Иран – кратко вся история
Исла́мская Респу́блика Ира́н находится в Западной Азии. Вплоть до 1935 г. назывался Пе́рсией. Площадь государства – 1,6 кв.км. Оно раскинулось на большей части Иранского и юго-восточной части Армянского нагорий. Свыше половины территорий занимают горы с отдельными вулканами, чередующиеся межгорными впадинами.
Государственный строй
Иран – конституционная монархия. Глава государства – шах. Двухпалатный парламент является высшим законодательным органом, состоящим из двух палат: нижней палаты – меджлиса (268 депутатов, избираемых народом) и верхней палаты – сената (60 сенаторов: половину из них избирает народ, другую половину назначает глава государства). Законы, принятые парламентом утверждает шах.
Население Ирана
На сегодняшний день население страны – около 83 млн человек. Коренное население – персы, они составляют половину всех жителей. На северо-западе страны обосновались иранские азербайджанцы (их различных источников – от 16 до 40 %). Курды населяют Курдистан, Керманшах и др. провинции (их численность – от 5 до 10%). В Иране также проживают мазендеранцы, талыши, гилянцы (на берегах Каспийского моря), туркмены (в Голестане). На юго-востоке – белуджи, юго-запад заселили луры, бахтиары, арабы и другие этносы.
Государственный язык – фарси.
Многие века страна была лидирующим государством на Востоке. Иран – технологически развитое государство, богат нефтью и газом.
Древний Иран
Ученые на основании письменных источников полагают, что возраст Ирана – около 5000 лет. Первое ираноязычное государство Элам возникло до нашей эры в III тысячелетии и находилось юго-западнее современного Ирана. Общество Элама испытывало на себе большое влияние шумеро-аккадской культуры, откуда на смену иероглифике пришла клинопись. В период расцвета Эламское государство простиралось от Евфрата до Центрального Ирана.
Тысячелетие спустя на эту территорию пришли племена, говорящие на индоиранских языках – арии. В переводе с древне-иранского Иран – это Страна ариев. Так называется она в собрании древних текстов зороастризма – Авесте.
На рубеже VIII — VII веков до н. э. на территории Ирана возникло Мидийское царство. Ираноязычные мидяне переместились в Мидию из Средней Азии (или с Северного Кавказа) и установили свою власть над частью иранских территорий, разгромив ассирийцев, а также подчинив Урарту и север Месопотамии.
Ахемениды
550 г. до н.э. воцарение в Персии рода Ахеменидов. В 553 г. до н. э. Кир начал войну с мидийцами, захватил Экбатаны и провозгласил себя царём Мидии и Персии, в 546 г. до н.э. построил столицу Пасаргады, а Кир II Великий в 529 г. до н. э. завоевал все земли Западной Азии.
Персидский воин
Легенда о происхождении Кира
Однажды правителю Мидии по имени Астиаг явилось во сне будто в чреве Манданы – так звали его дочь – забил источник и затопил Азию. Мудрецы поведали царю, что скоро у него родится внук, который лишит его царства. Астиаг испугался и отдал Мандану замуж за скромного персидского вельможу. Вскоре на свет появился внук по имени Кир, и снова царя посетило видение. Тогда Астиаг приказал слуге умертвить младенца. Гарпак, так звали вельможу, отнес Кира в лес, но не стал сам убивать ребенка, а поручил это сделать местному пастуху. В это время у пастуха тоже родился ребенок, но умер. Несчастные родители решили оставить внука Астиага себе. Кир рос лидером среди детей черни. В играх они называли его царем. Но не все повиновались царскому отпрыску и однажды венценосный внук поколотил сына вельможи и за это был для наказания доставлен Астиагу. Тот сразу узнал своего внука по знакомым чертам. Так как Кир уже был избран детьми царем, то Астиаг успокоился и отправил мальчика в Персию к родителям. И что же? Кир поднял восстание и разбил войско своего деда.
После Кира II на трон взошел Дарий I, жестоко расправлявшийся с непокорными племенами во время военных походов. Время его правления — 522-486 гг. до н.э. При нем империя раздвинулась до Балкан и Инда и стала могущественным государством.
Кир II Великий
Дарий I
В 512 г. до н.э., преодолев Босфор, персы устремились покорять Кавказ. Но скифы, не вступая в стычки с крупными силами пришельцев, измотали их бегством. Жгли на пути войск траву, закапывали источники с водой. В конце концов персы вынуждены были поворотить назад и вернуться в Персию прежним путем.
Потомки Дария ослабили железную дисциплину в сатрапиях. Мятежи и беспорядки расшатали управление страной.
330 г. до н.э. — время выступления против ослабленного персидского войска Александра Македонского и начало конца Ахеменидов.
Александр Македонский
Парфия и Сасаниды
Когда в 323 г. до н.э. не стало Александра Македонского, развалилась и его огромная империя. Часть земель вошла в Селевкию. Парфийский правитель Митридат I выступил против Селевкидов, покорил Междуречье и Персию.
I в. до н.э. – начало продолжительной войны Парфии с римлянами. Воспользовавшись обстоятельствами, персидский царь в 224 г. до н.э. нанес поражение царю Парфии, основал Сасанидское государство и продолжил бороться с римлянами.
Сасанидский царь Хосров I (531—579) захватил Антиохию, Египет, часть Аравийского полуострова, разгромил государство таджиков. Победы способствовали расцвету иранской культуры и развитию торговли. Хосров II, правивший в 590-628 гг., продолжил воевать с Византией, но потерпел крах, был схвачен восставшими и казнен. Тем временем на юге страны появился новый враг – арабы.
Арабское завоевание
Арабские воины VII века
Набеги арабов на Иран Сасанидов продолжались с 632 г. в течение двух десятилетий. В 637 г. персидские воины были сокрушены в сражении при Кадисии, после чего Персия стала частью Халифата Омейядов. С этого времени арабы начали приобщение иранцев к исламу, оказавшему значительное влияние на персидскую культуру. Начался золотой век ислама.
В 750 г. Аббасиды отправились завоевывать Дамаск, Багдад, тогда Омейяды подарили автономию персидским губернаторам, и в 822 г. губернатор Хорасана объявил себя родоначальником династии Тахиридов, освободившись от арабской зависимости. В 900 г. Хорасан и восточный Иран вошли в состав империи Саманидов.
Тюркские и монгольские завоевания
Арабизация в Иране вызвала сопротивление со стороны народа и не прижилась. Начался расцвет языка фарси и литературы на фарси. Большой популярностью пользовалась поэма Фирдоуси «Шахнаме».
В 962 г. Саманиды распались, и Иран влился в государство Газневидов, куда в 11 веке началось вторжение тюрок, в том числе сельджуков. Империя Сельджукидов в результате феодальной раздробленности вскоре распалась на султанаты.
В 11-12 веках в султанатах обострилась классовая борьба между имущими и неимущими. Эта борьба вылилась в противостояние между суннитами (феодалами, купцами) и шиитами (бедняками, крестьянами, ремесленниками).
В 1220 г. Чингисхан атаковал земли северо-восточного Ирана. Монгольские воины разорили многие персидские провинции, нещадно уничтожая население. Пришли они и в Хорасан и властвовали над ним до половины XIV века.
Во времена правления Тамерлана великолепные иранские мастера создали в Самарканде такие архитектурные шедевры, как мавзолей Гур Эмир и многие др.
Шах Исмаил I подчинил себе весь Иран и в 1501 г. провозгласил себя шахиншахом. В стране царил ислам шиитов.
В 1722 г. во времена правления династии Афшаридов при Надир-шахе началась война с Индией. Границы Ирана раздвинулись до Амударьи. Суннизм стал государственной религией.
Династию Афшаридов сменили Зенды, а затем Каджары. Именно во время правления Каджаров Персия вела безуспешные войны с Россией и потеряла земли Азербайджана и Армении.
В 1906 г. в Иране свершилась революция. В 1916 г. в страну вторглись британцы. В 1921 г. РСФСР признала независимость Ирана.
В 1925 г. шахом был провозглашен Реза-хан Пехлеви. Началась индустриализация страны.
Реформатор Мохаммед Мосаддык, правивший с 1951 г., национализировал нефтяную отрасль.
В 1963 г. за радикальные реформы из Ирана был выслан видный шиитский богослов Аятолла Хомейни. В стране началось волнение и протесты.
В 1979 г. революционным путем была установлена республика.
Исламская республика
Шах Пехлеви покинул страну. Монархия пала. На родину вернулся аятолла Хомейни. Временное правительство управляло страной до принятия конституции. 31 марта состоялся референдум. Иранцы проголосовали за республику. В декабре 1979 года была принята конституция.
Студенты-радикалы потребовали выдачи шаха. Дело дошло до захвата посольства США. За это на страну были наложены санкции, действующие до сего времени.
В 1980 г. президент Ирака Саддам Хуссейн потребовал от Ирана территорию Хузестан, богатую нефтью. Началась война, за 8 лет принесшая огромный ущерб обоим государствам. Хузестан был разрушен.
В 1997 г. иранцы выбрали президентом страны Мохаммада Хатами, начавшего осуществление демократических реформ.
В 2002 г. США призвали страны мира объявить всеобщую изоляцию Ирану за помощь террористов Хэзболлы и попытку создать ядерное оружие. Но европейцы не поддержали американцев.
В 2005 г. при президенте Махмуде Ахмадинежаде началась энергетическая реформа, продолжена работа по ядерной программе, развивались связи с Россией и арабским миром.
Действующим президентом Ирана является Хасан Рухани. Страна продолжает бороться за свою независимость.
Добавить комментарий
Древний Иран – оплот толерантности
Древний Восток Древний Иран – оплот толерантности
Современный Иран совершенно не похож на своего прародителя, империю персов, которая была настоящим убежищем для преследуемых евреев, александрийских ученых и учеников Афинской школы.
Чем мы обязаны персам:
Слова: персидский, шаль, тюрбан, тафта, перкаль (ткань), пижама, тюльпан, жасмин, шпинат, фисташка, бадьян, шафран, плов, шакал, диван, киоск, камфора, базар, караван,
Работы: оперы Генделя («Ксеркс»), Рамо («Зороастрийы»), философские романы Монтескье («Персидские письма») и Вольтера («Трактат о веротерпимости»). Также сасанидская архитектура оказала большое влияние на римские храмы и сооружения.
Государство с правами человека:
Где был составлен свод законов Хаммурапи, один из самых старых сводов законов, дошедших до нас, возраст которого 3 750 лет? Куда смогли отправиться евреи из вавилонского заточения в 539 г. до н. э., и кто помог им восстановить Храм в Иерусалиме? Где достигла своего расцвета в 271 г. академия Гундишапур, являвшаяся одновременно больницей, университетом и универсальной библиотекой, распространяющей знания греков, индийцев и вавилонян?
Ответ один: В Персии.
Стелла законов Хаммурапи
Окруженный со всех сторон естественными защищенными границами, Иран — достаточно труднодоступное место. Средняя высота над уровнем моря – 700 м. Его длинная история перемежается периодами расцвета и глубокого упадка. Греки называли его Персией. Ахеменидские цари, Дарий и Ксеркс широко насаждали арийский язык, письменность и историю, и в III в. н. э. имя Иран прочно закрепляется за бывшей персидской империей. Первые сасанидские цари назвали его «Элам», «страной ариев». После того, как их династия пала в 650 г, территорию вновь начинают называть Персией. Так продолжается до 1934 г., когда династия Пахлави вновь принимает в качестве официального название «Иран».
До наступления мусульманской эры, две больших империи сменяются на территории современного Ирана, формируя культуру, веротерпимость и менталитет персов. Каждая из империй названа по имени своего основателя: Ахемен создал империю ахеменидов (-559/-330) и Сасан — империю сасанидов (226/650). В промежутке между двух династий мы видим империю селеквидов и парфян, которые также внесут лепту в формирование национальной принадлежности, клановости персов. Первая из них (-330/-170) прямая наследница Александра Македонского содействовала синтезу двух антагонистских цивилизаций: греческой и месопотамской. Вторая (-170/226) напротив способствовала формированию аутентичного персидского характера, перерезав, наконец, пуповину, соединявшую Иран с эллинизмом, что позволило тому выбрать свой, азиатский, путь развития.
Империя ахеменидов – самый большой конгломерат царств, существовавший когда-либо на отдельно взятой территории. Она поистине уникальна в своем роде. Сама империя была построена в достаточно короткий промежуток времени, невзирая на довольно милитаризированных соседей – мидийцев и ассирийцев, которые беспрестанно угрожали ей. Уникальность заключается и в том, что несмотря на огромные, трудноуправляемые в те времени территории, ахеменеды были образцом веротерпимости и мирного сосуществования, феномен, не повторявшийся более никогда в истории. Простираясь от восточных берегов Средиземного моря и от Нила до Индии, империя покровительствует расцвету и смешиванию всех культур, обычаев и религий, находящихся на ее территории. Она включает в себя практически все берега Черного моря, северо-восток Греции, Турцию, часть Египта, Ливию, весь Ближний Восток, северную часть аравийского полуострова, Армению, Ирак, Иран, Афганистан и часть Пакистана – всего ок. 8 млн. квадратных километров, это 14 современных Франций. Для сравнения Римская империя того времени – это 6 млн. квадратных километров.
Империя Ахеменидов (ок. 500 г. до н. э.)
Исторические источники, описывающие Иран того времени, достаточно скупы, фрагментарны и малочисленны. В основном, о Персии писали греческие авторы (Геродот, Ктесий, Полибий, Страбон). Источником может служить также Библия (книги Ездры, Исайи, Есфири), административные архивы тех или иных сатрапов, надписи на стеллах и монументах.
Царь Кир II был полной противоположностью Дария, своего потомка.
Дарий принимает почести от вассалов
Кир врубается на всем скаку в тихую жизнь, которую ведет империя. И вот уже номады теснят оседлое население, городская жизнь приходит в упадок, спокойных и благодушных крестьян сметают грубые наемники, и сила пришла на смену закону. Многочисленные погромы опустошили поля и пастбища и степь и пустыня захватывают все новые и новые территории. Начиная с этого времени власть полукочевых наместников, которых Кир отправил в Ассирию, Вавилон и Мидию вопрос нескольких месяцев.
Кир покорил Месопотамию, но не разрушил ее. Люди, уставшие от постоянных набегов и погромов уже не боялись фанатиков-ассирийцев, самых кровавых воинов, повинующихся малейшему жесту далекого и невидимого правителя. Все – от мала до велика, бедные и богатые, обличенные властью и простолюдины покорились воле Кира. Царь не жаждет видеть свое население, все что ему нужно – это покорность всех народов. Однако, Кир понимает, что жестокость и страх, который он внушает своим подданым, не лучшие союзники в политических вопросах. Возможно, он и не ученный муж, разум его косен и неповоротлив, тем не менее, нельзя отрицать, что царь обладает благородством. Он не рисуется, он действительно проявляет великодушие. И люди это чувствуют. Крез – царь Лидии, испытал милосердие Кира на себе. После поражения в войне Кир не только оставил ему жизнь, но и сохранил за ним дворец, слуг и повелел обеспечивать царю тот образ жизни, который он вел ранее. Корону, конечно, не оставил. Кир выдвинул также идею, вполне революционную для того времени, говорившую, что тот, кто собирает получает много больше того, кто разделяет.
Гений Кира состоял в прививание имперской идеи единения всем народам, разбросанным по великой стране персов, поскольку разность и непохожесть религий и культур – основная причина разведения этих народов в стороны, все дальше и дальше. Древние тексты говорят о том, что отныне Кир считает нации входящие в империю вовсе не вассалами своего трона, но полноправными членами (акционерами, если говорить современным языком), решающими судьбу всего государства в целом.
В огромной империи, где господствует разница культур, религий, языков, Кир устанавливает принципы правления, которые защищают и охраняют все возможные меньшинства. Он провозглашал: «Я не разрешаю никому плохо обращаться с моими поддаными и разрушать города и села. Я приказываю, чтобы никто не прикасался к жилищу моего подданого и никто не смел воровать. Каждый может почитать своих богов. Повелеваю, что каждый свободен в выборе места жительства, богов, мыслей, перемещений и никто не может препятствовать этому». Такое развитие региональных культур, децентрализация власти, с установлением местных органов управления, так называемых сатрапий, абсолютная веротерпимость привели к тому, что за исключением Египта ни один из народов, входящих в империю не чувствовал власть ахеменидов, как нечто чуждое, навязанное извне.
Древнеперсидский язык постепенно вытесняется арамейским (на котором говорил Иисус и была написана часть Ветхого Завета), более простым в изучении и использовании, настоящей лингва-франкой всего Леванта. На арамейском теперь ведется административная переписка, язык становиться как бы цементом, соединяющим провинции между собой.
Смешивание населения ускорило развитие науки и техники, появилось много ученых мужей. Была создана «царская дорога», покрывающая 10 000 км от Эфеса на берегах Средиземного моря до Кабула и дальше до Индии. Межевые столбы были поставлены через 10 стадий (ок. 2 км) и через каждые 120 стадий имелось место смены лошадей. Всевозможные дороги соединяли и другие города – Сузы, Пасаргады, Кандагар.
В 539 г. до н. э. Кир выпускает свой самый знаменитый указ: он освобождает евреев, томящихся в ссылке в Вавилоне десятки лет, а также предлагает весьма ощутимую финансовую помощь для реконструкции Храма в Иерусалиме. Пурим, который празднуется и сейчас, спустя 2,5 тысячелетия, и есть годовщина этого указа. С тех пор император считается у евреев пророком.
Кир освобождает евреев из рабства
Но не только евреи воспользовались свободами Кира. По сути он открывает персам, коренному населению, греческую философию, маздеистский мистицизм, арабский аскетизм, индийскую медицину и самое главное способность свободно мыслить. Придворные врачеватели сплошь и рядом иностранцы: египтяне и греки. Геродот приводит даже их имена: Демосед, Кротон, Ктесий и родом из Книда. Все греческие авторы восхваляют моральный облик персов. Главным грехом, абсолютным злом, скорее даже не религиозным, а метафизическим, считается у персов ложь.
Женщины также не забыты. Полигамия в империи вне закона, представительницы прекрасной половины могут занимать высокие посты, например в царской мануфактуре или в многочисленных фермерских хозяйствах.
Кир сделал для Ирана столько же, сколько Петр I для России, Елизавета Английская для Британии, Людовик XIV для Франции и Карл V для Испании. Именно во время его царствования Иран достиг наивысшего расцвета, стал оплотом научного знания, веротерпимости и толерантности. Его примеру будут подражать многие потомки. Как, например, Косро I (531-579 гг.), который, проявив великодушие, помиловал собственного сына, составившего заговор против него. Его веротерпимость распространялась даже на прозелитов, представлявших большую угрозу для маздеистской религии, сторонником которой он сам и являлся.
Эта веротерпимость и открытость внешнему миру, прежде всего эллинской культуре усиливает в конечном итоге греков. Именно эта толерантность заложит дальнейшие победы Александра Македонского, вскормленного на этом симбиозе культур. Другими словами, многие современные историки полагают, что несмотря на бравый марш македонских кавалькад, оснащенных по последнему слову тогдашней техники, несмотря на то, что удача, казалось, сопутствует ему во всех битвах, именно культурное влияние персидского востока на воспитание и становление личности Македонского и его генералов способствовали всем его оглушительным победам. Александр, придя в Персию нашел страну в упадке, сам он мало способствовал этому упадку, лишь только чуть ускорив его своими завоевательными походами.
Александр Македонский, победитель Дария III. Фреска
Династические распри погубили великое государство. С приходом Александра Македонского все народы империи покорились ему, и началась совсем уже другая история.
Могила Кира в Пасаргадах
Дворцовые убийства династии афшаридов (XVII век), репрессии Савака — тайной политической полиции шаха Мохаммеда Реза Пехлеви – все это настоящее Ирана, наследника великой Персии. К сожалению, наследство досталось разграбленным и разоренным. Однако, не стоит забывать, что не темные силы сожгли и уничтожили бесценные папирусы и свитки из библиотек Персеполиса и Вавилона, все это – заслуга Александра Великого.
Осталась ли сегодня надежда на возрождение великой империи персов? Является ли современный Иран ее наследником?
Дворец Дария в Персеполисе
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Персидская королевская дорога | Описание, история, длина и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Древняя Персия — Энциклопедия всемирной истории
Персия (примерно современный Иран) является одним из старейших населенных регионов мира. Археологические раскопки в стране установили человеческое жилище, датируемое 100 000 лет до эпохи палеолита, с полупостоянными поселениями (скорее всего, для охотничьих групп), основанными до 10 000 г. до н.э.
Древнее царство Элам в этой области было одним из самых передовых для своего времени (его старейшее поселение, место археологических раскопок Чога Бонут, датируется ок. 7200 г. до н. э.), прежде чем его части были завоеваны шумерами, а затем полностью ассирийцами, а затем мидянами. За Мидийской империей (678-550 гг. до н.э.) последовало одно из величайших политических и социальных образований древнего мира, Персидская империя Ахеменидов (ок. 550-330 гг. до н.э.), которая была завоевана Александром Македонским и позже заменена Селевкидами. Империя (312-63 гг. до н.э.), Парфия (247 г. до н.э.-224 н.э.) и империя Сасанидов (224-651 гг. н.э.) по очереди. Сасанидская империя была последним из персидских правительств, владевшим регионом до завоевания арабами-мусульманами в 7 веке нашей эры.
Удалить рекламу
Реклама
Ранняя история
Археологические находки, такие как сезонные поселения неандертальцев и инструменты, прослеживают развитие человека в регионе от палеолита до неолита и энеолита. Город Сузы (современный Шушан), который позже стал частью Элама, а затем Персии, был основан в 4395 г. до н.э., что делает его одним из старейших в мире. Хотя Сузы часто отождествляют с Эламом, это были разные государства; Сузы были основаны еще до протоэламского периода (около 3200-2700 гг. до н.э.), хотя и совпадали с эламской культурой.
YouTube Следите за нами на Youtube! Считается, что арийских племен мигрировали в этот регион в какой-то момент до 3-го тысячелетия до нашей эры, и позже страна будет называться Арианой и Ираном — землей ариев. «Арийцев» следует понимать в соответствии с древнеиранским авестийским языком, означающим «благородный», «цивилизованный» или «свободный человек» и обозначающим класс людей, не имеющих никакого отношения к расе — или к европеоидам, — но относящихся к Индоиранцы, применявшие этот термин к себе в религиозных трудах, известных как Авеста . Термин «арийцы», интерпретируемый как относящийся к расовым европеоидам, не использовался до 19 века. Ученый Кавех Фаррох цитирует археолога Дж. П. Мэллори, отметив:
Удалить рекламу
Реклама
В качестве этнического обозначения слово [арийский] наиболее правильно относится к индоиранцам, и наиболее справедливо к последним, где оно до сих пор дает название стране Иран. (Теней, 17)
Эти арийские племена состояли из разных людей, которые впоследствии стали известны как аланы, бактрийцы, мидяне, парфяне и персы, среди прочих. Они принесли с собой политеистическую религию, тесно связанную с ведической мыслью индоариев — людей, поселившихся в северной Индии, — для которых характерны дуализм и почитание огня как воплощения божественного. Эта ранняя иранская религия считала бога Ахура Мазду высшим существом вместе с другими божествами, такими как Митра (бог солнца/бог заветов), Хвар Хсата (бог солнца) и Анахита (богиня плодородия, здоровья, воды и мудрости). среди прочих, составляющих остальную часть пантеона.
Персы поселились в основном на Иранском плато и были основаны в 1-м тысячелетии до нашей эры.
В какой-то момент между 1500-1000 гг. до н.э. персидский провидец Зороастр (также известный как Заратустра) заявил о божественном откровении от Ахура Мазды, признав целью человеческой жизни выбор стороны в вечной борьбе между верховным божеством справедливости и порядка и его противник Ангра-Майнью, бог раздора и раздора. Человеческие существа определялись тем, на чьей стороне они хотели действовать. Учения Зороастра легли в основу религии зороастризма, которая позже была принята персидскими империями и повлияла на их культуру.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Персы поселились в основном на Иранском плато и были основаны к 1-му тысячелетию до нашей эры. Мидийцы объединились под властью единого вождя по имени Даюкку (известного у греков как Дейок, годы правления 727–675 до н. э.) и основали свое государство в Экбатане. Внук Даюкку, Киаксар (годы правления 625–585 до н. э.), расширил территорию Мидии до территории современного Азербайджана. В конце 8 века до н.э. при своем царе Ахеменесе персы укрепили свой контроль над центрально-западным регионом гор Бахитяри со своей столицей в Аншане.
Эламиты, как уже отмечалось, в то время уже обосновались в этой местности и, скорее всего, являлись коренным населением. Персы под предводительством своего царя Тейспа (сына Ахемена, годы правления 675–640 до н. э.) поселились к востоку от Элама на территории, известной как Персида (также Парса, современный Фарс), что дало племени имя, под которым они известны. Позже они расширили свой контроль над регионом на территорию эламитов, вступили в брак с эламитами и поглотили культуру. Где-то до 640 г. до н.э. Теисп разделил свое королевство между своими сыновьями Киром I (годы правления 625–600 до н.э.) и Арарнамном. Кир правил северным царством из Аншана, а Арианамн правил на юге. При Камбисе I (годы правления 580-559до н.э.) эти два королевства были объединены под властью Аншаня.
Карта Элама
Дбахманн (GNU FDL)
Мидяне были доминирующей державой в регионе, а персидское царство было небольшим вассальным государством. Эта ситуация изменилась после падения Ассирийской империи в 612 г. до н.э., ускоренного кампаниями мидян и вавилонян, которые возглавили коалицию других против ослабевающего ассирийского государства. Сначала мидийцы сохраняли власть, пока не были свергнуты сыном Камбиса I из Персии и внуком Астиага из Мидии (годы правления 585–550 до н. э.), Киром II (также известным как Кир Великий, годы правления ок. 550–530 до н. э.), который основал империю Ахеменидов.
Удалить рекламу
Реклама
Империя Ахеменидов
Кир II сверг Астиага из Мидии ок. 550 г. до н.э. и начал систематическую кампанию по подчинению других княжеств. Он завоевал богатое королевство Лидия в 546 г. до н. э. (после битвы при Тимбре в 547 г. до н. э.), Элам (Сусиана) в 540 г. до н. э. и Вавилон в 539 г. до н. э. К концу своего правления Кир II основал империю, которая простиралась от современного региона Сирии через Турцию и до границ Индии. Это была империя Ахеменидов, названная в честь предка Кира II Ахемена.
Сайрус II уникален среди древних завоевателей своим гуманитарным видением и политикой, а также поощрением технологических инноваций. Большая часть земли, которую он завоевал, страдала от нехватки надлежащего водоснабжения, поэтому он приказал своим инженерам возродить более старый способ добычи подземных водоносных горизонтов, известный как qanat, наклонный канал, вырытый в земле с вертикальными стволами через определенные промежутки времени вниз к каналу, который поднимет воду до уровня земли.
Хотя Киру II часто приписывают изобретение системы qanat, она засвидетельствована ранее Саргоном II Ассирийским (годы правления 722-705 до н.э.) в надписи, описывающей его Урартскую кампанию 714 г. до н.э. Саргон II отмечает, что канаты использовались вокруг города Улху в Западном Иране, которые создавали плодородные поля вдали от любой реки. Похоже, что Кир II развил qanat на гораздо большей территории, но это было более раннее персидское изобретение, как и 9-й век.0154 яхчал – большие куполообразные охладители, которые создавали и сохраняли лед, первые холодильники – использование которых он также поощрял.
Удалить рекламу
Реклама
Карта империи Ахеменидов
Фабиенхан (CC BY-SA)
Гуманитарные усилия Сайруса II хорошо известны благодаря Цилиндру Сайруса, записи его политики и провозглашению его видения, что все под его правлением должны быть свободны жить так, как они хотят, пока они делают это в мирном согласии с другими. После того, как он завоевал Вавилон, он позволил евреям, которые были взяты с их родины царем Навуходоносором (годы правления 605-562 до н.э.) в так называемом вавилонском плену, вернуться в Иудею и даже предоставил им средства для восстановления их храма. . Лидийцы продолжали поклоняться своей богине Кибеле, а представители других национальностей также поклонялись своим божествам. Все, о чем просил Кир II, это чтобы граждане его империи жили мирно друг с другом, служили в его армии и платили налоги.
Чтобы поддерживать стабильную среду, он учредил правительственную иерархию, на вершине которой находился он сам, в окружении советников, которые передавали его указы секретарям, которые затем передавали их региональным губернаторам (сатрапам) в каждой провинции (сатрапии). Эти губернаторы имели полномочия только по бюрократически-административным вопросам, в то время как военачальник в том же регионе курировал военные / полицейские вопросы. Разделив обязанности правительства в каждой сатрапии, Кир II уменьшил шансы любого чиновника накопить достаточно денег и власти для попытки государственного переворота.
Указы Кира II — и любые другие новости — путешествовали по сети дорог, соединяющих крупные города. Самой известной из них станет Королевская дорога (позднее проложенная Дарием I), идущая от Суз к Сардам. Посланники покидали один город и в течение двух дней находили сторожевую башню и станцию отдыха, где ему давали еду, питье, постель и новую лошадь для путешествия в следующий. Персидская почтовая система считалась Геродотом чудом своего времени и стала образцом для более поздних подобных систем.
Удалить рекламу
Реклама
Цилиндр Сайруса
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Кир основал новый город в качестве столицы, Пасаргады, но переместился между тремя другими городами, которые также служили административными центрами: Вавилон, Экбатана и Сузы. Королевская дорога соединяла эти и другие города, так что король постоянно был в курсе государственных дел. Сайрус любил садоводство и использовал систему канатов для создания сложных садов, известных как 9.0154 Pairi-daeza (что дает английскому языку слово и понятие рая). Говорят, что он ежедневно проводил как можно больше времени в своих садах, а также управлял и расширял свою империю.
Несмотря на то, что Дарий I продолжал политику терпимости и гуманитарного законодательства Кира II, во время его правления вспыхнули беспорядки. Это не было редкостью, поскольку для провинций было обычным делом восстание после смерти монарха, восходящего к Аккадской империи Саргона Великого в Месопотамии (годы правления 2334–2279 до н. Э.). Среди них были ионийские греческие колонии в Малой Азии, и, поскольку их усилия были поддержаны Афинами, Дарий начал вторжение в Грецию, которое было остановлено в битве при Марафоне в 49 г.0 г. до н.э.

Империи Селевкидов и Парфян
После смерти Александра в 323 г. до н. э. его империя была разделена между его генералами. Один из них, Селевк I Никатор (годы правления 305–281 до н. э.), захватил Среднюю Азию и Месопотамию, расширил территории, основал империю Селевкидов и эллинизировал регион. Селевк I сохранил персидскую модель правления и религиозную терпимость, но занял высшие административные должности греками. Несмотря на то, что греки и персы вступали в брак, империя Селевкидов отдавала предпочтение грекам, и греческий язык стал языком двора. Селевк I начал свое правление, подавляя восстания в одних областях и завоевывая другие, но всегда поддерживая политику персидского правительства, которая так хорошо работала в прошлом.
Несмотря на то, что его непосредственные преемники следовали той же практике, области восстали, а некоторые, такие как Парфия и Бактрия, откололись. В 247 г. до н.э. Арсак I из Парфии (годы правления 247–217 до н.э.) основал независимое царство, которое впоследствии стало Парфянской империей. Царь Селевкидов Антиох III (Великий, годы правления 223–187 до н. Э.) Ненадолго отвоевал Парфию в ок. 209 г. до н.э., но Парфия была на подъеме и впоследствии избавилась от правления Селевкидов.
Империя Селевкидов 200 г. до н.э. 9 г.0128
Томас Лессман (CC BY-SA)
90 127 Антиох III, последний действующий царь Селевкидов, отвоевал и расширил империю Селевкидов, но потерпел поражение от Рима в битве при Магнезии в 190 г. до н. э., а Апамейский договор (188 г. до н. э.) половину своего прежнего размера. Вскоре после этого парфянский царь Фраат (годы правления 176–171 до н. э.) воспользовался поражением Селевкидов и расширил парфянский контроль на бывшие регионы Селевкидов. Его преемник, Митридат I (годы правления 171–132 до н. э.), объединит эти регионы и еще больше расширит Парфянскую империю. Парфия продолжала расти по мере того, как Империя Селевкидов сокращалась. Царь Селевкидов Антиох IV Эпифан (годы правления 175–164 до н. э.) полностью сосредоточился на своих личных интересах, и его преемники продолжили этот образ жизни. Селевкиды окончательно превратились в небольшое буферное царство в Сирии после поражения от римского полководца Помпея Великого (106–148 гг. до н. э.), в то время как к тому времени (63 г. до н. э.) Парфянская империя достигла своего расцвета после правления Митридат II (124-88 гг. до н.э.), который еще больше расширил империю.
Парфянский лучник
Британский музей (Авторское право)
Парфяне уменьшили угрозу восстания в провинциях, сократив размеры сатрапий (теперь называемых епархиями) и позволив царям завоеванных областей сохранить свои должности со всеми правами и привилегиями. Эти цари-клиенты платили дань империи, обогащая парфянскую казну, сохраняя при этом мир просто потому, что это было в их собственных интересах. Возникшая в результате стабильность позволила парфянскому искусству и архитектуре, которые представляли собой органичную смесь персидских и эллинистических культурных аспектов, процветать, а процветающая торговля еще больше обогатила империю.
Парфянская армия была самой эффективной боевой силой того времени, в первую очередь благодаря своей кавалерии и совершенству техники, известной как парфянский выстрел, характеризующейся конными лучниками, имитирующими отступление, которые поворачивались и стреляли в наступающих противников. Эта тактика ведения парфянской войны стала полной неожиданностью и была весьма эффективной даже после того, как о ней стало известно противоборствующим силам. Парфяне под предводительством Орода II (годы правления 57–37 до н. э.) легко победили триумвира Красса Римского в битве при Каррах в 53 г. до н. э., убив его, а затем победили Марка Антония в 36 г. до н. э., нанеся два тяжелых удара по мощи и моральному духу. римской армии.
Сасанидская империя
90–127 Несмотря на это, могущество Рима было на подъеме, поскольку империя, основанная Августом (годы правления 27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), и к 165 г. н. э. Парфянская империя была сильно ослаблена римскими кампаниями. Последний парфянский царь Артабан IV (годы правления 213–224 гг.
Шапур I был набожным зороастрийцем, но придерживался политики религиозной терпимости в соответствии с практикой Империи Ахеменидов.
Шапур I был набожным зороастрийцем, как и его отец, но придерживался политики религиозной терпимости в соответствии с практикой Империи Ахеменидов. Евреи, христиане и представители других религиозных конфессий могли свободно исповедовать свои убеждения, строить молитвенные дома и участвовать в управлении государством. Религиозный провидец Мани (ок. 216–274 гг. н. э.), основатель манихейства, был гостем при дворе Шапура I.
Шапур I был столь же способным администратором, эффективно управлял своей новой империей из столицы Ктесифона (ранее резиденция Парфянской империи) и заказывал многочисленные строительные проекты. Он инициировал архитектурное новшество куполообразного входа и минарета, возродив использование каната (которым пренебрегли парфяне) и яхчала , а также ветряных башен (также известных как улавливатели ветра), первоначально египетское изобретение. для вентиляции и охлаждения зданий. Возможно, он также заказал впечатляющую арку Так-Касра, которая все еще стоит в Ктесифоне, хотя некоторые ученые приписывают это более позднему монарху Косрау I.
Его зороастрийское видение представило его и сасанидов как силы света, служащие великому богу Ахура Мазде, против сил тьмы и беспорядка, олицетворяемых Римом. Кампании Шапура I против Рима были почти повсеместно успешными, вплоть до захвата римского императора Валериана (годы правления 253–260 н. э.) и использования его в качестве личного слуги и подножия ног. Он видел себя королем-воином и соответствовал этому видению, в полной мере воспользовавшись слабостью Рима во время кризиса третьего века (235–284 гг. Н. Э.), Чтобы расширить свою империю.
Поражение Валериана Шапуром
Мари-Лан Нгуен (CC BY-SA)
Шапур I заложил фундамент Сасанидской империи, на которой будут основываться его преемники, и величайшим из них был Косрау I (также известный как Ануширван Справедливый, годы правления 531-579 н.э.). Косрау I реформировал налоговое законодательство, сделав его более справедливым, разделил империю на четыре части, каждая из которых находилась под защитой своего генерала для быстрого реагирования на внешние или внутренние угрозы, надежно обезопасил свои границы и повысил важность образования. Академия Гондишапура, основанная Косрау I, была ведущим университетом и медицинским центром своего времени, в которой преподавали ученые из Индии, Китая, Греции и других стран.
Косрау I продолжил политику религиозной терпимости и интеграции, а также антипатию древних персов к рабству. Военнопленные, захваченные Римской империей, стали рабами; те, кого захватила Сасанидская империя, стали наемными слугами. Было незаконно бить или каким-либо образом причинять вред слуге, независимо от его социального класса, и поэтому жизнь «раба» в Сасанидской империи была намного лучше, чем жизнь рабов где-либо еще.
Империя Сасанидов считается вершиной персидского правления и культуры в древности.
Империя Сасанидов считается вершиной персидского правления и культуры в древности, поскольку она основывалась на лучших аспектах Империи Ахеменидов и улучшала их. Сасанидская империя, как и большинство других, если не все другие, пришла в упадок из-за слабых правителей, которые сделали неверный выбор, коррупции духовенства и натиска чумы в 627-628 годах нашей эры.
Едва ли он был в полной силе, когда был завоеван арабами-мусульманами в 7 веке н.