Как называли ивана iv – Как в истории называли царя Ивана IV?

Кого на самом деле народ называл Иваном Грозным? И как Ивана Грозного называли при жизни?

Иван III правил 42 года. По политическим приговорам казнил – сколько бы вы думали? Шесть человек. При том получил прижизненное народное прозвище Грозный, которое его знаменитый внук Иван 4, так сказать, унаследовал.

Иван III прекратил существование Орды, объединял русские земли, “прижал” Литву. При нем построен московский Кремль. Почему же столь крупный государственный деятель почти не нашел отражения в фольклоре? Дело в том, что в народной памяти дед и внук, оба Иваны Васильевичи, порой сливались в одну личность. От деда в этом образе – мудрость, рассудительность, справедливость, от внука – коварство, жестокость.

Дальше 2 легенды о прозвище “Грозный” для Ивана 4.

Будущий царь Иван Грозный родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. Рассказывают, что в ту ночь над Москвой разразилась буря. От молний в разных местах Москвы вспыхнули пожары. Ветер раскачивал колокола церквей, и они издавали пугающие звуки. Один колокол сорвался с колокольни и рухнул на землю. Заговорили люди о том, что наступает недоброе время…

Будущий царь рано потерял родителей: отца в 3 года, а мать в 8 лет. Его детство было неласковым и горьким. Наследника окружали люди, безразличные к его желаниям и интересам, их заботила только борьба за власть. Чуткий, впечатлительный, он глубоко таил чувства мести и злобы, которые рано, вероятно, зашевелились в его сердце. Детские потехи его были уже недобрые, зловещие: любил он смотреть на мучения домашних животных, сам мучил их, кидал с высоты терема… Его не только не удерживали от этого, но потакали ему. Он пошёл дальше. Пятнадцати лет от роду он с ватагой своих сверстников, верхом на коне, носился по улицам Москвы и потехи ради пускал своего коня на народ, забавляясь ужасом разбегавшихся во все стороны людей и стонами ушибленных…
Он известен в истории как жестокий правитель. За это и получил прозвище “ Грозный”. Всю свою жизнь Иван Васильевич боялся заговоров, измены. Всех подозревал. Был несдержанным и злобным. Много крови он пролил. А сколько людей убито по его приказам, не сосчитать!

В одной народной песне говорится:
Он грозен, батюшка, и милостив.
Он за правду жалует, за неправду вешает.
Уж настали злые годы на московский народ,
Как и стал православный царь грозней прежнего:
Он за правды, за неправды делал казни лютые.

Когда к власти пришёл Андрей Михайлович Шуйский, при котором распущенность и безвластие достигли наибольшей силы. Человек небольшого ума и совершенно недальновидный, он как будто специально все делал, чтобы раздразнить подрастающего Ивана. Вместе с тем потакали всем его низменным страстям. По словам Курбского, Ивана воспитывали великие и гордые бояре на свою и на детей своих беду, стараясь друг перед другом угождать ему во всяком наслаждении и сладострастии. Когда он был лет двенадцати, то стал прежде всего проливать кровь бессловесных животных, бросая их на землю с высоких теремов, а пестуны позволяли ему это и даже хвалили, уча отрока на свою беду. 29 декабря 1543 года Иван велел схватить самого Андрея Шуйского и отдать его псарям; псари убили ненавистного боярина по дороге к тюрьме. Иван впервые показал свой характер и получил прозвище Грозного. С тех пор, говорит летописец, бояре начали к государю страх иметь и послушание.

otvet.mail.ru

Был ли Иван IV «Грозным»

Что значит «грозный»?

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Скрынников пишет:

«В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.»

Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.»

Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию – к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:

«…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».

Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.

russian7.ru

За что Иван IV получил прозвище «Грозный»

Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал «Грозным» до сих мало кто может ответить. Мы попробовали.

Не только Иван IV

Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.

Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.

Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.

Когда Грозный стал «Грозным»?

Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.

Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».

Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».

То есть ответить на вопрос: «Когда именно появилось прозвище «грозный» не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что «грозный» – это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.

Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».

Что значит «грозный»?

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Историк Скрынников пишет: «В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты».

Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей».

Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию – к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной: «…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».

Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Был ли Иван IV на самом деле «Грозным»

Сказки об Иване Грозном

Показательно, что Иван Грозный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. Сам, без всякого на то принуждения государственной власти. До этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.

О Грозном сложено много сказок. И из них, кстати, никак не складывается образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Напротив, каждая сказка о Иване IV несет в себе тезис о том, что царь – человек, что он поставлен на царство самим Господом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой – раскаивается, а тяжесть своих прегрешений переживает еще при жизни.

«Вообще Иван Грозный был не заносчивый царь, простой. Он любил пообщаться с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда».

«Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел».

Мы приведем только две сказки о Грозном – «Иван Благочестивый», и «Иван Певчий».

«Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Он свято чтил христианские заповеди и очень печалился оттого, что много всякой нечисти развелось на русской земле. Однажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь. С городов-крепостей свезли старух-переметчиц в Москву на площадь, обложили соломой и подожгли. Но наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Он проклял ведьм, и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве».

«Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила. Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его».

russian7.ru

Как Иван IV стал «Грозным»

Что значит «грозный»?

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Скрынников пишет:

«В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.»

Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.»

Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию – к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:

«…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».

Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.

russian7.ru

Иван IV Грозный или деятельность Ивана IV

Заслуга Ивана Грозного в издании первых русских печатных книг – несомненна. Вообще, многое в русской истории, названное «первым», связано с именем этого царя. Первая аптека появилась при нём, первое регулярное войско – стрельцы, тоже при нём. Иван Васильевич – основатель регулярных погранвойск, утвердивший 16 февраля 1571 года «Устав сторожевой и пограничной службы».

Пожарные не дадут соврать – до Ивана Васильевича пожары на Руси не тушили и не давали тушить – дескать, воля Божья; пришлось Грозному царю срубить несколько особо ортодоксальных голов, чтобы изменить в обществе взгляд на пожаротушение. В 1584 году, незадолго до своей смерти, Иван Грозный учредил Каменный приказ, которому были подчинены каменных дел мастера и кирпичники.

«А ведомо в том Приказе, всего Московского государства каменное дело и мастеры; и для какого царского строения понадобятся те мастеры, и их собирают из всех городов, и дают им ис царские казны на поденной корм денги, чем им сытыми быть мочно. Да на Москве же ведомы в том приказе известные (производящие известь) и кирпишные дворы и заводы, а где белой камень родится и делают известь, и те городы податми и доходы ведомы в том Приказе…»

В общем, незаурядный был правитель, несправедливо оболганный иноземцами и придворными историографами династии Романовых, и чтобы разобраться с запутанной историей библиотеки, называемой его именем, невольно придётся разгребать многовековые завалы оговоров и наветов, добросовестных заблуждений, откровенной лжи и сокрытия документов.

К примеру, один из ценнейших источников эпохи Ивана Грозного, «Стоглав», долгое время был недоступен историкам. В 1667 году он был запрещён патриархом Никоном как еретическое произведение. Почти двести лет этот документ был засекречен!

А Джером Горсей уверял европейскую общественность, что кровожадный Иван Грозный зверски убил в Новгороде 700 тысяч человек, притом, что населения в том Новгороде было едва 30 тысяч… И собачьи головы и мётлы у сёдел опричников – выдумка. Опричники носили на поясе символ метлы, выметающей измену, шерстяную кисть.

Так уж порадели поколения историков, так уж постарались, живописуя черной краской деяния Иоанновы, что в понимании обывателя и Грозным-то его назвали из-за его беспримерной жестокости.

Мало кто сейчас помнит, что Грозным сначала назвали его деда, Ивана III, заслужившего это прозвище в двенадцатилетнем возрасте, когда в 1452 году гонял по Вологодским лесам Дмитрия Шемяку. Имя это ему было дано в похвальном смысле; грозным он был для врагов и строптивых ослушников.

«Редко основатели Монархий славятся нежною чувствительностью, и твёрдость, необходимая для великих дел государственных, граничит с суровостью. Пишут, что робкие женщины падали в обморок от гневного, пламенного взора Иоаннова; что просители боялись итти ко трону; что Вельможи трепетали и на пирах во дворце не смели шепнуть слова, ни тронуться с места, когда Государь, утомлённый беседою, разгорячённый вином, дремал по целым часам за обедом; все сидели в глубоком молчании, ожидая нового приказа веселить его и веселиться.

Уже заметив строгость Иоаннову в наказаниях, прибавим, что самые знатные чиновники, светские и духовные, не освобождались от ужасной торговой казни; так, всенародно секли кнутом Ухтомского князя, Дворянина Хомутова и бывшего Архимандрита Чудовского за подложную грамоту, сочинённую ими на землю умершего брата Иоаннова…»

О ком это написал Карамзин? Об Иоанне Грозном, вот только, о котором? При цитировании я сознательно опустил дату, и если не знать, что происходило это в 1491 году, то и не поймёшь, что написано это об Иоанне III. Но так уж сложилось, что в общественном мнении именно Иоанн IV – патологически жестокий тиран, садист и палач, и которого дня не попьёт человеческой крови, то и спать не ложится.

Даже книга Александра Бушкова, написанная вроде бы в защиту доброго имени первого русского царя, называется «Иван Грозный. Кровавый поэт». Но вот историк Р.Г. Скрынников, посвятивший изучению эпохи Ивана Грозного несколько десятилетий, неопровержимо доказал, что при «массовом терроре» времён Иоанна IV в России было казнено около 3-4 тысяч человек, причём по решениям суда, в соответствии сзаконом.

Для примера – в 1577 году отрубили голову князю Ивану Куракину. Куракин в своё время участвовал в заговоре Владимира Старицкого, когда Ивана Грозного должны были схватить и выдать полякам. Отцы духовные выпросили прощения князю-изменнику, и Куракина даже назначили воеводой города Вендена. Но когда город осадили поляки, Куракин ударился в запой, и в результате город поляки взяли. Тут терпение Грозного кончилось, и укоротил он князя на голову… Вот только приговор князьям и боярамутверждала боярская дума!

Английский историк и философ Р.Дж. Коллингвуд говорил, что «личность любого мало-мальски значимого исторического деятеля следует рассматривать непременно с учётом времени, в котором он жил и работал, а также конкретных исторических условий». И ещё – масштабы любого события можно осознать только в сравнении – в царствование Генриха VIII, примерно в это же время, в «цивилизованной» Британиибыло казнено 72 тысячи человек (около 2,5% всего населения страны) «за бродяжничество и попрошайничество», а при королеве Елизавете – 89 тысяч человек!

А откуда взялось вдруг столько бродяг, что их пришлось вдоль дорог развешивать в живописном беспорядке? А это были просто крестьяне, согнанные со своих земель – индустриальной Англии нужны были пастбища для овец. На перекрёстках дорог стояли вооружённые стражники, останавливали всякого проходящего, и если он не мог убедительно доказать, что он местный арендатор, волокли его на виселицу, не утруждая себя доказательством вины и крючкотворством судопроизводства. Так перед бывшим крестьянином вставал выбор – или отправляться на виселицу или в мануфактуру, работать за гроши.

В 1525 году в Германии при подавлении крестьянского восстания казнили более 100 тысяч человек.

Именно во время правления Ивана Грозного, с 1547 по 1584 год в Нидерландах, находившихся под властью испанских королей Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до 100 тысяч! Причём были это, прежде всего казнённые или умершие под пытками «еретики».

Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принимал личное участие в Варфоломеевской ночи, во время которой было убито более трёх тысяч гугенотов. За одну ночь – примерно столько же, сколько за всё время правления Ивана Грозного. Но это только одна ночь. А всего за две недели по всей Франции убили около 30 тысячпротестантов.

Список славных деяний европейских монархов продолжает сам Иван Васильевич, в беседе с английским посланником сказавший: «Меня осуждают за границей, что я страшное злодеяние учинил в Новгороде… А велико ли было милосердие короля Людовика XI, обратившего в пепел и тление свои города Льеж и Аррас? Измену жестоко наказал он. И датский владыка Христ

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Иван Грозный. О происхождении прозвища Ивана IV

Из всех русских царей мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал “грозным” до сих мало кто может ответить.

Не только Иван IV

Иван IV был не единственным “грозным” царем в русской истории. “Грозным” же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища “правосуд” и “великий”. В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище “великий”, а “грозным” стал его внук.
Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей “Истории Государства Российского” Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. “До Карамзина” Иван Грозный “числился” Иваном I.

Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.

Когда Грозный стал “грозным”?

Когда и почему  Ивана IV стали величать “грозным”? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни “грозным”, как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.

Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: “Ивана Грозного за его жестокость стали называть “васильичем”.

Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: “В источниках XVI века прозвище “Грозный” не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен”.

То есть ответить на вопрос: “Когда именно появилось прозвище “грозный” не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть  получается, что “грозный” – это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.

Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть “грозным”.

Показательно, что Иван Грозный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. Сам, без всякого на то принуждения государственной власти. До этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.

О Грозном сложено много сказок. И из них, кстати, никак не складывается образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Напротив, каждая сказка о Иване IV несет в себе тезис о том, что царь – человек, что он поставлен на  царство самим Господом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой – раскаивается, а тяжесть своих прегрешений переживает еще при жизни.

“Вообще Иван Грозный был не заносчивый царь, простой. Он любил пообщаться с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда”.

“Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел”.

Мы приведем только две сказки о Грозном – “Иван Благочестивый”, и “Иван Певчий”.

“Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Он свято чтил христианские заповеди и очень печалился оттого, что много всякой нечисти развелось на русской земле. Однажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь. С городов-крепостей свезли старух-переметчиц в Москву на площадь, обложили соломой и подожгли. Но наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Он проклял ведьм, и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве”.

“Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила. Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его”.

Москва – столица России, Волга впадает в Каспийское море, а Иван Грозный убил своего сына. Никому не важно, например, что есть мнение о том, что Волга впадает сначала в Каму. То же, что Иван Грозный убил своего сына и вовсе давно подвергается сомнению.

Есть мнение о том, что “грозным” Ивана IV стали называть как раз после того, что он убил сына. А убивал ли он его?

Главной уликой является…  картина Репина.

Убийство Иваном Васильевичем своего наследника – весьма спорный факт. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.

Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Либо сами слишком много применяли для лечения ртуть, которая тогда считалась чуть ли не панацеей.

Однако остается тайной, кто запустил легенду о сыноубийстве Грозного, но отношение к этому мифу об Иване Грозном было у иных правителей России достаточно однозначным. Когда царь Александр III увидел в галерее знаменитую сегодня картину Репина, то просто запретил её к показу.

Уверенно и бескомпромиссно высказал свое мнение о картине и Константин Победоносцев: “Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический “.

На картину Репина было в 1913 году совершено настоящее покушение. Его совершил старообрядец Иван Балашов. Он исполосовал картину тремя ударами ножа. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, бросился под поезд.

Что значит “грозный”?

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово “грозный”, когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Скрынников пишет:

“В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.”

Также он пишет о том, что “в представлении людей того времени “гроза” символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.”

Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились “заложенными покойниками”. Практиковались: утопление (отправка преступников в их “родную” стихию – к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались “чистыми” животными, поэтому они карали человека за его грехи).

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:

«…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».

Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.

Иван Грозный не только первый царь, про которого начали сочинять сказки, но и первый русский царь, про которого стали писать и снимать комедийные сюжеты (вспомним Булгакова и экранизацию его пьесы “Иван Васильевич меняет профессию”).

Как же так получилось, что “грозный” приобрело то значение, которое связывается в народном сознании только с казнями, самодурством и сумасшествием (Фильм “Царь”  Лунгина)?

Вероятнее всего, “ноги растут” из историографии Николая Карамзина, а также разговоров либеральной общественности на тему жестокости Ивана Грозного в начале “золотого” XIX века.

Есть у этого мифа и более глубокие корни, а именно – европейская историография, которая относилась к Грозному как к диктатору и сатрапу. Напомним, что Иван IV был англоманом, и вокруг него всегда “вертелись” сомнительные личности европейского происхождения, которые пытались лоббировать католичество и “прибрать к рукам” Московию. Иван Грозный этого не позволил,  отношение к нему было не самое благожелательное.

Кстати,  и сам слух о том, что Иван Грозный убил сына начал первым распространять Антонио Поссевино, папский легат. По этой версии Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся “научать” Елену, ударил её по лицу и избил посохом.

Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен. Отцовский посох достал и сына, проломив тому череп.

Показательно, что государи-народники относились к Ивану Грозному с пиететом и уважением (пример того же Александра III), хотя образ Грозного царя в прошлом очень удобен для действующей власти – он нивелирует все просчеты, говорит о том, что “вспомните и не ропщите, было и похуже”. Удобен и тем, кто смотрит на Россию из-за границы.

Сейчас нам так же прививают страх к советскому времени.

Алексей Рудевич

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

linklj.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о