Каин и авель притча: Каин и Авель (по библейской притче)

Каин и Авель, ненависть братьев

Наверное, всем нам известна библейская  притча о ссоре двух братьев, в результате которой один из них убил другого. К сожалению, проблемы, затронутые в этом рассказе, не исчезли и до сих пор вторгаются в наши собственные отношения с людьми. Давайте попробуем разобраться в этой истории и вынести уроки для себя. Вот изложение библейской притчи, обработанное иудейскими раввинами.

 

 

 

 

 

 

 

Каин и Авель

Адама и Евы родился сын, которого они назвали Каином. Через некоторое время у них родился еще один сын, и его назвали Авелем, Когда они были еще детьми, Еве приснился сон, как будто кровь Авеля течет в рот Каина, который жадно глотает ее. Адам был обеспокоен тем, что этот сон может предвещать убийство Авеля братом. Чтобы избежать этого, он разделил двух мальчиков и обучил разным занятиям. Каин стал пахарем земли, а Авель — пастухом овец. Впервые Каин почувствовал неприязнь и зависть к Авелю, когда они вместе приносили жертвы Богу. Авель принес лучших овец своего стада, а Каин сначала съел свой обед и принес Богу то, что осталось. Бог принял жертву Авеля, но отверг жертву Каина. Каин решил, что к нему отнеслись несправедливо, и очень рассердился, Тогда Бог сказал Каину: «Почему ты сердишься? Почему опустил лицо долу? Если ты поступишь верно, разве не примут и у тебя? Но если не делаешь доброго, грех притаился у твоих дверей. Он хочет овладеть тобой, и от тебя зависит, ты ли одолеешь его или он тебя».

Каин, однако, считал, что с ним поступили несправедливо, и начал ссориться с Авелем. «Я-то думал, — говорил Каин, — что мир создан добротой, но теперь вижу, что добрые дела не приносят плодов, и Бог правит миром по своему   произволу. Иначе почему же Бог принял твою жертву и отверг мою?» Авель не соглашался. «Бог вознаграждает добрые дела, — говорил он. — Если мою жертву приняли, а твою отвергли, значит, я поступил хорошо, а ты плохо.» Эти резкие, хотя и справедливые слова стали причиной ненависти Каина к Авелю, хотя и не единственной. Любовь к женщине также осложнила их отношения. Родители хотели, чтобы Авель женился на очень красивой девушке, которую Каин желал для себя. Поэтому он постоянно размышлял и обдумывал, как ему избавиться от брата. Наконец, удобный случай представился. Одна из овец Авеля затоптала поле, засеянное Каином. В бешенстве Каин крикнул брату: «Как ты смеешь жить на моей земле и почему ты позволяешь своим овцам пастись здесь?» Авель отвечал: «А как ты смеешь пользоваться тем, что дают мои овцы и делать себе одежду из их шерсти? Если ты снимешь одежду, сделанную из шерсти моих овец, и заплатишь за мясо, которое ты ешь, я уйду с твоей земли». — «Кто может помешать мне убить тебя?» — спросил Каин. «Попробуй, и Бог отомстит за меня и накажет тебя,» — ответил Авель. Тут Каин бросился на брата. Однако, Авель был сильнее, и Каин вскоре запросил пощады. Авель выпустил его, но как только Каин оказался на свободе, он снова бросился на Авеля и убил его.

Каин решил убежать, потому что не мог посмотреть в лицо родителям и сказать им, что произошло. Однако Бог обратился к нему и спросил: «Где брат твой Авель?» — «Не знаю, — ответил он. — Разве я сторож брату своему?» Через какое-то время он признал: «Да, я его убил, но это твоя вина, потому что ты принял его жертву и отверг мою. Если бы ты принял мою жертву, я бы не позавидовал ему и не убил его». Так Каин отказался принять на себя ответственность и раскаяться в своем поступке.

 Является ли рассказ о Каине и Авеле историческим или нет, тема двух враждующих братьев повторялась в бесчисленных вариантах; она встречается в виде мифа во многих культурах, появляется в художественной литературе по сей день. И было бы неразумно отвергать эти рассказы лишь потому, что они являются мифами, ведь мифы играют важную роль в понимании человеческой природы.

 Миф — традиционный рассказ неизвестного происхождения, который стремится правдоподобно описать, объяснить и придать смысл определенной важной проблеме, возникающей в ходе истории человечества, например, проблеме о сотворении мира или происхождении зла. Как и все мифы, история Каина и Авеля содержит в себе вековую мудрость об общечеловеческой проблеме. Авелю и Каину пришлось столкнуться с серьезным испытанием любви, когда жертва Каина не была принята. Если бы они нашли в себе силы с любовью преодолеть эту проблему, они могли бы установить отношения прочной дружбы и примирения, что послужило бы образцом для потомков. Однако вместо этого они избрали путь убийства и мести, которому мы следуем по сей день.

 Каин и Авель поссорились по трем причинам — из-за справедливости, любви и имущества. Каин почувствовал несправедливое отношение к себе, что заставило его отрицать доброту Бога. Авель не согласился, и возникло первое разногласие. Они были соперниками в любви к одной и той же девушке, что привело к образованию «любовного треугольника». И, наконец, они поспорили о том, кто чем владеет. Когда мы читаем этот рассказ, наверное, у нас возникают противоречивые эмоции. С одной стороны, Каин был очевидно не прав — никакие причины не могут оправдать братоубийства.

И именно поэтому само слово «Каин» в наше время стало нарицательным понятием, воплощающим самое низменное начало в человеческой природе. Но с другой стороны — ведь существовали же эти причины, и, значит, вина лежит не только на Каине. Давайте задумаемся над тем, был ли какой-то другой путь преодоления возникшего между братьями конфликта? В этой связи мы не можем не обсудить роль Авеля. В чем заключалась его ответственность? С одной стороны, кажется, что он ничего плохого не сделал. Он правильно принес жертву Богу, и, конечно же, спор о невесте или овце, топтавшей поле Каина, не мог быть достаточным основанием для убийства. Однако Авелю следовало быть более чутким и понять, что старший брат чувствует себя обиженным и отвергнутым. Он должен был увидеть, что Каин страдает, что он нуждается в понимании и поддержке. Тогда Каин смог бы почувствовать, что Авель любит его, и обила и ложная гордость ушли бы из его сердца. Таким образом, опираясь на доверие Каина, Авель смог бы объяснить брату, почему его жертву отвергли, и помочь ему принести чистую жертву.
Но вместо этого из-за своей нечуткости и высокомерия он еще сильнее настроил против себя брата. Такая уверенность в собственной непогрешимости часто является недостатком тех, кто чувствует себя любимцем судьбы или Бога. Как отмечал русский философ Николай Бердяев, отчаянный выкрик Каина: «Разве сторож я брату своему?» являлся как раз тем вопросом, который должен был задать себе Авель. Каин со своей стороны вместо гнева и эмоционального, необдуманного осуждения младшего брата, основанного только на собственной точке зрения, должен был с большей критичностью отнестись к самому себе. Он был эгоистичен и думал, что критерием добра и зла является лишь то, насколько то или иное событие нравится ему. Он не мог объективно взглянуть на вещи. Вне зависимости от того, насколько велик был испытываемый им гнев, он должен был помнить, что Авель — его брат и тоже обладает правом на жизнь.

Вопросы для размышления.

Человек, умеющий правильно общаться.

  1.  Несмотря на то, что прочитанная нами притча, казалось бы, просто повествует об истории отношений между двумя братьями, Каином и Авелем, затронутые в ней вопросы касаются каждого из нас. Давайте задумаемся над тем, насколько мы сами в отношениях с другими людьми проявляем те черты, которые были присущи Каину и Авелю.
  2. Почему, по Вашему мнению. Бог принял жертву Авеля и отверг жертву Каина?
  3.  Когда Вы получаете подарок от кого-то из своих друзей, имеет ли для Вас значение, как Вам его преподносят? Что для Вас важнее — сам подарок или внимание человека, который Вам его подарил?
  4.  Что послужило причиной конфликта?
  5.  Как часто в Вашей жизни зависть становится причиной возникновения проблем в отношениях с другими людьми?
  6.  Как мог поступить Каин, чтобы узнать, почему Бог отверг его жертву?
  7.  Что Вы предпринимаете в том случае, когда Вам не везет, когда Вы терпите неудачу?
  8.  Как мог ответить Авель, чтобы Каин так не рассердился?
  9.  Что Вы испытываете, когда знаете, что в чем-то преуспели гораздо лучше своих одноклассников?
  10.  Почему Каину так не хотелось нести ответственность за то, что он совершил?
  11.  Как Вы поступаете, когда знаете, что совершили ошибку? Готовы ли Вы признать ее или предпочитаете скрыть из страха, что окружающие перестанут уважать и любить Вас? & Что могло бы измениться, если бы Каин раскаялся в своем поступке?
  12.  Как Вы думаете, как можно разрешить конфликт между двумя людьми, если один человек уже допустил серьезную ошибку, предал или глубоко обидел своего друга?
  13.  Что, по-Вашему, могли бы изменить в этой ситуации Адам и Ева, родители Каина и Авеля?
  14. Когда в отношениях между Вами и кем-то из Ваших друзей возникают проблемы, прибегаете ли Вы к помощи посредника (родителей, других друзей и т. п.)?
  15.  Как Вы решаете межличностные конфликты в Вашей жизни?
  16. Чему нас учит история Каина и Авеля? 

 

Рассмотрим некоторые явления человеческих отношений, которые прослеживаются в истории вражды двух братьев.

Зависть.

Источником многих человеческих конфликтов являются зависть и ревность. Когда мы завидуем кому-нибудь, наши чувства к этому человеку меняются. Зависть может пожирать и отравлять даже самые лучшие отношения. Зависть легко приводит к злобе, отвращению и ненависти. В результате люди способны на ужасные поступки из одной только зависти. Как мы видели, неприятности у братьев начались с того, что Каин позавидовал Авелю. Для зависти бывают разные причины. Можно завидовать сестре или брату, когда нам кажется, будто они получают любовь, предназначенную для нас. Мы также чувствуем ревность, когда человек, которого мы любим, находит удовольствие в общении с кем-то кроме нас. Ревность — это теневая сторона любви. Ее не так-то просто обуздать.

 Таня всерьез разозлилась на своего приятеля Бориса. Она на несколько минут опоздала на свидание с ним и увидела, что он стоит у кафе и болтает с двумя девушками. Обе были очень хорошенькие, и Таня почувствовала ревность.

Катя завидовала своей младшей сестре Наташе. Родители всегда дарили Наташе гораздо более дорогие подарки, чем ей.

Николай пришел в ярость из-за Олеси. Они только что отчаянно поссорились на дискотеке, и она назло стала танцевать медленный танец с его другом.

Ревность может иметь разрушительные последствия. Некоторые люди относятся к другим так, как будто те — их личная собственность. Их любовь настолько собственническая, что отказывает другим людям в свободе и независимости. Вместе с тем ревность может иметь и положительную сторону — служить сигналом предупреждения, требующим защитить драгоценные для нас отношения. Единственным настоящим лекарством от зависти и ревности является наша духовная, нравственная зрелость. Когда мы любим человека бескорыстно, мы счастливы, видя его счастливым, даже если сами не являемся причиной его счастья. Однако порой требуются долгие годы, чтобы научиться такому восприятию мира. Так, старший брат может ревниво отнестись к рождению братишки или сестренки, потому что любовь, которая доставалась ему одному, теперь придется делить с соперником. Вот что вспоминает человек, бывший в семье старшим сыном:

Помню, до четырех лет я был абсолютно счастлив. Но потом родился мой младший брат. Это было как разорвавшаяся бомба, и долго потом все казалось серым и унылым. Я уверен, что, как и многие старшие дети, я поначалу был избалован, из-за этого злился на новорожденного еще больше и в результате оказался у всех на плохом счету.

Чтобы преодолеть такую ревность, следует уяснить себе, как счастливы родители из-за рождения ребенка, почувствовать в себе желание полюбить его, потому что именно так к нему относятся родители. Как в таком случае будут чувствовать себя родители? Они еще сильнее станут гордиться старшим ребенком и любить его. Если мы искренне любим кого-то, мы не ревнуем. Мы счастливы, что этот человек находит себе друзей помимо нас.

Гнев.

Вам когда-нибудь хотелось ударить кого-нибудь, на кого Вы сердитесь? Или пнуть ногой собаку? Вы хлопаете дверью, когда у вас плохое настроение? Когда Вы злитесь, охватывает ли Вас желание разбить дорогую вещь?  Гнев — очень распространенная эмоция. Но гнев — это не исключительно личное дело. Как камень, брошенный в воду, он распространяет все более широкие круги, влияя на нашу личную жизнь, разрушая дружеские и семейные связи. Он может подтолкнуть нас к совершению неблаговидных поступков, к вандализму и даже насилию.  Когда мы злимся, мы становимся агрессивны. Мы похожи на вулкан перед извержением. Когда человек теряет контроль над собой, он может причинить насилие тем, кто угрожает чему-то ценному для него. Гнев может проявляться по-разному:

В поступках, продиктованных гневом, — хлопнуть дверью, ударить кого-нибудь.

В признаках злости — смотреть на кого-то холодно или «убийственно».

В гневных словах — обидных оскорблениях.

В сердитом тоне, когда нейтральные и да же приятные слова произносятся ядовито.

Существует три типа гнева: ярость, обида и возмущение. Ярость — это разрушительный гнев, когда человек выходит из себя. Такой гнев страшен и для того, кто сердится, и для окружающих, и может кончиться насилием. Поэтому люди часто стремятся подавить гнев и отрицают, что испытывают его. В этом случае он превращается в обиду, которая тихо тлеет внутри. Хотя она не так очевидна, как ярость, она может оказаться еще более пагубной для физического и психического здоровья как самого человека, так и окружающих. Возмущение же — это гнев, который используется конструктивно, во имя добра; это праведный гнев, не приемлющий дурного обращения с другими людьми. Всем нам следует научиться преодолевать и собственные, и чужие чувства гнева. Как мы видели из истории Каина и Авеля, ни тому, ни другому это не удалось. Каин не мог справиться со своим гневом, а Авель отвечал Каину так, что только еще больше злил его.

 

Каин и Авель — кто это?

Кто такие Каин и Авель? Какой смысл в притче о двух братьях, один из которых — братоубийца? Чему она нас учит? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Тягостна ночь на земле вне Эдема.
Смертная бездна струится по венам.
Шепчет и плачет, упав на колени,
Старый Адам умирающей Еве:
“Кто
через бездну перешагнет?
Кто
восстановит Авелев род?
Кто,
пролагая сквозь небо дорогу,
скажет слова
к человеку
и к Богу?
Кто разорвет расставания муку —
Древом – за древо,
Рукою – за руку?..”

Древний шумерский миф повествовал о том, как небесная богиня Инанна предпочла из двух юношей, добивавшихся ее руки, пастуха, отвергнув земледельца. Именно пастух вступил в счастливый и божественный брак, приобщился, в понятии жителей Древней Месопотамии, божественной жизни, божественному бессмертию.

Но такого рода «божественный брак» был нарушением верности Богу Израилеву.

«Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих… И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Осия 2:2;13).

Рассказ, находящийся в одной из начальных глав книги Бытия, тоже повествует о пастухе и земледельце. Но они соревнуются не за богиню Инанну (как столетиями поступали сродники Аврааама, не ушедшие из Ура) – они приносят жертву Богу Живому, который потом откроется Аврааму. История земледельца Каина, старшего брата, и пастуха Авеля, брата младшего – это предварение и истории призвания Авраама, и истории Исхода, и – прообразованного ими – Великого Исхода Христа, Его Пасхи…

…Они приносят жертву – и в жертве происходит их разделение перед лицом Божиим. Собственно, вся история рода человеческого, по Бытию – история разделения, для того, чтобы отделенный святой народ смог начать свой нелегкий путь к слышанию Бога Живого, до той поры, когда Он Сам станет посреди народа Своего на «месте равне» (Лк.6:17) и разделит Своим явлением тех, кто узнал в Нём Мессию, и тех, кто не узнал.

«…Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3-5).

Об Авеле и его таинственной праведности сказано мало. Он принят Богом вопреки всему – вопреки тому, что он – не первенец, вопреки тому, что в самом его имени мать его, столь окрыленная рождением первенца-Каина, выразила все постигшее ее разочарование. Как Каин – не обетованное семя жены, так и брат его младший тем более, тщета и пар, и уж на него нельзя надеяться. Если Каин, «человек от Господа» (Быт.4:1), потерпел неудачу, и не вернул весь человеческий род силой своего разума и хитрости в Эдем, не исхитрился угодить Богу, то куда уж Авелю с его овцами!

Но Бог судил иначе, и потрясению Каина не было предела. Рассказ Книги Бытия таинственен и сложен для истолкования, но ясно, что он словно концентрируется на личности Каина – старшего брата. Словно в начинающемся помешательстве, слышит Каин слова Бога – издалека, из дальней прохлады рая, слова, которыми Бог пытается защитить его.

«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7)

Один из переводов этого места звучит так: «Он [грех] тебя вожделеет, ты будешь владыкой его»(Быт. 4:7)

…Человека очень сложно защитить. Для этого Богу надо умереть. Но время еще не пришло…

Каин слышит слова Божии, но его ум, привыкший уже видеть не любящего Бога, а созданного по своим представлениям идола, дарующего власть, понимает их страшно и разрушительно для обоих братьев.

«Ты господствуй над ним» — слышит Каин, и говорит Авелю странные слова.

Может быть, Каин чувствовал некий восторг и воспринимал его, как божественное откровение. Все дано Каину для господства – даже праведность Авеля! В самом деле, для чего еще нужен младший, неказистый брат, как не для великого дела брата старшего, который, быть может, именно так исполнит надежду матери, станет освободителем и долгожданным «семенем жены», возвращающим в потерянный рай?! Его жертва мала – значит, Богу угодно усилить ее, отдав самого Авеля, угодного Богу с его жертвами! Какой блестящий и страшный парадокс! Переступить через человеческую, через братскую кровь может только человек великий, незаурядный, спаситель всего человечества! Им и хотел стать Каин. И он заколол Авеля.

И сказал Господь:

«Что ты сделал?»(Быт.4:10)

Словно звучит в вопросе этом отголосок будущего: «Друг, для чего ты пришел?»(Мф. 26:50)…

 «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт.4:10-11)

Каин осознает, что он сделал. Но он не накладывает на себя рук – его долгая будущая жизнь в страхе и душевном смятении закончится тем, что он, как говорили некоторые древние толкователи, будет убит своим потомком Ламехом – тот примет несчастного скрывающегося в чащобе человека за лесного зверя…

Кажется, что спасение человечества утрачено навсегда. Если кто и мог спасти его, так это неотмирный Авель или кто-то от семени его. Но у Авеля не осталось семени. Сиф, родившийся вместо Авеля у первозданной четы, слишком крепко стоял на земле в своем благочестии не выходя из разумных рамок – он не стремился уже спасать мир, он был благоразумен. Адам и Ева с тоской понимали, что такого, как Авель, больше на земле не будет. И даже вознесенный Енох не был страдальцем-жертвой, целиком отдавшей себя – нет, не жестокости брата, а таинственному зову Бога, который стремился сойти на землю, чтобы разделить его смерть, и – пока не мог.

Он сошел – тысячелетиями позже. Он стал жертвой, и неспроста упоминал Он вместе имя Авеля и пролитие крови Своей (Мф. 23:35; Лк. 11, 50-51).

Для Бога нет времени. Он соединил Свою человеческую кровь, пролитую руками жестоких воинов и хитростью первосвященнических умов, полагавших, что «лучше, чтобы умер один человек, чем весь народ погиб» — соединил с кровью Авеля, став добровольно его потомком.

Паче разума и надежды – Христос есть потомок Авеля. Он – Сын и Семя Жены, Человек от Господа. Он Сам принес себя в жертву, не ища жертв от других. Ему не надо было власти над братьями – Он отдал Себя за братьев…

И Жертва его совершенная примиряет всех разбросанных по лицу земли братьев, утративших всякую надежду на возвращение на землю Бога, который будет говорить с ними в прохладе рая.

 

Секиру – к корню! Родит ли
пустыня манну и мед?
Сын Авраамов молитвы
и жертвы за грех принесет.

Но что-то под солнцем стало
не так, как века назад:
руку положит на рало
неузнанный младший Брат,

землю вывернет плугом,
кровью агнчей польёт,
морем, севером, югом
брата ища, пройдет.

Смирны полны и нарда
ризы Его и глава.
Исполнит всякую правду,
иcполнятся жен слова.

Расступятся скалы. Крины
в песках зацветут навек.
Единственный Сын Марии,
От Господа – Человек.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Бог второго шанса: История Каина и Авеля

Наполненная трагедией история Каина и Авеля преподает нам ценный урок о том, как жить искренне. На их примере мы узнаем, как важны для Бога не только наши действия, но и наше отношение, и насколько разрушительными могут быть последствия греха. Только по Божьей милости мы можем научиться жить «с простотой и искренностью Божией, [и] не по человеческой мудрости, но по благодати Божией» (2 Коринфянам 1:12).

Каин и Авель приносят свои дары

После того, как Адам и Ева были вынуждены покинуть Эдемский сад, они решили создать семью. Хотя точное количество их детей неизвестно, Библия говорит нам, что их первыми двумя были мальчики по имени Каин и Авель. Когда они подросли, Каин работал в поле, сажая и собирая урожай, а Авель стал пастухом.

Авель изображен в северо-восточном окне амбулатории

Когда они начали пожинать плоды своих новых занятий, они решили сделать подношения Богу, чтобы выразить свою благодарность. В качестве приношения Авель принес Богу «тучную часть» своего стада, что Ему понравилось. Однако, когда Каин подарил Богу часть своего урожая, Ему это не понравилось. Тем не менее, Бог все же дал ему шанс искупить свою вину, сказав, как он может исправить ситуацию. Бытие 4:6-7 говорит нам:

«И сказал Господь Каину: что ты гневаешься? Почему ты подавлен? Если вы поступаете правильно, вас примут; а если нет, то грех подстерегает у дверей: его побуждение к тебе, но ты можешь владычествовать над ним».

Каин убивает Авеля и наказывается

Вместо того, чтобы загладить свою вину, Каин выместил свой гнев на брате. Поговорив с Богом, Каин вывел Авеля на прогулку в поле и убил его. Вскоре после этого Бог спросил Каина, куда делся Авель, и Каин попытался уклониться от ответа. Но Бог знал грех, который он совершил против своего брата, и наказал его. Бытие 4:10-12 говорит:

Каин изображен в северо-восточном окне амбулатории

«Тогда Бог сказал: Что ты сделал? Кровь твоего брата вопиет ко мне из земли! Теперь тебе запрещено находиться на земле, которая разверзла свою пасть, чтобы принять кровь твоего брата из твоей руки. Если вы возделываете землю, она уже не даст вам своего плода. Ты станешь постоянным скитальцем на земле».

Каин еще больше огорчился, услышав, каким должно быть его наказание. Однако он не выразил раскаяния в своих действиях — его беспокоило только то, что другие могут захотеть убить его за то, что он сделал. По Своей милости Господь «сделал Каину знамение, чтобы никто не убил его с первого взгляда» (Бытие 4:15). Каин был сослан в Нод, землю к востоку от Эдема, где позже он основал свою семью.

Чему нас учит их история

Северо-восточное амбулаторное окно

Хотя в Библии прямо не говорится, как ошибся Каин, представляя свою жертву, мы можем сделать выводы на основе того, что она , а не говорит нам: тот факт, что Авель дал Богу «тучная часть» его стада подразумевает, что он отдал Богу лучшее из того, что у него было, в то время как тот факт, что в отношении жертвы Каина не делается различия, подразумевает, что он не предлагал Богу лучшее из своего урожая. В то время как и Каин, и Авель отдавали часть своих доходов Богу, Каин был неискренен в своем приношении.

Вместо того, чтобы иметь сокрушенное сердце и пытаться определить, почему Бог не был удовлетворен его жертвой, Каин ревниво отвернулся от Авеля. Неспособность Каина ответить в смирении в конечном счете была вызвана его нежеланием признать свои ошибки. Вместо этого Каин предпочел поддаться своей мелкой зависти и продолжать вести себя высокомерно и греховно.

Разрушительные результаты служат напоминанием о последствиях греха — последствиях гордыни, чтобы признать свою неправоту и изменить свой образ жизни. Каин потерял своего брата, был изгнан из своего дома и был вынужден скитаться по земле до конца своей жизни.

Но даже изгнание Каина было отражением безграничного милосердия Бога. После того, как Каин убил Авеля, Бог позволил ему начать новую жизнь в другом месте и отметил его, чтобы другие не убили его. Этими актами милосердия Бог напоминает нам, что даже несмотря на нашу слабость или откровенную порочность, Бог есть Бог благодати и второго шанса. Как сказано в 1 Иоанна 1:9:

«Если мы признаем свои грехи, Он верен и справедлив, простит наши грехи и очистит нас от всякого проступка».

Библейская параллель

История Каина и Авеля параллельна истории Адама и Евы в том, что Каин грешит, пытается скрыть свой грех от Бога, получает от Бога второй шанс и в конечном итоге оказывается в изгнании. Оба служат напоминанием о отрезвляющей реальности человеческой греховной природы и непреходящим обещанием всепоглощающей благодати Бога перед лицом нашей испорченности.

Этот пост является четырнадцатым в серии Библейских персонажей Базилики , в котором освещаются истории людей из Писаний, которые изображены в «Американской католической церкви». В то время как некоторые из них вдохновляют нас своей непоколебимой верностью, другие служат трезвым напоминанием о последствиях греха. Все они могут научить нас христианской жизни.

Лики базилики: телеведущий и доцент Дэйв Зарен

Святой Иоанн Юдс: защитник отверженных

Каин и Авель — Энциклопедия всемирной истории

Каин и Авель — первые два сына Адама и Евы после того, как они были изгнаны из Эдемского сада в библейской книге Бытия. Согласно библейской истории, Каин убил Авеля, потому что Бог принял жертву Авеля, но отверг жертву Каина. Этим актом ревности Каин стал первым убийцей.

Каин, убивающий Авеля

Питер Пауль Рубенс (общественное достояние)

Жертвы Каина и Авеля

Адам занялся любовью со своей женой Евой, и она забеременела и родила Каина. Она сказала: «С помощью Господа я родила мужчину». Позже она родила ему брата Авеля. Авель пас скот, а Каин возделывал землю. С течением времени Каин принес некоторые плоды земли в жертву Господу. И Авель также принес приношение — тучные части от первенцев своего стада. Господь призрел на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. (Бытие 4:1-5)

Древний шумерский текст описывает конфликт между кочевниками и первыми оседлыми земледельцами и, возможно, повлиял на историю Каина и Авеля.

Чтение первых глав Бытия может быть проблематичным, потому что истории были взяты как из древних устных преданий, так и из более поздних, отредактированных на протяжении веков материалов. Современные библеисты продолжают пытаться разобраться в традициях и источниках и попытаться определить их местонахождение в их историческом контексте. Однако нас, современных людей, гораздо больше интересует попытка определить, что же произошло на самом деле, и попытаться логически осмыслить детали. Древние этого не делали; они умели ценить историю как историю, не позволяя фактам мешать.

Удалить рекламу

Реклама

Проблема началась, когда братья решили принести жертву Богу из каждого своего продукта, но Бог принял только Авеля. Откуда первые два человека на земле знали, что нужно приносить жертвы Богу? Закон Моисея, подробно описывающий жертвоприношения, еще не был введен. И еще более проблематично, почему Бог отверг жертву Каина? В тексте не указана причина. Однако древний шумерский текст описывает конфликт между кочевниками и первыми оседлыми земледельцами и, возможно, повлиял на историю.

Первое убийство

Каин очень разгневался, и лицо его поникло. Тогда Господь сказал Каину: «Почему ты гневаешься? Почему твое лицо опущено? Если вы будете поступать правильно, вас не примут? Но если вы не делаете того, что правильно, грех притаился у вашей двери; оно желает иметь вас, но вы должны управлять им. Каин сказал своему брату Авелю: «Пойдем в поле». Пока они были в поле, Каин напал на своего брата Авеля и убил его. Тогда Господь сказал Каину: «Где Авель, брат твой?» — Не знаю, — ответил он. «Разве я сторож брату моему?» Господь сказал: «Что ты сделал? Послушай! Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. Теперь ты под проклятием и изгнан от земли, которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей. возделывай землю, она не будет больше приносить тебе своего урожая. Ты будешь беспокойным скитальцем на земле». Каин сказал Господу: «Наказание мое больше, чем я могу вынести. Сегодня Ты изгоняешь меня из земли, и я буду скрыт от лица Твоего; я буду беспокойным скитальцем на земле, и всякий, кто найдет меня, убьет мне.» Но Господь сказал ему: «Нет, кто убьет Каина, тот семикратно отмстится». Тогда Господь сделал Каину знамение, чтобы никто, встретив его, не убил его. (Бытие 4:5-15)

«Разве я сторож брату моему?» — риторический вопрос, на который очевидный ответ — да. Это современная метафора концепции, согласно которой люди всегда должны заботиться друг о друге. Что касается «начертания на Каине», в тексте нет подсказки. Некоторые традиционные христианские взгляды связывают его с 666, «числом зверя» в Книге Откровения (13:18).

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Жертвоприношения Каина и Авеля

Ник Томпсон (CC BY-NC-SA)

Каин в стране Нод

Итак, Каин вышел из-под присутствия Господа и поселился в земле Нод, к востоку от Эдема. Каин занялся любовью со своей женой, и она забеременела и родила Еноха. Каин тогда строил город и назвал его в честь своего сына Еноха. (Бытие 4:16-18)

То, что всегда сбивало с толку комментаторов в этом отрывке, это когда Каин женился на женщине из земли Нод. Откуда взялась эта женщина? В этот момент повествования на земле есть только три человека — Адам, Ева и Каин. Именно тогда нам нужно понять, чего хотели достичь авторы этого текста. Детали проблематичны для нас, но сценаристам нужно было решить более серьезные проблемы. Другими словами, они рассматривают более широкую картину.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

«Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 9:1) — первая заповедь для людей после их сотворения Богом. Но как этого добиться? На земле есть только одна женщина, Ева. В буквальном смысле, чтобы выполнить заповедь, один из сыновей Евы должен был совершить инцест с их матерью. Сценаристы никогда бы этого не допустили; инцеста в первой семье нет. Следовательно, они буквально создали женщину из Нода и вставили ее в повествование, чтобы решить проблему.

Семья Каина

Питер Оливер (авторское право)

Это то же самое объяснение, почему Бог отверг жертву Каина. Неважно, почему; по повествовательно-сюжетной структуре убийство Каином своего брата проливает первую кровь на землю и подготавливает почву для внедрения зла и порчи на землю, чтобы Бог послал потоп.

Удалить рекламу

Реклама

Бытие 4:17-26 описывает потомков Каина. Это когда люди развивают искусство цивилизации в эволюции городов, музыки и металлургии (чеканка монет и оружия). Насилие Каина наследуется в следующем поколении. Затем в Бытии 5 приводится список потомков от Адама, выделяя более благородную линию, через рождение их третьего сына, Сифа. Он завершился введением Ноя, которого считали праведным в глазах Бога (из рода Адама).

Каин и Авель в еврейской и христианской традиции

В Новом Завете жертва Иисуса сравнивается с жертвой Авеля.

В своих комментариях к Торе (книги Моисея) раввины учили против соперничества между братьями и сестрами всех людей (об этом есть несколько рассказов в Бытии). В их интерпретации Авель, как пастух, имел лучшую профессию поскольку это давало время и изоляцию для размышлений о Боге. Они также утверждали, что Авель был смирен перед Богом, но Каину не хватало этого смирения. Каин связан с темой изгнания из земли Израиля, наказанием за грех, как подчеркивается в книгах пророков.

В отрывке из Евангелия от Матфея Иисус Христос осудил книжников и фарисеев и предсказал страдания своих последователей:

Удалить рекламу

Реклама

И так придет на тебя вся праведная кровь, пролитая на земле, от крови праведного Авеля до крови Захарии, сына Верекии, которого ты убил между храмом и жертвенником. (23:35).

К тому времени, когда в I веке н. э. были написаны евангелия, утверждалось, что все пророки Израиля были замучены. В Послании к Евреям в Новом Завете жертва Иисуса сравнивается с жертвой Авеля. В тексте утверждалось, что Авель и Иисус разделяли одну и ту же концепцию веры в Бога, которой явно не хватало Каину (Евреям 12:24).

Каин и Авель в Исламе

В Коране история Каина и Авеля использовалась для обучения против убийства и его последствий.

[Пророк], расскажи им правду об истории двух сыновей Адама: каждый из них принес жертву, и она была принята от одного, а не от другого. Один сказал: «Я убью тебя», а другой сказал: «Бог принимает жертву только тех, кто помнит о Нем. Если ты поднимешь свою руку, чтобы убить меня, я не подниму свою, чтобы убить тебя. Я боюсь Бога». , Господь всех миров, и я бы предпочел, чтобы ты был обременен моими грехами, как и твоими, и стал обитателем Огня: такова награда злодеев». Но его душа побудила его убить брата: он убил его и стал одним из проигравших. Бог послал ворона, чтобы он расцарапал землю и показал ему, как покрыть труп его брата, и он сказал: «Горе мне! Разве я не мог быть подобен этому ворону и покрыть тело моего брата?» Он стал раскаиваться». (Сура 5:27-31)

Удалить рекламу

Реклама

Исламское изображение Каина и Авеля

Неизвестный художник (общественное достояние)

Более поздние традиции ислама утверждали, что именно Дьявол побудил Каина и научил его убивать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *