Почему СССР трижды сменил Конституцию
Владимир Путин внес второй пакет поправок в Конституцию. Среди них – положение о России как наследнице СССР. Оно ставит нынешнюю Конституцию четвертой в ряд российских основных законов. Разбираем с экспертами, почему Советский Союз так часто их менял
Первая Конституция в нашей стране появилась в феврале 1918 года, за четыре года до образования СССР. Она тоже советская, о чем заявляется в первой же статье, и переходная, о чем говорится в девятой – до «установления диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства Всероссийской советской власти».
Первая переходная
Однако все же первой Конституцией СССР считается Основной закон, принятый в 1924 году. Тогда «незыблемость основ советской власти» торжественно провозгласил Центральный исполнительный комитет в преамбуле первой Конституции СССР. II Всесоюзный cъезд Советов ее утвердил 31 января 1924 года и в тот же день принял решение о постройке Мавзолея на Красной площади и переименовании Петрограда в Ленинград.
«Главная задача первых конституций – образовать союзное государство, – рассказал директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов. – До этого между республиками были договорные отношения. Они регулировали сферу военную, политическую, границу и многие другие вещи. Но все это необходимо было закрепить в единой Конституции, что и было сделано».
Основной закон, писавшийся при Владимире Ленине, начинается с декларации об образовании СССР. Она в первой же строчке фиксирует разделение мира на два лагеря: капиталистический, где процветают «национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны», и социалистический, в котором торжествуют «взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов».
«Первые конституции писались как конституции будущей всемирной республики, куда постепенно войдут все остальные страны. И отсюда появились и строчки, что государства свободно входят в Советский Союз и выходят из него», – отмечает декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС, один из авторов Конституции России Сергей Цыпляев. Последние строчки, добавляет он, и привели к распаду Советского Союза, когда на Конституцию начали обращать внимание.
Самая свободная
Проходит чуть более 10 лет, и СССР принимает самую либеральную Конституцию в своей истории. За 26 дней до пресловутого 1937 года VIII Всесоюзный чрезвычайный съезд Советов утверждает новую Конституцию, которую позже назовут сталинской. В ней всенародным достоянием признаются земля, недра, леса, фабрики, гарантируются права на труд, отдых, пенсии и провозглашается свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.
«Каждая советская Конституция фиксирует сегодняшнее и ставит задачи на будущее. Несоответствие декларации реальной жизни – и есть те задачи, которые ставились на будущее и не могли быть исполнены в 1930-х годах», – считает Абдулла Даудов.
Один из авторов Конституции России депутат Госдумы 1‑го и 2-го созывов Виктор Шейнис полагает, что «в значительной мере» свободы в сталинской Конституции были как «реверанс» Западу, который накануне Второй мировой войны выбирал себе союзника между Адольфом Гитлером и Иосифом Сталиным. Как бы то ни было, демократические ценности в Основном законе СССР значились с уловкой «в интересах трудящихся».
«Что такое «в интересах трудящихся», знают только составители той Конституции. По сути, этот маневр не очень чистый», – замечает Виктор Шейнис.
Самая справедливая
«Интересы трудящихся» в Конституции 1977 года приняли форму «целей коммунистического строя». Основной закон времен Леонида Брежнева стал более социальным. В нем добавились статьи о правах граждан на охрану здоровья, на жилье, о свободе творчества.
«Ощущения от того времени: не надо было думать, будет ли завтра у меня рубль на кусок хлеба заработан, будет ли мне зарплата вовремя дана. Таких мыслей даже не было и не могло быть. А это все гарантировала Конституция», – отмечает депутат Госдумы РФ Олег Пантелеев.
Брежнев при новой Конституции прожил 5 лет.
Исправленная до неузнаваемости
После череды похорон генсеков к власти пришел Михаил Горбачев. Перестройка сопровождалась правками Конституции. По оценке Сергея Цыпляева, который в бытность народным депутатом внес поправку о разрешении образовывать партии в СССР, изменения преобразили Основной закон до неузнаваемости.
«Можно сказать, что это была новая – горбачевская Конституция, но она принималась не единым актом, а целой серией поправок большими пакетами, – говорит он. – Идеологически изменения, которые произошли при Горбачеве, превзошли все те, что происходили с предыдущими конституциями».
Конституцию стали обсуждать. И ее стали читать. Это, по оценке Цыпляева, и привело к распаду СССР: союзные республики воспользовались правом на свободный выход.
Новое время
Конституцию России, как вспоминает Шейнис, писали с нуля. Про СССР в ней нет ни строчки. «Конституцию изначально подавали как образ желаемого будущего. Но быть программой на пути к желаемому конституционному строю – лишь одна ее функция. А вторая – быть высшим законом страны», – вспоминал в интервью «Петербургскому дневнику» один из составителей документа Олег Румянцев.
К принятию новой Конституции тогда привели события октября 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Новая Конституция должна была стабилизировать накалившуюся ситуацию. Собственно, так и получилось. Всенародное голосование по принятию новой Конституции прошло 12 декабря 1993 года. В нем приняли участие 58 миллионов россиян. За принятие Конституции проголосовали 58,4% избирателей.
«Мы довольно наивно считали себя создателями нового общественного строя. И для него писали Основной закон. Конституция СССР лежала у нас на столе, но не была источником, из которого мы исходили. Все в значительной степени заново сочинялось», – говорит Виктор Шейнис.
Ждем правок
Эксперты говорят о том, что изменений в Конституцию бояться не стоит. Тем более что в новейшей истории они уже происходили. Например, в связи с изменениями названий субъектов и объединением регионов статья 65 менялась девять раз.
Самое масштабное изменение в конце 2008 года предложил президент Дмитрий Медведев. Тогда были изменены сроки полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы и прописан дополнительный контроль Государственной думы в отношении правительства. Поправки были приняты в ноябре-декабре 2008 года.
Сейчас предлагаемые поправки в Конституцию России куда более существенные. Среди них есть постулат о территориальной целостности, значимости победы в Великой Отечественной войне и статусе русского народа как государствообразующего.
«Поправки президента, о которых он ранее говорил, изложены на 24 страницах», – заявил спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин. По его словам, всего к законопроекту об изменении Конституции поступило более 300 поправок. «Цифра постоянно уточняется», – добавил он.
Долгая Конституция Леонида Брежнева — Ведомости
Wikipedia
Работа над новой, послесталинской Конституцией, которая должна была закрепить серьезные социально-политические и экономические изменения, происшедшие в СССР после смерти Иосифа Сталина, началась еще при Никите Хрущеве. 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принял постановление о выработке проекта новой Конституции и создал Конституционную комиссию из 97 человек во главе с Хрущевым. В июне того же года Конституционная комиссия обсудила основные задачи разработки проекта Основного Закона и организовала 9 подкомиссий.
К лету 1964 г. подкомиссии и редакционная комиссия завершили свою работу и подготовили проект новой Конституции и пояснительной записки к ней. В проекте 1964 г. предлагалось расширить полномочия Советской власти. Верховным органом государственной власти провозглашался Верховный Народный Совет СССР. Добавление признака «народный» показывало особое значение Советов как органов, непосредственно представлявших интересы населения. ВНС СССР являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом СССР. Как и Верховный Совет Конституции 1936 г., он состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. При этом прерогативы ВНС были значительно шире, чем у ВС образца 1936 г.
В проекте 1964 г. предусматривалось и прямое участие советских граждан в управлении страной, в частности, вводился институт народного собрания (в производственных коллективах предприятий и учреждений, а также граждан по месту жительства). Предполагалось, что народные собрания будут рассматривать проекты законов, обсуждать вопросы управления производством и т. д. Госорганы и должностные лица обязывались сообщать народному собранию о выполнении его решений и мерах, принятых по его рекомендациям. Предусматривалась и возможность проведения референдума. Хрущев стремился принять новую Конституции через всенародный референдум, не ограничиваясь ее одобрением Верховным Советом.
Однако работу над Основным законом свернули из-за смещения Никиты Хрущева с поста Генерального секретаря в октябре 1964 г. Леонид Брежнев, ставший по должности преемником прежнего генсека на должности председателя конституционной комиссии, не захотел принимать «хрущевскую» Конституцию.
Работа комиссии продолжалась в вялотекущем режиме вплоть до лета 1969 г. В июне комиссия под руководством будущего «прораба перестройки» Александра Яковлева направила Брежневу записку «Некоторые вопросы, связанные с подготовкой проекта новой Конституции СССР» и версию доклада Верховному Совету, однако Политбюро рекомендовало воздержаться от его представления делегатам высшего законодательного органа. По всей видимости, консервативная группировка в Кремле решила не трогать «сталинскую» Конституцию в год 90-летия вождя народов.
Деятельность конституционной комиссии возобновилась только в 1972 г. В 1973 г. ее руководителя Александра Яковлева отправили в почетную дипломатическую ссылку послом в Канаду, его преемником стал другой секретарь ЦК Борис Пономарев, который не форсировал работу комиссии.
Активная работа началась только в марте 1977 г., после личного напоминания Леонида Брежнева. 23 марта рабочая группа дополнила и уточнила с учетом материалов ХХV съезда КПСС предварительный проект Конституции, подготовленный в 1973 г. На следующий день его разослали членам Политбюро. В начале апреля доработку проекта поручили курировать Ивану Капитонову, Михаилу Зимянину и Константину Черненко.
В начале мая того же года новая рабочая группа приступила к доработке проекта Конституции с учетом замечаний членов Политбюро и секретарей ЦК КПСС, а уже 23 мая конституционная комиссия предложила вынести его на всенародное обсуждение. Вскоре Политбюро рекомендовало Верховному Совету принять соответствующее решение и одновременно изменить текст гимна Советского Союза (после хрущевских разоблачений Сталина он исполнялся без слов).
Кремль, 1977 год. Депутаты приветствуют принятие новой Конституции СССР /РИА
27 мая Президиум ВС СССР принял решение вынести текст Конституции на всенародное обсуждение, но его публикация затянулась. Только после одобрения Политбюро 2 июня 1977 г. (показательный уровень соответствия сталинской Конституции реальному положению дел) проект напечатали в центральных и региональных газетах.
По официальным данным, проект Конституции к сентябрю 1977 г. обсуждался на 4928 пленумах партийных комитетов, республиканских, краевых, а также областных собраниях партактива и на 449 600 собраниях в партийных организациях. В них участвовали около 30 млн человек и выступили более 3 млн. Кроме того, проект обсудили на 50 637 сессиях местных Советов с участием 2,1 млн депутатов. Наконец, проект Конституции обсуждался на 1,3 млн собраний трудящихся, в которых добровольно-принудительно участвовали 116 млн человек, на которых выступили 5,7 млн человек.
А еще были письма граждан в газеты, на радио, телевидение, в органы власти и в конституционную комиссию. Власти говорили о всенародном обсуждении, в котором участвовали 130 млн человек – почти половина тогдашнего населения СССР, которые, по официальным данным, предложили около 8 млн поправок, из которых незначительная часть была утрачена.
Обсуждение проекта Конституции, как и другие пропагандистские кампании брежневской эпохи, стали триумфом формализма и имитациями демократических процедур, устроенными по инициативе партийного руководства.
Конституция 1977 г. состояла из преамбулы и девяти разделов, разбитых на 174 статьи. Унаследовав от проектов хрущевского времени тезисы об общенародном характере советского государства и власти народа, она сразу же уточняла в 6-й статье, что руководящей и направляющей силой общества и «ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза».
В Конституции СССР называлась страной развитого социализма, закрепляя теоретические построения партийных идеологов. Она провозглашала целый ряд демократических свобод, которые были невозможны в условиях партийного авторитаризма: свобода критики и запрет на преследования за нее (ст.
Разумеется, все эти гарантии оставались на бумаге, а сама «брежневская» Конституция и кампания ее принятия стали одним из символов застоя конца 1970-х – середины 1980-х гг.
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясьC1936 Конституция СССР, часть IV
C1936 Конституция СССР, часть IVОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
СТАТЬЯ 118. Граждане СССР имеют право на работы, то есть гарантируется право на трудоустройство и оплату свою работу в соответствии с ее количеством и качеством.

СТАТЬЯ 119. Граждане СССР имеют право на отдых и досуг. Право на отдых и досуг обеспечивается снижением рабочего дня до семи часов для подавляющего большинства работников, установление ежегодных отпусков с сохранением заработной платы для работников и работников и предоставление широкой сети санаториев, отдыха дома и клубы для размещения трудящихся.
СТАТЬЯ 120. Граждане СССР имеют право на содержание в старости, а также в случае болезни или потери трудоспособности работать. Это право обеспечивается широким развитием социальной страхование рабочих и служащих за государственный счет, бесплатное медицинское обслуживание трудящихся и предоставление широкой сети санаторно-курортное обслуживание трудящихся.
СТАТЬЯ 121. Граждане СССР имеют право на
образование. Это право обеспечивается всеобщим обязательным элементарным
образование; по образованию, в том числе высшему, будучи свободным от
обвинять; по системе государственных стипендий для подавляющего большинства
студентов университетов и колледжей; по обучению в школах
проводится на родном языке, и организацией в
заводы, совхозы, машинно-тракторные станции и колхозы
хозяйства бесплатного профессионально-технического и агрономического обучения для
работающие люди.
СТАТЬЯ 122. Женщины в СССР равны права с мужчинами во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, социальной и политическая жизнь. Возможность реализации этих прав обеспечивается женщинам путем предоставления им равного с мужчинами права на труд, оплату труда, отдыха и досуга, социального страхования и образования, а также по государственным защита интересов матери и ребенка, дородового и отпуск по беременности и родам с полной оплатой, а также предоставление широкой сети родильные дома, ясли и детские сады.
СТАТЬЯ 123. Равноправие граждан
СССР, независимо от их национальности и расы, во всех сферах
экономическая, государственная, культурная, общественно-политическая жизнь,
непреложный закон. Любое прямое или косвенное ограничение прав,
или, наоборот, любое установление прямых или косвенных привилегий для,
граждан по причине их расы или национальности, а также любой
пропаганда расовой или национальной исключительности или ненависти и презрения,
карается по закону.
СТАТЬЯ 124. В целях обеспечения гражданам свободы совести, церковь в СССР отделена от государства, и школа от церкви. Свобода вероисповедания и свобода антирелигиозная пропаганда признается всеми гражданами.
СТАТЬЯ 125. В соответствии с интересами трудящихся, а в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:
- свобода слова;
- свобода печати;
- свобода собраний, включая проведение массовых собраний;
- Разрешение уличных шествий и демонстраций.
СТАТЬЯ 126. В соответствии с интересами трудящихся
людей, а в целях развития организационной инициативы и
политическая активность народных масс, граждан
СССР обеспечивается право объединяться в общественные организации — торговые
союзы, кооперативы, молодежные организации, спортивные и
оборонные организации, культурно-технические и научные общества;
наиболее активные и политически сознательные граждане
ряды рабочего класса и других слоев трудящихся
объединиться в Коммунистическую партию Советского Союза (большевиков), которая
авангард трудящихся в их борьбе за укрепление и
развития социалистического строя и является ведущим ядром всех
организации трудящихся, как общественные, так и государственные.
СТАТЬЯ 127. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть арестован кроме как по решению суда или с санкции прокурора.
СТАТЬЯ 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
СТАТЬЯ 129. СССР предоставляет право убежища иностранных граждан, преследуемых за защиту интересов трудящихся людей, или за их научную деятельность, или за их борьбу за национальное освобождение.
СТАТЬЯ 130. Обязанностью каждого гражданина СССР соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических республики, соблюдать законы, соблюдать трудовую дисциплину, честно выполнять общественные обязанности и уважать правила социалистического половой акт.
СТАТЬЯ 131. Обязанностью каждого гражданина
СССР охранять и укреплять общественную, социалистическую собственность как
священная и нерушимая основа советского строя, как источник
богатство и могущество страны, как источник процветания и
культурной жизни всех трудящихся.
СТАТЬЯ 132. Всеобщая воинская повинность является законом. Военный служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии является почетной обязанностью граждане СССР
СТАТЬЯ 133. Защищать отечество — священный долг каждого гражданина СССР Измена родине — нарушение присяга на верность, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной государственной власти, шпионаж карается по всей строгости закон как самое отвратительное из преступлений.
Университет Бакнелла, Льюисбург, Пенсильвания 17837
© 1996 Роберт Берд
Конституция СССР и Конституция Индии
Высшим законом страны является ее конституция, свод основных правовых принципов, на которых могут согласиться все жители, чтобы управлять страной и устанавливать обязанности и ответственность ее граждан. «Преамбула» Конституции Индии представляет собой краткую декларацию, в которой указываются основная цель документа, ценности и источник авторитета документа — народ. Конституция Индии заимствует концепцию основных обязанностей из конституции Советского Союза. СССР также называют Конституцией Советского Союза.
В апреле 2021 года Владимир Путин одобрил закон о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации. Он имеет последствия для России, Евразийского региона в целом и ее отношений с другими странами.
Конституция Советского Союза является высшим правовым документом Российской Федерации. Он определяет конституционное устройство Российской Федерации, государственное устройство, устройство представительной, исполнительной и судебной власти, систему местного самоуправления, гражданские права и права человека в федерации.
1924 Конституция Советского Союза Конституция Советского Союза 1924 года была принята 31 января 1924 года. Российские Советские Федеративные Республики Социалистическое Государство, Украинская Республика, Белорусская Республика и Закавказская Советская Республика.
Конституция СССР 1924 г. расширила и обобщила 1922 Договора, а также допуская потенциальный рост Советского Союза. Конституция 1924 г. включала 72 статьи, разделенные на одиннадцать глав, по сравнению с 26 статьями в первоначальном Договоре.
Политическая система РоссииПравительство России, возглавляемое Премьер-министром, является конституционной демократией с исполнительной властью.
Однако президент является главой государства и занимает наиболее важную должность.
Народ избирает президента прямым голосованием. Однако президент назначает премьер-министра, а не проводит публичный опрос.
Парламент принимает законы. Он разделен на нижнюю палату (называемую Государственной Думой) и верхнюю палату (Совет Федерации).
Принятие Первой Конституции СССР I Съезд народных депутатов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР в декабре 1922 г. 31 января 1924 г. II Съезд народных депутатов СССР СССР принял первую в СССР Конституцию СССР, ставшую общим законом единого советского государства. 1924 конституция СССР формально гарантировала равенство и суверенитет всех народов СССР. Были утверждены герб, государственный флаг и столица Советского Союза.
Ключевым аспектом, отличавшим основное законодательство СССР 1924 г. от последующих советских конституций, было отсутствие государственных систем, статей о правах и обязанностях граждан, голосовании и органах местного самоуправления. Вместо этого все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Наконец, в 1924 году советские и союзные республики Российской ССР были официально признаны суверенными государствами, и для управления ими была создана новая структура высших органов государственной власти.
Конституция Индии26 ноября 1949 года была принята Конституция Индии. Учредительное собрание Индии разработало его, вдохновившись конституциями других стран и правительством. Закон об Индии 1935 года.
Конституция Индии состоит из множества различных идей, заимствованных из других стран. В качестве примера рассмотрим статью 121 советской конституции. Образование является основным правом граждан СССР.
Содержание и дух Конституции Индии различны. Тем не менее, он включил в себя некоторые из лучших черт других зарубежных конституций. Индийская конституция отличается от других конституций несколькими существенными особенностями.
Некоторые идеи были заимствованы у других, но основная концепция вдохновляла богатое культурное наследие Индии, разнообразную географию и долгую историю. Международные конституции вдохновили нашу конституцию, но не в ее нынешнем виде.
Сравнение конституций России и Индии- Конституция: Конституция Советского Союза была разработана в 1993 г., а Конституция Индии была разработана в ноябре 1949 г. и утверждена в январе 1950 г.
- Форма правления: Государственная система в России — полупрезидентская, тогда как тип правления в Индии — парламентская система.
- Исполнительная власть: в обеих странах премьер-министр назначается президентом; но в России премьер-министр берет на себя обязанности президента в случае смерти или отставки президента, тогда как в Индии такая же обязанность возлагается на вице-президента.
- В России у президента больше полномочий, а у премьер-министра больше власти в Индии.
- Президент России избирается на шестилетний срок, а президент Индии — на пять лет.
- В России президент не может быть более двух сроков подряд, а в Индии такого ограничения нет.
- Законодательная: Нижняя палата — Дума, палата представителей — Совет Федерации.
- Как и Локсабха и Раджья Сабха, Дума обладает большей силой.
- Члены Думы избираются по системе пропорционального представительства, тогда как члены Лок Сабха избираются по системе первого прошедшего.
- Дума имеет право вынести вотум недоверия, хотя это может быть отозвано Президентом, в то время как Президент Индии не может сделать этого в случае Лок Сабха.
- Судебная система: В отличие от Индии, в России нет единой интегрированной судебной системы. Помимо Верховного суда существует Конституционный суд.
- Конституционный суд правомочен разрешать конфликты между исполнительной и законодательной властью, а также между администрацией города Москвы и регионами и городом.