Как фамусов относится к богатству и чинам: отношение к чинам, к богатству, службе (цитаты) 🤓 [Есть ответ]

Отношение Чацкого к службе, к чинам и богатству. Характер главного героя пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедов

Знаменитая комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова была создана уже после Отечественной войны 1812 года, когда в России наступил период духовного подъема. Поэтому в этом произведении обсуждаются самые наболевшие общественные темы и вопросы государственной службы, крепостного права, воспитания и образования, подражания всему заграничному и презрения к своему национальному.

Характер Чацкого

Характер одного из главных героев этого произведения — Чацкого — довольно простой, но эмоциональный портрет его весьма многообразен, однако в общем он изображает Чацкого как положительного человека, который проявляет максимализм во всех своих действиях и чувствах. Он имеет незаурядный ум, ищущий познаний и совершенства, и обладает очень честолюбивым нравом. Отношение Чацкого к службе нужно рассматривать через призму того, что он был человеком просвещенным и мог трезво оценивать проблемы политики. Он не оставался равнодушным, когда притесняли русскую культуру и затрагивался вопрос человеческой гордости и чести. Однако Чацкий совсем не разбирался в делах любовных, постоянно рвался в бой и вскоре, как обычно, испытал разочарование.

Биография Чацкого

Чтобы подробнее раскрыть такую тему, как отношение Чацкого к службе, для начала нужно разобраться, кто он такой. Итак, Александр Андреевич — молодой дворянин, покойный отец которого был другом Фамусова. Он возвращается из-за границы в Москву, чтобы повидаться со своей возлюбленной Софьей Фамусовой, с которой он не виделся целых три года. Будучи детьми, они дружили и любили друг друга, но Софья не могла простить Чацкому его неожиданного отъезда за границу, который отбыл, даже не оповестив ее об этом. И поэтому их встреча прошла в холодной и равнодушной атмосфере из-за Софьи.

Прототипом Чацкого у Грибоедова послужил Петр Чаадаев, который резко критиковал государственный строй России и из-за своих сочинений был объявлен сумасшедшим. Его труды в Российской империи были запрещены и не публиковались.

Отношение Чацкого к службе

С чего же разгорелся весь конфликт Чацкого с обществом? Все началось с беседы с Молчалиным. Чацкий не может понять, как Софья могла полюбить такого человека. Когда в дом Фамусова съезжаются гости, Чацкому удается пообщаться с каждым, и с каждым таким разговором будет увеличиваться противостояние.

Чацкий в открытую выступает против крепостного права и против тех людей, которые считаются «столпами» дворянского общества, например, таких как Фамусов. Ему также ненавистны порядки екатерининского века.

Чацкий считает себя свободной и независимой личностью, которой чужда рабская принадлежность. Но Фамусов и все его общество — это вельможи екатерининского века и особые «охотники поподличать».

Отношение Чацкого к службе негативное, и поэтому он уходит со службы. Чацкий с огромным желанием мог бы служить Родине, но ему совсем не хочется прислуживать начальству, в то время так в светском обществе Фамусова бытует мнение о том, что служба лицам, а не делу является источником личных выгод.

Отношение к богатству, чинам и т.д.

Отношение Чацкого к чинам и богатству отличается тем, что он хочет, чтобы человека оценивали по его личным качествам и достоинствам. Он признает свободу мыслей каждого человека в своих высказываниях и убеждениях. В свою очередь, светское общество не расценивает этих прогрессивных взглядов героя, оно оценивает людей по дворянскому происхождению и количеству крепостных. А мнение высшего общества свято и непогрешимо. Чацкий выступает за просвещение страны в литературе и искусстве путем научной работы, за единение светской интеллигенции с простым народом и против подражания иностранцам.

А вот фамусовскому обществу комфортнее без книг и учений, оно рабски подражает всему заграничному, особенно французскому.

В любви Чацкий ищет искренности чувств, а в высшем свете везде присутствует притворство и брак по выгодному расчету.

сравнительная характеристика героев комедии «Горе от ума»


Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Это сатира на светское общество начала 19 века. Произведение Грибоедова показывает назревающий раскол в русском дворянском обществе. В начале нового столетия, после Отечественной войны 1812 года, некоторые дворяне стали понимать, что улучшить положение России можно за счёт повышения гражданского самосознания и ценности личности человека, а не его богатства и высокого положения в обществе.

Представителем таких дворян в комедии «Горе от ума» является Александр Андреевич Чацкий. Он представляет «век нынешний», то есть прогрессивно мыслящих людей, которых пока в дворянском обществе не так много. «Век минувший» в комедии Грибоедова представлен в лице фамусовского общества (так принято называть группу лиц: самого Фамусова, его домашнее окружение и гостей этого барина).

Содержание

Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь

По всем важным вопросам жизни общества у представителей «века минувшего» и «века нынешнего» суждения противоположны.

Отношение к богатству, чинам, службе


В фамусовском обществе во главу угла ставится богатство. Ни в светском обществе, ни в семье личные качества человека не имеют значения. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет Фамусов Софье (действие 1, явление 4). А в разговоре со Скалозубом он замечает: «…у нас уж исстари ведётся, //Что по отцу и сыну честь: //Будь плохонький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених» (действие 2, явление 5).

Чацкий понимает, что, по мнению представителей «века минувшего», женихи для их дочерей должны «с именьем быть и в чине» (действие 1, явление 7). Он в своём монологе «А судьи кто?..» отмечает, что некоторые «отечества отцы» «грабительством богаты» и «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве» (действие 2, явление 5).

Служба для представителей фамусовского общества — это лишь источник благосостояния и почёта.

Например, Фамусов со служебными делами разбирается просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4).

Ради получения чинов и повышения по службе многие унижаются перед вышестоящими людьми. Таков был, например, дядя Фамусова Максим Петрович, который, несмотря на свою важность, «сгибался вперегиб», чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам. Этот Максим Петрович добился важного места тем, что насмешил императрицу тем, что оступился и упал, да не один раз, а три раза (последние два — уже нарочно). Этот пример Фамусов привёл после слов Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Фамусов считает, что на службе не нужно быть «гордецом», что перед начальством следует пресмыкаться, чтобы получить выгоду.

Секретарь Фамусова Молчалин тоже считает, что нужно угождать начальнику, и, на всякий случай, угождает даже всем в его окружении, точно следуя завещанию своего отца.

Полковник Скалозуб, которого Фамусов прочит в женихи дочери, богат и добился высокого чина, так как знает, «чтоб чины добыть, есть многие каналы…» (действие 2, явление 5).

Чацкий, в отличие от представителей фамусовского общества, считает, что служить нужно «делу, а не лицам» (действие 2, явление 2), на благо Отечества, а не для накопления богатства любыми путями.

Отношение к кумовству, протекции


В фамусовском обществе «по отцу и сыну честь». Добившийся служебных высот Фамусов пристраивает к себе на службу родственников, не обращая внимания на их деловые качества. Он говорит Скалозубу: «При мне служа́щие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки; //Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой. //Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, //Ну как не порадеть родному человечку!..»

(действие 2, явление 5).

Молчалин, который тоже относится к фамусовскому обществу, не надеется на одни свои деловые качества. Чтобы в будущем продвинуться по карьерной лестнице, он заводит знакомства с влиятельными дамами, например, с «известной» Татьяной Юрьевной, имеющей «полезных» родных и друзей. Молчалин говорит Чацкому: «…частенько там // мы покровительство находим, где не метим» (действие 3, явление 3).

Чацкий не одобряет подобный образ действий, но понимает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных».

Отношение к подражанию иностранцам

Гости Фамусова копируют наряды и повадки заезжих иностранцев и французских модисток. Русские господа изъясняются на смеси «французского с нижегородским». На балу в доме Фамусова гости немеют от восторга, слушая «французика из Бордо». Это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему с величайшей страстью разоблачает Чацкий. Он желает, чтобы господь истребил «дух пустого, рабского, слепого подражанья», чтоб русский народ хотя бы по языку господ «не считал за немцев».

Отношение к образованию, просвещению


Мода на всё иностранное в светском обществе дошла до того, что даже воспитание и образование своих детей светские люди доверяли весьма сомнительным педагогам-иностранцам — «числом поболее, ценою подешевле»

, как насмешливо говорит Чацкий. Это неудивительно, ведь хорошее образование фамусовское общество не интересует, а очень пугает.

«Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Следующая его реплика по этому поводу: «Уж коли зло пресечь: //Забрать все книги бы да сжечь».

Чацкий с горечью говорит, что если какой-нибудь молодой человек увлечётся науками или искусством, тотчас в обществе он прослывёт опасным человеком, мечтателем.

Отношение к московским нравам и времяпрепровождению

Основные интересы и занятия людей фамусовского общества — это «обеды, ужины и танцы», во время которых они приятно проводят время, подыскивают для дочерей выгодных женихов, протекцию для сыновей, сплетничают.

Жизнь фамусовской Москвы, несмотря на внешнюю суету, очень однообразна. После трёх лет отсутствия Чацкий видит прежнюю московскую затхлую жизнь: «Что нового покажет мне Москва? //Вчера был бал, а завтра будет два».

Фамусов же в восторге от московских нравов: «Решительно скажу: едва //Другая сыщется столица, как Москва» (действие 2, явление 5). Он говорит о хлебосольстве московских жителей, о том, что на них «есть особый отпечаток».

Отношение к крепостному праву


Основу материального благополучия людей фамусовского общества составляет крепостное право. Но это же можно сказать и о дворянине Чацком. Грибоедов не показывает его как человека идеального. Чацкий не служит, путешествует по другим странам, а материально его обеспечивают крепостные крестьяне, которых у него 3 или 4 сотни (насчёт количества крепостных Чацкого у Фамусова и Хлёстовой нет единого мнения).

Но, конечно, Чацкий относится к ним не так, как Хлёстова и другие. Хлёстова относится к крепостной «арапке-девке» (которую купил для неё на ярмарке Загорецкий), как к собачке.

В монологе «А судьи кто?» Чацкий с негодованием говорит о неком знатном человеке, выменявшем своих преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь «в часы вина и драки», на трёх борзых собак. Он осуждает и другого крепостника, который забрал из семей множество детей для крепостного балета. Красоте этих маленьких артистов дивилась вся Москва, но, в конце концов, они были поодиночке их владельцем распроданы.

Идеалы Чацкого и фамусовского общества

Мораль и идеалы фамусовского общества состоят в умении «подслужиться», чтобы занять высокое положение в обществе и пользоваться всеми подобающими этому положению привилегиями. Главное качество, ценимое в светском обществе: умение достичь богатства, успешно управляя своим именьем, и дойти на службе «до степеней известных», не останавливаясь перед безнравственными поступками.

Идеал Чацкого — свободная жизнь и служба на пользу не себе, а Отечеству. Для этого, по его мнению, в стране нужны преобразования. Люди, подобные Чацкому, стремились к свободе личной и общественной, к идеалам просвещения, образования и подлинной национальной культуры.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)
Взгляды на жизньЧацкий
Фамусовское общество
Отношение к богатству, чинам, службеСлужить нужно «делу, а не лицам», на благо Отчизны, а не для обогащения любыми путями.Богатство — главное в жизни представителей фамусовского общества. Повышение в чинах и продвижение по службе нужны для ещё большего обогащения.
Отношение к кумовству, протекцииК протекции и кумовству относится отрицательно, но понимает, что благодаря им, в основном, и добиваются высоких чинов.Пристраивание на службу по родству, а не по деловым качествам. Старание продвинуться по карьерной лестнице путём протекции.
Отношение к подражанию иностранцамПротивник «рабского, слепого подражанья» иностранцам. Желает, чтобы русский народ «не считал за немцев» своих господ, плохо изъясняющихся на родном языке. Подобострастное отношение ко всему иностранному, презрение к русской культуре.
Отношение к образованию, просвещениюМечтает, чтобы людей просвещали и давали образование хорошие учителя, а не «учителей полки //Числом поболее, ценою подешевле».Отрицательное отношение к хорошему образованию, наукам. Доверяют воспитание и образование своих детей иностранным проходимцам.
Отношение к московским нравам и времяпрепровождениюДля Чацкого затхлая московская жизнь с её старыми предрассудками скучна.Однообразная светская жизнь с её балами, обедами, ужинами очень однообразна, но представителям фамусовского общества она по нраву. Им нравится беззаботное времяпрепровождение.
Отношение к крепостному правуС негодованием относится к тем дворянам, которые своих крепостных не считают за людей.Люди фамусовского общества относятся к крепостным как к низшим существам, не имеющим души.

Вывод


В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» представитель «века нынешнего» Чацкий один противостоит представителям «века минувшего». Но таких людей, как главный герой грибоедовской комедии, в России было уже не мало. Чтобы показать это, автор ввёл в своё произведение таких внесюжетных персонажей как двоюродный брат Скалозуба, не пожелавший продолжать военную карьеру, поселившийся в деревне и начавший читать книги. К таким людям относится и племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, химик и ботаник, не желающий добиваться чинов.

Стремление служить «делу, а не лицам», путешествия, жизнь в деревне, чтение книг — всё это возмущает фамусовское общество. Поэтому Чацкий и его единомышленники для представителей фамусовского общества — «опасные люди», «карбонарии», по словам Фамусова.

Чацкий и подобные ему люди вырвались из паутины предрассудков и обычаев дворянской среды и стремятся приблизить начало преобразований в стране.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Как фамусов относится к социальному положению людей. Общество Фамуса сочинение

После зарубежных поездок Русская армия 1812-1813 гг. начала проникать в Россию и внедрять идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества.
В результате произошла заметная поляризация взглядов, и правительство сплотилось вокруг консервативных сил для борьбы со свободомыслием. Именно эти люди, представители «прошлого века», составляют основу фамусовской Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Нетрудно догадаться, что идеологом этого общества в произведении А. С. Грибоедова будет один из главных героев — П. А. Фамусов. В ней ярче всего отражаются главные качества этого мира: крепостничество, невежество, лицемерие, преклонение перед чужеземцами, служение лицам, а не делу, готовность служить ради сиюминутной выгоды, несамостоятельность, отношение к служению как к средству. обогащения. Но, как ни странно, в творении Грибоедова Фамусов предстает и заботливым отцом, который желает дочери только добра, но добра в его понимании:

Он хотел бы зятя со званиями и звездами.

Но все-таки главная черта общества Фамусовых, молчаливого и порочного, столь точно отраженного в комедии, состоит в том, что почти все его представители являются убежденными феодалами: и Хлестова, у которой новая забава — рапка; и Фамусов, готовый быть сосланным в Сибирь за малейшую провинность или в порыве гнева:

на ваше поселение,

и те помещики, которые представлены в монологе Чацкого «А судьи кто?». Писатель не может спокойно относиться к таким извращенным формам крепостничества и осуждает их устами главного героя.
Следующей чертой, характерной для старого мира, является необразованность: на балу обсуждение лицеев, университетов и книг вызывает всеобщее возмущение:

Если зло остановить:
Уберите все книги, но сожгите их.

Эти люди самодостаточны — им не нужно образование, они нанимают учителей для детей только из-за следования моде; будь на то их воля, не было бы ни книг, ни гимназий. Мир Фамусовых близок по духу тому «чахоточному» из ученого комитета «книжного врага», над которым издевается Чацкий, и в то же время они не могут принять двоюродного брата Скалозуба: ведь он «начал читать книги в деревня!»
Представители «прошлого века» тоже осуждают литературу, считая ее ненужной и бесполезной:

Ей не спится от французских книг,
А мне больно спать от русских.

Тем не менее влияние литературы на общественное мнение всем дорого. Особенно это видно в цензорских ремарках Загорецкого:

Вечное издевательство над львами! над орлами!
Что ни говори:
Хоть звери, но все же короли.

Но наряду с этими резкими отрицательными чертами у представителей «прошлого века» есть еще, хоть и маленькая, частичка человечности: Хлестова, чьи чувства, казалось бы, отделены от внешнего мира, вдруг сочувствует Чацкому:

А мне Чацкого жалко.
По-христиански он достоин жалости.

И тут же, когда выразитель новых идей ратует за возврат к национальному, его опять игнорируют — затрагивается больное место фамусовского общества, и при этом одна из главных черт — преклонение перед всем иностранным, пренебрежительное отношение к русской культуре и особенно к родному языку («Мадам! Ха! ха! ха! ха! Ужас!!»). Для Фамусова все это не близкий ему образ жизни, а следование моде. Именно не желая отставать, такие люди нанимают учителей для обучения своих детей, неохотно им платят, вот тогда-то и появляется ненависть к образованию в любых формах — и к гимназическим, и к лицейским, чтобы не противоречить моде и не быть заклейменными как стоящие за этим мятежником, они не осуждают домашнее обучение.
Что характерно, образование не предполагает применения знаний в будущем — при решении служебных вопросов все больше руководствуются устоявшимися традициями:

Ну как не угодить собственному человечку.

Мой обычай таков:
Подписано, так что с плеч.

Здесь все основано на корысти, которой подвластны даже чувства: Молчалин «любит» Софью «по положению». В этом мире человек готов растоптать свое человеческое достоинство ради жизненных меркантильных интересов: с каким пафосом Фамусов говорит о Максиме Петровиче, восхищаясь его самоуничижением! Кроме того, этот стеб уже входит в привычку, становится образом жизни — яркий пример — «аферист, проходимец Антон Антонович Загорецкий». В своем стремлении угодить всем: и Софье, и Хлестовой, и государству (очень напоминающем великосветского мошенника) — он переходит границы и превращается в утрированный образ.
Примером службы другого рода — тупого, бездумного мученичества — является С.С. Скалозуб — он все измеряет военными мерками, шутит по-военному и вообще воплощает в себе те черты, в которых так нуждалась тогдашняя система — безынициативность (что, впрочем, свойственно всем представителям фамусовского общества), глупость и ограниченность, а значит, имеет перспективы роста.
Другой не менее колоритный представитель «прошлого века» — Репетилов, «репетитор чужих мыслей, член Тайного Союза» и вообще закоренелый либерал. В данном случае представлен образ-пародия на все это великосветское общество, где каждый мнит себя гением слова, вроде Ипполита Маркелыча Удушева, где существуют тайные общества «по четвергам». Не может все это вызвать улыбку, а улыбку сочувствия пошлости и пустоте!
Помимо этих персонажей, в спектакле присутствует большое количество закулисных персонажей, помогающих полнее раскрыть ту или иную особенность фамусовой Москвы; но все они показывают неестественность, мертвенность этого общества. Как справедливо заметил Гончаров, весь этот дух московских гостиных Грибоедов перенес в комедию, учел все психологические детали, взял все самое лучшее и ничего лишнего. Действительно, «Горе от ума» показывает весь спектр взглядов, интересов и симпатий столичной знати начала XIX века.

Общество Фамуса . Они имеют черты, общие многим другим людям, а иные всему человеческому роду А. С. Грибоедов

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», являющуюся отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-х годов XIX века между реакционными крепостниками и еще немногочисленным, но уже наметившимся прогрессивным дворянством, из среды которого позже вышли герои Сенатской площади-декабристы.

Реакционеры во всем стремились сохранить самодержавно-крепостнический строй и закоренелую дворянскую жизнь, видя в этом основу своего благополучия. Передовые дворяне боролись против «прошлого века» и противопоставляли его «веку настоящему». Столкновение «эпохи прошлого» и «эпохи настоящего» является главной темой комедии.

«Текущий век», по Грибоедову, был продуктом революционных настроений в дворянских кругах. Из прогрессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи.

Московское дворянство разнообразно по составу: есть графы и князья, высокие и средние чиновники, ратные люди, помещики, пустословы вроде Репетилова, «лжецы, картежники и воры» вроде Загоредкого, сплетники и пустословы «горелки. ки:ши «. Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и пошлых людей:

В любви предателей, во вражде неутомимых,

Неукротимые сказочники,

Неуклюжие мудрецы, лукавые простаки,

Зловещие старухи, старики,

Загнивание из-за вымысла, чепухи.

Эти люди жестокие крепостники, беспощадные мучители. Сановник Фамусов грозит своим слугам страшными карами за малейшую провинность. «Работать вам, чтобы устроить вас!» он кричит. Московский барин готов наказать неугодных ему крепостных на военном поселении. Чацкий с негодованием отзывается о помещике, который:

Возил в крепость балет на многих подводах

От матерей, отцов отвергнутых детей

Заставили всю Москву дивиться своей красоте,

Но должники не согласились на отсрочку:

Амуры и Зефиры все РАСПРОДАНЫ!!!

Помещики не считают своих крепостных людьми. Старая Хлестова, например, свою горничную ставит в один ряд с собакой:

От скуки я взял с собой девушку и собаку.

Крепостная идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха ищут по количеству крепостных:

Будь беден, да если достанется

Души тысячи два племени,

Тот и жених.

Крепостное право было нормальным явлением для фамусовского общества, оно полностью соответствовало интересам знати, было источником богатства и прибыли. Представители московской знати думают только о звании, богатстве и высоких связях. Они относятся к службе формально, бюрократически, как к источнику обогащения и продвижения. «Хоть бы в генералы попасть», — говорит полковник Скалозуб, аракчеевский служака, недалёкий и грубый человек. Цель его службы в армии – получение званий, орденов и медалей любым путем:

Да, для получения рангов есть много каналов.

А Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня что не так, что не так.

Мой обычай таков:

Подпись, так что с плеч.

Как джентльмен, на любую работу смотрит с пренебрежением, на службу принимает только родных.

Со мной сотрудники чужие очень редко;

Все больше и больше сестер, невесток, детей;

Как вы будете знакомиться с крестинами?

на место

Ну как не порадовать собственного человечка!

Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для людей его окружения есть источник чинов, наград и доходов. Самый верный способ добиться этих благ — раболепие перед начальством.

Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, заискивая, «нагибался», «мужественно жертвовал затылком», но был обласкан при дворе, «знал уважение перед всеми». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В моем возрасте нельзя осмелиться прислушиваться к Его мнению.

Впрочем, он везде успевает:

Там Моска вовремя ударит;

Сюда впору вставлять карточку.

И у него карьера:

… достигнет известных степеней,

Ведь сегодня любят немых.

И эти люди управляли государством. Чацкий говорит о них с негодованием:

Где, покажите нам, отцы отечества,

Что взять за образцы?

Разве они не богаты грабежом?

Просвещение, наука, движение к прогрессу вызывают у людей фамусовского круга особую ненависть. Фамусов дает дочери образование, в котором заранее исключена возможность истинного просветления:

Научить наших дочерей всему —

И танцам! и пена! и нежность! и вздохнуть! Сам Фамусов не отличается образованностью и не находит в чтении никакого применения. Он объясняет причины свободомыслия следующим образом:

Учение — чума, учение — причина

То, что сейчас больше, чем когда-либо,

Безумные разведенные люди, и поступки, и мнения.

И последнее его слово о просвещении и просвещении и о России — «все книги забрать, да сжечь». Следовательно, в просвещении московский дворянин Фамусов видит опасность, грозящую всему государственному строю России того периода.

Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который, как и Фамусов, «не сказал ни слова мудрости», враг просвещения и всего передового. Он спешит обрадовать гостей Фамусова тем, что есть проект о лицеях, школах, гимназиях. «Они будут учить только по-нашему: раз, два. И книги будут храниться вот так, для больших случаев. Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось лишиться своих привилегий.

Фамусово общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, вошло в моду преклонение перед иноземным, доходит до смешного, Чацкий говорит, что общество «все дало взамен»:

И нравы, и язык, и святая древность,

И величавая одежда по другому По клоунскому образцу.

Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смесь языков: французский с нижегородским».

Именитые москвичи радостно встречают любого иностранца. По словам француза из Бордо, он

Пришел и обнаружил, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни лица русского не встречал.

Главное в этом обществе «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.

Фамусов проводит время в праздности, безделье, в пустых развлечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Татьяна Юрьевна Фамусова с Рождества на Великий пост и летом на даче дарит шарики. Это общество не может обойтись без сплетен, потому что сплетни – одна из его главных черт. Здесь знают подноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден, и сколько у Чацкого крепостных душ:

«Четыреста» — «Нет! триста».

И Хлестова обиженно добавляет:

«Я чужих имений не знаю!»

Среди московских асов находит свое место «отъявленный мошенник, проходимец Антон Антоныч Загорецкий», которого принимают только потому, что он «мастер подобострастия». Для Репетилова характерно фамусовское общество, в котором подчёркивается пустая фраза, показное свободомыслие.

Таким образом, в каждом из героев и закулисных персонажей автору удалось найти определенный тип представителя московской знати, причем название каждого типа скрыто в имени изображающего его героя.

Так, для представителей фамусовского общества характерно отсутствие высоконравственных чувств, преобладание корыстных интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личной выгоды, нравственная распущенность в людях, холопство к «высшим» людям и деспотичное отношение к «низшим»: крестьянам, слугам, — низкий уровень образования, увлечение французской культурой, боязнь подлинного просвещения.

Грибоедов очень точно определил идеалы этого общества. Они просты: «брать награды и веселиться». Общество «Фамус» — лицо всей дворянской России тех лет. Как передовой человек своего времени, Грибоедов не только высмеивает это общество, но беспощадно осуждает крепостнический строй и призывает к его уничтожению — в этом революционное значение комедии. Так это понимали декабристы и все передовые люди русского общества.

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века – «века нынешнего» и «века прошлого».
«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-Уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью отдать подачку с обеда для ее арапки — девочки и собаки. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» . Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах,. говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!» .
Главное для общества Фамуса
это богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».
Общество Фамуса также отличается равнодушием к службе. Фамусов — «менеджер в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и много недельного». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «В моем присутствии чужие, которые служат, очень редки…», .
Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Встречает Фамусов и будущего жениха своей дочери Скалозуб, он говорит: «Сергей Сергеич, поди сюда-с, покорнейше прошу…», «Сергей Сергеич, милый, шляпу опусти, шпагу сними». ..”.
Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «учеба есть чума, ученость есть причина того, что ныне, более чем когда-либо, с ума развелись люди, и дела, и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французами. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни лица русского».
Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и про-
агрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяются слухи, что он сумасшедший, так как общество не хочет смотреть на мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

Комедия «Горе от ума» написана в период с 1815 по 1824 годы. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «века нынешнего» и «века минувшего».

«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью отдать подачку с обеда для ее арапки — девочки и собаки. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!»

Главное для общества Фамуса — богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкого Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».

Общество Фамуса также отличается равнодушием к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне работники чужие очень редки…», .

Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Фамусов тоже с большим почтением встречает будущего жениха своей дочери Скалозуб, говорит: «Сергей Сергеич, подойди сюда-с, покорнейше прошу…», «Сергей Сергеич, дорогой, шляпу опусти, шпагу сними». ..».

Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «ученость — это чума, ученость — причина того, что сегодня, более чем когда-либо, есть безумные разведенные люди, дела и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Они ближе к французской культуре, преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».

Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и прогрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его безумии, так как общество не хочет смотреть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

Состав общества Фамуса. Общество Фамуса, изображенное А. С. Грибоедова

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века – «века нынешнего» и «века прошлого».
«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-Уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью отдать подачку с обеда для ее арапки — девочки и собаки. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» . Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах,. говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!» .
Главное для общества Фамуса
это богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».
Общество Фамус отличает и равнодушие к службе. Фамусов — «менеджер в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и много недельного». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «В моем присутствии чужие, которые служат, очень редки…», .
Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Встречает Фамусов и будущего жениха своей дочери Скалозуб, он говорит: «Сергей Сергеич, поди сюда-с, покорнейше прошу…», «Сергей Сергеич, милый, шляпу опусти, шпагу сними». ..”.
Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «учеба есть чума, ученость есть причина того, что ныне, более чем когда-либо, с ума развелись люди, и дела, и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французами. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни лица русского».
Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и про-
агрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяются слухи, что он сумасшедший, так как общество не хочет смотреть на мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

Комедия «Горе от ума» написана в период с 1815 по 1824 годы. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «века нынешнего» и «века минувшего».

«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью отдать подачку с обеда для ее арапки — девочки и собаки. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!»

Главное для общества Фамуса — богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкого Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».

Общество Фамуса также отличается равнодушием к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне работники чужие очень редки…», .

Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Фамусов тоже с большим почтением встречает будущего жениха своей дочери Скалозуб, говорит: «Сергей Сергеич, подойди сюда-с, покорнейше прошу…», «Сергей Сергеич, дорогой, шляпу опусти, шпагу сними». ..».

Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «ученость — это чума, ученость — причина того, что сегодня, более чем когда-либо, есть безумные разведенные люди, дела и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Они ближе к французской культуре, преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».

Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и прогрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его безумии, так как общество не хочет смотреть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

ОБЩЕСТВО FAMUS В ИЗОБРАЖЕНИИ А. С. ГРИБОЕДОВА

Комедия «Горе от ума» написана в период с 1815 по 1824 год. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «века нынешнего» и «века минувшего».
«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-Уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью отдать подачку с обеда для ее арапки — девочки и собаки. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!»
Главное для общества Фамус
богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкого Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».
Общество Фамуса также отличается равнодушием к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне работники чужие очень редки…», .
Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Фамусов тоже с большим почтением встречает будущего жениха своей дочери Скалозуб, говорит: «Сергей Сергеич, подойди сюда-с, покорнейше прошу…», «Сергей Сергеич, дорогой, шляпу опусти, шпагу сними». ..».
Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «ученость — это чума, ученость — причина того, что сегодня, более чем когда-либо, есть безумные разведенные люди, дела и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Они ближе к французской культуре, преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».
Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и про-

Агрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его безумии, так как общество не хочет смотреть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

У них есть черты, характерные для многих других людей и других представителей всего рода человеческого. XIX века между реакционными крепостниками и еще немногочисленным, но уже наметившимся прогрессивным дворянством, из среды которого впоследствии вышли герои-сенатские декабристы. Реакционеры во всем стремились сохранить самодержавно-крепостнический строй и закоренелую барскую жизнь, видя в этом основу своего благосостояния. Прогрессивное дворянство, напротив, боролось с прошлым веком и противопоставляло ему век нынешний. Столкновение века минувшего и века настоящего составляет главную тему комедии. Возраст. нынешний, по Грибоедову, был продуктом революционных настроений в дворянских кругах. Из передовых дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи. В произведении автор выявил типичные образы московского дворянства, а также нарисовал картину жизни, впитавшую в себя все недостатки самодержавия и крепостнического строя в России. Московское дворянство разнообразно по составу: есть графы и князья, высокие и средние чиновники, ратные люди, помещики, пустые болтуны вроде Репетилова, лжецы, картежники и воры вроде Загорецкого, сплетники и пустые прожигатели жизни. Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и пошлых людей: Предателей в любви, неутомимой вражды, Неукротимых сказочников, Неуклюжих мудрецов, хитрых простаков, Зловещих старух, стариков, дряхлых над выдумками, вздором. Эти люди — жестокие крепостники, беспощадные мучители. Сановник Фамусов грозит своим слугам страшными карами за малейшую провинность. Чтобы работать вас, чтобы урегулировать вас! он кричит. Московский барин готов убить неугодных ему крепостных на военном поселении. Чацкий с негодованием говорит о помещике, который: На многих подводах вез в крепость балет От матерей, отцов отвергнутых детей Заставил всю Москву дивиться их красоте, Но должникам отложить не согласился: Амуры и Зефиры все Проданы выходит один за другим!!! Помещики не считают своих крепостных за людей. Старуха Хлестова, например, свою служанку ставит в один ряд с собакой: От скуки я взяла с собой черноволосую девушку и собаку. Крепостная идеология определяет все отношения между представителями Фамуса Москвы, даже жениха ищут по количеству крепостных: Низший, но если две тысячи душ рода, Он жених. Крепостное право было нормальным явлением для фамусовского общества, оно полностью соответствовало интересам знати, было источником богатства и прибыли. Представители московской знати думают только о звании, богатстве и высоких связях. Они относятся к службе формально, бюрократически, как к источнику обогащения и продвижения. Я только хотел бы стать генералом, — говорит полковник Скалозуб, аракчеевский слуга, недалёкий и грубый человек. Цель его службы в армии — получение званий, орденов и медалей любыми путями: Да, каналов для получения званий много. И Фамусов не скрывает своего отношения к службе: А со мной, что имеет значение, что не имеет значения. Мой обычай таков: Подписано, так что покончим с этим. Как джентльмен, на любую работу смотрит с пренебрежением, на службу принимает только близких. У меня слуги чужие очень редки; Все больше и больше сестер, невесток, детей; Как ты начнешь представлять до крещения, до места, Ну как не угодить собственной персоне! Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для людей его окружения является источником чинов, наград и доходов. Самый верный способ добиться этих благ — пресмыкаться перед начальством. Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, заискивая, из кожи вон лез, отважно жертвовал затылком, но был обласкан при дворе и знал честь перед всеми. У Мол-галина даже нет своего мнения: В моем возрасте не следует сметь ​​иметь собственного суждения. Впрочем, он везде успевает: Там и Моську погладит вовремя; Тут впору карточку тереть. И карьера ему обеспечена: …дойдет до известных степеней, Ведь теперь немого любят. И эти люди управляли государством. Чацкий говорит о них с негодованием: Где, покажите нам отцов отечества, Кого взять за образец? Разве они не богаты грабежом? Просвещение, наука, движение к прогрессу вызывают у людей круга Фамуса особую ненависть. Фамусов дает дочери воспитание, в котором возможность истинного просвещения заранее исключена: Научить дочерей всему И танцевать! и пена! и нежность! и вздохнуть! Да и сам Фамусов образованностью не отличается и в чтении не видит пользы. Причины свободомыслия он объясняет так: Учение есть чума, образование причина, Что сейчас больше, чем когда, Безумные разведенные люди и делами и мнениями. И его последнее слово о просвещении и просвещении в России было бы отобрать все книги, но сжечь их. Следовательно, в образовании московский дворянин Фамусов видит опасность, грозящую всему государственному строю России того периода. Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, ни разу не проронивший ни слова мудрости, как Фамусов, враг просвещения и всего передового. Он спешит обрадовать гостей Фамусова тем, что есть проект для лицеев, школ, гимназий. Там только будут учить по-нашему: раз, два. И книги будут храниться вот так, для больших случаев. Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось лишиться своих привилегий. Фамусову обществу чужда национальная культура, нравы русские, преклонение перед иноземным вошло в моду, доходит до смешного, Чацкий говорит, что общество все отдавало взамен: И нравы, и язык, и святую древность, И статные одежды за другого По словам клоунская модель. Чацкий отмечает, что среди дворянства господствует смесь языков: французского с нижегородским. Именитые москвичи радостно встречают любого иностранца. По словам француза из Бордо, он приехал и обнаружил, что ласкам нет конца, Он не встречал ни звука русского, ни русского лица. Главное в этом обществе балы, обеды, карты, сплетни. Вчера был бал, а завтра будет два. Фамусов проводит время в праздности, безделье, пустых развлечениях, разговорах, на званых обедах. Татьяна Юрьевна, подруга Фамусова, дарит балы от Рождества до Великого поста и летних каникул на даче. Это общество не может обойтись без сплетен, потому что сплетни – одна из его главных черт. Здесь знают подноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден и сколько у Чацкого крепостных душ: Четыреста Нет! три сотни. И Хлестова обиженно добавила: ♦ Я не знаю чужих имений! Среди московских асов находит свое место отъявленный мошенник, проходимец Антон Антоныч Загорецкий, которого принимают только потому, что он мастер угождать. Для Репетилова характерно фамусовское общество, в котором подчёркивается пустая фраза, показное вольнодумство. Таким образом, в каждом из героев и закулисных персонажей автору удалось найти определенный тип представителя московского дворянства, причем название каждого типа скрыто в имени изображающего его героя. Так, для представителей общества Фамуса характерны отсутствие высоконравственных чувств, преобладание корыстных интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личной выгоды, нравственная распущенность в людях, угодничество высшим народа и деспотическое отношение к низшим крестьянам, челяди, низкий уровень образования, увлечение французской культурой, боязнь подлинного просвещения. Грибоедов очень точно определил идеалы этого общества. Они просты: брать награды и получать удовольствие. Общество «Фамус» — лицо всей дворянской России тех лет. Как передовой человек своего времени, Грибоедов не только высмеивает это общество, но беспощадно осуждает крепостнический строй и призывает в этой революционной комедии к его уничтожению. Так это понимали декабристы и все передовые люди русского общества.

Общество Фамуса . Они имеют черты, общие многим другим людям, а иные всему человеческому роду А. С. Грибоедов

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», являющуюся отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-х годов 19 века между реакционными крепостниками и еще немногочисленным, но уже наметившимся прогрессивным дворянством, из среды которого позже вышли герои Сенатской площади — декабристы.

Реакционеры во всем стремились сохранить самодержавно-крепостнический строй и закоренелую дворянскую жизнь, видя в этом основу своего благополучия. Передовые дворяне боролись против «прошлого века» и противопоставляли его «веку настоящему». Столкновение «эпохи прошлого» и «эпохи настоящего» — главная тема комедии.

«Текущий век», по Грибоедову, был продуктом революционных настроений в дворянских кругах. Из прогрессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи.

Московское дворянство разнообразно по составу: есть графы и князья, высокие и средние чиновники, ратные люди, помещики, пустословы вроде Репетилова, «лжецы, картежники и воры» вроде Загоредкого, сплетники и пустословы «горелки. ки:ши «. Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и пошлых людей:

В любви предателей, во вражде неутомимых,

Неукротимые сказочники,

Неуклюжие мудрецы, лукавые простаки,

Зловещие старухи, старики,

Загнивание из-за вымысла, чепухи.

Эти люди жестокие крепостники, беспощадные мучители. Сановник Фамусов грозит своим слугам страшными карами за малейшую провинность. «Работать вам, чтобы устроить вас!» он кричит. Московский барин готов отправить неугодных ему крепостных на военную слободу. Чацкий с негодованием отзывается о помещике, который:

Возил в крепость балет на многих подводах

От матерей, отцов отвергнутых детей

Заставили всю Москву дивиться своей красоте,

Но должники не согласились на отсрочку:

Амуры и Зефиры все РАСПРОДАНЫ!!!

Помещики не считают своих крепостных людьми. Старая Хлестова, например, свою горничную ставит в один ряд с собакой:

От скуки я взял с собой девушку и собаку.

Крепостная идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха ищут по количеству крепостных:

Будь беден, да если достанется

Души тысячи два племени,

Тот и жених.

Крепостное право было нормальным явлением для фамусовского общества, оно полностью соответствовало интересам знати, было источником богатства и прибыли. Представители московской знати думают только о звании, богатстве и высоких связях. Они относятся к службе формально, бюрократически, как к источнику обогащения и продвижения. «Хоть бы в генералы попасть», — говорит полковник Скалозуб, аракчеевский служака, недалёкий и грубый человек. Цель его службы в армии – получение званий, орденов и медалей любым путем:

Да, для получения рангов есть много каналов.

А Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня что не так, что не так.

Мой обычай таков:

Подпись, так что с плеч.

Как джентльмен, на любую работу смотрит с пренебрежением, на службу принимает только родных.

Со мной сотрудники чужие очень редко;

Все больше и больше сестер, невесток, детей;

Как вы будете знакомиться с крестинами?

на место

Ну как не порадовать собственного человечка!

Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для людей его окружения есть источник чинов, наград и доходов. Самый верный способ добиться этих благ — раболепие перед начальством.

Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, заискивая, «нагибался», «мужественно жертвовал затылком», но был обласкан при дворе, «знал уважение перед всеми». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В моем возрасте нельзя осмелиться прислушиваться к Его мнению.

Впрочем, он везде успевает:

Там Моска вовремя ударит;

Сюда впору вставлять карточку.

И у него карьера:

… достигнет известных степеней,

Ведь сегодня любят немых.

И эти люди управляли государством. Чацкий говорит о них с негодованием:

Где, покажите нам, отцы отечества,

Что взять за образцы?

Разве они не богаты грабежом?

Просвещение, наука, движение к прогрессу вызывают у людей фамусовского круга особую ненависть. Фамусов дает дочери образование, в котором заранее исключена возможность истинного просветления:

Научить наших дочерей всему —

И танцам! и пена! и нежность! и вздохнуть! Сам Фамусов не отличается образованностью и не находит в чтении никакого применения. Он объясняет причины свободомыслия следующим образом:

Учение — чума, учение — причина

То, что сейчас больше, чем когда-либо,

Безумные разведенные люди, и поступки, и мнения.

И последнее его слово о просвещении и просвещении и о России — «все книги забрать, да сжечь». Следовательно, в просвещении московский господин Фамусов видит опасность, грозившую всему государственному строю России того периода.

Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который, как и Фамусов, «не сказал ни слова мудрости», враг просвещения и всего передового. Он спешит обрадовать гостей Фамусова тем, что есть проект о лицеях, школах, гимназиях. «Они будут учить только по-нашему: раз, два. И книги будут храниться вот так, для больших случаев. Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось лишиться своих привилегий.

Фамусово общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, вошло в моду преклонение перед иноземным, доходит до смешного, Чацкий говорит, что общество «все дало взамен»:

И нравы, и язык, и святая древность,

И величавая одежда по другому По клоунскому образцу.

Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смесь языков: французский с нижегородским».

Именитые москвичи радостно встречают любого иностранца. По словам француза из Бордо, он

Пришел и обнаружил, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни лица русского не встречал.

Главное в этом обществе «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.

Фамусов проводит время в праздности, безделье, в пустых развлечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Татьяна Юрьевна Фамусова с Рождества на Великий пост и летом на даче дарит шарики. Это общество не может обойтись без сплетен, потому что сплетни – одна из его главных черт. Здесь знают подноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден, и сколько у Чацкого крепостных душ:

«Четыреста» — «Нет! триста».

И Хлестова обиженно добавляет:

«Я чужих имений не знаю!»

Среди московских асов находит свое место «отъявленный мошенник, проходимец Антон Антоныч Загорецкий», которого принимают только потому, что он «мастер подобострастия». Для Репетилова характерно фамусовское общество, в котором подчёркивается пустая фраза и показное свободомыслие.

Таким образом, в каждом из героев и закулисных персонажей автору удалось найти определенный тип представителя московского дворянства, причем название каждого типа скрыто в имени изображающего его героя.

Так, для представителей фамусовского общества характерно отсутствие высоконравственных чувств, преобладание корыстных интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личной выгоды, нравственная распущенность в людях, холопство к «высшим» людям и деспотичное отношение к «низшим»: крестьянам, слугам, — низкий уровень образования, увлечение французской культурой, боязнь подлинного просвещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *