Из варяг в греки путь река: ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ • Большая российская энциклопедия

ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Е. А. Мельникова

«ИЗ ВАРЯ́Г В ГРЕ́КИ», за­кре­пив­шее­ся в ис­то­рио­гра­фии ле­то­пис­ное на­зва­ние трёх ев­роп. вод­ных пу­тей, со­еди­няв­ших Бал­тий­ское и Сре­ди­зем­ное мо­ря: 1) мор­ско­го пу­ти че­рез Се­вер­ное м. и Бис­кай­ский зал.; 2) реч­но­го Бал­тий­ско-Волж­ско­го пу­ти – от Фин­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. че­рез «озе­ро Не­во» (р. Не­ва и Ла­дож­ское оз.), р. Вол­хов, оз. Иль­мень, р. Мста и др., р. Вол­га до Кас­пий­ско­го м.; 3) реч­но­го Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го пу­ти – от Фин­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. че­рез «озе­ро Не­во», р. Вол­хов, оз. Иль­мень, р. Ло­вать в Зап. Дви­ну и её при­то­ки (позд­нее также от Риж­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. в Зап. Дви­ну и её при­то­ки), от­ту­да в Днепр к Чёр­но­му («Рус­ско­му») м. и да­лее до ви­зант. пор­тов. Бал­тий­ско-Днеп­ров­ский путь имел от­ветв­ле­ния: от Днеп­ра че­рез ре­ки Уг­ра, Ока до Вол­ги; от Днеп­ра че­рез ре­ки При­пять, Бе­ре­зи­на, Не­ман до Бал­тий­ско­го м. ; от Днеп­ра че­рез ре­ки При­пять, Буг и Вис­ла до Бал­тий­ско­го м.; от Днеп­ра че­рез ре­ки При­пять, Случь или Го­рынь в ре­ки Збруч или Се­рет, за­тем Днестр до Чёр­но­го мо­ря.

В «По­вес­ти вре­мен­ных лет» все три пу­ти объ­е­ди­не­ны в еди­ный вод­ный путь во­круг Ев­ро­пы. Он упо­ми­на­ет­ся в эт­но­гео­гра­фич. вве­де­нии; фраг­мен­те, спе­ци­аль­но по­свя­щён­ном пу­ти «Из в. в г.»; рас­ска­зе о пу­те­ше­ст­вии ап. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го. Часть Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го пу­ти от Верх­не­го По­днеп­ро­вья до Ви­зан­тии опи­са­на Кон­стан­ти­ном VII Баг­ря­но­род­ным в трак­та­те «Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей» (сер. 10 в.).

Мор. путь из Бал­тий­ско­го м. в Сре­ди­зем­ное м. во­круг Зап. Ев­ро­пы был про­ло­жен по­этап­но, в хо­де гра­би­тель­ских на­бе­гов ви­кин­гов на Анг­лию, Фран­цию и Ис­па­нию на про­тя­же­нии 9 в., но уже в 10 в. он стал ис­поль­зо­вать­ся для тор­го­вых це­лей и пре­вра­тил­ся в од­ну из осн. ком­му­ни­ка­ций Сев., Зап. и Юж. Ев­ро­пы.

Ос­вое­ние Бал­тий­ско-Волж­ско­го и Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го пу­тей про­ис­хо­ди­ло на про­тя­же­нии 8–10 вв. (хо­тя ниж­нее те­че­ние р. Днепр бы­ло из­вест­но уже в ан­тич­но­сти). Оно со­про­во­ж­да­лось воз­ник­но­ве­ни­ем в уз­ло­вых пунк­тах тор­го­во-ре­месленных по­се­ле­ний, в них яв­но от­ме­ча­ет­ся при­сут­ст­вие ва­ря­гов. К древ­ней­шим по­се­ле­ни­ям со зна­чит. кон­цен­тра­ци­ей сканд. древ­но­стей от­но­сят­ся Ла­до­га (см. в ст. Ста­рая Ла­до­га), Рю­ри­ко­во го­ро­ди­ще, Ти­ми­рё­во (см. в ст. Ти­ми­рёв­ское по­се­ле­ние и мо­гиль­ник). На мес­те пе­ре­хо­да из Днеп­ра в Зап. Дви­ну воз­ник­ло Гнёз­до­во, став­шее в 10 в. круп­ней­шим тор­го­во-ре­мес­лен­ным и во­ен.-адм. цен­тром. В уз­ло­вых пунк­тах пу­ти от­ме­че­ны то­по­ни­мы Во­лок, Пер­во­лок, Пе­ре­ход­цы.

С кон. 9 в. на сев. часть Бал­тий­ско-Волж­ско­го (до впа­де­ния р. Ка­ма в р. Вол­га) и прак­ти­че­ски на весь Бал­тий­ско-Днеп­ров­ский путь рас­про­стра­нял­ся кон­троль ки­ев­ских кня­зей. Ис­клю­че­нием яв­лял­ся уча­сток юж­нее при­то­ков Днеп­ра (пра­во­го – р. Рось и ле­во­го – р. Вор­ск­ла): он про­хо­дил по тер­ри­то­рии ко­чев­ни­ков (пе­че­не­гов, за­тем по­лов­цев), ре­гу­ляр­но на­па­дав­ших на су­да во вре­мя их раз­груз­ки для прео­до­ле­ния Днеп­ров­ских по­ро­гов (во вре­мя та­ко­го на­бе­га по­гиб кн. Свя­то­слав Иго­ре­вич). Для без­о­пас­но­сти ко­раб­ли со­би­ра­лись в ка­ра­ва­ны. В 11–12 вв. ки­ев­ские кня­зья не­ред­ко вы­сы­ла­ли ох­ра­ну к Днеп­ров­ским по­ро­гам.

Бал­тий­ско-Днеп­ров­ский путь сыг­рал важ­ней­шую роль в раз­ви­тии вост. сла­вян, ста­нов­ле­нии Др.-рус. гос-ва, его по­ли­тич. и эко­но­мич. жиз­ни, с кон. 9 в. он свя­зы­вал два осн. цен­тра – Нов­го­род и Ки­ев и стя­ги­вал во­круг се­бя зем­ли за­воё­вы­вае­мых ки­ев­ски­ми князь­я­ми вост.-слав. пле­мен­ных об­ра­зо­ва­ний. Его эко­но­мич. зна­че­ние не­ук­лон­но воз­рас­та­ло по ме­ре рос­та внутр. тор­гов­ли в рус. кня­же­ст­вах и зем­лях. В 12 в. в Смо­лен­ском кн-ве и, воз­мож­но, зна­чи­тель­но рань­ше в Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке воз­ник­ли во­ло­ко­вые служ­бы для про­ве­де­ния су­дов по опас­ным для на­ви­га­ции мес­там и пе­ре­груз­ки то­ва­ров; в до­го­во­рах Смо­лен­ска с Ри­гой и Гот­ским бе­ре­гом 1229 и Нов­го­ро­да с нем. го­ро­да­ми и Гот­лан­дом 1269 оп­ре­де­ля­лись ока­зы­вае­мые куп­цам ус­лу­ги и их стои­мость.

В кон. 12 – 13 вв. в ре­зуль­та­те ус­лож­не­ния об­ста­нов­ки в степ­ной зо­не (ак­ти­ви­за­ция по­лов­цев, а за­тем при­ход мон­го­ло-та­тар) и из­ме­не­ния тор­го­вой конъ­юнк­ту­ры на Чёр­ном и Сре­ди­зем­ном мо­рях (в ре­зуль­та­те об­ра­зо­ва­ния го­су­дарств кре­сто­нос­цев на Ближ­нем Вос­то­ке и во­зоб­нов­ле­ния тор­гов­ли с Ле­ван­том, мо­но­по­ли­зи­ро­ван­ной Ве­не­ци­ей и Ге­ну­ей) зна­че­ние Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го и Бал­тий­ско-Волж­ско­го пу­тей ос­ла­бе­ло.

Путь из варяг в греки

И рад бы в рай, да дверь то где?

Некрасов Николай Алексеевич

Становление государственности у Восточных славян принято связывать с выгодным географическим положением, в результате которого страна соединяла Север и Юг Европы, получая уникальные возможности для торговли. Выгодность положения связана с тем, что на территории проходил знаменитый путь из варяг в греки. Путь получил такое название, поскольку связывал Варяжское (Балтийское)  море и Византийский (греческий) город Константинополь. Благодаря выгодному торговому положению вдоль Пути возвысились такие города как Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов, Киев.

Исторические источники

В отечественной истории вопрос торгового пути из варяг в греки рассматривается поверхностно. В результате многим известно, что этот путь был, но никаких деталей о нем неизвестно. Понять это легко, поскольку в школьных учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, где говорится, что этот путь создал фундамент для образования государства Руси. Причем этот аргумент используется как в норманнской, так и в антинорманнской теории.

В исторических документах есть 2 источника, в которых прямо говорится о наличии торгового пути с севера на юг Европы:

  • Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, отправляющихся с моносилами в Константинополь». Это книга византийского императора Константина 4.
  • Повесть временных лет. Историческая достоверность этого источника ненадежна, тем не менее рекомендую почитать отрывок из этой книги, где в данном торговом пути появляется еще 1 пункт назначения — Рим.
Повесть временных лет о пути из варяг в греки

Получается, что Повесть временных лет не может использоваться в качестве источника. В этом документе говорится, что торговый путь шел не с севера на юг. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря к Риму, оттуда в Царьград и только потом к Днепру и вновь к Варяжскому морю. Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более достоверной и именно по ней в основном и изучают ПВГ. Этот исторический источник очень объемный, но тезисно его основные положения касательно торгового пути:

  • Плавание происходило в июне.
  • Торговый маршрут был регулярным.
  • В качестве плавательных средств использовались лодки однодревки.

Маршрут пути и его особенности

Маршрут пути из варяг в греки включает в себя озера, реки и моря. Его изучения важно для понимания существования этого торгового пути. Ведь протяженность его очень велика и он соединяет большие территории. И это все в 9 веке.

Маршрут пути:

  • Балтийское (варяжское) море
  • Через реку Неву в Ладожское озеро
  • Через реку Волхов в озеро Ильмень
  • Река Ловать
  • Река Днепр
  • Через Черное море на Царьград/Константинополь/Стамбул
Путь из варяг в греки — маршрут

Географически действительно происходит соединение Северной и Южной Европы. Но есть важный момент — путь по Волхову и Ловати осуществляется против течения. А если рассматривать обратный путь (из Черного моря в Балтийское), то весь путь по Днепру идет против течения. Напрашивается вывод, что уже в 9 веке славяне должны были обладать кораблями, которые могли преодолевать большие расстояния против течения.
Внимательное рассмотрение Пути позволяет заметить, что соединения рек Ловать и Днепр нет. Путь между реками преодолевался сухопутно (волоком), а ведь это большое расстояние. Более того, таких волоков было 2: первый из Ловати в Двину, а второй из Двины в Днепр. Есть еще две нестыковки, касающиеся Днепра:

  • Это одна из крупнейших рек Европы, и на ней множество порогов. Сквозное судоходство по Днепру началось только в 1932 году, после строительства Днепрогэс, в результате чего образовалось Днепропетровское водохранилище и пороги выровнялись.
  • В устье реки нет порта. У любой реки, по которой осуществлялось судоходство имелся порт в устье реки. Такой порт есть на Дону, у Двины, на Волге и других реках. На Днепре порта нет.

На чем плавали из варяг в греки

Рассматривая маршрут торгового пути,в большинстве источников он просто описывается, но не проверяется. Мы уже говорили о странностях движения против течения и специфики судоходства по Днепру. Допустим, что все это незначительно и путь из варяг в греки действительно проходил по тому маршруту, который сегодня всем известен.

Тогда возникает другой вопрос — на каких кораблях или других плавательных средствах осуществляли торговый путь из Балтийского моря в Черное? Ведь такие плавательные средства должны были быть пригодными для судоходства по морю, по рекам и по озерам. На флоте такие корабли называют классом «озеро — море» и «река — море». Впервые корабли такого класса появились в 20 веке. Поэтому обратимся к первоисточникам, чтобы разобраться на чем плавали славяне. В книге «Об управлении империей» императора Константина 4 говорится, что росы плавали на лодка однодревках. Еще их часто называют долбенками. Таки лодки строились из цельного куска дерева, откуда выдалбливалась оснастка. Внешний вид таких лодок примерно такой.

Лодка однодревка (добенка)

На такой лодке можно плавать по озерам, с ограничением — по рекам. Но как на такой лодке плавать по морям? Более того, в плавании брались товары, инструменты, продовольствие. На таких лодках этого просто не увести. В историческом музее Москвы выставлен экземпляр лодки однодревки — высота бортов — 70 сантиметров, длина — порядка 6 метров, толщина бортов — 1 сантиметр.

Абсолютно непонятно, как на таких лодках можно было плавать на такие дистанции.

О чем это говорит

Исторические источники указывают, что путь из варяг в греки существовал, но сведения о нем настолько скудные, что нельзя однозначно ответить на вопрос где этот путь проходил, как по нему передвигались, зачем плавали в Царьград и как возвращались назад нет. Есть только обобщенные сведения. Все это говорится не для того, чтобы поставить под сомнения древнюю историю России, а чтобы показать, что в трактовке этого Пути не все однозначно. Мы просто перечислили факты, а выводы каждый делает сам.


Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Образование Древнерусского государства» — Мавродин В.В. Ленинград, 1971
  • «Древняя Русь на международных путях» — Назаренко А.В. Москва, 2001
  • «Первые века русской истории» — Рыбаков Б.А. Москва, 1964

Река Нева в Санкт-Петербурге

Нева является главной водной артерией Петербурга, и город расположен вдоль ее берегов и на островах ее широкой дельты. Это одна из крупнейших рек в Европе по объему воды, а также одна из самых коротких крупных рек в мире, длина которой составляет всего 74 километра. Нева соединяет Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе, с Балтийским морем. На протяжении веков он имел большое стратегическое значение для транспорта, поэтому на его берегах столкнулись интересы русских, шведов, финнов и прибалтов. С VIII-XIII веков Нева была частью торгового пути из Скандинавии в Византию, дороги «из варяг в греки». В 1240 году новгородское ополчение во главе с князем Александром Ярославичем разгромило на берегах Невы вторгшееся шведское войско. Из-за победы князя впоследствии прозвали Александром Невским (Невским). Но главная страница в истории этой великой реки начала писаться, конечно же, в 1703 году, когда в устье Невы был основан Санкт-Петербург.

  • jpg»>

    Река Нева напротив Петропавловской крепости на рассвете

  • Финляндский железнодорожный мост через Неву

  • Зимний вид на Неву

  • Вид на Неву с Большого Обуховского моста.

Первые архитекторы, которым было поручено строительство города, правильно оценили значение городской застройки вдоль Невы. Река стала главной архитектурной осью новой российской столицы. Началась она с масштабного строительства набережных, когда ее берега спрямляли и засыпали землей. В течение трех столетий набережные уходили все дальше и дальше в реку, у Летнего сада, например, на 50 метров, у Зимнего дворца на 90 метров, на Стрелке Васильевского острова около 120 метров, а на Пироговской набережной около 150-200 метров. Первые набережные были деревянными, но с 1760-х годов их стали заменять облицовкой из гранита. Так родились знаменитые гранитные набережные Невы, которые быстро стали неотъемлемой чертой городского пейзажа Санкт-Петербурга.

Петербуржцы сразу приступили к строительству не только на берегах Невы, но и на островах в дельте — Васильевском и Петербургском (ныне Петроградская сторона). Несмотря на первоначальное желание Петра I, чтобы жители его нового города использовали лодки для плавания по водным путям Санкт-Петербурга, вскоре стало очевидно, что мосты остро необходимы. Первый временный наплавной мост на Васильевский остров появился в 1727 г., но только в 1850 г. был открыт первый постоянный мост — Благовещенский (Благовещенский). Сейчас через реку и ее рукава перекинуто более 20 мостов. Большинство этих мостов являются разводными и открываются в ночное время в период навигации для прохода крупных судов. Среди самых красивых — Троицкий (Троицкий), Дворцовый (Дворцовый) и Большой Охтинский мосты.

Наблюдать за разводом мостов, будь то с набережной или с прогулочного катера, — одно из замечательных событий в Санкт-Петербурге во время белых ночей июня и июля.

С первых лет своего существования Санкт-Петербург был уязвим перед одной определенной опасностью своей главной реки: наводнениями. Осенью сильные ветры гонят воду из Финского залива, и были случаи, когда затопление превышало нормальный уровень воды на три-четыре метра. Самое сильное наводнение в истории Санкт-Петербурга (описанное Александром Пушкиным в его длинной поэме «Медный всадник») произошло в ноябре 1824 года, когда уровень воды достиг 421 сантиметра над уровнем моря. В 1978 началось строительство дамбы в Финском заливе, предназначенной для защиты от затопления. Дамба еще не достроена полностью, но сейчас риск намного меньше, и вода лишь изредка выливается на некоторые насыпи.

В начале ХХ века по замерзшей Неве ходили электрические трамваи, а река традиционно использовалась для катания на коньках. Сегодня в некоторые особенно теплые зимы Нева полностью не замерзает. В такую ​​погоду корабли и прогулочные катера могут плавать по реке и ее каналам даже в декабре. Летом только для перевозки туристов используется около пятисот лодок. Помимо обычных экскурсий, можно купить билеты на круизы с ужином, покататься на джаз-лодке или совершить ночную экскурсию.

Почти все основные достопримечательности Санкт-Петербурга либо расположены прямо у воды, либо их хорошо видно с лодки. Среди них Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Крейсер «Аврора», Зимний дворец, Медный всадник, Летний сад, Александро-Невская лавра, Смольный собор, Мраморный дворец, Адмиралтейство, Академия художеств. , Кунсткамера, мрачные Кресты Прион и многое другое. Но главная достопримечательность – это, конечно же, сама Нева, создающая неповторимую атмосферу Северной Венеции – города между небом и водой.

Станции метро: Адмиралтейская, Спортивная, Площадь Ленина, Крестовский остров
Характеристики реки: Длина в черте города: 30 км
Ширина: до 1200 м
Максимальная глубина: 24 м
Сайт, посвященный NEVA: http://www. nevariver.ru/
Время от открытия моста: здесь
: здесь
:
:
:
:
:.0035 Васильевский остров, Петроградский остров, Крестовский остров, Остров Декабристов, Зайчий остров, Елагин остров, Каменный остров, Аптекарский остров
Известные набережные: Воскресенская набережная (набережная Воскресения), Набережная Кутузова (Кутузовская набережная), Дворцовая набережная (Дворцовая набережная), Адмиралтейская набережная (Адмиралтейская набережная), Английская набережная (Английская набережная), Набережная Ломоносова (набережная Ломоносова), Набережная Макарова (набережная Макарова), Петровская набережная (набережная Питера)
Крупные мосты: Большой Обуховский мост, Мост Александра Невского, Большеохтинский мост, Литейный мост, Троицкий (Троицкий) мост, Дворцовый (Дворцовый) мост, Благовещенский (Благовещенский) мост

Путь из варяг в греки — это.

.. Подробный путь из варяг в греки: описание, города, реки

Сведения о том, какой путь из варяг в греки, тенис из земель, прилегающих к Балтийское море, страны Средиземноморья, облюбованные нашими предками для торговых путешествий, а иногда даже и военных походов, хранят в себе пожелтевшие страницы древних летописей. Открыв их, мы попытаемся прочувствовать ту эпоху, давно канувшую в лету, и проследить путь бесстрашных купцов-путешественников.

Водные пути — предшественники сухопутных дорог

В те времена, описание которых содержится в «Повести временных лет» — древнейшей летописи, авторство которой приписывается киевскому святому Нестору Летописцу, — дороги в нашем понимании этого слова еще не было. Но так как развитие торговых отношений требовало постоянных поездок, альтернативными путями сообщения были реки, которыми Европа очень богата.

Именно по этим водным путям Торговые корабли, груженные товарами, доставляли товары в соседние страны. Со временем путешественники стали отдавать предпочтение определенным, наиболее удобным для себя маршрутам, из которых уже складывались определенные торговые пути, движение по которым с каждым десятилетием становилось все интенсивнее.

Самый длинный торговый путь

Формирование таких торговых путей очень благотворно повлияло на жителей прибрежных районов. Их поселения богатели, постепенно они становились торговыми центрами, а некоторые со временем превратились в города. Кроме того, речные и морские коммуникации, связывавшие экономически развитый Запад с богатыми странами Востока, способствовали налаживанию международных отношений, а также развитию мировой культуры.

Одной из таких магистралей был торговый путь из варягов в греки, подробно описанный летописцем Нестором. Считается самой длинной из всех известных наук. Его протяженность только по территории Древней Руси составляла около 2850 километров, и пролегала она не только по рекам и озерам, но и частично по суше, где приходилось тащить ладьи.

Из суровой Балтики к берегам солнечной Эллады

Путь из варяг в греки — торговый путь, связывающий экономически развитые центры Балтийского побережья (летописец называет его Варяжским) с Центральной Россией, а позже — с его многочисленными княжествами. Затем он отправился на степные просторы Причерноморья, бывшего в то время убежищем кочевников, и, перейдя Черное море, достиг Византии — восточной территории некогда могущественной, но к тому времени распавшейся Римской империи. Оставив позади шумные базары Константинополя, северные купцы продолжили свой путь к Средиземному морю, где их ждали богатые приморские города. Рассмотрим подробнее торговый путь из варяг в греки и остановимся на его основных этапах.

Начало дальнего пути

Считается, что свое начало он взял на озере Маларен, расположенном на территории современной Швеции. На острове, расположенном в его центре, и по сей день находится поселение под названием Бирка, которое в древности было крупным торговым центром, куда свозили товары со всей Скандинавии, и где шла бойкая торговля. Об этом свидетельствуют старинные монеты разных стран, найденные в ходе недавних археологических раскопок.

Оттуда груженые товарами ладьи вышли в Балтийское (Варяжское) море и двинулись на остров Готланд, который также представлял собой крупный торговый узел, жители которого извлекали немалые прибыли от торговых операций, а потому радушно встречали гостей. Совершив ряд промежуточных торговых сделок и пополнив запасы, купцы, следуя вдоль Балтийского берега, подошли к устью Невы и, поднявшись по ней, попали в Ладожское озеро.

От Ладожских просторов до Новгорода

Следует отметить, что путь от викингов к грекам был крайне трудным и опасным предприятием. Не только морские участки пути, но и река, и озеро таили в себе множество опасностей. Уже в начале пути, преодолевая невские пороги, приходилось подтаскивать лодки к берегу, причем волочить их на значительное расстояние, что требовало немалой силы и выносливости. Что касается Ладоги, печально известной своими внезапными бурями, то она иногда таила для путешественников смертельную опасность.

Далее, подробно описывая путь из варяг в греки, летописец сообщает, что из Ладожского озера караваны судов поднимались по реке Волхов и, достигнув Новгорода, первого крупного русского города, встретившегося на их пути , они задержались надолго. Некоторые купцы, не желая продолжать дальнейший путь и тем самым испытать судьбу, продав свой товар на новгородских рынках и купив новый, повернули назад.

По дороге на Днепр

Те, кто во что бы то ни стало хотели обогатиться солнечными берегами Средиземного моря, продолжили путь. Оставив Новгород, они поднялись по Волхову и, дойдя до озера Ильмень, пошли по текущей вверх реке Ловать. Тогда у купцов, сидевших в лодке среди тюков с товаром, появилась возможность размяться: миновав Ловать, они должны были вытащить свои корабли на берег и с помощью бревен подтащить их к берегу Западной Двины.

У его старинных берегов возобновилась торговля, и здесь к скандинавам во множестве присоединились купцы-славяне, также в поисках наживы направлявшиеся в города Средиземноморья. Их всех ждало немало лишений, так как между бассейнами Западной Двины и Днепра, где лежал путь, был пешеходный переход, и все это вкупе с тем же волочением сухих, хотя и небольших, грузовых судов.

Торговля в городах Днепра

Однажды в водах Днепра, на берегах которых встретились такие крупные города, как Смоленск, Чернигов, Любич и, наконец, мать городов русских — Киев, путешественники получили достойная награда за все их труды. В каждом из них шла бойкая торговля, благодаря чему проданные товары сменялись вновь купленными, а объемистые купеческие кошели приобретали приятную округлость.

Здесь, как и в Новгороде, некоторые путешественники завершили свой путь и отсюда с новым грузом вернулись домой. Пошли только самые отчаянные, ибо в те давние времена путь из варяг в греки был, по сути, вызовом судьбе, столько неожиданных и непредсказуемых людей могло ожидать смельчаков.

Путь за морем

Дальнейшие их приключения начались сразу с Днепровских порогов, которые в те годы представляли серьезную опасность для судоходства, так как лодки приходилось тащить вдоль берега, где их уже поджидали засады кочевников, которые пуская свои стрелы со свистком. Но даже те, кому удалось благополучно пройти по этим разоренным местам и добраться до Черного моря, еще не могли вздохнуть с облегчением, впереди их ждали новые опасности.

Но вот, дойдя, наконец, до противоположных берегов, хранимых судьбой купцов, оказались в богатой и утопающей в роскоши столице Византии — Константинополе, который славяне звали Царьградом. Здесь, на шумных и многоголосых рынках, импортные товары распродавались с прибылью, уступая место новым поставкам.

Венец трудов и возвращение на родину

Путь из варяг в греки, описание которого мы встречаем у Нестора Летописца, продолжался далее по водам Средиземного моря. Он привел тех, кому удалось избежать бурь, лихорадок или встреч с пиратами, бежавшими водными просторами к благословенному Риму, а также другим богатым городам Италии и Греции. Это была конечная точка пути – результат многомесячной работы. Однако благодарить судьбу за ее благосклонность было рано — впереди был не менее опасный обратный путь.

Чтобы вернуться домой и войти в приют, купцы через Средиземное море выводили свои караваны в Атлантику и, огибая все побережье Западной Европы, достигали побережья Скандинавии. Стараясь свести риск к минимуму и продвигаясь как можно ближе к берегу, они останавливались во всех крупных прибрежных городах, где и вели свою бесконечную куплю-продажу. Таким образом, путь из варяг в греки, краткое описание которого и стало темой данной статьи, огибал всю Европу и заканчивался в исходной точке.

Ассортимент купеческих товаров

Чем торговали те, кто прошел столь трудный и опасный путь от викингов к грекам? Города, расположенные по берегам морей и рек, по которым пролегал их путь, имели свои индивидуальные хозяйственные особенности, и это, безусловно, сказывалось на ассортименте как ввозимых, так и вывозимых товаров. Известно, например, что Волынь и Киев предлагали в больших количествах, а потому и по очень сходным ценам, зерно, серебро, оружие и всевозможные изделия местных ремесленников.

Новгородцы щедро снабжали рынок пушным зверем, медом, воском, а главное — древесиной, дешевой и доступной в их крае и крайне дефицитной на юге. Так как путь от варягов к грекам проходил через большое количество городов и даже стран с разными особенностями хозяйства, ассортимент товаров постоянно менялся.

Обычным, как правило, было то, что они начинали свою купеческую экспедицию, тщательно заполняя лодки самобытными дарами стран Балтии: оружием, янтарем и деревом. И вернулся — нагруженный пряностями, заморскими винами, книгами, дорогими тканями и украшениями.

Влияние торгового пути на развитие государства

По мнению наиболее авторитетных исследователей, путь из варяг в греки — это был важнейший фактор, повлиявший на развитие международных отношений той эпохи . Именно благодаря ему Древняя Русь установила отношения с Византией, откуда пришло христианство и различные технические новшества, а также с государствами Средиземноморья.

г. На бытовую жизнь древнерусского народаОн оказал влияние на государство, соединив между собой два его крупных центра, такие как Новгород и Киев. Кроме того, благодаря такому прочно налаженному маршруту купеческих караванов каждый близлежащий город имел возможность беспрепятственно продавать товары, распределенные по его краям. Это самым благоприятным образом сказалось на экономике страны в целом.

Торговый путь, ставший дорогой войны

Как известно из летописей, а в первую очередь из «Повести временных лет», многие древнерусские полководцы использовали в своих походах путь из варяг в греки . Реки, служившие магистралями торговых коммуникаций, в этих случаях становились дорогами войны.

В качестве примера можно привести князя Олега, по прозвищу Вещий и широко известного благодаря бессмертной поэме Александра Пушкина. В 880 г., используя уже известный речной путь, ему и его дружине удалось добраться до Киева и овладеть им.

Подчинив себе всех, кто встречался на пути города, князь тем самым объединил большинство славянских земель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *