Скалозуб — характеристика полковника в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Внешний вид
Появление Скалозуба в доме Фамусовых было ожидаемо — полковник относится к тому типу людей, которых ценил хозяин. Он хотел отдать за военного свою дочь Софью, чтобы она была обеспечена и ни в чем не нуждалась. Это богатый мужчина, настоящий «золотой мешок». Он всю жизнь строил карьеру и не знал ничего, кроме службы.
Сергей Сергеевич Скалозуб носит чин полковника, но метит в генералы. Это мужчина среднего возраста, ему еще далеко до старика. Он высокий, его внешность приметна. Его речь и лицо соответствуют его воинскому чину: полковник говорит так, словно он герой сражений.
Скалозуб большое внимание уделяет своей одежде. Он носит модные наряды с узкими воротниками, любит красивую форму, следит за осанкой. Даже тембр своего голоса полковник подстраивает под моду: он говорит хриплым басом.
Скалозуб
0
(0)
Заметную фигуру среди гостей Фамусова представляет полковник Скалозуб. Туго затянутый в мундир, гремя шпорами, входит он в гостиную Фамусова, и комната сразу наполняется звуками его самодовольного голоса. «Кто этот Скалозуб? — думает Чацкий, заметив волнение Фамусова при появлении гостя, — отец им сильно бредит … ». Действительно, Фамусов явно благоволит к Скалозубу.
Это — Известный человек, солидный, И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче-завтра генерал …
«И золотой мешок, и метит в генералы» — еще короче, но образно и ярко характеризует Скалозуба Лиза. Какого же еще жениха Софье? По общественному положению, на взгляд Фамусова, лучшего жениха и не надо. Скалозуб держится тех же взглядов, что и Фамусов. Никаких «завиральных идей» у него нет. Так же, как и Фамусов, он является убежденным врагом всяких «новых правил», какими увлекся, например, его двоюродный брат. Его «ученостью не обморочишь», и он угрожающе предупреждает Репетилова:
Я князь — Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам. Он в три шеренги вас построит, А пикните, так мигом успокоит. Столь же определенно он высказывает свой взгляд на образование: Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два, А книги сохранят так: для больших оказий. Сходен Скалозуб с Фамусовым и во взгляде на службу. У него одна мечта и цель: «Мне только бы досталось в генералы». Путей и «каналов» к этому чину, на его взгляд, много. Карьера его — результат не столько храбрости, сколько удачи, в чем он сам сознается:
Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты: То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.
Скалозуб не осознает в своем бездушии, насколько преступен и страшен его карьеризм, основанный на неудачах и смерти его сослуживцев, на потерях армии. Этого самодовольного, бездушного карьериста интересует лишь внешняя сторона службы: выправка, золото и шитье на мундирах, знаки форменного отличия полков — «в мундирах выпушки, погончики, петлички». В орденах он разбирается не хуже Фамусова. «Созвездие маневров и мазурки» — зло, но метко характеризует Скалозуба Чацкий, подметив узость его умственного кругозора. В этих словах дана, в сущности, исчерпывающая характеристика Скалозуба.
Умственный уровень Скалозуба невысок, Софья говорит о нем: «Он слова умного не выговорит сроду». Лиза поддерживает ее: «Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер». Ограниченность интересов сказывается и в языке Скалозуба. В силу того, что у него «Все служба на уме» и только служба, разговорная речь его густо насыщена профессиональной военной лексикой: мундиры, гвардия, гвардионцы, погончики и т.п. Москва для него — «дистанция огромного размера». Речь его по-военному лаконична и звучит иногда, как команда: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два». Сильно чувствуется в его языке грубоватость казарменного жаргона: «Уж не старик ли наш дал маху? .. »: «Взглянуть, как треснулся он, грудью или в бок?» Речь его не всегда правильна и со стороны построения: «Мне совестно, как честный офицер … »
Скалозуб — тип ограниченного казарменного служаки времен Аракчеева. Его, конечно, нельзя отождествлять со всем офицерством той эпохи. В армии в то время были такие командиры, как Багратион, Раевский, Ермолов и многие другие. Он служит «с восемьсот девятого», участвовал в кампании тринадцатого года, следовательно, был участником Отечественной войны с Наполеоном. Тем не менее, в нем ничто не напоминает офицера-патриота, готового отдать жизнь за родину. Можно сказать с уверенностью, что, когда на Сенатской площади вспыхнет восстание декабристов, Скалозуб, не задумываясь, будет расстреливать картечью ряды передовых офицеров. Он и сам откровенно предупредил об этом, бросив фразу о фельдфебеле, готовом расправиться с «вольтерьянцами»: «А пикните, так мигом успокоит … »
0 / 5. 0
.
Поведение персонажа
Скалозуба можно характеризовать как надменного и изворотливого человека. Хотя ему достался высокий чин, автор намекает, что он его не заслужил: «давно полковники, а служите недавно» (цитата из комедии).
Сделать карьеру военному помогло правильное поведение. Он умеет вовремя польстить, сказать приятное слово, смирно стоять при начальстве, отчитываться и рассказывать о своих подвигах, которых он совершил не так и много. Хотя награды у него имеются, ведь его 45-ый егерский полк бывал в горячих точках — горных местностях. Там полковник вместе с товарищами выполняли опасные операции.
Ему не жалко своих товарищей — он говорит, что они то перебиты, то уволены со службы из-за тяжелых ранений, и это его не заботит. Он понимает, что и сам в любой момент может пополнить ряды убитых. Скалозуб почитаем в обществе за свое состояние. За короткий срок службы он смог получить звание полковника и стать богатым.
Военный понимает, что получить генерала он сможет. Но он его добьется не благодаря своим подвигам и исправной службе. У него есть большие связи в правительстве, много знакомых старших чинов. Благодаря лести и умению себя преподнести полковник рассчитывает получить повышение.
И такое поведение не пугает общество Фамусова. Ведь здесь каждый уважает таких, как Скалозуб. Льстецы, наглецы и непросвещенные люди в почете, так как своими недостатками они добились высокого социального положения и богатства.
Характер полковника
Хотя полковник с самого детства мечтал стать военным, он практически не образован. Скалозуб привык жить в казармах, переносить лишения. Но это повлияло и на его характер, выработались определенные качества:
- ограниченность;
- амбициозность;
- прямолинейность;
- нетерпимость к вольнодумству;
- нетактичность.
Скалозуб может вести себя так, чтобы нравиться обществу. Но при этом доказать свою образованность он не в силах. Это довольно ограниченный человек. Он может рассказывать только о своей службе, наградах и планах. Как и его брат, Скалозуб, всю жизнь посвятил службе.
Но полковник очень амбициозен. Он знаком со многими чинами, пытается получить звание генерала. И благодаря связям полковник сможет этого добиться. Его амбиции распространяются только на карьеру, ему не интересно получить образование или совершенствоваться духовно.
Полковник прямо высказывает свои мысли, дает речевые портреты каждому знакомому. Он может кратко охарактеризовать всех, кого знает. Ему легко выговорить все, что он думает, прямо в лицо собеседнику. Скалозуб не боится быть непонятым или обидеть общество, хотя вышестоящим он пытается понравиться.
Хотя сам он не терпит вольнодумства. Полковник считает, что нельзя ставить себя выше тех, кто занимает высокие должности. Ему не нравятся образованные люди, читающие много книг. Он сроду не любил науки, поэтому нельзя назвать его умным.
За своими высказываниями Скалозуб не следит. Он бывает нетактичным и грубым, не стесняется неприемлемо обращаться с младшим поколением и выказывать свое недовольство ровесникам. Каково им выслушивать подобные речи, он не думает.
В характеристике Скалозуба большую роль играет его фамилия. Так могут звать только того человека, кто умеет подстраиваться под окружающее его общество. Где это необходимо, он польстит и притворится скромным. А в других ситуациях выкажет равнодушное или презрительное отношение.
Черты характера
Скалозуба можно охарактеризовать как изворотливого человека. Автор намекает читателю, что полковник получил своё воинское звание не совсем заслуженно. Сделать карьеру герою помогла правильная тактика. Характер Сергея Сергеевича позволил ему умело пользоваться связями и продвигаться по службе. Офицер умеет польстить там, где нужно, а также вовремя отчитаться перед начальством о своих действиях и подвигах. Описание основных черт характера героя:
- ограниченность;
- прямолинейность;
- уравновешенность;
- надменность;
- амбициозность.
Полковник не отличается большим умом, но ограниченность не мешает ему двигаться вперёд по карьерной лестнице. Служанка Лиза говорит о нем так: «…и золотой мешок, и метит в генералы». Все разговоры героя сводятся к армейской тематике. Он мечтает, чтобы детей обучали не обычным наукам, а основам военного марша. Персонаж думает только о службе, ему неинтересно учиться чему-то новому и духовно развиваться.
Герой бывает нетактичным и может высказывать свои мысли прямо в лицо. Ему не составляет труда дать характеристику всем своим знакомым.
Сергей Сергеевич не боится обидеть собеседника, но он аккуратно ведет себя с теми, кто занимает высокие должности.
Карьера Скалозуба
В характеристике Скалозуба из комедии «Горе от ума» стоит упомянуть и о его карьере, ведь для самого полковника служба — главное в жизни. Но высоких чинов он пытается достичь не ради отечества, а для обогащения, новых связей и уважения со стороны общественного строя.
Служить Скалозуб начал в 1809 году. Не трудно посчитать, сколько всего он находится в воинских чинах: так как действия комедии происходят в конце 1820-х, то в армии полковник чуть больше десяти лет.
Свою карьеру он начал с мушкетерского полка, а в 1813 ему довелось принять участие в походе против Наполеона, организованном за границей. На момент действия комедии Скалозуб служил в 15 дивизии.
Происхождение полковника украинское, об этом говорит его звучная фамилия. Хотя он довольно богат, свое состояние Сергей Сергеевич нажил недавно. На службу он попал лет в 15−16, с тех пор ему приходилось много суетиться, чтобы добиться звания полковника.
Автор в тексте указал, что у Скалозуба только одна награда — за третье августа. Но в тот день не было боевых действий. Наступление на французские войска стало отвлекающим маневром между битвой при Красном и в районе Смоленска. Это указывает на безынициативность полковника. Он не трус, но в сравнении с другими солдатами старается не попадать в серьезные сражения.
Егерский полк, в котором служил Скалозуб, был направлен на Кавказ, где легко можно сделать карьеру. Но полковнику пришлось остаться в России, так как ему не хотелось встречать генерала Ермолова. Последний ценил решительных и храбрых людей, а не любителей стоять в стороне.
Скалозуб не любит тех гвардейцев, которые добились многого. Ему чуждо просвещение и образованность. Начитанностью, умением говорить на французском языке и танцевать военные привлекают таких барышень, как Софья. Скалозуб был лишен всех этих достоинств, поэтому его радует падение с лошади Молчалина. Ведь именно в него влюблена дочь Фамусова.
Новое в блогах
МНОГОУВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ, ВАША ЧЕСТЬ! На этом заседании суда Защита намерена выступить на стороне полковника Скалозуба Сергея Сергеевича, так как образ этого литературного героя составлен без учёта всех имеющихся в комедии фактов, а учтённые были истолкованы с целью представить школьникам этого мужественного, немногословного, безусловно умного героя войны в карикатурном виде из политических, очевидно, соображений. Невозможно допустить, чтобы герой Отечества так и оставался выставленным на посмешище людям, только лишь вступающим в жизнь. Предлагаем рассмотреть указанные ниже качества его высокородия Скалозуба Сергея Сергеевича, полковника, кавалера пяти орденов. 1. Фамилия. 2. Состояние. 3. Служба. 4. Юмор, ум и лаконизм. 5. Вежливость. 6. «Несалонность». 7. Готовность помочь без аффектации 8. Строгость и точность суждений.
1. Фамилия его… несомненно переделана из зубоскала, а таким называли человека, который ни к чему не относится через чур серьёзно, а, тем более, преувеличенно серьёзно, который никогда не теряет чувства юмора, который не пасует перед любыми трудностями и испытаниями, который своими шутками и прибаутками не дает раскисать товарищам в самых трудных ситуациях. Несомненно, А.С. Грибоедов с симпатией относился к Скалозубу. Такие люди могли самые невыносимые ситуации и условия сделать приемлемыми, которые участниками спустя годы вспоминаются с юмором. В советской военной поэзии был один такой герой – Василий Тёркин. 2. И в советскую-то эпоху вряд ли, а уж в наш меркантильный век только ханжа упрекнёт Скалозуба в его богатстве. Как Чацкого никто не упрекает в рабовладении, так и Скалозуба, пожалуйста, не надо упрекать. Тем более, что ревнители предлагают судить в контексте времени, а в те времена богатство не было предосудительным, мало того, даже некоторые крепостные крестьяне стремились разбогатеть не грабежом, а трудом, только не праведным*, а честным и упорным, и у многих получалось. Вполне возможно, что крестьяне у Скалозубов были справными, а Скалозубы понимали, что десятина с богатого крестьянина гораздо больше половины с нищего. Экономика на пальцах в то время иногда получалась лучше, чем сейчас с высшей математикой и компьютерами. Тот же, учившийся «чему-нибудь и как-нибудь», Онегин облегчил жизнь и рабу, и себе. А вы говорите ВШЭ… 3. Не исключено, что Скалозуб окончил Пажеский корпус и поступил на службу сразу офицером и за пять лет непрерывных войн получил 5 орденов и стал подполковником, вряд ли это возможно было при любой протекции, не обладай он личным мужеством и военным дарованием. За 11 следующих мирных лет он продвинулся только на одну ступень, что не говорит о какой-то исключительной ему помощи от покровителей, если таковые имелись. «Довольно счастлив я в товарищах моих» могло относиться только ко временам участия в боевых действиях, ибо старшие товарищи опекали и направляли на первых порах молодого и необстрелянного тогда Сергея. И если верить Википедии, что следующая война началась только в 1828 году, то «…иные смотришь перебиты» тоже относилось ко временам прошедшей войны. Метить в генералы полковнику с боевым опытом, 35-40 лет от роду… а почему бы и нет? Кто и когда мог поставить в упрек офицеру его желание стать генералом? 4. Если София, а тем более, Лиза не могут оценить ум Скалозуба, то это проблема не Скалозуба. Софии с недосыпу, да и по русской поговорке «не по хорошему мил, а по милу хорош», просто не за чем и недосуг разбирать… умен Скалозуб или нет. Непредвзятый же читатель в немногих фразах, произнесенных Скалозубом, найдет гораздо больше смысла, чем зашоренный советским литературоведением учитель/ученик. «Москва – дистанция огромного размера», читает советский/постсоветский ученик и мысленным взором видит Ленинские (Воробьевы) горы, Ленинский проспект, Останкинскую телебашню, Кремль с негаснущим до утра окошком. Современники же Скалозуба видели примерно то, что нам показывали в фильме «Женитьба Бальзаминова» и «дистанция», применительно к Москве той поры, могла не вызывать у них недоумения или протеста. Сам Чацкий(!), проехав от Фамусова на квартиру, а скорее в гостиницу, и назад, к Фамусову, был недоволен Москвой и ничего, а Скалозуба за «дистанцию» и за «Пожар способствовал ей много к украшенью» безжалостно молотят и учителя, и ученики. Не исключено, что «Засели мы в траншею…» вдохновило А.Твардовского на «Как, мол, что? – Бывало всяко…». Герою незачем расписывать свои подвиги: читал я наградной лист одного писаря, по совпадению полного тёзки моего тестя- ветерана семнадцати лет в 41-ом попавшего на фронт, повоевавшего и в пехоте, и сапером, и минером, к 1945 году несколько раз раненного, но уцелевшего, бравшего Берлин. Так вот этому писарю надо было ставить конную статую в Москве, а не Жукову. Может быть Стороне обвинения предпочтительней детальные мемуары замполитов и тыловиков, принимавших участие в боях на определенном от них удалении? Чем дальше от боя, тем точнее воспоминания? 5. Скалозуб исключительно вежлив со всеми. Ему неловко, что Фамусов суетится вокруг него, стараясь устроить удобнее ветерана, некогда довольствовавшегося, хлебом, разделенным с солдатами, у костра на снегу, а то и без костра. «Обед его составлял кусок несвежей свинины и горсть сухого гороха» — написано было про одного императора. «Ваш слуга» сказано не князю, не монарху, а тому, кого Чацкий считал полнейшим ничтожеством. Может это у вас называется низкопоклонством? 6. «С ней вместе не служил» скажите короче, если сможете, что вы не паркетный шаркун, не завсегдатай салонов, а военный человек, серьезно занятый своим делом. Рассказ про мадам, свалившуюся с лошади, это прозрачный намёк Чацкому, что там и только там тому может быть обеспечен успех в его искательствах приданого, ибо Скалозуб, как опытный в общении с мужчинами человек, сразу понял всю сущность… этого героя комедии. «Несалонностью» же объясняется и его некоторая неуклюжесть в обращении с Хлестовой. Если же вы скажете, что разговор Чацкого с Софией или Хлестовой больше отличались тактом, умом и изяществом речи, чем Скалозуба, то я желаю и вам такого собеседника. 7. Замечательна по своей наглядности сцена почти синхронного падения Молчалина и Софии. Падение Молчалина оказался хорошим поводом для Скалозуба сбежать от девичьего обморока Софии – вот уж от чего он был бесконечно далёк! И побежал туда, где его помощь могла оказаться необходимой. Падения с лошади, ранения… в таких вещах полковник разбирался, а ушёл, не продекламировав в классической позе, что-то типа «пойду возвращать к жизни этого несчастного, возьму на себя эту непомерно тяжёлую миссию!», а с юмором «Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок». Сравните бестолковую, почти «дядюшкиподжеровскую», суетливость, которая только мешала Лизе выполнять привычные манипуляции, и последовавшую за ней героическую фразу Чацкого «Не знаю для кого, но я вас спас». В чью пользу сравнение? То-то! 8. Но более всего Скалозубу досталось от, не давших себе труда задуматься, школяров за «фельдфебеля в Вольтеры дам». Фельдфебелем он чётко определил предел ума этих болтунов во главе с «князь-Григорием». Между прочим, почему-то тут же забывается, что захваленный всеми, Чацкий весьма и весьма не высоко оценил этих же персонажей. То есть Скалозуб заданно плох вне зависимости совпадает он в своих суждениях с Чацким или нет? Это не предвзятость?
Вероятно, Сторона обвинения возразит, что и Скалозуб и Фамусов плохо отзывались об учении и книгах. Защита ответит, что они против людей вообразившими себя учёными, которые не выполняют никакого дела только лишь по причини его немасштабности, которым в управление нужен весь земной шар или его 1/6, по меньшей мере, часть. Своей вотчиной и своими крепостными им заниматься недосуг — кричать надо «Кричим, брат, кричим!». Дурно понятые же книги… иногда хуже их отсутствия. Одна и та же Книга, но в толковании А. Кураева или А. Невзорова с Ю.Латыниной, предстает своей противоположностью и так будет впредь, если не будет дискуссии, от которой уж А.Кураев-то точно уклоняться не будет и точно не прибегнет к непарламентским (в истинном смысле) приемам, при всём уважении ко всем перечисленным личностям.
Хотелось бы узнать, смог ли я хоть частично реабилитировать доброе имя кавалера орденов, защитника Отечества, героя, полковника Сергея Сергеевича Скалозуба, несправедливо осмеянного поколениями школяров? ____________ *праведный и честный (упорный) не синонимы, как предлагают считать всякие златоусты. «Труд праведный» — это пост и молитва, и ими действительно не заслужить палат каменных, но тем кто, постится и молится о палатах думать недосуг.
Продолжение темы на
Отношения с окружающими
Впервые о Скалозубе упоминают в предыстории комедии — во время разговора Софьи и ее служанки Лизы. Девушка говорит о нем, как о подходящей партии для дочери Фамусова. Но у полковника выстраиваются отношения и с другими персонажами произведения:
- хозяин дома;
- Молчалин;
- Чацкий;
- Репетилов;
- Хлестова.
Фамусов почитает Скалозуба, и это взаимно. У них общие взгляды на мир, они понимают, зачем нужно богатство и какой толк оно может принести человеку и его окружающим. Хозяин дома мечтает выдать за полковника свою дочь, чтобы тот полностью ее обеспечивал.
Молчалин — соперник Фамусова, ведь в него влюблена Софья. Девушка уже давно испытывает к секретарю любовь, но скрывает это ото всех. Но описание характера Молчалина и полковника совпадает. Как и все в фамусовском обществе, они считают, что подхалимством и лестью можно многого добиться. Не нужно обнаруживать свое истинное мнение, отношение к окружающим. Достаточно молчать и служить своим покровителям.
Чацкого все в обществе Фамусова посчитали сумасшедшим. А проблема заключалась только в различных взглядах на мир. Сам молодой человек ревновал Софью к Скалозубу, ведь его прочили ей в женихи. И даже после отказа девушки Чацкий продолжал мучится. Хотя и сам до конца не понимал, почему до сих пор в нее влюблен.
Репетилов — старинный приятель Скалозуба. Он появился на балу и пригласил товарища посетить прием князя Григория. Там должны были собраться просвещенные умы, ученые, философы, любители поговорить и поспорить. Но полковник ответил резким отказом — он не стремится получать новые знания. Ему нравится только поучать молодое поколение и рассказывать о своей службе.
Свояченица Скалозуба Хлестова — одна из немногочисленных персонажей, которые отзываются о нем холодно. Она дает Софье совет избегать его общества и не выходить за него замуж. Ей неприятно общаться со своим родственником.
Образ в произведении
Образ Скалозуба в комедии помог Грибоедову выразить нравы и взгляды дворянского общества XIX века. Аристократам не нравилась прогрессивная молодежь, они предпочитали жить по старым традициям и порядкам. Скалозуб олицетворяет сразу несколько проблемных качеств дворян:
- меркантильность;
- глупость;
- консервативность;
- недальновидность.
Краткий психологический портрет персонажа читатель может составить, исходя из его размышлений. Полковник предпочитает лесть трудолюбию, деньги образованности, выгоду настоящим чувствам. Это натура с неглубоким содержанием.
Высмеивает Грибоедов через Скалозуба и офицеров того времени. Они стремились получить состояние и чин, а не преданно служить родине. А в противовес ему автор вводит другого героя — его брата. Молодой человек тоже был на службе, но не смог выдержать напора начальства и уехал в деревню. Там он занялся своим образованием — читал книги.
Скалозуб — противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Хотя полковник быстро добился богатства, почета и высокого социального положения, он остался необразованным и консервативным. Его устаревшие взгляды и ценности высмеиваются автором.
Какой орден и за что получил скалозуб. Характеристика скалозуба в комедии «горе от ума»
Скалозуб служит в армии с 1809 г. (по его собственным словом), но об Отечественной войне 1812 года он даже не упоминает, если не считать его слов о пожаре Москвы, который, по его сужденью, «способствовал ей много к украшенью». Он «отличился» в тринадцатом году, а за 3-е августа, когда он «засел в траншею», получил орден. Профессор Нечкина в своей книге о Грибоедове и декабристах говорит, что в это время не было никаких боевых действий, так что свои ордена и награды Скалозуб получил не за боевые подвиги, а благодаря способности использовать различные «каналы». Скалозуб имеет чин полковника («Давно полковники, а служите недавно», — с одобрением отмечает Фамусов) и стремится стать генералом.
Скалозуб
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы достал ось в генералы, —
сознается он сам, и ясно, что не пренебрегает ни одним из этих
«каналов». Ему, по его собственному признанию, везет по службе:
Довольно счастлив я в товарищах моих
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
В своей наивности и глупости он даже не понимает, какие аморальные вещи говорит: ведь он видит свое счастье в том, что товарищи его убиты, так как это дает ему возможность продвигаться по службе. В своем стремлении к чинам Скалозуб сходен с Фамусовым.
Единодушен он с Фамусовым и во взглядах на просвещение. На балу у Фамусова он объявляет:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Когда же Репетилов зовет его по ехать на заседание умнейших, по его мнению, людей, Скалозуб отвечает:
Избавь. Ученостью меня не обморочишь,
Скликай других, а если хочешь,
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит.
Скалозуб превыше всего ставит муштру, команду, фрунт, казарму, шагистику, шеренги, показывает точное знание различия всех полков по выпушкам, погончикам, петличкам на мундирах (в разговоре с Хлеcтовой), оживляется и становится говорлив, когда об этом зайдет раз говор. Ничем другим он не интересуется и ни о чем не может связно
поговорить, за исключением светских сплетен, которые охотно пересказывает, прибавив «сто прикрас». Так, он с искренним удовольствием рассказывает сплетню о княгине. Скалозуб сыплет военными терминами: дистанция, шеренга, фельдфебель и т. д., И здесь комизм достигается тем, что Скалозуб о вещах, не имеющих никакого отношения к военной жизни, говорит именно таким языком. Когда Фамусов спрашивает его, как ему доводится Настасья Николаевна, Скалозуб отвечает:
Не знаю-с, виноват,
Мы с нею вместе не служили.
Когда речь заходит о Москве и москвичах и Фамусов произносит хвалебную, а Чацкий — обличительную речь, у Скалозуба находится в похвалу Москве только три слова: «Дистанции огромного размера». Он стремится быть вежливым с Фамусовым, но при людях, с которыми он не церемонится, говорит тяжеловесно и грубовато: «Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок?». Если Скалозуб похож на Фамусова во взглядах на службу, чины, просвещенье, то в умственном отношении он стоит гораздо ниже Фамусова, который и неглуп, и красноречив, и наблюдателен. Софья говорит о Скалозубе: «Он слова умного не выговорил сроду», — и Лиза согласна с ней, только выражает это по-своему: «больно не хитер». В заключение вспомним отзывы о Скалозубе двух идейных врагов, представителей противоположных лагерей, — Фамусова и Чацкого.
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличий нахватал;
Не по летам, и чин завидный,
Не нынче-завтра генерал, —
так с уважением оценивает Скалозуба Фамусов. Чацкий же дает ему краткую зпиграммическую характеристику:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
«И золотой мешок, и метит в генералы», — в этих метких словах
Лизы — весь Скалозуб.
Именно такие люди — самовлюбленные, тупые, невежественные, не рассуждающие, поклонники, шагистики, казарменного воспитания, палочной муштры, враги свободной мысли — преуспевали во времена Аракчеева в армии. Настоящие же люди, образованные и мыслящие, в знак протеста против аракчеевщины уходили в отставку, как это сделал двоюродный брат Скалозуба, участник Отечественной войны 1812 года.
Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.
Скалозуб — персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом «башнеградопобедителе» Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С., если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но «масочность» лишь верхний слой объемного ее сюжета. В ходе действия С. преображается в индивидуальный комедийный характер. Полковник Сергей Сергеевич С. — в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи («и золотой мешок и метит в генералы») в контрасте с «нежеланным» Чацким и «тайным» Молчалиным. Может быть, ради С., чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С. Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста. Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно и лапидарно. Манера С. не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих (как Чацкому), потому что в главном С. — фамусов-ский, свой: «ученостью меня не обморочишь!». На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: «тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». Было бы ошибкой недооценивать влияние С. в «московской» среде: он признан и поддержан обществом. В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, С. объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий». (Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: «забрать все книги бы, да сжечь».) С. — это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. В обширной сценической истории «Горя от ума» до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от «масочности», одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа С. лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал «поэтикой превосходного стихотворения».
Стоит отметить, что многие герои пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанной в 1824 году, носят комедийные маски. Однако это только лишь поверхностный слой ее объемного сюжета. И вот одним из самых важных гостей, навестивших дом Фамусова, стал Сергей Сергеевич Скалозуб — до мозга костей военный, находящийся в звании полковника, который стремительно идет вверх по карьерной лестнице. Он очень хвастливый и самолюбивый, да и по службе продвигается, зачастую используя своих же товарищей. Характеристика Скалозуба не слишком лестная. Она даже составляет своеобразную пародию на так называемые чины.
Как о потенциальном женихе Софьи, о нем уже в самом начале акта намекает служанка Лиза. Она говорит, что он «золотой мешок и метит в генералы». Скорее всего, именно ради него Фамусов и устраивает бал, чтобы представить его гостям и особенно важной светской даме Хлестовой, которой, однако, тот ничуть не понравился из-за отсутствия раболепной покорности и льстивости, да и был он слишком высокого роста.
Однако все биографические данные Скалозуба очень выгодно представляются и отличают его от обедневшего дворянина Чацкого. Ведь тот богат, прямолинейно и выразительно высказывается, что, конечно, не вписывается в тон светской любезности, но, по мнению окружающих, это совсем не вредит. Было бы глупо недооценивать влияние полковника в московской среде. Его поддерживает и признает
Скалозуб: характеристика.
«Горе от ума»Кульминационным моментом было объявление полковника Скалозуба о том, что школы, лицеи и гимназии будут скоро преобразованы по казарменному образцу. Он говорит: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят для больших оказий». А Фамусов пошел дальше и предложил просто сжечь книги.
Цитатная характеристика Скалозуба говорит о многом. Вообще, такой персонаж, как Скалозуб, представляет собой собирательный образ, в котором современники того времени узнавали то дивизионного полковника Фролова, то великого князя Николая Павловича (будущего российского императора) и т. д.
Характеристика Скалозуба совсем не радует, у него на первом месте муштра, командирские приказы, казарма, шеренги. Он в разговоре с Хлестовой становится разговорчив, когда речь пойдет о различиях всех полков по погончикам, выпушкам и петличкам на мундирах. Уже понятно, что более ничем он не интересуется, да и связно говорить ему не с руки, он разве что только и способен сплетни светские приукрашивать. Кстати, полковник с большим удовольствием сплетничает о княгине. В его разговорах то и дело проскальзывают типа дистанция, фельдфебель, шеренга и т. д., причем даже там, где и речи нет о военной жизни.
Полковник Скалозуб
Когда Фамусов расспрашивает его о Настасье Николаевне, кем она ему доводится, тот лаконично отвечает: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили». А вот когда они заводят речь о Москве и москвичах, то Фамусов все хвалит, Чацкий, наоборот, обличает, а Скалозуб про Москву отмечает всего несколько привычных для его понятия слов: «Дистанции огромного размера».
Полковник старается быть вежливым с хозяином дома Фамусовым, но с другими он особо не церемонится и даже может резко выразиться. Фамусов и Скалозуб имеют общие взгляды на службу и чины, однако в умственном и интеллектуальном отношении последний сильно проигрывает первому, который довольно неглуп, наблюдателен и красноречив.
Софья же, отзываясь о Скалозубе, говорит, что он и слова умного произнести не может, только и говорит «о фрунте и рядах», а Лиза с ней соглашается: «Больно не хитер». Такая цитатная характеристика Скалозуба говорит сама за себя.
Настроения русской армии
Характеристика Скалозуба говорит о том, что он учился военному делу в прусско-павловской школе русской армии, которая была очень ненавистна многим благородным офицерам того времени, отличавшимся свободомыслием, ведь они были воспитаны на заветах великих полководцев Суворова и Кутузова. И, что характерно, Грибоедов Скалозубу противопоставляет его двоюродного брата, ставшего представителем русской армии другой среды, той части офицеров, из которой вышли офицеры-декабристы. Он после войны 1812-1814 года подал в отставку и отправился к себе в деревню «читать книги».
Свободомыслие
Декабрист П. Каховский свидетельствует о правдивости этого интересного образа. Он пишет о том, что многие из этих отставников при своих очень скромных доходах сами учатся и просвещают других в своих сельских домиках.
О чем говорит краткая характеристика Скалозуба? О том, что в то время многие передовые офицеры уходили в отставку, это было также связано с тем, что в армии шло усиление аракчеевского режима, который преследовал свободомыслие и насаждал тупую военную муштру и холопское подчинение. Это стало одной из форм протеста, и поэтому недаром на молодых и не служащих дворян Фамусовы смотрели с неодобрением. Теперь понятно, что в мире фамусовской аристократии, кроме самого Фамусова и Скалозуба, есть еще и подхалимствующие и прислуживающие чиновники типа Молчалина.
Теперь можно надеяться, что многое будет понятно при рассмотрении такой личности, как Скалозуб. Характеристика («Горе от ума» — произведение, которое включено в программу школьной литературы) этого героя была представлена в данной статье.
В роли Скалозуба
Полковник Серге́й Серге́евич Скалозу́б — один из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
Следует отметить, что он поступил на службу лишь в 1809 году, но при этом он не доволен, что его «за полком два года поводили»; более того, он уже метит в генералы: Я с восемьсот девятого служу; // Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; // Об них как истинный философ я сужу: // Мне только бы досталось в генералы . Немаловажно, что свой орден он получил не за военные заслуги — в упомянутый день, 3 (15) августа , боевые действия не велись, стороны сели за стол переговоров . В честь этого события многим солдатам и были розданы медали. Фраза Ему дан с бантом, мне на шею даёт основание предположить, что брат Скалозуба получил орден Святого Владимира IV стенени «с бантом», а сам он, вероятно, орден Святого Владимира 3 степени или орден Святой Анны II степени «на шею» .
Он хвастлив, по службе продвигается за счёт своих товарищей: Довольно счастлив я в товарищах моих, // Вакансии как раз открыты; // То старших выключат иных, // Другие, смотришь, перебиты . Скалозуб по-военному прямолинеен, что, впрочем, не вредит ему в обществе. Так, например, когда в третьем действии княгиня Тугоуховская жалуется ему на то, что её племянник Фёдор, учившийся в Педагогическом институте, чинов не хочет знать , полковник с откровенной радостью сообщает собеседникам: Я вас обрадую: всеобщая молва, // Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; // Там будут лишь учить по нашему: раз, два; // А книги сохранят так: для больших оказий . Фамусов же ещё более нетерпим к вольнодумству: Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь: // Забрать все книги бы да сжечь .
Сюжет
Впервые Скалозуб упоминается уже в первом действии, где служанка Лиза намекает Софье на него как на выгодную партию:
В противоположность Фамусову, его свояченица Хлестова относится к Скалозубу весьма холодно и говорит о нём Софье: Ух! я точнёхонько избавилась от петли; // Ведь полоумный твой отец: // Дался ему трёх сажень удалец, — // Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?
Но и Чацкий отчасти ревнует Софью к Скалозубу; так в III действии после разговора про Молчалина он её спрашивает: Но Скалозуб? вот загляденье; // За армию стоит горой, // И прямизною стана, // Лицом и голосом герой…
, на что она ему отвечает: Не моего романа Далее разговор прерывается, и Чацкий так и остаётся «со своей загадкой» .В IV действии Скалозуб случайно встречается со своим приятелем Репетиловым. Тот зовёт его на очередной кутёж к князю Григорию: И просим-ка со мной, сейчас без отговорок: // У князь-Григория теперь народу тьма, // Увидишь, человек нас сорок, // Фу! сколько, братец, там ума! // Всю ночь толкуют, не наскучат, // Во-первых, напоят шампанским на убой, // А во-вторых, таким вещам научат, // Каких, конечно, нам не выдумать с тобой. , на что тот отвечает резким отказом: Избавь. Учёностью меня не обморочишь, // Скликай других, а если хочешь, // Я князь-Григорию и вам // Фельдфебеля в Волтеры дам, // Он в три шеренги вас построит, // А пикните, так мигом успокоит . Он явно осуждает такой разгульный образ жизни, предпочитая военный порядок. Скалозуб пользуется лестью, угодничеством, сластолюбием для достижения высших чинов. Считает, что важно оказаться в правильное время в правильном месте.
Образ Скалозуба в литературе
Не меньше замечателен четвёртый тип: глупый фронтовик Скалозуб, понявший службу единственно в уменье различать форменные отлички, но при всём том удержавший какой-то свой особенный философски-либеральный взгляд на чины, признающийся откровенно, что он их считает как необходимые каналы к тому, чтобы попасть в генералы, а там ему хоть трава не расти; все прочие тревоги ему нипочём, а обстоятельства времени и века для него не головоломная наука: он искренно уверен, что весь мир можно успокоить, давши ему в Вольтеры фельдфебеля.
Наполеон женил своих воинов в том роде, как наши помещики женят дворовых людей, — не очень заботясь о любви и наклонностях. Он хотел браками сблизить дворянство пороха с старым дворянством; он хотел оболванить своих Скалозубов жёнами. Привычные к слепому повиновению, они венчались беспрекословно, но вскоре бросали своих жён, находя их слишком чопорными для казарменных и бивачных вечеринок.
Герцен в «Былом и думах» писал, что Английский клуб менее всего английский. В нем собакевичи кричат против освобождения и ноздревы шумят за естественные и неотъемлемые права дворян…
Исполнители роли
- Боголюбов, Николай Иванович
- Варламов, Константин Александрович — Александринский театр, 1885
- С. А. Головин — Малый театр, 1915
- Григорьев, Пётр Иванович (самый первый исполнитель) — Александринский театр, 26 января 1831
- Киселевский, Иван Платонович — театр Корша, 1886
- Ершов, Владимир Львович — МХТ, 1925
- Леонидов, Леонид Миронович — МХТ, 1906
- Малютин, Яков Осипович — Александринский театр, 1921
- Мичурин, Геннадий Михайлович — Александринский театр, 1947
- Немчинов, Иван Иванович — Малый театр
- Рыбаков, Константин Николаевич — Малый театр, 1887
- Сагал, Даниил Львович — Театр Мейерхольда (ГосТИМ), 1928
- Чекаевский. Александр — Александринский театр, 1941
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :
Смотреть что такое «Скалозуб» в других словарях:
Скалозуб … Орфографический словарь-справочник
Солдафон, зубоскал, весельчак, шутник, насмешник Словарь русских синонимов. Скалозуб см. солдафон Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Персонаж комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795 1829). Полковник Скалозуб невежественный солдафон карьерист, мечтающий насадить казарменные нравы во всей общественной жизни России. Русский аналог известного французского выражения (см … Словарь крылатых слов и выражений
СКАЛОЗУБ, скалозуба, муж. (разг. устар.). То же, что зубоскал. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Центральный персонаж комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских комедий, воплощенная в… … Литературные герои
СКАЛОЗУБ — Иван Скалозуб, певчий виленского митрополита. XV в. Арх. Сб. VI, 9. Скалозуб, запорожский гетман. Ок. 1580. К. Л. 4. Максимко Скалозуб, донской казак. 1683. Доп. X, 435 … Биографический словарь
» не менее ярок, чем фигура Фамусова . «Созвездие маневров и мазурки», – говорит про Скалозуба Чацкий . В лице этого героя Грибоедов карикатурно изобразил тот тип военных, которые обращают внимание главным образом на внешнюю часть военной службы, интересуются формой, отличающей один полк от другого, занимаются муштровкой, «шагистикой», как тогда говорили, и лишены того настоящего военного духа, который создал доблесть русского войска. В Скалозубе воплощена вся пошлость, вся ограниченность такого рода офицеров. Имя его свидетельствует о том, что он постоянно «зубоскалит», шутит, старается острить; но остроты его не смешны, а пошлы.
«…на днях расшиблась в пух:
Жокей не поддержал – считал он видно, мух.
И без того она, как слышно, неуклюжа,
Теперь ребра недостает,
Так для поддержки ищет мужа».
Типичен его ответ на вопрос Фамусова, в каком родстве с ним состоит Настасья Николавна:
«Не знаю-с, виноват:
Мы с нею вместе не служили».
Этой остротой Скалозуб хочет показать, что ничто вне военной службы его не интересует. Что же занимает его? «В мундирах выпушки, погончики, петлички…», – сравнение гвардии с армией, в которой у офицеров «все так прилажено и талии так узки»…
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977
Стремится Скалозуб только к чинам, наградам, повышениям. Сам он – полковник, но уже «метит в генералы». Интересно узнать, каким образом достиг он высокого чина; он сам совершенно откровенно рассказывает, что повышение по службе получал не за личные заслуги, а по счастливым стечениям обстоятельств:
«Довольно счастлив я в товарищах моих, –
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».
Откровенность, с которой Скалозуб говорит о своем повышении, свидетельствует о его крайней глупости:
«Речист, а больно не хитер»,
– характеризует его служанка Лиза. Так же, как и Фамусов, он убежден во вреде науки и желает, чтобы во всех лицеях и гимназиях детей учили бы маршировать.
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Вот какого зятя желал бы иметь Фамусов! Но его дочери Софье Скалозуб противен – и не только потому, что она любит Молчалина . Софья понимает пустоту и глупость Скалозуба. Когда Чацкий, пытаясь выведать отношение Софьи к возможному жениху, упоминает:
Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы,
она отвечает:
Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, –
Мне всё равно, что за него, что в воду.
./../art/series/p_topback.jpg»/> | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9009 | |
Ислам учит важности как веры, так и практики; одного без другого недостаточно (за исключением некоторых суфиев). Следующие шесть верований — это те, которых обычно придерживаются мусульмане, изложенные в Коране и хадисах. Шесть основных убеждений
Мусульман просят применять свои убеждения на практике, совершая определенные акты поклонения. Как и во всех религиях, поскольку приверженность религиозным обязательствам и практикам является вопросом индивидуального выбора, некоторые люди очень строго выполняют эти обязанности, а другие нет. Пять столпов или актов поклонения в Исламе Ислам содержит множество правил повседневной жизни и человеческих взаимоотношений. Первым источником этих правил является Коран, а вторым — хадисы или отчеты о словах или действиях пророка Мухаммеда.
Вопреки тому, как популярная культура изображает права и привилегии мусульманских женщин, Ислам дает женщинам много прав, включая право на наследование, работу вне дома и право на образование. Как и во всех культурах и сообществах, эти права часто нарушаются. Это результат пересечения ислама с существующими культурными нормами, которые могут отражать общества, в которых доминируют мужчины. В мусульманских общинах женщины часто имеют сильное влияние в семье, на работе, в религии и обществе в целом. В этом разделе представлен обзор ролей и прав женщин в нескольких областях.
главная » предыдущие отчеты » смотреть онлайн » о нас » преподавательский центр » информационный бюллетень » электронная почта FRONTLINE веб-сайт авторское право 1995-2014
Образовательный фонд WGBH Второй Ватиканский собор и Божественное Откровение: Слово БожиеDei Verbum — самый короткий, но, тем не менее, один из самых важных и влиятельных документов II Ватиканского собора. Поскольку в нем менее чем на пятнадцати страницах резюмируются наиболее важные истины о Слове Божьем, Божественном Откровении и библейских исследованиях (см. Второй Ватиканский Собор: Соборные и постсоборные документы, том 1, Остин Фланнери, О.П., главный редактор , Колледжвилль, Индиана, 1992, стр. 750-765). Итак, для любого, кто хочет узнать больше о том, что Церковь говорит о Слове Божьем и Библии, Dei Verbum (далее именуемый «DV») должен быть первым местом, с которого стоит начать. Как вы знаете, сегодня возобновился интерес к Библии среди христиан всех вероисповеданий; и этот великий голод по Слову Божьему разделяют и многие католики. Например, во многих приходах есть хорошо посещаемые классы по изучению Библии. Столь же велик интерес, который вызвали программы EWTN, посвященные различным аспектам Библии. Однако, несмотря на то, что становится все более доступным множество вспомогательных средств, помогающих нам понимать Библию, многие из нас могут не знать, как лучше всего подойти к этому увлекательному, но, тем не менее, сложному и загадочному предмету. Документ Dei Verbum может предоставить нам готовое учебное пособие, которое может дать нам основные инструменты, необходимые нам для правильного подхода к изучению Библии и Слова Божьего. Таким образом, отправной точкой для каждого, кто хочет углубить свои знания и понимание Священного Писания, должен быть Dei Verbum. Папа Бенедикт XVI, чтобы помочь нам глубже раскрыть богатства этого важного документа. сослужило нам большую службу, опубликовав постсинодальное апостольское увещевание Verbum Domini — Слово Господне (далее именуемое «VD»), которое было написано для того, чтобы обобщить выводы и рекомендации Двенадцатой Генеральной Ассамблеи Архиерейский Синод, тема которого: «Слово Божие в жизни и миссии Церкви». Более того, Бд. Папа Иоанн Павел II. в своей энциклике Fides et Ratio — вера и разум (далее именуемой «FR») также предоставил нам много ценных идей об Откровении и Слове Божьем. Итак, с этими двумя Папами в качестве нашего проводника, давайте теперь начнем обзор и изучение церковного учения о Библии и Слове Божьем, как оно представлено для нас в Dei Verbum. Dei Verbum состоит из шести коротких глав, которые представляют нам с высоты птичьего полета самые важные истины, которым учит Церковь о божественном Откровении. Главы имеют следующие названия: 1. Само Божественное Откровение; 2. Передача Божественного Откровения; 3. Священное Писание: его Божественное вдохновение и его толкование; 4. Ветхий Завет; 5. Новый Завет; 6. Священное Писание в жизни Церкви. 1-я Глава: Само Божественное ОткровениеВ первой главе Отцы Собора затрагивают сложную и требовательную тему определения божественного Откровения. Они определяют его как проявление и сообщение Богом «как Себя Самого, так и вечных постановлений Его воли о спасении человечества» (ДВ, 6). (Обратите внимание: сопроводительный номер, который ставится рядом с аббревиатурой «ДВ», указывает на абзац в документе, где может находиться приведенная цитата.) И это откровение осуществлено для нас в наиболее полной и совершенной форме в Лице Иисуса Христа. Таким образом, в Dei Verbum подчеркивается, что «самая сокровенная истина, которую дает нам это откровение о Боге и спасении человека, сияет во Христе, Который Сам является посредником и суммой Откровения» (DV, 2). Ибо Отец «послал Сына Своего, вечное Слово, просвещающее всех людей, обитать среди людей и так возвещать им о внутренней жизни Божией» (ДВ, 4). Таким образом, Иисус есть, как выразился Папа Бенедикт в своем Апостольском увещании, «кульминация Откровения» (VD, 14). Ибо «Явивший Бога» (Ин. 1, 18) есть единое окончательное Слово, данное человечеству» (ВД, 14). Короче говоря, все, что нам нужно знать о божественном Откровении, было явлено нам в Иисусе Христе и через него, Который есть Слово Божье. Созерцая Иисуса как открывателя, подчеркивали Отцы Второго Ватиканского Собора, как и Папа Иоанн Павел II. отмечает (ср. FR, 10) спасительный характер Божьего Откровения в истории, описывая его в следующих терминах: В этом Откровении невидимый Бог (ср. Кол. 1:15; 1Тм 1:17), обилие Его любви говорит с мужчинами и женщинами как с друзьями (ср. Исх 33, 11; Ин 15, 14-15) и живет среди них (ср. Вар 3, 38), чтобы пригласить их к общению с Собой. Этот план Откровения осуществляется делами и словами, имеющими внутреннее единство. Таким образом, через это Откровение нам раскрываются глубочайшие истины о Боге и человеческом спасении во Христе, Который является посредником и в то же время полнотой Откровения. (ДВ, 2) Короче говоря, Совет говорит нам здесь, что истина о Самом Боге была открыта нам раз и навсегда в Личности Иисуса из Назарета. Ибо, как выразились отцы Собора, По этой причине мы можем сказать, что Иисус не только «завершил и завершил Откровение»; но также и то, что Он «подтвердил это божественными гарантиями» (DV, 4). Но как Он это сделал? Он сделал это «самым фактом Своего присутствия и самоявления — словами и делами, знамениями и чудесами, но прежде всего Своей смертью и славным Воскресением из мертвых, и, наконец, посланием Духа Истины» (ДВ, 4). Имейте в виду, что «Откровение остается наполненным тайной», как указывает Папа Иоанн Павел (FR, 13). Поэтому, как объясняет Собор, «послушание вере» (Рим. 16:26; ср. Рим. 1: 5; 2 Кор. 10:5-6) должно быть отдано Богу, когда Он открывает Себя» (ДВ, 5). Однако следует подчеркнуть, что даже Другими словами, мы должны получить особую подготовительную благодать, как говорит нам здесь Совет, прежде чем мы сможем даже уверовать в Откровение, данное нам через Иисуса Христа. Глава 2: Передача Божественного ОткровенияВ этой главе рассматриваются средства, с помощью которых Божественное Откровение не только передавалось, но и продолжает передаваться нам. Во-первых, Божественное Откровение передается нам Апостолами в неписаной форме, которая называется «Предание». Ибо сами Апостолы «передали» божественное Откровение, которое они получили «от уст ли Христа, от Его образа жизни и Его дел, или… от побуждения Святого Духа» (ДВ, 7). Эта передача священного Предания была осуществлена Апостолами тремя различными способами, а именно: «через их проповедь»; «по их примеру» и «по установленным ими институтам» (ДВ, 7). Во-вторых, Божественное Откровение передается нам Священным Писанием, которое можно определить как «речь Божию, изложенную в письменном виде по вдохновению Святого Духа» (ДВ, 9). Таким образом, Священное Предание и Священное Писание являются двумя различными средствами, посредством которых Откровение Божие передается Церкви. Поэтому, по мнению Отцов Собора, «Священное Предание и Священное Писание составляют единое священное хранилище Слова Божия, вверенное Церкви» (ДВ, 10). Однако здесь следует подчеркнуть, что наше понимание Откровения не застыло во времени. Другими словами, наше понимание Откровения не ограничивается только тем, что говорили нам Апостолы и учили нас своими проповедями и писаниями. Наоборот, «Предание, исходящее от Апостолов, с помощью Святого Духа продвигается в Церкви» (ДВ, 8). Ибо «по мере того, как проходят века, Церковь всегда движется к полноте Божественной истины, пока, наконец, не исполнятся в ней слова Божии» (ДВ, 8). Средством, с помощью которого Церковь продвигается «к полноте божественной истины», является Магистериум, то есть учительский авторитет Церкви. Фактически, Собор недвусмысленно подчеркнул, что «задача дать достоверное толкование Слова Божия, будь то в его письменной форме или в форме Предания, была возложена только на живое учительство Церкви». (ДВ, 10). Поэтому нам важно осознавать, что за церковным Учительством остается последнее слово в том, как следует понимать и интерпретировать определенные противоречивые отрывки из Библии и другие запутанные моменты, относящиеся к божественному Откровению. Таким образом, средний человек не волен интерпретировать Библию по всем пунктам так, как он или она считает нужным, как утверждают протестанты. В то же время Магистериум «не выше Слова Божия, но служит ему» (ДВ, 10). Ибо оно учит только, как подчеркивает Собор, «чему дано было» (ДВ, 10). Итак, ясно тогда, как продолжает разъяснять Собор, что «в премудром устройстве Божием Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви так связаны и связаны, что ни одно из них не может вынести без других» (ДВ, 10). Ибо все они «эффективно способствуют спасению душ; вместе, каждый по-своему, под действием единого Святого Духа» (ДВ, 10). Таким образом, наше понимание божественного Откровения должно твердо поддерживаться священным треножником Священного Предания, Священного Писания и Магистериума. Итак, мы не можем пренебречь одной ногой этого уникального треножника за счет двух; иначе наши попытки понять Слово Божье и божественное Откровение потерпят крах. Все это помогает нам понять то, на что указывает Папа Бенедикт, а именно, что «христианская вера не есть «религия книги» (VD, 7). Скорее, это религия Слова: «не написанного и немого слова», а «воплощенного и живого Слова», как выражается святой Бернар. (Св. Бернар Клервоский, Homilia super missus est, IV, 11. Цитируется Папой Бенедиктом в VD, 7). 3-я глава: Священное Писание: его Божественное вдохновение и толкованиеВ этой главе обсуждается богодухновенность и толкование Священного Писания. Прежде всего, Собор начинает здесь с безоговорочного утверждения, что «книги Писания твердо, верно и безошибочно учат истине, которую Бог ради нашего спасения желал доверить Священному Писанию» (DV, гл. 11). Ибо Бог вдохновил священных писателей Библии записать именно то, что Он хотел, — ни больше, ни меньше. Другими словами, в Библии нет ни одного слова, которое Бог не хотел бы поместить туда (ср. Лев XIII, Provendentissimus Deus, 18, ноября 189 г.).3). (Современный перевод оригинальных текстов Библии — это, конечно, совсем другое дело! Мягко говоря.) Мы могли бы сказать, что тогда Господь использовал священных писателей Библии во многом так же, как автор книги использует перо, чтобы записать на бумаге мысли, которые у него есть в голове и которые он хочет выразить другим. Однако следует подчеркнуть, что священные писатели использовались Богом не как простые пассивные диктофонные машины. Скорее, как поясняет Собор, «Бог избрал определенных людей, которые, пока Он использовал их для выполнения этой задачи, в полной мере использовали свои силы и способности, так что, хотя Он действовал в них и через них, они были истинными авторами, которые обязывался писать то, что хотел, и не более того» (ДВ, 11). По этой причине, как открывает нам св. Павел, «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому приготовлению приготовлен». доброе дело» (2Тим.3:16-17). Таким образом, проверить богодухновенность Священного Писания — это одно; но правильно истолковать его — это совсем другое дело, и притом гораздо более трудное. Ибо для того, чтобы правильно понять смысл и намерение Священного Писания, мы должны искать тот смысл, который священнописатель в определенной ситуации и при данных обстоятельствах своего времени и культуры намеревался выразить и действительно выражал посредством средство современной литературной формы» (ДВ, 12). Поэтому нелегко правильно понимать Писание и всегда правильно применять его в своей жизни. По этой причине нам нужна помощь. Первая помощь, которая приходит к нам с наибольшей готовностью и эффективностью, исходит от святых. Ибо «самое глубокое толкование Священного Писания», как говорит Папа Бенедикт, «исходит именно от тех, кто дает сформировать себя Слову Божию через слушание, чтение и усердное размышление над ним», а именно от святых (VD, 48). ). Поэтому мы не должны колебаться просить святых помочь нам углубить наши знания и понимание Библии, когда мы изучаем ее и размышляем над ней. 4-я глава: Ветхий ЗаветВ четвертой главе обсуждается смысл и значение книг Ветхого Завета, а также их связь с книгами Нового Завета. Поэтому важно, чтобы у нас был сбалансированный взгляд на то, что написано в Ветхом Завете. Ибо у нас может быть тенденция недооценивать ценность того, что написано в этих почтенных книгах, потому что они иногда кажутся неясными и устаревшими. Однако Собор недвусмысленно заявляет, что «христиане должны с благоговением принимать эти писания [Ветхого Завета], которые выражают живое чувство Бога, которые являются хранилищем возвышенного учения о Боге и здравой мудрости о человеке». жизнь, а также замечательную программу тренировок» (ДВ, 15). Более того, Отцы Собора подчеркивают тесную связь Ветхого Завета с Новым, указывая вместе со св. Августином, что «Новый Завет сокрыт в Ветхом Завете, а Ветхий Завет проявляется в Новом». Завет» (св. Августин, Quaestiones in Heptateuchum, 2,7). Другими словами, мы могли бы сказать, что все книги Ветхого Завета «не только проникнуты евангельской вестью, достигают и раскрывают свое значение в Новом Завете»; но и в то же время «проливают свет на это и разъясняют» (ДВ, 16). И это возможно, потому что, как указывает св. Гуго Викторовский, «все Священное Писание есть лишь одна книга, и эта книга есть Христос, и все Божественное Писание говорит о Христе, и все Божественное Писание исполняется во Христе» (св. Хью). Виктора, De arca Noe, 2, 8. Цитируется по CCC, 134). Глава 5: Новый ЗаветВ этой главе поднимается вопрос о значении и значении Нового Завета в жизни Церкви. И делает это, прежде всего, решительно заявляя, что «Слово Божие, которое есть сила Божья для спасения каждого, кто имеет веру, изложено и проявляет свою силу самым чудесным образом в писаниях Нового Завета». (ДВ, 17). Другими словами, то, что было сокрыто и завуалировано для предыдущих поколений, теперь окончательно открыто нам в Иисусе Христе, нашем искуплении и обещании вечного спасения. Однако следует отметить, что не все писания Нового Завета имеют одинаковую ценность. Для одних важнее других. Отцы Собора изо всех сил стараются указать нам, что четыре Евангелия занимают почетное место. Почему? Потому что «они являются нашим основным источником [того, что мы знаем] о жизни и учении Воплощенного Слова, нашего Спасителя» (DV, 18). Фактически, мы можем иметь абсолютную веру в то, что четыре Евангелия «верно передают то, что Иисус, Сын Божий, живя среди людей, действительно делал и чему учил для их спасения, до того дня, когда Он был вознесен» (DV, 19).). Мы можем иметь эту уверенность, эту полную уверенность в достоверности Евангелий, потому что евангелисты «всегда… говорили нам чистую правду об Иисусе. Надеялись ли они на свою собственную память и воспоминания или на свидетельства тех, кто «с самого начала были очевидцами и служителями Слова», цель их написания заключалась в том, чтобы мы могли узнать «истину» о том, о чем мы говорили. информирован (ср. Лк 1:2-4)» (ДВ, 19). Более того, другие писания, содержащиеся в Новом Завете, «твердо утверждают те дела, которые касаются Христа-Господа, формулируют все точнее и точнее Его подлинное учение, проповедуют спасительную силу Христова божественного дела и предсказывают его славное завершение» (ДВ, 20). . Глава 6: Священное Писание в жизни ЦерквиЭта глава носит пастырский характер и посвящена вопросу о том, как Священное Писание становится плодотворным в жизни верующих. Ибо Отцы Собора особо подчеркивают здесь практику Lectio Divina, то есть молитвенное чтение и благоговейное размышление над Священным Писанием. Для участников Работы Святых Ангелов мы можем видеть в этой практике первый шаг к выполнению Второго Фундаментального Направления Созерцания. На самом деле, трудно представить более сильную рекомендацию для проведения времени в Lectio Divina, чем та, что дана на страницах этой заключительной главы. Ибо здесь сказано, что «Священный Синод настойчиво и конкретно увещевает всех верных христиан, особенно тех, кто живет религиозной жизнью, учиться «превосходному познанию Иисуса Христа» (Флп. 3:8) частым чтением Божественных Писаний. (ДВ, 25). Таким образом, невозможно переоценить важность частого и усердного чтения Библии для нашей духовной жизни. Ибо, как указал св. Иероним в известном и часто цитируемом заявлении: «Незнание Писаний есть незнание Христа» (св. Иероним, Комм. у Исайи, прол.). Библию, однако, следует не просто читать. ; читать надо «молитвенно»! В самом деле, Собор рекомендует, чтобы «чтение Священного Писания сопровождалось молитвой, чтобы мог иметь место диалог между Богом и людьми» (ДВ, 25). Ибо, как отмечает св. Амвросий, «мы говорим с Богом, когда молимся; но «мы слушаем Его, когда читаем Священное Писание» (свт. Амвросий, De Officiis ministrorum I, 20, 88). Подводя итог: Второй Ватиканский собор предоставил нам в Догматической конституции Dei Verbum великолепную панораму божественного Откровения, его значения и значения, а также средства, с помощью которых мы можем углубить не только наше понимание и оценку его, но и нашу любовь и почтение к нему. |