Ивана грозного: Библиотека Ивана Грозного: мифы и реальность.

Содержание

Библиотека Ивана Грозного: мифы и реальность.

Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.

Краеугольным в научных обсуждениях остается вопрос самого существования библиотеки. По преданию, Иван IV, еще в те годы не прозванный в народе Грозным, страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог, когда покидала павшую под натиском турок-осман «империю Ромеев».

При отце Ивана IV, Василии III, для перевода обширной коллекции в столицу Русского государства пригласили Максима Грека. Свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «Сказаниях о Максиме Греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции. Вторым аргументом в пользу существования этого собрания книг считается упоминание слов дерптского священника-протестанта Иоганна Веттермана в Ливонской хронике, написанной в XVI веке Германом Вартбергом. Веттермана для тех же целей — перевода литературы на русский язык — пригласил уже Иван IV.

Ученые не дают однозначного ответа на вопрос, существовала ли в действительности библиотека Грозного. Некоторые исторические свидетельства, еще со времен XIX века, доказывают, что библиотека была вполне реальна. Список книг, входивших в собрание Ивана Грозного, якобы был найден профессором Дерптского университета Христофором Дабеловым в 1822 году в эстонском городе Пярну. В него входили «История» Тита Ливия, «История» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, сочинения Цицерона, Юстинианов кодекс и другие манускрипты.

Буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку Дабелова. Историк Николай Лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора Дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного Константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в Риме. Исследователь Сергей Белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате пожаров, которых случалось немало в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Писали и о том, что легенда об «античной» библиотеке московских государей вообще была придумана европейскими гуманистами.

В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.

Десятки фанатичных авантюристов вели частные — и безуспешные — поиски втайне ото всех. В результате по-новому зазвучал вопрос о местонахождении библиотеки. В первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории Московского Кремля. Вторым вариантом называли район усадьбы Коломенское. Третьим — Александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. Указывали и на Вологду, в которой долгое время жил Грозный. По свидетельствам XIX века, под «Соборной горкой», расположенной рядом с Софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.

Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.

Секретарь Совбеза Николай Патрушев рассказал об очернении Ивана Грозного Западом

Западные страны очерняли Россию еще во времена правления Ивана Грозного, чтобы отвлечь внимание своих жителей от внутренних проблем. Точно так же происходит сейчас, во времена президента Владимира Путина. Такое утверждение содержится в высказываниях секретаря Совета безопасности России, бывшего директора ФСБ Николая Патрушева в интервью “Аргументам и Фактам”.

Россию «пытались очернить ещё многие столетия назад», считает высокопоставленный чиновник. Западные хронисты «желали отвлечь внимание европейцев от того, что творилось в их странах». Им не нравилось, что русский царь «не признаёт их политическое и моральное лидерство». В этом Патрушев нашёл аналогии с современным миром.

Запад отвлекал внимание критикой Грозного от своих проблем, считает Патрушев, а именно: от «резни по религиозным мотивам», инквизиции, «охоты на ведьм», «чудовищного колониального порабощения народов» и «от других деяний, о которых сейчас на Западе предпочитают не вспоминать». Так же сейчас критикой России жителей США и Евросоюза отвлекают от ущемления гражданских прав тех, кто не готов поддерживать западные ценности, полагает Патрушев. В этом он, в частности, обвиняет 90-летнего миллиардера Джорджа Сороса.

Вряд ли человек XVI века понял бы, о чём говорит Патрушев. Ничего из того, что, по его версии, пытались скрыть хронисты, современникам не казалось постыдным. Сам Грозный вряд ли отрицал «западные ценности», поскольку об их существовании в том виде, в каком их представляет Патрушев, вряд ли можно говорить применительно к тем временам. В то же время сегодня в западных странах весьма критически обсуждаются исторические последствия таких явлений, как, например, колониализм и религиозная нетерпимость.

В то же время в XVI веке в официальной идеологии Русского государства акцентировались мотивы исторического родства с Европой и преемственности (хоть и сильно мифологизированной) по отношению к некоторым европейским государствам и деятелям прошлого. Так, происхождение царя выводилось от брата римского императора Октавиана Августа. Власть русского государя считалась преемственной от византийских василевсов – в соответствии с представлением о Москве как «Третьем Риме». К западным монархам, в том числе королям Дании и Польши, Иван IV Грозный в переписке обращался как к «братьям». Московский митрополит носил белый клобук, по легенде, доставшийся ему после завоевания Новгорода от тамошнего архиепископа якобы в знак преемственности по отношению к Константинополю, а через него – к Риму.

Патрушев – не первый видный деятель современной России, вступающийся за Грозного. В 2017 году репутацию царя защищал сам президент Путин. «Возьмите известную легенду о том, что Ivan the Terrible – Иван Грозный – убил своего сына. Это ещё неизвестно, убивал он своего сына или нет», – отвечал политик на вопрос об очернении российской истории.

Бывший министр культуры РФ Владимир Мединский до этого призывал сравнивать Ивана Грозного с его современниками, «а не с Махатмой Ганди или матерью Терезой». В 2016-2017 годах в России поставили сразу три памятника правителю. Один в Орле, один в Москве, а третий – в Александрове.

  • Иван IV Васильевич, прозванный Грозным (годы жизни 1530–1584), – великий князь Московский, с 1547 года – первый венчанный царь всея Руси. Был известен централизаторской политикой, рядом войн на востоке и западе, как победоносных, так и неудачных, жестокими репрессиями в отношении своих противников, крайней неуравновешенностью характера.
  • Историческая репутация Грозного крайне неоднозначна. Немецкий наемник Генрих фон Штаден, служивший Грозному, оставил такую характеристику его правления: «Хотя всемогущий Бог и наказал Русскую землю так тяжело и жестоко, что никто и описать не сумеет, всё же нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе – одна вера, один вес, одна мера! Только он один правит! Всё, что ни прикажет он, – всё исполняется и всё, что запретит, – действительно остаётся под запретом. Никто ему не перечит: ни духовные, ни миряне». Исторически позитивные оценки Ивана IV и его эпохи давали наиболее авторитарные правители России, которые отчасти видели в нем образец. В частности, Грозный популяризировался в последние годы правления Сталина.

Образ Грозного в искусстве: семь знаменитых портретов царя

Первый венчанный царь Всея Руси, один из самых неоднозначных правителей на русском троне, великий завоеватель и деспотичный самодержец, блестящий государственный деятель и радикальный реформатор, жестокий тиран и мудрый просветитель… В истории он навсегда остался Грозным, не знавшим милосердия и пощады. Однако ни воспоминания современников, ни подробные жизнеописания не могут дать полного представления о том, каким на самом деле был Иоанн IV. Возможно, именно поэтому многие художники видели в образе правителя неиссякаемый источник вдохновения и пытались в своих произведениях приоткрыть завесу тайны его темной души. С 23 ноября в эфире канала «Россия 1» – масштабная историческая сага «Грозный». В ожидании премьеры предлагаем вам вспомнить самые яркие образы государя, созданные живописцами и скульпторами разных эпох.

До недавнего времени о внешности царя можно было судить лишь по обрывкам сохранившихся документов, многие из которых откровенно противоречили друг другу. Тем не менее большинство современников указывали на то, что в молодости Грозный был сухощав, имел высокий рост, хорошее телосложение и проницательный взгляд. При этом приятной наружностью правитель не отличался: длинный и загнутый нос, большие глаза, пышные усы и густая рыжеватая борода… Именно таким изобразил Ивана Васильевича неизвестный автор конца XVI – начала XVII века. Эта парсуна (жанр портрета, широко распространенный на Руси в XVII столетии) на сегодняшний день считается одним из самых ранних и достоверных образов самодержца.

«Царь Иван Васильевич Грозный». В.М. Васнецов, 1897 год. Фрагмент картины

Впрочем, современные представления об облике царя преимущественно связаны все же с произведениями художников XIX века, и среди них наибольшую известность получил портрет кисти Виктора Васнецова. Это, несомненно, один из самых торжественных и величественных образов Грозного. Живописец увидел в нем мудрого правителя и великого государственного деятеля. Иоанн IV изображен в полный рост, стоя на лестнице. Острым жезлом он опирается на красный ковер, словно символизирующий кровавый путь самодержавия на Руси. Кажется, в следующее мгновение он наступит на изображение двуглавого орла, и под его ногами окажется вся страна, управление которой далось ему такой страшной ценой…

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». И.Е. Репин, 1885 год

Совершенно иным предстает царь на картине Ильи Репина. Художник запечатлел Грозного в тот момент, когда он в приступе безудержной ярости нанес смертельный удар посохом своему сыну Ивану. Действие разворачивается в полумраке палаты царского дворца в Александровской слободе, где якобы произошло роковое столкновение. В глазах правителя – безумный ужас от осознания страшной трагедии, виновником которой он стал. На контрасте – спокойное и смиренное лицо царевича, словно прощающего отцу его кровавое злодеяние. О воссоздании жуткой сцены убийства художник писал так: «Я работал как завороженный, мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее… Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».

«Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву». Г.С. Седов, 1897 год

А вот Григорий Седов решил написать Грозного не великим самодержцем и не сумасшедшим тираном, а любящим мужем возле молодой жены. На картине «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» царь изображен сидящим у изголовья кровати рядом со своей шестой супругой. По легенде, чтобы заполучить красавицу, Иван Васильевич приказал зарезать ее мужа. Однако уже через два года идиллии сам застал Василису с любовником. Точной информации о дальнейшей судьбе этой женщины нет: ее либо заточили в монастырь, либо похоронили заживо. Впрочем, некоторые ученые полагают, что на самом деле никакой Василисы в жизни правителя не было, и это всего лишь выдумки историков XIX века.

«Царь Иоанн Васильевич Грозный». М.М. Антокольский, 1875 год

Среди наиболее известных скульптурных портретов Грозного – работа Марка Антокольского, который вознамерился увековечить черты царя в мраморе. Мастера интересовал не парадный образ, а внутреннее, психологическое состояние человека – мучителя и мученика. Он сидит на высоком троне, с плеч его спадает мягкая царская шуба, но в позе читается напряжение, а на лице – страх перед возможной изменой, подступающая старость и чрезмерный груз власти. Здесь и сосредоточенность, и раскаяние, и тяжелые мысли о будущем государства.

В 1961 году в Архангельском соборе Московского Кремля – усыпальнице великих князей – проводились реставрационные работы, и Министерство культуры СССР выдало разрешение на исследование захоронения Ивана Грозного. Работами руководил археолог и антрополог Михаил Герасимов, который впоследствии на основе изучения черепа и останков самодержца при помощи метода пластической реконструкции воссоздал его скульптурный портрет. «Перед нами грузный немолодой человек, с массивным полным торсом, сильной шеей, с лицом властным, умным, но жестким, достаточно неприятным, с брезгливой гримасой губ, вислым носом, массивным подбородком», – писал Герасимов.

До недавнего времени считалось, что именно это изображение царя наиболее достоверно передает его черты. Однако в 2017 году специалисты Государственного исторического музея совместно с сотрудниками Института космических исследований РАН представили уникальный прижизненный портрет Ивана Грозного, вытисненный на переплете царского экземпляра первопечатного «Апостола» 1564 года. Он был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра издания. Со временем рельеф практически исчез, его удалось восстановить лишь при помощи метода мультиспектральной съемки. На сегодняшний день этот образ – единственный подлинный прижизненный портрет легендарного правителя.

Иван Грозный. Прижизненный портрет

Имя Ивана Грозного давно стало синонимом жестокости без смысла и оправдания, однако именно благодаря силе его характера Россия смогла стать крупнейшей мировой державой. Какой ценой пришлось платить Иоанну за процветание своей страны? Попытка разобраться в истоках поступков правителя и разгадать тайну его личности – в новой масштабной исторической драме «Грозный». Не пропустите грандиозную премьеру в эфире канала «Россия 1» 23 ноября, в 21:20.

Генеральный спонсор – Банк ВТБ (ПАО).

Портрет царя Ивана IV Грозного

Царь Иван IV Васильевич (Грозный)

(1530—1584) — сын Василия III и Елены Глинской. Венчан на царство в 1547 после непродолжительного регентства матери и правления бояр. Эта же дата считается началом образования Московского царства (1547—1721), когда Иоанн IV Васильевич во время коронации принял титул «царя Всея Руси». Таким образом, утверждал себя в качестве суверенного правителя и наследника византийских императоров (Иоанн был внуком Софии Палеолог, племянницы последнего императора Византии). Однако притязания великих московских князей на царский титул прослеживаются еще от Ивана III, когда из Византии были заимствованы многие ритуалы и символика. Примерно к тому же времени относится рождение концепции «Москва — третий Рим», утверждавшей мессианскую роль России в качестве главного оплота православия. В 1550-е провел ряд реформ при участии узкого круга приближенных лиц — Избранной рады. В это время был издан общерусский судебник, усовершенствована приказная система управления, создано постоянное войско стрельцов, созван Стоглавый собор (1551) для унификации церковных обрядов и решения вопросов канонизации, принято Уложение о службе, установившее обязанность для землевладельцев являться на войну «конно, людно и оружно». Осуществил ряд успешных походов по присоединению ханств — Казанского (1552) и Астраханского (1556), а также Башкирии (1557). Потерпел поражение в Ливонской войне за выход к Балтийскому морю (1558-1583). Из-за проводимой политики столкнулся с оппозиционными боярскими кругами, что привело к введению опричнины и политическим заговорам (1567 и 1569). Покровительствовал развитию культуры, церковному строительству и просвещению. «Грозным» Иван IV был прозван народом за казни политических изменников.

Портрет Ивана Грозного был написан примерно через полтора века после его смерти, преимущественно, с опорой на исторические и литературные описания. Таким образом, он представляет скорее воображаемый, нежели подлинный облик царя.

Новгородский трофей Ивана Грозного

Очередной рассказ из цикла «Жемчужины Ленинки» повествует о царской Псалтири (1370—1399), которая была дана вкладом в Троице-Сергиеву лавру и долгое время хранилась в ризнице монастыря. О Псалтири Ивана Грозного писал в своей книге «Очерки по истории русской книги XI—XVII вв.» главный научный сотрудник сектора рукописных книг научно-исследовательского отдела рукописей РГБ Иван Васильевич Лёвочкин (1934—2013).

Фото: Мария Колосова, РГБ

В книжном мире русского Средневековья видное место занимала Псалтирь — одна из библейских ветхозаветных книг. Её текст активно переписывали, украшали орнаментами и миниатюрами и одевали в красивые переплёты. «Псалтирь — одна из наиболее выразительных библейских книг. Но её выразительные качества особого рода. Глубоко личное содержание многих псалмов сообщает Псалтири лирическую взволнованность. Это поэтическое излияние человека, находящегося в состоянии душевного смятения. Он ищет опоры в Боге и уповает на Его помощь», — пишет в книге «Исследование Киевской Псалтири» Герольд Иванович Вздорнов.

Одним из интереснейших памятников является Псалтирь царя Ивана IV Грозного, хранящаяся в фондах научно-исследовательского отдела рукописей РГБ. Псалтирь Ивана Грозного изучена недостаточно. Это объясняется тем, что до 1917 года она хранилась в ризнице Троице-Сергиевой лавры и была практически недоступна для исследователей, а после, с начала 30-х годов XX века, когда эта книга вместе со всем собранием рукописей Лавры поступила в Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина, заниматься этим памятником стало неактуально. Но об этой Псалтири учёные, конечно, знали. Так, в 1881 году о ней писал архимандрит Леонид (Кавелин), затем спустя сорок лет Юрий Александрович Олсуфьев опубликовал «Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой лавры» (М.,1921), где описал миниатюры книги.

Палеографами и искусствоведами Псалтирь убедительно датируется второй половиной XIV века, хотя прямой даты её создания нет. Время изготовления книги установлено по сумме её признаков, характерных именно для второй половины XIV века. Псалтирь Ивана Грозного большого формата — 32×25 см. Пергамен, на котором написан текст с украшениями, хорошего качества, белый с лёгким желтоватым оттенком, достаточно эластичный, но не одинаковой толщины. Отдельные листы имеют изначальные дефекты — зашитые и незашитые дыры, которые образовались при выделке пергамена из шкур молодых телят и овец, и неровности листов, сохранившихся от времени раскроя пергамена для изготовления книги. Псалтирь Ивана Грозного сохранилась очень хорошо, на некоторых листах совсем нет следов реставрации. Лишь на отдельных из них есть незначительные загрязнения.

Фото: Мария Колосова, РГБ

При строении книги большие листы пергамена складывались пополам и формировались в тетради по восемь листов каждая. Несколько листов книги вшиты в тетради на фальцах, которые представляют собой «завесы» перед первой заставкой и перед двумя миниатюрами. Завесы — это листы пергамена с вырезанными в них прямоугольниками, вместо которых вклеены куски светло-розового шёлка. Назначение завес — предохранять красочный слой заставок и миниатюр от трения соседними листами.

Для заполнения листов пергамена текстом их предварительно разлиновывали заострённым предметом типа шильца (без красящего вещества). По горизонтали отчерчено по шестнадцать линий на каждом листе, по вертикали, для обозначения полей, по четыре линии. Текст написан чёрными чернилами в один столбец по шестнадцать строк на странице. Кроме чернил, для создания текста использовалась ещё киноварь, а на отдельных листах вместо киновари — коричневая краска. В письме заголовков и в инициалах употреблялись различные краски. В оформлении первой единицы, а также в миниатюрах использовалось золото.

Изогнутые мачты

Текст Псалтири Ивана Грозного написан уставным письмом, характерным для русских рукописных книг XIV века. Слова в этом письме практически не отделяются друг от друга, однако между некоторыми словами текста в строке проставлены точки, которые не являются знаками препинания по грамматическим правилам XX века. Внешний вид письма отдельных частей книги имеет некоторые особенности (например, толщина буквенных мачт) однако в целом оно по своим основным признакам едино. Это означает что оно исполнено одним мастером, который работал над текстом книги с перерывами и в связи с этим использовал разные перья. Мастер, который писал текст Псалтири, был замечательным книгописцем-каллиграфом. Помимо того, что каждую букву он выписывал тщательно и безошибочно, он умел ещё создавать и самые разнообразные лигатуры — соединения в одном искусственном знаке двух и даже трёх букв. Для написания лигатур книгописец использовал мачты одних каких-либо букв, которые становились мачтами же для других соседних букв в тех или иных словах. Так, например, для написания лигатуры АГ к букве Г присоединяется слева узкая петля; так поступает книгописец и для написания лигатур АП, АШ и других.

Фото: Мария Колосова, РГБ

Текст Псалтири Ивана Грозного характеризуется совершенством исполнения. Это не просто письмо, которое заполняет страницы книги. Этот текст имеет несколько уровней украшений: отдельные буквы, слово, строки, страницы и развороты. Так, буквы первых строк обозначения кафизм и псалмов написаны в три раза крупнее букв основного текста, а их графика приобретает несвойственную уставному письму архитектуру. Линии мачт у них, как правило, не прямые и вертикальные, а изогнутые и слегка наклонные. Подобные буквы имеются и в основном тексте, в начале некоторых отдельных слов. Эти крупные буквы украшаются «бусинками» и «чешуйками», написаны они с и использованием киновари и красок — синей и жёлтой. Марина Пуцко в книге «Псалтирь Грозного и некоторые вопросы изучения новгородского книжного искусства XIV века» пишет, что «заголовки кафизм и обозначения первых псалмов выполнены очень крупным уставным письмом», однако это скорее полууставное, но художественное письмо, которое встречается в заголовках и более поздних русских рукописных книг.

Змеи, птицы и чудовища

Эстетика художественного оформления Псалтири Ивана Грозного определяется разворотами блока книги. Каждый из этих разворотов неповторим. Они представляют собой гармоничное сочетание двух разнообразно украшенных страниц. Три разворота украшены заставками и два — миниатюрами. Оригинальность каждого из разворотов книги свидетельствует о высоком художественном вкусе и мастерстве создателей этой книги.

Фото: Мария Колосова, РГБ

В Псалтири более 180 крупных тератологических инициалов, которые по высоте занимают от трёх до пяти строк текста. Это начальные буквы первых слов текстов, которые предшествуют собственно Псалтири, и каждого из псалмов. По своему типу это развитая, «классическая» русская тератология. На синем фоне в инициалах изображены различные «чудовища» — фантастические змеи, птицы, звери и человекоподобные существа, фигуры которых вместе с элементами стилизованной растительности и «ремнями»-лентами образуют подобия тех или иных буквенных знаков. Все эти изображения исполнены киноварью с использованием жёлтой и синей красок и чернил. Как по композиции, так и по колористике инициалы исполнены мастерски. Рисовал их, вероятно, один мастер. По крайней мере, заметных различий в манере их исполнения практически не заметно.

Помимо тератологических инициалов, в книге имеются три заставки, исполненные также в тератологической манере. Эти заставки, как и инициалы, заполнены изображениями тех же фантастических существ, которые присутствуют в инициалах. Тератологическими являются и рамки в виде контуров храмов. Плоские контуры этих храмов полностью состоят из элементов тератологии, главными из которых являются «ремни»-ленты, образующие сложную сеть, в ячейках которой запутались «чудовища».

Фото: Мария Колосова, РГБ

Так как основой художественного оформления Псалтири Ивана Грозного являются тератологические инициалы, заставки и рамки, то этому следует уделить особое внимание. В специальной литературе тератологию (от греческого слова teraq — «чудовище») принято считать одним из видов орнамента. Однако в тератологических композициях инициалов, заставок и рамок основные признаки орнамента (ритмически повторяющиеся мотивы) просматриваются далеко не всегда. Следовательно, тератология — это не просто орнамент, а нечто иное, иной тип украшений-символов. К сожалению, вопросы происхождения и семантики тератологии остаются не разработанными и решаются неоднозначно. Одни исследователи считают тератологию бессмысленным «узорочьем», всего лишь украшением книг, не содержащим каких-либо общественно значимых идей. Однако есть и другое представление о русской книжной тератологии периода Средневековья. Так, Никита Касьянович Голейзовский считает, что различные изображения фантастических существ в тератологии — это символы христианской религии. Например, тератологическое плетение, которое обязательно сопровождает изображения фантастических монстров, — это евангельские «сети», «мрежи».

Но тератологические композиции в русских рукописных книгах (и не только в них), состоящие из переплетения тел и хвостов различных чудовищ, а также рук и ног антропоморфных существ («сети», «мрежи»), могут означать и иное, а именно — невидимый человеком мир духов, соблазнов, грехов, которых следует страшиться и избегать. Здесь необходимо отметить, что тератология известна не только в христианстве, но и в других духовных системах. При этом она известна, как уже отмечалось, в фольклоре и в бытовых предметах.

Фото: Мария Колосова, РГБ

Наблюдения над инициалами Псалтири Ивана Грозного позволяют сделать вывод о том, что их содержание имеет связь с текстом. Так, некоторые из инициалов этой книги состоят только из переплетений ремней, которые обязательно украшаются стилизованными «цветами». Такие инициалы — это первые буквы псалмов, прославляющих Бога.

Круг Феофана Грека

Как уже упоминалось, в Псалтири, о которой идёт речь, имеются две миниатюры. Обе они помещены в рамки в виде плоского контура храма, состоящего из различных элементов тератологии. На первой из этих миниатюр изображён пророк Давид. В одной руке он держит свиток, другая поднята вверх. При всём мастерстве миниатюриста, который создал эту миниатюру, следует заметить, что правая рука Давида производит впечатление несовершенства её рисунка: длинные пальцы её не пропорциональны фигуре пророка. Другая миниатюра, на которой изображён один из авторов псалмов Асаф, вероятно, исполнена тем же мастером, что и первая. Асаф изображён в виде поясного «портрета». В опущенной левой он держит свиток, а правая прижата к груди, левая рука Асафа производит странное впечатление, её пальцы нарисованы небрежно и неумело.

Фото: Мария Колосова, РГБ

В 1961 году Виктор Никитич Лазарев опубликовал монографию о творчестве Феофана Грека, в которой несколько слов посвящено миниатюрам Псалтири Ивана Грозного. Автор высоко оценивает эти миниатюры и делает вывод об их близости к живописи новгородских мастеров круга Феофана Грека. Через три года вышла в свет монография Алексея Николаевича Свирина, посвящённая искусству книги Древней Руси. О Псалтири Ивана Грозного учёный писал: «По справедливости данную рукопись надо отнести к числу великолепных произведений книжного искусства XIV века».

Миниатюрам Псалтири Ивана Грозного определённое внимание уделяла Ольга Сигизмундовна Попова. Вслед за Лазаревым она считает миниатюриста, который написал обе эти миниатюры, мастером круга Феофана Грека и пишет о том, что эти миниатюры по своим особенностям близки к росписям новгородских церквей Волотова поля и Федора Стратилата. Характеризуя миниатюры Псалтири, Попова писала: «Фигуры Давида и Асафа написаны уверенно, легко и точно, рукой очень опытного мастера. Немногословность живописных средств и точность их выбора выдают руку фрескиста. В миниатюрах ощущается эскизность, но одновременно — полная законченность». В целом с этой характеристикой миниатюр Псалтири Ивана Грозного следует согласиться, однако обе эти миниатюры требуют более тщательного изучения.

«Книга глаголемая Псалтирь»

Большой интерес вызывает и переплёт Псалтири. В 1926 году Юрий Александрович Олсуфьев опубликовал работу о серебряных изделиях, хранящихся в Троице-Сергиевой лавре, в которой описал этот переплёт, однако не полно и несколько односторонне. Этот переплёт нельзя считать окладным, хотя он и украшен прекрасными серебряными деталями. Основная поверхность его крышек оставлена свободной от покрытия специальным металлическим изделием, обязательным для окладных переплётов. Датируется переплёт тем же временем, что и вся книга — второй половиной XIV века. В его основе массивные деревянные доски толщиной до 1,5 см. По торцам досок вырезаны желобки. Доски оболочены рытым бархатом, который утратил своё первоначальное состояние, он выцвел, поверхность сильно потёрта. Торцевые части углов обеих крышек окованы серебряными пластинами с гравированным орнаментом стилизованных растительных мотивов. По углам крышек укреплены серебряные наугольники с выступами в сторону центра. В центре верхней доски помещён средник в виде шестиконечной серебряной решётчатой фигуры, состоящей из шести колец, внешняя сторона которых оканчивается трилистником. В центре каждого из колец находится фигурка барса, изо рта которого выходит стилизованная веточка. В центре этой композиции — шестилепестковая розетка. По краям доски укреплены четыре серебряные жуковины в виде ребристых полусфер. На нижней доске находятся шестнадцать подобных жуковин. Застёжки не сохранились. Лишь на нижней крышке сохранилась деталь одной из них в виде серебряной петли.

Фото: Мария Колосова, РГБ

Верхние и нижние углы крышек переплёта соединены плетёным капталом, который своими концами заходит на торцевые части досок. Обрез Псалтири ровный, что для пергаменной книги XIV века не является характерным. Все три стороны обреза тонированы малиновой краской, однако не полностью. В центре каждой из сторон оставлены чистые места в виде геометрических фигур, в которые высокими и узкими буквами вписано: «книга/глаголемая/псалтирь».

Новгородский трофей

Надпись на первом листе Псалтири свидетельствует о том, что эта книга некогда принадлежала царю Ивану IV Грозному, который передал её в Троице-Сергиев монастырь. Известно, что царь Иван Грозный знал и любил книгу. Николай Зарубин, который занимался историей Либереи, не сомневался, что Псалтирь входила в состав библиотеки царя Ивана IV: «Была дана Грозным в Троице-Сергиев монастырь по князе Василии Ивановиче Шуйском из рода Скопиных-Шуйских».

Фото: Мария Колосова, РГБ

Если считать, что Псалтирь XIV века была создана в Новгороде, как пытаются доказать искусствоведы, и что она входила в состав царской библиотеки, тогда неизбежно встаёт вопрос: когда и при каких обстоятельствах она оказалась у царя Ивана IV Грозного? Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно, однако предположительно обозначить время и обстоятельства её появления в Москве вполне допустимо. В 1570 году царь Иван Грозный совершал карательный поход на Новгород Великий, в результате которого были взяты новгородская казна и сокровища ризницы Софийского собора. Не исключено, что среди «трофеев» этого похода была и ценная высокохудожественная Псалтирь XIV века. Впрочем, эта Псалтирь могла оказаться в Москве в результате и других обстоятельств. Например, её мог привезти из Новгорода Великого ставший митрополитом Московским и Всея Руси Макарий, который не менее, чем царь Иван IV, знал и любил книги. Допустимо также предполагать, что Псалтирь, которую передал в Троице-Сергиев монастырь царь Иван IV, могла быть создана и в великокняжеской книгописной мастерской, известной ещё со времени Ивана Калиты. Сохранились две драгоценные книги, созданные в этой мастерской в первой половине XIV века, — знаменитое Сийское евангелие и Евангелие-Апостол великого князя Московского Симеона Гордого, художественный уровень которых не менее высок по сравнению с Псалтирью царя Ивана IV Грозного. К сожалению, источники, известные специалистам XX и начавшегося XXI веков, не содержат необходимых сведений по истории происхождения и судьбе Псалтири Ивана Грозного.

По своему содержанию она неповторима, как неповторима и по манере своего художественного оформления. Являясь одним из выдающихся памятников искусства и культуры России периода Средневековья, она — живое свидетельство высочайшего художественного вкуса и таланта тех русских мастеров, которые трудились над её созданием.

Фото: Мария Колосова, РГБ

(Опубликовано: И. В. Лёвочкин. Очерки по истории русской книги XI—XVII вв. М.: Пашков дом, 2009).

отражение в научно-исследовательской, научно-экспозиционной и научно-образовательной деятельности музеев»

Дата проведения

10 марта 2021 года

Время проведения

c 11:00 до 13:30

Регистрация

Научно-методический отдел Государственного исторического музея продолжает новый проект 2021 года — серию вебинаров по теме: «Презентация отечественной истории в музее: проблемы и решения» и приглашает вас принять участие во втором вебинаре «История России XVI века. Правление Ивана Грозного: отражение в научно-исследовательской, научно-экспозиционной и научно-образовательной деятельности музеев», который пройдет 10 марта 2021 года.

Партнеры вебинара: Музеи Московского Кремля и Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская Слобода» (г. Владимир).

Научный руководитель вебинара: заведующая научно-методическим отделом Государственного исторического музея Скрипкина Любовь Ивановна.

Куратор вебинара: методист I категории научно-методического отдела Исторического музея Емельянова Екатерина Юрьевна.

Техническая поддержка: научный сотрудник научно-методического отдела Исторического музея Махтева Юлия Игоревна.

    Участникам вебинара предлагается выступить с докладами и обсудить следующие темы:
  • эпоха правления Ивана Грозного в современных научных исследованиях;
  • методы и приемы интерпретации периода XVI столетия в научно-экспозиционной работе музеев;
  • проблемы музеефикации памятников Средневековья, в том числе культовых сооружений;
  • музейные образовательные программы, презентующие время правления Ивана Грозного: цели, задачи, методические особенности разработки с учетом восприятия различными возрастными категориями посетителей;
  • игровые аспекты и интерактивные компоненты в представлении эпохи Ивана Грозного: особенности музейного прочтения;
  • тематические творческие пособия к музейно-образовательным программам: особенности их разработки и создания;
  • современные технологии и пути их применения в музейном пространстве;
  • представление времени Ивана Грозного и его личности на музейных сайтах и в социальных сетях.

Участникам вебинара также будет представлен межмузейный образовательный проект «Царь Иван IV Грозный и его эпоха», действующий с 2019 года, инициатором создания которого выступил научно-методический отдел Исторического музея. Партнерами проекта стали Музеи Московского Кремля и музей-заповедник «Александровская слобода». Создатели проекта поделятся опытом своей работы, расскажут о музейных занятиях, проводимых в его контексте; об успехах и проблемах проекта.

Участие в вебинаре бесплатное. По итогу проведения выдается электронный «сертификат участника».

Для участия в вебинаре заполните, пожалуйста, форму или пришлите на почту научно-методического отдела [email protected] следующие данные (обязательно для докладчиков): ФИО, занимаемую должность, электронный адрес (на который будет выслана ссылка на zoom-конференцию) и номер вашего телефона для оперативной связи.

Ученые оценили шансы узнать по останкам детали жизни Ивана Грозного :: Общество :: РБК

Он считает, что проводить такие исследования следует обязательно, даже если надежды на значительный результат невелики. «Исследования могут дать результат, но нет гарантий, что результат будет обязательно значимый. Но, если попыток не предпринимать, не узнаем нового», — отметил ученый.

Археологи нашли в московском Кремле фрагменты здания XVI века

Читайте на РБК Pro

По мнению первого заместителя председателя правления Российского общества историков-архивистов, доктора исторических наук Григория Ланского, исследования помогут реконструировать образы Ивана Грозного и женщин, однако определение точных причин смерти будет зависеть от сохранности их останков.

«Вполне возможна некая условная реконструкция образа. <…> Что касается музейной ценности, люди смогут увидеть некий образ. Относительно выяснения деталей смерти, умер при неизвестных обстоятельствах, тут вопрос в сохранности останков. Обстоятельства смерти выяснить можно», — сказал Ланской.

В Москве археологи нашли древнерусские монеты

В результате таких исследований можно выяснить, чем питался человек и где он проводил большую часть времени, заявил антрополог, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский. Возможно определить и причину смерти — не был ли отравлен человек, добавил он.

«Например, можно узнать диету, что он ел. Можно смотреть не только, чем питался, но и то, где он больше времени проводил. Когда, например, какие-то экзотические продукты не ожидаешь увидеть, а у него оказываются. Все это может отразиться. Можно установить состав мышьяка, ртути и так далее, если они были, то есть не отравили ли его», — сказал он РБК.

Иван Грозный, части I и II | Текущий

Великолепный синтез разрозненных форм, последний фильм Сергея Эйзенштейна кажется таким же балетом, оперой или движущейся картиной (или шоу мутантов кабуки), как и фильмом. Двухчастный Иван , Ужасный , тщательно продуманный выдающимся композитором Сергеем Прокофьевым, не похож ни на один другой спектакль.

Эйзенштейн продолжил свою костюмированную эпопею 1938 года Александр Невский портретом московского царя-воина Ивана IV, современника Генриха VIII и Елизаветы I, известного как «Грозный» за свою жестокость. автор гос. рус.Официальное искусство с удвоенной силой, Иван Грозный открывается в 1547 году на фоне византийского зрелища коронации Ивана и, переходя от одного кризиса его абсолютной власти к другому, справляется с устойчивой интенсивностью, что тем более примечательно для его относительное отсутствие обычного действия.

В Иван Эйзенштейн заново изобрел исторический эпос Александр Невский как камерный пьес, одновременно страдающий манией величия и клаустрофобией.Замысел грандиозный. Натурализма почти не существует. Спектакли такие же телеграфные и преувеличенные, как и в немом кино. В фильме создается своя знаковая система. Ответные кадры, сведенные к движениям глаз крупным планом, подчеркивают пронизывающую атмосферу интриги, ревности и слежки. Даже зрелище битвы используется как своего рода условное обозначение застывшей истерии. (Между тем партитура Прокофьева сочетает две враждующие темы, чтобы показать две стороны личности Ивана — драматический боевой зов благородства соперничает с джазовой гобоевой трелью тошнотворной подозрительности.)

Не более чем двумя десятилетиями ранее Эйзенштейн атаковал ультраэкспрессионистский Cabinet of Dr . Caligari как образец декадентской театральности. Здесь, используя все ресурсы мизансцены (игра теней, реквизит музейного качества, диковинные костюмы) и нарезка музыки или хореографических жестов, метод Эйзенштейна выходит за рамки того, что французы называли caligarisme , и приближается к анимации. Иван стилизован под Snow White и Seven Dwarfs , а также Pinocchio .Несмотря на то, что он вдохновлен вытянутыми фигурами Эль Греко, сутулый худощавый Иван Николая Черкасова в равной степени мог быть смоделирован по образцу стервятника Диснея. (Действительно, когда Эйзенштейн готовил Иван , он делал заметки для эссе об американском мультипликационном магнате, наблюдая за Disney Peter и , Wolf : «Как интересно! Он и я — Прокофьев. . »)

Крайность видения Эйзенштейна едва ли не соответствует ситуации его главного героя.Сирота, взошедший на престол Московии в трехлетнем возрасте, Иван окружен внутренними и внешними врагами. Помимо боевых сцен, действие почти целиком происходит в извилистых коридорах пещеры без окон — декорации, которые делают паранойю осязаемой, особенно во второй части фильма. В этом Эйзенштейну удалось воплотить в жизнь невыразимое качество русской жизни при Сталине.

Среди прочего, Иван — шедевр сталинской архитектуры.Как заметил историк Джеймс Х. Биллингтон в своей интерпретирующей хронике русской культуры Икона и Ax , «гигантские мозаики в московском метро, ​​ненужные шпили и фантастические оборки общественных зданий, свинцовые люстры и темные фойе приемных — все это возвращает историческое воображение в мрачный мир Ивана Грозного ». К 1941 году аналогия была почти официальной. Ивановский террор не только предоставил средства для легитимации сталинской, но и царской войны XVI века против Ливонии, предложив историческое оправдание сталинской аннексии прибалтийских государств.( Иван Эйзенштейна проходил параллельно с многопартийным историческим романом Валентина Костылева и переизданием биографии 1922 года, дополненной цитатами из Сталина.)

Но Иван также представляет опыт Эйзенштейна в том, что русские называют Великой Отечественной войной. В июне 1941 года, когда режиссер работал над сценарием своего трехсерийного эпоса, нацистская Германия вторглась в Советский Союз. Той осенью Москва подверглась сильным бомбардировкам, и большая часть киностудий «Мосфильма» была эвакуирована за Урал в Алма-Ату, столицу Республики Казахстан.Там, после многих задержек и Сталинградской битвы, Иван начал снимать весной 1943 года. Поскольку из-за военных действий электроэнергия была в дефиците, большая часть съемок велась ночью.

Иван Грозный , Part Премьера состоялась за несколько месяцев до падения Берлина. Фильм не только инсценировал обещание Ивана сделать Москву «третьим Римом» и закончился извилистым шествием русского народа по снегу, умоляя своего вождя вернуться к нему, это был триумф, который предвещал большее, а именно победу над нацистами во Второй мировой войне.(Тем не менее, многие понимали, что это касается внутренней политики Советского Союза. Когда фильм открылся в США в 1947 году, Джеймс Эйджи сравнил его с историческими пьесами Шекспира: «политически более осведомленным и несравненно более горячим в обращении».) Эйзенштейн принял Сталина. приз и сразу же приступили к съемкам Part II , в комплекте с оргиастическим красно-черным и золотым банкетным эпизодом, который был снят на цветном ложе Agfa, захваченном у немцев.

Иван Грозный , Часть II , также известный как Боярский участок Участок был завершен в феврале 1946 года, когда Эйзенштейн перенес сердечный приступ (возможно, вызванный напряжение отделки пленки).Если советские власти ожидали увидеть славный рывок Ивана к Балтике, они были грубо разочарованы. Вторая часть Ivan , даже более радикальная по своей стилизации, чем первая часть, представляет безошибочное, хотя и средневековое, видение сталинского правления, изобилующее политическими убийствами и тайной полицией. (Не менее тревожны, пожалуй, манерные, если не откровенно гомоэротические, прикосновения, которые Эйзенштейн придал своему изображению двора Ивана.) Иван Грозный , Часть II был осужден как «ошибочный» ЦК и его выпуск задерживался.Эйзенштейна и Черкасова вызвали в Кремль на урок истории от самого Сталина. «Иван Грозный был очень жестоким», — сказал им советский диктатор. «Вы можете изобразить его жестоким человеком, но вы должны показать, почему он должен был быть жестоким».

Эйзенштейн принял критику Сталина. Хотя он получил разрешение продолжить работу, его все более ухудшающееся состояние здоровья не позволяло ему делать это. (Повторные кадры для Part II никогда не снимались, а Part III было заброшено после четырех барабанов, хотя пятиминутный фрагмент существует.Режиссер умер в 1948 году, всего через несколько недель после своего 50-летия. Неизданный и бескомпромиссный, Part II не будет публично показан еще десять лет. Полная версия Ivan , Terrible наконец-то была представлена ​​на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году как свидетельство постсталинской «оттепели» Советского Союза. Хотя тогда это казалось анахроничным пережитком давно минувшей эпохи, Иван к концу 1960-х заметно повлияет на два самых амбициозных и сомнительных фильма, снятых в Советском Союзе того десятилетия — Андрея Рублев Андрея Тарковского и Рублев Серж Параджанов совсем другой Sayat Nova .Сегодня эта уникальная работа признана кульминацией экстраординарной и трагической карьеры Эйзенштейна.

Мини-сериал о нацистском процессе над «Иваном Грозным» такой же захватывающий, неограниченный, как в жизни

НЬЮ-ЙОРК — Netflix — это медиа-гигант, который безвозвратно изменил ландшафт развлечений во многих отношениях. Хотя он, возможно, хочет поставить на передний план своих престижных режиссеров полнометражных фильмов, таких как Мартин Скорсезе, Ноа Баумбах, Ава Дюверне и Альфонсо Куарон, все знают, что это программа «подожди, я должен увидеть еще один», которая держит всех на крючке.Это означает кулинарные шоу, британские мыльные оперы и, возможно, несколько мрачные, документальные фильмы о настоящих преступлениях.

Netflix стал хитом продаж с фильмом «Making A Murderer» в 2015 году, и с тех пор он выкачивает их, как часы. Многие смотрят на них, как ни странно, как на некую утешительную пищу. Все сериалы следуют формуле (множество скрытой информации появляется в конце каждого эпизода), чтобы исследовать более темные импульсы человечества в ужасной, но увлекательной манере. Что-то с заголовком «Злой гений: правдивая история самого дьявольского ограбления банка в Америке» вызывает непреодолимое желание таблоидов.Вот почему я был немного удивлен, когда узнал, что они написали о попытке геноцида еврейского народа.

Джон Демьянюк был моим первым нацистом. Я был слишком молод для суда над Эйхманом или марша в Скоки, штат Иллинойс. Представление о настоящих живых нацистах — будь то те из Европы, которые убили большую часть семьи моего отца, или современные люди, носящие свастики не только для шока, — ощущалось за миллион миль от меня. Я вырос в пригороде Нью-Джерси среди множества других евреев.Нацистов было чем наблюдать, когда Индиана Джонс выбрасывает их из джипов.

Но в середине 1980-х вечерние новости представили старика из района Огайо, который ничем не отличался от моего собственного заднего двора. Его восточноевропейский акцент был как у моего деда, так и у дедов всех моих друзей. Но Иоанн Демьянюк был, по мнению многих, охранником концлагеря, и не просто охранником, а демоническим «Иваном Грозным», олицетворением чистого порочного зла, которого не могло существовать в реальности, тем более в этой стране.

«Конечно, это он!» — прошипела моя двоюродная бабушка, когда его фото показали по телевизору. «Мы не знаем, мы не знаем», — отвечал мой дед, самоучка и фермер, который никогда не позволял страстям затуманивать свой разум. Иван Грозный (кто мог произнести Демьянюк?) Был постоянной темой для разговоров в течение многих лет. И он напугал меня.

Получите ежедневное издание The Times of Israel по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости

Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями

И это суть дела, отраженная прямо в названии этого документального фильма из пяти частей: «Дьявол по соседству.«Неужели желание хладнокровно подчиниться Окончательному решению действительно таится в сердцах, казалось бы, добрых людей, покупающих продукты рядом с нами? И не просто «подчиняться», а получать удовольствие?

Иван Грозный, охранник газовой камеры Треблинки, издевался над осужденными и мучил их. У него был меч и ради забавы он калечил заключенных. Он отрезал женщинам груди за несколько минут до их смерти, просто потому, что хотел. А теперь выяснилось, что это чудовище маскировалось под кроткого вышедшего на пенсию рабочего конвейера за пределами Кливленда.Он нравился всем, кто знал его на заводе Ford. Его семья утверждала, что он был самым добрым человеком, который когда-либо жил. Может быть, это всего лишь случай ошибочной идентификации.

Медленный процесс экстрадиции из Соединенных Штатов в Израиль и последующие судебные процессы составляют основную часть этой серии. Просто следовать по пути Демьянюка от сюжета к сюжету — значит поддерживать интерес. Но режиссеры Йоси Блох и Даниэль Сиван мудро знают, когда есть смысл отдохнуть от лавины сюжета, созданной комментаторами говорящих голов.Эмоция, естественно, исходит от показаний свидетелей.

Трое адвокатов, защищающих Джона Демьянюка, не показаны, внимательно рассматривают документы и фотографии во время слушания по делу Демьянюка в Иерусалиме, Израиль, 10 марта 1987 года. Адвокаты слева направо, Джон Гилл, израильский адвокат Йорам Шефтель , и Марк О’Коннор. (AP Photo / Anat Givon)

Большая часть «Дьявола по соседству» развивается стремительно. Графика летает по экрану, новые улики обсуждаются быстрыми информационными всплесками.Но ближе к концу первой серии мы слышим наш первый голос из прошлого — старую видеозапись процесса в Иерусалиме, в которой человек, груз истории своего народа на плечах, пытается выразить, кто такой Иван. Грозный.

В триллере 1976 года «Марафонец» есть сцена, где бывший нацист (по мотивам д-ра Йозефа Менгеле) идет в алмазный район Нью-Йорка и узнается выжившими из лагеря как der weisse Engel (прозвище Геббельса, Белый ангел).Сцена разыгрывается для драмы, но она устрашающе предсказывает момент из судебного процесса, когда оставшийся в живых по имени Элиягу Розенберг подошел к Демьянюку на скамье подсудимых, чтобы «посмотреть ему в глаза».

Джон Демьянюк кричит о своей невиновности, когда его проводят мимо скамьи судьи в здании суда Иерусалима 18 апреля 1988 г. (AP Photo / Max Nash)

Это момент чистого ужаса, но то, что происходит дальше, становится кошмаром для типичного зрителя фильма «Настоящее преступление Netflix». Появляются доказательства того, что Розенберг несколько десятилетий назад хвастался, что участвовал в восстании Треблинки и убил Ивана Грозного.

По стандартам телевизионного зала суда показания Розенберга не следует принимать во внимание. Но те, кого коснулся Холокост (например, каждый живущий еврей и многие неевреи), склонны понимать, что обычная психология не совсем понятна в отношении выживших и того, как они могли действовать или что они могли сказать сразу после того, как их семьи были убиты. систематически убиваемый государственной машиной зла. Этот документальный фильм, к его огромной чести, понимает это.

Помимо доступа к исходным материалам судебного разбирательства, «Дьявол по соседству» в полной мере использует человека, который всегда готов поговорить.Говоря абстрактно, юрист Йорам Шефтель (до сих пор вызывающий волну) является частью благородного дела. Без надлежащего защитника не может быть справедливости. Но я процитирую из «Большого Лебовски» Джоэла и Итана Коэнов, чтобы описать его: «Ты не ошибаешься… ты просто засранец». Показано, что он очень доволен тем, что во время судебного процесса над Демьянюком был самым ненавистным человеком в Израиле.

Бывший на пенсии автомобильный рабочий из Огайо Джон Демьянюк приветствует своего израильского адвоката Йорама Шефтеля в начале судебного заседания в Иерусалиме 17 февраля 1987 года.(AP Photo / Anat Givon)

Шефтель, который водил не просто показную спортивную машину, а немецкую, танцевал вплоть до тролля. Но он, бесспорно, сообразительный и забавный на камеру. Вы не знаете, смеяться или шипеть. Однако американский адвокат Демьянюка Марк Дж. О’Коннор — змея, и это видно с самого начала. В конце концов, неудивительно, что у него есть связи с отрицателями Холокоста, а его отец, который работал в правительстве после войны, был замешан в очень открытой политике впускания бывших нацистов в Соединенные Штаты.

Но главным действующим лицом во всем этом является сам Демьянюк. В одну минуту он предстает жертвой Кафки, бормочущим стариком в майке, который клянется, что они поймали не того парня. Это ужасно. Может, он невиновен. Затем он обращается к израильской прессе с самодовольным «Шалом», поворачивая нож для всех оставшихся в живых, которые могут наблюдать. Это тоже ужасно. Он должен быть виноват.

Уроженец Украины Джон Демьянюк, одетый в коричневый костюм и белую рубашку с открытым воротом, сопровождается израильскими полицейскими по прибытии в аэропорт Тель-Авива 28 февраля 1986 года после его экстрадиции в Израиль из США.(AP Photo)

Блох и Сиван любят играть в эту игру, заставляя вас регулярно пересматривать свои собственные догадки. Они также хорошо демонстрируют, насколько судебные процессы повлияли на израильские рассуждения. В Соединенных Штатах, после экстрадиции Демьянюка, это не слишком часто становилось популярным. Несмотря на то, что я знал конечный результат, были определенные аспекты, которые были для меня новыми. Итак, чтобы ответить на базовый вопрос: «Дьявол по соседству» хорош, все, что я могу сказать, это то, что я намеревался просто посмотреть первый эпизод, а следующее, что я знал, было в 3 часа ночи, и я закончил его в залпом.

Была середина ночи, и я столкнулся с тихим домом и неспособностью уснуть. Как ни крути, я все больше и больше читаю об американском неонацизме в пост-Шарлоттсвилльскую эпоху. Недавно просочившаяся аудиозапись, на которой Ричард Б. Спенсер кричит: «Жидкий!» все еще звенело у меня в ушах. Я понял, что Джон Демьянюк, возможно, был моим первым нацистом, но, к сожалению, он будет далеко не последним.

Топ-10 фактов об Иване Грозном

Фото Николая Неврева — Викимедиа

Топ-10 фактов об Иване Грозном

Иван IV Васильевич был первым русским царем, правившим между 1547 и 1584 годами.Его отцом был Василий III, правивший Великим княжеством Московским.

Иван был известен под несколькими титулами, такими как Иван Грозный, Иван грозный и Иван грозный. После смерти отца он стал великим князем Москвы с 1533 по 1547 год.

Когда он достиг совершеннолетия, он был коронован как царь всея Руси. Ивану было 16 лет, когда он стал царем. Именно он сделал Москву столицей России.

Как первый русский царь, Иван Грозный внес в страну много преобразований.К сожалению, это дорого обошлось людям и экономике страны.

Как видно из его имени, Иван был одним из самых жестоких лидеров, когда-либо бывших в России. Узнайте больше об Иване Грозном из 10 самых популярных фактов ниже.

1. Иван Грозный был первым царем России

Фото Виктора Михайловича Васнецова — Wikimedia

Иван был коронован царем в 1547 году, когда он официально достиг совершеннолетия. Он руководил всей территорией России. Это был первый раз, когда в России был царь.

До того, как Иван стал царем, все правители, включая его отца, были известны как великие князья. Утверждается, что этот титул был самопровозглашенным.

Иван Грозный верил, что его сила исходит непосредственно от Бога. Этот титул также давал ему рычаги влияния перед европейскими монархами.

Он был признан королевой Елизаветой I, императором Максимилианом II из Рима и некоторыми другими. Иван даже пошел вперед и сделал предложение королеве Елизавете I, она, к сожалению, отклонила его предложение.

2. Иван Грозный потерял папу в младенчестве

Папа Ивана, Василий, умер через три года после его рождения. Ни у одного из них не было возможности хорошо узнать другого. Василий получил ранение на охоте.

К сожалению, медицина 16 века не смогла улучшить его бедро. Инфекция распространилась, и он потерял жизнь. В трехлетнем возрасте Иван был объявлен великим князем Москвы.

Поскольку он был слишком молод, чтобы править, его мать была назначена его доверенным лицом.Она умерла в 1538 году, и есть предположения, что ее смерть была отравлена.

Иван и его младший брат остались под защитой своих подопечных. Страной правили клан Глинских и семья Бельских.

Как и большинство сирот, Иван и его брат находились в запустении. У них было мало еды и почти ничего. Считается, что это обращение сильно повлияло на его жестокое руководство.

3. Детство Ивана Грозного было неприятным

Фото Кэтрин Чейз на Unsplash

Иван осиротел в очень молодом возрасте, это оставило его на милость своей подопечной.Подопечная не заботилась о нем должным образом, он оставил Ивана с самыми элементарными потребностями.

Ему также не разрешали общаться с другими детьми, оставляя его без друзей. Его большая семья действительно обращала на него внимание, либо вместо этого они были больше сосредоточены на созревании семейных распрей.

Чтобы скоротать время, Иван зарылся головой в книги и истязал зверюшек. Еще он играл на тромбоне, пил пиво и убивал всех, кто попадался ему навстречу.

Иван унес эту ярость с собой на свой Царь-корабль, за что получил имя Иван Грозный.

4. Иван Грозный был набожным христианином, несмотря на свою жестокость

Александр Литовченко — Викимедиа

Это может быть сюрпризом, но Иван был стойким христианином. Он добился того, чтобы вся территория России исповедовала христианство.

Иван регулярно ходил на воскресную службу и всегда каялся в своих грехах. Он также способствовал благополучию священников и монастырей. Однако по его приказу было убито несколько священников.

Он считал себя представителем Бога на Земле и наказывал людей.Иван велел топить и сжигать заживо.

Проведя большую часть детства в одиночестве и читая книги, Иван стремился научить детей читать и писать.

Ему помогала датская типография, и он основал первую типографию в Москве. Религиозные лидеры организовали школы, в которых учились дети.

5. У Ивана Грозного было несколько жен

Портрет Ивана Грозного с шестой женой. Фото Григория Седова — Викимедиа

Несмотря на то, что Иван был преданным христианином, он нарушил церковные законы, женившись более чем на одной жене.Он был женат на семи женах.

Иван все еще подумывал о том, чтобы добавить в него жену Мэри Гастингс, дальнюю родственницу королевы Англии Елизаветы I.

Он приказал казнить митрополита Филиппа за измену, впоследствии свергнув новгородского архиепископа Пимена. Во время этой бойни было убито несколько священников.

У Ивана было восемь детей, его старший умер в 1581 году. Считается, что он случайно убил собственного сына.

6. Иван Грозный убил своего сына и внука

Иван Грозный держит сына на руках.Фото Ильи Репина — Викимедиа

Иван прожил жизнь, похожую на сценарий голливудского триллера. У него было три сына и пять дочерей.

Однажды он поспорил со своим старшим сыном и в гневе ударил его по голове. Он использовал тяжелый железный прут, мгновенно убив его.

У второго сына Ивана были проблемы с психическим здоровьем, и он считался непригодным для продолжения своего отца. Третий сын умер в нежном возрасте; причина смерти остается неизвестной.

Картина в Третьяковской галерее в Москве изображает Ивана, сжимающего безжизненное тело своего сына, сидящего на полу.

Это был не единственный досадный случай, — поспорил Иван с женой сына. Несмотря на то, что она была беременна, Иван избил ее, и у нее случился выкидыш.

7. Иван Грозный централизовал правительство России

После прихода к власти Ивана он изменил структуру правительства России. Он модернизировал политическую систему в России.

Он также создал агентство под названием «Опричнина», которое подчинялось только ему. Агентство выступило в роли его охранника и изменило традиционную иерархию власти.

Это означало, что вся власть и власть были переданы царю. Он также назначил своих сторонников на влиятельные должности в правительстве.

Несмотря на то, что он иностранец, его стиль руководства оказался практичным и гибким. Унаследовав сломанное правительство, Иван Грозный ввел налоги, чтобы спасти разваливающуюся экономику.

Он также установил тесные деловые связи с Англией для торговых и военных союзов. Его усилия привели к возрождению российской экономики.

8. Портреты Ивана Грозного могут быть неточными

Александр Литовченко — Викимедиа

Насколько Иван был известен своей жестокостью, о его внешности известно очень мало. Его портрета, написанного при жизни, не существует. Большинство существующих портретов были сделаны после его смерти.

Он, однако, описан как высокий, полный, с большими глазами, густой рыжей бородой и энергичный. Иван был лысым, как того требовала российская таможня.

Его зять описал его как недоброжелательного человека с кривым носом.

Картины царя изображают человека, похожего на злодея. Эти картины могут не соответствовать живому изображению Ивана Грозного.

9. Иван Грозный за время своего правления провел несколько войн

Иван провел все свое правление, сражаясь с соседями в стремлении расширить свою территорию. Он победил Казанское и Астраханское ханства и сделал их русской территорией.

Все пошло не своим путем. Иван проиграл Ливонскую войну против Швеции и Польши в 1583 году. Поэтому Россия не могла выйти к Балтийскому морю.

10. Причина смерти Ивана Грозного до сих пор неизвестна

Фото Вячеслава Шварца — Викимедиа

Интересное видео про Ивана Грозного:

Иван Грозный умер в марте 1584 года. Его смерть наступила не по естественным причинам. Считается, что его отравили противники.

У него случился сердечный приступ во время игры в шахматы, он упал на спину.Военнослужащие отнесли его в личные покои, где он умер.

Лилиан

Участники программы Discover Walks говорят со всех уголков мира — от Праги до Бангкока, от Барселоны до Найроби. Мы все можем принадлежать к разным слоям общества, но у нас есть одна общая страсть — учиться через путешествия.

Если вы хотите узнать историю города или вам просто нужна рекомендация для следующего приема пищи, команда Discover Walks предлагает постоянно пополняющуюся энциклопедию путешествий.

Чтобы узнать о местных достопримечательностях и получить полезные советы путешественникам, которых вы больше нигде не найдете, выполните поиск по любым ключевым словам на верхней правой панели инструментов на этой странице. Удачных путешествий!

Иван Грозный — OVO

Иван IV, прозванный «Грозный», был первым царем России. Иван родился в Москве 25 августа 1530 года. Его отцом был Василий III, государь Московского княжества. Иван потерял отца, когда ему было 3 года. Его мать стала регентом княжества, но умерла всего через пять лет.Вероятно, ее убили бояре, представители русской знати, участвовавшие в кровопролитных битвах за влияние при дворе. Юный Иван вырос в атмосфере насилия и питал лютую ненависть к аристократии. В 13 лет он начал систематическое устранение бояр.

Иван был коронован царем в 16 лет. Он был первым монархом, который использовал этот титул, производный от латинского слова «Цезарь». Через месяц он женился на Анастасии Романовне Захариной, невесте, выбранной из более чем 1000 девушек брачного возраста, привлеченных к суду.На протяжении многих лет Иван демонстрировал склонность к частым проявлениям ярости и беспричинной жестокости. Его психологическое положение ухудшилось после смерти его сына Деметрио и его жены Анастасии при подозрительных обстоятельствах. Оставшись вдовцом, он женится еще семь раз. Внешняя политика Ивана была агрессивной. Менее чем за 10 лет он покорил города Казань и Астрахань. Затем он начал долгую войну за Ливонию, территорию, включающую современные Эстонию и Латвию. Конфликт закончится поражением более 20 лет спустя.

Продолжая свою бесконечную борьбу с дворянством, Иван провел радикальную реформу, направленную на то, чтобы лишить бояр земли и власти. Он также сформировал опричники, личную армию, ответственную за гибель более 4000 человек в течение десятилетия. Крестьяне поддержали его борьбу с дворянством, дав Ивану прозвище «страшный», которое со временем превратилось в «Грозный». В 1581 году Иван завоевал Сибирь. Это будет последний успех его долгого правления. В том же году психическая нестабильность Ивана становилась все более опасной.Он яростно потряс невестку, в результате чего у нее случился выкидыш, потому что ее платье было слишком низким. Его сын, наследник престола, сильно поссорился с отцом из-за этого дела. Во время их боя Иван нанес своему сыну смертельный удар. Вина царя в случившемся довела Ивана до полубредового мистицизма. Он заставил суд провести многочасовые молитвы, за которыми обычно следовала серия казней. В последние годы жизни он решил стать священником. Иван IV скончался в Москве 18 марта 1584 года, вероятно, в результате отравления.Ему было 53 года. Он оставил своему сыну Федору империю, которая была сильной и растущей, но пронизанной глубоко укоренившимися и жестокими противоречиями.

Иван Грозный (сериал, 1976)

В воспоминание вступительной темы добавить: «Жизнь налаживается, скоро весна Девять футов снега — и сейчас только июнь.

Посмотри @ наш …….., посмотри на нашу удачу, Папа метрдотель, а мама водит грузовик!

Припев: ……… Проживает в Москве; жизнь в Москве становится лучше с каждым днем ​​- эй!

Здесь много друзей: водка и вино, Такая большая семья, часть из которых моя.

Плечом к плечу, как можно ближе, В моей квартире 9 — а мне нет места!

Припев (реприза) «

Это был ограниченный тираж сериала CBS, который выходил в течение года двухсотлетия в конце лета / начале осени. Я не помню, сколько эпизодов было записано на пленку, но всего 5 эпизодов этой пародии на советское Хотя он был популярен, Госдепартамент, очевидно, приказал CBS прекратить сериал под политическим давлением тогдашнего Советского Союза.Это была самая необычная семейная ячейка — по крайней мере, для 1976 года: отец Иван Петровский работал метрдотелем в крупной московской гостинице, его жена Ольга водила грузовик. Также в 1-комнатной квартире находились: их сын Николай, который был космонавтом, жена Николая Соня, их дочь Светлана, которая была балериной, их младший сын Саша, который, похоже, учился в начальной школе, бывший муж Ольги Владимир, который, казалось, делал zip, но высказывать свое мнение, мать Ольги Татьяна, которая водила поезда метро, ​​и Рауль Санчес — кубинский студент по обмену, который сел туда — плюс никогда не виданная, но когда-то слышанная собака по имени Распутин, которая оказалась запертой в комнате за закрытыми дверями.

Я также помню, как герой Ивана покойного великого Лу Якоби часто называл кого-то «юц» — что, вероятно, было модной фразой, означающей «дурак». Десять лет спустя покойная великая Эстель Гетти использовала его в своей героине Софии в «Золотых девушках». Я сам использовал это слово по сей день. На мой взгляд, самыми смешными были Лу Якоби (Иван) и Фил Лидс (Владимир — его «зять» — бывший муж жены Ивана Ольги) — два актера и персонажи хорошо дополняли друг друга в своей комедии, за ними следовали Кристофер Хьюитт, персонаж Федерова, который появлялся в каждой серии как другой чиновник типа Буттинского КГБ (в одном эпизоде ​​он был сотрудником агентства по безработице, в другом эпизоде ​​он наблюдал за тем, как семья Петровских давала интервью американскому тележурналисту Тому Скайлеру — очевидный взлет в реальной жизни. жизнь Том Снайдер — как типичная русская семья, чтобы убедиться, что семья изображается как высший средний класс, одалживая им оборудование для трансляции, с которым они, очевидно, были незнакомы [(e.грамм. Ольга кладет посуду в то, что они с Иваном думали, что это посудомоечная машина, а на самом деле это была стиральная машина!]).

В сериале были представлены типичные для Америки сюжеты ситкомов, которые, по их мнению, были бы советским поворотом — возможно, слишком близко, чтобы успокоить Советский Союз, который, в свою очередь, оказал давление на Госдепартамент США, чтобы он отключил сериал — позор — желаю серий можно было найти какое-то место.

Перейти к основному содержанию Поиск