Иоанн Скот ЭриугенаПеревезенцев С. В. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—877 гг.) родился в Ирландии и на европейском континенте оказался примерно в 840-м г., когда был приглашен участвовать в теологическом споре о Божественном предопределении. Результатом участия в дискуссии стал написанный им трактат «О предопределении». Молодой ирландец, судя по всему даже не имевший священнического сана, выказал такое глубокое понимание христианского вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять место руководителя школы в Париже при дворе французского короля Карла Лысого.
В конце 50-х гг. Иоанн Скот Эриугена занялся переводом неизвестных до того времени в Западной Европе «Ареопагитик» с греческого на латинский язык.
В своих произведениях Иоанн Скот Эриугена предстает как христианский философ неоплатонического направления, считающий, что вера и разум, религия и наука неразделимы. «Истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия» — писал он. Более того, он утверждал, что без знания вообще не может быть истинной веры, что бездоказательная догматика сама по себе неубедительна: «Авторитет рождается от истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета». Поэтому с его точки зрения «никто не восходит на небо иначе, чем через философию».
В неоплатоническом духе Иоанн Скот Эриугена трактует и строение мироздания, «природы», состоящей из четырех уровней.
Первый уровень — природа несотворенная, но творящая. Это сам Бог Отец, пребывающий в абсолютном единстве, бесконечно возвышающийся над всей множественностью и порождающий все сущее. В духе Дионисия Ареопагита, Иоанн Скот Эриугена утверждает, что к познанию Бога можно идти двумя путями — положительным и отрицательным. Однако полное постижение Божественной сущности невозможно, ибо человеческие понятия бессильны выразить неизреченную природу Бога Отца. Бог Отец незримо присутствует во всем, и доступен человеку только в виде богоявлений — теофаний. Поэтому человек посредством теофаний обнаруживает бытие Бога в бытии всех вещей.
Второй уровень — природа сотворенная и творящая. В соответствии с христианизированным неоплатонизмом, Эриугена воспринимал эту природу, как первую ипостась, первое порождение Бога Отца — Логос, Божественный ум или всеведение Бога.
Третий уровень — природа сотворенная, но не творящая. Это, собственно мир, созданный в пространстве и во времени, но другого мира уже не создающий. На этом уровне природа достигает апогея своей множественности, ибо возникает бесчисленное число единичных вещей. Эти вещи обладают материальностью, в которых воплощаются первообразы, однако сама материальность призрачна. По сути самостоятельной материи не существует вообще, ибо материя — это лишь одна из теофаний, богоявлений.
Человек, живущий в данном мире, способен познать свою природу, а, следовательно, познать богоявления и таким образом приблизиться к постижению Бога. Знание же заключается в том, чтобы понять греховную природу своей материальности, и конечность телесной жизни и бесконечность жизни духовной. «Тело — наше, — пишет Эриугена, — но мы — не тело».
Четвертый уровень — природа несотворенная и нетворящая. Этот уровень — конечная цель всякой жизни, сотворенной Богом. Вся природа, пройдя предыдущие уровни своего развития возвращается к Богу. Все единичные, все конкретные элементы мира на этом уровне теряют свои индивидуальные особенности и, прежде всего, свою материальность, и воссоединяются в своем первоначале — Боге.
И человек должен уподобиться Сыну Божиему, который, вочеловечившись, указал людям истинный смысл их пребывания на земле — возвращение к Божественному единству и вечной жизни.
Влияние идей Дионисия Ареопагита прослеживается и в учении о предопределении, разработанном Иоанном Скотом Эриугеной. С его точки зрения, Бог, предопределяя все судьбы мира, не может быть источником зла. Зло, являясь ослабленным добром, само по себе не существует и на него Божественное предопределение не распространяется. Источник зла — в человеке, которому Бог даровал свободу воли. И уже сам человек выбирает свой жизненный путь.
Само стремление Иоанна Скота Эриугены совместить науку и религию в едином учении оказало большое влияние на всю западноевропейскую схоластику. Однако многие его конкретные идеи, особенно учение о предопределении и свободе воли, не были приняты официальной Церковью. Еще при жизни он неоднократно обвинялся в ереси, а после его смерти трактат «О разделении природы» был осужден (в 1050 г.) и даже приговорен к сожжению (1225 г.).
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru |
Иоанн Скот Эриугена, Книга еретиков. Антология
Д.
С. Бирюков
Книга еретиков
Иоанн Филопон.Богомильство.
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf15Мб
Иоанн Скот Эриугена вошел в историю мировой культуры скорее как философ, чем как богослов. Однако его наследие, весьма значимое в плане богословского содержания, дважды подвергалось осуждению со стороны Церкви – как при его жизни, так и спустя несколько веков.
Иоанн Скот происходил из Ирландии. Собственно именование «Скот» означало «шотландец». Другое именование – «Эриугена» – означает «ирландец по рождению», происходя от соответствующего латинского слова. Философ родился ок. 810 г. В 840-е ГГ. он перебрался во Францию, где стал учительствовать при дворе французского короля Карла Лысого. Эриугена пользовался большим уважением при дворе. По просьбе двух епископов, Хинкмара Реймсского и Пардула Ланского, которые попросили Эриугену опровергнуть представление монаха Готшалка о двойном предопределении Богом людей (к добру и ко злу), он написал трактат «О предопределении» (851).
Тем не менее философ сохранил расположение короля, и тот заказал ему перевод на латынь Ареопагитского корпуса (Эриугена владел и греческим, и латынью). Между 860 и 862 г. Эриугена закончил работу над переводами трактатов корпуса. Эти переводы внесли очень большой вклад в становление европейской философской мысли и культуры.
Перевод и изучение творений отцов Церкви, в трудах которых большое значение имеют платонические и неоплатонические элементы, – Оригена, свт. Григория Нисского, бл. Августина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, прп. Максима Исповедника – способствовало построению Эриугеной фундаментальной монистической богословско-философской системы неоплатонического толка, из-за чего папа Николай I высказывал сомнения в ортодоксальности взглядов философа.
Кроме того, философ написал такие произведения, как «Изъяснение „О небесной иерархии“ св. Дионисия», «Гомилии на пролог Евангелия от Иоанна», «Комментарий к Евангелию от Иоанна», а также свой важнейший труд «О природах» («Перифюсеос»), или (название, которое получил этот трактат в XII в.) «О разделении природы».
Это сочинение написано в форме диалога между Наставником и Воспитанником и посвящено коллеге и другу философа Вульфраду. В частности, в этом трактате Эриугена последовательно производит деление понятия «природы»; он различает все сущее на основании четырех видов существования природы: природа несотворенная и творящая (Бог как причина всего), сотворенная и творящая (Божественные идеи, по которым сотворено все тварное сущее), природа сотворенная и не творящая и природа несотворенная и не творящая (Бог-в-покое как конечная цель всего тварного сущего). Все не только происходит от Бога, но и есть Бог, Который одновременно имманентен и трансцендентен миру.
О последнем этапе жизни Эриугены почти ничего неизвестно. Согласно рассказу Вильгельма Мальмсберийского, которому, впрочем, нельзя полностью доверять, после смерти Карла Лысого Эриугена вернулся в Англию, где также занимался преподаванием, и вскоре погиб от рук учеников, заколотый орудием письма.
Труды Эриугены подверглись церковным прещениям также в XIII в.
, в связи с учением парижского магистра Амальриха Венского, который, опираясь на богословие Эриугены, развивал учение в духе пантеизма. Другие магистры и папа Иннокентий III признали учение Амальриха еретическим (1204 г.). Осуждение учения Амальриха было подтверждено на Латеранском соборе в 1215 г. Из-за дела Амальриха тень легла и на сочинения Эриугены. В связи с этим епископ Одон Тускуланский указал на положения из трактата Эриугены «О природах», представляющиеся еретическими. В 1225 г. папой Гонорием III была издана специальная булла, в которой указанное сочинение было признано еретическим и заслуживающим сожжения; однако имя Эриугены в булле не упоминается. Согласно дошедшим до нас сообщениям, еретическим в произведениях философа признавалось то, что он, вводя в качестве авторитета некоего греческого учителя Максима (т. е. прп. Максима Исповедника), учит о том, что все есть Бог ; что все возвратится в Бога; что творящие причины сами являются тварны-ми; что Бог не будет созерцаем Сам в Себе, но только в тварях, а также что по скончании века будет иметь место объединение полов.
Интересно, что некоторые из этих положений действительно присутствуют у прп. Максима, и, таким образом, в Западной Церкви фактически были осуждены довольно важные положения системы прп. Максима Исповедника.
Вильгельм Мальмсберийский483. Письмо к Петру.
Возбудив недоброжелательство к себе, при своей учености, как последователь греков, он484 внес в свои книги многое, что неудобоприемлемо для ушей латинян, причем, зная, как неприятны будут [подобные, чуждые Западу мнения] читателям, прикрыл их маской своего собеседника и ссылками на греков. По этой причине он и был признан за еретика, и против него писал некто Флор. И на самом деле, в книге о природах очень много такого, что, по суждению многих, является несогласным с кафолической верой. Такого мнения, как известно, держался папа Николай. Различные памятники485, таким образом, разногласят своими то похвальными, то неодобрительными отзывами о нем, хотя прежде перевес был на стороне похвал. Столь искусным обладал он красноречием, что вся Галлия поручила себя его учительству.
И если кто обнаруживает большее дерзновение [в суждении о нем], как, например, собор, собравшийся в Туре, при папе Николае II, то более или менее суровый суд произносится не о нем самом, но о его сочинениях.
Иоанн Скот Эриугена. О природах, 538, PL 122,1010В486.
Господи Иисусе! Никакой иной награды, никакого иного блаженства, никакой иной радости не прошу у Тебя; только дай мне в истинном свете и без всякой примеси заблуждения уразуметь слова Твои, вдохновленные Святым Твоим Духом. Ибо в этом высшее мое счастье, и это есть предел познания на высшей ступени его совершенства, так как выше этого ничего не обретет разумная душа, даже чистейшая, потому что выше нет ничего. Ибо как Тебя нельзя искать где-либо в ином месте с меньшими затруднениями, чем в словах Твоих, – так нельзя и находить лучше [яснее], чем в них. Там Ты обитаешь и туда приводишь ищущих и любящих Тебя; там уготовляешь избранным Своим духовную трапезу истинного познания, совершая прехождение, печешься о них (через то, что преходишь оттуда, служишь им).
И что такое, Господи, есть это Твое прехождение, как не восхождение чрез бесконечные степени Твоего созерцания? Ибо Ты всегда преходишь в умах ищущих и обретающих Тебя. Ибо всегда они Тебя ищут, и всегда обретают, и всегда не обретают: обретают в Твоих проявлениях (theophaniae), в которых Ты, как бы в некоторых отражениях, исходишь навстречу к умам разумевающих Тебя, давая уразуметь не то, что такое Ты есть, но что Ты не есть, и что Ты, однако, действительно существуешь; не обретают же в Твоей пресущественности, по которой Ты преходишь всякий ум и возвышаешься над всяким умом, желающим и стремящимся постигнуть Тебя. Итак, Ты даруешь Своим [избранным] Свое присутствие некоторым неизреченным способом Своего явления; преходишь от них непостижимой высотой и бесконечностью Своего существа.
Иоанн Скот Эриугена. О природах, PL122,561В – 562В487.
Наставник. Ты рассуждаешь осмотрительно и осторожно. Получается, что первоначальные причины всех вещей совечны Богу и Началу, в Котором они соделаны.
Ведь если Бог никоим образом не предшествует Началу, т. е. Слову, Им и от Него рожденному, а Само Слово никоим образом не предшествует соделанным в Нем причинам, то следует, что все они совечны, я говорю о Боге Отце и Слове и соделанных в Нем причинах вещей.
Воспитанник. Они не во всем совечны. Ведь мы верим, что Сын во всем совечен Отцу, однако мы говорим, что вещи, которые Отец соделывает в Сыне, Сыну совечны, но совечны не во всем. Разумеется, они совечны [в том смысле], что Сын никогда не был без первоначальных причин природ, соделанных в Нем. Тем не менее эти причины не во всем совечны Тому, в Ком они соделаны, ибо соделанное не может быть совечно [своему] делателю и делатель предшествует тому, что он делает. Ведь те вещи, которые во всем совечны, соединяются друг с другом так, что одно не может пребывать без другого. А делатель, даже если он не делает ничего, может быть сам по себе, тогда как соделанное без делателя не может пребывать как таковое. Следовательно, мы оттого говорим, что первоначальные причины вещей совечны Богу, что они всегда пребывают в Боге без какого-либо временного начала, и, однако, [говорим], что они не во всем совечны Богу, поскольку они начинают бытие не от самих себя, но от своего Творца.
Сам же Творец никоим образом не начинает [свое] бытие, ибо Он один есть истинная вечность безо всякого начала и всякого конца, поскольку Он Сам есть начало всего и конец-цель. Если же [и] в самой Причине всех причин, я говорю о Троице, мыслится некое предшествование – ибо божество рождающее и высылающее предшествует божеству рожденному и божеству исходящему, хотя это единое и нераздельное божество, – то разве удивительно или невероятно, что Причина всех причин предшествует всем вещам, для которых Она причина и которые были в Ней неизменно и вечно безо всякого временного начинания? Поэтому если Отец предшествует зачинам вещей, которые Он соделал в Сыне так же, как делатель [предшествует] соделанным им вещам, и Слово [предшествует] вещам, которые Отец в Нем соделал так же, как искусство искусника [предшествует] тем принципам, которые в нем создаются искусником, то что мешает Святому Духу, Который носится поверх бездны первоначальных причин, которые Отец сотворил в Слове, мыслиться существующим прежде вещей, над которыми Он носится? Значит, Дух Святой силою своей вечности превышает и предшествует мистическим водам, которые Он вечно согревает и оплодотворяет в Себе Самом.
* * *
483
XII в.
484
То есть Эриугена.
485
Имеются в виду литературные памятники, содержащие свидетельства об Эриугене.
486
Текст приводится по изд.: Бриллиантов Л. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. С. 250 – 251.
487
Перевод В. В. Петрова; текст приводится по изд.: Петров В. В. Учение о первоначальных причинах и библейская экзегеза в Перифюсеон II, 545В – 562В Иоанна Скотта // Историко-философский ежегодник. 2004. С. 58 – 59.
Иоанн Филопон.Богомильство.
Источник: Книга еретиков / [сост., предисл., коммент. Д. С. Бирюкова]. — Санкт-Петербург : РХГА : Амфора, 2011. — 474 с. — (Александрийская библиотека). ISBN 978-5-88812-440-6
Блог: Иоанн Скот Эриугена и непознаваемость Бога
Жизнь неоднозначного средневекового философа Джона Ирландского Гаэля.
Гостевой пост с сайта about-history.com
«Мы не знаем, что такое Бог. Сам Бог не знает, что Он такое, потому что Он ничто. В буквальном смысле Бога нет, потому что Он превосходит бытие».
Эти слова были написаны на оригинальной латыни примерно 1100 лет назад философом, ученым, поэтом и учителем — человеком, которого сейчас считают одним из последних древних философов и мостом к современной философии.
Только по этой цитате трудно сказать, что Иоанн Скот Эриугена был христианином. В самом деле, хотя его христианские убеждения лежат в основе его философии, в его работах есть поразительный элемент глубины и логики, говорящий об универсальности Бога и опыта. Эриугену часто называют неоплатоником: человеком, находящимся под влиянием греческого философа Плотина, который доводит эти аргументы до новых выводов. Он знал греческий язык во время учебы в Афинах и благодаря ирландскому образованию, что было редкостью в средневековой Европе, и поэтому имел доступ к философии, которая была недоступна многим из его современников.
Ясно, что в свое время он был неоднозначной фигурой, знаменитой тем, что (возможно) был зарезан своими учениками стилусами , или ручками — означает ли это, что они осудили его в письменной форме или что они буквально зарезали жизнь из него остается неясной. Возможно даже, что поножовщину нанес другой Джон. Учитывая, насколько радикальные философии Эриугены подошли к пантеизму и отказу от «христианского» представления о Боге, нетрудно поверить, что он был убит людьми, напуганными его почти еретическим видением. Возможно, это даже неправда, хотя это хорошая история. Его философия до сих пор отвергается многими современными христианами, которые не согласны с интерпретацией Бога, Бытия и природы творения, столь радикально выдвинутой Эриугеной так давно.
Не так много известно о жизни Иоанна Скота Эриугены, или «Джона Ирландского Гаэля», как позволяет дословный перевод. Он почти наверняка был ирландцем, отсюда и название, и, вероятно, получил там образование. Примерно в 845 году он переехал во Францию по приглашению короля Карла Лысого, поселившись в дворцовой школе.
Здесь он сменил Алкуина Йоркского на посту главы школы, значительно повысив репутацию школы и себя за время своего пребывания в должности. В одной из версий его более поздней жизни он отправился в Оксфорд по приглашению Альфреда Великого, где стал аббатом Малмсбери и претерпел вышеупомянутую чернильную смерть от рук своих учеников. Другая, более вероятная история состоит в том, что он пробыл во Франции не менее 30 лет до самой смерти.
К сожалению для ученых, ранние работы Эриугены не сохранились; мы знаем, что он написал трактат о Евхаристии, который утерян для истории. Возможно, это связано с его очевидным аргументом в пользу того, что Евхаристия была только образной и не должна восприниматься буквально. Более поздние ученые, выдвинувшие эту точку зрения, были осуждены (одного философа, Беранже Турского, как гласит история, заставили сжечь произведение в покаянии), и вполне вероятно, что текст, который так бросал вызов традициям церкви, был просто осужден. .
Его более поздние работы широко читались и копировались; мы знаем, что они использовались в дебатах и дискуссиях между высокопоставленными членами церкви.
Это, пожалуй, удивительно, учитывая, насколько смело конфронтационны были его взгляды: что философия и религия — одно и то же, что Бог отражается в каждом существе, включая животных (есть ли у животных душа, было предметом интенсивных споров), и что реальность Бога было непознаваемо даже для Него Самого, потому что Бог есть все и вообще ничто.
Для Эриугены Бог понимался как трансцендентный, бесконечный и в конечном счете неизвестный и непознаваемый. Эриугена утверждал, что этот бесконечный Бог проявил себя в творении, перенеся Слово (Христа) и все творение из безвременья во время. Вся реальность, сказал Эриугена, претерпевает exitus и reditus, истечение и возвращение к единственному «Единому». Это высший принцип, по Эриугене, превосходящий все, в том числе и бытие. Даже когда вещи кажутся разделенными, они сохраняют общую и универсальную природу. Это было основой его работы De Divisione naturae , или О разделении природы — забавно осудил сотни лет спустя папа Григорий XIII как «кишащий червями еретического извращения».
Эриугена сказал, что природа делится на четыре части: творец и несотворенный, сотворенный и творящий, сотворенный и не творящий, не сотворенный и не творящий. То есть: Бог, все и ничто, начало и конец всех вещей со вселенной и ее совокупностью, включая Бога между ними. Своего рода троица, непостижимая даже для Бога.
Об истории — это образовательный веб-сайт, который охватывает все аспекты истории человечества. Узнайте больше по телефону
https://about-history.com/ и https://www.facebook.com/abouthistoryofficial/
. взгляды на «незнающего» Бога здесь, найденные в нашем последнем выпуске Христианской Истории , #127: Средневековые мистики-миряне. Чтобы узнать больше об Иоанне Скоте Эриугене, ознакомьтесь с этой статьей о нем в Христианская история выпуск №108: Карл Великий.
Метки средневековье • средневековье • ирландия • джон скотус эригена • джон ирландский гэль • философия • христианская история • блог христианской истории • незнание • джон скотус эриугена • эриугена • средневековье • средневековье • ирландия • джон скотус эриугена • джон ирландский гэль • философия • христианская история • христианский исторический блог • незнание • john scotus eriugena • eriugena
Eriugena, John Scottus — Oxford Reference
Показать сводную информацию
Обзор
(ок.
810—877) теолог
( c .810– c .877)
Эриугена, также известный как Джон Шотландец, родился в Ирландии, достиг выдающихся успехов в учебе и преподавал при дворе Карла Лысого. Он важен как переводчик и передатчик греческой мысли, переводчик Дионисия ПсевдоАреопагита и других писателей и, возможно, самый важный мыслитель в христианском мире между Августином и Ансельмом. Он защищал реальность свободы воли (пелагианство) против некоего Готтшалка, монаха, но демонстрируемая им опора на разум была осуждена двумя соборами, хотя сам Иоанн избежал порицания. Его величайшая работа — «De Divisione Naturae» («О разделении природы»). В этом он обнаруживает ярко выраженную склонность к пантеизму и неоплатонизму: Бог становится единственной неизменной универсальной реальностью, в которой участвует творение, сам вне человеческих категорий и познаваемый только тем, чем он не является. Сотворенные существа сами являются раскрытием или проявлением божественного принципа, и их цель — повторное поглощение в Боге.
Отличие Эриугены состояло в том, что он настаивал на примирении разума и христианской теологии. Возникающее в результате богословие имеет сомнительную ортодоксальность, хотя, безусловно, оказало влияние на более поздних христиан-неоплатоников, таких как Данте.
От кого: Эриугена, Йоханнес Скоттус в Оксфордский философский словарь »
Темы: Археология — Искусство и архитектура — Классические исследования — История — Лингвистика — Литература — Исследования средств массовой информации — Музыка — Исполнительское искусство — Философия — Религия — Общество и культура
Справочные записи
Эриугена, Йоханнес Скоттус (
c .810– c .877) в Оксфордский философский словарь (2 об.) Длина: 192 словаЭриугена / Эригена, Иоанн Скот (
ок. 810– ок. 877) в Краткий Оксфордский словарь мировых религий (1 об.



Логос уже множественен — в нем содержатся бестелесные первообразы всех вещей (идеи), которые обладают бессмертием. «Все, что в Нем, остается всегда — это вечная жизнь», — утверждает философ.
Поэтому Бог, предопределяя все доброе в человеке, дает человеку возможность самостоятельно сделать выбор между Божественным добром и присущим человеку злом.