наташу, быстро чувствует себя лучше и делает предложение. Она принимает. Однако старый папаша Болконский категорически против брака и вынуждает Андрея отложить свадьбу на год и уехать за границу.
Ждать Андрея ужасно, и чтобы подбодрить Наташу, папа везет ее и Соню в Москву. Там она идет на встречу со своей будущей невесткой Марией, и они сразу же начинают ненавидеть друг друга. Ростовы также осматривают оперную сцену, а Наташа знакомится с ужасными Курагиными. Анатоль Курагин — систематический обольститель, и он так хорош собой (а Наташа еще так молода и неопытна), что Наташа полностью на него повелась. Она планирует сбежать с ним и отправляет письмо Марье о разрыве помолвки с Андреем. Соня случайно узнает о плане побега и предотвращает эту ужасную ошибку. Наташа глубоко подавлена, когда понимает, что Анатоль всегда был занят только сексом и не хотел жениться на ней. Пьер приходит, чтобы ей стало лучше… и сам влюбляется в нее.
Наконец-то Андрей возвращается и становится совершенно ледяным, когда слышит, что Наташа отменила помолвку. Его гордость навсегда уязвлена.
Том 3
Это длинное, яркое, нанесенное на карту и тщательно проработанное описание Бородинского сражения, произошедшего 7 сентября 1812 года. обе стороны. После битвы русская армия отступает и оставляет Москву французам.
Хорошо, немного отступил. Наташа держится, как может, и в основном находится всего на одну ступень выше кататонии. Пьер тем временем занимается какой-то мистической нумерологической ерундой и убеждает себя, что Наполеон — антихрист. А также что он сам антихрист. Или, может быть, антиантихрист. Мы говорим о развлечениях с цифрами.
Французская армия все ближе и ближе подходит к Москве, нанося удары по усадьбам Болконских. Старый князь Болконский умирает от инсульта, сказав, наконец, одно доброе слово в адрес дочери. Тем временем крепостные Болконские внезапно восстают и отказываются отпускать Марью из поместья. По стечению обстоятельств Николай появляется из ниоткуда и спасает ее. Их тянет друг к другу, но он все еще помолвлен с Соней. Петя Ростов поступает в армию, увидев в Москве императора Александра.
Между тем, на французской стороне мы получаем самого Наполеона в качестве персонажа. Для Толстого Наполеон — не более чем ажиотаж в том, что касается его военной стратегии и общей удивительности. Наполеон тщеславен, одержим собой и постоянно осознает свою историческую значимость. Получив в подарок портрет сына и продемонстрировав его, Наполеон готовится наблюдать за битвой.
Пьер решает поступить на военную службу, но по-настоящему помочь может только косвенно, финансируя ополчение. Тем не менее, он едет в Бородино, чтобы посмотреть бой. Оставаясь с канонадерами в бункере, а затем помогая нести боеприпасы, он воочию переживает ужасный кошмар войны. Битва представляет собой бойню невероятных масштабов, в конце которой поле полностью покрыто мертвыми телами. Русская армия побеждает в первый день и готова к атаке на следующий, когда русский генерал Кутузов из отчетов о потерях видит, что лучше отступить. Когда русская армия отступает, французы собираются войти в Москву.
Андрей тоже в бою, в запасном полку. Он ранен в живот и в санитарной палатке видит безногого Анатоля Курагина. (Он знает все о почти соблазнении Наташи.) Андрей испытывает момент глубокого религиозного чувства и понимает, что теперь он может любить все человечество, даже Анатоля, своего врага.
Пьер получает сообщение о смерти Андрея.
Том 4
Семья Ростовых наконец-то собирается и уезжает из Москвы. Буквально за день до прибытия французских войск. В последний момент Растопчин, губернатор города, наконец прекращает все свои «мы первые!» пропаганда и разрешает сожжение города (чтобы французы не могли использовать там какие-либо припасы). Уходя, Ростовы решают бросить все свои вещи и вместо этого загрузить свои фургоны солдатами, ранеными в Бородинском сражении. Чего Наташа не понимает, так это того, что один из безымянных солдат — Андрей.
Затем мы немного взглянем на старого доброго Наполеона Бонапарта, пока он околачивается в ожидании делегации из Москвы. Извини, чувак, делегация не приедет. Французы начинают оккупировать город. Пьер остается в каком-то сумасшедшем настроении — он решил убить Наполеона. Он ненадолго видит Наташу и понимает, насколько сильно в нее влюблен.
Ожидая появления Наполеона, Пьер спасает жизнь французскому офицеру. Затем он выходит и спасает маленькую девочку от пожара, уничтожившего полгорода. А потом он спасает молодую женщину от изнасилования французским солдатом. Наконец, он попал в плен по обвинению в поджоге. Хорошо, понял? Сначала он хочет убить парня, но вместо этого спасает трех человек.
Пьер должен идти с пленными французской армии, пока французы бегут из Москвы. Он становится лучшим другом с другим заключенным, Платоном, простым крестьянином, преисполненным всякой простой крестьянской мудрости — по сути, ангелом в крестьянской одежде. Будучи несчастным заключенным, Пьер выясняет смысл жизни, что-то вроде «просто радуйся, что жив, приятель». (Что-то удручающее, если вы спросите нас.)
Тем временем мы узнаем, что наши друзья Денисов и Долохов теперь партизаны. Они нападают на французский транспорт вместе с юным Петей Ростовым, которого при этом убивают. Но (всегда серебряная подкладка) они в конечном итоге освобождают Пьера.
Наташа узнает, что с ними едет Андрей, и заботится о нем. Есть много любви. Сестра Андрея Марья узнает, что Андрей у Ростовых, и приходит к нему. Андрей как бы просто сдается и умирает. Через горе Наташа и Марья начинают любить друг друга, как сестры. Сын Андрея Николенька (что неудивительно) глубоко потрясен смертью своего отца.
Тем временем в Петербурге при странных обстоятельствах умирает ужасная Элен, намекая на неудачный аборт. Теперь Пьер свободен, как птица, и снова встречается с Наташей. Оба они сильно изменились и влюблены. Русские возвращаются, чтобы восстановить сгоревшую Москву. Пьер и Наташа тоже обретают новую жизнь среди пепла и женятся.
Эпилог
Продолжая с того места, на котором остановились, Пьер и Наташа женятся. К сожалению, граф Ростов вскоре умирает, а Николай возвращается домой и видит, что имение обанкротилось, а они совсем в богадельне. Тем временем графиня Ростова находится на грани старческого маразма, и ее нужно поддерживать в том же высококлассном образе жизни, к которому она привыкла.
Николай в основном дерьмовый ручей, заботится обо всех и несчастен.С тех пор как Николай спас ее, он был влюблен в Марью, но теперь считает, что о женитьбе не может быть и речи из-за его бедности. Мария не думает, что это проблема, поэтому они женятся. Семью Ростовых спасает гигантское наследство Марьи. Теперь Николай, Марья, графиня Ростова и Соня живут вместе в имении Марьи, и у Николая оказывается хорошая голова в управлении имением. Он быстро выплачивает долги отца и начинает зарабатывать деньги. Он также занимается сельским хозяйством и учится, как хорошо обращаться со своими крепостными, чтобы они хорошо обращались с землей.
Обе пары счастливы в браке, и мы можем воочию увидеть, как они договариваются о роли власти, родительских обязанностях и как они справляются с разногласиями и недопониманием. Это как внезапное руководство по самопомощи.
В конце между Пьером и Николаем происходит большой спор о том, как император Александр втянулся в религию и фактически оставил страну в руках каких-то сумасшедших реакционеров.