Изгнание из Киева | История Учит
1068 год.
Русь
Великий князь Киевский Изяслав Ярославич (правил в 1054-1068, 1069-1073, 1077-1078 гг,) считался правителем всех русских земель, а потому неудивительно, что когда в весной 1068 года началось очередное нашествие половцев на Русь, население именно на Изяслава Ярославича возлагало основные надежды по организации отпора врагу.
Изяслав Ярославич при известии о половцах призвал своих братьев с их дружинами – князей Святослава Ярославича Черниговского и Всеволода Ярославича Переяславского.
Однако, в ночной битве на реке Альта русские войска потерпели сокрушительное поражение. Бежали кто куда. Святослав Ярославич бежал в Чернигов, князья Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич – в Киев. Отряды половцев рассыпались по южнорусским землям и занялись грабежом.
Изяслав сын Ярослава МудрогоВесть о поражении русских войск всколыхнула киевлян.
В городе собрали вече. Вече постановило: собрать городское ополчение, идти на врага и изгнать его из русских земель. Но для ополчения необходимо оружие. Поэтому представители веча явились к князю Изяславу на второй день его пребывания в Киеве и попросили у него открыть городские арсеналы и дать им оружие и коней из княжеских запасов. Изяслав Ярославич отказал.
Это возмутило киевлян. А тут кто-то подогрел страсти, то ли это было на самом деле, то ли кто-то сводил личные счеты, но среди участников веча пошел слух, что князю посоветовал не выдавать оружие киевлянам воевода Коснячка. Толпа двинулась к дому Коснячка разбираться с виновным. Тому повезло – его как раз не было дома.
Рядом с домом Коснячка располагался дом покойного правителя Полоцка — князя Брячислава Изяславича. При виде этого дома нашлись люди, которые предложили освободить из киевской тюрьмы сына покойного князя Всеслава Брячеславича, вероломно захваченного в плен 10 июля 1067 года князем Изяславом Ярославичем и его братьями.
Всеслав, мол, возглавит ополчение в борьбе с половцами.
Часть толпы отправилась к тюрьме, а часть ко дворцу Изяслава Ярославича поговорить по-свойски с правителем Руси.
Однако, пока они добирались, кто-то предупредил Изяслава Ярославича о намерениях киевлян. Изяслав Ярославич, собрав казну и близких, бежал из Киева вместе с братом Всеволодом. Всеслава Брячеславича вызволили из тюрьмы и 15 сентября провозгласили великим князем Киевским. Последний начал собирать армию для войны с половцами.
Князья Изяслав Ярославичи и Всеволод Ярославич добрались до Переяславля. Далее их пути разошлись. Всеволод остался организовывать оборону своих земель от половцев, а Изяслав Ярославич отправился в Польшу к своему племяннику Болеславу Смелому (правил в 1058-1079 гг.), правителю Польского государства.
Пока в Киеве шли эти бурные события, князь Святослав Ярославич добрался до Чернигова, собрал сколько смог конницы из остатков дружины и городского ополчения черниговцев, выступил на врага.
1 ноября под Сновском на берегу реки Снов произошла ожесточенная битва. В ней трехтысячная черниговская конная дружина наголову разгромила двенадцатитысячный половецкий отряд хана Шарукана. Много половцев пало в сражении, много утонуло в реке во время бегства. Хан Шарукан угодил в плен.
А из Киева выступило войско.
Половцы бежали из русских земель, так как им теперь пришлось думать не о грабежах на Руси, а о защите своих территорий.
Князь Всеслав Брячеславич в стремительном походе провел киевскую конницу по половецким землям и добрался до русского города Тмутаракань, расположенного у берегов Керченского пролива. Из Тмутаракани выгнали князя Глеба. Из местных арсеналов хорошо вооружились и пошли походом обратно, опустошая по пути половецкие вежи и городки.
Тем временем беглец из Киева добрался до польских земель, где король Болеслав заверил своего дядю, князя Изяслава Ярославича, и его супругу, княгиню Гертруду, свою родную тетку, что весной попробует вернуть Киев беглецу.
Источник: ПСРЛ, т.1, 2, 9, 15, и т.д., Слово о Полку Игореве, Татищев, т.2
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Как в старину киевляне князей прогоняли
Истоки Майдана — в вечевой традиции Киевской Руси23 мая, 10:17
ДРЕВНЯЯ СОФИЯ КИЕВСКАЯ БЫЛА НЕ ТОЛЬКО ЦЕНТРОМ ДУХОВНОСТИ КИЕВСКОЙ РУСИ, НО И ЦЕНТРОМ ВЕЧЕВЫХ СОБРАНИЙ И НАРОДНЫХ ВОССТАНИЙ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»Поделиться:
Феномен Майдана в современной украинской политике заставляет по-новому взглянуть на историю народных восстаний в древнем Киеве. Знакомство с летописными свидетельствами того времени нередко удивляет аналогиями с современностью. Принято считать, что демократические традиции и вечевое правление на Руси достигли своего наивысшего расцвета в Новгороде Великом или Пскове. На самом деле народные веча собирались практически во всех городах, где сохранялись традиции славянского общинного самоуправления, хотя их влияние зависело от местных условий и силы княжеской власти.
В самом стольном граде Киеве, где власть великого князя была практически абсолютной, вече также созывалось — по крайней мере, в экстренных случаях. Из летописей известно, что именно с веча началось киевское восстание 1068 г., когда горожане выступили против великого князя Изяслава Ярославича — старшего сына Ярослава Мудрого.
После смерти последнего участились половецкие набеги на Русь. С одной стороны, этому невольно способствовал разгром Ярославичами племени торков, после чего половцы стали полновластными хозяевами южнорусских степей, с другой — княжеская междоусобица, в ходе которой был схвачен и заточен в Киеве известный военачальник князь Всеслав Полоцкий. В 1068 г. крупные силы половцев во главе с ханом Шаруканом вторглись на Русь и нанесли поражение русскому войску в битве на реке Альта. Незадачливые князья-Ярославичи — Изяслав и Всеволод — бежали в Киев, а Святослав — в Чернигов. После победы половцы безнаказанно занялись грабежом в Южной Руси. Разбитое киевское ополчение в такой обстановке созвало вече на торговой площади в Киеве и обратилось к Изяславу с речью: «Половцы рассыпались по земле: дай, княже, оружие и коней, мы будем еще биться с половцами».
• Тогда часть восставших бросилась освобождать из тюрьмы противника князя — Всеслава Полоцкого. Другие отправились к княжескому дворцу «претися со князем». Учитывая такое развитие событий, дружинники посоветовали князю Изяславу усилить охрану тюрьмы или убить Всеслава, хитростью подманив его к окну, через которое заключенный получал пищу. Князь не изменил своего решения об отказе дать оружие, и восставшие всем скопом отправились освобождать Всеслава, чтобы он возглавил ополчение. Увидев это, князья Изяслав и Всеволод предпочли спасаться бегством, пока дело не дошло до расправы. Горожане вышли из повиновения и имели на то все основания, поскольку великий князь не только проиграл битву, но и отказался продолжить борьбу с врагом, оставив беззащитной свою землю.
• Тем временем князь Святослав Черниговский, собравшись с силами, решился вторично выступить против половцев и 1 ноября 1068 г. с тремя тысячами воинов нанес поражение 12-тысячному войску противника в битве на реке Снове. Причем, как сообщает Новгородская первая летопись, русичам удалось захватить в плен половецкого хана Шарукана. Продвижение половцев по Руси было остановлено, но власть в Киеве народное вече уже передало князю Всеславу. Опальный Изяслав бежал в Польшу, где надеялся найти помощь у короля Болеслава, который приходился ему племянником. Надежды великого князя вскоре оправдались, и с помощью поляков ему удалось вернуться в Киев. Когда он подступил к городу, посаженный народом «лидер оппозиции» — князь Всеслав под покровом ночи тайно бросил выступившее с ним войско и бежал в свой Полоцк.

Исследователи отмечают, что киевские события 1068 г. — первое известное упоминание вечевого выступления в Киеве. Оно свидетельствует о роли и политическом значении вечевых собраний в стольном городе Руси. Произошел конфликт общины с князем, вылившийся не в простой переворот, а изгнание и призвание князя вечевой общиной Киева. Несмотря на то, что Изяслав вновь установил контроль над Киевом и даже Полоцком, позднее Всеславу вновь удалось вернуть свою вотчину. А сам Изяслав всего через пять лет снова был изгнан из Киева, на этот раз своими братьями. Усмиренные жестокими мерами городские низы притихли, но не сдались. Летописец отмечает, что в Киеве все эти годы было неспокойно. По городу ходили зловещие слухи и толки. В столицу явился какой-то волхв, который стал смущать народ своими предсказаниями: что якобы Днепр вскоре потечет вспять, греческая земля станет на место русской, а русская — на место греческой.
Другим примером крупного народного восстания в Киеве явились события, развернувшиеся в 1113 г. На сей раз взбунтовавшихся горожан поддержали даже жители окрестных сел, которые были недовольны закабалением и поборами властей. Толчком к восстанию стала смерть ненавистного для низов князя Святополка Изяславича. Этот желчный и нелюдимый правитель умел отталкивать от себя даже своих близких. Высокого роста, худой, с острым взглядом и длинной бородой, он даже на пиру, как писал летописец, был обычно мрачен: желудочная болезнь не позволяла ему нормально есть, а пил он только по необходимости, «для других». Зато великий князь был чрезмерно сребролюбив и очень скуп, имел постоянные связи с ростовщиками, поддерживал их, давал им льготы. Однажды, когда в Киеве подорожала соль, Святополк забрал ее запасы в Печерском монастыре, чтобы продавать по высокой цене и нажиться на этом.
• Неудивительно, что как только Святополка не стало, народ киевский восстал и, прежде всего, бросился на двор тысяцкого Путяты, который всегда держал сторону Святополка и его сына. Потом разграбили дворы сотских и евреев-ростовщиков. Имущие классы не на шутку испугались и спешно начали отправлять посольство за посольством к Владимиру Мономаху, который не особо желал вмешиваться в киевские дела. Тогда растерявшиеся бояре стали пугать Мономаха возможностью расширения восстания и полной анархией. Они велели передать Владимиру, что если он немедленно не явится в Киев, то будут разграблены не только отдельные дворы родственников князя, правящей знати и ростовщиков, но и монастыри, и за бездействие самому Мономаху придется отвечать перед Богом.
Торговый путь «из варяг в греки» утратил свое значение, а сам Киев, как ключевой пункт на этом пути, терял свои доходы и, следовательно, влияние. Воскресить полностью славное прошлое было невозможно. В конкуренцию со стольным градом Киевом и великокняжеской властью уже вступали удельные княжества — новые центры силы.Выпуск газеты №:
№92, (2014)
Section
Украина Incognita
Изяслав Мстиславич | Encyclopedia.com
буря
просмотров обновлено
(ок. 1096–1154), внук Владимира Всеволодовича «Мономаха» и великий князь киевский.
Между 1127 и 1139 годами, когда его отец Мстислав и его дядя Ярополк правили Киевом, Изяслав получил в разное время Курск, Полоцк, южный Переяславль, Туров, Пинск, Минск, Новгород, Владимир на Волыни. В 1143 году Всеволод Ольгович, великий князь киевский, снова отдал ему южный Переяславль, но его дядя Юрий Владимирович «Долгорукий» Суздальский возражал, опасаясь, что он использует город как ступеньку в Киев.
После смерти Всеволода в 1146 году киевляне, несмотря на то, что обещали принять его брата Игоря князем, пригласили Изяслава княжить Киевом, потому что он принадлежал к их любимому роду Мстиславичей. Но его правление было ненадежным, потому что Давидовичи Черниговские и Юрий бросили ему вызов. В 1147 году, в ответ на заговор Давидовичей убить Изяслава и восстановить Игоря, которого Изяслав держал в плену, киевляне убили Игоря. Между тем Юрий утверждал, что младшие сыновья Мономаха, дяди Изяслава, имели прежние претензии к Изяславу в соответствии с боковой системой престолонаследия на Киев, которую Ярослав Владимирович «Мудрый» якобы установил в своем так называемом завещании. Юрий и его союзники вели войну с Изяславом и дважды изгоняли его. Наконец, в 1151 году Изяслав пригласил Вячеслава, старшего брата Юрия, править вместе с ним Киевом. Юрий признал законность правления Вячеслава и позволил Изяславу оставаться соправителем Киева до своей смерти 13 ноября 1154 года. Правление Изяслава было исключительным тем, что в 1147 году он повелел синоду епископов поставить Клима (Климента) Смолятича на престол.
второй коренной митрополит Киевский.
См. также: киевская русь; ярослав владимирович.
Ханак, Уолтер К. (1980). «Изяслав Мстиславич». Современная энциклопедия истории России и СССР, изд. Джозеф Л. Вечински, 15:88–89. Галф Бриз, Флорида: Academic International Press.
Мартин, Джанет. (1995). Средневековая Россия 980–1584 гг. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Мартин Димник
Энциклопедия истории России
Еще с encyclopedia.com
Иван II (1326–1359), князь московский и великий князь владимирский. В 1340-х годах Литва вторглась в западную Русь и бросила вызов Золотой Орде за… Василий I , ВАСИЛИЙ I (1371–1425), великий князь Владимирский и Московский (с 1389). Старший сын и наследник великого князя Дмитрия Ивановича («Донского»), Баси… Пикадилли, Пикадилли •Билли, билли, чили, чили (нас чили), чили, дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, гилли, холмистая, Лилли, лилия, Лили, сосочки,… Ридли, Ридли •Билли, Билли, Чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, Гилли, Гилли, Джилли, холмистая, Лилли, лилия, Лили , сосочки, Фи… Шипли , Шипли •Билли, билли, Чили, чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, Джилли, холмистая, Лилли, лилия, Лили, сосочки, Ф… чили ), чилли, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, Джилли, холмистая, Лилли, лили, Лили, сосочки, Филли, Пикадилли, пиккалилли, глупышка, скиллы, стилли, Тилли, воля, волей-неволей • , Дили •Билли, билли, чили, чили (американский перец чили), чили, дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, гилли, хилли, лилли, лили, лили, сосочки, Фил…
Об этой статье
Обновлено Облизости Encyclopedia.
com Содержание Печать статьи
Вы также можете как
поблизости
IZYASLAV I
IZYASLAV
IZVOLSALSLAV I
IZOSLAV
IZVOLSALSLAV I
IZISASLAV
IZYLAVSANDRESTRESTARSTRESTRESTARSTRESTRESTARSTARISLAV 9000.9000.
Изумиотсу
Изуми Сикибу (ок. 975–ок. 1027)
Изуми
Изука
Изу-сичито
Истапалапа
Iztaccíhuatl
Iztacalco
IZS
Izri
Izrahite
Izrahiah
Izraelita Magyar Irodalmi Társulat
Izraelita
Izquierdo, María (1902–1955)
Izquierdo, Lilia (1967–)
Izquierdo Rojo , Мария (1946–)
Изард, Жак 1936–
Измит
Изяслав Мстиславич
Иззард, Эдди
Иззард, Эди 1962–
Иззард, Молли (1919–2004)
Иззидиен, Мавил
Иззо, Жан-Клод 1945-2000
Иззи
Иззи & Moe
Iʿjāz
I — THOU
J & J SNACK FOODS CORPORATION
J C BAMFORD Excavators Ltd
J Lauritzen A/S
J Moss
J & R Electronics Inc.
J’accuse!
j’adobe
J-C
J-cloth
J-Men Forever!
J-волна
j.
J. & K.
J. & W. Seligman & Co. Inc.
j. и без
Дж. А. Стронг
Святые Антоний и Феодосий: Жизнь, деяния и чудеса
Святые Антоний и Феодосий Киево-Печерские жили в 11 веке. Их принято считать основателями монашества в Древней Руси, колыбели сегодняшней России, Белоруссии и Украины. Знаменитая Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра ныне величественно возвышается на берегу Днепра благодаря собранию этих людей, их трудолюбию и горячей любви к Богу.
Святые Антоний и Феодосий родились на территории современной Украины. Антоний был родом из Любеча, города примерно в 200 километрах к северу от Киева. Феодосий родился в городе Васильеве (Василькове), в 35 км к юго-западу от Киева, и провел большую часть своего детства и юности в Курске (современная Россия).
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
15 (2) сентября мы празднуем память обоих святых, но бывают и дни, когда поминают каждого из них отдельно.
Память св. Антония приходится на 23 (10) июля, а св. Феодосию поминают 16 (3) мая и 27 (14) августа.
Житие преподобного Антония до встречи с преподобным Феодосием
Преподобный и богоносный отец наш Антоний, «начальник» всех русских монахов и заложивший начало русского монашества, родился, по некоторым сведениям, около 983 года, а по другим — в начале XI в.
С юных лет Антония (имя при крещении Антипа) тянуло к духовной жизни. Это призвание привело молодого подвижника на Святую гору Афон, где он принял монашеский постриг. Хотя артикулируются мнения, утверждающие, что Антоний принял постриг в Эсфигменовском монастыре, по наиболее достоверной версии его постриг произошел в Ксилурговском монастыре, населенном в то время русскими монахами.
Преподобный Антоний начал отшельническую жизнь в пещере недалеко от монастыря. Когда он достиг духовной зрелости, настоятель благословил его вернуться на родину.
Преподобный Антоний Киево-Печерский
Молодая страна, вновь просвещенная светом веры, нуждалась в хорошем примере христианской жизни.
«Ангелы — свет инокам и иноческая жизнь — свет всем человекам » (свт. Иоанн Лествичник). Поэтому Господь послал Своего верного служителя Антония заложить основание монашеской жизни на Руси.
Вернувшись в Киев, Святитель обнаружил, что вокруг города уже есть монастыри, основанные греками. Однако поселиться он предпочел не в них, а в двухаршинной пещере, выкопанной митрополитом Киевским Иларионом. Эти события происходили в 1051 году.
Жизнь преподобного Феодосия — ранние годы
Спорным вопросом является и дата рождения преподобного Феодосия, ученика преподобного Антония Печерского: по одной из версий, Феодосий был родился в 1008 году, в то время как другие утверждают, что он родился в 1036 году.
Имя Феодосий («Богоданный» по-гречески) выбрал для него священник, когда, по преданию, родители принесли младенца в церковь для крещения на восьмой день его рождения.
С ранних лет Феодосий стремился к подвигам. Он избегал игр со сверстниками, носил грубую одежду, работал в поле наравне со слугами и каждый день посещал церковь.
Юный Феодосий быстро научился читать и удивлял всех своим умом и послушанием.
Его мать очень любила его, но была против духовных устремлений сына. Она часто наказывала его за то, что он «опозорил» свою семью. В 13 лет Феодосий потерял отца и остался на попечении матери.
Стремление мальчика к Богу было настолько сильным, что он несколько раз убегал из дома. Однажды будущий преподобный Феодосий захотел посетить святой град Иерусалим и ушел с группой богомольцев, но мать вернула его, избила и заперла в доме.
Со временем в сердце юноши зародилось желание всецело посвятить свою жизнь Богу и принять монашеский постриг. Когда представилась возможность, 23-летний Феодосий предпринял еще одну попытку побега. На этот раз он отправился в Киев.
Феодосий обошел все монастыри, но нигде его не приветствовали, из-за его нищего вида и нищенской одежды. Кроме того, он был очень молод. Однако таково было сокровенное Провидение Божие: вместе с преподобным Антонием юноше суждено было впоследствии основать святую Киевскую Лавру.
Феодосий узнал о преподобном Антонии и пришел в его пещеру. Молодой человек простерся перед старцем, умоляя остаться с ним.
Святой Антоний сказал : «Дитя, это место грустное и непривлекательное. Сможете ли вы перенести все невзгоды, живя здесь?»
Феодосий ответил: «Отче, Господь привел меня к твоей святости, чтобы ты мог спасти меня. Что ты мне повелишь, я сделаю».
Преподобный Феодосий Печерский
Получение Материнского благословения на монашескую жизнь
Четыре года мать святого Феодосия искала сына. Она уже смирилась с его смертью и оплакивала его, когда услышала, что Феодосий в Киеве. Немедленно женщина отправилась туда и, узнав, что сын ее находится в пещере преподобного Антония, поспешила навстречу святому старцу в образе странницы, ищущей духовного назидания.
Энтони вышел из своей пещеры, чтобы поговорить с ней. «Ваш сын здесь. Он жив, не плачь по нему, — сказал Святой.
Женщина хотела видеть Феодосия, но молодой подвижник отказался выйти к ней, несмотря на уговоры самого старца Антония. Тогда женщина стала угрожать святому Антонию, что покончит с собой прямо на том же месте, если не увидит сына. Феодосию ничего не оставалось, как выйти к ней.
«Если хочешь часто видеться со мной, прими постриг в одном из киевских монастырей. Тогда ты сможешь приходить ко мне сюда и спасешь свою душу. В противном случае, истинно говорю тебе, ты никогда не будешь увидимся снова, » сказал преподобный Феодосий.
Его мать не хотела слышать ни слова. Тогда святой стал усердно молиться, чтобы Бог просветил ее сердце.
Через некоторое время женщина вернулась со словами: » Дитя, я сделаю так, как ты хочешь. Я проведу остаток своих дней в монастыре. Ты научил меня, и я понял, что этот недолговечный мир — ничто».
Радовались Антоний и Феодосий.Старец Антоний вышел из своей келлии и духовно наставил женщину.
Мать преподобного Феодосия была пострижена в Никольском монастыре, где в покаянии провела остаток своих дней и скончалась мирно.
Икона св. Антония и Феодосия Киево-Печерских, расписанные сестрами Свято-Елисаветинского монастыря
Рост Киево-Печерского монастыря
Когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний отправился на соседнюю гору. Там он выкопал еще одну пещеру и стал подвижнически жить в уединении. Так появились Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерского (Печерского) монастыря.
Настоятелем монастыря был преподобный Варлаам. Феодосий служил священником. Он превосходил других трудолюбием и аскетизмом. Отец Феодосий был крепок физически и помогал снабжать братию водой и дровами. По ночам он молился и тайно молол муку для монастыря. Утром он был в хорошем расположении духа и служил. Все любили этого кроткого и смиренного монаха.
Преподобный Феодосий — игумен Киево-Печерского монастыря
Вскоре, по повелению князя Изяслава, игумен Варлаам оставил Киево-Печерские на службу в Дмитриевском монастыре.
Братия попросила Феодосия стать их игуменом, и преподобный Антоний благословил своего ученика на это служение. Началась новая страница в истории русского монашества.
Во времена игуменства Феодосия число монастырской братии сильно увеличилось. Братия жила в нищете и тесноте, но Господь никогда не оставлял чад Своих по молитвам святых их игуменов Феодосия и преподобных Антония. Преподобный утешал братию, говоря: «Не заботьтесь о земном, но ищите Царствия Небесного по слову Господню, ибо Отец Небесный знает ваши нужды, и все будет вам дано».
Бог открыл игумену Феодосию место недалеко от пещеры, где жила братия. В 1062 году здесь были построены церковь во имя Пресвятой Богородицы и монашеские кельи. Здания были окружены стеной. Вскоре туда переехала и монастырская братия. «Сегодня стоит славный Печерский монастырь, основанный преподобным Феодосием», говорит хроника.
Успенский собор Киево-Печерской Лавры
Игумен практиковал посещение монастырских келий ночью, чтобы его духовные чада не ослабевали в усердии к духовным подвигам.
Все разговоры после вечернего правила в монастыре запрещались. Своей кротостью, молитвой и любовью Феодосий приводил братию к покаянию и даже возвращал ушедших из монастыря.
Блаженный старец славился чудесами исцеления и ясновидения. Он всегда защищал несправедливо опозоренных. Иногда по его просьбе пересматривались даже судебные решения. Преподобный Феодосий построил на территории монастыря дом, в котором находили приют бедняки, страдающие от болезней. На их содержание шла десятая часть доходов монастыря.
Общежительные правила, принятые в монастырях Руси
Когда число братии достигло ста, Феодосий занялся организацией жизни такой многочисленной общины. Он решил принять устав общины знаменитого монастыря Студиос в Константинополе.
Основные правила жизни в общежительном монастыре включали общее имущество и труд по силам и с благословения монастырского начальства. Также было принято, чтобы братия открывала свои мысли игумену.
Эти правила со временем были приняты другими сообществами в России.
Это делает Киево-Печерский монастырь первым в духовном отношении, хотя хронологически были более древние монастыри.
Обличение сильных мира сего
В 1069 году старец Антоний подвергся жестоким гонениям со стороны киевских властей. Князь Изяслав содержал святую обитель материально и любил духовные беседы со старцем, но хотел слушать только то, что ему приятно.
Когда князь Киевский Изяслав Ярославич взял в плен своего дальнего родственника князя Всеслава Брячиславича Полоцкого, святой Антоний обличил его в возбуждении междоусобицы. Князь, на свою беду, не внял словам старца.
Вскоре Изяслав был изгнан из Киева после того, как против него был организован мятеж. Вернувшись с помощью поляков обратно, княжеский сын Мстислав жестоко расправился с мятежниками. Будучи оклеветанным и обвиненным в поддержке врагов Изяслава, Антоний впал в немилость и подвергся гонениям.
Великий Князь Изяслав Ярославич
После этого Преподобный уехал в Чернигов.
Там он выкопал себе новую пещеру, которая впоследствии послужила основанием Ильинского монастыря.
Изгнание преподобного обострило неприязнь киевского народа к Изяславу. Князь раскаялся и послал своих гонцов за Антонием. Кроткий и смиренный старец вернулся на место своего прежнего служения, на радость и монастырской братии, и горожанам.
В период второго изгнания киевского князя преподобный Феодосий обличал своего младшего брата Святослава, незаконно восставшего против Изяслава и занявшего его престол. Сначала Святослав очень рассердился на игумена, но не смел ни в чем ему навредить, ибо глубоко почитал его как праведника и святого человека.
Кончина св. Антоний и Феодосий
Преподобный Антоний скончался в 1073 году. Он заранее узнал о своей кончине, сказал братии напутствие и повелел им не искать его мощей. Затем он вернулся в свою пещеру, и ее свод рухнул. Мощи святого так и не были обнаружены. В тех случаях, когда кто-то хотел нарушить завет старцев и начинал их поиски, появлялся огонь, поражавший непослушных болезнью.
Преподобный Феодосий отошел ко Господу через год после своего духовника Антония. Знал он и час своей кончины, заранее простился с братией и благословил избранного ими нового игумена Стефана.
Святитель обратился к скорбящим монахам своей обители со следующими словами: «Обещаю вам, чада и братия мои: хотя и оставлю вас телесно, но духом всегда буду с вами. Когда кто-нибудь из вас умрет в нашем монастыре или даже вне монастыря (но с благословения настоятеля), я отвечу за его грехи перед Богом».
По молитвам свв. Антония и Феодосия, монастырь никогда не нуждался. Всегда была еда для братии и все необходимое для богослужений.
Пещеры Киево-Печерской лавры
Канонизация и почитание свв. Антоний и Феодосий
Точно неизвестно, когда преподобный Антоний был официально причислен к лику святых. Однако совершенно очевидно, что он почитался уже в конце XI века, то есть сразу после его блаженной кончины. Весомым аргументом в пользу такого предположения является житие святого, составленное при этом.
Святые мощи основателя Киево-Печерской Лавры теперь сокрыты под ее Ближними пещерами. Это место отмечено иконой святого Антония. Ближние пещеры еще называют Антониевыми, в честь святого. Пещеры Черниговского Троице-Ильинского монастыря также носят его имя.
Мощи преподобного Феодосия были обретены в 1091 году. Причислен к лику святых в 1108 году, через 44 года после кончины.
До нас дошли шесть поучений святителя Феодосия и два его послания к великому князю Изяславу. Житие преподобного Феодосия составлено его учеником, преподобным Нестором Летописцем, и всегда было одним из любимых чтений русского народа.
Иконы обоих святителей упоминаются в Киево-Печерском Патерике (глава 4), изданном еще в XII веке. На древней Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (около 1288 г.) Антоний и Феодосий изображены стоящими у престола Пречистой Владычицы. Это одно из древнейших изображений святых, дошедших до наших дней.
Печерская (Свенская) икона Божией Матери
Значение преподобных Антония и Феодосия Печерских
Промыслом Божиим преподобный Антоний принес в Россию благословение Афонской горы и положил начало монашеской жизни здесь была основана Киево-Печерская Лавра.
Его верный ученик, преподобный Феодосий, «установил совершенную иноческую жизнь в наших землях, переселил братию из пещер в иноческие кельи и ввел правила Студийского монастыря». Этот свод правил со временем распространился по России и породил общежительную жизнь в наших монастырских общинах.
Тропарь святителям Антонию и Феодосию Киево-Печерским:Почтим радостно-хвалебными песнями звезды премудрости, воссиявшие на церковной тверди, основании русского монашества; радуйтесь, блаженне отцы Антонии и Феодосии, присно молящиеся о чтящих вашу блаженную память.
Кондак святых Антония и Феодосия Киево-Печерских: Какими словами правильно воспеть славу двух великих отцов, воздавших высокие заслуги монашествующим и просиявших свет премудрости, прославивших Русскую Церковь? Предстоя Престолу Божию, со дерзновением пред Святой Троицей, моли, блаженнейший Антоний и приснопамятный Феодосий, о приносящих тебе молитвы и почитающих тебя любовными хвалебными песнопениями.
